Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Дом для поросят. О. В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий Конспект по ознакомлению в средней

Конспект

Занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе на тему: «Дома»

Выполнил:

Воспитатель

МДОУ «Детский сад № 000»

Цель: Познакомить детей с разновидностями домов, его частями. Развивать умение делать постройки из нестандартного оборудования. Закреплять знания детей о назначении домов. Расширять словарь детей и , умение связно отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать любовь к своему дому, следить за осанкой детей.

Оборудование: Машина-грузовик, тарелочки с нестандартным (макароны), иллюстрации с разновидностями домов, мяч.

Дети сидят на стульчиках.

В.: Ребята отгадайте загадку.

Дом, в котором лечат людей? (больница).

Дом, в котором продают билеты на поезд? (вокзал).

Дом, в котором встречаются дети, рисуют, играют, дружат, в который ходите вы каждый день? (детский сад).

Дом, откуда приносят газеты, письма? (почта).

Дом, в котором много книг, в него приходят и взрослые, и дети и берут книги для чтения? (библиотека).

Молодцы, вот, сколько домов разных назначений мы назвали.

Физ. минутка.

Мы топаем ногами

Мы хлопаем руками

Качаем головой

Мы руки подниманием

Мы руки опускаем

Мы руки подаем

И бегаем кругом

Показ способов действий

И сейчас я предлагаю вам построить свой дом, т. е. дом в котором вам хотелось бы жить.

А вот и грузовичок слышите, гудит? Он должен подвести строительный материал (макароны, из которого и будете строить свой дом)

Анализ работ

В.: Ребята, какое новое слово вы сегодня узнали?

Д.: Архитектор.

В.: Это наши с вами дома, больницы, детский сад, школа, вокзал, почта, библиотека, магазин.

Дети отвечают с помощью воспитателя.

В.: Что мы сегодня с вами строили?

Д.: Свои дома.

В.: Вам понравилось быть строителями?

В.: Вы молодцы, ребята, хорошо потрудились, мне очень понравились ваши дома.

Программное содержание:

Закреплять основные понятия: «здоровье», «чистота», «предметы гигиены», «доброта», «правильное питание»;

Учить детей правилам безопасного поведения;

Развивать внимание, память, мышление, воображение;

Материалы используемые на занятии:

Зеркало, муляжи продуктов питания, картинки «предметов гигиены», модули, картинки «смешариков», воздушные шарики, корзины (3 шт.), картинка солнышка, ленточки по количеству детей, мультимедиа, магнитофон.

Ход открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня я пришла к вам в гости, чтобы отправиться в волшебное путешествие. Посмотрите, сколько у нас гостей. А давайте мы с ними поздороваемся. «Здравствуйте!»

Воспитатель: Ребята, а мы ведь не просто с вами поздоровались, а пожелали друг другу и гостям здоровья, а гости пожелали нам здоровья.

Ребята, а что нужно делать, чтобы быть здоровым? (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в царство «Здоровье». (играет музыка)

Чтоб в путь со мной оправиться, не нужен транспорт нам.

Зеркальце волшебное нас не подведёт

В царство Здоровье нас быстро донесёт.

Для того, чтобы попасть в волшебное царство надо посмотреть в волшебное зеркало и ему улыбнуться. (дети смотрят в зеркало и улыбаются)

Воспитатель:

Вот мы и попали в царство «Здоровье» и очутились на первой полянке «Здоровое питание».

Тридцать два весёлых зуба,

Уцепившись друг за друга

Вверх и вниз несутся в спешке,

Хлеб грызут, грызут орешки.

Ребята, улыбнитесь друг другу и посмотрите, много у вас зубов? Какие вы красивые, когда улыбаетесь.

Воспитатель: Посмотрите, на этой полянке два зуба. Какой это зуб? (показывает веселый зуб)

Дети: Веселый.

Воспитатель: Почему он веселый?

Дети: Он белый, здоровый.

Воспитатель: Какой это зуб? А почему он грустный? (показывает грустный зуб)

Дети: У него дырочка, он болеет, у него кариес.

