Что загадки определение для детей. Что такое загадка? Это метафорическое выражение

Загадка — один из самых древних фольклорных жанров.

Еще Аристотель при рассмотрении поэтического искусства, говоря про загадки, метко называл этот жанр хорошо составленной метафорой.

Существует немало обозначений и высказываний про загадки.

Одни литературоведы, например, давали такую дефиницию загадки: «Загадка — описание какого-либо предмета, данное обычно в форме вопроса».

Основной прием описания в загадке — метафора (по подобию).

Высказывания про загадки

Н.С. Гилевич, который много писал про загадки и которому принадлежит самое интересное и основательное исследование поэтики загадок, дал следующее определение загадки: «Загадка — замысловатый вопрос, который подается в форме остроумного, короткого, как правило, ритмично описания какого-либо предмета или явления. С этим определением можно легко согласиться.

Досконально определяет основные жанровые черты загадки А.И.Гурский. Он пишет: «Загадку можно определить как произведение малой формы, в основе которого лежит художественное сравнение различных явлений и предметов действительности на основе их сходства, как остроумную поэтическую выдумку; используемую с целью испытания ума, сообразительности человека и его способности поэтического видения мира.

Функции загадки

Важнейшими функциями загадок являются: проверка и тренировка сообразительности людей, развитие их логического и поэтического мышления, умения узнать окружающую действительность в иносказательных образах.

Немаловажными являются также поучительная, воспитательная, увеселительно-развлекательная, игровая функции и другие. Таким образом, загадка как жанр полифункциональна.

Классификация загадок

Классификация и тематическая систематизация загадок основательно разработана А.И.Гурским, который выделил пять типов загадок: «Природа и человек», «Хозяйство и материальный быт», «Общественный и семейный быт», «Культура», «Загадки-шутки, загадки-задачи».

Раздел «Природа и человек» начинается с загадок о небе, небесных светилах. «Сине покрывало весь мир укрывало», — так четко отображается в загадке небо.

Большая группа загадок посвящена земле и воде. В них, как и в других фольклорных произведениях, но своеобразно, в соответствии со спецификой жанра, отобразилось почтенное отношение народа к земле («Что нас кормит, а кушать не просит?»).

Некоторые стихии и явления природы уподобляются животным: во многих загадках, например, гром похож на рычание вола(«Рявкнул вол на сто гор, на тысячу озер»), иногда же — на жеребца («Сивый жеребец на все царство заржал»); движение ветра своеобразно описывается в своих действиях: «Без крыльев летает, без ног бежит», «Без рук, без ног, а ворота отворяет», «Не имеет рук, но срывает с деревьев листья. Кто это такой?».

Богато представлен в загадках растительный мир. Во многих загадках деревья, злаки предстаются живыми существами: «Летом одевается, зимой раздевается», «Летела без крыла, села без сука, сварила кухарка без огня, ела без зуба» (рожь).

Остроумно, нередко с юмором подаются в : «Семьсот свистят, четыре пляшут, два слушают и два нюхают, два смотрят» (лошадь).

В разделе «Хозяйство и материальный быт» широко отразились устройства земледелия, промыслы и ремесла, питание, жилье, домашний интерьер, одежда и обувь человека и др.

Не так легко угадать такие загадки: «Рогатый, а не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, сам отдыхать идет» (серп), «Имеет четыре ноги, а не зверь» (кровать), «Шел, шел, две дороги нашел и в обе пошел» (брюки).

Гораздо меньше загадок, в которых отражаются общественные и семейные отношения. В этом разделе особенно интересные загадки о родстве: «Два брата, а один из них дядя. Кто второй?» (отец), «Сидит ребенок на огороде, сидит и говорит: «У меня есть отец, мать, а я им не сын» (дочь).

В позднее возникших загадках отразилось развитие культуры, образования. В их содержании фигурируют книга, бумага, карандаш, инструменты и др. («Не куст, а с листочками, не человек, а рассказывает» (книга).

Из приведенных примеров видно тематическое разнообразие загадок, их особенности, ширина метафор и иносказательное отображение действительности. Поэтому мы ограничимся сказанным про загадки как о разнообразной тематике произведений этого жанра.

Загадки во многом подобны пословицам: прежде всего художественной образностью, лаконичностью, ритмичностью. В загадках используются традиционные фольклорные художественные приемы и образно изобразительные средства: метафора, сравнение, эпитеты, персонификация, аллегория, гипербола, гротеск, ирония и др.

Структура загадки

Структура загадки представляет собой своеобразный диалог, в котором кто-то приказывает, а другой угадывает.

