Химия запахов. Стиральный порошок: запах химии или природы Примеры веществ или предметов с приятным запахом

Русский язык относится к богатейшим языкам мира. Чуть ли не к каждому слову можно подобрать , т.е. слово с тем же значением, однако имеющее свои собственные смысловые нюансы.

Для иллюстрации этого суждения можно взять слово «запах», вернее его семантическое поле. Иными словами, можно пронаблюдать, как и какими словами описывается запах.

Слова для описания запаха

Запах всегда исходит от чего-то или кого-то. В связи с этим, можно различать, например, запах розы или полыни, рыбы или жареного мяса, запах гари или запах леса. Т.е. «запах» добавляется слово, обозначающее объект, от которого идет запах, и получается первое, достаточно простое и нейтральное описание.

Легкость;
- оттенок вкуса: сладкий, полусладкий;
- цветочное направление: роза, лилия, фиалка, гвоздика, ландыш, сирень, жасмин, магнолия, нарцисс, тубероза.

Известные ароматы данной группы: Chanel №5, Rock`n`Rose, Very Irresistible.

Делая выбор в пользу ориентального , выбирайте для описания следующие характеристики:

Сладость;
- терпкость;
- присутствие восточных ароматов;
- дерзость;
- направления: янтарь, смола, ваниль, сандал.

Известные композиции данной группы: Hypnose, Opuim, Fahrenheit 32.

Останавливая свой взгляд на ароматах семейства цитрусовых, используйте для описания такие критерии, как:

Свежесть;
- легкость;
- основное направление: бергамот, грейпфрут, мандарин, .

Классические ароматы: Gieffeffe, Armani, Blue Jeans, Be Delicious от Donna Karan.

Выбирая парфюм «зеленого направления», пользуйтесь такими эпитетами, как:

Прохлада;
- деликатность;
- аромат молодой листвы. покрытый утренней росой и т.п.;
- направления: гиацинт, лаванда, розмарин, можжевельник.

Известные композиции: Noa от Cacharel, Style In Play.

Отдавая предпочтение фруктовым ароматам, в своем описании уделяйте внимание следующим оттенкам:

Теплота аромата;
- сладость;
- терпкость;
- основные направления: яблоко, груша, ананас, абрикос, персик.

Известные фруктовые ароматы: Coco Mademoiselle, Amor Amor, Ultraviolet Fluoressence.

Считая лучшим направлением в парфюмерии амбровые оттенки, используйте для их характеристики следующие:

Мягкость;
- деликатность;
- чистота;
- основные направления: ладанник, ваниль, лаванда.

Известные амбровые ароматы: Ungaro Collection, Island Kiss, Miracle.

Выбирая древесные ароматы, уделяйте в их описании внимание следующим нотам:

Теплота;
- деликатность;
- свежесть;
- основные направления: сухой кедр, мирт, пачули, голубой ирис, сандал, розовый куст.

Известные марки древесных ароматов: Beyond Paradis, Brit For Men , Cool Water.

Если вы предпочитаете пряные ароматы, характеризуйте их по степени:

Густоты;
- насыщенности;
- основным направлениям: корица, гвоздика, кардамон, имбирь.

К ним относятся: Poison и Dior Addict, Anglomania, Deep Night, Rush.

Человеку, любящему литературу, можно презентовать не только очередное пополнение его домашней библиотеки. Существуют духи, имитирующие запах книжных страниц. Этот необычный аромат станет отличным приобретением для книголюба.

Библиотека ароматов

Demeter Fragrance Library – знаменитый бренд моноароматов родом из США. «Деметр» популярен во всем мире – никто лучше них не умеет столь точно передавать запахи самых разных предметов и явлений, от жевательной резинки до леса после дождя. Есть в коллекции Demeter Fragrance и вовсе странные ароматы, к примеру, запах похоронного бюро, стеклоочистителя, дождевых червей, детской присыпки или земли. Какими бы порой странными ни казались надписи на флаконах, внутри вы обнаружите именно то, что было оказано: ванильную выпечку или солнечных зайчиков. Для букинистов у «Деметр» есть особый аромат – духи «Книжный переплет». Парфюмеры смешали запах качественного кожаного переплета, старых, уже зачитанных страниц, и добавили толику библиотечной пыли. Если вам страсть как захотелось почитать, а под рукой как назло не оказалось ничего интересного, смело открывайте маленькую, похожую на аптекарский пузырек бутылочку и вдыхайте книжный запах.

