Экопроект в детском саду на тему береза. Краткосрочный проект для детей «Русская березка. Как мы узнаем

Зоя Николаевна Ярош
Проект «Берёза-символ Росии»

МАДОУ «Детский сад пос. им. Карла Маркса»

ПРОЕКТ "Береза - символ России"

В старшей группе № 6 «Теремок»

Воспитатель : Ярош З. Н.

ПРОЕКТ "Береза - символ России"

ТИП ПРОЕКТА информационный

По времени проведения краткосрочный (месяц)

По числу участников групповой, дети старшей группы «Теремок» , воспитатель, родители

Актуальность проблемы : Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел» . Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Проблема :

1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе , о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведении в природе

Цель проекта :: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи :

1. Сформировать представления у детей о березе, как живом растении, и символе страны.

2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

3. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

Обеспечение проектной деятельности Детская художественная литература.

Фотоальбом «Родная природа» .

Репродукции картин И. Левитана («Весна. Большая вода» , «Золотая осень» , К. Юона («Мартовское солнце» , И. Грабаря («Февральская лазурь» , И. Шишкина («Лесная глушь» ).

Альбом с рисунками «Портреты дерева в разное время года» .

Предполагаемый результат

Выставка репродукций картин русских художников с изображением берёз . Проведение конкурса рисунка «Весенняя берёзовая роща .

Гипотеза проекта : Если дети получат необходимый объём знаний о берёзе , то у детей сформируются представления о березе, как живом растении, и символе страны,будет развиваться познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

Этапы проекта :

1 этап- .ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Цель : сформировать у детей представление о берёзе , как образе России

2 этап – СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ Цель : помочь детям в сборе материалов о берёзе , её пользе

3 этап – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ Цель : Развитие у детей умения передавать и излагать полученные знания (читать стихи, принимать участие в практической деятельности в виде разных занятий в саду)

4 этап – Заключительный (ОФОРМЛЕНИЕ) Цель : Защита проекта , подведение итогов.

3. СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

ВИДЫ ДЕТСКО – ВЗРОСЛОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

/ ЧТО ВАМИ ПРОВОДИТСЯ, ОРГАНИЗУЕТСЯ.

Игровая деятельность Д/и «Найди о чем расскажу» ,

«Кто быстрее найдет березу, ель, дуб?» ,

«Опиши мы отгадаем» ,

«С какого дерева упал листок?»

П/и «Кто быстрее до берёзы »

Социально – нравственное воспитание Беседа «Красота природы бесценна» .

Беседа "Береза - символ России"

Речевое развитие НОД «Люблю березку русскую»

Отгадывание загадок о природе

Познавательное развитие Поиск информации в энциклопедиях,

книгах, рассматривание картинок,иллюстраций о берёзе

Наблюдение за берёзой на прогулке . (целевая прогулка «Встреча с русской красавицей»

Художественная литература Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза »

Чтение стихотворения. П. Воронько «Береза»

Изобразительная деятельность Рисование «Белая берёза » по стихотворению С. Есенина.

Аппликация «Осенняя берёза » .

Физическое развитие Участие детей в утренней гимнастике, подвижных играх.

Работа с родителями Консультация для родителей

Памятка берёзке »

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Рассматривание фотографий, иллюстраций разных стран мира, где растут разные деревья. Постановка проблемного вопроса : Какого дерева нет на картинах других стран? Почему?

Дети обмениваются мнениями

Определение темы проекта : Почему береза растет только в России? Что можем ещё узнать о ней? С помощью воспитателя формулируется тема проекта и дети являются его заинтересованными участниками.

Подбор оснащения для эксперимента, определения приёмов изучения : изучение литературы, рассматривание иллюстраций, беседа с родителями, проведение бесед и занятий в группе. Участие детей в совместной деятельности.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

Систематизация иллюстраций, репродукций картин. Собирают иллюстративный материал, рассказывают о том, что смогли узнать дома.

Проведение беседы с родителями об оказании помощи детям Вместе с родителями определяют тему индивидуального участи в проекте : рассказ о строении берёзы , рассказ об интересных фактах, связанных с берёзой , подбор фотографий

Подбор информации из печатных и электронных источников : книг, энциклопедий, сайтов и т. д. Выясняют, где можно ещё получить знания о берёзе .

