Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения методическая разработка на тему. Опыт работы. Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения Ознакомление дошкольников с пдд

С развитием технического процесса скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны растет в геометрической прогрессии. В связи с этим увеличивается и количество дорожно- транспортных происшествий. Растет и число аварий с участием детей.

Причиной этих дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с опасностями на дороге. Объясняется это тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед движущейся машиной

Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками, научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий.

Работа по обучению правилам дорожного движения осуществляется мною по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой М.А.Васильевой и начинается уже с младшего возраста, с последовательным усложнением задач

Целью этой работы является создание в группе условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Задачи:

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность;

Закрепление правил дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства;

Продолжение работы по обогащению словаря, развитию диалогической речи;

Обучение детей применению своих знаний в конкретных ситуациях;

Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.

Работу по профилактике дорожно-транспортных происшествий я строю в соответствии со следующими принципами организации образовательного процесса:

Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.

Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на дорогах построено по нарастающей степени сложности работы, начиная с элементарных задач воспитания детей первой младшей группы и кончая более сложными понятиями, которые должны усвоить ребята подготовительной группы: ведь большинство из них будут самостоятельно ходить в школу.

1 младшая группа

Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге.

Знакомство с некоторыми видами транспорта.

Знакомство с работой водителя

2 младшая группа.

Расширение ориентировки в окружающем пространстве.

Знакомство с понятиями: «улица», «дорога», «светофор»

Рассказы детям о работе водителя.

Формирование умения различать транспортные средства: легковой, грузовой автомобили, машины специального назначения

Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах

Средняя группа

Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.

Продолжение знакомства с понятиями: «улица», «дорога», «светофор», «перекресток», «Остановка» и элементарными правилами поведения на улице.

Уточнение знаний о работе полицейского и назначении светофора.

Знакомство с различными видами городского транспорта, специальными машинами и их назначением

Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»

Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте.

Старшая группа

Уточнение знаний детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.

Знакомство с названием ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.

Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.

Продолжение знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Подготовительная группа

Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».

Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности.

Формирование умения находить дорогу домой из детского сада.

Продолжение знакомства с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.

Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

Расширить представления детей о работе ГИБДД.

Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте.

В работе с детьми использую следующие методы и технологии:

Проектный метод;

Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

Личностно-ориентированная технология;

Технология игрового обучения;

Метод наблюдения и беседы.

Отдельно мне хочется остановиться на проектной деятельности, организация которой помогает углубить представления детей, позволяет им выразить свое отношение к проблеме, что в конечном счете, развивает познавательные способности, творческое мышление, их коммуникативные навыки. В проекте могут сочетаться разные его направленности, поэтому и содержание их может быть различным. В содержание проектной деятельности могут входить:

Эксперементально-исследовательская деятельность;

Изобразительная деятельность;

Театральная деятельность;

Создание газет, альбомов;

Конкурсы, викторины;

Выставки;

Праздники и развлечения.

Участниками проектной деятельности могут быть дети, родители, воспитатели группы, специалисты детского сада. Приведу примеринформационно - практико- творческого проекта в старшей группе. Приложение №1

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Основные формы работы с детьми в ДОУ по обучению правилам дорожного движения:

Непосредственно-организованная деятельность;

Игры

Беседы

Целевые прогулки (по территории детского сада, к остановке, к перекрестку)

- встречи с работниками ГИБДД

Просмотр мультфильмов, слушание компакт-дисков

Праздники, досуги, развлечения

Конкурсы, выставки.

При ознакомлении детей с правилами дорожного движения большое значение имеет предметно-развивающая среда. В моей группе создан уголок безопасности дорожного движения.

Для ознакомления детей с правилами дорожного движения использую:

Атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;

Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);

Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);

Разные картинки, кубики, мозаики;

Плакаты;

Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, нарукавники, нагрудные изображения различных видов транспорта и др.);

Дорожные знаки.

В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения использую настольно-печатные игры.

Оформила в группе макет «Перекресток». Он существенно облегчает работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. С помощью этого макета мы с детьми моделируем опасные и безопасные ситуации на дороге»


С целью обогащения опыта детей старшего дошкольного возраста в течение года я провожу целевые прогулки и экскурсии по улицам. Дети наблюдают, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры

Всегда обращаю внимание на разные погодные условия, из – за которых может произойти дорожно-транспортное происшествие (гололед, дождь, туман).

Во время наблюдения обращаю внимание на то, как старику, инвалиду помогают перейти через дорогу. На участке детского сада можно сделать пешеходную дорожку с «островками безопасности», и, предложить детям поупражняться в соблюдении правила: при переходе сначала посмотреть налево, а потом направо.

Представления, полученные на целевых прогулках, закрепляются в процессе организованной образовательной деятельности: дети рисуют, выполняют аппликацию, строят из напольного конструктора улицы и обыгрывают разные ситуации.


Мои воспитанники постоянно участвуют в праздниках и развлечениях по правилам дорожного движения. В играх и развлечениях дети легко и быстро запоминают то, что может показаться им скучным и неинтересным.


Начиная со старшей группы, я организую выставки детских рисунков, поделок по правилам дорожного движения.

Несомненно, детскому саду нужно постоянно поддерживать контакт с семьей. Единые требования, предъявляемые к детям со стороны воспитателей и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения.

В работе с родителями я широко использую:

Информационные стенды, папки-передвижки;

Родительские собрания, беседы с участие психолога, инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц такие как: «Для чего нужны правила дорожного движения», «Дисциплина на улице- залог безопасности пешеходов», «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения» и др.

Мастер- классы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров).

Обязательно информирую родителей о том какая работа по профилактике дорожно- транспортных происшествий проводится в группе. Для закрепления программного материала даю детям задания на дом, которые они выполняют под руководством взрослых. Например, запомнить путь из детского сада домой, нарисовать улицу, на которой живёшь. Родители могут прокомментировать рисунок малыша, уточнить, что он нарисовал, где на рисунке пешеходный переход и т.д. Объясняю родителям необходимость воспитания у детей самостоятельности при передвижении по улице. С этой целью можно давать детям поручения в игровой форме: «Сегодня ты меня поведешь в детский сад, булочную и т.д.»

Соответствующая художественная литература, плакаты, кинофильмы помогут родителям закрепить и расширить у детей представления о правилах дорожного движения.

Обязательно организую мастер-классы и родительские конференции, на которых родители делятся опытом семейного воспитания.

Систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей, партнерские отношения с родителями дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, что все дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров.

Скачать приложение

Список литературы:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1998.

2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1997.

3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. : МИПКРО, 1998.

4. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М. : Просвещение, 1980.

5. Степаненкова Э. Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения. - М. : просвещение, 1978.

