Математические представления детей 3 4 лет. Формируем элементарные математические представления у дошкольников разного возраста. Фотогалерея: пример заданий для работы с одарёнными детьми

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет» Подготовила: Козьмик Г.В. воспитатель младшей группы МБДОУ «Детский сад №241» Барнаул, 2016 Работу с детьми по формированию элементарных математических представлений начинают проводить в 3-4 года. От того, успешно ли будет организовано первое знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами, зависит дальнейшее математическое развитие детей. Малыши значительно лучше усваивают эмоционально яркий материал. Запоминание у них характеризуется непроизвольностью. Поэтому основное усилие должно быть направлено на то, чтобы поддержать интерес к самому процессу познания. Важно привить любовь к математике. Занятия по математике в возрастной группе от 3 до 4 лет в детском саду проводятся 1раз в неделю, а также в игровом уголке по математике дети закрепляют и углубляют свои знания индивидуально. Получать знания по математике ребенок должен не только в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира дома, на улице. И в этом ему должны помочь родители. Мамы и папы, если вы заинтересованы в развитии своего ребенка, то здесь ваша помощь неоценима. Большинство родителей в первую очередь стремятся научить ребенка считать и решать задачи. Они радуются, когда их ребенок считает до ста, складывает и вычитает числа. Однако множество примеров показывают, что дошкольник чаще всего просто запоминает различные варианты примеров на сложение и вычитание. Знания, приобретенные подобным способом, представляют для ребенка такой же набор слов, как любая детская считалочка. Такие знания можно сравнить со зданием, построенным над ямой. С чего же начать? Счет – это лишь одна сторона математического развития. Современная техника помогает человеку производить счетные операции, а вот мыслить логически и рассуждать, вскрывать скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи не сможет ни одна машина. Обучение отвлеченному счету и натаскивание в счетных операциях никак не может быть выдвинуто на первый план в математическом развитии дошкольника. В каждом возрасте нужно ребенку дать то, что присуще именно ему, обогатить те стороны его развития, к которым данный возраст наиболее восприимчив. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Начиная занятия с трехлетним ребенком, надо помнить, что главное в этом возрасте обогащение его опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, знакомство с общепринятыми образами внешних свойств предметов (основными цветами, геометрическими фигурами и величиной) и умение пользоваться этими представлениями. Знакомство с математикой следует начинать тогда, когда ребенок не занят каким – либо интересным делом. Предложите ему поиграть и не забывайте, что игра – добровольное дело! Поговорим подробнее о форме и величине предметов. В дальнейшем это будет играть важную роль для развития математических представлений. Форма является одним из основных свойств окружающего ребенка предметов. Эталоном ее принято считать геометрические фигуры, при помощи которых определяется форма предметов. Вначале надо познакомить ребенка с эталонами формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.; научить их различать, запоминать названия и научить использовать геометрические формы для оценки окружающих предметов. Приступая к обучению трехлетних детей, главное – организовать это в форме игры. Играйте с ребенком всегда и везде. Готовите обед, спросите, какое количество овощей нужно на приготовление супа, какой они формы, величины. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например: тарелки, часы, крышка от кастрюли круглые; скатерть табурет и стол квадратные, крыша дома треугольная. Спросите, какую фигуру напоминает тот или иной предмет. Познакомившись с эталонами формы, их названиями, действием подбора по образу, трехлетние дети смогут выполнять более сложные задания. Например, по данному образу составлять картинки из геометрических фигур (дерево, елка, домик). Сначала ребенок продумывает, из каких фигур можно составить данный образ, затем выкладывает его на столе. Знакомство с величиной предметов является необходимым условием развития математических представлений. Именно от практического сравнения величин предметов и начинается путь к познанию количественных отношений «больше-меньше», «равенство – неравенство», что является важнейшим моментом в математическом развитии дошкольника. Развивая представления ребенка о величине, постепенно переходим от сравнения двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. На этом принципе построены многие народные дидактические игрушки: матрешки, пирамидки, игрушки – вкладыши, которые у вас, родители, есть дома практически у каждого. Советуем придумывать игры, где необходимо выделение отдельных параметров величины. Например, можно вырезать из бумаги реку. Машине, которая подъехала к реке, надо переехать на другую сторону. Ребёнок решает, что нужен мост. Но ваш мост (прямоугольник из бумаги или картона) не достает до другого берега. Принесите другой мост, длиннее первого, и по нему машина переедет на другой берег. Подобные игры дают возможность обратить внимание не только на величину предметов в целом, но и на отдельные параметры величины, чат сравнивать предметы по величине. Или еще пример. Играет ваш ребенок с машинками, спросите какая машина больше, какая меньше. Построил из кубиков гараж, спросите какой выше, ниже. Соотнесите их с размерами машин. Какую машину в какой гараж можно поставить? По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще – тоньше, дорога длиннее – короче, солнце выше деревьев – ниже) Остановимся еще на одном свойстве предметов – их количестве. Важно научить малыша понимать математические отношения: больше, меньше, поровну. Игра – мама предлагает ребенку – «Давай покормим твоих кукол!» Вместе с ребенком она рассаживает кукол и предлагает накрыть на стол: каждой кукле надо поставить тарелку, к каждой тарелке ложку. Взрослый показывает способ сравнения двух групп предметов. «Чтобы всем куклам хватило тарелок, давай перед каждой куклой поставим тарелку. Мы сразу увидим, у всех ли есть тарелки. Чтобы все хватило ложек, давай положим ложку на каждую тарелку». Полученные знания дети с удовольствием используют в повседневной жизни. Возьмите фрукты: яблоки и бананы. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать?Напоминаем, что это можно делать без счета, путем попарного сопоставления. Малышей не учат считать, но организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе. Детей нужно учить ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте внимание на это в повседневной жизни. Побуждайте ребенка использовать слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, вчера и что будет завтра). Спрашивайте, какое время года. Называйте текущий месяц, день недели. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась игрушка, используя слова «на», «за», «между», «в». Так, играя в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