Немало загадок строится на прямом вопросе, многие другие содержат в себе замысловатое описание предмета или нескольких предметов, которые угадываются по действиям, необходимым для создания определенных вещей: «Били меня, били, били, колотили, на куски рвали, рвали, по полю таскали, на ключ запирали и на стол подавали» (лен, скатерть).

Ряд загадок имеют форму монолога, диалога; иногда же в разговоре принимает участие три лица:

«Четыре ноги имею, но не зверь, пух и перья имею, но не птица, душа и тело у меня есть, да не человек» (кровать);

Традиционные загадки хорошо сохранились и в наше время, используются они и сейчас, продолжают выполнять многие из традиционных функций, чаще всего познавательную, учебную, игровую, испытательную (сообразительности).

Загадки и сейчас интересуют не только детей своей мудростью, совершенством художественной формы, а и взрослых, что и обусловило их популярность в народе.

Загадка это фольклорный жанр малой формы, известный у всех народов. Загадка состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа). В загадке тем или иным способом «зашифрована» отгадка. Это может быть метафора или другое иносказание; не случайно народ сложил загадки о загадке: «Без лица в личине». Аристотель называл загадку хорошо составленной метафорой. Однако они встречаются и в форме прямого вопроса: «Что с земли не подымешь?» (тень). Поэтому более точно определение загадки как «поэтического замыслова того описания какого-либо предмета или явления, сделанного с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность». Истоки загадки восходят к тайной речи первобытного общества (в обрядах инициации посвящаемый испытывался с помощью загадки). Загадки были способом раскрытия религиозной тайны: не случайно они встречаются в Ведах, Библии, мифологическом эпосе разных народов мира.

Русские загадки по происхождению также связаны с условной магической речью - зашифрованным языком, направленным на обеспечение урожая, успеха в охоте, скотоводстве, земледелии. У русских отзвуки загадок древнего периода сохранились в календарных и семейных обрядах, былинах, сказках, песнях. С течением времени древняя функция загадки постепенно угасла, но их поэтическая форма оказалась продуктивной. К загадкам начали относиться как к способу испытания сообразительности, появились новые загадки о предметах и явлениях. Так сложился фольклорный жанр, который не имел ни каких иных целей, кроме художественных и развлекательных. Загадки содействовали активизации познания окружающего мира, формировали навыки логического мышления, развивали наблюдательность. В большинстве загадок описание дано от третьего лица, но может быть и от имени отгадываемого предмета (при этом используется олицетворение): «Меня бьют, колотят, ворочают, режут-я все терплю и всем добром плачу» (земля). Очень характерно использование имен собственных в роли нарицательных: «Стоит Чурило, замазано рыло» (светец). В загадках широко используются метафоры, метонимии, сравнения, антитезы, эпитеты, аллитерации, звукоподражания.

Некоторые загадки созданы способом комического словотворчества: «Стоит пендра, на пендре лежит дендра и говорит кондре: «Не лазай на пендру, там не одна кандра - и ундра есть» (печь, дед, кот, каша и утка). Используется игра омонимами: «От чего утка плавает?» (от берега). Обычно загадки частично или полностью рифмованы; рифма может служить подсказкой к разгадке. Лучшим по полноте и систематизации русских загадок является сборник Д.Н.Садовникова «Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач». Тематика загадок тесно связана с бытом и трудом народа. Жители городов уже не загадывают загадки о сохе, бороне, косе, вилах, цепах, о процессах крестьянского труда. Однако возникли новые загадки: «До чего народ доходит: самовар по рельсам ходит» (паровоз); «На пушку не похожа, а палит - дай Боже» (гвардейский миномет «Катюша»). В современном фольклоре загадки бытуют в детской аудитории, а также среди подростков и взрослых. У взрослых загадки имеют шуточное или сатирическое содержание, приближены к анекдоту. Анекдотические загадки иногда образуют циклы («Армянское радио»). Распространены озорные (двусмысленные) загадки эротического характера, которые существовали и в старом крестьянском фольклоре: «Без рук, без ног, на бабу скок» (коромысло). Загадки широко вошли в художественную литературу Они занимали видное место в средневековых произведениях, построенных в вопросноответной форме («Беседа трех святителей»). Загадки включены в композицию древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских» (15 в.).

Загадка получила определение со времен Аристотеля, кото­рый называл ее хорошо составленной метафорой. В.И. Даль писал, что загадка - это "иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, пред­лагаемое для разгадки" 1 . Наиболее точное определение загадки принадлежит В.П. Аникину: "Загадка - это поэтическое за­мысловатое описание какого-либо предмета или явления, сде­ланное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность". 2

Загадка – это краткое описание умалчиваемого предмета или явления по сходным или намекаемым признакам другого предмета и явления.

