Какой праздник отмечают в беларуси 7 ноября. Государственные праздники беларуси. Объявляются нерабочими днями

Государственный праздник - это праздник, установленный в Республике Беларусь в ознаменование события, имеющего особое историческое либо общественно-политическое значение для Республики Беларусь, оказавшего существенное влияние на развитие белорусского государства и общества.

Государственные праздники в Беларуси установлены согласно Указу Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 "О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь"

В Республике Беларусь отмечаются следующие государственные праздники:

Отмечаются праздничные дни:

общереспубликанские

религиозные

Объявляются нерабочими днями:

Решение об установлении государственных праздников и праздничных дней, наделении соответствующего события статусом государственного праздника принимается Президентом Республики Беларусь.

Проект такого решения вносится в общем порядке, установленном для представления на рассмотрение Президента Республики Беларусь проектов актов Президента Республики Беларусь. К проекту прилагается мотивированное обоснование необходимости его принятия.
В государственные праздники и общереспубликанские праздничные дни в соответствии с законодательством поднимается Государственный флаг Республики Беларусь .

Проведение по случаю государственных праздников и праздничных дней официальных торжественных мероприятий, военных парадов, артиллерийских салютов и фейерверков осуществляется в соответствии с законодательством.

Дни, посвященные выдающимся событиям, традиционным датам, чествованию работников определенной профессии, отрасли хозяйства или сферы деятельности и т.д., являются праздничными днями, если это установлено Президентом Республики Беларусь.

Даты, не обладающие признаками государственных праздников или праздничных дней, но связанные с определенными историческими событиями в жизни государства и общества либо традиционно отмечаемые отдельными категориями граждан, являются памятными датами.

В Республике Беларусь могут отмечаться праздничные дни, установленные актами международных организаций, иными международно-правовыми документами.

Ìîñêâà. Âåñíà 1991 ãîäà. Ïóñòûå ïðèëàâêè ìàãàçèíîâ. Ôîòî Àíäðåÿ Ñîëîâüåâà /Ôîòîõðîíèêà ÒÀÑÑ/.

День Октябрьской революции остался в Беларуси праздничным и выходным днем в 1990-е благодаря, скорее всего, социалистическим убеждениям главы страны Александра Лукашенко. Наверное, тогда он еще считал, что государственный диктат – эффективный способ управления экономикой, а возможно, и одновременно хотел сыграть на советской ностальгии части белорусского и российского электората.

Однако с тех пор многое изменилось в экономической политике белорусского государства, и в настроениях белорусов, и в поведении восточного соседа.

В прошлом году «дорогих соотечественников» глава страны поздравил с днем Октябрьской революции коротким текстом фактически в три абзаца.

Почему же предлагается отмечать день, когда не на территории Беларуси и не белорусы, а российские большевики что-то сделали, и более того, потом быстро и совершенно официально отдали Беларусь немецким войскам ? Не поймите меня неправильно, кайзеровские войска для Беларуси были гораздо лучшим вариантом, чем большевики, тут я большевиков полностью поддерживаю.


Брестский мирный договор, согласно которому большевики отдавали Германии основную часть Беларуси, стала одной из главных причин к объявлению независимости Белорусской Народной Республики. Источник wikipedia.org

В первом абзаце поздравления руководителя страны отмечалось, что это особенное событие, которое оказало значительное влияние на мировую историю и судьбы многих народов. С этим не поспоришь – однако, падение Римской империи, которая существовала сотни лет, еще более важное для мировой истории, но мы его не отмечаем.

Потом глава страны упомянул о «социальных благах, идеалах равноправия, мира, межнационального согласия, сложившихся в советскую эпоху». Однако в этом году главная газета руководства страны, которая сдала в архив свое название «Советская Белоруссия», открыто обсуждала и писала материалы о «благах», которые получили представители всех социальных групп Беларуси под советской оккупацией – в расстрельных ямах в Куропатах и около других белорусских городов. Пусть по разнарядке, но бюджетники и активисты государственного наследия комсомола проводят субботники на месте коммунистических убийств.