Организация: МБДОУ детский сад № 19 г. Пензы «Катюша»

Населенный пункт: г. Пенза

Аннотация

Одним из ведущих принципов современного дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир. Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость и организованность.

Ключевые слова: дошкольный возраст, развивающее обучение, формирование элементарных математических представлений, дидактические игры.

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии и воспитании личности. Одной из задач воспитания всесторонне и гармонично развитой личности является задача умственного воспитания детей дошкольного возраста. Огромную роль в этом играет математическое развитие.

Формирование элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе.

В основе обучения элементарным математическим представлениям лежат дидактические принципы: доступность, постепенность, последовательность, систематичность, научность, непрерывное повторение материала, индивидуальный подход.

Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность, и создаёт основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов.

Именно математика оттачивает ум ребенка: развивает, учит логике, гибкости мышления, формирует внимание, память, воображение.

Цели формирования элементарных математических представлений (ФЭМП):

  • освоение детьми понимания количественных соотношений предметов;
  • овладение конкретными приёмами в умственной сфере (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение);
  • стимулирование развития самостоятельного и нестандартного мышления, что будет способствовать развитию интеллектуальной культуры в целом.

К моменту поступления в школу дети должны уметь ориентироваться в понятиях о множестве, числе, форме предметов, их величине, научиться ориентироваться в пространстве и времени, делить целое на части, решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

Практика показывает, что затруднения первоклассников связаны с необходимостью усваивать абстрактные знания, перейти от действия с конкретными предметами к действиям с отвлечёнными числами. Такой переход требует перестройки умственной деятельности детей.

Ребята приучаются считать одними глазами, «про себя», у них развивается глазомер, быстрота реакции на величину и форму предметов.

В каждом случае должна быть опора на знания ребёнка, и обязательно должен соблюдаться принципы последовательности и систематичности в изучении материала. Например, Дима по болезни не мог посещать детский сад. Его мама, получив консультацию педагога, стала заниматься с ним дома самостоятельно. Учитывая, что мальчик хорошо считал до 10 как устно, так и пересчитывал конкретные предметы, мама начала работу с изучения состава числа из единиц.

