Как обучают глухонемых детей. Характерные проблемы речи у детей. Какой бывает глухота

Марина Мелехова
Методические рекомендации «Как научить читать малыша с нарушением слуха?»

Статья содержит рекомендации для учителей-дефектологов, работающих с детьми с нарушением слуха , по обучению детей чтению. В данной статье раскрыты этапы работы, основные методы и приемы коррекционной помощи при обучении малышей чтению .

Учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

ГБДОУ № 60 комбинированного вида

Санкт-Петербурга

Мелехова Марина Геннадьевна

Дети с нарушением слуха , переступая порог детского сада, имеют крайне бедные представления об окружающих их предметах и явлениях. Они не только не могут их назвать, обозначить словом, но плохо выделяют их из группы разнородных предметов , с трудом узнают в изменившейся ситуации, не различают предметы по функциональному назначению, не всегда могут соотнести реальный предмет с его изображением. Таким образом, развитие ребенка с нарушением слуха зависит от проблемы формирования его речи.

Чтение является одним из средств компенсации ограниченного речевого общения ребенка с нарушением слуха .

Обучая ребенка чтению, педагог решает следующие задачи :

научить ребенка правильно прочесть слово;

Учить понимать прочитанное

Воспитывать отношение к чтению как к источнику знания и средству общения с окружающими.

Сравнивая пути овладения речью слышащими детьми и детьми с нарушением слуха , можно отметить следующие особенности.

Ребенок, с самого рождения слышащий вокруг себя речь, благодаря этому, еще не начав говорить, понимает много слов, воспринимает устный рассказ взрослого, а к 4-5 годам начинает самостоятельно пересказывать рассказы. В 6-7 лет слышащий ребенок начинает обучаться чтению.

У ребенка с нарушением слуха этот процесс осуществляется по-другому. Ограниченное общение задерживает развитие мышления ребенка, познание им окружающего мира с помощью речи. Это обязывает проводить с дошкольниками большую специальную работу, начиная обучение чтению уже с 2-х лет.

На основании многочисленных исследований, проведенных известным сурдопедагогом-дошкольником Б. Д. Корсунской, установлено, что для глухого ребенка путь восприятия слова через чтение является наиболее эффективным. Чем раньше начинается обучение ребенка с нарушением слуха чтению , тем больше появляется возможностей для его использования в целях развития речи и личности ребенка в целом.

Этапы обучения чтению.

В обучении чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность.

Начиная с 1 года обучения ребенка (2-3 года, широко используется восприятие слов и фраз, написанных на табличках – это глобальное чтение. Подкладывая таблички к предметам, картинкам с последующим приближенным проговариванием, используя таблички в общении, дети овладевают навыком понимания написанного слова. Целостное восприятие написанного слова доступнее маленькому ребенку, чем восприятие слова с руки (дактильно) и восприятие устной речи. Введение глобального чтения позволяет еще до овладения аналитико-синтетическим способом чтения расширить область буквенного анализа и синтеза, совершенствовать навык чтения целыми словами, активизировать накапливаемый словарь. На этом этапе систематически проводятся упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, кистей, упражнения по различению букв, работа с разрезной азбукой.

Первичное восприятие в форме глобального различения слов по значению, установление связи между названием предметов , действий – это основа для последующего аналитического чтения.

На 2 году обучения (3-4 года) дети должны усвоить слова и фразы, данные им для глобального чтения. Усвоить – это знание буквенного и звукового состава слова, восприятие слова как некоторого обобщения, умение использовать в общении : устном и дактильном. Производить анализ слова ребенок может разными способами :

Усваивая его звуковой состав;

С помощью разрезной азбуки;

На основе дактилирования.

Главное – научить детей понимать выраженное в словах содержание. В этом по существу смысл всего процесса обучения чтению ребенка с нарушением слуха .

При обучении дактильному чтению детям предлагаются следующие упражнения :

Подражательные упражнения в восприятии дактильных знаков без сочетаний с буквой;

Упражнения на воспроизведение дактильных знаков в сочетании с буквой;

Систематические упражнения в устно-дактильном чтении слогов, слов, написанных на табличках;

Самостоятельное устно-дактильное называние предметов и действий .

Хочется отметить, что основной формой речи на втором году обучения становится устная речь, дактилология же используется при затруднениях в овладении аналитическим чтением, в усвоении звукобуквенной структуры слова, в овладении грамматическими формами. На данном этапе при обучении аналитическому чтению детям предлагаются следующие виды упражнений :

Работа с разрезной азбукой;

По подражанию педагогу чтение по табличкам знакомых коротких слов – имен детей, названия предметов , действий;

Аналитическое чтение предложений, коротких текстов (из 2-3 предложений) с последующей демонстрацией прочитанного ;

Письмо знакомых слов печатными буквами - списывание с табличек, по памяти.

На 3 году обучения (4-5 лет) детям предлагается освоить восприятие и понимание письменных текстов и рассказов, данных в устной форме, а также самостоятельное изложение. В процессе чтения условно можно выделить 2 стороны :

1. овладение техникой чтения, которая осуществляется первично в дактильной форме;

2. обучение пониманию читаемого .

