Методика внесения новой игрушки в доу. Подбор игрушек для разных возрастных групп. По материалу изготовления

Появление в группе новой игрушки всегда радостное событие. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог. Если он ставит задачу привлечь внимание детей к тому или иному предмету, изображённому в игрушке, он показывает её и подчёркивает присущие ей свойства, качества.

Предлагая образную игрушку (изображающую взрослого, ребёнка, зверюшку), воспитатель проявляет своё положительное отношение к ней, возбуждая такое же отношение у детей.

При внесении сюжетно-моторных игрушек необходимо раскрыть их назначение, способы действия с ними. Ожидание детьми чего-то нового возбуждает их интерес, настраивает на радостное восприятие игрушки.

Если игрушка хрупкая и механизм её требует осторожного обращения, нужно предупредить об этом детей, показать способы обращения с нею.

Любую игрушку нельзя отделять от игры, превращать в наглядное пособие. Дети осваивают игрушку в игре, в игровых действиях, принимают её в свой мир.

Процесс обыгрывания игрушки, усвоения детьми способов обращения с нею неодинаков по отношению к разным игрушкам. Одни быстро входят в самостоятельные игры детей, другие требуют постепенного внедрения, неоднократного обыгрывания.

9 методик внесения детской игрушки в группу детей детского сада

Способ1 . Музыкальное оформление.
К каждой новой игрушке рекомендуется подобрать песенки или звуки, которые связаны с названием игрушки. Игра чем-то напоминает «Угадай мелодию», только простая версия. Например, вносим игрушку барабан. При этом звучит Песенка про барабан. Может быть целая музыкальная подборка под конкретную игрушку: барабанная дробь в цирке, звук барабана оркестра и т.д. Пока звучит музыка детям предлагается угадать, какая игрушка сейчас появится.
Способ 2 . Театральная постановка Игрушке дается актерская роль, как в театре и она участвует в театральной постановке. Например, кукла Мариша превращается в заколдованную царевну, которую все раскалдовывают. Сценка разыгрывается буквально 5-8 минут. Сценарий необходимо продумать заранее. Для постановки потребуются другие персонажи и сцена.
Способ 3 . Загадки, прибаутки, стихи О предмете – игрушке можно загадать загадку, а также рассказать стихотворение.
Способ 4 . История, сказка Прежде, чем приподнести игрушку детям, можно поведать удивительную историю о ней, рассказать сказку. В этом случае не требуются сценарий и сцена.
Способ 5 . Спортивные игры, соревнование Игрушка включается как элемент спортивной игры. Например, игрушка может задавать спортивные задачки. Кукольное хозяйство (посудку) можно предложить детям на скорость сервировать для кукол на стол. Игрушка заяц может попросить детей попрыгать также быстро как он.
Способ 6. Волшебство Игрушка может быть накрыта красивым покрывалом, расшитым блестками и бисером. Такие покрывала очень напоминают платки из Индии или Турции. Знакомство с игрушкой начинается словами, которые описывают свойства игрушки. Саму игрушку можно трогать под покрывалом, но не показывать, пока дети не догадаются, какая игрушка спрятана под покрывалом. Например, «Что скрывает волшебное покрывало? По форме это квадрат, если потрогать пальчиками, то оно похоже на стекло, а по запаху это малина».
Вместо покрывала может быть использован сундук, в котором всегда появляются очень значимые предметы.
Способ 7 . Гости Когда игрушка приходит в гости, все дети стараются ее чем-нибудь порадовать, угостить и рассказать что-то интересное. А потом игрушка рассказывает о себе что-то полезное и просит детей погостить у них
подольше.
Способ 8 . Дружба Игрушка хочет узнать у детей, что такое дружба и можно ли подружиться с детьми.
Способ 9. Забота Здесь игрушка преподносится как яркий, красивый предмет, за которым нужно бережно ухаживать, не ронять, не рвать, мыть. Здесь детям можно показать как ухаживать за игрушками, рассказать историю о бережном отношении к предметам.



46. Занятия как фронтальная форма организации обучения дошкольников. Виды,структура,особенности руководства. ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ - способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Формы отличаются по количест составу участников, характеру взаимодействия между ними, способам деятельн, месту проведения и т.д. В д саду используются фро-ные, груп и,.индивид формы организован обучения.Осн форма организ обуч детей в д. саду - занятия. Они организуются и проводятся педагогом в соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском саду"". проводятся с детьми всех возрастных групп дет сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения занятия, как правило, это утренние часы. (См, таблицы № 3, 4) Занятия организуются по всем направлениям воспитательно-обраэоватедьнрй работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре. В занятии можно выделить три основные части.

Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.

Вторая часть-- самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.

Третья, часть - анализ выполнения задания и его оценка. В последние годы осуществляется поиск путей совершенствования обучения в детском саду, указываются недостатки фронтальных форм проведения занятий: на таких занятиях реально работает не более 1/3 группы (самые активные дети); используется школьная форма организации (по типу урока) со всеми требованиями произвольности поведения, что еще не совсем доступно детям дошкольного возраста; занятия часто носят формальный характер (без обратной связи и актуальных развивающих задач). Отмечается целесообразность проведения занятий с подгруппами детей

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ

Занятия проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении.

Воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускает низкого наклона головы, что ведет к неправильному положения позвоночника и развитию близорукости.

Воспитатель не должен допускать переутомления детей на занятиях. Необходимо предусматривать чередование различных видов деят-ти детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.

После занятия с пластилином, землей, клеем, красками нужно следить, чтобы дети тщательно мыли руки.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

Точно определить образовательные задачи занятия, его место в общей системе занятий.

Творчески использовать на занятии все дидактические принципы в единстве.

Определить оптимальное содержание занятия в соответствии с программой и уровнем подготовки детей.

Выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели занятия.

Обеспечить познават. активность детей на занятии, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия.

Систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

Организационные- Иметь в наличие продуманный план проведения занятия.

Четко определить цель и дидактические задачи занятия.

Грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО.

Поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей на занятии.

47. Экскурсия, как форма занятия. На экскурсии ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В младших группах они проводятся внутри помещения и в пределах участка детского сада, в средней и старшей группах - за его пределами. Для экскурсии характерно непосредственное восприятие жизненных явлений, наблюдение их. Экскурсии используются для ознакомления детей с природой, с трудом взрослых, результатами их труда, для ознакомления с общественными явлениями и событиями. Проведение экскурсии требует подготовки: разрабатывается маршрут, структура, определяются методы, материал, который могут собрать дети, необходимое оборудование. 0 предстоящей экскурсии детям сообщается заранее. Непосредственно перед экскурсией проводится короткая беседа, на которой выясняются представления детей об объектах наблюдения, напоминают о правилах поведения на экскурсии. В ходе экскурсии детей размещают так, чтобы всем был хорошо виден объект наблюдения. Углубление и закрепление представлений, полученных на экскурсии осуществляется на занятиях и в повседневной жизни (в труде, изодеятельности, конструировании). В заключении на занятии проводится итоговая беседа.

48 Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в том, что:

I. Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко ИСПОЛЬЗУЮТ игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.

2. Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.

Формирование трудовых навыков: в раннем возрасте у ребенка складываются лишь предпосылки к овладению орудийными операциями. Овладение простейшими орудиями труда происходит в дошкольном возрасте.

Постановка цели: дети младшего дошкольного возраста ещё не умеют ставить цель в труде. Эта способность у малышей развивается постепенно в процессе самообслуживания. Вначале цель ставит педагог. Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях. При изменении условий им следует подсказать, что надо делать. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.

Мотивы труда: у младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат). У старших все большее значение приобретают мотивы общественного характера, которые проявляются как стремление сде­лать что-то полезное близким людям.

Планирование : планирование. детьми трудовой деятельности имеет ряд особенностей: они плани­руют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию (что приготовить для работы, какие материалы взять, куда поста­вить и т.п.); намечают лишь основные этапы работы, но не спосо­бы исполнения; они не планируют контроля и оценки своей работы; словесное планирование отстает от практического.

Отношение к результату : младшие дошкольники ещё не могут самостоятельно уви­деть и оценить результат своего труда.Это делает воспитатель при завершении трудового процесса. В старшем дошкольном возрасте от­ношение к труду меняется. Дети уже до начала работы интересуют­ся, зачем она нужна, кому предназначен результат. Изменяется и оценочное отношение к результату труда: формируются критерии оценки, преодолевается её категоричность и немотивированность, хотя ребенку легче оценить работу сверстника, чем свою.

3. Трудовая деятельность детей имеет свою специфику т поэто­му требует особого подхода и руководства со стороны педагога . Рассмотрим специфику труда детей в сравнении с игровой и учеб­ной деятельностью по основным компонентам (цель, план, процесс, результат).

Вид деят-и Компонент ИГРА ТРУД УЧЕНИЕ
Цель В её постановке главкам роль принадлежит детям, обуслов-ливается интереса- ми и желаниями Совместная (для детей и взрослых) постановка цели Цель перед детьми ставит педагог, который руководству- ется программой
Планирова-ние Дети подчиняются свободному замыслу, обговаривариваемые пути развития сюжета могут изменяться. Предварительный план не обязателен Характерно предварительное обговаривание всех сторон деятельности Занятие проводит педагог по заранее продуманному плану. Дети выпол-няют указания воспитателя.
Процесс деятель-ности В процессе руководства педагог должен считаться с замыслом и интересами детей. Прямые указания могут привести к разрушению игры. Участником педагог может не быть. Общение возникает либо на основе единства замысла, либо на основе личных симпатий. Дети с помощью игрушек или предметов-заместителей изображают деятель-ность взрослых. Их действия носят игровой, отобразительный характер и не приводят к реальному результату. Взрослые и дети действуют совместно, направляя усилия на достижение общего результата. Педагог не должен от на чала и до конца выпол-нять работу с вос-питанниками, но они должны видеть заинтересованность взрослого в дости-жении общей цели. Общение возникает на основе единства цели. Сотрудничест-во и взаимопомощь поддерживаются и поощряются педагогом. Ведущими явл-ся предметно-орудийные действия, с помощью которых и достигается результат. Педагог всецело направляет деят-ть детей: педагог учит – дети учатся. Усилия детей в достижении постав ленной цели носят индивидуальный характер. Ведущими явля- ются умственные действия и учеб- ные навыки
Результат Не приносит практи-ческого результата. но вызывает у детей ра-дость, довлетворение, Может быть заверше-на на любом этапе и от этого не теряет сво-ей привлекательности. Смысл труда состоит в полу- чении практичес кого результат, удовлетворяющего чью-то потреб ность. Дети получают результат по- знавательного характера - научился.

Требования к организация детского труда :

I. Систематичность детского труда . Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка

2. Постепенность рабочей нагрузки . Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства "мышечной радости" (Е.А.Аркин), что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребенка во время работы: отмечают изменение цвета лица, влажности кожи, определяют частоту пульса и дыхания до и после физической нагрузки в течение 3 минут. Ответная реакция со стороны сердечно-сосудистой к дыхательной систем говорит о благоприятной допустимой и неблагоприятной физической нагрузке.

3. Подбор оборудования для труда . Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.

4. Создание в группе трудовой атмосферы . Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя - постоянного рнимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение яри этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

49. Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада. САМООБСЛУЖИВАНИЕ - это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое без требования извне, из внутренней потребности соблюдать гигие­нические правила.

Специфика : перед ребенком всегда ставится кон­кретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необ­ходимо для него; результат, которого он достигает, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности

Значение :

трудовое воспитание дошкольников начинается с этого вида труда;

приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками;

очевидна его жизненная необхо­димость, направленная на удовлетворение повседневных личных по­требностей ребенка;

приучает к систематическому труду; дети на­чинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными жизненными потребностями; воспитывается отри­цательное отношение к безделью и лени;

дети впервые устанавлива­ют известные отношения с окружающими людьми, осознают свои обя­занности по отношению к ним; узнают цену заботам о себе и приоб­ретают умение действенно заботиться о своих близких;

дополняет внутреннюю культуру ребенка: он стремится быть полезным, не об­ременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом; всегда требует определенных физических и умственных усилий, которые тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды.

в младших группах учат де­тей самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку, не проливать еду, наклоняться над тарелкой, самостоятельно оде­ваться и раздеваться, умываться, правильно пользоваться полотен­цем, садиться за стол только с чистыми руками;

дети средней груп­пы могут проявлять большую самостоятельность в умывании, одева­нии, еде, перед ними ставится задача оказания взаимопомощи при одевании, оказания помощи малышам в одевании, уборке игрушек, воспитатель все больше обращается к сознанию детей;

в старшем дошкольном возрасте большое значение придается длительным обязан­ностям по самообслуживанию, продолжают приучать бережно относить­ся к вещам: чистить одежду, обувь, чинить игрушки, книги, включа­ют в обучение детей более младших групп элементарным умениям.

Методы :

показ каждого трудового действия и его последовательности подробное объяснение, общее напоминание, проверка и оценка, само­оценка, поощрение, наблюдение за поведением окружающих взрослых, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произ­ведений, просмотры кукольных спектаклей и др.

