Колядки для детей средней группы. Сценарий праздника Рождество Христово: «Рождественские колядки. Цель: Формировать любовь к народным традициям в сознании детей через знакомство с русскими народными праздниками

Составила: Коровина А.Ю
2018г.

Цель:
вызвать интерес к традициям и искусству русского народа;
создать праздничное настроение.
Задачи:
расширить и закрепить знания о традициях русского народа;
воспитывать любовь к традициям русского народа.
Действующие лица:
Взрослые:
Хозяйка
Воспитатель
Дети – наряженные в костюмы.
Предварительная работа с детьми:
Отгадывание загадок;
Разучивание колядок;
Знакомство с праздниками: Рождеством и Святки;
Знакомство с традицией колядования.
Ход развлечения:
Звучит весёлая русская народная мелодия - Перепляс.
Входят ряженые – воспитатель и дети.
Ряженые.
Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю,
На Новый год, на новое счастье.
Уходи, ненастье.
Уродись, пшеничка,
Колос-чечевичка,
На поле – копнами,
На столе – пирогами.
Позвольте к вам войти.
А хозяюшка дома?
Выходит хозяюшка.
Хозяюшка. Дома я, дома, дорогие гостеньки.
Ряженые-воспитатель .
Желаем хозяюшке дома счастья, здоровья.
И деткам вашим желаем большого счастья.
Хозяюшка.
Спасибо, гостеньки, вам,
Что пришли на праздник к нам!
Ох, ты! Сколько колядовщиков к нам пожаловало!
Проходите, проходите, да скажите, чего вы хотите?
Ряженые-воспитатель.
Чем, хозяюшка, нас одарите,
Что вы нам сейчас подарите?
Хозяюшка.
Не плясали, мало пели,
Угощенья захотели?
Погодите же, постойте,
Попляшите и попойте.
Ряженые-воспитатель.
Встанем в кружок и пииграем.
Ряженые – воспитатель и дети встают в хоровод и танцуют под песню "Давай коза попрыгаем".

Игра «Давай, коза, попрыгаем…»

(Водящий, выбранный козой, стоит в центре круга, дети за ним повторяют движения).
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, (Все прыгают) .
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, (Дети подскакивают на месте) .
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, (Хлопают).
И ножками потопаем, потопаем, потопаем, (Топают).
Хвостиком помашем, помашем, помашем, (Машут).
И опять попляшем, попляшем, попляшем! (Пляшут).
(После окончания игры Коза выбирает нового водящего и игра продолжается.)

Хозяюшка.
Устроим посиделки: отгадайте-ка, ребятки, мои загадки.
Хозяйка загадывает загадки.
Загадки :
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает?
Когда это бывает? (Зимой)
Что за звёздочка такая,
На пальто и на платке –
Вся сквозная, вырезная,
А возьмёшь – вода в руке? (Снежинка)
Наступили холода,
Обернулась в лёд вода,
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым,(Зима)
Кто-то к дому подходил
И нигде не наследил,
Но забавные картины
Появились на окне.
Кто же он, что ночь не спал
И на окнах рисовал? (Мороз)
Шляпа старая на нём,
Нос приделали и вмиг.-появился (снеговик)
Хозяюшка.
Засиделись, ребятки, не пора ли поиграть!

Игра «Клубок»

Дети катают клубок друг к другу по кругу, пропевая на мелодию песни “Ах, вы, сени…”. Встанем вместе мы в кружок, Будем мы катать клубок, У кого клубок замрет, Тот для нас плясать пойдет.

Хозяйка (по окончании игры): Вот клубочек покатился, У ворот остановился. Дверь скрипучая “ поет”… Кто-то в гости к нам идет.

Звучит музыка и на метле влетает Баба Яга

Баба – Яга:

Я – бабулечка лесная

Обожаю всех пугать!

Но не бойтесь меня, детки,

Вас не буду обижать!

Здравствуйте ребятишки, кочерыжки!

Тай, тай, налетай,

В игру со мною поиграй!

Будем играть, от метлы бежать?
Русская народная игра «Баба- Яга»
Баба-Яга стоит в центре круга с метлой. Дети идут по круг, приговаривая:
Бабка-Ежка, костяная ножка,
Печку топила, кашу варила.
Пошла в огород,
Рассмешила весь народ.
Пошла на лужайку,
Испугала зайку.
(Баба-яга водит под ногами метелкой, дети прыгают)

Баба-Яга : Что с ногами не пойму вправо, влево носятся. Не стоят они на месте так плясать и просятся!
Баба-Яга : Вот и поиграли. Раздайся, народ. Меня пляска берет!
«Пляска » рус. нар. мел. – все танцуют

Баба яга: ох устала

Мы и пели, и плясали.

Праздник коляду встречали.

Я приеду ещё не раз, попрощаемся сейчас.

Баба яга –уходит

Хозяйка: Посмотрите,Баба яга корзинку свою оставила и записка в ней.(читает)

Пусть любовь и добро

С вами рядом живут.

Угощение получайте

Меня Ягу вспоминайте.

Лучше нету радости

Для ребят, чем сладости

Вот вам всем конфетки,

Пусть вам будет сладко детки.

Хозяйка: Славно мы колядовали, танцевали и плясали. Пора и нам за стол садиться. Угощением наслаждаться!

Развлечение в «Мини-музее» ДОУ для детей средней группы

Развлечение в ДОУ «Рождественские колядки»

Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области
Провели: воспитатели 1 кв.категории Балтаева Е.Н., Пузакова О.Е.

Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям, специалистам ДОУ.

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, традициям.

Задачи:
1. Развивать интерес к русскому народному творчеству.
2. Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны.
3. Воспитывать чувство патриотизма.
4. Вводить музыкальный фольклор в повседневную жизнь.В Мини-музёй ДОУ «Русская изба» под музыку «Добрый вечер, люди» входят дети с воспитателем - «ряженные». В руках у детей шумовые инструменты, у мальчика «рождественская звезда»
Их встречают хозяйка и несколько детей (семья)

Воспитатель: - Дома ли хозяева? Разрешите коляду прославить?
Хозяйка:- Заходите, гостям завсегда рады!
Воспитатель:
Пришла коляда, отворяй ворота!
Ворота отворяй и гостей принимай!
Как зашли мы, да в хорошую хату.
Здравствуйте, хозяева!
Щедрый день, добрый день!

Хозяйка:
Добрый день добрым людям
Пусть весёлым праздник будет
С праздником всех поздравляю
Счастья от души желаю!

Воспитатель: Вот и закончился первый месяц нового года – январь. Когда проходила первая неделя после встречи Нового года на Руси начинали праздновать весёлую пору Святок, каждый день люди гуляли по деревне, пели песни, катались с горок на санях наряжались в диковинные костюмы. А ещё в эти дни принято было попрошайничать под окнами исполняя специальные песенки, которые назывались колядки. И никто не сердился на ряженных, потому что ряженые приносили хозяевам много доброго а следующем году.

Дети поют колядки:
Коляда, коляда
Отворяй ворота
Подавай пирога
Хлеба кусочек,
Сметаны горшочек,
Не подашь пирогов
Напустим клопов
Тараканов усатых
Зверей полосатых

Маша Ж: Уж как наша коляда
Ни мала, ни велика.
Она в дверь к вам идёт
Да поклон всем шлёт!

Дима Ф: Я маленький мальчик,
На дудке играю,
Вас всех забавляю.
А вы, люди, знайте,
Конфетку дайте.

Маша М: Щедрики - ведрики, дайте вареники!
Вареников мало, дайте сала,
Ветчины, колбаски, ложечку кашки.
А не дашь пирога, мы корову за рога!

Саша К: Коляд, коляд, колядин,
Я у батюшки один.
Коротенький кожушок,
Дай, хозяйка, пирожок!

Антон М: Я маленький мальчик,
Залез на чуланчик,
Надел красный колпачок,
Пожалуйте пятачок.

Воспитатель: Ребята, не хотите ли послушать, как раньше пели коляду?

(Прослушивание аудиозаписи «Измайловская слобода» песня «Приход колядовщиков»)

Хозяйка: Спасибо вам, дорогие колядовщики, что пришли к нам с поздравлениями да с колядками (кладёт в корзину детям угощение). – А теперь попробуйте отгадать мои хитрые загадки.


1. Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)

2.Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек -
Их укрыл пушистый... (снег)

3. Наши окна - как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал... (мороз)

4. Кто все ночи напролет
Песни снежные поет?
Ветру - зимняя подруга,
Наметет сугробы... (вьюга)

5. Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот -
Не вода в ручье, а... (лед)

6. Змейкой вьются по земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели.
Это - зимние... (метели)

Ведущая: Наша зимушка – зима хоть и морозна да весела

Дети выводят козу (ребёнок в маске козы).

Все: Мы не сами идём, мы козу ведём!

Саша М: Где коза ходит, там пшеница родит!
Антон М: Где коза хвостом, там жито кустом!
Маша Ж: Где коза рогом, там жито стогом!

Коза сначала кланяется, затем пляшет под плясовую музыку, а потом вдруг делает вид, что спотыкается и падает.


Хозяйка: А что случилось? Почему Коза упала?

Маша М: Наша Коза просит угощения. Тогда она встанет и ещё попляшет.
Лера Б: Нашей Козе немого надо: ведёрочко гречки на перепечки.
Саша К: Решето овса, сверху колбаса, да три куска сала, чтобы Коза встала.

Козе дают угощение, после чего она продолжает свою пляску, а затем раскланивается.

Гадание-игра «Профессии».


Воспитатель: - Посмотрите, на лавке стоят горшочки, в которых насыпано пшено. Давайте подойдем и погадаем, кем же вы станете, когда вырастите.

Дети идут вокруг лавочки и произносят слова:
Горшочек с вершочек,
Скажи нам дружочек,
Что сбудется, станется?
Плохое, пусть останется!


Дети достают из горшочков карточку с изображением какой либо профессии и рассказывают, кем они станут.

Ведущая: Будем праздник продолжать, будем в игры мы играть!

Проводится игра «Бубен».

Дети стоят в кругу и под музыку передают бубен друг другу. Когда музыка замолкает, тот, у кого бубен идёт в центр круга и пляшет.

Проводится игра «Ручеёк».

Дети становятся парами друг за другом, подняв вверх соединённые руки. Каждая пара должна пройти под этим «мостиком», постепенно выстраиваясь впереди другой пары.

Ведущая: Вот каким весёлым получился у нас праздник святок!
А теперь ребята пойдёмте в группу пить чай с угощениями, вас, хозяюшка, в гости приглашаем.

Видеоролик развлечения


Сторчак Надежда

В зал под музыку «Добрый вечер люди» входят дети - «ряженные» . Впереди всех идёт мальчик и несёт «Рождественскую звезду » .

Дети : Пришла коляда , отворяй ворота!

Ворота отворяй и гостей принимай!

Как зашли мы, да в хорошую хату.

Здравствуйте, хозяева!

Щедрый день, добрый день!

Ведущая : Добрый день добрым людям

Пусть весёлым праздник будет

С праздником всех поздравляю

Счастья от души желаю!

Ведущая :Вот и начался первый месяц зимы – январь. Проходила неделя после встречи Нового года и в России начинали праздновать весёлую пору Святок, каждый день люди гуляли вечерами возле своих деревень, пели песни, наряжались в диковинные костюмы. А ещё в эти дни принято было попрошайничать под окнами исполняя специальные песенки, которые назывались колядки .

1 ребёнок : Уж как наша коляда

Ни мала, ни велика.

Она в дверь к вам идёт

Да поклон всем шлёт!

2 ребёнокк : Я маленький мальчик,

На дудке играю,

Вас всех забавляю.

А вы,люди,знайте,

Конфетку дайте.

3 ребёнок : Щедрики - ведрики, дайте вареники!

Вареников мало, дайте сала,

Ветчины, колбаски,ложечку кашки.

А не дашь пирога, мы корову за рога!

4ребёнок : Коляд , коляд , колядин ,

Я у батюшки один.

Коротенький кожушок,

Дай, хозяйка, пирожок!

5 ребёнок : Я маленький мальчик,

Залез на чуланчик,

Надел красный колпачок,

Пожалуйте пятачок.


Ведущая : Спасибо вам, дорогие колядовщики ,что пришли к нам с поздравлениями (Кладёт в корзину детям угощение) . – А теперь попробуйте отгадать несколько загадок о зиме.

1. Старик у ворот всё тепло уволок. (Мороз)

2. Пришла девушка Беляна, побелела вся поляна. (Снег)

3. Скатерть бела весь свет одела. (Снег)

4. Текло,текло и под стекло легло. (Река)

5. Старый дед,ему сто лет,через реку мост намостил,без рук, без топора, без клина. (Мороз)

6. Вокруг нашего села бежит лошадка весела. (Вьюга)

Ведущая : Наша зимушка – зима хоть и морозна да весела.

Идёт исполнение инсценировки русской-народной песни

«Как на тоненький ледок» .



Выходят «ряженные» -дети ведут козу (ребёнок в маске козы) .

Все : Мы не сами идём, мы козу ведём!

1 ребёнок : Где коза ходит,там пшеница родит!

2 ребёнок : Где коза хвостом,там жито кустом!

3 ребёнок : Где коза рогом,там жито стогом!

Входит Коза, она сначала кланяется, затем пляшет под прихлопывание зрителей и звучание плясовой музыки, а потом вдруг делает вид,что спотыкается и падает. Ведущая : А что случилось? Почему Коза упала?

1 ребёнок : Наша Коза просит угощения. Тогда она встанет и ещё попляшет.

2 ребёнок : Нашей Козе немого надо : ведёрочко гречки на перепечки.

3 ребёнок : Решето овса,сверху колбаса, да три куска сала,чтобы Коза встала.

Козе дарят угощение, после чего она продолжает свою пляску, а затем раскланивается и уходит.


Ведущая : Будем праздник продолжать,будем в игры мы играть!

Проводится игра «Бубен» .

Дети стоят в кругу и под музыку передают бубен друг другу. Когда музыка замолкает, тот у кого бубен идёт в центр круга и пляшет.


Проводится игра «Перетяни канат» .

Несколько человек держится за один конец каната, а несколько за другой. Кто перетянет на себя больше каната,тот и выигрывает.


Проводится игра «Ручеёк» .

Дети становятся парами друг за другом,подняв вверх соединённые руки. Каждая пара должна пройти под этим «мостиком» ,постепенно выстраиваясь впереди другой пары.


Ведущая : Вот каким весёлым получился у нас праздник святок!


Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими обрядовыми праздниками.

Задачи:

Познакомить с обрядом колядования;
- приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, гаданиям, пляскам;

Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание;

Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.

Звучит фонограмма русской народной песни.

Ведущий:
Дети! Велено до вас
Довести в сей час указ,
Заготовленный самой
Нашей матушкой — Зимой.
(Читает указ).
Каждый год, сего числа,
Как гласит указник,
Людям города, села
Приходить на праздник!
Непременно все должны
Быть на празднике Зимы.

Ведущий:
Эй, спешите все сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.
Руку дай скорее, друг!
Ждем вас всех в веселый круг!
Дети танцуют под фонограмму песни "Светит месяц", выполняя движения по показу взрослых.

Ведущий: Приглашаю вас справить великий праздник - Рождество Христово Рассказ о славянском празднике «Коляда»

У славян начинался праздник чинно — ужином в родимом дому. Женщина,пекла круглый хлеб. Вся семья собиралась за столом. Стол застилалсяскатертью, под которую клалисоломуилисено. На столе рождественскаякутьядакаша. Обязательно на блюде пирог икренделя, и ещё пекли к празднику фигурки животных из пшеничного теста - коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков-пастушков.

Ими украшали столы, окна избы (между рам), их посылали в подарки родным, соседям, знакомым и детям, ими одаривали колядовщиков. Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят лишь старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу -колядовать! По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать. Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой, а это древний символ изобилия. Юноши и девушки “наряжаются в хари (маски)” коней, коз, коров, медведей и других животных, и ряженные ходят по дворам, поют колядки — песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо. Славят хозяев, желают благополучия дому и семье, а за это требуют подарки, шутливо предрекая разорение скупым.

Раньше изредка и сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой. Символизировали Коляду сноп или соломенная кукла, которые с песнями иногда приносили в избу на Рождество. Обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами.

Стоит сказать, что во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия. Накануне Рождества козульки выпекали специально для раздачи колядующим. Колядные песни всегда были разнообразны. И это разнообразие зависело от того, в какой области, даже в каком районе проходили колядования.

Ведущий: Давайте мы поздравим друг друга с Рождеством и споем «Колядку»:

Коляда! Коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества!
Коляда пришла,
Рождество принесла!
Коляда-молода
Зашла в новы ворота,
А за ней и Мороз
Через тын перерос.
Принес он холод,
Так что дед Архип стал молод.
Мороз не велик,
Да стоять не велит.
Не велит мороз стоять,
Нам пора колядовать!

Ведущий:
Коляда, Коляда, не хочешь пирога?
С луком, с перцем,
С комариным сердцем.

Праздник этот самый длинный, он веселый и старинный. Наши предки пили, ели, веселились две недели.
Игра "Пирог".
Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий "пирог". Все поют:
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его да ешь.
Во время пения при словах "высокинький" поднимают руки вверх, "широкинький" — разводят в стороны, "мякошенький" — гладят по животу. Сразу после слов "Режь его да ешь" к "пирогу" бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется "пирога", уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать "пирог".
Выигрывает группа, забравшая больше "пирогов".

Ведущий:
А сейчас мы предлагаем вам игру —
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаем мы ребят,
Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.
Перетягивание каната

Ведущий: Хоть игра, да в ней намёк добрым молодцам урок!

А сказочку мою новогоднюю хотите послушать?

Только помощь мне ваша нужна будет… дам я вам инструменты шумовые. Сказку мы вместе и расскажем.

Раздаёт шумовые инструменты детям

Сказочка-шумелка «Ёлочка»

Росла в лесу ёлочка-стоим на месте, вытянув руки в стороны
По её веточкам прыгали белки-прыгаем с продвижением вперед (стучим палочкой по ксилофону)
Прилетал дятел -«летим» или шлепаем руками по бокам.
и громко стучал клювом-вытягиваем указательные пальцы вперед, барабаним ими по туловищу (стучим палочками).

Иногда мимо проходил большой медведь - ходим, переваливаясь с ноги на ногу (медленно стучим ладонями по барабану)
Иногда пробегал маленький зайчик - подпрыгиваем на месте (играем на ксилофоне)
Вечером на неё дул ветерок - дуем
Ночью над ней загорались звёздочки-вытянув указательные пальцы, как бы рисуем точки-звездочки над головой (играем на треугольнике)

Летом около неё летали комарики - шевелим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з»
Зимой на неё падали белые снежинки - рисуя указательными пальцами точки сверху вниз, показываем, как падают снежинки (щипаем струны).

(озвучивание сказки шумовыми инструментами)

Ведущий: Спасибо ребятушки, интересная у нас получилась сказочка.

Святок не бывает без гаданий. Особенно девушки любят гадать. Узнать свою судьбу.

Поёт

Гадай-гадай девица

В кой руке достанется

Жизнь пойдёт покатится

Попригожей - срядится

Молодцу достанешься…

А давайте-ка и мы с вами погадаем…

Гаснет свет. Ведущий ставит свечу.

В каждой чашке с зерном скрыта ваша судьба. Каждая вещь - предсказание.

Несколько детей достают из чашки предметы.

Монетка - к богатству

Хлеб - к сытой жизни

Зеркало - к новым нарядам

Ведущий: А давайте еще мы погадаем, под горшочки мы заглянем.
(Проводится игра «Гадание на горшочках». Посередине зала на столе стоят пять горшочков.)
Дети водят хоровод и поют: Горшочек с вершочек, скажи нам, дружочек - что сбудется, станется? Плохое пусть останется. (Из горшочка вынимают полотенце - рушник).

Ведущая : Полотенце! Далеко расстилается… ждет дорога дальняя, путешествие.
(Дети снова идут по кругу, проговаривают слова. Второй горшочек - с булкой).

Ведущая : Булка! Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В доме достаток будет, благополучие.
(Дети берутся за руки и снова идут по кругу, проговаривают слова. В третьем горшочке - кольцо).

Ведущая: Колечко! Сейте муку, пеките пироги! Скоро гости будут, а к девицам - женихи!
(В четвертом горшке - лента).

Ведущая: Лента! Через поле идучи, руссу косу плетучи, шелком переплетаючи. Златом перелеваючи! Лента - к богатству, прибыли.
(В пятом горшке - пуговица).

Ведущая : Пуговица! Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить нам всем в большой семье счастливой жизнью.

Ведущий: Следующее гадание по профессиям для детей: что попадется, то и сбудется (в мешочке лежат следующие предметы):

1. Ножницы детские - парикмахер

2. Сантиметр - портной

3. Книжка - писатель, учёный

4. Муз.инструмент - музыкант

5. Краски - художник

6. Градусник - врач

7. Машина - водитель

8. Монет - бухгалтер, кассир, банкир.

Ведущий: А, еще есть такая примета - если звездочку с неба поймаешь… и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. Ловите звездочки желаний.

Ведущая : Ребята, ловите звездочки, загадывайте желание. Только берегите звездочку.

Ведущий: И конечно же играли в разные игры, которые мы с вами и поиграем.

Игра "Жмурки"
"Жмурке" завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают.
- Кот, кот, на чем стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас.
Участники игры разбегаются, "жмурка" их ловит. Тот, кого он поймал, становится "жмуркой".

Ведущий: А теперь игра не развлечение

И с большим, большим значением

Чтоб был долог колосок

Чтобы лён вырос высок

Прыгайте как можно выше

Можно прыгать выше крыши.

Игра «Чудеса в решете».

4 блюдца, 20 горошин, 2 ложки. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.

«Дедкины потешки»
Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании.
1. «Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь» (скороговорки предлагают сами участники или ведущая).

2. Баран - буян залез в бурьян.

3. Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.

4. Сколько не ело сито,
Ни разу не было сыто.

5. На возу лоза, у воза коза.

Давайте поиграем в игру «Горячий пирог»

Выбираются две команды, которые встают в две линии (в каждой чередование: мальчик, девочка) лицом друг к другу. Условие - играющие должны держать мяч под подбородком, во время передачи дотрагиваться до мячаруками ни в коем случае нельзя, при этом разрешается касаться друг друга как угодно, лишь бы не уронить мяч.

«Золотые ворота»
Золотые ворота, пропускают не всегда.
Первый раз прощается, второй запрещается,
А третий раз не пропустим вас!

Ведущий: А вы хитрые, ребятки,

Отгадайте-ка загадки!

1. Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка,

На спинке - щетинка.

(Колядующие отгадывают: поросенок).

2. Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Колядующие снова угадывают: петух).

3. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По полю кочует,

Коноплю ворует!

По дворам летает,

Крохи собирает!

(Колядующие задумываются… Воробей)!

4. Горбатый кот

Девкам плечи трет.

С самого утра

Пошел со двора,

На берегу валялся,

А в воде не купался!

(Коромысло).

5. В лесу тук-тук,

В избе ляп-ляп,

В руках дзынь-дзынь,

На полу — топ-топ.

(Балалайка).

Летом сидит, а зимой бежит. (коньки)
В гору деревяшка, а с горы - коняшка. (сани)
12 братьев друг за другом идут, друг друга не обходят. (12 месяцев)
Шуба бела весь свет одела. (снег)
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)
Кто имеет пятачок, не зажатый в кулачок? На ногах его - копытца, ест и пьет он из корытца. (поросенок)

Ведущий: Веселились на загляденье, заслужили угощенье!

Угощает детей баранками

Всё ли вам понравилось?

Что запомнилось больше?

Ведущий: Всем людям добрым

Желаем добра, золота и серебра!

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

Доброго здоровья!

Маслица коровья!

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Мероприятие заканчивается веселым танцем под песню «Потолок ледяной»
(В соответствии с текстом дети выполняют движения).

Чтобы скачать материал или !

Развлечение для детей средней группы «Рождественские колядки»

Ход праздника:

Ведущие праздника Арина и Зимушка заходят в гости в группу

Арина и Зимушка вместе : (с поклоном)

Здравствуй, хозяюшка!

Сеем, сеем, посеваем.

С Новым годом поздравляем!

Хозяйка. Спасибо, и вас с Новым годом.

Арина и Зимушка вместе :

Разреши, хозяйка, под окошко встать,

Колядку рассказать .

«Тетенька, добренька,

Дай, что – нибудь сдобненька

Пышку да лепешку,

Да свиную ножку»

Хозяйка. Коляда – молода , вы хотите пирога?

Сейчас всех угощу,

Всем отрежу по куску.

Арина и Зимушка вместе :

Коляда – молода , мы хотим пирога!

Не режь, не ломай, весь пирог подавай!

Хозяйка. Весь, так весь,

Подставляй мешок,

Положу вам пирожок.

(Хозяйка, кладет в мешок пирожок.)

Арина : Ребята, сегодня мы с вами празднуем Святки – это русский народный праздник. Хотите узнать, как он празднуется? Пойдемте с нами колядовать !

(Дети средней группы «Васильки» идут в гости к «Непоседам» поют колядки , затем вместе идут к «Фантазерам» , тоже поют колядки , (в каждой группе ведущие повторяют свои слова) затем все вместе идут в музыкальный зал, для продолжения праздника.)

В зал под музыку «Добрый вечер люди» входят дети - «ряженные» . Впереди всех идёт мальчик и несёт « Рождественскую звезду » .

Дети : Пришла коляда , отворяй ворота!

Ворота отворяй и гостей принимай!

Как зашли мы, да в хорошую хату.

Здравствуйте, хозяева!

Щедрый день, добрый день (кланяются)

Арина : Добрый день добрым людям (с поклоном)

Пусть весёлым праздник будет

С праздником всех поздравляю

Счастья от души желаю!

Арина : Вот и начался первый месяц зимы – январь. Проходила неделя после встречи Нового года и в России начинали праздновать весёлую пору Святок, каждый день люди гуляли вечерами возле своих деревень, пели песни, наряжались в диковинные костюмы. А ещё в эти дни принято было попрошайничать под окнами исполняя специальные песенки, которые назывались колядки . И сейчас мы с вами, ребята, ходили в гости и колядовали . Ребята, а вы знаете колядки ? Выходите, расскажите.

1 ребёнок :

Уж как наша коляда

Ни мала, ни велика.

Она в дверь к вам идёт

Да поклон всем шлёт!

2 ребёнок :

Я маленький мальчик,

На дудке играю,

Вас всех забавляю.

А вы, люди, знайте,

Конфетку дайте.

3 ребёнок :

Щедрики - ведрики, дайте вареники!

Вареников мало, дайте сала,

Ветчины, колбаски, ложечку кашки.

А не дашь пирога, мы корову за рога!

4ребёнок :

Коляд , коляд , колядин ,

Я у батюшки один.

Коротенький кожушок,

Дай, хозяйка, пирожок!

5 ребёнок :

Я маленький мальчик,

Залез на чуланчик,

Надел красный колпачок,

Пожалуйте пятачок.

Арина :

Спасибо вам, дорогие колядовщики , что пришли к нам с поздравлениями (Кладёт в корзину детям угощение) . – А теперь попробуйте отгадать несколько загадок.

1. Старик у ворот всё тепло уволок. (Мороз)

2. Пришла девушка Беляна, побелела вся поляна. (Снег)

3. Скатерть бела весь свет одела. (Снег)

4. Текло, текло и под стекло легло. (Река)

5. Старый дед, ему сто лет, через реку мост намостил, без рук, без топора, без клина. (Мороз)

Зима : Ребята, а загадки то все про меня, про Зимушку! Я Зимушка-зима в гости к вам пришла, чтоб справить с вами праздник. В традиционном народном календаре зима не только самая богатая праздниками, но и самое длинное время года. Когда урожай уже убран, наступает период развлечения . «Лето для старания, а зима для гуляния» . Ребята! Какой праздник самый волшебный, зимний, весёлый?

Дети : Новый год!

Зима : а после этого праздника начинаются святки «от Рождества Христова-7 января и продолжаются до крещения-19 января» и сегодня собрались на святочные гуляния.

А стихи-то вы про зиму знаете?

Воспитатели : Мы споем про тебя песню «В гости к зимушке-зиме» .

Зима : А хотите, ребята, я вам интересные потешки расскажу?

Дети :

Да!

Игра «Понарошку!»

Зима :

Грелась кошка у ворот,

Умывала лапкой рот,

Парикмахер петушок

Подарил ей гребешок,

Причесал он кошку…

Воспитатель и дети :

Зима :

В облаках медведь парил,

Чай с воронами он пил.

Вдруг, навстречу крокодил,

Раз – и мишку проглотил,

Проглотил, как мошку…

Воспитатель и дети :

Нет, такого не бывает, - это понарошку.

Зима :

Утром бабушка Варвара,

Комара несла с базара,

Видит : около плетня

С поросятами свинья,

Пляшет под гармошку…

Воспитатель и дети :

Нет, такого не бывает, - это понарошку.

Арина : Наша зимушка – зима хоть и морозна да весела. Будем праздник продолжать, будем в игры мы играть!

Игра «Купим мы бабушка себе курочку…»

Купим мы, бабушка, себе курочку

Купим мы, бабушка, себе уточку

Уточка та-та-та-та

Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах

Купим мы, бабушка, себе индюшонка

Индюшонок фалды-фалды

Уточка та-та-та-та

Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах

Купим мы, бабушка, себе кисоньку

Кисонька мяу-мяу

Индюшонок фалды-фалды

Уточка та-та-та-та

Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах

Купим мы, бабушка, себе собачонку

Собачонка гав-гав

Кисонька мяу-мяу

Индюшонок фалды-фалды

Уточка та-та-та-та

Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах

Купим мы, бабушка, себе поросёнка

Поросёнок хрюки-хрюки

Собачонка гав-гав

Кисонька мяу-мяу

Индюшонок фалды-фалды

Уточка та-та-та-та

Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах

Купим мы, бабушка, себе коровёнку

Коровёнка муки-муки

Поросёнок хрюки-хрюки

Собачонка гав-гав

Кисонька мяу-мяу

Индюшонок фалды-фалды

Уточка та-та-та-та

Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах

Купим мы, бабушка, себе лошадёнку

Лошадёнка иго-го-ки

Коровёнка муки-муки

Поросёнок хрюки-хрюки

Собачонка гав-гав

Кисонька мяу-мяу

Индюшонок фалды-фалды

Уточка та-та-та-та

Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах

Купим мы, бабушка, себе телевизор

Дикторша ля-ля-ля-ля

Лошадёнка иго-го-ки

Коровёнка муки-муки

Поросёнок хрюки-хрюки

Собачонка гав-гав

Кисонька мяу-мяу

Индюшонок фалды-фалды

Уточка та-та-та-та

Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах

Арина : Дети, давайте с вами затеем вот какую игру :

Игра «Золотые ворота»

Двое водящих получают имена – «луна» и «солнце» . Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя воротца. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие эти ворота, поют :

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз – прощается.

Второй раз – запрещается,

Ну, а в третий раз

Не пропустим вас! – (Опускают руки.)

Тот, кто оказался за воротами, остается у «луны» и «солнца» . У него спрашивают, где он хотел бы остаться : У «луны» или у «солнца» . Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом все распределяются : кто – к «солнцу» , а кто к – «луне» .

Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание каната. Кто перетянет. Та команда и выиграла.

Арина : Вот каким весёлым получился у нас праздник святок!

Зима : Да, весёлое получилось гулянье, песни, пляски, да соревнования. Тут и празднику конец. До свидания ребята.

(Под фонограмму песни «Кабы, не было зимы» , дети уходят из зала.)