Конспект занятия в доу тема воздух. Конспект нод «воздух-невидимка» средняя группа. Опыт «Поймай воздух пакетом»

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Цель: Расширять знания о воздухе.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Обучающие задачи:
Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Гипотезы:
- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха невозможна жизнь.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля; гуашь; кисточки; фонарик.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте друг друга согреем своими улыбками! Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова: «Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись».
Воспитатель : Ребята, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко!
Воспитатель: Правильно! Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям (дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова:

Солнышко, солнышко
Мы твои лучи.
Быть людьми хорошими
Ты нас научи)

Воспитатель:
Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда надевайте скорее колпаки!
А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столу 1). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.

Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?
(ответы детей). На столах у меня фонарик. Волшебники, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!

Воздух с вами мы искали
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили
И на волю отпустили!

Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой. Когда воздух мы выпустили?
(Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.)
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

Опыт 2. «Воздух в человеке».
На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки.
Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками. Что делают горошины? (лежат на дне стаканчика). Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь? Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки). Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Значит сейчас мы убедились. Что в человек есть воздух! Мы им дышим! Ребята, а вы умеете правильно дышать?
Дети: Умеем!
Воспитатель: Покажите! Молодцы! Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.

Физкультминутка:

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело. (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте).

Воспитатель :Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.

Опыт 3. "Что легче: вода или воздух? " Воспитатель предлагает перейти детям к столу. На столе емкость с водой и пустая банка.

Воспитатель
:как вы думаете. Ребята. Воздух легкий или тяжелый? Как мы можем это узнать (ответы детей). Попробуем ответить на этот вопрос, проведя следующий опыт. Как вы думаете, есть ли воздух в банке? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей. Теперь мы с вами убедились. Что вода тяжелее воздуха и может его вытеснять.

Опыт 4 . «Раздуй каплю» (рисование воздухом) .

Воспитатель: хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом!

Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!

На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится?когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!

Дети : Здорово!
Воспитатель :Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):

Что воздух прозрачный, бесцветный;
- что воздух постоянно нас окружает;
- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;
- что воздух легче воды;
- что мы с вами дышим воздухом;
- что воздух есть внутри людей.

Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? (ответы: воздух необходим всему живому)

Оформление выставки творческих работ.

Алёна Садченко



Занятие для детей старшей группы по теме «Воздух » разработано и представлено в соответствии с ФГОС. В образовательной области «Познавательное развитие» разделе «Развитие познавательно-исследовательской деятельности » .

Организация непосредственно образовательной деятельности проводится в соответствии с СанПином и здоровьесберегающими технологиями. Проектировочный компонент представлен в полном объёме для детей группы данного возраста .

Цель :

Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности .

Задачи :

1. Познакомить с понятием «воздух » , его свойствами.

2. Способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы .

4. Способствовать развитию органа зрения, слуха, обоняния.

5. Способствовать развитию сообразительности, внимания, любознательности.

6. Активизировать речь и обогатить словарь детей.

Интеграция образовательных областей :

Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие. Безопасность.

Использование технологий : ИКТ технология, технология исследовательской деятельности (опыты, здоровьесберегающая технология (физкультминутка) .Безопасность.

Оборудование :

Воздушный шарик , халаты и бейджики на каждого ребёнка; полиэтиленовые пакеты для каждого ребёнка, миски с водой на каждого ребёнка и одноразовые стаканчики, стаканчики с водой по 1 на каждого, трубочки для коктейля для каждого ребёнка; по 1карточке 2 цветов-зелёная и красная.

Организационный компонент

(Дети заходят в зал, здороваются с гостями, на экране появляется мультяшный «Ветер» , в записи звучит звук ветра, ветер и приносит нам воз душный шарик).

Воспитатель : Ребята куда попал шарик?

Воспитатель : Детский сад, шарик, это место, куда дети приходят играть, веселиться и узнавать много нового. Вот сегодня мы хотим узнать, что нас окружает и также что находится у тебя внутри шарик.

Воспитатель : А если хочешь узнать, то оставайся с нами, мы тебе расскажем!

Воспитатель : Ребята, а для того, чтобы узнать о том, что находится внутри шарика, нам нужно стать исследователями и попасть в лабораторию. Станем исследователями?

Дети : Да.

Воспитатель : Тогда переодеваемся в халаты. (Дети одевают халаты)

И давайте вспомним как нужно вести себя в лаборатории. На экране появляются картинки «Поведения в лаборатории» .

