«Квиллинг — чудесная страна детского творчества». Проект. «Технология квиллинг как одно из средств развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста». Опыт работы Е.В. Карповой Работы в технике квиллинг для детей

На сегодняшний день существует много занятий, которыми можно увлечь ребёнка. Квиллинг – рукоделие, которое направлено не только на развитие моторики пальцев у малышей, но также на повышение усидчивости и внимания у активных детей. Поэтому его начинают изучать еще в детском саду, и педагоги ДОУ считают квиллинг отличным развивающим занятием.

В нашей стране квиллинг появился совсем недавно, но уже успел занять свою нишу среди различных видов рукоделия.

Что же такое квиллинг? Разновидность бумажной аппликации. Суть техники заключается в создании узоров пошагово. Которые получаются из скрученных бумажных полосок. Эта техника позволяет составлять не только обычные узоры, но и сложные картины. Созданная картина в этой технике, смотрится легко и воздушно.

Схемы для взрослых и детей, девочек и мальчиков, не имеют принципиальных отличий. Главная разница - в объёмах работы. Поэтому освоить технику под присмотром взрослого сможет даже трёхлетний ребёнок.

Материалы и инструменты для работы

Для изготовления композиций, потребуются некоторые инструменты и материалы. Все они легкодоступные в продаже, и найти их не составит труда. Итак, для занятий понадобится :

  • бумага цветная и текстурированная;
  • ножницы, линейка, клей;
  • зубочистки.

Рассмотрим этапы создания основного элемента в квиллинге – спираль:

При работе с детьми, не стоит обращать внимание на точную ширину деталей. Здесь позволительно создавать композицию «на глаз».

Картинки с примерами готовых работ смотрите в галерее:

Галерея: квиллинг для детей (25 фото)

















Создание основных элементов

Для создания различных поделок и композиций используются заготовки из бумаги. С помощью них и складывается определённая картина. Рассмотрим несколько основных элементов:

Большая часть заготовок выполняется на основе спирали (улитки). Поэтому она основная деталь в квиллинге.

Мастер-класс по квиллингу для детей 3–4 лет

Занятие с малышами начинается с создания лёгких элементов, со временем переходя к чуть сложным. С помощью этого рукоделия малыш совершенствует и приобретает новые навыки :

  • обучается усидчивости, внимательности;
  • улучшает и развивает память, глазомер;
  • во время бесед узнаёт об окружающем мире;
  • развивается мелкая моторика пальцев.

С помощью мастер-класса можно создать различные поделки. Например: цветы, животные, игрушки, растения и другие. Всё зависит от желания и фантазии взрослого или ребёнка.

«Бабочка» (комбинированный квиллинг)

Порой малышу сложно усидеть на месте, занимаясь каким-нибудь одним делом. Для вовлечения ребёнка в процесс изготовления поделок, часто используют квиллинг и рисование одновременно.

Рассмотрим комбинирование на примере изготовления бабочки:

Такую бабочку прикрепляют к стене или кому-нибудь дарят.

«Поляна цветов»

Эта инструкция-схема поможет научить ребёнка создавать простую композицию в виде поляны с цветами. Работа довольно лёгкая , поэтому обучить малыша будет несложно. Для занятия понадобится:

  • бумага цветная;
  • основа – картон;
  • карандаши или фломастеры;
  • клей и ножницы;
  • круглый карандаш.

Этапы создания композиции:

  1. Заготавливаем полоски из цветной бумаги, шириной 6–7 мм.
  2. Заготовки накручиваем на трубочку (круглый карандаш).
  3. Отмеряем нужный размер спиралей.
  4. По плану композиции заготавливаем столько элементов, сколько необходимо.
  5. Полученные заготовки раскладываем на основе лепестков, листьев, стеблей.
  6. Аккуратно приклеиваем их.

Для завершения композиции можно нарисовать и вырезать недостающие элементы, наклеить их на основу. Но также можно использовать настоящие листья - гербарий, собранные вместе с ребёнком осенью.

Мастер-класс по квиллингу для дошкольников

Квиллинг для детей дошкольного возраста – занятие простое, любопытное и интересное. В этом возрасте ребёнок уже более осознанно и ответственно подходит к работе. Поэтому технику слегка усложняют.

