Конспект нод по рисованию с детьми раннего возраста. Первые шаги в изодеятельности детей раннего возраста Развлечение по изо в группе раннего возраста

Сообщение из опыта работы

«Методика изобразительной деятельности во 2 группе раннего возраста»

Воспитатель: Глинцова Юлия Геннадиевна

МБДОУ д/с № 14

«Красная шапочка»

Г. Сафоново

Смоленской области

Занятия рисованием и лепкой – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов.

На наших занятиях у детей идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Дети учатся правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слежу, чтобы дети сильно не сжимали карандаш пальцами, что приводит к перенапряжению руки, скованности движений; а слишком слабые пальцы не удерживают карандаш (кисть), он постоянно выпадает. Работая с красками и кисточкой, обращаю внимание детей, как нельзя пользоваться кистью и уточняю правильное положение кисти во время рисования (ворс бежит за железным наконечником). Так же с первого занятия, с красками, показываю, как осторожно обмакивать кисть всем ворсом в краску (кисть следует предварительно смочить в воде - иначе краска плохо будет набираться), как отжимать ворс кисти о край баночки с краской и только после этого рисуют. Все приёмы пользования краской показываю и напоминаю при каждом рисовании. Уже с первых занятий приучаю детей сидеть прямо, не наклоняясь над столом слишком сильно, рисовать правой рукой, левой придерживать лист бумаги.

Наши занятия по рисованию начинались со знакомства с карандашом. Дети учились проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии, дорисовывая рисунок (короткие вертикальные линии – дождик, травка, заборчик; горизонтальные – дорожка, ленточка и т.д.). Следующий этап, к которому я постепенно подвожу детей – это рисование кругообразные линии (дым из трубы, клубочки) и кругообразные сомкнутые линии (баранки, мяч, шарики и т.д.) На первых занятиях по рисованию давала детям краску одного цвета, чтобы сосредоточить их внимание на способах работы с кисточкой и пользования краской. На следующих занятиях цвет краски меняла, но снова давала краску одного цвета. Лишь тогда, когда малыши овладели действиями с кистью и краской, поставила на столы краски разных цветов. При этом использую следующие приемы рисования красками:

Примакивание («Осенний листопад»);

Протягивание кисточки по листу (сверху-вниз «красивая лента», слева-направо – «По ровненькой дорожке», «Украсим полотенце» и т.д.);

Отпечатки листочками (нетрад. техники «Красивые листочки»);

Рисование тычками (ватными палочками «Украсим кукле сарафан»);

Рисование ладошками («Весёлые ладошки»).

Основной приём, используемый мною на занятии по рисованию – полный показ. С детьми, которые испытывают затруднения, использую приём – пассивные движения, когда ребёнок действует не самостоятельно, а с помощью взрослого, т. е. я вкладываю в пальцы малыша карандаш и провожу рисовальные движения вместе с рукой ребёнка. В ходе занятия слежу за движениями руки и исправляю тех детей, кто держит карандаш (кисть) неправильно (двумя пальцами, в кулаке, левой руке). Я не ограничиваюсь словесными замечаниями, а показываю это практически, взяв руку малыша в свою.

Ещё один приём, используемый мной на занятиях по рисованию - это рисуем в воздухе. Я предлагаю детям взять кисточки (карандаш) и показать в воздухе, как мы будем рисовать (дождик капает, снег идёт, огонёк горит).

Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, я провожу специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. Чтение стишков, песенок, потешек, а также приход гостей. Это повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.

Так же просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ идёт от игрового персонажа.

Лепка.

На первых занятиях по лепке знакомила детей со свойствами материала (мягкий, пластичный – можно отрывать, от него можно оторвать кусочек и, положив между ладонями раскатать колбаску, колобок). Далее обучала простейшим техническим приёмам: отщипывать, прилеплять, сплющивать (дождик, пирожки и т. д.).

Занятия по лепке носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки. Вначале дети лепили предметы простейшей цилиндрической формы (столбики, карандаши, палочки). Затем шаровидной формы (колобки, мячи, шары). В данном возрасте значение имеет не только показ, но и объяснение. Поэтому поясняю каждое своё движение («Положу кусок пластилина на ладонь, а потом покрою другой ладонью, а потом покатаю его между ладонями вперёд и назад – получится столбик»), ещё раз повторяю («Когда раскатываешь пластилин между ладоней вперёд и назад, получается столбик»). Подобные пояснения звучат на каждом занятии.

Необходимое условие при обучении малышей – введение игровых приёмов, обыгрывание тех предметов, которые они будут лепить. Так перед лепкой мяча, предлагала детям поиграть с маленькими мячиками (покатать их между ладонями), чтобы дети лучше поняли округлую форму. Также как и в рисовании, для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, я провожу специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. Чтение стишков, песенок, потешек, а также приход гостей.

Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Обязательно рассказываю детям, как они работали во время занятия и как выполняли правила лепки, хвалю всех (также похвала может идти от персонажа).