(На экране появляются схематические рисунки-подсказки)

1. Соблюдай тишину в лаборатории.

2. Не толкай соседа во время работы.

3. Сначала подумай, потом сделай.

4. Убери за собой рабочее место.

Воспитатель : Молодцы! А теперь пройдёмте в нашу лабораторию, наденьте халаты и подходите к столам.

ЗАЛ «НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка падает со стола.

Почему салфетка слетела со стола? Я до нее даже не дотронулась (ее сдул ветерок) . Правильно, ветерок-это воздух , который движется.

Хотите почувствовать, как движется воздух ? Посмотрите, у вас на столе лежат веера, давайте ими помашем. Что вы, почувствовали? (наблюдают движение воздуха ) .

Делаем вывод : Ветер-это движение воздуха .

Дети, что в стакане? (ничего) . Говорите, нет ничего. Тогда смотрите фокус.

Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан не наполняется водой.

Что же не пускает воду в стакан? (воздух ) . Опыт предлагается повторить детям.

А теперь, наклоните стакан. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха ) .

Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана , а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух , попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Они легче воды.

Делаем вывод : Воздух легче воды

А чтобы увидеть воздух его надо поймать , возьмите пакетик. Что в нём?

Дети : Ничего

А теперь набираем воздух и скручиваем пакетик. Давайте посмотрим, кто больше всех поймал воздух ? На что стал похож пакет? Теперь выпустим воздух , каким стал пакет? Почему? Чтобы увидеть воздух , что надо сделать?

Дети : Его надо поместить в «оболочку»

Делаем вывод : Чтобы обнаружить воздух , нужно поймать его в оболочку.

А теперь еще один опыт (детям предлагается стакан воды и соломинка.)

Подуйте в соломинку. Что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды ) . А откуда берётся воздух ? Из нас.

Делаем вывод : Воздух находится внутри нас.

Ребята мы поработали, и все устали. Давайте отдохнём, выходите на ковёр, сделаем физкультминутку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

Плавно руки вверх подняли

И кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали

И локтями повращали.

Сделали по пять прыжков.

И к работе все готовы!

Ребята, а если мы с вами, закроем рот и нос, и не будем дышать, как вы думаете, мы выживем?

Дети : нет

Делаем вывод : Человек не может без воздуха

Ребята, посмотрите вокруг, вы видите воздух , какого он цвета? (бесцветный)

Вдохните ртом воздух и попробуйте , какого он вкуса? (безвкусный) .

Вдохните носом воздух . Какого он запаха? (без запаха) .

Вывод : Чистый воздух не имеет цвета , запаха, вкуса.

А сейчас ребята, я хочу вам показать, что воздух может иметь запах .

Я приготовила для вас сюрпризы с различными запахами, попробуйте отгадать, чем будет пахнуть воздух , если оставить этот предмет, лежащий в помещении.

Воспитатель подготавливает пахучие вещества в киндер-сюрпризах (чеснок, апельсин, лук, лимон, ветки ели и т. п.) .

Дети отгадывают запахи.

Воспитатель : А теперь давайте сделаем вывод, мы сказали прежде, что чистый воздух не имеет запаха , а когда воздух будет иметь запах (Итак делаем вывод : Чистый воздух не имеет запаха , но может передавать запахи других предметов.

Рефлексия

Воспитатель : Давайте ещё раз закрепим, что мы знаем о воздухе . Я предлагаю взять 2 карточки- одна красная, другая зелёная. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать цветные карточки. Если вы со мной согласны, поднимите карточку зелёного цвета, если не согласны, то красного цвета, но будьте внимательны!

-Воздух окружает нас со всех сторон.

-Воздух прозрачный , поэтому мы его не видим.

-Воздух тяжелее воды .

Человек не может жить без воздуха .

Ветер это движение воздуха

Способ обнаружения воздуха «поймать» его в оболочку.

Чистый воздух имеет запах .

Молодцы, хорошо поработали (при неправильном ответе, дети исправляют)

(раздача шариков)

Публикации по теме:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Что такое воздух?» Конспект НОД по экологии в подготовительной группе с элементами исследовательской деятельности. Цель: формирование элементарных представлений.

«Спасение Чебурашки». Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Спасение Чебурашки». Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе. Цель: Познакомить детей с природным явлением.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности для старшей группы «Воздух и его свойства» Интеграция областей: физическая культура, развитие речи, формирование целой картины мира. Цель: Сформировать знания детей о воздухе. Задачи:.

