Камзол - это мужская одежда XIX века, которая отлично смотриться в женском гардеробе. Камзол - это элемент костюма Камзол в современной моде

Многие элементы старинного дворянского костюма, такие как кафтан, кринолин или цилиндр, безвозвратно ушли в прошлое. Но есть и такие, которые видоизменились. Некоторые из них сменили гендерную принадлежность, но остались в современной моде. Это, например, фрак, кюлоты, шляпа канотье и, конечно же, камзол.

Камзол — это что такое? Происхождение

“Камзол” - это термин, пришедший из французского языка, где он звучит как camisole и переводился как “кофта”. Появился он в первой половине 18-го века при дворе Людовика XIV и уже к середине столетия стал незаменимым элементом мужского дворянского костюма. В то время он представлял собой приталенный пиджак или жилет длиной до колен.

Есть и другая версия, говорящая о том, что камзол — это предмет одежды, который появился в 15-м веке во Франции благодаря королю Карлу VIII, чьи ноги были кривыми и короткими. Он и решил скрыть сей недостаток удлиненными полами камзола. К сожалению, до наших дней не дошло ни одного портрета этого правителя в полный рост и подлинность этой истории изобретения камзола до конца не подтверждена.

В период Столетней войны Франция великодушно дарит Англии свой камзол как элемент верхней одежды. И вот уже английские аристократы становятся в очередь к портным, чтобы расширить свой гардероб. Для развития моды это действительно важно, так как он становится первой вещью, которая должна быть скроена и посажена точно по фигуре. Именно камзол придал особую ценность профессии портного и сыграл роль в развитии индустрии индивидуального пошива одежды.

Носили мужской камзол поверх рубашки или кафтана, шили из сукна, шелка или бархата. Также его часто богато украшали вышивкой, золотыми галунами, длинным рядом пуговиц. Причем, несмотря на обилие пуговиц, застегивались только верхние. Длинные рукава заворачивали манжетом так, чтобы были видны расшитые рукава рубашки. Также под камзолом часто носили длинный жилет, прикрывающий ноги. К концу 18-го столетия этот элемент одежды утратил рукава и баску, окончательно превратившись в самодостаточный жилет.

Из гигиенических соображений и для большего удобства спинку камзола шили из холщовой ткани, а всю подкладку делали из шелка. Также на спинке делали шнуровку. Все это помогало меньше потеть и легче двигаться.

Что такое “камзол” в историческом костюме России?

Этот предмет гардероба появился в России вместе с модой на европейский костюм, введенной Петром I. Русские дворяне продолжали носить французские модели одежды вплоть до появления на престоле императора Павла I. Камзол всегда был очень яркой деталью мужского наряда - из атласной или бархатной ткани, с золотыми и серебряными галунами, да еще и в сопровождении чулок и кружев - мужчина той эпохи выглядел весьма нарядно. Однако это был больше парадный костюм. Для повседневной жизни дворяне шили камзолы из более простого полусукна.

При Павле I все заимствования из европейской моды стали запрещены, и вскоре в камзолах, сшитых на французский манер, остались только самые бедные слои населения, у которых просто не было денег купить что-то новое. Так из символа богатства 18-го века камзол превратился в символ бедности и чудачества в веке 19-м.

Камзол у азиатских народов

Разновидность одежды, тоже называемая камзолом, нередко встречается и в традиционных костюмах азиатских народов, таких как татары, башкиры и казахи. Причем в этих костюмах часто камзол — женский предмет одежды.

Камзол также представлял собой пиджак с рукавами, суженный в талии, сшитый в основном из бархата. Вышивка гладью, бисером и нашивками украшала обычно полочки, низ и вырез камзола.

Камзол в современной моде

Несмотря на то, что большинство людей не знают, что такое “камзол”, историки целиком и полностью уверены, что современный женский жакет произошел именно от него. Как бы то ни было, но отголоски традиционного его кроя часто встречаются в работах современных дизайнеров.

Так, длинный ряд пуговиц, большие карманы, жабо, общая приталенная и удлиненная линия кроя нашли отражение в образе женских жакетов и пальто. Такие модели можно увидеть на показах Рейчел Зоуи или Виктории Бекхэм, у Balmain или Just Cavalli. Это модная альтернатива пальто, и, несмотря на очевидно мужской дух и историю, камзол в современном его виде очень женственный предмет гардероба.

Приталенный темный камзол — это хорошее дополнение для модной пышной юбки или длинного платья, а яркий камзол из богатой тяжелой ткани отлично дополнит даже лаконичные


Камзол – мужская одежда, с приталенным кроем, чуть выше колен. В России его надели при Петре I, когда по указу императора российские дворяне в обязательном порядке должны были носить европейское платье.


