Конспект занятия в средней группе: «Чтобы хорошо жить — надо со всеми дружить. Конспект нод «Социализация». Средняя группа. Образовательная область "Социализация" Конспекты занятий по социализации в средней группе

Цель : нравственное развитие детей.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления о правилах взаимоотношений с детьми в детском саду;

— способствовать проявлению чувства любви и привязанности к сверстникам;

— обучать детей способам проявления заботы, доброжелательного отношения к сверстникам в детском саду.

Оборудование: игрушки (мишка и кукла Маша), картинки с изображением хороших и плохих поступков, бутон и цветок из бумаги.

Воспитатель обращает внимание детей на игрушечного мишку и куклу, которая сидит рядом с ним.

Воспитатель . Мишенька, с кем ты сегодня пришел к нам в гости?

Мишка. Это кукла Маша. Шел я сегодня по улице и вдруг увидел куклу, которая плакала. Когда я с ней познакомился, она рассказала мне о том, что очень хочет подружиться с ребятами из детского сада, которые умеют бережно обращаться с игрушками, быть дружными, приветливыми, внимательными друг к другу, но нигде не может найти таких детей. Я предложил кукле Маше свою помощь. Ходили мы с ней по нашему селу, заглядывали в окна детских садов, но нигде таких детей нет, а кукла Маша все плакала и плакала, и вдруг я вспомнил, что знаю таких ребят, и поспешил с ней к вам в гости.

Воспитатель . Мишенька, ты очень хорошо сделал, что пригласил куклу Машу к нам в гости, потому что наши дети дружные, приветливые, внимательные друг к другу. Они расскажут ей о том, как живут в детском саду.

Маша, ты хочешь познакомиться с нашими детьми?

Речевая игра «Назови ласково друг друга по имени»

Дети вбегают в круг. Каждый ребенок называет своего соседа справа ласково по имени.

Маша . В том детском саду, где я жила раньше, много разных игрушек, книжек, картинок, но там дети плохо обращаются с ними: не кладут их на место после игры, мешают друг другу играть. А у вас в группе чистота и порядок. Расскажите, пожалуйста, что нужно делать для того, чтобы в группе всегда было чисто и красиво?

Воспитатель . Маша, в нашей группе тоже есть много игрушек. Ребята, как нужно обращаться с игрушками, чтобы всем было удобно ими пользоваться?

Дети . После игры игрушки нужно складывать на место.

Воспитатель. Маша, дети покажут тебе нашу группу.

Осмотр группы сопровождается рассказами детей о том, какие уголки в ней есть, что там находится и чем можно заняться в группе.

В группе много разных уголков, где можно читать книги, рассматривать картинки, строить из конструктора. Есть место, где ребенку можно побыть одному, посмотреть фотографии своей семьи. Если ребенок хочет побыть один, ему не нужно мешать. Наши дети в группе живут дружно.

Физкультминутка «Игра на пальцах»

Дети рассаживаются на коврике.

Дружат в нашей группе Дети соединяют пальцы обеих рук «в замок».

девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим Прижимают ладони друг к другу.

маленькие пальчики.

Подушечками пальцев постукивают друг о друга.

Раз, два, три, четыре, пять — Опускают руки, встряхивают кистями.

Воспитатель. Маша, поиграй с нами в игры, и ты узнаешь, как можно поддерживать в группе хорошее настроение и теплые отношения.

Дидактическая игра «Хорошие и плохие поступки»

По предложению воспитателя дети раскладывают картинки на две группы (хорошие и плохие поступки) и рассказывают о том, какие поступки называют хорошими, а какие — плохими.

Речевая игра «Самые хорошие поступки»

Дети встают в круг. Воспитатель предлагает каждому ребенку подумать о том, какой самый лучший поступок он совершил сегодня в группе и рассказать об этом. Дети поочередно рассказывают.

Воспитатель . Дети в группе живут дружно. Если обижать друг друга, у всех будет плохое настроение. Без человеческого тепла, улыбок приходят «великие холода», сердца у людей черствеют. Чтобы этого не произошло, нужно быть очень внимательными друг к другу: приветливыми, обращаться друг к другу по имени, играть дружно, не огорчать друг друга. Приглашаем Мишку и куклу Машу поиграть в речевую игру.

Игра «Добрые слова»

Воспитатель говорит сидящему рядом ребенку доброе слово и дает ему в руки «бутон нераспустившегося цветка», сделанный своими руками, тот передает его следующему, произнося другое хорошее слово. Воспитатель положительно оценивает каждого участника, обращая внимание на умение говорить доброе слово с улыбкой и, глядя в глаза, благодарить за него. В конце игры он показывает детям «цветок доброты», распустившийся из бутона.

Воспитатель предлагает детям подарить этот распустившийся от добрых слов детей «цветок доброты» кукле Маше и предлагает ей остаться в группе.

Маша . Ребята, спасибо за подарок.

Воспитатель. Кукла Маша принимает предложение детей остаться в группе, ей очень понравилось здесь, так как дети умеют поддерживать в ней чистоту и порядок, хорошее настроение и теплые отношения.

Программное содержание.

Образовательная область «Социализация»

— Уточнить представления детей о понятии «дружба».

— Воспитывать коллективные взаимоотношения в процессе совместной деятельности.

— Побуждать детей к добрым поступкам, желание оказывать помощь другим.

— Воспитывать умение выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению.

