Как живётся женщинам в Иране (24 фото). Обучение в университете и работа

© wikipedia.org

Краткая историко-географико-политическая справка: Иран - одно из древнейших государств мира, республика в центральной Азии, культурная и историческая наследница Персии. Иран-Персия является родиной зороастризма, но в 15 веке народы этой страны в основном приняли ислам, который на сегодня является государственной религией Ирана. На протяжении многих веков Иран являлся одним из центров исламской культуры: здесь развивались науки, философия, медицина.

В настоящее время Иран не имеет сухопутных границ с Российской Федерацией, но являясь одним из наиболее развитых государств Ближнего и Среднего Востока, по-прежнему остается главным стратегическим партнером России на южном направлении.

С 1979 года Иран находится в политическом противостоянии со странами Запада, в первую очередь - с США. Президент Джордж Буш включил Иран в список стран «оси зла» - вместе с Кубой, КНДР и Беларусью. Белый Дом обвиняет Иран в создании ядерного оружия - основанием для обвинений служит строительство в Иране атомной электростанции, которую исламская республика строит с привлечением российских специалистов.

В Иране находятся многие сокровища мировой цивилизации, здесь прекрасные горнолыжные курорты. Но туризм в стране почти не развит - из-за западных санкций, в том числе банковских. Так, в стране нет возможности пользоваться карточками Visa и Mastercard - что гибельно для туризма.

© Сергей Сакин/сайт

© Сергей Сакин/сайт

© Сергей Сакин/сайт

«Ехать в Иран было и интересно, и не охота. Интересно - как и любому нормальному человеку - Заратустра, мультик Prince of Persia, конференция в Тегеране 1943 года и т.д. А не хотелось потому, что мне, скажем так, не симпатично положение женщин в исламском обществе. Но интерес победил - все же я ехала не туристом, а приглашенным специалистом, проводить обучение персидских банковских служащих особенностям работы с международными платежными системами. Ведь Иран также страдает из-за экономических санкций, проводимых США - и банковской сферы это касается напрямую.

Я ехала обучать людей, как «работать из-под санкций» - вот и было интересно, что в исламском обществе окажется на первом месте: гендерные признаки или личностные качества. Как отнесутся к женщине-преподавателю?

В Иране действует законодательство, основанное на исламском праве. Оно ограничивает некоторые гражданские свободы - по «стандартным» европейским меркам. В частности, представители не традиционных религий не имеют права занимать государственные должности. «Гендерные» ограничения касаются, в первую очередь, внешнего вида женщин и девушек.

При этом социальное обеспечение (бесплатная медицина и образование) распространяется на всех граждан Ирана, вне зависимости от пола или конфессии.

Когда самолет приземлился в аэропорту близ Тегерана, все барышни, одетые по европейской моде: джинсы-кеды-короткие-футболки, достали из своих рюкзаков и сумок одежду местного образца (плащи, кофты, пиджаки длиной до бедра и ниже), платки, палантины и завернулись в них. Их примеру последовала и я. Из Москвы я везла несколько вариантов «восточного женского дресс-кода», рассчитывая, в том числе, и на худшие варианты. Но для начала я ограничилась одеждой, закрывающей тело, свитером по колено, и платком.

Многие европейские путешественники рассказывают, что процедура прохождения паспортного контроля в аэропорту им. Айятоллы Хомейни мучительна - офицеры могут придираться и задавать самые неожиданные вопросы, в том числе и крайне бестактные. Количество подобных свидетельств заставляет предположить, что это сознательная политика и установка: сразу прикрутить гайки и привести расхлябанных европейцев в нужный тонус. Евгения не стала исключением.

На паспортном контроле долго допытывались, что я такая, single&alone, собираюсь делать в Тегеране, куда собираюсь съездить, какие места посетить, встречает ли меня кто-то, есть ли бронь отеля и прочее стандартное. Наконец, офицер выдал нежданчик: мол, вот Вы сейчас в отель едете и там будете неотлучно, да? Так давайте я вечером к вам приеду и сделаю обзорную экскурсию. Но после моего отрицательного ответа штамп все равно поставил. Возможно, это был и нормальный, с точки зрения таможенника, вопрос.

Следующий, после вопросов на границе, иранский сюрприз оказался приятным.

Дорога из аэропорта в тегеранский отель очень долгая, почти полтора часа. Проходит по пригородам и по самому Тегерану. Первое, на что я обратила внимание - чисто. Обочины чистые, без мусора.

Дороги и подъезды к крупным городам - это первое, что видишь, приезжая в страну. Я езжу в командировки в среднем раз в месяц, в самые разные уголки земного шара, и мне есть с чем сравнивать. Я видела и фантастический срач Кении или Туниса, и вылизанные дороги Маврикия. Иран оказался ближе ко второму варианту, чем порадовал.

В дальнейшем я убедилась, что Иран - во всяком случае, Тегеран - своей чистотой больше походит на Европу, а не на Азию. Я лично объясняю это тем, что все-таки Тегеран - столица древнейшей цивилизации. И приятно, что люди помнят о своем великом наследии на простом бытовом уровне - не гадят себе под нос.

Курят, кстати, очень многие иранцы, но сигарета в руке считается зазорной - ее при курении прячут в ладошку.

© Сергей Сакин/сайт

© Сергей Сакин/сайт


© Сергей Сакин/сайт

Следующее впечатление от Тегерана - фантастический траффик и загазованность. Город лежит в низине, смог не выдувается ветром и «трамбуется» машинами местного производства. Санкции против Ирана выражаются и в ограничениях на поставку в страну предметов высоких технологий - и машин в том числе. Евгения, естественно, обращала внимание на пресловутый «исламский вопрос»: на воспитанность водителей и наличие водительниц.

Женщины за рулем есть, но это скорее исключение, чем правило. Однако общемировой тренд - «гламурные телочки» на дорогих машинах есть и здесь. Их мало, но тренд представлен.

Здесь очень плотный трафик, как в Ханое, пожалуй. Езда в этом «бульонном» трафике осуществляется, на первый взгляд, без правил, но по понятиям. Например, пешеходов не пропускают из принципа. Перейти дорогу, даже по пешеходному переходу - целое приключение. Бывает что и с фатальным исходом.

Преобладают машины местного производства, простенькие и побитые Сайпа и такие же побитые Пежо местного производства.

Сам город Евгении, скорее понравился - по ее мнению, он отвечает своему званию столицы большого государства. Колорит «Третьего мира» присутствует в Тегеране прежде всего в том, что первые этажи всех зданий отведены под частную торговлю и кафе.

Иран, помимо того, что находится «под американскими санкциями», добровольно поддерживают и изоляцию изнутри - в первую очередь, культурную. В Иране берегут чистый ислам - не тот, который в ИГИЛ, а традиционный, при котором создавались шедевры зодчества, развивались математика и астрономия, были придуманы шахматы и т. д.

В свое время Иран стал едва ли не первым исламским государством, осудившим «чеченский сепаратизм» на государственном уровне.

Обсуждать выходки «братьев-мусульман » в соседних государствах здесь не принято в светском обществе. Здесь этого, очевидно, стесняются - как стесняются в семье говорить о родственнике, сидящем в тюрьме за пьяный дебош.

Существует жесткая цензура в ТВ и прессе. Но современного человека, конечно, изумляет, в первую очередь, Интернет-цензура. Весь веб-траффик находится под контролем министерства информации Ирана, социальные сети попросту недоступны.

Евгении это, скорее, понравилось:

Ни через браузер, ни через приложения на мобильном, не работают Твиттер, ФБ и ВК - э то внутренняя политика страны. В принципе, наслаждаюсь отсутствием этой необходимости - «ой надо ленту новостей проверить». Instagram работает и ладно. Без остального только мозг чище и времени свободного больше.

© Сергей Сакин/сайт

© Сергей Сакин/сайт

© Сергей Сакин/сайт

Кроме того, наличие санкций извне приводит к тому, что даже в номере для особо ценного иностранного специалиста стоит допотопный телевизор и холодильник и плохо работают дверные замки - мебельную фурнитуру в Иране не производят.

А «внутренние санкции», помимо цензуры в Интернете, выразились также в наличии Корана в номере - но даже самый толерантный ум вряд ли назовет это религиозной нетерпимостью и жестокостью к иноверцам.

Но, конечно, больше всего Евгению интересовало отношение к женщине в исламском обществе.

Из всего того, что я читала в интернете перед поездкой, реально подтвердилась только сегрегация в общественном транспорте: мужчины и женщины занимают разные половины автобуса. Но вообще отношение к женщинам - ровное. Хотя в компании, куда я приехала работать (преподавать), не было ни одной женщины, ко мне относились нормально.

Самое главное: слушают и внимают тому, что я говорю, чему обучаю. Без - «девочка, что за чушь ты несешь? Мы тебя не будем слушать, потому что ты девочка!» А ведь мне приходилось сталкиваться с таким отношением. Причем первый раз на буддистском и индуистском Маврикии, а второй раз - в «вуду-христианской» Кении.

Иранцы, с которыми я работаю, не только относятся с уважением к моему профессиональному опыту. Но еще и пытаются быть джентльменами: например, двери открывают и вперед пропускают. Что иногда выстегивает. Особенно если пропустили вперед в помещении - а куда дальше идти, налево или направо, не сказали.

