Конспекты по формирование элементарных математических представлений. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Примерное распределение программного материала на год

Светлана Гавриченко
Конспект занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы

Конспект занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему : «Поможем Зимушке –зиме»

Программное содержание :

Образовательные задачи :

Уточнить и расширить знания детей о диких животных ;

- формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы; познакомить с числом и цифрой 8;

Упражнять в счете в пределах 8 с помощью различных анализаторов в прямом и обратном порядке;

Закреплять знания о последовательности цифр в цифровом ряду в пределам 7 ;

Закрепить умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5б на 1. б"5 на 1) ;

Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства, добавляя к меньшем" количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет ;

Закрепить знания о геометрических фигурах; - формировать умение конструировать и выкладывать по заданию объекты из геометрических фигур.

Развивающие задачи :

Развивать психические процессы : восприятие, память, мышление;

Развивать общую и мелкую моторику. пространственную ориентировку;

Развивать социальные навыки имения работать в группе . в паре; находить решение и делать выводы.

Воспитательные задачи :

Воспитывать в детях любовь к живой природе;

Развивать чувство эмпатии;

Воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Формы организации : фронтальная, индивидуальная, групповая . работа парами.

Демонстрационный материал : аудиозапись, мультимедиа, костюм. Снежинка, картинки диких животных (заяц, белка, лиса, медведь, ежик) . елка, снежинки, карточка с точками (7, геометрические фигуры с вписанными в них цифрами (от 1 до 7, белки и грибы.

Раздаточный материал : счетные линейки, по 7 белок и по 7 грибов. схемы зайца и медведя из геометрических фигур (по 1 на стол, массажные мячики, заготовки - е напечатанными на них цифрами в пределах 7 , альбомные листы, с недорисованной конфетой, простые карандаши, прищепки.

Ход занятия

Организационный момент. (Дети заходят в группу и встают в круг .)

Игра-приветствие «Скажем здравствуйте» .

Ребята, у нас сегодня гости. давайте поздороваемся.

Скажем, здравствуйте руками вот так, вот так. (Дети сжимают и разжимают кулаки.)

Скажем, здравствуйте глазами вот так, вот так. (Смотрят в глаза соседу и моргают)

Скажем, здравствуйте кивком вот так, вот так. (Кивки головой в правую и левую стороны.)

Скажем, здравствуйте мы ртом. (Здравствуйте.)

Ой, а что это такое мы слышим?

Аудиозапись «Дует ветер» .

Открывается дверь и в группу «залетает» кружась «волшебная снежинка» .

Снежинка :

Здравствуйте ребята. Зовут снежинка. Я подружка волшебницы Зимушки. Зимушка прислала меня к вам за помощью. Злая волшебница заколдовала всех её друзей – лесных жителей.

Воспитатель :

Как можно назвать лесных зверей по- другому? (Дикие животные)

Снежинка :

Если вы готовы отправиться в путешествие в зимний лес, я буду вам помогать и укажу путь. А если мы начнем вот с этой волшебной поляны. Эти снежинки – мои подружки, помощницы, они не обычные, а волшебные, с заданиями.

Основная часть

(Дети присаживаются на стулья)

Воспитатель :

Ну что, начинаем наш путь?

«Про веткам скачет, да не птица,

Рыжая, да не лисица» (белка)

Давайте проверим, правильно ли сделал Дима.

Дима, что сначала нужно сделать? (Сначала нужно посчитать кружки. (считает)

Сколько всех кружков? (Всего 6 кружков)

Сколько нужно выложить белочек? (6)

Посчитай. Сколько ты выложил белочек? (Всего 6 белочек)

Дети, правильно выложил Дима? Хорошо Дима, садись.

(воспитатель спрашивает 3- 4 детей )

А сейчас расскажет о своих белочках Саша. А все внимательно слушают и проверяют , правильно ли он сделал.

Саша, сколько ты выложил белочек? (6)

А почему ты выложил 6 белочек? (Потому что на доске 6 кружков)

- …. Посчитай, сколько всего белочек? (Всего 6 белочек)

Дети, правильно выложил Саша. (Если неправильно, воспитатель спрашивает у детей как исправить ошибку).

(воспитатель убирает круги с доски)

Теперь на нижнюю полоску положите столько грибов, сколько раз я хлопну в ладоши. (5 (У доски работает ребенок,все остальные дети – за столами.)

Сколько ты выложил грибов?

А почему ты выложил 5 грибов? (потому что вы хлопнули 5 раз)

- ….посчитай, сколько всего грибов? (Всего 5 грибов)

(Ребенок у доски садится. Если все дети выполнили правильно, можно индивидуально не спрашивать)

Как можно узнать всем ли белочкам хватило по грибочку? (Нужно приложить (придвинуть) к каждой белочке по 1 грибочку. (выполняют) .

Что можно сказать о количестве белок и грибов? Одинаковое количество белок и грибов? (Не одинаковые) .

Чего больше белок или грибов? (Белок больше, чем грибов) .