Бренд гордится тем, что их продукция натуральна 95% и не тестируется на животных.

Продукция Demeter Fragrance Library хорошо также тем, что вы можете смело смешивать запахи, создавая свою собственную историю. Нанесите на себя несколько капель «книжного переплета» и добавьте «сад после дождя», тогда вы окажетесь в деревне у бабушки, сидя на подоконнике у распахнутого окна, вдыхая запахи посвежевшего после ливня сада и держа в руках книгу, найденную на чердаке. Добавьте к книжному запаху пару капель «пряного чая» и вы окажетесь у собственного книжного шкафа в любимом кресле с пледом в ногах и чашкой горячего напитка на журнальном столике. Те, кто ищет чего-то необычного, могут, смешивая ароматы, почитать книгу, к примеру, сидя в конюшне.

У Demeter имеется около 200 ароматов и постоянно создаются новые. Комбинируя несколько запахов, вы сможете путешествовать с любимой книгой, не покидая комнаты.

Paper Passion

У знаменитого Карла Лагерфельда также есть, чем порадовать библиофилов. Это успевший уже стать известным парфюм Paper Passion. В отличие от продукции «Деметр», он пахнет свежей, только что купленной книгой, что получилось создать, смешав несколько древесных компонентов и этиловый линолеат. Упаковка этих духов заслуживает отдельного внимания. Флакончик Paper Passion спрятан в коробку, выполненную в виде книги. У нее даже есть настоящие страницы, на которых собраны

Здоровье

Тысячи ароматов, которые мы способны почувствовать, можно разделить на 10 основных категорий , заявили ученые.

Профессор Джейсон Кастро (Jason Castro) из Колледжа Бэйтса, и профессор Чакра Ченнубхотла (Chakra Chennubhotla) из Университета Питсбурга с помощью компьютерного метода свели все запахи к основным ароматам.

Протестировав 144 запаха, они выяснили, что их можно сгруппировать на 10 категорий.

Зная эти основные категории, можно создавать новые запахи . В будущем ученые надеются научиться определять запах, основываясь на его химической структуре. Также они проверят свою теорию на более сложных запахах, таких как духи.

"В реальности любой естественный запах является сложной смесью 10 разных категорий", - рассказал Джейсон Кастро.

1. Душистый

2. Древесный/хвойный

3. Фруктовый (не цитрусовый)

4. Химический

6. Сладкий

7. Попкорн

8. Лимонный

10. Гнилой

Приятные и неприятные запахи

Как известно, "на вкус и цвет товарищей нет", но ученые выяснили, что есть пять запахов, которые большинство людей считает приятными. Израильские ученые протестировали множество запахов и выяснили, что многие запахи считаются универсально приятными в разных частях мира.

Вот запахи, которые посчитали самыми приятными :

Грейпфрут

Бергамот

Апельсин

Перечная мята

Также в 10-ку лучших запахов попали:

Фрезия (цветок)

Амилацетат (молекула, которая пахнет как яблоки и бананы)

Кассия (запах похожий на корицу)

Среди неприятных запахов были названы "карбоновые кислоты или амины и циклогексанол", которые вырабатывают резкие уксусные запахи.

Как избавиться от неприятных запахов в доме

Вот несколько советов, которые помогут вам быстро и эффективно избавиться от неприятных запахов в вашем доме.

Запах мочи

Уксус убиваете бактерии и помогает избавиться от запахов мочи. Смешайте одну часть уксуса с тремя частями воды и вотрите тряпочкой в ковер. Затем промойте ковер водой и оставьте до высыхания.

Кошачий запах

Активированный уголь хорошо впитывает различные запахи, особенно от ваших питомцев. Поместите мешочек с несколькими таблетками активированного угля возле или в кошачий туалет.

Запах из стиральной машины

Так как дверь стиральной машинки часто закрыта, воздух там плохо циркулирует, и это становится источником плесени, которая вызывает неприятный запах. Чтобы избавиться от него, наполните мерный стаканчик отбеливателем и включите на стирку без белья в теплой или горячей воде.

