Что делают на курбан. Что необходимо знать при совершении курбана в дни праздника курбан байрам

Приближается один из главных праздников мусульман – Курбан-байрам. В преддверии этого священного праздника, мы публикуем часто задаваемые вопросы и ответы на них, исходя из опыта прошлых лет .

Вопрос: Приближается мусульманский праздник Курбан-байрам. Что означает курбан?
Ответ: Слово «Курбан» означает «приблизиться», «быть ближе». Как религиозный термин, это слово означает приношение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения Всевышнему Аллаху.

Вопрос: Я слышал о посте перед Курбан-байрамом, расскажите о нем.
Ответ: Первая декада (10 дней) месяца Зульхиджа считаются наиболее благословенными днями для поклонения Аллаху и совершения добрых дел, как об этом сообщается во многих хадисах. Одним из распространенных видов поклонения, помимо всего остального, является пост, соблюдать который желательно в преддверии Курбан-байрама. Особенно важно держать пост в день Арафат, который наступает 9-го числа месяца Зуль-Хиджа (в этом году – 31 августа, четверг).
В хадисе, который передал имам Муслим, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Пост, соблюдаемый в день Арафат, служит искуплением грехов прошлого и будущего года».

Вопрос: Каков уровень обязательности принесения животного в жертву?

Ответ: Согласно ханафитскому мазхабу, совершение жертвоприношения является ваджибом (обязательным). Доказательством этому служат слова Всевышнего: «Соверши молитву Господу твоему и принеси в жертву животное» (Аль Бакара, 108:2). А также хадис Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Кто имеет возможность и не приносит в жертву животное, тот пусть не приближается к месту совершения нами молитвы».

Вопрос: Кто обязан совершать жертвоприношение?
Ответ: Для того, чтобы совершение жертвоприношения было обязательным, человек должен:

— быть мусульманином;
— быть дееспособным;
— быть совершеннолетним;
— быть свободным;
— быть мукимом, то есть не находиться в путешествии;
— обладать минимальным достатком (имуществом), с которого необходимо выплачивать закят (нисабом, который равен стоимости 85 г. золота).

Вопрос: Каких животных разрешается приносить в жертву, а каких нет?
Ответ: К жертвенным животным относятся:

  1. Овцы и козы;
    2. Коровы, быки и буйволы;
    3. Верблюды.
    Овцы и козы должны достичь годовалого возраста, крупнорогатый скот — двухлетнего, а верблюды — пятилетнего. Животные моложе предписанного возраста для курбана не подходят. Если возраст овцы (барана) более 6 месяцев, но менее года, а внешне животное выглядит как годовалое, то его разрешается брать для курбана.

    Эти животные должны быть полностью здоровыми и не иметь следующих изъянов:

  2. слепота на один или оба глаза;
    2. слабость и истощение;
    3. отсутствие уха или хвоста (более одной трети), зубов (половины и более);
    4. сломанный рог от основания (однако животное, родившееся без рогов, или чьи рога отломаны не с основания, подходит для курбана);
    5. сильная хромота, невозможность самостоятельно передвигаться (но если животное может дойти до места забоя, прихрамывая на четвертую ногу, его можно использовать для курбана);
    6. явная болезнь.

Если животное получит увечье во время забоя: например, сломает ногу, будет порезано ухо и т. д., – курбан будет действительным. Если животное купили здоровым, в прекрасном состоянии, и уже после этого оно стало не подходящим для совершения курбана, то разрешается принести это животное в жертву в качестве курбана.

Вопрос: Я приобрел барана на Курбан-байрам, но оказалось, что он кастрирован. Могу ли я его принести в жертву?
Ответ: Кастрированное животное принести в жертву можно. В хадисе говорится: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принес в качестве жертвоприношения двух черно-белых кастрированных баранов». (Ахмад).

Вопрос: Можно ли совершить обряд жертвоприношения в последующие дни после первого дня праздника?
Ответ: Жертвоприношение нужно совершать после праздничной молитвы. Но если человек, по каким-либо причинам не смог это сделать в первый день, он может совершить обряд во второй день, а также в третий до захода солнца.

Вопрос: Могут ли несколько человек совершить жертвоприношение вместе?
Ответ: Каждый человек может принести в жертву одного барана или одну козу. А вот жертвоприношение одного крупнорогатого скота может совершить как один человек, так и группа людей, состоящая из семи человек. Причем все члены этой группы должны сделать намерение принести жертвоприношение. Сообщается со слов Джабира, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Корова приносится в жертву за семерых, а баран – за одного» (Абу Дауд, ан-Насаи).

Вопрос: Как нужно совершать жертвоприношение?
Ответ: Перед совершением жертвоприношения нужно сделать намерение, подготовить место и заточить нож. Нельзя точить нож перед жертвенным животным, это макрух. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда закалываете животное, делайте это хорошо, тщательно заточите свой ножи и закалывайте животное, не мучая его». (Муслим).

Жертвенное животное кладут на бок, поворачивают его голову в сторону кыблы, и произносят следующий аят, как дуа (это действие является желательным, но не обязательным):


«Инна саляти уа нусуки уа махйая уа мамати лилляхи Рабби-л-аламин ля шарика лях»

(Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварищей»).

После этого произносим: «Бисмилляхи, Аллаху Акбар» и закалывается животное. Снимать шкуру и разделывать мясо надо только после его полного умерщвления.

Вопрос: Нужно ли приглашать имама (муллу), чтобы он прочитал суру перед закалыванием животного?
Ответ: Присутствие имама (муллы) при закалывании животного не требуется. Необязательно также читать суры и молитвы. Главное, при закалывании произнести: «Бисмиллях. Аллаху Акбар!» .

Вопрос: Можно ли вместо совершения жертвоприношения, отдать стоимость животного в качестве милостыни?
Ответ: Отдавать в качестве милостыни стоимость животного и не делать жертвоприношение — нельзя. Жертвоприношение — это акт поклонения Аллаху. Сегодня, совершая жертвоприношение, мы делаем это как знак памяти о том, какую великую жертву готов был принести Пророк Ибрахим, мир ему. Мы также делаем это в знак благодарности за то, что Аллах сохранил жизнь Исмаилу, мир ему. Совершая жертвоприношение, человек демонстрирует абсолютную покорность Аллаху и следование пути Пророков, мир им. Поэтому важен сам процесс.

