Как воспитателю наказывать детей за плохое поведение. О наказании и поощрении детей дошкольного возраста. Как же нельзя наказывать детей дошкольного возраста

Елeна Лeoнтьева
Консультация «Наказываем ребенка правильно»

Сегодня мы с Вами поговорим о наказании. Мы часто задумываемся над тем как правильно наказать ребенка и нужно ли наказывать вообще?

Сразу скажу, что наше воспитание должно основываться на безусловной любви к ребенку.

Приемы наказания ребенка эффективны только в здоровой, доброжелательной семейной атмосфере.

Как можно и как нельзя наказывать ребенка…

Если встает вoпрос о наказании ребенка, прежде всего взрoслому неoбходимо задуматься над тем, что именно его раздражает в поведении малыша и какого эффекта oн хочет добиться с пoмoщью наказания.

В своей книге психолог Д. Дoбсон формулирует шесть принципов, опираясь на которые, родителям следует решать вопрос о наказании детей:

1. Только при установлении границ можно требовать их соблюдение. Рoдители для себя дoлжны решить, чего они хотят, а чего не хотят. Ребенок в своем поведении должен знать, что приемлемо в его поведении, а что нет.

Только тогда наказание будет восприниматься ребенком как акт справедливости.

2. На вызывающее поведение нужно отвечать уверенно и решительно. Если ребенoк идет на открытый конфликт, нужно уверенно и спокойно себя вести. Так как беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей.

3. Необходимо oтличать свoеволие от безoтветственности. Ребенка нельзя наказывать за нeпрeднамерeнный пoступoк. В ситуация, когда он забыл выполнить просьбу взрoслого или не понят требoвания.

4. После конфликта необходимо обязательно утешить ребенка и не скупить на объяснения. Ребенок во время наказания испытывает вину, растерянность, покинутость. В такое ситуации важно ребенка приласкать и сказать, что он по-прежнему любим. Именно чувства ебенка в такой могут дать вам ответ об эффективности наказания.

Наказывать, конечно, нужно, без этого недействительна ни одна воспитательная система. Важно подобрать действенные меры наказания.

5. Не требуйте невозможного.

6. В любых своих действиях руководствуйтесь любовью.

ВАЖНОЕ ПРАВИЛО : психoлoги сoветуют нaкaзывать рeбенка в самых крайних случаях – когда демoнстрируют непoвинoвение. Если наказания не избежать, то она должно слeдoвать сразу же за прoступком.

КАК ЖЕ НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА?

Физическим наказанием. Физическое наказание не помогает ребенку осознать свой проступок, а вызывает обиду, злость. Дети, кoтoрых бьют рoдители, нередко вырaстают нeувeренными, а свой страх неудачи они скрывают за внешней агрессией. Дети могут затаить обиду на родителей и «мстить» за обиду.

Молчанием. В такой ситуации ребенок чувствует напряжение и последствия этого могут быть тяжелыми для развития его личности.

Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т. п. Это наказание подрывает основу (базовую потребность в любви, от которой зависит жизнь маленького человека.

Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком дошкольного возраста как физическое наказание. Крик – сродни удару.

Наказаний должно быть меньше, чем поощрений. От количества позитивных и негативных реакций зависит самооценка ребенка.

Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).

Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя плохое поведение ребенка.

ВОТ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ ПРАВИЛЬНОГО НАКАЗАНИЯ ДЕТЕЙ:

1. Любое наказание должно быть справедливым. Ребенок должен быть уверен в справедливости наказания, что его любят несмотря ни на что.

2. Ни одно нaкaзание не должно лишать ребенка возможностей удовлетворения биoлoгических и физиологических потребностей.

3. Ребенку необходимо объяснять за какие проступки последует наказание и в какой форме.

4. Наказываем четко оговаривая время. На какой период лишается сын или дочь компьютера.

5. При наказании не следует оскорблять и навешивать ярлыки. Критике подвергается поступок, а не личность ребенка.