Техникой чтения неслышащие дети овладевают рано и сравнительно легко, а вот научить ребенка понимать прочитанное – это важная задача . Прочесть слово – не значит понять его значение. Для глухого ребенка сложно понять смысл прочитанной фразы , даже составленной из знакомых слов. Поэтому работа над пониманием прочитанного идет в следующих направлениях :

1. расширение круга жизненных впечатлений ребенка;

2. оформление их в слово.

В процессе работы по выявлению понимания прочитанного педагогом используются следующие виды упражнений :

Демонстрация действий;

Инсценирование;

Подбор иллюстраций;

Ответы на вопросы;

Зарисовка (схематичная) ;

Составление предложений по картинкам или другим наглядным пособиям;

Работа с разрезными предложениями;

Работа с серией картинок для обучения пониманию последовательности событий;

Работа с рассыпным текстом;

Составление рассказа по опорной картине (после серии картин) ;

Запись наблюдаемых ежедневно событий, явлений в окружающей обстановке.

Хочется отметить, что обучение маленьких детей проводится в игровой форме, так как игра способствует лучшему осмыслению и является одним из способов воспроизведения прочитанного . Привлекая всевозможные средства наглядности : натуральные предметы, игрушки, иллюстрации, кукольный театр, изображая действия, педагог ведет рассказ, фиксируя при этом соответствующий адаптированный текст на доске (на табличках) . После дети его читают , выясняется понимание прочитанного и готовится пересказ.

Таким образом, наш опыт свидетельствует об эффективности использования специфических средств и приемов при обучении чтению детей с нарушением слуха .

Десятилетний Роберт, родившийся практически глухим, свободно общается, любит математику и мечтает стать банкиром

Разговаривая, Роберт немного растягивает слова и пристально вглядывается в лицо собеседника. Мальчик родился с серьезными нарушениями слуха, но благодаря безмерному терпению и упорству родных научился говорить, пошел в обычную школу и стал одним из лучших учеников в классе.

Роберт появился на свет в апреле 1996 года, из роддома его выписали без единой патологии, - рассказывает мама мальчика Наталья Энинги. - Но у меня была навязчивая мысль, что он не слышит. Наверное, что-то чувствовала. Врачи говорили, что мальчик развивается нормально, возможно, у него временная задержка развития. А в год и два месяца сыну поставили страшный диагноз: тугоухость левого уха III степени и правого - IV. Эта болезнь граничит с глухотой. У меня был шок, я рыдала, впадала в истерику, не могла смириться с диагнозом сына.

Наталья начала интересоваться болезнью, собирать специальную литературу, искать родителей, у которых такие же дети. Кто-то из знакомых посоветовал обратиться во Львовский детский центр по проблемам Чернобыля. Каждый месяц Наталья с Робертом на неделю ездили во Львов и брали уроки у сурдопедагога Тамары Дунаевской, а затем занимались дома. Летом родители Роберта приглашали львовского специалиста домой, так что первые полноценные каникулы у мальчика были лишь после третьего класса. Зато интенсивные занятия принесли результат: Роберт почти свободно общается со сверстниками и взрослыми. Он даже смотрит телевизор, правда, понимает не все, поэтому мечтает, чтобы показывали побольше программ с субтитрами. Мальчик еще не умеет пользоваться телефоном, но врачи говорят, что этому тоже можно научиться. Иногда Наталья делает сыну замечание, что у него не очень внятное произношение. И слышит в ответ: «Тебе кажется, мама. Дети меня понимают».

«Слово «стол» сын учился произносить два месяца»

В полтора месяца мы отнесли сына к педиатру. Врач хлопнул в ладоши, и Роберт повернулся в его сторону, - вспоминает Наталья. - Но это была случайность. На другие звуки сын не реагировал. Нас направили к отоларингологу, а затем в областную детскую больницу. Многочисленные исследования показали, что сын не слышит. Врачи успокаивали: мол, диагноз ставить еще рано, возможно, это обычная задержка развития. Когда Роберту исполнилось шесть месяцев, нам показалось, что он начинает слышать. Но сын заболел ангиной, которая дала осложнение на уши и вызвала отит. А после оказалось, что наш ребенок практически глухой…

Врачи посоветовали родителям отдать сына в интернат, где его научат дактилю (язык жестов, с помощью которого общаются глухонемые). Но Наталья не согласилась.

Во Львовском детском центре по проблемам Чернобыля я познакомилась с сурдопедагогом Тамарой Дунаевской, - продолжает Наталья. - Оказалось, у нее был ученик с таким диагнозом, как у Роберта. Теперь он старшеклассник обычной школы. Нам устроили встречу, мы пообщались, и я решила: мой сын тоже будет говорить.

У Роберта сначала развивали воображение и образное мышление. С помощью слуховых аппаратов мальчик слышит слова и звуки в искаженном виде. Родители и педагоги учили ребенка запоминать звуки, которые он выговаривал. Это чрезвычайно сложная и трудоемкая методика, требующая много времени и терпения. К примеру, простое слово «стол» мама учила произносить сына целых два месяца.

Мы занимались с Робертом каждый день, - говорит Наталья. - Весь дом был увешан табличками, на которых написаны слова: «стул», «стена», «диван», «люстра», «телевизор». Сын запоминал, как они пишутся, а затем мы учились их произносить. Главное - иметь терпение. Бывало, учишь слово неделю, другую - никакого результата. Вспоминаю одно из первых наших занятий, когда Роберту было полтора года. Мы выполняли простое упражнение: вырезанные кружочки надо было вставить в нарисованные. Показываю, что нужно сделать, а сын не хочет. Я не выдержала и шлепнула его по попе: «Нехороший, не хочешь заниматься!» А у него из глаз слезы градом покатились.