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Проведение занятия по изобразительной деятельности Рисование «Белая берёза » по стихотворению С. Есенина.

Аппликация «Осенняя берёза » .

Проведение конкурса рисунка в группе «Осенняя берёзовая роща » .

Проведение НОД «Люблю берёзку русскую »

Заучивание стихотворений о берёзе .. Участвуют в изобразительной деятельности

Участвуют в конкурсе рисунка

Дидактические игры.

Учат стихотворение

Разучивают песню

Разучивают танец

ОФОРМЛЕНИЕ

Выставка картин и репродукций о берёзе ;

Выставка работ детей по теме «Осенняя берёзовая роща » Участвую в подготовки выставки

Участвуют в проведении выставки в виде представления своих работ

Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта

Первый этап проектирования – подготовительный . Данный этап реализовывался в течение трех дней, за период данного этапа :

Определена тема проекта .

Сформулирована цель и определены задачи.

Произведён подбор материалов по теме проекта .

Составлен план основного этапа проекта .

Промежуточный отчет основного этапа проекта

Данный этап реализовывался в течение 2 недель, за истекший срок организовали :

Поиск информации в энциклопедиях,

книгах, рассматривание картинок,иллюстраций о деревьях.

Участие детей в утренней гимнастике, подвижных играх.

Беседа «Красота природы бесценна» .

Рассказ воспитателя «Воспетое дерево» .

НОД «Люблю березку русскую»

Отгадывание загадок о природе

Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза »

Чтение стихотворения П. Воронько «Береза"»

Рисование «Белая берёза » по стихотворению С. Есенина.

Аппликация «Осенняя берёза » .

Работа с родителями :

Консультация для родителей «Проблема приобщения детей к природе»

Памятка «Что вы можете рассказать ребёнку дома о берёзке »

Промежуточный отчет заключительного этапа проекта

На заключительном этапе проектирования , который длился 2 дня. Целевая прогулка к дереву берёзы . Составление портфолио проекта . В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта . Результат достигнут.

Заключение :

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу : необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева» . Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.

Список использованной литературы. Николаева Юный эколог. Система работы в старших дошкольников. Для работы с детьми 5-7лет.

2. Рыжова Н. «Наш дом – природа» : об экологических пособиях для детей 5-7 лет.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Сортавальского муниципального района Республики Карелия Детский сад № 28 «Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Сортавальского муниципального района Республики Карелия
Детский сад № 28 «Родничок»
Проект
«Чудо-дерево БЕРЕЗА»
Воспитатель 1 квалификационной категории –
ККЛЮКИНА Галина Юрьевна

Чудо – дерево БЕРЕЗА

Березка белая,
Березка чистая,
Всегда веселая,
всегда лучистая.
К теплу и свету
ветвями тянется,
Весне и лету
все улыбается
С. Брандис

Актуальность

Почему о березе?
Это символ России.
Любовь к природе – эмоциональная
отзывчивость, интерес к природе, желание
охранять и беречь ее.
Дети часто ломают деревья, не понимая, что они живые и
какую пользу они приносят.

Цель проекта

Формирование интереса и
бережного отношения к природе через знакомство
с березой

Задачи проекта

обогатить представления детей о березе, как о живом
существе (его строении, условиях роста);
формировать представления детей о значимости березы в
природе и жизни человека;
воспитывать любовь к природе и бережное отношение к
ней (правила поведения в природе – эмоционально
откликаться, сопереживать всему живому, переживать
радость, удивление, восхищение от общения с березой,
не причинять ей вред);
вовлечь родителей в процесс экологического воспитания
детей.