Что касается «идеалов равноправия», то каждый, кто застал СССР, помнит народную поговорку: «народ и партия едины, раздельны только магазины». Поговорка объединила советский лозунг с обратной действительностью – тотальный дефицит в сочетании со спецраспределителями, спецпайками и остальным спецобеспечением для партийно-советской номенклатуры. Обычный доктор, офицер, учитель за свои честно заработанные рубли не мог приобрести то, что по сниженной цене или вообще бесплатно получал коммунистический функционер.


Пустые полки в советских магазинах для обычных людей. Источник lenta.ru

Впрочем и сейчас – о каком равноправии речь, если мы сравним возможности юноши или девушки из деревни или малого городка с возможностями детей минских госчиновников? Равный ли у них доступ к образованию, физическому развитию, к возможности получить работу с хорошим заработком? Ответы очевидны.

Что касается «мира» и «межнационального согласия», то именно межнациональные конфликты, финансирование войн по всему миру, а потом и непосредственное участие СССР в войне в Афганистане в результате и разрушили «нерушимый союз». Сомнительные достижения.

В результате в прошлогоднем поздравлении главе страны осталось говорить нам о делах давно минувших дней – «мощном толчке в промышленности», советском космосе, науке и, конечно, «воинском героизме».


Финская боевая машина пехоты Patria. Фото wikipedia.org.

Причем здесь Октябрьская революция непонятно – Финляндия и без власти коммунистов создала (и сохранила до сих пор, кстати) сильную и современную промышленность, астронавты США и без коммунистов ходили пешком по Луне, а воинский героизм проявляли солдаты всех государств мира независимо от присутствия большевиков в армии.

Скорее наоборот, советское государство и Красная Армия во время Второй мировой войны, благодаря большевикам, показали неслыханный уровень дезертирства и перехода на сторону противника. И это официальные советские данные, никакой «антисовеччины» – за годы войны только советскими военными трибуналами было осуждено более 994 тысяч советских же солдат, офицеров и генералов. Причем 135 тысяч из них были расстреляны .

Клип группы Dzieciuki «Грустное регги»

Это примерно в 15 раз больше, чем нацисты расстреляли своих солдат и офицеров за время войны. При том, что в вермахте на самом деле существовал и был раскрыт в 1944 году масштабный заговор против Адольфа Гитлера.

Я пишу этот текст вечером 6 ноября – и пока на сайте главы Беларуси нет поздравления с 7 ноября этого года. Надеюсь, его и не будет. Если не в этом году, то в следующем.

Только несколько дней назад на католический праздник Всех святых митрополит Тадеуш Кондрусевич особо отметил, что приход большевиков к власти был трагедией, и предложил выходным днем – также, как уже существующий выходной на Радуницу. За четыре дня петицию в пользу этого предложения подписали 1409 человек – и думаю, что подписей будет гораздо больше, если к мнению иерарха присоединятся все белорусские католические епископы.


Митрополит Тадеуш Кондрусевич во время вечерней мессы на День Всех Святых в Минской кафедре. Фото catholic.by.

Беларусь стала другой, изменилась экономическая политика, изменились люди. Советская ностальгия исчезает, а патриотические ценности независимости и белорусской культуры расширяются.

Беларусь даже под властью Александра Лукашенко не хочет быть колонией Москвы и вторым Приднестровьем.

Да, если вы не знали, то никем не признанная «Приднестровская Молдавская Республика» является единственным в мире «государством», где 7 ноября также выходной день. Давайте сделаем ее уникальной.

7 ноября - выходной для всех, а вот праздник далеко не общий. Для поколения next 7 ноября - праздник вообще чужой. Они мало что знают про судьбоносный выстрел «Авроры».