«Цветочек»

Так как эта композиция объёмная, то время на её изготовление будет потрачено немного больше. После того как подготовлены все материалы и инструменты, приступаем к работе:

Так, из собранных цветков можно создать целые композиции и украсить ими поздравительные открытки.

«Смородина»

Основные этапы в работе при создании композиции «Смородина»:

  1. За основу берём лист картона. Размещаем на нём веточки смородины. Для изготовления веток потребуется нарезать тоненькие полоски из бумаги зелёного цвета. Ширина — 1 см. С помощью клея приклеиваем их на основу.
  2. Далее, для композиции создаём ягодки. Для их изготовления используем красную бумагу и режим полоски. Затем создаём плотные роллы. Оставшийся конец закрепляем. Таких завитков делаем много, так как ягод на веточке тоже много.
  3. С помощью клея приклеиваем полученные ягодки на ветки. Формируем листья смородины. Для этого создаём роллы из зелёных полосок, даём им распуститься. Далее, закрепляем край и оставляем просохнуть. После придаём им форму листа, при помощи нажатия на стороны ролла.
  4. Завершаем композицию – приклеиваем листья к основе.

В результате получается красивая, объёмная и яркая поделка. Придерживаясь этой схемы можно создать рябиновую, малиновую и другие композиции.

Мастер-класс по квиллингу для детей 6–7 лет

В этом возрасте ребёнок творчески развивается. Именно в 7 лет дети ищут постоянное занятие, которому посвящают значительную часть своего времени. В этот период усложняются схемы композиций квиллинга.

Мастер-класс «Открытка на 8 Марта»

Часто дети хотят сами смастерить поделку в подарок маме. Как правило, такую работу они выполняют очень ответственно и тщательно. Красивую открытку к 8 Марта можно создать при помощи техники квиллинг. Потребуются следующие инструменты:

  • яркая, двусторонняя бумага;
  • рамка для фото, размера А4;
  • клей, зубочистки;
  • длинная линейка и ножницы.

Процесс изготовления открытки:

  1. Вырезаем полоски шириной 0,5 см. Изготовляем обычные роллы.
  2. На заднюю часть рамки приклеиваем плотный лист белого или другого цвета.
  3. На фоне рамки можно написать поздравление.
  4. На основе-фоне рисуем цифру 8. И постепенно начинаем её украшать спиральками, которые укладываются на цифру.
  5. Для дополнения рядом с цифрой рисуем какой-нибудь цветок. И также украшаем его роллами.
  6. Для соединения элементов используем обычные цветные полоски.

В результате получается красивая, солнечная открытка, которую можно поставить на полку или прикрепить к стене.

По мере взросления, ребёнок может самостоятельно создавать композиции, без привлечения взрослого. Учитывая при этом свои способности и желания. В любом случае квиллинг даёт возможность реализовать свои творческие способности в любом возрасте.

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Техника квиллинг удивительна, с её помощью можно получить различные шедевры, напоминающие “тонкую кружевную паутинку”, за одну две минуты из радуги полос бумаги можно создать двух - трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь и перетекая друг в друга, создают каскад фигур, листьев цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника.

Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (зубочистки), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров и при помощи полученных форм создавать самые различные композиции, очень нравится детям.

Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки. Вот почему эти занятия позволяют мне в совместной художественно – творческой деятельности объединить разнополых исполнителей.

Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.

Целью своей работы: научить детей новой техники обработки бумаги – квиллингу, в свободное от занятий время.

Думаю, что обучение у детей будет происходить более эффективно при условии:

  • Cистематической и последовательной работы с детьми, постепенно усложняя уровень выполнения работ.
  • Совместной работы детского сада и семьи по освоению квиллинга.

В результате этого ставлю задачи:

  • Познакомить детей с новым видом конструирования – квиллингом, научить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу) и из них составлять различные композиции. (от простых до более сложных).
  • Через занятия квиллингом повысить уровень развития моторики, мышления, внимания, памяти, творчества.
  • В процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении, эстетику, интерес.

Для занятий этим видом бумагокручения требуется совсем немного материала:

Рисунок 1

  • Листы цветной двусторонней бумаги (формат А4), из которого нарезается в длину полоски шириной 5 мм.
  • Деревянные зубочистки, (кончик отрезается и делается небольшой надрез)
  • Клей ПВА,
  • Дополнительный материал: картон, цветная бумага, карандаши и т. д.