Реализация проекта

Наблюдения в ходе прогулок
Беседы
Познавательно – исследовательская
деятельность
Художественное творчество
Чтение художественной литературы
Сочинение сказок детьми
Игры, утренний круг
Оформление альбома «Моя березка»
Оформление уголка в группе

Наблюдения на участке детского сада

Познавательно-исследовательская деятельность

Познавательноисследовательская
деятельность
Тема1. «Как растет живое?»
(курица, человек, дерево)

Тема 2. «Чудеса от березы» (польза)
У задумчивой березы
Сок прозрачный, будто слезы,
На ветвях её сережки,
Листьев шелк на белой ножке

Тема 3. «Карельская береза – жемчужина Карелии»

Художественное творчество

Аппликация
Лепка
Рисование

Чтение художественной литературы

1. Русская народная сказка
«Как коза избушку
построила»
2. Удмуртская народная сказка
«Березка»
3. Чтение и заучивание стихов:
П.Воронько «Береза»
4. «Березка» Л. Горошкина
5. Авторская сказка «Зайчик и
Береза» И. Митюшина
6. Сказки, сочиненные детьми

Чудодейственные сказки

Любят деревья поболтать в весенние
ветряные дни. Как-то в такой день
стали деревья в лиственном лесу
обсуждать, у кого какая кора-шуба.
Стали деревья над березкой смеяться.
- Где это видано, чтобы кора у
дерева белая была?
Пожалело березку солнышко и
сказало ласково:
- Не горюй, березонька! Это мы с
землей такое платьице необычное
тебе сшили: шелковистое да белое.
Шелковистое - потому что не
пристало деревцу нежному грубые
одежды носить! Белое - чтобы не
обжигали тебя мои жаркие лучики.
Белый цвет - волшебный! Он
надежный защитник!»

Игры, утренний круг

Зелена, а не луг, бела, а не
снег, кудрява, а не голова
Стихи, пословицы, загадки, пальчиковые игры

Оформление альбома «Моя берёзка»

Приметы
Из березы течет
много сока – к
дождливому лету.
Работы художников, передающих
разные образы березы
Детские рисунки

Оформление уголка

Правила поведения в природе
Изделия из бересты
Творчество детей

Работа с родителями

Экскурсия в городской
парк
Оформление папкипередвижки «Здоровье
от березы»
Совместное
оформление альбома
«Моя березка»

Итоговые мероприятия

Развлечение с участием
родителей «Люблю
березку русскую…»
Выставка детских работ
Выставка поделок из
дерева, бересты

Предполагаемые результаты

ДЕТИ:
дети расширят свои представления о березе, как о живом
существе;
дети узнают о пользе березы для человека и окружающей
природы;
дети проникнутся заботой и любовью к березе и станут бережно
относиться к ней;
у детей будут сформированы экологические знания, нормы и
правила взаимодействия с природой;
РОДИТЕЛИ:
осознают важность формирования экологических знаний у детей
и соблюдения ими правил поведения в природе;
у родителей повысится интерес к экологическому воспитанию
детей в ДОУ;
станут участниками экологического воспитания
детей и собственным примером демонстрировать
соблюдение правил поведения в природе

Ресурсы

Картотека стихов и пословиц
Хрестоматия для малышей
Картотека сказок о березе
Бабакова Т. А., Момотова А. П./ Младшим школьникам о
природе Карелии: Книга для чтения. - Петрозаводск: Карелия,
1988. - 213с., с. 46
В.А. Дрязгунова Дидактические игры для ознакомления
дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя
детского сада - Москва Просвещение 1981 - 79с, с.22-29
Методическое пособие Как растет живое
В. Зотов Лесная мозаика Книга для воспитателей детского
сада и родителей Москва Просвещение 1993. – 240с., с. 5
Н.В. Бабина 500 как и почему для детей - Москва ТЦ Сфера,
2008. – 96 с. С.50
Интернет – ресурсы

Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Предмет исследования: береза.
Количество участников: групповой (СРЕДНЯЯ).
Береза белая, ветвистая,
Всегда веселая, всегда лучистая,
К теплу и свету ветвями тянется,
Весне и лету все улыбается.
Станислав Брандис.
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семье. В старину березу называли «деревом четырех дел»: первое дело - мир освещать; второе - крик утешать; третье - больных исцелять; четвертое - чистоту соблюдать.

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Ни в одной стране нет столько берез, как у нас, поэтому деревом многих россиян является русская береза. Белоствольная, величавая, изящная она напоминает невесту. О ней со старины ведутся песни, сказки, стихи. Она является образом России. Со времен глухой старины вошла она в нашу жизнь. Мила она русскому человеку. Любит наш народ красавицу за ее пользу, которую она приносит народу.