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД - поддержание чистоты и порядка в помещении (групповой, раздевальной, умывальной и спальной комна­тах) и на участке, помощь взрослым при организация режимных про­цессов. Этот труд в элементарных формах появляется уже в младшем дошкольном возрасте, но особенное значение приобретает в средней

Государственное бюджетное образовательное дошкольное учреждение

детский сад № 40 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

«Обыгрывание новой сюжетной игрушки»

конспект занятия в 1 младшей группе

Конспект составлен

воспитателем II квалификационной категории

Коскова Ольгой Александровной

Колпино, 2012 год

Цель: Познакомить детей с новой игрушкой (Котик), ее внешним видом (усы, цвет и качество шерсти, хвостик, ушки, лапки, глаза, тощий, голодный зубы); повадками (мурлычет, моет языком, пьет молоко; живет дома, лакает). На основе использования литературного материала (О.Н. Козак «Игры с детьми от рождения до трех лет». Д. Чуяко «Про котенка». П/и «Кот Васька»)

Задачи:

  1. Стимулировать детей на простейший игровые действия с игрушкой (помыть, расчесать, накормить), используя предметы заместители (кубик, расческу – палочку, корм для кота)
  2. Формировать навыки общения ребенка с игрушкой:

Сопровождать словами выполняемые игровые действия,

Придумывание (припоминание известного) имени игрушки,

Побуждать детей к высказыванию о животных, живущих в их семьях,

Формировать умение представлять себя игрушке (называние своего имени)

Материал к занятию:

Мягкая игрушка «Котик»; коробка, в которой она сначала находится; хорошо знакомая детям кукла Катя; предметы – заместители.

Ход занятия:

Воспитатель ходит по группе, заглядывая в разные ее уголки, создавая ситуацию поиска чего – либо, (пытаясь привлечь этим внимание детей). Через некоторое время подходит к кукле Кате и спрашивает у нее: «Не видела ли она чего – либо необычного в группе? Так как она узнала, что в группе поселился незнакомый зверь. Катя (воспитатель) «отвечает», что она знает, где находится этот зверь и с удовольствием расскажет о нем всем детям. Катя (воспитатель) начинает рассказ: Этот зверь живет лишь дома

С этим зверем все знакомы.

У него усы как спицы.

Он, мурлыча, песнь поет,

Только мышь его боится…

Угадали? Это …(кот).

Воспитатель вместе с Катей открывает коробку и оттуда появляется новая игрушка «Кот».

Воспитатель, беря его на руки и показывая детям, рассказывает: «Котик беленький, хвост у него серенький (показывает), шерстка мягкая, пушистая (предлагает детям погладить игрушку), ушки маленькие, остренькие; глазки большие, зеленые.

Воспитатель: Посмотрите, это котенок. Обращаясь к кукле Кате: Откуда появился котенок (как он у нас оказался)

Катя (воспитатель) продолжает рассказ:

«Я нашла котенка в роще,

Был голодный он и тощий,

Он мяукал, был ничьим,

А теперь он стал моим.

Я взяла его домой

Навсегда теперь он мой».

Воспитатель : Катюша, пусть котенок живет у нас в группе. Дети, вы хотите? А ты, Катя? Теперь он будет нашим. Только, что это с ним? Мне кажется, что у котенка грязные лапки, ведь Катя нашла его на улице (в роще). Что нужно сделать, чтобы лапки стали чистыми. Конечно, помыть их. Сашенька, возьми «мыло» и помой котенку лапки… Молодец, теперь лапки у котенка чистые. А вот, шерстка лохматая и торчит в разные стороны. Надо ее…(причесать). Леночка, причеши, пожалуйста, котенка. (Чем ты будешь причесывать?). Отлично, шерстка стала гладкой и очень красивой. Ну, а теперь нашего гостя нужно угостить. А что же любят, есть котята? (ответы детей) Молодцы, все знаете! Пойдемте и приготовим ему что-нибудь вкусненькое.

Дети отправляются в игровой уголок и «готовят», затем приносят разные угощения, рассказывают о них и предлагают котенку. После того как котенок поел можно уложить его спать и спеть колыбельную.


Введение

Дошкольное детство, по словам Т. И. Бабаевой, уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Понять детство - значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребёнка.

Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через детские игры, ведь игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Мир детства неразрывно связан с игрой и игрушкой. Играя в песочнице, возводя замки из песка, укладывая кукол спать, «путешествуя» по разным странам, дети постигают азы жизнеустройства, моделируют пространство, познают время.


1. Характеристика игрушки и взгляды

педагогов на игру

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Януш Корчак писал: «Игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». К. Д. Ушинский утверждал, что для ребёнка игра - это «действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интересна она для ребёнка потому, что понятнее, а понятнее, потому что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живёт, и следы этой жизни глубже остаются, чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее ещё никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя - уже зреющий человек. Оно пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими созданиями».

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости.

Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Так, исследования Коссаковской Е. А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Кукла - обобщенный образ человека, позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, переодевать и т.д.

Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок. Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт предмета, отличающих их от других (например, у Деда Мороза - длинная шуба, большая шапка, палка, мешок с подарками).

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.

Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д.

Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. В народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания.

К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которые само же к ним привязало». Так же Ушинский подчёркивал, что именно от того, какие впечатления будут отражаться в игре ребёнка, как в ней будут применяться игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека

Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Н. К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.

Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Игрушка побуждает детей к разнообразным действиям и удовлетворяет потребности ребенка в активном движении. Игры с мячом, шарами, игры в городки развивают быстроту реакции, точность и координированность движений. Многочисленные игрушки, предназначенные для детей раннего возраста: погремушки, мячики резиновые, - развивают у ребенка зрительную и слуховую сосредоточенность, способствуют развитию хватательных движений и предметных действий.

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Урунтаева Г. А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.

Таким образом, воздействие игрушек разносторонне. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор.


2. История игрушки

Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако, конкретно-исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр.

Сопоставляя игрушки, добытые при археологических раскопках, с современными игрушками Е.А. Аркин заключает свое сравнение: «…устойчивость детской игрушки, ее универсальность, неизменность ее основных форм и выполняемых ею функций – очевидный факт, и, может быть, именно очевидность этого факта была причиной того, что исследователи не считали нужным останавливаться на нем или подчеркивать его. Странным должно казаться, что ребенок, рожденный и растущий в условиях культуры ХХ в., пользуется сплошь и рядом как источником радостей и орудием для своего развития и самовоспитания той же игрушкой, которая является достоянием ребенка, рожденного от людей, которые по своему умственному развитию близки к обитателям пещер, растущего в условиях самого первобытного существования. И эти дети столь отдаленных друг от друга эпох человечества проявляют свою глубокую внутреннюю близость тем, что они не только получают или сами создают сходные игрушки, но что еще более поразительно, тем, что делают из них одинаковое применение».