Запах в холодильнике

Поместите на полку холодильника открытую коробку с пищевой содой и периодически раз в год меняйте. Сода обладает уникальными химическими свойствами, которые притягивают и впитывают запахи. Старайтесь держать соду подальше от овощей, так как бикарбонат натрия может привести к тому, что листовые овощи будут быстро вянуть.

Одной из своеобразных особенностей парфюмерного искусства является возможность воспроизведения запахов растений. В этом случае природа служит для парфюмера прообразом, а возможность варьировать смеси душистых веществ позволяет получать гармонические комплексы с совершенно своеобразными новыми запахами, которые в природных условиях могут не встречаться.

Как воспроизведение запахов растений, - так и получение новых комплексов осуществляется путем смешения отдельных душистых веществ. Искусство гармонического сочетания душистых веществ называется композированием, или компонованием, а полученные продукты в виде концентрированных смесей душистых веществ называются композициями. Это собственно и есть «ароматные души».

Композиции предназначаются или для непосредственного применения в виде растворов (духи, одеколоны, туалетные воды), или как добавления к различным средам (мылам, порошкообразным, жировым и другим веществам) для придания им приятного запаха.

В композициях заложено все «будущее» продукта - качество запаха, его характер, тона и оттенки, гармоничность и стойкость. Главная цель - выражение некоторой художественной идеи или настроения на основе одного или нескольких душистых веществ, которые в преподносимом сочетании (букете) иногда напоминают естественное сочетание запахов в природе, а иногда имеют с ними лишь отдаленное сходство.

Войдем в «святая святых» парфюмерного искусства и основу парфюмерного производства - в «тайну» созидания парфюмерных композиций. Постараемся выяснить, в чем их сущность и специфика.

Попробуем внюхаться в индивидуальное душистое вещество, например в ванилин, и мы обнаружим, что он имеет только один запах, и сколько бы мы не внюхивались, даже обладая самым тонким обонянием, ничего кроме этого запаха не найдем. Подобное - получится, если брать, например, длительное время на скрипке одну ноту.

Попробуем более или менее длительно разнюхивать любой свежий цветок, обладающий запахом, например цветы ландыша, сирени, фиалки или духи тех же наименований, и убедимся, что имеем здесь какую-то сумму, какое-то сочетание запахов, из которых выделяется одна какая-либо часть, в основном определяющая запах цветка, его характер, но вместе с тем проскальзывает то один, то другой тон. При длительном разнюхивании запаха даже отдельного цветка, листа, можно установить, что он меняется много раз в течение минуты как будто этот запах находится в движении и отдельные части его движутся, испаряются с различной скоростью. Поэтому натренированный нос способен «услышать» различные составные части запаха, так сказать представить себе его «картину» органолептически, т.е. с помощью обоняния проанализировать запах. Правильность определения может быть проверена и химическим анализом. Если бы запах цветка или духов был монолитным, однородным, однозначным, как ванилин, это не могло бы иметь места.

Отсюда мы можем установить, что в случае с ванилином мы имеем как бы отдельный звук, одну ноту или неподвижный, бездушный красочный мазок, а во втором - целую картину, целое произведение.

Открывая флакон духов или после нанесения духов на ткань или кожу, мы в первые 2-3 минуты ощущаем какой-то запах, несколько похожий на запах духов, отличный от него, но гармонирующий с ним. Чувствуется, что этот запах плавно, без скачков, вот-вот перейдет в основной (т.е. настоящий) запах духов. Это первоначальный, или вводный, запах, несущий информацию о предстоящем главном запахе.

Продолжая разнюхивание мы ощутим какой-то тон или группу тонов, которые выделяются особенно четко и в основном характеризуют запах, специфический для данных духов. Это основной, ведущий запах, как бы лейтмотив, мелодия его.

При дальнейшем разнюхивании обнаружим, что, если бы взять отдельно этот ведущий запах, он был бы неполным, «одиноким», а полнота запаха зависит от целой группы веществ, сопровождающих этот запах, т.е. от сопровождения или от гармонического, заполнения.

Примеры естественных запахов растений (ведущего и сопровождающего) приведены в таблице.

