Детям о хлебе для ясельной группы. Перспективный план "Хлеб- всему голова" календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему. Проговаривание скороговорок о хлебе

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Проектная деятельность «Хлеб-батюшка», вторая младшая группа, совместно с родителями Цель: познакомить детей с многообразием хлебобулочных изделий, дать первоначальное представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; совместно с родителями воспитывать у детей бережное отношение к хлебу; формировать у детей положительную оценку к результатам своего и чужого труда. Задачи: Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; Способствовать взаимодействию детей и родителей в изготовлении хлебобулочных изделий; Воспитывать детей в духе взаимодействия при достижении единой цели; Обогащать словарный запас детей. Продукт проекта: выставка хлебобулочных изделий из соленого теста, изготовленных детьми вместе с родителями, фотоальбом «Такой разный хлеб» (фото поделок и рисунков) Сроки проекта: проект рассчитан на 2 недели. 1 этап проекта подготовительный. Содержание деятельности и формы работы с детьми. Беседа с детьми о многообразии хлеба. Чтение художественной литературы о хлебе стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы (дома и в саду). Рассматривание иллюстраций и репродукций известных картин о хлебе. 2 этап проекта этап активной деятельности. Планирование работы Работа с родителями Папка-передвижка с отражением идеи проекта, погружение родителей в проект, Совместная деятельность детей и взрослых Беседа с детьми о пользе хлеба, о том, почему его надо беречь. Попросить Самостоятельная деятельность детей Рисование колобка средствами на выбор Создание развивающей среды Подборка иллюстраций к сказке «Колобок», бумага,

2 список произведений о хлебе для чтения дома (Приложение 1) Посещение с детьми хлебного отдела, рассматривание хлебобулочных изделий (фотографирование) Консультация родителей на тему выставки поделок хлебобулочных изделий из соленого теста, изготовленных совместно в семье, ответы на вопросы и обсуждение предложений Пожелание родителям - расспрашивать дома детей о процессе выращивания зерна, как дети за ним ухаживают Наглядно информировать родителей о времени проведения выставки поделок из соленого теста детей назвать знакомые им виды хлеба. Чтение сказки «Колосок», аппликация с элементами рисования «Колосок» Чтение загадок и стихов о хлебе. Беседа о бережном отношении к хлебу. Чтение отрывка из белорусской сказки «Легкий хлеб» Организуем в группе посадку зерен пшеницы в землю, наблюдаем, поливаем, фотографируем Обогащаем словарный запас детей: проговариваем названия хлебобулочных изделий и соотносим их с картинками. Д/и «Что не правильно?», П/и «Каравай» С/р.и. «Хлебный магазин»: развивать умения принимать на себя роль, вступать в простейшее игровое взаимодействие Рисование колосков, лепка по желанию по теме, Д/и «Что за чем?» (этапы выращивания хлеба) Д/и «Собери хлебушек» (разрезные картинки) Лепка из пластилина хлебных изделий по выбору (пирожок, колобок, бублик, батон, калач, пирог и т.п.) карандаши, фломастеры, краски, кисти, стаканчики Д/и «Что не правильно?», книга со сказкой «Колосок» с яркими иллюстрациями Подготовка атрибутов для С/р.и. «Хлебный магазин», выставка книг с произведениями о хлебе, рассматривание иллюстраций Д/и «Что за чем?», карандаши, фломастеры, краски, пластилин, выставка иллюстраций по теме Д/и «Собери хлебушек», пластилин, клеенки, стеки. 3 этап презентация. Содержание деятельности

3 1. Приглашение родителей на выставку. 2. Оформление места проведения выставки и выкладывание хлебных изделий из соленого теста, изготовленных совместно с родителями дома своими руками. 3. Рассказы детей об изготовлении изделий в семье. 4. Инсценирование с детьми сказки «Колосок» 5. Создание фотоархива выставки. 6. Награждение всех участников проекта (родителей и детей). 7. Родителям раздаются анкеты (Приложение 2) по изучению удовлетворенности родителей, проведенным мероприятием. Приложение 1 Уважаемые родители! Стихи и рассказы о хлебе следует начинать читать детям с раннего детства, приучая их к мысли о том, что хлеб всему голова, самый ключевой продукт в нашей кухне. Прежде всего, произведения о хлебе для детей рассказывают о том, что представляет из себя хлеб, как он возникает, как рождается из зернышка, сколько любви и человеческого труда вкладывается в него. Помимо этого, произведения приучают детей любить хлеб главную пищу русского человека, ценить его, не тратить понапрасну и уже тем более не выкидывать. Отчасти они приучают детей к мысли о том, что хлеб священен, он основа основ нашей культуры и традиции. Самые разные стихи и рассказы о хлебе для детей, в конечном счете, несут в себе единый главный смысл они учат детей любить и уважать хлеб продукт, для создания которого была потрачена масса сил и энергии. Рекомендуем вам читать детям следующие произведения: - Белорусская народная сказка «Лѐгкий хлеб». - Русские народные сказки: «Колобок», «Колосок». - М. Пришвин «Лисичкин хлеб». - Б. Алмазов «Горбушка». - В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом». - С.Я.Маршак «Птицы в пироге», «Пришла весна», «Сентябрь». - Ю.Крутогоров «Дождь из семян». - Загадки о хлебе. - Считалки, пословицы, поговорки о хлебе. Анкета-рефлексия Приложение 2 Уважаемые родители! Нам важно знать Ваше мнение относительно нашего мероприятия. Просим вас объективно оценить нашу работу, ответив на следующие вопросы: 1. Удобное ли время выбрано для организации данного мероприятия? Да Нет

4 предложите свой вариант 2. Что для вас оказалось интересным? Необычная форма проведения Возможность узнать новое предложите свой вариант 3. Что показалось наиболее сложным? Прийти вечером после работы Выполнить с ребенком поделку предложите свой вариант 4. Выберите краткую характеристику мероприятия: Интересно, познавательно Пригодится в будущем Скучно, не хочется участвовать 5. Какие мероприятия (праздники, выставки, конкурсы, акции и др.) на Ваш взгляд следует провести в нашей группе? Благодарим за участие в анкетировании и надеемся на дальнейшее успешное сотрудничество! Приложение 3 Карта самодиагностики педагога по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках конкретного мероприятия Использованы Структура мероприятия методы воспитания детей приемы педагогическ ого воздействия на детей механизмы включения родителей в мероприятие инструментари й включения родителей в мероприятие

