Дети индиго существуют ли они. Кто такие дети индиго? Существуют ли на самом деле дети индиго? Поведение детей Индиго

Дети-индиго…за последние годы этот термин так прочно вошёл в наше сознание, что наш сосед по даче как-то раз при виде своего автомобиля, «пострадавшего» от рук малолетних вандалов, воскликнул: «Достали эти !» (просим прощения за не вполне нормативную лексику - из цитаты, как и из песни, слова не выкинешь).

Ну а если серьёзно, то термин этот введён в 1982 г американкой Нэнси Энн Тэпп. Эта дама, считающей себя экстрасенсом и ясновидящей - и, соответственно, способная «видеть» человеческую ауру, утверждала, что есть дети, у которых она имеет синий цвет - отсюда и название «индиго» (так именуется краситель тёмно-синего цвета). Но особую популярность приобрело это понятие с лёгкой руки американского эзотерика Л.Кэрролла и его жены Дж.Тоубер, издавших в 1999 г. книгу «The Indigo Children: The New Kids Have Arrived» («Дети-индиго: новые дети прибыли»).

Иногда говорят, что дети-индиго - это особо одарённые, . Это не совсем так. Одарённые дети встречались всегда - В.А.Моцарт в три года сочинил концерт для клавесина, Б.Паскаль в 12 лет заново «открыл» аксиомы евклидовой геометрии - да практически у всех великих людей выдающиеся способности (музыкальные, математические и проч.) проявлялись довольно рано. Дети-индиго же, по мнению сторонников данной теории, являют собой новую ступень человеческой эволюции (т.е. явление, характерное именно для нашей эпохи), о них говорят даже как о «небесных эмиссарах» или «посланцах Бога». Отличительными же их особенностями являются аномальные способности - такие, как исцеление наложением рук, дар предвидения, способность видеть сквозь стены или сквозь человеческое тело и т.п. - а также особый склад характера.

Что касается аномальных способностей, то на сегодняшний день ни одного научного подтверждения их не существует - ни в связи с феноменом «детей-индиго», ни вне его, хотя попытки таких исследований предпринимались (можно вспомнить, например, небезызвестную Розу Кулешову, которая почему-то теряла свою способность «видеть руками», если привычная повязка на глазах заменялась ширмой с прорезью для руки). Возможно, поэтому намного чаще в разговорах о детях-индиго заходит речь об особом складе характера.

Каковы его черты, сформулировал ещё Л.Кэррол в упоминавшейся уже книге, но впоследствии в этот «список» вносились и иные черты:

1. Преувеличенно энергичны, неусидчивы, в связи с этим не делают некоторых вещей - например, никогда не стоят в очереди;

2. Некоммуникабельны, склонны замыкаться в себе;

3. Чувствуют собственную значимость, царственность и соответствующим образом себя ведут;

4. Не стесняются дать понять окружающим, в чём испытывают нужду;

6. Невосприимчивы к традиционным приёмам воспитания;

7. Способны быстро осваивать цифровые технологии ;

Есть ли во всех этих характеристиках что-то принципиально новое, с чем не сталкивалось ни одно предыдущее поколение? Нет! Равно как и нет ничего необычного в том, что каждое новое поколение отличается от предыдущего (будь это не так - мы бы до сих пор сидели в пещерах и даже без огня). Правда, на современных бабушек и дедушек часто производит впечатление, с какой скоростью дети и внуки осваивают компьютер и мобильный телефон, которые они сами никак не научатся включать - но и в этом нет ничего удивительного: чем старше человек, тем труднее ему осваивать что-то новое, существовали бы мобильные телефоны, когда бабушке было 5-6 лет - наловчилась бы в них не хуже, чем сейчас её 6-летний внук.

Что касается первых двух признаков, то они давно известны детским психологам и психиатрам как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и аутизм. Такие дети действительно нуждаются и в особом внимании родителей , и в особом подходе педагогов, и в помощи специалистов - но это именно расстройства, с которыми достаточно трудно жить. Никому ведь не приходит в голову считать признаком «небесной избранности» ДЦП или синдром Дауна.