© Сергей Сакин/сайт

© Сергей Сакин/сайт

Очевидных, бросающихся в глаза «правил строго режима» для женщин в Иране Евгения не заметила.

Здесь присутствуют все степени женской «одетости»: от черного одеяния «в пол» с большим платком и длинным платьем, до джинсы-свитер-плащик чуть ниже бедра и платок на самой макушке, а то и просто прикрепленный к традиционному пучку волос на затылке, ниже макушки то есть. Женщин в «полном исламском одеянии» я так и не увидела.

Как ни крути, но мне за местную не сойти, даже если я вся в черное закутаюсь - цвет глаз выдает. Потому я спокойно хожу в офис в строгом костюме, дополненным длинным платьем-рубашкой, и платком.

Но Евгения все же выяснила главный вопрос: как должна выглядеть и одеваться женщина в обществе традиционного ислама, чтобы не быть закиданной камнями.

Во-первых, я так и не видела никого, кто ходит по улице с сумкой камней, чтобы кидать их в недостойно одетых женщин. Равно как и пресловутую полицию нравов не встретила. Но я, наконец, из общения с мусульманами выяснила давно интересовавший меня вопрос: почему часть мусульманских женщин оставляют открытыми только глаза, кто-то только лицо, кто-то оставляет видной полоску волос, кто-то закрывает половину лба, итд. Чем это регулируется, есть ли какое-то правило? Ответ неожиданно простой: женщина сама решает, насколько она хочет быть открыта внешнему миру. В зависимости от своей религиозной убежденности и своих моральных предпочтений и традиций. Семья и муж в данном случае подпадают под категорию «традиции».

И здесь европейская женщина Евгения неожиданно поняла «женщин неосвобожденного Востока».

Если честно, то меня порой так сильно вымораживают чужие взгляды и чужое внимание, что закутаться в бесформенную одежду с капюшоном и темными очками - это единственный выход.

© Сергей Сакин/сайт

Обзор о положении женщины в Иране, устройстве иранского института семьи и брака, подготовленный по первоисточникам.

Отметим, что в последние три-четыре года иранские власти стали меньше проводить публичных казней и порок, стараясь лучше скрывать неприглядные стороны устройства иранской семьи и брака.

Самое главное о семье и браке в Иране:

Срок для заключения брака в Иране установлен, начиная с 13 лет для женщин, и с 15 лет для мужчин ;

Молодые женщины выдаются замуж, при отсутствии отцов, официальными опекунами, которые надзирают за надлежащим поведением мужа по отношению к жене;

Мужчина может иметь до четырех жен ;

В Исламской Республике Иран все вступающие в постоянный брак должны принадлежать к одной религии ;

Наряду с обычным браком, в Иране существует и такое понятие как временный брак;

Беспричинный развод в Иране — это право только для мужчины. Для женщин установлен перечень причин, при которых она может быть разведена ;

При разводе дети, как правило, остаются с отцом;

Мужчина обязан при женитьбе выплатить лично жене , который является частью капитала жены, в том числе на случай развода. Муж обязан нести все расходы бюджета семьи и расходы по воспитанию детей, выплачивая жене финансовое содержание «нафака»;

Сексуальные отношения вне брака (временного или постоянного) в Иране запрещены под угрозой смертной казни ;

Не признается право на существование сексуальных меньшинств . При доказанном наличии неподобающих отношений обвиняемые в этом могут быть казнены;

Подробнее в этом обзоре


Положение женщины в Иране, а также о том, как институт семьи и брака регулируется нормами шариата.

Исламский брак называется никях.

Срок для заключения брака в Иране установлен, начиная с 13 лет для женщин, и с 15 для мужчин .

До 2002 года в Иране минимальный разрешенный возраст для брака был для женщин 9 лет и 14 лет для мужчин .

Исламское духовенство всегда поощряло вступление в брак как можно в более раннем возрасте, т.к. это предотвращает, на взгляд улемов, связи вне брака, за которые в Иране предусмотрены тяжкие наказания (о них ниже, в разделе «Побивание камнями и другие виды наказаний в Иране за прелюбодеяние»).

В Исламской Республике Иран все вступающие в брак должны принадлежать к одной религии .

Данное ограничение не распространяется на временный брак.

Об особенностях обычного брачного союза в Иране чуть ниже, а пока о временном браке.

Временный брак

Наряду с обычным браком, в Иране существует и такое понятие как временный брак .

При этом он может быть бессрочным. На него не распространяются ряд ограничений связанных с постоянным браком. Можно в него вступать и представителям различных религий (т.е. мусульманин может брать во временные жены немусульманку). Но, видимо, подразумевается, что если муж и жена из разных религий, то перейдя в постоянный брак иноверец (иноверка) обратятся в ислам, иначе такой брак будет незаконен. Почему незаконен? Дело в том, что в Иране запрещен переход из ислама в какую-либо другую религию , поэтому в мусульманин или мусульманка не могут сменить религию на религию жены или мужа. Однако есть возможность заключить постоянный брак с иноверцем, выехав за пределы Ирана, по законам другой страны, но при этом иранский мусульманин или мусульманка должны остаться в своей вере. Тогда иранские власти постфактум, по возвращении пары в страну, признают, но без особого восторга, такой брак.

Временный брак — это очень удобный для мужчины-мусульманина институт, т.к. он позволяет одновременно без большой волокиты брать несколько жен (до четырех). Правда, если мужчина-мусульманин сможет их содержать. Женщина может вступать единовременно только в один временный брак.

Заключение временного брака является удобным способом для иранцев обмана властей, т.к. в Иране сексуальные отношения вне брака запрещены . При этом, во временном браке женщина не имеет никаких прав на детей, они всегда остаются со отцом (правда, и в иранской семье, где заключен постоянный брак, мать, по сравнению с отцом, не имеет почти никаких прав на детей).

Вы можете также в нашем аудиофайле ниже в записи сайт послушать передачу русской редакции официального иранского иновещания «Голос Исламской Республики Иран» от 25/09/2016 о временном браке в Иране (моменты, могущие вызвать неприятие у неисламской аудитории, в передаче оправдываются):

  • аудио файл №1

Многоженство

Радиостанция «Азаттык» (казахская служба РСЕ/РС), исследуя тему многоженства в Иране отмечала в феврале 2012 года, что согласно действующим в Иране законам шариата — свода религиозных, бытовых, уголовных и гражданских законов, основанных на Коране, — мужчина может иметь до четырех жен. Хотя в шиитском Иране многоженство не так распространено, как у суннитов. Станция отмечает, что правительство иранского президента Ахмадинеджада с 2007 года пытается провести через иранский парламент, в дополнение к шариатскому праву, и т.н. «Закон о защите семьи», который будет требовать от жены покорно принимать следующую супругу ее мужа.

Глава Комиссии исламского меджлиса (парламента Ирана) по правам человека Зохре Элахиян:

«Мы не придерживаемся сходства прав женщин и мужчин...»

«Глава Комиссии исламского меджлиса по правам человека Зохре Элахиян, выступая с речью на женевской сессии Комитета по правам человека ООН, посвященной положению прав человека в Иране, в ответ на вопросы о правах женщин и равноправии мужчин и женщин в Исламской Республике Иран, заявила:

«В основе политики Исламской Республики Иран и идей мусульманских идеологов лежит равноправие мужчин и женщин на макросоциальном уровне, но это не означает сходства в деталях, ибо мы придерживаем того мнения, что разница между мужчиной и женщиной заложена самой природой для образования семьи и воспитания поколения. Поэтому ислам предусматривает специальные права для женщин как матери и супруги».

Элахиян добавила: «У нас имеется исламское предание о том, что во главе семьи стоит женщина, причем исламская религия полностью защищает достоинство и положение женщины в семье, поэтому существуют и специальные права для женщин. Мы не придерживаемся сходства прав женщин и мужчин, а имеем в виду равенство в правах».

Брак в Иране

Как уже отмечалось, брачный возраст в Иране установлен, начиная с 13 лет для женщин, и с 15 лет для мужчин .

«Подросткам разрешается вступать в брак; девочки выдаются замуж отцами или официальными опекунами, однако только после получения согласия со стороны самих девочек. Принуждать девочек вступить в брак категорически запрещается. Даже если подобный нежелательный брак заключен, молодая женщина может требовать его аннулирования , как это показано двумя традициями Пророка (МЕИБ): «Ибн Аббас свидетельствовал, что к Посланнику Аллаха пришла девушка и сказала ему, что отец выдал ее замуж без ее согласия. Тогда Посланник Аллаха предоставил ей выбор (оставаться в браке или аннулировать его)». Другая версия этого хадиса гласит, что девушка сказала: «В действительности я смирилась с этим браком, но хочу показать всем женщинам, что родители не имеют права навязывать им супруга» (Бадави, стр. 23, прим. 11).

Ислам очень ценит право каждого человека на брак, а сам брак является серьезным обязательством, основанным на гражданском договоре, который подписывается в присутствии двух свидетелей. Жених вручает невесте брачный подарок (приданое или выкуп) в соответствии с социальными и экономическими стандартами ее семьи. Этот выкуп становится ее собственностью и служит залогом ее безопасности. Мусульманская женщина наделена правом собственности и предпринимательства, а также имеет право сохранить девичью фамилию после вступления в брак. Она не облагается никакими финансовыми обязательствами, которые являются исключительно заботой ее мужа .

Отсутствие финансовых обязательств — результат меньшей доли наследства, полагающейся мусульманским девушкам и женщинам.

