Как научить ребенка общению со сверстниками. "неконтактный" ребенок. Упражнения на развитие навыков общения

Как научить ребёнка общаться со сверстниками.

Общение играет ведущую роль в развитии ребёнка. Друзья, как правило, появляются ещё в детском саду, во дворе дома, где живёт ребёнок, а затем в школе. Если ребёнок не хочет общаться со сверстниками или у него что-то не получается в коммуникативном плане, ему необходимо помочь. В разном возрасте неумения общаться и дружить отличаются. В раннем детстве многим малышам трудно контролировать своё поведение и понимать чувства других. Дети постарше боятся быть отвергнутыми или не могут справиться с конфликтной ситуацией. Взрослым надо учитывать эти особенности, помогая своим чадам . Организуйте встречи с детьми примерно одного возраста с вашим ребёнком. Вы можете пригласить к себе домой или вместе сходить в кафе, в парк и так далее. У ребят будет возможность пообщаться в непринуждённой обстановке и чувствовать себя в безопасности, потому что взрослые рядом. Ваш ребёнок будет счастлив вдвойне, если вы придумаете повод обратить на него внимание остальных: его день рождения, спортивные достижения, окончание учебного года . Уважайте чувства ребёнка. Детские психологи отмечают, что некоторые дети чувствуют себя неуютно в большой компании и предпочитают общение один на один. Не пытайтесь заставить малыша играть и общаться в больших компаниях, если это доставляет ему психологический дискомфорт. Принуждение может развить в нем страх перед людьми и застенчивость. Пусть играет с одним товарищем - ведь настоящий друг даст гораздо больше, чем десяток случайных . Поощряйте общение со старшими детьми. Замечено, что развитию ребёнка больше всего способствуют тесные контакты с детьми старшего возраста. К своим более зрелым сверстникам в том, что касается отношений в коллективе, малыши прислушиваются внимательнее, чем к родителям. Устроить встречи со старшими ребятами можно на семейных сборищах или приглашая к себе соседей, у которых есть дети такого возраста. Воспитывайте в ребёнке умение сопереживать. Дети, понимающие чувства других людей и ставящие себя на их место, реже говорят обидные слова, умеют проявить сочувствие, играть по очереди и делиться. Привить ребёнку умение сопереживать можно, показывая его на собственном примере. Говорите ребёнку: «Я вижу, что ты расстроился. Я знаю, что тебе должно быть очень обидно, что ты не можешь играть с той игрушкой, с которой хочешь». Или: «Мне жаль, что девочка сказала тебе резкие слова. Тебе, наверное, обидно». Сочувствие и переживание можно продемонстрировать и в том, что вы делаете или говорите: отнести фрукты больному другу или порадовать чем-то члена семьи, у которого выдался неудачный день. Неизгладимый приятный след оставляет участие в благотворительных акциях, где он может отдать другому ребёнку игрушку или собрать школьные принадлежности. Правильно поддерживайте и оказывайте помощь своему чаду. Взрослые часто испытывают желание просто указать, как поступить, или решить проблему за него. Например, найти и строго выговорить обидчику их малыша или позвонить его родителям. Но очень важно, чтобы дети учились справляться со своими проблемами самостоятельно, а мама и папа должны поддержать их в этом и помочь. Вы можете задавать «наводящие вопросы», направляющие ребёнка к решению ситуации. Спросите: «Что ты можешь сделать, чтобы всё уладить?» или «Что же ты сделал?» и «Получилось?». Таким образом, вы помогаете ребёнку найти ответы самостоятельно, вместо тог, чтобы найти готовые. По мере развития социальных навыков общения дети научатся справляться и с более серьёзными ситуациями. Не пытайтесь сделать из ребёнка лидера . Вы не можете сделать ничего, чтобы превратить вашего ребёнка в лидера, заработать за него авторитет среди сверстников. Умение вести за собой – врождённая особенность характера или качество, формирующееся постепенно по мере созревания личности. Воспитывайте и поддерживайте в малыше высокую самооценку, самоуважение и стремление добиться поставленных целей. Только так он может стать сильнее, и тогда к нему потянутся другие люди. Тогда у него обязательно появятся настоящие друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во 2 «в» класс 1 триместр «Домашнее задание. Как научить ребёнка стать самостоятельным».

В первом классе у школьников не должно быть домашних заданий, но по предложению родителей и решением собрания было принято решение давать детям минимальное задание на дом. Приготовление домашнего зада...

Как научиться продуктивному общению со своим ребёнком?

Родителям следует самим научиться продуктивному общению, тогда и их дети смогут перенять положительный опыт общения.Чтобы общаться продуктивно, родители должны придерживаться при общении нескольких пр...

ГЛАВА 10. Как научить детей дружить и справляться с проблемами, возникающими при общении со сверстниками

Моему сыну Робби семь лет, и одноклассники никогда не зовут его к себе домой после уроков. И на дни рождения тоже не приглашают. Как-то Робби пришел из школы в слезах и сказал: «Никто меня не любит. Почему ребята не хотят, чтобы я был с ними?» Я решила отправить сына в летний лагерь, чтобы в другой обстановке он приобрел социальные навыки и новых друзей. После двух дней пребывания Робби в лагере я встретила на пикнике начальника лагеря, который сказал, что Робби ведет себя деструктивно и не умеет сотрудничать с другими детьми. Он не вписывался в коллектив - остальные дети с ним не общались. Начальник лагеря сомневался, что Робби готов к лагерной жизни. Что я могу сделать, чтобы помочь ему нравиться другим детям и лучше с ними сотрудничать? Надо ли мне забрать его из лагеря? Меня это очень огорчает. У моего сына нет школьных товарищей. Он почти всегда один. Дети его постоянно дразнят.

У меня душа болит, что именно о моем сыне одноклассники потом будут вспоминать как о мальчике, про которого все говорили «Нет, мы не хотим с ним быть, он такой странный». Я хочу, чтобы он был счастлив, нашел друзей и обрел покой.

Подобные истории нередки. Как взрослый человек вы знаете ценность дружбы и хотите, чтобы у вашего ребенка складывались тесные, длительные дружеские отношения. Вы понимаете, что не сможете заставить других детей (и взрослых) полюбить вашего ребенка.

Видеть, как ваш ребенок снова и снова остается один, отвергнутый сверстниками, очень тяжело. Вы понимаете, какое влияние изоляция оказывает на чувство самоуважения вашего ребенка, и какое одиночество он испытывает. Хотя вы работаете с ребенком дома над решением проблем и учите его социальным навыкам и контролю эмоций, вы все же чувствуете беспомощность в том, что касается его отношений со сверстниками в школе или другом социальном окружении. Может быть, вы не спешите записывать его в летние лагеря или во внеклассные группы, опасаясь неприятных звонков от руководителей, недовольных поведением вашего ребенка. В результате он проводит все больше и больше времени один, что, как вы понимаете, совсем нежелательно.

Почему важна детская дружба?

Немногих родителей нужно убеждать, что дружба важна для ребенка. Благодаря успешно складывающимся дружеским отношениям дети усваивают такие важные социальные навыки как сотрудничество, умение делиться и разрешать конфликты. Дружба воспитывает ощущение принадлежности к группе и начинает развивать у ребенка навыки эмпатии (сопереживания) - то есть умение понимать позицию другого человека. Дружеские отношения - или их отсутствие - оказывают огромное воздействие на социальную приспособляемость ребенка, влияя на его будущее. Исследования показывают, что такие проблемы со сверстниками как изоляция или отвержение, предвещают целый ряд поведенческих трудностей и дальнейшее неумение вписываться в общество, включая депрессию, уход из школы и другие психологические проблемы в подростковый период и в юности.

