Конспекты занятий по двигательной активности детей раннего возраста. Конспект открытого занятия в первой младшей группе. «Формирование двигательной активности детей раннего возраста с использованием фольклора» план-конспект занятия по физкультуре (младшая

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольника. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа, высокой работоспособностью.

Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность дошкольного возраста, необходимо при её организации уделить большое внимание созданию условий. Наиболее рационально планировать двигательную активность по этапам. Этапы – это условное деление физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня, они имеют свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы и формы двигательной активности дошкольников.

    й этап педагогического процесса - «УТРО».

«Утро» - это самый короткий по времени педагогический процесс, но самый насыщенный воспитательно-образовательными мероприятиями. Задача воспитателя – уделить внимание каждому пришедшему ребенку, выразить радость, что ребёнок пришёл в детский сад, создать у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью.

Утром целесообразно планировать двигательную деятельность, знакомую по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей. Необходимо заранее создать условия для самостоятельной двигательной активности, продумать размещение физкультурного инвентаря, дидактических пособий. У нас в ДОУ в каждой возрастной группе есть физкультурные уголки, где имеется всё необходимое оборудование. Я хотела бы предложить внести сюда же альбомы, иллюстрации о спорте, фотографии, где наши дети занимаются физкультурой и т.д.

Утренняя гимнастика планируются и проводится учитывая возраст наших детей только игровая или сюжетная, желательно с музыкальным сопровождением, в 1 мл. группе возможно с предметами (султанчики, ленточки, кубики и т.д.)

Как было сказано ранее, желательно планировать игры, знакомые детям, лучше малой или средней подвижности. Здесь необходимо учитывать, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой, то лучше провести игру средне и иногда даже большой подвижности; если предстоит физкультурное или музыкальное занятие, то планируем более спокойную двигательную деятельность. Утром обязательно нужно проводить, индивидуальную работу с детьми, независимо от уровня их физического развития, а так же индивидуальную работу с детьми, которые имеют различные отклонения в осанке, зрении, нарушения слуха, нервной системы, ожирение.

2- й этап педагогического процесса – «ПРОГУЛКА».

В течении дня прогулка проводится дважды: утром и вечером. Прогулка- это благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.

Необходимо учитывать, какие занятия предшествовали прогулке: если это были физкультурное или музыкальное, то прогулку лучше начать с наблюдения. Но если на занятиях дети были ограничены в движениях, то прогулку лучше начать с подвижных игр.

На прогулке планировать одну подвижную игру, общую для всех детей, и 1-2 игры с подгруппами детей. Кроме того, воспитателю необходимо наметить игровые упражнения для индивидуальной работы. Весь этот материал желательно подбирать в соответствии с основными движениями, включёнными в занятие. За несколько

дней до занятия, в котором планируется ввести новое движение, на прогулке целесообразно проводить подготовительные упражнения. На следующий день после занятия можно повторить те же упражнения или провести несложные игры с целью закрепления двигательного навыка. В дальнейшем, когда основные элементы движения автоматизируются, хорошим средством закрепления будет сюжетная подвижная игра.

    й этап педагогического процесса – «ВЕЧЕР».

Основная педагогическая задача этого периода – вызвать у детей желание завтра снова прийти в детский сад. Для её реализации необходимо в группе создать положительный эмоциональный настрой, чтобы каждому ребёнку было комфортно. Во вторую половину дня кроме гимнастики после сна и закаливающих мероприятий желательно планировать активный отдых. Физкультурные праздники, физкультурные досуг, дни здоровья являются важными компонентами активного отдыха детей. Многообразная деятельность, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми и на свежем воздухе, способствует расслаблению организма, укреплению здоровья.

Во вторую половину дня также необходимо запланировать самостоятельную двигательную деятельность, используя различное, спортивное оборудование.

Вечером, перед уходом детей, лучше планировать спокойную двигательную деятельность – малоподвижные игры, дыхательные упражнения, оздоровительные игры, упражнения и т.д..

Только при правильной организации двигательной активности можно удовлетворить естественную потребность детей в движении, развивать у них врождённую мотивацию к двигательной активности.

На формирование детских интересов влияет отношение родителей к физической культуре, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями. Об этом мы воспитатели должны постоянно напоминать родителям, побуждая их к совместным занятиям с детьми. Выявив особый интерес и способности ребенка к какому-либо виду упражнений, воспитатель должен обратить на это внимание родителей, с тем, чтобы они в дальнейшем продолжили занятия.

Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в совместной деятельности с детьми.

Цель: сделать физкультурные уголки более востребованными, увеличить режим двигательной активности.

Физкультурный уголок в группах вы можете пополнить самыми разнообразными атрибутами, сделанными из подручного материала.

«Рукоходы»

Материал: кубы из старого строителя, крепкие дверные ручки.

Цель: Развитие координации движений, развитие мышц плечевого пояса, позвоночника, мышц тазобедренного сустава.

«Ловишки»

Материал: верхняя часть пластиковый бутылки, тесьма или резиночки, пробки от бутылок.

Цель: Развитие ловкости, внимания, глазомера, быстроты реакции, умение регулировать и координировать движения, формирования навыков самоконтроля.

«Лабиринт»

Материал: четыре пластиковые бутылки, маленький мячик или любой шарик.

Цель: Развитие ловкости рук, гибкости локтевых суставов, логического мышления.

«Моталочки»

Материал: деревянные палочки, тесьма, мелкая игрушка или колокольчик.

Цель: Развитие мелкой моторики, развитие быстроты реакции, глазомера.

«Ухватки»

Материал: рукавицы для горячих блюд, перчатки любые, липучка, мячик тканевый или обклеенный липучкой.

Цель: Развитие ловкости и быстроты реакции, мелкой моторики

« Калейдоскоп»

Материал: пластиковая бутылка, трубочка, мелко нарезанная фольга.

Цель: для дыхательных упражнений. Ребенок дует в трубочку, вставленную в пробку.

«Ходули»

Материал: пластиковые ведёрки из под майонеза, атласные ленты.

Цель: Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, координация движений, равновесия, ориентировка в пространстве.

«Волшебное колесо»

Материал: покрышка, цветной скотч.

Цель: профилактика плоскостопия.

"Варежковый массажёр»

Материал: рукавицы различные, пуговицы.

Цель: Укрепление мышц спины, плечевого пояса, ног, укрепление и формирование правильной осанки.

« Ёжик - массажёр»

Материал: проволока для ручки, ободки с пробок пластиковых бутылок, полый фломастер.

Цель: Укрепление мышц спины, укрепление и формирование правильной осанки, нормализации кровообращения.

«Король точности»

Материал: ленты или тканевые полоски, резинка, лёгкий мяч.