5 подготовитель ная часть основная часть практическая часть презентация При самоанализе обратить внимание на следующие моменты: а) подготовка помещения к проведению мероприятия, оборудования и оформление б) убедительность, четкость раскрытия темы проводимого мероприятия в) актуальность выбранной темы г) заинтересованность родителей Фотоархив Визит в хлебный отдел

6 Аппликация с элементами рисования «Колосок» Лепка из пластилина хлебобулочных изделий «Батон»

7 Подготовленные для посадки зерна и земля Наблюдаем за проращиванием зерна (через 4 дня после посадки)

8 Наблюдаем за проращиванием зерна (через 7 дней после посадки) Работа с тестом дома


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 2 «Колосок» Проект «Откуда хлеб пришел» Воспитатель: Курманенко Л. И. Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет

МБДОУ «Детский сад «Радужный» п. Зональная Станция Томского района Тема проекта: «Откуда к нам хлеб пришел?» 2016 г. Продолжительность проекта: 2 недели Тип проекта: исследовательско творческий Участники

Подготовила: воспитатель МБОУ «ЦО - гимназия 30» Коновалова Т.В. ВИД ПРОЕКТА: информационно творческий, коллективный УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшей группы, педагоги, родители ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: краткосрочный.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА Название: «Хлебушек душистый, теплый, золотистый» ФИО руководителя Место работы, должность Группа Предметный раздел Тимакова М.С., Гордикова И.Ф. МБДОУ «д/с «Малышок» Старшая

Проект старшей группы «Путешествие зернышка». Воспитатели Иванова Н.В., Махмутова З.Ф. Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 8 «СОЛНЫШКО» ПРОЕКТ «ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА!» Подготовили Клюева И.Н., воспитатель высшей квалификационной

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с 47 МО г.новороссийска Познавательно-творческий проект «Хлеб всему голова» старшего дошкольного возраста в группе 4 «Радуга» Воспитатели:

1 Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение города Бузулука «Детский сад 21 комбинированного вида» Проект по профориентации «Хлеборобы Оренбуржья» Разработала: Лаптева Н.М. воспитатель

Проект: «Откуда хлеб на стол пришел» Не напрасно народ, С давних пор и поныне - Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова - Забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" - В поле, в доме,

МБДОУ «Осинский детский сад 3» Огород на подоконнике (проект) Воспитатель:Береговая Н.А. Актуальность проекта Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование

Проект «Хлеб всему голова». Познавательноисследовательский. Средняя группа. Участники проекта: Воспитатели: Каверова Галина Егоровна Беликова Татьяна Николаевна Жигалкина Татьяна Ивановна Дети родители

Комитет по образованию Администрации г.улан-удэ МБДОУ детский сад 87 «Улыбка» комбинированного вида г.улан-удэ Мини проект «Как колосок стал хлебушком» в средней группе Воспитатель: Павленко Галина Константиновна

Муниципальное дошкольное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 62» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида

Федосова Ирина Викторовна, Акуличева Светлана Анатольевна, Гречухина Надежда Владимировна, Авдоничева Оксана Васильевна, МБДОУ «Детский сад 124», г. Череповец ПРОЕКТ «О ПОЛЕ КОЛОСИСТОМ, О ХЛЕБУШКЕ ДУШИСТОМ»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новоусманского муниципального района Воронежской области «Центр развития ребенка- детский сад «Орленок». ПРОЕКТ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА

Проект в средней группе 9 «Колосок» МАДОУ д/с 78 корпус 3 город Тюмень ул. Ставропольская, 7 Вид проекта: информационноисследовательский Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели) Участники

Проект в подготовительной к школе группе «Солнечные зайчики» «И вправду осень так прекрасна» Подготовила: воспитатель Пяткина Л.В. МБДОУ детский сад 7 п. Уршельский октябрь 2017 г. Вид проекта: Групповой,

Проект «Роль комнатных растений в жизни человека» Автор: Храмкина Н.М., воспитатель МБДОУ 326 Цель проекта: Повышение уровня экологической культуры и знаний старших дошкольников по теме: «Комнатные растения».

МБДОУ «Детский сад «Рябинка» Комбинированного вида Томского района Проект «В гостях у волшебницы осени» Подготовительная группа Воспитатель: Ковязина К.И. Вид проекта: творческо- познавательный. Срок реализации

Только вместе Проектная деятельность «Как хлеб пришёл на стол?» Подготовительная группа «Грибок», дети с нарушением слуха Участники проекта: педагоги, дети 5-7 лет, и их родители Тип проекта: творческий,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 104 «Гуси - лебеди» г Ульяновск ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» Для детей 6-7лет Выполнила Кустова Е. В. Актуальность проекта: в современных

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Незнамовский детский сад «Боровичок» Старооскольского городского округа Белгородской области Воспитатели: Асянова Р.З. Емельянова Л.Н. Хлеб

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН МБДОУ «ДС «СНЕЖИНКА» «Что нам осень принесла» Экологический проект в средней группе дошкольного возраста Подготовил:

План конспект открытого занятия «Хлеб всему голова» Подготовили и провели: воспитатель ГБОУ школа 2093 Д/К 1группа 2 Синюткина Р. В. Дата проведения: 11. 02.2019 г. Место проведения: групповая комната

МБДОУ «Детский сад «Земляничка» п. Саган Нур» Презентация Мини музей проекта «В гости к сказке». «В гости к сказке» Воспитатель Карпова Лариса Валерьевна Проектная деятельность Воспитатель: Карпова Л.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 1 "РОМАШКА" ГОРОДА ФУРМАНОВА Проект в подготовительной группе «Хлеб всему голова» Воспитатель Лобуничева О.Ю. 2018 год Актуальность Являясь

МДОУ комбинированного вида детский сад 6 «Ласточка» г.о. Подольск Познавательно-исследовательский проект «Хлеб-всему голова» Разработала и провела воспитатель старшей группы 5 Каткова Елена Анатольевна

В средней группе 3 КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА Провела воспитатель МДОУ 41 «Золотой петушок» Золотарёва Людмила Николаевна Срок реализации пректа: март 2017 года Продолжительность проекта: 2

МБДОУ детский сад «Малыш» с. Сеченово Проект «Хлеб всему голова» Воспитатель подготовительной логопедической группы Пьянзина О.В. 2014-2015 г Решили уточнить Что дети знают о хлебе Что хотят узнать хлеб

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 9» Проект: Волшебница Осень Тип проекта: творческий Вид проекта: групповой, среднесрочный (сентябрь, октябрь) Возраст

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГБОУ СОШ 2035 ДО Проект «Такая разная вода». Разработчики: Воспитатели группы 10СП Агагулян Н. Ф. Виноградова А.Ю. г.москва.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта: «Чудо-огород». Тип проекта: исследовательский, социально-значимый, творческий. Продолжительность проекта: Долгосрочный. Сроки реализации проекта: 4 мес. Участники проекта:

Подготовительная логопедическая группа 5 Воспитатели: Шумакова С.М., Попова Р.В. Учитель-логопед Михайлова Е.В. Самое прекрасное слово на земле мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит

Беребнёва Оксана Александровна воспитатель I квалификационной категории «ЦО Ревякинский» структурное подразделение детский сад «Непоседы» ПОЗНАВАТЕЛЬНО ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «ОСЕНЬ, ОСЕНЬ В ГОСТИ ПРОСИМ!»

Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой

ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «Для чего нужны нам сказки?» Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег. В сказке радость побеждает, Сказка

«Хлеб - всему голова» в рамках образовательной области «Познание» (вторая младшая группа, дети 3-4 года) Цель: формирование первичных представлений о рождении хлеба, его ценности. Задачи: формировать первоначальное

Муниципальное бюджетное учреждение детский сад 23 «Волжские капельки» городского округа Тольятти Экологический проект «В царстве камней» в подготовительной логопедической группе Выполнила воспитатель:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» 660077

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Спирово Долгосрочный проект средняя группа Тема: «Чудо-огород» Руководитель проекта: Семенова Елена Геннадьевна 2015г. Вид

МДОУ «Приозерский детский сад» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида 9" Проектная деятельность на тему: «Мамочка любимая, самая красивая!» Воспитатель:

МБДОУ «Детский сад 45» Проектная работа Тема: «Становление ценностей здорового образа жизни, через овладение элементарными нормами и правилами в питании» Любовь Леонидовна Филичева Воспитатель первой квалификационной

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 Информационно практический проект «Все работы хороши выбирай на вкус» Воспитатель: Беликова М.В. Ноябрь 2015г Труд становится

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 3 «Сказка» городского округа Власиха. Проект на тему: «Огород, огород - на окошке он растет.» Подготовила воспитатель МДОУ Детский сад 3

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД 6 «ЛУКОМОРЬЕ» ПРОЕКТ СТАРШЕЙ ГРУППЫ 2 «УЛЫБКА» «Детям о войне» НЕФТЕЮГАНСК 2017 г.. ПОДГОТОВИЛИ воспитатели

Выполнила: Дрожинская М. М. Воспитатель 2 ой младшей группы 2017г. Вид проекта: Творческо-игровой, краткосрочный. Цель: Знакомство детей с обобщающим понятием «игрушки»; формирование знаний о свойствах,

МКДОУ Бутурлиновский детский сад 10 ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «МУЛЬТЯШКИ», ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТВЕЧЕСТВА «НАША АРМИЯ!» Воспитатели: Шевцова Л.Н. Черненькая И.В. 2018 год. Актуальность Родина, Отечество.

МКДОУ Бутурлиновский детский сад 10 1 младшая группа «Радуга» Подготовили воспитатели: Панченко Л.И. Шевцова Л.Н. Актуальность: Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 42 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара Познавательно творческий проект «В гостях у сказки» (1 младшая группа) Составитель: воспитатель

Календарь ожидания нового года проект в старшей группе воспитатель Тищенко И.П. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта: информационно-творческий. краткосрочный Срок реализации: 1 месяц (декабрь) Участники: дети старшей

Выступление к презентации Мини-проект «Календари» «Развитие инициативности и самостоятельности в процессе реализации проектной деятельности» Современному дошкольному учреждению в условиях высокой динамики

ПРОЕКТ «Наши зеленые друзья» Выполнила: МитюшкинаЕ.А. Выбор темы проекта В начале весны, воспитанник нашей группы, Миша, Принес маленький отросток зигокактуса или декабриста. Дети тут же окружили его и

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРИВКОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ДЕТСКИЙ САД» Социальный проект «35 ти летний юбилей школы - сада» 2015 год Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кривковская

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОГИМНАЗИЯ «СКАЗКА» Краткосрочный исследовательско - творческий проект: «Мама- главное слово в каждой

Проект «Книжкина неделя» для детей старшей группы Продолжительность проекта: краткосрочный. Тип проекта: познавательно-речевой. Участники проекта: дети старшей группы, их родители и воспитатель группы.

Экологический проект «Цветы вокруг нас» Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории в старшей группе Ястребова Н.Н. Актуальность проекта Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 94 «Солнышко» г. Твери Образовательные области: Познавательное развитие Речевое развитие Художественно эстетическое развитие Социально коммуникативное

Проект «Русская народная игрушка матрёшка» Выполнил преподаватель изобразительной деятельности МКДОУ детский сад «Теремок» г. Купино Бойко Марина Геннадьевна. Высшей квалификационной категории "Мы уверены

Проект «Хлеб — всему голова»

«Хлеб - всему голова»

воспитатель средней группы

Актуальность: Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб (анкета), и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Проблема.

  • Как помочь ребенку обрести целостное представление о процессе выращивания хлеба;
  • осознание значимости трудовой деятельности взрослых в этом процессе;
  • ненавязчиво подвести детей к выводу, что хлеб - это итог большой работы многих людей.

Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.

Предлагаемый проект рассчитан на младший дошкольный возраст (средняя группа). В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Вместе с ребятами нашей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.

Название проекта: «Хлеб всему голова»

Вид проекта: информационно - исследовательский, познавательный, творческий, игровой;

Продолжительность: краткосрочный (3 месяца), коллективный.

Участники проекта: дети средней группы, родители.

Сроки реализации: три месяца (середина октября - январь)

Цель проекта:

Дать детям представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Расширять представления о развитии растений.

Познакомить с названиями профессий людей, растящих и пекущих хлеб.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей,

которые выращивают и пекут хлеб.

Задачи проекта:

Формирование у детей первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел на стол человека. Расширить знания детей о хлебе (черный — ржаной, белый—пшеничный). Дать представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;

Формировать знания детей о труде хлебороба, комбайнера, тракториста;

Формирование элементарных экологических знания об особенностях выращивания зерновых растений, доступных пониманию ребенку-дошкольнику;

Формировать навыки изображения колосков и хлебобулочных изделий (рисование, лепка);

Развитие творческих способностей;

Поддерживать естественный интерес и любознательность детей;

Воспитывать у детей чувства уважения к труду людей (хлеборобам, хлебопекам, бережное отношение к хлебу, природе родного края и разумного вмешательства человека;

Воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие.