Конспект интегрированной НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка» в подготовительной группе Конспект интегрированной НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздух- невидимка» в подготовительной группе. Цель: Уточнение.

Программное содержание1. Образовательные задачи: - уточнить представления детей об опасных явлениях природы, дать элементарные научные знания.

Организация: МАДОУ №2

Населенный пункт: Новгородская область, п. Хвойная

Материал: коробка с разными емкостями (банка, стаканчик, пластиковая бутылка, надутый воздушный шар); емкость с водой; пластилин, бумажная салфетка; стаканчики с водой, трубочки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, веера; картинки (изображение мегаполиса и деревни в лесу, пылесоса, вентилятора, воздушного шара, акваланга и др.); две свечи; флаконы с запахами (кофе, лимон, чеснок, сухие грибы, духи и т.п.).

Задачи:

  1. Уточнить и обогатить знания детей о свойствах воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх и др.) и способах его обнаружения.
  2. Закрепить знания детей о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
  3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
  4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
  5. Воспитывать навыки сотрудничества.

Ход деятельности:

В группе раздается звук ветра. Влетает бумажный самолетик. «Посмотрите, к нам ветер занес самолет, интересно откуда?

Дети читают надпись на самолете «из страны почемучек». «Наверно почемучки хотели послать какое-то сообщение». Самолет разворачивают и читают письмо.

Здравствуйте, дорогие дети! Срочно помогите нам, иначе мы все перессоримся. Мы послали вам коробку, в которой находятся разные предметы. Некоторые почемучки утверждают, что они пустые, а другие спорят, что это не так. Мы надеемся, что вы разрешите наши споры, ведь вы настоящие исследователи.

Воспитатель предлагает детям стать учеными и провести исследования.

«Давайте рассмотрим предметы, присланные почемучками».

Достают из коробки банку, стаканчик, пластиковую бутылку, надутый воздушный шар. Дети высказывают свои предположения о наполненности предметов (пустые, воздух). Посмотрите внимательно, вы что-нибудь видите в предметах? Получается, что воздух невидимый, прозрачный, бесцветный. И если его невидно, как же показать почемучкам, есть ли воздух в предметах? Я слышала, что можно использовать воду.

Опыт «Как обнаружить воздух»

  1. Воспитатель предлагает опустить бутылку в воду. Дети наблюдают пузырьки и делают вывод.
  2. На дно стаканчика дети прикрепляют пластилином бумажную салфетку.

«Внимание, опускать стаканчик в воду надо прямо, до дна». После опыта обнаруживается, что салфетка осталась сухая. Так что же помешало воде попасть в стакан? В стаканчике был воздух, и он не пропустил воду к салфетке. Из опытов мы узнали, что воздух невидим, но его можно обнаружить.

Опыт «Легче воды»

Воспитатель наливает в банку воды, закрывает крышкой, «Где находиться вода сверху или снизу? Переворачиваем банку. А сейчас?» Вывод: вода всегда внизу, значит воздух легче воды. Где человек использует это свойство воздуха?

«А как воздух попал в шар? (надули). Значит, воздух находиться и в нас и мы им дышим».

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

Дыхательная гимнастика:
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек.)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
«Насос» (глубокий вдох - руки вверх, продолжительный выдох – руки через стороны вниз.)

«Ребята, а откуда мы берем воздух для дыхания? (он вокруг нас и заполняет предметы). Попробуйте с помощью опытов показать, что воздух есть вокруг и в нас. В нашей лаборатории есть для этого разные предметы, выберите для себя какой-нибудь и проведите свои исследования». На столе: стаканчики с водой, трубочки для коктейлей, полиэтиленовые пакеты, веера. После опытов дети делают выводы.

Физкульминутка

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивание вверх с поднятыми руками)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём.

Лучший отдых физкультура,

Занимай свои места,

Левой, правой, ногу выше, (Поднимание ног к плечу )

Раз, два, раз, два.

Крутим мельницу вперед,

А потом – наоборот. (Вращение согнутыми к плечам руками )

Ветер сосны крутит словно

Самый тонкий прутик. (Повороты корпуса )

Не ленись, не отставай,

Вместе с нами приседай.

А теперь все дружно

Перепрыгиваем лужу. (Прыжки с продвижением вперед )

Отдохнули и в полет отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед, (Руки в стороны, повороты )

Приземлился самолет.

