Как развить в ребенке самостоятельность. Принимать помощь - большой труд. Малыш, ты справишься

К сожалению, вместо развития самостоятельности у детей с самого раннего возраста родители на корню пресекают даже малейшие проявления инициативы со стороны крохи. Первые «Я сам!» нередко воспринимаются родителями в штыки, так как они прекрасно знают, что сам он будет делать это очень долго, и, как правило, плохо. А тем временем поддержка инициативы и самостоятельности детей – это первое, что должны делать любящие мама и папа.

Самостоятельность… Редко чего так ждут и одновременно так боятся родители, как все возрастающей самостоятельности малыша. Ведь каждая новая веха на этом пути означает, что наш кроха растет, и мы все меньше и меньше можем его контролировать. Тем не менее, это формирование у ребенка самостоятельности, в который не стоит вмешиваться. Мы не должны мешать, но в наших с вами силах сделать что-то важное, необходимое, чтобы этому процессу помочь - помочь ребенку стать более самостоятельным по сравнению с тем, каким он был еще недавно.

В процессе того, как воспитать в ребенке самостоятельность, нужно следовать нескольким правилам, которые .

Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного и школьного возраста на личном примере

Важная часть развития самостоятельности у детей дошкольного возраста - это личный пример, который подают ребенку родители. Когда вы сами делаете то, что необходимо, когда не откладываете, не переносите часть работы по дому, которая доступна и может быть выполнена здесь и сейчас, когда не пытаетесь переложить на плечи ребенка или мужа действия, которые являются вашими прямыми обязанностями и которые вы можете и в состоянии выполнять. Это личный пример склонности к порядку как составляющей развития самостоятельности.

В процессе формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста обратите внимание, как и когда у ребенка появляется стремление самому наводить порядок, а не только помогать вам? У каждого ребенка имеется врожденная склонность к порядку. Вы можете вспомнить это или прямо сейчас понаблюдать за своим малышом. До года у ребенка есть склонность складывать и снова высыпать различные предметы из любых емкостей - коробок, корзин, ведерок. Он может очень долго играть в эту игру. Чуть позже игрушкой номер один становятся матрешки и стаканчики-вкладыши, которые несут в себе некий предустановленный порядок. Спустя какое-то время вы можете заметить, что ребенок бурно протестует, если вы ставите игрушки не на их привычное место, кладете ложку не с той стороны от тарелки или пытаетесь внести какие-то другие, незначительные, на ваш взгляд, изменения в быт и игры крохи. Все это проявления врожденной склонности к порядку. Если мы не будем мешать этой потребности, а будем всячески ее поддерживать, она естественным образом перейдет в уже зрелую привычку, в стремление самому создавать и поддерживать порядок в своих вещах и игрушках.

А как развить самостоятельность у ребенка, если вы не замечаете за собой склонности к порядку? Вам нужно придумать другой творческий способ продемонстрировать это ребенку. Как минимум в процессе формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста вашей задачей будет показать малышу, что уборка - это отнюдь не что-то противное, неприятное, обидное.

Развитие самостоятельности детей дошкольного возраста: передача инициативы

Процесс развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста и совсем крох, привычка к самостоятельному наведению порядка всегда естественны. Но родители не всегда готовы этот процесс принимать таким, какой он есть. Мы пытаемся навязать ребенку свою инициативу, пытаемся влиять на процесс, форсировать его, или, напротив, не склонны давать ребенку действовать самостоятельно и тем самым тормозим процесс развития самостоятельности, затрудняем его.

Как приучить ребенка к самостоятельности и не мешать ему делать что-то самому? Здесь, пожалуй, можно дать единственную правильную рекомендацию - позвольте ребенку развивать свою самостоятельность так, как это предусмотрено природой.

Самый распространенный пример передачи инициативы –с едой. В год-полтора ребенок проявляет естественный интерес к самостоятельному приему пищи - пытается взять ложку, лезет в тарелку руками, если вы ему ее не даете, и т.д. Практически каждая мама может вспомнить этот момент, но, увы, очень многие этот сигнал игнорируют, а продолжают кормить ребенка самостоятельно. В особо запущенных случаях, когда малыш проявляет излишнюю настойчивость в попытках завладеть ложкой, его нейтрализуют с помощью мультиков или дают в руки какую-нибудь занятную игрушку. В результате вместо того, чтобы стать активным полноправным участником процесса кормления, ребенок только открывает рот. Из наблюдений и опыта известно, что если пропустить период естественного интереса ребенка к самостоятельному приему пищи, с большой долей вероятности кормить ребенка с ложечки маме придется до трех и более лет.

Безусловно, тут нет никакой драмы, и если вы не ждете очередного прибавления в семействе, не собираетесь выходить на работу, и не хотите спокойно есть свой обед во время общей трапезы, вы можете кормить ребенка хоть до самой школы. Но, как правило, к двум годам такие кормления начинают серьезно напрягать маму, которая не может есть сама или заниматься какими-то своими делами, когда кормит ребенка. А в это время сверстники малыша прекрасно орудуют ложкой. У них начинаются новые этапы формирование самостоятельности, дети раннего возраста к этому возрасту уже начинают пытаться есть вилкой.

Почему же не получается приучить к этому вашему ребенку? Потому что мама выбрала для себя более удобный вариант в тот момент, когда нужно было передать ребенку инициативу. Для развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста важно не упустить этот момент. У ребенка был естественный и полагающийся ему по возрасту интерес, и задача внимательных родителей - его удовлетворить. Так и в других ситуациях, когда ребенок проявляет интерес к самостоятельному выполнению того или иного действия, мы можем и должны передавать ему инициативу, постепенно устраняясь из процесса и позволяя ему делать то, что делать ему уже под силу.

Как развить самостоятельность и приучить к ней ребенка

Если вы не знаете, как научить ребенка самостоятельности, прежде всего, не делайте за него то, что он может сделать сам. Даже если он плохо это сделает, даже если ему будет трудно, - если ребенок способен сделать что-то самостоятельно, мы должны дать ему такую возможность. Этот постулат развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста касается и гигиенических навыков, и навыков самообслуживания, и творческих занятий, и игр. Конечно, это касается и домашних дел. Если вы доверили малышу перемешать салат, то вы не должны ему помогать, если он это в состоянии сделать сам. Пусть качество перемешивания будет примерно на 30% от вашего, но он сделает это сам, и это будет реальный вклад в развитие его самостоятельности!