Образовательная область «Коммуникация»

— Формировать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками, высказывая своё мнение полным предложением.

— Упражнять в умении логически завершать сложноподчинённые предложения.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

— Развивать умение строить и высказывать смысловые версии на предмет понимания пословиц.

Образовательная область «Художественное творчество»

— Формировать умение детей сравнивать полученный результат с замыслом.

— Развивать умение выбирать способы и средства получения результата.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, музыкальный руководитель.

Форма организации детей: непосредственно образовательная интегрированная деятельность.

Предварительная работа: разучивание пословиц, проведение этических бесед, организация словесных игр, включение проблемных ситуаций в сюжетно-ролевые игры, организация ручного труда, разучивание песен о дружбе, разучивание музыкальных коммуникативных игр, разучивание пальчиковых игр и динамических пауз.

Материал:

Видеозапись новостей сказочной страны, набор пословиц, кроссворд, карточки с предложениями, волшебная шкатулка с карточками-схемами, пиктограммы, волшебная палочка, цветная бумага, клей, ножницы, тарелочки для мусора, для рабочих инструментов, клеёнки, салфетки, ватман, презентация непосредственной образовательной деятельности, мольберт.

Сценарное содержание непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный этап.

Звучит аудиозапись песни «Настоящий друг». Дети под музыку входят в зал.

Ребята, я очень рада нашей встрече.

Появляется видео:

Внимание! Внимание! Говорит и показывает сказочное телевидение. В цветущей сказочной стране исчезла дружба. Жители этой страны поссорились и не могут помириться. Весь сказочный мир просит о помощи.

Что делать? Как помочь жителям найти дружбу? (правильно) Нам надо отправиться в эту страну. Что нам поможет в пути?

Посмотрите, волшебное облако. Как выдумаете, для чего? Правильно на нём мы отправимся в сказочную страну. Ребята, давайте с вами встаем, и представим, что мы на облаке:

«Ты неси нас облако выше и быстрей, помирить нам нужно сказочных друзей!»

Дети встают около экрана обсуждают проблему, ищут пути решения.

Примечание: определение темы, вхождение в игровую проблемную ситуацию.

2. Основной этап.

а) решение проблемной ситуации:

Вот и сказочная страна. Присаживайтесь поудобнее и посмотрите, что происходит в сказочной стране?

Ребята, как вы думаете, почему жители находятся по разным берегам реки? Что можно сделать, чтобы они снова подружились? Как можно перебраться через реку?

Выслушав ответы детей, воспитатель вместе с детьми приходят к выводу: надо построить мост.

Из чего можно построить мост?

Ребята, мы же с вами в волшебной стране, поэтому я предлагаю построить необычный мостик из пословиц о дружбе. Согласны? Волшебная палочка поможет вам вспомнить и называть пословицы о дружбе.

Какие секреты дружбы из ваших пословиц помогли жителям встретиться? Как вы думаете, дружба появилась? А я думаю, что нет? Посмотри, они грустные, не знают с чего начать встречу.

Дети предлагают различные варианты выхода из создавшейся ситуации.

Версии детей (из бревен, досок, кирпичей).

Каждый ребенок говорит одну пословицу о дружбе (с каждым ответом появляется дощечка мостика).

Объясняют смысл пословиц.

Примечание: Создание условий для поиска выхода из проблемной ситуации, нахождения нестандартных решений.

б) гимнастика для глаз

Давайте встанем, посмотрим вправо, влево, вверх, вниз. А теперь посмотрим в даль. (подставить ладошку)

Может мы увидим то, с чего надо начинать встречу друзей. Дети выполняют движения вместе с педагогом.

Примечание: Упражнение для глаз, чтобы снять напряжения после просмотра слайда.

в) игровая ситуация через решение кроссворда

С каких слов начинается дружба?Ребята я вижу кроссворд, он то нам и поможет вспомнить слова, с каких слов начинается дружба.

На экране – кроссворд.

— Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день)

— Всем вам с большой любовью желаем крепкого …(здоровья)

— Придумано кем-то просто и мудро при встречи здороваться…(доброе утро)

— Когда вы нас браните за шалости, мы вам говорим простите…(пожалуйста)

— Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо)

— Если мальчик вежливый и развитый, говорит он при встрече…(здравствуйте)

Какое красивое и доброе слово у нас получилось!

Какой секрет дружбы узнали жители из нашего кроссворда?

Молодцы ребята, теперь жители этой страны всегда будут говорить вежливые слова и не будут ссориться.

Примечание: Напомнить детям правила вежливого этикета.

г) релаксация

Ребята, давайте закроем глаза и представим себе, как сказочные жители живут дружно, не ссорятся, помогают друг другу. А волшебная палочка поможет вам фантазировать. Откройте глаза.

Примечание: Расслабление организма перед дальнейшей деятельностью.

д) беседа о дружбе

На экране появляется Чудо – дерево.

Посмотрите, от наших вежливых слов в сказочной стране выросло чудо – дерево. Ребята, я слышала, что на нем распускаются цветы, когда рядом появляются дети, которые умеют дружить и знают, что такое дружба. Сейчас проверим, дружные ли вы ребята?

Что значит дружить?

— Как вы думаете, какого цвета дружба?

— Какие слова можно сказать о друге? Какой он?

На экране появляется заставка – цветущее чудо – дерево.

Посмотрите, что произошло, наше чудо – дерево расцвело. Значит мы какие?