На сколько? (на одну)

Чего меньше грибов или белок? (Грибов меньше, чем белок)

На сколько? (на один)

-Какое число больше :6 или5? (Число 6 больше чем число 5 на 1)

Какое число меньше? (число 5 меньше чем 6 на 1)

Сделайте поровну.

Сколько их стало? (6)

Посчитай.

Что можно теперь сказать о количестве белок и грибков? (Что их стало поровну, по 6. Шесть равно шести)

Дети, правильно, сделал Саша?

А теперь я взмахну флажком, а вы добавите столько же белочек. (1.)

(Дети выполняют)

Оля, посчитай,сколько всего стало белочек? (Всего 7 белочек)

А сколько грибов? (Всего 6 грибов)

Поровну белочек и грибов? (Нет)

Чего больше, а чего меньше? .

На сколько белочек больше чем грибов, а грибов меньше чем белочек? (на 1)

Какое число больше, а какое меньше? (Число 7 больше чем число 6 на 1, а число 6 меньше, чем число 7 на 1)

Сделайте поровну. (Дети выполняют)

Оля как ты сделала поровну? (К 6 грибам добавила еще 1 гриб, и их стало 7)

Что можно теперь сказать о количестве белок и грибов? (Их стало поровну, по 7. Семь равно семи.)

А как можно по-другому уровнять? (Надо убрать 1 белку) .

Сколько их стало? (Поровну, по 6)

(Работа у доски)

А сейчас, дети, мы познакомимся с новым числом 8. Для этого, нужно к белочкам добавить еще - Саша, иди, добавь. (Ребенок добавляет 1 белочку)

Давайте посчитаем, сколько у меня сейчас белочек на доске? (8)

(Ребенок считает)

Дети, так что нужно сделать, что бы получилось новое число? (добавить 1)

Правильно. А сколько грибов? (7)

Поровну белочек и грибов? (Нет)

Чего больше, а чего меньше? (Белочек больше чем грибов, а грибов меньше чем белочек)

На сколько. (на 1)

Какое число больше 7 или 8? (Число 8 больше чем 7- на 1, а число 7 меньше 8- на 1)

Воспитатель :

Всех белочек мы угостили? Вот мы и расколдовали их.

(Выставляет на фланелеграфе изображение белочки)

Белочка благодарит вас.

2. Дидактическая игра «Собери фигуру»

Воспитатель :

Дети, посмотрите, что лежит у вас в тарелочках? (Геометрические фигуры)

Назовите их. (Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

Есть ли здесь одинаковые фигуры?

Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? (сравнение по форме , цвету и величине)

Чем фигуры отличаются?

Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов)

Воспитатель : Следующее задание.

Ребенок – (берет снежинку) Задание следующее : поиграть в игру «Собери фигуру» . Я загадаю 2 загадки о животных. Каждый стол должен быстро выложить одно животное из геометрических фигур. Победит тот стол, который быстрее и правильнее выложит. Слушайте внимательно .

Хвост короче уха,

Быстрые повадки.

Мчится, что есть духу,

Мчится без оглядки.

Кто он угадай – ка.

Ну,конечно (зайка)

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

(Дети выполняют. Ребенок проверяет и определяет победителя .)

Воспитатель : Молодцы, ребята вы расколдовали зайчика и мишку, потому что вы сделали правильно и работали дружно. Они говорят вам спасибо.

(Выставляет изображения или игрушки зайчика и мишки на доске) .

Ну а нас ждет следующая снежинка.

(Ребенок снимает снежинку. Загадывает загадку) .

3. Упражнение «Собери бусы для лисички» .

Посмотрите – ка, какая-

Вся горит как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой (Лиса)

(На фланелеграфе вразброс геометрические фигуры разного цвета, но одинакового размера с цифрами от 1 до 7)

Воспитатель :

Лисичка для своей бабушки сделала бусы, но злая колдунья рассыпала все бусинки.

Она просит нас о помощи. Поможем ей починить бусы для бабушки?

Из чего белочка сделала бусы? (из геометрических фигур)

А что в них написано? (цифры)

Нужно расставить бусинки по порядку, начиная с единицы.

(1 ребенок у доски, остальные ему помогают)

Давайте, мы с вами назовем цифры по порядку от 1 до 7.

Назовите цифры в обратном порядке.

Цифра 7 в какой геометрической фигуре записана?

А в красном прямоугольнике, какая цифра?

Цифра 3 в какой геометрической фигуре записана?

А в синем прямоугольнике, какая цифра?

Какая цифра стоит перед цифрой 6?

Какая цифра стоит после цифры 4?

Назовите соседей цифры 2,6?

Воспитатель :

Вот и лисичку мы расколдовали. (Выставляет лисичку на фланелеграфе)

Лисичка говорит вам спасибо.

А на улице –то мороз. Наверное, зля колдунья все никак не успокоится. Если будем долго сидеть на месте – замерзнем. Давайте погреемся и отдохнем. А поможет нам в этом Коля. Он будет показывать вам движения, а вы будете повторять за ним .

(ребенок проводит с детьми физкультминутку)

«Мы пришли в зимний лес»

(имитация движений по тексту стихотворения вместе со снежинкой)

Звучит фоновая музыка.

Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа-березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит.

Вот и зайка прискакал,

От лисы он убежал,

Это серый рыщет волк,

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас,

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Воспитатель :

Хорошо отдохнули, а теперь тихонько садитесь на стульчики. И продолжаем наш путь!

(Ребенок снимает снежинку. Загадывает загадку)

Клубок да не пушистый,

Колючий, да ершистый.

Когда дотронешься поймешь.

Что это не клубок, а ….(еж) .

4. Упражнение «Помоги ежику» .

(У каждого ребенка на столах заготовки – «ежики из картона без иголок» с напечатанными на них цифрами в пределах7 . Тарелочки с прищепками – 1 на парте).

Воспитатель :

Чего не хватает у наших ежиков? (Иголок)

Мы с вами поможем нашим ежикам?

А иголочки им заменим волшебными прищепками.

Вы должны сделать ежику столько иголок, сколько показано цифрой.

(Дети выполняют задание. После этого воспитатель вместе с детьми проверяют).

Воспитатель :

Какие красивые получились у вас ежики. Вот и ежиков мы расколдовали.

(Выставка ежика на стенд) .

Они остались очень довольными и говорят вам спасибо.

Молодцы, ребята! Все задания выполнили!

Ну и последняя у нас снежинка осталась. Но сначала давайте поиграем с нашими пальчиками, сделаем массаж, чтобы они лучше нас слушались.

(ребенок проводит с детьми пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Зайка и ежик» .

Зайка –ушки на макушке-

(Дети кладут мячик на правую ладонь. Показывают указательный и средний пальцы- «ушки зайчика» )

Скачек,скачет по опушке.

(Берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки,затем меняют руки).

А за ним колючий ежик

(Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика,затем меняют руки.)

Шел по травке без дорожек.

(Катают мячик в руках, делая движения вперед- назад между ладонями)

(Ребенок снимает снежинку. Загадывает загадку)

6. Упражнение «Что получиться?» .

Воспитатель :

Зимушка- зима приготовила для вас сюрприз. У нас на листочке нарисована подсказка.

Послушайте загадку.

Фантик яркий золотистый,

а бывает серебристый,

Развернула фантик Света

там любимая …. (конфета)

Теперь вы знаете, какой сюрприз вас ждет. Дорисуйте отгадку по точкам.

(Проверка осанки и посадки детей за столами . Дети дорисовывают конфету по точкам)

Что у вас получилось? (Конфета)

В нашем путешествии мы помогли животным, сделали много добрых и полезных дел.

Все дикие животные остались довольными.

Вам интересно было?

А какие задания мы с вами сегодня выполняли? С каким числом познакомились?

Мы выполнили поручения Зимы. Нам пора возвращаться домой.

Снежинка :

Какие вы молодцы! У вас получились замечательные рисунки.

Мне понравилось с вами дружить. Вы знаете, много умеете,вы добрые и отзывчивые. Ребята вы помогли Зимушке расколдовать её друзей. А вот и сюрприз для вас.

Сюрпризный момент. (Звучит песня. Снежинка достает мешочек с гостинцами из –за ёлки, и раздает их детям.)

Умение отгадывать загадки, используя алгоритм. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову. Упражнять в творческом составлении сказок. Активизировать мыслительную деятельность детей. , память, логическое мышление, творческое воображение. Развивать умение обосновывать ответы. Воспитывать доброжелательность, желание создавать что-то новое, умение оценивать занятие.

Предварительная работа: подбор и изучение литературы по данной теме, подбор игр, методов и приемов, написание конспекта, подготовка материала.

Предварительная работа с детьми: проведение игр «Да-нетка», «Хорошо-плохо», «Противоречия», чтение сказок, проведение занятия по составлению сказки на новый лад.

Материал: иллюстрации к сказкам, изображение репки, конверт, листочки, деревья, тучи, солнце, дождик, карточки желтого и синего цвета.

Ход занятия

Ребята, скажите какая сейчас пора года? (Осень)

Правильно. А как вы думаете: осень это плохо или хорошо? (И хорошо и плохо).

А почему хорошо? (Много овощей и фруктов, красивая природа, деревья стоят золотые, можно бегать по листьям, они шуршат и т.д.)

А плохо почему? (Потому что часто идут дожди, грязь на улице, можно заболеть, короткие дни и т.д.)

Какой бывает дождь?

На что похож дождь?

Какой дождь летом?

Какой дождь осенью?

В это время раздается стук в дверь.

Ребята, что это? (Кто-то стучит)

А как вы думаете, кто это? (Ответы детей)

А как вы думаете, зачем он сюда пришел? (Ответы детей)

Сейчас посмотрим кто там. Нам пришло письмо. Добрый сказочник приглашает нас в гости в Город сказок. Хотите? (Да)

Ребята, а вы любите сказки? (Да)

Сейчас посмотрим. Чтобы узнать первую сказку, необходима ваша помощь. Я буду задавать вам вопросы, а вы - отвечать.

Игра «Да-нетка» картинка репки.

Это цветок?

Это животное?

Это овощ?

Это квадратное?