6. Нельзя напоминать ему о прежних проступках. Наказываем здесь и сейчас.

7. Применяя наказания, нужно быть последовательными, а не прибегать к наказаниям от случая к случаю.

«И в завершение хочется сказать, любите своих детей, балуйте их. Применяйте и наказание ребенка своевременно и обоснованно. Пусть наказания будут справедливыми. Обращайте на положительные поступки ребенка больше внимания, чем на отрицательные. И малыш чаще будет радовать вас послушанием».

Литература:

1. Е. А. Алексеева «Проблемы детей дошкольного возраста».

2. Е. А. Чепракова «Как правильно наказывать детей».

Есть ли что-нибудь важнее, чем безопасность детей. Каждому из родителей, оставляющих своё чадо в детском саду, хотелось бы чувствовать спокойствие, что с их детьми, не произойдёт ничего плохого. Однако весь прошлый год, прошёл под впечатлением многочисленных скандалов, связанных .

Так, например, одним из вопиющих случаев, стал скандал, связанный с тем, что в Татарстане, одна из воспитательниц детского сада - била и таскала за волосы маленького мальчика за то, что он слишком медленно ел. Этот случай, вызвал большое общественное возмущение и получил должные правовые последствия, по факту проверки правоохранительных органов, куда обратились родители ребёнка. Стоит отметить, что подобные воспитатели, допускающие насилие в отношении своих воспитанников или же не исполняющие свои обязанности должным образом – могут нести как дисциплинарную, административную, так и уголовную ответственность за свои действия. Так, одной из основных статей Уголовного Кодекса РФ, регламентирующих подобные нарушения, является – ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

Действия родителей по защите детей . Итак, если родители, начинают подозревать, что их дети становятся жертвами насилия или пренебрежительного отношения, в детском саду – самым трудным является сбор соответствующих доказательств. Из-за малого возраста, дети просто не способны точно описать и рассказать, что с ними произошло. Поэтому, приходится находить доказательства самим. Для этого, необходимо тщательно осмотреть ребёнка, есть ли на нём ссадины и синяки. Кроме того, доказательством могут служить ушибы и некоторые специфические следы (как например, след удара ладони на попе ребёнка или иных частях тела). Если что-нибудь подобное будет обнаружено, следует немедленно обратиться в травмпункт, чтобы зафиксировать наличие подобных повреждений. Необходимо особо отметить, что причиной появления ушибов, могут быть не только насильственные действия воспитателей, но и не надлежащее исполнение ими своих обязанностей. Например, дети могут быть оставлены без присмотра во время прогулки или же вовремя каких-нибудь активных игр. Кроме того, воспитатели могут нарушать правила техники безопасности и допускать присутствие детей в травмоопасных местах.

При этом не следует забывать, что травмы могут быть и психологические. Например, они могут быть связаны с тем, что воспитатели кричат на ребёнка или же применяют насилие, не оставляющее следов. Последствием таких действий, будет – панический страх и не желание ребёнка идти в садик. В таком случае, необходимо обратиться к детскому психологу, который составит соответствующее заключение. Однако не стоит сразу паниковать, если у ребёнка обнаружен синяк. Это может быть и простой случайностью. Но если у родителей, есть серьёзные основания для подозрений в не подобающем исполнении своих служебных обязанностей, кого-либо из персонала, то в первую очередь, можно написать жалобу (будет лучше, если она будет от нескольких родителей, то есть коллективная), на имя заведующей ДОУ. В этом случае, заведующая должна будет провести соответствующую проверку и в случае подтверждения подобных нарушений, провинившийся воспитатель, может быть уволен по ст. 336 ТК РФ. Кроме того, по фактам проверки, родители могут обратиться и в вышестоящие инстанции: полиция, прокуратура или районный отдел образования.

Если же оснований для обращения не достаточно, но при этом, родители хотят повысить контроль – можно обратиться к заведующей ДОУ с предложением, установить камеры наблюдения. Сами камеры, соответственно, должны располагаться открыто, и держать под обзором всю территорию детского сада, где находятся дети, за исключением определённых мест (где дети могут находиться без одежды). Записи подобных камер наблюдений, также могут стать доказательствами ненадлежащего исполнения своих обязанностей кем-либо из воспитателей.