6. Голицина Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. «ОБЖ для старших дошкольников»

7. В.А.Добряков «Три сигнала светофора»,М.просвещение, 1978г.

Гамова Ирина Валентиновна

воспитатель II квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад «Солнышко» города Щигры Курской области»

Библиотека программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
под общей редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Автор выражает благодарность за участие и помощь в подготовке данного пособия:
Управлению ГИБДД ГУВД по Московской области – начальнику управления, полковнику милиции Сергееву С. А.; старшему инспектору, подполковнику милиции Бордачевой И. Ю. – за подбор директивных документов по правилам дорожного движения;
Уклонской С. А., методисту по дошкольному воспитанию; коллективам дошкольных учреждений № 21, 25, 45, 47, 73, 37, дошкольного детского дома г. Ногинска Московской области; Толстихиной Л. К., ведущему специалисту по дошкольному воспитанию; коллективам дошкольных учреждений № 3, 4, 18, 25, 22, 19, 56 г. Подольска Московской области за подбор практических материалов (конспекты занятий, сценарии утренников, рисунки детей, фотографии).

Обеспечение жизни и здоровья детей

Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.
Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Все эти требования отражены в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
(М.: Мозаика Синтез, 2010–2012). Анализируя программные задачи образовательной области «Безопасность», раздел «Безопасность на дорогах», следует отметить последовательное усложнение программных требований в зависимости от возраста детей, условий их жизни (город, село).
В первой младшей группе (от 2 до 3 лет) стоят задачи: «Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге. Знакомство с некоторыми видами транспорта».
Уже во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) стоят задачи: «Знакомство с понятиями «улица», «дорога», «светофор». Формирование представлений о работе водителя. Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого)».
Средняя группа (от 4 до 5 лет): «Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Продолжение знакомства с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточнение знаний детей о назначении светофора и работе полицейского. Знакомство с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус). Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте».
Старшая группа (от 5 до 6 лет): «Уточнение знаний об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Знакомство с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжение знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка»».
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет): «Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формирование умения находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. Продолжение знакомства с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширение представлений детей о работе ГИБДД. Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте».
Серьезное внимание руководителям дошкольных учреждений следует уделять вопросу создания материальной базы: условий для работы с детьми в группе и на участке детского сада.

Оборудование участка детского сада

Участок детского сада многофункционален; при его оформлении нужно четко и удобно его спланировать.
Реализуя программные требования, следует выделить для прогулок детей каждой возрастной группы свое постоянное место, то есть групповой участок, на котором необходимо отвести место для обучения правилам дорожного движения. Если нет возможности выделить специальное место для стационарной атрибутики, можно заменить ее выносным игровым материалом (светофоры, жезлы, знаки и т. п.).
В некоторых дошкольных учреждениях, особенно малокомплектных, где площадь прогулочных участков невелика, используется дорога вокруг здания на территории детского сада. Она рассматривается как «проезжая часть», на ней наносится разметка – разделительная полоса, а при выходе из здания детского сада на групповой участок наносится разметка пешеходного перехода – «зебра». Дети, используя данные условия, упражняются в соблюдении правил дорожного движения: учатся ходить по тротуару, переходить на свой участок только по пешеходному переходу. По «дороге с разделительной полосой» дети могут ездить на велосипедах, самокатах, педальных машинах, соблюдая левую и правую стороны движения, сигналы светофора.
При возможности на участке детского сада создаются специальные автоплощадки, которые включают 4 сторонний перекресток со светофорами, разметкой пешеходных переходов и пространства для кругового движения детского транспорта.
Для развития сюжетно ролевых игр целесообразно поставить на площадке макеты автомобиля, грузовика, трамвая. Общий вид площадки улучшает установка «городской застройки» – легких каркасных домиков с окнами, разрисовать которые могут сами дети. Такие ширмы макеты городского ландшафта создают улучшенные условия для игрового действия.
Для эффективного использования территории детского сада рекомендуется совмещать автоплощадки с физкультурной площадкой. Хорошо оборудовать на участке стоянку для самокатов, детских велосипедов, педальных машин.
Занятия по изучению правил дорожного движения проводятся по следующим примерным темам: «Улица и пешеход», «Пешеход и перекресток», «Светофор и регулировщик» и др. Регулировщика милиционера, пешеходов и водителей городского транспорта с удовольствием изображают сами дети. Для развития игр целесообразно иметь в детском саду костюмы накидки, которые выполняются из картона или плотной бумаги с марлевой проклейкой для прочности. Хорошо иметь комплекты: «Постовой регулировщик», «Скорая помощь», «Пожарная», «Светофор», «Автомашина такси» и др.; фрагменты оборудования игры «Правила движения»: светофор со съемными сигнальными огнями кружками, дорожные знаки, жезл регулировщика, автодорожные и пешеходные тропы – «зебра», «остановка» .
Вся разметка, установка дорожных знаков и другой дорожной атрибутики производится непосредственно инспектором ГИБДД или при его участии; активно помогают родители и школьники – инспекторы ЮИД.

Работа воспитателя

Знакомство с правилами дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требует от воспитателя четкого отбора необходимого наглядного и игрового материала.
развитию речи и ознакомлению с окружающим воспитатель дает детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога» и др.), просмотр диафильмов; наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.
В ходе организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений педагог дает понятие «левая, правая сторона», то есть ориентирует в окружающем пространстве; привлекает детей к составлению планов, схем участка, дороги.
В ходе организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности ребят учат рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей.
В ходе организованной образовательной деятельности по трудовому воспитанию дети изготовляют атрибуты для игр (машины, жезлы, светофоры, бинокли, флажки, шапочки, пилотки, макеты домов, деревьев и др.).
В ходе организованной образовательной деятельности по конструированию у детей формируют интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (как напольного, так и настольного, вместе с детьми вначале сооружают различные конструкции в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта), учат планировать процесс возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома); знакомят с разнообразными пластмассовыми конструкторами; учат создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу.
В ходе организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию продолжают развивать координацию движений и ориентировку в пространстве; учат детей ездить на велосипеде по прямой, по кругу, змейкой, тормозить, свободно кататься на самокате.
В ходе организованной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию дети принимают активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука».
Особое внимание воспитателя должно быть обращено на бережное отношение к детским работам (рисунки, лепка, аппликация и другие поделки), которые используются не только для оформления выставок к родительским собраниям, но и как часть оформления интерьера детского сада.