Почему некоторым детям с трудом удается завязывать дружбу?

Для многих малышей подружиться совсем непросто. Установлено, что дети со сложным темпераментом - гиперактивные, импульсивные, не очень внимательные - испытывают особые затруднения в формировании и сохранении дружеских отношений. Плохой контроль над собственными импульсами приводит к агрессивным реакциям, неспособности решать межличностные проблемы, недостатку эмпатии и неумению вычислить возможные последствия своих действий. Такие дети к тому же значительно отстают в развитии игровых навыков, что проявляется неумением ждать своей очереди, принимать предложения окружающих, предлагать свои идеи и сотрудничать с другими в игре. Было также установлено, что дети с недостаточными навыками речи чаще отвергаются сверстниками. Им трудно найти, что сказать, чтобы завязать разговор, они не знают, как положительно реагировать на инициативу других. В результате им непросто войти в группу. Дети с такими затруднениями часто неправильно оценивают, чего именно от них ждут в определенных ситуациях; они могут быть резкими и импульсивными, им трудно делиться и ждать своей очереди. Они часто говорят что-нибудь неподходящее или критическое. Соответственно их действия часто раздражают других детей, особенно если они играют в общую игру или сосредоточены каждый на своем деле. Окружающие могут пугаться того, как быстро импульсивные дети теряют контроль над собой или становятся агрессивными. Реакцией сверстников может быть изоляция, отвержение или насмешки. Это приводит к появлению внутреннего недовольства, чувства одиночества и отсутствию самоуважения. Такое негативное самоощущение способствует нарастанию трудностей в общении с другими, поскольку делает ребенка сверхчувствительным к словам окружающих, подрывает его уверенность в себе при встрече с другими и, в конце концов, приводит к избеганию взаимодействия и групповой деятельности. Изоляция ведет к исчезновению поводов для дружеского взаимодействия и возможности приобрести необходимые социальные навыки. Конечным результатом может стать плохая репутация среди одноклассников и других ровесников и дальнейшая изоляция.

Что могут сделать родители?

Попытки обучить ребенка социальным навыкам могут превратиться в тяжелое испытание для родителей - потому что последние обычно не присутствуют в тот момент, когда надо подсказать не поддаваться импульсивным порывам, остановиться и подумать о том, как вести себя с другими детьми. Но все же первым шагом является обучение ребенка таким навыкам дома и их тренировка. Когда он научится подобающему поведению, вам нужно будет поощрять его использовать эти навыки, если товарищи приходят к нему поиграть, и работать с учителями, чтобы ваш ребенок развивал эти навыки в общении с детьми в школе и на групповых занятиях.

Научите детей, как завязывать знакомства и присоединяться к группе

Одним из первых социальных навыков, которым вы должны обучить ребенка, является умение завязать разговор или начать взаимодействие с другим ребенком или группой детей. Некоторые дети стесняются и боятся начинать разговор или попроситься в группу, в которой дети уже чем-то занимаются. У других сложности возникают не из-за робости, а из-за слишком большого энтузиазма. Они врываются в группу детей, занятых игрой, не спрашивая разрешения и не ожидая благоприятной возможности. В результате группа их часто отвергает. Детям необходимо научиться тому, как присоединяться к группе, подождать перерыва в разговоре и попроситься в игру. Им нужно тренировать эти навыки с родителями. Вы можете обучать этому детей в ролевой игре, когда родитель сначала демонстрирует подходящее поведение, а затем ребенок его повторяет.

Образец ролевой игры

РЕБЕНОК: Ладно.

РОДИТЕЛЬ: Спасибо, с чего мне начать?

Возможный вариант

Родитель подходит к ребенку, останавливается и некоторое время наблюдает за его игрой.

РОДИТЕЛЬ: О-о-о, какая интересная игра. (Ожидает реакции ребенка.)

РОДИТЕЛЬ: Можно, я буду играть с тобой?

РЕБЕНОК: Нет, я хочу все сделать сам.

РОДИТЕЛЬ: Ладно, может, в другой раз. Когда закончишь, будет здорово, если ты захочешь делать мою модель вместе со мной.

Перемена ролей: родитель играет роль ребенка, а ребенок отрабатывает навыки.

Ежедневно играйте с ребенком, чтобы демонстрировать и поощрять социальные навыки

Родителям необходимо поощрять и хвалить детей за навыки дружной игры. Также необходимо уделять особое внимание обучению детей с отставанием в развитии (например, страдающим аутизмом или синдромом Аспергера) или детей изолированных, неуверенных в себе и социально устраненных. Эти дети отстают в развитии игровых навыков и многие еще не усвоили принципы сотрудничества и равновесия в отношениях «беру-даю». У них отсутствуют навыки, необходимые для плодотворного сотрудничества и обоюдного взаимодействия.

Вы можете обучать ребенка, каждый день играя с ним 10-15 минут, используя подходящие для совместной игры предметы - кубики, рисовальные принадлежности, счетные палочки и т. д. Учите игре по очереди, умению делиться, развивайте способность ждать и т. п. Всякий раз, когда вы видите, что дети проявляют желаемое поведение, хвалите их и используйте методы для развития социальных и эмоциональных навыков, о которых мы говорили в первой главе. Важно, чтобы этими играми управлял ребенок - вы не командуете, не вмешиваетесь, вы терпеливы, не захватываете лидерство, не критикуете, а следуете за ребенком - слушая, комментируя, сохраняете спокойствие - и хвалите детские идеи. Не забывайте, что дети учатся у вас, и ваша задача - создать для них модель совместной игры.

Помогите ребенку научиться разговаривать с друзьями

Плохие навыки общения связаны с недостаточной социальной компетентностью и отвержением сверстниками. С другой стороны, установлено, что тренировка разговорных навыков способствует социальной ориентации непопулярного ребенка. Во время ролевых игр с марионетками и других игр с детьми можно тренировать и обучать ребят таким социальным навыкам как умение представиться, слушать и ждать своей очереди для вступления в разговор, интересоваться чувствами другого ребенка, говорить по очереди, предлагать идеи, проявлять интерес, хвалить других, говорить «спасибо», просить прощения и приглашать кого-то в игру. Начните с отработки только одного или двух из этих навыков, побуждая ребенка к их использованию и хваля за них при каждом случае, когда вы видите, что он применяет эти навыки дома.

Например: «Как приятно, что ты говоришь «спасибо», я это очень ценю» или «Как благородно с твоей стороны, что ты подождал своей очереди», или «Ты действительно прислушался к идее твоего друга и принял его предложение, так поступают настоящие друзья».

Составьте расписание игр вашего ребенка с товарищами у вас дома - и следуйте ему

Поощряйте вашего ребенка приглашать одноклассников домой после занятий или по выходным. Выберите подходящих сверстников и пригласите их домой после уроков или в выходные. Вы можете узнать у учителя, у каких одноклассников, по его мнению, могут быть общие интересы с вашим ребенком, и кто подойдет ему по темпераменту. Сначала, во время обучения ребенка социальным навыкам, не надо приглашать домой импульсивного и гиперактивного друга - выберите того, кто уравновешивает темперамент вашего сына или дочки. Помогите ребенку, репетируя с ним, что сказать по телефону, а также поговорите с родителями других детей, чтобы они знали о вашем приглашении.