Камзол носили в паре с кафтаном. Эти два предмета одежды часто путают, обычно называя кафтан камзолом, хотя это совсем не так. Сначала надевалась рубашка, затем камзол, а поверх камзола – кафтан. Поэтому камзол был чуть короче и значительно уже кафтана. Изначально он был с длинными и узкими рукавами, но постепенно рукава исчезли, и камзол преобразовался в жилет.


Кафтан же был длиной до колен, также узкий в талии, с разрезами по центру спины и в боковых швах, которые увеличивали ширину полочек и создавали удобство в движении, особенно в верховой езде. На рукавах были широкие отвороты, декорируемые петлями, пуговицами, вышивкой. Кафтан носили всегда расстегнутым, так что видна была передняя часть камзола, который по этой причине обильно декорировался.




Камзолы выполняли из дорогой роскошной ткани, украшенной кружевом, вышивкой, синелью (пушистый шнурок) или другой отделкой. Однако невидимые части камзола – рукава и спинка выполнялись из менее дорогой ткани. Весь этот наряд, помимо , чулок и башмаков с пряжками и бантами, дополнялся кружевным жабо и манжетами.


Однако камзолы носили не только мужчины XVII – XVIII в.в., они встречаются издавна в женских национальных костюмах народов Азии. Мастерство народа, красота и совершенство воплотились в костюмах казахских, татарских и башкирских женщин.



Костюмы могут многое рассказать нам о человеке, о его характере, социальном положении, возрасте и эстетических вкусах. Именно в них камзол гармонично сочетается с платьем. Камзолы шились из бархата, парчи и других ярких и дорогих тканей. Праздничные камзолы украшались богатой вышивкой с золотыми и серебряными нитями, мехом и даже монетками.


А как в современной моде выглядит камзол? В основном мы встречаемся с жилетом, который является его потомком. Однако и сегодня известные дизайнеры, вспоминая яркое прошлое камзолов и кафтанов, воплотили свои идеи в новых коллекциях, где эти два вида одежды пытаются наверстать упущенное время. Насколько это удалось, судить вам.

Камзол - это элемент костюма, чаще мужского, но бывает в национальных нарядах и женского. Он имеет некоторые характерные детали - определенную длину, наличие частых пуговиц, узкий крой в талию, подразумевающий его обязательное ношение под верхнюю одежду, отсутствие рукавов. А если они присутствуют, то только в зимнем варианте одежды.

Обязательная деталь

Можно смело утверждать, что камзол - это прообраз жилета. Он надевался всегда на нижнюю рубашку, придавая, таким образом, костюму официальность и строгость.

Очень часто камзол вместе с кафтаном составляли единое целое, то есть костюм, в котором камзол всегда был короче кафтана. В этом случае пара изготавливались из одинакового материала, обшивались одинаковыми позументами, серебреными галунами или канвой. Но кафтан, в отличие от камзола, мог быть произвольного кроя и фасона - трапециевидный, прямоспинный, с клиньями и без них.

Традиционный крой

Если кафтан шился приталенным, повторял очертания фигуры, то он назывался жюстокор (точно по корпусу). Но камзол - это деталь костюма, которая всегда шилась в талию. Может быть, он исчез бы из как гофрированные женские воротники-фрезы, но интерес к ним возник благодаря кинематографу, который нещадно эксплуатирует тот временной отрезок, когда камзолы были неотъемлемой частью мужского костюма. И дуэли на шпагах совершались в камзолах или рубахах (в зависимости от того, в чем эффектнее выглядит главный герой). Современный зритель может оценить красоту и изысканность средневековых нарядов, тем более что мужской камзол, выполненный из парчи или бархата, расшитый, например, канителью (тонкие проволочки из серебра и золота), выглядел весьма эффектно.

Родом из Парижа

Конечно же, к нам в Россию камзол вместе с очень многими вещами попал через прорубленное окно в Европу.

Самый ярый прозападник привил - где личным примером, где силой - любовь к европейской моде. А уже в России камзол приобрел национальные черты, в основном в отделке, так как стал расшиваться церковными золотошвейками. А потом он шагнул дальше, за Урал, и здесь настолько полюбился коренному населению, что гармонично вошел у некоторых народностей в состав национального костюма. Можно констатировать, что камзол - это деталь национальных, часто и мужских и женских костюмов татар, казахов, узбеков, башкир, грузин и некоторых других.

Обрусевший иностранец

Появившись в России в начале XVIII века, камзол стал неотъемлемой деталью мужского костюма. Он был двух видов - с рукавами и без них. Он обязательно носился под распашной кафтан. В зависимости от моды он мог быть с глухой застежкой под горло. В конце XVIII века эта деталь одежды выходит из моды. Так как камзол принадлежал времени правления Екатерины Великой, и искусства в ту пору процветали, осталась много портретов сановников, богатых людей, запечатленных художниками. В сознании последующих поколений камзол и парик стали неотъемлемой частью и символом времени правления Петра I, и блестящего екатерининского века. Камзол в эти времена был обязательной составной мундира русской армии, полиции и гражданских ведомств.