А каким воздухом полезно дышать?

А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы)

Опыт «Воздух может загрязняться и исчезать»

Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т.е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.
Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им. Здоровье человека зависит и от того каким воздухом мы дышим.

А вы можете определить, чем пахнет в нашей комнате? Чистый воздух не имеет запаха, но он может присваивать себе чужие запахи и переносить их. Везде по - разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой.

Игра «Узнай по запаху»

Ребята, сейчас ранняя весна, чем отличается воздух на улице и в помещении? (холодный и теплый). Значит, воздух может нагреваться и остывать.

Опыт «Теплый воздух легче холодного»

Проведем интересный опыт: Возьмите пакеты или бумажные ленточки, подойдем к обогревателю. Что делает обогреватель?(нагревает воздух). Подержите пакеты над обогревателем, что вы видите? (пакеты поднимаются кверху). Вывод: теплый воздух легкий, поднимается, холодный опускается, так воздух приходит в движение, возникает ветер.

Найдите картинку, где показано, использование свойства теплого воздуха подниматься. (Воздушный шар).Где еще человек использует воздух, его движение, ветер? (выбор картинок).

Итог: Уважаемые коллеги наш эксперимент подошёл к концу, вы все были внимательными, активными, как настоящие научные сотрудники.

Ребята, давайте вспомним, что мы узнали о воздухе. Передавая шарик, друг другу будем говорить - Какой он? Для чего он нужен?

1. Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998 г.

2. Николаева С.Н. Юный эколог. – М.: Мозаика- Синтез,2004

3. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.2009 г.

4. А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Сфера 2009г.

5. Е.И Мурудова: Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Эксперименты. Детство – пресс 2010 г.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи:

1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего живого.

2. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и способами его обнаружения. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

3. Воспитывать дружеское отношение, желание помогать друг другу в игровых ситуациях, бережное отношение к воздуху.

Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, емкости с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), карточки – символы, мыльные пузыри, ткань для парашюта, шапочки ученых по количеству детей, указка, туалетная вода с цветочным ароматом, картина о загрязнении воздуха.

Форма проведения: подгрупповая.

Ход:

1. Орг. игра с воздухом «Парашют»

Воспитатель: Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Воспитатель: Что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)

Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.

Ребята, давайте превратимся в настоящих ученых, будем проводить эксперименты, чтобы узнать секреты воздуха. Согласны? (дети одевают шапки)

А как вы думаете, где ещё находится воздух?

Дети: Он повсюду (он везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас).

Воспитатель: Вы когда-нибудь видели воздух? (нет). Почему мы его не видим? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

Воспитатель: Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)

Воспитатель: А я предлагаю поймать с помощью пакетов (раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).

Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку)

Что в них находится? (воздух)

Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух? (мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка.)

А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух)

Ветер – это движение воздуха.

- Вот мы и открыли первый секрет воздуха : (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать).

Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.

1. - Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой. («зачеркнутое цветное пятно»)

(на доску выставляется карточка - символ)

А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей лаборатории.

2 . Опыт «Что в стакане?»

Ребята, посмотрите, что это у меня в руке? (стакан)

Есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой)

Давайте проверим. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать в воду. (нужно держать ровно).

Попадает ли вода в стакан? (нет)

Достаем стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (дети трогают стакан)

Дети: Сухой!

Почему стакан остался сухим? (в стакане был воздух, и он не пустил воду).

А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем опустить в воду. Что происходит? (воздух выходит из стакана, а его место занимает вода).

Правильно, вода постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место. Молодцы, открыли и второй секрет воздуха (внутри предметов, даже если они кажутся пустыми, есть воздух).

Запишем наши наблюдения с помощью вот такой карточки. («пустой стакан»)

Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)

3. Опыт «Воздух в человеке»

(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)

Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)

Почему появились пузырьки? (выходит воздух)

Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали третий секрет воздуха.

- Запишем результаты опыта с помощью карточки. («изображение человека»)

А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

(взмахи руками)

Закачалось деревцо

(качаемся)

Ветерок все тише, тише,

(приседаем)

Деревцо все выше, выше

(поднимаемся на носочки).

4. Д/и «Имеет ли воздух запах?»

Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответов детей)

Как мы это можем проверить? (понюхать воздух)

Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет?

Четвертый секрет: Воздух – не имеет запаха. («нос»)

5. Предложить встать в круг и отвернуться.

Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет? (воспитатель незаметно для детей распыляет туалетную воду)

Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что воздух не имеет запаха? (запах дошел до нас) Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носиков. Чем может пахнуть воздух? В нашу группу доходят какие-нибудь запахи? (цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра, духами, стиральным порошком из прачечной, и т.д).

А увидеть движение воздуха мы можем? (варианты ответов)

Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к.

ветер – это и есть движение воздуха (качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака, штора на ветру).

Мы узнали пятый секрет (воздух может двигаться).

Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево»)

Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.

Сможет ли человек жить без воздуха?

6. Опыт «Не дышу»

Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами. (пауза)

Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)

Чего вам не хватало? (воздуха)

Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет)

Д/и «Кому нужен воздух»

Воспитатель: Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух?

Картина с изображением живой и неживой природы. Дети называют, кому нужен воздух.

Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить).

Шестой секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну:

«Воздух нужен всему живому».

В нашей лаборатории, ребята, я нашла картину.

Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).

Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).

Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.

7. Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:

На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.

Итог НОД:

Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарок.

Что это? (надувает пузырь)

Что внутри них? (воздух)

Одну баночку возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок,

не замерзнуть ли пузырьки на улице.

Сейчас можно и поиграть с пузырьками:

Если дунуть посильней,

Будет много пузырей!

Раз, два, три, четыре, пять,

Ни за что их не поймать.

  • Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения. Сформировать конкретные понятия о свойствах воздуха. Вызвать интерес к исследовательской деятельности; развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
  • Научить детей выполнять элементарные опыты.
  • Расширить представления о значимости воздуха в жизни человека, растений, животных. Формировать начальные экологические представления. Воспитывать интерес к окружающему, любознательность.
  • Оборудование и материалы:

    • у воспитателя
    • - сундучок с кубиками, полиэтиленовые пакеты по количеству детей, ёмкость с водой, стакан, бумажная салфетка, кусочек кирпича, кусочек губки, комок земли.
    • у детей
    • - ёмкости с водой, стакан в водой, веер, трубочки для коктейля, губки, кусочек кирпича, комок земли, деревянный брусок, вертушки.

    Ход занятия

    Организационный момент

    В-ль: Дети, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними.

    (Звучит лёгкая приятная музыка).

    Сделайте глубокий вдох, выдох.

    Вдохните здоровье, выдохните болезни!

    Вдохните добро, выдохните неприятности!

    Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!

    Нам легко и приятно.

    Дети, внимание! Начнём с небольшого эксперимента. Одной рукой закроем нос и хорошо, плотно закроем рот. Ни нос, ни рот нельзя открывать.

    Почему вы открыли? Что произошло? Что почувствовали? Какое у вас было ощущение? (Ответы детей).

    В-ль: Я загадаю загадку и, возможно, вы найдёте ответ на ваше состояние.

    Через нос проходит в грудь
    И обратно держит путь,
    Он невидимый, но всё же
    Без него мы жить не можем! (Ответ детей - воздух) .

    Основная часть занятия

    В-ль: Сегодня мы узнаем много нового и интересного о воздухе, вы будете делать опыты и, придя домой расскажите родителям и друзьям о том, что узнали на занятии. Я приглашаю вас подойти к этому столу. (Под салфеткой находится сундучок). Чтобы его открыть давайте все вместе скажем волшебные слова: “чок-чок-чок открывайся сундучок” (дети повторяют слова). Воспитатель открывает сундучок, достаёт оттуда полиэтиленовые пакеты, кубики.

    В-ль сначаларассматривает пакет и спрашивает детей: Что находится в пакете? (Он пустой, плоский). А теперь давайте наполним его кубиками.

    (Дети выполняют, по мере того, как пакет наполняется кубиками, воспитатель обращает внимание детей на то, как меняется форма пакета).

    В-ль: Что сейчас в пакете?

    Дети: Кубики.

    В-ль: Какой стал пакет?

    Дети: Большой, выпуклый, он раздулся.

    В-ль: Почему? (Ответы детей) .

    (Вместе с детьми делается вывод, выпуклость пакета зависит от количества содержащегося в нём вещества).

    В-ль: А теперь высыпайте кубики обратно в сундучок. Что осталось в пакете?

    Дети: Ничего.