Техника квиллинга.

1. Для изготовления элемента (формы) полоску вставляют в отверстие, и плотно наматываем на зубочистку.

Рисунок 2

Рисунок 3

2. Аккуратно снимаем рулончик с зубочистки и между пальцами раскручиваем на нужный диаметр (дети делают на глаз).

Рисунок 4

3. Подклеиваем внешний конец полоски и даём клею подсохнуть.

Рисунок 5

Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Рисунок 6

Каждое занятие имеет свой обучающий характер, но в процессе всей работы идёт развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества; воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика.

Для старшей и подготовительной групп разработаны по этапные занятия по темам.

I этап. Цель: учить детей скручивать элемент (форму) “свободная спираль”, и наклеивать на основу.

Рисунок 7

Тема занятий:

“Божья коровка”

Рисунок 8

“Яблонька”

Рисунок 9

“Гусеничка”

Рисунок 10

“Гриб мухомор”

Рисунок 11

“Барашек”

Рисунок 12

“Виноград”

Рисунок 13

“Рябина”

Рисунок 14

“Мимоза”

Рисунок 15

“Новогодняя елочка”

Рисунок 16, 17

II этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – капелька.

Рисунок 18

Тема занятий:

“Дождик”

Рисунок 19

“Осеняя, береза”

Рисунок 20

“Первые листочки”

Рисунок 21

“Верба”

Рисунок 22

“Цветок”

Рисунок 23

“Снежинка”

Рисунок 24

“Новогодняя открытка”

Рисунок 25

III этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – “глаз”, “треугольник” .

Рисунок 26

Тема занятий:

“Пальма”, “Черепаха”

Рисунок 27

IV этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – “завиток”.

Тема занятий:

“Елочная игрушка”

Рисунок 28

“Аквариум с рыбками”

Рисунок 29

V этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – “стрелка”.

Рисунок 30

Тема занятий:

“Васильки”

Рисунок 31

“Цветы в вазе”

Рисунок 32

“Колокольчики”

Рисунок 33

“Ландыши”

Рисунок 34

VI этап Цель: учить собирать полученные элементы в объёмную композицию, предметы.

Тема занятий:

“Цветочек”

Рисунок 35

Тюльпан”

Рисунок 36

“Бабочка на цветке”

Рисунок 37

“Шляпа для куклы” (коллективная работа)

Рисунок 38

“Ваза для конфет” (коллективная работа)

Рисунок 39

Можно также сказать, что предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинга способствовала формированию у моих детей, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий), усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика).

Большая работа была проведена с родителями: проведён мастер – класс по данной теме, в уголке для родителей были помещены консультации: “Моторика и её роль в развитии ребёнка”, “Развиваем интерес к работе с бумагой”, “Поделки из бумаги (квиллинг)”. Совместная работа родителей и детей по изготовлению поделок удовлетворяет потребность ребёнка в активной деятельности, стремление выполнить работу, даёт реальное воплощение мысли, фантазии. Кроме этого в нашем дошкольном учреждении периодически организуются выставки, где родители и дети имеют возможность продемонстрировать свои умения, навыки, творческое воображение.

Список литературы:

1. Белкина, В. Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / В. Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 256 с.
2. Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: Контэнт, 2010. – 48 с.
3. Жукова, О. Рисуем нитками [Текст] / О. Жукова, Н. Юрченко // Дошкольное воспитание. 2009. - №8. – С. 68 - 73.
4. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.
5. Савина,О. Техника изонити в детском саду [Текст] / О. Савина // Дошкольное воспитание. 2010. - №3. – С. 68 - 72.
6. Синицина, Е. Умные пальчики [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / Е. Синицина. – Москва, 1998.
7. Ступак, Е. Гофрированный картон. – И.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.
8. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 40 с.
9. Хелен, У. Популярный квиллинг.- И.: Ниола – пресс, 2008. – 104 с.
10. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. – И.: Мир книги, 2008. – 96 с.

С каждым годом количество любителей фигурного «бумажного кручения» только прибавляется. Что неудивительно: объёмные картины, выполненные в технике квиллинг, радуют глаз и приносят море положительных эмоций ещё на этапе их создания.