Требования ФГОС ДО к образовательной программе направлены, в том числе, и на приобретение детьми опыта в игровой деятельности. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Для активизации внимания своих воспитанников педагог может использовать в работе стихотворения, загадки, дидактические игры, костюмированные представления, демонстрацию иллюстраций, просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов. Сюрпризный момент обычно выстраивается вокруг популярного и любимого детьми сказочного или литературного сюжета. Его герои создадут интересную ситуацию, оригинальную интригу, которая вовлечёт детей в игру или пригласит в фантастическое путешествие:

  • «Сказка в гости нас зовёт» - воспитатель вместе с детьми приглашает русскую народную сказку «Теремок». Волшебный домик откроет дверь только тому, кто разгадает все загадки и решит все задачи.
  • «Сказочная школа» - педагог рассказывает детям в начале занятия, что утром почтальон принёс письмо и посылку, адресованные им. В письме от учеников сказочной школы сказано, что для того, чтобы открыть загадочную коробку и получить подарок нужно пройти испытания которыми станут математические задания.
  • «Королевство занимательной математики» - педагог обращается к практике элементов театральной игры, например, перевоплощается в Королеву Математики и становится проводником в страну с приключениями в форме увлекательных математических упражнений.

Подготовительный «дочисловой» этап (три-четыре года). Освоение приёмов сравнения:

  • Наложение - наиболее простой способ, для обучения которому используются игрушки, а также наборы красочных иллюстративных карточек с изображениями трёх-шести предметов. Для адекватного восприятия в этот период обучения нарисованные элементы располагаются в один горизонтальный ряд. К карточкам, как правило, прилагается дополнительный раздаточный материал (небольшие по размеру элементы), который расставляется или накладывается на изображения движением руки слева направо так, чтобы не закрывать картинки полностью.

Педагог ориентирует малышей на понимание и запоминание последовательности действий, смысла выражений «столько же», «один к одному», «столько, сколько», «поровну». Показ приёма наложения педагог сопровождает своими уточняющими пояснениями и вопросами: «Я каждому ёжику даю по яблочку. Сколько яблок я раздала ёжикам?». После закрепления понимания детьми принципа соответствия, педагог переходит к пояснению понятия «поровну»: «Яблок столько же, сколько и ёжиков, то есть поровну».

  • Приложение - для освоения приёма используется принцип двух параллельных рядов, в верхнем ряду нарисованы предметы, нижний ряд может быть расчерчен на квадраты для удобства восприятия. Наложив предметы на рисунки, воспитатель перемещает их в соответствующие квадратики в нижнем ряду.Оба приёма практикуются при освоении малышами понятия неравенства: «больше, чем; меньше, чем», при этом количественные группы для сравнения отличаются только одним элементом.
  • Парное сравнение, для чего педагог составляет пары из разных предметов (машинки и матрёшки), затем обращается к детям с вопросом: «Как мы узнали, что машинок и матрёшек поровну?».

Какие бы задачи взрослые не ставили перед детьми, очень важно научить их умению сосредотачиваться на заданном материале, не отвлекаться от выполнения задания. Если привычка к сосредоточению не будет выработана, то в детях разовьётся рассеянность – главный бич современных школьников. Из-за рассеянности возникает перегрузка домашними заданиями (постоянное переписывание, переделывание работы и т.п.), а отсюда и неуспеваемость школьников.

Поэтому, занимаясь с детьми, необходимо следить, чтобы у них не пропал интерес к выполнению заданий. Если вы заметили, что интерес пропадает или ребёнок устал, лучше сделать перерыв или переключить его внимание на что-то другое, а затем вновь вернуться к заданному материалу, чтобы довести дело до завершения. В противном случае малыш будет отвлекаться и, тем самым, невольно будет упражняться в невнимательности.

Благодаря освоению математического содержания Программы в дошкольном возрасте, у детей развиваются предпосылки успешного обучения в школе. Для этого очень важно, чтобы освоение математического содержания на первых ступенях образования, сопровождалось позитивными эмоциями, быть для ребёнка привлекательным, ненавязчивым, радостным.

При освоении детьми элементарных математических представлений, нужно также учитывать, их индивидуальные возможности и предпочтения.