В то же время при формировании самостоятельности у детей младшего возраста вы не должны требовать от ребенка невозможного, то есть того, что ему не под силу по причине недостаточного развития моторных навыков, усидчивости и т.д. Ну не может ребенок почистить яйцо, не может разложить красиво и ровно сыр на бутерброды в 10 месяцев, просто потому, что он не может этого сделать! Но к 1,5-2-м годам после регулярных тренировок это уже будет ему доступно. Не может ребенок чисто, качественно почистить ботинки в 1,5 года и т.д. И мы не вправе от него этого ожидать, а тем более требовать. Но он может начать это делать. Развитие самостоятельности детей – процесс планомерный, и вам нужно хорошо представлять, что доступно для ребенка в том или ином возрасте.

Показатели уровня самостоятельности детей: чему мы учим ребенка

Реализуя важную задачу под названием «учим ребенка самостоятельности», нужно четко представлять, что дети должны уметь в том или ином возрасте. Уровень самостоятельности детей в зависимости от возрастных критериев различен.

Ознакомиться с показателями самостоятельности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста вы можете в следующей таблице:

Возраст

Возможные дела по дому

К 2-м годам

  1. относить свой использованный подгузник в мусорное ведро;
  2. относить и выбрасывать в ведро другой мелкий мусор;
  3. вытаскивать и складывать белье в стиральную машинку (не много);
  4. приносить по просьбе предметы из другой комнаты и относить их на место по словесной инструкции;
  5. класть на место книги и игрушки по завершении игры после напоминания;
  6. чистить мандарин, банан, вареное яйцо с незначительной помощью взрослого;
  7. аккуратно складывать свои вещи на стульчик;
  8. вытирать тряпочкой или губкой пролитую воду

К 3-м годам

  1. складывать игрушки на место;
  2. разбирать сумки из магазина (расставлять по местам консервы, коробки с крупами, убирать продукты в холодильник на низкие полочки);
  3. помогать сервировать стол (расставить тарелки, чашки, разложить столовые приборы);
  4. раскладывать на хлеб нарезанный сыр, ветчину;
  5. срывать зелень для салата с грядки, нарывать зелень для салата руками;
  6. после еды убирать свою посуду со стола в мойку;
  7. складывать посуду
  8. посудомоечную машину;
  9. протирать свою обувь специальной губкой

К 4-м годам

  1. подметать или пылесосить полы;
  2. вытирать пыль с мебели;
  3. поливать цветы после напоминания или с использованием наглядных материалов (календарь, график);
  4. менять воду в поилке и кормить домашних животных;
  5. развешивать на сушилке мелкое белье - трусики, носки, детские футболки;
  6. в магазине брать с полок и складывать в корзину продукты в упаковке;
  7. застилать свою кровать с небольшой помощью взрослых;
  8. насыпать в тарелку хлопья для завтрака;
  9. намазывать мягкое масло, паштет, плавленый сыр на бутерброд столовым ножом или обратной стороной ложки;
  10. взбивать смесь для омлета, жидкое тесто ложкой или венчиком;
  11. перемешивать салат;
  12. чистить руками вареные овощи (картофель, морковка);
  13. собирать ягоды с кустов

К 5-ти годам

  1. наливать в кружку компот из кувшина, сок или молоко из пакета;
  2. мыть овощи и фрукты;
  3. без помощи и подсказок взрослых сервировать стол;
  4. без помощи взрослых застилать постель;
  5. сортировать белье для стирки;
  6. выносить мусор с помощью взрослых;
  7. ухаживать за домашними животными и растениями без регулярных напоминаний взрослых

К 6-ти годам

  1. чистить сырые овощи;
  2. самостоятельно готовить простые блюда (омлет, вареные яйца, горячие бутерброды и т.п.);
  3. развешивать на сушилку белье - полотенца, детские брюки, рубашки;
  4. подметать двор;
  5. выгуливать собаку;
  6. поливать огород;
  7. запускать стиральную машинку

К 7-ми годам

  1. заваривать чай, кашу быстрого приготовления;
  2. собирать свой школьный ранец;
  3. поддерживать порядок на своем рабочем столе;
  4. гладить полотенца, футболки

К 9-ти годам

  1. мыть полы;
  2. чистить сантехнику и плиту (без применения химических веществ);
  3. пришивать пуговицы;
  4. красить стены, забор

К 10-ти годам

  1. ходить в магазин за мелкими покупками (по списку);
  2. самостоятельно менять постельное белье

Формирование самостоятельности у детей младшего и старшего дошкольного возраста: не торопить!

Для развития самостоятельности у детей, младшего и среднего дошкольного возраста рекомендация «не торопить» перекликается с необходимостью постепенной передачи инициативы. В тот момент, когда вы ребенку отдаете инициативу самостоятельного выполнения какого-либо дела, очень важно отстраниться и постоянно напоминать себе, что это может занять достаточно много времени. Надевает ли малыш колготки, вытирает ли пыль или вы его попросили помочь выгрузить белье из стиральной машинки - безусловно, вы бы сделали все это в разы быстрее, и наверняка кроха что-нибудь забудет в этой машинке или отвлечется от своей миссии и начнет заниматься чем-то посторонним, придумает какую-нибудь игру. Но если вы будете стоять и подгонять ребенка: «Давай быстрее! Ну что ты возишься! Ты не можешь побыстрее одеваться? Мы сейчас опоздаем!..», то подобные комментарии отобьют охоту к самостоятельным действиям у ребенка, и в следующий раз вам будет сложнее привлечь его к этому или к какому-нибудь другому делу. Ребенок интерпретирует подобные понукания так: в прошлый раз я помогал маме, мама была недовольна, ей не понравилось. Я не справился, я плохой и т. д.

Не менее пагубно влияет на развитие самостоятельности родительский смех, даже если мы смеемся по-хорошему, по-доброму, как нам кажется. Или позволяем себе комментарии типа: «Ну вот, ты все опять разлил. Я же говорила, что ты не донесешь, я так и знала, что ты уронишь». Такие комментарии тормозят развитие самостоятельности, понижая самооценку ребенка. Контролировать эти высказывания довольно сложно, особенно если вы нередко практикуете такой способ общения с взрослыми. Если это так, то и в общении с ребенком у вас будут постоянно вылетать такие фразы и наносить вред развитию его личности и становлению самостоятельности.