Вопрос: Обязательно ли совершать жертвоприношение самому? Можно ли попросить об этом кого-то другого?
Ответ: Желательно сделать это самому. Но если вы собственноручно не в состоянии совершить обряд закалывания, то вы можете уполномочить кого-либо сделать это от вашего имени. Но даже в этом случае вам желательно присутствовать непосредственно во время обряда. «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, когда совершал жертвоприношение за свою дочь Фатиму, попросил ее лично присутствовать во время обряда, сказав при этом, что с первой каплей крови, капнувшей с жертвенного животного простятся все ее предыдущие грехи». (Ибн Хиббан).

Но если человек не имеет возможности присутствовать на церемонии, он может совершить намерение, передать стоимость жертвенного животного и попросить, чтобы от его имени совершили обряд жертвоприношения.

Вопрос: На улице или около мечетей и храмов часто просят милостыню неимущие. Стоит ли давать им милостыню?

Ответ: Попрошайничество в Исламе запрещено (харам). Способствовать распространению этой общественной болезни также запретно. Есть хадисы, в которых попрошайничество причисляется к развратным и греховным деяниям. Помогать нужно родственникам и близким людям, а также тем, о бедности или проблемах, осложнениях и тяготах которых вы хорошо знаете, и не десятью рублями, а тем, что на самом деле может быть действенной помощью. Начните с родных и знакомых, так как в любом благом деле нужно начинать именно с них.

Вопрос: Что нужно делать с мясом? Необходимо ли его раздать полностью?
Ответ: Мясо жертвенного животного желательно (мустахаб) разделить на три части. Одну часть нужно оставить себе на нужды семьи, вторую часть оставить в качестве угощения для гостей, третью желательно раздать неимущим. Однако можно раздать и полностью.

Вопрос: Как поступать со шкурой животного?
Ответ: Шкуру животного можно оставить на собственные нужды или отдать в качестве садака. Категорически запрещено продавать шкуру и использовать деньги для себя, но можно отдать эти деньги в качестве садака нуждающимся.

Вопрос: Как надо проводить Курбан-байрам?
Ответ: В Курбан-байрам надо приготовить праздничную еду, позвать родственников, друзей. Можно самим пойти в гости к родственникам. Самое главное, чтобы чувствовалось, что это праздник.

Праздник жертвоприношения посвящен окончанию хаджа – паломничества в Мекку

1 сентября 2017 года мусульмане отметят один из главных исламских праздников Курбан-байрам (арабское название – Ид аль-Адха) или праздник жертвоприношения, посвященный окончанию хаджа – паломничества в Мекку.

Ежегодно праздник Курбан Байрам отмечается на семидесятый день после праздника Ураза-Байрам, то есть на десятый день исламского месяца зуль-хиджа. Таким образом в 2017 году этот праздник выпадает на 1 сентября.

Праздник жертвоприношения восходит к истории испытания пророка Ибрахима жертвоприношением в честь Аллаха. Как рассказывается в Коране, к Ибрахиму явился Джабаил, ангел, и передал от Аллаха повеление принести в жертву сына (первое слово Аллаха). Будучи набожным, Ибрахим покорился повелению Всевышнего и стал готовиться к приношению в жертву своего сын Исмаила. Исмаил, узнав о своей участи, также не стал противиться, поскольку был послушен и отцу, и Богу. Однако в последний момент, когда жертвенный кинжал уже был занесен, Аллах сделал так, что сын Ибрахима не был заколот. Впоследствии вместо него на заклание был отправлен баран. Ибрахим же был благословлен, поскольку вера его прошла испытание.

Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется.

В этот праздник мусульмане совершают омовение и наряжаются в праздничные одежды, особенно важно, чтобы наряды были светлых тонов. Поэтому не нужно одевать темные вещи.

По окончании утреннего намаза (молитвы) верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку, где мулла или имам-хатыб произносит проповедь.

В этот мусульманский праздник считается обязательным принести в жертву Аллаху молодого барашка, корову или верблюда возрастом до года, без внешних недостатков и не имеющих потомства. Жертву разделяют на три части: первую хозяин дома оставляет себе, вторую жертвует общине, а третью раздает беднякам на улице. Если после пиршества часть жертвенного животного не было съедена, то уже на следующий день употреблять ее в пищу нельзя. Шкуры убитых животных отдаются храму.

Напомним, что в мусульманских странах Курбан-байрам является праздничным днем, а в некоторых странах Курбан-байрам празднуют три дня.

Курбан (жертвоприношение) – это одна из характерных черт нашей исламской религии. Оно было предписано Аллахом Тааля как одно из средств приближения к Нему, а также чтобы верующие помнили о беспримерной жертве нашего отца Ибрагима (мир ему). Аллах послал Своему пророку множество испытаний, и он преодолел их с большим терпением. И наконец настало время для последнего – очень серьезного испытания – когда окончательно стало бы ясно, будет ли он до конца послушен повелениям Аллаха, либо последует за желаниями своего сердца. Ибрагиму (мир ему) был дарован ребенок – долгожданный сын – в очень преклонном возрасте, и вот ему было велено принести в жертву этого единственного сына. Как и другим родителям, Ибрагиму (мир ему) хотелось бы видеть своего сына живым и здоровым. Однако, несмотря на его сильную любовь к сыну, ему было повелено пожертвовать своим сыном. Ибрагим (мир ему) ни на мгновение не поколебался в своей решимости подчиниться приказу Аллаха, а не собственным желаниям.

Всевышний Аллах описал в Коране жертву отца и сына в следующих словах:

فَلَمَّا بَلَغَ مَعَهُ السَّعْيَ قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَى فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانظُرْ مَاذَا تَرَى قَالَ يَا أَبَتِ افْعَلْ مَا تُؤْمَرُ سَتَجِدُنِي إِن شَاء اللَّهُ مِنَ الصَّابِرِينَ

فَلَمَّا أَسْلَمَا وَتَلَّهُ لِلْجَبِينِ

وَنَادَيْنَاهُ أَنْ يَا إِبْرَاهِيمُ

قَدْ صَدَّقْتَ الرُّؤْيَا إِنَّا كَذَلِكَ نَجْزِي الْمُحْسِنِينَ

إِنَّ هَذَا لَهُوَ الْبَلَاء الْمُبِينُ

А когда же он [Исмаил] достиг (такого возраста) чтобы (уже) (ходить и) работать вместе с ним [наравне с отцом], он [пророк Ибрахим] сказал (ему) (однажды): «О, сынок мой! Поистине, я вижу во сне (откровение), что закалываю тебя в жертву, и посмотри же, что ты думаешь». Он [Исмаил] сказал (чтобы обрести довольство своего Господа и желая помочь отцу исполнить его обязанность перед Аллахом): «О, отец мой! Делай, что тебе повелено (Аллахом); (и) ты найдёшь меня, если пожелает Аллах, из (числа) терпеливых».