Утверждение Аркина о неизменности игрушки в ходе исторического развития общества логически приводит к тому, что игрушка отвечает каким-то неизменным природным особенностям ребенка и не находится ни в какой связи с жизнью общества и жизнью ребенка в обществе. Повторяя указанное в предыдущем пункте положение Г.В. Плеханова о том, что игра по своему содержанию восходит к труду взрослых, мы видим, что оно противоречит выводам Аркина, поскольку игрушка не может быть ничем иным, как воспроизведением формы предметов из жизни и деятельности общества, пусть упрощенной, обобщенной и схематизированной формы.

В изменении характера игрушек на протяжении человеческой истории наглядно отражена действительная история игрушки, обусловленная историей развития общества, историей развития ребенка в обществе.

Необходимо сделать уточнение - Е.А. Аркин пишет об изначальных игрушках, и относит к ним:

а) звуковые игрушки – трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;

б) двигательные игрушки – волчок, мяч, змей, примитивные варианты бильбоке;

в) оружие – лук, стрелы, бумеранги;

г) образные игрушки – изображения животных, кукол;

д) веревочку, из которой делают различные, порой замысловатые фигуры.

Все игрушки, которые Е.А. Аркин относит к «изначальным», являются продуктом исторического развития. Однако, раз возникнув на определенном историческом этапе развития человеческого общества, они не исчезали вместе с исчезновением тех орудий, копиями которых они являются. Отсюда вывод - игрушки живут дольше, чем орудия.

Д.Б. Эльконин, анализируя историческое положение игрушки, делает вывод о том, что у изначальных игрушек нет истории лишь при внешнем рассмотрении. «Если же рассматривать игрушку в ее функции, то можно с полной уверенностью сказать, что так называемые изначальные игрушки в ходе истории человеческого общества радикально меняли свою функцию, становясь в новое отношение к процессу развития ребенка». Далее Д.Б. Эльконин приводит убедительный пример изменения и развития игрушки на таких «изначальных» игрушках, как лук и стрелы. После появления огнестрельного оружия, «лук по-прежнему остается в руках детей, но теперь действие с ним уже не связано со способами охоты, и упражнения с луком используются для развития некоторых качеств, например меткости, необходимых охотнику, пользующемуся и огнестрельным оружием».

Все реже можно встретить ребенка, использующего лук как игрушку.

Отсюда следует, что изначальная игрушка лишь по внешней видимости остается неизменной. В действительности она, как и все остальные игрушки, возникает и исторически изменяется, ее история органически связана с историей изменения места ребенка в обществе и вне этой истории не может быть понята. Ошибка Е. А. Аркина, на наш взгляд, и заключается в том, что он изолировал историю игрушки от истории ее обладателя, от истории ее функции в развитии ребенка, от истории места ребенка в обществе. Развитие игрушки неразрывно связано с развитием общества. Игра детей по своему содержанию связана с жизнью, трудом и деятельностью взрослых членов общества. Тематика и формы игрушек находятся в непосредственной связи с материальной жизнью общества и развитием его духовной культуры, а также с эволюцией педагогических взглядов.

На очень ранних ступенях культуры между игрушками и предметами религиозного обряда нет существенной разницы; творчество достаточно примитивно: взрослый практически не отделяет себя от ребенка. «С повышением культуры дети все в более позднем возрасте дорастают до взрослых, они дольше играют вместо того, чтобы уже жить, отсюда – усложнение игрушки, но здесь же источник выдуманности ее, начало приспособления к детскому пониманию, а отсюда один шаг до педагогического клейма; игрушки, как средство воспитания и обучения, это – уже полная противоположность первоначальной игрушке, созданной инстинктом художественного творчества».

В древних игрушках подкупает искренность, теплота и любовь, с которой эти вещи делались. Все это отсутствует в прекрасно выполненных фабричных игрушках.

На низких ступенях культурного развития человечества игрушки должны рассматриваться как часть общего народного искусства: здесь нет ничего оторванного от жизни и интересов взрослых, ничего преследующего особые воспитательные цели; игрушки делаются и детьми и взрослыми – для себя для близких; нет массового безличного изготовления на неизвестного потребителя. Отсюда при бедности умения, техники – богатство замысла, яркий след личного вкуса, местный колорит.

Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Много интересного можно встретить, изучая игрушку – неотъемлемую часть древнего мира, выступающую своеобразной иллюстрацией эпохи.

Не только у первобытных, но и у народов с древней, высокой культурой мы находим рядом с ребенком его игрушку. По существу эти игрушки мало разнятся от современных; изменяется лишь форма, детали и техника изготовления. Уже в древнем Египте известны были игрушки, которые по древнему обычаю клались рядом с умершими детьми, и таким образом, они сохранились до наших времен. Теперь мы имеем возможность знакомиться с этими игрушками в разных европейских музеях.

Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Эти предметы имели еще и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отгоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Были также трещотки наподобие утки, лошади или чаще всего свиньи, как эмблемы покровительства детям; внутри они были пусты, и в них лежали камешки или шарик. Кретала делались из деревянных или металлических пластинок, соединенных между собой с одной стороны. Устройство систра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней.

Самые ранние известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные фигурки коров. В Древнем Египте впервые встречаются игрушки с несложным механизмом движения - «Крокодил» и «Тигр». Древние мастера изображали их с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая месящего тесто раба. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. «Месильщик теста» – это прототип многих народных игрушек. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. В этих игрушках главное передано движением, все остальное условно и скупо.

Позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э. Конь был одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции. Большинство миниатюр коней и всадников сделано из глины. Образ коня передавался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов.

Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь игрушки из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, мы находим изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок.

В глубокой древности возник и такой известный вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Любимыми игрушками были куклы, паяцы и статуэтки. Паяца мы встречаем в древних могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Иногда руки и ноги в виде тонких палочек, с нарезками на местах кисти и щиколотки; иногда же встречаются куклы с отлично вырезанным туловищем, сложной прической, а руки и ноги имеют плечевой, локтевой и коленный суставы. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами, и призванными скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, чтобы кукла не убежала из гробницы.

Античные Греция и Рим оставили довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно из дорогих материалов выполнялись куклы для детей знати. В то время существовали и куклы-марионетки.