Развитие самостоятельности у детей раннего возраста: не переделывать!

При воспитании самостоятельности у детей младшего школьного возраста и дошкольников ни в коем случае нельзя доделывать и переделывать то, что делает ваш ребенок, в его присутствии.

Если на словах вы восхищаетесь, какой он замечательный помощник, как он хорошо пропылесосил, но тут же за ним начинаете переделывать, не надо думать, что ребенок не поймет, что происходит. Может быть, не с первого раза, но ребенок снова построит ту же логическую цепочку - я помогал, маме не понравилось, ей пришлось переделывать, мама из-за меня устала, я плохой и так далее.

Или другой вариант - мама переделала, у мамы получается лучше, чем у меня, пусть мама делает это сама. Можно по-разному обыгрывать необходимость что-то доделать за ребенком, подключая свое творческое мышление, но переделывать с комментариями («ладно, теперь давай я нормально пропылесошу») - это означает поставить жирный крест на всех ваших предыдущих попытках развить самостоятельность ребенка. Таким образом, мы заявляем, что ребенок делает все плохо, не так, как нужно.

Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста: хвалить!

Также во время воспитания самостоятельности у детей раннего возраста не нужно скупиться на похвалу. Известно, что для нормального роста и развития ребенку необходимо получать 8 объятий в день от близких людей (мамы, папы). Мы думаем, что и хвалить ребенка нужно тоже не менее 8 раз в день - и для развития самостоятельности, и для развития личности в целом.

Попробуйте вспомнить прямо сейчас, сколько раз сегодня вы хвалили вашего ребенка. И если похвалы было недостаточно, подумайте, за что еще вы могли бы его похвалить прямо сегодня. Если малыш не спит и день еще не закончен - обязательно сделайте это! Понятно, что не всегда получится найти 8 причин похвалить ребенка именно за самостоятельность или порядок в комнате. Если сейчас проблема воспитания самостоятельности и приучения к порядку стоит особенно остро, старайтесь все-таки находить возможности для похвалы, касающейся этой темы. Ну а недостающую похвалу вполне уместно «добирать» из любых других областей жизни ребенка. Не шумел, пока спит младшая сестричка; нарисовал красивую машинку; поинтересовался, как дела у бабушки; поделился игрушкой с товарищем в песочнице - будьте внимательны к вашему малышу, и вы всегда найдете, за что его похвалить!

Попробуйте хвалить ребенка каждый день не менее 8 раз и посмотрите, как это отразится на его самостоятельности, да и на ваших отношениях вообще.

Как воспитать в ребенке самостоятельность правильной похвалой

Похвала при формировании самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста и совсем маленьких крох должна быть правильной. Наверное, многие из вас слышали о том, что похвала бывает разной: позитивной, полезной и, наоборот, бесполезной и даже опасной. Какая похвала является правильной, то есть помогающей сформировать хорошую положительную самооценку у ребенка, а также показать ему, какое поведение вы считаете правильным и ожидаете от него? Правильная похвала - это похвала за конкретные действия, за конкретный результат. Когда мы хвалим не ребенка вообще: молодец, умница, хороший мальчик или девочка, - а отмечаем конкретные его действия, конкретные качества, которые он проявил в определенной ситуации, конкретные усилия, которые он приложил для достижения результата (даже если желаемый результат и не был, достигнут в полном объеме).

Например, можно сказать: «Ты сегодня отлично пропылесосил этот ковер, мне осталось пропылесосить только в спальне. Ты мне очень здорово помог!» То есть вы указываете конкретные вещи и хорошо, если вы подчеркиваете социальную составляющую той деятельности, которую он сделал. То есть недостаточно сказать: «Здорово, что ты вытер эту лужу», лучше дополнить: «Здорово, что ты вытер эту лужу. У нас теперь дома чисто и опрятно. Приятно зайти в комнату». Так вы можете подчеркнуть, что сделанное ребенком - это не просто рядовое действие, а то, что будет полезно, будет оценено и пойдет на пользу всем, кто живет с ним рядом.

Формирование самостоятельности ребенка в семье: помогать!

При воспитании самостоятельности у детей младшего возраста нужно обязательно помогать ребенку, когда он еще не может самостоятельно выполнить какое-либо действие.

Важно не упустить момент, когда стоит постепенно передавать инициативу ребенку, минимизируя свое участие и заменяя его помощью внешних средств. Наклейки на контейнерах и ящиках для вещей и игрушек - это внешнее средство, которое помогает вам избежать лишних подсказок и напоминаний, а ребенку - правильно разложить все вещи по местам.

Известно, что если ребенку постоянно напоминать о необходимости полить цветы, накормить кошку, убрать игрушки и т.д., это очень раздражает, причем причиной раздражения является не беспорядок в комнате (как нам бы этого хотелось), а тот, кто выдает все эти напоминания и наставления, то есть вы. Но если все те же самые напоминания и списки дел оформить в виде наглядного списка или картинок, вам не приходится говорить и вы уже не воспринимаетесь ребенком как источник критики и надоедливых распоряжений.

Как научить и привить ребенку привычку к самостоятельности

Как привить ребенку самостоятельность и превратить действия, которые малыш выполняет вместе с вами или самостоятельно с вашими напоминаниями, в привычку? Здесь нет никакой хитрости, так как мы все, так или иначе, занимались формированием привычки у себя и у ребенка. Сам процесс воспитания самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста и у взрослого имеет одинаковую схему.

Запишите ответы ребенка, распределив их по трем колонкам:

  • то, что он считает обязательным делать всегда (например, снимать уличную обувь, убирать игрушки с пола);
  • то, что было бы здорово делать (раскладывать игрушки по местам после игры, пылесосить ковер, убирать одежду в шкаф);
  • то, что совсем неважно для него (расставлять книги в определенном порядке).

Составленный таким образом «кодекс порядка» при формировании самостоятельности ребенка в семье поможет вам избежать или свести к минимуму проблемы и ссоры по поводу беспорядка в комнате.

Статья прочитана 8 048 раз(a).