Реализация проекта:

  • социально-коммуникативное развитие (социализация, труд, безопасность);
  • речевое развитие (чтение художественной литературы, коммуникация);
  • познавательное развитие (конструктивная деятельность);
  • художественно-эстетическое развитие (художественное творчество, музыка);
  • физическое развитие (здоровье, физкультура).

Предполагаемый результат:

Познакомить детей с особенностями выращивания зерновых растений, находить признаки сходства и отличия зерновых культур;

Пополнение и активизация словарного запаса, умение верно обосновывать ценность каждого вида трудовой деятельности, связанной с производством зерна и хлеба, названий хлебобулочных изделий;

Сформировать устойчивый интерес к труду взрослых, уважение к труду взрослых;

Освоение приемов и способов экспериментирования;

Воспитание бережного отношения к хлебу;

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;

Творческое самовыражение детей.

Ход проекта:

1 этап, подготовительный (разработка проекта)

Срок с середины октября 2014 г. по конец октября 2014 г.

Деятельность педагогов:

определение проблемы, постановка цели и задач;

Составление перспективного плана мероприятий;

Определение методов работы;

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;

Подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей;

Подбор материалов, атрибутов для театрализованной и игровой деятельности;

Совместная деятельность:

Введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;

Формирование устойчивого интереса к тематике проекта;

Определение круга актуальных и посильных задач.

2 этап, исследовательский (выполнение проекта)

Срок: ноябрь - декабрь 2014 г.

Формирование знаний, умений, навыков, в частности в решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.

Интегрируемые образовательные области, формы и методы работы.

Социально-коммуникативное воспитание, познавательно - исследовательское развитие тематические занятия: «Как хлеб на стол пришел? », «О хлебе».

Беседы: «Как выращивают хлеб», «Как мы можем беречь хлеб?», «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»

Рассматривание: «Пшеница и рожь» (колосья).

Рассматривание: серия сюжетных картин:

«Как выращивали хлеб наши предки».

Рассматривание: альбомов «Злаки», «Хлеб и хлебобулочные изделия».

Этические беседы на основе прочитанных художественных произведений:

М. Пришвин «Лисичкин хлеб», К.Г.Паустовский «Горячий хлеб».

Посадка семян пшеницы, ржи, овса.

Наблюдения за прорастанием семян (пшеницы, ржи) в разных условиях (земля, песок).

Просмотр мультфильмов: «Колосок», «Колобок» …

Художественно-творческая деятельность:

Пластилинография «Хлебный колос».

Рисование по сказке «Колобок».

Аппликация «Колосок» (из салфеток).

Лепка из соленого теста «Бублики, баранки, сушки».

Лепка «Печенье для кукол».

Конструирование из строительного материала: «Грузовые машины».

Музыкально-театрализованная деятельность: кукольный театр по мотивам украинской народной сказки «Колосок».

Слушание: песен «Колосок» (о хлебе, «Батоны и ватрушки»)

Пение песенок «Ладушки, ладушки», «Я пеку, пеку, пеку», отрывок из песни «К нам гости пришли»

Хоровод «Каравай»

Художественная литература - чтение и обсуждение:

Украинская народная сказка «Колосок».

Русские народные сказки: «Колобок», «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»

М. Пришвин «Лисичкин хлеб», В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо - дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе», П. Коганов «Хлеб - наше богатство», Л.Лебедевой «Корочка», «Зернышко пшеницы» В. Орлов, «Хлебушек душистый» С. Погореловский, «Лето пролетело» В. Воронько и другие.

Проговаривание скороговорок о хлебе

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Саша любит сушки, Соня - ватрушки

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:

Будет хлеб, будет и обед

Пот на спине, так и хлеб на столе

Без соли невкусно, а без хлеба несытно

Хлеб - дар божий, отец, кормилец.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош

Покуда есть хлеб, да вода - все не беда

Без хлеба всё приестся

Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь

Без хлеба и мёдом сыт не будешь

Без хлеба и у воды жить худо.

Приметы о хлебе:

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим - заберешь его счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека - тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам - постигнет бедность.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим - растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Дидактические игры : «Что из чего?», «Узнай на вкус», «Кто больше назовет», «От зернышка до булочки», «Какой хлеб?», «Что сначала, что потом?» и другие

Сюжетно-ролевая игра : «Хлебный магазин»

Игра малой подвижности : «Где мы были мы не скажем, что мы делали, покажем!», «Из муки - не из муки».

Хороводная игра «Каравай».

Физкультминутка: «Замесим тесто», «Колоски».

Утренняя гимнастика: «Колосья»

Исследовательская деятельность:

  • экскурсия на кухню детского сада во время подготовки к выпечке булочек;
  • рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Опытно - экспериментальная деятельность:

Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка);

Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса);

Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях (хлебопечка).

Взаимодействие с родителями

  1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе;
  2. Выпуск газеты «Хлеб - наше богатство»;
  3. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам»;
  4. Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями);
  5. Театрализация русской народной сказки «Колосок».
  1. Вводное занятие. «Как вырастить пшеницу на подоконнике? »

Проблема: Как можно вырастить растение? Что для этого нужно? А вы хотели бы вырастить какое-нибудь растение? Я предлагаю вам вырастить пшеницу, но не на огороде, а в помещении группы. Как вы думаете, мы сможем это сделать? Почему? Что для этого необходимо?

  1. Зачем растениям семена?

Что было бы с растениями, если бы у них не было семян?

Зачем семена растений отрываются от материнского растения и расселяются далеко?

Как подготовить семена к посадке?

Как правильно посадить растение?

Какие условия нужны для прорастания семян?

Почему растения зеленеют?

  1. Знакомство с абиотическими факторами

Знакомство с процессами, происходящими на свету: фотосинтез (образование питательных веществ, движение, испарение, рост растения.

Температура.

Источник тепла - солнечное излучение.

Состав почвы: песок, глина, воздух, вода, перегной, соли. Живые обитатели почвы. Плодородие - главное свойство почвы. Поглощение воды и солей из почвы растениями.

Типы почв. Выбор почв для эксперимента (малоплодородная, плодородная, песок, биопочва). Подготовка почв.

Влажность. Значение воды для растений.

Влияние важнейших абиотических факторов на живые организмы.

  1. Культурные растения в жизни человека

Роль культурных растений в жизни человека. Красота, практическое значение, оздоровительная роль, радость познания природы.

Пшеница - представитель злаковых культур.