Знания и умения, которыми должен овладеть ребенок

Правила светофора: красный свет – дороги нет, желтый свет – предупреждение, зеленый свет – путь открыт.
Ребенок должен знать, что даже при зеленом сигнале светофора прежде, чем начать переход, следует убедиться в его безопасности!
Пешеходный переход – «зебра» разрешает переходить дорогу только в обозначенных местах (если есть подземный или надземный переход, то следует воспользоваться им). Там, где нет указателя перехода «зебры», – необходимо убедиться в безопасном переходе (посмотреть налево, затем направо и, убедившись в отсутствии опасности, переходить).
Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны; при отсутствии тротуара пешеходы могут идти по пешеходной дорожке.
Прежде чем идти с детьми на экскурсию, воспитатель должен заранее выбрать наиболее безопасный маршрут; при проведении экскурсии обязательно должен быть сопровождающий.
На экскурсиях при знакомстве с транспортом необходимо обращать внимание детей на следующие требования:
– ждать транспорт нужно на специальных площадках (остановках), а там, где их нет, – на тротуаре;
– при выходе из транспорта следует искать пешеходный переход.
При наличии пешеходного перехода необходимо дойти до него и, убедившись в безопасности, переходить дорогу на зеленый сигнал светофора .
Знакомя детей с транспортом, воспитатель должен учить правильно вести себя в транспорте: входить спокойно, не шуметь, не бежать на свободные места, уступать место престарелым людям, разговаривать спокойно, не мешая другим пассажирам; не отвлекать водителя, не высовываться из окна .
В процессе ознакомления с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице и в транспорте воспитатель знакомит детей с дорожными знаками. Существует множество знаков дорожного движения (см. «Правила дорожного движения РФ»). Однако детей в детском саду знакомят с минимумом жизненно необходимых дорожных знаков, способствующих воспитанию грамотного пешехода и культурного пассажира.
При организации игр по правилам дорожного движения можно использовать и некоторые знаки сервиса.
Дети должны знать, что знаки бывают: предупреждающие (они изображены в красном треугольнике); запрещающие (изображены в круге красного цвета (ободок)); предписывающие (изображены в круге голубого цвета); особых предписаний (изображены в квадрате голубого цвета или в прямоугольнике);
информационные (изображены в квадрате голубого цвета); знаки сервиса (изображены в прямоугольнике голубого цвета).

Дорожные знаки

Предупреждающие знаки
Железнодорожный переезд со шлагбаумом
Железнодорожный переезд без шлагбаума
Скользкая дорога
Пешеходный переход
Дети
Пересечение с пешеходной дорожкой
Дикие животные

Запрещающие знаки
Въезд запрещен
Велосипедное движение запрещено
Пешеходное движение запрещено
Звуковой сигнал запрещен
Стоянка запрещена

Предписывающие знаки
Обязательное направление движения
Круговое движение
Велосипедная дорожка
Пешеходная дорожка

Знаки особых предписаний
Место стоянки Место остановки автобуса и троллейбуса
Место остановки трамвая
Пешеходный переход
Пункт медицинской помощи

Информационные знаки
Место стоянки
Подземный пешеходный переход
Надземный пешеходный переход

Знаки сервиса
Пункт медицинской помощи
Больница
Автозаправочная станция
Пункт технического обслуживания
Мойка
Телефон
Пункт питания
Питьевая вода
Место отдыха
Туалет

Знаки приоритета
Уступите дорогу
Проезд без остановки запрещен
Главная дорога

Опознавательные знаки транспортных средств
Перевозка детей
Учебное средство
Врач

Полученные знания дети используют в игре, как основном виде деятельности. Играя, они быстрее усваивают правила дорожного движения и культурного поведения. Воспитатель выделяет в группе место для игры, где сосредоточен наглядный материал по данной тематике.
Заслуживает внимания опыт дошкольных учреждений, где дети подготовительных групп приходят к малышам, проводят с ними игры по правилам дорожного движения. Чаще всего это игры в транспорт, где старшие ребята исполняют роль водителей, а малыши в шапочках разных зверюшек изображают пассажиров; или старшие ребята – «регулировщики», а малыши – «пешеходы», которые учатся узнавать сигналы светофора, ходить по пешеходному переходу – «зебре». Старшие ребята приносят свои поделки в подарок малышам (макеты машин, светофоры, жезлы).

Работа с родителями

В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. В этих целях широко используются:
– информация на стендах для родителей, в папках передвижках; – родительские собрания, беседы с участием психолога, инспектора ГИБДД и других заинтересованных лиц;
– семинары практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров);
– деловые игры и тренинги с прослушиванием аудиозаписей бесед с детьми («Ребенок и взрослый на улице», «Учите детей наблюдать» и др.).
Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому родители не должны допускать спешки на проезжей части, бега через дорогу к автобусу, разговоров о постороннем во время перехода дороги, движения на красный сигнал светофора.
Родителям следует помнить о том, что ребенок должен играть только во дворе; кататься на велосипеде, самокате, роликах в пределах двора, не выезжая на дорогу.
Интересны и такие формы работы с родителями: – «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;
– устные журналы и дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;
– совместные праздники и развлечения («Папа, мама и я – пешеходная семья»);
– выпуск стенгазеты для родителей (один из номеров которой может быть посвящен профилактике дорожно транспортного травматизма) .

Методическая работа в дошкольном учреждении

Особую роль в детском саду играет методический кабинет, который создается для оказания повседневной и целенаправленной методической помощи воспитателям в работе с детьми и родителями, в том числе и по профилактике детского дорожно транспортного травматизма.
В методическом кабинете находятся обобщенные материалы по профилактике и обучению детей правилам дорожного движения. Вместе с собственным опытом представлен и опыт работы других детских садов города (района). На все материалы составляются аннотации с краткими рекомендациями по их применению и использованию.
В методическом кабинете должны быть наглядные учебные пособия для разных возрастных групп – демонстрационные картины, плакаты, раздаточный дидактический материал, макеты улиц, схемы, диафильмы, разнообразные игрушки: специальные машины (легковые, грузовые, скорой помощи, пожарные и др.); куклы, одетые в форму регулировщиков; необходимые атрибуты для управления движением – жезлы, светофоры и т. п.; методическая художественная литература (библиотечный фонд), литературный материал для чтения и заучивания наизусть; сценарии праздников и развлечений .
Большое внимание уделяется вопросам повышения квалификации педагогов, в том числе и в области профилактики детского дорожно транспортного травматизма.
Организуются выставки детских рисунков, пособий, дидактических игр; смотры на лучшую группу в работе по ПДД. Разрабатываются материалы по работе с родителями (анкеты, тесты и другие материалы).

