Молитва без любви делает человека фарисеем. – Смешливым, беспечным

"Любовь долготерпелива и добра. Любовь не ревнива, не хвастлива, она не превозносится, 5 не ведёт себя неприлично, не ищет своего, не раздражается, не ведёт счёт обидам, 6 не радуется неправедности, а радуется истине, 7 всё переносит, всему верит, на всё надеется, всё стойко претерпевает". (1Кор. 13:4-7)


Если Иисус — Учитель, то Церковь — прежде всего есть общество учеников. «Великое Поручение» - это именно поручение учить, то есть сделать учениками все народы, уча их соблюдать всё, что Иисус повелел им (Мф. 28:19-20). Стало быть, речь не просто о том, чтобы обратить как можно больше людей, а создать дисциплинированную Церковь, которая исполняет учение Иисуса Христа на практике. Однажды сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12:30). Таким образом, получается, что за Иисусом можно следовать, только будучи частью общины (церкви), которую Он предназначил для миссионерства к миру.
Нагорная проповедь обрисовывает в общинах характер общины. Община Иисусовых учеников должна быть образцовой, живущей в послушании Богу. Она должна быть солью земли, светом миру, городом на холме (Мф.5:13-16). Образцовое послушание составляет важную часть миссии: «Да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Глядя на Церковь, люди должны увидеть волю Божью. Поэтому-то христианам подобает быть праведнее книжников и фарисеев: только Церковь может явить собой убедительный образец возвещённого Иисусом Царства. Учиться Царству, значит учиться видеть мир с точки зрения будущего, к которому его ведёт промысел Божий.
Общинники должны отложить гнев, похоть, лицемерие, гордыню. Вместо этого эгоистичного и своенравного поведения им надлежит возлюбить своих врагов, свободно прощать, любить друг друга и пребывать в Иисусе. Таким образом, Иисус собирает вокруг Себя общину верных Ему и пребывающих с Ним в единстве учеников. Для описания этих взаимоотношений между Церковью и Иисусом Писание использует целый ряд образов. Например, Христос — добрый Пастырь, а они — овцы, данные Ему Отцом; они знают Его голос и никто не похитит их из руки Его (Ин. 10:1-30). Он виноградная лоза, а они — ветви, которые должны пребывать в Нём, чтобы иметь жизнь и приносить плод (Ин.15:1-8).
Иисус дает ученикам единственный ясный наказ: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин.13:34). Это также имеет своей целью свидетельство миру: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35). Иисус наставляет любить друг друга, как Он возлюбил их лишь показав действиями, что означает «любовь» - смиренное служение другим людям. Не требуется особой проницательности, чтобы увидеть — это омовение ног, как акт любви и служения. Дальше по ходу прощальной беседы связь между заповедью любви и отдачей жизни проводится напрямую: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам... Сие заповедую вам, да любите друг друга (Ин. 15:12-14, 17). Таким образом, в смерти Иисуса мы видим акт жертвенной любви устанавливающий крестный путь как норму для ученичества. От членов общины может потребоваться в буквальном смысле друг за друга.
Хотя ученики должны в первую очередь проявлять любовь и служение внутри общины, они, продолжая миссию Иисуса к миру, не могут остаться безразличными к людям, которые находятся вне верующей общины. Иоанн в своём послании повторяет, что члены общины должны любить друг друга: «Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга... Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имея достаток в мире, но видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3:11, 16-18). Таким образом, любовь должна проявляться в определенном поведении. Любовь в общине — это не просто тёплые чувства друг к другу, но и действия.
Формулировка текста « А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедовал нам» (1Ин. 3:23) не только несёт самый общий характер, но имеет целый спектр требуемого поведения.
Текст: «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего»(1 Ин. 4:20-21), имеет неразрывную связь между любовью к Богу и любовью внутри общины. Когда один из учителей Закона подошёл к Иисусу и спросил: «Какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иных больших сих заповедей нет» (Мк. 12:28-31).
Тот, кто не любит, в сущности и не живёт по-настоящему. Настоящая нравственность без любви к Богу и к ближнему невозможна. «Если мы любим Бога и поступаем по его заповедям, то узнаём, что любим детей Бога. 3 Ведь любовь к Богу заключается в том, чтобы мы соблюдали его заповеди, и его заповеди не обременительны...». (1 Ион. 5:2-3).
Христиане могут творить грандиозные дела во имя и во славу Господа: строить церкви, повсеместно благовествовать, читать Библию по несколько раз в день, регулярно посещать богослужения, совершать молитвы и посты, короче, быть набожными людьми. Однако все эти усилия окажутся никчемными, если наше сердце не будет наполнено любовью к ближнему. Апостол Павел замечает: « И если я раздам всё своё имущество, чтобы накормить других, и отдам своё тело, чтобы похвалиться, а любви не имею, то нет мне никакой пользы». (1 Кор. 13:3).
Любовь по-настоящему — значит перейти от слов к делу, от теории к практике. Во все времена были и есть любимые и нелюбимые нами люди. Одним мы отдаём предпочтение перед другими. Такое случается между христианами. Любит, оказывается, не так-то просто. Бывает, от христианина можно услышать и такое: У нас в церкви я люблю всех, за исключением троих. Мне они крайне неприятны. От одного их вида у меня начинается лихорадка, я не могу терпеть их присутствия».
Любовь к ближнему стремится излиться на противника, врага. Иисус учил: «А я говорю вам: не переставайте любить своих врагов и молиться за тех, кто вас преследует...» (Мф. 5:44).
Любовь к ближнему предполагает также проявление этого чувства по отношению к тем, кто нас презирает. На нравственном уровне все действия презирающих можно приравнять к преступлению. Библия высказывается однозначно по этому поводу: «Презирающий своего ближнего грешит, но счастлив тот, кто благосклонен к угнетённым» (Пр. 14:21).
Новый Завет говорит в первую очередь о любви! И если мы откроем Павловы послания, евангелие от Иоанна или Иоановы послания, а также другие Евангелия, то увидим, что в них любовь — один из главных элементов христианской жизни. Любовь «превосходный путь» (1Кор. 13:13), исполнение закона (Рим. 13:8), новая заповедь Иисуса (Ин. 13:34-35), откровение свойств Бога, которые должны быть отражены в отношениях внутри общины верующих (1Ин. 4:7-8). Воистину, в этих текстах любовь лежит в основе христианской жизни. В Евангелии от Марка (12:28-34) конкретно в этом отрывке любовь играет большую роль, так как-это величайшая заповедь Закона: любовь к Богу (Втор. 6:4-5) и любовь к ближнему (Лев. 19:18).
В нашем мире, где царят зло, ненависть и тщеславие, взаимная любовь членов общины — свет, который во тьме светит, и тьма не в силах его поглотить. В нашем мире, где человек человеку — волк, Господь хочет сделать христиан посланниками радости и счастья. Он призывает нас быть там, где правит ненависть и проповедовать любовь. Он хочет нас видеть там, где люди только и делают, что роют ямы друг другу.
Ефесская церковь укоряется в недостатке любви: «Однако у меня есть против тебя то, что ты оставил любовь, которая была у тебя вначале. 5 Поэтому вспомни, что́ у тебя было, но что́ ты утратил, раскайся и твори прежние дела. А если не раскаешься, то я приду к тебе и уберу твой светильник с его места» (Откр. 2:4-5). Без любви невозможна по-настоящему полноценная христианская жизнь. Поэтому нам необходимо постоянно искать возможности для поощерения других верующих проявлять любовь и совершать добрые дела (Евр. 10:23-25). Любовь — не эмоции, а совершённый усилием воли поступок. Любовь — корень, а добрые дела — плод. Своим примером мы должны поощрять других верующих вести христианский образ жизни.
Любовь осуществленная в общине, даёт миру познать Бога. Любовь Божья по прежнему зрима, и не только через рассказ о том, как Бог послал Сына Своего ради нас, но и через продолжающуюся жизнь верующей общины, которая живёт этим рассказом. Иоанн говорит: «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог с нами и его любовь достигает в нас совершенства». (1 Ин. 4:12). Таким образом, через наши деяния любви незримый Бог становится зримым, ощутимым среди нас.
Любовь к человеку — это проявление Божьей любви ко всей нашей земле. Чтобы любовь стала достоянием этого мира, чтобы сделать нас детьми одной семьи Царь славы воссоединился с нами. И когда воплощаются Его прощальные слова: «Вот моя заповедь: любите друг друга, как я люблю вас». (Ин. 15:12), когда мы любим мир, как это делал Он, тогда мы исполняем Его завет.