Третий и четвёртый признаки присущи абсолютно всем людям… в определённом возрасте, а именно - в 2-3 года (иногда чуть дольше). Это тот самый возраст, когда «луна бежит за мной, когда я бегу», когда все, кто приходит к моим родителям, приходят исключительно для того, чтобы «поиграть со мной» и т.д. - словом, весь мир «вращается вокруг меня», и как реагируют дети такого возраста, когда не выполняются их желания (например, не удаётся в автобусе сесть у окна), прекрасно знает любой родитель - такое вот «чувство собственной значимости». На языке психологии это называется «детским эгоцентризмом» - естественное явление, связанное с осознанием себя как личности, которое с возрастом проходит. Но при определённых обстоятельствах эгоцентризм может и «вырасти вместе с ребёнком», может превратиться из детского эгоцентризма в обычный эгоцентризм (и тогда не позавидуешь тем, кому в будущем придётся иметь дело с этим человеком).

Это неминуемо произойдёт, если родители будут это «чувство собственной значимости» культивировать. Такие родители находятся всегда - ведь каждому хочется видеть своего ребёнка «самым-самым», а трезво оценить его возможности мужества хватает не у всех… А в наше время масла в огонь подливает то самое представление о «детях-индиго»: родителю, начитавшемуся публикаций на эту тему (благо, недостатка в них нет), ничего не стоит принять проявления кризиса трёх лет за признаки «ребёнка-индиго» - да почему бы и не быть у нас ребёнку-индиго, если таких сейчас 80% (откуда взялась такая «статистика», кто исследовал, на какой выборке - тайна, покрытая мраком, но цифры такие попадаются в Интернете регулярно, и всегда найдётся тот, кто поверит). Особо «продвинутые» родители могут ещё и обратиться к «специалисту», который проверит цвет ауры - а такие «специалисты» прекрасно знают, что клиент платит, пока он верит, а верит - пока слышит то, что хочет слышать… И вот уже родители убеждены, что у них - ребёнок-индиго, и воспитывать его они будут соответствующим образом… как?

На эту тему тоже существует немало советов во всякого рода книгах, на сайтах, посвящённых «проблеме детей-индиго». Конечно же, такие дети требуют особого подхода: «…они ожидают, что родители будут… целовать их на ночь, рассказывать сказки». Но помилуйте, какой же ребёнок этого не ждёт? Разве что тот, который никогда такого обращения не видел - так неужели современному человеку, чтобы быть ласковым со своими детьми, надо непременно считать их «пришельцами с небес» - а просто так любить своих детей мы уже не можем?

Впрочем, любовь, уважение к ребёнку, ласка - это не главное. А главное - всегда помнить о том, что он особенный, что традиционные методы воспитания ему не подходят. А что такое «традиционные методы воспитания»? Объяснить, «что такое хорошо и что такое плохо», похвалить за хороший поступок, пожурить (а то и наказать) за плохой… но ведь дети-индиго - это «новые люди», старые социальные нормы им не подходят, а раз так - не следует ни навязывать им эти самые нормы, ни порицать за их нарушение! Определить это всё можно одним словом - вседозволенность.

В свете такого подхода становится понятным эмоциональное высказывание нашего соседа, приведённое в начале статьи. Увы, он в своём мнении не одинок! Сколько раз приходилось наблюдать на форумах , посвящённых родительским проблемам, такую ситуацию: человек жалуется, что ребёнок ведёт себя отвратительно - хамит взрослым (даже родителям), бьёт младшего брата, не желает наводить порядок в собственной комнате - и тут же находится кто-нибудь особо «образованный», кто непременно объяснит: современные дети - это в большинстве своём «дети-индиго», не надо на них давить, не надо навязывать им «устаревшие» нормы! Иными словами - пусть дальше хамит , дерётся, не признаёт никаких обязанностей - он же «пришелец из будущего», а вы тут его в разбросанные вещи носом тыкать будете! Уберите за ним сами, «проглотив» оскорбление в ваш адрес - а он пусть готовится «изменять мир»!