Когда домой приглашены друзья, обязательно спланируйте время для игр. Продумайте такие совместные занятия как строительство деревянной крепости, проведение какого-нибудь опыта, постройка модели, игра в корабль, приготовление печенья, игра в бейсбол и т. д. Обсудите с ребенком, что может доставить удовольствие его товарищу, и постройте это посещение так, чтобы у него была четкая цель и структура. Пристально следите за этими занятиями, чтобы не пропустить признаков того, что взаимная игра выходит из-под контроля. Тишина, грубая игра, беготня по дому, нарастающее раздражение или враждебность сигнализируют о том, что детям надо сделать перерыв и перекусить, или перейти к другим, более спокойным занятиям. Проявите интерес к другу вашего ребенка, узнайте, чем он любит заниматься после школы, каким спортом увлекается, какое у него любимое блюдо и т. п. Постарайтесь не допустить, чтобы дети потратили это время на телевизор или на компьютерную игру, поскольку при этом почти нет социального взаимодействия и шансов познакомиться поближе. Пусть первые посещения будут короткими и приятными.

Обучайте социальным навыкам и тренируйте их дома во время игры ребенка с ровесниками

Начните с выбора одного или двух социальных типов поведения, которые вы хотели бы развить у малыша (например, желание делиться или игра по очереди). Сначала убедитесь, что научили ребенка этому поведению во время игры с ним наедине. Вы можете даже составить схему такого поведения. Эта схема будет напоминать и вам, и ребенку, над каким именно типом поведения вы работаете. Затем, когда к ребенку придут поиграть друзья, следите, использует ли он эти навыки. Когда вы видите такие проявления, хвалите детей за дружную игру. Возможно, вы захотите присваивать детям очки, давать наклейки или придумаете другие поощрения, когда они делятся игрушками, ждут своей очереди в игре или помогают друг другу. Дети 7 лет и старше не будут сильно смущены, если вы отвлечете их от групповой игры, похвалите и наградите так, чтобы не видели другие.

Высказывая похвалу, обязательно четко объясните, за что вы хвалите. Не поощряйте только вашего ребенка, хвалите обоих детей за сотрудничество и совместные действия и говорите о том, какими хорошими друзьями они становятся. Например: «А вы очень здорово работаете вместе! Вы так по-дружески относитесь друг к другу, и каждый помогает другому. У вас выйдет замечательная вещь! Да вы просто единая команда!» Несколько раз в неделю обсуждайте с ребенком схему общения и социальные навыки, над которыми вы работаете. Напоминайте ему про использование этих навыков, когда он идет играть домой к другу. Когда ребенок усвоит первые уроки, вы можете перейти к другим типам социального поведения.

Вот некоторые типы социального поведения, в овладении которыми детям может потребоваться ваша помощь: умение делиться, ждать, меняться, просить (а не требовать), говорить приятное, сотрудничать, предлагать идеи и принимать идеи товарища, выражать положительные эмоции, помогать другу, быть терпеливым.

Как научить детей решать проблемы и улаживать конфликты

Одно дело - завязать дружбу, другое - ее сохранить. Ключевой навык, необходимый вашему ребенку для сохранения отношений, заключается в умении разрешать конфликты. Когда такого умения нет, то своего обычно добивается наиболее агрессивный ребенок. В таком случае проигрывают все - «агрессор» научится обижать друзей и будет отвергнут сверстниками из-за своей агрессивности, а пассивные дети научатся быть жертвами. Поэтому важно, чтобы родители помогали детям улаживать конфликты, не беря, однако, главенствующую роль на себя. Вы можете играть роль «второго судьи» и при возникновении разногласий вовлечь детей в процесс обсуждения проблемы, побудить искать решение. Выполняйте шаги по решению проблем, описанные в главе 8.

Допустим, что шестилетняя Авиа и семилетняя Кэри хотят каждая играть в свою игру. Анна кричит: «Я хочу играть в дом», а Кэри: «Нет, я хочу стелить постели, мы в прошлый раз играли в дом!», на что Анна отвечает: «Нет, не играли, мы делали то, что ты хотела». В этом случае можно сказать: «Ну, тут у нас проблема. Каждый хочет играть в свое. У вас есть идеи, как можно решить эту проблему?» Затем они делают свои предложения, например, играть по очереди, совместить обе игры или заняться чем-то другим. Когда принято решение, каждому придется идти на компромисс. Дети при этом начнут понимать, что надо делать в случае конфликта. Обязательно похвалите дружную игру и хорошее решение проблемы.

Есть одна игра, в которую вы можете поиграть с детьми. Она называется «передай шляпу». В шляпу кладут свернутые в трубочку записки с вопросами. Вы с детьми сидите кружком и под тихую музыку передаете друг другу шляпу. Когда музыка прекращается, тот, у кого на коленях оказалась шляпа, должен достать из нее бумажку и ответить на вопрос. Если он не знает ответа, то может попросить у кого-нибудь помощи. Ниже представлены варианты вопросов. Добавьте несколько шуток, чтобы игра была занятнее.

· К тебе приходит товарищ и спрашивает, что делать, когда его дразнят. Что ты ему ответишь?

· Ты видишь, как какие-то ребята на игровой площадке не берут твоего друга играть с ними, даже обижают и отталкивают. Что ты будешь делать?

· Что такое «решение»?

· Как узнать, что у тебя проблема?

· Что такое «последствие»?

· Какие вопросы ты должен задать себе, чтобы проверить, что твое решение будет иметь хорошие последствия?

· Твой друг только что потерял новые ботинки. Что ты ему скажешь?

· У твоего отца сердитый вид, и он говорит, что у него день не сложился. Что ты ему скажешь?

· Ты видишь, как кто-то плачет на игровой площадке. Что ты можешь сказать или сделать?

Научите ребенка пользоваться позитивным самовнушением

Испытывая чувство отверженности или разочарование, дети могут иметь скрытые негативные мысли, которые усиливают это ощущение. О таких мыслях иногда говорят как о «самовнушении», хотя дети часто произносят их вслух. Например, ребенок, который говорит: «Я хуже всех, никто меня не любит, ничего у меня не получается», делится с вами негативными мыслями. Детей можно научить узнавать отрицательное самовнушение и заменять его положительными, чтобы помочь им справиться с отчаянием и контролировать взрывы гнева. Например, когда ребенок просится поиграть с другом и получает от него отказ, он может сказать себе: «Я знаю, что делать. Я найду кого-нибудь другого, с кем я буду играть» или «Я могу остаться спокойным и попробовать еще раз», или «Остановлюсь и сначала подумаю». Таким способом дети учатся регулировать свои реакции, что в свою очередь отражается на их поведении. Положительное самовнушение дает им средство для управления эмоциями в отношениях с ровесниками.

Как помочь ребенку контролировать гнев

Агрессия и отсутствие контроля над собой являются, пожалуй, самыми сильными помехами в решении проблем и построении успешных отношений в детстве. Есть также основания полагать, что агрессивные и невнимательные дети более склонны толковать поведение другого ребенка или взрослого как враждебное и угрожающее. Когда ребенок возбуждается от гнева, страха, беспокойства или агрессии (с усиленным сердцебиением и учащенным дыханием), он не в состоянии использовать ни навыки решения проблем, ни другие социальные наработки. Поэтому ему необходимо научиться контролировать эмоции в ситуациях, которые вызывают гнев. «Тактика черепашки» предлагает детям представить себе, что у них, как у черепахи, есть панцирь, куда можно спрятаться. Когда ребенок прячется в свой панцирь, он должен сделать три глубоких медленных вдоха, говоря себе: «Остановись, глубоко вдохни. Успокойся».