В Ужгороде с Робертом занималась Анна Герзанич - сурдопедагог с 20-летним стажем. Узнав, что я настроена отдавать сына в обычный садик и школу, она сказала: «За свою карьеру я не встречала детей с таким диагнозом, которые бы учились в обычной школе». Занятия с Робертом действительно продвигались очень тяжело. Были моменты, когда Анна Иосифовна говорила: «Все, Наташа, больше не могу. Ищите другого педагога». Я убеждала ее, что у нас все получится. А когда у меня опускались руки, Анна Иосифовна также поддерживала меня. В первые, самые трудные годы занятий, мне очень помогли родители и муж. В три года мы отдали Роберта в обычный ужгородский детсад Ь 17. Врачи отговаривали от этого, говорили, что рано, но я хотела, чтобы сын как можно скорее попал в детский коллектив. И не прогадала.

«В этой школе дети не дерутся, а в старой было, как на войне»

К трем годам Роберт уже начал говорить, хотя понять его речь было трудно. Мальчик реагировал на свое имя, если его произносили громко. А когда нужно было что-то попросить, он активно помогал себе жестикуляцией. Воспитатели делали все, чтобы не выделять Роберта среди других детей. Как и всем, ему давали учить небольшие стихотворения, с которыми он выступал на утренниках. Дети абсолютно нормально его воспринимали. После окончания трехлетнего декретного отпуска Наталья вышла на работу и даже продолжила обучение на заочном отделении университета. А параллельно занималась с сыном.

В детсад Роберт ходил с удовольствием, - рассказывает Наталья. - Но играть с детьми во дворе ему было труднее, он долго не мог найти с ними общий язык. Бросят сыну мяч и кричат: «Давай назад!» А он не понимает. Его толкнут, он обидится и забросит мяч куда-то далеко. Некоторые дети подбегали ко мне и, показывая на слуховой аппарат, спрашивали: «Тетя, а он глухой?» До пяти лет был очень трудный период, а затем сын начал приспосабливаться. Я даже перестала выходить на улицу, наблюдала за ним с балкона.

В шесть лет мы отдали сына в обычную школу. Он давно уже умел писать, читать, правда, произношение было еще не очень хорошим. Перед 1 сентября я повела сына к директору и учителю, все им объяснила, и они сказали: «Не волнуйтесь, все будет хорошо». Но через месяц учительница стала жаловаться, что с Робертом трудно работать, и предложила перевести его в специнтернат. Мне рассказали, что на переменах сыну не разрешают играть с другими детьми, часто кричат. Он к такому отношению не привык. Когда я спрашивала, как дела в школе, Роберт отвечал: «Нормально». Он замкнулся, переживал все в себе. А затем стал жаловаться на головную боль. На каникулах мы отвезли сына к киевским специалистам, которые выявили, что у него повышено внутричерепное давление. «Наверное, у ребенка проблемы в школе», - сказал один из врачей. После этого мы решили перевести сына в другое учебное заведение. Через неделю Роберт сказал: «Мама, ты знаешь, в этой школе так хорошо, совсем не так, как в старой. Здесь дети не дерутся, а там было, как на войне».

«Общаясь со здоровыми детьми, слабослышащий ребенок быстрее схватывает разговорную речь»

В школу любишь ходить? - спрашиваю мальчика.

Не очень, там нужно много писать, - отвечает Роберт, выдержав паузу. Перед тем как произнести слово, Роберт прокручивает его в уме. - Больше всего люблю математику.

А в свободное время чем занимаешься?

После того как сделаю домашнее задание, играю в футбол. Вечером смотрю телевизор или играю на компьютере, а перед сном читаю. Люблю приключения: «Три мушкетера», «Белый клык», «Вокруг света за восемьдесят дней»…

Кем хочешь стать после школы?

Банкиром. Чтобы зарабатывать много денег и путешествовать…

Роберт учится в четвертом классе ужгородской школы Ь 5. В прошлом году он участвовал во всеукраинском конкурсе по рисованию, где получил грамоту и ценный приз. Мальчик не посещает только уроки музыки.

Раньше у меня не было опыта работы с такими учениками, - рассказывает учительница Анна Копча. - Когда в школу пришла мама Роберта, мне очень хотелось помочь ей. Важно было установить с мальчиком психологический контакт и научить других детей воспринимать его нормально. С Робертом нужно говорить с близкого расстояния, чтобы он видел лицо собеседника, ведь мальчик читает по губам. А дети этого не понимали. Первые недели ученики на переменах играли между собой, а Роберт стоял в сторонке и не знал, к кому подойти. Чтобы занять его, я просила помыть доску. Объясняла ребятам, что у кого-то из них часто болит голова, кого-то освобождают от физкультуры, а Роберт плохо слышит. Но он такой же, как остальные. И в конце концов дети приняли его в свой коллектив. Учится Роберт очень хорошо, он один из лучших в классе. Любит математику, легко решает задачи и прекрасно рисует. При этом никаких поблажек я ему не делаю, иногда занимаюсь индивидуально, если он что-то не воспримет на уроке. Мальчик очень сообразительный, читает дополнительную литературу, энциклопедии, знает, что ему нужно учиться, чтобы достичь чего-то в жизни.