Как уже говорилось, впервые детей-индиго «обнаружили» начале 80-х, значит, сейчас первым «индиго» уже под тридцать… напрашивается вопрос - где же они, эти «эмиссары Небес», что же они себя никак не проявляют, если рождаются в таком количестве? Объяснений этому предостаточно: «их принуждают работать в спецслужбах», «кому-то выгодно их исчезновение» и т.п., но в свете всего вышесказанного напрашивается совсем другое объяснение…

Нетрудно заметить, что количество гениев в наше время отнюдь не увеличилось по сравнению с предшествующими эпохами - а вот преступность растёт, как никогда. Кто скорее всего вырастет преступником? Конечно, тот, кого растили в атмосфере вседозволенности - без «традиционных методов воспитания» и «навязывания социальных норм». Так не является ли идея детей-индиго своеобразным «знаменем» нашей эпохи, провозгласившей торжество индивидуализма, стремление «брать от жизни всё», не считаясь с окружающими?

И наверное не случайно «теория» эта возникла в США - в стране, которая уже давно решила, что ей позволено всё.

Представьте себе двухлетнего младенца, который самостоятельно освоил алфавит и научился читать. Представьте себе маленькую девочку трех лет, которая в уме решает сложные математические задачи.

Представьте себе пятилетнего ребенка, который пишет талантливые стихи или рисует картины, которые по уровню художественного мастерства не уступают полотнам знаменитых художников.

Вас это удивляет? Захватывает воображение? Будоражит?

Кто эти дети? Сколько их? Существуют ли они на самом деле? Или это лишь плод чьей-то бурной фантазии?

Наверное, вы уже слышали о термине «дети индиго из другого мира». Давайте вместе разбираться в том, что это за явление.

Что мы знаем про детей индиго?

Существует множество книг, статей, фильмов, посвященных этим необычным детям.

Термин достаточно известен во всем мире. Однако сравнивая все эти источники, сложно определить четкие критерии, на основании которых можно было бы легко отличить этих детей от остальных. Разные авторы описывают разные отличительные признаки.

В этой статье мы перечислим те критерии, которые признаются всеми авторами и звучат чаще остальных:

  • с раннего детва эти дети демонстрируют низкую коммуникабельность. Родители считают их замкнутыми в себе;
  • эти дети очень себя уважают. Они не подчиняются своим родителям и отказываются признавать чей-либо авторитет;
  • очень рано демонстрируют необычно развитый интеллект;
  • имеют огромный творческий потенциал;
  • им недостаточно устной информации, получать знания они хотят эмпирическим путем;
  • при этом эти дети очень энергичные и неусидчивые, им сложно долгое время сосредотачиваться на чем-то одном;
  • испытывают постоянные перепады в настроении, в сложных обстоятельствах легко впадают в депрессию;
  • очень остро реагируют на несправедливость;
  • не поддаются на традиционные методы воспитания;
  • очень хорошо чувствуют опасность;
  • легко осваивают технические новинки даже в очень раннем возрасте.

Проанализировав все эти признаки, мы получаем образ обычного непослушного ребенка, отказывающегося признавать родительский авторитет, но при этом проявляющего необычно сильные интеллектуальные и творческие способности.

Считается, что эти дети отличаются от других с самого рождения. Например, в первые моменты жизни они смотрят прямо в глаза родителей, в то время как другие новорожденные физически еще не способны сосредотачивать свой взгляд на одной точке пространства.

Почему дети индиго обладают необычными способностями?

Особенности этих детей настолько разнообразны и необычны, что с помощью традиционной науки их объяснить невозможно. Поэтому авторы, описывающие данное явление прибегают к мистическим и эзотерическим учениям.

Согласно многим направлениям в эзотерических верованиях, у каждого человека есть некое сияние, окружающее голову и тело человека – это аура. У каждого человека она имеет свой цвет, что свидетельствует об определенных мистических способностях.

Так вот у этих необычных детей, считается, что цвет ауры – «индиго», в честь чего они и приобрели свое название.

Считается, что в последние десятилетия таких детей становится все больше и больше.

Это связано с тем, что появляется новое поколение людей, которое скоро сменит современное человечество.

Все это является частью учения Нью Эйдж, которое основано на идеологии, что современное человечество переживает «великое перерождение», которое приведет к появлению новой эпохи.

Есть и другая точка зрения. Некоторые считают, что появились дети индиго из другого мира.

История распространения этой идеологии

Основоположником термина «дети индиго» является Нэнси Энн Тэпп, которая считает себя экстрасенсом. Она писала о том, что уже с 1960 года начала замечать у многих детей характерного цвета ауру.