Загадка развивает у человека поэтический взгляд на действительность, создает неограниченный простор для фантазии. Поэтому можно заметить, что загадка – это поэтически замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека и в то же время привить ему поэтический взгляд на действительность.

Истоки загадок восходят к тайной речи первобытного обще­ства, к табуированной речи (т.е. к словам, которые определенным членам племени или рода произносить вслух было запрещено в силу их возраста, пола или социального положения в этом конкретном обществе). Загадки распространены у всех народов.

Кроме того, происхождение загадок связано с желанием человека отпугнуть и обмануть нечистую силу, которая, как считали раньше, могла повлиять негативно на жизнь и судьбу человека, ребенка, скотины и пр. Враждебную силу следовало перехитрить, чтобы обеспечить благополучие себе и своему роду, поэтому предмет или человека называли не так, как звучит его имя или название на самом деле.

Большую роль загадка также играла и в обрядах инициации (обряде посвящения мальчика в мужчины), распространенных у всех древних народов. Посвящаемый мальчик испытывался с помощью загадок: отгадав их, он считался благополучно прошедшим данное испытание и проходил в следующий этап посвящения, - без знания тайной речи юноша не мог стать мужчи­ной.

Загадки встречаются в мифологии древних народов (на­пример, в древнегреческих мифах).

В древности загадки имели мистическое, религиозное и обрядовое применение, загадывание и отгадывание загадок считалось признаком особой мудрости. Загадки можно было загадывать лишь в определенное время – летом и днем загадывать нельзя. Загадывание было позволено по окончанию полевых работ, осенью и зимой. Особое значение придавалось загадыванию во время празднования святок (с 25 декабря по 6 января).

Русские загадки по проис­хождению также связаны с условной речью - зашифрованным языком охотников, с обрядами и магическими действиями, на­правленными на обеспечение урожая и успеха в скотоводстве и земледелии.

Загадки выполняли и выполняют следующие функции:

    Познавательную (содействовали активизации познания окружающего мира, особенно у ребенка),

    Развивающую (развивают наблюдательность, логическое мышление)

    Развлекательную, т.к. позволяли развлечь, занять себя, семью и детей в свободное от работы и хозяйства время

    Художественную (способствовали формированию у человека образного мышления, способности видеть мир в образах).

Как уже указывалось исследователями, знаменитый русский путеше­ственник XVIII в. С.П. Крашенинников отметил остатки древней тай­ной речи у русских охотников на соболя. Артель избирала "передовщика", он назначал себе помощников и наказывал им, между прочим, "что­бы по обычаю предков своих ворона, змею и кошку прямыми именами не называли, а называли б верховым, худою и запечен/сою". Дальше Кра­шенинников писал: "Промышленные сказывают, что в прежние годы го­раздо больше вещей странными именами называли, например: церковь - востроверхою, бабу - шелухою или белоголовкою, девку - простыгою, коня - долгохвостым, корову - рыкушею, овцу - тонконогою, свинью - низкоглядою, петуха - голоногим и прочее..." Крашенинни­ков отмечал, что все эти слова, кроме замены ворона, змеи и кошки, оставили, то есть не стали употреблять 3 .

У русских отзвуки загадок древнего периода сохранились в былинах, сказках, песнях. Например, многие подблюдные пес­ни имеют форму загадок: они не описывают судьбу человека, а под­меняют ее описанием предмета или действия. В сказке «Умная дочка» или «Семилетка» царь задает девушке несколько загадок, разгадав которые, она выходит замуж за царя – таким образом, здесь сказка служит способом проверки героя на сметливость, ум. Самой интересной загадкой в этой сказке является та загадка, когда хитрый царь приказывает девушке прийти к нему не пешим. Не верхом, не раздетой, не одетой, не с подарком, но и не без подарка, и девочка приходит к нему в рыболовной сете, верхом на зайце, который тут же убегает, и с перепелкой в руках, которая выпархивает из ее рук.

С течением времени древняя функция загадок постепенно угасла, но осталась их поэтическая форма. К загадке начали относиться как к способу испыта­ния сообразительности, стали создавать новые загадки о пред­метах и явлениях. Сложился фольклорный жанр, который не имел никаких иных целей, кроме художественных и развлека­тельных. Сказка стала жанром детского фольклора.

Д.Н. Садовников в предисловии к своему собранию загадок указал на основное различие пословиц и загадок. "В первых, - писал он, - отразились взгляды народа на природу и окружаю­щую обстановку, в последних - вся житейская мудрость и нрав­ственная личность простолюдина. В загадке, более древней по форме и происхождению, открылся полный простор для твор­ческой фантазии народа; в пословице - для его здравого смыс­ла и критики" 4 .