В случае обращения в правоохранительные органы, будет проведена специальная медико-педагогическая экспертиза, выводы которой, могут послужить основанием для ответственности воспитателей, вплоть до уголовной. Так, к примеру, по подобным основаниям, может быть возбуждены уголовные дела по статьям от 115 УК РФ, до ст. 118 УК РФ – включительно. При этом если ребёнок, находясь под присмотром воспитателей, получил травму не связанную с насилием, а ввиду несчастного случая, то родители вправе обратиться в ДОУ с требованием возмещения стоимости лечения и компенсации морального вреда (ст. 1073 ГК РФ).

Действия воспитателей по защите своих прав . Любые правоотношения, имеют двусторонний порядок. Презумпция невиновности, действующая в нашей стране, гарантирует защиту прав не только родителей, но и воспитателей в возникшем конфликте. К сожалению, некоторые из родителей, склоны порой злоупотреблять своими правами намеренно или по ошибке. Это становится особенно значимым, ввиду не желания заведующих ДОУ, придавать огласке жалобы родителей своих воспитанников и не делающих попыток точно разобраться в возникшей ситуации. Гораздо проще тихо уволить своего сотрудника, чем привлекать внимание вышестоящих инстанций к создавшемуся спорному моменту.

Необходимо понимать, что дети, всегда склонны бегать, прыгать и не всегда это получается у них так ловко, как хотелось бы. Избежать синяков и ссадин, иной раз, просто не возможно. И если воспитатель, сделал всё, что от него зависело, для наибольшей минимизации травмоопасности, а также оказал всю необходимую первую помощь, в случае если ребёнок, всё же получил ссадину или иное повреждение – претензий к нему быть не может.

Права воспитателя, также защищаются соответствующими статьями действующего законодательства. В случае незаконного увольнения, без указания серьёзных причин, или же иных нарушений Трудового Кодекса, работник ДОУ – вправе восстановиться на своём рабочем месте через суд. Следует также помнить, что выдвижение серьёзных обвинений, должно быть подтверждено достаточными доказательствами. Иначе воспитатель может подать в суд за клевету, и ответчиком по этому делу, будут уже излишне мнительные родители.

На форуме нашего сайта был задан вопрос " Скажите пожалуйста, какая система наказания практикуется в детском саду?"

Наказание - составляющая часть воспитания.

Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу у ребенка, вызвать у него чувства вины, раскаяния, огорчения, стыда.

Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьезным недостаткам в поведении ребенка и допускать безнаказанность. А.С.Макаренко правильно указывал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

Идеальных детей не бывает. Есть такие дети, у которых процессы торможения развиты плохо, а возбуждения - отлично, даже больше чем надо. Представьте себе, что все дети в группе (20-25 человек) будут бегать, прыгать, намеренно мешать детям (на занятиях, во время игр - ломать постройки, отбирать, прятать, разбрасывать предметы для игр, драться, кусаться, обижать других детей и т.п.). Вы вечером, придя за ребенком, как отреагируете на жалобы, ушибы и синяки Вашего ребенка?

Некоторые дети по отношению к ровесникам и даже взрослым проявляют резкость, грубость, развязность. Запреты и замечания взрослых не всегда положительно влияют на таких детей.

Возникает вопрос: как же можно наказывать детей, которые потенциально могут причинить вред другим детям?