Цель: Гимнастика глазных мышц, развитие быстроты, точности, глазомера.

«Полёт бабочки»

Материал: плитка потолочная, бабочки из бумаги разного цвета.

Цель: Профилактика зрения.

(Его можно прикрепить на потолку, так и к стене, располагая на разном уровне. Ребенок лежит, сидит, стоит и глазками «ходит» к бабочкам в гости).

« Прокати по дорожке»

Цель: профилактика зрения.

Нарисованные на стене линии используются для выполнения упражнения, направленного на профилактику зрения.

«Дорожка трансформер»

Материал: небольшие куски напольного покрытия, липучки, различный бросовый материал.

(дорожка состоит из восьми цветных квадратов напольного покрытия размером 30Х30 см. между собой соединены цветными липучками)

Цель: Профилактика опорно-двигательного аппарата на физкультурных занятиях, групповых комнатах, после дневного сна и в течение дня

«Веселые карандаши»

Материал: доска с просверленными отверстиями для карандашей, карандаши.

Цель: профилактика плоскостопия

« Киндер-солнышко»

Материал: футляры от киндер яиц.

Цель: Профилактика плоскостопия, развитие двигательной активности.

Ребёнок ходит по лучикам, формируя стопу. А ещё можно перепрыгивать через лучики, тоже интересная игра, которую можно использовать в самостоятельной и совместной деятельности

«Тихий тренажёр»

Материал: моющаяся ткань, цветная самоклейка, поролон.

Цель: Развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимание пространственных отношений (право-лево), тренировки мышц плечевого пояса и рук

« Весёлые шарики»

Материал: шнур, элементы пирамидок, пластмассовые шарики, гимнастическая палка.

Цель: гимнастика для глаз, тренировка глазной мышцы, развитие двигательной активности.

(оборудование можно опускать на разную высоту

80 % деятельности детей – это опыт, полученный от взрослого поэтому, если вы хотите воспитать свободного, жизнерадостного, самостоятельного ребёнка чаще играйте с ним. Когда ребёнок вызывает взрослого на игру, значит она ему просто жизненно необходима.

Мы предложили для вас атрибуты, которые можно использовать в работе с детьми. Их изготовление не требует много времени и материальных затрат. Дети с удовольствием пользуются ими и даже если сломают, не беда, можно сделать новые.

Козак Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МА ДОУ ДС №6 "Сказка"
Населённый пункт: ХМАО-ЮГРА, г.Радужный
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Развитие двигательной активности ребенка раннего возраста"
Дата публикации: 22.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Консультация для родителей

«Развитие двигательная активность детей раннего возраста»

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, физически развитым.

Формирование важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит

от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребенка взрослые

необходимые

способствуют

своевременному

освоению

доступных

возрасту движений.

Мы стараемся делать всё, чтобы ребёнок не плакал, не капризничал. Покупаем ему

игрушки, включаем мультики, а теперь ещё и компьютер, вместо того, чтобы занять ребенка

полезными и нужными для его развития занятиями. У детей раннего возраста очень велик

интерес к движениям и мы, взрослые должны поддерживать этот интерес.

В первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно

увеличивается, упущенное же в этом возрасте компенсируется в дальнейшем с большим

трудом. А именно двигаясь, дети познают окружающий мир, и приспосабливаются к новым

социальным условиям. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям,

вызывают

мобилизацию

защитных

организма,

углубляют

улучшают

легочную вентиляцию. Поэтому так важно с самого рождения развивать двигательные навыки

вашего ребенка.

п о м о г у т

р а з л и ч н ы е

и г р о в ы е

у п р а ж н е н и я.

Игру нужно организовать так, чтобы ребёнку было интересно это делать не потому, что «надо»

и «полезно», а потому, что ему это нравится.

Важна роль постоянного примера окружающих его взрослых, родителей, старших братьев и

поддержания

стремления

заниматься

ежедневно

физическими

упражнениями,

зарядкой.

Положительный

взрослых

существенно

стремление

заниматься физической культурой в свободное время всей семьей.

Основными

движениями,

которыми

овладевает

возрасте,

являются бег, ходьба, ползание – для передвижения в пространстве, лазание и прыжки для

преодоления

препятствий, к ат а н и е

м е т а н и е для

передвижения

предметов.

Чтобы побуждать малышей выполнять движения используйте различные подвижные игры с

применением потешек, поговорок.

В самом раннем возрасте движения детей еще недостаточно согласованы, им трудно

сохранять равновесие, поэтому так важно помочь ребенку в этом сложном для него занятии.

Играя, дети не только учатся правильно двигаться, но и знакомятся со свойствами

предметов, с новыми словами.

Самое первое движение, которым овладевает ребёнок это ползание. Это очень полезное

движение. Работает плечевой пояс, нагрузка на позвоночник невелика, что благотворно влияет

на развитие правильной осанки. Для развития этого движения можно использовать такие

«Проползи в воротца»

«Переползи через брёвнышко»

«К мышке в норку проползём, от кота её спасём» (в обруч)

Следующим движением является ходьба.

При кажущейся простоте в ходьбе ребёнок не может сразу овладеть правильными навыками.

При ходьбе он отклоняется то вправо, то влево. Плохо согласовывает движение рук и ног.

Чтобы вызвать у ребёнка интерес к ходьбе помогут игровые приёмы:

«Идём в гости к зайке, мишке»

«Пройди по дорожке»

Чтобы задать ритм, помогут такие четверостишия:

«Топ-топ-топ, зашагали ножки

Топ-топ-топ, прямо по дорожке».

Чтобы ребёнок не шаркал ногами при ходьбе, можно предложить ему перешагнуть через

лежащие на полу верёвку («веточки», «ручеек», «кочка» т.д)

Следующее движение, которое осваивает малыш- это бег . Ребёнок с большой радостью

будет выполнять это движение, если ему предложить:

«Догнать собачку»

«Убежать от дождика»

«Подбежать к маме или папе»

Так же поможет речевое сопровождение:

«Побежали ножки, прямо по дорожке,

Прибежали к маме маленькие ножки».

Наиболее сложным в освоении для ребенка являются прыжки. Для более легкого

освоения этого движения можно взять ребёнка за руки и слегка приподнимая его,

приговаривать:

«Высоко, высоко подпрыгнем»

«Попрыгаем как зайчики, (воробышки)»

«Мы попрыгаем немножко

Веселей пляшите, ножки»

«Достань дождинку» (снежинку, колокольчик)

Когда прыжки на месте будут получаться, можно перейти к прыжкам с продвижением

«Перепрыгни через верёвочку (ленточку, ручеёк)

«Спрыгни с «горки»

Много восторга и интереса вызывает у детей катание и бросание.