Это круглое?

Это красное?

Это желтое?

Это с хвостиком?

Это растет в земле?

Это репка?

Значит эта сказка «Репка». Она дарит вам солнышко.

Послушайте: «Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке». Скажите, из какой сказки эти слова? (Машенька и медведь).

Скажите, а Маша в этой сказке хорошая или плохая? (Хорошая)

Почему? (потому что она помогала медведю)

А медведь, какой? (Плохой)

Почему? (Потому что он не пускал Машу домой)

Эта сказка дарит вам тучку.

Показываю иллюстрацию из сказки «Колобок»

А это из какой сказки? (Колобок)

Колобок в этой сказке какой? (Хороший).

Посмотрите на этих колобков и найдите нашего (показываю колобков с разным настроением)

Дети находят веселого колобка.

Вот это наш колобок.

Звучит музыка, дети отвлекаются. В это время воспитатель меняет изображение доброго колобка на злого.

Посмотрите, какой у нас веселый колобок. (Нет, он не веселый. Он злой).

Точно, что же случилось с нашим колобком. (Ответы)

Наверное, и сказка получится у нас сегодня злая. Давайте попробуем ее рассказать. Как она начинается? (Жили-были)

Жили-были дед и баба. Просит дед бабу: «Испеки мне колобок». Она говорит: «Муки нет». А он все равно свое. Решила бабка к соседке сходить. Попросила она муки. А соседка была злая и мука у нее тоже была… (злая). Принесла бабка муку домой, замесила тесто, испекла из нее колобок. Как вы думаете, какой получился колобок из злой муки? (Тоже злой).

Что же сделал этот колобок?

Он полежал-полежал, спрыгнул с окошка и покатился, а когда катился по огороду, то что сделал? (Потоптал рассаду, помял цветы, разогнал кур).

Катится он, катится, а на встречу ему кто? (Заяц)

Заяц хороший, он добрый, вежливый. Что он говорит? (Колобок, колобок, спой мне свою песенку)

А что отвечает колобок? (Убирайся с дороги, а то я тебя съем).

Испугался зайчик и убежал. Кого потом встретил зайка? (Волка)

О чем говорил волк? (Я тебя съем).

Верно. Но наш колобок злой, поэтому, что он сказал? (Как наскачу на тебя, разорву и проглочу).

Медведь был добрый, гулял по лесу. Что он сказал? (Здравствуй колобок. Как дела?)

А колобок ему (Уходи, а сейчас разорву)

Затем встретил колобок кого? (Лису)

Лиса какая? (Хитрая). Пусть она будет плохая. Что она сказала? (Колобок, я тебя съем)

А колобок ей (Только попробуй, я сам тебя съем. Ну-ка песенку мне сама спой).

И запела лисичка: (Я лисичка-сестричка и умна, и хитра. Всех съем)

Что же теперь им делать? Они же сейчас подерутся? (Ответы)

Нам нужно что-нибудь придумать, чтобы они стали добрыми. Может пусть кто-нибудь появится? (Добрый волшебник).

Верно. И что он сделал? (Угостил их чем-то или пошел добрый дождь и они слали добрыми).

Давайте закроем глазки и представим, как это было.

В это время воспитатель меняет плохого колобка на доброго.

Посмотрите, вот вернулся наш веселый и добрый колобок. А главное, что мы смогли придумать сами сказку.

За это вам сказочник дарит дождик, листья и деревья.

Что же нам подарили? (Осень).

А сейчас у вас лежат карточки синего и желтого цвета. Если вам понравилось занятие, то поднимите желтую карточку, а если нет - то синюю.

Конспект занятия по формированию творческой активности детей подготовила Е. Ланевская

Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, для организации занятий по математике в старшей группе.
В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 5–6 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Структура занятий позволяет сочетать и успешно решать задачи из разных разделов программы. Предложенная система занятий, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.
Игровые ситуации с элементами соревнований, используемые на занятиях, мотивируют деятельность детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности. Активизация мыслительной деятельности развивает активную позицию ребенка и формирует навыки учебной деятельности.
Объем занятий позволяет воспитателям реализовать свой творческий потенциал и учитывать особенности конкретной группы детей.
Знания, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделять сюжетно-ролевым играм, в которых создаются условия для применения математических знаний и способов действий.
В работе с детьми как в дошкольном учреждении, так и дома, можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для дошкольников: Старшая группа» (М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009).
В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов, педагогов и методистов, позволяющий расширить содержание работы с детьми шестого года жизни.

Примерное распределение программного материала на год

I квартал

Сентябрь

Занятие 1
.
утро, день, вечер, ночь .
Занятие 2

.
Занятие 3
.
Уточнить понимание значения слов вчера , сегодня , завтра .

Октябрь

Занятие 1
Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.
Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).
Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу .
Занятие 2
Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.
Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот) .
Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина).
Занятие 3
Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7.
Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще уже… самый узкий (и наоборот) .
Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа .
Занятие 4
Продолжать учить считать в пределах 6 и знакомить с порядковым значением числа 6, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»
Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).
Расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток.