Поэтому в настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Цель проекта:
Активизировать речь, обогатить словарь

Воспитать любовь к природе родного края, желание сохранять ее


Задачи.

1. Учить отражать знания и впечатление в художественной, продуктивной и игровой деятельности.

2.
Сформировать эстетическое отношение к русской березе через стихи, потешки, картины и т. д
Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

3.
Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

4.
Расширять знания детей о березе, ее использование в хозяйственных целях, в медицине, в быту.

Формы реализации проекта

Ø Познавательно-игровая непосредственная образовательная деятельность

Ø Целевые прогулки

Ø Труд на участке

Ø Изготовление поделок из природного материала

Ø Фиксация наблюдений (зарисовка, лепка, аппликация)

Ø Организация мини-музея предметов из березы

Приемы реализации проекта

v Заучивание стихов, потешек, песен, хороводов, народных примет, загадок

v Рассматривание картин, иллюстраций

v Проведение дидактических игр

v Организация изобразительной деятельности

v Организация трудовой деятельности

v Сбор материала для создания мини-музея

v Организация экспериментальной деятельности

Этапы проекта

1 этап подготовительный

Цель: сформировать у детей представление о березе, как образе России.

Подбор детской художественной литературы для чтения, заучивание наизусть.

Подбор дидактических игр.

Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

Подбор материала в мини-музей « Березка русская моя»

2 этап- аналитический

Цель: помочь детям в сборе материалов о берёзе, её пользе.

§ Систематизация иллюстраций, репродукций картин.

§ Проведение беседы с родителями об оказании помощи детям: подготовить схему о строении берёзы, рассказ об интересных фактах, связанных с берёзой, подбор фотографий. Изготовление поделок, рисование, и т.д.

3 этап - практический

Цель: Развитие у детей умения передавать и излагать полученные знания (читать стихи, принимать участие в практической деятельности в виде разных занятий в саду)

Наблюдение на прогулке «Встреча с русской красавицей»

§ Беседа «Почему березы белые?»

§ Занятие «Береза - символ России»

§ Легенды и мифы о березе «Русская душа березы»

§ Занятие о лекарственных свойствах березы «Домашний доктор»

§ Занятие о взаимосвязи экологической системы «Кто дружит с березой?»

§ Занятие о разных способах распространения семян «Без билета по белу свету»

§ Заучивание стихотворений, пословиц о берёзе. Разучивание песни «Во поле берёза стояла».

§ Вернисаж детских рисунков «Весенняя березовая роща»

В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.

По итогам работы было отмечено:

Повышение уровня экологической культуры у детей и родителей.

Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы

Ближайшего окружения, в частности, к деревьям.

Развитие исследовательской практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».

Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Заключение.

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково - исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучили чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке.






Проект для младших дошкольников «Белоствольная берёзка»

Паспорт проекта.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность проекта : проект средней продолжительности, июнь – август 2016 .
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.
Возраст детей : 3-4 года.
Продукт проекта : коллаж «Русская красавица»

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект.
Недостаточно знаний о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о её эстетическом, хозяйственном, оздоровительном значении в жизни человека. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения в природе (дети часто ломают деревья, не понимая, что они живые и какую пользу они приносят).

Актуальность проекта.
Проект «Белоствольная берёзка» направлен на расширение кругозора и осознание детьми значения берёзы как уникального дерева в жизни человека, экологически – грамотное отношение к природе.

Цель: формирование представлений детей о значимости берёзы в природе и жизни человека, бережного отношения к деревьям.

Задачи:
1.Обогатить представления детей о берёзе, как о живом существе (строение, условия роста).
2. Познакомить детей с тем, как издавна русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки».
3. Воспитывать любовь к русской природе и бережное отношение к ней (правила поведения в природе – эмоционально откликаться, переживать радость, восхищение от общения с берёзкой, не причинять ей вред).

Этапы проекта
Подготовительный
Составление плана проекта, определение сроков реализации.
Разработка бесед, образовательных ситуаций, плана экскурсий по « экологической тропе», в музей «Русской избы», наблюдений на прогулке, сценария итогового мероприятия «Праздник русской берёзки».
Подготовка иллюстрированного материала: альбомов « Всё о берёзке», « Берёза прекрасна во все времена года», « Репродукции картин о берёзе».
Подбор загадок, пословиц, поговорок о берёзе, художественной литературы.
Оформление уголка «Русская берёзка».


