Махр и калым: что полагается выплатить невесте? Никах – это красивый мусульманский свадебный обряд

Махр – это имущество, которое мужчина обязан передать женщине в связи с заключением акта бракосочетания. Махр не является одним из обязательных условий никяха. Никях, заключенный без упоминания махра, будет считаться действительным. Однако в этом случае ваджибом становится выплата махра-мисль (далее мы подробно расскажем об этом).

Каким должен быть размер махра?

Махр не должен быть слишком большим, настолько, что мужчине будет не по силам его выплатить. А так же не должен быть слишком маленьким, чтобы не принижать достоинство женщины. Махр является средством возвышения достоинства женщины, а так же должен быть для нее гарантией обеспеченного будущего и облегчением материального положения. Поэтому при определении размера махра, следует исходить из потребностей современной жизни.

Махр делится на два вида: махру-мусемма и махру-мисль.

1) Махру-мусамма : Это махр, размер которого установлен по обоюдному согласию сторон при заключении акта никях.

С точки зрения выплаты махра, он делится на махру-муаджаль и махру-муэджель:

а- Махру-муаджаль: Это имущество, которое было дано женщине до первой брачной ночи, например, подаренные ювелирные украшения или деньги. Даже простой свадебный подарок может считаться махром.

б- Махру-муэджель : Это махр, выплата которого отложена до момента развода, либо смерти мужа. Однако мужчина может выплатить этот махр и до развода, так же как и женщина может по собственной воле отказаться от права на этот махр. В данном случае возражения опекуна не принимаются в расчет. Так как право распоряжения этим махром принадлежит исключительно женщине.

Если для махру-муэджель не был определен срок (один год, или один месяц), то до момента развода женщина не вправе требовать выплаты этого махра. Если же муж умрет не выплатив махра женщине, то вне зависимости от того были ли у них интимные отношения или нет, она вправе взять из имущества мужа свой махр, а потом получить еще и долю наследства из оставшегося имущества мужа. Однако, к сожалению сегодня очень не многие обладают знанием по этому вопросу.

Если же женщина умрет до того, как ей будет выплачен махр, то в этом случае ее муж обязан вернуть этот махр наследникам женщины. Потому что это является для него долгом. Если же супруги развелись, то в этом случае необходимо посмотреть была ли интимная связь между супругами или уединение. Если между мужчиной и женщиной было уединение, то женщина получает право на половину махра, а если имела место интимная близость, женщина обретает право на получение всего махра.

Так же, как весь махр может быть махру-муэджель, так же весь махр может быть и махру-муаджаль. На полученный ранее махр, женщина может приобрести приданое. Женщина вправе распоряжаться махром так, как пожелает. Мужчина ничего не может требовать от женщины в качестве вознаграждения за махр. Приобретение материальных благ не является целью бракосочетания. Поэтому выплата калыма категорически запрещена в Исламе, так как этот обычай унижает достоинство женщины, превращая бракосочетание в торговлю. Такие деньги являются харамом. Опекун женщины не имеет никакого права требовать для себя какого-то вознаграждения за то, чтобы выдать ее замуж. Если же опекун потребует чего-то подобного, то в этом случае это будет считаться взяткой, и соответственно харамом.

Если одна из сторон умрет после помолвки, то другая сторона вправе требовать возврата подарков или денег, которые были сделаны. Так как помолвка не является бракосочетанием (Ниматуль-Ислам, стр.76).

2) Махру-мисль: Если при заключении никяха размер и вид махра не были оговорены, то в этом случае в качестве примера берется махр, который получали женщины, выходившие замуж, по линии отца. Например, женщина может назначить такой же махр, какой получала ее сестра или тетка. Если у женщины нет родственниц женского пола по линии отца, то в этом случае она получает право на махр, который выплачивается в этой местности женщине, обладающей такой же красотой, возрастом и девственностью.

В мусульманской культуре девушка и парень, решившие связать свои судьбы, проводят обряд обручения – никах. По традиции на никах жених и невеста во всеуслышание объявляют своим родственникам о предстоящей свадьбе. Жених дарит подарки невесте и ее родителям, а также делает небольшие презенты ее родственникам.

Обряд никаха проводится муллой в мечети или в доме невесты. Организация праздника ложится на плечи ее родственников. Мусульманская помолвка юридически силы не имеет, но только после ее объявления молодым позволено совместное проживание. После никаха состоится официальная свадебная церемония с регистрацией в органах ЗАГС. Гостями на никахе бывает только старшее поколение близких родственников – родители, дяди и тети, бабушки и дедушки. Из молодых гостей на никахе дозволено присутствовать только родным братьям и сестрам брачующихся.

Праздничные традиции

По мусульманским традициям на никах родственники жениха преподносят семье девушки подарки: свежеприготовленную пару гусей и восточную сладость чак-чак. Одного гуся разделывать должен отец жениха во время празднования, а второго уносят с собой родственники жениха – такие обычаи. Употребление спиртного и блюд из свинины на никах категорически запрещено.