Введите e-mail адрес:

Часто родители делают выбор за своего ребенка. Разумеется, исключительно из лучших побуждений. Но обучение самостоятельности в принятии решений – очень важный этап воспитания. В противном случае ребенок столкнется с множеством проблем в будущем.

Как развивается самостоятельность

Для начала родители должны давать ребенку принимать решения в незначительных вопросах (например, какую игрушку купить в магазине, какое блюдо приготовить на обед и т. д.). Это формирует важные жизненные навыки, которые можно развивать уже с трехлетнего возраста.

Маленькие решения – это первый шаг к тому, чтобы ваш малыш в будущем стал компетентным, способным, уверенным в себе и ответственным взрослым. Сегодня дети сталкиваются с необходимостью принимать различные решения. Им необходимо научиться справляться с трудными жизненными обстоятельствами и такими факторами, как постоянная занятость родителей, влияние СМИ, преступность, разводы и многое другое.

Для родителей естественно решать за ребенка, что для него хорошо, а что – плохо, как ему поступать и что думать по тому или иному поводу. Родители склонны даже совершать поступки за детей. Это и не дает развить навыки ответственного поведения.

Вся сложность заключается в том, чтобы знать, когда передать ребенку ответственность (соответственную его возрасту и уровню развития) и какую поддержку ему при этом оказать.

Родителям необходимо давать ребенку больше самостоятельности, учиться передавать ему ответственность за принятие решений, учить приспосабливаться к изменчивому миру.

Важно видеть готовность ребенка к принятию самостоятельных решений и ответственности, передавать ему свои ценности и развивать чувство собственного «Я». Всё это – важные этапы развития ребенка, и родителям следует уделять этому достаточно внимания.

12 преимуществ самостоятельного принятия решений

  • Ощущение контроля ситуации. Все люди хотят чувствовать, что они контролируют ситуацию. И если выбор, который ежедневно делает ребенок, дает ему уверенность в своих силах, необходимо дать ему возможность делать этот выбор. Так у него не будет необходимости достигать контроля над ситуацией деструктивным способом (например, вступая в конфликты с родителями, учителями и т.д.).
  • Повышение самооценки. Самостоятельность и чувство контроля ситуации позволяет ребенку ощущать уверенность.
  • Развитие навыков саморегуляции. Ребенок с высокой самооценкой, ошибаясь в принятии решений, учится исправлять ошибки, анализировать ситуацию и не чувствует себя неудачником.
  • Развитие мотивации. Чаще всего ребенок берется за те дела, которые выбрал сам.
  • Развитие чувства гордости ребенка. Он чувствует, что его вклад в общее дело важен.
  • Это учит ребенка сотрудничать с другими членами семьи.
  • Мотивация ребенка брать ответственность за выбор, который он делает, и за последствия этого выбора.
  • Развитие мышления. Ситуация выбора дает возможность генерировать новые идеи и видеть новые возможности.
  • Помогает лучше справляться с задачами. Он учится нестандартному мышлению, видению многих вариантов решения задачи и поиску лучшего из них.
  • Развитие творческого потенциала. Ребенок исследует новые возможности.
  • Развитие здоровых взаимоотношений с окружающими.
  • Это помогает усваивать моральные ценности. Когда решения, которые принял ребенок, ценят, он учится уважать чужие решения и брать во внимание чужие потребности, делая собственный выбор.

Ребенок, который не развивает навык принятия решений, склонен:

  • Зависеть от родителей и других людей даже во взрослом возрасте.
  • Находиться под сильным влиянием друзей или сверстников.
  • Обижаться на родителей и других взрослых, которые ограничивают их свободу.
  • Сомневаться в собственных способностях.
  • Неоправданно рисковать.
  • Не пытаться достичь большего и максимально реализовать свой потенциал.

Как найти баланс между контролем родителей и самостоятельностью ребенка

Малыш не может быть полностью независимым и принимать все решения самостоятельно – он все еще нуждается в вашей заботе, и еще недостаточно развит физически, умственно и эмоционально.

Но как родителям найти идеальный баланс между тем, чтобы контролировать ситуацию и позволять ему принимать решения? Всё зависит от способности ребенка брать на себя ответственность за сделанный выбор. Родители должны уважать его способность решать задачи самостоятельно и не унижать его чувство собственного достоинства.

Чтобы дать ребенку возможность принимать решения, следуйте таким советам:

  • Давайте ему выбор и оказывайте поддержку в случае необходимости. При этом помните, что иногда бывают ситуации, когда правильное решение всего одно (например, в ситуациях, где возможно нарушение закона).
  • Отслеживайте границы вашей личной ответственности как родителя, например, в случаях, когда на кону стоит безопасность ребенка или когда возможна критическая ситуация.
  • Ребенок тоже должен видеть такие ситуации и понимать, что в таких случаях решения должны принимать родители или другие взрослые. Объясните ребенку, что в отдельных случаях возможно только одно правильное решение (например, чтобы избежать опасности или проблем с законом).
  • Устанавливайте границы, оставляя право принимать решения, в случаях, когда временной фактор является решающим (например, решая, когда просыпаться, чтобы не опоздать в школу, или когда возвращаться домой с вечеринки).
  • Всегда помните, что ребенок должен принимать решения в соответствии со своим возрастом и способностями. Решения, которые принимает малыш, должны соответствовать рамкам дозволенного.
  • Чем младше ребенок, тем меньше вариантов выбора у него должно быть. Маленькие дети еще не понимают всех обстоятельств и не способны принимать логичные, взвешенные решения. Например, он еще не понимает, что, если он не наденет свитер, выходя на улицу, он может простудиться.
  • Сначала предлагайте малышу два варианта выбора и по мере его взросления и готовности к принятию решений увеличивайте количество вариантов. Когда он подрастет, создайте ему безопасные условия для принятия решений.
  • Вместо того, чтобы говорить ребенку «нет», если его решение неприемлемо, предлагайте ему альтернативу. Предлагайте подумать над возможным развитием событий. Так ребенок поймет, что вы заботитесь о его безопасности.
  • Учите ребенка на собственном примере, ведь он – ваше отражение. Покажите ему пример эффективного принятия решений, чтобы он мог его усвоить и перенять.

Помните, что возможность самостоятельно принимать решения важна для каждого человека. И если ваш ребенок захочет надеть на праздник то, что покажется вам глупым или неуместным, спросите себя: как свобода выбора влияет на малыша, и почему он поступил именно так.