Растения Составные части (элементы) запаха
ведущие запах запахи, сопровождающие основной
Бергамот Бергамот Лимон, ландыш, роза, сирень, хвоя, камфара.
Мускатный шалфей (цветочные кисти) Бергамот Лимон, ландыш, мускатный шалфей.
Лаванда (цветочные кисти) Бергамот Роза, ландыш, свежее сено, хвоя, лаванда, камфара, гвоздика, резеда, корка свежеиспеченного хлеба.
Лимон (корка) Лимон Роза, фиалка, бергамот.
Апельсин и отчасти мандарин (корка) Лимон Роза, сирень, цветы апельсина, ландыш.
Роза (цветы) Роза Гвоздика, ландыш, лимон.
Герань (зелень) Роза Лимон, мята, хвоя, ландыш.
Мята кудрявая Ландыш Лимон, тмин, камфара.
Кориандр Ландыш Роза, сирень, лимон, хвоя.
Апельсиновое дерево (цветы) Цветы апельсинового дерева Ландыш, роза, сирень, лимон, жасмин, бергамот, хвоя, запах животных.
Цветы белой акации Цветы апельсинового дерева Горький миндаль, роза, сирень, ландыш, гелиотроп, жасмин.

Хорошо известно, что растения одного и того же вида могут иметь, например, различные оттенки в окраске запаха и цвета в зависимости от сорта и места произрастания. Наиболее яркий пример - сирень белая, или французская, роза белая и красная, жасмин и чубушник, апельсин и мандарин, чай грузинский и цейлонский, разные сорта кофе. У них один и тот же тон, то же сопровождение, но в них различная окраска запаха, различный тембр.

Какова же сущность и роль тембра в парфюмерии? Возьмем для примера общеизвестное по запаху розовое масло и попробуем добавить к нему ванилин в таком количестве, чтобы запах первого не затушевался, а запах второго не выделялся. Тогда мы заметим, что запах розы остался, но смягчился, т.е. ванилин изменил окраску запаха розы.

В парфюмерии влияние тембра огромно: от него зависит полнота запаха, его красота, мягкость, округленность, свет, чистота, возвышенность, богатство или (как это имеет место в масле жасмина) его бархатистость, столь ценимые потребителем.

Вводный запах и ведущий - гармоническое заполнение и тембр,- основа всякого запаха: цветочного, фантазийного, естественного или искусственного. Найти новое основное звучание, новую мелодию и правильную окраску запаха - самая трудная задача парфюмера.

Гармоническое заполнение представляет особые трудности. Об этом хорошо знают музыканты и художники. «Оркестровка» запаха, введение душистых веществ, сопровождающих основную мелодию, должно расширить ее диапазон, заставить ее звучать мощнее, «правдивее». Эти сопровождающие запахи занимают иногда 70-80% состава композиции, подчеркивают характер и окраску ведущего запаха.

Сочетание душистых веществ, независимо от резкости их контрастирования, особенно если это сочетание предназначается для духов или цветочных одеколонов, нуждается в наложении сочетания на соответствующий фон, на котором как бы развертывается основной сюжет. Фон этот должен гармонировать с запахом композиции, придавать ей законченность, полноту, цельность, иногда осмысленность, и главное придавать букету впечатление реальности. Он необходим абсолютно для всех парфюмерных композиций с тонким запахом: тяжеловатых, легких и сладких, для цветочных и фантазийных. Парфюмерная техника оказывается в этом отношении в выгодном положении благодаря наличию таких универсальных фонов, как роза, флёрдоранж, тубероза и в особенности жасмин. Эти фоны оттеняют основную идею, оживляют ее и сообщают нежность и иллюзию свежего цветка или букета. Масло жасмина своим теплым бархатным запахом украшает и розу, и флердоранж, и туберозу.

Одной из наиболее излюбленных составных частей парфюмерных композиций, придающих всему запаху неподражаемую прелесть, является запах жасмина. Он не только играет роль фона, но и служит основным запахом в духах «Жасмин», «Жемчуг» и другие.

Кроме того, часто парфюмеры используют фоны сирени, ландыша, фиалки, розы, ириса, т.е. запахи, больше всего любимые человеком; базы из них или отдельные компоненты, определяющие основной запах этих цветов, входят во все композиции цветочного или фантазийного запаха.

Конечно, не всякое сочетание душистых веществ может служить ведущим запахом или гармоническим заполнением. Случайное сочетание душистых веществ, взятых вместе, также нельзя назвать ведущим запахом или гармоническим заполнением, как нельзя считать мелодией случайный набор звуков, соответственно не связанных вместе, не дающих музыкальной мысли.