Воспитатель: для того, чтобы быть здоровым нужно правильно питаться. Я думаю, что вы знаете какие продукты полезные, а какие вредные для здоровья. Назовите полезные для здоровья продукты, назовите вредные для здоровья продукты. Сейчас предлагаю вам поиграть в игру: «Полезные и вредные продукты » (дети раскладывают муляжи продуктов питания в две корзины).

Молодцы, я вижу, вы много знаете о здоровом питании.

Воспитатель: А сейчас послушайте волшебные загадки, которые перенесут нас на следующую поляну «Правила безопасного поведения ».

Загадки об опасных предметах:

Если хорошо заточен,

Всё легко он режет очень-

Хлеб, картошку, свёклу, мясо,

Рыбу, яблоко и масло.

Это тесный – тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нём.

И любая из сестёр

Может вспыхнуть, как костёр.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

У него полно забот:

Инструмент бывалый –

Не большой, не малый,

Он и режет и стрижёт.

(ножницы)

В Полотняной стране по реке Простыне

Плывёт пароход то назад, то вперёд,

А за ним такая гладь – ни морщинки не видать.

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и на поляне «Правила безопасного поведения». А на этой поляне живут Смешарики, грустный и весёлый, которые хотят поиграть с вами в игру «Полезные и вредные советы». Я буду задавать вам вопросы, и если вы согласны, то поднимаете Смешарика, который улыбается, а если не согласны, то Смешарика, который грустит.

Игра Полезные и вредные советы

Сидя за столом размахивать ножом и вилкой;

Разговаривать, не прожевав пищу;

Пользоваться салфеткой во время еды;

Брать в рот кнопки, скрепки, иголки;

Играть со спичками;

Закаляться;

Открывать дверь незнакомому человеку;

Брать лекарства без разрешения взрослых;

Выполнять режим дня;

Включать электроприборы без разрешения взрослых;

Становиться на подоконник и высовываться из окна.

Молодцы, не ошибались и правильно отвечали. Ну что ж пора отправляться на следующую полянку.

Воспитатель:

Мы зарядку очень любим –

Каждый хочет быть здоров!

Нам зарядка помогает

Реже видеть докторов.

А сейчас мы с вами очутились на спортивной полянке, где сделаем физминутку.

Делаем физминутка (под музыку)

Воспитатель: А эта полянка волшебная и живёт на ней фея «Доброты», которая превращает маленьких детей в волшебников. Станьте в круг, дайте друг другу ручки, закройте глазки. Сейчас вы станете маленькими волшебниками (звучит волшебная музыка). Откройте глазки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Подарите друг другу тепло ваших рук. Почувствуйте, как вместе с теплом ладошек к вам приходят самые добрые чувства. А сейчас станьте парами и возьмитесь за руки.

Улыбнитесь друг другу доброй улыбкой;

Подарите друг другу добрый взгляд;

Подарите друг другу доброе рукопожатие;

Давайте согреем свои ладошки тёплым дыханием и подарим наше тепло друг другу.

От вашего добра, вашей теплоты на полянке засветило яркое солнышко. Каждый из вас – это лучик солнышка. Давайте сядем, возьмём лучик и согреем друг друга тёплыми словами. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее. (дети сидят на коленках, в руках лучики, сказав ласковое слово прикладывают лучик к солнышку)

Воспитатель: А сейчас послушайте сказку, которая перенесёт нас на полянку, где живёт фея «Чистоты».

Сказка про чистоту.

Воспитатель: Я думаю, что все вы любите мыться, купаться, а сейчас давайте построим дворец для Солнцелученьки, чтобы она к нам иногда прилетала и проверяла все ли любят чистоту.

Игра «Замок для Солнцелученьки»

(дети из модулей, на которых изображены предметы гигиены, строят домик, беря модуль, объясняют для чего нужен, тот или иной предмет гигиены).

Какой красивый получился замок, и я, думаю, что Солнцелученьке он очень понравится.

Воспитатель: На этом наше путешествие по царству «Здоровье» закончилось.

Мы научились быть здоровыми,

А советы дадим вам не новые:

Не делайте вреда никогда никому.

Кушайте полезную только еду.

Мойте с мылом руки и ноги.

Забудьте об игре на дороге!

Делайте зарядку, тепло одевайтесь,

Холодной водой по утрам обливайтесь.