До сих пор остается популярным лекарство - бальзам, изобретенный католической монахиней в 1826 году

Церковь против возвращения Кашпировского на Российское ТВ

Ученые нашли Бога в мозгу

Кент Маттокс провел служение исцеления в Новомосковске

Представители мировых религий возмущены появлением компьютерной игры, в которой Христос, Мухаммед и Будда борются насмерть

Новости Prolife: Аборт вам аукнется!

Телеканал ТБН организует поездку на Святую Землю

В Украине будут изучать западный опыт в служении инвалидам

Православные отмечают праздник Радоницы

Американец выставил на интернет-аукцион eBay трехметровую «руку Бога»

Пасха за партой, или Правила движения по жизни

Этикет для буддйиских монахов, многие из которых являются транссексуалами, введут в Тайланде

Община Тэзе подарит китайским христианам миллион Библий

Лидер ирландских католиков призывает молиться при помощи социальной сети Twitter

Антикризисные меры церкви

Центр студенческого капелланства начал интернет-вещание

Молодежное служение церкви «Слово Жизни» провело ток-шоу «Нужны ли свидания?»

В Черниговской церкви «Город Света» прошло «Служение чудес»

Дискуссия о преподавании религии в школе еще не завершена, считают эксперты

Пасхальные мероприятия Тушинской евангельской церкви транслировались в Интернет.

Теологи имеют право на ученую степень

В супермаркетах Киева прошла акция «Помоги ближнему»

Четыре древнеегипетских храма найдены на Синае

Ватикан построит крупнейшую в Европе солнечную электростанцию

Православие в России как бизнес-проект

Мальчика из Житомира назвали Иисусом из корыстных побуждений

В Украине создан специальный ресурс для приема жалоб на интернет-порнографию

Православная церковь: Алла Пугачева ведет себя не по-христиански

Китайский христианин-миллиардер построил Ноев Ковчег

В Нижнем Новгороде прошел концерт Александра Патлиса

Когда рождается третий ребенок. Советы семейного психолога и многодетной мамы

Представитель Католической церкви включен в состав Совета РФ

Игорь Никитин призвал христиан, объединиться перед угрозой

В РПЦ просят женевскую конференцию ООН ввести понятие «христианофобия» в международный оборот