Дети отвечают на вопросы.

Примечание: Создать условия для демонстрации представлений о понятии «дружба».

е) физминутка

Появляется слайд с весёлыми жителями.

Ребята, посмотрите, жители помирились, подружились, рады встречи друг с другом и с нами. Давайте все порадуемся и поиграем в игру «Давайте будем дружить».

Давайте будем дружить друг с другом (поочередно протягивают руку друг другу)

Как птицы с небом, (потянуться руками вверх, встав на носочки)

Как травы с лугом, (присесть на корточки)

Как ветер с морем, (качают руками над головой вместе с туловищем)

Поля с дождями, (кружатся вокруг себя, попеременно взмахивая руками)

Как дружит солнце со всеми нами (подойти в круг и обняться)

Как вы думаете, понравилась игра жителям сказочной страны? Нашлась дружба?

Дети проговаривают слова и выполняют соответствующие движения.

Примечание: Обеспечить оптимальную двигательную активность, закрепить информацию о дружбе.

ж) игровая ситуация «Закончи предложение»

А чтобы сказочные герои снова не потеряли дружбу и запомнили, какими надо быть, чтобы с тобой дружили.Я предлагаю вам поиграть в игру «Продолжи предложение». Я буду начинать предложение, а вы заканчивать:

Я обижаюсь на друга, когда он…

Я сержусь на друга, когда он…

Я радуюсь с другом, когда…

Я помогаю другу, когда…

Я грущу, когда…

— Я радуюсь вместе с другом, когда…

— Я переживаю за друга, когда…

У меня все получается, когда…

Мне нравится, когда …

Я забочусь о друге, когда…

— Какие красивые предложения у вас получились. Что мне тоже захотелось сказать своё предложение:

Мне доставляет радость, когда я делаю другу подарок. А вы любите делать подарки? Тогда приглашаю вас в мастерскую.

Дети заканчивают предложения.

Примечание: Стимулировать детей на проявление умения логически завершать сложноподчинённые предложения. Создание условий для логического перехода к художественно-продуктивной деятельности.

з) включение детей в художественно-продуктивную деятельность

Ребята, посмотрите вокруг. Здесь столько всего интересного чудесного. Какой подарок можно сделать из этих материалов, чтобы он напоминал жителям сказочной страны о дружбе?

Предлагаю вам создать настоящий портрет дружбы

Вы согласны? Посмотрите, здесь есть пиктограммы, которые помогут нам определить, какое лицо будет у дружбы. Почему вы выбрали эту пиктограмму? Раз в мастерской только есть цветная бумага, значит портрет будем создавать только из бумаги? Какого цвета будут глаза? Какой формы? Какого размера? Какие будут губы? Какой формы? Какого цвета будут волосы? Волосы будут длинные или короткие?Чем украсим прическу? Чем мы украсим рамочку? Из чего будем создавать узор?

Дети высказывают своё мнение, договариваются о создании общего портрета дружбы, обговаривают все детали портрета.

Мы с вами обсудили портрет дружбы, договорились, что глаза будут голубые, весёлые, волосы желтые, на лице будет улыбка. На причёске будут бантики. Рамочку украсим сердечками и кружочками.

Каждый ребенок берет из шкатулки по одной карточке и определяет, что он будет делать.

Раз мы будем создавать один портрет, то нам надо решить, кто, что будет делать. В этом нам поможет волшебная шкатулка. Возьмите каждый по одной карточке. Посмотрите внимательно. Вы догадались, кто, что будет делать? Возьми то, что вам нужно и занимайте места в нашей мастерской. Все готовы. Я вижу, все готовы. А чтобы быстро создать портрет, давайте подготовимся к работе и поиграем с пальчиками:

Пальцы- дружная семья, друг без друга им нельзя. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Вот – большой, а это средний, безымянный и последний,- наш мизинчик-малышок. (показывают)

Указательный забыли. (погрозили)

Чтобы пальцы дружно жили. Будем их соединять и портрет наш создавать.(соединяют каждый палец с большим)

Дети выполняют вместе с воспитателем пальчиковую гимнастику.

Теперь приступаем к работе. Но помните наши правила:

— Не мешать друг другу

— Если надо – помоги, спроси.

— Закончил – прибери

— Ножницы всегда смотрят вперёд, позаботьтесь о свой безопасности и безопасности соседа.

Наблюдение за деятельностью детей, организация индивидуальной работы.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей

— Получился у нас портрет дружбы, как мы задумали?

— Вам понравилось вместе выполнять одну общую работу?

Дети высказывают свои мнения.

Посмотрите, как рады нашему подарку наши новые друзья.

Примечания:

  • Создание условий для выбора средств и способов получения результата совместной деятельности (портрета дружбы)
  • Создание условий для выполнения общей работы. (распределение обязанностей между детьми)
  • Подготовка детей к предстоящей продуктивной деятельности.
  • Создание условий для проявления детьми коллективных взаимоотношений в процессе совместной деятельности.
  • Подведение детей к самоанализу, сравнению результата с замыслом.

3. Заключительный этап (рефлексия)

Они что-то хотят нам сказать, давайте их послушаем:

Вместе:

Спасибо вам ребята.

Мы все теперь другие, отважные, шальные,

И победила дружба, тепло и красота.

Вы нас теперь простите, в свою семью примите,

Мы будем людям всегда желать добра.

Как вы думаете, какими они стали?