Обычно сыновья получают две доли наследства, в то время как дочери — только одну .

Отец не имеет права лишать своих детей наследства в соответствии со Священным Кораном («Женщины», 4:11).

По достижении возраста половой зрелости и девочки, и мальчики должны принять исламские стандарты поведения и одежды. Оба пола должны избегать всего, что ведет к сексуальным отношениям до брака, которые строго запрещены Исламом».

Таким образом, в Иране, как правило, вопрос замужества решается родителями или родственниками. При этом для слишком юной жены назначается опекун, который следит за тем, чтобы муж не обижал ее . О экономических положении иранской женщины в семье подробнее чуть ниже, а пока о главной ее функции, согласно иранским официальным воззрениям:

«В исламском воззрении, главная функция женщины — материнство . Это объясняется тем, что мать, правильно воспитывая ребенка, дарит обществу здорового и нормального человека, что очень важно для здоровья общества. Ислам обязывает мужчину обеспечивать пропитание, своевременно и без лишних напоминаний выдавать жене деньги на расходы, чтобы женщины, считающиеся символом любви, эмоции и спокойствия, имели возможность в спокойных условиях заниматься воспитанием детей. Следовательно, с точки зрения ислама, женщины не несут ответственности в связи с обеспечением расходов жизни . Их главная ответственность — выполнять материнские и супружеские функции и потом работать».

Вы можете также в нашем аудиофайле ниже в записи сайт послушать передачу русской редакции официального иранского иновещания «Голос Исламской Республики Иран» от 01/01/2016 об институте брака в Иране (моменты, могущие вызвать неприятие у неисламской аудитории в передаче либо оправдываются, либо смягчаются, так практически обходится вопрос о возрасте, допустимом в Иране для вступления в брак):

  • аудио файл №2

Развод в Иране

Беспричинный развод в Иране — это право только для мужчины. Дети при разводе остаются с отцом .

В сообщении, переданном в апреле 2010 года, «Голос Исламской Республики Иран» коснулся процедуры развода:

«По исламским законам, право на развод сохраняется за мужем. Однако и жена может при особых условиях воспользоваться этим правом, например, если при заключении брака супруги договорились о праве жены на развод.

В Исламской Республике Иран жена может при замужестве потребовать для себя определенные права, которые называются брачными условиями. В брачные условия входят, например, право на развод в случае наркомании, жестокого обращения, прекращения выплаты «нафаки» (т.е. денежного содержания Прим..п.

Конечно, даже в тех случаях, когда жена по брачным условиям лишена такого права, ее защищает исламский суд. Это значит, что, если муж будет несправедливо обращаться с женой и отклонится с правильного жизненного пути, тогда жена может обратиться в суд и востребовать свои права. Как было сказано в этом цикле передач, ислам наделяет женщину таким же человеческим достоинством, как и мужчину, и в достижении гуманных высот не видит между ними никакой разницы. Ввиду этого, все усилия исламской религии направлены на сохранение достоинства и мужчин и женщин и обеспечения их счастья у семейного очага.

Лидер исламской революции его светлость аятолла Хаменеи придерживается того мнения, что главной ролью, которую может играть каждая женщина, независимо от уровня своих знаний, своего образования, исследовательского и духовного звания, — эта роль матери и супруги».

«228 аят суры «Бакара-Корова»:

«Разведенные (женщины) должны выжидать, (снова не выходя замуж), три срока регулы (менструальных цикла). Не дозволено им, если они веруют в Аллаха и в Судный день, утаивать то, что сотворил Аллах в их лонах. А мужья в течение этого периода вправе вернуть их, если захотят примирения. Женщины имеют (по отношению к мужьям) права, как и обязанности, согласно шариату и разуму, хотя мужья и выше их по достоинствам. Аллах — великий и мудрый». (2:228)

Этот аят выступает в защиту семейного очага и детей и повелевает, что женщина не должна сразу же после развода выходить замуж. Она должна выждать как минимум три месяца , чтобы, во-первых, определить беременна ли она или нет, и если да, то чтобы можно было защитить права новорожденного. С другой стороны, может быть, появление на свет ребенка устранит разногласия, между супругами и упасет их тем самым от развода.

Во-вторых, может случится и так, что в этот период разводящиеся передумают и вновь вернутся к совместной семейной жизни.

Заключительный фрагмент аята для устранения неприятностей и обид и примирения супругов сосредоточивает внимание каждого из них на очень важном моменте. Вначале, обращаясь к мужчинам, он повелевает: «Не смотря на то, что на женщинах лежат обязанности по дому и семейные дела, мужчины в той же мере обязаны достойно выполнять свои обязательства в отношении женщин, которые обладают юридическими и гуманными правами».

Затем, обращаясь к женщинам, этот аят повелевает:

«Мужчина должен командовать и управлять семейными делами и в этой связи мужчины более достойны этого занятия».

229 аят суры Бакара-Корова:

«О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену, как велят шариат и разум, или отпустить ее достойным образом (т.е. без споров об имуществе и оговора). Вам недозволенно удерживать что-либо из дарованного (в качестве калыма), если только у обеих сторон нет опасения, что этим они нарушат законы, установленные Аллахом . А если же вы (т.е. мусульмане) опасаетесь, что муж и жена нарушат законы, установленные Аллахом, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод (за счет оговоренного при замужестве калыма). Таковы законы, установленные Аллахом. Так не нарушайте же их. А те, кто не соблюдает законы Аллаха, — нечестивцы». (2:229)

Вслед за предыдущим аятом, в котором говорится, что женщина должна выждать три месяца после развода, в случае если она захочет вновь выйти замуж, этот аят отмечает что мужчина имеет право два раза давать развод своей жене и после каждого развода возвращаться к ней, и если мужчина в третий раз даст развод своей жене, то он уже не сможет вернуть ее как прежде.

Далее в аяте дается общий принцип, необходимый для управления семьей для мужчин, отмечая, что мужчина должен либо серьезно отнестись к жизни и провести ее достойно со своей супругой, либо, если он по определенным причинам не в состоянии управлять семьей он должен по хорошему отпустить ее и естественно уплатить ей ее мехр — сумму денег, которая оговаривается перед свадьбой и выплачивается женихом невесте. Если же развода требует женщина, то она может простить мехр, — т.е. выплату мужем денег, причитающихся ей и развестись.

Итак, подчеркнем главные моменты из этого аята:

1. Кроме гуманных прав, должны соблюдаться также и финансовые права супруги и мужчина не имеет права присваивать себе что-либо из имущества женщины или ее мехра.

2. Если все-таки развод становится неизбежным, то он должен сопровождаться благими деяниями, а не ненавистью и местью.

3. Счастливая семья — это семья, отношения в которой основаны на божественных законах. Если же отношения основаны на греховных поступках, то для такой семьи лучше развод, чем продолжение существования.

230, 231, 232 аяты Священного Корана, суры Бакара:

«Если же муж дал жене развод (в третий раз), то он не может жениться на ней, пока она не выйдет за другого мужа. И если (новый муж) разведется с ней, то прежним супругам дозволено вернуться (к супружеской жизни) при условии, что они намереваются выполнять предписания Аллаха. Это -законы, установленные Аллахом. Он разъясняет их для людей осведомленных». (2:230)

«Когда вы даете развод женам, то по прошествии установленного для них срока оставляйте их (у себя), согласно обычаю, или же отпускайте их по обычаю, но не удерживайте с мыслью повредить им, преступая (закон). А тот, кто поступит так, совершит насилие по отношению к самому себе. Не шутите со знамениями Аллаха, помните милость Аллаха к вам, а также то, что Он ниспослал вам из Писания и мудрости, наставляя вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах ведает обо всем сущем». (2:231)

«Когда вы принимаете развод ваших родственниц, то по прошествии установленного срока не препятствуйте им вступать в брак с (прежними) мужьями, согласно обычаю, если между ними установилось согласие. Это наставление тому из вас, кто верует в Аллаха и в Судный день. Так (будет) благороднее и чище для вас. Аллах ведает (о том), а вы не ведаете». (2:232)

Исходя из того, что Ислам уважает законные и естественные желания людей и поддерживает любую возможность с тем, чтобы воссоединить разорванные брачные союзы и чтобы дети могли воспитываться и расти под сенью своих родителей, если женщина вышла замуж во второй раз и развелась, то она может вернуться к первому мужу, в случае если они оба захотят начать новую жизнь. Очевидно, что опекуны со стороны девушки и или кто-либо другой не в праве помешать им в этом благом деле и для заключения законного брака достаточно согласие разведенных супругов.

Выделим наиболее важные моменты из этих аятов:

Нельзя игнорировать выбор девушки во время брачного союза и следует уважать его. В принципе сам брак основывается на согласии обоих сторон.

Мы надеемся, что верующие мужчины и женщины будут уважать права семьи и каждый из супругов, уважая права другого, не позволит охладить теплый очаг семьи ваших детей. Да поможет нам всем и вам, в частности, в этом Бог».