Не нужно спешить показывать все действия с мячом ребёнку – пусть ребенок сам подумает,

как можно поиграть с мячом, например:

«Прокатить в воротца»

«Бросить мяч вперёд и попытаться догнать его:

«Вот как мячик покатился и назад не воротился.

Догони его скорей и в ладошках обогрей»

Так-же для развития у детей интереса к выполнению движений можно использовать

прослушивание аудиозаписей с пальчиковыми, подвижными играми с музыкальным

сопровождением, которое очень привлекает внимание малышей, и они с удовольствием

выполняют двигательные упражнения.

Атрибуты для занятий с ребенком можно изготовить своими руками. Например, из

обрезков ковра или покрывала можно сделать цветные дорожки и коврики.

А связав мячики из ниток, вы получите прекрасное пособие, от которого не пострадает

ваш интерьер, а ребёнку подойдёт для бросания и катания.

Из бутылочек из-под йогурта получатся удобные «гантельки», если наполнить их

Поставив в ряд несколько стульев, вы получите хороший «тоннель», в который обязательно

поползёт ребёнок.

Главный принцип при работе над развитием движений – нельзя заставлятьребёнка их

выполнять. Нужно создать условия для того, чтобы малыш сам захотел поиграть. Но и

ограничивать в движениях тоже плохо. Отсутствие или дефицит двигательной активности

грозит нарушениями в развитии всех систем маленького созревающего организма. Дети,

которые лишены возможности свободных движений, вялы, эмоционально подавлены.

Особый интерес вызывают у малышей игры с использованием разных образов и игрушек.

ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЙ

Предложите ребенку выбрать куклу, поиграть с ней. Берете себе тоже игрушку. Далее

выполняете движения с куклой в соответствии с текстом, побуждая ребенка действовать

«ИГРА С КУКЛОЙ»

Куклы хлопать все умеют,

Своих ручек не жалеют.

Вот так, вот так

Своих ручек не жалеют (хлопают руками куклы)

Куклы топать все умеют,

Своих ножек не жалеют.

Вот так, вот так

Своих ножек не жалеют (куклы «пляшут» на коленях)

А теперь и мы пойдем,

С куклами плясать начнем.

Вот так, вот так,

Пляшет куколка вот так!(взрослый и ребенок пляшут с куклами)

Изобразите медведя (ходите по комнате, переваливаясь). Малыш стоит у

противоположной стены.

«ИГРА С МИШКОЙ»

Мишка по лесу гулял,

Мишка (имя ребенка) искал,

Долго, долго он искал,

Сел на травку, задремал.

Стал (а) (имя ребенка) плясать,

Стал (а) ножками стучать.

Мишка, Мишенька, вставай,

Мишка (имя ребенка) догоняй!

Ребенок сидит на корточках перед вами, а вы катите ему мяч, приговаривая:

«МОЙ ЛЮБИМЫЙ МЯЧ»

Ты поймай мой яркий мяч

И отдай его, непрячь!

Мячик, прыгай, не спеши.

И (имя ребенка) посмеши.

(Затем ребенок прыгает в такт с мячом или взрослый катит мяч ребенку, который

должен от него убежать, и т.д.)

«В ПАРЕ С МАМОЮ МОЕЙ, Я ШАГАЮ ВСЕ БЫСТРЕЙ»

Приглашаете ребенка на полянку: «Дорога у нас дальняя, пойдем на весеннюю полянку,

где мы весело с тобой поиграем».

1.Ребенок вместе с вами идет вперед, по сигналу поворачивается вокруг и идет в другом

направлении.

2.«А теперь спрячемся в травку!» Приседаете вместе с малышом.

3.«Давай перейдем по бревнышку через речку». Поддерживайте ребенка

во время прохождения по бревну.

4.«А вот и наша весенняя полянка, на которой мы сейчас весело поиграем!»

(Проводятся любимые ребенком игры.)

«ИГРА С МЯЧОМ»

Предложите малышу соревноваться с вами, у кого лучше получится:

1.Бросать мяч вверх и поймать его двумя руками.

2.Ударить мяч о землю так, чтобы он отскочил повыше (у кого выше).

4.Поднять руки с мячомвыше головы, выпустить его и поймать на лету.

5.Бросать мяч друг другу кто поймает.

6.Забрасывать мяч в коробку с разного расстояния.

7.Катать мяч вперед и стараться его догнать,

8.Поставить на расстоянии игрушку и по сигналу катить мяч, отталкивая от себя ладонями и

пальцами, в сторону игрушки. Кто прикатит первым.

9.Бросать небольшой мяч в коробку с разного расстояния левой рукой, а затем правой.

«КТО БЫСТРЕЙ СОБЕРЕТ ИГРУШКИ»

Вы садитесь на полу и опираетесь руками сзади. Слева находится пустая

коробка, справа куча игрушек. Рядом так же сидит ребенок и у него с другой стороны тоже

стоит пустая коробка. По сигналу вы и ребенок должен захватить игрушку стопами ног,

поднять и положить в коробку. Выигрывает тот, кто соберет больше игрушек в коробку.

«ЛЯГУШОНОК»

Расскажите ребенку о лягушках и покажите, как они прыгают, квакают. После чего

предложите ребенку попрыгать как лягушка. Малыш садится на корточки, опираясь на

руки (на четвереньках). Обхватите его за пояс и помогите выпрямить назад согнутые ноги

(сначала одну, потом другую, затем обе одновременно). На мгновение ребенок опирается

только на руки (с помощью взрослого). Упражнение необходимо повторить 3 раза, чтобы

ребенок отрывал ступни от земли и поднимал прямые ноги как можно выше.

«БЕЛОЧКА»

Расскажите ребенку о белочках: как они живут, чем питаются. Вот одной белочке

подарили игрушку, и она хочет показать ее другим. «Покажи и принеси игрушку, как белочка»,

говорите вы. Ребенок с вашей помощью поднимается по гимнастической лесенке (по лесенке

на детской площадке). На верхней ступеньке висит любимая яркая игрушка. Взяв игрушку,

ребенок должен медленно спуститься вниз. Вам необходимо страховать малыша, помогать,

если нужно. Размещать игрушку нужно вначале на 4-5 ступеньках, затем поднимать повыше.

«ЗАИНЬКА-ПАИНЬКА»

Встаньте напротив ребенка и попросите его повторять движения в соответствии со словами

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись,

Вот так, вот сяк поклонись. (Кланяется в разные стороны)

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, вот сяк повернись. (Поворачивается, руки на поясе)

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, вот сяк топни ножкой. (Топает по очереди каждой ногой)

Внимательно следите за правильным выполнением движений. Наблюдайте, чтобы не было

переутомления и сверх возбуждения.