И когда они оба [пророк Ибрахим и его сын Исмаил] предались (Аллаху) и (тогда Ибрахим) уложил его [своего сына] лбом (на землю, чтобы принести его в жертву), и (в этот момент) Мы воззвали [обратились] к нему (в тот трудный для него момент, когда он уже прикоснулся ножом к шее своего сына): «О, Ибрахим, (остановись)! 105. Ты уже (выполнил то, что тебе было повелено) и (уже в действительности) увидел истинность сна». (И Аллах Всевышний дал ему барана, которого он и принёс в жертву Аллаху.) Поистине, Мы так вознаграждаем искренне добродетельным!

Поистине, это [принесение в жертву собственного сына] – явное испытание. (37:102-106)

Истинный смысл курбана

Каждый год тысячи животных приносятся в жертву в праздничные дни Ид аль-Адха. И мы должны спросить себя: «В чем истинный смысл курбана, чему нас должно научить это действие?» Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) описывал курбан как часть шариата нашего отца Ибрагима (мир ему) (Тирмизи, 883) и его сунну (Маджма аз-Заваид, 5593). Ибрагиму (мир ему) было велено принести в жертву своего юного сына Исмаила (мир ему). Он всем сердцем повиновался приказу Аллаха и с честью прошел испытание. Нам следует брать пример с Ибрагима (мир ему) – когда встает выбор между нашими желаниями и повелением Аллаха, следует принести в жертву свои страсти и прихоти. Так же, как Ибрагим (мир ему) повиновался Аллаху в каждый момент своей жизни, и ему не приходило в голову ослушаться Его повелений даже ни на мгновение, так и мы должны повиноваться каждому приказу Аллаха, — касается ли это прав Аллаха или прав Его творений.

Самое любимое для Аллаха деяние в день Ид аль-Адха

«В десятый день зуль-хиджжа (день Курбана) нет более любимого и дорогого для Аллаха деяния, которое могут совершить дети Адама, чем курбан (жертвоприношение животных) Пожертвованное животное явится в Судный день со своими рогами, шерстью и копытами. Жертва достигает Аллаха прежде, чем кровь животного упадет на землю. Поэтому приносите жертву с открытым и чистым сердцем» (Тирмизи, 1493).

Существуют особые награды, которые обещаны за действия, совершаемые в особые дни. Жертвоприношение в день Курбана – это одно из таких действий. Это самое любимое для Аллаха деяние в этот день и поэтому наиболее вознаграждаемое. Так что курбан следует совершать с радостным сердцем (а не считать тягостью), поскольку в нем содержится только благо и добро.

Серьезные предупреждения для тех, что пренебрегает обязательностью курбана

За совершение курбана каждому верующему обещана большая награда (как передается в хадисах), но за пренебрежение этим действием (для тех, кому оно обязательно) также существуют серьезные предупреждения. Если курбан обязателен для человека, но он пренебрегает его совершением, он становится грешником перед Аллахом Тааля.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «У кого есть возможность принести жертву в праздник Ид, но он не сделает этого (несмотря на то, что она становится ваджибом для него), такой человек пусть не приближается к нам (к местам поклонения) в день Ид» (т.е. такой человек не должен отмечать это радостное событие вместе с другими верующими) (Ат-Таргыб ва т-тархиб, 1667).

Суннаты и адабы курбана

1.В день Ид аль-Адха самое лучшее и любимое для Аллаха деяние – это пролитие крови жертвенного животного (Тирмизи, 1494).

2.Перед принесением жертвы, равно как и во время принесения жертвы, нельзя плохо обращаться с животным, причинять ему боль – наоборот, нужно делать это максимально безболезненно для животного (Муслим, 1955).

3. Если у человек есть (лишние) средства, будет желательным (мустахаб) совершить курбан ради Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), его сподвижников и праведников нашей уммы (Тирмизи, 1495).

4. Человеку следует поспешить с исполнением обязательного курбана. За совершение курбана в первый день обещано больше награды, чем за курбан во второй день, а за совершение курбана во второй – больше, чем в третий день праздника (Тирмизи, 1521).

5. Считается Сунной не есть ничего утром праздничного дня. Желательно, чтобы первой пищей, которую человек съест в этот день, было мясо его жертвенного животного (Ибн Маджа, 1756).

6. Не дозволяется держать пост в 10-ый, 11-ый, 12-ый и 13-й дни месяца зуль-хиджжа (Муснад Ахмад, 20722).

7. Для жертвоприношения следует выбирать самое лучшее животное – какое только вы можете позволить по своим средствам. Самое здоровое и красивое животное принесет тому, кто его пожертвовал, бОльшую награду в Судный день (Ибн Маджа, 3122).

8. По возможности желательно самому вырастить/откормить животное для жертвоприношения (Бухари, 5553).

9. Если человек умеет это делать, считается Сунной самому принести свое животное в жертву. Если такой возможности нет, желательно хотя бы присутствовать при жертвоприношении своего животного (ат-Таргыб ва т-тархиб, 1662).

10. Женщина также может сама забить собственное животное (если при этом нет опасности смешения полов).

11. Нельзя забивать одно животное на виду у другого.

12. Следует использовать острый нож для забоя. Не причиняйте животному лишней боли, используя тупой нож во время забоя (Ибн Маджа, 3172).

13. Не точите нож на виду у животного (ат-Таргыб ва т-тархиб, 3422).

14. Следует привести животное на место убоя без насилия, не следует тащить животное силой (ат-Таргыб ва т-тархиб, 1664).

15. Следует уложить животное на левый бок, повернув его в сторону кыблы (Базлюль-маджхуд, т.4, с. 70) (Тирмизи, 1494).