НОД по изобразительной деятельности (рисование)

Тема: Солнышко и трава.

Программное содержание : Учить детей создавать элементарный пейзаж, пользоваться красками разного цвета одновременно, закреплять умение рисовать округлые замкнутые линии и проведение вертикальных линий, воспитывать интерес к рисованию.

Материал: краска двух цветов: желтый и зеленый, бумага, образец пейзажа.

Предварительная работа: В окошко наблюдать за солнышком и травой. Солнышко светит наверху, а травка растет на земле, внизу.

Словарная работа: Желтое солнышко, зеленая трава.

Ход занятий:

Воспитатель : Дети, давайте сядем правильно: ручки на столиках, ножки вместе на полу, спина на спинке стула. (Слышен стук). Ой, дети, кто-то к нам пришел. Пустим его к нам или нет?

Дети: Пустим.

Воспитатель : Если так, давайте вместе, скажем «Заходите, пожалуйста». (Открывается дверь и «заходит» кукла «Таня»).

Воспитатель : Танечка, как мы рады, что ты к нам пришла. Давайте, дети, кукле Тане, скажем «Здравствуйте».

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель : Танечка, наверное, ты устала, садись на стульчик. Вот так. (Воспитатель куклу сажает на стул и замечает картину в руках у куклы).

Воспитатель: Смотрите, дети, наша кукла что-то принесла с собой. Можно, Танечка, мы посмотрим, что у тебя там? (Воспитатель берет у куклы картину и показывает детям).

Воспитатель: Что же это у неё?

Дети: Картина.

Воспитатель : Еще, что есть на картине?

Ребенок: Травка.

Воспитатель : Какая трава?

Ребенок: Зеленая трава.

Воспитатель: Покажите, пожалуйста, зелёный цвет. Молодцы, дети. Дети, нравится вам картина?

Дети: Нравится!

Воспитатель: Дети, давайте, и мы нарисуем солнышко и травку. Сейчас я вам покажу, как нужно рисовать, Смотрите внимательно. Вот тут наверху нарисуем солнышко. Оно круглое, как мяч. Вот так. (Воспитатель показывает.) А внизу растет зеленая трава. Много травки нарисуем, рядышком – рядышком. Вот травка, рядом ещё травка. (Воспитатель показывает.) Как много. Вот и получилась картина. Давайте вместе нарисуем в воздухе. Возьмите все правильно кисть и нарисуем круглое солнышко. Воспитатель: Правильно, нарисуем зеленую травку. Вот так. Молодцы, дети. А сейчас раздам листочки, и будем рисовать на листочках. (Воспитатель раздает бумагу). Ну, теперь давайте рисуйте вы, покажите кукле, что и мы можем рисовать. Возьмем правильно кисть и нарисуем наверху солнышко. Все нарисовали солнышко

Воспитатель: Многие уже нарисовали. Кукла Таня хочет посмотреть на ваши рисунки. (Воспитатель вместе с куклой Таней обходит столы. За каждым столом дети вместе воспитателем выбирают лучший рисунок и дают кукле).

Воспитатель: Молодцы, дети. Хорошо работали на занятии. Кукла Таня очень рада за ваши рисунки. Она благодарит вас и прощается с вами. До свидания!

Занятие окончено.


Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в первой младшей группе.


Тема : «Зимнее дерево».
Выполнила: воспитатель Коровина Наталья Александровна
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие»,»Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».
Цель : Познакомить с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками; уточнять и закреплять знания цветов.

Задачи .
Образовательные : Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования (рисование ватными палочками); учить наносить ритмичные мазки на форму; закреплять знания детей в различении цветов.
Воспитательные
: воспитывать бережное отношение к окружающей природе, чувство доброжелательности,
воспитывать аккуратность.
Развивающие : развивать эстетические чувства, фантазию, воображение.
Материал : Ватные палочки, заготовки деревьев, гуашь (голубая), баночки с водой, иллюстрации с изображением зимних деревьев, игрушка – лисичка, кисти, салфетки.
Методические приёмы : вопросы, указания, объяснение, анализ.
Предварительная работа : Наблюдение на прогулке за деревьями. Чтение стихов про зиму, беседы по теме, рассматривание иллюстраций о зиме.
Словарная работа : снег, зима, зимний наряд, кружится, ствол, ветви.