Взаимодействие детского сада и ГИБДД

Особую роль в профилактике детского дорожно транспортного травматизма играет совместная работа инспекторов ГИБДД и детских дошкольных учреждений.
Инспекторы часто посещают детские сады, участвуют в создании разметки на участке детского сада, в планировке автоплощадок; проводят беседы с родителями о правилах дорожного движения, выступают на родительских собраниях. Приход инспектора в группы детского сада, его беседа с детьми делают работу по ознакомлению правилами дорожного движения более действенной.
В деятельности инспекторов ГИБДД Московской области имеется интересный опыт работы со школьниками. Например, создаются отряды юных инспекторов – ЮИД (гг. Подольск, Видное, Ногинск, Ступино, Коломна и др.). Привлечение школьников к работе с дошкольниками эффективно сказывается на усвоении правил дорожного движения и их соблюдении. Школьники приходят в группы к детям, организуют игры на участке детского сада; участвуют в праздниках и развлечениях.

Смотры конкурсы «Зеленый огонек»

Эффективной формой работы по предупреждению детского дорожно транспортного травматизма и обучению правилам дорожного движения является проведение смотра конкурса «Зеленый огонек» среди дошкольных учреждений и школ города или района.
Идея проведения конкурса подчинена следующим задачам:
повышение эффективности работы дошкольных учреждений по воспитанию у детей высокой культуры поведения на дорогах, в общественном транспорте, на улице;
установление взаимосвязи в работе органов образования и ГИБДД по обучению дошкольников и их родителей правилам дорожного движения;
создание в ДОУ необходимой материальной базы для пропаганды правил дорожного движения;
обобщение и распространение передового опыта работы. Для организации и проведения смотра конкурса «Зеленый огонек» при областном Управлении образования был создан оргкомитет, в состав которого вошли представители органов образования, здравоохранения, внутренних дел, активисты общества автомотолюбителей, журналисты, работники кинопроката, радио, телевидения и все заинтересованные лица. В городах и районах области были созданы местные оргкомитеты.
В плане работы областного оргкомитета большое внимание было уделено вопросам повышения квалификации работников дошкольных учреждений (детских садов, дошкольных детских домов), инспекторов ГИБДД, курирующих работу с детскими учреждениями и школами.
В областном дошкольном методическом кабинете в учебные планы повышения квалификации для разных категорий дошкольных работников были включены и вопросы по правилам дорожного движения.
Проводилась работа по подготовке и обучению лекторского актива по ПДД, организовывались зональные семинары практикумы для инспекторов ГИБДД; на занятиях особое внимание слушателей обращалось на специфику работы с детьми дошкольного возраста, нанесение правильной разметки на территории детского учреждения (на бетонно асфальтовом покрытии наносятся соответствующие линии, штрихи – белой краской проводится осевая линия, «зебра»; остановочный пункт транспорта – желтая ломаная линия).
Инспектора ГИБДД участвовали в создании и разметке детской транспортной площадки.
Одной из форм работы областного оргкомитета «Зеленый огонек» являлись выездные заседания в различных городах и районах Подмосковья с целью ознакомления с работой на местах, оказания практической помощи местным оргкомитетам, непосредственного знакомства с работой детских садов, дошкольных детских домов и школ, выявления интересного опыта работы. Хорошо зарекомендовали себя взаимопроверки различных оргкомитетов, которые помогли лучше познакомиться с опытом друг друга, позаимствовать новые, интересные формы работы. Следует отметить активную помощь в организации выездных заседаний со стороны Управления ГИБДД, которое своевременно и систематически предоставляло транспорт: это дало возможность ознакомиться с работой многих дошкольных учреждений по обучению дошкольников ПДД.
Итоги смотра конкурса «Зеленый огонек» подводились в два этапа. На первом этапе проводились конференции в районах и городах области с широким представительством работников дошкольных учреждений и школ, родителей, органов образования, Управления внутренних дел, представителей местной администрации, представителей телевидения, радио, журналистов.

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 378»

г. Перми

Проект по ПДД

Подготовила

Воспитатель подготовительной группы

Нечаева Татьяна Владимировна

г. Пермь

2012 г.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Вид проекта: познавательно–коммуникативный.

Продолжительность: долгосрочный.

Актуальность: Проект посвящен актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. В рамках реализации ФГОС при организации образовательной работы с детьми необходимо внедрение инновационных технологий. Одной из наиболее эффективной и целесообразной формой признана организация проектной деятельности дошкольников. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую продуктивную деятельность и сформировать у детей навыки безопасного поведения в дорожно- транспортной среде. В сентябре была проведена диагностика. В результате диагностики по выявлению знаний о правилах дорожного движения детей получились следующие результаты: высокий уровень знаний- 0%, средний-48%, низкий-52%.

Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что у детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставит их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие дети и родители.

Цель: повышение умений и навыков правильного осознанного безопасного поведения младших дошкольников в окружающей дорожно-транспортной среде, через организацию различных видов деятельности на 20% к 01.09.2016.

Задачи проекта.

Воспитывать:

Потребность в ознакомлении с моральными нормами и правилами поведения.

Формировать:

Представление об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них;

Знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

Представления о важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах, на улице и в транспорте;

Представления об автомобиле, как опасном средстве передвижения;

Представления о важности соблюдения правил дорожного движения;

Умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих повеления на улице;

Представления о важности соблюдения правил пользования велосипедом и самокатом.

Развивать:

Представления о видах транспорта;

Способность организовывать свою деятельность так, чтобы было безопасно и самому, и окружающим;

- побуждать использовать изученные правила дорожного движения на практике;

Пополнить словарный запас детей новыми словами: автодорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, пешеходный переход, перекрёсток, светофор, дорожные знаки.

Для родителей:

1. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

2. Содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через практическую деятельность.

Предполагаемый результат:

    Сформированы у дошкольников представления о важности соблюдения правил дорожного движения на 20%.

    Обогащён словарный запас детей новыми словами: автодорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, пешеходный переход, перекресток, светофор, дорожные знаки.

    Закреплены и обобщены у детей представления о различных видах транспорта, о движении транспорта.

    Изготовлены атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Улица города».

    Оформлен лепбук по Правилам дорожного движения.

    Систематизированы и сформированы знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.

Этапы проекта.

Подготовительный.

Цель – провести предварительную работу с детьми и их родителями, провести диагностику, анкетирование.

Основные направления работы.

    Знакомство с литературой по теме.

    Постановка цели и задач, определение методов исследования, выбор оборудования и материалов, составление перспективного плана работы с детьми

2. План реализации проекта.

В ходе реализации проекта были проведены занятия с дошкольниками:

1. "Дорожные знаки;

2. "Зелёный, желтый, красный";

3. "Светофор";

4. "Будь внимательным".

Цель занятий: познакомить с правилами дорожного движения, научить понимать дорожную символику на примере дорожных знаков, закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах, учить быть внимательными на дороге.

Вместе с детьми играли в сюжетно-ролевые и дидактические игры:

1. "Нам на улице не страшно";

2. "Автобус";

3. "Пешеходы";

4. "Красный, желтый, зелёный";

5. "Переходим через дорогу";

6. "Учим дорожные знаки";

7. "Угадай какой знак";

8. "Воробышки и автомобиль";

9. "Цветные автомобили".