В нашем специальном разделе, посвящённом этому искусству, можно найти пошаговые мастер-классы как сложных работ, для «взрослого хобби», так и доступных для детского творчества. Квиллинг – прекрасное средство для развития мелкой моторики, творческих способностей дошколят и учеников школы.

Квиллинг для начинающих и для опытных мастеров.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 808 .
Все разделы | Квиллинг

Задачи : Учить детей делать цветы - хризантемы из бумажных кругов, нарезанных бахромой, «распушивая» их с помощью ножниц. Упражнять детей в умении скручивать из полосок зелёной бумаги базовую форму «свободный рол» , используя при этом измерительные линейки с кругами. Продолжать...

Квиллинг (англ. quilling; от quill «птичье перо» , также известен как бумагокручение - искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы...

Квиллинг - Конспект коллективного занятия в технике квиллинг «Бабочки на поляне» в старшей группе

Публикация «Конспект коллективного занятия в технике квиллинг «Бабочки на поляне»...»
Конспект занятия в технике квиллинг "Бабочки на поляне". Воспитатель МБДОУ детский сад №30 "Березка"- Шейгусова Е.А. Цель. Познакомить детей с техникой работы с бумагой квиллинг - учить детей скручивать полоску цветной бумаги в спираль разного размера. Выполнить панно в данной...

План-конспект мастер-класса по квиллингу «Волшебство в завитке» План – конспект мастер – класса по квиллингу Тема: «Волшебство в бумажном завитке» Педагог – мастер: Семенченко О.В. Продолжительность мастер – класса: 1 час Цель мастер – класса: овладеть техникой квиллинга сформировать представление о новом виде бумагопластики – квиллинге;...

Квиллинг как средство развития мелкой моторики детей и обогащения занятий по художественно-эстетическому развитию Квиллинг (или бумагокручение) – это техника создания плоских или объёмных композиций (изображений) из длинных и узких полосок бумаги, скрученных с помощью различных подручных средств. Такими подручными средствами могут быть профессиональные инструменты – пластмассовый или...

Наша группа называется "Умники и умницы". И эмблемой нашей группы является мудрая сова. На конкурс по квиллингу мы решили изготовить символ нашей группы - сову - которую изготовили коллективно, чтобы каждый ребёнок внёс частичку своего труда. Цель: создавать талисман группы....

Квиллинг - Поделка в технике квиллинга «Сердце» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: освоение одного из видов бумагопластики - квиллинга. Задачи: - создавать образ сердца, применяя изученную технику квиллинга (бумагокручения); - закреплять умение применять приёмы скручивания из полосок бумаги - "тугой ролл", "распущенный ролл", элемент "глаз", элементы...

Квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Выбор техники бумагокручения не случаен. На мой взгляд, именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой...

Валентина Уронина

«Истоки способностей и дарований детей – на

кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут ручейки,

которые питают источник творческой

мысли» (В. А. Сухомлинский)

Актуальность

Уважаемые коллеги!

Почему я выбрала именно этот способ детского творчества?

Мои воспитанники, являются будущими первоклассниками – выпускная группа, при проведении первичной диагностики детей по развитию мелкой моторики и работы в прописях «По обучению грамоте», я выяснила, что у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

Чтобы достичь положительного результата, аккуратности в работе, приходилось работать с детьми индивидуально, что у них вызывало утомление и потеря интереса к занятиям. И вот на помощь мне «пришёл» Квиллинг, великолепный способ решения всех наших проблем.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.


Техника квиллинг удивительна, с её помощью можно получить различные шедевры, напоминающие “тонкую кружевную паутинку”, за одну две минуты из радуги полос бумаги можно создать двух - трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь и перетекая друг в друга, создают каскад фигур, листьев цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника.

Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (зубочистки, бумажных полосок шириной в несколько миллиметров и при помощи полученной формы создавать самые различные композиции, очень нравятся детям. Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки. Вот почему эти занятия позволяют мне в совместной художественно – творческой деятельности объединить разнополых исполнителей.

Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие способности.

Цель проекта:

научить детей подготовительной к школе группы новой техники обработки бумаги - квиллингу, в свободное от занятий время.

Обучение у детей будет происходить более эффективно при условии:

Cистематической и последовательной работы с детьми, постепенно усложняя уровень выполнения работ.