Проблема по формированию самостоятельности изучается многими отечественными и зарубежными специалистами. На сегодняшний день является актуальным рассмотрение самостоятельности как качества личности, являющееся базовым для формирования ключевых компетенций дошкольника. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста. Дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности : игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности . Каждый вид деятельности оказывает влияние на освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности, на поиск адекватных способов самовыражения в деятельности. Главную роль в формировании самостоятельности ребёнка занимает семья. Чтобы семья смогла воспитывать и развивать самостоятельность, взрослые члены семьи должны развивать в отношениях между собой общую родительскую позицию, единство воспитательных подходов.

Сегодня государству нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать решение в ситуации выбора.

Самостоятельность – это умение действовать отдельно, независимо от чьей – либо помощи, способность проявлять инициативу и реализовывать задуманное без посторонней помощи.

Что же можно предпринять родителям, чтобы ?

Во-первых , родителям необходимо помнить, что ребенок определенного возраста должен сам выполнять все те обязанности, которые отвечают его годам: самостоятельно одеваться, убирать кровать, собирать игрушки или шнуровать ботинки.

Во-вторых , если хотите добиться самостоятельности ребенка , то и воспринимать его нужно как взрослого. Общение на равных, совместное принятие решений, личные права и обязанности, а так же штрафы за их невыполнение – все должно быть по-взрослому.

В-третьих , чтобы ребенок самостоятельно выполнял ту или иную работу, он должен четко понимать, зачем он это делает и почему кто-то другой не может убрать за него кровать, вынести мусор, полить огород и т. д. Объяснив своему чаду, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, за которые он несет ответственность, ребенок поймет, что не только его одного заставляют что-то делать по дому против его воли, но каждого родителя тоже.

В-четвертых , развить самостоятельность у детей помогает стимулирование. Так, например: убирать за собой кровать и мыть обувь ребенок должен безвозмездно, а поливать или копать огород за вознаграждение.

В-пятых , спортивные секции по интересам для мальчиков и девочек превосходно учат детей самостоятельности и дисциплинированности.

В-шестых , если условия, возможности и желания позволяют, можно завести для своего ребенка домашнее животное, но при условии, что именно сын или дочь будут за ним ухаживать, убирать и выгуливать. Самым оптимальным вариантом домашнего питомца будет собака, так как с ней еще и весело, ее можно дрессировать и играть с ней.

Необходимо помнить, что у ребёнка нет потребности выполнять эти обязанности, не ему надо, чтобы в квартире было чисто и игрушки лежали на своих местах. Это нужно нам, взрослым, а для ребёнка это неосвоенный, незнакомый и неинтересный вид деятельности.
И поэтому быстрых результатов не стоит ожидать, приучение будет происходить медленно и с определённым сопротивлением.

Что нужно сделать, чтобы ребёнок выполнял домашние обязанности?
1. Определить круг обязанностей. Их должно быть не менее трёх ежедневных обязанностей.

2. Показать, как справляться с заданием, подробно описав и продемонстрировав его выполнение.

3. Введение штрафных санкций за невыполнение заданий.

Помните! Ребёнок, выполняя домашние поручения, делает это для вас, а не для себя!

В приучении ребёнка к самостоятельности очень важна последовательная позиция родителей, постановка реальных целей, выполнение обещаний и поощрение за выполненную работу . Поручения должны усложняться по мере взросления ребёнка.

Вот и золотое правило - не отказывать ребёнку, если он просит что-то сделать сам . Да, он не умеет пока хорошо. Но когда вырастет и будет уметь, то уже не захочет. Однако зачастую это правило трактуется как «ладно, делай сам, пусть мне за тобой потом ещё убирать и переделывать». А ведь даже самый маленький ребёнок может приносить реальную пользу! Начать можно с простого подай-принеси. Ребёнок может помочь с поиском предметов под диванами, выгрузкой постиранного белья из машинки, собиранием крупного мусора вручную и поливом некоторых растений на огороде. И не стоит думать, будто развитие самостоятельности у детей связано с жуткими затратами маминых времени и нервов. Просто стоит помнить несколько моментов:

· Не гонитесь за результатом . Придёт время, и малыш всему научится. Идёте на прогулку? Так и объясните: «Ты уже хорошо одеваешься, а теперь надо не только хорошо, но ещё и быстро. Сейчас я тебе помогу, но потом ты будешь тренироваться. Чем больше будешь одеваться сам, тем научишься быстрее всё делать. Постараешься, и будешь быстрее мамы одеваться!»

· Не требуйте регулярности . Дети - существа настроения. Не стоит ждать, что сделав однажды сам, ребёнок всегда будет делать это самостоятельно.

· Играйте с пользой . Если можете выбирать между игровым действием и аналогичным реальным, всегда выбирайте реальное. Немного приостановите свой автопилот , и вы найдёте массу возможностей для ребёнка помочь по хозяйству. Пусть это будет сущая мелочь, но вам станет не только легче, но и гораздо приятнее.

Для ребёнка же самостоятельность - это не только бесценный опыт самого действия, но и психологическая уверенность в собственных силах. Сегодня малыш сам соберёт рюкзак с карандашами-игрушками в поездку, а в будущем - с лёгкостью отправится в кругосветное путешествие.

· Спрашивайте мнение у вашего ребенка , как у взрослого члена семьи. Давайте ребенку проявлять самостоятельность даже при выборе одежды, прически.

· Хвалите ребенка . Развитие самостоятельности начинается уже с трех лет, когда ваше чадо начинает копировать ваши действия.

· Не пытайтесь облегчать жизнь ребенку, чересчур помогая ему . Пусть ваш ребенок почувствует себя самостоятельным. Гиперопекой называется поведение родителя, когда он под каким-либо страхом, гасит активность ребенка и не дает ему расцвести как самостоятельному человеку.

· Не следует ограждать ребёнка от проблем. Позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий.

· Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребёнка умения найти самому занятие, не привлекая к этому взрослы х.

Родители должны показать ребёнку те возможности, которые у него есть в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. Необходимо научить самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий.