Мы помогли им найти дружбу?

Поиски дружбы были не легкими. Кто какие испытывал трудности? Вы ошибались? У кого что не получалось, а кому было всё легко? Молодцы, несмотря ни на что, вы помогли жителям сказочной страны вернуть дружбу.

На экране появляется облачко.

Смотрите, нас ждет облачко, пора возвращаться в детский сад.

«Ты неси нас облачко выше и быстрей в детский сад вернуться надо нам скорей»

Вот мы и детском саду.

Какое доброе дело мы совершили? Ребята, вы были смелые, отзывчивые, дружные.

Правильно заканчивали предложения, создали портрет дружбы, но нам ещё надо поупражняться в составлении предложений, в аккуратном вырезании частей портрета. А сейчас я приглашаю вас в группу, где мы расскажем другим ребятам, где вы сегодня побывали.

Примечание: Создать условия для проведения рефлексии, способствовать проявлению умения давать оценку совместной и личной деятельности.

Видео занятия

Самоанализ педагога

Цель непосредственно образовательной интегрированной деятельности с детьми подготовительной к школе группы, по теме «Поиски дружбы»:

повысить процент воспитанников со сформированными началами социальной компетентности, через включение в образовательную деятельность проектного метода, мыследеятельностной педагогики, решение проблемных и игровых ситуаций, художественно-продуктивной деятельности, системы социальных отношений.

Для достижения цели организовала непринужденное свободное общение в стиле сотрудничества, что сопровождалось решением проблемных ситуаций, кроссворда, обучение сказочных героев культуре поведения, включением разнообразных видов совместной деятельности, которые сменяли друг другадля обеспечения работоспособности, снятия утомляемости, соблюдения максимальной нагрузки, сохранения интереса и сюжета в течение всей деятельности. А организация коллективной деятельности, создание портрета дружбы, стала результатом сотрудничества.

Интегрированная деятельность была организована в форме свободного перемещения детей в пространстве группы, для этого группу разделила на зоны , которые наполнила средствами получения информации о дружбе:

1. зона для просмотра видеороликов, словесных игр и свободного общения;

2. зона двигательных упражнений и игр;

3. зона для выбора материала для создания портрета дружбы;

4. зона для художественно – продуктивной деятельности;

Такое разделение пространства позволило мне соблюдать максимальную нагрузку, сохранять сюжет занятия, обеспечить доступность материала для каждого ребёнка, который подобран в соответствии с возрастными особенностями и интересами старших дошкольников.

Проявляла коммуникативную компетентность, что позволило сохранять благоприятный эмоциональный фон, активизировать детей на сотрудничество.

Новизна содержания непосредственно образовательной деятельности просмотрелась в построении совместной деятельности на интегрированном и мыследеятельностном подходе, что позволило воспитанникам проявлять творческие и коммуникативные способности, сотрудничать друг с другом, проявлять начала социальной компетентности, в использовании мультимедийного экрана, который стимулировал детей на выполнение игровых заданий, проявление активности при решении проблемных задач, в сценировании интегрированной деятельности по технологии мыследеятельностной педагогике, технологии проектов.

Реализация цели проходила через комплексное поэтапное решение поставленных задач . Интегрированная деятельность построена на сюжетном содержании, что позволило мне рационально использовать проектный метод, а так же словесные, практические и наглядные методы.

1 этап — организационный , направлен на определение темы через вхождение в игровую проблемную ситуацию, где использовала сюрпризный момент — неожиданное появление видеоролика «Новости сказочного королевства». А волшебное облако помогло перенести детей в сказочную страну для поиска дружбы.

2 этап – основной, направлен на активизацию творческой деятельности воспитанников через интеграцию образовательных областей, использование информационных технологий, решение проблемных задач.

Своевременно проводила зрительные гимнастики, упражнение на релаксацию,динамическую паузу, пальчиковую гимнастику.

Задачу образовательной области «Чтение художественной литературы» (развивать умение строить и высказывать смысловые версии на предмет понимания пословиц), решала через создание мостика из пословиц о дружбе, вопросы, которые помогли увидеть мне, что дети понимают и могут объяснить смысл пословиц.

Задачу образовательной области «Коммуникация» (формировать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками, высказывая своё мнение полным предложением), решала в процессе всей совместной деятельности, где использовала вопросы, появление на экране проблемных ситуаций, которые направляли детей на общение, высказывание своего мнения, принятия правильного решения.

Следующую задачу в области « Коммуникация» (упражнять в умении логически завершать сложноподчинённые предложения), решала в ходе игры «Продолжи предложение», где подобрала разные начала предложений, что позволило мне увидеть умения каждого ребёнка логично завершать предложение. Выявила, что некоторые дети затруднялись в завершении предложений, поэтому активизировала других детей на оказание помощи. В дальнейшем необходимо продолжать работать над формированием умения составлять сложноподчинённые предложения. Предложение «Мне доставляет радость, когда я делаю другу подарок. А вы любите делать подарки?» стало логическим переходом для решения задач образовательной области «Художественное творчество»: формировать умение детей сравнивать полученный результат с замыслом и развивать умение выбирать способы и средства получения результата. Для этого пригласила детей в мастерскую, где в процессе общения и обсуждения подвела детей к созданию общего портрета дружбы. Использование волшебной шкатулки и карточек –символов помогло распределить обязанности между детьми для выполнения общей работы.