В 1982 году она издала книгу, в которой подробно описала это явление. Согласно ее «наблюдениям» количество детей с такой аурой значительно росло с каждым годом.

Более широкое распространение идеология приобрела после того, как Ли Кэрролл совместно со своей женой выпустил книгу в 1999 году.

Они описали множество особенностей, которыми по их мнению обладают дети индиго. Именно с их книги стал наблюдаться настоящий бум в общественном сознании.

Со временем появилось множество фантастических фильмов, основанных на этом учении, что поражало умы людей и заставляло их верить в то, что такие дети действительно существуют.

Появилось множество псевдонаучных документальных фильмов, которые пользовались несомненным успехом и также вбивали в сознание общества то, что сегодня на земле живет огромное количество детей, обладающих необычными способностями.

Идея прижилась, и многие стали отыскивать в своих детях то, что бы могло указать на то, что они тоже являются необычными.

Сегодня все чаще можно заметить то, что обычным детям-вундеркиндам приписывают черты «нового поколения», относя их к детям индиго.

Так было с Никой Турбиной – русской девочкой, которая в 4 года писала неплохие стихи и выпустила свой стихотворный сборник всего в 9 лет.

Стоит ли доверять этой информации

А теперь давайте разберемся, стоит ли верить всем тому, что говорят о детях индиго.

Стоит отметить, что учение о «детях индиго» носит псевдонаучный характер, как и множество других направлений о необычных явлениях современной жизни.

Псевдонаука – это некое учение, которое представляется своими сторонниками в качестве научно обоснованного, но на самом деле таковым не является.

Почему мы считаем, что эту область знаний нужно отнести именно к псевдонаучному направлению? Этому есть несколько веских причин.

Первая причина – это отсутствие доказательной базы, что такие дети действительно существуют.

Сегодня в интернете и во многих источниках можно найти массу историй о том, как тот или иной ребенок уже в младенчестве проявлял необычные способности вплоть до предсказания будущего и рассуждения о недоступных большинству людей научных понятиях.

Однако нет ни одного задокументированного случая, который бы это действительно подтверждал.

Факт в том, что отдельные дети иногда проявляют необычные таланты и способности.

И в этом нет ничего удивительного. Но есть ли хоть одно научное доказательство того, что эти дети проявляют сверхестественные способности и их окружает некая нематериальная аура определенного цвета?

Обычно в качестве так называемых «доказательств» сторонники идеи приводят рассказы людей, которые где-то что-то видели и с кем-то общались.

Естественно, у сподвижников идеи и в мыслях нет возможности допустить, что этот человек может обмануть, преувеличить факты или исказить их.

Ход мыслей этих людей прост: если кто-то что-то рассказал или описал в книге, значит он действительно говорит правду.

Учитывая утверждения авторов, что сегодня существует огромное множество детей, которые проявляют сверхестественные способности в раннем возрасте, а также то, что сегодня практически в каждом доме есть видео-записывающие устройства, документально подтвердить сам факт необычных способностей не составляет и труда.

И в интернете действительно можно найти много видео, где дети ведут себя очень эрудированно или демонстрируют свои высокие творческие таланты, однако это совсем не то, что описывают в своих книгах авторы о детях индиго.

Что говорят ученые?

В нашей стране существует институт, который занимается исследованием возрастных особенностей детей. Директор этого института М.М. Безруких пишет о том, что те черты, которые приписывают детям индиго, всегда можно было обнаружить у многих детей.

Некоторые дети проявляют эти качества все вместе взятые, другие только по отдельности. Уже 25 лет существует идеология, которая учит тому, что мир буквально наводнили дети индиго. Однако за все это время научному сообществу не было представлено ни одного такого ребенка.

Согласно этому ученому, миф прижился потому, что это позволяет родителям снять часть ответственности за воспитание своих детей со своих плеч.

Ведь если родители не справляются со своим ребенком, не могут справиться с его своеволием и не желанием подчиниться, то куда проще приписать ему необычные мифические свойства и оправдывать себя тем, что он ребенок «голубых кровей».

Это явление также описывает А.В. Меренков, доктор философских наук. Он считает, что перед тем, как у ребенка появляется завышенная самооценка, родители долгое время разрешают ему совершенно свободно себя вести, выполняют каждое его требование.