И последнее, что мне хотелось бы отметить. Все эти рекомендации по развитию самостоятельности ребенка будут малоэффективны, если родители не научатся стоять на своем и выполнять обещанные поощрения или наказания. Один раз потеряв для себя что-то ценное, дети тут же учатся не повторять прошлых ошибок.

Ели ребенок настойчиво отказывается выполнять свои обязанности, попробуйте не выполнить какую-либо его просьбу и обязательно объясните, что равноправие это основа семьи – хочешь, чтобы помогли тебе, придется помогать другим.


«Сам!» - отчаянно кричит двухлетний карапуз, пытаясь завязать себе шнурок. Но проходит 10-15 лет, и подросшее чадо ленится сделать себе бутерброд и даже приблизительно не знает, чем хочет заниматься в жизни. Почему из целеустремленных активных малышей вырастают инфантильные взрослые? И как помочь ребенку развить самостоятельность?

В последние годы родители все чаще сталкиваются с психологическим феноменом, который можно назвать «синдромом нехочухи ». Ребенок, которому с детства внушали, что он -умный, способный и вообще лучший, который с трех лет учил английский, а в первом классе занимался в пяти кружках, ребенок, которого защищали от всех бытовых неурядиц - только бы учился! - где-то в подростковом возрасте заявляет родителям: «Мне неинтересно. Я не хочу». Он может день напролет щелкать клавишами компьютера или кнопками пульта от ТВ, при этом с огромной неохотой посещает школу и ни к чему не стремится, кроме потребления удовольствий. «Да как, же так? Не мы ли вкладывали в своих любимцев душу, не мы ли ночей недосыпали, чтобы у них все получилось? - вздыхают измученные родители на приемах у психологов. - А дети даже не пытаются прилагать усилий, чтобы самостоятельно что-то сделать!», психолог-консультант ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов, объясняет, какие ошибки мы допускаем, приучая детей к самостоятельности.

На блюдечке с каемочкой

Для начала - небольшой сравнительный тест. Вспомни, с какого возраста ты оставалась в квартире сама? Гуляла во дворе без присмотра старших? Грела себе обед? Какие обязанности по дому у тебя были? Приходилось ли тебе ездить через весь город на школьную олимпиаду или в любимый кружок? Когда в первый раз ты сама отправилась в другой город? Задай себе те же вопросы, но уже относительно собственного ребенка. И подумай, не слишком ли ты его опекаешь.

«Да тогда другое время было!» - возразят родители. Совершенно верно! Тогда детям приходилось прилагать намного больше усилий, чем сегодня. Хочешь узнать что-то интересное? Потрудись прочесть книгу. Мечтаешь заниматься в кружке авиамоделирования? Придется ездить во Дворец пионеров.

Скучаешь после школы? Придумай себе занятие, пока родители на работе. Разве было 20-30 лет назад такое множество развлечений, игрушек, кружков, школ раннего развития, как сейчас? Нам бы радоваться! Но вот беда: напичканные информацией дети, которые на «ты» с любой техникой, иногда не способны делать несложные, но жизненно необходимые вещи : навести порядок в собственной комнате, самостоятельно выучить уроки, приготовить к приходу родителей ужин, наконец, определиться, куда поступать.

«Чем выше уровень жизни, тем больше благ преподносится нам на блюдечке с голубой каемочкой и тем менее активным становится человек, - резюмирует Елена Станиславовна. - Сейчас у ребенка трех-пяти лет может быть расписание, как у депутата парламента. Но никто не задумывается о том, что все эти решения принимают за него взрослые, не оставляя ему даже шанса проявить самостоятельность! И малыш становится приговоренным потребителем этих услуг ».

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн...

Разрешаем проявлять волю

А ведь все начинается в очень раннем возрасте. Уже к году, когда крохотный человечек пробует ходить, у него возникает мощная потребность многие действия выполнять самостоятельно.

Если вчера он послушно ждал, пока мама его накормит, то сегодня вырывает ложку и пытается, есть сам. Но мама спешит, да и убирать после такой трапезы не хочется, поэтому ложка отбирается - и «со сказкою Вове вливают бульон». Малыш хочет сам одеваться, но у него не получается, он злится, плачет, ждет, что мама его научит, - а мама просто отвлекает внимание карапуза и одевает его сама.

Вот вам и первый шаг к развитию самостоятельности: позволяем ребенку без нашей помощи делать то, что он хочет и может (и то, что не угрожает его безопасности). Поощряем его самостоятельные действия словами: «Хорошо», «Да у тебя, получается!», «Вижу, ты уже большой». Даем ему право участвовать во взрослых делах: перебирать крупу, подметать, накрывать на стол, перекладывать овощи. На ошибки указываем, но не ругаем: «Просыпанную крупу теперь нужно убрать. Пролитую воду вытереть». Помним, что сейчас основной стимул малыша - одобрение старших, ведь он во что бы то ни стало, хочет понравиться маме и папе! К трем годам у ребенка начинает формироваться собственное «я». Родители жалуются, что покладистый малыш становится упрямым, не желает подчиняться, а если что не по нему - впадает в истерику. Рецепт тут один: набраться терпения. «Нельзя потакать всем желаниям ребенка, это очевидно, - инструктирует психолог. - Но к проявлениям воли нужно поступить так, как желает малыш, - уступите, согласитесь. Тем самым вы даете понять маленькому человеку, что он в силах влиять на ситуацию. Излишнее подавление может негативно сказаться на развитии. Однако если вы уже произнесли: «Нет!», будьте последовательны и выдерживайте свою линию до конца».

Продолжай учить сына или дочь необходимым навыкам самообслуживания: к трем годам малыш должен сам мыть руки, есть, одеваться, убирать за собой игрушки. Уже в этом возрасте чадо может резать фрукты ножом под присмотром взрослых. И уже сейчас у крохи должны появиться обязанности по дому: с твоей помощью полить цветы, убрать со стола тарелки и т. д. Пусть это все проходит в игровой форме, в сознании ребенка закрепляется важное понимание: он - член семьи и принимает участие в ее жизни.

Совет мамы

«Я сложила Машины трусики и маечки в самый нижний ящик шкафа, показала ей, где лежат вещи, В два года моя дочка уже сама одевалась». Ирина.