Церковь Великобритании возвращается к вере

В Санкт-Петербурге состоялся очередной проект «Золотая Буква»

Христианские издатели Украины подвели итоги программы «Рейтинги продаж»

ТБН становится одним из самых популярных каналов

Патриарх Кирилл считает что Запад переживает духовный кризис

ТБН: «Есть ли свобода вероисповедания в Беларуси»

Миллион фунтов получит ученый за открытие духовной реальности

За уралом открылась первая христианская радиостанция

Издание многотомной «Православной энциклопедии» не будет заморожено

Миссионеры пермского края достигают краев земли

Индусские жрецы, отчаявшись ждать дождя, поженили двух лягушек

UCC проводит конкурс для студентов с призовым фондом в 6000 гривен

Люди с твердыми религиозными убеждениями сильнее борются за жизнь при приближении смерти, установили ученые

В мае пройдет конференция Евангельской Музыкальной Ассоциации

90-летний священник в свой день рождение раздал бедным 15 тысяч долларов

Исследование показало - религия укрепляет здоровье детей

На этом всё. До скорой встречи и удачи Вам во всем!

Пусть Бог обильно благословит Вас в стремлении познать Его!

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает...» (1 Кор. 13:4-8). Тема сегодняшней беседы: высшая христианская добродетель - любовь.

Религия любви к врагам

С любовью приступим. Господь сказал:

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35).

У основателя общежительных монастырей Пахомия Великого родители были язычниками. Юношу взяли в армию, где он терпел обычные лишения: было холодно, голодно. И вот к ним в палатку как-то пришли люди, которые принесли теплую одежду, одеяла, ласково с ними поговорили, дали поесть. И он был потрясен, потому что испытал такую любовь, которую не чувствовал к своей родной матери. Он подошел к офицеру и спросил: «Кто это такие?» - «Да это христиане, они всех так любят». И у молодого Пахомия защемило сердце, он ночь не спал, а наутро ему объявили, что война закончилась и все свободны. Но он уже не мог идти домой, у него сердце было ранено. Он нашел священника, тот дал ему возможность прочитать Евангелие, и после этого Пахомий принял Крещение. Он очень много подвизался в разных подвигах, в отшельничестве, жил в дупле и пришел к неожиданному выводу, что самый лучший, быстрый и надежный способ приблизиться к Богу - это жить в общении. Сама община может быть несовершенной, но в ней находится множество людей, которые тебя поправляют, и ты видишь свои недостатки как в зеркале.

Пахомий написал первый устав общежительного монастыря. В его обители любой человек довольно быстро, уже через несколько месяцев, все земное отвергал и жил святой жизнью. Как вы думаете, сколько было монахов у Пахомия? Тысяча. Потом он создал второй монастырь, тоже на тысячу человек. Затем третий, четвертый, всего девять мужских и два женских. Любовь была способом существования в этих монастырях. И только по одной причине Пахомий выгонял иноков из обители - правда, после предупреждения. Из-за непослушания. А как вы думаете, почему?

У старца Фаддея Витовницкого есть высказывание, что непослушание - это принцип сатаны. Непослушание - это своего рода царство внутри царства, это сатанизм.

- Монахи должны стать земными ангелами, а небесные Ангелы - слушаются Бога...

Совершенно верно. Монахи дают три обета - целомудрия, нестяжания, послушания. Но основным из них является послушание. Потому что если нарушил целомудрие - можно покаяться и исправиться. Страсть может пройти. Обет нестяжания - ну, «душила жаба», к чему-то был человек привязан, но и это тоже потихонечку проходит. А вот если он непослушный, то вообще ни на какое дело не годится. Его даже плотничать нельзя обучить. Как его научишь, если он говорит: «А я по-своему буду строгать, «против шерсти». Что ты мне здесь рассказываешь?» Если человек не хочет слушать учителя, который знает, как делать, то, конечно, он не может быть его учеником.

Естественная потребность

Поднимите руки, кто из вас когда-нибудь в жизни любил? А вас кто-нибудь любил? А как вы определите, что такое любовь?

- Жертва собой ради любимого человека.

Один знакомый бизнесмен, весьма богатый, сказал жене: «Я тебя люблю». - «А как ты это понял?» - спрашивает она. - «Мне на тебя денег не жалко», - отвечает.

Сильный критерий. Другой бы еще смету расходов составил.

- Современные девушки считают, что могут любить, как Джульетта, но она же была верующая, а они нет.

Что из этого следует?

- Значит, не могут.

А, кстати, любовь Джульетты - это хорошо или плохо?

- Она Ромео больше, чем Бога, любила. Нарушила волю отца.

У Джульетты какая любовь-то была? Разве по Богу? Хотя они молились, восклицали, призывали Бога, все это больше похоже на страсть.

Как мы еще можем определить, что такое любовь: денег не жалко, хочется чем-то пожертвовать, можно простить, да? Если есть выбор, кому благо - мне или ему, а вместе мы не умещаемся в лодке, то пусть будет ему. С радостью, да?
Вообще, любовь духовная возможна только по благодати, когда Господь дает благодать.


Мы уже говорили, в основе любой добродетели лежит естественная потребность. Каждый хочет любить и быть любимым. Кстати, это может быть основой любой беседы с детьми, подростками, молодежью. Старец Паисий так и рассказывает, что он легко договаривался с панками, с «оторванными» молодыми людьми. Он их спрашивал: а ты хочешь быть любимым?