Эти требования постепенно превращаются в приказы, и ребенок начинает воспринимать себя очень значимым и особенным.

Завышенная самоуверенность приводит к постоянным конфликтам с родными. Родителям проще поверить, что их ребенок индиго, чем бороться с возникшим высокомерием и чувством собственной значимости у своего чада.

Итак, несколько десятилетий назад родилась красивая сказка о том, что человечество начинает перерождаться в «новое поколение» высокоразвитых в интеллектуальном и духовном смысле людей, и что это приведет к новой счастливой эпохе.

Основу этого поколения составят «дети индиго», которые рождаются все чаще и наделены множеством необычных способностей.

Эти взгляды завоевали умы многих родителей, мечтающих видеть в своих детях что-то особенное и необъяснимое.

Они обладают феноменальным интеллектом и множеством талантов. В них скрыты удивительные способности к творчеству и гуманитарным наукам. Они замкнуты, плохо находят общий язык с людьми. Часто характеризуются гиперактивностью, вспыльчивым и сложным характером. Они не терпят приказов и требуют уважения к себе с самых ранних лет.

Поговаривают, что у них совсем другой код ДНК – не такой как у обычных людей. Они – дети Индиго. Феномен, который до сих пор вызывает горячие споры в среде родителей, парапсихологов и ученых. Как определить ребенка Индиго, как находить с ним общий язык, как воспитывать? Что об этом думают мистики, ученые и врачи? Какие непростительные ошибки могут совершить родители? Давайте разберемся.

Кто такие дети Индиго

Согласно далекой от науки теории, это дети, обладающие аурой цвета индиго. Впервые этот термин использовала психолог и по совместительству ясновидящая Нэнси Энн Тэпп. Женщина полагала, что порядка 70% людей в возрасте до 10-ти лет имеют ауру этого цвета и являются особенными. Также Нэнси отмечала, что по мере взросления аура может менять цвет и среди молодых людей в возрасте 15-25 лет доля Индиго составляет лишь 40%.

Экстрасенс впервые использовала созданную терминологию в публикации «Понимание твоей жизни с помощью цвета» в начале 90-х годов прошлого века. Однако термин просочился в массы через другое произведение авторства Ли Кэрролла и его супруги Джен Тоубер. В своей книге о «носителях особой энергии», о людях с необычной аурой они говорили едва ли как не о новой расе.

В дальнейшем термин стал культивироваться – его широко использовали в своих книгах парапсихологи, экстрасенсы, охотники за сверхъестественными явлениями и сенсациями. Однако общей трактовки выработано не было.

Как определить ребенка Индиго

Стоит начать с того, что авторы многочисленных книг расходятся в определении присущих им черт. Иногда некоторые качества игнорируются, иногда прямо противоречат друг другу. Однако в общей массе можно выделить самые популярные признаки. Отметим ключевые черты, которые описывают чаще всего:

  1. Асоциальность . Как правило, это низкая способность к коммуникации. Малыш замыкается в себе и с трудом находит контакт не только со сверстниками, но и с родителями.
  2. Индивидуализм . Свойственно самоуважение, высокая самооценка и категорическое отрицание авторитетов. Он не желает подчиняться, отстаивает свои интересы.
  3. Интеллект . Высокий IQ, граничащие с гениальностью интеллектуальные способности. При этом в школьном возрасте они могут не отличаться успеваемостью в школе.
  4. Творческий потенциал . Подросток талантлив, проявляет себя в творчестве. Таланты могут проявляться с ранних лет.
  5. Неусидчивость . Индиго энергичны, импульсивны. Им свойственны перепады настроения и депрессивные состояния. Часто они рассеяны, беспричинно теряют концентрацию.
  6. Эмпирическое познание мира . Мир познается не столько рационально, сколько чувственно. Человек стремится все почувствовать, все попробовать.
  7. Острое чувство справедливости . Тяжело переживают факты несправедливости, склонны вступаться за слабых. Также их характеризует высокое чувство ответственности.

Также юноша демонстрирует развитую интуицию, может быстро осваивать гаджеты ввиду развитого интеллекта и природного «чутья».