Махр, иначе Мехр или Михр, содержание — «нафака», наследование женщиной семейного имущества и финансово-экономическое положение женщины в семье в Иране

В передаче от апреля 2010 года иранское иновещание пояснило вопросы выплаты т.е. калыма, который жених должен уплатить будущей жене (но не ее семье!), вступая в брак. А также вопросы финансового содержания — «нафака»:

«В правовой системе ислама ответственность за управление бытовыми и экономическими делами семьи возложена на мужчину. Таким образом, женщины, не несущие ответственности за обеспечение семьи средствами к пропитанию, имеют в своем распоряжении удобные средства для выполнения семейных обязательств и воспитания детей. После бракосочетания женщина получает право на признательность мужчины, т.е. мужчина дарует жене часть своего имущества, денежных или финансовых средств, которая называется «михром» . Конечно, количество михра определяется в зависимости от реальных материальных возможностей мужа.

Всевышний Аллах в аяте 4 Суры «Женщины» обязывает мужчин к выплате михра:

«Даруйте женам их михр. А если женщины по собственной воле откажутся от чего-либо из михра, то пользуйтесь этим во благо и в удовольствие».

С точки зрения экспертов, михр свидетельствует об искреннем отношении мужчины к жене. Мусульманский мыслитель мученик Мутаххари в ответ на тех, кто выдвигают вопрос о равенстве женщины и мужчины и выступают за отмену михра для женщины, пишет: «Михр в действительности согласован с законом природы, будучи признаком того, что любовь была предложена со стороны мужчины, и женщина отвечает на его любовь. Мужчина в знак уважения к жене делает ей подарок. Поэтому нельзя под предлогом равенства прав женщин и мужчин отменять закон михра, введенный Творцом бытия».

До ислама михр считался ценой за покупку женщины. В эпоху невежества, когда никакого права за женщиной не признавалось, михр получали отец или брат женщины. Ислам поставил крест на этих невежественных убеждениях, объявив михр достоянием женщины, которой муж преподносит с крайней душевной искренностью.

Другим правом женщины в семье является «нафака» или расходы на существование . После бракосочетания и начала супружеской жизни, женщинам выделяется право на обычные расходы. А это в современном мире касается существенных потребностей женщины в жилье, питании, одежде, личной гигиене, медицинском лечении, товарах первой необходимости. Мужчина обязан удовлетворять потребности жены в соответствии с ее значением и престижем в обществе.

В современном мире феминисты и некоторые западные идеологии расценивают финансовую зависимость женщины от мужчины, в том числе михр и нафака, как дискриминацию и неравенство прав мужчин и женщин. Тогда как михр и «нафака»были установлены с учётом разницы в физических особенностях и функциях мужчины и женщины. Изнурительная задача рождения потомства и беременности от природы возложена на женщину. Это обстоятельство само по себе делает женщину уязвимой с физической и психической точек зрения. Если же женщина и мужчина будут нести равную ответственность за обеспечение семьи средствами к существованию и закон не будет поддерживать женщину, перед ней возникнут сверхтяжелые проблемы.

Мутаххари считает женщину заслуживающей получения «нафака» за то, что она выполняет трудную и ответственную задачу рождения и воспитания детей. Женщины и мужчины не равны по своей физической возможности выполнения тяжелой работы и трудной экономической деятельности. Всевышний Господь при распределении жизненных функций возложил обеспечение экономических способностей женщины на мужчину, который с эмоциональной и душевной точек зрения врожденною нуждается в сосуществовании с женщиной...

Женщины для реализации своего законного права «нафака» должны соблюдать некоторые условия, в том числе повиноваться мужу. Под повиновением мужу подразумевается послушание мужу в супружеской жизни .

С правовой точки зрения, в супружеских отношениях имеется два аспекта: общий и конкретный. Общий аспект состоит в том, что женщина, наряду с выполнением своих обязанностей по отношению к супругу, соглашается с управлением финансовыми делами семьи на традиционном уровне. Также женщина должна согласовывать с мужем свои общения с другими и выходы из дома. Супружеские отношения в их конкретном аспекте заключаются в удовлетворении естественных потребностей мужа . Важный факт, который надо принимать во внимание, что обычные домашние работы женщины делают из своей супружеской и материнской любви, и они не входят в ее главные задачи.

Некоторые идеологии, и в частности феминизм, считают повиновение жены мужу половой дискриминацией. Они считают, что женщина в роли секс-рабыни находится во владении и распоряжении мужа. Разумеется, что между правами и задачами женщины и мужчины есть некоторая разница. Дискриминация приобретает смысл только тогда, когда два или несколько человек при равных условиях не пользуются равными правами и привилегиями. Ислам с гуманистической точки зрения считает женщин и мужчин равноправными и не согласен ни с какой-либо дискриминацией между ними. Однако в силу физической, физиологической и психической разницы между мужчиной и женщиной предполагает для них разные права и обязанности...

С точки зрения ислама, ответственность за содержание, опека над детьми по закону и шариату возлагается на отца. Отец обязан оплачивать расходы на жизнь и «нафаку» за содержание детей с тем, чтобы мать со спокойной душой воспитывала детей. Ввиду этого, роль матери в жизни и воспитании детей весьма существенна. Семейный очаг похож на плодородную землю, на которой дети растут подобно весенним цветам. По мнению ряда мыслителей, счастье или несчастье детей скорее всего исходит из семейных условий и воспитательных методов. Разумеется, что при изучении значения семьи, матери отводится существенная роль»...

«Одним из главных прав женщины в семье является право наследования. Законы наследования в исламе были введены с учетом большой значимости семьи и ее сохранения. Поборники равенства прав женщин и мужчин утверждают, что ислам в вопросах наследования игнорирует личность и человеческое достоинство женщины...

Ислам как правовая система впервые в мире предоставил женщинам право наследства и отменил все несправедливые законы эпохи невежества. Ислам привёл законы о наследовании в соответствие с финансовой ответственностью и функциями жены и мужа в рамках семьи и общества. У ислама закон о наследстве как финансово-экономический вопрос вытекает из принципа социальной справедливости. Женщины пользуются экономическим правом на получение михра, «нафаки» и т.п. и может даже накоплять всю свою долю в наследстве, ибо она не имеет никакой обязанности расходовать из своей доли, тогда как на муже лежит обязанность выплачивать жене михр и «нафаку» и обеспечивать другими средствами существования , и при желании жены он обязан выдавать ей пособие за кормление грудью и воспитание детей. Таким образом, значительная часть доходов мужа фактически расходуется на содержание семьи, супруги и детей.

Представьте себе брата и сестру, каждый из которых получил свою долю из наследства. Доля брата вдвое больше доли сестры. Сестра выходит замуж, но ответственность за покрытие семейных расходов возлагается на мужа. Она накопляет унаследованное ей имущество, а домашним хозяйством управляет на средства мужа. Однако брат, получивший бόльшую долю наследства, обязан содержать свою семью, обеспечивать пропитание и одевать супругу и детей, и на эти цели он вполне может израсходовать наследственные деньги . Вот поэтому, получая бόльшую долю наследства, мужчина с более спокойной душой выполняет свои финансово-экономические задачи в семье. К тому же, мужчины как правило чаще женщин пускают свой капитал в экономический оборот.

Конечно, не во всех случаях женщина наследует меньше мужчины. Есть случаи, когда размеры наследства женщины и мужчины равны. Например, когда сын умирает, родители наследуют имущество в равной доле и отец не получает больше матери. В редких случаях, даже доля женщины превышает долю мужчины. Например, когда у покойного нет наследника, кроме отца и дочери. Естественно, что дочь получает в наследство больше своего отца».

Положение иранских женщин: другие аспекты существования

Необходимо отметить, что в Исламской Республики Иран в отличие, например от Саудовской Аравии, женщины экономически и политически довольно активны. В парламенте есть депутаты-женщины; иранские женщины довольно активно участвуют во всевозможных политических исламских обществах и манифестациях .

Согласно особому закону меджлиса (парламента), иранские женщины служат в полиции. Также иранские женщины служат и в особых воинских частях .

При этом везде, по возможности, применяется принцип — отделения служебных мест мужчин от служебных мест женщин (Политика отделения практикуется и в общественном транспорте, салоны которых разделены на мужской и женский, на пляжах, где существуют отдельные пляжи для мужчин и женщин, и как принято в исламе, в мечетях). При этом иранские женщины должны всегда быть правильно, согласно исламу, экипированы. Неизменным атрибутом правильной одежды для женщин являются платок, длинное пальто и брюки . Интересно, что более миллиона мусульман-иранцев (в основном женщины) были задержаны религиозными патрулями gasht-e ershâd в 2007-2008 года, согласно имеющейся на Западе статистике, за нарушения дресс-кода в одежде и подвергнуты наказаниям — штрафам, или тюремному заключению от десяти дней.

Несмотря на то, что иранские женщины, согласно законам шариата, должны получать одобрение на свою работу, общественную деятельность у мужа, в Исламской Республике Иран, в отличие от соседней Саудовской Аравии, нет, например, запрета на вождение женщинами автомобиля. Иранские женщины также, в отличие от саудовских женщин, пользуются избирательными правам и (правда, необходимо отметить, что избирательными правами женщины в исламских странах теперь пользуются повсеместно, за исключением Саудовской Аравии, где объявлено о их введении с 2015 года).

Отставание Саудовской Аравии в вопросах прав женщин от Ирана, а Саудовская Аравия, ныне главный конкурент Ирана за влияние на мусульман, вызывает усмешку у иранских медиа. Иранский государственный спутниковый телеканал на английском языке Press TV некоторое время назад гордо заметил:

«Женщины в Саудовской Аравии лишены элементарных прав — им не разрешается даже водить машину. Тогда как иранские женщины активно участвуют в общественной и политической жизни страны».