    В-ль: Сейчас проверим. Возьмите каждый в руки пакет и делайте как я. Скручиваем пакет со стороны отверстия (дети выполняют действия вместе с воспитателем) . Почему пакет снова стал выпуклым? Что его раздуло? Когда пакет может быть выпуклым? Вот загадка, вот сюрприз, кто догадался, что же в пакете?

    Дети: Воздух!

    В-ль: Сейчас я вот тут сдавлю пакет, а вы прислушайтесь, что происходит. Что вы слышите?

    Дети: Шипение, так выходит воздух.

    В-ль: А воздух вы видите? Что можно о нём сказать?

    Дети: Невидимый.

    В-ль: А какой он по цвету?

    Дети: Бесцветный.

    В-ль: А по запаху?

    Дети: Без запаха.

    В-ль: Хотя воздух невидим, бесцветен и не имеет запаха, всё-таки его можно обнаружить и кое-что о нём узнать. Я приглашаю вас пройти в нашу “лабораторию”. Дети садятся к столам.

    Практическая часть занятия

    Опыт 1. “Обнаружение воздуха”

    В-ль: Дети возьмите в руки пустой стакан. Что в нём? (Ответы) .

    Сейчас мы проверим, действительно ли в стакане ничего нет. Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в воду. Держать стакан нужно очень ровно. Попала ли вода в стакан? (Ответы детей: да, нет.) Достаньте стакан из воды и посмотрите.

    Дети: стакан внутри сухой.

    В-ль: Почему вода не попала в стакан? (Гипотезы детей) .

    Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

    Повторить опыт, поместив на дно стакана бумажную салфетку. Что будет с салфеткой, намокнет она или нет? (Предполагаемые ответы детей) .

    Дети выполняют опыт, как в первом случае. Бумажная салфетка осталась сухой, вода её не намочила. Подтвердить вывод: В стакане есть воздух, который не пускает воду.

    В-ль: А теперь ещё раз погружаем стакан в воду, но уже в наклонном положении. Что появляется в воде?

    Дети: Пузыри.

    В-ль: Откуда они взялись?

    Дети: Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

    Опыт 2. “Как увидеть воздух”

    В-ль: Дети, но воздух мы всё-таки можем увидеть, а как это сделать я вам сейчас покажу. Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот. Осторожно подуйте в трубочку. Что происходит? Что вы увидели?

    Дети: Пузырьки.

    В-ль: Мы выдыхаем в трубочку воздух и в воде он виден в виде пузырьков. Воздух лёгкий, он легче воды и всегда поднимается вверх. Если в воде появились пузырьки, значит в ней появился воздух.

    Опыт 3. “Как почувствовать воздух”

    В-ль: А ещё мы можем ощутить, почувствовать воздух. Возьмите веер и помашите им перед лицом. Что вы чувствуете? (Ветерок ). Помашите веером над водой. Почему появились волны? (Ответы детей ).

    В-ль: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер- это движение воздуха. Когда воздух перемещается над землёй с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер. Перемещаясь, воздух заставляет двигаться и другие предметы. Когда дует ветер, колышатся ветви деревьев, начинает перемещаться вода, образуются волны в морях, озёрах и океанах. Ветер может быть разным, лёгким и приятным. а может быть сильным, порывистым, как ураган. Давайте вспомним стихотворение о ветре, которое мы учили.

    Ребёнок читает стихотворение:

    Осторожно ветер из калитки вышел;
    Постучал в окошко, побежал по крыше.
    Поиграл немножко ветками черёмух,
    Пожурил за что-то воробьев знакомых.
    И расправив бодро молодые крылья,
    Полетел куда-то вперегонку с пылью.

    Опыт 4. “Воздух есть во всех предметах”

    В-ль предлагает рассмотреть губку, кусок кирпича, деревянный брусок, комочек земли.

    Как вы думаете, есть ли воздух в этих предметах?

    Дети: да, нет (мнения разделились) .

    В-ль: Давайте рассмотрим губку. В ней есть дырочки, отверстия. Как вы думаете, что находится в этих дырочках?

    Дети: Не знаем, воздух.

    В-ль: Сейчас мы это проверим. Опустите губку в стакан с водой. Дети погружают губку в воду и наблюдают, что появились пузырьки воздуха. В губке тоже есть воздух.

    А есть ли воздух в кусочке кирпича? (Ответы детей) .

    Проделать опыт с кусочком кирпича, а также с деревянным бруском и комочком земли. По наличию пузырьков в воде делается вывод о том, что в кусочке кирпича, комочке земли, в деревянном бруске есть воздух.