Эти люди склонны к творчеству, но могут творить не только в популярных направлениях искусства, но и в том же программировании. Они отрицают консервативные методы воспитания, не терпят физического насилия и требуют к себе уважения. В противном случае, могут замыкаться в себе и утрачивать интерес к общению с родителями, учителями, сверстниками.

Рейтинг ТОП-7 лучших онлайн школ


Онлайн школа для подготовки к ЕГЭ по 4 предметам: русский, математика, английский, физика. Занятия проходят на современной IT-платформе, включающей видеосвязь, чат, тренажеры и банк задач.


Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.



Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.



Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.



Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.


Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.


Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

Интеллектуальные способности детей Индиго

Им приписывают развитый интеллект, гораздо выше среднего. При этом Индиго – это не всегда вундеркинды. Они не обязательно должны хорошо учиться. Напротив, из-за рассеянности, перепадов настроения и импульсивности им чаще свойственна низкая или средняя успеваемость. При этом малыш растет не по годам смышленым, легко осваивает гаджеты и любые цифровые технологии. Может казаться, что при желании он разберется в чем угодно.

Однако отсутствие желания делает невозможным постижение определенных наук и решение конкретных задач. Если человек утрачивает интерес к чему-либо, то ему будет невероятно сложно заставить себя заниматься этим. Детям Индиго не свойственна усидчивость и прилежность. Их едва ли будут ставить в пример. Гиперактивность не дает им сидеть на месте, и они часто переключаются на что-то новое, кардинально меняют интересы и заново расставляют приоритеты.

Родители могут замечать, что сын или дочь не раскрывает свой интеллектуальный потенциал даже на 30% в рамках обучения. И одновременно с этим «любимые предметы» изучаются на самом высоком уровне.

Индиго могут быть твердыми троечниками, но добиваться огромных успехов в изучении отдельных, интересных им предметов.

Они также демонстрируют свой интеллект в быту, в общении. При разговоре может казаться, что вы говорите со взрослым человеком. Даже если собеседнику 10-12 лет.

Поведение детей Индиго

Они не признают авторитетов. Могут проявлять уважение и даже слушаться родителей, но только в том случае, если посчитают это нужным. Либо под угрозой наказания, но в этом случае на искренность актов повиновения лучше не рассчитывать. Часто эти подростки не признают традиционных методов воспитания. В частности, они отрицают необходимость слушать старших только потому, что они старше и опытнее. Поэтому консервативным и властным родителям будет крайне сложно найти общий язык со своим чадом.

Свойственные поведенческие черты:

  • Импульсивность.
  • Замкнутость.
  • Обостренное чувство справедливости.
  • Непринятие авторитетов.
  • Высокая самооценка, самоуважение.

Им свойственны перепады настроения. Без видимых на то причин малыш или подросток может загрустить и уйти в себя, даже если 2 минуты назад он раскатисто смеялся. Его характеризует импульсивность, склонность к депрессивным состояниям и к тяжелому переживанию неудач. Эти дети активны, порой даже слишком. Они не могут усидеть на месте, при этом редко ищут контактов со сверстниками – у них не бывает широкого круга друзей, играм на улице они предпочитают времяпрепровождение за компьютером или творческими занятиями.

Как воспитывать детей Индиго

Психологи и педиатры, далекие от мистики, рекомендуют воспитывать их как обычных малышей и подростков со специфическими особенностями развития. Дело в том, что теория не находит подтверждений в медицине, врачами и педагогами не может быть выработана научная концепция воспитания Индиго. Потому рекомендуется учитывать индивидуальные особенности психики. В большинстве случаев речь идет не об уникальности, а о неготовности родителей к несоответствиям ожиданиям. Бездействовать в этом случае попросту опасно. Велика вероятность упустить ребенка и не установить с ним коммуникацию, усилить его асоциальность собственным отстранением.

Худшее, что вы можете сделать – это пустить все на самотек, начать «поклоняться» маленькому человеку как «представителю новой расы», полагая, что он прибыл из космоса и воспитается сам собой. Не воспитается.

Но такие предложения сплошь и рядом встречаются в псевдонаучных работах экстрасенсов и парапсихологов. Многие авторы предлагают отстраниться от воспитания и просто наблюдать за тем, как малыш развивается самостоятельно. Естественно, такой подход является провальным и ничего хорошего в результате получиться не может.