Праздничный стол должен быть уставлен только что приготовленными горячими блюдами и разнообразными угощениями. За приготовлением пищи следят тетушки невесты.

Одежда девушки не должна быть открытой, обязательно одеяние с длинной юбкой, длинными рукавами и платком на голове. Все присутствующие мужчины, включая жениха, должны быть с тюбетейками на голове.

После того, как все гости соберутся в доме невесты, мулла начинает обряд никаха. Он заключается в чтении определенных молитв, выяснении, что все происходит по согласию обеих сторон. Свидетелями данного таинства являются мужчины из семей жениха и невесты – их братья или дяди.

После того, как жених и невеста чтением отдельной молитвы из Корана докажут, что они считают себя мусульманами, настает время для передачи от жениха подарка своей невесте. Приняв подарок, девушка выражает свое согласие с тем, что готова принять и самого жениха. То же самое делает и жених. Обряд заканчивается чтением заключительной молитвы, после чего мулла объявляет молодых мужем и женой перед лицом Аллаха.

Раньше подарок от жениха на никах должен был отличаться щедростью. Дарились персидские ковры ручной работы, ибиль верблюдов или табун породистых лошадей. Современные подарки на никах отличаются скромностью. Попробуем разобраться, что может дарить жених на никах невесте, ее родным и гостям, а что дарить не рекомендуется.

Подарки невесте

Одежда . Невеста будет рада получить в подарок платок, палантин или хиджаб. Одежда для молитв – универсальный подарок. Жених должен подарить то, что невесте приглянулось. И с этого момента он уже должен привыкать, что одевает свою жену он сам.

Камзол. Жених может подарить любимой невесте камзол, расшитый серебром или золотом и дорогими камнями. Ей обязательно понравится такой сюрприз.

Читек. Украшенные разноцветным узором из кусочков кожи. Их еще называют «кожаные носочки». Они очень удобны в путешествиях или когда холодно для совершения омовения.

Букет цветов . Любой женщине придется по нраву, если ей подарят букет цветов. Идеальный вариант – большой букет цветов, которые нравятся вашей избраннице. Также он может стать красивым дополнением к другим подаркам.

Ювелирное украшение. Это может быть золотое кольцо, цепочка или пара серег. Ювелирные изделия являются символом достатка, и невеста в будущем вольна распорядиться ими по своему усмотрению.

Сервиз. Красивый и искусно выполненный чайный сервиз украсит молодой семье стол и будет напоминать о прекрасном событии, которое произошло у них в жизни.

Какие бы подарки ни решил будущий супруг преподнести своей будущей жене на никах, они обязательно должны быть сделаны от чистого сердца и с любовью. Только тогда подарок любимой девушке станет символом и залогом будущего счастья.

Подарки родителям

Будущий муж, забирая из родительского дома жену, должен преподнести тестю и теще памятные подарки. Родителям своей девушки молодой человек преподносит в дар такие же вещи, что будут подарены и родителям жениха. Этот момент заранее обговаривается родителями молодой пары, чтобы на никах не произошло казуса (например, родители жениха решили, что будет подарено родителям невесты, а те вовсе не приготовили никаких подарков, или они значительно уступают в стоимости).

Набор ювелирных изделий . Это могут быть золотые гарнитуры из кольца, серег, цепочки, кулона и браслета с драгоценными или полудрагоценными камнями.

Гобелен ручной работы с религиозной тематикой . Прекрасно подойдет для украшения стены в комнате родителей невесты.

Кинжал. Папе невесты можно подарить красивый кинжал, выполненный из дамасской стали с рукоятью из слоновой кости. Тесть высоко оценит ваш подарок.

Подушки. На подушках из парчи или шелка, расшитых золотом, будет приятно лежать в жаркое лето.

Тюбетейка. Идеальный вариант подарка папе невесты. Можно заказать вышить вручную определенный орнамент или узор. Такой подарок подарит тестю массу положительных эмоций.

Подарки для других родственников и участников проведения

Бабушкам и тетушкам невесты юноша может подарить платки, украшенные золотой или серебряной вышивкой. Мужской половине родственников невесты в дар передаются расшитые тюбетейки – традиционный головной убор мусульман.

Остальным гостям, присутствующим на никахе, жених преподносит небольшие подарки в виде небольших сувениров, монет из благородных металлов или денежных банкнот в одинаковой валюте и одного достоинства. Мулла тоже удостаивается подобным подарком, только дороже по стоимости.

Соблюдение традиций проведения никаха играет большую роль при заключении супружеского союза.

Если при заключении брака муж не заплатил мне махр, то будет ли такой никях считаться действительным?