«МЫШКА И МИШКА»

Произнося слова, покажите движения:

У Мишки дом огромный. (Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться,

посмотреть на руки –вдох)

У Мышки –очень маленький (Присесть, обхватив руками колени, опустить голову -выдох с

произнесением звука «ШШШ»)

Мышка ходит в гости к Мишке, (Надо ходить по комнате)

Он же к ней не попадет.

Стишок с движениями повторяется 4

« ДОЖДИК»

В эту игру можно играть на прогулке. Взрослый рассказывает, где у нас домик. Необходимо по

команде «Идет дождик» как можно быстрее убежать в домик. Затем игра усложняется: вы

рисуете мелом «лужи»,

берете ребенка за руку, и вместе перепрыгиваете через «лужи». Если есть еще дети, то можно

организовать соревнование.

«КТО САМЫЙ МЕТКИЙ?»

Предложите ребенку, сидя на стуле, попасть мячом в коробку. Малыш берет мячик (захватом

сверху) и кидает его в коробку правой рукой, второй мячик –левой рукой. Коробка

расположена на расстоянии 0,5 м.

Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с

ранних лет, вы заложите прочные основы хорошего здоровья и гармоничного развития.

Удачи в воспитании!!!

«От здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовать занятия физической культурой именно в дошкольном детстве, что позволит растущему организму накопить силы и развить физические качества, что в дальнейшем обеспечит всестороннее гармоничное развитие личности.»

Василий Александрович Сухомлинский

Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная и социальная культура человека; основное условие, определяющее своевременное физическое и нервно-психическое развитие малыша, фундамент его дальнейшего благосостояния. Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы нас, взрослых. Формирование двигательных функций – это одна из наиболее важных особенностей детского развития и воспитания.

Всем давно известно, что движение - это:

Врождённая, жизненно-необходимая потребность человека

Эффективное лечебное средство;

Познание окружающего мира;

Важное средство воспитания и обучения.

Сензитивный период развития движений и действий длится в среднем от 1 года до 4 лет, и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все воспитательные приемы и методы, ограничивающие свободу движений ребенка в указанном возрасте, без преувеличения являются преступлением против его естественного развития. Отсюда же следует вывод о вреде для развития ребенка малоактивного образа жизни, который присущ многим современным семьям. Протекание этого сензитивного периода неоднородно: в начале периода ребенка интересуют именно движения (у него есть потребность ощутить возможности своего тела), впоследствии его начинают интересовать все более и более сложные действия, для выполнения которых необходимо обладать определенным уровнем координации, свободы и выразительности движений. Нетрудно представить себе, насколько мир для детей станет богаче, здоровее, безопаснее, если мы, взрослые, не будем препятствовать движениям ребенка, поощрять их инициативу в самостоятельной двигательной деятельности.. Учёными подобран надежный ключ к правильной организации жизни малыша в детском саду и семье, к формированию его здоровья, умственной активности, умения действовать «рядом» и «вместе» с другими. Этот ключ – движения!

Необходимость работы в данном направлении:

Ранний возраст является периодом наиболее быстрого развития строения и функций организма ребенка. Крепкий полноценно физически развивающийся ребенок меньше подвержен заболеваниям, а, заболев, справляется с ними с меньшими отрицательными последствиями. Поэтому создание всех необходимых условий для укрепления здоровья и правильного развития организма детей раннего возраста – задача первостепенной важности.

Одним из условий нормального роста и развития ребенка, повышения сопротивляемости его организма, является достаточная двигательная активность. Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма оказывает воздействие на рост и развитие нервно – психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка.

Для каждого возрастного периода существует свой оптимальный уровень двигательной активности, но в раннем возрасте в связи с интенсивным обменом веществ и пластическими процессами роста потребность в движении особенно высока.

Недостаточный объем двигательной активности в раннем возрасте может привести к ранним отклонениям осанки, косоглазию, плохо сформированной стопе и другим заболеваниям в дошкольном возрасте.

Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что последние годы отмечается уменьшение удельного веса движений в общем режиме дня. Это отрицательно сказывается на формировании всех систем и понижает защитные силы детского организма. Заметно возросло количество физически ослабленных детей, поэтому так важен оптимальный двигательный режим в котором бы удовлетворялась естественная и достаточная потребность ребенка в движении.

Кроме того, мышечная нагрузка у детей уменьшается в силу объективных причин:

Не все родители имеют возможность предоставить своим малышам достаточно времени, места и необходимого оборудование для правильного физического развития,

Некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своего ребёнка (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков). Именно поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем физическом развитии детей. На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения.

Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка.

Развитие основных движений в условиях целенаправленного руководства связано с развитием психических процессов (внимание, восприятие, воображения, мышления), способствует повышению общего жизненного тонуса, воспитанию чувств, интереса и определённого отношения к своей деятельности.

Если ребенок много двигается, он быстрее и легче привыкает к новой обстановке. Малыши охотнее идут в группу, мгновенно перестают плакать, если мы переключаем их внимание на активную двигательную деятельность, да еще с интересной игрушкой. Поэтому, работая с детьми раннего возраста, мы уделяем большое внимание формированию двигательных функций.

Для организации работы по данному направлению определили основные задачи:

Создать условия, побуждающие детей к двигательной активности;

Научить детей правильно двигаться;

Заложить основы физической культуры.

Планируя нашу работу, мы руководствовались программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Двигательную активность осуществляли согласно двигательному режиму, в который входят: утренняя гимнастика, подвижные игры, игровые упражнения, непосредственно образовательная деятельность по развитию движений. В основу методики обучения детей движениям, опирались на следующие принципы:

Доступность;

Систематичность;

Последовательность;

Повторность

Одним из основных условий полноценного физического развития ребенка является создание предметно-развивающей среды в группе. В нашей группе имеются игры и оборудование для развития ходьбы и других движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать; дорожки для ходьбы, скамейки, дуги разной высоты, лесенка-стремянка, разнообразные мячи, мягкое бревно, коврики, канат; погремушки, колечки, султанчики, ленточки, платочки, флажки, гимнастические палки, кольцебросы, различные маски для проведения подвижных игр. Во время выполнения физических упражнений, игр каждому ребёнку предоставляется достаточная площадь для движений, своё пособие. Никаких ожиданий, очередей, никакой спешки и суетливости! Если помнить, что игры с движениями и в движении - счастливейшие минуты в жизни ребёнка, то всё будет в порядке.

Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей.

Двигательная активность способствует:

  • повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
  • росту физической работоспособности;
  • нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
  • появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Каждое утро с детьми начинаем с утренней гимнастики. Главное назначение утренней гимнастики состоит в том, чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус детей,

Устранить заторможенность после сна, взбодрить ребенка. В холодный период года гимнастику проводим в группе, а в летнее время на открытом воздухе или в тщательно проветриваемом помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). Воздушная ванна в сочетании с упражнениями, составляющими комплекс утренней гимнастики, улучшает деятельность внутренних органов дыхания, кровообращения, пищеварения, повышает тонус нервной системы. После утренней гимнастики дети принимают водные процедуры (умываются).