Угнетать детей Индиго и пытаться показать им кто в доме хозяин – тоже неверное решение. Лучше всего начать понимать чадо, искренне любить его и давать возможность почувствовать свою любовь. Вы ни в коем случае не должны относиться к нему как к пришельцу – опаска и разочарование недопустимы. Не твердите об уникальности, не говорите малышу, что он не такой как все. Любите его, учитывайте индивидуальные особенности психики. При возникновении проблем – обязательно обращайтесь к психологу.

Мнение ученых, врачей и исследователей

Ученые настроены категорично: представителей научного и медицинского сообщества, которые признали возможность существования феномена, можно пересчитать по пальцам. Гораздо чаще они говорят о том, что родители пытаются переложить ответственность за собственную несостоятельность в воспитании на «космическую сущность» малышей и подростков. В частности профессор М. Безруких отмечал, что за многие годы обсуждения о детей Индиго не удалось обследовать ни одного. По его мнению, большинство «признаков» встречаются у многих обычных детей и тех из них, кто страдает от ряда психических расстройств.

Ученые настаивают на том, что у каждого «признака» есть научное, медицинское объяснение. В частности асоциальность может говорить о синдроме Аспергера, а большинство других приписываемых черт о синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Психиатры настоятельно рекомендуют обращаться к докторам, а не записывать малышей в число «уникальных представителей новой расы». Потому как велик риск упустить научно обоснованный синдром, требующий профессионального наблюдения.

Мнение психологов

Стоит оговориться, что мы анализируем мнения специалистов, которые имеют определенный вес в профессиональной среде. Парапсихологов к таковым мы отнести не можем.

С точки зрения специалистов, одни только мысли о том, что ваш малыш – Индиго, должны стать мотивацией для обращения к психологу.

Дело в том, что многие родители воспринимают отпрысков как инвестиционные проекты. Вложения (сил, нервов, денег) в их развитие должны принести результат. Но результат не всегда соответствует ожиданиям. И тогда особенно часто возникает идея об уникальности.

По мнению психологов, так родители пытаются снять с себя ответственность и возложить ее на «непонимающее общество». Специалисты также говорят о том, что «уникальным» детям часто разрешается абсолютно все. Ведь кто такой Индиго с точки зрения многих экстрасенсов? Уникальный представитель новой расы. Человек, чья оригинальность не знает границ. В итоге у малыша формируется не только откровенно завышенная самооценка, но и полное отсутствие о правилах поведения, культуре взаимоотношений с людьми.

Задача родителей – воспитать счастливого человека. Удастся ли подростку стать по-настоящему счастливым, если отсутствие должного воспитания лишит его элементарных коммуникативных навыков? Едва ли.

Вместо заключения: мифы о детях Индиго

Миф №1. Особое ДНК

Якобы они обладают уникальным ДНК с особым набором кодов, в результате чего становится более совершенным и развитым человеком уже на генном уровне. Это не так – ни одного подобного исследования не проводилось и никаких научных данных о том, что было обнаружено уникальное строение человеческого ДНК, вы не найдете. Их попросту не существует.

Миф №2. Уникальный иммунитет

Если верить человеку, который впервые применил наш термин, Нэнси Энн Тэпп, то до 70% детей в возрасте до 10 лет являются Индиго. Но процент хронических заболеваний и данные медиков неутешительны – таких значительных цифр по отношению к здоровым малышам не существует. Более того, никаких исследований иммунной системы в этом плане также не проводилось. Соответственно миф на 100% безоснователен.

Миф №3. Гениальность

Якобы все они гениальны. Однако даже те из них, чьи родители на 100% убеждены в соответствии своего малыша всем «признакам», не являются вундеркиндами. Соответственно детям может быть свойственен высокий интеллект, но никак не поражающая гениальность. Естественно, можно спорить и говорить о том, что все вундеркинды – это Индиго. Однако никаких исследований, в частности касающихся цвета их ауры, не проводилось. Потому гениальность не может быть связана с мистической уникальностью. По крайней мере, с научной точки зрения.

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в наше время число детей-индиго растет с каждым днем. Так как же распознать такого уникального человека? Конечно, каждый из нас может обладать несколькими из этих признаков, но у людей-индиго наблюдаются почти все из них.