Известно было тогда уже и серсо, но не в виде деревянного обруча, а железного, с надетыми на него колечками для шума и звона; погоняли его либо одной прямой палочкой, либо двумя, изогнутыми, с шариком на конце. Качели в форме скамеечки на четырех ножках, игра в волчок, калики, чурки, бабки, кости, орехи - все это были излюбленные детские забавы, как и в наши дни.

Судьба игрушек в средние века остается невыясненной. Первые сведения относятся уже к нарождающейся новой западноевропейской жизни.

Латинское слово для обозначения игрушек связано со словами шум, движение, без чего немыслимы почти все детские игры. Французы приблизительно до 1523 года называли игрушку словом итальянского происхождения (дитя), и только в 1523 году впервые встречается современное слово для игрушки.

В средние века производством игрушек занимались почти исключительно столяры Лиможа, резчики по дереву в горах Юры и примитивные ремесленники старого Нюрнберга. А Париж производил очень мало: маленькие деревянные флейты, свистки, шары, кии. Наибольшее количество игрушек во Францию уже тогда привозилось из Нюрнберга. Этот город издавна представлял собою базар игрушек, рынок всего мира, с которым лишь отчасти соперничал Страсбург (он славился в особенности механическими и автоматическими игрушками).

Парижские игрушечники мало заботились о создании дешевой игрушки, предпочитая делать из гипса украшения, лепные работы и только изредка – кукол. Дешевой игрушки не существовало, кроме кукол из гипса, которые разбивались при малейшем падении.

В XVI веке парижские игрушечники выработали, как самостоятельную специальность, изготовление кукол на заказ. Цены на такие игрушки были очень высоки, поскольку куклы эти были миниатюрными моделями: матери изучали по ним моду, а дочери забавлялись ими.

Аристократическая французская игрушка до начала XIX века сохраняет характер произведения художественно прикладного искусства. Она хороша, но не для детей, так как им разрешено любоваться ею через стекло. Дешевые городские игрушки (первоначально - куклы) во Франции появились в конце XVI века, но производство детской игрушки тогда еще не представляло собой обособленной отрасли индустрии, и игрушка не служила предметом специальной торговли. В XIX веке образовывается «Синдикат французских фабрикантов игрушек» для поддержки этой новой отрасли промышленности.

История немецкой игрушки ясно показывает тесную связь игрушек с культурой, укладом жизни, семейным строем, промыслом. Из игрушек высшего сорта, дорогих, изготовляющихся в Германии, наиболее интересными памятниками культуры являются знаменитые кукольные дома. Они представляют модель дома с полной обстановкой, посудой, часто драгоценной, детям позволялось по большим праздникам лишь полюбоваться на такие игрушки.

Долгое время, даже после появления фабрик, игрушки были делом кустарей. Кустарно-игрушечное искусство было распространено в Саксонии и в Тюрингии. Есть свидетельства, что уже в XIV в. здесь существовало производство деревянных игрушек. Производство игрушек осуществляется вместе с производством предметов домашнего обихода.

Спрос на игрушки возрастает с ростом городов, а вместе с тем торговля ими становится прибыльной. Производство игрушек становится еще разнообразнее, когда начали использовать тесто, приготовленное из дешевой ржаной муки.

Первый шаг к крупному производству был настоящей революцией во всей игрушечной промышленности: игрушки стали делать из папье-маше – смесь бумаги с песком, цементом и мукой. Наряду со старым резчиком, который делает домики и лошадок из дерева, в истории игрушек появляется формовщик. Он не ограничивается фигурками животных и делает фигурки людей. Формовщик делает игрушки не от руки, а вдавливает густую массу в определенную форму. Этим завершается переход к полному механическому характеру производства.


3. Требования к игрушке

Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна содействовать развитию ребёнка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства. Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять её в определённое русло. А для старших дошкольников необходимы игрушки, которые помогают изучать окружающую действительность, стимулируют коллективные игры.

Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки (что она отображает), поскольку от этого во многом зависят характер игры, действия, которые ребёнок выполняет, его чувства, переживания. Е.А. Флерина это требование сформулировала так: «Игрушка должна расширять кругозор ребёнка, увлекать образами современной действительности». Игрушка должна вызывать добрые чувства к явлениям нашей действительности, способствовать накоплению положительного нравственного опыта. Игрушки, отображающие орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующие агрессивное, разрушительное поведение, травмируют психику дошкольника. Они формируют у детей искажённые представления об окружающем мире, о нравственности, подрывают гуманные начала формирующейся личности. Такого рода игрушки не допустимы в детском саду.

Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребёнка к разнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях, деятельности. Если игрушка такова, что ребёнок только созерцает её, то она не окажет влияния на его развитие. Следует помнить слова Е.А. Флериной: «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребёнка, тем больше её воспитательные возможности». Поэтому необходима оценка динамичности игрушек при комплектовании их для детей разного возраста.

Предъявляются определённые требования к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребёнка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета. Небезразличен и материал, из которого изготовлена игрушка. Исследователями установлено, что мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребёнка к игре. Игрушки с шершавой и холодной поверхностью, как правило, не становятся любимыми.

Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребёнка и отвечать ряду гигиенических требований:

По своей конструкции игрушки не должны оказывать травмирующего действия на ребенка, они должны исключать возможность несчастных случаев: в игрушках для любого возраста недопустимо наличие острых углов, режущих краев, колющих концов. Поверхность игрушек должна быть ровной, гладкой, без шероховатостей и заусениц.

Диаметр составных частей игрушек для детей в возрасте до 3- лет (пирамиды, наборы колец или шариков на стержнях) должен быть не менее 30 мм при минимальной высоте 12 мм. В качестве наполнителя погремушек разрешается применять металлические и пластмассовые гранулы диаметром не менее 5 мм. Детали погремушек прочно скрепляются; резиновые и пластмассовые надувные игрушки обязаны иметь клапан с надежно закрепленной пробкой.

Максимальная масса игрушки или отдельного элемента игры должны соответствовать силе ребенка - не превышать 400 г для детей дошкольного возраста и 800 г для детей младшего школьного возраста.

Для озвученных игрушек интенсивность издаваемого шума не должна превышать 65 дБ.

В электромеханических игрушках с микроэлектродвигателями электрическое напряжение питания допускается не более 12В. Для детей старшего школьного возраста разрешается изготовление электромеханических игрушек, подключаемых в сеть переменного тока (127-220 В), при наличии понижающих устройств и надежной электроизоляции.