16. Не следует снимать с животного шкуру, пока оно совершенно не остынет, и в его теле не останется признаков жизни (Шами, т.6, с. 296).

17. Человеку, который забивает животное, нужно держать нож в правой руке и делать это как можно быстрее.

18. Во время забоя следует произнести следующие слова:

Бисмиллях, Аллаху акбар!

19. Если произнесение имени Аллаха будет упущено намеренно, мясо такого животного становится запретным (харам).

20 .Перед забоем считается Сунной произнести следующее дуа:

«Инна саляти уа нусуки уа махъяия уа мамати лилляхи Рабби-ль-алямин ля шарика лях»

Поистине, мой намаз, мой курбан, моя жизнь и моя смерть – ради Аллаха Тааля, Господа миров, у Которого нет сотоварища (Абу Дауд, 2797).

21. Желательно поесть мяса забитого животного и угостить других. Однако, дозволяется полностью раздать мясо курбана нуждающимся. Самым лучшим будет разделить его мясо на три части: первую употребить для нужд своей семьи, вторую – раздать друзьям и родным, и третью – раздать бедным и нуждающимся (Алямгири, т.5, с. 300).

22. Передается в хадисах, что самое лучшее деяние в день Курбана – это пролитие крови. Однако, передается, что еще бОльшей награды заслужит тот человек, который этот день посвятит упрочению уз родства. Так что вместе с обязательностью жертвоприношения нам следует постараться укреплять семейные узы в этот день.

Ибн Аббас (радыАллаху анхума) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил в день Ид аль-Адха: «Нет более достойного деяния, чем пролитие крови (курбана) в этот день, кроме соединения уз родства (если они были разорваны)» (ат-Таргыб ва т-тархиб, 1661).

Ответы на вопросы относительно курбана

Приближается мусульманский праздник Ид аль-Адха (Курбан-Байрам). Что означает слово «курбан»?

Слово «курбан» означает «приблизиться», «быть ближе». Как религиозный термин, это означает приношение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения Всевышнему Аллаху.

На какой день в этом году выпадает Курбан-Байрам?

Я слышал о посте перед Курбан-Байрамом, расскажите о нем.

Первая декада – первые 10 дней — месяца Зуль-хиджжа считаются наиболее благословенными днями для поклонения Аллаху и совершения добрых дел, как об этом сообщается во многих хадисах. Одним из распространенных видов поклонения, помимо всего остального, является пост. Особенно важно держать пост в день Арафа, который наступает 9-го числа месяца Зуль-Хиджа (23 сентября, среда).

Однако, нельзя держать пост в праздник и следующие три дня после него.

В хадисе, который передал имам Муслим, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «(Пост в этот день) служит искуплением (грехов) прошлого и будущего года».

Для кого курбан является обязательным?

Согласно ханафитскому мазхабу, курбан обязателен для здорового (находящегося в здравом уме) и совершеннолетнего мусульманина, который обладает нисабом (минимальным имущественным порогом, обладание которым делает закят обязательным) к моменту наступления дня Ид (Шами, т.6, с. 312, Алямгири, т.1, с.191).

Курбан будет обязательным для мусафира (путника)?

Курбан не обязателен для мусафира (Шами, т.6, с. 313).

Будет ли действителен обязательный (ваджиб) курбан, если он совершается от имени кого-то без его согласия?

Обязательный курбан не будет действительным (Бадаи ас-санаи, т.5, с.67; Шами, т.6, с.315).

Если бедный человек, для кого курбан не является обязательным, приобретет животное, станет ли курбан обязательным для него?

Курбан станет обязательным для него (Шами, т.5, с.478).

Можно ли вместо совершения жертвоприношения, отдать стоимость животного в качестве милостыни?

Жертвоприношение — это акт поклонения Аллаху, который совершается в память о жертве Ибрагима (мир ему) и покорности Исмаила (мир ему). Совершая жертвоприношение, человек демонстрирует абсолютную покорность Аллаху и следование пути пророков, мир им. Поэтому важен сам процесс. Деньгами отдавать стоимость животного нельзя.

Время совершения курбана

Когда наступает время принесения жертвы?

Время жертвоприношения наступает с момент рассвета 10-го дня зуль-хиджжа и продолжается до окончания 12-го числа месяца зуль-хиджжа (Алямгири, т.5, с.296).

Разрешается совершить курбан до времени праздничной молитвы Ид?

Не разрешается совершать курбан до праздничной молитвы в городах, но разрешается в деревнях и на фермах, где не читается праздничный намаз. Там можно совершить курбан сразу после рассвета (Шами, т.6, с. 318).

А если человек, который живет в городе, приобретет животное на ферме, и его забьют там же до праздничной молитвы, будет ли его курбан действительным?

Его курбан будет действительным (Шами, т.6, с. 318).

Можно совершать курбан ночью?

Если он будет совершаться в хорошо освещенном месте, где нет опасности заблудиться, курбан будет действительным (Шами, т.6, с. 320; Алямгири, т.5, с. 296).

Животные для курбана

Каких животных можно приносить в жертву?

Коз, овец, буйволов, коров, быков и верблюдов можно приносить в жертву на курбан. Но кроме этих, никаких других животных нельзя приносить в жертву на курбан. (Алямгири, т.5, с.295).

Сколько человек могут принести в жертву быка, корову, буйвола или верблюда?

Этих животных могут принести в жертву семь человек – то есть, в курбане могут быть до семи частей (участников) (Алямгири, т.5, с. 296).

Барана или козу каждый человек приносит в жертву от себя.

Можно ли принести в жертву кастрированное животное?

Да, это разрешается. Абу Рафи’ рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принес в качестве жертвоприношения двух черно-белых кастрированных баранов». (Ахмад).

Какой возраст должен быть у животных, чтобы курбан был действительным?

Козам и овцам должно быть не меньше года. Однако, если шестимесячная овца будет напоминать (по виду, по размеру) годовалую овцу, курбан будет действительным. Быки, коровы, буйволы должны быть не моложе двух лет. Верблюдам должно быть не меньше пяти лет (Шами, т.6, с.321).

Можно ли принести в жертву беременное животное?

Да, это дозволяется (Алямгири, т.5, с.302).

Что следует сделать с детенышем (которое находилось внутри беременного животного) в таком случае?