Делая медленные вдохи, ребенок представляет себе какую-нибудь успокаивающую и счастливую картинку и говорит себе: «Я могу успокоиться. Я это умею. Я могу попробовать еще раз». Обучив ребенка этой методике, вы можете пользоваться словом «черепаха» всякий раз, когда видите, что он начинает приходить в состояние эмоциональной взвинченности. Учителя также могут пользоваться этим сигналом в классе и поощрять ребенка, ставя ему на руку штампик с черепашкой или выдавая наклейку со словами «Я умею контролировать свой гнев» (см. главу 9 о контроле эмоций).

Поощряйте положительные контакты с детьми по соседству

Запишите вашего ребенка в детскую группу в вашем районе, например, в спортивную секцию и летний лагерь. Если у вас импульсивный и невнимательный малыш, мы предлагаем вам выбрать такие программы, которые предлагают организованную деятельность под должным наблюдением взрослых. Лучше всего подходят маленькие группы. Старайтесь избегать такой деятельности сверстников, в которой много согласованных действий или сложных правил, и сторонитесь занятий, которые связаны с долгим пассивным сидением, как, например, на скамье запасных в младшей лиге. Хуже всего, если рассеянный ребенок попадает в пассивную позицию на поле. Он быстро потеряет интерес - лучше бы он активно действовал и таким образом сохранил бы внимание к игре. Избегайте излишней состязательности, которая может вызвать эмоциональное возбуждение, отчаяние и все более и более неорганизованное поведение. Конечно, исключением при этом будет ребенок с явным спортивным даром. В таких случаях вам следует поощрять занятия спортом, поскольку это поддержит детское самоуважение.

Как сотрудничать с учителями

У родителей мало возможности видеть своего ребенка в большой группе детей, а ведь именно в таких ситуациях он должен применять свои социальные навыки! Поведение в классе может отличаться от поведения дома. Ваш ребенок ведет себя правильно, когда к нему домой приходит один приятель, но у него все еще могут возникать существенные проблемы при общении в большой группе. Поэтому важно встретиться с учителем и обсудить, как ребенок ведет себя дома и в школе. Совместно вы определите, какие именно социальные навыки стоит поддерживать. Составьте схему навыков и сделайте копию для учителя. Последний может ставить в ней пометки каждый раз, когда ребенок спокойно поднимает руку, сотрудничает с другими, подобающим образом участвует в работе (а не высказывается с места) и т. д.

В конце дня эту карточку можно отправить с ребенком домой, чтобы родители перенесли очки в домашнюю схему поощрений. Например, заработанные в школе пять пометок могут означать дополнительную сказку перед сном или какое-то особое занятие дома.

Было бы идеально, если бы вместе с учителем вы составили интенсивную программу для школы. Например, каждый день, когда ребенок зарабатывает определенное количество пометок, он может выбрать какую-то награду вроде дополнительного времени за компьютером или возможности быть первым в очереди на обед в столовой, или стать ведущим в классном диспуте. Полезно также, если учитель поручает вашему ребенку какие-то обязанности, чтобы другие дети видели его в положительном свете.

Если дети крайне невнимательны, вам придется, возможно, просить назначить школьного советника, ассистента или учителя тренером. Такой тренер может встречаться с ребенком три раза в день для короткой пятиминутной проверки. Во время такой проверки он смотрит на схему поведения ребенка и хвалит любой успех во взаимодействиях с другими детьми. Он также проверяет, готовы ли у ребенка книжки к занятиям и записаны ли домашние задания в дневнике. Во время обеденного перерыва тренер смотрит за поведением ребенка на перемене, а перед его уходом домой снова проверяет успехи за весь день, а также следит, чтобы ребенок взял с собой домой схему поведения, книжки и домашние задания.

Обучение совместной работе, когда дети работают в маленьких группах, также способствует социализации. Очень важно, чтобы более активные и импульсивные дети попадали в группы с социально обученными ребятами. Дети, оказавшиеся в изоляции или обычно являющиеся жертвами, должны попадать в группы с положительными дружелюбными учениками. Тщательно спланированные групповые занятия, когда главное общая работа, создают у членов группы совместную положительную зависимость друг от друга и чувство общности. Когда каждый отвечает за усвоение всеми остальными участниками группы какого-то задания, дети начинают чувствовать ответственность друг за друга.

Обучение эмпатии

Один из ключевых аспектов в социальных успехах вашего ребенка заключен в его способности думать о заботах, целях и чувствах других. Если ваш ребенок не может понять точку зрения другого человека, он не способен правильно истолковать социальные сигналы и не умеет на них реагировать. Для развития эмпатии нужны годы, а все дети в раннем возрасте заняты собой и эгоцентричны. Однако повысить в них чуткость к чувствам и мнению других людей возможно.

И, наконец, теплые доверительные отношения между родителями и ребенком, без сомнения, значительно повышают шансы сохранять здоровые дружеские отношения. Укрепляйте положительное представление вашего ребенка о самом себе. Старайтесь быть ему образцом и наставником.

Подводя итоги...

Помните :

· Во время игры один на один показывайте ребенку, как присоединиться к группе, совместно играть и разговаривать с друзьями.

· Во время ежедневных игр продолжайте обозначать и хвалить дружеское поведение.

· Приглашайте домой одноклассников вашего ребенка и используйте это для тренировки социальных навыков и регулирования эмоций.

· Организуйте игры, стимулирующие сотрудничество и отработку социальных навыков во время посещений друзей.

· Побуждайте вашего ребенка использовать позитивное самовнушение и тактику саморегулирования, чтобы не терять спокойствия во время конфликтных ситуаций.

· Придумывайте программы поощрения детей, которые испытывают трудности в общении, и отрабатывайте определенные социальные навыки.

· Сотрудничайте с учителями для координирования планов поведения и систем, развивающих у ребенка желаемые социальные навыки как в школе, так и дома.

Нравится

Как научить ребенка общаться со взрослыми и сверстниками?


Чтобы ребенок вырос коммуникабельным, ему нужно помогать учиться общению с окружающими. Самостоятельно малыш не сможет понять смысл взаимоотношений между людьми и научиться участвовать в общении. Ребенок должен хотеть контактировать с окружающими, а не замыкаться в себе. Ему нужно привить правила поведения в обществе.

Для развития общения между родителями и детьми взрослые должны понимать, что отмахиваться от ребенка, когда он что-то спрашивает ни в коем случае нельзя. Всегда нужно обращать внимание на желания ребенка, уметь его выслушать, если родители ожидают такого же поступка в ответ, когда он вырастет.

Особенность нормального развития заключается в равноправии. Во время разговора взрослый должен находиться с ребенком на одном уровне, что является признанием равноправия малыша в семье. Не стоит перебивать ребенка, когда он рассказывает что-то увлекательное для него.

Ваш малыш подрастает, и по всемучувствуется, что ему уже недостаточно семейного общества, значит, пора расширить круг его общения.