Из всего выше изложенного можно сделать следующий вывод:

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования уделяется немало внимания одному из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста, а именно развитию познавательного интереса и познавательных способностей дошкольников. От того, насколько они будут развиты у ребенка, зависит успех его обучения в школе. Ребенок, который интересуется чем-то новым, всегда будет стремиться узнавать всё больше что-то новое и интересное. И всё это отразится самым положительным образом на его умственном развитии.

Список литературы

1. Белкина, В. Н Математическое развитие дошкольников в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов./. В. Н. Белкина, Н. А. Тимофеева // Ярославский педагогический вестник – 2014. - №4 – с. 17-21.

2. Еременко, Е.Н. Педагогические условия развития математических представлений у дошкольников в свете реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования [Электронный ресурс] / Е.Н. Еременко // «Студенческий научный форум» . – 2014. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/503/6843

3. Микерина, А.С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]/ А.С. Микерина // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 12. –Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/0b7/Mikerina.pdf

4. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 574 c.

5. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементов математических представлений в средней группе детского сада / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015 . - 670 c .


Конспект занятия по совершенствованию навыков счета в пределах 5 для детей 3-4 лет

Цель: создание условий для развития математических знаний у детей 4 лет

Задачи:

Закрепить знания о геометрических фигурах; совершенствование навыка счета в пределах 5;

Формирование познавательного интереса к математике;

Совершенствование навыка ориентировки в пространстве;

Развивать логическое мышление, память, внимание; развивать познавательный интерес;

Воспитание положительной установки на участие в занятии, навыков сотрудничества.

Оборудование: счетные палочки, веревочки, плоскостное изображение паровозика, дидактические полоски с геометрическими фигурами, геометрические фигуры бумажные, игрушки животных.

Предварительная работа. Разучивание стихотворения Ю. Скляровой «Паровоз». Выполнение ритмичных движений под стихотворение.

Ход занятия:

В. Ребята я предлагаю вам отправиться в путешествие. А на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей). А можно отправиться и на паровозике! Но вот беда, паровозика у нас нет? Как же быть? …. (Ответы детей). А давайте вместе с вами самостоятельно сделаем сказочный паровозик! Паровозик можно сделать из фигур, давайте назовем все фигуры, которые мы знаем. (Педагог показывает фигуры, дети называют фигуры). Попробуйте каждый сложить свой паровозик из фигур самостоятельно.

(Если дети не справляются с заданием самостоятельно, педагог помещает на доску плоскостное изображение паровозика).

Игра «Будь внимателен».

П.: - Ребята скучно путешествовать без друзей, давайте возьмем в путешествие зверей и вместе прокатимся …. Но чтобы было веселей я предлагаю вам для начала поиграть и познакомиться с нашими животными (педагог выставляет игрушки домашних животных перед детьми). Сколько много друзей! А хватит ли места всем на нашем паровозике? Чтобы узнать сколько зверей всего, что нам нужно сделать? (Ответы детей). Правильно посчитать! (Педагог поочередно предлагает посчитать каждому ребенку, а затем всем вместе.)

Дети: 1, 2, 3, 4, 5 всего пять.

П.: - Молодцы!

Пока мы собирались в путь, наши глазки захотели уснуть!

(Педагог предлагает детям закрыть глаза, и не подсматривать, а сам расставляет животных вокруг детей).

П.: - Проснулись глазки, а где же наши друзья-проказники? Они все разбежались. Давайте поищем их! Где вы видите животных?

1-й ребенок. Внизу на ковре стоит зайчик.

2-й ребенок. Сзади стоит медвежонок.

3-й ребенок. Наверху на шкафу стоит слон.

4-й ребенок. Впереди стоит лиса.

5-й ребенок. Рядом с лисой белка

П. - Наш паровоз отправляется в путь! Всем занять свои места (дети встают друг за другом, положив руки на плечи и выполняют действия за педагогом) .

Едет, едет паровоз

Мимо елок и берез,

Мимо утренних полей,

Мимо красных снегирей.

Мимо дуба и сосны,

Мимо лета и весны.

Чух-чух, чух-чух пыхтит.