«222 и 223 аяты суры «Бакара-Корова»:

Они спрашивают тебя о (сношениях при) регулах. Отвечай: «Это — болезненное состояние. Избегайте женщин при регулах и не вступайте в близость с ними, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним, как повелел вам Аллах». Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся. (2:222)

Ваши жены — Ваша пашня (где вы сеете семена потомства) Приходите на вашу пашню, когда возжелаете. Готовьте для себя (грядущее добрыми деяниями), бойтесь Аллаха и знайте, что вы предстанете перед Ним. Обрадуй же этой вестью верующих. (2:223)

Одной из целей, которую преследует брак, является продолжение рода человеческого. Мужчина и женщина играют важную роль в этом деле, однако, Творец всего сущего возложил на плечи матери главную обязанность — воспитание ребенка с момента, когда он находится еще в утробе. Коран неописуемым красноречием и выразительностью делает сравнение между женщиной и готовой пашней, которая берет от мужчины семя будущего ребенка и взращивает его в себе в течении 9 месяцев, а по истечении срока дает цветущему саду общества еще один росток. Однако эта пашня прежде должна быть подготовлена для принятия семени, чему способствует месячный цикл женщин. Поэтому Бог повелел не приближаться к женщинам в определенные дни месяца, чтобы не нанести им вреда, как в физическом, так и в духовном плане, и не заставлять их мучиться, ибо в этот период они неспособны зачать».

Побивание камнями и другие виды наказаний в Иране за прелюбодеяние

Основатель Исламской Республики Иран имам Хомейни о побивании камнями, и своем несогласии с тем, что эта традиция не является частью исламского правосудия:

«Дела, которые разрешались в суде шариата за один два дня, (при шахе, принявшем западную судебную систему, — книга была написана в 1970-м году, еще до исламской революции 1979 г.).... растягиваются на двадцать лет...

Агенты империализма иногда пишут в своих книгах и газетах, что судебная система Ислама слишком жестокая. Один даже додумался написать, что законы Ислама так жестоки потому, что заимствованы у арабов!

Я поражаюсь ходу мыслей этих людей (шахского правосудия). Они убивают человека за хранение 10 граммов героина и говорят: « Таков Закон!» ...

но наказание должно соответствовать преступлению....

Но когда Ислам препятствует употреблению алкоголя, предписывая пьянице 80 плетей, или когда за прелюбодеяние виновный приговаривается к 100 плетям или побиванию камнями, если виновный — женатый мужчина или замужняя женщина, они начинают вопить и жаловаться: « Что это за жестокий закон, отражающий жестокость арабов!»

Они не понимают, что судебная система Ислама сохраняет великую нацию от разрушения и развращения. Прелюбодеяние приобрело сегодня такой размах, что разрушает нынешнее поколение, развращает юношество и является причиной безобразного отношения к любой работе. Они предпочитают предаваться всевозможным порокам, привлекательным и все более доступным. Почему жестоко — выпороть виновного публично, чтобы он не развращал молодых людей, чтобы уберечь юношей от порока?..

Во времена Пророка (мир Ему) законы не только разъяснялись и распространялись, они и выполнялись. Посланник Бога сам и был исполнителем закона. Например, Он приводил в исполнение постановления по уголовным делам: отсечение руки вору, наказание плетьми и побивание камнями. Преемник Пророка делал тоже самое; его задача не законотворчество, а исполнение священных законов, которые предложены Пророком».

(Хомейни. Из книги «Исламское правление»)

Если мужчина или женщина в Иране не находятся в браке, включая временный), но при этом практикуют секс между собой в любом виде, то они могут быть наказаны за прелюбодеяние поркой или смертной казнью .

«Прелюбодеяние считается большим грехом с точки зрения всех божественных религий, в том числе ислама, однако доказать этот грех весьма сложно и если обвинителю не удастся доказать предъявленное обвинение, то он сам будет наказан .

Поскольку разврат угрожает здоровью семьи, в частности, и общества, в целом, коранические аяты предостерегают мусульман, мужчин и женщин, от блуда и уподобляют его многобожию (За ересь многобожия, а иначе говоря вероотступничества, для мусульманина по законам шариата полагается смертная казнь. Прим. сайт).

Те, кто совершает этот грех, подвергаются наказанию для того, чтобы остальные усвоили урок.

Но в священном Коране ничего не сказано о побивании блудниц камнями. В иранском законодательстве доказательства этой вины и наказание за нее требуют крайне точной и сложной процедуры, что свидетельствует об уважении прав людей, в том числе грешника.

Однако заслуживает внимания тот факт, что в Иране с 2003 года были запрещены даже немногочисленные случаи побивания камнями. Иногда фанатические жители небольших городов и сел подвергают блудниц этому наказанию, что правительство считает незаконным ».

Необходимо отметить, что соответствующие статьи о побивании за прелюбодеяние камнями в Исламском уголовном кодексе Ирана (аналог Уголовного Кодекса), введенные в качестве наказания на четвертый год после исламской революции 1979 года, насколько известно, сохранены .

В принципе и иранское иновещание в приведенном выше сообщении и не отрицает этого. Оно утверждает, что процедура доказывания так сложна, что процессы забивания камнями крайне редки, а сейчас и вовсе приостановлены. Причина свертывания практики побивания камнями прямо не называется, но явно это происходит из-за негативного отношения в мире .

Чтобы изменение позиции не выглядело отступлением, иранские власти заявляют, что нормы попали в исламский кодекс из обычного права, и не освящены исламом.

Страница с сайта иранского иновещания с цитируемой здесь, среди прочего, заметкой (от февраля 2010 года), где «Голос Исламской Республики Иран» отрицает, что в Иране власти одобряют побивание блудниц камнями. Из заметки можно сделать вывод, что одобрялось это в первые годы революции 1979 года.

Однако, как бы то ни было, и в 2011 году, пришло несколько сообщений из Ирана о вполне официальных процедурах побивания камнями за прелюбодейство (это при том, что смертная казнь за это преступление сохраняется без обсуждения, власти просто колеблются — нужно ли побивать камнями или просто расстреливать и вешать, а при учете смягчающих обстоятельств лишь подвергать порке ).

Вот что, в частности гласит: Исламский уголовный кодекс Ирана на тему прелюбодеяний:

«Прелюбодеяние наказывается либо поркой или забрасыванием камнями, если доказано свидетельскими показаниями четырех мужчин, или только трех мужчин и двух женщин» (Ст.74).

«Прелюбодеяние карается только поркой, если может доказано показаниями только двоих мужчин или четверых женщин» (Ст.75).

Забавно, что в Исламском уголовном кодексе Ирана ценность показаний мужчины намного превышают ценность показания женщины , как мы видим и в приведенных выше статьях. Это штрих к положению иранской женщины.

Необходимо отметить, иранский уголовный кодекс «милостиво» делает некоторое послабления для заподозренных в прелюбодеянии.

Например,

«Беременность незамужней женщины не должна сама по себе стать причиной наказания...» (Ст. 73);

«Прелюбодеяние замужней женщины с несовершеннолетним наказывается поркой.»(Ст.83)

»... если замужняя женщина не имеет доступа к своему супругу, в связи с поездками, заключением в тюрьму или аналогичные препятствиями, то это не требуют побивания камнями...«(Ст. 84)

«Если прелюбодей или прелюбодейка кается до раскрытия акта прелюбодеяния, он или она не должны быть наказаны...» (Ст.85),

Также предусмотрены отсрочки для прелюбодеев от наказания на период болезни, а также для женщин на период беременности и если мать кормит ребенка грудью и.т.п..

Исламский уголовный кодекс Ирана в нескольких статьях «заботливо» расписывает процедуру побивания камнями прелюбодеев, как и их порки.

Например:

«забивание камнями прелюбодея или прелюбодейки осуществляется в то время как каждый из них помещается в отверстие и засыпается землей, он по пояс, и она до линии выше груди.» (ст.102).

Положение сексуальных меньшинств в Иране

На ней изображена казнь двух молодых людей в Иране, как утверждается, за нетрадиционные сексуальные отношения.

В современном Иране запрещено принадлежать к нетрадиционной сексуальной ориентации .

До недавнего времени осуществлялись смертные казни мужчин, начиная с 16 лет, путем повешения за это т.н. называемое «преступление», или, как иногда говорят, «преступление без жертв». Однако, учитывая мировое возмущение, Исламская Республика Иран, согласно сообщениям, позднее стала казнить за это псевдопреступление, начиная только с 18 лет, или, всего лишь, ограничиваться наказанием плетьми.

Исламский уголовный кодекс Исламской Республики Иран в статье 110 указывает «сексуальные отношения между мужчинами караются убийством, и судья сам принимает решение каким образом произвести убийство за это». Статьи 112 и 113 данного кодекса гласят о семидесяти четырех ударах плетью для каждого, если партнеры незрелы (возраст не уточняется, но, видимо, подразумевается до 18 лет).

Также законодательство Исламской Республики Иран позаботилось и о том, что «поцелуй между друзьями с вожделением наказывается шестидесятью ударами плетью » (ст.124) и если было «совместное обнажение без веской причины двумя мужчинами, то (это) наказывается девяносто девятью ударами плетью» (ст.123).