Работа с родителями.
Познакомить родителей с целью и задачами проекта. Заинтересовать родителей.
Наглядные консультации по теме проекта: « На прогулке и дома расскажите детям про берёзу», « Стихи, загадки, игры о берёзе»
Подбор иллюстраций, загадок, пословиц и поговорок о березе в альбом « Всё о берёзе».
Привлечь к изготовлению коллажа « Русская красавица».
Выставка рисунков и поделок совместно с детьми «Моя берёзка»



Основной этап.
Тематические беседы.
«Что я знаю о берёзке»
Цель: выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Вызвать интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.

«Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»
Цель: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.

«Родное дерево»
Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства.

«Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?»
Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.


Наблюдение на прогулке: «Встреча с русской красавицей» (познакомить с деревом).
Цель: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.


Экскурсия по «Экологической тропе».
Цель: расширить представления детей о характерных признаках лета; уточнить представления об изменениях, происходящих летом в жизни деревьев. Обратить внимание на красоту берез.


Рассматривание альбомов «Всё о берёзе», « Берёза прекрасна во все времена года», « Репродукции картин о берёзе». Цель: вызвать интерес к рассматриваемому объекту.



Ознакомление с художественной литературой.
Чтение: В. Бианки «Волшебная берёза», И. Соколов-Микитов «Берёза».Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила». Цель: воспитание бережного отношения к деревьям, прививать любовь к природе, березе. Загадки, пословицыЦель: обогащать знания детей посредством художественного слова.


Заучивание: А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую»
Цель: выразительно читать наизусть стихотворение, понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям, березе.Составление рассказов с детьми «Сказка о берёзке», «За что я люблю берёзку».
Цель: выражать отношение к берёзе в слове, воспитывать положительные эмоциональные чувства.

Играли в дидактические игры:
«Укрась дерево листочками».
Цель: формировать композиционные умения и чувство цвета при восприятии красивых летних и осенних цветосочетаний.
«Собери целое дерево».
Цель: формировать представление о строение дерева.
«С кем дружит дерево»
Цель: формировать представления о связи дерева с другими живыми организмами.«Что нужно дереву?»
Цель: формировать представления о жизни дерева, его развитии.



Для самостоятельной деятельности детям предлагали раскраски с изображением берёзки.


Экскурсии в музей ДОУ«Русская изба»(Применение берёзы в старину, предметы обихода).


Разучивание и песен хороводов "Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия), "Ай да березка" - хоровод (муз. Т.Попатенко).
Цель: вызвать эмоциональную отзывчивость к красоте народного языка и музыке, желание их петь.


Играли с детьми в народные игры «Печка и дрова».
Подвижные игры: «Кто больше соберет берёзовых листочков», « Кто быстрее добежит до берёзы», « У медведя во бору».


Заключительный этап
Создание коллажа «Русская красавица»Цель: способствовать развитию творческих навыков в процессе изготовления коллажа из природного материала.



Итогом проделанной работы стало развлечение «Праздник русской берёзки». Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке; воспитывать любовь к русской берёзке.



Результат проекта
Дети: Дети расширили свои представления о берёзе, как о живом существе.
Узнали о пользе берёзы для человека.
Прониклись заботой и любовью к берёзе, и стали бережно относиться к деревьям.

Воспитатель:
- подобрала методическую и детскую литературу
- разработала конспекты образовательной деятельности, сценарий итогового мероприятия
- наработала рекомендации для родителей по теме проекта
-составила картотеки пословиц и поговорок, загадок о берёзе.

Родители: - проявили интерес и участвовали в реализации проекта- приняли участие в оформлении альбома « Всё о берёзке».

В развивающую среду были внесены:
- иллюстрированные альбомы
-дидактические игры « Укрась дерево листочками», « Собери целое дерево», « С кем дружит дерево», «Что нужно дереву?».
- оформлен уголок « Русская берёзка»

(Экологическое воспитание детей 4 – 5 лет)

Подготовили воспитатели

средней группы №4

Шебекино 2015

https://pandia.ru/text/80/117/images/image007_6.png" alt="Описание:" width="359" height="281 src=">Введение

1.1 Актуальность проекта, проблема

Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.