Наблюдение за деятельностью детьми во время создания портрета показали, что дети проявляли дружеские взаимоотношения, оказывали помощь друг другу, но ещё затрудняются в умении быстро вырезать сразу несколько деталей, соотносить размер частей портрета с заданным размером лица.

Задачи образовательной области «Социализация» решались на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности через видеописьмо, решение кроссворда, построение мостика, создание портрета, беседы у волшебного дерева, игру «Закончи предложение».

Решение кроссворда позволило детям вспомнить вежливые слова, понять с чего начинается дружба. А появление чудо — дерева помогло детям рассказать сказочным героям о том, что такое дружба? А мне как педагогу, позволило определить умение детей отвечать на вопросы, выслушивать мнения сверстников. Считаю, что здесь дети проявили отзывчивость к героям сюжета, но ещё необходимо организовывать индивидуальную работу по формированию умения грамматически правильно строить высказывание. Решение проблемной задачи, подведение детей к созданию волшебного мостика из пословиц позволило детям проявить желание оказать помощь сказочным героям.Считаю, что данные задачи успешно решены.

Динамичная пауза проведена во время, соответствовала теме деятельности, помогла обеспечить оптимальную двигательную активность, закрепить информацию о дружбе.

3 этап – заключительный : проведение рефлексии, где использовала вопросы, стимулирующие детей на самооценку. Выслушивала все ответы детей, каждому давала возможность высказаться, поддерживала инициативные высказывания. Но есть проблемы, дети затрудняются в умении давать качественную оценку проявленным умениям. Поэтому при организации рефлексии необходимо формировать умение детей подводить итог деятельности совместной и личной, определять проблемы и пути их решения.

Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные задачи НОД решены, но необходимо совершенствовать коммуникативные умения, то есть упражнять в умении грамматически правильно строить предложения, что позволит детям в свободной деятельности вести диалог и организовывать тесное общение, продолжать упражнять в умении вырезать детали разными способами, сложенной бумаги гармошкой, пополам.

Программное содержание:

Предварительная работа:

Материал:

  • вырезанные из бумаги сердечки и фломастеры;
  • светящееся игрушечное сердечко;
  • красная и зеленая скатерти;
  • иллюстрации с изображением различных этических ситуаций;
  • «волшебный цветок»;
  • ЭОР: аудиозаписи детских песен; презентация;
  • ИКТ: СD-плеер или магнитофон, мультимедийные средства обучения;
  • шапочки ежика и зайчика;
  • ширма; игрушечные качели;
  • игрушки: домик, медведь, заяц, лиса.

Ход занятия

(Входят под песню «Динь-динь, детский сад!»).

Воспитатель : ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними.

Дети хором здороваются. Садятся на стульчики.

— Ребятки, когда мы при встрече говорим «Здравствуйте», что мы желаем этим приветствием?

— Правильно, здоровья всем. Если произнести это слово приветливо и улыбнуться, то мы доставим человеку радость. Он обязательно улыбнется в ответ. Вот какое это волшебное слово.

(Слайд 1- на экране изображение солнышка с улыбкой).

Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем.

Солнцу красному…

Дети:

Воспитатель:

Небу ясному…

Дети:

Воспитатель:

Люди взрослые и малыши…

Дети:

Вам привет от всей души!

Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением.
Настал день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне, друг другу, и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте все вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмем друг друга за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Массаж « Добрые друзья» поможет нам быть здоровыми, бодрыми, поднять настроение себе и товарищу. (звучит тихая музыка для релаксации)

У друга мягкая и теплая ладошка.

Погладим друга по руке немножко.

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.

Ни ссориться, ни драться нам не надо!

Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое солнышко. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. Если вы будете добрыми, вас будут любить и уважать, и у вас будет много друзей. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Молодцы, открывайте глазки, садитесь!

Воспитатель. Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь?

Ответы детей.

Проблемная ситуация.

Воспитатель. (слайд 2 — дети) И так самая частая причина ссор — когда вы не можете поделить что – то или когда хотите делать одно и то же.

Ребята, представьте себе двух друзей Ёжик и Зайчик, (аудиозапись-звуки природы) (Воспитатель выбирает двоих детей для участия в игре, выдает им соответствующие маски зверей. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию)

(слайд 3 – ежик и зайчик) , с ними произошла вот такая ситуация:

Инсценировка стихотворения

В тихом лесу среди кустов и дорожек

Жили два друга, Зайчик и Ёжик.

И на поляне качели нашли.

Ёжик навстречу к качелям шагнул,

Заяц качели к себе потянул.

Заяц: Я первый!

А Ёжик: Нет. Я!

Заяц обиделся:

«Значит, ты, Ёж,

Мне как товарищ совсем не хорош».

Обсуждение проблемы, поиск путей ее решения.

Воспитатель. Почему Заяц решил не дружить с Ёжиком?

Дети. Ёжик не уступил ему качели.

Воспитатель. Как вы считаете, стоит ли из – за этого ссориться друзьям?

Дети. Нет.

Воспитатель. Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но уже с веселым концом, когда Зайчик с Ёжиком договорились.

В тихом лесу средь кустов и дорожек

Жили два друга, Заяц и Ёжик.

Как – то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик навстречу качелям шагнул,

Заяц качели к себе потянул.

Заяц сказал: «Покачаю тебя.

Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»

Подведение итогов.

Воспитатель. Ребята, что нужно делать, чтобы не ссориться?