Сорта пшеницы. Чем отличается пшеница ото ржи. Сорта пшеницы. Знакомство с другими представителями злаковых культур. Просо, овес, ячмень, гречиха, рис.

Знакомство с семенами пшеницы (величина, форма, окраска, строение семян)

Технология выращивания. Глубина посева, температурный режим, всхожесть.

Значение пшеницы как продукта питания. Продовольственная и кормовая пшеница, озимая и яровая, гибриды.

Подготовка фасоли к посадке. Выбор сорта. Замачивание семян.

  1. Исследовательская работа

Посадка пшеницы в ящик:

№ 2 - малоплодородная почва,

Создание условий для всходов: освещённость разной интенсивности, разное время полива и одинаковые температурные условия.

Наблюдение за ростом и развитием пшеницы в течение 8 недель. Контрольный замер один раз в неделю и занесение результатов в таблицы.

Анализ результатов за неделю. Выводы.

Анализ и сравнение результатов опыта. Выводы.

  1. Обобщение и подведение итогов работы

Оформление стенгазеты с фотографиями по исследовательской деятельности.

  1. Заключительное занятие 2 этапа

Подведение итогов. Награждение детей.

Материалы, использованные в проекте:

  • семена пшеницы, 3 ящика с различной почвой:
  • №1 - малоплодородной почвой,
  • №2 - плодородной, богатой перегноем почвой,
  • №3 - песком.
  • линейка, фотоаппарат, простой карандаш, ручка, цветные карандаши, фломастеры.

Опыты и наблюдения по теме: «Семена пшеницы»

ИССЛЕДУЕМ ВСХОЖЕСТЬ СЕМЯН

Цель опыта - выяснить скорость прорастания семян и процент их всхожести.

Объекты и оборудование: семена пшеницы, пластиковые коробочки, стеклянные банки или чашки; песок, вата или фильтровальная бумага.

Постановка опыта.

Для опыта берём образцы семян, различающихся размерами и скоростью прорастания. Берём семена трёх сортов. В каждой пробе по 10-20 крупных семян. Семена проращивают в растильнях на влажной вате (фильтровальной бумаге). Растильни прикрываем прозрачными крышками (не наглухо) и поставим в теплое место (выше 18 °С). Продолжительность опыта 2-4 дня.

Результаты опыта. В процессе опыта выясняется продолжительность прорастания семян и их всхожесть у одного вида, но разных сортов растения.

Вывод: все семена проросли, у разных сортов пшеницы разная продолжительность всхожести. Для прорастания семян необходима вода, воздух, тепло и свет.

ЗНАЧЕНИЕ СВЕТА ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН И РАЗВИТИЯ ПРОРОСТКОВ

Цель опыта - выяснить, как влияет свет на прорастание семян и развитие проростков.

Объекты и оборудование: семена пшеницы, пластиковые ванночки, почва.

Постановка опыта.

Две ванночки, увлажняем и помещаем в них равное количество семян. Одну ванночку выставляем на свет, другую помещаем в темноту. Чтобы создать темную камеру, сверху ванночку можно накрываем картонной коробкой. На этикетках помечаем время посева и условия роста: «на свету», «в темноте».

Вывод: свет является необходимым условием для развития проростков. Без света проростки пшеницы растут медленнее, они слабее.

ЗНАЧЕНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ СЕМЕНИ ДЛЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ ПРОРОСТКОВ

Цель опыта - показать, что рост и развитие проростков происходит за счет запасных веществ семени.

Оборудование: семена пшеницы, влажная вата.

Постановка опыта. На дно ёмкости наливаем немного воды, так чтобы вата была влажной. Ёмкость закрываем крышкой из двух слоев газетной бумаги. Проращивание семян осуществляют при температуре 20-22 °С.

Через прозрачные стенки видны изменения, происходящие при прорастании семени и развитии проростка, результаты наблюдений записываем в таблицу.

Вывод: Зародыш в начале развития питается веществами, находящимися в клетках самого зародыша. Размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени: чем больше веществ, тем крупнее проросток. Для посева следует отбирать крупные, здоровые, полновесные семена.

ЗНАЧЕНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПОЧВЫ ДЛЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ ПШЕНИЦЫ

Цель опыта - показать, что рост и развитие проростков пшеницы зависит от почвы. Оборудование: семена фасоли, почва трёх видов:

№ 1 - почва с большим содержанием песка,

№ 2 - малоплодородная почва,

№ 3 - плодородная, богатая перегноем почва

Постановка опыта:

Проращенные семена помещаем в разную почву. Наблюдаем за ростом пшеницы. Замеряем высоту растений, делаем отметки о количестве листьев, цветов.

Вывод: в разной почве проростки пшеницы растут по-разному.

Самое крепкое растение находится в плодородной почве. На нём раньше всех появились соцветия в виде колосков.

Растение в малоплодородной почве слабее, на нём меньше листьев и позже появился цвет.

Самое слабое и низкорослое растение в почве с большим содержанием песка, на нём меньше всего листьев и цвет появился позже, чем на первых двух растениях.

Обобщение и подведение итогов работы:

Исследовательская деятельность за ростом и развитием пшеницы проводилась с 1 ноября по январь 2015 года.

За этот период удалось из семян пшеницы вырастить колоски с соцветиями и пронаблюдать за завязыванием пшеничных зерен на месте цветков.

Детям удалось доказать, что и в помещении группы можно вырастить пшеницу, но для этого следует создать все необходимые условия для роста и развития растения. Проведённые опыты показали детям, что растениям необходимы: свет, тепло, вода, уход, плодородная почва.

Ежедневные наблюдения и замеры роста пшеницы наглядно показали детям, как изменяется растение в процессе развития. Из небольшого зерна выросло растение высотой 40 см. На нём сначала появился цвет, а затем сформировалось зерно. И как результат исследовательской деятельности - появление зерна в соцветиях пшеницы.

Такому результату предшествовала долгая и кропотливая работа:

  • Беседы с детьми
  • Изучение строения семени пшеницы
  • Знакомство с абиотическими факторами (свет, почва, вода)
  • Исследовательская работа
  • Уход за пшеницей
  • Занесение данных в таблицы

Самостоятельные выводы и суждения способствовали умственному развитию детей. В ходе реализации проекта дети учились трудиться, регулярно ухаживать за растением. Проект способствовал умению работать коллективно, помогать товарищам, добиваться поставленной цели.

3 этап, заключительный (результат)

Срок: январь 2015 год

Итоговое занятие «Умение и труд, дивные всходы дают»

Цель: Познакомить детей с процессом изготовления и выращивания хлеба.