Оптические игрушки (бинокли, фильмоскопы, калейдоскопы, зрительные трубы, волшебные фонари) обязаны иметь достаточную силу увеличения и давать изображение высотой не менее 2,75 мм. Совершенно недопустимо искаженное изображение рассматриваемых предметов или самопроизвольное изменение фокусировки оптической системы игрушки. В оптических игрушках без фокусирующего устройства (например, калейдоскоп) расстояние от глаз до рассматриемого изображения не должно быть меньше 250 мм. Бинокли без коррекции зрения должны иметь плоские параллельные стекла. В оптических игрушках непосредственного наблюдения (калейдоскопы, фильмоскопы, бинокли и т. д.) оправу, касающуюся кожи лица, делают из материала, допускающего влажную обработку и дезинфекцию. Это относится и к деталям музыкальных игрушек, которые дети берут в рот или прикладывают к губам. Такие игрушки упаковываются поштучно в закрытые пакеты из полимерных пленочных материалов. При продаже продавцу запрещается опробовать их и нарушать целостность упаковки.

В целях предупреждения травматизма в игрушках типа «Ружье», «Пистолет», «Пушка» и др. запрещается использовать в качестве метательных снарядов любые острые предметы и взрывчатые вещества; метательные снаряды должны иметь предохраняющие устройства в виде наконечников из резины или других мягких и упругих материалов.

При отделке твердых игрушек используют клеевые и масляные краски ярких цветов, на которые сверху наносят 2-3 слоя прозрачного лака или натуральной олифы до образования прочной нерастворяющейся пленки. Прочность фиксации красок проверяют при мытье игрушек горячей водой с мылом (t=60°С) в течение 3 мин и 2% раствором хлорной извести (t=16-18°С) в течение 3 мин и последующей выдержки в течение 2 мин в 1% растворе соляной кислоты, 1 % растворе едкой щелочи (КОН) и в 1% растворе соды NaНСОз). При прочной фиксации красок растворы остаются бесцветными. Если же один из растворов приобрел характерный оттенок красителя, то фиксация считается неудовлетворительной, при этом изменяется и внешний вид игрушки: поверхность ее теряет блеск, становится матовой, неравномерно окрашенной.

Наиболее гигиеничными, легко поддающимися чистке и дезинфекции являются игрушки из резины, невоспламеняющихся пластмасс, поролона. Металлические и деревянные игрушки также широко представлены в детских учреждениях. Однако есть игрушки, непригодные для коллективного пользования,- мягкие и духовые музыкальные. Мягкие игрушки быстрее и значительнее загрязняются, обсеменяются микрофлорой, а возможности их санитарной обработки ограничены. Духовые музыкальные игрушки (губные гармошки, дудки, свистульки) дети постоянно берут в рот, что создает возможность взаимного инфицирования. Эти игрушки предназначены для индивидуального пользования.

В дошкольном учреждении игрушки имеют строгую групповую принадлежность, т. е. они предназначены для игр детей только одной возрастной группы. Переносить игрушки из одной группы в другую не разрешается.

Так как наполняемость ясельных и дошкольных групп составляет 20-25 детей, то, естественно, что игрушки довольно быстро загрязняются и могут явиться причиной передачи ряда инфекционных заболеваний; особенно кишечных инфекций и глистных инвазий (заражение острицами, карликовым цепнем, аскаридами, власоглавом). Игрушки в групповых комнатах следует хранить на открытых стеллажах и поддерживать в строгой чистоте.

В младшей ясельной группе игрушки моют 2 раза в день горячей водой (t не ниже 50°С) с мылом и щеткой в специальном тазу, который должен быть промаркирован.

Игрушки для детей более старшего возраста обрабатывают таким же образом ежедневно в конце дня. Металлические игрушки обмывают горячей водой (Ъ не ниже 80°С) и высушивают. Кукольную одежду стирают и проглаживают горячим утюгом.

Мягкие игрушки следует ежедневно очищать от пыли и дезинфицировать. Обработку от пыли можно производить путем выбивания, вытряхивания, обработки пылесосом. Обеззараживание следует проводить естественным ультрафиолетовым излучением (выставлять их на прямой солнечный свет). Наилучший бактерицидный эффект достигается при облучении мягких игрушек бактерицидной ультрафиолетовой лампой в течение 30 мин на расстоянии 25 см. При большем расстоянии от лампы время облучения следует увеличивать.

Для поддержания чистоты игрушек имеет значение, и ряд мер, предупреждающих или снижающих бактериальную загрязненность воздуха детских учреждений. Одним из важных мероприятий является борьба с пылью. Для этого необходимо благоустраивать и максимально озеленять участок детского учреждения, регулярно проводить очистку и поливку территории.

Перед входом в ясли - сад должны быть приспособления для очистки обуви (скребки, щетки, половики). В помещении все дети и обслуживающий персонал пользуются сменной обувью, что существенно снижает загрязненность и запыленность воздуха, пола, игрушек, ковров и дорожек. Последние следует ежедневно чистить пылесосом или выколачивать во дворе, а затем протирать чистой влажной щеткой.

Снижению запыленности и бактериальной загрязненности воздуха, игрушек и оборудования в детских учреждениях способствует также регулярная уборка помещений в групповых блоках. Текущую влажную уборку горячей водой следует проводить 2 раза в день во время прогулок детей. При возникновении в группе инфекционных заболеваний (кишечные инфекции, болезнь Боткина, скарлатина и др.) текущую уборку необходимо проводить с использованием дезинфицирующих средств. Детские игрушки в этом случае следует кипятить, а не выдерживающие кипячения обрабатывать дезинфицирующими растворами.

Кроме текущей влажной уборки, еженедельно проводят генеральную уборку всех помещений группы с применением моющих средств и 0,5% осветленного раствора хлорной извести.

Для борьбы с пылью и бактериальным загрязнением воздуха следует регулярно проветривать помещения. Использование веранд для дневного сна оказывает заметное положительное влияние на состояние воздушной среды в игровых комнатах: бактериальная загрязненность воздуха игровых комнат при наличии веранд в 6.5 раза ниже, чем при их отсутствии.

Губительное действие на микрофлору помещений детских учреждений оказывает солнечная радиация. Прямые солнечные лучи должны попадать в помещение в течение 3 ч в день, что достигается только при оптимальной ориентации основных помещений для детей. Такой наилучшей ориентацией для всех районов нашей страны является южная сторона.

Не следует забывать, что источником интенсивного бактериального загрязнения воздуха, игрушек и прочего оборудования в детских учреждениях могут явиться сами дети и персонал. Такая опасность возникает при острых и хронических заболеваниях верхних дыхательных путей - катаре, ангине, бронхите, трахеите, гриппе, когда из носоглотки в большом количестве выделяются патогенные штаммы стафилококков и стрептококков. При разговоре, кашле, чиханье происходит обильное обсеменение воздуха, окружающих предметов, в том числе игрушек. Поэтому совершенно необходимо при утреннем приеме выявлять заболевших детей и не допускать их в детское учреждение.