Иоанн Златоуст говорит: «Любовь есть основание всякой добродетели». И высшая добродетель. «Любовь есть Бог, а кто хочет определить словом, что есть Бог? Тот слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской», - пишет Иоанн Лествичник. Действительно, дать определение любви очень сложно. Как же определить, что такое Бог? Есть апофатическое (отрицательное) и катафатическое (утвердительное) богословие; через отрицания или аналогии с чем-то мы можем с вами приблизиться к тому, что такое любовь. Сегодня мы с вами этим и займемся.

Первое: любовь к Богу проявляется в исполнении заповедей.

«...кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23).

А вот что святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Свойственно любви часто воспоминать и помышлять о любимом; свойственно любви часто направляться и устремляться сердцем и душою к любимому. Непрестанно помнить любимого и помышлять о нем, непрестанно ощущать себя привлеченным к любимому свойственно любви совершенной. Богу угодно, чтоб такою совершенною любовью мы любили Его».
Совершенная любовь - это Бог Троица.

Лекарство от инфаркта

Любовь выше любых даров и благодеяний. Апостол Павел пишет:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:1-3).

У апостола Павла дается очень красивое, поэтичное определение, которое я студентам рекомендую выучить на всю жизнь, запомнить. Когда им становится грустно, они это вспоминают, у них как бы Евангелие в груди, в сердце:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13:4-13).


«Любовь не раздражается». Сегодня я был у кардиолога на обследовании. И он мне сообщил интересную вещь: сердце, по его словам, болит оттого, что человек живет не мирно. Оттого, что он гневлив. Оттого, что от множества страстей он то и дело попадает в стрессовую ситуацию. У этого профессора - аппаратура мощнейшая. «Я, - говорит, - могу свидетельствовать: хорошее сердце по всем медицинским показателям у человека, который живет мирно, тихо». Который «не раздражается, не завидует, не ищет своего».

- Плакат надо повесить в клинике: «Любовь - лучшее средство от инфаркта».

Да-да. Они там, конечно, проповедуют ходьбу дозированную, физические упражнения, но меня поразило, что, действительно, профессор из своего личного опыта пришел к тому, что существует прямая связь между миром в нашем сердце и его здоровьем. Как только из сердца уходит мир, мы становимся кандидатами к тому, чтобы у нас развилась сердечная болезнь.

Без любви

Есть такие, уже ставшие известными, изречения:

  • Справедливость без любви делает человека жестоким.
  • Правда без любви делает человека критиканом.
  • Воспитание без любви делает человека двуликим.
  • Ум без любви делает человека хитрым.
  • Приветливость без любви делает человека лицемерным.
  • Компетентность без любви делает человека неуступчивым.
  • Власть без любви делает человека насильником.
  • Честь без любви делает человека высокомерным.
  • Богатство без любви делает человека жадным.
  • Вера без любви делает человека фанатиком.
  • Обязанность без любви делает человека раздражительным.
. Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.

- Батюшка, а почему воспитание без любви делает человека двуликим?

Очень просто. Вот ребеночек поступает в воскресную школу, ему там что-то говорят, воспитывают, а после этого он приходит в светское учебное заведение и там его учат совсем по-другому. Без любви. Если нет любви в семье, это вообще корень всех проблем. Ребенок живет и воспитывается в определенной среде, надо ли удивляться, если он «вдруг» становится преступником или совершает безнравственные поступки.

Среди детей воскресной школы он был нормальным ребенком, а вышел оттуда - и попал в другую среду, которой не смог противостоять. Если бы у него был стержень любви, то устоял бы против греховных желаний. А без любви он здесь такой, а там иной. И дома перед бабушкой он представляется одним, перед мамой - другим, а перед папой - третьим. У одного выпросит новую игрушку, у другого добьется разрешения посидеть лишний час за компьютером. Он сталкивает их между собой, зная слабости каждого. Воспитанный с детства в лукавстве, он точно так же станет приспосабливаться к начальникам на работе, делать карьеру или просто праздно существовать. Это калека, духовный инвалид на всю жизнь. А почему? Потому что у него не было воспитания с любовью.

Давайте продолжим список того, что получается без любви.

- Строгость без любви делает человека жестоким.

Любовь без любви делает человека развратным.

- Честность без любви делает человека упрямым.

Совершенно верно: сама добродетель без любви превращается в грех. Воздержанный человек без любви может возгордиться, а может и умереть от недоедания. Он постится и ходит злой. Святые отцы говорят: лучше съесть верблюда, чем человека. Почему так? Потому что человек своей злостью фактически поедает этих людей.

- Молитва без любви делает человека фарисеем.

Совершенно верно. Можно лоб расшибить, говорят: подвижник, по тысяче Иисусовых молитв читает. Но Богу это может быть не угодно. Святые отцы говорят: не от количества прочитанного зависит молитва. Где сердечко при этом? Оно с любовью это делает?

Целомудрие без любви делает человека...

- Тоже фарисеем.

Есть люди, которым Господь дал целомудрие с детства. Смотришь на некоторых целомудренных девиц, думаешь: слава Богу. А копнешь, и становится понятно, что это целомудрие само по себе не спасительно. Человек находится в гордыне, на всех смотрит сверху вниз: «да кто вы такие, вы вообще все развратники, а я человек целомудренный, чистый». Нестяжание без любви делает человека...

- Расточительным.

Кротость без любви делает человека...

- Трусливым. Или безбожным, малодушным.

Радость без любви делает человека...

- Смешливым, беспечным.