В результате этого ставлю задачи:

Познакомить детей с новым видом конструирования – квиллингом, научить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу) и из них составлять различные композиции (от простых до более сложных).

Через занятия квиллингом повысить уровень развития моторики, мышления, внимания, памяти, творчества.

В процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении, эстетику, интерес.

Наши первые работы

Дети с большим увлечением стали заниматься квиллингом, их привлекало простота изготовления деталей, из которых получалось оригинальное «произведение искусств», чему они очень радовались. Много способов и приёмов мы изучили с детьми. Вначале рисовали проектирования картинки, что бы мы хотели видеть, затем уже из деталей выкладывали итоговую работу, аккуратно нанося клей.

Это лишь часть детских работ, которые выполнили самостоятельно дети, более

сложная композиция выполнялась вместе с детьми, целью которой была, украсить интерьер группы, назвать проект детской выставки: «Квилинг – чудесная страна детского творчества»

"Весенние ландыши" - выполнила Кузнецова Маргарита

"Весеннее настроение" - выполнили Решетникова Лена и Ледяйкина Софья

Панно: «Цветочная мозаика»

Так, мы запланировали конструкцию следующей поделки.


Из бросового материала (газет) скручивались прутики, закреплялись степлером между собой создавая конструкцию в виде решётки. Затем прокрашивалась лаком – марилкой, для создания цвета и фиксации формы.



Вот такие яркие композиции получились у нас! Всем очень нравится! К данной работе стали дополняться ещё более сложные по своему компазиционному выполнению работы: добавились мелкие детали квиллинга, использовалась цветная тесьма, ткань из натурального волокна.




Ожидаемые результаты:

По итогам данного проекта можно сделать вывод, что предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинга способствовала формированию у моих детей, таких качеств личности как:

Настойчивость;

Умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий);

Усидчивость и аккуратность;

Развивается способность работать руками под контролем сознания;

Согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация,

осмысленная моторика).

Совместная работа воспитателя и ребёнка по изготовлению поделок удовлетворяет потребность детей в активной деятельности, стремление выполнить работу, даёт реальное воплощение мысли, фантазии.

Кроме этого в нашей группе периодически организуются выставки, где родители и дети имеют возможность продемонстрировать свои умения, навыки, творческое воображение.

Данная работа по освоению технике квиллинг будет продолжаться, детские работы будут находить своё место на выставке «Квилинг – чудесная страна детского творчества»

Используемая литература:

1. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И. : Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.

2. Хелен, У. Популярный квиллинг. - И. : Ниола – пресс, 2008. – 104 с.

3. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. – И. : Мир книги, 2008. – 96

«Руки учат голову, затем поумневшая голова
учит руки, а умелые руки снова способствуют
развитию мозга»
И.П. Павлов

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью подготовки к школе. Поскольку уровень её развития – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развтия мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Одним из нетрадиционых способов развития тонких движений пальцев рук является квиллинг. Квиллинг (бумагоскручивание, бумажная филигрань) – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. На мой взгляд, эта техника удивительна, она увлекает и завораживает, напоминает «тонкую кружевную паутинку». Через считанные минуты из обычных бумажных полосок можно создать настоящий шедевр.

Целью своей работы ставлю: исследовать влияние техники квиллинг на развитие мелкой моторики рук.



— познакомить детей с новым видом работы с бумагой – квиллингом, научить изготавливать основные формы, составлять из них различные композиции;

Значение развития мелкой моторики в дошкольном возрасте

Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Мелкая моторика — это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным — важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности. Поэтому развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать.

Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. Мелкая моторика разнообразных бытовых и учебных действий – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.

Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.

В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Исследования учённых доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук. Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Они помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя. В самом деле, даже для того, чтобы застегнуть пуговицу, нужен определенный навык из ряда обсуждаемых.

Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество — игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, т.е. дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, обращаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представление о неизменности существования предметов.

Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами, развивается в возрасте 5 лет. Движение теперь становятся все более ограниченным, и включает только предплечье, запястье и пальцы. Вначале эта хватка достаточно высока, но по мере ее развития движение опускается вниз, и карандаш начинает удерживаться низко с помощью большого, указательного и среднего пальцев. Ребенок в этом возрасте может вырезать зигзаги, окружности и волны; рисовать кистью, не нажимая сильно на бумагу.