Еще одним обязательным физкультурно-оздоровительным мероприятием стало для нас проведение корригирующей гимнастики после дневного сна. Мы заметили, что ее ежедневное выполнение положительно влияет на детей. У них поднимается не только настроение, но и мышечный тонус. Во время проведения гимнастики стараемся учитывать правильную нагрузку на мышцы, даём детям немного отдохнуть после очередного движения. Обязательным условием проведения гимнастики является игровая форма. Малыши с удовольствием выполняют и имитируют движения жучков, бабочек, животных и т.д. Непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Физическая культура» проводим в игровой форме, с введением увлекательных упражнений во всех частях организованной деятельности, что способствует повышению интереса детей, развитию эмоциональных чувств.

Два раза в неделю проводится непосредственно- образовательную деятельность по развитию движений детей, которая состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Структура и дозировка:

вводная часть – 1 мин.; основная часть – 6-8 мин.; заключительная часть – 1 мин.

Вводная часть: организация детей и постепенное введение их в ритм занятия. Содержанием этой части является знакомым детям материалом, например, ходьба. По мере того, как овладевают двигательными умениями, усложняем содержание вводной части за счет упражнений в равновесии (ходьба по дорожке, лежащей на полу, перешагивание через кубик и т.д.).

Основная часть: упражнения общеразвивающего характера, на развитие основных видов движений и подвижная игра. Общеразвивающие упражнения даются из исходного положения, сидя (на полу, на стуле, скамейке), лежа и стоя. Из трех-пяти упражнений два-три из исходного положения, сидя и лежа, так как они формируют осанку и дают разгрузку позвоночнику и стопе ребёнка. При выполнении всех упражнений на одном занятии используем однотипные пособия или игрушки. Это помогает сосредоточить внимание детей.

Кульминационная часть – это подвижная игра, которая повышает активность, обогащает двигательный опыт, воспитывает умения согласовывать движения со словом.

Проводим подвижные игры с использованием пособий (клубки султанчики, мячи,погремушки и т.д.) и игрушек, так как они дают возможность конкретизировать задание (догони мяч, доползи до погремушки, найди игрушку). Основным правилом всех игр является умение согласовывать свои движения со словом, являющимся сигналом.

Заключительная часть: основная задача этой части – постепенно привести организм ребенка в спокойное состояние.

В своей работе мы используем не только готовые комплексы упражнений, но и составляем их самостоятельно, придерживаясь следующих принципов:

Учитываем возможность детей данной группы и уровень имеющегося двигательного опыта;

Не заменяем полностью все упражнения предыдущего занятия, а оставляем 2-3 знакомых, которые дети слабо усвоили, требующие повторения;

Повторяем те упражнения с детьми, которые доставляют им радость;

Предусматриваем постепенное нарастание нагрузки на организм ребенка и снижение ее в конце непосредственно организованной деятельности;

Чередуем нагрузки на все основные группы мышц.

Один раз в месяц непосредственно образовательную деятельность по развитию движений детей раннего возраста проводим в различных вариантах:

По единому сюжету («Прогулка в лес», «На бабушкином дворе» и т.п.);

Тренировочное занятие («Дорожка с препятствиями»);

Построенную на одном движении;

Построенную на подвижных играх.

Движение и игра для малыша не только жизненная необходимость - это сама жизнь. И самой правильной формой физического развития детей является игра. Поэтому в работе мы используем только игровую форму проведения непосредственно образовательной деятельности, гимнастик. Знакомим детей с новыми игрушками и обучаем их разнообразным движениям с ними. Кроме того, придумываем множество движений и в играх с образными игрушками. Например, усадив на стулья кукол, дети показывают им, как правильно подлезать под скамейку, и вот обычное движение превращается в забавную игру. А главное в этом - то, что дети многократно самостоятельно повторяют движение. Стараемся значительно разнообразить движения и в играх с использованием физкультурных пособий (мяч, обруч). Сначала действия с ними предельно просты и не носят специфического характера, но потом говорим, что например, обруч "превращается" в машину, в домик, в гнездышко... Затем в детские игры включаем более сложные физкультурные пособия (скамейки, кубы, ящики и другие).

Одним из средств развития движений, а так же удовлетворения двигательной активности детей раннего возраста являются подвижные игры. Они привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Кроме этого, подвижные игры способствуют также развитию внимания, памяти, воображения, формированию личностных качеств (самостоятельность, активность). Участвуя в этих играх, дети приобретают опыт общения со сверстниками и взрослыми. Взрослый является организатором и активным участником игр: выполняет роль ведущего (читает текст, который служит сигналом к началу и окончанию движений) и одновременно действует вместе с ребенком, являясь образцом для подражания.

Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей раннего возраста средствами подвижных игр, мы поставили перед собой следующую цель: Создание благоприятных условий для полноценного физического и психического развития детей раннего возраста путем удовлетворения потребности в двигательной активности детей раннего возраста в подвижных играх.

В своей работе мы решаем такие задачи:

1. Умение сохранять устойчивое положение тела и правильную осанку.

2. Умение двигаться свободно и самостоятельно.

3. Формировать физические качества личности - смелость, ловкость, чувство радости от совместных действий с другими детьми.

4. Сделать физическую культуру частью здорового образа жизни ребёнка в семье.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей раннего возраста планируется нами в различное время дня в соответствие с режимом дня. Подвижные игры включаем в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, а также в часы самостоятельной деятельности детей. При этом мы фиксируем свое внимание на том, чтобы каждый ребенок в течение дня принял участие хотя бы в одной игре, вовлекая малышей в игру.

Так дети третьего года жизни с удовольствием выполняют такие игровые упражнения как:

«Полетаем как птички»

«Попрыгаем как зайчики»

«Цыплята клюют зёрнышки»

Через эти игры - упражнения дети учатся умению передавать простейшие образные действия некоторых персонажей. Развитие и совершенствование движений обусловлено повседневностью их применения, это такие движения: как ходьба, бег, лазанье, подпрыгивание, которые широко применяются не только в самостоятельной деятельности, но и в подвижных играх.

Наша задача при организации подвижных игр с детьми раннего возраста - научить выполнять ряд правил: бежать в определенном направлении, останавливаться по сигналу. При планировании мы учитываем разнообразие движений, вызывающих деятельность различных мышц, переход от более спокойных к более оживленным движениям.