Беспечным, да. Он может стремиться к тому, чтобы только ухватить радость, он все время ищет новых впечатлений, наслаждений. У него вся жизнь только в том и состоит, чтобы достигнуть радости. А она пустая, после этой радости плакать хочется. И радость эта на три секунды.

Мужество без любви делает человека...

- Безрассудным.

Безрассудным, может быть, да. Фанатичным.

Смирение без любви делает человека...

- А разве возможно смирение без любви?

Смирение, пожалуй, это разновидность любви. Наверное, смирение без любви - это ложное смирение. Напоказ. Человек прикидывается таким смиренным, смиренным, а потом вдруг - раз, как выдаст...

Педагогика сердца

В чем любовь проявляется? «Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность к Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовью к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице». Так описывает аскетические опыты святитель Игнатий (Брянчанинов). Во время молитвы страх Божий модифицируется в любовь. Греховный помысел отлепляется. Человека так влечет, что он бегом бежит в храм.

Добродетель любви ведет к зрению в ближних образа Божия. Мы любим других людей, не потому что они наши родственники (хотя - все родственники, через Адама и Еву). А за то, что в каждом человеке существует образ Божий. А во всяком ли человеке есть добродетели - подобие Божие? Ну, какие-то есть, да?

Любить в человеке то, что от Бога, - вот на чем основана духовная любовь. Мы не просто придумываем, что он наша кровиночка. Сегодня близкий, а завтра - далекий. Это быстро проходит. Мы видим в нем, прежде всего, божественное.
Идеал - ко всем равная любовь. А можно ли всех равно любить?

- Посредством благодати. Потому что иначе тяжело очень.

Равно любить, но по-разному. Действительно, ведь Христос тоже любил равно, но по-разному. Он же нам дал такой пример любви. «Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела, несказанное наслаждение тела радостью духовной, упоение духовное», - писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Это в чем проявляется любовь. И далее: «Расслабление телесных членов при духовном утешении. Бездействие телесных чувств при молитве. Разрешение от немоты сердечного языка. Прекращение молитвы от духовной сладости. Молчание ума». По свидетельству святителя Игнатия (Брянчанинова), который сам синтезировал опыт множества святых отцов, в любви умолкают телесные чувства. Даже расслабляются все телесные члены.


Как у нас человек сейчас расслабляется? Выпить, закусить, в баню сходить, физиологическим способом уйти от стресса, от противоречий, которые множатся в этом мире. А по любви это возможно совсем по-иному. Это относится и к телу, и к душе, и к духу. Смотрите, какое красивое выражение: разрешение от немоты сердечного языка. А что это за язык такой?

- Общение с Богом.

Когда от сердца к сердцу говорят. Одно дело мы передаем информацию - из одной головы в другую или общаемся душевно, передаем чувства. А есть общение от сердца к сердцу, когда действительно затрагивается наш духовный пласт. Вообще, сердце-то у нас молчит, оказывается. И действительно, немота сердца только при любви и разрешается. Мир Христов наступает в человеке, он успокаивается, сердечко перестает болеть и колоть. Все наши земные заботы поглощаются разумом Христовым.

Жить святой жизнью

У нас недавно было соборование, и на него приходил один профессор. Четыре года назад у него обнаружили рак, быстротекущую саркому. Человек он богатый, метался-метался, но никто ему здесь ничем помочь не смог, все отказались его лечить. И вот он в Швейцарии нашел одного профессора, который взялся его оперировать, но предупредил: никакой гарантии. «У вас быстротекущая болезнь, - говорит, - неделю я вам даю на то, чтобы завершить все свои дела здесь, на земле, попрощаться».

И он на неделю приехал в Москву. Мы начали с ним беседовать и выяснили, что, оказывается, он некрещеный. Ну, мы поговорили, он почитал Евангелие. Пришел на следующий день, мы его крестили, а заодно и его жену.

И вот он подготовил исповедь за всю свою жизнь. Эта была редкая исповедь, он исповедовался более двух часов с великими слезами, с великим откровением, со множеством подробностей. Он действительно описывал, в чем его вина, подробно рассказывал, не просто - грешен, любви не имею, а он действительно показывал - где он этой любви не проявил. Он серьезно отнесся к исповеди, перед лицом смертельной угрозы решил чистосердечно покаяться. На следующий день причастился и улетел в Швейцарию. Через два дня - звонок, говорит: «Батюшка, меня перед операцией положили на обследование и никакой опухоли не обнаружили».

Собрали консилиум врачей, думали, аппарат сломался. Такого быть не может, он же из России привез кипу рентгеновских снимков, а за неделю такие болезни не проходят. Они его на другом аппарате обследовали - от опухоли и следа не осталось. Начали его расспрашивать: «Рассказывайте, как вы лечились? Чистосердечно». Когда он им рассказал, что покаялся, крестился, причастился, врачи говорят: «Видимо, Сам Бог принял участие в вашей жизни, у вас не было шансов на выздоровление». И он еще больше напугался от этого. Приехал на соборование в Москву, говорит мне: «Батюшка, если я не должен был жить, а Бог мне дал жизнь, это ведь не случайно. Значит, Он мне для чего-то ее дал? Поставьте мне духовную задачу, что я должен сделать в оставшееся время».