Если ребенок плохо себя ведет, его поведение представляет угрозу для других детей, и он не обращает внимание на замечания, то в детском саду возможно применить педагогически оправданные наказания :

  • Замечание , но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
  • Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
  • Просьбы или советы
  • Лишение ребенка чего-то приятного , но важно, чтобы он знал, за что наказан. Для многих детей самое большое и действенное наказание - это посадить их на стульчик за спокойные игры! В маленьком возрасте дети очень не усидчивы. И сидеть на месте минут 5-10 минут для них испытание! Но если таких детей насильно извне не затормозить стульчиком - они не направят энергию в мирное русло. Кроме того, дети подрастают и им надо учиться осмыслять свои поступки. Переключаясь с драки на игру в машинки, вряд ли ребенок задумается, что он кого-то обидел или был слишком агрессивен.
  • Лишение каких либо привилегий , например - идти первым в строю - шалуны становятся последними, не выбирают на главные роли в игре. Например, воспитатель отстраняет провинившегося от дежурства, подчеркивая, что не может доверить такую ответственную работу тому, кто не умеет себя хорошо вести.
  • Опытные педагоги иногда используют такую форму наказания, как обсуждение детского проступка в коллективе сверстников. Особенно это применимо к старшим дошкольникам, так как их сознание более высоко развито. Общественное мнение - сильнейшее средство воздействия. И прибегая к нему как к методу, формирующему детское поведение, воспитатель должен управлять мнением детского коллектива, чтобы не превратить серьезный разговор о проступке в суд над ребенком. Даже малыши испытывают чувство неловкости и стыда, если об их плохом поведении рассказывают при всех детях, а для старших это равносильно наказанию. Поэтому, прибегая к общественному мнению как средству, осуждающему непослушание, воспитатель должен использовать его лишь в крайних, исключительных случаях, когда другие, более мягкие меры не имеют успеха.
  • Иногда применяют так называемый метод естественных последствий , т. е. используют меры воздействия, вытекающие из самого поступка: насорил - убери, налил воду - вытри, оторвал пуговицу - пришей. Это вызывает у ребенка осознанное отношение к своим действиям: не очень приятно, когда самому приходится расплачиваться за свое плохое поведение. Применяя метод естественных последствий, надо иметь в виду следующее: все, что может вредить нормальному физическому самочувствию и развитию детей, угрожает их безопасности и здоровью - нарушение режима, лишение обеда, сна, прогулки, ни в коем случае не должно использоваться как наказание.
Все зависит от момента, ведь наказание откладывать нельзя. Для одного ребенка строгий взгляд или обращение полным именем - это уже трагедия и он воспринимает это как наказание, у другого, которого дома «лупят» по поводу и без повода, все получасовые нотации и лишение всех привилегий вызывают только снисходительную улыбку. Физическое наказание недопустимо , да его вообще не должно быть ни в детском саду, ни дома! Разумное наказание направляет на исправление поведения.

Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах , которые рекомендует применять врач-психолог и писатель В. И. Леви.

  • Наказание всегда должно исходить из мотива поступка.
  • Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение правил поведения, отказ подчиняться разумному требованию, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.
  • Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
  • Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
  • Наказание не должно вредить здоровью.
  • За один проступок – одно наказание.

Когда мы говорим о допустимости наказаний, то имеем в виду, что наказания как исключение (а не как система) применяются наряду с другими педагогическими способами воздействия - разъяснением, убеждением, поощрением, разумной требовательностью, положительным примером окружающих.

Следует строго различать глубоко аморальные поступки от нейтральных, не причиняющих ущерба нравственному развитию ребенка. В каждом конкретном случае необходимо анализировать, что лежит в основе негативных действий дошкольника: жадность, своеволие, эгоизм, жестокость, лень, стремление причинять вред окружающим. Безнравственные побуждения подобного рода, конечно, заслуживают резкого осуждения, наказания. Важно помнить: прежде чем наказать, надо обязательно выявить причину непослушания.

Наказания могут носить различный характер, но в любом случае эта мера воздействия призвана помочь ребенку осознать свою вину, усилить чувство ответственности за свои действия перед взрослыми и сверстниками.

А как вы, уважаемые родители, наказываете своих детей дома? В детском саду есть дети, с которыми сами родители не справляются! И что же делать тогда? Как вы считаете, можно ли наказывать ребёнка в саду за его шалости? Если да, то какое наказание допустимо? Или же наказания вообще исключены и Вы против того, чтобы вашего ребёнка как-то наказывали?