Махр – это брачный дар в виде золота, серебра, денежных средств или иного имущества, размер которого обговаривается заранее, и который мужчина обязан выплатить женщине при заключении брака или после этого. Аллах Всевышний говорит в Коране:

«Даруйте женщинам их приданое от чистой души. Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье» (ан-Ниса 4/4).

Если мужчина не выплатит своей жене обговоренный махр, женщина может потребовать его выплаты, обратившись в суд. И до получения махра, женщина имеет право неисполнять своих обязанностей перед мужем (О.Н. Бильмен, Хукуки Исламиййе Камусу, т.2, стр.167).

Если махр будет определен сторонами, то есть мужем и женой, или их представителями, по обоюдному согласию, то такой махр будет называться махру-мусамма.

У такого махра нет верхней границы, то есть он может быть любого размера. Если была достигнута договоренность, что весь махр будет выплачен сразу после бракосочетания, то в этом случае сразу после никяха, то есть после того, как имела место интимная близость или уединение, этот махр должен быть выплачен женщине в полном размере.

Если была достигнута договоренность, что часть махра будет выплачена сразу, а оставшаяся часть махра будет выплачена потом, то до тех пор, пока первая часть махра не будет выплачена, мужчина не будет иметь права на интимную близость с женой, если только она сама не позволит ему.

Оставшаяся же часть махра выплачивается женщине либо по прошествии установленного срока, либо сразу после развода, либо в случае смерти мужа. В случае смерти мужа, из оставленного им наследства в первую очередь выплачивается оставшаяся часть махра, и только после этого начинается раздел имущества между наследниками.

В случае же развода, мужчина не имеет права сократить размер оставшейся части махра даже на копейку. Так как Аллах Всевышний говорит в Коране:

«Если вы пожелали заменить одну жену другой и если одной из них вы подарили кантар, то ничего не берите себе из этого. Неужели вы станете отбирать это, поступая лживо и совершая очевидный грех?» (ан-Ниса 4/20).

Если же при заключении никяха махр не был обговорен сторонами, то в этом случае женщина автоматически получает право на получение махра. Такой махр называется махру-мисли.

Размер этого махра и форма его выплаты определяются исходя из обычаев данной местности, то есть из того какой махр и как, выплачивается похожей женщине. Эта схожесть определяется исходя из таких критериев, как возраст, красота, богатство, уровень интеллекта, религиозность, девственность, вдовство, образование, воспитанность, нравственность и бездетность (О.Н. Бильмен, Камус, т.2, стр.119).

Доказательством действительности никяха, который был заключен без предварительного обсуждения махра, является следующий аят, в котором Аллах Всевышний говорит: «На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (приданое). Одарите их разумным образом, и пусть богатый поступит по мере своих возможностей, а бедный – по мере своих возможностей. Такова обязанность творящих добро» (аль-Бакара 2/236).

В данном аяте еще до упоминания махра, говорится о разводе. Исходя из этого, акт бракосочетания, заключенный без упоминания махра, является действительным.

Мусульманский обряд бракосочетания (никях) состоит из нескольких частей.

1. Брачная проповедь.

Брачная проповедь читается имамом мечети (или муфтием, кадием), который ведет церемонию бракосочетания. Хотя проповедь может быть прочитана и самим женихом, целесообразно, исходя из сложившихся условий России и вообще современного мира, чтобы проповедь, как и саму церемонию бракосочетания, провел человек, имеющий религиозное образование.

Отсутствие брачной проповеди не влияет на правильность канонического оформления брака, однако несколько нарушает его полноту и завершенность .

Начинается проповедь с восхваления Господа, произнесения шахады (свидетельства веры в Единого Бога и пророческую миссию посланника Его Мухаммада), салавата (прошения благословения для пророка Мухаммада) и чтения аята, призывающего к богобоязненности.

Примерная последовательность брачной проповеди:

Вступительное слово: «Аль-хамду лил-ляяхи нахмэдуху ва наста‘инухь, ва на‘уузу бил-ляяхи мин шуруури анфусина ва сайиаати а‘маалина. Ман яхдихил-ляху фаляя мудылля ляхь, ва ман юдлиль фаляя хаадия ляхь. Ва ашхэду алля иляхэ илля ллаху ва анна мухаммадэн ‘абдуху ва расуулюхь».

Всевышний Творец в заключительном Писании обращается к нам:

«О люди, бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одной души [из одного начала] и из нее ей пару [человеческий род пошел, по воле Всевышнего, начиная с сотворения Адама и Евы]. И от них (Адама и Евы) рассеял Он [по земле] много мужчин и женщин» (см. ).

«Выдавайте замуж незамужних женщин и жените неженатых мужчин, готовых [морально, духовно, психологически, физически и материально] к браку» (см. ).

С известной долей уверенности можно сказать, что именно от религиозной грамотности и обязательности мужа и жены в определенной мере будет зависеть полноценность семейной жизни, включая достойное воспитание детей в духе исламской традиции. И именно при создании такой полноценной семьи удастся избежать различных недопониманий и раздоров .

Посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

- «Кому Аллах (Бог, Господь) даст возможность найти благочестивую спутницу жизни [воспитанную и благонравную], тому поможет в половине его религиозности [на 50% облегчит человеку жизнь, в том числе и в духовной, религиозной ее составляющей]. Но пусть он страшится Бога во второй половине [обстоятельств и ситуаций, где семья не может помочь, где мужчина обязан будет проявить силу воли, стойкость характера, верность жене, набожность]» ;

Завершая проповедь, необходимо обобщить сказанное, сделав акцент на необходимости проявления чувства богобоязненности, верности друг другу, взаимоуважения и соблюдения религиозной практики в семье.

2. Ду‘а (молитва) о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи.

Абу Хурайра передает: «Когда пророк Мухаммад поздравлял новобрачных, он говорил: «Бааракял-лааху лякь, ва бааракял-лааху ‘аляйкь, ва джама‘а байнакумаа фии хайр».

Перевод:

«Пусть Аллах (Бог, Господь) ниспошлет вам во всем Божью благодать (даст вам Свое благословение) и объединит вас в благом» .

«Аллаахумма, идж‘аль хаазэн-никяяхэ маймуунан мубааракя. Ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ ээдэмэ ва хавва, ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ мухаммадин ва хадиджатэль-кубра. Аллаахумма, хаб ляхум авляядан саалихийн, ва ризкан вааси‘ан ва ‘умран тавыйля. Аллаахумма, баарикь фийхим ва баарикь ‘аляйхим ва баарикь фи кулли тасарруфаатихим ва а‘маалихим ва амваалихим, энтэ ‘аляя кулли шайин кадийр».

Перевод:

«О Всевышний! Сделай этот брак счастливым и благословенным. Объедини сердца их, как объединил сердца Адама и Евы, пророка Мухаммада и супруги его Хадиджи. Господи, даруй им благочестивых, благонравных детей, изобилие благ и продолжительную жизнь. О Господи! Ниспошли им во всем Божественную благодать. Дай благословение Свое в их делах, богатствах. Ведь Ты в состоянии сделать все, что пожелаешь!»

3. Проведение бракосочетания в пятницу до захода солнца.

Церемонию бракосочетания можно проводить в промежутке между третьей молитвой (‘Аср) и четвертой (Магриб). В хадисе сказано: «Проводите бракосочетание вечером! Поистине, это лучше для баракята (благодати)» .

Что касается пятницы, то этот день недели является праздничным и благословенным, более того, в нем есть час, когда принимаются все молитвы (ду‘а) .

4. Упоминание свадебного подарка (махра).

Весьма желательным является оговаривание во время бракосочетания свадебного подарка, причем не только факта его наличия, но и его конкретного содержания. Жениху желательно передать невесте свадебный подарок (махр) сразу, не откладывая на более поздний срок. Размер махра может быть зафиксирован в свидетельстве о браке, которое выдается регистрирующим лицом (имамом, кадием, муфтием).

5. Приглашение гостей на свадьбу.

Когда посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) узнал о том, что ‘Абдурахман ибн ‘Авф женился, он сказал: «Устрой свадебное угощение [зарезав] хотя бы одного барана» . Бо льшая часть богословов считает, что свадебное угощение - обязательная сунна (сунна муаккяда), то есть весьма поощряемо, а некоторые ученые, например, имамы аш-Шафи‘и и Малик, настаивали на его необходимости (ваджиб) .

Приглашенным на свадьбу следует помнить о том, что говорится в хадисах:

- «Если кто-то из вас приглашен на свадебное торжество, то пусть непременно придет» ;

- «Если кто-то из вас приглашен на свадебное торжество, то пусть ответит [приходом]» ;

- «Если кто-то из вас приглашен на угощение, то пусть ответит на него [приходом]. Захочет - поест, не захочет - не будет есть» .

Однако все ученые подчеркивают, что если на свадьбе имеет место явно запретное (употребление спиртного), а приглашенный не может изменить такого порядка, то присутствие его на торжестве недопустимо. Данное мнение основывается на приводимых в своде хадисов Абу Дауда словах Ибн ‘Умара о том, что «пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) запрещал сидеть за столом, за которым распивают спиртное (алкоголь)» . В реалиях нашего времени, если верующий сталкивается с подобной ситуацией, когда один из брачующихся его близкий родственник, следует все-таки прийти на мероприятие, щедро поздравить со столь знаменательным событием и незаметно покинуть застолье. Сохранению и развитию родственных отношений в Исламе придается огромное значение.

6. Чтение молитвы.

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас женится, то пусть скажет: «Аллаахумма инни ас’элюкя хайрахаа ва хайра маа джабальтахаа ‘аляйхи ва а‘уузу бикя мин шаррихаа ва шарри маа джабальтахаа ‘аляйхь» .