Я был очень рад этому, люди редко обращаются с такой просьбой. Я тоже помолился и поставил ему духовную задачу: «Бог благословил тебя жить святой жизнью. Когда достигнешь святости, тогда мы этот случай и опишем. Сейчас его описывать бессмысленно, потому что это только половина - Бог дал, а как ты распорядишься этим временем - опять же в твоих руках». Он спрашивает: «Может, планку пониже? А есть прецеденты?» - «Сколько угодно. Князь Владимир был предан чувственным удовольствиям: любил воевать, любил и гулять, тешиться, есть и пить. А потом задумался и принял Крещение. И после этого стал другим человеком».

Душевный духовного не разумеет

- «Любовь - это познание существ бестелесных», - пишут святые отцы. Что это значит? Общение с ангельским миром, с Ангелом Хранителем. Это возможно прежде всего по любви. Я вспоминаю одну девочку, которую встретил на квартире святого праведного Иоанна Кронштадтского. Она ее постоянно посещала и молилась батюшке Иоанну. Так искренне, по-простому, по-детски, что Иоанн Кронштадтский начал ей являться. Причем по несколько раз в день и в присутствии мамы. Возникла такая любовь между Иоанном Кронштадтским и девочкой.

«Немощь греховных помыслов». Это как? То есть помысел возникает, но уже ничего с нами сделать не может. Никакой силы в нем нет, он вял, он не обладает такой энергетикой, чтобы привести нас к греху.

«Сладость и обильное утешение при скорбях». Кто-то нас обидел или мы заболели и при этом испытываем сладость. Почему?

- Приходит понимание, что душа очищается, появляется надежда на Бога.

Слава Богу, что заболел, да? Утешение, что пострадал за свои грехи в этой скорби.

«Зрение устроений человеческих». То есть видишь человека и понимаешь, как он устроен. Этот - телесный человек, с ним по-телесному только и можно общаться, как бы к его немощи снисходить. А этот - душевный, с ним бы хорошо по-душевному говорить, а духовного он не разумеет. А этот - духовный, с ним о духовном и говорить. Духовные проблемы обсуждать, духовно с ним побыть вместе, это важно.

Я знаю одного епископа, у него удивительное свойство строить добрые, хорошие отношения со всеми людьми, даже с малоконтактными. Он может, допустим, разговаривать полчаса о погоде, способен говорить об изменениях климата, о технике, машинах, о деталях каких-то, об урожае, нитратах. Почему он это делает? Я присмотрелся, а люди, с которыми он разговаривает, не могут вместить большего. И его миссионерство заключается не в проповеди Христа, а в том, что он с ними по-доброму общается, на их языке, говорит о том, что им интересно, приятно. А когда у них возникают доброжелательные отношения, эти люди уже задают духовные вопросы, и тогда идут духовные ответы.

Еще один очень важный секрет духовной жизни: ничего не задерживать на себе. Господь дал благодать, а ты ее верни.

Господь дал любовь, и ты ее отдай. Тебе от людей пришла какая-то страсть, неприятность, гнев, а ты отдай это Богу.

Бог же не раздражается. Ты осуждаешь, отдай это Богу, Он не осуждает. Ты чревоугодничаешь, отдай Ему, Бог не чревоугодничает. Ты в нетерпении, а Бог терпелив, он все терпит, отдай это - в молитве, в собеседовании, в простом обращении к Богу. Благодать дана нам для того, чтобы мы воплотили ее в молитву, и через эту молитву отдали бы ее Богу. А через эту молитву Господь опять нам пошлет благодать. И так будет круговорот благодати между Богом и нами.

Живое воплощение любви

Архимандрит Кирилл (Павлов) - живое воплощение любви. Только побыв с ним, возле него, даже не задав ни одного вопроса, и даже, бывает, не услышав от него ни одного слова, ты приходишь в мирное состояние. Многие не могут понять, почему так все его любят. А он просто своей жизнью исполняет Евангелие, у него ум плавает в Евангелии, сердце его - в Евангелии. Евангельская любовь, которая из него истекает, убедительней множества всяких слов, умных, красивых примеров.

Я помню, как-то после праздничной службы, трапезы, мы шли в келью с архимандритом Кириллом, а один из братьев поднимался по лестнице, и старец к нему обратился: «Симоне, любишь ли меня?» - «Конечно, отец Кирилл». Он ему опять: «Симоне, любишь ли меня?» - «Ну отец Кирилл, знаете, как я люблю вас». Батюшка опять: «Симоне, любишь ли меня?» Тот даже спустился, обнялся, расцеловал батюшку. Видимо, как я себе представлял, у него была какая-то обида, какое-то неудовольствие. И батюшка таким образом, любовью эту обиду снял.

Это, кстати, очень хороший способ. Человек на тебя обижается, а ты его спрашиваешь: «Ты на меня не обижаешься?» Что он тебе скажет, что обижается? Скажет: «Да ладно...» Уже легче. «Ну, ты прости меня».

Лучший подарок на именины

Любящий человек охотно сносит неприятности и бесчестие за любимого. Мы как-то были в Иерусалиме с митрополитом Воронежским Сергием - на Преподобного Сергия, его именины. И когда митрополит выходил из Старого города, маленький мальчик, видимо, подстрекаемый иудеями, забежал перед ним и плюнул ему в лицо. А он шел в митрополичьем облачении, панагии. Как вы думаете, что сделал митрополит? Он утерся и сказал: «Это лучший подарок на мои именины. В Христа плевали вот на этом месте. И в меня, - говорит, - плюнули тоже». Это никакая не игра, он настолько был спокоен, даже не размышлял.