Его следует также принести в жертву. Если оно не будет принесено в жертву в течение дней Ид, тогда его следует живым отдать в виде милостыни (Алямгири, т.5, с. 302).

Дефекты жертвенных животных

Животные, предназначенные для курбана, должны быть полностью здоровыми и не иметь следующих изъянов:

  1. слепота на один или оба глаза;
  2. слабость и истощение;
  3. отсутствие уха или хвоста (более одной трети), зубов (если оно не может жевать пищу);
  4. сломанный (до основания) рог;
  5. хромота (так, что оно не может опираться на больную ногу);
  6. явная болезнь.

Если животное ослабело от голода, оно подходит для курбана?

Если животное достаточно сильное, оно подходит для курбана. Если оно сильно ослабело от голода, его не подходит для жертвоприношения (Шами, т.6, с. 323).

Для курбана было приобретено здоровое животное. Однако позже у него сломалась нога или случился иной дефект, который делает его не подходящим для курбана. Можно ли его принести в жертву?

Такое животное приносить в жертву нельзя (Шами, т.6, с. 325).

Если бедный человек приобрел здоровое животное без дефектов для курбана, однако позже у него сломалась нога или случился иной дефект, который делает его не подходящим для курбана. Можно ли его принести в жертву?

Бедный человек может забить такое животное для курбана (Шами, т.6, с.325).

Можно ли принести в жертву животное с дефектом зрения?

Если у него потеряно более одной трети зрения (слепота на один или оба глаза), его нельзя приносить в жертву (Алямгири, т.5, с. 297).

Если у животного оторваны хвост или ухо, его можно приносить в жертву?

Если более одной трети хвоста или уха животного оторваны или отрезаны, его нельзя приносить в жертву (Алямгири, т.5, с.297).

Если животное хромает на одну ногу, можно ли его использовать для курба на?

Если оно ходит только на трех ногах, не опираясь на хромую ногу, его нельзя приносить в жертву. Однако, если оно может опираться на хромую ногу, его можно использовать для курбана (Шами, т.6, с.323).

Можно ли приносить в жертву слабое животное?

Если оно очень слабое, его нельзя приносить в жертву (Алямгири, т.5, с.298).

Можно ли использовать животное, у которого нет зубов?

Если у него нет зубов, так что оно не может жевать, его нельзя использовать. Однако, если оно в состоянии жевать пищу, оно подходит для курбана (Алямгири, т.5, с.298).

Можно ли использовать животное, которое родилось без ушей?

Такое животное использовать нельзя (Шами, т.6, с.324).

Можно ли использовать животное, у которого обломан рог?

Если рог отломан под корень, его нельзя приносить в жертву. Если он сломался не до основания (не под корень), его можно принести в жертву (Алямгири, т.5, с.297).

Мясо и шкура жертвенного животного

Что следует сделать с мясом жертвенного животного?

Его можно употребить для своих нужд, разделить со своей семьей, друзьями и т.д. Но более предпочтительным будет отделить одну треть для неимущих (Алямгири, т.5, с.300).

Что следует сделать со шкурой жертвенного животного?

Человек может использовать ее для своих нужд. Также можно подарить ее или отдать как милостыню (Шами, т.6, с. 327; Алямгири, т.5, с.300; Маджма аз-Заваид, т.4, с.174).

Можно ли продать шкуру животного?

Можно, но деньги нужно раздать в качестве милостыни (Алямгири, т.5, с.301).

Можно ли дать мясо курбана тем, кто помогал снимать шкуру с животного (и потрошить его), в качестве вознаграждения?

Нет, не дозволяется отдавать мясо в качестве вознаграждения тем, кто помогал снимать шкуру с животного и т.д. в качестве вознаграждения (Шами, т.6, с. 328).

Можно ли отдавать мясо курбана немусульманам? Некоторые утверждают, что его можно давать только мусульманам, а некоторые считают, что можно давать и мусульманам, и немусульманам.

Допускается раздавать мясо курбана немусульманам. Раздача мяса курбана не ограничивается одними мусульманами (Муфтий Ибрахим Десаи)

А Аллах знает лучше.

Жертвоприношение (курбан) в день праздника Ид аль-Адха, а также в последующие три дня ат-ташрик является уаджибом (обязательным) по мазхабу имама Абу Ханифа и сунной (желательным), согласно школе имама Аш-Шафий.

Жертвоприношение в дни праздника является высоко награждаемым благодеянием, на которое особое внимание обращал наш Пророк, мир Ему. Передается следующее Его изречение:

ضَحُّوا وَطَيِّبُوا أَنْفُسَكُمْ فَإِنَّهُ مَا مِنْ مُسْلِمٍ يَسْتَقْبِلُ بِذَبِيحَتِهِ الْقِبْلَةَ إِلَّا كَانَ دَمُهَا وَفَرْثُهَا وَصُوفُهَا حَسَنَاتٍ فِي مِيزَانِهِ يَوْمَ الْقِيَامَة

Это означает: «Совершайте курбан. И пусть каждый мусульманин стоит грудью и лицом в сторону Каабы, и тогда кровь, органы и шерсть этого животного будут в виде вознаграждения в Судный День в его (этого человека) пользу. И это нужно делать искренне от души».

А также известно, что Пророк Мухаммад , мир Ему, совершал жертвоприношение и резал два барана.

Из всех видов животных в жертву (курбан) допустимо приносить только верблюдов, коров (быков), буйволов, овец или коз. Верблюда и корову могут принести в жертву от одного до семи человек, а овцу или козу разрешается резать только за одного мусульманина.

Жертвенное животное должно соответствовать следующим возрастным требованиям: овца или баран — не моложе года; коза, бык или корова — старше двух лет; верблюд — достигший полных пяти лет. Мухаддис Джабир передал изречение Пророка Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему, где сказано:

لَا تَذْبَحُوا إِلَّا مُسِنَّةً إِلَّا أَنْ تَعْسُرَ عَلَيْكُمْ فَاذْبَحُوا جَذَعَةً مِنَ الضَّأْنِ

Это означает: «Режьте, что старше по возрасту, а если трудно, то режьте годовалого барана».

Жертвенное животное должно быть здоровым, без существенных изъянов, которые бы плохо влияли на количество и качество мяса. Допускается наличие на животном клейма, или некоторые другие мелкие недостатки, не влияющие на качество мяса, например, надломан или оторван рог, порезано или проколото ухо.