Цель игр: закрепить и расширить знания детей о правила дорожного движения, о правилах безопасного поведения на улице, её проезжей части, учить соблюдать эти правила.

Были проведены целевые прогулки: к светофору, к проезжей части дороги, к пешеходному переходу.

В течении всего проекта использовалось художественное слово: С. Михалков "Дядя Стёпа милиционер", "Бездельник светофор", "Сказка про город дорожных знаков", Тарутин "Для чего нам светофор", Житков "Светофор", Калинина Н. "Как ребята переходили улицу", Усачёв А. "Домик у перехода" .

Для родителей была выпущена памятка "Что должен знать ребёнок о правилах поведения на дороге", консультация "Как выработать навыки безопасного поведения у ребёнка на дороге", семинар-практикум "Дорожные знаки", анкетирование на тему "Осторожно дорога".

3. Заключительный этап

Цель .

    Обобщить результаты работы: занятие на семинаре для воспитателей.

    НОД

Главным требованием к любой деятельности, касающейся воспитания и обучения, является системность. Об этом много говорили Н.Н. Поддъяков, Н.П. Батищева и другие. Э.С. Комарова в работе «Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника» пишет: «…все содержание познавательного материала, который предстоит усвоить ребенку, должно быть представлено в виде системы переходящих друг в друга задач, вернее, совокупности подсистем задач. Внутри каждой подсистемы задач должны быть, конечно, свои центральные и свои периферийные задачи, закономерно связанные друг с другом » (Н.Н. Поддъяков 1985). Системное расположение и преподнесение материала, активное включение ребенка в деятельность есть залог успешной работы всех фор мышления, а значит, путь дошкольника к высокой степени саморегуляции и осознанности будет быстрым и успешным.

Также очень важным является не репрезентативное, а проблемное предъявление материала: «Предлагая ребенку соответствующие проблемные ситуации, можно вызвать у него формирование целостных систем взаимосвязанных деятельностей, каждая из которых предполагает творчество в процессе их решения. Самые, казалось бы, нетворческие акты, если их формировать правильно в общей стратегии воспитания, вырабатываются именно как творческие» . Эти положения, сформулированные почти тридцать лет назад, по сей день являются основой рационального подхода к воспитанию и обучению не только дошкольников, но и всех возрастных категорий детей.

Важно понимать, что знания по основам безопасности жизнедеятельности формируются не на отдельно взятых занятиях или играх, они складываются в системно организованном процессе воспитания, параллельно ему.

В настоящее время периодика и интернет насыщены множеством авторских систем ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения. Они составляют наполнение таких широко известных среди педагогов веб-порталов . Это могут быть как плоды фундаментальных научных изысканий, так и труды чистых практиков - отдельных воспитателей и методистов и коллективов дошкольных образовательных учреждений, основанные на реально проводимой в ДОУ работе в данном направлении. Все они в той или иной мере достойны внимания. Но так как количество их очень велико, мы не станем подробно останавливаться на каждой - этого не позволит нам объем выпускной квалификационной работы, и это не входит в наши задачи. Мы лишь кратко охарактеризуем основные черты разных методик, дабы свести их в единую систему для удобства применения на собственной педагогической практике в ДОУ.

Стоит заметить, что правила дорожного движения изменяются с течением времени, так как развитие техники не стоит на месте, и, соответственно, законы эксплуатации транспортных средств и поведения на дороге водителей и пешеходов не могут оставаться неизменными. Это подтверждается регулярными публикациями «Новых правил дорожного движения», редактируемых в соответствии с постановлениями Совета Министров Правительства Российской Федерации. И хотя чаще пересматривается ответственность водителей, нежели пешеходов, эти перемены не могут не влиять и на поведение пешеходов в том числе. Растет число опасностей, следовательно, ответственность повышается с обеих сторон.

Проведя анализ основных методик ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения, можно сделать вывод, что формирование основ безопасности жизнедеятельности осуществляется в разных направлениях, основные - работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

  • 1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
  • 2. Противопожарная безопасность.
  • 3. Безопасность в быту.
  • 4. Безопасность в природе.

Важно предусматривать работу с родителями - собрания, консультации, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых. (Билибенко 2005). Работе с родителями в контексте ознакомления детей основам безопасности на дороге посвящена, например, статья А.О. Решетниковой, опубликованная на портале Издательского Дома « Первое сентября». В ней описан долгосрочный проект по теме «Взаимодействие с семьей по вопросам безопасности детей через ознакомление с правилами дорожного движения». В течение двух лет велась работа с родителями, с педагогическими кадрами и с детьми. Система инструктажа, консультаций, обзоров литературы, семинаров работает на подготовку педагогов; для родителей - семинары, консультации, общие собрания, анкетирования, организация (совместно с педагогами) уголков безопасности, выставок детских рисунков на заданную тему. Дети принимают участие в системе занятий по ПДД, конкурсах и совместных с родителями мероприятиях - викторинах, конкурсах.

Такая схема имеет право на жизнь в любом ДОУ, и то, что она работает, подтверждается неоднократно: «Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты - за годы нашей кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма» (А.О.Решетникова, 2012).

Соврменные дошкольные образовательные учреждения сегодня накапливают богатый методический опыт в области предупреждения любых форм детского травматизма. Так, описывая свой опыт работы с детьми, М. Аромштам пишет: «Практически все педагоги знают, что детей нужно знакомить с правилами дорожного движения. Но делают это «по старинке», не учитывая изменившегося характера улицы… В ситуации «автомобильного беспредела» мало научить ребенка «слушаться» сигналов светофора: нужно научить его видеть и слышать улицу» (М. Аромштам, 2003).

Мы уже отмечали, что правила поведения на дорое стремительно меняются вслед за прогрессом автомобилестроения. Автор статьи обращает внимание на такие детали: «Старое правило «Обходи автобус сзади!» не работает на сегодняшних широких улицах. Автобус вообще нельзя обходить. Он опасен так же, как любая стоящая машина, -- загораживает обзор и для пешеходов, и для водителей. Нужно дождаться, чтобы автобус уехал, и только после этого начинать движение через улицу» . Педагог-практик опирается на лекционные материалы видного российского детского травматолога В.П. Немсадзе и, вслед за ним, основную ответственность за безопасность детей на дороге возлагает на родителей.

Стоит отметить, что по большей части совместная работа воспитателей и родителей по приобщению детей к основам безопасного поведения на дороге реализуется в форме проектов - методе, давно положительно зарекомендовавшем себя в российских образовательных условиях. В самом деле, какой еще метод предоставляет столь широкие возможности не только для обучения, но и самовыражения всех его участников. В его рамки прекрасно вписываются и игровые обучающие ситуации, которые можно сделать частью занятий как внутри группы, так и для совместного с родителями обогащения знаниями и умениями.