И колесами стучит

Свистит громко ту-ту-ту!

Разгоняя детвору.

Пассажиров тут там

Он везет по городам.

Педагог предлагает детям выполнить задания.

Составить из палочек квадрат и треугольник. (Сколько палочек потребуется, чтоб составить квадрат, а сколько потребуется, чтобы составить треугольник?)

Показать стороны квадрата и треугольника. Сколько углов у каждой фигуры посчитать?

Сделать из шнурочков круг и овал. Можно ли составить их из палочек? Почему? Чем похожи эти фигуры?

П. Ребята мне очень понравилось путешествовать с вами! А вам понравилось? (Ответы детей). А что понравилось больше всего? (Ответы детей).

И мне это тоже очень понравилось, но больше всего мне понравилось когда…..

Математические игры в детском саду для детей 3-4 лет

Игры с рыбками для развития ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста

Описание: Данный комплект заданий поспособствует формированию и развитию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет. Материал может быть полезен воспитателям, родителям, учителям- дефектологам.
Задачи
- развивать счетные навыки в пределах 10
- совершенствовать мелкую моторику
- закреплять знания о названии цветов и цифр
- развивать зрительное восприятие
- формировать терпение, усидчивость, аккуратность в работе
Игра номер 1. Разноцветные рыбки
Цель: Закрепление в речи названий цветов, развитие восприятия, развитие моторики
Оборудование: Разноцветные рыбы и аквариумы, прищепки, цифры

Ход игры: Ребята, посмотрите какие красивые рыбки к нам сегодня приплыли.все разноцветные- тут и красная, и синяя, и желтая(демонстрируем, проговариваем все цвета)


Но рыбки не могут жить без воды, верно? Давайте подберем каждой рыбке подходящий аквариум- такого же цвета, как сама рыбка(на примере одной рыбке показываем- соединяем половинки картинок, сверху прицепляем прищепку. Далее дети работают самостоятельно) .

Когда все цвета найдены, проговариваем еще раз названия, пересчитываем, каждой рыбке кладем подходящую цифру.


Игра номер 2. Маленькие аквариумы
Цель: Закрепление счетных навыков, развитие моторики, соотнесение количества и цифры
Оборудование: Печенье рыбки, карточки с аквариумами, цифры


Ход игры Ребята, давайте посмотрим какие у нас есть маленькие рыбки(демонстрируем коробку с печеньем) у каждой рыбки свой дом, аквариум, а нам нужно скорее помочь им найти свой домики(демонстрируем первую карточку, поясняем- в этом аквариуме живет одна рыбка, я возьму ее из коробочки и вот так посажу на место. А в следующем аквариуме рыбок уже больше- выкладываем вторую карточку- давайте посадим на место всех рыбок. Сколько получилось? 2.


Далее дети работают самостоятельно, выкладывая на карточки нужное количество. Аквариумы раскладываем по порядку, после того как все рыбы оказались на местах, просим вспомнить сколько рыбок в каждом аквариуме.


Например, - у меня есть цифра 3, а в каком аквариуме плавают 3 рыбки? Дети соотносят цифру с подходящей картинкой, при затруднениях помогаем.


Игра номер 3. Большой аквариум
Оборудование : Крекеры рыбки, распечатка с заданием, цифры.
Цель: Закрепление понятий "большой- маленький", развитие счетных навыков, развитие пространственных представлений.
Ход игры. Вариант номер 1. (после завершения прошлой игры)
Говорим детям, что рыбкам стало скучно плавать в маленьких аквариумах и они хотят переселиться в большой аквариум. Давайте посмотрим, сколько рыбок туда поместится?
Проговариваем- аквариум большой, рыбок много.


Вариант 2. Развитие пространственных представлений.
Просим посадить рыбок так, чтобы одни плыли налево, а другие направо, или вверх и вниз.


Для усложнения задания Можно задавать количество- например, 5 рыб плывут налево, 6 направо, и.т.д


Вариант 3.
Используем разноцветных рыбок. Называем цвет и количество, дети пересчитывают, находят подходящую цифру.


Игра номер 4. Номера
Оборудование: Крекеры, лист задания.
Цель: Развитие счетных представлений, закрепление графических образов цифр.