Иран – государство с населением 75 миллионов человек и богатой многовековой историей. Более 90 % иранцев являются последователями шиитской ветви ислама, официальной государственной религии, а около 300 тысяч жителей Ирана исповедуют христианство. В Иране проживает самая большая община евреев за пределами Израиля на Ближнем Востоке. В данном фоторепортаже собраны фотографии сцен повседневной жизни, сделанные в Иране за последние месяцы. Иностранным журналистам в настоящее время запрещено освещать события в Иране.

Иранские женихи Джавад Джафари (слева) и его брат Мехди (справа) позируют для фото со своими невестами Марьям Садеги (вторая слева) и Захрой Аболгхасеми, которые одеты в свадебные платья, в деревне Ghalehsar в 360 километрах к северо-востоку от Тегерана, столицы Ирана


Вид деревни Palangan в провинции Курдистан в 660 километрах к юго-западу от Тегерана. В деревне Palangan иранские шииты и курдские сунниты живут в мире, хотя среди населения преобладают сунниты.

Иранцы Мортеза Алави и Мехди Хагх летят на параплане над северо-западной частью Тегерана

Работница стоит на фоне персидского ковра ручной работы в мастерской в Кашане в 240 км к югу от Тегерана. Ковроткачество – древнее ремесло, которое процветает в Иране уже около 2 тысяч лет.

Лунное затмение в небе над башней Милад в Тегеране.

Жительницы Ирана молятся на исторической площади Накш-е Джахан в Исфахане в первый день Ид аль-Фитра, знаменующего окончание священного постного месяца Рамадан.

Sevan Shahmirian, участник музыкальной группы «Wednesday Call», готовится к репетиции на домашней музыкальной студии в Тегеране. Многие иранские группы не пытаются получить государственное разрешение на реализацию своей музыки и заключают контракты с иностранными компаниями или размещают свои музыкальные композиции на Интернет-сайтах.

Жители Ирана проводят выходные на морском побережье в городе Бабольсер, расположенном на южном берегу Каспийского моря в 250 километрах к северо-востоку от Тегерана.

Саламе Базмандеган позирует в традиционном платье во время визита в Darreyeh Setaregan или Звездную долину на иранском острове Кешм.

Иранские деревенские жители работают в рисовом поле на окраине города Amol в провинции Мазендеран на южном побережье Каспийского моря. Рис является основным продуктом иранской кухни.

Иранец в костюме Санта Клауса стоит возле магазина, украшенного рождественскими декорациями, в центре Тегерана.

Женщина проходит мимо кочанов кукурузы, направляясь на молитву в храм на севере Тегерана перед вечерним намазом.

Храмовый комплекс Дур-Унташ недалеко от города Сузы в провинции Хузестан на юго-западе Ирана. Зиккурат был построен около 1250 года до н.э. и в 1979 году стал первой достопримечательностью Ирана, включенной в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Вечерний вид Тегерана.

Жительница Ирана Solmaz Hamzehzadeh (на переднем плане) выступает на чемпионате Ирана по картингу в спортивном комплексе «Azadi» в Тегеране.

Каспийская лошадь стоит в саду недалеко от города Карадж в 45 километрах к северо-западу от Тегерана.

Продавщица в парандже работает в магазине на острове Кешм в Иране.

Ткачиха работает в ковровой мастерской в городе Исфахан, Иран. Персидские ковры бывают в основном трех размеров: большие (3x4 метра), средние (2x3 метра) и маленькие (1x1.5 метра). Цену на каждый ковер устанавливают представители иранской национальной компании по производству ковров после изучения каждого экземпляра.

Иранские христиане молятся во время новогодней мессы в церкви Vank в городе Исфахан в центральной части Ирана. По данным иранских и западных источников, в Иране проживают около 300 тысяч христиан, большинство из которых являются прихожанами Армянской апостольской церкви.

Женщина позирует для фото на фоне греческого корабля «Moula F» на закате у острова Киш в 1250 километрах к югу от Тегерана. Судно село на мель у юго-западного побережья острова по пути в Грецию.

Индийская семья гуляет по затвердевшей соли у озера Oroumieh в 600 километрах к северо-западу от Тегерана.

Курдская женщина говорит по мобильному телефону на базаре городе Мериван провинции Курдистан в 512 километрах к западу от Тегерана.

Торговец стоит на историческом рынке Тебриз в 633 километрах к северо-западу от Тегерана рано утром. Рынок Тебриз располагался вдоль Шелкового пути. Он был внесен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Иранский инвалид Shahram Khodaie пытается играть зажатой в зубах тростинкой во время сеанса музыкальной терапии в лечебнице Kahrizak на юге Тегерана.

Курдский пастух несет ягненка по дороге вдоль пастбища в Divandare провинции Курдистан в 540 километрах к западу от Тегерана.

Иранская лучница Shiva Mafakheri целится во время соревнования по стрельбе из лука верхом в Тегеране.

Рука работницы ковровой мастерской в Куме в 120 км к югу от Тегерана.

/www.maximonline.ru/statji/_article/iran/" target="_blank">http://www.maximonline.ru/statji/_article/iran/);">

Мы отправили нашего корреспондента в одну из самых неуютных стран мира. Предвкушали, какие ужасы он нам расскажет, когда вернется (если вернется). Но возвратился корреспондент подозрительно радостным, если не сказать — воодушевленным.

Текст и фото: Василий Рожановский

Еще до поездки меня предупредили: никаких шортов, никаких бермудов. И маек тоже, рукав хотя бы до локтя. С женщинами на улицах не разговаривать, близко не подходить, в упор не смотреть. И не фотографировать! «Здрасьте, — говорю. — А зачем мне тогда ехать?».

То есть я, конечно, знал, что не за женщинами охотиться еду, а за уриалами. Уриал — это такая рогатая баранообразная конструкция, живет в горах Ирана, и самые настырные охотники всепланетного класса мечтают о том, чтобы уриальи рога у себя в офисе на стену приколотить. Лично я к баранам безразличен. Но я же фотограф и оператор, протоколист действительности, и должен же кто-то Олеговы защитные штаны и Андрюхины горные ботинки запечатлевать, пока те по шесть часов в уриальей засаде валяются.


А тут — Иран. Терра инкогнита, ось зла, страна победившего шариата. Я, может, никогда в жизни религиозную полицию не видел! Вот всякую другую видел, а защитников веры при электрошокерах — еще не доводилось.

— А что бы вам хотелось увидеть? — спрашивают меня.

Выяснилось, что поприсутствовать на публичной казни вряд ли получится. Нет, казнят по-прежнему, и да, кое-где могут и на подъемном кране вешать, но билетов на это не продают, нет. И от фотографов очень ждут, чтобы те вели себя прилично. Прилично — это значит можно фотографировать природу, архитектуру мечетей и предметы народного промысла. Ну и уриалов, само собой. А все остальное — лучше не надо. Полицию — нельзя, государственные учреждения — нельзя, а больше всего нельзя — женщин на улицах. Вообще. Иначе может появиться хороший шанс пофотографировать полицию.

Вот тут я и спросил: «Здрасьте, а зачем мне тогда ехать?»

Тонкости перевода



Москва — Тегеран — Исфахан — Тегеран — Кашмар — Тегеран — Москва. Дорога, дорога, дорога, ночь, ночь, горы, горы, горы...

Кашмар — на самой границе с Афганистаном. Там живут уриалы. Но до этого у нас по плану Исфахан. Там живут тоже какие-то замечательные туры, и в наших планах сделать так, чтобы этих туров стало меньше. Тридцать километ-ров — дневной марш-бросок по горам с полной выкладкой. Бредем мы, спотыкаясь по осыпям, гонимые страстью увидеть турий хвост. Истинно мужской вариант жизнедеятельности, я горд собой.

В перерывах мы отлеживаемся в Тегеране. Я отмываю с ботинок турью кровь и ковыляю, хромая, на улицу: у ребят своя охота, у меня — своя. Я пытаюсь поймать суть тегеранской жизни.

Пока что вижу много старых автомобилей. Не кубинский, конечно, вариант, но все равно полно автохлама 80-х годов, много наших «лад», но встречаются вполне кондиционные «пежо» и «рено». Есть и диковатые изделия местного автопрома, идентификации не поддающиеся. Всюду стройка: выломанные плиты, нагроможденные мешки с цементом. При этом отремонтированных зданий странно мало. Ну и бардак, что греха таить. Но не азиатский пышный бардак, а так, скромное умирание достойной руины: ржавчина, потрескавшаяся краска в пять слоев, потеки, обветшание, серая пыль. Относительно ухоженными выглядят только административные здания — местных служб безопасности, юстиции, министерств. Город низкий, малоэтажный, в три-четыре этажа, и явно нелюбимый своими жителями: здесь нет уютных уголков, мало красивых видов, мало растительности. Всю красоту тегеранцы скрывают от посторонних глаз за стенами серых, угрюмых и малоотличимых друг от друга домов. Улица же есть внешний космос, ничейная и не очень дружественная территория. Возможно, летом тут порадостнее, но тоже вряд ли: озеленением в Тегеране явно не озабочены.


Скромная закрытая одежда для мужчин. Для женщин — обязательно прикрытые волосы, свободная верхняя одежда, доходящая хотя бы до середины бедер, никаких открытых частей тела, кроме кистей рук, лица и стоп. Хотя на ноги тоже желательно надевать толстые носки.

Мужчина и женщина могут идти рядом, ехать в одной машине или сидеть за одним столиком в кафе, только если они находятся в очень тесных родственных связях.