При общении со взрослыми малыш принимает безоговорочно их точку зрения, так как взрослые являются образцом поведения. А вот в общении со сверстниками при несовпадении точки зрения ребенок будет обдумывать мнение, возможно переосмысливать и пытаться доказать свой взгляд. Таким образом начинает развиваться личность. Со сверстниками общение более разнообразно, в играх проявляются личные качества. Эмоциональность больше выражена, малыш учится сочувствию, совместной радости, проявляется инициатива.

Особенность развития общения со сверстниками проявляется в том, что детскую дружбу нельзя навязать, взрослым не стоит критиковать друзей своего чада. С возрастом ребенок сам начнет проявлять предпочтения при выборе знакомых и друзей.

Чтобы проверить, готов ли ребенок к этому, ответьте на следующие ВОПРОСЫ:

· Много ли у вашего малыша знакомых сверстников? С удовольствием ли он с ними общается?

· Стремится ли малыш к знакомствам?

· Быстро ли он привыкает к новому коллективу?

· Можете ли вы оставить малыша одного, не опасаясь, что он расплачется так сильно, будто вы оставляете его навсегда?

· Активно ли он участвует в различных детских забавах, когда к вам в дом приходят гости, во дворе, на улице, в детском саду?

· Умеет ли он придумывать игры для себя, для братьев и сестер, друзей?

· Тянутся ли к нему другие ребятишки, приглашают ли к себе в гости? Как относятся к его визитам родители друзей?

· Доброжелателен ли ваш ребенок?

· Часто ли он обижается? Долго ли он помнит обиды, причиненные кем-либо из приятелей или родных?

· Умеет ли он постоять за себя, если возникает такая необходимость?

Если хотя бы на половину вопросов вы ответили «да», значит, ваш ребенок скорее всего свободно завязывает новые знакомства, не испытывая дискомфорта при встрече с малознакомыми людьми. Такой ребенок безболезненно войдет в новый коллектив.
Если же на большинство вопросов вы ответили отрицательно, ваш малыш пока не готов к общению со сверстниками: новые знакомства будут стоить ему больших усилий. Потребуются выдержка и терпение, чтобы помочь малышу освоить науку общения.

Случается, что в семье дети ведут себя совершенно иначе, чем вне ее, и порой даже очень наблюдательные родители не могут дать точного ответа на вопрос: каков мой ребенок? Попробуйте провести несложное психологическое упражнение . Предложите детям изобразить себя в полный рост на белом листе бумаги.
Детский рисунок по праву считается «королевским путем» познания мира ребенка.В большинстве из них утверждается, что детское творчество отражает уровень развития малыша, так как он рисует не то, что видит, а то, что понимает.
Если малыш нарисовал себя в виде очень маленькой фигурки где-то в углу листка, это может свидетельствовать о его неуверенности в себе, застенчивости, о желании быть маленьким и незаметным. Родителям в таком случае срочно следует заняться корректировкой самооценки ребенка. Если он не научится осознавать себя нужным и полезным людям, вы рискуете потерять его как личность.
Можно предложить ребенку нарисовать себя и друзей. Обратите внимание на расположение фигур. Если малыш изобразил себя в центре, возможно, у него есть задатки лидера; если все дети держатся за руки и их фигурки примерно одинаковы по величине, ваш ребенок, скорее всего, легко сходится с другими детьми; если же его собственная фигурка изображена где-то в стороне и при этом мельче остальных фигур — это предупреждение о серьезных проблемах в общении со сверстниками.


Есть дети, которым удается общение только с людьми определенного круга. Одни из них не могут сойтись со сверстниками, но быстро находят общий язык с детьми значительно младше или старше себя. Другие стремятся общаться только с мальчиками или только с девочками, третьи предпочитают общество взрослых.
Ребятишки, стремящиеся к общению с детьми старше себя, очень часто обгоняют в развитии своих сверстников, игры с которыми им просто неинтересны. При этом, если ребенок любит возиться с малышами, это вовсе не говорит о том, что он отстает в развитии, просто в процессе воспитания у него сложился определенный стереотип поведения, заключающийся в постоянной потребности кого-то опекать.
Тяготение к играм только с мальчиками или только с девочками объясняется особенностями воспитания или темперамента ребенка. Поведение таких детей тоже требует коррекции. Ведь когда ребенок станет взрослым, ему придется жить в обществе, не отличающемся своей однородностью. Поэтому важно с раннего возраста ориентировать его на общение с разными людьми.

Дети, предпочитающие находиться в обществе взрослых (нередко они сидят в одной комнате со взрослыми, с интересом слушают их разговоры, пытаясь вставить свое словечко), очень сильно привязаны к родителям, поэтому трудно сходятся со сверстниками.

Как научить ребенка общаться со сверстниками?

· Личным примером - у доброжелательных и общительных родителей такие же дети.

· Давать ребенку поручения и почаще просить о помощи - маленькие помощники более общительны и раскованы.

· Постоянно хвалите малыша за что-то конкретное, а также за личные качества и поведение - за успехи в садике, красивый рисунок, аппликацию; за то, что он добрый, заботливый, красивый.

· Сделайте общение детей в коллективе дружелюбным, пусть малыши конкурируют только с собой (что я сделал сегодня лучше, чем вчера?).

· Будьте справедливы в собственной семье - давайте всем детям любовь и ласку в равной мере.

· Будьте открытыми в проявлении чувств - искренние дети больше нравятся ровесникам.

Игра - главное и важнейшее занятие дошкольника. Как научить ребенка общаться с другими детьми во время игр?

· Объясните ребенку, что правила игры нужно выполнять.

· Отучите малыша командовать и навязывать другим свое мнение, капризы и истерики недопустимы.

· Объясните, как приятно быть добрым и щедрым (тем более что все игрушки потом вернутся к нему).

· Признавайте право ребенка на запрет: если у него есть веские основания не делиться игрушкой, или не дружить, или обижаться - пусть решает сам.

· Играйте с малышом с самого начала - тогда он сам сможет стать организатором интересных игр.

Ребенок учится в общении со сверстниками:

· выражать себя;

· управлять другими;

· вступать в разнообразные отношения.

В общении со взрослыми он узнает, как нужно:

· говорить и делать правильно;

· слушать и понимать другого;

· усваивать новые знания.

Для нормального развития ребенку необходимо не только общение со взрослыми, но и общение со сверстниками.

Как научиться ребенка общаться со сверстниками - каждый родитель решает для себя сам. Но помните, что чем раньше Вы научите малыша коммуникабельности, и чем раньше он научится преодолевать жизненные неурядицы и справляться с мелкими неудачами - тем лучше будет для него.

Без дружбы можно обойтись, как без философии или искусства. Она не нужна для выживания, но это одна из тех вещей, ради которых и стоит выживать.

С. Льюис

Если вы спросите, как научить ребенка общаться и дружить, многие родители удивятся и ответят: «Никак. Главное, не мешать». Огромное количество родителей не задумываются о таких вещах. Им столько всего нужно успевать. А дети сами себе легко обеспечат круг общения, научатся делить машинки в песочнице, драться и мириться, знакомиться и забывать друг друга.

Интересно, что взрослые не всегда придерживаются мнения, что ребенку нужны друзья. Причины озвучиваются разные: «Я сам был необщительным, и мой ребенок такой же. Это такой характер. С этим все равно ничего не поделаешь». Или: «Все придет само, нужно подождать». «Он сам должен решать свои проблемы общения. Дети не любят, когда взрослые вмешиваются. Все это искусственная социализация». «В детском возрасте — это еще не дружба».