Ноябрь

Занятие 1
Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8.
Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух.
Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево .
Занятие 2
Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9.
Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.
Продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между .
Занятие 3
Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»
Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот) .
Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов.
Занятие 4
Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?»
Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности.
Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах.

II квартал

Декабрь

Занятие 1 (итоговое)
Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.
Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).
Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.
Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо .
Занятие 2
Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).
Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника.
Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади .
Занятие 3
Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах.
Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений).
Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т. д.).
Занятие 4
Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…»
Продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения.

Январь

Занятие 1
Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…»
Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу.
Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры.
Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.
Занятие 2
Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10.
Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.
Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом .
Упражнять в последовательном назывании дней недели.
Занятие 3
Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом.
Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу.
Учить ориентироваться на листе бумаги.
Занятие 4
Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.
Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника.

Февраль

Занятие 1
Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.
Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.
Занятие 2
Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.
Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа) .
Занятие 3
Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.
Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.
Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.
Занятие 4
Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.
Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

III квартал

Март

Занятие 1
Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5.
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица.
Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.
Занятие 2
Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.
Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
Закреплять умение последовательно называть дни недели.
Занятие 3
Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.
Совершенствовать навыки счета в пределах 10.
Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.
Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед -назад, направо -налево) .
Занятие 4
Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов.
Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

Апрель

Занятие 1
Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
Занятие 2
Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
Занятие 3
Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.
Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.
Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Занятие 4
Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.
Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Май

Работа по закреплению пройденного материала.

Планы занятий

Сентябрь

Занятие 1

Программное содержание
Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.
Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр) .
Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь .


Демонстрационный материал. Набор объемных геометрических фигур (по 5 кубов, цилиндров, шаров), 4 картинки с изображением деятельности детей в разное время суток.
Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур (по 5 квадратов и прямоугольников для каждого ребенка), рисунки-таблички с изображением геометрических фигур, двухполосные карточки.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Мальвина учит Буратино».
На столе разложены геометрические фигуры. Мальвина дает Буратино задание: «Назови и покажи знакомые геометрические фигуры». (Кубы, цилиндры, шары.) Буратино выполняет задание с помощью детей. Затем Мальвина предлагает отсчитать 4 куба и проверить правильность выполнения задания (с помощью счета); отсчитать столько же цилиндров и поставить их парами с кубами так, чтобы было видно, что фигур равное количество.
«Что можно сказать о количестве кубов и цилиндров? – спрашивает Мальвина. – По сколько кубов и цилиндров? Как сделать так, чтобы кубов стало пять?»
Дети помогают Буратино выполнить задания.
«Сколько стало кубов? – выясняет Мальвина. (Дети пересчитывают кубы.) Как вы получили число пять? (К четырем добавили один.)
Сколько кубов? Сколько цилиндров? Пять кубов и четыре цилиндра – сравните, что больше? Четыре цилиндра и пять кубов – сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять?»
Мальвина предлагает Буратино установить равенство двумя способами. (Дети помогают Буратино выполнить задание.)
Буратино считает неправильно: пропускает предметы, считает предмет дважды, дает неправильный ответ.
Мальвина уточняет правила счета вместе с детьми и выясняет, сколько стало фигур и как получилось новое число.
II часть. Игровое упражнение «Сосчитай фигуры».
Буратино дает детям задания: «Отсчитайте четыре квадрата и расположите их на верхней полоске карточки. Отсчитайте пять прямоугольников и расположите их на нижней полоске карточки. Сколько квадратов? Сколько прямоугольников? Пять прямоугольников и четыре квадрата – сравните, что больше? Четыре квадрата и пять прямоугольников – сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы прямоугольников и квадратов стало поровну».
Дети выполняют задание любым способом и объясняют свои действия.

Физкультминутка
Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.


Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше.
И легко-легко подышим.

Потянулись на носочках
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у нас!
Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять
Хлопаем руками.

III часть. Игровое упражнение «Дорисуй недостающую фигуру».
Мальвина предлагает детям рассмотреть рисунки-таблички (см. пример на с. 14), определить, каких фигур не хватает, дорисовать их и доказать правильность своих решений.


После обсуждения задания Мальвина показывает пути его решения. Проверка осуществляется с помощью чередования геометрических фигур и определения их количества (их должно быть по 3). IV часть. Игровое упражнение «Поможем Буратино разложить картинки».
Буратино вместе с детьми рассматривает картинки и спрашивает: «Кто нарисовал картинки? Что делают изображенные персонажи? Когда это бывает?»
Затем предлагает разложить картинки по порядку и назвать части суток.

Занятие 2

Программное содержание
Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).
Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»).
Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево .

Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Барабан, дудочка, счетная лесенка, 6 неваляшек, 6 пирамидок, карточка в чехле с 4 нашитыми пуговицами, большая и маленькая куклы, 2 ленты (красная – длинная и широкая, зеленая – короткая и узкая), фланелеграф, аудиозапись, ларчик со звездочками по количеству детей.
Раздаточный материал. Рабочие тетради (стр. 1, задание Б), цветные карандаши.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Отсчитай столько же».
Воспитатель предлагает ребенку отсчитать столько неваляшек, сколько ударов в барабан он услышит. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.
«Сколько неваляшек стоит на столе? Почему вы отсчитали столько неваляшек?»-спрашивает воспитатель.
Задание повторяется 2 раза с помощью разных музыкальных инструментов.
Затем воспитатель предлагает ребенку отсчитать столько пирамидок, сколько пуговиц на карточке (карточка с нашитыми пуговицами находится в чехле).
Воспитатель уточняет правила счета предметов на ощупь. После выполнения задания задает детям вопросы: «Сколько пирамидок вы отсчитали? Как проверить правильность выполнения задания?» (Ребенок вынимает карточку из чехла, и дети соотносят количество пуговиц на карточке с числом пирамидок на ступеньке счетной лесенки.)
II часть. Игровое упражнение «Раскрась столько же» (выполняется в рабочей тетради).
Воспитатель предлагает детям закрасить столько кружочков, сколько неваляшек (пирамидок) нарисовано на картинке.
После выполнения задания уточняет: «Сколько кругов вы закрасили? Почему столько?»
III часть. Игровое упражнение «Завяжем куклам бантики».
Воспитатель обращает внимание детей на ленты, расположенные на фланелеграфе: «Чем отличаются ленты? Одинаковые ли они по цвету? Что можно сказать о длине лент? (Предлагает сравнить ленты по длине и уточняет правила сравнения: ленты надо положить друг под другом, подравняв их с левой стороны.) Какая по длине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по длине зеленая лента по сравнению с красной?» (Воспитатель дает образец ответа: «Красная лента длиннее зеленой ленты».)
Что можно сказать о ширине лент? (Предлагает сравнить ленты по ширине, расположив их так, чтобы верхние или нижние края лент были на одной линии.) Какая по ширине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по ширине зеленая лента по сравнению с красной? Покажите широкую (узкую) ленту. Какая лента подойдет для бантика маленькой кукле? Какая лента подойдет для бантика большой кукле?»
Воспитатель завязывает бантики и выясняет, почему красный бантик получился большой. Выслушивает ответы детей и обобщает: «Красный бантик получился большой, потому что лента длинная и широкая».
Воспитатель предлагает детям рассказать о размере зеленого бантика.
IV часть. Игровые упражнения «Правильно пойдешь, клад найдешь».
«Волшебник спрятал клад и предлагает вам его найти», – говорит детям воспитатель.
При помощи считалки выбирается ведущий.


Кады-бады
Налей воды,
Корове пить,
Тебе водить.
Ведущий выполняет задание: делает пять шагов прямо, поворачивает направо и делает еще три шага по заранее разложенным кругам. Остальные дети идут за ним. Дети находят ларчик и достают из него звездочки (звучит музыка).

Занятие 3

Программное содержание
Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины).
Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот) .

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Страну Математики".

(образовательная область "Познавательное развитие")

Подготовила и провела: воспитатель первой квалификационной категории Клевцова О.И. Монино, 2016 год

Методы: словесные, наглядные, практические.

Цель:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий умение практически их использовать посредством игры - путешествие.

Задачи:

Образовательные

  1. Упражнять в составлении множества из разных по качеству элементов (предметов разного цвета) , в получении равенства из неравенства путем убирания или добавления одного предмета;
  2. Закреплять навык прямого и обратного счета, дней недели путем выстраивания числового ряда в прямом и обратном порядке;
  3. Закреплять представления детей о геометрических фигурах: умение различать и сравнивать по свойствам (по цвету, форме) такие геометрические фигуры как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник; знакомство с трапецией.
  4. Формировать мыслительные операции.

5. Развивать конструктивного праксиса;

7. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

8. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Оборудование и материал:

Доска магнитная; письмо, украшенное цифрами и геометрическими фигурами; карточки с заданиями из письма; геометрические фигуры разных цветов и размеров; мяч; числовые карточки от 1 до 10 (1комплект) ; счетные палочки на каждого ребенка; медали.

1. Организационный момент

Дети проходят в группу.

Восп: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

(Дети здороваются, выстраиваются на коврике)

Пока дети выходят, воспитатель достает конверт.

Восп.: Ребята посмотрите и скажите что у меня в руках? (Письмо)

Да, правильно. Вам интересно от кого это письмо?

Сейчас я его открою и прочту.

Читает письмо

«Здравствуйте, друзья! Пишет Вам Королева страны Математики. Я за вами долго наблюдала, как вы интересно играли на занятиях по математике. В моей стране произошла путаница, и я хочу вас пригласить к себе, чтобы помогли мне навести порядок.

Поможем, ребята?

А чтобы нам попасть в страну, нужно произнести волшебные слова:

Мы идем, мы идем, никогда не устаем!

Все преграды на пути можем запросто пройти! (шагают на месте) .

Основная часть.

Воспитатель подходит к доске, и обращает внимание детей на доску, где в беспорядочном положении находятся карточки с цифрами.

1 задание. - Ребята, цифры забыли свои места, давайте поможем им найти своё место.

Дидактическая игра «Построй цифры»

Под музыку дети берут цифры и выстраиваются с ними по порядку), затем воспитатель просит каждую «Цифру» назвать своих соседей (дети называют) .