Перевод:

«Господи, прошу у Тебя блага ее [невесты] и лучшего из того, ради чего Ты сотворил ее [пусть оно проявится в нашей совместной семейной жизни]. И прошу у Тебя защиты от зла ее и зла, [возможно] заложенного при сотворении ее [пусть это не нанесет вреда счастью нашей с нею семейной жизни]».

Молитвы с такого рода смыслами на любом языке может проговаривать и девушка касательно своего жениха.

Ответы на вопросы по теме

Может ли мулла отказаться проводить никях, если считает, что у людей нет намерения создать семью? В одной из мечетей я видела, как пришел один человек с русской девушкой, немусульманкой, и попросил их поженить. Мулла хотел что-то им объяснить про Ислам, но этот парень грубо прервал его и сказал, что она русская и ей это все безразлично. Потом мулла стал рассказывать об обязанностях и правах супругов, а этот парень заявил, чтобы мулла побыстрее читал никях, а они там сами разберутся. О Господи, меня поразило спокойствие и терпение этого муллы, который ничего не возразил и просто прочел никях! Но с другой стороны, ведь явно, что люди пришли просто узаконить зина (сожительство). Аиша.

Конечно, имам может отказаться проводить никях, если имеются соответствующие причины, например те, что упомянуты вами.

Когда лучше проводить бракосочетание (никях)?

В году нет такого времени суток, дня или месяца, когда было бы запрещено проводить бракосочетание. Никях является одним из очень ответственных и похвальных мероприятий пред Всевышним, которое не ограничено временными рамками. Если вы всерьез решили стать мужем и женой, если есть родительское благословение и другие необходимые условия для заключения брака, то не откладывайте это дело в долгий ящик.

В Рамадан я собираюсь зарегистрировать свои отношения с человеком в загсе и сочетаться мусульманским браком. Разрешено ли это делать в месяц Рамадан?

В Рамадан сочетаться браком можно.

Я не так давно приняла Ислам и меня интересует: есть ли запрет или нежелательность совершения никяха в священные месяцы?

«Сделал Аллах (Бог, Господь) Каабу, Священный Дом, опорой людям [поддержкой в приобретении земных и вечных благ]. А также и священные месяцы [Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, аль-Мухаррам и Раджаб], и жертвенное животное [мясо которого во время паломничества раздают бедным и неимущим], и украшения [которыми люди отмечали этих животных, чтобы отличить их от обычных] . [Господь заложил во всем этом благо.]» (). Всевышний заложил в священные месяцы именно благо, а не запрет или нежелательность. Поэтому проблем с бракосочетанием в это время нет.

Четыре года назад я вышла замуж. Мой супруг женился на мне по-мусульмански: зарезали барана, было около сто пятидесяти человек гостей, мулла. У нас это называется хатми-куръон. Объявили, что это свадьба. Он подарил мне много золотых украшений, все как положено. Сейчас у нас в семье полное взаимопонимание, мы любим друг друга, недавно родилась дочь. Но у нас не было никяха. Муж считает, что это необязательно и что никях нужен, чтобы просто были свидетели, а у нас их было целых сто пятьдесят человек. Я никак не могу его переубедить и сделать никях. Как мне быть? Айшат, 32 года.

Ваш муж прав. Описанное вами событие, с присутствием муллы, гостей-свидетелей и вашим согласием на брак, и было никяхом. Вы таким образом соединили никях и свадьбу, устроив грандиозное мероприятие.

Имеет ли невеста право присутствовать на церемонии бракосочетания?

Она не просто имеет такое право, она должна там быть и публично озвучить свое согласие на замужество.

Отмечу, что у некоторых народов есть традиция ограничивать присутствие невесты на самой церемонии бракосочетания, вместо нее присутствует доверенное лицо. Это не относится к канонам Ислама.

Нет, не получится. Не игнорируйте мать, тем более в столь важных вопросах.

Решили провести никях, но, к сожалению, не знаем как. Будущий муж у меня русский. Он твердо решил стать мусульманином. Мы очень хотим провести мусульманский обряд бракосочетания, но жених по-татарски не понимает. Родители его христиане, и тоже хотят присутствовать. Меня воспитала мама. Отца, который выдавал бы меня замуж, нет. Кто должен присутствовать на никяхе? Что делать? Как нам быть? Муслима.

1. Нет никакой необходимости проводить никях именно на татарском языке. Пусть его проводят на том, который всем понятен.

2. Со становлением вашего жениха мусульманином нет никаких проблем.

3. Что касается опекуна, который выдавал бы замуж, то в этой роли может выступить один из следующих родственников: отец, дедушка, родные братья, племянники, дяди по отцу, двоюродные братья по отцовской линии . В крайнем случае в роли опекуна может выступить местный государственный или религиозный деятель (об этом упомянуто в хадисе).