А. Кулагина

2 этап – основной (с 19 ноября по 28 ноября 2015г.)

3 этап – заключительный (с 29 ноября по 30 ноября 2015 .г.)

Схема работы по проекту: «Люблю

березку – русскую».

Разделы программы

Виды детской

деятельности

деятельность

Настольно – печатные игры: «Лес», «Что растет в лесу?», «Четвертый лишний».

Дидактические игры: «Подбери слово» (к слову березовый), «Какая береза?» (подбор прилагательных), «Придумай однокоренные слова», «Найди дерево по описанию», «Из семени в дерево», «Сравни», «Угадай растение», «Что лишнее?», «Полезно – вредно», «Скажи по – другому» и т. д.

Подвижные игры: «Найди такой же лист», «Найди пару», «Кто быстрее добежит до березки».

Познавательное

развитие

Тематическое занятие: «Деревья – нашего двора».

Комплексное занятие: "Люблю березку русскую".

Интегрированное занятие "Родное дерево обогреет и вылечит"

Развитие речи

1. Сочинение рассказов, сказок на тему «Жила – была березка…».

2. Заучивание стихотворений:

Ø Е. Трутнева «Осень»,

Ø С. Есенин «Белая береза»,

Ø Ф. Тютчев «Первый лист»,

Ø А. Прокофьев «Люблю березку русскую».

3. Рассматривание картины.

4. Экскурсия в парк.

5. Беседа: "Что я знаю о берёзе".

6. Разучивание пословиц, поговорок.

Изобразительная деятельность

1.Аппликация на темы: «Осенний ковер», «Береза осенью», «Кто под березкой живет».

2. Пластилинография на тему: «Березка осенью».

3. Рисование с использованием нетрадиционной техники на тему: «Люблю березку – русскую».

Художественная литература

1. Подбор и выставка художественной литературы о березе;

2. П. Воронько "Береза" - чтение стихотворения;

3. С. Есенин "Белая береза" - заучивание стихотворения;

4. К. Паустовский "Подарок" - чтение книги.



Работа с родителями

1. Консультация «Экологическое воспитание детей в семье».

2. Участие в экскурсиях, развлечениях.

3. Фотоматериал.

4. "Наш воскресный выходной" - экскурсия семьи в березовую рощу.

6. Анкетирование.

Здоровье и физическое развитие

1.Утренняя гимнастика и физкультурные занятия на улице.

2. Физкультурное развлечение "Осенний марафон".

2.2. Уровень знаний детей, их интересы и пожелания.


Что мы знаем про это?

Что мы хотим узнать?

Как мы узнаем?

Берёза - это дерево.

Чем питается?

Спросим у воспитателя.

Берёза украшает улицу.

Где берёт воду?

Спрошу у бабушки.

Можно спрятаться от жары.

Зачем нужны дере-вья?

Узнаем из энцик-лопедии.

Берёзка красивая.

Почему берёзку все любят?

Прочитаем в книге.

Птички любят сидеть на берёзке.

Почему птички любят берёзку?

Расскажет воспитатель.

Летом прохладно под берёзкой, ветерок.

Можно спрятаться от солнышка.

Почему под берёзой прохладно?

Прочитаем в книге.

Шевелит листочками.

А берёзка умеет говорить?

Спрошу у воспитателя.

Тонкие ветки, белый ствол.

А берёза лечит?

Прочитаем в энциклопедии.

2.3 Схема реализации проекта

Центр литературы

1. В. Рождественский «Березка»,

2. Ф. Сологуб «Письмо – жалоба Березы»,

3. П. Воронько «Березка»,

4. И. Радужная «Зимний сон берез»,

5. Русская народная песня «Во поле березонька стояла»,

6. Русская народная песня «Береза моя, березонька…»,

7. Русская народная песня «Ой, березка, моя зелененькая…»,

8. Б. Заходер «Почему деревья не ходят?»,

9. В. Бианки «Лесная газета», «Волшебная береза»,

10. В. Зотов «Береза» (кн. «Лесная мозаика»),

11.