По словам киевского сурдопедагога высшей категории Елены Грущенко, большинство детей с таким диагнозом, как у Роберта, учатся в специализированных интернатах и общаются с помощью дактиля. Однако в последнее время число слабослышащих, которые посещают общеобразовательные школы, увеличивается.

Все зависит от упорства родителей, - говорит Елена Викторовна. - Если они посвятят себя ребенку и научат его говорить, то в школе он будет успешным. Такие дети с ранних лет приучены к учебе, поэтому очень трудоспособны. Они адаптируются, имеют друзей и живут нормальной жизнью.

Роберт - единственный слабослышащий мальчик в Ужгороде, который учится в обычной школе, - рассказывает заведующий сурдологическим кабинетом городской детской больницы Михаил Андришин. - Для ребенка это очень хорошо, ведь благодаря общению со здоровыми детьми он намного быстрее схватывает разговорную речь.

Когда рождается ребенок, у которого серьезные проблемы со слухом, мы предупреждаем родных, что научить говорить его будет чрезвычайно трудно. Некоторые берутся, но не выдерживают и отдают ребенка в интернат. И как только он выучит дактиль, о разговорной речи можно забыть. Роберту повезло, что с ним было кому заниматься и его родные не опускали рук.

Когда-то я пообещала себе, что научу сына говорить, он пойдет в обычную школу, и я обязательно встречусь с журналистами, чтобы об этом узнало как можно больше родителей, у чьих детей такие же проблемы, - говорит Наталья. - За эти десять лет у нас бывали очень трудные периоды, которые вызывали разочарование, уныние, отчаяние. Но важно даже в самых безнадежных ситуациях не сдаваться. Если вы верите в себя, в своего ребенка и готовы идти к своей цели, можно преодолеть любые трудности.

Андрею не было и годика, когда, спасая его от кишечной непроходимости, врачи ввели ему антибиотик. Мальчик выжил, но побочным действием препарата стала глухота...

История с Андреем произошла более двадцати лет назад. Как это ни больно, до сих пор дети часто глохнут от антибиотиков. Несмотря на то, что пагубное для органов слуха действие многих из них известно, антибиотики продолжают назначать при лечении пневмонии, бронхита, кишечных заболеваний. Чаще - в провинции, где у медиков нет выбора лекарств, а порой просто не хватает знаний.

Например, был такой случай. Двухлетнюю Танечку в тяжелейшем состоянии увезла «скорая». Малышка задыхалась, температура до 40 градусов, кашель с кровью...

После того как дочке ввели гентамицин, она стала беспокойной, прятала голову под подушку, - рассказывает мама. - Приехал муж, стал у нее что-то спрашивать. Танюша с удивлением на него глядела и мотала головой... Мы сразу же забили тревогу - ребенок не слышит! Обследовав девочку, врачи объявили, что она оглохла от антибиотиков. Максимум, что можно сделать, - подобрать качественный слуховой аппарат.

Восстановить слух бывает невозможно после вирусных инфекций - гриппа, свинки, коревой краснухи. Но это не значит, что ребенку остается одно - учить язык жестов. Благодаря самоотверженности своих родителей, их преданности Андрей Чернышов, отметивший 20-летие, научился говорить, окончил массовую школу и сейчас работает помощником бухгалтера. Надеемся, что его история обретения речи поможет родителям Танечки и другим, кого постигло это несчастье, не пасть духом и увереннее смотреть в будущее.

Ваш сын - глухой

Андрюша! - несколько раз окликнула 20-летняя мама своего полуторагодовалого малыша. Но возившийся с игрушками сын не реагировал. Только когда Лена коснулась его рукой, он поднял на нее глаза. «Заигрался?..» - с неясным беспокойством недоумевала она, не зная о том, что ее первенец совсем не слышит. Когда Лена позже то и дело узнавала, что Андрюшины сверстники уже вовсю щебечут, в то время как ее малыш лишь бессвязно лепетал, тревога усиливалась. Врачи и знакомые успокаивали: мол, разговорится - мальчики вообще начинают говорить позже.

Лена с мужем все-таки решили показать Андрюшу специалистам. Результаты аудиометрического обследования были удручающими: малыш не слышал. Оперировать бесполезно, а без слухового аппарата он мог слышать только крик у самого уха. «Чем болел? Нет ли наследственности? Не кололи ли ему антибиотики?» - спросили врачи. Лена вспомнила, что, спасая Андрюшу от заворота кишок, ему ввели антибиотик. Тогда она узнала, что около 40% детей, потерявших слух, оглохли от антибиотиков...

Было так тяжело, что думала, не выйду из больницы, - продолжает Елена Ивановна, теперь уже сурдопедагог НИИ отоларингологии им. проф. А. И. Коломийченко. - Спрашиваю: куда же мне с ним теперь? «Успокоили»: «Да что вы плачете, расстраиваетесь - у нас много специальных учебных заведений, где глухие живут и учатся. У них там свой мир, своя среда...»

«Свой мир...» От этих слов стало еще больнее. Казалось, какая-то невидимая сила хочет отнять у нее ребенка. «Как же мы можем отдать его в интернат, оторвать от семьи?» - Лена и муж Константин были в отчаянии.