4. Затем зарегистрируйте брак в государственных органах - загсе.

У меня есть девушка, я не хочу грешить. Потому спрашиваю вас: можно ли ограничиться бракосочетанием в мечети, а праздновать потом? Ислам.

Да, конечно, но только с присутствием ваших родителей и свидетелей. Параллельно с этим процессом (никяхом) запишитесь в загс для официальной регистрации вашего брака. А что касается многочисленных гостей и вкусных угощений, то это уже когда пожелаете.

Мой вопрос касается исламского бракосочетания. В данном случае бракосочетания с христианкой. Какие условия нужно соблюсти и как будет происходить обряд в таком случае? Иразхан.

Никаких специальных условий нет. Желательно, чтобы брачная проповедь была не столько продолжительной, сколько понятной и полезной для невесты.

Возможно ли присутствие родственников-христиан на никяхе?

Да, конечно.

Я слышала, что необходимо перечитывать никях (повторять процедуру бракосочетания) чуть ли не после каждой длительной разлуки мужа и жены.

Когда меня сочетали браком, мулла перепутал имя моего отца. Действительно ли мое замужество? Нужно ли вновь перечитывать никях?

1. Такая традиция кое-где встречается. Канонического обоснования в Исламе она не имеет.

2. Если он обращался именно к вам, а вы самостоятельно проговаривали свое согласие на брак, то не надо ничего перечитывать.

Две недели назад у меня был никях. Мы с женихом нашли муллу с улицы. На никяхе присутствовали я, мой жених, моя сестра, мулла и два свидетеля-мужчины, все мусульмане. Опекуна у меня не было, так как мой отец умер, а брату только 7 лет.

Мулла не поинтересовался даже, есть ли у меня опекун. И во время церемонии не спросил ни моего имени, ни согласия. То же касательно и жениха. Читал на таджикском языке, который я и моя сестра не понимаем. Если мулла взял на себя ответственность опекуна и не сообщил об этом ни мне, ни жениху, считается ли действительным такой никях? Женаты ли мы?

Не знаю. Как-то все очень не серьезно, по-детски. Бракосочетание - это не игра в песочнице, а важное мероприятие, проводимое один раз в жизни и на всю жизнь. Разве можно так легкомысленно к нему относиться?!

1. Можно ли заключить никях вдали от дома и без свидетелей? В данный момент мы находимся вдали от дома, то есть нет возможности пригласить друзей или родственников.

2. Также мне сказали, что после никяха нужно сразу же иметь интимные отношения с женой, а то никях аннулируется. Так ли это? Данис, 23 года.

1. Без свидетелей ваш никях будет недействительным. К тому же необходимо присутствие опекуна со стороны невесты, а лучше - и ваших, и ее родителей, и матери, и отца!

2. Вас неправильно проинформировали. Никях в таком случае не аннулируется, даже если интимных отношений не будет на протяжении месяца или двух. Аннулировать никях может только полноценный развод.

1. Нам с мужем прочитали никях, ни его родители, ни мои не знали об этом. Но позже я рассказала своей маме, и она ничего против нашего брака не имеет. Считается ли наш никях действительным?

2. Мои родители вообще не делали никяха, считаются ли они мужем и женой перед Аллахом? Амина, 18 лет.

1. Ваш никях (бракосочетание) действителен, если были выполнены все его условия, но как-то странно, что в свои 18 лет вы заблаговременно не оповестили родителей о столь важном мероприятии, не посоветовались с ними и не пригласили их на бракосочетание. Очень странно.

2. Если их отношения зарегистрированы в загсе и изначально присутствовали все условия брака, то они считаются мужем и женой пред Богом.

Мы с мужем поженились через загс, а через полгода приняли Ислам. Надо ли нам читать никях?

Каноническая необходимость, обязательность этого в вашем случае отсутствует. А в остальном - на ваше усмотрение.

Мой знакомый не так давно начал совершать намаз. Он женат. Насколько я знаю, брак официально зарегистрирован в загсе. Жена - немусульманка. Обязательно ли им прочитать никях сейчас?

Необязательно, достаточно того, что брак зарегистрирован в загсе.

Я и мой будущий муж - мусульмане. Я уже была замужем, овдовела. Отец погиб и родственников-мужчин у меня нет, за исключением пятилетнего сына. Могу ли я взять поручителем родного брата моего будущего мужа? И как в арабской мечети проходит обряд никяха? Альфия.

Являясь вдовою, вы можете сами решать, за кого вам выйти замуж, наличие опекуна в вашем случае - необязательное условие.

Традиции могут быть разными, но основные положения ранее были изложены.

На свадьбу мы с женой поехали к духовному деятелю небольшой мечети, однако в силу молодости мы не обратили внимания, был ли полноценен обряд никяха или нет. Я консультировался после, и мне сказали, что одним из условий принятия никяха является питье воды, а мы воду не пили. Можем ли мы пойти в Центральную мечеть и пройти никях снова для уверенности? Эльвир.