Загадка

Зага́дка

сущ. , ж. , употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? зага́дки , чему? зага́дке , (вижу) что? зага́дку , чем? зага́дкой , о чём? о зага́дке ; мн. что? зага́дки , (нет) чего? зага́док , чему? зага́дкам , (вижу) что? зага́дки , чем? зага́дками , о чём? о зага́дках

1. Загадкой называют образное описание (иногда в стихотворной форме) какого-то предмета или явления, по которому надо понять, о каком предмете или явлении говорится.

Такие загадки, как «сидит девица в темнице, а коса на улице» (о морковке), не всегда понятны современным детям, которые морковь видят только в магазине.

2. Если вы загадываете кому-то загадки , значит, вы воспроизводите образное описание какого-то предмета или явления, а другой человек должен понять, о чём говорится.

Чтобы развивать интеллект ребёнка, загадывайте ему загадки, решайте вместе простые логические задачки.

3. Если вы отгадываете загадку , значит, вы пытаетесь понять и ответить, о чём говорится в образном описании какого-то предмета или явления.

Чудовище не давала покоя жителям Фив, нападало на людей и требовало отгадать загадку: «Кто ходит утром на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?» Не угадавших ответ чудовище пожирало.

4. Если кто-то говорит загадками , значит, этот человек говорит не прямо, а намёками, поэтому трудно понять, что именно он хочет сказать.

В последние дни она всё чаще говорила загадками, намёками, словно ожидая, что я пойму её с полуслова.

5. Если кто-то играет в загадки , значит, он специально говорит не прямо, а намёками, чтобы его было труднее понять.

Он не играл с ней в загадки, а говорил всё прямо, честно, а потому очень жестоко.

6. Загадкой называют сложный вопрос, на который нет ответа, сложную проблему, которую не решить.

Механизм отношений, который сегодня определяет формирование разных группировок среди подростков, для многих взрослых людей загадка.

7. Загадкой называют то, что нельзя понять, объяснить, тайну.

Понять загадку необыкновенной привлекательности этой некрасивой женщины - вот чего он хотел.

8. Если ответ на какой-то вопрос остался для вас загадкой , значит, вы не смогли найти ответ на этот вопрос.

Какой крупный морской хищник оборвал снасть, навсегда осталось для меня загадкой.

9. Загадкой природы называют явление природы, причины которого человек не может объяснить.

Утром над водой появлялось зеленоватое сияние - мы не могли и не хотели понимать эту загадку природы и относились к ней как к чуду.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "загадка" в других словарях:

    Метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании последнего и должен отгадать задуманный предмет. В древности загадка средство испытания… … Википедия

    Задача, шарада, ребус. См … Словарь синонимов

    Современная энциклопедия

    ЗАГАДКА, загадки, жен. Иносказательное изображение в короткой формуле предмета или явления, которые нужно угадать; выражение, требующее разгадки. В загадке: не огонь, а жжется разумеется крапива. || То, что непонятно и требует разгадки или… … Толковый словарь Ушакова

    Может быть определена как замысловатый вопрос, выражаемый обычно в форме метафоры. По Аристотелю, З. «хорошо составленная метафора». Веселовский рассматривает З. в связи с формулами параллелизма и склонен видеть в ней одночленный параллелизм… … Литературная энциклопедия

    Сфинкса. Книжн. 1. Задачи, требующие большой сообразительности и остроумия для их решения. 2. Что л. непонятное, загадочное, неразрешимое. БМС 1998, 195. Сфинксова загадка. Книжн. Устар. То же. /i> Восходит к греческой мифологии. БМС 1998, 195.… … Большой словарь русских поговорок

    загадка - бледная (Минский); жестокая (Бальмонт); мучительная (Л.Андреев); нераскрытая (Белый); туманная (Ратгауз) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913.… … Словарь эпитетов

    Загадка - Загадка ♦ Enigme Задача, которую мы не в силах решить, но не потому, что она превосходит наши средства познания (тогда это была бы тайна), и не потому, что она не поддается доводам логики (тогда это будет апория), а потому, что она неверно… … Философский словарь Спонвиля

    Загадка - ЗАГАДКА, жанр народно поэтического творчества; краткое замысловатое иносказательное поэтическое описание какого либо предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания. По форме (мерная речь, созвучие слов и рифма) народная загадка… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Жанр народно поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего … Большой Энциклопедический словарь

    - (евр. хида, сокрытое, сплетенное). Как и большинство жителей Востока, израильтяне любили загадывать и отгадывать З. В значении З. слово хада встречается в Суд 14:12 19; 3Цар 10:1; 2Пар 9:1. В Иез 17:2 приводится подобная З. притча (Притч 1:6),… … Библейская энциклопедия Брокгауза