По окончании игры складывают цифры и садятся за столы.

Дети проходят за столы, где для каждого ребенка лежит набор из 5 геометрических фигур: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и счетные палочки.

Воспитатель читает следующее задание: Ребята, геометрические фигуры забыли свои имена, напомним фигурам, как их зовут? - Да.

2. Дидактическая игра «Отгадай фигуру»

Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают геометрическую фигуру, о которой говорится в загадке.

1. Три вершины,

Три угла,

Три сторонки

Кто же я? (треугольник)

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на треугольник.

2. Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его… (квадрат) .

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на квадрат.

3. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня! (Круг)

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на круг.

4. Эти фигуры по городу мчат,
в садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус, трамвай.
Ты на дороге, смотри, не зевай!

На эту фигуру похожи дома.
О чем говорю я? Ответьте, друзья!

(прямоугольник)

5. Он похожий на яйцо
Или на мое лицо.
Вот такая есть окружность
Очень странная наружность.

Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг… (овал)

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на овал.

Молодцы, ребята, а теперь давайте немного разомнемся, выходите на коврик и вставайте в кружок.

Физминутка

Мы играли и считали (шагают на месте)
Дружно вместе пошагали
Ручками похлопали – один, два, три, (хлопают)
Ножками потопали – один, два, три. (топают)

Встали- сели, встали-сели, (приседают)
И друг друга не задели.
Выше руки, шире плечи (поднимают руки)
Раз, два, три – дыши ровней! (делают вдох)

3. Воспитатель читает третье задание

Ребята, Дни недели забыли свои имена. Давайте им напомним! Но сначала скажите, сколько дней в неделе?

Дидактическая игра «Назови день недели»

Дети передают мячик по кругу и называют по порядку дни недели.

Дорогие гости, ребята приготовили для вас сюрприз– сейчас они превратятся в Дни недели и прочитают для вас свои стихи.

4. Дети берут цифры, соответствующие дню недели и выстраиваются по порядку.

1-й ребенок «понедельник»

Детский сад, детский сад
Каждый день ждет ребят.
Здесь забавы и игрушки.
Куклы, книжки, погремушки.

В понедельник мы считаем,
Прибавляем, вычитаем.

2-й ребенок (вторник) :

Вторник – тут спортивный день,
Бегать, прыгать нам не лень.

3-й ребенок (среда) :

В среду – музыка у нас
Мы танцуем – просто класс.

4-й ребенок (четверг) :

Книгу мы в четверг читали,
Много нового узнали.

5-й ребенок (пятница) :

В пятницу лепили птиц:
Снегирей и синиц.

6-ой ребенок (суббота) :

А в субботу с воскресеньем
С мамой мы пекли печенье

7-й ребенок (воскресенье) :

С папой с горки мы катались
А потом в снегу валялись.
Молодцы, ребята (дети кладут карточки на стол и садятся) .
А теперь выходите, давайте немножко поиграем (дети выходят и занимают свои места) :

5. Д/и «Сосчитай и сделай»

Воспитатель показывает карточку с цифрой и говорит: «Столько раз присесть (прыгнуть, хлопнуть, топнуть и тд.) , а дети должны в соответствии с числом на карточке произвести соответствующее количество раз заданное действие.

3 раза хлопнуть
6 раз топнуть
4 раза присесть
10 раз прыгнуть

Молодцы, ребята.

Дети проходят за столы

6. А сейчас давайте поиграем еще в одну игру. Она называется «Назови на один больше (меньше) »

Дидактическая игра «Назови на один больше (меньше) »

Воспитатель кидает мяч и называет число. А ребенок, отбрасывая мяч обратно воспитателю, называет число на один больше (меньше)

И последнее задание:

7. Дидактическая игра «Веселые задачки»

Мы будем их решать с помощью счетных палочек (Воспитатель читает задачку, а дети выкладывают на столах счетные палочки) .

  1. Ежик поставил в вазочку 4 желтых листочка и 2 красных. Сколько всего листочков в вазе?
  2. У зайчонка было 6 морковок, 1 морковку он подарил медвежонку. Сколько морковок осталось?
  3. Около моста растут 4 березы и 4 липы. Сколько всего деревьев около моста?
  4. У белочки было 10 грибов, 3 гриба она отдала Ёжику. Сколько грибов осталось у белочки?

Итог:

Ребята, вам понравилось наше занятие? А теперь давайте проверим, все ли вы запомнили: я буду называть, что бывает, и если назову правильно - похлопайте в ладоши, если неправильно – покачайте головой.

8. Д/И «Верно-неверно»

  • после субботы идет воскресение
  • за понедельником следует среда
  • перед пятницей стоит четверг
  • семь на один больше шести
  • в неделе 5 дней
  • яйцо похоже на круг
  • автобус похож на прямоугольник

Молодцы, ребята, мы справились со всеми заданиями, и Королева Математики поблагодарила вас и передала вам награды и угощения.

Конспект игры -занятие

«Поможем Фее чистоты»

Выполнил: Щербинина Светлана Александровна

Уточнить знания о предметах личной гигиены, развивать логику, мышление

Формировать у детей представление о том, какое значение имеет соблюдение правил личной гигиены;

Закреплять с детьми культурно-гигиенические навыки (мытье рук, лица, расчесывание);

Воспитывать опрятность, аккуратность, внимание

Предварительная работа:

Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо» и рассматривание иллюстраций к произведениям;

Заучивание потешек, стихов о чистоте, здоровье, предметах гигиены;

Отгадывание загадок;

Беседы на темы «Наши добрые друзья», «Личная гигиена»;

Лепка « Мыло для грязнуль»; рисование «Узор на носовом платке», аппликация «Расчески для кукол»»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Парикмахерская»;

Экскурсия в группу старшего возраста;

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: - видеоролик, мешочек с игрушками;

Раздаточный материал: карточки с алгоритмами, картинки с расческами, цветные карандаши, мыло, расчески, шампунь, зубная щетка, зубная паста, носовой платок;

Ребята, сегодня, когда я проснулась, увидела у себя на кровати вот эту коробку. Открыв ее, получила видеосообщение от Феи чистоты. Хотите его посмотреть? Давайте посмотрим (просмотр виде сообщения).

Дети, что случилось у Феи?

(ответы детей)

Кто все перепутал в волшебной стане чистюль?

(ответы детей)

А как мы можем помочь Фее?

(ответы детей)

Конечно, нам надо все исправить. Для того чтобы все исправить, нам нужно содержимое коробки привести в порядок. Начнем? (ответы детей)

(Достаем из коробки карточки с алгоритмами).

Ребята, смотрите картинки. Что на них изображено?

(ответы детей)

Что бы жители страны «Чистюли» вспомнили, как правильно мыть руки (лицо) нам нужно разложить карточки в нужном порядке (Выполнение)

Молодцы. Все правильно выполнили?

(ответы детей)

Теперь жители смогут мыть руки (лицо) правильно. А для чего их необходимо мыть?

(ответы детей)

Конечно, чтобы быть чистыми и красивыми. Теперь отложим, то, что мы уже исправили. Продолжаем помогать Фее.

(Достаем из коробки листы бумаги, на которых нарисованы расчески без зубчиков).

Ребята, посмотрите, что это за рисунки, на что они похожи?

(ответы детей)

Помните, Фея говорила, что жители перестали даже расчесываться. А для чего нужна расческа?

(ответы детей)

Как вы думаете, разве получиться такой расческой, привести волосы в порядок?

(ответы детей)

Что нужно сделать, чтобы эти рисунки стали похожими на расчески?

(ответы детей)

Давайте дорисуем зубчики. (Дети выполняют дорисовку зубчиков карандашами)

Какие разные у всех получились расчески. Молодцы ребята. Хорошо. И с этим заданием мы справились. Теперь жители смогут и расчесываться. Отложим наши расчески к картинкам для мытья рук.

В коробке есть еще что-то. Что это ребята? (Показ содержимого коробки. В ней находятся различные средства гигиены, игрушки, кубики)

(ответы детей)

Но что не так здесь? Злая Фея постаралась, все перепутала. Что нужно сделать, как вы ребята думаете?

(ответы детей)

Нам необходимо рассортировать все. Как это сделать?

(ответы детей)

Для жителей страны «Чистюли» нужны средства по уходу за телом. Как будем отбирать нужное?

(ответы детей)

Хорошие вы предлагаете варианты. У меня есть еще одно предложение. Предлагаю разделиться на две команды. Вы согласны? (ответы детей). Явас разделю на две команды. Одна команда будет называться «чистые щечки», а другая «чистые ручки». Сейчас вы по очереди будите доставать из этого мешочка предметы. Кому достанется предмет красного цвета, тот будет в команде «чистые щечки». А кому достанется предмет любого другого цвета, тот в команде «чистые ручки». (Предлагаем детям вынимать предмет из мешочка, называя его цвет. Распределяем по командам детей)

А как вы думаете, что мы будем делать?

(ответы детей)

Одна команда будет выбирать, и приносить средства чистоты, а другая команда, те предметы, которые не нужны для чистоты нашего тела.

(Выполняется игра)

Ребята, у вас задорно и весело получалось. Как вы думаете, правильно все распределили?

(ответы детей)

Давайте проверим, мы же не хотим оставить Фею в заколдованной стране. И, если, вдруг, в чем-то ошиблись – исправим. (Проверяем содержание корзин). Все у нас получилось.

Посмотрите, ребята, в коробке больше ничего не осталось. Значит, все задания мы выполнили. А какие задания мы выполняли?

(ответы детей)

Для кого мы старались?

(ответы детей)

Теперь же нам надо вернуть коробку Фее. Необходимо все аккуратно сложить в коробку, не нарушая порядка и отдать ей. Но как это сделать, мы же не знаем где находиться страна «Чистюль»?

(ответы детей)

А как появилась коробка?

(ответы детей)

Коробка появилась, когда я спала. Давайте мы заберем коробку к себе в группу. И когда вы будите спать, Фея ее заберет. Вы согласны? (ответы детей)

(Дети забирают коробку и возвращаются в группу)