Происхождение термина

Само слово «камзол» уходит в давние времена, когда в Древнем Риме рубаху называли камизия. Но как деталь одежды он появился на модном горизонте Франции только в XVII веке. И, хотя в XVI веке существовала некая его разновидность - колет, связаны они были только кроем в талию.

Колет был куда короче, со стоячим воротником, двойными рукавами (пара просто болталась без надобности) и накладными валиками поверху проймы рукава, что, по мнению кутюрье, придавала необходимую мужественность. Можно сделать вывод, что самой характерной чертой камзола является обязательный крой в талию. Эта деталь одежды так хороша, что и сейчас камзол уместен на каком-нибудь торжественном вечере, что и говорить о карнавалах и балах.

Современные возможности

Камзол, выкройка которого прилагается, абсолютно не труден в исполнении. Тем более что в широком доступе пошаговый крой камзолов на любой вкус и пошивка показана более чем детально. Кроме того, существует множество советов по отделке готового изделия, указывается, как можно из магазинной фурнитуры сделать уникальную вещь. А если выбрать классический вариант без рукавов, то изготовить камзол своими руками совсем нетрудно. Тем боле, что фурнитура сейчас так хороша и разнообразна, что обшивка камзола готовой тесьмой и галунами будет выглядеть не менее эффектно, чем средневековая.

Благодарим за статью и внимание к нашей марке.

Рады представить вашему вниманию старинные и современные кафтаны. Кафтан — это часть мужского гардероба не только из прошлого, но, мы надеемся, и будущего русского мужчины. Кафтан бывает парадный и повседневный, приталенный и свободного кроя, кафтан может быть и «полукафтаном» и рубашкой-«кафтанчиком», в нем уместно появится как дома, так и на празднике.

Украшать кафтан может ажурная вышивка жгутом, камнями, жемчугом… застегиваться он может на тканные или ювелирные застежки из скани с яркой эмалью… Кафтан может быть ярким и праздничным, с двойным воротником-козырем, а может быть с отложным воротником классическим, современным и очень стильным.

Да, да! Именно современным! Почему бы зимой не одеть хорошо сшитый укороченный кафтан из тончайшей итальянской шерсти на шёлковой подкладке с красивой отделкой и дорогими пуговицами? Ведь веками русские мужчины не боялись дорогих и красивых русских костюмов! Почему сегодня это должно измениться? Кто сказал, что русский мужчина обязан носить рабскую удавку-галстук и западного образца костюм? Кто решил, что наш русский мужской костюм не модный и не подходит для современной жизни?

Любой элемент традиционного русского костюма может быть создан по индивидуальным лекалам, изменён под современный ритм жизни, сшит из самых лучших и современных материалов, с использованием новейших технологий и фурнитуры! И по красоте и качеству он будет превосходить любой западный костюм, потому что для русского мужчины нет ничего более подходящего, уместного и гармоничного, чем русский костюм.

Неделю мужской моды и думаю: а ведь, друзья мои, мы с вами медленно, но верно входим в эпоху рококо! Причем, если женщинам дизайнеры уже какой год подряд предлагают одеваться в стиле хиппи-шик, то мужчин они наряжают в кружева и шелка, вышитые затейливыми узорами а-ля "шинуазри".
Для начала, вспомним, как выглядел мужчина во времена рококо .
Трудно себе представить более декоративное время, чем эта эпоха: замысловатые изгибы мебели, причудливо расписанные панели стен, все и вся покрыто декором: цветочными гирляндами, пухлыми амурами, диковинными птицами, порхающими среди изящных ветвей цветущих кустарников... Мужчина тоже стал частью этой волшебной декорации: его костюм был усыпан блестками и вышивкой, парики - рисовой пудрой, лицо разукрашено румянами.

Как-то так))
1745. Meissen Porcelain

обивка дивана

Все эти цветочки продолжали цвести и заплетаться в венки и гирлянды на мужской одежде. Не откажем себе в удовольствии погулять по этому цветущему саду!

вышивка камзола и жилета

Придворное платье, Франция 1774–93.

"Sir Whistler Webster, 2nd Bt", circle of Thomas Hudson, ca. 1760; English Heritage, Battle Abbey

Кадр из фильма "Барри Линдон". Кто не смотрел этот фильм - настоятельно рекомендую! Во-первых, он признан шедевром кинематографии, во-вторых, художником по костюмам там была Милена Канонеро. В-третьих, я написала про него пост ))

Coat and waistcoat (c. 1775) (detail) National Gallery of Victoria

Фото с показа последней мужской коллекции Moschino.

Камзол и жилет 18 век

Detail pocket flap, court coat, France or Spain, 1790s with later alterations.