Все стадии запаха должны быть взаимосвязанными, находиться в таких сочетаниях и соотношениях, чтобы ни один из них не нарушал общей гармонии, не выходил за пределы «чувства меры». Они должны быть настолько законченными, лаконичными, чтобы о каждом можно было сказать: «Ему никто не мог сказать: Короче! И вряд ли кто б хотел сказать: Длинней!»

Достижение такой гармонии при удачном выборе ведущего запаха - «мелодии» - является высшим стремлением парфюмера. Идеальную модель соразмерности пропорций парфюмер находит в запахах растений, в которых отдельные ароматы сливаются в единый, цельный и полнозвучный запах.

В любых композициях парфюмеры сочетают запахи, по тону и окраске совершенно противоположные. Например, такие светлые, как ваниль, и темные, как деготь или пачули; влажные, как роза, и яркие, как амбра, или гнилостные, как мускус; звучные, как лимон, апельсин и бергамот, и глухие (подобные ударам рукой по подушке), как дубовый мох; теплые и сладкие плодовые запахи элементов жасмина (бензилацетат) и грубые и тяжелые запахи индола и скатола, придающие, однако, запаху особую прелесть и бархатистость. В парфюмерных композициях они часто как бы играют роль «инструмента» самого низкого «звучания».

Контрасты в парфюмерии, как в музыке, литературе и живописи (цвета), являются одной из важнейших эстетических категорий.

Всякая композиция должна иметь своеобразную ноту, отчего она становится более выразительной, оригинальной. Эта оригинальная нота оттеняет гармонию всей композиции и придает смеси своеобразную привлекательную особенность, составляющую главную прелесть букета, его красоту, изысканность. Достигается она добавлением небольшого количества вещества с причудливым запахом (например, синтетического душистого вещества).

Сейчас модны духи фантазийного направления, с древесной горьковатой и зеленой нотой, и так называемого «альдегидного» оттенка, оттого что в качестве выразительной ноты применяют некоторые альдегиды с их своеобразным, чуть-чуть «жирным» запахом. Этим достигается то, о чем говорил В. Серов в отношении живописи. «Что-то надо подчеркнуть, что-то надо выбросить, не договорить, а где-то ошибиться, иначе вместо прекрасной ошибки «от избытка» мы увидим... да ничего не увидим, кроме скучного холста.»

Разницу между красивостью и красотой Л. Сейфуллина определяет следующим образом: «Истинно красивым лицо женщины бывает только тогда, когда лицо с правильными чертами, чистое, без изъянов, не лишено какой-нибудь особенности, только ему присущей черты, волнующего выражения в улыбке или чаще всего именно неожиданной и милой неправильности, делающей его несравнимым».

Такими веществами являются многие химические вещества неприятного запаха или альдегиды, запах большинства которых никак не сочтешь за «упоительный».

Композиции должны быть так составлены в ассортименте и весовых соотношениях, чтобы благоухания отдельных компонентов были гармонично слиты и ни один типичный запах отдельного компонента, по крайней мере вначале, не выделялся резко. Это полное слияние отдельных запахов в приятное для обоняния гармоническое целое представляет высшее стремление парфюмера.

При составлении композиций с цветочным запахом парфюмер несколько ограничен в выборе душистых веществ, так как ассортимент их в большинстве случаев предопределен запахом растения, который он в основном хочет передать. В то же время ассортимент этих веществ довольно обширен, и парфюмер, подражая природе, также преподносит их в виде комплексов, смесей, так называемых цветочных композиций.

При составлении фантазийных запахов парфюмер относительно свободен в выборе сырья, ассортимент которого зависит только от того, даст ли оно приятное или неприятное ощущение в смеси, соответствует ли его замыслу.

По мнению многих ученых, обоняние - самое малоизвестное из ощущений. Его природа до сих пор не выяснена до конца. Как появляются запахи, и почему они разные? Каким образом человек воспринимает их?

По подсчетам исследователей, обоняние помогает людям усвоить всего от 2 до 10% поступающей информации - но при этом играет важнейшую роль в управлении их психикой.

Запах бабочки

Даже главный вопрос - о природе восприятия запахов - до недавнего времени оставался открытым.