«Истинная любовь охотно терпит лишения, беспокойства и труды, сносит обиды, унижения, недостатки, погрешности и неисправности, если нет от них вреда другим; терпеливо и с кротостью переносит низости и злобу других, предоставляя суд всевидящему Богу, праведному Судии, и молясь о том, чтобы Бог вразумил омраченных неразумными страстями», - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

А вот как старец Порфирий Кавсокаливит говорит о постигших нас неприятностях: «Виновником я вижу тебя самого, даже если ты скажешь мне, что виновен тот или та. В конечном итоге и сам ты в чем-нибудь виновен, и обнаружишь это, когда я скажу тебе. Такое рассуждение приобретайте в своей жизни. Это откроет вам невидимую дверь. Тайна в том, чтобы научиться не видеть зла».

Бог вас благословит - завтра духовное упражнение выполните: за весь день ни разу не увидеть зла. С утра до вечера - смотреть и не видеть. А видеть - не прилепляться. А прилепляясь, не раздражаться. А раздражаясь, сразу же каяться. А покаявшись, приходить в мир. И не видеть зла опять.

Молитва об умножении любви

О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных! Приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплаго предстательства, разве Тебе, не вемы, но яко дерзновение имущи ко иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевати в Троице Единаго Бога, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

АФОНСКИЙ СТАРЕЦ ПОРФИРИЙ КАВСОКАЛИВИТ:

«Те родители, у которых трудные и невоспитанные дети, пусть сердятся не на них, но на того, кто стоит за спиной их детей, на диавола. А диавола мы можем одолеть только тогда, когда сами начнем становиться святыми».

«...Прежде всего ребенку нужен человек молитвы. Горячей, сильной молитвы. Молитва творит чудеса. Мать любит гладить и ласкать своего ребенка. Но она должна упражняться и в «духовной ласке» молитвы».

«...Святые чувства матери и ее святая жизнь освящают младенца с самого момента его зачатия».

«Диавол взнуздал твою дочь и делает с ней все, что хочет. Начните вместе с женой молиться за свою дочь. Молитесь все время. Но ничего не говорите девушке. Не упрекайте ее за ее поведение. Когда она, как обычно, поздно вечером будет возвращаться домой, вы говорите ей: «Дочка, твой ужин в холодильнике, достань и поешь».

«Никогда ваши дети не должны слышать, как вы ссоритесь между собой... даже что вы повышаете голос друг на друга!»
«...Когда родители не ладят между собой, у них вырастают трудные дети».

«Когда вы хотите что-либо сказать своим детям, скажите это Пресвятой Богородице, и она Сама все управит».

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 34-35 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: якоже возлюбих вы, да и вы любите себе: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою

Заповедь новую даю вам (13, 34) . Так как они, слыша эти слова, естественно могли прийти в смущение, как люди, которые будут лишены всякой помощи, то Он утешает их, ограждая любовию – этим корнем и утверждением всех благ. Он как бы так говорил: вы скорбите о том, что Я отхожу? Но если вы будете любить друг друга, то вы будете еще сильнее. Почему же Он не так сказал? Потому, что сказал то, что было для них гораздо полезнее: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте (ст. 35) . Этим уже показал вместе и то, что лик их не разрушится, как скоро Он даровал им и отличительный признак. Это Он сказал уже тогда, когда предатель был отделен от них. Как же Он называет эту заповедь новою, когда она была и в Ветхом Завете? Он сделал ее новою по самому образу; поэтому присовокупил: якоже возлюбих вы (ст. 34) . Я, говорит, не долг вам отдал за предшествовавшие ваши заслуги, а Сам начал (любить вас). Так и вы должны благотворить своим друзьям, хотя бы и ничем не были обязаны им. Таким образом, умалчивая о чудесах, которые они имели совершить, Он отличительным признаком их поставляет любовь. Почему же так? Потому, что она-то в особенности означает святых людей, так как она есть основание всякой добродетели. Ею по преимуществу все мы и спасаемся. Она-то, говорит, и означает ученика. Тогда все похвалят вас, когда увидят, что вы подражаете Моей любви.

Что же? Не гораздо ли лучше показывают это чудеса? Нет. Мнози бо рекут: Господи, не Твоим ли именем бесы изгонихом? (Мф. 7, 22) . И опять, когда Апостолы радовались, что им повинуются бесы, сказал: не радуйтеся, яко дуси вам повинуются; но яко имена ваша написана суть на небесех (Лк. 10, 20) . Правда, чудеса привели (ко Христу) вселенную, но это потому, что им предшествовала любовь. Если бы не было любви, не было бы и чудес. Она тотчас сделала Апостолов людьми добрыми и прекрасными, так что у всех было одно сердце и одна душа. А если бы они были несогласны между собою, то погибло бы все. Но не к ним одним это сказано, а и ко всем имеющим уверовать в Него. Ведь и теперь не другое что соблазняет язычников, а именно то, что нет любви. Но они, скажешь, упрекают нас и в том, что не бывает чудес? Да, но не столько. В чем же Апостолы показали любовь? Видишь, что Петр и Иоанн неразлучны друг с другом и вместе входят в храм? Видишь, что Павел также одушевлен любовию к ним, – и ужели еще сомневаешься? Если они стяжали другие добродетели, то тем более имели любовь, которая есть мать добра: она произрастает от души добродетельной, а где порок, там увядает это растение. Когда, сказано, умножится беззаконие, изсякнет любы многих (Мф. 24, 12) .