Но есть и родители с противоположной точкой зрения. Иногда к этому подталкивает собственный жизненный опыт, опыт воспитания старших детей. Иногда — явные особенности развития самого ребенка. Бывает и так, что у ребенка действительно мало месат и времени для общения, и родители это прекрасно понимают.

Думаю, сейчас научить ребенка общаться и дружить — такая же задача родителей, как и все остальное. Более того: это уж точно больше никого не волнует. Воспитателям в детском саду нужен послушный ребенок. Педагогам — умный. Врачам — здоровый. Общение нужно ему самому, но он этого еще может не знать. В три года сын тащил меня в сторону от детской площадки со словами «Мама, пойдем туда, где нет детей».

Все написанное — наш личный опыт, который дорого нам стоил. Это решенные и нерешенные проблемы. Это обобщение услышанных и прочитанных советов и мнений. На данный момент улучшить ситуацию удалось. Сейчас сын тащит меня туда, где дети есть. Соседского ребенка я не могу выгнать, сыну звонят одноклассники, на горке обнаруживается знакомый, с которым он ходил в кружок, на даче он самостоятельно находил себе приятеля. И продолжение, я очень надеюсь, еще следует.

Что же можно предпринять родителям, особенно если раз за разом оказывается, что ребенок не в состоянии ни с кем познакомиться, нормально общаться и играть, подружиться?

Когда он еще малыш, наблюдайте, насколько ребенок общителен. Часто дети до трех лет вообще почти не бывают в детской компании. Но даже на детской площадке попробуйте отпустить его в самостоятельное плавание и посмотрите, пойдет ли он к детям или предпочтет играть сам? Сможет ли попросить понравившуюся игрушку или дать ее? Для этого даже не нужно уметь говорить. Ребенок сядет на качели с детьми? Он будет бегать вокруг горки за кем-то? Он охотно поздоровается или спрячется за маму? Должно настораживать, если ребенок откровенно пугается других детей (и взрослых), игнорирует их или проявляет излишнюю агрессивность.

Если общение ребенка катастрофически не складывается, паниковать не стоит, хоть вам и захочется укрыться в пределах собственной квартиры в ожидании, что все решится само собой. Это самый простой путь. Однако в случае с замкнутым ребенком приспосабливаться и стучаться в закрытую дверь придется родителям. Не ожидайте, что все будет быстро меняться. Но настройтесь на положительный результат.

  1. Ребенка нельзя сравнивать с собой. Жизнь очень изменилась.
  2. У маленьких детей нет большого понимания собственных проблем или достижений. Информацию о себе они черпают от родителей. Если вы скажете малышу, что Вася — его друг, вполне возможно, со временем Вася станет им, пусть вы немного забегаете вперед.
  3. Стоит дружить по детям. Возможно, в круг ваших интересов вовсе не входит обсуждение моделей памперсов или детских болезней, но этого не избежать. Не ждите, пока дети пойдут в сады. Начните их общение раньше.
  4. С возрастом ребенка нужно учить знакомиться. У нас это хорошо получалось с надетыми на руку игрушками. Причем на английском лучше, чем на русском. Нужно уметь представляться. Здороваться. Прощаться. Иногда это может выглядеть немного формально, но это вовсе не лишнее.
  5. Ребенок подрастает. Не ждите, что он будет знакомиться сам. Если он этого не делает, подойдите, познакомьте малыша с кем-то, спросите, кого как зовут. Многие дети охотно идут на контакт, подходят сами. Это особенно ценные ваши союзники, обращайте на них внимание. Поиграйте втроем. Впятером. Зачем отсиживаться на лавочке, если можно поучаствовать в автогонках, приготовить вместе обед из песка.
  6. Если ребенок внешне чем-то сильно выделяется среди сверстников, стоит подумать, что можно сделать. Внешний вид, книжная или, напротив, неважная речь, неловкость — все это делает ребенка особенным.
  7. Вовсе не обязательно сразу общаться с ровесниками. Детям необщительным намного проще бывает найти общий язык с младшими или старшими. Они долго могут быть не готовы для полноценных отношений со своим возрастом.
  8. Сказки и книжки — все сослужит вам хорошую службу. У нас самыми любимыми были сказки, которые я сочиняла сама. В сказке любимой машинке помогали друзья. Подъемный кран, самый высокий и большой, не хотел дружить, но заскучал один. Терморегулятор в аквариуме хотел поговорить с рыбками. Немного фантазии есть у всех.
  9. Может быть, кому-то не с кем оставить ребенка? Вы тоже заинтересованы в компании. На семейных сайтах вы можете познакомиться с теми, кто живет рядом, если других возможностей недостаточно.
  10. Если вы пригласили маленьких детей домой, тоже уделите им всем время. Не предоставляйте детей сразу самим себе. Есть масса игр для компании детей и взрослых. Даже лото, домино, прятки лучше беспорядочной беготни. Родители приглашенного ребенка обычно рады, когда их малышу, который их изрядно выматывает дома, уделяется время.
  11. Найдите что-то особенное для незнакомого ребенка, пусть это будет раритетный фильмоскоп, разобранный компьютер, что угодно. Ваша коллекция сувениров. Можно заранее поинтересоваться, что интересует маленького гостя. Ваш ребенок может не догадаться предложить интересную игру. А гость захочет прийти снова.
  12. Можно привлечь внимание гостей к своему ребенку, сказать о его увлечениях... Ведь они не знают, что ваш сын — специалист по электронным игрушкам или хомячкам. Обычно мы рассказываем взрослым об успехах детей, но здесь будет не грех помочь своему ребенку показать себя.
  13. Дозируйте общение. Дети неконтактные истощаются быстро, устают. Не стоит сразу стремиться к играм часами. Интенсивное общение для вашего ребенка — большая нагрузка, он может вдруг раскапризничаться.
  14. Если вы поручаете ребенка кому-то, и у вас есть выбор, пусть это будут общительные и дружелюбные люди, которых не просто не раздражает детский крик и возня. Если ваша бабушка охотно болтает с соседкой, внуки скорее будут играть вместе, пусть даже недолго. Если у няни есть ребенок, это плюс.
  15. Напоминайте ребенку о его товарищах. Маленькие дети обычно знакомятся и забывают одинаково быстро. Но ваш знакомится редко, а забывает с такой же скоростью.
  16. Хорошо бы вообще помнить имена детей, напоминать ребенку о том, как кого зовут. Где бы вы ни были, нужно сделать безликую детскую тусовку опознаваемой для ребенка. Когда забираете ребенка с занятий, спросите, мальчика, с которым они вышли, как того зовут, поинтересуйтесь его успехами, как ему нравится на занятиях.
  17. Хорошее подспорье для этого в школе и саду — детские фото. Попросите ребенка рассказать о детях по фото.
  18. Если в сад ребенок не ходит, нужно искать такие занятия, где обращают внимание именно на взаимодействие, общение, совместные игры. К сожалению, в большинстве развивающих детских центров главное — это обучение. И если ребенок играть с другими не умеет, то и там он не научится.
  19. Если педагог, который ведет занятия, открыт, общителен, доброжелателен и настойчив — это то, что вам нужно. Похвала, терпение — на первом месте. Критика в этом возрасте может и подождать.
  20. При поиске школы отдайте предпочтение той, где есть подготовительные занятия. Вам нужны не сами занятия, а знакомство с будущими его одноклассниками и учителями. Если с ребенком из садика, двора кто-то пойдет в один класс, это тоже хорошо.
  21. В школе если у ребенка сложились хорошие отношения с соседом по парте, попросите их не рассаживать, т.к. детей часто меняют местами из разных соображений.
  22. «Закрепите» успех, познакомьтесь с родителями, приглашайте детей в гости. В школе детям часто некогда даже поговорить. Ваш ребенок может стесняться приглашать в гости, помогите ему.
  23. Если вы идете в кино, в театр, в океанариум, в музей, приглашайте других детей, одноклассников. Выступать в роли многодетной матери не всем нравится, но детям это на пользу. Пусть у них будет больше тем для обсуждения.
  24. Ценными для нас оказались поездки на юг, в маленький поселок, где по старинке дети гуляют сами, где еще выжили игры в войнушку, в космические путешествия, ножички и крышечки, строительство шалашей.
  25. В конце концов, если ребенку нужен друг, вы — тоже подходящая кандидатура. Общение со сверстниками это не заменит, но и лишним не будет.