Андрюшин папа - человек военный, мужественный и всегда сдержанный, - продолжает Елена Ивановна. - Я плакала, а он переживал все молча, но когда вернулись домой - и он не выдержал: лег и заплакал. Мысль о том, что сын никогда не услышит голосов своих близких, была нестерпимой. Собравшись с силами, через три дня я пошла в Институт отоларингологии к сурдопедагогу Любови Сидоренко. Она работала в этом же кабинете, где мы с вами разговариваем (не предполагала тогда, что со временем я, инженер-экономист, окончу дефектологический факультет, и сама буду принимать здесь больных!). Ее обнадеживающие слова запомнила на всю жизнь: «Андрюше нужно учиться говорить. И ни в какой интернат его отдавать не придется - будет учиться в обычной массовой школе». Мне трудно было поверить, что можно разговаривать, не слыша своего голоса. «Поезжай в Москву - сама во всем убедишься», - настаивала Любовь Александровна.

Первые слова

В Москве меня приняла семья, в которой росла глухая девочка. Она разговаривала! Конечно, ее речь отличалась монотонностью, но понять ее можно было без труда. Это было чудом. Посмотрела ее аудиограмму - все, как у Андрюши!

Глухие дети лепечут так же, как и слышащие, - говорит Елена Ивановна. - Но у слышащих лепет «ма-ма-ма-ма», «па-па-па» постепенно трансформируется в «мама» и «папа». У глухих же лепетная речь не развивается.

С лепета и начали обучение. Елена Ивановна брала в руки микрофон, Андрюше надевали наушники и учили следить за губами говорящего. Он говорил «ма-ма-ма» - его останавливали: вот «мама»! И одновременно показывали, как это слово пишется, рисовали картинку или показывали фотографию. Учили, какая разница между звучанием «мма-ма», когда вибрирует щека, и «ппа-па», когда идет толчок воздуха. Каждое слово нужно было выстрадать. Но когда оно получалось - это был праздник. Количество слов и словосочетаний с каждым днем увеличивалось. «Молоко», «поезд», «свет», «открыть дверь» - учила мама, а Андрюша повторял их снова и снова до тех пор, пока не мог их произнести.

Такой, как все

Усилия семьи Чернышовых, потраченные на то, чтобы научить сына говорить, были вознаграждены. 1 сентября с букетом цветов Андрюша пошел в ту же школу, которую в свое время окончила его мама.

Учительницу для него мне позволили выбрать самой. Наталья Прокофьевна была еще моложе, чем я. Она показалась мне добрым человеком - и я не ошиблась.

Андрюшу посадили за первую парту рядом с девочкой. Наталья Прокофьевна объяснила детям, что слуховой аппарат поможет их однокласснику четче слышать контур слова и понимать речь по губам.

Первые дни я буквально дежурила под дверями класса, даже заглядывала в щелочку - как он там, ведь он же не слышит! - признается Елена Ивановна. - И хотя сын был хорошо подготовлен к школе, ужасно волновалась.

«Елена Ивановна, а ваш Андрюша - вон там!» Дети в школе встречали ее приветливо, и у мамы светлело на душе. Когда семье Чернышовых пришлось переехать в другой район, школу менять не стали, хотя добираться было далековато.

Учеба давалась Андрею нелегко, особенно в старших классах, когда появилось много дисциплин. Но поддержка родителей, учителей и школьных товарищей помогла преодолевать трудности. И как было не поддержать открытого, улыбчивого, с мягкими манерами парня, который не покорился судьбе и которого не сломали трудности?..

После школы я поступил в промышленно-экономический колледж, а в этом году окончил его, - рассказывал за чашкой кофе Андрей.

Теперь работаю помощником бухгалтера в одной фирме.

Когда я сказала сотрудникам фирмы, что Андрей не слышит, они поначалу растерялись. Но, познакомившись с ним, сказали: не волнуйтесь, премудрости бухгалтерии он освоит, - вспоминает мама. - Я считаю это большой удачей, ведь сейчас устроиться на работу трудно даже слышащему человеку.

А что делаешь в свободное время? - интересуюсь у Андрея.

Гуляю с собакой, читаю, встречаюсь с друзьями.

А летом?

Нравится путешествовать, купаться в море. В этом году с компанией отдыхал в Одессе...

На прощание Елена Ивановна сказала: «Конечно, сыну намного легче было бы выучить язык жестов, но мы очень хотели, чтобы он был таким же, как все дети. Пришлось запастись терпением, А вообще, это адский труд».


Говорящий глухой - подвиг родителей

Будущее глухого ребенка - это процентов на девяносто труд мамы и папы, - говорит председатель Киевской ассоциации родителей и детей-инвалидов с нарушением слуха Елизавета Пушкарская. - И от того, какими они окажутся педагогами, психологами и просто людьми - добрыми или нет - зависит, какая вырастет личность. Это тяжкий труд. Ведь чтобы такого ребенка научить разговаривать, родители должны полностью посвятить себя ему.

К сожалению, не у всех это получается. Мне рассказали о маме с педагогическим образованием, которая не могла справиться с занятиями и помочь своему ребенку. А другая - без образования, зато просто талантливая женщина - успешно сделала это. Проблема многих в том, что все их время уходит на добывание хлеба насущного, и ребенком заниматься некогда.