Блаж. Феофилакт Болгарский

Евфимий Зигабен

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга

Есть и древняя заповедь: возлюбиши ближняго своего яко сам себе (Лев. 19, 18) , но заповедь, данная теперь, больше той, так как Иисус Христос присоединяет:

Якоже возлюбих вы, да и вы любите себе

Это – новая черта. Древняя заповедь повелевала любить ближнего, как самого себя, а эта повелевает любить больше, чем самого себя, потому что Иисус Христос так возлюбил нас, что и Самого Себя не пощадил, а умер за нас. Некоторые изъясняют это иначе: древняя заповедь гласила: возлюбиши искренняго твоего и возненавидиши врага твоего (Мф. 5, 43) , а теперь Спаситель заповедует любить всех, даже и врагов. И Сам Он любил всех учеников, так что не только не ненавидел Иуды, который злоумышлял против Него, но даже возмутился духом вследствие сильного смущения и печали об его погибели.

Еп. Михаил (Лузин)

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга

Заповедь новую даю вам : оставляя вас для деятельности в распространении и утверждении в мире сем Царства Моего, доколе не возьму вас к Себе (Ин. 14:3) , Я для руководства вам в вашей деятельности даю вам новую заповедь , исполнением которой вы будете отличаться от всех, как именно Мои ученики, и по исполнению которой вас будут все узнавать именно как Моих учеников. Эта заповедь новая: да любите друг друга . Заповедь о любви к ближнему дана была и в законе Моисеевом: люби ближнего как себя (Лев. 19:18) ; любовь к ближнему предписывается и законом совести, почему мы видим любовь к ближним и у язычников. Но тем не менее Господь называет эту заповедь Свою новой, означая тем ее особенный, действительно новый, характер у учеников и последователей Христовых, выражающийся и в побуждениях к любви, и в степени и в объеме ее. Христианская любовь к ближним не есть естественное только, присущее душе человеческой, человеколюбие (филантропия), возможное и у язычников, как основывающееся на законе совести, и не есть предписание, имеющее целью только ограничение любомстительности, как в законодательстве Моисеевом (Лев. 19:18) , но есть свободная, добровольная любовь христиан между собою во имя Христово , во имя Христа как Искупителя всех людей, связанных неразрывно между собою этим искуплением. От сего древняя заповедь о любви к ближним получает новый характер, отличающий ее от всякой другой, и именно как христианская в этом смысле она заповедь действительно новая, потому что любовь к ближним, как любовь во имя Христа Спасителя, явилась только в христианском мире, и в христианском мире только та любовь к ближним истинно христианская, которая проявляется во имя Христово. Соответственно сему христианская любовь отличается особенной чистотой, бескорыстием, так сказать одухотворенностью: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга чисто, свято, бескорыстно. Только такая любовь может достигать необыкновенно высокой степени и силы, ибо основывается на бесконечно высокой идее всеобщего искупления Христом и духовного единства всех во Христе, как братьев в одном семействе Христа, или как членов одного духовного тела Христова. Оттого только здесь возможна любовь ко врагам, не возможная ни в иудействе (ср. Мф. 5:43), ни в язычестве, ибо там для нее нет основания, и только жившие верой в будущего Мессию некоторые великие еврейские мужи иногда достигали до понятия любви ко врагам. По всему сему заповедь о любви, данная Господом, есть новая заповедь. - Как Я возлюбил и пр.: не степень и сила любви означаются сим собственно (хотя и не исключаются), а самый характер любви, любви ко всем во имя искупления всех Христом, а не во имя чего-либо другого.

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга

Kак разлучающийся со своими детьми отец, Христос преподает ученикам Свои последние наставления. Прежде всего Он дает им главную заповедь, которую они обязаны соблюдать - это заповедь о взаимной любви. При этом заповедь о любви Христос называет «новой» не потому, чтобы раньше Он не учил их любить друг друга, а потому, что говорит здесь как Царь, основывающий Свое Царство. Его новое Царство основано и на новых началах - именно прежде всего на любви, которая отныне в Царстве Христовом становится основным законом жизни членов этого Царства. В других, земных человеческих царствах в качестве основных государственных законов утверждены были другие начала и, прежде всего, начало государственного эгоизма, ради которого приносилась в жертву всякая человеческая личность. В Царстве же Христа такому началу нет места, и личность сохраняет все свои законные права как образ и подобие Божие. Далее, заповедь о любви, которую здесь дает Христос, является новой даже и по отношению к той заповеди о любви, какая существовала уже в Ветхом Завете (Лев.19:18) , потому что в Ветхом Завете эта заповедь также не имела значения принципа морали, на котором была бы построена вся ветхозаветная этика. А главное, в Ветхом Завете требовалось любить «ближнего своего», т. е. делалось подразделение между людьми: одни были ближе, другие дальше. Господь же здесь говорит не только о ближнем, которого нужно любить, а вообще о людях, которые все стоят друг к другу в отношениях близости. «Любите друг друга» - это значит, что среди последователей Христа не может быть людей, которые не были бы нам близки, что всех мы должны любить, как ближних своих. Некоторые толкователи полагали, что новость заповеди Христовой заключается и в степени любви, в ее силе, доходящей до готовности самопожертвования («люби ближнего больше, чем себя», - толковали древние греческие и некоторые новые толкователи). Но едва ли можно принять такое мнение, потому что частица «как » (καθώς) в выражении «как Я возлюбил …» не обозначает степени, но скорее (ср. Ин.17:2 , ) настроение любящего, которое в основе своей, - а не в степени, размере, - должно уподобляться настроению, какое было во Христе (ср.