Первую попытку научно объяснить обоняние предпринял римский философ Тит Лукреций Кар (94-55 годы до нашей эры). В своей работе «О природе вещей» он писал, что в носовой полости человека или животного есть маленькие отверстия разных форм и размеров. Каждое вещество испускает молекулы, также имеющие разные формы, - и их распознавание зависит от того, какие именно отверстия их уловят.

Мнение о том, что источником запахов являются мельчайшие частицы вещества, улавливаемые органами обоняния, господствовало в науке долгие годы. Хотя многие ученые древности и Средневековья сами часто приводили в пример бабочек, самцы которых за несколько километров чуют самок, - и сомневались, что микроскопические доли пахучего вещества можно ощутить на таком расстоянии.

В 1756 году российский ученый Михаил Ломоносов в работе «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее» высказал мнение, что наши органы чувств, в том числе и нос, отвечающий за обоняние, улавливают «коловратные» (колебательные) движения частиц эфира. То есть запахи, как и цвета, относятся к области электромагнитных колебаний.

Только в конце XX века обе догадки знаменитых ученых нашли свое подтверждение. Современные исследователи установили: природа обоняния имеет двойственный характер - корпускулярный (зависящий от частиц) и волновой.

Семь или десять?

Доказательству волновой природы запахов поспособствовали опыты с животными и насекомыми, которые улавливают ароматы с помощью усиков. К примеру, американские ученые проводили следующий эксперимент: в абсолютно герметичный ящик, пропускавший только инфракрасные лучи, положили мед - и разместили объект на пасеке. Ящик тут же облепили пчелы - они никак не могли уловить запах меда, но ощутили его волны.

Подобные опыты проводились с тараканами, мышами, кошками. Все они доказывали, что природа запаха имеет волновой характер.

Советский физиолог Юрий Фролов в середине XX века определил частоты, на которых «работают» запахи, - длина волны их излучения составляет от 1 до 100 микрон. При этом органы обоняния улавливают не только волны, но и частицы пахнущего вещества.

Современный анализ носовой полости человека подтвердил мнение Тита Лукреция Кара: на обонятельных волосках имеется пять разных форм лунок, которые воспринимают пять типов запахов.

В 1963 году британский биохимик Джон Эмур по наиболее характерным признакам определил их как камфарный, мускусный, цветочный, мятный и эфирный. Еще два основных запаха, названных острый и гнилостный, связаны не с формой улавливающих лунок, а с обонятельными нервами - эти сильные ароматы раздражают их, вызывая электрические микроразряды в области их окончаний. Другие запахи получаются от смешивания данных семи в разных пропорциях.

Уже в XXI веке ученые из Питтсбургского университета предложили более подробную классификацию, разделенную на 10 категорий (кластеров): благоухающие, древесные, фруктовые, химические, мятные, сладкие, подобные попкорну, лимонные, едкие и запахи разложения. Исследователи утверждают, что новая классификация полностью соответствует органам обоняния млекопитающих, потому что основана на характеристиках их пищи.

В любом случае, современной науке удалось доказать главное: во-первых, что запахи имеют и волновую, и молекулярную природу, а во-вторых, что их многообразие сводится к семи или десяти основным - и бесчисленному количеству их комбинаций.

Загадки нейронов

В 2004 году американские ученые Ричард Эксел и Линда Бак получили Нобелевскую премию за проведенные независимо друг от друга исследования обоняния человека. Они выяснили и подробно описали механизм работы соответствующих рецепторов и способы передачи информации от них к головному мозгу.

Оказалось, что человек способен хранить в памяти до 10 тысяч различных ароматов - причем это число очень мало по сравнению со способностями других млекопитающих. К примеру, общее количество обонятельных клеток у человека примерно 6 миллионов, а у мышей или собак их - около 230 миллионов. Ученые предполагают, что сокращение возможностей обоняния произошло в процессе эволюции - когда распознавание запахов стало играть в жизни людей гораздо меньшую роль.

Именно в запоминании ароматов заключается одна из неразрешенных загадок человеческого мозга. Каждый обонятельный нейрон (нервная клетка) живет примерно 60 дней, потом его заменяет новая клетка. Но информация о запахах продолжает сохраняться! Линда Бак считает, что при замене нейронов наши стволовые клетки производят точно такие же, и они встают на то же место -но почему появившаяся новая клетка обладает полностью дублирующей информацией, науке пока неизвестно.