Дети. (слайд 4 – дети играют) Уметь договариваться.

Физкультминутка

С одной стороны ширмы укреплён домик.

С другой стороны появляется Мишка.

Воспитатель: Дети, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях! (Мишка)

А почему же Мишка молчит, ничего не говорит? Ребята, подскажите, пожалуйста, Мишке, что нужно говорить при встрече? (Здравствуйте)

Мишка: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель : Мишка, а что же ты такой грустный?

Мишка: Я заблудился и не могу найти дорогу домой. Помогите мне!

Воспитатель: Мишка, мы с радостью тебе поможем, если ты попросишь правильно. Дети, какое волшебное слово мы произносим, когда просим о чём-то? (Пожалуйста)

Мишка: Я понял! Ребята, помогите мне, пожалуйста, найти дорогу домой!

Воспитатель: Иди, Мишка, вот по этой дорожке прямо и никуда не сворачивай

(Слайд 5 дорожка к домику ) (мишка ничего не сказав, уходит). Пошёл мишка по дорожке и встретил Зайца.

Мишка: Уходи, Заяц, с моей дороги, дай мне пройти!

Воспитатель: А Заяц стоит и не уходит. Ребята, как вы думаете, почему? (Потому что надо попросить вежливо, сказать «пожалуйста») Правильно, но сначала надо поздороваться. Ты понял, мишка?

Мишка: Понял! Здравствуй, зайка! Разреши мне, пожалуйста, пройти.

Зайка: Здравствуй, Миша! Проходи, пожалуйста.

Воспитатель : И собрался мишка идти дальше. Постой, Миша! А ты ничего не забыл?

Мишка: Нет. У меня ведь в лапах ничего не было.

Воспитатель: А вы, ребята, не подскажете Мишке, что ему надо было сделать? (Сказать Зайке «спасибо» и «до свидания»)

Мишка: Спасибо, Зайка! До свидания!

Зайка: пожалуйста, Мишенька! До встречи! Вот тебе за это волшебный цветок.

Воспитатель: зайчик принес из леса цветок. Необыкновенный. Он называется «Цветок добрых слов», на каждом его лепестке живут добрые слова. Давайте произнесем эти слова. Я вас приглашаю сесть в большой круг, и подарить друг другу “ласковое слово”. (Аудиозапись песни «Волшебный цветок ») “Волшебный цветочек в руки возьму, и ласковое слово тебе подарю». (Дети, сидя в кругу, передают друг другу “волшебный цветочек ”, говоря при этом добрые, ласковые слова). Молодцы, ребята, садитесь. А мишка продолжит свой путь.

Мишка : Вспомню-ка я, чему меня ребята учили. Здравствуй, Лисонька!

Лиса: Здравствуй, Мишенька!

Мишка: Будь добра, помоги мне, пожалуйста, найти дорогу к дому.

Лиса: С удовольствием помогу. пойдём со мной, я приведу тебя прямо к дому.

Мишка: А вот и мой дом! Спасибо тебе, Лисонька!

Лиса: Пожалуйста, Миша! До встречи!

Мишка : И вам, ребята, спасибо, подсказали удивительные, волшебные слова. Я запомнил их навсегда! А волшебный цветок я подарю вам, чтоб всегда напоминал о вежливых словах! До свидания, ребята!

Воспитатель: Ай да Миша! Научился у вас, ребята, вежливым словам. Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо ли, плохо ли?»

Дидактическая игра «Хорошо ли, плохо ли?»

Включаю аудиозапись песни « Дорогою добра».

Цель: Дать представление о хороших и плохих поступках, поведении; учить правильно, оценивать себя и других, видеть положительные и отрицательные качества людей.

Всем детям раздаются картинки, на которых изображены хорошие и плохие поступки детей. Они должны разложить картинки на 2 стола, которые накрыты разными скатертями. На красной скатерти дети должны поместить картинки с изображением плохих поступков, а на зеленой скатерти разложить картинки с изображением хороших поступков.

Воспитатель: Молодцы, ребятки! А чему же научились мы с вами сегодня? (Здороваться, прощаться, вежливо обращаться друг к другу и к старшим, вспомнили вежливые слова, узнали о хороших и плохих поступках). Никогда не забывайте про эти слова, и вы увидите, какими добрыми и приветливыми станут все вокруг вас. А «Цветок добрых слов» будет радовать нас в группе, и напоминать нам волшебные слова. Покажите какими мы стали счастливыми, как радостно забились наши сердца. Посмотрите, как засверкало сердце нашей группы (показываю игрушечное сверкающее сердце) (Слайд 6,7,8: на экране бьющиеся сердца) Это сердце очень счастливое. А это доброе, а это — нежное: они услышали много хороших слов.

— Давайте нарисуем, как в наших сердечках загорелись искорки счастья и доброты, как они радуются.

(Дети подходят к столам и начинают раскрашивать трафарет)(аудиозаписи песен «Друзья», «Доброта»)

— Положите свое сердечко на ладошку, посмотрите на него, какое оно?

(Доброе, счастливое, нежное, красивое). Подарите сердечки гостям, чтобы они были все здоровыми, счастливыми. Давайте скажем им «Спасибо» и «До свидания»! (слайд 9 – спасибо за внимание) (песня «В прекрасное далеко»)

Список литературы:

  1. Ковальзон М.Я. Мировоззрение и мораль.
  2. Коган JI.H. Всестороннее развитие личности и культура.
  3. Комарова И.А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей среднего возраста.
  4. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей.
  5. Интернет-ресурсы.