Программные задачи:

Обучающие задачи:

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.

Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.

Познакомить с профессиями хлебороба и пекаря.

Развивающие задачи:

Развивать любознательность детей, стремление к продуктивной и исследовательской деятельности.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи. Развивать музыкальные способности и навыки, необходимые для театрализованной деятельности. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, участвующих в его производстве.

Формировать умение работать сообща. Вызвать интерес к коллективному труду. Продолжать учить детей умению внимательно слушать воспитателя; слышать сигналы к действию.

Интегрируемые образовательные области:

«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье».

Активизация и обогащение словаря: хлебороб, пекарь, злаковые культуры, мельница, ржаной и пшеничный хлеб, рассыпчатая мука, мягкое и податливое тесто, скалка, ароматный и аппетитный хлеб.

Оборудование:

а) для педагога: презентация, компьютерно-техническое оснащение, черный и белый хлеб, мука, пшено и пшеничные зерна в пластиковых ёмкостях для демонстрации, готовое слоеное тесто, яйца, сахар, сарафан в народном стиле, нож, 2 подноса для печенья, скалка;

б) для детей: кисточки для смазывания теста, клеенка, фартуки и разделочные доски по количеству детей, влажные салфетки; 2 мешка, элементы костюмов мышат и петушка; метла, молотилка, ветряная мельница (имитация).

План занятия:

1.Вступительная часть с презентацией.

2.Физкультминутка.

3.Изготовление печенья.

4.Загадка по сказке «Колосок».

5.Инсценировка импровизация сказки «Колосок».

6.Рефлексия.

Предшествующая работа:

Чтение украинской народной сказки «Колосок», просмотр мультфильма, рассматривание иллюстраций к сказке и книги Ричарда Скарри «Город мастеров» (глава «Как делают хлеб»).

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

(Звучит музыка к вступлению)

На фоне музыки в группу заходит воспитатель в русском- народном костюме, в руках на подносе лежит хлеб.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Меня зовут Василиса-Хозяюшка. Я к вам из сказки пришла. Посмотрите, что я вам принесла (показывает буханку черного и батон белого хлеба).

Кто догадался, о чем сегодня мы с вами поговорим?

Дети: О хлебе!

Воспитатель: А кто из вас знает, как называется профессия человека, который выращивает хлеб?

Дети: Хлебороб!

Воспитатель: Правильно. А какой я вам хлеб принесла?

Дети: Хлеб у вас черный и белый!

Воспитатель: А еще он ароматный, аппетитный. Давайте вместе скажем. (Хоровые ответы детей). А еще какой он?

Дети: Ржаной и пшеничный! (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель дает ответ сам).

Воспитатель: А почему хлеб называется ржаной? Из чего его делают? Его делают изо ржи, из ржаной муки! А пшеничный? Из пшена?

Дети: Нет! Из пшеницы его делают.

Воспитатель: А что такое пшеница и рожь? Это деревья, кустарники или злаковые культуры?

Предполагаемые ответы детей: Злаковые культуры!

Воспитатель: А теперь послушайте мой рассказ. Рожь и пшеница - это злаковые культуры или просто злаки.

Они сами по себе не растут, их необходимо людям посеять, вырастить, обмолотить зерна, а зерна перемолоть в муку . А из муки вы хорошо знаете, что можно испечь.

Дети: Печенье! Булочки! Хлеб!..(музыку остановить)

Воспитатель: Кто знает, как называется профессия человека, который всё это выпекает?

Дети: Пекарь (хоровые и индивидуальные ответы детей).

Воспитатель: А что вы хотели бы испечь?

Дети: Печенье! Мы хотим печенье!

Воспитатель: Вы все перед занятием вымыли руки с мылом. Теперь спокойно вставайте и подходите к столу. Для приготовления печенья нам понадобится: пшеничная мука, вода, сахар, яйца. А еще ваше хорошее настроение. Давайте для этого песенку споем.

(Проводится физкультминутка под фонограмму песни «Я пеку, пеку, пеку…»).

Воспитатель: Что у меня в руках? (скалка). Для чего она нужна? (раскатывать тесто). Я раскатаю скалкой тесто, нарежу из него полоски. А вы смотрите, как я буду делать печенье, и повторяйте за мной. На что похоже получилось у меня печенье?

Дети: На улитку! На крендельки! На бантики! (дети изготавливают из теста печенье).

Воспитатель: Смажем наше печенье яйцом, посыплем сахаром и попросим Юлию Алексеевну отнести печенье поварам, чтобы они его испекли. В конце занятия все внимательные, старательные и послушные его попробуют. Пока повара выпекают наше печенье, хотите посмотреть и послушать сказку? Чтобы узнать, какую сказку, вам нужно отгадать загадку… (Загадка про колосок сопровождается слайдами).

Воспитатель: Дети, помогите мне эту сказку показать. Сейчас я выберу Петушка и двух мышат.

Звучит музыка и начинается инсценировка-импровизация сказки «Колосок». (В конце уточняются с детьми действия героев сказки, подчеркиваются положительные черты Петушка и отрицательные Мышат).

Воспитатель: Много нужно труда, чтобы хлеб к нам пришёл? Выращивают хлеб… (хлеборобы). Пекут нам хлеб… (повара, пекари). А раз мы с вами, дети, знаем, сколько труда в хлебушек вложено, то будем хлебушек беречь и уважать чужой труд.

А вот и наше печенье (вносят поднос с печеньем). Милости просим всех к столу! Будем чай пить! Всех угощать!

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей. На собрании рассказала о проекте, его целях и задач, сделав акцент на то, что без их помощи и участия будет трудно осуществить задуманное.

Прежде всего, родители пополнили книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты.

Для развития естественно-научных представлений предлагала родителям темы бесед с детьми:

Неживая природа: воздух, вода, почва, свет.

Чем полезны овощи?

Что можно приготовить из пшеницы?

Большую помощь оказали родители в изготовлении карточек для фиксирования наблюдений, которые использовались детьми в самостоятельной деятельности, подборе посадочного материала.

Таким образом, роль родителей в реализации проекта - непосредственно участие и поддержка творческой активности детей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА.