Может быть, по аналогии с компьютерными технологиями нейрон перед гибелью передает все сведения куда-то на «жесткий диск» головного мозга - и они потом «записываются» в рожденной клетке? Этот вопрос остается открытым.

Еще одна тайна: в организме человека регулярно и полностью заменяются только обонятельные нейроны! Остальные после отмирания практически не возрождаются: ежедневно в организме человека их гибнет около 50 тысяч, а появляется только 50 - вспомним знаменитую фразу «Нервные клетки не восстанавливаются». Пока ученые могут только констатировать, что именно клетки, отвечающие за распознавание запахов, стали исключением.

Волшебный гриб

Психологи утверждают, что отношение к запахам у мужчин и женщин носит разный характер. Речь идет не только о специфических естественных запахах, называемых феромонами и усиливающих половое влечение.

Для женщин ароматы значат гораздо больше, чем для мужчин, они помогают обрести уверенность в себе. Широко известен такой психический феномен, свойственный представительницам прекрасного пола, как сон в ношеной футболке своего мужа или возлюбленного - когда запах вызывает ощущение того, что мужчина рядом, и поэтому все будет хорошо.

Когда-то ароматы не делились на мужские и женские, еще в XIX веке дамы и кавалеры пользовались одинаковым одеколоном. Уже позже парфюмеры разработали для мужчин лесные запахи, напоминающие об охоте, а также с оттенками табака и чистого тела.

В 2001 году биологами США был проведен любопытный эксперимент. Они давали добровольцам вдыхать запах гриба Phallus indusiatus из семейства веселковых, растущего на Гавайях. По местным поверьям, такое занятие вызывает у женщин сексуальное возбуждение. У участниц эксперимента были отмечены учащенное сердцебиение и повышенное давление, а мужчины оставались спокойными, но называли запах гриба отвратительным.

Восприятие ароматов меняется с возрастом - многие проведенные опыты показали, что дети спокойно переносят запахи, которые неприятны взрослым. Из этого ученые делают вывод, что у людей нет врожденной реакции на аромат того или иного вещества и любой запах связан прежде всего с личным опытом.

Чем пахнут продажи

Современные маркетологи используют знания о запахах для увеличения продаж в торговых точках.

Первые шаги в этом направлении проводились опытным путем - хозяева и работники торговых учреждений или ресторанов старались с помощью приятных запахов привлечь как можно большее количество клиентов. Позже подобное влияние ароматов стали исследовать с научной точки зрения. В частности, ученые Падерборнского университета из ФРГ установили, что волнующие запахи помогают увеличить продажи на 15%, при этом 6% покупок совершаются импульсивно, то есть без предварительного намерения.

В основу ароматизации торговых мест положен принцип ассоциативного восприятия: человек должен ощутить запах и почувствовать связанные с ним положительные эмоции.

Экспериментальным путем было определено влияние некоторых запахов на последующие поступки клиентов. Например, ароматы цитрусовых у большинства связаны с югом и отдыхом, они передают соответствующее настроение и вызывают желание сделать неожиданную покупку.

Запах лаванды часто ассоциируется с ванной или постельным бельем, вызывает расслабление и увеличивает время, которое покупатель проводит в торговом салоне. Древесные ароматы дуба или кедра способствуют обретению чувства надежности - их используют во многих казино. Ароматы кофе, свежего хлеба или шоколада, пробуждающие чувство голода, применяются в продуктовых магазинах.

В больших магазинах запахи подбирают отдельно для каждого зала. К примеру, мебельные магазины используют аромат кофе для отдела кухонь, цветочный - для спален, клубничный - для детских комнат и т.п.

Более того - запахи влияют на производительность труда работников, особенно связанных с офисной деятельностью. В Японии многие организации через систему кондиционирования запускают в помещения ароматы, чередующиеся по принципу «концентрация - расслабление». Местные исследователи подсчитали, что при таких действиях ошибки сотрудников сокращаются на 20%, а производительность их труда возрастает на целых 50%!

Несмотря на небольшое - по сравнению с животными - количество имеющихся обонятельных рецепторов, человек является единственным существом, способным воспринимать запахи, наслаждаясь ими. И это свойство, несомненно, увеличивает нашу любовь к жизни во всех ее проявлениях.

Платон ВИКТОРОВ