Видео занятия

Самоанализ педагога

Данное мероприятие проводилось 16 апреля 2014 в средней группе. Дети среднего дошкольного возраста. Большинство детей посещают группу с сентября 2013 года.

НОД носило характер игры, и было не единственным в цикле мероприятий по этикету. Перед этим с ребятами было проведено несколько мероприятий, объединенных темой «Этикет»: «Что такое этикет?», «Если вы вежливы», «Столовый этикет», «Этикет в гостях», «Школа этикета. Мы пришли в театр», которые были направлены на изучение и усвоение правил поведения в обществе.

«УРОКИ ЭТИКЕТА» — заключительное в цикле мероприятий в этом учебном году.

Программное содержание:

  • учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;
  • совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;
  • упражнять в использовании вежливых слов;
  • воспитывать культуру общения и культуру поведения;
  • развивать мыслительную деятельность у детей.

Предварительная работа: заучивание стихотворений об этикете, вежливых словах.

Занятие построено в три этапа: мотивационный, содержательный, рефлексивный.

Мотивация проходила через поставленную проблему: как помочь друзьям обойтись без ссоры.

Рефлексивный этап: подведение итогов, изображение сердечек с искорками доброты.

В НОД были использованы технологии: здоровьесберегающие, игровые, ИКТ, технология сотрудничества, личностно-ориентированный подход.

Были соблюдены все требования к НОД по этикету:

— Мотивационное обеспечение: привлекать тот или иной внешний мотив, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью (подражать сверстникам, заслужить признание взрослого, подражать литературному персонажу).

— Эстетическое обеспечение: красота, гармоничность в подборе материалов.

— Эмоциональное сопровождение: атмосфера приятных положительных эмоций; доброжелательный настрой; искренность; заинтересованность воспитателя в успехах детей; собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.

— Форма организации: игра-занятия.

— Особенности взаимодействия с детьми: опора на их жизненный опыт; обеспечение понятного, интересного детям мотива деятельности на занятии и психологической поддержки.

В целом, я считаю, мероприятие прошло хорошо. Ребята с интересом участвовали в игре, показывали свои неплохие знания правил этикета и в то же время пополнили их новыми сведениями.

Таким образом, можно сказать, что цель мероприятия достигнута, ребята усвоили основные требования в поведении и общении с людьми, овладели навыками культурного поведения. Остается надеяться на то, что они будут использовать эти знания в своей жизни.

воспитатель,

ГБОУ лицей №1367, дошкольное отделение №2,

г.Москва, Россия

Конспект организованной образовательной деятельности по социализации для детей среднего дошкольного возраста «Моя дружная семья»


Автор работы: Чалова Татьяна Анатольевна, воспитатель МАДОУ детский сад «Солнышко», пгт. Каменск.
Описание: данный конспект разработан для проведения организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста, в основу занятия взята русская народная сказка «Репка».
Цель: формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе.
Задачи: закреплять знания о своей семье; формировать представление об элементарных родственных связях; развивать мышление, логику, умение рассуждать; воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.
Активизация словаря: семья, бабушка, дедушка;
Обогащение словаря: родственники;
Материалы и оборудование: ЭОР: презентация;
ИКТ: ]проектор, экран;
Раздаточный материал: домики, картинки – члены семьи.
Предварительная работа: знакомство и обсуждение пословиц о семье, чтение рассказов Н. Носов «Бабушка Дина», Л. Толстой «Дедушка и внучек», Е. Благина «Стихи о маме». Чтение сказки «Три медведя», драматизация по сказке; рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседы: «Мои родные и близкие»; «Моя семья»; рассматривание иллюстраций и рисунков по теме «Семья»;
1.Организационный момент:
(воспитатель и дети стоят в кругу)
воспитатель:
- ребята есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем.
Солнцу красному…
дети:
-привет!
воспитатель:
- небу ясному…
дети:
- привет!
воспитатель:
- люди взрослые и малыши…
дети:
- вам привет от всей души!
- а чтобы у нас было хорошее настроение улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
дети садятся
воспитатель:
- ребята, сегодня нас с вами пригласили в гости герои одной сказки. Её название вы узнаете, если отгадаете загадку:
В огороде шум и гам!
Что же приключилось там?
Всей семьей дружно
Дед-ворчун и бабка с внучкой,
мышь-норушка, кошка с Жучкой
Уцепившись в хвостик крепко
Тащат с грядки... (репку)

ответы детей
воспитатель:
- правильно, это знакомая нам сказка «Репка», где герои сказки это одна дружная семья.

Назовите членов этой семьи.
(дети называют: дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
воспитатель:
- репка предлагает нам вспомнить в месте с ней сказки про семью.

(дети называют «Три медведя», «Колобок», «Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят»)
воспитатель: ребята скажите, как вы думаете, что такое семья?

Беседа о понятие «Семья».


(дети высказывают свои предположения, затем воспитатель все ответы объединяет и делает вывод)
- правильно, мама и папа, их дети (сын или дочь), бабушки и дедушки – это члены семьи, все вместе они – семья. В семье могут жить люди разного возраста, как от маленького ребёнка так до пожилого человека. Это самые дорогие и близкие люди. Все члены семьи любят, уважают, заботятся друг о друге.
И сейчас Репка хочет, чтобы вы вспомнили сказку и встретились с семьёй, которая её растила.
Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая.