Питье воды условием никяха не является. Главное - вы намеревались стать мужем и женой на всю оставшуюся жизнь, имели двух свидетелей, согласие опекуна невесты и озвучили свое согласие на брак.

Уважаемый Шамиль, подскажите, пожалуйста, правильно ли был зарегистрирован брак. И для девушки, и для молодого человека этот брак был первым. Брак регистрировал дома мулла. Мулла с выкупом (денежным) приехал домой к родителям девушки вместе с несколькими мужчинами и женщинами, родственниками жениха. Он зашел в комнату к невесте (с ней была взрослая женщина), прочитал «аль-Фатиху», попросил невесту повторить за ним несколько аятов из Корана и ду‘а. Спросил, дает ли она разрешение своему отцу действовать от ее имени. Девушка дала согласие. Затем мулла прошел в другую комнату к отцу девушки, попросил его повторить за ним несколько аятов и спросил разрешения на брак дочери с таким-то. Девушку забрали из дома родителей. По приезду в ресторан, где проходила свадьба, мулла пересел в машину к жениху, прочитал ему короткую проповедь и спросил его, хочет ли он жениться на такой-то, дочери такого-то. Жених дал согласие.

Описание никяха, приведенное вами, отличается от описанного мною. Поясните, пожалуйста. Может, никях надо повторить?! Амина.

Никях повторять не надо. Единственное - лучше зарегистрировать брак и в загсе.

Если было обоюдное (жениха и невесты) согласие на брак, тогда в вашем случае все в порядке. Основные условия мусульманского бракосочетания соблюдены, судя по описанному вами, просто местами они обличены в национальные обряды, что никак не нарушает действительность брака.

Еще замечу, что такого понятия, как «выкуп невесты» в Исламе нет. Дарение подарков ее родителям - традиция, а вот дарение ценного подарка непосредственно невесте - важное условие, о чем сказано в Коране:

«Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара» (см. ).

Я сейчас нахожусь вдали от дома и от родителей. Я нашел для себя девушку-мусульманку и хочу взять ее в жены. Можно ли провести обряд никяха с одной и той же девушкой два раза: один раз - здесь, а второй - у себя на родине. Бек.

Три месяца назад я познакомилась с мужчиной, который сразу же предложил мне прочитать никях. Через неделю мы прочитали никях у него дома, пригласив человека, который мог его прочесть. Считается ли все это действительным, так как через какое-то время он мне сказал, что бросает меня.

Он человек взрослый, ему 44 года. Я всегда считала, что взрослые мужчины не причинят боль женщине. Сейчас я в смятении, все родственники знают, что я вышла за него замуж, а тут такой резкий поворот событий. Являюсь ли я по шариату его женой? И накажет ли его Всевышний за это? Садия, 37 лет.

Советую вам припомнить, как все происходило.

1. Надеюсь, он передал вам ценный свадебный подарок (махр).

«Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара!» (см. ).

В Исламе есть понятие махр - свадебный подарок, передаваемый невесте во время бракосочетания или после. Он должен быть ценным, дорогостоящим. Важно отметить, что во время заключения брака наименование подарка и его стоимость должны быть оговорены при свидетелях. Этот подарок не символизирует «приобретение жены», это - лишь безвозмездный дар жениха невесте. Размер махра может достигать и одного кантара (примерно 44,928 кг) золотом , о чем упомянуто в Священном Коране .

2. Бракосочетание (никях) лучше проводить в присутствии большого числа родственников со стороны невесты и жениха. Минимум в вопросе свидетельствования - двое мужчин либо мужчина и две женщины.

3. Важно присутствие опекуна невесты (например, отца или брата).

4. Для действительности брака с точки зрения мусульманских канонов брачующиеся должны иметь намерение стать мужем и женою на всю оставшуюся жизнь. Преднамеренная временность нарушает его действительность .

Упомянутые канонические требования, а также отдельные народные традиции способствуют в том числе и пробуждению в брачующихся глубокого чувства ответственности. А игнорирование канонических требований и определенных традиций больше похоже на заключение временного союза с целью животного удовлетворения плоти без каких-либо обязательств.

Что касается «он взрослый, ему 44 года », то напомню вам, что, сколько бы ни было человеку лет, он остается человеком, а в Коране сказано:

«Человек [ведь] сотворен слабым. [Ему трудно бывает противостоять сатанинским призывам к греху, устоять перед соблазнами и страстями своей души, но на то и существуют многие другие человеческие качества, способствующие росту личности и самосовершенствованию. Чтобы реанимировать их, пробудить и оживить, от человека требуются целенаправленные постоянные усилия и строгая самодисциплина.]» (см. ).