Будьте осторожны ночью и днём.

Никогда не играйте с огнём!

Дороже здоровья нет ничего.

Все дети и взрослые знают про то.

Так пусть же здоровье все берегут

Дома, на улице, в детском саду.

Воспитатель: А теперь попрощаемся с царством «Здоровье», а нам пора возвращаться в детский сад.

Чтоб в детский сад вернуться, не нужен транспорт нам.

За светлую улыбку я зеркальце вам дам.

Зеркальце волшебное нас не подведет.

В детский сад нас быстро донесёт.

(дети смотрят в зеркало и улыбаются)

Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись в детский сад. Скажите, ребята, а вам понравилось путешествие в царство «Здоровье»? А что вам больше всего запомнилось из нашего путешествия? (ответы детей)

И мне очень понравилось путешествовать с вами. Я приготовила вам сюрприз. Это воздушные шарики. (раздаю шарики).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Улыбка»

Выполнила: Низовцева Ю.В., воспитатель средней группы Княгинино 2017г.

Цель:

Расширение представлений о ножницах, как о важном, но и в то же время опасном предмете; знакомство с историей возникновения ножниц и их применением в природе, быту, на работе.

Задачи:

  • закреплять умение правильно пользоваться ножницами, соблюдать технику безопасности;
  • помогать самостоятельно, делать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами;
  • уточнить значимость труда парикмахера;
  • воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами.

Материал: презентация, видеоролик, ножницы различных видов, раздаточный материал для работы с ножницами, фартуки и т.д.

Предварительная работа: знакомство с правилами безопасного пользования ножницами, работа с ножницами, отгадывание загадок о профессиях, атрибутах профессий и т.д.

1. Организационный момент:

Вход воспитателя с детьми в зал.

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро! – солнцу и птицам.

Доброе утро! – улыбчивым лицам

Пусть каждый становится добрым, доверчивым

И доброе утро длится до вечера.

Ребята, сегодня к нам пришли гости, пожелайте им доброго утра.

2. Основная часть

Мальчик (стучится в дверь) : Здравствуйте, ребята.

Воспитатель: Арсений, ты что опаздываешь? Ты плохо выглядишь, что у тебя с рукой, ты попал в неприятную историю?

Мальчик: Да, со мной произошла ужасная история. Я взял ножницы дома без спроса, стал с ними играть и поранил себе руку.

Воспитатель: А что ещё может случиться, если не правильно обращаться с ножницами, я вам сейчас покажу (дети садятся на стульчики) .

Просмотр видео ролика и обсуждение.

В.: Ребята, какие правила работы с ножницами вы знаете (ответы детей) ?

Главные правила безопасности во время работы с ножницами:

(слайд №2)

  • Во время работы с ножницами нельзя вертеться, подносить их близко к лицу.
  • Если ножницы нужно передать товарищу, то нужно протягивать их только кольцами вперед.
  • Нельзя класть ножницы на край стола – они могут упасть и поранить тебя.
  • Не оставляй ножницы в открытом виде, не держи их концами вверх.
  • Не режь ножницами на ходу, не подходи к товарищу, когда он режет ножницами.
  • При работе с ножницам следи за пальцами левой руки.

ПРО НОЖНИЦЫ…

У ножниц ужасный характер. Если человек берет их в руки для дела – что-нибудь отрезать, вырезать, – они ему помогают. Но если с ними баловаться, крутить возле носа и совать в рот, они ужасно сердятся и начинают колоть, царапать, резать и рвать все, что оказывается рядом, – руки, ноги, уши, носы, коленки, штаны и платья, доставляя кучу неприятностей.

А вообще они хорошие. Если вы их не будете обижать, они вам по – настоящему помогут во многих делах.

В.: Ребята, а что ещё вы знаете о ножницах? Для чего они нужны? (ответы детей)

Показ разных видов ножниц на экране и в действии.

Раньше, если требовалось что- то разрезать, брали нож. Приблизительно три с половиной тысячи лет назад кто-то догадался соединить ручки двух ножей пружинистым мостиком. Так получились первые ножницы – для стрижки овец (слайд №3) .

До сих пор их называют «овечьими» (слайд №4) .