Дети самостоятельно смогли сделать выводы по результатам исследовательской деятельности:

  1. Пшеницу можно вырастить не только в поле, но и в ящиках на подоконнике. Получить семена.
  2. Семена растению нужны для дальнейшего размножения.
  3. Пшенице для роста необходимы:
  • плодородная почва
  • тепло
  • уход (правильная посадка, полив, подкормка, окучивание).
  1. Пшеница является ценным и необходимым продуктом питания, содержащим в себе много витаминов. Из неё можно приготовить много блюд (из нее мелят муку и пекут пироги, варят кашу, добавляют в супы).
  2. Существует много разных сортов пшеницы, которые отличаются внешним видом, вкусовыми качествами, сроками созревания.

Цель проекта достигнута. Дети получили в игровой и занимательной форме новые для себя знания, участвовали, совместно с родителями в познавательно-исследовательской деятельности. По общему мнению, подобные проекты занимательны и интересны детям.

Используемая литература:

  1. О. А. Шорохова Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия /М., ТЦ «Сфера», 2009.
  2. Л. В. Гаврючина. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / М., ТЦ «Сфера», 2008.
  3. О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. Знакомим дошкольников с литературой / М., ТЦ «Сфера», 2005.
  4. ФГОС ДО 273-Ф3 31.12.12.
  5. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.
  6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
  7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003.- 96 с.
  8. Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ. //Обруч. - 2002.- № 6.- С. 7-9.
  9. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание. - 2000.- № 2.- С. 8-17.
  10. Бинас А. В., Маш Р. Д. и др. Биологический эксперимент в школе. - М. : Просвещение, 1990.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Вариативная часть: стихотворение Л.Лебедевой « КОРОЧКА»

Я горбушку не доел:

Черный хлеб мне надоел.

Бросил корку под скамейку,

Вдруг откуда ни возьмись

С ветки шустрою семейкой

Воробьи слетели вниз.

Стали корочку делить,

Во все стороны тащить.

- Это корочка моя!

- Нет, моя!

- Моя!

- Первый я увидел!

- Первый я!

- Нет, я!

Потолкались,

Повозились,

Подрались -

И помирились...

А когда наелись,

Рядышком уселись,

Обнимают воробьят,

Воробьятам говорят:

- Поглядите, вот чудак

Хлеб бросает просто так.

Вы же - берегите,

Все крошки подберите,

Будьте умными, птенцы,

Как ваши мамы и отцы.

Загадка про сказку «Колосок».

Кто любил играть и петь?

Два мышонка Круть и (Верть).

Кто мышат с утра будил?

Кто на мельницу ходил,

Намолол муки мешок?

Это Петя-(Петушок).

Пирогов напек он много

И спросил друзей он строго:

«Что вы делали, мышата,

От рассвета до (заката)?

Веселились целый день,

Вам работать было (лень)?

А теперь за стол садитесь,

Нет! Сначала потрудитесь

И прочтите («Колосок»).

Примерный сценарий театрализации.

Воспитатель: - Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сначала всех песней будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

Петушок: - Круть, Верть, посмотрите, что я нашёл! Колосок!

Воспитатель: - Дети, подскажите, что с колоском нужно сделать?

Дети: - Колосок надо обмолотить.

Петушок: - А кто будет молотить?

Мышата: - Только не я! Только не я!

Петушок: - Ладно, я обмолочу.

Воспитатель: - Сколько зерна намолотил!Куда теперь нужно зерно нести?

Дети: - Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

Петушок: - А кто понесёт?

Мышата: - Только не я! Только не я!

Воспитатель: -Придется тебе, Петя.Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли другую игру. Прыгают, веселятся.Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат…

Петушок: - Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.

Воспитатель: - Ай да петушок! Ай да молодец! А что теперь нужно делать?

Дети: - Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

Петушок: - Кто будет месить?

Мышата: - Только не я! Только не я!

Петушок: - Видно, мне придётся.

Воспитатель: - Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь разогрелась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

Мышата: - Ох,и проголодался я! Ох, и есть хочется!

Петушок: - Кто будет пироги есть?

Мышата: - Чур, я! Чур, я!

Петушок: - Подождите, подождите! Вы мне сначала скажите, кто нашёл колосок?

Мышата: - Ты нашёл!

Петушок: - А кто колосок обмолотил?

Мышата: - Ты обмолотил! (Говорят потише).

Петушок: - А кто зерно на мельницу носил?

Мышата: - Тоже ты. (Совсем тихо).

Петушок: - А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

Мышата: - Всё ты. Всё ты… (Чуть слышно).

Петушок: - А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лентяев пирогами угощать.

«Откуда к нам хлеб пришёл»

Образовательные цели: Формировать знания о последовательности выращивания хлеба. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают.

Развивающие цели: Расширить и уточнить словарь по теме.

Воспитательные цели: Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом.

Оборудование: картинки, тарелка с мукой.

Обогащение словаря: чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод

Ход занятия:

Я рада видеть всех деток здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижаться и не обижать других. Будем радоваться друг другу.

Ребята, что вы сегодня ели на завтрак?

(Молочная каша, булка, чай)

А что мы кушаем в садике на обед?

(Борщ, вермишель с котлетой, сок, хлеб)

Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером?

Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб.

Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?

(Белый, булки с изюмом, мягкий) .

Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?

(Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный)

Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.

Ребята, а я сегодня хочу вам подарить красивый букет из булок, батонов, пирожков, пирожных, печенья и пряников!

(показываю букет из колосьев)

Вы согласны ребята, что в этом букете есть булки и пирожки, пирожные и печенье, и даже пряники! (ответы детей)

Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл?

(Мама купила в магазине)

А, как он в магазин попал, (ответы детей)

Сначала зёрнышко хлеба сажают в землю. Слайд 2

Специальными машинами, сеялками. Слайд 3

Солнце светит, дождик идет. Слайд 4

Вскоре на полях появляются зеленые ростки - всходы

Потом вырастают вот такие колоски Слайд 5

Зёрна собирают машины и отвозят на мельницу Слайд 6

Затем зерно перетирают - мелят и получают муку. Слайд 7, Слайд 8

Посмотрите вот у меня мука в тарелке. Попробуйте её руками. Какая она на ощупь (мягкая, рассыпчатая) .

Из этой муки на хлебозаводе (завод, где пекут хлеб) пекут хлеб, булки.

Физкультминутка.

В землю зернышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал, (машем кистями рук внизу)

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся, (выпрямились, руки вверх, на носочках)

И красавцем обернулся, (покружиться)

Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто?

А хотите сами попробовать сделать тесто?

Какие нужны компоненты, давайте их назовём. (Ответы детей) .

(Замешиваем тесто и ставим в тёплое место)

Когда тесто замешано Слайд 11его кладут в форму и ставят в печь. Слайд 12

И получается вкусный, ароматный хлеб Слайд 13

Когда хлеб готов, его грузят в машины и везут в магазин. Слайд 14

Ребята, а что ещё пекут из муки?.