Главные признаки ребенка / взрослого индиго

1) Они обладают высоким уровнем интеллекта, хотя могут и не быть круглыми отличниками.

2) Являются очень творческими людьми и любят создавать.

3) Им всегда нужно знать, почему что-то происходит, и особенно, почему от них требуют чего-то.

4) Испытывают отвращение и, возможно, даже ненависть к требуемой и монотонной работе в школе и на работе.

5) Они были бунтарями в школе, отказались делать домашнее задание и отвергали авторитет учителя. Либо же серьезно хотели «восстать», но не решались, как правило, из-за родительского давления.

6) Часто такие дети испытывают раннюю экзистенциальную депрессию и чувство беспомощности. Это может проявляться в диапазоне от легкой печали до полного отчаяния. Мысли о самоубийстве еще в средней школе или даже в младшем школьном возрасте не являются редкостью среди индиго.

7) У них часто возникают трудности в поиске подходящего рабочего места. Индиго противостоят власти и кастовой системе занятости.

8) Они предпочитают лидерские позиции или работают в одиночку. Им тяжеловато находится в команде.

9) Способны глубоко сочувствовать другим, но не переносят глупости.

10) Могут быть очень эмоционально чувствительными, в том числе способны заплакать на ровном месте (без объяснений и видимых причин), или наоборот, не показывать и не выражать никакие эмоции (полное экранирование).

11) Подвержены неконтролируемым вспышкам гнева и ярости.

12) Имеют проблемы с системами, которые они считают неправильными или неэффективными, такими как политика, образование, медицина и юриспруденция.

13) Отчуждение от политики или сильная ненависть к ней. Это проявляется в ощущении, что их голос не будет учитываться и / или результат голосований действительно не имеет никакого значения и ничего не решает.

14) Разочарование или отказ от традиционной мечты каждого человека - хорошей карьеры, брака, детей, своего дома с официальным заборчиком и т.п.

15) Гнев на право властей отбирать и лишать чего-то, страх и ярость из-за того, что, как им кажется, за ними кто-то следит и контролирует их жизнь (тайные организации и т.п.).

16) У них есть жгучее непреодолимое желание сделать что-то грандиозное, чтобы изменить и улучшить мир.

17) Часто чувствуют себя загнанными в угол. Могут иметь проблемы в определении своего пути и целей.

18) Имеют особые психические или духовные интересы, которые появляются в довольно молодом возрасте – во время или до подросткового периода жизни.

19) Обладают очень сильной интуицией.

20) Им свойственны случайные модели поведения или стиль размышлений - симптомы синдрома дефицита внимания. Могут иметь проблемы с фокусировкой на поставленных задачах, часто прыгают с темы на тему в разговоре.

21) Таким людям характерны особые психические переживания, такие как предчувствия, видение ангелов или духов, других бестелесных существ, они также могут слышать голоса.

22) Индиго могут быть электрически чувствительными. К примеру, на них иногда не работают часы или тухнут уличные фонари, если они проходят под ними, электрические приборы становятся неисправными.

23) В сексе взрослые индиго очень экспрессивны и изобретательны или наоборот, могут отказываться от физического проявления любви из-за скуки или с целью достижения более высокого уровня духовного просветления. Могут исследовать альтернативные виды сексуальности.

24) Часто такие люди обладают интуитивными знаниями о других измерениях и параллельных реальностях.

25) Они находятся в постоянном поиске смысла жизни и понимания мира. Эти поиски проходят через религию или духовность, принадлежность к духовным группам, чтение соответствующих книг, психологической литературы и книг о саморазвитии.

Когда такие люди находят баланс и обретают гармонию, они становятся очень сильными, здоровыми и счастливыми личностями.

Так как количество людей индиго растет с каждым годом все быстрее, очень важно знать, какие именно признаки указывают на принадлежность человека к этой «новой расе людей».

Поделитесь этой статьей с тем, кто, по вашему мнению, соответствует этим характеристикам. А если они свойственны вашему ребенку, то вам нужно приложить максимум усилий, чтобы развивать его способности и помогать в трудных ситуациях, чтобы он вырос сильным и счастливым человеком!