Анализируя работы педагогов-практиков С.Н. Ивахиной, О.В.Калиниченко, А.И. Садретдиновой, С.И.Зыряновой, можно отметить следующие общие черты:

1. Системность.

Вне системы любые методы будут бессильны помочь в достижении образовательных и воспитательных задач. В каждом проекте должны быть прописаны долгосрочные цели, контроль в начале, середине и конце учебного года, единая оценочная шкала.

2. Единство целей и задач.

По-разному сформулированные, но по сути одни и те же задачи ставят перед собой педагоги:

  • Ш дать детям элементарные знания об общепринятых человеком нормах поведения;
  • Ш научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке;
  • Ш помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте;
  • Ш развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение (Ивахина 2012)
  • 3. Преемственность.

Без нее вообще немыслима работа в образовательном учреждении, так как с изменением возраста учащихся изменяются их познавательные возможности, меняются требования к ним. Должно быть единое связующее все этапы звено - и им как раз может стать долгосрочный проект, и даже не один.

4. Тяготение к проектному методу.

Проект - универсальный метод, позволяющий максимально полно раскрыть познавательный потенциал воспитанников и творческие возможности педагогов. К тому же, проект может быть долгосрочным и охватывать все этапы пребывания детей в ДОУ - от поступления в младшую группу (2-3 года) до подготовительной к школе (6-7 лет), и тогда с большей вероятностью все образовательные, развивающие и воспитательные цели будут достигнуты в полной мере.

Практически все проекты и перспективные планы курсов обучения ПДД базируются на программе Н.Н. Авдеевой, Р.Б Стеркиной и др. «Основы безопасности детей дошкольного возраста», так как ее структура является наиболее логичной и стройной и представляет собой удобный инструмент для реализации насущных задач, позволяя педагогу творить, оставаясь в рамках образовательных стандартов.

Естественно, что у каждой разработки есть и свои индивидуальные черты.

Так, С.Н. Ивахина при работе в средней группе предлагает преимущественно занятия на базе иллюстраций (картинок), изображающих различные предметы дорожного обихода и дорожные ситуации. Разыгрывание, моделирование ситуаций предполагается на конечном этапе освоения материала раздела .

В проекте авторства О.В. Калиниченко, напротив, большое внимание уделено моделям предметов дорожного обихода - педагог подчеркивает необходимость помещения ребенка в максимально приближенную к реальной среду, драматизации, активного взаимодействия с аналогами реальных дорожных объектов. Продуктом проектной деятельности автор проект видит создание в ДОУ Школы дорожных наук «Юные инспектора дороги» .

В коллективном труде педагогов одного из ДОУ г. Омска также присутствует упор на создание предметной среды «Дорога», дети выступают в роли не только пешеходов, но и водителей, изучая все стороны дорожной ситуации. Также используются настольно-печатные игры, составляется библиотека и картотека литературы, касающейся вопросов обучения дошкольников правилам дорожного движения. В рамках проекта проводятся целевые экскурсии по различным участкам дорог города .

С.И. Зырянова предлагает не столько проект, сколько тематический план программы «Формирование культуры безопасности дорожного движения средствами игры». На всех этапах выполнения программы четко расписаны виды деятельности детей, вплоть до названий игр и форм работы на каждом занятии. Они чрезвычайно разнообразны: в рамках обучения правилам дорожного движения дети занимаются и аппликацией, и рисованием, участвуют в дидактических играх и беседах, праздниках .

Статья А.И. Садретдиновой некоторым образом обобщает опыт проектирования педагогических условий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в целом и правилам дорожного движения в частности. Автор утверждает, и с ним трудно не согласиться, что для эффективной проектной деятельности необходимо выполнение следующих условий:

  • Ш здоровьесберегающая среда как комплексное средство обеспечения эффективного формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ. Под здоровьесберегающей образовательной средой понимается совокупность всех образовательных факторов, которые прямо или косвенно воздействуют на сохранение, укрепление и развитие здоровья ребенка в процессе его пребывания в ДОУ.
  • Ш культуротворческая образовательная технология как системообразующий фактор природосообразного, здоровьесберегающего образовательного процесса.
  • Ш Третьим условием является диагностический инструментарий определения уровней сформированности культуры безопасности жизнедеятельности старших дошкольников. Он представлен беседами, с помощью которых можно изучить наличный уровень представлений и навыков безопасного поведения в домашней среде, на улицах города и в природе у старших дошкольников; методом моделирования жизненно значимой ситуации; методом прогнозирования ситуации; диагностическими играми «Что так, что не так», «Опасное путешествие» и др. .

Мы кратко рассмотрели несколько авторских систем обучения основам безопасности жизнедеятельности (в частности - правилам дорожного движения). Несомненно, их реальное число в сотни раз больше, но мы считаем, что в проанализированных нами проектах отразились их основные общие черты.

Кроме масштабных проектов и авторских программ в периодике и интернете опубликовано огромное количество так называемых «педагогических зарисовок» - отдельных методик, игр, интересных ситуаций, каждой из которых найдется место в педагогической копилке творческого воспитателя и методиста. Это, например, такие статьи в газете «Дошкольное образование» как «Дети учат взрослых» - об интересном опыте взаимодействия родителей и детей с участниками дорожного движения - водителями под руководством работников ДОУ (Забирова 2010); подборка советов родителям, годная, например, для оформления стенда: «Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные ловушки» (2002); набор нестандартных приемов (ТРИЗ) работы с атрибутами дорожного движения (милицейским жезлом, знаками), придумывание новых, необычных дорожных знаков (Бютцинова 2003).

Так или иначе, с использованием передовых приемов или на традиционных занятиях, методика ознакомления дошкольников с правлами дорожного движения имеет свои общие закономерности:

  • Ш Ведется с момента поступления ребенка в ДОУ и продолжается вплоть до выхода из него, так как является жизненно необходимым условием безопасности подрастающего человека;
  • Ш Обязательно включает в себя совместные мероприятия с родителями воспитанников: консультации, семинары, общие праздники, акции, оформление стендов, памяток, проведение викторин и т.п.
  • Ш Работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей следует начинать с выявления уровня их знаний и интересов, которая проводится в форме беседы, наблюдений, игровых занятий. Данная работа ведется через:
    • * организованную деятельность детей - занятия, экскурсии, тренинги;
    • * совместную деятельность взрослых и детей - драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
    • * свободно самостоятельную деятельность детей - сюжетно - ролевые игры.
  • Ш Дважды в году следует проводить диагностическую работу по определению уровня познавательного развития каждого ребёнка, по результатам которой планируется дальнейшая индивидуальная работа.
  • Ш Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей и даже поддерживать связь инспекторами ГИБДД и ПЧ.
  • Ш Основной целью является воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
  • Ш Оптимальным методом формирование основ безопасности жизнедеятельности в детском саду большинство исследователей считает игровое обучение. Используются также метод убеждения, игровые и развивающие методы, метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, метод эвристических и поисковых ситуаций.
  • Ш Предметно-развивающая среда включает: уголок безопасности, дидактические игры, настольно-печатные игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке, наглядную информацию для родителей.
  • Ш Работа по обучению основам безопасности жизнедеятельности проводится систематически. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.
  • Ш Работая с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности, следует
  • o учитывать, прежде всего, возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей. Стараться вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности, избегая морализации, путем познания, а не запретов;
  • o обеспечивать активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в окружающей среде;
  • o стараться внушить, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами .

Говорят, что привычка — вторая натура. Именно поэтому, не теряя времени, нужно прививать детям те необходимые навыки, без которых не может обойтись ни один современный человек. И так же, как приобщая детей к соблюдению правил личной гигиены, следует приучать их в соблюдению правил уличного движения.Новая программа воспитателя в д/с рекомендует не только »вырабатывать» у детей ориентировку в ближайших к детскому саду улицах, но и приучать соблюдать правила уличного движения: не ходить по мостовой, переходить улицу в указанных местах, сообразуясь со световыми сигналами, уметь читать основные дорожные указатели. Выполнить эти требования программы — значит подготовить детей к жизни в города. В стороне от этого вопроса не могут остаться ни тем более педагоги: ведь невозможно воспитывать человека, не приучая его к соблюдению всех тех норм и требований, нарушение которых привадит к тяжелым, порой трагическим последствиям.Что же нужно знать ребенку, выходя на улицу?Улица вовсе не безъязыковая, и каждым из нас, кто выходит на нее, должен уметь понимать, что она ему говорит. Язык улицы — это те дорожные знаки и указатели, которые предупреждают нас, как вести себя в том или ином месте, чтобы не нарушать установленный порядок. С каждым годом увеличивается движение автомобильного транспорта, растет его скорость, а поэтому от пешеходов требуется исключительная бдительность. В числе пешеходов — дети. Вот почему не только в школе, но уже и в детских садах нужно знакомить детей с языком улицаы, с азбукой ее знаков.Важно не только ознакомить ребенка с правилами дорожного движения, довести до его сведения, с каком опасностью связано их нарушение, но приучить его контролировать свой поступки, т. е. приучить к дисциплине.Занятия по ознакомлению с основными правилами уличного движения в детских садах не похожи ни на одна аналогичное занятие в каком-либо другом месте. Тут своя специфика, свои особенности, обусловленные тем, что материал, рассчитанный на взрослых, преподносится детям. Эти занятия проходят в самых различных формах.Это может быть беседа, чтение книг, показ картин, игры, знакомящие детей с правилами ходьбы по улице. Порядок проведения занятий может быть различным. Можно начинать с экскурсий к месту оживленного движения на улице или с чтения книг, показа картины. Последние виды занятий целесообразно проводить в тех случаях, когда детский сад находится на тихой удаленной улице либо на очень оживленной, где детей сразу захлестывает обилие впечатлений. Для этой цели можно рекомендовать несколько литературных произведений, рассказывающих детям об улице: Житкова »Что я видел», Шварца »Машины на нашей улице», диафильмы »Сказка про трехглазку», »Алешкин веловипед», »Кто виноват?», »Как пошутил Витя Гурышев», »Волшебный доктор», »Дело было летом». Диафильмы помогают малышу увереннее себя чувствовать на улице. В серии картин для детского сада имеется специальная картина на тему »В городе».На экскурсиях надо обращать внимание детей, в каких местах и в каком направлении движутся машины, где они делают остановки.При наличии светофора детей знакомят с его сигнальными огнями. Детям показывают безопасные места перехода, объясняют правила. После экскурсий или чтения книг необходимы беседы, учитывающие представления детей. Во время бесед используют подходящие картинки, плакаты. Для активного упражнения детей в правилах хождения по улице игры проводятся в разных вариантах.Например: на земле рисуют широкую полосу, изображающую улицу или две перекрещивающиеся улицы, и дети »переходят» эти улицы. Условия игры меняются: для ориентировки пешеходов на улице расставляются игрушечные автомобили, трамваи, а затем убирают их. Движением управляет «милиционер», и наконец, в игре появляется светофор.Принадлежности, использованные в дидактических играх, затем дают детям в свободное для развертывания творческих игр. Во время прогулок также следует обращать внимание детей на правила перехода через улицу. Объясняя детям важность правил уличного движения, следует избегать разговора о катастрофах и несчастных случаях (не следует демонстрировать и плакаты подобного содержании). То, что хорошо для взрослых, совершенно не годится для детей.Это может травмировать ребенка не менее, чем страшная сказка и вызвать у него специфический страх перед улицей, который будет сковывать его инициативу и сообразительность, затруднять ориентировку.Наряду с перечисленными видами занятий полезно поддерживать связь с д/с работниками, которая может быть выражена в виде встреч, беседы с детьми. Интерес у детей к работникам ГАИ очень велик, поэтому их рассказы запоминаются детьми очень легко, непринужденно. Так, при встрече с детьми товарищ Стуков Б. М. Рассказал детям о своих делах и заботах, сообщил полезные сведения для всякого пешехода.Особенно рады были дети, когда гость подарил им красочные плакаты о поведении детей на улице. Эти плакаты висят у нас в группе, и дети с удовольствием вспоминают эту приятную и интересную встречу. Стихи, которые напечатаны на плакатах, дети знают наизусть и охотно рассказывают.Большой объем и быстрая смена впечатлений, которые дети получают на улице, требуют от воспитателя очень четкого отбора познавательного материала для экскурсий и бесед. Сообщение этих сведении необходимо осуществлять постепенно, в течение длительного времени. Подготовительная работа невидимой нитью тянется еще с младшей группы. На начальной ступени мы учили детей различать основное цвета, направления, учили детей организованно ходить по улице. Уже в среднем возрасте познакомили детей с тем, что на улице надо быть осторожным, не затевать игр, ходить вместе со старшими. В старшем возрасте ребята узнала от воспитателей, что на улицах города большое движение транспорта и людей. Во избежание несчастных случаев необходимо вести себя на улице очень осторожно, надо ходить по тротуарам, придерживаясь правой стороны, уступать друг другу дорогу. Дети научились различать места, предназначенные для движения транспорте и ходьбы, тротуар и мостовую, середину и края дороги..Самая большая работа была проведена в подготовительной группе. Дети узнали места наиболее безопасного перехода через улицу, научились переходить через улицу там, где вот светофора, разбираться в сигналах светофора, познакомились с основными дорожными знаками.