Недостатки, из-за которых нельзя приносить животное в жертву: хромота, слепота, болезнь, которая заметна снаружи, сильная худоба, частично или полностью отрезанное ухо.

Желательно, чтобы животное было упитанным, большим и красивым.

Необходимо соблюдать сроки курбана. Этот период начинается 10-го числа месяца Зуль-Хиджа после того, как пройдет время достаточное для чтения двух ракятов и двух проповедей от начала времени Праздничного Намаза, и продолжается до захода солнца 13-го числа этого месяца.

Желательно мясо жертвенного животного поделить на три части: одну раздать бедным, вторую подарить кому хочется из мусульман: родным, соседям, друзьям, а третью — мусульманин оставляет себе.

Таким образом, принесенная жертва не только способствует духовному очищению жертвователя, но и обеспечивает на некоторое время пропитание бедной части мусульманской общины. Однако не является запрещенным оставить все мясо себе.

Кроме того, мясо можно передать достоверным мусульманам, занимающимся распределением жертвоприношений. Важно заметить, что мясом и шкурой курбана нельзя расплачиваться с кем бы то ни было, а также продавать ее, но можно давать тому, кто резал, как садака.

А также нельзя забывать о хорошем отношении к животному при совершении жертвоприношении. Необходимо делать курбан острым наточенным ножом, дабы не мучить животное. В том случае, если человек не умеет сам резать, то желательно поручить это сделать тому, кто имеет опыт и навыки совершения курбана.

Желательно направить свою жертву в сторону кыблы и произнести слова:

«باسم الله، الله أكبر» («Бисмилляh. Аллаhу Акбар»)

а также произнести:

«اللهم تقبّل مني» («Аллаhумма таккабаль минни» (О Аллаh, прими моё жертвоприношение)

Дорогие единоверцы, изучайте свою религию, и пусть ваши жертвоприношения будут приняты! Счастливых дней великого праздника!

Вам может понравится

    Общеизвестно среди мусульман, что Пост в месяц Рамадан — великое соблюдение и обязанность верующих. Аллаh Всевышний наделил этот месяц особым почетом. И определение начала месяца Рамадан является одним из важных религиозных ритуалов, на который необходимо обратить должное внимание.

    Начало лунного месяца по мусульманскому календарю определяется исключительно путем наблюдения за новолунием , поэтому знать заранее наступление месяца невозможно , а расчеты используются лишь ориентировочно для предварительной подготовки. Лунный месяц насчитывает 29 либо 30 дней.

    Методу определения начала месяца Рамадан учил сам Пророк Мухаммад в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему, что и по сей день используется мусульманами во всем мире.

    Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил:

    «صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فَأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلاثِينَ يَوْماً»

    رَوَاهُ البُخَارِي وَمُسْلِم وَغَيْرُهُمَا

    Это означает: «Соблюдайте Пост, когда увидите молодой месяц (Рамадан), а если не смогли его увидеть, то высчитайте завершение месяца Ша‘бан 30-м днем, и прекращайте его (Пост), когда увидите молодой месяц Шаууаль».

    О том, начался ли новый месяц, можно узнать вечером после захода солнца 29-го числа текущего месяца, наблюдая за новой луной: если на небе появилась молодая луна, это означает, что настал новый календарный месяц, а если не появилась, то следующий день будет 30-м днем текущего месяца. И, так как в лунном календаре нет 31-го числа, соответственно, 30-е будет обязательно последним числом месяца. Во всех лунных календарях, составленных на целый год, даты начала месяцев и мусульманских праздников указаны приблизительно. Не будет верным полагаться исключительно на календари.

    Со времен Пророка, мир Ему, и по сегодняшний день мусульмане следуют этому правилу, передавая друг другу знания. О том, как правильно определять начало и конец месяца, знает каждый, кто жил в мусульманских странах и видел традиции и обычаи мусульман. Например, то, как мусульмане собираются в открытых местах, где удобнее производить ночное наблюдение. После того, как мусульмане увидят новолуние, то стреляют из пушек или разводят на верхушке горы большой огонь, объявляя тем самым о начале благословенного месяца Рамадан или наступления праздника разговения.

    Эти прекрасные обычаи имеют глубокие корни, которые доходят аж до времен, когда жили сподвижники Пророка Мухаммада, мир Ему, распространившие знания по всей земле.

    Более того, об этом говорили ученые четырех мазhабов, которые подтвердили, что определение первого числа месяца Рамадан производится путем наблюдения за новолунием после захода солнца 29-го числа месяца Ша‘бан. И не берутся за основу, и не являются основанием для этого расчеты астрономов и звездочетов.

    Имам Ан-Науауий сказал в своей книге «Аль-Маджму‘»:

    وَمَنْ قَالَ بِحِسَابِ الْمَنَازِلِ فَقَوْلُهُ مَرْدُودٌ بِقَوْلِهِ صلى الله عليه وسلم فِي الصَّحِيحَيْنِ

    Это означает: «Тот, кто опирается на расчет в определении положения луны, то его расчеты отвергаются и не принимаются во внимание . Так как Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

    إنَّا أُمَّةٌ أُمِّيَّةٌ لاَ نَحْسِبُ وَلاَ نَكْتُبُ، الشَّهْرُ هَكَذَا وَهَكَذَا، صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ، فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْفَأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلاثِين يَوْماً

    Это означает: «Мы такой народ, который не живет по подсчетам и расчетам, предположениям и догадкам. Мы не записываем и не подсчитываем. Месяц бывает и таким (то есть 29 дней), и таким (то есть 30 дней). Начинайте соблюдать Пост, увидев новолуние (Рамадана), и завершайте соблюдение Поста, увидев новолуние (Шаууаля). А если небо было закрыто, то дополните месяц Ша‘бан 30-м днем».

    Данный Хадис передали имамы Аль-Бухарий, Муслим и другие.

    Тот, кто увидел молодой месяц Рамадан, должен соблюдать Пост. Тот же, кто не видел сам, но узнал об этом от достоверного мусульманина обязан соблюдать Пост Рамадана. Абу-Даууд рассказывал, что сын ‘Умара (II Халифа), да благословит их Аллаh, сообщил Пророку Мухаммаду, мир Ему, что он видел молодой месяц Рамадан, после чего сам Пророк соблюдал Пост и приказал соблюдать его другим верующим.