Всюду стройка: выломанные плиты, мешки с цементом. Отремонтированных зданий мало

То есть нюансы есть. Я пытаюсь разобраться в них с помощью Резы — молодого человека, который уже полчаса курит со мной на лавке недалеко от отеля. Реза говорит, что он студент и хочет попрактиковаться в английском языке. Я честно признаюсь, что в моем обществе практиковать английский язык — это занятие совершенное в своей бессмысленности.

— Ничего, — вежливо отвечает Реза. — Тебя вполне можно понять. Но у тебя беда с определенными и неопределенными артиклями.
— Да, — соглашаюсь я. — С этим у меня беда.

Сперва мы говорим про Россию. Великую, могучую и во всех отношениях замечательную. Потом — о прекрасном, великом и не менее замечательном Иране. Мы безудержно политкорректны.


— А две супружеские пары могут ехать в одном автомобиле?
— Да.
— А одна супружеская пара и одна подруга жены?
— Да, если она сидит на заднем сиденье. Та девушка, которая не жена.
— А таксист-мужчина может возить жен-щин---пассажирок?
— В такси можно. Если женщина сидит сзади. Но есть специальные такси для женщин с женщинами-водителями.
— А если останавливают машину, мужчина говорит, что он таксист, а на самом деле они любовники?
— Тогда его попросят показать лицензию.
— А если он любовник, но при этом на самом деле таксист?
— Наверное, все равно отпустят. Откуда они узнают, что он любовник?
— Тогда вопрос решен. Всем в Тегеране просто надо сделать себе таксистские лицензии и ездить куда угодно и с кем угодно.

Реза смотрит на меня с интересом. Потом говорит, что много слышал о России и русских, но только сейчас начал кое-что понимать.

Чаевых в благодарность за этнографическую лекцию Реза не берет. Но и не обижается на предложение. Многие иранцы были бы рады этим пяти долларам, потому что страна, мягко говоря, не роскошествует. А я продолжаю бродить по улицам, общаясь с местным населением.

Разделенные надвое


— Пойми, — говорит Хамед, с которым мы разговорились в тегеранском ресторане (пластиковые столы с клеенками, кебаб, рис, соус, чай в стаканчиках без ручек, леденцы вприкуску), — здесь все живут как хотят, просто никому это не показывают. А если у тебя есть деньги, ты вообще можешь жить как в Европе. У тебя есть вилла. Вокруг виллы забор, никто не видит, что внутри, — делай что хочешь. И в домах, в квартирах — так же. Спутниковые антенны запрещены? Но они есть у всех! Алкоголь запрещен? Да все пьют! «Фейсбук» запрещен? Так все, у кого есть голова и кто читает по-английски, умеют обходить этот запрет. У нас даже комнатных собачек все заводят — просто назло. А наши женщины! Они вообще делают что хотят! Собираются друзь-я, компании, на вилле ходят раздетые, неприкрытые, пьют, шутят с мужчинами. И не только шутят. Главное, чтобы никто этого не видел. А если донос будет, придет облава, выломают дверь — быстро замотались в чадор, разбежались по комнатам. И никто ничего не докажет. Приличные, интеллигентные люди всегда будут друг друга прикрывать: муж — жену, дети — родителей, братья — сестер.



— Что, вообще все делают что хотят?
— Нет, есть религиозные. Особенно те, которые из деревень. Вот они ничего не делают. Только следят, чтобы все делали вид, что они такие же.
— И много у вас религиозных?
— Много, — говорит Хамед, орудуя вилкой. — А кто делал Исламскую революцию, думаешь? Много! С каждым годом все меньше, но все еще много. И остальные теперь должны делать так, как хотят эти, деревенские. Притворяться. Здесь как бы два народа, один в плену у другого. Но всех это устраивает. Мы хорошо живем.
— А почему тогда у вас который год протесты, восстания, студенческие волнения? Сколько оппозиционеров по тюрьмам, сколько арестованных…
— Ну... — Хамед смотрит на меня внимательно, потом все-таки говорит: — Иногда очень-очень устаешь притворяться, понимаешь?


Протестующие ногти



Я поступаю плохо. Я фотографирую женщин. Украдкой — с живота, из-под локтя. Некоторые замечают: одни улыбаются, другие сурово сдвигают густые брови.

Только по бровям обычно можно понять, с кем имеешь дело: религиозные мусульманки до замужества их не выщипывают. А с бровями у персиянок дело обстоит хорошо: богатые брови.

Вообще, конечно, очень красивая нация. Точеные черты лица, выразительные, живые глаза, чистая светлая кожа, носы дивной формы с изумительной горбинкой. Жаль, что они их так уродуют. Почти каждая вторая женщина носит на себе следы пластической операции, да и носы многих мужчин тоже подверглись реконструкции. В моде маленькие, вздернутые кнопочки, вполне уместные, допустим, для рязанского типажа, но вступающие в странный диссонанс с персидскими очами и скулами. Повсюду видны послеоперационные пластыри на переносицах. Мне уже насплетничали, что некоторые юноши и девушки носят пластыри на носах просто так, без всяких операций. Потому что это модно, а операция — штука дорогая, свидетельствующая о твоих крутых финансовых возможностях.

Любая арестованная обычно сообщает, что да, она пять раз в день смывает лак и наносит его заново

По моим наблюдениям, примерно половина тегеранок выражает протест против исламского режима. Протест обычно выражен так: никакой чадры. Манто — обязательное верхнее пальто для женщин без чадры — едва достигает середины бедра. Под ним — очень обтягивающие брюки и туфли на каблуках. Шарф-платок сдвинут назад так, что непонятно, на чем держится. Спереди — пышно взбитая челка, часто выкрашенная в светлый цвет.

Иногда патрули блюстительниц нравственности останавливают протестанток на улицах, требуют поправить платок, убрать лохмы, застегнуться. Некоторых отправляют в полицейские участки — слушать лекцию о нормах исламской морали и платить штраф. Такие досмотры проводятся кампаниями: иногда целый месяц на улицах шерстят женщин на каж-дом углу, иногда контроль надолго ослабляют — и тогда белые челки опять гордо вздымаются до небес.

И, конечно, маникюр. По канонам шариата молиться надо пять раз в день, после обязательного омовения лица и рук, и ни одна истинная мусульманка не может позволить себе маникюр, так как лак, закрывающий доступ воды к пластинкам ногтей, делает молитву недействительной.



Нигде в жизни я не видел такого количества мощнейшего и вызывающего маникюра, как в Тегеране: яркие краски, длиннющие ногти, инкрустация стразами. Придраться довольно трудно: любая арестованная обычно сообщает, что да, она пять раз в день смывает лак и наносит его заново.

На входах в госучреждения (на женских входах, отметим, так как сплошь и рядом половая сегрегация работает и тут) выдают обязательную чадру посетительницам.

Я купил иранский чадор по просьбе своей московской приятельницы. Досконально изучил его и теперь знаю, что более неудобную конструкцию и придумать трудно. На голове он держится с помощью легко сползающей резинки, и на улицах я видел, что многие женщины удерживают его заколками. На нем нет застежек, края разлетающегося и норовящего все время свалиться чадора женщины придерживают руками. Оттого походка иранки в чадоре, даже опытной носительницы, весьма специфична: нагнутая голова, кулак, сжимающий на груди чадор, и сведенные плечи.

Поэтому школьницы от чадора избавлены. Девочки тут с самого нежного школьного возраста носят на головах макнаэ — что-то вроде длинного шлема из ткани, закрывающего голову, грудь и плечи. Дети в макнаэ похожи на черепашек-ниндзя.


Любовь иранская



Законы тут суровы. За прелюбодеяние — тюрьма и плети, за пьянство — тюрьма и плети, за прелюбодеяние замужней женщины — смертная казнь, за оскорбление ислама — смертная казнь. Учитывая, что под оскорбление ислама теоретически может попасть что угодно, в том числе переход, скажем, в христианство, открытое признание в атеизме или высказанное сомнение в уместности какой-то из норм шариата, — лично мне тут находиться несколько некомфортно.

Но один из моих уличных знакомых сказал: «Любить, зная, что тебя может ждать за это смерть, — это прекрасно. Это для настоящих мужчин».

Не знаю. Лично мне любить, зная, что мою любимую, если она вдруг снизойдет к моим чувствам, могут побить палками, а то и повесить на стреле подъемного крана, было бы нерадостно. Видимо, я ненастоящий мужчина.

Тем не менее иранское общество пронизано чувственностью, пропитано любовью. Тут действительно могут прожечь взглядом. Мне удалось пару раз испытать это, когда мимо проходившая девушка с безразличным, скучающим лицом вдруг на какую-то секунду бросала на меня заинтересованный взгляд. Это на самом деле похоже на разряд молнии — настолько этот взгляд был быстр, глубок, запретен, настолько стремительно он отводился в сторону.