Поощряем активность ребенка

Основная задача родителей дошкольников - помочь им оторваться от мамы и адаптироваться в среде сверстников. И с этой точки зрения посещение детсада - весьма важная ступень для формирования и развития самостоятельности. Некоторые мамы выбирают другую тактику: ребенок не ходит в садик (и болеет реже), зато занимается в группах раннего развития. На первый взгляд, очень разумно. Однако важно обращать внимание на то, чтобы в подобных заведениях работали профессионалы.

Если вы действительно уважаете ребенка, вы не будете ему лгать. Существует ошибочное представление, что «спасительная» для родительского а...

Психолог рассказывает о двух негативных тенденциях, блокирующих детскую активность:

  • «Первая - это поддерживающая педагогика, не стимулирующая развитие . Например, 4-летнюю девочку приводят рисовать пальчиковыми красками. Учитель хвалит малышку за любое действие: что бы та ни изобразила. Это вызывает восторг и умиление! Когда такой ребенок придет в школу, ему дадут карандаш и предложат нарисовать лошадку, он вряд ли справится с заданием, а главное - не получит привычной реакции взрослого восторга.
  • Вторая тенденция - когда в жестких обучающих системах (спорт, фигурное катание, танцы, балет) мальчиков и девочек ориентируют на конкретный результат и в итоге ставят диагноз: способный или нет. Неспособные дети переносят свои неудачи на остальные сферы жизни».

Поэтому давай возможность действовать, помогай, подбадривай, но не перехваливай .

Совет мамы

«Мы ездили к бабушке в деревню, где у Дани всегда была своя грядка: он сан засаживал ее, ухаживал за ней, а потом собирал урожай. Так я учила сына, что результат будет только там, где приложишь усилия». Анна.

Позволяем принимать решения самостоятельно

Это самое важное, чему мы можем научить ребенка: принять решение и взять на себя ответственность за результат . Подростки стремятся к первому, но избегают второго. Они тоже склонны к негативизму: «Я туда не пойду!», «Я это делать не буду!» Но на такой ноте заканчивать разговор нельзя. Пусть юный бунтарь предложит то, что он хочет, и будет делать, а потом вместе спокойно обсудите возможные последствия его решения. Иногда родители наверняка знают, что дитя выбрало неверный путь. Но маленький упрямец настаивает на своем! Переломить? Есть вероятность, что этим мы навсегда отобьем у ребенка желание принимать решения и строить свою жизнь. Психолог советует уступить, если это не угрожает безопасности, но предупредить: «Приготовься, что тебе придется отвечать за последствия».

Что мешает развитию самостоятельности у ребенка?

Психологи выделяют два типа поведения взрослых, которые провоцируют инфантильность у детей

  1. Гиперапека . «Сядь в кресло», «Посмотри, там летит самолетик», «Не бери сок - прольешь», «Держи меня за руку»,- ребенок еще не успел подумать, а мама уже рассказывает, что и как делать. Или сама спешит на выручку - ведь малыш без нее не справится! Такая тактика приведет к тому, что отпрыск будет бояться простейших действий - а вдруг не получится? Испачкается, упадет, мама отругает? И очень велик шанс, что в будущем из него вырастет маменькин сыночек или доченька.
  2. Равнодушие . «Не плачь», «Не мешай, я сейчас занята», «Иди, поиграй»,- и у ребенка нет чувства безопасности, он постоянно ощущает тревогу. «Уж лучше я тихонько посижу возле мамы, не буду ей мешать и морочить голову», - решает малыш. Внутренний страх подавляет его активность. Особенно часто такое случается во время семейных кризисов. Оставайся внимательной к потребностям сына или дочки!

Летний лагерь: нужный опыт

Договоритесь, что если сыну или дочке там не понравится, ты заберешь его (ее) через 10-14 дней. Идеально, если в первую поездку ребенок поедет с другом или старшим братом (сестрой). Заинтересуй его предстоящим приключением. Посмотрите сайт лагеря, почитайте отзывы побывавших там ребят, вспомни свое собственное детство. Даже если ты очень тревожишься за ребенка, не показывай этого. Ведь он «считывает» установки взрослых и ведет себя соответственно. Перед поездкой объясни и попроси повторить правила безопасности, а также личной гигиены (не давать другим свои вещи и расческу, мыть руки перед едой и т. д).

2 0

Актуальность проблемы.

Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т.к. она способствует развитию его личности в целом.

В наше время многие родители мало дают возможностей в развитии самостоятельности своего чада. В виду своей занятости предпочитают сделать за ребёнка сами, лишая его возможности научиться делать самому. Когда трёхлетний ребёнок приходит в детский сад и не может самостоятельно застегнуть сандалии, надеть колготы, пользоваться ложкой и т.д., у него возникает внутренний протест с самим собой, ребёнок капризничает и наотрез отказывается самостоятельно выполнить то или иное действие. К сожалению, таких детей на сегодняшний день становится всё больше. Тогда перед воспитателем встаёт проблема, как творчески и без нанесения вреда психическому здоровью ребёнка и его родителям разрешить этот вопрос.

Встречаясь с этой проблемой в практической деятельности с детьми, понимая важность этого вопроса, решила уделить особое внимание развитию самостоятельности у дошкольников. Определила для себя следующие задачи:

  • изучение теоретических подходов к проблеме воспитания самостоятельности в дошкольном возрасте;
  • выявление уровней проявления самостоятельности у детей дошкольного возраста;
  • формировать у детей навыки самообслуживания;
  • развивать у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;
  • научить детей применять имеющиеся знания в жизненных ситуациях;
  • воспитывать в детях духовно-нравственные качества.

Уверена, что это поможет моим воспитанникам в успешной социализации. А в дальнейшем – в активной жизненной позиции.

Что такое самостоятельная деятельность?

Для многих взрослых самостоятельный ребёнок – это тот, который быстро и самостоятельно делает то, что ему скажут (переодевается, умывается, ест и т.д.), в общем не мешает жить. Самостоятельность – хитрое слово, основа основ современного образования. Я считаю, что самостоятельная деятельность – это внутренне мотивированная деятельность. Делает ребёнок что-то – вот вам и деятельность. А это не так. Допустим, рисуют дети птичку. Один хочет угодить воспитателю – старается нарисовать аккуратно, но ему это совершенно не интересно. Второму просто нравится рисовать – он не заботится о правильности, наслаждается процессом. Третий всё делает, чтобы поскорее пойти поиграть. Четвёртый очень любит птичек, поэтому не только делает всё тщательно, но и что-то привносит от себя, пытаясь передать движение крыльев, красоту оперенья. Цель у всех одна – нарисовать птичку, а вот мотивы – разные, поэтому и результаты различны.