Для игр детей во время прогулок в детских учреждениях используют специально выделяемые игрушки и игровой инвентарь, которые хранятся под навесом игровой площадки во встроенном шкафу.

Серьезное внимание персонал детских учреждений должен уделять воспитанию гигиенических навыков у детей.


4. Виды игрушек

Игрушки классифицируют по материалам, из которых изготовлены игрушки, по способам изготовления, по способу использования детьми и их воспитательному воздействию.

В современной педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

1. сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки животных и т.д.),

2. технические (машины, механизмы, транспортные средства),

3. игровые строительные материалы (конструкторы),

4. дидактические игрушки (матрёшки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки, мозаики, настольные и печатные игры и др.),

5. игрушки для подвижных и спортивных игр (мячи, скакалки, серсо, кегли и др.),

6. театральные и декоративные (персонажи кукольного театра, елочные украшения),

7. звучащие и музыкальные игрушки (бубны, ксилофоны и др.),

8. игрушки - самоделки (делаются самими детьми или родителями, воспитателем),

9. игрушки-забавы (смешные фигурки зверей, животных, человечков).

В дополнение к игрушкам в детских учреждениях создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самолетов и т.д.

Игрушка в детском саду должна быть представлена во всем ее разнообразии. Учитывая многообразные функции игрушек в педагогическом процессе детского сада, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

5. Подбор игрушек для разных возрастных групп

В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки.

Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) по содержанию и оформлению отражают окружающий мир, близкий детям. Игровые действия с ними доступны, просты.

Подбор дидактических игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т. д., понимания и употребления слов, обозначающих различные свойства и качества.

С игрушками-забавами малыши ещё не умеют действовать сами, они лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек.

У детей средней группы роли в игре выделяются более отчётливо, и, кроме игрушек, им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, барабан, бинокль, трубка врача и т. д. Из строительного материала дети 4 лет создают более сложные постройки, чем малыши, поэтому он должен быть в разных наборах. Игрушки-забавы воспитанники средней группы сами приводят в действие.

Дети 4-5 лет умеют играть коллективно и использовать комплектные игрушки. Например, комплект игрушек «Домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо и т. д.

Дошкольники старшей и подготовительной групп шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развития сложных сюжетов: игры в «путешествия», «театр», «школу», «зоологический сад» и др. Широко должны быть представлены технические игрушки с ясно выраженными признаками и способами движения (наборы комплектов «Строитель», «Маленькая портниха», «Маленький художник» и др.).

Дети 6-7 лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированы, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки, развивающие мелкую мускулатуру, совершенствующие координацию, точность движений. Детей интересуют игры, требующие ловкости, усилия, тренировки. Для этого нужны такие игрушки, как детский крокет, бильбоке, кегли, городки. В летнее время детям дают спортроллер, а зимнее - лыжи и коньки.

Большое значение приобретают театральные игрушки, составляющие необходимый реквизит для оформления игр-представлений, игр-драматизаций: костюмы и отдельные детали их, маски, игрушки, изображающие бинокли, трубы, орудия труда и др.

В программе воспитания в детском саду даны указания о подборе игрушек по возрастным группам.

6. Методика ознакомления детей с новой игрушкой

Появление в группе новой игрушки всегда радостное событие. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог. Если он ставит задачу привлечь внимание детей к тому или иному предмету, изображённому в игрушке, он показывает её и подчёркивает присущие ей свойства, качества.

Предлагая образную игрушку (изображающую взрослого, ребёнка, зверюшку), воспитатель проявляет своё положительное отношение к ней, возбуждая такое же отношение у детей.

При внесении сюжетно-моторных игрушек необходимо раскрыть их назначение, способы действия с ними. Ожидание детьми чего-то нового возбуждает их интерес, настраивает на радостное восприятие игрушки.

Если игрушка хрупкая и механизм её требует осторожного обращения, нужно предупредить об этом детей, показать способы обращения с нею.

Любую игрушку нельзя отделять от игры, превращать в наглядное пособие. Дети осваивают игрушку в игре, в игровых действиях, принимают её в свой мир.

Процесс обыгрывания игрушки, усвоения детьми способов обращения с нею неодинаков по отношению к разным игрушкам. Одни быстро входят в самостоятельные игры детей, другие требуют постепенного внедрения, неоднократного обыгрывания.

Например, при ознакомлении с куклой, в образе которой отражён привлекательный, но малознакомый человек, дети проникаются чувством симпатии к ней, но, как играть, не знают. Игры сводятся к тому, что они производят лишь типичные игровые действия: кормят куклу, укладывают спать, одевают и т. д. Чтобы расширить представления детей, педагог неоднократно показывает её одежду, предметы быта, труда. Знакомя дошкольников с новой игрушкой, воспитатель уже использует элементы игры: от имени куклы рассказывает, откуда она приехала, как и где жила, какие знает сказки, песни, игры и т. д. Вызвав интерес к игрушке, сообщив о ней всё необходимое, на что следует обратить внимание детей, педагог организует игру с новой игрушкой.

7. Хранение игрушек

Особенности хранения игрушек обусловлены необходимостью обеспечить:

1) доступность игрушек для детей и возможность самостоятельно распоряжаться ими;

2) общий порядок в расположении игрушек, сохранение привлекательности каждой игрушки;

3) сохранение самими детьми порядка в игрушечном хозяйстве, аккуратное обращение с игрушками.

Первому требованию наиболее соответствуют стеллажи с открытыми полками. Полки должны быть расположены так, чтобы дети доставали и убирали игрушки легко. Каждая игрушка должна иметь свое постоянное место. Для крупных строительных материалов целесообразнее использовать нижние полки, для сюжетно-образных полки повыше, для настольных игр -верхние полки.

Существенную роль играет и время, затрачиваемое на приготовление игрушек к игре и их уборку. Такой способ воспитывает у детей бережное отношение к игрушкам, организованность действий, чувство порядка.

Музыкальные игрушки лучше помещать в застекленные шкафчики, чтобы сохранить хорошее качество их звучания.

Расположение игрушек должно быть не только целесообразным, но и привлекательным. Народные дидактические игрушки, составляют радующее сочетание цвета, величин, форм. Сюжетно-образные игрушки-куклы, зверята, домашние животные - словно зовут к себе и как будто ждут детей.