Современные дети не понимают, почему День октябрьской революции празднуют в ноябре. Их удивляет, что когда-то было целых два выходных «на Октябрьские» - 7 и 8 ноября. Им все же кажется странной наша привычка думать одно, говорить другое, мечтать о третьем.

Им втолковывают про новый-старый стиль, про введение григорианского календаря на территории России. Они все равно воспринимают ситуацию не до конца, потому что Россия и СССР для них - страны чужие. Дети не жили в той стране, где жили мы, представители среднего и старшего поколений.

Между нашими детьми и нами - историческая пропасть. Они родились в Беларуси, мы в СССР. И праздник 7 ноября тоже у нас разный.

Писатель говорит, что со временем, а его надо немало, с отношением к празднику все станет гораздо спокойнее, чем теперь. Через сколько-то десятков лет 7 ноября будет для нас также значим, как Парижская коммуна. Теперь же Владимир Некляев заметил в интервью «Белорусским новостям» , что однозначно судить об этом дне не стоит: «Нельзя не иметь в виду людей, которые прожили с этим праздником всю жизнь. Навязывать же этот праздник молодым - бессмысленно. Попытки как-то синтезировать совковость и демократию также достаточно спорны. Мы еще не отплыли на корабле истории от огромного айсберга под названием СССР настолько далеко, чтобы понять, что же осталось у нас за плечами».

Вообще же главную проблему в вопросе оценки и исторической даты, и праздника писатель видит в том, что сегодня мы пытаемся «по-человечески подойти к празднованию, оценке праздника и дня нечеловечного по своей сути». Сам же он не празднует 7 ноября, но и к тем, кто выступает против коммунизма, в этот день не примыкает: «Для выражения гражданской позиции мне ближе другие даты - День воли, например». При этом Владимир Некляев считает, что людям надо дать возможность «кто хочет - клеймить революцию, кто хочет - восхвалять. Слишком уж у многих в нашей стране связаны судьбы с этой датой».

Телеведущая и писательница Тамара Лисицкая к 7 ноября относится тепло. Для нее этот день связан с приятными воспоминаниями детства: «Хорошо помню, что в этот день мама готовила вкусную курицу, а мы с папой ходили на демонстрацию. Что такое демонстрация, понимала с трудом, но мне нравилась сама атмосфера праздника, нравилось сидеть у отца на плечах. У меня было много шариков и внимания окружающих. Потом мы возвращались домой, мама встречала нас, все вместе смотрели телевизор».

В детстве, говорит Тамара Лисицкая, никто не задумывался, что это за праздник. Со временем же, когда появилась альтернативная информация о революции, детство закончилось. Сегодня Тамара Лисицкая говорит о 7 ноября, что, скорее всего, «люди не упустят возможности выпить кто за, кто против того, что случилось 90 лет назад. Мне, правда, не придется, поскольку в этот день работаю».

Не будет отмечать 7 ноября и , директор научно-производственного частного унитарного предприятия «Надежные программы», председатель совета директоров портала TUT.By .

«Какой это праздник? Таковым этот день для меня не был ни раньше, ни теперь», - удивился Юрий Зиссер и сказал: «Для меня это не праздник, а возможность спокойно поработать дополнительный день, что бывает нечасто».

По мнению экс-главы Верховного совета БССР Станислава Шушкевича , «советских людей в свое время «легонько» запутали» в отношении символичности и значимости этого дня.

Политик вздохнул, что в свое время, в силу должностных обязанностей не мог не выйти на митинг или непосетить праздничные мероприятия. Этот день Шушкевич скорее считает днем памяти тех, кого «угробил казарменный коммунистический строй». Праздником 7 ноября политик сегодня не признает: «Наверное, на дачу поеду, жена отправит приводить участок в порядок перед зимой».

Депутат Палаты представителей поделилась с нами хулиганской историей, связанной с 7 ноября: в ее студенческое время, в середине 70-х, шествуя в колонне мимо представителей Верховного Совета, ее веселая компания кричала: «Няхай жыве i пасецца беларуская птушка бусел!» - «Няхай!». Демонстранты и принимающие демонстрацию принимали эти выкрики за коммунистические лозунги.