Порой грех не кажется таким уж грехом, он оправдываем и индивидуально интерпретируем. Например, один американский серийный убийца, когда его поймали после долгих лет поисков, искренне утверждал, что у него «очень доброе сердце». Хотя для лишения человека жизни ему достаточно было встретить не очень приветливый взгляд или услышать в свой адрес непонравившуюся ему реплику. Не стоит удивляться чьей-то подлости, но следует принять во внимание, зарубить себе на носу, что религиозные каноны (при верной объективной и грамотной их трактовке) и отдельные традиции помогают нам жить, если мы стараемся понять их суть и применить на практике.

А вот относительно «накажет ли » в Коране четко сказано:

«[Хотите вы того или нет] но кто совершает зло, тому непременно воздастся за это [соответствующим наказанием, которое может принять разные формы: болезнь, финансовые потери, сложности, затруднения, печаль и т. п., - причем в любое время и в любом месте]. И он не найдет для себя покровителя и помощника помимо Аллаха (Бога, Господа)» ().

Желают того люди или нет, но это закономерность, установленная Творцом в нашем мироздании. Зло бумерангом возвратится, если не в этой жизни, так в Судный День, в вечности.

Мы с будущим мужем запланировали никях на середину августа. Проблема в том, что у меня регулы приходятся как раз на середину месяца. Я, конечно, знаю способ передвинуть срок регул (с помощью оральных контрацептивов), хотя ни разу еще не пробовала. Допустимо ли это? Или я должна поставить в известность будущего мужа о том, что в брачную ночь интимных отношений не будет? Я знаю, что никях мы можем провести несмотря на это, но хотелось бы стать полноценной женой. Олеся, 28 лет.

Искуственно передвигать срок регул не советую. Если совпадет, подождете.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6616–6618.

Безусловно, наличие религиозности и набожности у каждого из супругов не исключает возможности возникновения недопонимания и раздоров. А порой, к огромному сожалению, и разводов.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты. Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 527, хадис №8704, «сахих».

С началом периода полового созревания человек становится ответственным пред Богом за свои слова и поступки - в Судный День ему держать ответ за них.

Здесь подразумевается в том числе руководитель любого ранга - качество и эффективность его деятельности, организация работы коллектива и отношения с подчиненными.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1667, хадис № 5188; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6370, «сахих».

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 242, хадис № 2130, «сахих».

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Абу Хафса. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6618.

В зависимости от обстоятельств никях можно провести и в любой другой день. Жестких канонических рамок и категорических требований на этот счет нет.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1659, хадис № 5153.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6619.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1664, хадис № 5173; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 566, хадис № 96–(1429).

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1665, хадис № 5179; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 566, хадис № 97–(1429).

Хадис от Джабира; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 567, хадис № 105–(1430); аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 6. С. 188, хадисы № 2741.

См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 416, хадис № 3774, «сахих»; ас-Суюты. Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 558, хадис № 9343, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6621.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 245, хадис № 2160, «хасан».

Символическое значение подарков на никах в разы больше их материальной ценности. Эти дары станут частью жизни новой семьи. К тому же сам процесс обмена означает равноценность сторон, их желание общаться и делиться самым дорогим.

Мелочей в этом вопросе не бывает, потому мы обратились к эксперту – имам-хатыбу мечети «Иман Нуры», старшему имаму Советского района Казани, Ниязу хазрату Закирову – с вопросом: кому какой подарок полагается на никахе?

«Единственный подарок, который предписан шариатом, – это Махр* – подарок жениха невесте. Это ее гарант, то, что останется с ней, даже если брак не сложится. Махр дарят непосредственно во время никаха. Хазрат сам спрашивает о нем. Все другие подарки зависят от традиций.

За 13 лет, которые я провожу церемонии никах, могу сказать, что в татарстанских семьях чтут обычай дарения подарков свекру и свекрови . Невесты обычно дарят свекру тюбетейку или Коран в красивом переплете, а свекрови – шаль или красивый платок. В некоторых семьях и жених дарит тестю и теще то же самое».

* Махр в исламской терминологии – это название имущества (подарок) которое мужчине необходимо дать женщине по причине заключения брачного договора (никах).

Обмен всеми подарками начинается сразу после того, как хазрат закончил никах. В том числе и преподносятся дары гостям – то, что принято называть «садака». Как правило, это добротные бытовые принадлежности – полотенца, постельное белье, платки – бабушкам, тюбетейки – дедушкам.

Татарская традиция проведения никаха предполагает и гостинец от жениха – большой чак-чак и два запеченных фаршированных гуся, одного из которых во время трапезы разделывает отец жениха, а второго – родственники жениха, по обычаю, уносят с собой. Пара гусей символизирует собой только что образовавшуюся семейную пару.

«Есть обычай, который часто становится причиной конфуза, – рассказывает Нияз хазрат, – это подарки родителей друг другу. К примеру, сторона невесты подготовила подарок папе и маме жениха, а те не подумали об ответном.