Щелкает клювом железная пташка,

Быстро детали кроит для рубашки. (слайд №5)

Ножницы в руки садовник берет,

Ровно кусты и деревья стрижет. (слайд №6)

Птица стальная не раз разрезала

Даже на стройке листы из металла. (слайд №7)

Есть ножницы для маникюра (стрижки ногтей) - они маленькие (слайд №8) .

Ножницы очень на птицу похожи,

Только летать эта птица не может.

Детям ножницы нужны для вырезания. Они с закруглёнными концами. (слайд №9)

Дамам, мужчинам, девчонкам, мальчишкам

Ножницы делают модные стрижки (слайд №10) .

А сейчас я предлагаю вам, ребята, поиграть.

Проводится игра «Четвертый лишний» (Из четырёх картинок надо выбрать лишнюю) .

Картинки: ножницы, расческа, фартук, фуражка милиционера.

Воспитатель: Как вы думаете, какой предмет здесь лишний?

Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, кому для работы нужны эти предметы? А вы бы когда-нибудь в парикмахерской (ответы детей) ?

(слайд №11)

Я вам хочу предложить стать на время парикмахерами и поиграть в «Парикмахерскую» , но сначала нам нужно размять наши пальчики перед работой (дети выходят на середину зала и повторяют движения за воспитателем) .

Физкультминутка (имитация движений) .

Привели подстричь ребенка,

До чего ж оброс мальчонка.

Прежде чем садиться в кресло,

Нужно голову помыть (показ движений) .

А за тем, а за тем,

Полотенцем просушить (показ движений) .

Ножницы возьмем, гребенку-

Челку пострижем ребенку (пальчиками имитируем движения) .

Раз, два, три – готова стрижка,

Феном мы ее уложим,

И одеколоном сбрызнем (упражнение на дыхание, на выдохе шшш-шшш протяжно) .

Мальчугана не узнать (удивление)

Можно в садик отправлять.

Дети садятся за столы и начинают делать причёски. Готовые работы прикрепляют на доску.

Зря мы время не теряли,

В парикмахеров играли

Стрижка каждая как чудо…

Лишь у вас стричься буду!

3. Заключительная часть

Воспитатель: В народе говорят: «Хорошая прическа важнее дорогого наряда» . Это значит, что парикмахер превращает нас в красивых, аккуратных людей с помощью своих волшебных рук, инструментов, своего мастерства. Для того чтобы красиво выглядеть, нужно всегда держать в порядке голову и посещать парикмахерскую.

Выводы о ножницах:

Дети рассказывают стихи про ножницы.

Много делать мы умеем:

Стричь, кроить и вырезать.

Не играйте с нами, дети:

Можем больно наказать!

Детям мы кроим одежду,

Стрижём ногти на пальчиках,

Подстригаем волосы

девочкам и мальчикам.

Обращайтесь с ножницами

Очень осторожно.

Резать кончиками нельзя,

серединкой можно.

Если ножницы даёшь,

Помни чётко правила

Два колечка другу дай,

Это будет правильно!

Лишь окончена работа –

Ножницам нужна забота.

Не забудь ты их закрыть

И на место положить.

Ребята, давайте ответим на вопрос: «Ножницы – друг или враг?» . А кем для вас являются ножницы (ребята выбирают медаль с рисунком) (слайд №12) .

Молодцы. Ребята! Вы были хорошими парикмахерами. Причёски вы сделали красивые.

Я дарю вам «Набор парикмахера» и вы сможете поиграть в группе, а также сладкое угощение. Спасибо вам за работу!

А когда придёте домой, попросите родителей показать вам ножницы, которые есть у вас в доме, а завтра обязательно нам расскажете о них. А гостям мы горим «До свидания!» .

Много делать мы умеем:

Стричь, кроить и вырезать.

Не играйте с нами, дети:

Можем больно наказать!

Детям мы кроим одежду,

Стрижём ногти на пальчиках,

Подстригаем волосы

девочкам и мальчикам.

Обращайтесь с ножницами

Очень осторожно.

Резать кончиками нельзя,

серединкой можно.

Если ножницы даёшь,

Помни чётко правила

Два колечка другу дай,

Это будет правильно!