В первой младшей группе организуем игры сложного содержания, в которых выделяется роль ведущего. Играя в подвижные игры: «Весёлые зайчата», «По ровненькой дорожке», «Пузырь», «Карусели», дети учатся играть по правилам, соотносить действия со словами.

Чтобы дети имели представление о сюжете игры, проводим предварительную работу: чтение художественной литературы, наблюдение в природе, наблюдение за повадками животных и птиц, наблюдение за деятельностью людей.

Мы активно принимаем участие в игре с детьми раннего возраста и берем на себя ведущую роль, показывая, что и как надо делать. Наше позитивное эмоциональное состояние передаётся детям. Путём показа, объяснения мы обучаем детей навыкам движения, регулируем число повторений, подбираем разные игры по трудности выполнения того или иного движения, обеспечиваем определённую физическую нагрузку.

Используем в работе с детьми игры различного содержания:

С ходьбой и бегом;

С ползанием;

С бросанием и ловлей мяча;

С подпрыгиванием;

На ориентировку в пространстве;

С разнообразными движениями и пением.

Для обогащения игрового опыта детей используем следующие приемы:- поддержка инициативы ребенка, поощрение действий вызывает у него желание еще раз повторить какое-нибудь упражнение (пройти по широкой и узкой дорожкам, перешагнуть через листочек, догнать не только большой, но и маленький мячик, бросить не только мешочек с песком, но и «снежный комочек», а неоднократное повторение движений улучшает качество их выполнения),введение игрового персонажа, обогащение игровых сюжетов. Учитывая особенности раннего возраста, малышам трудно точно выполнять движения по слову воспитателя, мы предлагаем игровые ситуации, побуждающие ребенка выполнять различные движения, например кукла Катя катает мяч, а теперь мячик к Сереже покатится или кошка играет с мышками, а теперь дети будут мышками.

Для применения любой из поставленных задач необходимо спортивное оборудование и атрибуты (игрушки, шапочки - маски, массажёры и др.) в изготовлении которых большую помощь оказывают родители.

Работа по физическому воспитанию ведётся совместно с родителями: это приобщение к здоровому образу жизни (совместные игры, прогулки), знакомим родителей с содержанием и словами подвижных игр, привлекаем к обустройству участков в летнее и зимнее время, всё это способствует развитию у детей двигательных умений и навыков.

Таким образом, на рубеже раннего возраста ребенок приобретает опыт в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на освоение основных движений: ходьбы, бега, прыжков, лазанья и бросания мяча в одном из приоритетных видов детской деятельности - игре. В контексте нашей работы таковой является подвижная игра. Именно в подвижной игре ребенок удовлетворяет свою природную подвижность, именно в ней ребенок раннего возраста совершенствуется в двигательном развитии, в умении правильно вести себя в коллективе, а значит, это является благоприятным условием для полноценного физического и психического развития детей раннего возраста.

Индивидуальную работу с детьми раннего возраста по физическому развитию необходимо строить на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей. Индивидуальная работа начинается с раннего возраста. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок, она должна быть естественной и органической частью общего педагогического процесса. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, воспитатель не только предлагает ребёнку правильно выполнить упражнение, например по его образцу, но и старается вызвать интерес к задаче. Объединение детей в небольшие группы целесообразно при проведении подвижных игр с правилами, с целью уточнения этих правил, и усвоения обязательности этих выполнений. Выделение застенчивых детей в роли ведущих, вовлечение малоподвижных детей в двигательную деятельность и т. д. Таким образом, сложные задачи индивидуальной работы и работы с небольшими группами детей требуют от воспитателя тонкого мастерства, чуткого отношения к детям, строгого сравнительного учёта результатов работы, показывающего прогресс психического и физического развития детей.

Музыкальное сопровождение - еще один способ заинтересовать детей. С этой целью для группы родители приобрели магнитофон и записи с детскими песнями, а также ритмической музыкой. Весёлая музыка повышает двигательную активность детей, создает хорошее настроение, заряжает положительной жизненной энергией. При организации и проведении двигательной активности детей не только не запрещается улыбаться, но и приветствуются все проявления хорошего настроения. Яркими жестами, хлопками дети выражают свою радость от проделанной работы. Они не замечают усталости, для них нет преград на пути овладения сложными упражнениями. Они уверены в успехе, у них всё получается. В своей работе мы так же большое внимание уделяем и закаливающим мероприятиям, что является неотъемлемой частью полноценного физического развития.

Прежде всего - это:

Соблюдение температурного режима в группе;

Правильная организация прогулки и её длительность;

Соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние ребёнка;

Облегчённая одежда в детском саду.

С детьми проводим следующие закаливающие процедуры:

Коррегирующая гимнастика, ходьба босиком по дорожкам «здоровья» (профилактика плоскостопия и нарушения осанки);

Дыхательная гимнастика после сна;

Умывание, мытьё прохладной водой рук по локоть;

Подвижные игры и упражнения для укрепления мышечной и костной ткани, опорно-двигательного аппарата;

Упражнения и игры на разгрузку мышечного и эмоционального напряжения, релаксация;

Перед сном дети раздеваются в групповой комнате, где температура воздуха выше, чем в спальне на 2-3 градуса и переходят в майках и трусиках в спальню. Спят дети в теплое время года при открытых фрамугах, в холодное в хорошо проветренной спальне.

Перед тем как приступить к закаливанию, все мероприятия и их последовательность обсуждаю с родителями. Осенью, после периода адаптации провожу анкетирование на тему: «Влияние закаливания на здоровье ребенка». Меня интересует мнение родителей, как они относятся к закаливанию, что они думают о влиянии закаливающих мероприятий на здоровье малыша.

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, весёлым и физически развитым, поэтому я работаю в тесном контакте с родителями.

Работа с родителями

Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном физическом развитии, повышении двигательной активности можно добиться только совместными усилиями детского сада и семьи. Первейшая задача этого единства в воспитании детей раннего возраста – обеспечить безболезненное привыкание малыша к дошкольному учреждению в адаптационный период. Необходимо выявить состояние здоровья, физического и двигательного развития детей

Родители часто не задумываются о том, что малая подвижность неестественна для маленького ребенка, она имеет причины – нездоровье ребенка, его недостаточный двигательный опыт, отсутствие условий для движений, психологический дискомфорт.

Проводя работу с родителями по различным вопросам физического развития детей раннего возраста, мы советуем им, какие игрушки, развивающего характера лучше подарить детям. Обращаем внимание родителей на одежду детей, на то, как трудно слишком тепло одетым детям двигаться во время прогулки, как вредно отражается на детях чрезмерное кутание.

После анкетирования родителей мы узнали, чем занимаются дети нашей группы дома, какие они имеют возможности для развития движений в домашней обстановке, проводят ли родители с детьми закаливающие мероприятия, как отражается работа детского сада в играх и занятиях детей.