То, что у слышащих выходит само собой, для глухих зачастую представляет огромные трудности. Например, очень важно развить у этих детей образное мышление и чувство юмора - они воспринимают все очень серьезно. У неговорящих глухих детей сложности с пространственно-временным мышлением - им трудно постичь, что, допустим, Шекспир и Достоевский жили в разное время. Глухим, но с речью, эти вещи понятны. Еще глухие дети чрезвычайно ранимы. Чтобы помочь им обрести уверенность в себе и не обидеть, некоторые мамы проявляют незаурядную изобретательность. Одна из них, например, придумала некую мифическую Марину и на ней расписывала все нехорошие поступки дочери: «Марина шла, развернула конфету, а бумажку бросила под ноги - как это нехорошо!..»

По словам Елизаветы Николаевны, в Киеве около ста реабилитированных детей. У одних уже позади вузы и техникумы. Другим только предстоит пойти в массовую школу, которая даст им возможность больше общаться со слышащими и получить более полное образование - в специальных школах объем знаний иной. Это и более ясная перспектива продолжения учебы. Но для массовой школы ребенок должен быть подготовлен лучше других ровесников - почувствовав, что знает больше слышащих, он сможет быть на уроках активным и успешнее учиться.

О причинах, приводящих к глухоте, рассказала заведующая детским отделением НИИ отоларингологии Лариса Кобзарук:

Глухота может развиваться постепенно, в течение нескольких лет или месяцев, а может наступить внезапно. Поражается либо одно, либо оба уха. Причиной становится вирусная инфекция (от нее слух ребенка может пострадать еще до рождения, если мама болела во время беременности), антибиотики аминогликозидного ряда (стрептомицин, гентамицин, полимицин, каномицин, мономицин), а также травмы при родах. Иногда глухота бывает наследственной.

От чего зависит эффективность лечения?

От того, как скоро его начали, и от степени поражения слуха. Если к лечению приступили в течение месяца от начала заболевания, то вероятность излечения достигает 90-100%. Но, к сожалению, в большинстве случаев родители не сразу замечают глухоту, а врачи поздно ее диагностируют, особенно у самых маленьких. Родителям следует насторожиться, если ребенку приходится повторять несколько раз одно и то же, если он включает телевизор или радио громче, чем следует, или учится говорить позже и медленнее своих ровесников.

Наталья МАТВЕЕВА

Выбирая школу для своего слабослышащего или глухого ребенка, родителям нужно учитывать, что при поступлении в специальное или высшее учебное учреждение Украины слабослышащему студенту стоит знать жестовый язык. Если ваш ученик имеет 3-4 степень тугоухости важно, чтобы он дополнительно владел жестовой речью, если ему трудно распознавать речь на слух. Почему? Об особенностях развития детей с недостаточным слухом говорим с руководителем воскресной школы для глухих людей «Слышать сердцем» психологом Анной Блощинской (г.Киев).

Почему вы решили стать сурдопереводчиком? Это довольно редкая профессия.

У меня бабушка и дедушка глухие, у них приобретенное снижение слуха. Моя мама знала жестовый язык с детства, и вся родня владела жестовым языком. Сейчас мама работает сурдопереводчиком на телевидении. Мне нравится помогать глухим людям, а особенно работать с неслышащими детьми. Помню, как мама учила и объясняла, на что обращать внимание и какие акценты ставить во время жестового перевода, как общаться с глухими правильно, учитывая их особенности.

Уроки рисования в воскресной школе

Часто в семье слышащих глухого ребенка стараются адаптировать в слышащем обществе: учат говорить, запрещают использование жестового языка. Действительно ли жестовый язык мешает становлению устной речи и развитию глухого ребенка?

У меня есть слабослышащая ученица Катя. Ее мама слышащая. Женщина с самого начала была негативно настроена против использования жестового языка в обучении дочери. Я часто слышала от нее: «Зачем вы обучаете ребенка жестовому языку? Он не нужен». Я ее пыталась убедить примерами. Вот мы учим слово «ложка»: показываем Кате картинку, сам предмет, пишем слово. Добавляем жест, обозначающий слово «ложка». И ребенок быстро запоминает новое слово. Или, например, изучали дни недели. У ребенка в памяти остается визуальная ассоциация с конкретным днем. Четыре года Катя занималась в воскресной школе, на 5-й год мама увидела смысл использования жестовой речи для развития дочери. Заметив результаты обучения, она поняла, что Кате нужен жестовый язык для понимания окружающего мира.

Как-то в воскресной школе мы изучали разницу между добром и злом. До 11 лет Катя воспринимала мир как добро, не понимая, что бывает еще зло. Абстрактные понятия удалось объяснить с помощью жестового языка и картинок.

Индивидуальные занятия с неслышащими детьми аутистами

Специальные и высшее учебные учреждения в Украине предполагают, что студент со сниженным слухом должен знать жестовый язык. Вся программа для слабослышащих и глухих дублируется сурдопереводчиком. Выходит, что слабослышащий студент, даже если он учился все время в массовой школе, если он не знает жестового языка, просто не сможет дальше овладеть профессией?

Есть глухие студенты, которые прекрасно считывают с губ. Я переводила лекции на жестовый язык в университете Драгоманова и видела, что студенты понимают слышащего педагога, просто наблюдая за ее артикуляцией. Считыванию с губ учат в специальных школах для слабослышащих и глухих. На занятиях нужно было изучать новую терминологию. И им переводчик жестового языка требовался для того, чтобы уточнить некоторые моменты у преподавателя.