Ход игры.
Аналогичен игре номер 2, но в усложненном варианте- дети находят подходящую цифру и отсчитывают нужное количество.


Игра номер 5. Раскрась и обведи
Цель: Развитие графических умений, закрепление названий цветов, закрепление образов цифр 1-5
Оборудование: Распечатка с заданием, фломастеры или цветные карандаши.


Ход игры. Раздаем детям листы с заданием и просим правильно раскрасить рыбок в каждой строчке. Пересчитываем, сколько рыбок, обводим цифры, проговариваем названия цветов.


Разноцветные рыбки, которые мы используем в работе - распечатываем и играем!


галя ряполова
Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений у детей 3–4 лет «В гости к Маше»

Возрастная группа : вторая младшая

Виды деятельности детей :

Познавательно – исследовательская

Игровая

Коммуникативная

Интегрированная форма : игра – путешествие

Образовательные задачи :

Систематизировать представления детей о временных отношениях : части суток.

Уточнить представление о пространственных отношениях : от себя, от других объектов.

Способствовать умению видеть в предметах окружающего мира геометрические фигуры.

Поддерживать интерес детей к занимательным математическим играм .

Закрепить навык счета до 5.

Закреплять умение сравнивать две группы предметов , пользоваться выражениями «поровну» , «столько – сколько» .

Упражнять в умении сравнивать два предмета по длине «короткий» , «длинный» .

Совершенствовать умение находить количество предметов

Развивающие задачи :

- Формировать внимание , мышление, воображение, память.

Развивать мелкую моторику.

Развивать связанную речь.

Воспитательные задачи :

Воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи.

Методы и приемы :

1. Методы мотивации и стимуляции детей :

Вводная беседа (информационного характера )

Создание проблемной ситуации

2. Методы организации деятельности :

Словесные (беседа) ;

Наглядные (показ символических объектов, показ способа действия) ;

Аудиовизуальные (демонстрация интерактивной игры) ;

Практические (упражнение) .

3. Методы контроля и оценки деятельности детей :

Рефлексия деятельности.

Материалы и оборудование :

1. Стимульный материал :

Письмо от Маши, карточки с цифрами.

2. Материалы для деятельности детей :

Фетровый коврик с изображением дерева

Ковролин;

Контурные изображения белок и грибов (по 5 шт.) ;

Геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) ;

Контурные изображения банок и ягод;

Раздаточный материал :

Самоклеющиеся детали (бабочки, лисички, ежик, грибы, яблоки) ;

Фетровые плоскостные изображения цветов с пчелками и божьими коровками;

Прищепки;

Двухполосные карточки;

Подносы с белочками и грибами (по 5 шт.) .

Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей :

Доски (интерактивная, магнитная) ;

Магнитофон, ноутбук;

Мультимедийное оборудование;

Аудиозаписи песен из мультфильма «Маша и медведь» .

Логика образовательной деятельности

Этапы Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты

I Мотивационно-целевой

III Оценочно-рефлексивный

Организационный момент.

Воспитатель сообщает детям, что пришло письмо от Маши, которая приглашает детей в гости к обеду .

Организует беседу по вопросам : Ребята, а какое сейчас время суток : утро, день, вечер, ночь? А когда мы обедаем?

Проводит веселую разминку на закрепление знаний частей суток :

Утром солнышко встает, (Встают на носочки и вытягивают руки) .

Днем по небу катится, (Кружатся на месте) .

Вечером вниз упадет, (Присаживаются на корточки) .

Ночью вовсе спрячется» (закрывают ладошками лицо) .

Воспитатель : Ну, что ребята, вы готовы пойти в гости к Маше ?

Но, мы не можем пойти без подарка. Чтобы такое подарить? А давайте ей подарим коврик.

Игра «Собери коврик» .

детей на панно с изображением дерева, И предлагает украсить коврик , самоклеющимися деталями : яблоки, грибы, белки, ежик, бабочки. Воспитатель задает вопросы каждому ребенку : Куда ты приклеил бабочек? Сколько белочек? А куда ты их посадил?