    Если будет подтверждено начало Поста в какой-либо местности, то его обязаны соблюдать все жители данной местности, а также соседних с ней, расположенных в одном временном поясе (т.е. солнце на их территориях восходит и заходит в одно и то же время), согласно мазhабу имама Аш-Шафи‘ий. Согласно мазhабу имама Абу Ханифа, Пост обязаны соблюдать все верующие, находящиеся в любой точке земли, узнавшие о начале месяца Рамадан, независимо от расстояния. Согласно этому мнению жители востока обязаны соблюдать Пост Рамадана, даже если им сообщили о его начале жители запада, и наоборот.

    Аллаh предписал нам соблюдение Его Законов, переданных последнему Пророку Мухаммаду, мир Ему, после которого не будет никакого нового закона Божьего до Судного Дня. И эти Законы пригодны для всех веков, времен и эпох, они не устаревают до самого Конца Света. И мы с помощью Аллаhа будем стойко соблюдать учение последнего Пророка, мир Ему. Поэтому напоминаем, что недопустимо искажение Шари’ата и внесения каких-либо изменений в него, а тот, кто делает это под предлогом цивилизации и технологического прогресса, как будто говорит, что в Законах Бога есть недостаток и он пришел исправить его, или как будто кто-то после Пророка Мухаммада, мир Ему, получает Откровение, что в обоих случаях является абсурдом и в корне противоречит учению Ислама.
    Истинные последователи Пророка, мир Ему, знают, верят и признают, что Он правдив во всем, что возвести и что передал от Аллаhа, и не игнорируют то, чему Он учил. При этом мы должны знать, что Ислам не против всестороннего развития и научного прогресса, а лишь запрещает искажения Шари’ата.

    Поэтому, согласно вышесказанному, начался ли новый месяц, можно узнать вечером после захода солнца 29-го числа текущего месяца Шабан, наблюдая за новой луной. На сайте Центрального духовного управления мусульман Крыма — Таврического муфтията мусульманами было установлено наблюдение, что 1 день месяца Шабан (месяц предшествующий месяцу Рамадан) соответствует 6 апреля 2019 года, соответственно 29 числа месяца Шабан соответствует 4 мая 2019 года будет наблюдение за новолунием начала месяца Рамадан.

    Если мусульмане путем наблюдения вечером 4 мая 2019 года увидят молодой месяц значить 1 день месяца Рамадан 2019 года — 5 мая 2019 года, а если не увидят, то 5 мая 2019 года принято считать 30 днем месяца Шабан и соответственно тогда 6 мая 2019 года — 1 день месяца Рамадан 2018 года.

    Значит, 1й день месяца Рамадан (Ораза) 2019 года или 5 мая или 6 мая, и это зависит от наблюдения за новолунием. Чтобы знать точно о результатах наблюдения за началом месяца Рамадан 2019 года следите вечером 4 мая 2019 года за обновлением сайта Таврического муфтията , где будет объявлено согласно наблюдению когда начался месяц Рамадан 2019 года.

    Паломничество — это целенаправленное посещение Ка’бы, того Дома, о котором Всевышний сказал в Кор’ане (Сура “Али ‘Имран», Аяты 96-97) означающее:

    “Воистину, первым Домом, который был построен Адамом для людей, является тот, который находится в Мекке. Он был воздвигнут для миров как благословение и руководство к спасению. В нём есть ясные знамения: там находится макам Ибрахима это имя произносится на арабском как إبراهيم (Авраама) — то место, где стоял Пророк Ибрахим. Тот, кто войдёт в эту мечеть — окажется в безопасности”.

    Паломничество обязан совершить один раз в жизни каждый разумный (несумасшедший), совершеннолетний и свободный от рабства мусульманин, если он имеет для этого финансовую возможность.

    История этого ритуала уходит в древность. Когда Аллах повелел Пророку Ибрахиму призвать людей к совершению Хаджа, посланник спросил: «А как призвать, чтобы слышали все?» В ответ Ибрахиму было дано Откровение о том, что Господь Сам даст услышать призыв Пророка. Известно, что все Пророки после Ибрахима выполняли Паломничество.

    Когда Пророк Ибрахим возвестил о том, что Аллах повелел совершать Паломничество, его воззвание услышали те души, которым суждено совершить паломничество с того времени и до Конца Света. А души, которым не было суждено совершить паломничество, не услышали призыва в тот день.

    В Аятах Суры “Аль — Хадж” сказано о том, что паломничество является одним из пяти Столпов Ислама. То же самое мы находим в высказываниях Пророка Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему, означающее:

    “Ислам основывается на пяти Столпах:

    1. Признание и Вера в то, что нет божества кроме Аллаhа и Мух аммад — Его Пророк и Посланник
    2. Совершение пятикратного Намаза
    3. Ежегодное отчисление средств состоятельными мусульманами в качестве Закята
    4. Совершение Паломничества (Хадж) к Священному Дому (Ка‘бе)
    5. Соблюдение Поста в месяце Рамадан”.

    Ритуал паломничества отличается от других основных столпов Ислама тем, что Хадж — это обряд особого рода, характеризующийся единством времени и места его совершения. Он вершится лишь в определённое время и в установленном месте, о которых сказано в Кор’ане.

    Польза Хаджа для людей — очищение от грехов. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал означающее:

    “Кто совершил Хадж, не нарушив ею половыми актом, и не совершил большие грехи — очистился от грехов и стал чистым, подобно новорожденному».

    Доказательства существования Бога

    Хвала Аллаху в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую , Который сотворил нас обладающими разумом. Теологи Ислама говорили, что разум — это инструмент, помогающий отличить полезное от вредного, дающий нам возможность распознавать добро и зло, и несомненно, всё это на основе получаемых в соответствии с Шариатом знаний. Ведь именно опираясь на знания Шариата, мы можем судить, что есть благо для нас, а что вред. Воистину, Аллах в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую Всевышний повелел нам использовать дарованный разум, поэтому не стоит пренебрегать этим благом, а следует использовать его с пользой для себя.

    Наблюдая за окружающим миром, размышляя над тем, как он появился и устроен, человек способен прийти к осознанию того, что:

    — несомненно, существует Создатель, сотворивший весь этот мир,

    — и Создатель этого мира не похож на Свои создания.