Обучение глухих детей брейк-дансу

Какие вы можете дать советы по правильному введению слабослышащего ребенка в слышащий коллектив?

Я вчера как раз общалась с глухим мальчиком из семьи глухих. У него кохлеарный имплант. Он слышит, разговаривает, по губам хорошо читает. Но со слышащими он не дружит. Он захотел пойти в школу интернат № 9 для слабослышащих детей в Киеве, чтобы быть в своей среде. Ведь слышащие дети они очень жестоки по отношению к сверстникам-инвалидам.

Как правильно общаться с человеком со сниженным слухом?

1. Нужно спокойно разговаривать, не надо кричать (почему-то часто слышащие думают, что надо громче говорить).

2. Лучше развернуться лицом к собеседнику, не говорить сбоку или со спины.

3. Четко и медленно произносить слова, не отворачиваться.

4. Чтобы привлечь внимание, нужно дотронуться до плеча.

5. Говорить короткими предложениями.

6. Если чисто глухие, то конечно же писать на листочке или в телефоне.

Творческое рисование воскресной школе (Киев)

Если слабослышащий ребенок учился в слышащей среде, а потом стал изучать жестовый язык. Он попадает в среду глухих. Существует ли культура общения с глухими? Что можно делать, чего нельзя?

Ой, глухие сами научат. Они очень доброжелательно и чутко относятся к новеньким, очень доверчивые. Если ты знаешь жестовый язык, идешь к ним с открытым сердцем, то станешь своим. Глухого ребенка нужно воспринимать таким, какой он есть. Не нужно его ломать, переубеждать, что ему нужна слышащая среда. Я наблюдаю следующую ситуацию: таких детей учат говорить, общаться среди слышащих, но произношение у них не четкое, поэтому они стесняются своего голоса. А слышащие не хотят говорить с глухими. Надо научить ребенка, прежде всего, коммуникации. Комфортно себя чувствовать в мире. Не важно, это будет мир слышащих или глухих.

Например, мой глухой дедушка был актером, он очень здорово дружил со всеми слышащими. И хотя знал, что над ним подсмеиваются, он оставался веселым и открытым, не обращая внимания на такие моменты. Ему мама дала столько безусловной любви, что он себя чувствовал комфортно. Он не комплексовал из-за того, что глухой. А это самое главное в воспитании: принимать себя полностью. Он комфортно себя чувствовал и с глухими, и со слышащими.

Посещение детского бала

А то получается, что мы заставляем глухого ребенка общаться со слышащими, которые его не принимают. Но ведь можно найти интересных глухих интеллигентных людей. Среди них много талантливых актеров, художников, дизайнеров и спортсменов. Бывают, конечно, разные люди, но не надо считать, что среди глухих только бандиты или воры. Слышащим родителям нужно научиться принимать своего ребенка без надрыва, без травмы. Не стоит мучиться, что вот мой ребенок глухой. Лучше такой настрой: да глухой, ну и что, будем учить жестовый язык, будем общаться, найдем среду ему классную.

Я общаюсь и со слышащими, и с глухими. Моя дополнительная деятельность — преподавание в Киевской духовной семинарии. Здесь будущие священники учат жестовый язык, чтобы общаться с глухими верующими. Часто беру своих семинаристов и глухих, мы ходим совместно на мероприятия, для них это практика, а для глухих общение. Я показываю, что поддерживать отношения можно и со слышащими, и с глухими. Не надо культивировать обиды на слышащее общество.

Воскресная школа "Слышать сердцем" поздравляет воспитанников

Киевской школы-интернат № 18 с Днем Святого Николая

Как слышащему родителю начать поиск среды для своего глухого ребенка? С чего можно начать, чтобы преодолеть социальную изоляцию?

Есть общество глухих – в Украине это УТОГ. В каждой области есть свои представительства, где встречаются, общаются такие люди. При них работают культурные центры, где глухой ребенок учиться раскрывать свой талант. В интернете можно искать «кружки для глухих». Есть специализированные школы и интернаты, при них бывают кружки для глухих, приходят инструкторы и проводят с ними занятия (рукоделие, спорт). Даже если в вашем населенном пункте нет представительства УТОГа, нужно искать среду слабослышащих и глухих.

Родителям нужно наблюдать за этой средой. Подружиться с глухими родителями, смотреть, кто из какой семьи, наладить контакт. Пойти вместе на какие-то мероприятия. Глухие введут потом в свою среду. Им тоже интересно такое сотрудничество. Ведь у них возникает потребность в помощи слышащих, когда нужно куда-то позвонить, что-то узнать, а они не могут этого сделать. Каждый раз дергать сурдопереводчика не все готовы. Им не к кому обратиться, поэтому глухие пойдут на такой контакт.

Хочется добавить, что любовь не требует знания языка, ее чувствуют. Поэтому девиз нашей школы: «Превыше всего любовь!», так как не важно — глухой человек или слышащий.


Оксана Гунько

До 4 лет у ребенка должна быть сформированная, грамотно оформленная речь. Если Ваш ребенок отстает в речевом развитии, советуем обратиться к специалистам, в первую очередь к сурдологам. .Т.к погрешности речи ребенка взрослые в большинстве случаев замечают сразу. Но не все догадываются, что они могут быть связаны с недостатками слуха. Ведь небольшой дефект слуха, как правило, незаметен для окружающих. Этот «небольшой дефект» называется – тугоухость (незначительное снижение остроты слуха). Это вовсе не означает, что ребенок глухой, он понимает обращенную речь, реагирует на звуки, выполняет задания, говорит, хотя и нечетко.