В редакцию обратилась воспитательница с просьбой помочь разобраться, стоит ли наказывать детей в детском саду. Приглашаем всех к обсуждению этой темы!

Вопрос: Здравствуйте. Я работаю воспитателем в детском саду. На очередном собрании воспитателей мы затронули вопрос о том, что стоит ли наказывать детей в детском саду?


Вова, ребёнку 6 лет. Если ребёнок понимая, что можно и что нельзя совершает такие действия, что причиняет вред окружающим его детям, да и нам, воспитателям , не очень уютно с таким ребёнком. Постоянно просим родителей принять меры, но чувствуем, что родители, понимая нас и зная своего ребёнка, не могут с ним справиться. Просмотрев Ваш сайт, я не нашла ответа на мой вопрос. И в очередной раз задумываюсь: как быть?

Да, ребёнку надо движение, но это же не значит, что можно сбивать всех на своём пути.Сгребать всё со стола во время еды: своё и соседа. Произносить плохие, грубые слова. Постоянно быть агрессивным: говоря при этом: «называайте меня тупым козлом…(и далее в таком роде), я хочу зарезаться, пусть все плачут, что меня не стало». Делая замечания, получаем в ответ: «дурацкий садик».

Слушая это, другие дети начинают подражать ему. Вот он такой, весь как на иголках. Поломал шею, упав с паутинки, ходил в гипсе. На пользу это не пошло. Такой же ветренный и сумасбродный. Наказывали за плохое поведение тем, что не брали на прогулку. Бесился, кидал стол, обещал вести себя хорошо, а как? Играть дружно, детей не обижать, но буквально стоит отвернуться — плач. Кто обидел? Вова толкнул… На занятиях отвлекается сам и мешает другим: начинает разговаривать, дёргать детей, смеяться. Порой так и хочется сказать: «Ты, что дурак?» Но понимаю, что он нормальный, здоровый ребёнок. Как быть?

Другой вариант. Илья, и 2 Никиты. Было им по 3 года. Всё время баловались. Смотрят на тебя и смеются, бегают, валяются на полу — балуются. Представьте на занятии. Что делать остальным детям? Родители умилённо говорят: «Ну, что вы хотите, они ещё маленькие! Вот исполнится 4 года, подрастут!» Я Думаю: «А как же другие дети? Ведь идут на занятие, высказывают свои мысли, действуют» Но и что же думать? Вот уже исполнилось им по 4 года. Я спрашиваю у родителей: «Ну как, вы выросли? Уже вам 4 года? А на занятиях как вели себя так и ведут» Родители отмахиваются. Или обвиняют нас, воспитателей в том, что мы незаинтересовываем их ребёнка, мало уделяем внимания. Дак ваши же дети не хотят этого внимания. Постоянно мы должны за ними гоняться: ловить на занятие, на зарядку, Как идти на улицу, так они не могут одеться сами. Наказывали: забирали игрушки, садили на стулья, не пускали на улицу. Результата 0. Да и не выход это.

Даже и не знаю. Вернее знаю, что к каждому ребёнку нужен свой подход. Но всегда мучает вопрос: «Почему родители не задумываются о том, какого они делают ребёнка? Только потом ищут вокруг виноватых, только не себя самих. Как же достучаться до них? А стоит ли в чужую семью со своими привилами? Да и кто дал мне право думать, что мои решения верны?

И не знаешь с кем обсудить, кто прав?

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Родители не задумываются о том, какого они делают ребенка, потому, что они делают его в любви, или, на крайний случай, в страсти, а при этом голова только мешает. Поэтому задумываться и делать детей – вещи практически несовместимые.