И, наконец, нужно вовремя остановиться в оказании этой помощи...

Обсуждение

Доброго времени суток! Моему ребенку 7 лет и уже с малых лет,где - то с 2, мы заметили,что ребёнок не тянется к детям,он как бы не видит их,не нуждается,проблема в том,что это продолжается до сих пор,что мы только с мужем не делали пытались внедрить в детскую среду,включались в игру сами, втискивая ребенка в компанию детей,но увы, и ах. При этом ребёнок не аутист,очень подвижный,но возраст его как бы отстаёт, как - будто недозрел,суждения, и поступки его слишком маленького ребенка,хотя ходит в 1 класс и программу тянет на пять(интеллект непоражен). Муж плюнул,хотя раньше гнал на улицу,сейчас, не тревожит сына,с тем, чтобы ребёнок пошёл на улицу. Что делать? Как быть? Может у кого - то было такое? Пройдёт или нет? Заранее Спасибо!

10.05.2018 21:03:48, Жанна

Из этих советов дейстенными будут 2-3, которые действительно помогут. А вообще, все гораздо проще. Надо стараться быть с ребенком друзьями и все наладится.

Комментировать статью "Необщительный ребенок: как ему помочь? 25 советов"

Относитесь к нему как к ребёнку и пазл сложится. Конечно, все дети разные и то, что помогает одному, может не помочь другому. Может быть проблема одноклассника не в маме-бабушке за ручку, а в его робком и необщительном характере?

Принято считать, что ребенок просто обязан быть веселым, шумным, очень активным. Что нормальный ребенок – это источник огромного количества вопросов, желаний и шалостей. Но как быть, если ваш ребенок не вписывается в этот усредненный портрет? Если он шумным развлечениям в среде сверстников предпочитает спокойные развлечения в одиночестве. Более того, ребенок настороженно относится ко всем попыткам расшевелить и развеселить его. Все попытки вывести его на контакт приводят к тому, что ребенок...

Каждый человек хочет быть счастливым. Некоторым хочется быть богатыми, другим успешными. Кто-то желает признания, а кто-то стремится обрести совершенное здоровье. Есть те, кто хотят быть любимыми и любить, а есть такие, кто хочет стать красивым и сексуальным. Но всех объединяет желание быть счастливым. Во все времена существования человек находится в поисках счастья, ищет ответы на вопросы «как его найти» и «как его не потерять». «Счастье является наивысшим благом, к нему следует стремится...

Не смотря на все многообразие папских мыслей, для счастливой семейной жизни во всех его думах разбираться совсем необязательно. Подчас папа открывает рот, чтобы высказать свои мысли вслух. И не дай Бог ни маме ни маленьким детям пытаться осмыслить его, папины, идеи. Впрочем дети и не пытаются, а вот мамы часто проявляют полное не понимание и хуже того, начинают агрессивно спорить!!. Еще бы!, такую чушь пороть, еще и при детях-то. Папу конечно такая реакция на его светлые идеи не слабо...

1. Найдите в себе силы сохранять спокойствие. Представьте себе что-то приятное, например, вкус любимого напитка, массируйте виски, считайте до 10-15-100... Но ни в коем случае не повышайте голос на ребенка. Так Вы вредите и ему, и себе. 2. Уйдите из «эпицентра». Необходимо физически вывести и себя, и ребенка из ситуации. Если Ваш ребенок устроил истерику в общественном месте, лучшее, что можно сделать – вывести его. Вывести из общественного транспорта, из магазина, с пляжа. Смена обстановки...

Школьный КАРНАВАЛ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ HALLOWEEN с веселыми и ужасными привидениями для МЛАДШИХ и СРЕДНИХ КЛАССОВ! Бал нечисти, байки из склепа, секреты из жизни привидений… Почему детям не только интересно, но и полезно провести праздник с такой тематикой? И вообще, почему дети любят страшилки и ужастики? Детские психологи уважают Хэллоуин за уникальную возможность провести игровую терапию по работе со страхами. Для детей...

Говорите своему ребенку: 1. Я люблю тебя. 2. Люблю тебя, не смотря ни на что. 3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня. 4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя. 5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой. 6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя. 7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно. 8. Мне понравилось сегодня с тобой играть. 9. Мою любимое воспоминание за день, когда мы с тобой...(что вы делали...

И старайтесь, чтобы понемножку он помогал младшему. знаете,вам нужно искать совета и помощи только у тех,у кого такая же ситуация-здоровый+больной ребенок в семье.напишите на нашей конфе,что ли... вы ему мать,вы, а не ваш подросток. он не будет так же как вы...

Многие родители часто слышат: «У вас невнимательный ребенок», «все ошибки в тексте из-за невнимательности». Да и сами родители, скорее всего, замечают, что их ребенок не может сосредоточиться на одной теме, часто отвлекается, может пропускать буквы при чтении, делать ошибки и не замечать их, задавать вопрос на одну тему и сразу перескакивать на другую. Все это - невнимательность. Воспитатель детского сада, учитель или психолог могут помочь Вам определить есть ли проблемы со вниманием у вашего...

Всегда была убеждённой сторонницей садиков. Но глядя на моего очень необщительного, неадаптивного и своенравного ребёнка, мне становится всё страшнее и страшнее: как ему будет в садике? Стоит ли вообще туда идти? Я, в принципе, и дома могу поработать... Вот статья про положительные стороны детского сада ([ссылка-1]). Но так и не знаю, относится ли всё это и к нам тоже?

До 7 лет у детей преобладают так называемые природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения. В 7-10 лет наступает как бы равновесие между природными и социальными страхами (одиночества, наказания, опоздания). Если описать это более подробно, то можно выделить конкретные страхи, свойственные каждому периоду жизни. Первый год жизни - Страх новой окружающей среды - Страх отдаления от матери - Боязнь посторонних людей От 1 до 3 лет - Боязнь темноты (основной страх в этом возрасте)...

Часто слышу, что с подростком невозможно договориться: не слушает, от советов отмахивается, а то и грубит… Но ведь можно договориться, можно! Просто надо настроить ребёнка на разговор. Ну, отвык он, или считает, что вы его не поймёте, что вам его мысли неинтересны; а если расспрашиваете – так только затем, чтобы придраться и/или дать наставления. Так как же поговорить по душам, если ребёнок разговаривать не желает? Для начала стоит попробовать поймать подходящий момент. Бывают моменты, когда...