Лишь окончена работа –

Ножницам нужна забота.

Не забудь ты их закрыть

И на место положить.

Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках осени, расширить знания детей об осени, обогатить и активизировать словарь по теме;
- Развивать внимательность и наблюдательность, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки;
- Вызвать у детей радость от проделанной деятельности.
Материалы и оборудование:
листы белой бумаги, пастель или восковые мелки, листья деревьев, салфетки
Предварительная работа:
наблюдения в природе;
чтение стихотворений про осень;
рассматривание картин и иллюстраций;
отгадывание загадок.
Ход ООД:
1.Вводная часть: Дети входят в группу, рассаживаются полукругом.
Ребенок рассказывает стихотворение.
Осень начинается (В.Семернин)
Дождь идёт по всей земле,
Мокрая дорога...
Много капель на стекле,
А тепла немного.
Спят берёзы в серебре,
Ярче зелень сосен,
Потому что на дворе
Золотая осень.
Вновь осенняя пора
Ветром закружила,
Чудо-красками она
Всех заворожила:
Посмотри, какой ковёр
Листьев у порога!
Только жаль, что светлых дней
Осенью немного...
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (об осени).
Воспитатель: Правильно, об осени.
Ребята, вам нравится осень? Чем? (Ответы детей).
Сейчас я загадаю вам загадки, вы попробуйте их отгадать.
1.Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.(когда это бывает? Какое время года?)
(Осень)
2.Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(осенний лист)
3.Льется он косой стеной
И стучит по нашим окнам.
Сам холодный, проливной,
А в саду беседки мокнут.
Лист осенний долго кружит,
Чтоб потом спуститься в лужу.
(дождь)
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
(Ветер)
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто. (Листопад) .
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Дети, а кто знает месяцы чудесного времени года-осени.
Дети называют: (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитатель: Назовите первый месяц осени, второй, третий.
Воспитатель: Давайте поиграем, и посмотрим, как вы сможете угадать осень!
Проводится
а)Дидактическая игра «Осенние приметы»
Задачи: закреплять знания о приметах осени, развивать устную речь, наблюдательность,
внимание, память.
Атрибуты: карточки с приметами осени (6 штук) и других времён года (4-6 штук), картинка с осенним пейзажем на магнитной доске, магниты.
Ход игры: дети (2 человека) по очереди берут картинку, называют, что на ней нарисовано
определяют, когда это бывает. Если осенью, крепят магнитом карточку к картинке осени. Если в другое время года - убирают в сторону. Далее по каждой картинке составляют
предложение, используя ключевое слово «осенью».
Воспитатель: Ребята, посмотрите! Какой урожай собирают осенью.
(Воспитатель показывает картинку «Осенний урожай»)
Воспитатель: Посмотрите ребята, сколько овощей и фруктов собирают осенью. Все лето они растут, а осенью приходит время собирать урожай. Давайте мы с вами тоже, попробуем собрать свой урожай. (Проводится подвижная игра).
б)Подвижная игра «Вагончик овощей, вагончик фруктов».
Цель: развивать внимательность и быстроту реакции.
Атрибуты: карточки с овощами и фруктами(можно муляжи), обруч, магнитофон, мелодия «Банана-мама"
Ход игры: детям раздаются карточки(муляжи), кому-то овощи, кому-то фрукты, на пол выкладываются обручи с картинкой овощей и фруктов, когда начинает играть музыка, дети бегают по участку, как только музыка прекращается дети бегут к нужному обручу.
В)Пальчиковая гимнастика. «У Лариски - две редиски»
У Лариски - Две редиски.
У Алешки - Две картошки.
У Сережки-сорванца - Два зеленых огурца.
А у Вовки - Две морковки.
Да еще у Петьки - Две хвостатых редьки.
(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.)
Воспитатель: Ребята, про осень вы отгадали, приметы осени назвали, вспомнили названия фруктов и овощей, поиграли, а сейчас я предлагаю нарисовать осенний ковер.
2. Основная часть:
А сейчас я предлагаю вам оставить в нашей группе тоже частичку осени и нарисовать ковер из листьев.
Дети выполняют коллективную работу «Осенний ковер» в нетрадиционной технике – «Фротаж»(штриховки)
(Звучит аудиозапись «Волшебные звуки природы – шуршание листьев, пение птиц, шум дождя, ветра).
3.Итог:
Чем мы сегодня занимались на занятии?
О каком времени года говорили?
Назовите приметы осени.
Молодцы ребята!