Ход НОД.
1.Организационный момент.
Стук в дверь. Тук- тук.
Воспитатель: Кто к нам в гости пришёл? Давайте посмотрим, кто это?
Ой, да это же лисичка. Ребята поздороваемся с лисичкой.
Лисичка: Здравствуйте ребята!
Я вот гуляла по улице. На улице так красиво! Вокруг все белым- бело. Ребята, скажите какое сейчас время года? (Зима)
Ещё на улице я видела, что все дети одеты в курточки, сапожки, у животных тоже теплые шубки. А вот у деревьев нет шубок.
Воспитатель: Давайте, мы сегодня с вами оденем деревья в зимний наряд, чтобы им тоже было тепло.
2. Основная часть.
Воспитатель: «А теперь ребята посмотрите, что у вас лежит на столах. Как вы думаете, что мы сегодня с вами будем делать? (рисовать)
Воспитатель: Правильно! Мы сегодня с вами будем рисовать деревья в зимнем наряде.
Ребята, посмотрите, что нарисовано на картине(показываю иллюстрации зимних деревьев)
Что на ней изображено? (Деревья)
Воспитатель: А,из каких частей состоит дерево? (ствол, ветви)
А сейчас садимся за столы и давайте попробуем делать ритмичные движения сухой ватной палочкой.
Затем берем ватные палочки макаем в краску,наносим ритмичные мазки на деревья.
Воспитатель: Ребята! Какие вы молодцы! У нас получились замечательные деревья. Давайте подарим рисунок нашей гостье - лисичке.
Подвижная игра «Снег кружится».
Снег, снег кружится
(Дети кружатся, затем приседают)
Белая вся улица
(Дуют изображая ветер)
Собрались мы в кружок
Завертелись как снежок
(Разлетелись, снежинки в разные стороны)
3.Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня с вами поговорили о зиме, хорошо поиграли, подарили нашей гость рисунок, а сейчас давайте попрощаемся с ней.

Светлана Белова
Конспект открытого занятия по рисованию в группе детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники рисования

Конспект

открытого занятия по рисованию в группе детей раннего возраста «Цыплятки»

с использованием нетрадиционной техники рисования (пуантилизм-рисование «тычком» с помощью ватных палочек)

«Бантик для Кошки»

Цель :

Продолжать учить детей использовать в рисовании нетрадиционный способ (пуантилизм) -рисование ватными палочками

Задачи :

1. Образовательные

Продолжать формировать у детей умения и навыки рисования нетрадиционными методами ;

Продолжать учить различать и правильно называть основные цвета : красный, желтый, зеленый, синий

2. Развивающие :

Развивать интерес к деятельности рисования

Развивать мелкую моторику, внимание, речь

Развивать эстетический вкус

Соотносить движения рук с текстом

3. Воспитательные

Воспитывать чувство сопереживания герою

Воспитывать вежливость, аккуратность, отзывчивость

Оборудование :

Мягкая игрушка-кошка,гуашь 4 цветов (красная, желтая, зеленая, синяя,ватные палочки, белые бумажные бантики на каждого ребенка.

Предварительная работа : серия занятий по освоению нетрадиционной техники пуантилизм , обсуждение с детьми способа рисования тычком ватными палочками.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришла в гости кошка Молли. Давайте поздороваемся с ней.

Кошка Молли рассказала мне на ушко о том, что на прогулке потеряла свой красивый цветной бант, а завтра ей нужно идти на день рождения к подруге. У нее остались только белые бантики, а ей хотелось пойти на день рождения в цветном. Она знает, что вы очень любите рисовать и поэтому пришла к вам за помощью.

Воспитатель : Ребята, поможем Молли? Нарисуем ей много красивых бантов

Дети : Да!

Воспитатель : Но сначала Молли хочет с Вами поиграть. Пальчиковая гимнастика «Домик» . Размяли пальчики, а теперь давайте сядем за столы и раскрасим бант для Молли.

Воспитатель : раскрашивать бант будем, держа ватную палочку тремя пальцами. Аккуратно, не спеша ставим точки, не выходим за контур банта. Каждую палочку следует окунать только в одну краску.

Во время рисования воспитатель подходит к каждому ребенку, на своем рисунке показывает как правильно пользоваться техникой «пуантилизм» .

Анализ детских работ.

Кошка говорит спасибо детям за такие красивые цветные бантики. Проходит рассматривает детские работы.

Кошка : Спасибо вам, ребята! Очень красивые бантики получились. Теперь смело можно идти на день рождения к подруге.

Воспитатель : Мне тоже понравились ваши бантики. Понравилось ли вам ребята рисовать точками ?

Дети прощаются с кошкой.

Публикации по теме:

Тема: «Солнышко лучистое». Цели: Уточнять знания о солнышке; Продолжать учить детей вести беседу, развивать речь; Продолжать знакомить.

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники рисования (монотипия) «Маленькие жители Земли» АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с 184 «Жигуленок» Конспект интегрированного занятия по развитию художественно-продуктивной деятельности.

.

Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе «Подарок для Мишутки».

Конспект НОД по рисованию «Животные Африки» с использованием нетрадиционной техники рисования «пластилинография» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Колокольчик» города Алатыря Чувашской Республики Конспект.

Конспект НОД с применением нетрадиционной техники рисования пальчиками в группе раннего возраста «Шарики для зайчат» Интегрированное занятие «Шарики для зайчат»Количество детей: 6 человек (третьего года жизни) Ориентировочная дата проведения:первый квартал.

Конспект занятия по пластилинографии с использованием природного материала «Колючий ёж» Составила: Колесова Г. В. Конспект НОД в разновозрастной группе по художественно-изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной.