Классный час на тему одноклассники. «Классный час «Мои одноклассники. Вопросы анонимной анкеты

Ирина Малахинская
«Я и мои одноклассники - одна команда!»

Цели :

Помочь детям познакомиться друг с другом поближе, узнать что-то новое о своем однокласснике .

Подчеркнуть уникальность каждого участника.

Учить подростков внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

Формировать позитивное отношение к другим людям.

Никто не может любить другого,

если до этого не полюбил себя.

Эразм Роттердамский

Необходимые материалы : листочки, фломастеры, музыкальное сопровождение, клубок ниток, мяч.

План проведения.

Участники садятся на расставленные по кругу стулья.

I. Вводная часть

Введение в проблему.

Необходимое время 5 мин.

Педагог-психолог : Добрый день! Я очень рада видеть вас сегодня на занятии.

Принимаются правила работы в группе :

1. В кругу все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство друг друга.

2. Правило искренности в общении.

3. Правило активности.

4. Правило умения слушать. Когда один говорит, все остальные его слушают.

5. Правило поднятой руки (если хочешь что-то сказать подними руку, если кто-то говорит, то все молчат).

Знакомство

Необходимое время 15 минут

Упражнение "Бейджик"

Разминка

Упражнение "Поприветствуй друга"

Ребята предлагаю вам поздороваться друг с другом в необычной форме :

Рукопожатие;

Плечиком;

Коленочками;

Головками;

Локотками;

Спинками.

Обсуждение :

Да ребята, доброе приветствие помогает установить дружественные отношения с собеседником, улучшить самочувствие в группе. А ведь без хороших друзей прожить просто невозможно!

Упражнение "Волшебный клубок"

Материал : клубок ниток.

Инструкция. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам свое имя и рассказать нам о себе. Своем увлечении, хобби, ваш девиз по жизни и т. д.? Много ли у вас друзей? Цените ли вы своих друзей? Есть ли у вас лучший друг?

Меня зовут … и я очень … (Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок человеку, сидящему напротив).

Меня зовут Юлия Евгеньевна… Я педагог-психолог. Это значит, что я помогаю понять, что мешает достигать цели, и могу поддержать человека в трудной ситуации. Мне нравится работать с людьми, детьми, семьями, у меня есть много разных игр и упражнений для вас.

Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все участники не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорите с участниками обо всем, что может способствовать групповой сплоченности. Спросите их : «как вы думаете, почему мы составили такую паутину?» .

Посмотрите, какая у нас получалась паутина! А как вы думаете, благодаря чему или кому?

После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, может быть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к вам обратно. Возможно, иногда нить будет запутываться – в таких случаях можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже тесно связаны между собой.

Время проведения : 10-15 минут

Упражнение "Волшебное озеро"

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую психолог заранее кладет небольшое зеркало круглой формы.

Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

Психолог. Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере» , вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

После того как в шкатулку заглянет каждый, психолог задает ученикам вопросы :

Как вы понимаете значение слова «уникальный» ?

Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

Психолог. Мы выяснили, что каждый человек - это уникальная и неповторимая личность, одна -единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом «терпимость» является слово «толерантность» . Давайте вслушаемся в это слово : «То-о-ле-е-ра-а-нт-ность» .

Упражнение "Похвали себя и других"

Участники делятся на две подгруппы. Одна подгруппа образует внешний круг, другая - внутренний. Ученики стоят лицом друг к другу.

Психолог. Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы не увидим ничего положительного и в другом человеке.

Поэтому сейчас каждый должен сказать партнеру, что вам в нем нравится. Партнер, выслушав вас, должен сказать : «А кроме того, я.» - и продолжить говорить комплименты в свой адрес.

Например, Саша говорит Вере : «Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде». Вера продолжает : «А кроме того, я настойчивая, щедрая.» Затем Вера должна похвалить Сашу.

После обмена комплиментами ученики, стоящие во внешнем круге, передвигаются по часовой стрелке и повторяют задание с новым партнером.

Рефлексия :

Что ты чувствовал (а, когда говорил (а) комплименты другим участникам?

Что ты чувствовал, когда тебе говорили комплименты?

Легко ли было похвалить себя?

Упражнение «Ты - молодец, потому что.» (10 мин.)

По кругу из рук в руки пускается мягкое игрушечное сердечко. Каждый, у кого в руках оказывается сердечко, обращается к герою по имени, говорит ему : «Ты - молодец, потому что.» – и называет какое-то положительное качество или полезное умение героя. В это время ведущий (психолог или классный руководитель) оформляет листок с солнышком, записывая все названные положительные качества ребенка на лучах солнца.

Ритуал прощания «Я желаю себе и другим.»

Мяч передается по кругу. Участник, который держит в руке мяч, отвечает на предложенные ниже вопросы, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передает мяч соседу.

Вопросы ученикам :

Что вы узнали о понятии "толерантность"?

Как отношение к самому себе влияет на отношение к другим людям?

Рефлексия :

"Волшебный мяч"

Что понравилось на занятии

Что не понравилось на занятии

Упражнения "Аплодисменты по кругу"

Инструкция : Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников . Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Цели мероприятия:

обучающие: актуализировать знания о Библии, способствовать формированию навыков анализа текста и систематизации учебного материала;

развивающие: создать условия для разви-тия навыков межличност-ного общения, познавательной активности учащихся, способствовать формированию у детей социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций; содействовать развитию умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;

воспитательные: способствовать воспитанию духовно-нравственной личности, обеспечить возможность для развития культуры взаимоотношений при работе в группах, коллективе.

Инвентарь : ручки, небольшие листы бумаги для каждого ученика с напечатанным словом ДРУГ, текст басни Эзопа (распечатанный на бумаге (один на парту), либо спроецированный на экран), Библия, карточки с распечатанными библейскими стихами, карточки с описанием конфликтных ситуаций, веревка (длиной не менее 4 метров), бечевка, ножницы, памятки (по количеству детей).

Ход классного часа.

1. Вступительное слово классного руководителя.

Робинзон Крузо, оказавшись на необитаемом острове, ощутил всю тяжесть одиночества. Нуждаясь в общении, он научил говорить попугая, разговаривал сам с собой, читал Библию. Робинзон выжил. 28 лет он сражался с дикой природой и победил. Но не было дня, чтобы он не вглядывался в морскую даль. Робинзон мечтал увидеть на горизонте парус корабля, который вернет его в общество.

Мы с вами в лучшем положении. Но, оказывается, установить правильные взаимоотношения в обществе, в котором мы живем, не всегда просто. Это общество составляют совершенно разные люди: разные по характерам, взглядам, воспитанию, по своим ценностям, темпераменту и т.д. Одни люди нам нравятся больше, другие - меньше. С одними нам приятно общаться, других нам даже видеть не хочется. Но взаимодействовать с разными членами человеческого сообщества нам необходимо. Как правильно относиться к людям, выстроить взаимоотношения с ними - об этом наш классный час.

2. Ассоциативный ряд.

А) Ученикам раздаются листочки, сверху которых написано слово ДРУГ.

Задание: составьте цепочку из 10-12 слов-ассоциаций к слову ДРУГ (записать все слова, которые пришли в голову в связи с этим понятием).

Б) Обсуждение (после выборочного чтения отдельных ответов).

  • Вы прекрасно выявили основные принципы дружбы и качества друзей - об этом говорят ваши слова-ассоциации. Акцентируем внимание на том, что лежит в основе взаимоотношений (уважение, доброта, взаимопомощь, общение, умение уступать, совместная деятельность и т.д.).
  • Прилагали ли вы усилия для того, чтобы у вас были друзья, или это получилось само собой?
  • Что конкретно вам приходится делать, чтобы поддерживать дружеские отношения?

Вывод: хорошие взаимоотношения между людьми - это труд.

На доске записывается главное слово ВЗАИМООТНОШЕНИЯ . По ходу классного часа будем составлять кластер, записывать элементы, которые помогают раскрыть изучаемое понятие. В каждом разделе классного часа в конце сформулирован вывод. Ключевое слово вывода и будет записываться как составляющая формируемого понятия.

Для справки. Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

  • В кластер добавляем слово труд.

3. Работа по басне Эзопа «Солнце и Ветер».

Раздать листы с напечатанным текстом басни (или показать текст на экране).

Поспорили солнце и ветер о том, кто сильнее.

Я докажу, что я сильнее, - воскликнул ветер. - Видишь человека в плаще. Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе.

Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган.

Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Наконец, ветер стих, а затем и совсем прекратился. Тогда солнце выглянуло из-за тучи и добродушно улыбнулось старику. Вскоре он стал вытирать пот со лба и снял плащ. Тут солнце и сказало ветру, что доброта и дружелюбие всегда пересилят ярость и принуждение.

Чтение басни и ее анализ по вопросам:

    • В чем смысл спора солнца и ветра? (доказать силу).
    • Какими методами действует ветер, какими - солнце?
    • Чьи методы и почему дали результат?
    • В чем же сила?
  • Вывод: доброжелательный и дружеский подход и понимание людей скорее принесут пользу, чем грубость, насилие, негодование.
  • В кластер добавляем слово доброта.

4. Работа над смыслом слова доброта .

Доброта. Такое привычное слово. Что оно означает на практике? Добрый человек - какой он в жизни? На кого направлена доброта - на себя или на другого? Если только на себя, то такой человек называется эгоист.

Задание: составить синквейн на тему ДОБРОТА.

Пример. Доброта.

Бескорыстная, искренняя.

Уважает, прощает, помогает.

Умеет понимать чувства других.

После чтения некоторых вариантов синквейнов детей, обсуждения, формулируется понятие доброты.

Доброта - душевная чуткость, отзывчивость души, расположение к людям, участие, доброжелательность.

  • Вывод: надо проявлять любовь и уважение к людям, ценить их, чтобы всем окружающим было хорошо и тепло рядом с вами.
  • В кластер добавляем слова: любовь, уважение .

5. Мое формирование .

Что делать, скажете вы, если во мне не находится столько душевного тепла, чтобы проявлять добросердечность, любить людей? Где взять эту доброту? Вы, ребята, сейчас формируетесь, и очень важно делать правильные шаги в деле построения своего внутреннего мира, становления своих жизненных принципов.

А) Работа с Библией.

«Есть книга, в которой всё сказано, всё решено, после которой ни в чём нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни - Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии заключаются только в большом проникновении в тайную глубину этой божественной книги... Основания Евангелия - откровение истины через посредство любви и благодати».

Это не мои слова. Это слова В.И. Белинского. Многие классики, ученые, обычные люди обращались к этой книге мудрых советов - Библии.

А.С. Пушкин: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания... в нём находим всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу, всё, что было великого с самой древности!... Без этого не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности. Англичане правы, что дают Библию детям... Мои дети будут читать вместе со мной Библию в подлиннике... Библия всемирна... Вот единственная книга в мире: в ней всё есть».

Если А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский черпали мудрость в Библии, значит и нас она может многому научить. Мы с вами проанализируем только два стиха из этой книги (желательно иметь Библию на уроке, найти в ней и прочитать эти стихи).

Разделить класс на 2 группы, раздать карточки с библейскими стихами и вопросами.

Задание: каждая группа обсуждает, затем готовит представителей для ответов на вопросы. Время подготовки - 5 минут.

1 группа

2 группа

  • Вывод: читая Библию, мы узнаем Божьи принципы взаимоотношений людей. Это любовь, желание добра ближнему. Бог может поместить в наше сердце любовь и доброту к людям.
  • В кластер добавляем: золотое правило Библии.

Б) Мы себя сами во многом формируем. Наши окна в мир - органы чувств. Чем мы наполняем себя через них? Мы есть то, на что мы смотрим, что мы слушаем, даже, что мы едим. Давно доказано, что влияние книг, телевидения, интернета, фильмов, музыки на человека довольно сильно. Эти виды искусства, как и многие другие, затрагивают эмоциональность и чувственность, воздействует на подсознание человека, стоят у истоков развития личности. Поэтому важно быть избирательным в этом вопросе. Смотрите и слушайте то, что возвышает, духовно и нравственно формирует. Все это скажется на ваших отношениях с людьми.

Я знаю аксиому
Главнейшую в судьбе:
Не делай зла другому -
Не будет зла тебе.

Холодной думай головой!
Ведь в мире все закономерно:
Зло, излучённое тобой,
К тебе вернется непременно!

  • В кластер добавляем фразу: зависят от моих жизненных принципов.

6. Упражнение «Ящик недоразумений»

Цель: формирование навыков успешного разрешения конфликтов.

Формируются малые группы. Один участник из каждой команды извлекает из «ящика недоразумений» описание определенной ситуации. Каждая ситуация - это зарождение своеобразного конфликта.

Задание: найти правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт. Отвечает представитель группы.

1-я ситуация. Один ученик говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать! ». Другой отвечает... (продолжите). Прокомментируйте ситуацию.

2-я ситуация. Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели? ».

Какая может быть реакция учителя на слова Сергея?

Что бы вы сделали в этой ситуации на месте Сергея, учителя?

3-я ситуация. Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросала все, словно смерч пронесся в квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!».

Какова может быть реакция девушки?

Что бы вы сделали на месте мамы?

Ответы представителей групп. Обсуждение.

Среди привычек, которые порождают конфликты между людьми, особенно распространенными являются чрезмерная эмоциональность, агрессивность, требовательность, невнимание к нуждам и интересам других, неумение выслушать других. Деструктивный способ - решение своих проблем и конфликтов путем насилия и агрессии. Это работа в направлении самоуничтожения, а не самосовершенствования.

  • Вывод: если вы хотите иметь мир в сердце и во взаимоотношениях с окружающими, то ваш путь - это сознательный контроль негативных мыслей и поступков.
  • В кластер записываем: контроль мыслей и поступков.

7. Игровое задание «Логово змеи».

Вызываются желающие (человек 7-8), выстраиваются в шеренгу плечом к плечу лицом к классу. Необходимо связать ноги участникам: левая нога первого привязана к правой ноге второго, левая нога второго привязана к правой ноге третьего и т.д. Между стульями перед шеренгой натянуть веревку на высоте 20-30 см.

Задание. Представьте, что вы в джунглях. Ваши ноги опутали лианы, перед вами лежит змея. Нужно перешагнуть ее, не задев, вот в таком связанном состоянии.

Для учителя. После первого замешательства дети должны начать общаться между собой и, предлагая разные варианты решения проблемы, прийти к следующему: первый и второй одновременно поднимают свои связанные ноги и перешагивают, затем второй (оставшуюся левую ногу) одновременно с третьим (правую ногу) и т.д.

Обсуждение.

    1. Что необходимо было, чтобы решить проблему? (начать общаться)
    2. Каждый сам мог выполнить задание? (необходимо сотрудничество, взаимопомощь)
  • Вывод: здоровые взаимоотношения формируются, если человек развивает в себе умение общаться, договариваться. Войны, конфликты - от неумения людей вести диалог.
  • В кластер добавляем: умение общаться, взаимопомощь.

8. Заключение.

Наша последняя игра - аллегория. Как физически вы были связаны друг с другом бечевкой, так в обществе присутствуют невидимые нити взаимодействия, которыми мы «связаны». И отношения между людьми регулируются определенными законами, некоторые из которых мы сегодня рассмотрели. Попробуйте применить свои новые знания на практике сегодня же, выстраивая хорошие отношения с одноклассниками, со своими родителями, братьями и сестрами, соседями, чужими людьми в транспорте, общественных местах. Отнеситесь к ним так, как хотели бы, чтобы отнеслись к вам. И увидите, как много добрых и прекрасных людей, оказывается, живет рядом с вами.

Все ученики получают памятки «Правила межличностных отношений».

Правила межличностных отношений

. проявляй внимание к людям, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

. никогда не смейся над физическими недостатками лю-дей;

. всегда и во всём помогай младшим и слабым;

. не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

. не придумывай никому обидных прозвищ;

. учись правилам общения;

. если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь напоминания;

. всегда выполняй данные тобой обещания;

. никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

. контролируй свои мысли и поступки;

. всегда будь точным: неточность — это, прежде всего, невежливость;

. никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

. никогда не проявляй к людям неуважения, дерзости, грубости или хамства.

. Помни золотое правило Библии: « ВО ВСЁМКАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ С ВАМИ ПОСТУПАЛИ ЛЮДИ, ТАК И ВЫ ПОСТУПАЙТЕ С НИМИ ».

Классный час «Я и мой класс»

Цель занятия: сплочение классного коллектива, преодоление барьеров в межличностных отношениях.

Задачи:

    Создание благоприятного психологического климата в классе;

    Развитие коммуникативных навыков;

    Развитие умения адекватно выражать свои чувства, понимать выражение чувства других людей;

    Формирование взаимного доверия.

Возраст: школьники 12 - 15 лет.

Состав участников: 10 – 12 человек.

Оборудование: ручки, бейджики, листки бумаги, маркеры, коробка с надписью «Мои проблемы в общении»
Режим работы : 60 минут

Структура занятия:

    Знакомство с участниками, обсуждение правил групповой работы – 5 минут

    Разминка – погружение – 3 минуты

    Дисскусия – 5 минут

    Упражнение ««Мой портрет в лучах солнца» - 7 минут

    Упражнение «Моя проблема в общении » – 10 минут

    Упражнение «Горячий стул» – 10 минут

    Упражнение «Если птичка, то какая» – 10 минут

    Упражнение «Фотография нашего класса» – 5 минут

    Рефлексия (подведение итогов занятия). – 5 минут

Знакомство с участниками.

Время: 5 минут

знакомство участников друг с другом, создание доверительной атмосферы в группе для дальнейшей совместной работы.
Инструкция:

Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. На данном занятии нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют, по отчеству, без имени - Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы - и ведущие тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, по очереди каждый одевает бейджик, затем представляется, и говорят с каким настроением они пришли на занятие и чего ожидает от него.

Ведущий представляется и говорит о правилах групповой работы.
Устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно (Каждый пункт правил поясняться ведущим ).

Правила:
1. Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Для создания климата доверия в группе все обращаются друг к другу на “ты”, включая тренера.

2 .Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

3. Конфиденциальность всего происходящего . Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга.

4. Персонификация высказываний. Говорим только от своего имени и только лично кому-то.

5. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь.

6. “Стоп! "- тот участник группы, который не хочет отвечать на какой - либо вопрос, участвовать в какой-либо игре, процедуре из-за нежелания быть искренним или из-за неготовности быть откровенным, имеет право сказать "Стоп!", и тем самым исключить себя из участия в процедуре.

7. “Активность! "- ответственность каждого за результаты работы группы.

8. “Не оценивать! " - это важное правило, мы часто нарушаем в жизни. Считаем себя вправе осуждать и оценивать чужие поступки, слова, привычки. У нас в группе мы должны учиться не оценивать других, людей, а принимать их такими, какие они есть.

Разминка – погружение

Время: 3 минуты
Психологический смысл упражнения: Поднятие настроение, и настроя на дальнейшую работу в группе, выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы.

В начале нашего занятия хотелось бы узнать:

    У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;

    Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;

    Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;

    Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников;

    Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии.

Основная часть.

Вступительное слово, определение темы, целей занятия.

Сегодня я проведу для вас занятие с элементами тренинга на сплочение классного коллектива, целью которого является создание благоприятного психологического климата в вашем классе, преодоление барьеров в межличностных отношениях.

Часто люди, которые учатся в одном классе в течение нескольких лет, довольно - мало знают друг о друге. Кто чем увлекается, кто что любит, знают друг о друге далеко не все. А ведь узнать что-то о человеке – значит проявить к нему внимание. Терпимость, уважение, умение сотрудничать – необходимые условия для творческой работы коллектива. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Дисскусия

Время: 5 минут

Психологический смысл: выявление микроклимата в классе, сформировать позитивное отношение друг к другу.
Процедура проведения: ведущий зачитывает высказывания, а учащиеся называют фамилии учеников, на их взгляд подходящие под названную фразу.

  • В нашем классе самым самостоятельным является….
  • Самая одаренная личность в нашем классе – это…

    Лучше всех в нашем классе умеет выслушать, понять и поддержать – это …

    Если в классе скучно, то значит, в нём отсутствует …

    Мне интересно наблюдать, как у доски отвечает…

    Возможно, мы скоро увидим в отличниках…

    Самым добрым человеком в нашем классе, можно назвать…

    Скромность всегда украшает…

    Веселее всего в классе, когда приходит…

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Время: 7минут
Психологический смысл упражнения: способствовать углублению процессов самораскрытия.
Процедура проведения: Каждому ученику выдается лист бумаги. В центре листа в круге написано « Я могу! ». Ученики должны нарисовать лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать для другого в своем классе. Затем записи зачитываются участниками занятия (по желанию ).

Обсуждение: Были ли сложности при выполнении упражнения? Подводя итоги упражнения - подчеркиваем, что многие положительные качества учеников стали тем скрепляющим веществом, которое делает класс, сплоченнее .

Упражнение: «Моя проблема в общении»

Время: 10 минут.

Психологический смысл упражнения: способствовать углублению процессов самораскрытия, развитию умения адекватно выражать свои чувства.

Процедура проведения: Все участники пишут на отдельных листах бумаги в краткой форме ответ на вопрос: «В чем заключается моя основная проблема в общении (в школе, в классе )?» Листки не подписываются, а сворачиваются и складываются в общую коробочку. Затем каждый ученик произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.

Обсуждение:

    Легко/сложно ли было выполнять данное упражнение?

    Легко /сложно ли было найти решение проблемных ситуаций?

Упражнение «Горячий стул»

Время: 10 минут

Психологический смысл упражнения: преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

Процедура проведения: В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого - то из участников занятия. Когда первый доброволец найдётся и займёт место, ведущий предлагает остальной группе высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сказать о его положительных или отрицательных качествах.

Обсуждение : Первый участник рассказывает про то, как осмелился быть первым? Все делятся: легко или тяжело было это сделать? Насколько тяжело или легко было высказываться о человеке?

Упражнение " Если птичка, то какая"

Время: 10 минут

Психологический смысл упражнения: Повышение уровня сплочённости классного коллектива.

Инструкция. «Сейчас одним из вас предоставляется возможность потренироваться в наблюдательности, а то, что ждет других, пока останется в секрете. Кто хочет быть ведущим?» После того, как ведущий найден, его попросят выйти из комнаты.

Процедура проведения: В это время группа выбирает из присутствующих игрока, которого стоящему за дверью необходимо будет угадать. Далее ведущему предлагается отгадать, кого же загадала группа. Вернувшись в комнату, он начинает задавать группе вопросы, предлагая сравнивать загаданного участника с различными животными, растениями, птицами, рыбами, временами года, частями суток, странами света. В результате у спрашиваемого постепенно начинает складываться целостный образ этого человека. Каждая новая ассоциация уточняет и конкретизирует его. Когда разгадывающий чувствует, что догадался, о ком идет речь, он делает попытку назвать имя.

Вопросы строятся примерно так: Если это цветок, то какой? Если это вид одежды, то какой? Если это время года, то какое?

Обсуждение: После того как разгадывание состоялось или не состоялось, загаданный участник дает обратную связь: как слушалось, как сиделось, что было неожиданным, что ожидаемым, что обрадовало, что огорчило, какие ассоциации хотелось бы услышать, но они не прозвучали. Затем тот, кто отгадывал, делится с группой, легко ли было отгадать заданного человека, что было самым сложным.

Упражнение «Фотография нашего класса».

Время: 5 минут

Психологический смысл упражнения: формирование в коллективе дружеских отношений, положительного психологического климата.

Материалы: листы бумаги, карандаши, маркеры.

Процедура проведения: Каждый участник получает чистый лист бумаги, карандаши, маркеры. Задача учеников нарисовать смайлик с таким эмоциональным состоянием, которое чаще всего присутствует у них в классе (это может быть злость, печаль, радость, обида, грусть и т.д.). Затем все рисунки вывешиваются на доске, образуя общую фотографию класса.

Обсуждение:

Что можно сказать о вашем классе глядя на данную фотографию? Приветливые смайлики говорят об отзывчивости в этом коллективе, по глазам можно судить о доброте, улыбка говорит об искренности. Ну, а то, что вы все находитесь рядом, говорит о вашем стремлении быть вместе в своих начинаниях и делах.

Рефлексия:

Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Время: 5 минут

Процедура проведения: «Давайте подумаем, что вы могли бы подарить своему классу, чтобы взаимодействие в нем стало еще эффективнее, а отношения в нем – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.

    Что нового узнали о себе, о своем классе во время данного занятия?

    Что было важным на занятии?

    Какие упражнения из всех вам запомнились и понравились больше всего? Почему?

    Можно ли сказать, что сегодня ваш класс стал более сплоченным?

Уважаемые участники, спасибо, что пришли на данное занятие, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении.

Классный час во 2 классе на тему «Классный коллектив»

Цели: дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив; формировать умение жить в нем; раскрыть содержание понятий «коллектив» и «школьные товарищи».

Оборудование : тема записана на доске, памятки.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Прочитаем тему нашего классного часа. Кто сможет объяснить, что такое коллектив? (Высказывания детей.)

Коллективом называется группа людей, объединенных общей работой или учебой, общими интересами или взглядами. Школьный класс может стать коллективом. Люди, которые входят в коллектив,- товарищи.

Школьные товарищи - это одноклассники, сотрудничающие в учебе и помогающие друг другу в самовоспитании. Школьные товарищи проявляют взаимопомощь в учебе, на уроке и дома, в приготовлении домашних заданий, совместно проводят перемены, а после уроков - свободное время по интересам.

Итак, объединяет учащихся класса все, что делается вместе, совместными усилиями.

Осмысление отношений в классе (беседа-диалог)

Подумайте, есть ли деловое сотрудничество в нашем классе.

Анализ взаимопомощи в учебе:

1. Оказываете ли вы вашим одноклассникам помощь в учении в школе и дома? (Ученики приводят свои примеры.)

2. Бывают ли в классе случаи, когда возникает необходимость в учебной помощи?

3. Обращался ли кто-либо из вас за помощью и помогал ли тот, к кому вы обращались? (Высказывания детей.)

Анализ взаимопомощи в самовоспитании:

1. Какие хорошие поступки своих одноклассников вы наблюдали на уроке, перемене, после уроков, в том числе интересные ответы у доски? (Дети вспоминают и приводят свои примеры.)

2. Мешают ли вам на уроке другие ученики? Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене или вне школы? (Дети приводят примеры.)

3. Как вы действуете в этих ситуациях? (Выслушиваются высказывания учащихся.)

4. Проводите ли вы совместно с кем-то из одноклассников свободное время по интересам? Чем занимаетесь? (Ответы детей.)

5. Кого в классе можно назвать товарищем? Как он проявляет товарищество? (Дети приводят примеры.)

Физкультминутка

Давайте все делать, как я

Давайте все делать, как я. (Два хлопка.)

А ну-ка, все вместе, все враз. (Два хлопка.)

Все делают дружно у нас! (Два хлопка.)

Давайте все топнем, как я. (Два притопа.)

А ну-ка, все вместе, все враз. (Два притопа.)

Все делают дружно у нас! (Два притопа.)

Давайте все скажем, как я... («Ура!»)

А ну-ка, все вместе, все враз. («Ура!»)

Все делают дружно у нас! («Ура!»)

Игра «Закончи фразу»

Мне нравится, когда мои друзья...

Я не люблю, когда меня...

Мне очень приятно говорить друзьям...

Своим друзьям я всегда...

Я могу дружить с теми, кто...

Со мной можно дружить, потому что...

Вывод . Как вы думаете, можно ли наш класс назвать коллективом? Но жизнь в классном коллективе была бы невозможна без взаимопонимания.

(Записать слово на доске.)

Взаимопонимание - это согласие. Оно связано с умением думать, перед тем как что-то сделать или сказать. Не согласен с чем-то - скажи, почему ты против, но не дерись.

Практическая часть

Будем учиться отстаивать свое мнение и договариваться. Поработаем в парах. Проиграйте ситуацию: одному из вас хочется

во время перемены поиграть в «Ручейки», а другому - в шашки. Как вы договоритесь?

(Ученики работают в парах. Затем у доски заслушать несколько пар, которые смогли договориться.)

Памятка

♦ Помни закон нашей жизни: один за всех и все за одного.

♦ С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

♦ Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова» («спасибо», «пожалуйста» и др.), здоровайся при встрече, прощайся при расставании.

♦ Если знаешь интересные игры или что-то умеешь делать, научи других. В играх не будь грубым, не кричи.

♦ Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.

♦ Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом; останови товарища, если он занимается чем-то плохим.

♦ Играй с малышами, не обижай их; если они поссорились, помири их, разними драчунов.

♦ Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не выходит.

Подведение итогов

Что такое классный коллектив?

Что нужно делать, чтобы наш класс можно было назвать коллективом?

Дополнительный материал для учителя

Можно предложить детям обсудить следующие законы жизни классного коллектива. Законы нашей жизни

1. Закон уважения. Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.

2. Закон дружбы. В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.

3. Закон храбрости. Будь храбрым, не бойся препятствий.

4. Закон любви. Люби своих друзей, родителей, Родину и все то, что тебя окружает.

5. Закон доброты. Доброта - это сила. Не бойся быть сильным - дари людям добро.

6. Закон милосердия. Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!

7. Закон трудолюбия. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Будь трудолюбив!


Общение со сверстниками особая сфера жизни подростка. Известно, что влияние на него товарищей, одноклассников, как положительное, так и отрицательное, может быть очень велико. Однако психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны и учителям, и родителям. Они определяются своеобразием происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от детства к взрослости. Общение со сверстниками особая сфера жизни подростка. Известно, что влияние на него товарищей, одноклассников, как положительное, так и отрицательное, может быть очень велико. Однако психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны и учителям, и родителям. Они определяются своеобразием происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от детства к взрослости. Подростковый возраст характеризуется появлением нового уровня самосознания, условно названного психологами чувством взрослости. Выражается оно в стремлении быть и считаться взрослым. По сравнению с младшим школьным возрастом это совершенно новая позиция по отношению к себе и окружающему миру. Подростковый возраст характеризуется появлением нового уровня самосознания, условно названного психологами чувством взрослости. Выражается оно в стремлении быть и считаться взрослым. По сравнению с младшим школьным возрастом это совершенно новая позиция по отношению к себе и окружающему миру.



Дружба Дружба бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. Обязательным условием существования дружеских связей является отсутствие межличностной конкуренции в кругу друзей, относительно равное положение в социальной лестнице




Шабалина Мария Александровна Я думаю, что школьная дружба, это самая крепкая дружба, потому что она на всю жизнь. Её очень важно не потерять. То есть расстаться со школьными друзьями после 9 или 11 класса, и потом с ними встречаться, общаться, созваниваться и т. Д.




Школа - это не только постоянный поток новых знаний, то и настоящие испытание на прочность, в том числе испытание дружбой. Каждый дружит по разному: для кого - то друг - это человек, с которым весело и приятно провести время, для другого - тот, на кого можно всегда положиться, кто в любой беде твоя правая рука, за которую иной раз так приятно подержаться, зная, что ты не один со своими переживаниями и грустными мыслями!