По словам депутата, сегодня этот праздник, с одной стороны, ностальгический для тех, кому помогает вспомнить молодость, а с другой стороны, вызывает если не неприятие, то равнодушие тех, кто родился и вырос не в СССР.

Первую половину дня Ольга Абрамова намерена посвятить хозяйственным делам, а затем, по ее словам, вдохновленная Социальным маршем, займется подготовкой материалов по этой теме для интернет-странички или онлайн-дневника.

Глава Белорусского конгресса демократических профсоюзов сказал, что после всего, что в конце 90-х было обнародовано об Октябрьской революции и ее последствиях, изменение отношения к этому дню не вызывает удивления.

В этот день профсоюзный деятель призывает задуматься о том, к чему приводят такие потрясения как революция, и какую цену за нее пришлось заплатить, особенно белорусскому народу. Такие даты надо отмечать очень осмысленно, считает Ярошук.

Для него лично праздник значения не имеет, отметил профсоюзный лидер, кроме того, 7 ноября он будет работать: надо подготовить визит шведских коллег и предстоящие семинары.

К нему присоединился председатель Либерально-демократической партии. В беседе с «Белорусскими новостями» политик рассказал, что «такого праздника, как день Октябрьской революции, для него, равно как и для подавляющего большинства белорусов, не существует». Историю, уточнил политик, характеризуют различные периоды, был и коммунистический, который оказался «тупиковой веткой развития». «Но есть те, кто верят в этот праздник, не видят тупик, разве нужно из-за этого праздник отменять?», - говорит Гайдукевич.

А выходным днем политик надеется воспользоваться, чтобы наконец-то выспаться, отдохнуть от поездок по регионам перед парламентскими выборами.

Главный редактор газеты «Товарищ» , печатного органа Партии коммунистов Белорусской, , напротив, 7 ноября обещал не только вместе с представителями партии возложить цветы к памятнику Ленину на площади Независимости, но и выпить водки в честь праздника.

Пресс-секретарь коммунистической партии разбил символичность этого дня на два аспекта: исторический прорыв к народовластию, который окончился неудачно, и прорыв социальной справедливости, который помог решению крупных социальных проблем. Не Октябрь виноват в том, что случилось после него, а те, кто стоял у руля страны, эксплуатируя идеи Ленина, считает редактор, называя себя «марксистом и ленинцем».

7 ноября Сергей Возняк будет разгружать новый тираж «Товарища», который прибудет из Смоленска. «В новом номере опубликована хорошая статья Сергея Калякина - современный взгляд на социализм», - объяснил редактор свое желание работать в почти профессиональный праздник.

, руководитель ансамбля «Сябры» , сказал «Белорусским новостям», что как законопослушный гражданин долгое время воспринимал 7 ноября как один из главных дней в календаре: «Нам это отношение прививали с детства». Потом было крушение надежд, разочарование: «Меня затронул развал страны, где была многочисленная аудитория нашего ансамбля. Теперь я думаю, что в 1991 году мы пережили вторую революцию. Так что говорить про идеи 1917 года смысла не вижу. Что до праздника, то, например, «Сябры» вместе с группой «Модо» Раймонда Паулса стали лауреатами конкурса советской песни, посвященного 60-летию Октябрьской революции. Таким образом, в 1977 году был наш первый успех в Москве. Кто тогда мог подумать, что эта дата когда-нибудь поставится под сомнение?»

Как бы там ни было, Анатолий Ярмоленко поздравил всех, кто отмечает День Октябрьской революции: «Зачем кого-то лишать удовольствия? В жизни и так немало разочарований, все так скоротечно, так быстро меняется. Против же того, что 7 ноября - выходной день для всех, не празднующих в том числе, я вообще ничего не имею против. Этот выходной и есть результат Октябрьской революции, против которого трудно, я думаю, что-либо возразить.»