После игры детей в их игрушечном царстве должен быть наведен полный порядок. Учить дошкольников оставлять игрушки в порядке - это значит воспитывать с ранних лет разумную бережливость, организованность, аккуратность и уважение к труду окружающих.


Заключение

Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.

Игрушка является не отменной частью игры. Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В своей работе я установила, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка.


Список литературы

1. Васильева О.К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2003

2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Изд. центр «Академия», 2006

3. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982

4. Ядешко В.И., Сохин Ф.А. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 1986

Лилия Жиркова
Конспект занятия «Внесение новой игрушки»

Демонстрация новой игрушки

(младшая группа)

Выполнила :

Физинструктор Жиркова Л. И.

Сайылык 2015

Демонстрация новой игрушки .

Предварительная работа : разучивание песенки про зайца «Зайка»

Вводная часть.

Я : - Здравствуйте дети! Мы сегодня познакомимся с этой очаровательной зверушкой. Отгадайте мою загадку : Зимой белый, летом серый» тогда вы узнаете какая эта игрушка . (дети отгадывают загадку) . Правильно это зайчик! Посмотрите у зайчонка какие ушки? (ответы детей) . А хвостик какой маленький. У него две лапки : передние и задние. Дети а какого цвета зайчонок? (ответы детей) . А в какое время года она бывает серым? Молодцы!

Основная часть.

А теперь покажите мне как прыгает зайчик! Прыг-скок! Прыг-скок! Давайте нашему зайчонку дадим имя. Дети как его назовем? (дети предлагают имя) . Давайте нашему зайчику споемте песенку. А теперь поиграем в игру подвижную игру : «Зайка беленький сидит» .

Зайка беленький сидит,

И ушами шевелит,

Вот так, вот так!

Он ушами шевелит.

Зайке холодно зимой

Надо лапоньки согреть,

Вот так, вот так!

Надо лапоньки согреть.

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать,

Вот так, вот так!

Надо зайке поскакать!

Я : - Молодцы вы все очень быстро прыгаете, бегаете.

Заключительная часть.

Я : - А вы знаете зайцы какие бывают пугливыми? Тогда ребята давайте будем с ним дружить и бережно относиться. Можете зайчику показать вашу группу, где играете, где спите, где кушаете.

Анастасия Зайкова
Конспект внесения новой игрушки «Лягушка» во второй младшей группе

Конспект внесения новой игрушки «Лягушка » во 2 младшей группе .

Цель : Познакомить детей с новой игрушкой , научить обыгрывать ее.

Задачи :

Образовательная : Научить обыгрывать игрушку- дергунчик , тянуть за веревочку.

Развивающая : Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, узнавание звука, издаваемое лягушкой .

Воспитательная : Воспитывать бережное отношение к игрушкам , аккуратное отношение к ней.

Словарная работа : лягушка- путешественница

Материал : дергунчик–Лягушка , аудиозапись, коробка

Ребята, посмотрите у меня в руках коробка. Вы хотите узнать, что находится там?

Приготовьте свои ушки, послушайте и догадайтесь, кто прячется в этой коробке? (раздается аудиозапись лягушачьего кваканья ) . Чей это голос? Кто в коробочке?

Правильно, в коробке– лягушка , она путешественница. Лягушка жила на болоте и пришла зима, ей стало очень холодно и скучно. Ей захотелось уйти с болота, и она пришла к вам в группу познакомиться и поиграть с вами.

Посмотрите, дети, какая «Лягушка » красивая, веселая и добрая! Посмотрите, какого цвета лягушка ?

Да, зеленого

И она еще необычная, посмотрите что она делает? (дергаю за веревочки) .

Д : Двигает лапками!

Она радуется, приветствует вас. Скажите все «здравствуйте лягушка- путешественница »

- Лягушку называют «лягушка-путешественница » , как вы думаете почему?

Д : Потому что путешествует.

Правильно, она путешествовала по всему миру.

Послушайте загадку о ком она?

«Скачет зверушка, не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар и мушка»

Да лягушка , скажите, как она квакает.

Д : Ква-ква.

- Лягушки замечательные охотники. За ночь они поедают тучи комаров и мошек.

- Лягушка хочет поиграть с вами. Она очень любит игру , которая называется «Лягушки » . Для этого надо встать в круг, покажите, как вы умеете делать круг.

«Видим, скачут по опушке (повороты в сторону)

Две зеленые лягушки (полуприседания вправо – влево)

Прыг – скок, прыг – скок (переступание с носка на пятку)

Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки, две зеленые лягушки (приседания влево – вправо)

Утром рано умывались, полотенцем растирались

Ножками топали, ручками хлопали»

(выполнять движения в соответствии с текстом)

Молодцы ребята! Лягушке очень понравилось с вами играть, видите, как она радуется (дергать за веревку) . Давайте похлопаем себе, как мы хорошо играли. Она хочет остаться у вас в группе , давайте выберем для нее место, где она будет жить. А сейчас она хочет, чтобы вы научились сами играть с ней. Левой рукой вы держите за туловище, а правой рукой взяться за шнурок и опускать его вниз (аккуратно дернуть вниз) . Игрушка так и называется –дергунчик. Давайте все попробуем по очереди. Каждому из вас радуется игрушка . Видите, как дергает лапками – это так она радуется – вы научились играть.

Вот и поиграли, теперь на этой полочке Лягушка у вас будет жить и наблюдать, как вы играете, дружно ли вы живете.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия с интеграцией образовательных областей во второй младшей группе А. Барто «Игрушки» Конспект итогового занятия с интеграцией образовательных областей во второй младшей группе А. Барто «Игрушки» Цель: создание условий для.

Конспект НОД по развитию речи «Троллейбус и игрушки» во второй младшей группе. Задачи: учить детей составлять рассказ по картинке; формировать обобщающее слово «транспорт»; развивать способность объединять все ответы.

Конспект НОД в области «Речевое развитие» во второй младшей группе «Игрушки в гостях у ребят» Цель: формировать грамматическую сторону речи, побуждать использовать слова для обозначения предметов, их действий и качеств. Интеграция.

Конспект НОД во второй младшей группе: «Игрушки для ёлочки». Цель: изготовление игрушек для украшения новогодней ёлки. Задачи: Образовательная:.

Конспект ОД по развитию речи во второй младшей группе «Наши любимые игрушки» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Наши любимые игрушки». Программные задачи: Образовательные: расширять словарный.

Конспект ОД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие». Возрастная группа: 2 младшая группа. Тема: «Елочные игрушки».

Проект «Мои любимые игрушки» во второй младшей группе Организация проектной деятельности детей во второй младшей группе