Гирлянды на двери, гирлянды на жилете...

Жилет 1760-70 гг. Франция Музей Метрополитен http://www.metmuseum.org/collection/the-collection-online/search/157726?=&imgno=1&tabname=label

гирлянды на стенах...

1760-1770 гг

фарфоровый чайничек мейсенского фарфора с нежными цветочками, сплетенными в гирлянды.

Одежда знати того времени была дорогой, она демонстрировала достаток владельца, его статус и вкус.

Никто тогда не считал в мужском костюме оттенки розового и фиолетового женственными. Темные цвета и сдержанный крой пришел в моду лишь в 19 в. благодаря Браммеллу.

Thomas Gainsborough. Portrait of Joshua Grigby

кадр из фильма "Опасные связи"

Даже если мужской костюм был и не розово-сиреневого цвета, то все равно, предпочтительно, пастельных тонов, как цветовая гамма картин модных тогда Ватто и Буше

или фигурок мэйсенского фарфора

MONSIEUR AIEUL ANDRE DE LA GUERCH, 1765, Jean Voille, Paris 1744-1796, Sotheby"s

кадр из фильма "Барри Линдон"

Louis Vuitton 2016

Если камзол и был сшит из однотонной ткани, жилет обязательно украшался вышивкой. Флоральные мотивы были особенно популярны.

Portrait of Charles-Claude de Flahaut de la Billarderie, Comte d"Angiviller (1730-1809), c.1779 seated three-quarter-length Wearing the Cross of the Order of Saints Maurice and Lazare, and the Cross of the Order of Saint Louis, with his Right Hand Resting on Plans of the Galerie du Louvre. Joseph Siffred Duplessis

Мейсенский фарфор

Мейсенский фарфор 18 век

И вышивка с камзола, с которым жилет составлял пару. Заметьте, цветы вышиты одни и те же. http://www.metmuseum.org/collection/the-collection-online/search/101623?img=3&imgno=3&tabname=related-objects

Жилет от придворного костюма 1774-93 гг. Гвоздики и крупные цветы (не скажу, какие) повторяются в вышивке камзола.http://www.metmuseum.org/collection/the-collection-online/search/81133?img=8&imgno=10&tabname=label

Вы, наверное, обратили внимание, что и пуговицы на этих жилетах и камзолах тоже необыкновенные.

Они или вышивались (иногда, пайетками), или изготавливались из фарфора и расписывались вручную, или инкрустировались стразами.

Porcelain - 18th Century - Hand Paint

Вышитая пуговица с камзола 18 века

Забавно, что жилеты и камзолы сначала вышивали на купоне, а потом его отдавали портному. На сайте музея Метрополитен (Нью-Йорк) написано, что из-за ограниченной ширины ткацкого станка в 18 веке, экономное использование узких полотен привело к тому, что левый карман обычно вышивали отдельно от левой полочки.

Вышитый купон для жилета 1760–75

Барышни за вышивкой камзола и жилета

Britain and France ratified the Eden Treaty in 1786. Date made: circa 1786 Credit: National Maritime Museum, Greenwich, London
Прекрасная идея - сделать из купона картину.

Существовали специальные каталоги вышивок. А можно было приобрести и готовые вышитые купоны. Кстати, сейчас в музее Метрополитен проходит выставка Elaborate Embroidery Fabrics for Menswear before 1815 http://www.metmuseum.org/exhibitions/listings/2015/elaborate-embroidery

Вышитый купон для мужского костюма, 1780. Франция. Шелковая вышивка по шелку. Музей Метрополитен. http://www.metmuseum.org/about-the-museum/now-at-the-met/2015/elaborate-embroidery

Рисунки для вышивок. MAN"S WAISTCOAT, 1780–90 https://collection.cooperhewitt.org/objects/18148341/

Embroidery design, Jean Pillement, V&A Search the Collections http://collections.vam.ac.uk/item/O735102/embroidery-design-jean-pillement/

Многие из вас, наверняка, знают, что 18 век был славен своей любовью ко всему китайскому. Началось все с фарфора, потом продолжилось в дизайне мебели, гобеленах, картинах... Французы придумали этому течению термин "шинуазри", т.е. "по-китайски". В моду вошли китайские шелка и мотивы для вышивок, рукава-пагоды, туфли-мули и конусообразные соломенные шляпы.

Обои, шкафчик - все "шинуазри"

Сцены "из китайской жизни"...

Waistcoat, 1780–95, France Brown silk waistcoat with a standing collar and welt pockets. Embroidered on center front and lower edges with floral motifs and a chinoiserie design of Chinese figures in dragon boats.

Том Браун - 2016. Его коллекция имеет более "японский" отсыл, но общей картины это не портит))

Порхающие среди ароматных пионов и роз бабочки...