Средств и методов воспитания у детей сознания необходимости соблюдать правила безопасности движения много. Мы использовали наиболее доступные: читку коротеньких рассказов, с последующим тщательным разбором, таких, как »Горка», »Морозко», »Прогулка на лыжах», »Санки», »Колина мечта», »Весна», »Ручеек», »Самокат», »На речку», »Петин друг» (рекомендованных в пособии »Воспитатель детских дошкольных учреждений»), читали произведения »Что видел» Житкова, Шварца »Машины на нашей улице», »На улице Владимирова», заучивали стихи о правилах дорожного движения, о светофоре, о милиционере-регулировщике.Показывали диафильмы, знакомили детей с плакатами, их содержанием, с дорожными знаками. Вместе с детьми сделали альбом основных дорожных знаков. На занятиях с детьми беседовали о правилах уличного движения, проводили экскурсии к перекрестку, к местам перехода и вообще, по ближайшим улицам города (Кирова, Школьная, Металлургов, Бардина), рисовали дорожные знаки, проводили дидактические игры: »Улица города», »Учись ходить по улице», организовали встречу детей с сотрудниками ГАИ.Вместе с детьми изготовили пособие для сюжетно-ролевой игры в »Улицу».Проведены групповые родительские собрания: »Правила поведения детей в общественных местах», »Ознакомление детей с правилами уличного движения». Второе собрание было специально посвящено профилактике детского уличного травматизма, на это собрание пригласили сотрудника ГАИ Стукова Б. М., который познакомил родителей с состоянием и причинами детского уличного травматизма и подсказал эффективные меры его профилактики: выполнение правил уличного движения.В родительском уголке была сделана тематическая выставка »Правил уличного движения», которая знакомили родителей с дорожными знаками.В нашей стране есть немало городов, где накоплен опыт сотрудничества работников ГАИ и детских учреждений. Это прежде всего город Ленинград. Здесь в помощь воспитателям издана брошюра »Методические указания по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами уличного движения».Инструкции для работы, созданы также в Свердловске, Кемерово, здесь созданы так называемые транспортные площадки, где дети попадают в условия улицы-модели. В их распоряжения самокаты, педальные автомобили, велосипеды. Играя, дети, учатся соблюдать правила и видят, к чему приводит нарушение их. Транспортные площадки при детских садах — это одна из форм, с помощью которой воспитатели ведут работу с детьми по ознакомлению с правилами уличного движений.В настоящее время большую помощь педагогам и родителям в воспитании дисциплинированных и сознательных пешеходов оказывают работники издательств »Малыш» и «Детская литература», выполняющие заказы работников ГАИ.Учитывая потребность детей во всем подражать взрослым, эти издательства выпускают игры в книгах, которые дают детям представления, в частности о правилах движения по улицам и дорогам, показывают им, как надо соблюдать эти правила. Интересно задумана игра С. Зака »Три письма». Здесь на игровом поле изображен город с улицами, площадями, перекрестками, трамвайными линиями, троллейбусными и автобусными маршрутами. Участники игры от 2 — 4 человек называющимися почтальонами, доставляют корреспонденцию.Каждому надлежит доставить по три письма в разные места. Выигрывает тот, кто быстрее справится с задачей не нарушая правила уличного движения.Игра »Светофор» А. Шлыковича построена по другому принципу. В ней может принять участие неограниченное число ребят. Здесь каждый играет либо за себя, либо участники могут разбиться на две разные группы. Игра напоминает известную телевизионную передачу КВН. От участников игры требуется знание правил уличного движения, видов транспорта, устройства автомобиля. Игра »Знаки на дорогах» А. Гарнича представляет собой набор основных дорожных знаков, регулирующих движение транспорта и пешеходов. В набор входит несколько маленьких автомобилей. Игра открывает ребятам простор для выдумки и творчества. Построив игрушечный город с улицами, площадями, перекрестками, расставив на них соответствующие знаки, дети под руководством воспитателя могут организовать увлекательную полезную игру, в которой есть роли шоферов, пешеходов и регулировщиков. Многое в организации такой игры зависит от воспитателя.Он должен сам знать правила уличного движения, значения дорожных знаков, где и в каком случае они устанавливаются. Тогда он сможет быть своего рода арбитром, выступать в роли главного инспектора ГАИ, давать правильные разъяснения в том или ином конфликтном случае. Игре »Знаки на дороге» должны предшествовать беседы, в которых воспитатели разъясняют смысл и значение дорожных знаков, обязанности регулировщика. Для такого обучения и служит игра »Знаки на дороге».Меняясь ролями в этой игре, ребята знакомятся с основными правилами, которыми руководствуются родители, а также с обязанностями пешеходов. Игра приучает ребят к сообразительности, самостоятельности, активности. Продукция издательства »Малыш» отличается многообразием. Это и настольные игры, и ширмы, и книжки, и плакаты, и альбомы для раскрашивания. Сейчас находится в производстве книжка В. Лебедева-Кумача »Про умных зверюшек».По заказу ГАИ издательство »Малыш» воспроизводит на школьных тетрадях отдельные, наиболее необходимые в повседневном обиходе правила уличного движения. Такие тетради, находясь постоянно на глазах ребят, безусловно, сыграют свою положительную роль в привитии им определенных навыков. Будет весьма полезно, если воспитатели в д/с обратят внимание в старшей и подготовительной группе на новое оформление тетрадей, прочитают им то, что напечатано на обложке. Издательство »Детская литература» по просьбе ГАИ подготовила к печати книгу »Светофор». В нее входят рассказы, очерки, стихи, информация, рассказы в картинках.В создании книги приняли участие около 30 авторов разных специальностей и профессий. Каждому из них нашлось, что сообщить ребятам о правилах уличного движения, о технике, применяемой сейчас при регулировании движения, о транспорте, и не только современном, но и о том, который был в старину и который будет в будущем. Книга имеет оригинальное завершение. Заключительная глава ее называется »Экзамен, который длится всю жизнь». Что же это за экзамен? Каждый, кто прочел эту книгу является выпускником Школы Светофорных Наук. И значит ему предстоит сдавать экзамен. Но в отличие от обычных они продолжаются ни неделю и даже не месяц, а всю жизнь.Если »у провалившегося» на экзамене в обычной школе или в институте есть утешение в том, что экзамен можно пересдать, то »провалившемуся» на вечно продолжавшемся экзамене Школе Светофорных Наук, надеяться чаще всего не на что. Тут каждая »двойка» может обернуться увечьем или даже гибелью сдающего. Так пусть же ученики Школы Светофорных Наук всю жизнь будут круглыми отличниками!