Как отмечал Л. А. Венгер, взрослые учат детей не деятельности, а только действиям. Чем это плохо? На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне деятельности продолжается как творческий и самостоятельный. Только тогда мы получаем эффект развития.

Я считаю, что сегодня ребёнок не мотивирован на реализацию разных видов деятельности, не ставит самостоятельных целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы овладевает некоторыми способами действия.

Важно понимать, что для формирования самостоятельности значима именно внутренняя, собственная мотивация ребёнка. Когда «надо» меняется на «хочу». Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем-то задания. Именно поэтому проблема формирования детской самостоятельности не затрагивает аспекта самообслуживания. Последнее связано с выработкой определённых навыков, которые следует расценивать как проявление организованности, а не самостоятельности. Задачи того, что ребёнок делает, диктуются требованиями социума, а не его потребностями, и выполняются именно как навык, как привычка действовать определённым образом в определённых условиях.

Итак, я придерживаюсь мнения, что самостоятельный ребёнок – тот, который сам ставит себе цели и может их добиваться.

На что похожа самостоятельность?

У нас долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. В нем отмечалось лишь то, что отличало его от взрослого. Получалось, что маленький ребенок – это существо неполноценное, которое не может самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие с желаниями взрослых.
На что же похожа самостоятельность?
Чем старше становился ребенок, тем меньше в нем находили “несовершенств”, но сути дела это не меняло. И только в последнее время у нас утвердился “позитивистский” подход к развитию ребенка: за ним наконец-то признали право быть личностью. А самостоятельность – верная спутница личностного развития.
Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем. Наиболее типичные ответы:

“это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих”;

“способность рассчитывать только на свои силы”;

“независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество”;

“умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще”;

“умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому”.

Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к малышу 3 лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок. Значит ли это, что правы были те психологи, которые утверждали, что полная самостоятельность малышам недоступна и посему о личности ребенка говорить преждевременно? И да, и нет.
Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в раннем детстве. Распознать ее у ребенка очень сложно: мы оперируем критериями “зрелой” самостоятельности, а у него она выражена неявно, часто мимикрирует под другие качества или обнаруживается только частично. Угадать ее проявления, помочь первым росткам окрепнуть и развиться – непростая задача. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом – беспомощностью наших детей перед лицом жизненных проблем, а то и грубыми задержками в развитии.

Как воспитать в дошкольниках самостоятельность?

Предполагаю, что задача каждого ребенка - стать взрослым, самостоятельным человеком, уме­ющим принимать решения, отвечать за свои поступки, делать осознанные вы­боры и строить свою жизнь. Задача взрослых - помочь ему в этом нелегком деле. Главная сложность в формировании детской самостоятельности у педагога заключается в затрате его личностных качеств: терпение, умение осуществить личностно-ориентированный и деятельностный подход. Самостоятельность и ответственность за­кладывается постепенно, и начинать это дело следует как можно раньше.

Считаю наиболее эффективными следующие методы обучения:

  • проблемное обучение;
  • методы ТРИЗ;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии

Каждый ребенок – уникальная личность, развивается индивидуально.
Темперамент, его врожденные способности, сфера интересов, даже семейная практика поощрения и наказания – все существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности.

Приведу пример из моей практики. В группе были дети, которые чувствовали себя неуверенно, зажато, с трудом выражали свои мысли, некоторые испытывали страх и неуверенность при общении.Я поставила перед собойцель: раскрепостить детей, добиться того, чтобы каждый ребёнок без страха рассказал о своей деятельности не только перед своими товарищами, но иперед незнакомыми взрослыми. Эта работа началась в среднем возрасте. В группе мы часто беседовали на разные темы: о перелётных и зимующих птицах, о животных в нашем зоопарке, о труде, о профессиях, о разных событиях, которые произошли в жизни детей и др. Во время этих бесед дети самостоятельно предлагали свои варианты представлений на эти темы в виде рисунков, поделок, стихов. А в старшей группе я могла гордиться результатом моей работы: дети свободно обменивались информацией, делали выводы, особенно это было показательно в проекте «Все работы хороши». Совместно с детьми мы выбрали профессию строитель. Но эта профессия охватывает ряд других отдельных профессий, без которых нельзя построить дом: кровельщик, каменщик, крановщик и др. Когда мы готовили этот проект, дети самостоятельно сделали выбор того, как они будут участвовать в проекте. Кто–то решил стать проектировщиком, а кто-то представить профессию плотника, штукатура, маляра. И на вопрос - почему именно эта профессия, дети обосновывали свой выбор. А были и такие, кто занял место в зрительном зале. И это тоже был самостоятельный выбор.

Кроме того участие в проекте помогло детям научиться публично выступать, свободно чувствовать себя перед аудиторией взрослых и детей . Теперь могу с уверенностью сказать, что в будущем дети будут способны свободно высказывать свое мнение перед аудиторией, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, действовать самостоятельно, без подсказки, свободно выражать свои чувства, ставить перед собой задачи и решать их самому. И я считаю, что в этом есть и моя заслуга.

Какие трудности возникают при реализации самостоятельной деятельности?

В ходе своей работы я выявила ряд трудностей:

  • во-первых – недостаточно теоретических знаний по данному вопросу;
  • во-вторых – отсутствие у родителей готовности умело направлять, развивать, обогащать самостоятельную деятельность детей;
  • в-третьих – недостаточное использование различных ситуаций для формирования детской самостоятельности;
  • в-четвёртых – безразличие некоторых родителей к деятельности своего ребёнка. Ребёнок предоставлен самому себе, его инициатива не поддерживается родителями.

Итог работы по формированию самостоятельности у детей дошкольного возраста.

В результате проведенной работы заметила, что дети стали более самостоятельными и активными в доведении работы до конца, понимали значение слова «самостоятельность», свободно оперировали этим понятием применительно к себе и сверстникам. Повысился уровень самоконтроля, более объективной стала оценка детьми своих возможностей.

Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Я считаю себя творческим воспитателем и стараюсь жить и работать по принципу: «Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».