Пошел дед репку рвать. Тянет, потянет, а вытянуть не может.
Позвал тогда дед на помощь бабку.


- а бабка говорит: «я обязательно помогу тянуть репку, но сначала мне хочется узнать у ребят, какие бывают семьи?»
(дети высказывают свои предположения, что семьи бывают крепкие, дружные, большие, маленькие, добрые, неразлучные….)
- ребята бабка спрашивает, помогаете ли вы в своей семье дома? И хочет с вами поиграть в игру:

Игра «Добрые дела»

Бабка отправила вам корзинку для добрых дел.


- Кому на ладони поставлю корзинку, тот должен положить в нее доброе дело, которое выполняет в своей семье.
(дети стоят в кругу, воспитатель под музыку ходит по кругу, ставит на ладони ребенка корзинку, а тот называет доброе дело: поливает цветы, моет посуду, заправляет свою кровать, складывает свои вещи, убирает со стола…)
воспитатель: бабка благодарит вас за полную корзину добрых дел,
- Бабка за дедку, дедка за репку, тянут -потянут, а вытянуть не могут. Позвала бабка внучку


- а внучка говорит: « С удовольствием помогу вам, но сначала я приглашаю ребят на веселую разминку


А теперь внучка предлагает вам поиграть с ней в игру:

«Кто лишний»


Задание такое:
- нужно найти, кто на картинках не является членом семьи? Для ответа поднять руку
*Бабушка, лунтик, дедушка.
* бабушка, Вини-пух, папа, дедушка, мама.
*мама, бабушка. Сын, чебурашка, дедушка.
* сын, бабушка, папа, Буратино, дочь.

воспитатель: молодцы правильно ответили, порадовали внучку за это вам еще один смайлик.
- сказка продолжается: «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку…»


Жучка поможет вытащить репку, но сначала хочет узнать, как еще можно назвать, тех кто живет в семье.
(ответы детей)
- Маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестёр, мы называем семьей. А можно назвать по-другому - родственниками. Родственники-близкие по родству люди.
- давайте вместе повторим новое для вас слово – родственники (хоровые и индивидуальные ответы детей).
- запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.
- получите смайлик от жучки.
воспитатель: сказка продолжается и репку надо тянуть дальше:
позвала Жучка кошку.


Кошка тоже поможет тянуть репку, но сначала хочет спросить ребят:
-где живет каждая семья. Ответы детей (в доме, в квартире)
- кошка принесла вам ребята домики, сейчас мы подойдем к столам и поиграем в игру:

Речевая игра « Назови, кто живёт в домике ».


- ребята посмотрите, в домиках закрыты окна, а уже утро. Что бы узнать, кто в домиках живет, нужно их открыть, открывать будете те окна, которые я назову, Слушайте внимательно:
- откройте окно, в правом верхнем углу.(дети выполняют, открывают окно в нем - папа)
- это взрослый или ребёнок? (ответы детей)
-это папа или мама
(ответы детей)
- откройте окно в левом верхнем углу (дети выполняют, открывают окно в нем – мама)
- это взрослый или ребёнок? (ответы детей)
- кто это? (ответы детей)
- откройте окно в левом нижнем углу (дети выполняют, открывают окно в нем - сын)
- это взрослый или ребёнок? (ответы детей)
- это сын или дочь?
(ответы детей)
- откройте окно в правом нижнем углу (дети выполняют, открывают окно в нем – дочь)
- это взрослый или ребёнок? (ответы детей)
- кто это? (ответы детей)
- кто находиться в верхних окнах? (ответы детей - папа, мама)
(ответы детей - родители)
- кто находиться в нижних окнах? (ответы сын – дочь)
- как их можно назвать, одним словом? (ответы детей - дети)
- кем они друг другу являются (ответы детей - брат и сестра)
- откройте окно, в центре домика (дети выполняют, открывают пустое окно)
- ребята кого мы еще можем поселить в ваших домиках (ответы детей - бабушку, дедушку)
- выберите из картинок кого вы хотите поселить и вставите в пустое окно.
- молодцы в ваших домиках поселилась кто? (ответы детей)
- дружная семья
- молодцы, получите смайлик от кошки.
воспитатель: дальше кошка позвала мышку.


А мышка и говорит: «Я обязательно помогу, но сначала я хочу узнать у ребята умеют ли они быть ласковыми и поиграть с ними в игру, которая называется:

Игра:«Скажи ласково»

Нужно назвать членов семьи ласково, нежно, любя. Послушайте меня внимательно, я буду называть вам слово, а вы должны назвать это же слово, но только ласково:
Например: «Мама – мамочка…(мамуля)»;
Папа – папочка, папенька, папуля;
Дочь-доченька, дочурка;
Сын – сынок, сыночек;
Сестра – сестрёнка;
Брат – братишка;
Бабушка – бабуля бабулечка;
Дед – дедушка, дедуля»
- мышке очень понравились ваши ласковые слова, и она дарит вам вот такой веселый смайлик
воспитатель: будем сказку продолжать, мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку - тянут, потянут и вытянули репку.


- ребята, скажите, почему герои сказки вытащили репку?
Ответы детей (Тянули все вместе, дружно всей семьей).
воспитатель: а теперь давайте посчитаем смайлики, которые вы получили от героев сказки.
(дети считают)