Проводим беседы с родителями о необходимости формировать у ребёнка привычку к ежедневным занятиям физкультурой, объясняем, что личный пример родителей - большая сила в воспитании детей. Ведь в тех семьях, где родители занимаются спортом, ребёнок с ранних лет привыкает к физической культуре. Стараемся всегда держать родителей в курсе своих задач. Проводим индивидуальные беседы, где ставим родителей в известность: в чём затруднения у ребёнка и как их преодолеть, над чем больше работать, чему уделить внимание. В информационном уголке для родителей систематически вывешиваем материал о подвижных играх и упражнениях, различные консультации на темы: «Спорт или физкультура», «Как заинтересовать ребёнка занятиями физкультурой», «Можно ли заниматься физкультурой в квартире», «Как правильно организовать режим дня», « Во что и как играть во дворе», «Быть в движении, значит укреплять здоровье» и многое другое. Так же родителям был предложен комплекс дыхательной гимнастики, комплекс развивающих упражнений и подвижных игр. Имеется и библиотечка для родителей с литературой о физическом развитии и воспитании детей и всей семьи, рассказы, стихи для семейного чтения; тематические папки-передвижки. Родители с удовольствием оказывают помощь в оформлении спортивного уголка.Ими были сделаны султанчики, флажки, нашиты платочки, изготовлены маски, связаны шапочки для подвижных игр, нашиты разные массажные дорожки и коврики. На участке силами родителей построена деревянная горка, мостики для ходьбы и другие постройки для ползания и лазания.

Организуя работу по развитию двигательной активности детей в нашей группе, мы пришли к выводу, что решить вопросы физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников дошкольного учреждения.

Работа с детьми и родителями по данному направлению дала положительный результат: дети намного меньше стали болеть, в группе нет малоподвижных, малоактивных детей. Все дети много двигаются, увлечённо действуют с любым предметом (мячом, флажком). Малыши умеют быть рядом друг с другом, с удовольствием и интересом играют в подвижные игры.

В настоящее время сохранение и укрепление здоровья детей является самой актуальной проблемой, поэтому мы постоянно работаем в этом направлении. Регулярно изучаем новую методическую литературу, используем в работе здоровьесберегающиеи и компьютерные технологии. Делюсь своим опытом работы с коллегами детского сада.

Список использованной литературы

1. Бажуков С.М. Здоровье детей - общая забота. - М.: Просвещение,1978

2. Богданов Г.П. Уроки физической культуры. - М.: Просвещение, 1979

3. Вильчковский Э.С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 1987.

4. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1987.

5. Г.М.Лямина Воспитание детей раннего возраста.– М.: Просвещение, 1981.

6. Воспитание детей раннего возраста.: Пособие для воспитателей дет. сада и родителей/ Е.О.

7. Преснякова Л.С. Двигательная активность детей раннего возраста. – 1991, - № 8.

8. Слободская Е.Р. Двигательная активность детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. //Физиология человека.- 1988.- № 1.

9. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Академия, 2001.

10. Шишкина В.А., Дедулевич Н.И. Здоровый малыш: Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми второго-третьего года жизни: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – Лен.:. 200.


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1

г. Карабаша

Консультация для воспитателей

«Двигательная активность детей раннего возраста»

воспитатель: Кривощекова А.А.

2016 г.

В раннем возрасте двигательная активность выступает в качестве необходимого условия формирование организма, одного из способов познания мира и ориентировки в нём, а так же как условие всестороннего развития ребёнка.

Именно в раннем возрасте у ребёнка формируется нервная и костно- мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития, одним из непременных условий этого является формирование двигательной активности детей. Прежде всего произвольности движений, речи, контактов с окружающими людьми, вещами. Действуя с вещами, ребёнок осваивает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения, на основе овладения речью появляются начало управления собственным поведением.

Двигательной активностью способствует правильное оборудование возрастных групп мебелью, пособиями и игрушками. На пример, двигательная активность детей 1.5 – 3 лет выше и разнообразнее, если в группе есть крупный строитель, крупная кукольная мебель, предметы которые они могут переносить, переставлять.

Регулируя двигательную активность детей воспитатель советует, подсказывает, чем заняться после сна, еды, одновременно предлагая соответствующие игрушки. Например : «Твоя куколка тоже проснулась, хочет, что бы покатал её на машине.» или, обращаясь к шумному, бесцельно бегающему ребёнку, воспитатель говорит: «Женя, иди сюда, посмотри, какого красивого жука мы нашли» . Что бы упорядочить двигательную активность детей старше двух лет, прежде всего надо предать целевой характер. Когда ребёнок знает, что ему предстоит перевезти груз, что –то разыскать, передать – это обогащает содержание деятельности и одновременно упорядочивает движение. Разнообразные движение детей в процессе совместно со взрослым деятельности выполнение его поручении : «Одному ребёнку – шофёру даю задание отвести куклу домой (в игровой уголок) на машине; другому собрать и расставить по местам игрушки» - ребёнок в это время многократно наклоняется, выпрямляется, чтобы собрать игрушки, подлезает, что бы достать закатившейся мяч, становится на цыпочки и прогибается, что бы поставить игрушку на высокую полочку. Поручения даются детям в игровой форме, они должны быть интересны своей конечной целью. Летом, например дети с удовольствием собирают игрушки по всему своему участку.

Маленьких детей привлекают яркие, образные игрушки и предметы, все игрушки и пособия для игр (флажки, мячи, ленточки, платочки, шапочки) должны быть яркими красочными, иметь разнообразную форму : квадратную, прямоугольную, треугольную. В своей группе мы пополнили набор игрушек, пособий и оборудования, способствующих развитию двигательной активностью детей и разместили всё это так, чтобы дети могли свободно пользоваться тележками, колясками, лошадками, каталками, а так же надувными игрушками. Привлекает внимание детей сюрпризный сундучок. Чего только в нём нет! И султанчики – с ними дети бегают по участку, и цветные флажки, и нарядные платочки, колечки, и разные по цвету, ширине ленточки и мешочки в форме листиков, жуков. Но к сундучку можно подойти, преодолев какое-то препятствие : перешагнуть, проползти, взобраться на ящик, перелезть через бревно. Малыши, преодолевая препятствия на пути к сундучку, радуется, находя в нём неожиданные сюрпризы. Это тоже способствует повышению двигательной активности детей. Учитывая особенности возраста (малыша трудно точно выполнять движения по словам воспитателя, для этого мы придумали игровые ситуации, побуждающие ребенка выполнять различные движения. Например : кукла Катя катает мяч, а теперь мячик к Сереже покатился. Или показывала как входит на ящик и сходит с него кукла Таня. При перешагивании через обруч просила «войти в домик» и «выйти из домика» . Игровые приёмы старалась разнообразить за счёт упражнений имитационного характера например : прыгаем как зайчики; бегаем как мышки; ходим как мишки. Показывая движения, предлагала детям выполнить их.