1. Вова. Нет, он не дурак. Просто ему нужно Ваше внимание, много внимания, очень много. В идеале – чтобы Вы только с ним одним занимались. И это не плохо и не хорошо. Такие у него потребности. Ему мало того, что привычно получают остальные, «послушные» дети в группе. А поскольку, как я понимаю, все свое время посвящать одному мальчику нельзя, можно дать ему внимание другого КАЧЕСТВА, А НЕ КОЛИЧЕСТВА. Посмотрите сами: Вы и так его «кормите» своим вниманием, своими чувствами в больших количествах, только «угощение» это очень плохого качества – раздражение, злость, гнев. Плохая еда, но все ж лучше, чем ничего. Времени и эмоций на него уходит много, согласитесь. Наверное, и устаете от таких взаимоотношений сильно.

А теперь давайте перевернем ситуацию – сделаем из негатива позитив. Попробуем «выделить» Вове ровно столько же времени и чувств, но только позитивных, от которых Вам самой будет приятно, весело и светло. Это может быть радость, умиление, восхищение. В каких ситуациях Вы можете почувствовать к ребенку такие эмоции? Что он делает хорошо, лучше всех? Ловко лазит, высоко прыгает, быстро бегает, обладает большой силой, громче всех кричит, поет, фантазирует, придумывает трюки, умеет так спрятаться, что никто не найдет, запоминает стихи – что?

Никто не говорит, что это легко – найти его сильные стороны и придумать такие занятия, где он может проявить себя в наилучшем виде. Так ведь быть воспитателем тоже не всегда легко – именно потому, что, как вы совершенно справедливо пишете, к каждому ребенку воспитатель ищет свой подход. И когда придумаете, какие новые занятия проводить (да, это творчество), не уставайте хвалить – Вову, других детей, себя – всех! Много и искренне, с чувством. Посмотрите на результаты. Они Вас порадуют. И так каждый день, каждый час – с любовью к себе (в первую очередь) и к детям. Хвалите себя за любой успех, самый маленький и казалось бы незначительный – это все Ваши ступеньки, Ваши шаги к взаимопониманию с детьми и с собой, со своей душой, со своим внутренним ребенком, которому тоже иногда очень не хватает Вашего понимания, сочувствия, свободы и живой непосредственности.

Когда Вы последний раз занимались тем, что Вам очень нравится, и что не имеет конкретной практической пользы? Когда Вы баловались сами? Когда разыгрывали кого-то? Когда утворяли что-то несообразное Вашему возрасту и образу сторогой тети? Когда хохотали от души? Когда Вы последний раз визжали от восторга?

Знаете что, попробуйте дома, когда будете одни, станцевать дикий танец нецивилизованных аборигенов, или прокричите боевой клич слона (только на полной громкости), или учините любое другое «безобразие», какое Вам больше понравится.

Почувствуйте себя свободным, живым, налитым энергией и радостью ребенком, полным выдумок и шалостей. Это прекрасно! Без такого, желательно ежедневного, упражнения делать Вам в детском саду нечего.

2. Илья и два Никиты.

Что Вы делаете, когда слушаете и смотрите что-то неинтересное, например, рассказ соседки о ее десятых родственниках или неинтересный фильм в гостях (из вежливости)?

А что Вам хочется в это время делать?

И что мешает это сделать?

А у детей этого нет, слава Богу, потому они такие живые, энергичные, здоровые, веселые и искренние. Хотите быть такой же? Следуйте их примеру. Нас такими создали, Бог ли, наши ли мамы с папами, природа ли – все равно, как назвать. И то, что мы с годами подпортили вечными своими «нельзя» и «не положено», можно вполне исправить, и снова стать ЖИВЫМИ. Как эти дети. И такими же здоровыми, как они. Как Вам такая перспектива?

Дети «мешают» на занятии, если им нудно. Сделайте занятия интересными, сочините новые, живые и интересные задания, творите, Вы это можете!

Первым делом добавляйте то, что интересно лично Вам, чем смелее и новее будут задачи, тем лучше. И снова – любите себя. За то, что создаете новую садиковую реальность для Ваших детей, за то, что ищете нестандартные подходы, да в конце концов, за то, что написали это письмо! Очень хорошее письмо, заинтересованное, полное раздумий и поисков.