Противостояние большого пальца развивается последним, примерно в шестилетнем возрасте: большой палец должен в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев. Большой палец становится настолько подвижным, что с его участием можно сделать кольцо и можно согнуть его (палец) поперек ладони ногтем вверх. Если большой палец не может становиться «напротив» кончиков других пальцев или поворачиваться, как описано выше, то у ребенка плохо развивается хватка «щипцами».

В возрасте 7 лет ребенок впервые может использовать обе руки скоординированным образом, например, есть ножом и вилкой. Он обладает взрослой внешней хваткой, когда рисует, пишет и держит ложку. Ребенок может самостоятельно нарезать продукты, вырезать фигуры в виде букв S, Z и спиралей, а также может свободно удерживать ручку при письме.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают с бумагой и тканью, в отличие от младших дошкольников они уже имеют практические навыки и владеют основными техническими приёмами.

Особое внимание необходимо уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект. За два месяца тренировки пальцев рука полностью готова к письму. Движения кисти пальцев становятся точными и координированными. Затем под руководством воспитателей дети выполняют работы в тетрадях по письму.

Таким образом, учёными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Предстоящая учебная деятельность потребует от ребёнка определённого уровня готовности тонких движений пальцев рук к выполнению мелких, точных, разнообразных действий. Его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны.

Читать или скачать развернутое описание опыта работы Карповой Е.В.

Слайд №1.
Добрый день!
Я хочу вам представит обобщение опыта.

Слайд №2
«Технология квиллинг как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».

Слайд №3
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В.А.Сухомлинский

Слайд№4.
В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости её развивать. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики актуально ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью подготовки к школе. Поскольку уровень её развития – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок имеющий высокий уровень развтия мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Слайд №5.
Одним из нетрадиционных способов развития тонких движений пальцев рук является квиллинг. На мой взгляд, эта техника удивительна, она увлекает и завораживает, напоминает «тонкую кружевную паутинку». Через считанные минуты из обычных бумажных полосок можно создать настоящий шедевр.

Слайд№6
Целью своей работы ставлю:
исследовать влияние техники квиллинг на развитие мелкой моторики рук.
Исходя из цели, ставлю следующие задачи:
— проследить положительное влияние использования техники квиллинг на развитие мелкой моторики, координацию движений рук;
— познакомить детей с новым видом работы с бумагой – квиллингом, научить изготавливать основные формы данной техники, составлять из них различные композиции;
— воспитывать аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус.

История квиллинга.
Слайд№7
Техника бумагокручения носит красивое название – квиллинг. Это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» что означает птичье перо. Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14-начале 15 века.
Слайд№8. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок.

Позднее в технике «квиллинг создавали ювелирные изделия и изделия из металла. Слайд №9. Известная металлическая филигрань.
Слайд№10. В 18 веке В Европе и Англии квиллинг рассматривался как достойное хобби для юных леди.
Слайд№11. В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в Южной коре, странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии.
Слайд №12. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Слайд №13. III. Технология квиллинга.
Выбор техники бумагокручения не случаен. На мой взгляд, именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.

Слайд №14. Для занятий с детьми я использую полоски из цветной двухсторонней тонированной бумаги, полоски из гофрокартона, картон белый и цветной, клей ПВА, ножницы, карандаши простые, линейку, кисточки для клея, салфетки, клеенку, тонкая пластиковая палочка с расщелиной на конце для.

На первый взгляд техника бумагокручения несложна.
Слайд №15. Полоска бумаги для квиллинга скручивается в плотную спираль. Затем из неё изготавливают базовые элементы для квиллинга. Всего существует 15 базовых элементов,

Слайд №16. но принцип остаётся тем же: скручиваем, прищипываем, используя свою фантазию, вы всегда сами можете придумать новые элементы квиллинга.

Ограничений в использовании этой техники нет:
Слайд №17. мастера создают пейзажи, произведения анималистического жанра и другие композиции.

Возможно также создание объемных фигур, которые, несомненно, будут отличаться свей оригинальностью.

Работу с детьми в технике бумагокручения – квиллинг мы начинаем с изображения эскиза композиции. Затем с помощью тонкой палочки с расщелиной изготавливаем роллы. Им можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Слайд №18. В начале изучения новой техники бумагокручения осваиваем три основные формы квиллинга — тугой круг, свободный круг, капля.