Дети второго года жизни с удовольствием играют в игры подвижного характера. Подбирала игры с учётом основного вида движения и равномерного распределения нагрузки на различные группы мышц. После упражнений в ходьбе проводила игру с ползанием «Доползи до погремушки» . После бросания меча – игры с бегом «Догони собачку» , «Все бегите ко мне» . Лазание сочетала с играми в мяч : «Кто дальше» , «Передай мяч» , упражнение в ползание – с играми «Ловля бабочек» , «Птицы машут крыльями» , «Деревья качаются» .

В своей группе стремилась разнообразить подвижные игры, придумывая новые их варианты, что способствует развитию самостоятельности детей, формирует у них потребность в движениях. Очень важно научить детей различным действиям с одной и той же игрушкой. Так, ребёнок должен понять, что машину можно возить и быстро, и медленно, нагруженной кубиками или пустой, по длинной или короткой дорожке, её можно катать рукой или за верёвочку, прокатить под воротами, скатить с горки и т. д.. Такое разнообразное использование игрушки не только обогащает двигательным опытом детей,но и позволяет сократить до необходимого минимума число игрушек и пособий.

Вызвать интерес у детей к движениям помогают стихи, песенки, потешки. А когда в стихотворение или потешку вставлялось имя ребёнка, это вызывало ещё больше желание двигаться: «Дима шёл,шёл,шёл и шишку нашёл» . «Тяня шла, шла, шла тоже шишку нашла» . «Палочку перешагнём к неваляшке подойдём» . «Мишенька, не уходи, наших деток подожди» , «Все листочки соберём и Маринке принесём» . Поощрение действий ребёнка вызывают у него желание ещё раз повторить какое-нибудь упражнение (пройти по широкой и узкой дорожкам, перешагнуть через листочки, палку, догнать не только большой, но и маленький мячик, бросить не только синий мешочек с песком, но и красный), а не однократное повторение движений улучшает качество их выполнения. Развитию движений у детей третьего года жизни способствует правильно организованная прогулка. На прогулку выносила определённый набор игрушек – машины, коляски, мячи, обручи.

В результате проведённой работы дети овладели всеми видами движений. Они научились ходить по наклонной доске, бросать мячи в цель, влезать на лесенку и спускаться с неё. Движение детей перестали быть хаотичными, они хорошо ориентируются в группе, на участке. Я считаю, что формирование двигательной активности в значительной степени зависит от взрослых, от их умения создать все необходимые условия для своевременного усвоения, без которых возможно их правильное физическое развитие.


Конспект занятия по развитию двигательной сферы ребёнка раннего возраста (открытый показ)

Спортивно – развивающий комплекс «Игрушки»

Цели: вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в спортивно – развивающем комплексе; повысить двигательную активность малышей, развивать воображение, используя стихи А. Барто.

Оборудование: ковровое покрытие, мячи (по количеству детей); гимнастическая верёвочка;

Музыкальный материал: Аудиокассета «Ритмика» - подвижные музыкальные игры для детей от 2-5 лет.

Левой, правой! Левой, правой!

На парад идёт отряд.

На парад идёт отряд.

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит,

Полтора часа подряд

Ходьба

Самолет построим сами,

Понесёмся над лесами,

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

И.П. стоя. Руки вперед, в стороны, вниз (4 раза)

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу,

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

И.П. стоя. Руки опущены. Наклоны вперед, руки прямые внизу (4 раза)

Идёт бычок качается,

вздыхает на ходу.

Ой, доска кончается,

Сейчас я упаду.

Хождение по верёвочке, руки в стороны.

Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

И.П стоя. Приседания, ручками как бы обнимая себя (4 раза)

Матросская шапка, верёвка в руке,

Тяну я кораблик по быстрой реке.

И скачут лягушки за мной попятам,

И просят меня: «прокати, капитан!»

Ходьба. С чередованием подскоков (как лягушки прыгают).

Выполнить 2 раза.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Бег. Имитируем бег лошадки (подскоки)шагают высоко поднимая колени, руки за спиной, цокают язычками.

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка не плачь,

Не утонит в речке мяч.

И.П. стоя с мячами. Мяч поднимаем на вытянутых руках над головой, наклоны в стороны.

Сидя повороты с мячом в стороны. 2-3 раза

У крыльца лохматы пёс,

Лег, уткнувши лапы в нос.

Тихо, мирно он сопит

Может, дремлет. Может, спит.

И.П сидя с мячиками. Наклоны вперед, тянутся ручки с мячиками к пальчикам ног, стараться голову опустить на ножки. 2-3 раза.

Кто, кто, в этой комнате живёт?

Кто, кто, раньше солнышка встаёт?

И.П. лёжа на животе. Руки поднимаем вверх, опускаем, кладём вдоль головы, поднимаем ножки вверх (поочерёдно). 2-3 раза.

Это Машенька проснулась,

С боку на бок повернулась.

И.П лежа на животе, поворачиваются на бок, перекаты с одного бока на другой (2 раза) и встают на четвереньки.

Спать пора уснул бычок,

Лег в кроватку на бочок,

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать,

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

И.П стоя на четвереньках. Упор руками, с перенесением центра тяжести туловища назад. Наклоны головы вперед – назад. (4 раза)

Нет, напрасно мы решили,

Прокатить кота в машине,

Кот катать не привык,

Опрокинул грузовик.

И.П ходьба на четвереньках.

Вовка пляшет на дорожке,

Ладушки, ладушки.

Вот какой у нас помощник! –

Радуются бабушки.

Прыжки на месте

Ах ты девочка чумазая,

Где ты руки перемазала?

Танцевальные движения. Руки на поясе, голову вправо – влево.

Черные ладошки,

На локтях дорожки.

Упражнение фонарики.

Я на солнышке лежала,

руки кверху я держала.

Вот они и загорели.

Хлопают в ладошки.

Ах ты девочка чумазая,

Где лицо ты так измазала?

Кончик носа чёрный,

Будто закопченный,

Ручки к носу – «дразнятся»

Я на солнышке лежала,

Нос к верху я держала.

Вот он и загорел.

Кружатся

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты пятки так измазала?

Выставляют ножки пяточкой вперёд (попеременно)

Я на солнышке лежала,

Пятки кверху я держала.

Вот они и загорели.

Топают ножками.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё ниже, ниже.

Релаксация: восстанавливаем дыхание, руки вверх через стороны, затем плавно вниз, вдох – выдох. 2-3 раза.