    Вывод: Воздух есть везде, во всех предметах, которые нас окружают.

    Физкультурная минутка. Проводится игра “Четыре стихии”.

    Дети стоят полукругом. По команде выполняют следующие движения.

    Земля - опускают руки вниз.

    Вода - вытягивают руки вперёд.

    Огонь - прячут руки за спину.

    Воздух - поднимают руки вверх. (Повторить игру 3-4 раза).

    Усложнение. Воспитатель даёт одну команду, а сам делает другое движение, дети должны выполнить то движение, о котором слышат.

    Дети возвращаются на свои места.

    Опыт 5. “Запахи воздуха”

    В-ль: Сейчас я познакомлю вас ещё с одним свойством воздуха. В начале занятия вы сказали, что воздух не имеет запаха. И это правильно. Чистый воздух действительно не имеет запаха. Но воздух может присваивать запахи других веществ. У меня на столе стоят закрытые баночки. Что в них находится?

    Дети: Ничего, пусто, воздух.

    В-ль: Я открою вам небольшой секрет. Утром я разложила в эти баночки некоторые вещества, а перед занятием я их вынула. Давайте попробуем по запаху определить, что же было в каждой из баночек.

    1 - чеснок, 2 - лимон, 3 - духи, 4 - чистый воздух (возможны варианты на усмотрение воспитателя).

    Дети определяют по запаху, что находилось в баночке.

    Вывод: Чистый воздух запаха не имеет, но может присваивать запахи других веществ.

    Заключительная часть занятия

    Беседа с детьми.

    В-ль: Сегодня на занятии вы узнали много интересного о воздухе. Воздух- это удивительная оболочка вокруг нашей земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, всё живое погибло бы в палящих лучах Солнца днём и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землёй холодный воздух на юг, тёплый – на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. Для чего нужен воздух?

    Дети: Мы им дышим!

    В-ль: Правильно, воздух нужен всему живому на земле. Если бы не было воздуха, что было бы со всеми нами? (Ответы) .

    Какой воздух нам нужен?

    Дети: Чистый, свежий!

    В-ль: Где можно встретить чистый воздух?

    Дети: В лесу, в парке, в горах, на море.

    В-ль: А что значит чистый воздух?

    Дети: Это когда легко и свободно дышится.

    В-ль: Всегда ли нам воздух друг?

    Дети дают разные ответы.

    В-ль: А где бывает грязный воздух?

    Дети: Рядом с заводом, где из трубы идёт дым, где много машин, где сильный ветер поднимает пыль и трудно дышать и т.д.

    В-ль: А что значит грязный воздух?

    Дети: Это когда трудно дышать, когда кашляешь и задыхаешься.

    В-ль: Что нужно делать, чтобы воздух был чистым, и легко дышалось людям, животным, растениям?

    Дети: Сажать больше деревьев, беречь леса, парки и скверы, поливать асфальт водой от пыли и т. д.

    В-ль: У меня есть интересный кроссворд (на доску вывешивается плакат с пустыми клетками кроссворда) . В красных клетках зашифровано слово, которое вы должны отгадать. Я загадаю вам загадки о явлениях природы, в пустые клетки вы впишите отгадки и узнаете зашифрованное слово.

    1. Я берёзку качну,
    Я тебя подтолкну,
    Налечу, засвищу,
    Даже шапку утащу.
    А меня не видать,
    Кто я? Можешь угадать? (Ветер)

    2. Кто это такой садовник,
    Полил вишню и крыжовник,
    Полил сливу и цветы,
    Вымыл травы и кусты? (Дождь)

    3. Запорошила дорожки,
    Разукрасила окошки,
    Радость детям подарила
    И на санках прокатила. (Зима)

    4. С горы сбегая без труда
    Она гремит, как гром.
    В морозный день она тверда,
    Руби хоть топором.
    Нагрей её и к облакам,
    Она взлетит тогда.
    Теперь ты мне ответишь сам -
    Зовут её (Вода)

    5. Подходила, грохотала,
    Стрелы на землю метала,
    Нам казалось шла с бедой.
    Оказалось шла с водой.
    Подошла и пролилась,
    Вдоволь пашня напилась. (Туча)

    6. Ветер дует “ух-ух-ух”…
    С тополей сбивает (Пух)

    Дети отгадывают загадки и вписывают их в пустые клеточки кроссворда. Затем читают зашифрованное слово – воздух.