Это нарушение слуха можно сравнить с плохим телевизором, - вижу и слышу, но нечетко, а кое-что вообще не могу понять. Ребенок, который недостаточно хорошо слышит, воспринимает слова с пропусками, нечетко, не улавливает связи между словами в предложении. Нетрудно представить себе, как это осложняет развитие речи и ее понимание. Особенно страдает произношение. Такие дети, как правило, начинают говорить поздно, словарь их беден, предложения они строят неправильно. Особенно характерно для них смазанное, нечеткое произношение. На слух они плохо отличают, например, С от Т и потому говорят "табака" вместо "собака", путают звонкие и глухие ("пумака" вместо "бумага"), свистящие и шипящие ("сапка" вместо "шапка"). Иногда они пропускают в словах безударные слоги и называют предметы искаженными до неузнаваемости словами.

Также страдания ребенка усилятся, когда он пойдет в школу. Грамотой он будет овладевать с большим трудом, ибо ему мало понятен звуковой состав слова. Читая, он, "не узнает" слов, потому что в его представлении они имеют совсем иной звуковой состав. Например, в книге написано "самолет", а он знает слово "тамолет". Но и это еще не все. Ограниченный запас слов, в свою очередь затрудняет понимание прочитанного. И даже в том случае, когда слова понятны, ребенок часто с трудом разбирается в содержании текста. Это объясняется тем, что, плохо улавливая безударные части слова, их окончания, он не усваивает и значения грамматических форм, согласования слов в предложении, а значит, и его смысла. Даже при небольшом, но рано возникшем снижении слуха детям трудно учиться писать. Когда слабо слышащий ребенок пытается воспроизвести на бумаге плохо известное ему слово, он либо совсем не может этого сделать, либо записывает искаженные слова, например, "я кулял" вместо "я гулял". Дефекты письма и непонимание текста учебников приводят к неуспеваемости, ведь как ребенок произносит слово, так он его и напишет. Всего этого можно избежать, если недостатки слуха будут вовремя диагностированы.

Характерные дефекты речи у слабослышащих детей:

1. Малый запас слов. Их именно мало, потому что для овладения речью, правильности произношения слов решающее значение имеет многократное восприятие одних и тех же слов, одних и тех же выражений. Если слух снижен и всегда слышать слова с достаточностью не удается, то многократности повторений не происходит: в одних случаях ребенок совсем не воспринимает слов, в других - слышит их не полностью, в третьих(если говорящий человек и ребенок находятся рядом)может слышать их правильно- но все равно они звучат для него каждый раз по-разному. Это мешает ему научиться понимать значение слов, запоминать их, а значит, накапливать необходимый словарный запас. Для полного понимания чужой речи необходимо усвоить значение грамматических изменений слова, например, падежных окончаний. А это опять-таки требует хорошего слуха.
2. Неточность понимания значений употребляемых ребенком слов, выражающаяся в большинстве случаев в расширении и размытости этих значений. Так, название предмета может заменяться названием действия, признака или другого предмета ("умываться" вместо "умывальник" или вместо "мыло"; "горячий" вместо "утюг";
3. Замены близких по звучанию слов, что характерно и для процесса восприятия речи (так называемые "ослышки"). Слабослышащий нередко улавливает лишь общий ритмический рисунок слова, то есть количество слогов в нем и место ударения. С этой точки зрения слова внутри каждой из приведенных ниже групп могут восприниматься ребенком как одинаковые: молоток - потолок - порошок - петушок;
4. Искажение окончаний слов, нередко до полной неузнаваемости слова. Такие особенности произношения слов типичны именно для детей со сниженным слухом, что объясняется безударностью большинства окончаний в русском языке, а значит, недостаточной разборчивостью их звучания.
5. Опускание безударных приставок и суффиксов по причине недостаточно хорошей слышимости тех и других, например: "бежали" вместо "побежали" или вместо "прибежали"; "стол" вместо "столик".
6. Выпадение согласных звуков при их стечении, например: "трау" или "pay" вместо "страус" (последний глухой согласный тоже не слышен); "лон" вместо "слон".
7. Замены акустически близких звуков, не различаемых ребенком на слух, что приводит к изменению смыслового значения слов ("колос" вместо "голос", "гардина" вместо "картина").
Грамматический строй речи по уже рассмотренным выше причинам у слабослышащих детей также грубо нарушен. Связь между словами в предложении в русском языке выражается в основном при помощи окончаний и предлогов, которые чаще всего являются безударными и которых дети со сниженным слухом поэтому просто не слышат. А это значит, что они уже с момента овладения речью не могут усвоить правила согласования слов в роде, числе и падеже, что приводит к тяжелому и трудно преодолеваемому аграмматизму. К тому же фразовая речь у этих детей часто просто отсутствует - имеется лишь набор грамматически не связанных между собой слов.

Итак, будьте внимательны к ребенку!

Если у него поздно развивается речь, есть вышеперечисленные проблемы в речи или он плохо успевает в начальных классах школы, проверьте его слух. Все отклонения в развитии речи слабо слышащего ребенка можно предупредить и полностью ликвидировать, если своевременно будут применены специальные методы диагностики, лечения, обучения.