12. А. Лопатина «Мудрость дерева», «Жизнь дерева».

Центр искусства

1. Оформление стенгазеты «Люблю березку - русскую».

2. Организация конкурса рисунков с изображением березы в любой технике.

3. Оформление фото выставки.

4. Композиции и поделки из природного материала.

5. Исполнение песни: "Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия);

Центр речевого развития

1. Сочинение рассказов, сказок на тему «Жила – была березка…».

2. Заучивание стихотворений:

ü Е. Трутнева «Осень»,

ü С. Есенин «Белая береза»,

ü Ф. Тютчев «Первый лист»,

ü А. Прокофьев «Люблю березку русскую».

3. Беседа: "Что я знаю о берёзе".

4. Разучивание пословиц, поговорок.

Тема проекта:

«Люблю березку – русскую»

Центр познания

1. "Наш воскресный выходной" – экскурсия семьи в березовую рощу.

2. Беседа: о лекарственных свойствах березы.

3. Презентация по теме.

4.Познавательные сообщения: «Березовая роща»,

5.Тест для детей «Что я знаю о березе?»

Центр игры

ü Настольно – печатные

игры: «Лес», «Что растет в лесу?», «Четвертый лишний».

ü Дидактические игры: «Подбери слово» (к слову березовый), «Какая береза?» (подбор прилагательных), «Придумай однокоренные слова», «Найди дерево по описанию», «Из семени в дерево», «Сравни», «Угадай растение», «Что лишнее?», «Полезно – вредно», «Скажи по – другому» и т. д.

ü Подвижные игры: «Найди такой же лист», «Найди пару», «Кто быстрее добежит до березки».

Социально – нравственное развитие

Учить беречь и защищать растения и животных родного края. Воспитывать стремление и желание бережно относиться к своему городу и природе нашего края. Конкурс чтение стихов о березке.

Центр музыкального и физического развития

1."В золоте березонька" - хоровод (сл. и муз. г. Вихаревой);
2."Песня о Родине" (сл. Е. Карасевой, муз. В. Елинек);
3."Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия);

4."Ай да березка" - хоровод (муз. Т. Попатенко).

5.Утренняя гимнастика и физкультурные занятия на улице.

6. Физкультурное развлечение "Осенний марафон".

https://pandia.ru/text/80/117/images/image021_1.png" alt="Описание:" width="359" height="302 src=">3.Заключение. Выводы.

Выводы:

В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.

По итогам работы было отмечено:

1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к березе.

3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Заключение:

Реализация проекта «Люблю березку – русскую» научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева». Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.


https://pandia.ru/text/80/117/images/image022_1.png" alt="Описание:" width="240" height="302 src=">Аппликация" href="/text/category/applikatciya/" rel="bookmark">аппликации на тему: «Осенний ковер».

2. Конспект занятия по рисованию с использованием не традиционной техники на тему: «Люблю березку – русскую».

3. Конспект занятия по пластилинографии на тему: «Березка осенью».

4. Конспект беседы о деревьях вообще и о березе более подробно на занятиях и в повседневной жизни.

5. Подбор стихотворений, поговорок, пословиц по тематике.

6. Конспект тематического занятия: «Деревья – нашего двора».

7. Конспект комплексного занятия: "Люблю березку русскую".

8. Изготовление стенгазеты.

9. Фото выставка.

10. Конспект физкультурного развлечения "Осенний марафон".

11. Анкета для родителей.

12. Консультация для родителей.

Литература

1. «Я познаю мир. Растения» - детская энциклопедия. Москва: «АСТ»,1998г.

2. «Добро пожаловать в экологию» Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2003г.

3. Интеренет ресурсы: WWW. MAAM. RU, Mail. ru.

4. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва 2005г.

5. Николаева Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет.

6. «Наш дом – природа»: об экологических пособиях для детей 5-7 лет.

7..png" alt="Описание: http://www.playcast.ru/uploads/2015/09/24/15182706.png" width="556" height="614">С. Воронин «Моя береза. Летом. Осенью. Зимой. Весной»,

16. А. Лопатина «Мудрость дерева», «Жизнь дерева».