Ответы детей (булки, батоны, пирожки, пирожные). Слайд 15

Ребята, скажите, теперь вы со мной согласны, что в моём букете есть булки, батоны, пирожки, пирожные?

Ну, а теперь, я предлагаю вам поиграть в игру.

Дидактическая игра: “Сложи правильно”

Цель: разложить и объяснить карточки в правильной последовательности. «Как хлеб на стол попадает»

«Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют.

Сил для хлеба не жалеют».

Ребята, понравился вам рассказ о хлебе?

Теперь, вы знаете, каким трудом достаётся людям хлеб. Так как же мы должны к нему относиться?

(доедать, брать столько, сколько необходимо, нельзя бросать на пол, на землю, Нужно хлеб хранить отдельно от других продуктов, нельзя баловаться, лепить из хлеба) .

Конспектзанятия по развитию речи на тему:

«Х леб всему голова» II младшая группа.

Программное содержание: Закрепить у детей знания о хлебе – одном из главных богатств России; познакомить детей с этапами выращивания хлеба; воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить; уважать людей труда.

Оборудование: Оформление группы в стиле «выставки», на центральном столе колосья хлеба; на небольших разносах земля, проростки, хлебные колосья, мука, тесто, хлеб; иллюстрации, отображающие процесс выращивания хлеба.

Предварительная работа: Проведены беседы о хлебе, рассматривались репродукции картин; разучивание стихов о хлебе.

Ход занятия:

В группу входят дети, одетые в русские сарафаны и рубахи, воспитатель встречает детей в русском сарафане с караваем в руках.

Воспитатель: Ребята, чувствуете, как у нас в группе аппетитно пахнет хлебом? Догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: О хлебе.

Воспитатель: Правильно, посмотрите какой он красивый, а теперь понюхайте, как хлеб вкусно пахнет. А кто мне скажет, без чего мы не садимся кушать.

Дети: Без хлеба.

Воспитатель: Не зря говорится «Хлеб всему голова». А знаете ли вы откуда берется хлеб?

Дети: Нет

Воспитатель: Вот сейчас я вам покажу и расскажу, откуда берётся хлеб. Воспитатель подводит детей к столу и показывает землю, в которую бросает зерно, и предлагает сделать детям тоже самое.

Воспитатель: Зернышки прорастают, тянутся к солнышку, созревает колос, к осени хлеб поспевает. Умные машины «комбайны» помогают человеку убирать хлеб. Колосья везут на мельницу, где их молотят, затем мелют, чтобы получилась мука.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру « Мельница».

Воспитатель: Ваши руки крылья мельницы, музыка это ветер, который помогает работать крыльями – то медленно, то быстро.

Мели, мели, мельница,

Жерновочки вертятся,

Мели, мели, засыпай,

И в мешочки набивай!

Дети выполняют движения под музыку Т. Ломовой «Мельница».

Воспитатель: Из полученной муки месят тесто и пекут хлеб (Показывает хлеб).

1 ребёнок. Вот он – хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он, теплый золотистый,

Словно солнцем налитой.

2 ребёнок. В нем – здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло,

В нем земли родимой соки,

Уплетай за обе щеки –

Вырастай богатырем.

3 ребёнок. Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло,

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

4 ребёнок. Он возращен трудом упорным

Замечательных людей,

Силой он рожден народной

Светлой Родины моей!

5 ребёнок. Каравай земли и неба

На моём столе –

Ничего сильнее хлеба

Не на матушке Земле!

Воспитатель: тяжёл труд хлебороба. Сколько надо работать, чтобы каждый день у нас был свежий хлеб. Мы должны уважать труд этих людей и беречь каждую краюшку хлеба. Хлеб – результат труда многих людей, в хлебе наша сила.

Скажите, пожалуйста, а ваши мамы ставят тесто? Пекут хлеб?

Ответы детей.

Воспитатель: А что ещё можно испечь из теста?

Ответы детей. (пироги, пряники, булочки и т.д)

Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоит различная выпечка.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, всё это постряпали ваши мамы, для вас, вот, вот сколько всего можно сделать из теста.

1 ребёнок. Славу хлебу на земле!

Слава миру на земле!

2 ребёнок. Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

3 ребёнок. Славаим, привет от нас!

До свиданья, в добрый час!

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: февраль - март.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

Актуальность: Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб (анкета), и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Цель: Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Задачи:

  • расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
  • показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Разработка проекта:

Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.

Ожидаемые результаты:

Сформировать у детей представления о ценности хлеба;

Получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

Воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

Воспитывать бережное отношения к хлебу.

Методы исследования:

Сбор информации;

Наблюдения;

Экскурсия;

Эксперимент

Интегрируемые области:

Коммуникация;

Чтение художественной литературы;

Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация);

Познание;

Социализация.

Коммуникативная:

Беседы:

«Как хлеб на стол пришел»;

«Какой бывает хлеб»;

«Как испечь хлеб дома»;

«Берегите хлеб».

Проговаривание скороговорок о хлебе

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок

Саша любит сушки, Соня - ватрушки

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Чтение художественной литературы о хлебе.

Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе»,П. Коганов «Хлеб - наше богатство», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:

Будет хлеб, будет и обед

Пот на спине, так и хлеб на столе

Без соли невкусно, а без хлеба несытно

Хлеб- дар божий, отец, кормилец.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош

Покуда есть хлеб, да вода- все не беда

Без хлеба всё приестся

Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь

Без хлеба и мёдом сыт не будешь

Без хлеба и у воды жить худо.

Приметы о хлебе:

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация):

1. Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.

2. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно- ролевых игр.

3. Составление узоров и рисунков из круп.

Познание

Наблюдения и рассматривание альбомов;

Подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

Репродукций картин русских художников на заданную тему;

Просмотр диафильма «От зерна до каравая». Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь.

Социализация

Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Булочная», «Кулинария».

Дидактические игры:

«Что из какой муки испекли»;

«Что сначала, что потом»;

«А какой он, хлеб»;

«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

«Назови профессию».

Исследовательская деятельность

Посещение мини-музея, экскурсия на хлебозавод, в пекарню. Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Опытно – экспериментальная деятельность :

Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).

Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях (хлебопечка).

- Взаимодействие с родителями

1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

2. Выпуск газеты «Хлеб - наше богатство».

3. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».

4. Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).

5. Театрализация русской народной сказки «Колосок».