В подростковом возрасте вообще труба.... сейчас ничего, журналистом работаю:)) Не самая, гм, необщительная профессия Сколько не прошу помочь мне с переговорами с аборигенами - ноль, ни в какую. Хотя помощь бывает реальна нужна. 09.03.2011 21:27:18, химчанка.

Дара,МоЗайка,К.,Яснотка,Lariska из дома, hanhi и всем остальным спасибо за советы. 15.01.2009 13:30:57, МатьИстеричка. А почему не водить-то?! Неужели это так сложно - помочь ребенку одеться??!

частичный отказ! мол ей меня жалко, муж меня бросит с больным ребенком. и она мне это Светочка, милая, у меня для Вас только один совет - как можно скорее заберите малыша Дай-то Бог Ванюше поправиться... 26.04.2007 00: 25:10, Горсточка. ох уж эти добрые врачи...

Моему ребенку при таком кашле помогает на ночь выпить чай или молоко с медом - две кружки с перерывом в час. Как правило в замкнутых коллективах - семья, сад, школа и т.п. 21.10.2004 22: 25:21, Соколов.

Как вы относитесь к уринотерапии или как называется лечение мочой? Мне сегодня из двух источников советы пришли, один источник доктор. Если мать боится, что средство не поможет - значит, скорее всего, ребенку оно помочь не сможет.

29.02.2004 19: 25:03, LaLin. ребенку НЕТ и двух лет!!!.. он НЕ есть аналитик, ему создали определенные условия, и он их ПРИНЯЛ. Просто я хочу сказать, что мамочка просит совета и помощи, а не упреков, пусть и справедливых! А маму "лупить" поможет?

Кто уже рассказал своим детям, помогите, как вы об этом сказали. 01.08.2016 11:27: 25. 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения.

Срочно ищите кого-то кто Вам поможет приложить ребенка к груди. Если никого нету, сообщите. Купите молокоотсос или пусть Вас научат сцеживать руками. Натали вы даете советы для прибытия молока а не наоборот 25 .05.2001 09:06:18, larisa. Спасибо большое дрогоая Натали...

Мамы и, в особенности, папы сильно переживают, если их обожаемого малыша настигают неудачи в общении.

В голове сразу рисуется печальная картина: замкнутый школьник, одиноко сидящий за самой последней партой, стесняющийся компании и с трудом заводящий знакомства…

Не торопитесь пугаться придуманного будущего! Лучше поспешите научить ребенка общаться со сверстниками – и ситуация наладится.

Уже с двух лет кроха способен успешно контактировать с окружающими, а к трем годам в нем зарождается стойкое желание дружить, ходить за ручку, обмениваться игрушками и угощать товарищей конфетами.

Чем раньше вы поможете ребенку наладить общение со сверстниками, тем меньше проблем его ждет в школе и взрослой жизни. Как это сделать?

1. Посещайте детский сад, игровые площадки, утренники и места скопления детей .

Домашнее воспитание полезно тем, что чадо меньше болеет и получает полноценный комплекс знаний из маминых рук. Однако такой подход лишен главного: ребенок фактически до самой школы лишен общения со сверстниками.

Поэтому к первому классу возникают проблемы – родители получают смышленого, здорового, но совершенно замкнутого малыша, не умеющего вести себя в компании детей.

Если вы уверены, что домашнее воспитание – точно то, что нужно вашему малышу, то в свободное время старайтесь водить его в спортивные секции, развивающие студии и кружки, на общественные площадки.

Учите его там контактировать с ребятней, делиться игрушками, угощать сладостями, отстаивать свои интересы и вести приятные беседы.

Мягко объясните ребенку, что можно подойти к кому-то и предложить тому совместную игру.

2. Родной пример заразителен .

Если мама ни разу не перекинулась с соседями и парой слов, откуда ребенок научится быть вежливым и общительным?

Родитель обязан идти впереди карапуза и собственным примером (громогласными «Спасибо» и «Здравствуйте») наставлять его на путь вежливости и такта.

3. Разговаривайте обо всем .

Любая коммуникация основана на словах, жестах, интонациях, мимике. Постигать азы общения карапуз начинает еще дома, и лишь затем оттачивает навыки на сверстниках из садика или школы.

Как можно больше разговаривайте с сыном или дочерью, подробно расспрашивайте, как прошел его день, интересуйтесь его мнением по разным вопросам.

4. Поощряйте малыша, отмечайте его успехи .

Неверная стратегия – концентрироваться только на негативных моментах и упорно тыкать в них носиком неразумное чадо.

Побольше внимания уделяйте успешным действиям ребенка: если тот первым поздоровался с соседом или сказал «спасибо» кассиру, тихо (на ушко) похвалите карапуза. Ведь он уже такой взрослый и воспитанный, молодец!

5. Дайте ему время на адаптацию .

Все дети разные, и в этом их очарование. Одни с разбегу врываются в коллектив, с порога заявляя «А я вчера на море был и видел вот такой корабль!» Другие тихо сидят в углу и катают машинку.

Многим нужно время, чтобы привыкнуть к обилию народа в группе, вспомнить знакомые лица и почувствовать себя комфортно в маленьком садиковом сообществе. Не торопите ребенка с громкими приветствиями, выражением эмоций и ролью массовика-затейника.

6. Приглашайте детей в гости .

Здорово, если у ребенка будет возможность попрактиковаться в общении на своей территории. Дни рождения и родительские междусобойчики – отличный повод, чтобы пригласить в гости «молодняк» и в комфортной обстановке научить ребенка общаться со сверстниками.

Атмосфера места имеет большое значение: в родных просторах ребенку проще сориентироваться, раскрепоститься, почувствовать себя хозяином ситуации, установить правила и щедро позволить другим детям поиграть со своими игрушками.

7. Поменьше критики для маленькой личности .

Любой намек на недовольство собой кроха воспринимает особенно остро.

Мама критикует, возмущается, обзывает «невоспитанным», «невежливым», «грубияном»… а внутри ребенка поселяется чувство, что его не любят и не ценят.

8. Повышайте самооценку малыша .

Иногда в маленькой голове рождаются большие, тяжелые мысли: «Со мной никто не хочет играть», «Я никому не нравлюсь», «Наверное, я плохой».

Переубеждайте своего ребенка, настраивайте его на позитивный исход любого социального контакта.

Сейте в него уверенность в себе, почаще говорите, как вы им гордитесь и какой он замечательный. Обсуждайте сложные ситуации и пытайтесь вместе разобраться, кто был прав и почему.

9. Не придавайте слишком большое значение социальным неудачам – все может поменяться быстрее, чем вы чихнете !

Главный закон успешного воспитания социальных навыков – не перегибать палку и не акцентировать внимание на одном и том же. Часто дети только из вредности, баловства или внутреннего сопротивления идут наперекор родительским правилам.

Попросишь ребенка поздороваться с воспитателем – он демонстративно спрячется, закроет ручками глазки и будет показательно стесняться, хихикая и краснея.

Что это – игра, реальная застенчивость или проверка родительской выносливости? Чем больше мама с папой наседают, тем серьезнее ребенок сопротивляется прессингу.

10. Позвольте ребенку быть собой, не нагнетайте .

В конце концов, каждый из нас обладает уникальным набором черт, среди которых может найтись место и стеснительности, и скромности, и замкнутости, и пугливости, и прочей интровертности.

С годами характер меняется, и навыки общения оттачиваются. И если в детском саду ваше чадо не является душой компании, это не значит, что в школе он не найдет себе друзей среди сверстников!