    Мы убеждены без сомнения в том, что существование Вселенной — есть доказательство существования ее Создателя. Ведь наш разум не воспринимает существования действия без действующего, также как не может быть написанного без написавшего или строения без построившего. Тем более наш разум не может признать существование всего этого мира без его Создателя.

    Стоит лишь оглянуться вокруг, и перед нашим взором предстанут многочисленные создания нашего Господа. Все окружающие предметы, воздух, солнце, небо, облака, грандиозное пространство Вселенной, а также наши действия, мысли, чувства, и даже само время, — все это создания Аллаха. Есть большая польза в том, чтобы размышлять над тем, как удивителен окружающий мир. Как восхитительна смена дня и ночи, как движется луна, как прекрасен небесный свод и звезды, как поднимается солнце на восходе, садится на закате, как бушуют ветра… И несмотря на то, что мы восхищаемся устройством этой вселенной, гармонией чередующихся событий, красотой природы и множеством благ, которые можем получить, мы ни в коем случае не приписываем Божественность кому-либо или чему-либо из этих созданных.

    Некоторые люди ошибочно приписывают Божественность природе и ложно утверждают, будто бы природа создала что-либо, наделив бытием после небытия. На самом же деле, природа не имеет ни воли, ни выбора, ни знаний, соответственно, не может создавать и определять всякому сущему возможность его бытия или небытия. В русском языке, как известно, слово «природа» имеет два наиболее употребляемых значения. Одно из них это «окружающий нас мир», другое — «качества присущие объектам».

    Например, природой огня является сжигание, полыхание, жар, свет и т.д. Природой воды является текучесть, жидкое состояние. Природа льда-холод, твёрдость, хрупкость. И очевидно, что качества того или иного тела не существуют до появления самого тела, которому это качество присуще. Как например, холод и хрупкость льда существуют с момента появления льда, а без льда нет его хрупкости и прочих качеств, присущих ему. Природа существует с того момента, когда появляется то, чему она присуща. Природа огня существует с момента появления огня, также, как и природа воды существует с момента появления самой воды. Не может Создателем для появившегося быть то, чего когда-то вообще не было!

    Если же мы говорим о природе как об окружающей нас среде, то следует понимать, что она тоже имеет свои качества, и является частью от этого мира. А часть этого мира не способна быть создателем для всего мира. Очевидно, что природа не является Создателем вселенной.

    Подобно этому, отвергается здравым разумом и ложное убеждение о том, что этот мир будто бы создал сам себя. Ведь является абсурдом, чтобы что-то одновременно являлось бы и создателем, и созданным. Т.е. исходя из этого ложного суждения, вселенная должна была уже существовать, чтобы давать бытие чему-либо, но одновременно с этим не существовать, чтобы быть созданной и появившейся, а это противоречит здравому смыслу.

    Пророк Мухаммад в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему и благословение, сказал означающее: «Аллах был Вечно, и ничего не было кроме Него»,

    т.е. не было света, темноты, воды, воздуха, земли, небес, Аль-Курсийя, Аль-‘Арша, людей, джиннов, Ангелов, времени, места, не было верха, низа и других направлений… Не было абсолютно ничего из созданных, а Аллах был Вечно без начала. И если бы Он не был Вечным без начала, то был бы созданным, а созданный не может быть Богом. Аллах существовал вечно до создания вселенной и не было такого понятия по отношению к Нему «во вселенной» или «вне вселенной». Воистину Аллах — Создатель образа, места, направлений, и Ему не присущи ни образ, ни местонахождение, ни направление.

    Пророк Мухаммад в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему и благословение, сказал означающее: «Господа невозможно охватить разумом». А также Ибн ‘Аббас, двоюродный брат Пророка, сказал означающее: «Размышляйте о созданиях Аллаха и воздерживайтесь от размышлений о Его Сущности». То есть знание об Аллахе не достигается путем воображений, представлений и иллюзий. В то время, как внимательное наблюдение и вдумчивое изучение созданных позволяет узнать о Могуществе и Величии их Создателя, сделать вывод о том, что Создатель превыше всех качеств, созданных и не похож на Свои создания.

    Чтобы знать об Аллахе и верить в Него, нельзя пытаться Его представлять, ведь воображаемое нуждается в том, Кто создал для него этот образ и вид. Создателем всего является Аллах, и Он не воображаем умом. Мысли, образы, размышления — все это является созданным. Все образы и воображения, возникающие в сердце человека, видел ли он их или нет, — созданы.

    Невозможно достичь в воображении Того, Кому не присущ образ, вид или облик. Как сказал Имам ‘Али означающее: «Тот, кто создал образ, Сам его не имеет». А также сказано в Коране это слово необходимо читать на арабском как - الْقُـرْآن означающее: «Бога не достигнуть в иллюзиях». Нам нужно следовать Шариату, а не иллюзиям, так как Шариат подтверждает, что Аллаха не постигают воображением, потому что Он не созданный и Ему не присущ образ.

    А также сказано в Коране это слово необходимо читать на арабском как - الْقُـرْآن означающее: «Нет ничего подобного Ему». А великий ученый, известный под именем Зун-Нун Аль-Мисрий, сказал означающее: «Что бы ты себе ни представил — Аллах на это не похож». Иными словами, Аллах не похож ни на что из того, что мы можем себе представить. Потому что все, что мы себе представляем, это созданное. Нам, созданным, когда-то не существующим, нужно признать нашу слабость в том, что невозможно постичь воображением Сущности Того, Кто не создан и не имеет начала Своего существования. И в следовании этому пути для человека есть спасение от попадания в ошибки, в которых «утонули» те, кто оставил разум и слепо последовал за воображением.

    Аллах повелел нам размышлять о Его творениях, для того, чтобы мы знали, что Создатель на них не похож. Также размышления о созданных необходимы по причине того, что усиливают веру в существование Аллаха, Его Всемогущество и Всезнание. Аллах даровал нам большие блага на этом свете. Воистину Аллах Всемогущий Создатель всего, и нет границ Его Всемогуществу. Воистину Аллах — не тело (не объект) и не качество тел, Ему не присущи границы. Никто не может противостоять Ему, и нет равного Ему или подобного Ему.