Воспитатель хвалит ребят, отмечает красоту коврика.

Воспитатель обращает внимание детей на две тропинки на полу. Просит сравнить длину тропинок. Предлагает отправиться дальше по самой длинной тропинке, по которой дети приходят на поляну.

Воспитатель : Ребята, давайте сделаем остановку.

Игра «Прищепки»

Посмотрите, какая красивая цветочная поляна. Сколько здесь цветов. Возьмите все по цветочку. На каждом цветке сидят божьи коровки, пчелки, а рядом лежат прищепки. Предлагает сосчитать насекомых на цветочке и прикрепить к нему столько же прищепок. Воспитатель предлагает отправиться дальше и пойти по короткой дорожке. Обращает внимание детей на доску .

Воспитатель : Посмотрите на опушке сидят белочки. Кто посчитает белочек? А теперь найдите у себя на подносах белочек и разложите на верхней полоске карточки столько же белочек, сколько видите на опушке. Воспитатель напоминает детям, что раскладывать надо правой рукой слева направо. Задает вопрос : сколько вы положили белочек?

Затем предлагает угостить белочек грибами . «Что можно сказать о количестве белочек и морковок.

Игра «Найди свой домик»

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Найди свой домик» . «Послушайте условия игры. Возьмите на своем столе геометрическую фигуру. Пока звучит музыка, вы свободно гуляете по полянке, когда музыка перестанет играть, вы должны быстро найти свой домик, который похож на фигуру в ваших руках».

Воспитатель : Молодцы, вы все правильно нашли свои домики.

Игра «Варим варенье»

Воспитатель : Дети, Маша очень любит варенье. Давайте и мы с вами сварим для нее варенье.

Предлагает объединиться в пары по желанию.

Воспитатель обращает внимание детей на то , что рядом с каждой банкой лежит карточка с цифрой и в банку нужно положить такое количество ягод, которое соответствует этой цифре.

Интерактивная игра «Помоги Маше » .

Появляется Маша. Приглашает детей в гости . Благодарит за подарки. Сообщает, что ждала, готовилась, наводила порядок, но вот беда, не может теперь найти некоторые вещи. Просит детей о помощи . На интерактивной доске появляются предметы разной формы .

Предлагает детям отобрать предметы только заданной формы .

Маша благодарит детей . Спрашивает, понравилась ли им сегодня прогулка по лесу. Что больше всего понравилось.

Дарит подарки. Слушают воспитателя и рассматривают письмо.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Выполняют движения согласно тексту.

Внимательно слушают , принимают решение отправиться в гости .

Дети высказывают свои предложения .

Дети по очереди приклеивают детали, отвечают на вопросы воспитателя, используя слова «вверху – внизу» , «слева – справа» .

Дети сравнивают тропинки по длине, обозначая результат сравнения словами «короткая» , «длинная» .

Дети в соответствии с количеством насекомых на своих цветах прикрепляют прищепки, поясняют свои действия.

Дети садятся за столы.

Ребенок у доски считает белочек, называя числительные по порядку. Называет количество : Всего четыре белочки.

Дети за столами на верхней полоске карточки выкладывают четыре белочки.

Отвечают на вопрос воспитателя : Четыре белочки. Столько сколько на опушке.

Раскладывают на нижней полоске под каждой белочкой гриб.

Сравнивают количество белочек и грибов, обозначая результат сравнения словами : поровну, одинаковое количество.

Ожидаемые результаты данного занятия.

Обогащаются знания о частях суток.

Умение слушать и выполнять словесные указания.

Умение различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами «вверху – внизу» , «слева – справа» .

Умение сравнивать два предмета по длине , обозначать результат сравнения словами «короткий» , «длинный» .

Умение внимательно слушать и выполнять словесные указания.

Умение воспроизводить заданное количество предметов по образцу .

Умение сравнивать две группы предметов способом приложения , пользоваться выражениями «поровну» , «столько – сколько» , «одинаковое количество» .

Умение различать и называть знакомые геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник.

Умение обозначать

количество цифрой.

Умение находить количество предметов , которое соответствует заданной цифре.

Умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах .

Положительные эмоции от проделанной работы.