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в детском саду. Средняя группа

Цель: Ознакомление с миром природы через изучение
- различных видов деревьев;
-свойств листьев в зависимости от времени года;
-ознакомление со свойствами соломы, веток и камней;
-поведения диких животных в зависимости от времени года.
Задачи:
воспитательная:
- в знании разных деревьев, бережном отношении к природе;
- вызвать у детей эмоциональный отклик, желание помочь животному, попавшему в трудную ситуацию;
- социализация, радость от совместной деятельности;
обучающая:
- ознакомление с окружающим миром природы осеннего леса, формирование умения замечать сезонные изменения;
- повторении видов растений в лесу: трава, ягоды и грибы, кустарники, деревья. Повторение и нахождение листьев берёзы и дуба, определение по листьям времени года;
- рассказ о свойствах соломы, веток и камней и их применении;
- вместе с детьми собрать лесных животных в две группы -
тех кто впадает в спячку, и тех кто не спит зимой;
развивающая:
- дидактическая игра с деревьями;
- конструирование, нахождение места предмета по нескольким сенсорным признакам:цвету и форме;
- развитие наблюдательности, памяти, воображения, логического мышления;
Словарная работа: Активизировать употребление в речи детей слова: трава, кустарники, деревья, берёза, дуб, рябина, осина, тополь. Название сказки «Три поросёнка»
и имена главных героев Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Названия диких животных.
Материалы и оборудование: Магнитофон (запись «Звуки осеннего леса»). Три домика одинакового размера с крышами и стенами трёх цветов. Домик красного цвета, домик зелёного цвета и жёлтого. Большая картина осеннего леса, две картинки деревьев без листьев (берёза и дуб), берёзовые и дубовые листочки на магнитах. Изображения лесных животных (заяц, лиса, медведь, ёж и белка).
Предварительная работа. Чтение и обсуждение сказки «Три поросёнка»,ознакомление с различными деревьями, ознакомление с дикими животными.

Ход занятия:

1 этап: организационно-мотивационный
Дети сидят на стульях, воспитатель предлагает им совершить путешествие в осенний лес. Каждому ребёнку даётся листочек красного, зелёного и жёлтого цвета. Воспитатель предлагает ребятам встать и повернуться вокруг себя со словами: Повернулись, покрутились и в лесу мы очутились. В лесу ранняя осень, много разноцветных листьев на земле. Давайте поиграем в игру «Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять,(загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших)

Будем листья собирать.(под каждую строчку наклоняются)
Листья берёзы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Из листьев осенний букет наберём.
(вытягивают руки вместе и топают ногами).