Иранское общество пронизано чувственностью и любовью

— Забудь о средневековье, — говорил мне Хамед. — В Иране, в Тегеране по меньшей мере, женятся по любви. Почти все.
— А как же договорные браки, через родителей?
— Э-э-э, — отвечает Хамед, — представь, тебе двадцать лет, до сих пор все, что тебе удавалось с женщиной, — это поцеловать девочку на свадьбе у знакомых, когда тебе было пятнадцать. А тут тебе подводят девушку и говорят: «Она может быть твоей женой». Ты не представляешь, как ты сразу влюбишься! И у девочек так же. Но вообще у нас обычно молодежь сама знакомится.
— Но как? Где? Если нет дискотек, нет совместных вечеринок, если обучение по большей части раздельное, за исключением университетов?
— Во-первых, у нас нужно иметь сестру. Чтобы она снимала на телефон всех девушек на девичь-их встречах и в школе, а потом тебе показывала, все про них рассказывала и телефоны давала. Во-вторых, в Интернете знакомятся. Да и на улице знакомятся многие.
— Но каким образом?
— Смотришь на девушку, улыбаешься ей. Кидаешь ей свой номер телефона на бумажке. Захочет — позвонит. Если понравится, как ты говоришь, о чем думаешь — будете говорить часто. Потом можно в кафе ходить: она за одним столиком, ты — за другим, ничего друг другу не говорите, иногда смотрите. Потом можно жениться. Если деньги есть.
— А много денег надо?
— Ох много!

Сами расходы на свадьбу — шумную, многодневную, с отдельно арендованными помещениями для гостей-женщин и гостей-мужчин — могут быть больше дохода всей семьи жениха за несколько лет. Но ведь требуется еще и брачный дар — махр. Это те деньги, которые муж обязуется выплатить жене в случае развода; это средства, которые у нее должны остаться, если ты умрешь. Обычно махр измеряют в старинных золотых монетах, средняя цена махра — 40-50 тысяч долларов. Учитывая, что средняя зарплата в Тегеране примерно 400 долларов, понимаешь, почему многоженства тут как такового нет.



— Не очень справедливо, — говорит Хамед. — Раньше, когда муж работал, а жена сидела дома, все было понятно. Но сейчас женщины работают и получают больше мужчин, потому что, пока она учится в институте, он собирает деньги на махр на стройке! У нас на каждого студента — две студентки! И детей они не рожают, нет. Один ребенок в семье — обычное дело, два — уже редкость в Тегеране. У нас женщины-чиновницы, женщины-преподавательницы, женщины-ученые, а мужчины — вот, — показывает Хамед мозолистые руки. — Мужчины торгуют, строят, копают. И мы еще в армии должны служить, пока они карьеру делают. А потом махр им подавай. Ты думаешь, у нас тут женщины угнетенные? Ха! Я вот что тебе скажу: ты не прав, брат! У нас плачут, когда мальчик рождается. Вот берут родители ребенка и плачут над ним. «Бедный ты, - говорят, — бедный! А уж какими мы бедными через тебя будем!» Вот завтра приходи. Я друга приведу, он тебе расскажет, как с ним жена поступила. Все у него забрала и развелась, а он теперь долги будет до смерти выплачивать.
— Я завтра не могу. Я в Кашмар еду.
— О, — говорит Хамед, — там по-другому. Там не Тегеран, там старый Иран. Там совсем дикие люди живут, даже Америку по-настоящему не любят, а ты на американца похож.
— Да меня в городе не будет, мы в горы, на охоту, будем скакать по скалам за уриалами.
— Это можно, это безопасно, — говорит Хамед.

Десять долларов он принимает с удовольствием. Как-никак, собирает на махр и надеется через пару лет начать поиски невесты.

Из чего состоит иранский хиджаб

Хиджаб — это не какой-то вид одежды, это слово, означающее соблюдение в костюме требований шариата. При этом в каждой мусульманской стране могут быть какие-то свои требования к хиджабу, часто связанные с местными традициями, а не с исламом непосредственно. Скажем, афганскую бурку (мешок с сеткой) или арабскую абайю (черное покрывало с сеткой на месте лица) иранки не носят. Зато они носят:

Манто
Так во французском стиле называют верхнее пальто из легкой или тяжелой материи в зависимости от сезона. В идеале манто должно быть свободным, скрывающим формы тела и достигать хотя бы колен. Но это правило обычно игнорируют: летом многие иранки носят манто, которое справедливее было бы назвать легким пиджаком, а то и вовсе рубашкой.

Макнаэ
Своего рода тканый шлем, закрывающий голову, грудь и плечи. Обычный форменный головной убор для школьниц и студенток. Иранские спортсменки на международных соревнованиях всегда выступают в спортивных макнаэ.

Чадор
Черное покрывало, закутывающее женщину с ног до головы. Напоминает обычную простыню с подобием капюшона сверху. Без пуговиц, без застежек и без молний. Чадор обязателен для визита в государственные учреждения, накидывается поверх обычной одежды. В обычной жизни его носят либо очень религиозные иранки, либо те, кто хочет такими казаться.

Хед
Тугая повязка на голову. Ее надевают под шаль или русари религиозные иранки: даже если головной убор сползет, хед закроет от любопытных взглядов запретные женские уши и волосы.

Никаб
Лишь в очень отдаленных районах Ирана иногда можно встретить женщину в никабе — тряпке, которая полностью закрывает лицо, оставляя открытыми только глаза и часть лба.

Что мне нужно знать о системе здравоохранения и транспорта в Иране? Какова ситуация с безопасностью для эмигрантов в Иране? В нашем руководстве для проживания в Иране есть ответы на все эти вопросы и многие другие.

Здравоохранение в Иране

Здравоохранение в Иране поддерживается государственно-правительственной системой, частным сектором и неправительственными организациями. Иранский народ имеет право на государственное медицинское страхование; Однако это не распространяется на эмигрантов, которые должны будут платить за собственное лечение. Большая сеть государственных клиник страны предлагает базовое медицинское обслуживание, но больницы общего и специального назначения, которыми управляет Министерство здравоохранения и медицинского образования, обеспечивают лучшее качество медицинской помощи. В крупных городах богатые жители и эмигранты предпочитают дорогие частные клиники и больницы.

Здравоохранение дешево по сравнению с другими странами. Качество помощи варьируется от больницы до больницы; Лучшее качество, как правило, в крупных городах, которые будут иметь больницы и врачей международного уровня. Вы можете использовать веб-сайт Международной ассоциации медицинских консультаций для путешественников, чтобы найти врачей с лучшей подготовкой. В противном случае ваше посольство должно быть в состоянии помочь. Иранская община также полезна и услужлива, и где бы вы ни были, вам будет предоставлена ​​информация, необходимая для получения помощи.

За пределами крупных городов медицинская помощь недоступна, и большинство иранцев посещают местную аптеку, чтобы приобрести необходимые медицинские принадлежности.

Как правило, эмигранты организуют себе частное медицинское страхование, чтобы покрывать свои потребности в области здравоохранения. Стоит заранее выяснить, будет ли ваш страховой план напрямую оплачивать поставщиков или возмещать вам расходы на здравоохранение, поскольку страховщики могут не платить врачам напрямую в Иране.

Транспорт в Иране

Иран имеет обширную и прочную асфальтированную дорожную систему, которая связывает большинство его городов. Транспортные услуги являются частыми, пунктуальными и очень дешевыми, в Иране существует множество вариантов поездок для эмигрантов.

Такси — популярный вид транспорта как для эмигрантов, так и для местных жителей. Существует три основных типа: общее такси, частное такси и такси агентства. Большие города имеют системы массового транзита, которые используют автобусы; Есть также частные компании, которые предоставляют автобусные услуги между городами. Цены на автобусные билеты сравнительно дешевы, а билеты можно купить в небольших кабинах вдоль основных улиц или в местных автобусных терминалах. Однако автобусы могут быть переполнены, поэтому, если вы точно не знаете, куда идете (трудно ориентироваться, если вы новичок в стране), вы можете отправиться на метро или использовать железнодорожные сети Ирана.

Путешествовать на поезде не дорого, это эффективный способ избежать дорожно-транспортных происшествий в стране. Другой вариант — путешествовать на самолете, используя недорогие внутренние воздушные услуги Ирана, в частности Iran Air, национальную авиакомпанию или ее конкурентов: Iran Aseman Airlines, Mahan Air и Kish Air.


Вы также можете рассмотреть возможность вождения самостоятельно, но для этого вам нужно иметь международные водительские права. Однако вождение в Иране не для слабонервных: теоретически, все едут справа, но это не может быть гарантировано.

Безопасность в Иране

Правительство Ирана не публикует статистические данные о преступности, а в международных и местных новостях сообщается лишь о части совершенных преступлений. Тем не менее, лучше всего принять необходимые меры предосторожности.

Процветает черный рынок украденных паспортов, поэтому держите свои вещи при себе и будьте начеку. Остерегайтесь переполненных базаров, охотничьих угодий для карманников и общей уличной преступности. Такие районы, как Систан-Белуджистан, Бам и область к востоку от Бама и Джаска, являются известными горячими точками для бандитизма и незаконного оборота наркотиков, поэтому избегайте этих районов.

Ваша безопасность, скорее всего, будет скомпрометирована на дорогах. Иран имеет одно из самых высоких показателей смертности в мире на душу населения; Местные жители, как правило, не уделяют слишком много внимания правилам дорожного движения. Противоположные автобусные полосы, быстрые мотоциклы и пешеходные переходы представляют собой опасные зоны, поэтому будьте особенно осторожны с ними. Если потребуется, номер экстренной службы полиции — 110 (112 с сотового телефона). Однако преступления против иностранцев редки. Приложите все усилия, чтобы приспособиться к иранскому образу жизни, и к вам будут относиться с вежливостью и уважением.