2 этап: содержательный (деятельностный)
Воспитатель: «Ребята, мы оказались в осеннем лесу. В лесу очень много разных деревьев. Давайте вспомним как они называются?» Дети отвечают, воспитатель дополняет: берёзы, ели, сосны, дубы, рябины. Под деревьями кустарники, грибы, ягоды и трава. Здесь ещё много разных
зверей, птиц, насекомых.
- Дети, а вот к нам прилетела ворона и просит ей помочь: «Ребята, у нас с деревьев опали листья. Надо распознать
их и вернуть на место, чтобы не остановилось время в лесу.
Помогите нам пожалуйста!»
Воспитатель: « Поможем вороне?»
Два ребёнка находят,один ствол берёзы, другой ствол дуба и наклеивают на ветки листья берёзы и дуба соответственно.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите справились мы с просьбой вороны?
- Да! Молодцы! А теперь посмотрите внимательно какого цвета листья на деревьях? Зелёного. А в какое время года
бывают зелёные листья на деревьях ______ ? Летом.
А теперь мы с вами встанем со стульчиков и отправимся дальше в лес. На пути тропинка из осенних листьев, дети шагают.
По тропинке мы идём.
В лес осенний забредём.
Приключения нас ждут
И скучать нам не дадут.
Дети садятся за столы. Воспитатель: «Ой, смотрите мы встретили волка, а в руках у него книга. Посмотрите на обложку и назовите сказку. Да, «Три поросёнка» . Молодцы! Волк пришёл к нам в гости по тому, что в лесу становится холодно, лёд покрывает землю, а у него ещё нет своего дома. Волк просит помочь ему, научить его из чего и как можно построить дом. Поможем волку? - Да.»
Воспитатель: « Давайте вспомним из чего строили свои дома Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Да, из соломы, прутьев и камня». У воспитателя в руках солома и у каждого ребёнка за столом. Воспитатель: «Солома это сухая трава после злаковых - ржи и пшеницы. Какая она, твёрдая или мягкая? Лёгкая или тяжёлая? Солома легко ломается, легко горит. Когда соломы много она как одеяло хорошо держит тепло. До сих пор крыши из соломы.А теперь давайте как волк попробуем сдуть солому, она на самом деле очень легко сдувается».
Воспитатель держит ветку и раздаёт каждому по ветке.
Воспитатель: «Ветки, прутья лёгкие, твёрдые; хуже ломаются, хорошо горят. Из веток, кольев делали забор, изгородь в деревнях. Если подуть на ветки, то они передвинутся, но не сразу. Не так легко как солома.»
Воспитатель держит в руке камень и у каждого ребёнка на столе по камню. Воспитатель: «Давайте обследуем камень. Он тяжёлый, руками сломать его нельзя, не горит. С древности строили дома из камня. Сдвинуть с помощью
ветра камень почти невозможно.Камень очень крепкий, надёжный строительный материал.
Мы с вами познакомились со свойствами соломы, прутьев и камня. А сейчас построим домики для поросят из этих природных материалов.
На отдельном столике лежат перемешенные стены из соломы, веток и камня. И отдельно на трёх столах стоят домики трёх цветов - красного, зелёного и
жёлтого.
У каждого из вас листочек одного из трёх цветов. Ребята с красными листочками подходят к домику с красной крышей и красными стенами и прикладывают стены из соломы. Ребята с зелёными листочками подходят к домику с зелёной крышей и зелёными стенами и прикладывают стены из веток.
Ребята с жёлтыми листочками подходят к домику с жёлтой
крышей и жёлтыми стенами и прикладывают стены из камня». Воспитатель: « Молодцы! Вы помогли построить дома. Пусть наш волк выберет себе дом, где он сможет перезимовать. Ведь в нашем сказочном лесу
все друзья. А мы пойдём дальше».
По тропинке мы идём,
В лес осенний забредём.
Приключения нас ждут
И скучать нам не дадут.
Дети садятся на стульчики возле большой картины с изображением осеннего леса, рядом сидит заяц.
Воспитатель : «Ребята, мы встретили в лесу зайца, но что-то он очень грустный.Зайка, что случилось?»
Заяц (игрушка): «Наши звери забыли и перепутали кому что делать. Кому готовиться к зимней спячке, а кто зимой не будет спать. И поэтому следующее время года не придёт к нам в лес. Время у нас остановилось. А для того чтобы всё исправить надо разделить зверей».
Воспитатель : «Поможем зайчику? Зверей, которые не впадают в спячку приклеим на картину с лесом, а тех кто спит на картину с норой».
Зайка : «Спасибо ребята! За то что вы мне помогли я дарю вам пазлы. Когда вы их соберёте, узнаете какое время года наступит у нас в лесу после осени».
Дети собирают пазлы с изображением зимы.
Воспитатель: «Ой, что -то мы задержались в осеннем лесу, пора нам домой возвращаться.Покружились, повернулись и обратно в группу мы вернулись».

3 этап: рефлексивный;
Воспитатель: «Вот мы и дома. А вы ребята большие молодцы, справились со всеми заданиями в волшебном лесу. А что вам больше всего понравилось? А вы помните из чего домик самый лёгкий? А самый тяжёлый? А кому вы сегодня помогали? А что вы делали?
Молодцы ребята, вы были дружными и отзывчивыми! И у вас всё получилось!».

Литература
1.С. Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог» Система работы в средней группе детского сада, Мозаика-синтез, М. 2о16г.
2.Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр»