Что делать дома с ребенком 2 лет. Чем заняться с ребенком от года до двух

Двухлетний ребенок со многими заданиями уже умеет справляться самостоятельно. Он живо интересуется игрушками, легко вовлекается в развивающие игры и быстро впитывает информацию. Как можно развивать ребенка этого возраста и какие занятия для этого использовать?


С ребенком в 2 года можно поиграть во множество игр!

Особенности возраста

  • У ребенка заметно улучшается координация движений, поэтому малыш становится способен играть с конструктором, сортером, мозаикой, пазлами и подобными игрушками.
  • Логическое мышление крохи развивается очень быстро. Ребенок способен находить решение разнообразных задач, выяснять, как работает предмет или как он устроен.
  • Одновременно развивается и чувство пространства. Ребенок пробует направлять мяч ударом ноги, забрасывать его в кольцо. Общая координация во время передвижения становится лучше – у ребенка получается контролировать направление, в котором он двигается, остановки, а также скорость движения.
  • Независимость и самостоятельность ребенка 2 лет также увеличивается. Теперь малыш будет пробовать изучать новое без вашей помощи.


Большинство детей в 2 года проходят через кризис "нет"

Что должен уметь ребенок?

Большинство деток в возрасте двух лет уже умеют:

  • Бегать и подниматься по лестнице.
  • Закрывать и открывать дверь.
  • Перешагивать через препятствия.
  • Строить башни и домики из кубиков и конструктора.
  • Собирать пирамидку из колечек разной величины.
  • Ловить мячик обеими руками.
  • Воспроизводить несколько действий в сюжетной игре.
  • Есть ложкой, а также пить из чашки.
  • Помогать маме по дому.
  • Понимать короткие рассказы о знакомых событиях.
  • Отвечать на простые вопросы.
  • Показывать части тела и лица.
  • Произносить около 100-300 слов.
  • Связывать 3-4 слова в предложение.
  • Называть предметы на картинке.
  • Прощаться и здороваться.
  • Договаривать слова в знакомых стишках и песнях.
  • Имитировать звуки животных.
  • Рисовать каракули на бумаге.
  • Различать 3-4 цвета.


Усердно позанимайтесь с ребенком на "слабые" области

Рост и вес

По сравнению с показателями в 1,5 года к двухлетию детки набирают около 1300 грамм и вырастают примерно на 5-6 см. Для девочек все показатели обычно будут немного меньше, чем для мальчиков. Чтобы ориентироваться, нормально ли физически развивается малыш, предлагаем вам таблицу со средними значениями основных показателей, а также границами нормы для деток разного пола:

Стоит ли переживать по поводу отклонений от приведенных физических норм, смотрите в передаче доктора Комаровского.

К двухлетию у многих деток завершается прорезывание зубов. В среднем малыши этого возраста имеют 16-20 молочных зубов.


Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Виды развития ребенка

Физическое

Этот вид развития помогает ребенку становиться более выносливым и ловким. Двухлетний малыш нуждается в ежедневной физической активности.

Занятия для физического развития 2-летних детей бывают такими:

  • Чередуем быстрый бег с медленным.
  • Бегаем на носочках.
  • Учим ребенка прыгать на двух ногах на месте.
  • Игры с мячом – бросаем об стену, ловим, бросаем маме.
  • Для удержания равновесия ходим по скамейке, доске на полу.
  • Копируем движения животных после показа мамой – прыгаем, как заяц, ходим, как медведь, ползаем, как гусеница, громко топаем, как слон, машем руками, как птица.
  • Перекатываемся по полу.
  • Прыгаем, как лягушка, из полуприсевшего положения.
  • Тянемся вверх к подвешенным предметам.
  • Бегаем по комнате, огибая препятствия (к примеру, разложенные на полу подушки).
  • Переносим нетяжелые вещи большого размера.
  • Ходим по неровной поверхности.
  • Ходьба по нарисованной линии – прямой и извилистой.
  • Подлезаем под натянутую веревку.
  • Вместе с другими детками бегаем паровозиком, играем в догонялки, устраиваем хоровод.
  • Висим на кольцах или турнике.
  • Осваиваем лазание по спортивной стенке.
  • Прыгаем по «кочкам» – разложенным на полу подушкам.
  • Пролезаем сквозь туннель.
  • Прыгаем на фитболе.
  • Играем в улитку – ползаем с подушкой на спине.
  • Ходим на руках.


Дети двух лет очень любят играть в активные игры

Познавательное

Этот вид развития малыша включает изучение окружающего мира, свойств предметов, развитие логического мышления, внимания, памяти, изучение элементов математики. Занятия для познавательного развития двухлетнего ребенка могут быть такими:

  • Изучение геометрических фигур.
  • Изучение цветов предметов.
  • Отыскать названный объект в помещении, на улице или на картинке.
  • Найти пару, выбирая из похожих предметов.
  • Найти одинаковые узоры на шапках, варежках, блюдцах и тому подобных изображениях.
  • Изучение понятий «мало» и «много».
  • Определение различия числа предметов – ребенок учится различать 1 и 2.
  • Сортировка предметов по цвету и величине.
  • Ориентация в пространстве с изучением понятия «справа», «внизу», «слева», «вверху».
  • Складывание пазлов и разрезных картинок, в которых есть 2-4 детали.
  • Сопоставление картинок, а также предметов в играх «где чья мама», «где чей дом», «кто что ест» и подобных.
  • Отгадывание простых загадок – кто ест травку и говорит «му», кто белый и любит морковку.
  • Складывание матрешек и стаканов друг в друга.
  • Строить башню из разноразмерных стаканов или кубиков (сортировка по величине).
  • Сопоставление геометрических фигурок с проекциями на рисунке.
  • Классификация карточек с предметами по общему признаку, например, продуктов, животных, игрушек.
  • Отыскать целое по части, например, подобрать дому крышу или хвост животному.
  • Найти фигуру, учитывая 2 признака – среди всех кругов найти маленький красный, среди всех квадратов отыскать большой зеленый.
  • Изучение понятий «низкий» и «высокий», «узкий» и «широкий», «короткий» и «длинный».
  • Подобрать предмету тень.
  • Найти недостающую часть картинки.
  • Игра «что пропало» (спрятать одну из игрушек или картинок) или «что появилось» (добавить картинку или игрушку).
  • Игры в прятки.
  • Вспоминаем вместе, что делали утром, вчера, на прогулке.
  • Запоминать сюжет картинки.
  • Игра в «наперсток» с маленькими игрушками.
  • Изучаем диких, а также домашних животных. Показываем ребенку их детенышей, рассказываем простые факты об их жизни, называем части тела (копыта, рога, хобот).
  • Изучаем птиц, а также насекомых.
  • Знакомство с понятием дня и ночи, а также разделение дня на утро, обед и вечер.
  • Изучение явлений природы, например, смотрим на радугу, снег или дождь.
  • Знакомство с 3-4 цветками, которые растут в вашей местности.
  • Изучение часто встречающихся овощей и ягод, а также фруктов и грибов.
  • Знакомство со временами года.
  • Разговоры на тему транспорта, профессий, поликлиники, частей тела человека, магазина, семьи, аквариума, моря, поездов, материалов, города, электроприборов и другие.
  • Если ребенку вскоре предстоит начать ходить в детский сад, важно уделить внимание обсуждению темы садика.
  • На прогулке можно изучать правила дорожного движения, растительность, транспорт, небо и солнце, природные материалы (камни, листья, ветки), дома.
  • Также во время прогулок можно играть со снегом, с лужами, с солнечными зайчиками, с тенями и с песком.


В первую очередь, игры должны доставлять удовольствие и малышу, и родителям

Сенсорное

Музыкальное

Такой вид развития направлен на слух ребенка, музыкальное восприятие, узнавание музыкальных инструментов. Также к нему относят танцы и пение.

Чтобы музыкально развивать ребенка, подойдут такие игры и занятия:

  • Прослушивание детских песен.
  • Прослушивание классической музыки.
  • Отличаем разную музыку – медленную от быстрой, грустную от веселой, тихую от громкой.
  • Прислушиваемся к разнообразным звукам на прогулке – шуму автомобилей, пению птиц, шуршанию листвы и другим.
  • Определяем источник звуков, например, отыскиваем на дереве птицу.
  • Играем на разных детских музыкальных инструментах.
  • Слушаем звуки разных инструментов.
  • Слушаем пение мамы.
  • Танцуем с мамой медленно и быстро, прихлопываем и притопываем, делаем «фонарики» ручками, ставим ножку на пятку, а потом на носок, водим хоровод.

Проведите занятие, показанное М. Л. Лазаревым (экспертом по музыкальному развитию) с ребенком 2 лет.

Речевое

Развитие речи ребенка нацелено на увеличение словарного запаса малыша и стимуляцию повторения слов за взрослым. Немаловажно также выполнять упражнения для артикуляции.

Занятия для речевого развития с малышом 2 лет могут быть такими:

  • Пополнение пассивного словарного запаса крохи, постоянно общаясь с малышом и рассказывая обо всем, что происходит в его жизни.
  • Чтение книг (сказок, стихов), а также обсуждение прочитанного.
  • Задавать малышу вопросы об изображении на картинке или происходящем вокруг ребенка.
  • Разыгрывать с крохой простые сказки.
  • Слушать и петь песни.
  • Описывать предметы, которые видит малыш, используя прилагательные.
  • Использование в речи предлогов (за, перед, около, в), местоимений (тут, там), наречий (близко, низко, далеко, справа, высоко, слева и других).
  • Учимся дуть на свечу, листья, вату, а также играем с мыльными пузырями. Дуть можно как плавно, так и резко.
  • Строим рожи зеркалу, показывая язык, стуча зубами, открывая широко рот.
  • Учимся говорить шепотом и громко.


Задувание свечей, выдувание мыльных пузырей является веселым упражнением для речевого развития крохи

Проводите с крохой занятия на артикулляцию, которые помогут крохе говорить звуки более чисто. Один из примеров – упражнение «Чашка и блюдце», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.

Мелкая моторика

Ее развитие важно для развития речи, поскольку в мозгу человека зона, отвечающая за движение рук, находится в непосредственной близости к речевой зоне. Благодаря такому близкому расположению занятия, во время которых задействованы пальчики ребенка, положительно сказываются на речевом развитии крохи. Вот подходящие для двухлетнего ребенка занятия для мелкой моторики:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Занимаемся рисованием, созданием аппликаций и лепкой.
  • Игры с рамками-вкладышами, конструкторами, мозаикой, шнуровками, сортерами, пирамидками.
  • Пересыпаем крупу из одной емкости в другую, используя ложку, воронку, руки, детскую посудку.
  • Переливаем воду из одной емкости в другую, используя детскую посуду, лейку, кувшин, воронку.
  • Игры с наклейками.
  • Застегивание и расстегивание липучек на игрушках, одежде и обуви.
  • Расстегивание молнии, кнопок, пуговиц.
  • Вылавливаем в воде (в тазике, миске, стакане) маленькие плавающие предметы ситом или ложкой.
  • Набираем воду пипеткой либо клизмой, переливаем в другую емкость.
  • Собираем воду с помощью губки.
  • Комкаем и рвем бумагу.
  • Создаем узоры, используя небольшие камешки, крупную фасоль, макароны, палочки.
  • Игры с прищепками.
  • Подбираем крышку к банкам и бутылочкам. Закручиваем и откручиваем их.


Из подручных средств можно придумать множество занятий для развития крохи

Развитию моторики способствуют игры с крупой. Обязательно организуйте такие занятия. Мусор после игр легко убрать пылесосом.

Творческое

Этот вид развития стимулирует творчество малыша и может включать рисование, конструирование, лепку, создание аппликаций и подобные действия.

Творческие занятия с карапузом 2-летнего возраста могут быть такими:

  • Рисуем круги, линии (они могут быть длинными, короткими, горизонтальными, вертикальными), дорожки.
  • Дорисовываем ниточки к шарикам, стебли цветам, иголки ежику, траву, дождь и другие простые элементы.
  • Рисуем узоры на полотенце либо коврике.
  • Выбираем цвет для рисунка.
  • Рисуем палочкой по снегу, манной крупе или песку.
  • Оставляем на бумаге отпечатки краски, используя губку и штампы.
  • Учимся рисованию красками, используя кисточку.
  • Рисуем пальчиками.
  • Пробуем раскатывать пластилин или тесто, делая колбаски и шарики.
  • Отламываем часть пластилина или теста, чтобы сплющить эти комочки в пальцах или ладонями.
  • Раскатанную колбаску соединяем концами.
  • Лепим комочки пластилина на картон, например, чтобы получились украшения на елке, зернышки для курочки.
  • Учимся размазывать пластилин по бумаге.
  • Оставляем отпечатки на пластилине или тесте, используя разные предметы.
  • Режем тесто ножиком из пластмассы и вырезаем формочками для печенья.
  • Делаем аппликации из рваной или скомканной бумаги, а также из ваты.
  • Выполняем аппликацию объекта, состоящего из двух или трех частей, например, гриба, дома.
  • Делаем сюжетные аппликации из двух или трех объектов, например, дом, туча и солнце.
  • Используем в играх блоки Дьенеша, конструктор лего, а также палочки Кюизенера. Строим из них дом, мост, забор, гору.


Творческое развитие крохи - это весело!

Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо», которое показано в видео с О. Н. Тепляковой – экспертом по интеллектуальному развитию.

Социальное

Двухлетнему малышу важно общение со сверстниками. Кроха тянется к другим детям и копирует их действия. В социальном развитии малыша также большое значение уделяют приобретению бытовых навыков. Занятия для социального развития 2-летнего ребенка будут такими:

  • Обращаем внимание карапуза на других деток, стараясь пробудить к ним симпатию.
  • Знакомство с другими детьми во время прогулок, предложение поиграть вместе. Так как в данном возрасте детки не умеют еще взаимодействовать в игре, очень важно участие в совместной игре взрослого. Особенно важно учить кроху играть с другими малышами, если вскоре ребенок начнет посещать детский сад.
  • Учим ребенка меняться игрушками.
  • Объясняем, когда нужно жалеть других людей, например, если мальчик упал.
  • Обучаем ребенка мыть руки с использованием мыла, полотенца.
  • Убираем вместе с малышом со стола после еды.
  • Собираем разлитую жидкость губкой.
  • Учим кроху самостоятельно снять одежду, а также надеть ее.
  • Поливаем с ребенком цветы.
  • Вместе убираем игрушки, складывая их на место.


Учите ребенка делиться игрушками, сочувствовать детям

В возрасте двух лет частой проблемой является нежелание ребенка делиться игрушками. Как понять кроху и что делать в этом случае, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Если вы видите агрессию ребенка по отношению к другим детям, посмотрите видео мамы Лары (Ларисы Свиридовой), где она доступно рассказывает о том, как следует действовать в этом случае.

У многих родителей возникает волнение по поводу того, что у ребенка часто забирают игрушки, а он их не отстаивает. Стоит ли волноваться по этому поводу, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

С другой стороны, есть дети, которые ни в коем случае не хотят делиться своими игрушками. В следующем видео Ларисы Свиридовой вы увидете, как правильно поговорить с ребенком и научить его делиться.

Крайне актуальная тема для многих семей – истерика ребенка при неполучении желаемого. Как вести в этой ситуации родителям, смотрите во фрагменте передачи Комаровского.

Примерная программа упражнений на неделю

Составление недельного плана развивающих занятий для крохи помогает решить сразу несколько задач:

  1. Не перегружать ребенка занятиями в целом.
  2. Не повторять одинаковые занятия.
  3. Не упустить какой-либо вид развития.
  4. Не переживать, что ребенок мало развивается и вы что-то упускаете.

Мы предлагаем пример недельного распорядка занятий для развития двухлетнего ребенка:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Бег с препятствиями

Ходьба по нарисованной волнистой линии

Занятие с фитболом

Прыжки по «кочкам»

Игра в «улитку»

Ходьба на руках

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Подбираем предмету тень

Изучаем домашних животных

Сортируем предметы по цвету

Изучаем времена года

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное развитие

Щупаем холодные и теплые предметы

Изучаем материалы на ощупь

Изучаем вкус

Трогаем гладкие и шершавые предметы

Мелкая моторика

Играем с крупой

Пальчиковая гимнастика

Игра со шнуровкой

На прогулке создаем узоры из маленьких камешков

Игра с прищепками

Игры с песком

Игра с наклейками

Музыкальное развитие

Поем с мамой

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Слушаем классическую музыку

Слушаем детские песенки

Речевое развитие

Читаем сказку

Читаем стихи

Кривляемся перед зеркалом

Обсуждаем картинки в книге

Разыгрываем сказку

Задуваем свечи

Совместное чтение с обсуждением прочитанного

Творческое развитие

Рисование красками

Лепка с соленым тестом

Аппликация из рваной бумаги

Социальное развитие

Общение с другими детками

Идем в гости

Прогулка в песочнице

Это лишь примерный план развития малыша в возрасте 2-2,5 лет. Для составления собственного плана важно учесть и умения карапуза, и его темперамент, и интересы ребенка, и ваши цели.

В плане следует отметить обязательные занятия, например, визит к массажисту, посещение кружков, плавание в бассейне. Определите самые важные сферы развития вашего ребенка и запланируйте занятия по ним 5-7 раз в неделю. Обязательно оставьте в плане место для импровизации или самостоятельных игр малыша. Через 1-2 недели вы сможете проанализировать выполнение плана, после чего некоторые занятия убрать или заменить.

  • Помните, что концентрация ребенка на игре в 2-летнем возрасте длится лишь несколько минут, поэтому занятие не должно быть длительным.
  • Обязательно похвалите ребенка, если у него что-то получилось. Это будет стимулом для дальнейших успехов крохи.
  • Нельзя ругать ребенка, если он отказывается заниматься, а также в случаях, когда что-то не получилось.
  • Постарайтесь сделать развивающие игры интересными для малютки. Они должны приносить малышу радость, а не вызывать скуку.
  • Давайте ребенку возможность выполнять задание самостоятельно, даже если это будет очень долго. Кроха не сможет ничему научиться, пока вы будете более активны в игре, чем сам ребенок.


    Получайте удовольствие от игр с малышом

    Уход и режим

    Для развития ребенка двухлетнего возраста немалое значение имеет здоровье крохи, которое поддерживается правильным режимом дня и уходом:

    1. Важно следить, чтобы у ребенка было достаточно отдыха. Малыши этого возраста спят около 12-13 часов в сутки. У двухлеток есть один дневной сон, который длится 2-2,5 часа.
    2. Утро крохи должно начинаться с умывания и чистки зубов, а также причесывания. Также важно приучить малыша к гигиене, напоминая, что после прогулки и перед едой обязательно следует вымыть руки.
    3. После дневного сна часто проводят процедуры для закаливания, например, обтирание либо обливание ног.
    4. Многие дети к 2-летию уже освоили горшок и используют его по назначению. Чтобы попроситься на горшочек, ребенок произносит слова или делает знак. Некоторые детки подходят к горшку и снимают штаны.
    5. Гулять с ребенком двух лет советуют ежедневно 1-2 раза, так как крохе очень нужен свежий воздух. Одевать малыша следует по погоде, чтобы не допустить перегрева, но и не позволить ребенку замерзнуть.

    В двухлетнем возрасте детям все интересно. Они непоседливы, любопытны и готовы к постоянному освоению нового. В этот период появляется желание делать все самому или играть вместе с родителями. Важно занять ребенка дома, чтобы игры были интересными и приносили пользу.

    В этом возрасте детям трудно усидеть на месте, они готовы бегать, скакать и залезать во все мыслимые и немыслимые места. Поэтому, вам нужно строго контролировать игры и поведение крохи, чтобы он не получил травмы или не залез в запрещенные места. Чтобы пустить энергию малыша в нужное русло, важно много времени отводит для игр и занятий с ним. Многие родители допускают ошибку, сажая кроху за просмотр мультиков или давая для игр современные гаджеты. Это, конечно, дает время для занятий своими делами, но негативно отражается на развитии. Дети теряют интерес к другим занятиям и играм, могут закатывать истерики при выключении планшета или мультиков.
    Чтобы провести время весело и с пользой, нужно знать, чем заняться с ребенком 2 лет. Если имеется возможность, можно устроить ребенка в ясли или специальный развивающий центр, где много времени уделяют играм и развитию крохи. Но если, нет возможности, вполне можно найти полезные и интересные занятия для малышей от 2 лет и самим. Но, при выборе занятий стоит помнить физиологические особенности детей этого возраста. Дети не могут длительно усидеть на месте, их внимание рассеяно, и они концентрируются на одном деле не более 15-20 минут. Затем нужно менять сферу деятельности. Планируйте занятия так, чтобы не утомлять ребенка, если он не хочет играть в вашу игру, не настаивайте, предложите ему самому выбрать из нескольких вариантов. В этом возрасте кроха уже многое умеет, но не может сам организовать свои игры и развлечения, в этом вы способны ему помочь, даже выполняя свою домашнюю работу.

    Чем занять ребенка в 2 года дома

    Всегда можно придумать много вариантов того, чем заняться с ребенком 2 лет дома. Дети умеют хорошо управлять со столовыми приборами, поэтому, после еды предложите покормить игрушки, устроив им застолье. Малыш может накрывать им на стол, готовить «еду» и угощать гостей. Помогайте ему, подсказывайте, но дайте самостоятельность в «приготовлении блюд» и приеме гостей.
    Можно при уборе попросить малыша разобрать игрушки в разные коробки по цвету или размеру, пока вы приводите дом в порядок. Можно дать крохе тряпку для протирания пыли или веник, чтобы он «помогал» в уборке. Это не только займет малыша, но и привьет ему основы помощи взрослым. Не ругайте, если что-то не получается, всегда хвалите за успехи.
    Восторг детей вызывают наклейки, особенно которые можно переклеивать несколько раз. Можно делать это на специальной доске, листе, окне или холодильнике. Также для холодильника интересным занятием станут магниты, которые можно менять местами, сортировать по размерам и цветам. Это могут быть буквы, цифры, картинки, фигурки.
    Как еще развлечь ребенка в 2 года дома? Дети уже умеют держать в руках карандаши и фломастеры, предложите малышу порисовать. Можно также для творчества приобрести специальную доску с водными маркерами или мелками. Только помните, зачастую рисование может плавно перейти на палас, стены или даже домашних животных. Нужно следить за крохой.
    Часто детей увлекает процесс приготовления еды мамой. Во время работы на кухне дайте ребенку детские наборы посуды и игрушечные овощи-фрукты. Пусть он вместе с вами готовит еду, при этом повторяйте с ним названия продуктов и посуды, цвет и форму предметов. Вполне можно разрешить игры с кастрюлями и ложками, нет ничего увлекательнее «взрослых» игрушек. Но следите за безопасностью ребенка на кухне!
    Полезными будут игры с крупой, макаронами, соленым тестом под присмотром вас. Дети могут пересыпать крупы, сортировать их, прятать и искать в них игрушки. Это развивает мелкую моторику, что крайне полезно для речи и общего развития.

    Досуг двухлетнего малыша существенно отличается от годовалого, что неудивительно. Кроха становится вдвое активнее, любознательнее, сообразительнее. Задача мамочки: не упустить время и максимально полно загрузить чадо упражнениями на развитие мелкой моторики, творческого мышления, речи, слуха, чувства ритма, памяти, наблюдательности, внимания, логики.

    В 2 года дети стремятся все делать самостоятельно, из их уст постоянно звучит фраза: «Я сам». Родителям ни в коем случае нельзя отбивать охоту браться за все самому. Важно при этом запастись терпением и неустанно ждать, пока ребенок будет неумело возиться с застежками, пуговичками, шнурками. Рекомендуется постоянно нахваливать его, поощрять, независимо от конечного результата действий.

    Психологи настаивают на том, что уже в двухлетнем возрасте следует видеть в ребенке личность, показывать ему, что он уже взрослый, вполне сознательный человек. Для этого чаще нужно садиться на корточки, чтобы глаза находились на одной с ним высоте от пола, а не смотреть свысока, снисходительно раздавая похвалу.

    Упражнения по развитию речи, мелкой моторики

    Взаимосвязь речевого аппарата и моторики пальчиков давно доказана известными медиками, педагогами. Чем больше ребенок выполняет движений пальчиками рук, тем больше он провоцирует к развитию отделы головного мозга, отвечающие за речь. Для малыша одинаково важно научиться координировать движения рук и проговаривать свои действия вслух. Идеальными занятиями по развитию мелкой моторики и речи считаются:

    • пальчиковые игры;
    • прикосновения, массаж;
    • сортировка мелких предметов;
    • лепка, пазлы;
    • пирамидки, кубики, матрешки, крупный конструктор.
    1. Основными упражнениями, как и , остаются пальчиковые игры . Разгибая, загибая пальцы, повторяя при этом стишки, присказки, потешки, ребенок учится управлять телом, запоминать фразы.
    2. С помощью массажа мамочка разогревает ручки, учит правильно держать пальчики. Сами прикосновения тоже важны - в них присутствуют элементы нежности, ласки, необходимые для того, чтобы кроха чувствовал себя любимым, защищенным.
    3. сортировкой мелких предметов , увлечь непоседу можно надолго. В два годика он с удовольствием сосредотачивается на перебирании круп, макарон, бусинок, камешков. При этом не стоит оставлять чадо наедине, чтобы он не наелся предметов, с которыми играет. Одно дело, если это будет рис, и совсем другое - если в организм попадут несъедобные предметы.
    4. В 2 года важно дать в руки разные материалы, отличающиеся на ощупь . Малыш должен учиться различать: мех, бархат, шелк, бумагу, фольгу, деревянные палочки (карандаши), резиновые мячики, пластилин. Когда он трогает их, произносите вслух свойства материалов, название для запоминания.
    5. Если вы решили занять лепкой из пластилина, предварительно разогрейте его, подготовьте трафареты. Начинать лепку лучше с простых фигур (треугольник, круг, квадрат), со временем добавляя новые элементы.
    6. Пирамидки, кубики, кольца позволят познакомиться с цветами. Первые конструкции должен складывать с ребенком взрослый. При этом рекомендуется произносить вслух название цвета предмета, который кроха держит в руках. Для малыша в 2 года лучше подобрать насыщенные, яркие тона игрушек.

    Во что поиграть?

    Важное значение имеет и физическое развитие. Игры с мячом, кеглями, водой смогут занять внимание на некоторое время. Кроме того, дети обожают прятки. Обязательно назовите предмет, покажите его и спрячьте в комнате на видном месте. Затем попросите найти нужную вещь.

    Мяч и кегли лучше использовать на улице. Если кеглей нет, можно нарисовать на асфальте ровные или кривые линии и попросить пройти по ним.

    Очень полезны игры под музыку, учите ребенка двигаться ритмично, повторять за вами простые физические упражнения (наклоны, приседания, махи руками, ногами, прыжки).

    Маленьким детям нравится выполнять «взрослые» дела: вытирать пыль, мыть посуду, подметать, пылесосить, стирать, складывать в стиральную машину вещи (игрушки). Никогда не запрещайте малышу браться за них - пусть он делает это по своему усмотрению. Результат в этом возрасте не важен, куда важнее привить желание брать на себя домашние обязанности.

    Уборку игрушек тоже можно организовать в виде игры. Возьмите в руки лукошко и дайте такое же малышу. Попросите помочь вам собрать «урожай» в комнате. Кладите по одной или несколько игрушек в лукошко и относите их на место.

    Чтение, познание окружающего мира

    Первые книжки должны читать и комментировать взрослые. Если взгляд ребенка привлекла какая-либо картинка, надо подробнее на ней остановиться. Обязательно анализируйте происходящее в сказке, артистично обыгрывайте героев. Малыши хорошо воспринимают кукол, которые надеваются на руку. Они с удовольствием с ними общаются, берутся сами выступать от их имени. После прочтения книжек, показывайте рисунки и просите называть героев, описывать их качества.

    Важно: не игнорируйте ребенка и не оставляйте играть самостоятельно.

    Это может привести к развитию замкнутости, некоммуникабельности. Старайтесь придумать новые, найти забытые игры, чтобы непоседе никогда не было скучно.

    Добрый день, дорогие родители! Не всегда просто найти занятие своему малышу, особенно когда ему наскучили обычные игры. Сегодня я хотела бы рассказать, чем занять ребенка в 2 года дома, на улице или в поездке. Поверьте, вы можете из обычных вещей сделать потрясающие игрушки и забавлялки для детей. Давайте вместе расширять фантазию и воспитывать наших деток креативными и смышлеными.

    Домашние приключения

    Вашей малютке надоело играть со своей куклой и вы отчаянно пытаетесь придумать чем развлечь ребенка? Зайдите на кухню и оглянитесь. Перед вами самый настоящий боевой арсенал любой мамы. И мальчика и девочку можно запросто увлечь пересыпанием самой обычной крупы.

    Для того чтобы это занятие стало развивающим и помогало осваивать мелкую моторику вашему карапузу вы можете усложнить задачу. Например, не просто пересыпать гречу из одной емкости в другую, а смешать несколько круп и разделять их. Смешайте гречку и крупную фасоль. Путь малыш попробует отделить все фасолины в отельную мисочку.

    Насыпьте манку на противень и начинайте рисовать. Просто водите пальцем, а малыш пусть повторяет. Потом он будет водить, а вы повторять. Вы можете делать поделки из макарон, например. Купите разноцветные макароны, отличающиеся по форме. Клейте их на бумагу или прилепите на пластилин. Как вам больше нравится.

    Вы всегда можете устроить кукольный театр. Превратить старые игрушки в новые, перетрансформировав их. НЕ бойтесь просить помощи у малыша. В этом возрасте детки любят помогать взрослым. Поэтому вы можете попросить его принести что-нибудь, отнести папе, положить вещь на место и так далее.

    Вы можете устроить мокрые игры. Наберите воды в таз и закиньте туда несколько игрушек, мячиков, коробочек из-под киндер сюрприза, а малыш пусть пытается достать это все шумовкой.

    Многих деток увлекает пластилин. Но что делать, если вашему карапузу он уже надоел? Сделайте тесто. Отличная замена. Вы можете смешать воду, муку и соль, и тогда у вас получится отличный материал, чтобы лепить разные фигурки, ведь такое тесто потом Застынет и вы сможете раскрасить получившиеся новые игрушки.

    Если вы думаете, что ваш малыш уже готов к детскому саду, то я настоятельно рекомендую вам ознакомиться со статьей « ». В ней вы найдете много интересных и полезных мыслей.

    Выходим из дома

    На улице не так просто найти занятие для ребенка, как дома. Вы ограничены набором собственных игрушек. Но это не проблема. Учитесь использовать окружающие вас предметы. Если вы на даче, то перед вами огромное поле для деятельности.

    Играйте с землей, с жучками и паучками, нюхайте цветочки, собирайте листики или веточки. Помните, в это период ребенок активно познает мир. И будьте крайне бдительной, чтобы малыш не взял в рот ничего вредного.

    Осенью обязательно собирайте листву, чтобы сделать красивый гербарий. Летом собирайте цветы и делайте букеты, которые можно потом будет подарить бабушке, например. Зимой играйте в снежки, рассматривайте снежинки, катайтесь с горок, стройте снежные замки. В любое время года всегда есть чем занять ребенка на улице. Вспоминайте что делали вы, когда были ребенком.

    Ходите на другие детские площадки, не сидите только возле дома. Чем больше вы будете гулять и посещать разных мест, тем больше впечатлений будет у ваших детей. Вы можете смастерить кораблик из бумаги и пустить его в ручей. Или сделать бумажный самолетик и запустить его в небо.

    Сегодня во многих торговых центрах есть специальные детские места, где можно рисовать, лепить, прыгать в шариках или на батуте. Иногда очень полезно сходить в подобное место.

    Если вы в пути

    Возьмите с собой все, что вам может понадобиться, чтобы отвлечь внимание карапуза. Какие-то игрушки, книжки, его любимого динозаврика и так далее. Современные родители все чаще отдают предпочтение технике. Вручили планшет ребенку и он спокойно смотрит мультики. Что ж, это тоже выход из ситуации. Только не прибегайте к нему слишком часто.

    Активного ребенка в поезде можно увлечь путешествием по вагонам. Пройдитесь вместе с ним. Наверняка в пути вам встретятся люди, которые на некоторое время отвлекут внимание вашего малыша. А может быть, в поезде есть и другие детки, которые найдут с вашим общий язык.

    Если у вас не хватает фантазии и вы порой не знаете что делать, то вам очень пригодится книга Мадлен Дени «Развивающие игры для любознательных малышей ». В ней есть огромное количество разных занятий, которые разделены по сложности.

    Чем вы обычно увлекаете своих детей? Что вам нравилось делать в детстве? Легко ли ваш ребенок переносит долгую дорогу? Что вы берете с собой в путешествие?

    Терпения вам и безграничной фантазии.
    Любите своих детей!

    Тесто

    Тесто вполне можно использовать за место пластилина – замечательный материал для лепки! Оно легко мнется, меньше пачкается, и не будет ничего страшного, если ребенок случайно проглотит кусочек. Тонкий, раскатанный пласт теста может использоваться как основа для картины из любого подручного материала – пуговиц, желудей, спичек, круп, веревочек, ниток, проволоки семечек, веточек и т. д. Разминание теста – увлекательное занятие для малыша, пока мама на кухне.

    Пластиковая бутылка.

    Для развлечения малышей можно сделать игрушку для развития мелкой моторики. Взять пустую 5-ти литровую пластикувую бутылку с широким горлом, и крышки от пластиковых бутылок из под лимонада или мин.воды. Ребёнок будет с удовольствием сначала доставать крышечки, а потом их обратно засовывать. Дети с удовольствием играют в эту игру, а потом можно крышки ещё раскладывать по цвету в кучки.

    Поиграем в макарошки (от 2 лет)

    Приготовим макаронные изделия, чтобы они были не мелкие (спиральки, бантики,ракушки и др.) Лучше купить для игры специально разноцветные, перемешать их в пластиковом судочке. Усадить кукол, поставить им тарелочки из детской посудки и разложить каждой куколке свою кашку. Можно ставить её на плиту варить, тщательно размешивать. А мальчикам можно раскладывать в несколько маленьких машинок – грузовичков и пусть отвозят на стройку стройматериалы(брёвнышки, трубы и др.)Можно придумывать разные сюжетные игры. Играть под присмотром взрослых. Автор Л.Исакова.

    Кукольный театр

    Можно устроить с ребенком, взяв для него нераскрашенные деревянные ложки. Раскрашиваем в тех героев, которые нам понадобятся, одеваем одежки на резиночке. Куклы готовы! А за деревянную спрятанную ручку очень удобно держать даже самым маленьким.

    Шнурочки

    Дайте ребёнку пару листов плотного разноцветного картона и дырокол. Попросите ребенка сделать на картоне множество дырок с помощью дырокола. Когда работа будет закончена, вручите малышу шнурок. Закрепив его в одной из дырочек узелком,попросите создать узоры. Это похоже на развивающие игры под названием«шнуровка», но ведь полотно полностью сделано самим ребенком! А потому игра будет воспринята совершенно по-другому. Создавать узоры можно по-разному, используя разноцветные шнурки, почему бы не попытаться шнурком «рисовать» знакомые и незнакомые образы и фигуры. Автор Л.Исакова.

    Баночки, скляночки, тюбики, пузырьки

    Одна из излюбленных детских «игрушек». Часто родители боятся их давать детям – мало ли разобьют, поранятся. Но небольшую стеклянную банку, например, из под детского питания, очень не просто разбить. В прозрачные баночки гораздо интереснее все складывать – видно же все. Маленькие баночки можно использовать для обучения ребенка пересыпанию круп, переливанию жидкостей. Переливать с маленьким ребенком лучше в ванне, иначе все вокруг будет залито водой.
    Огромное удовольствие ребенку доставляет откручивать и закручивать крышки. Дайте годовалому малышу чисто вымытый тюбик из под крема, и вы его займете минут на 30. В банку можно насыпать крупу (гречку, горох, пшено) или семечек, или мелких орешков. Получится отличная погремушка!

    Волшебная сумочка

    Возьмите свою старую сумку, положите в нее баночки от старых кремов, пудры, и губных помад (вымытые), пустые коробочки, крупные пуговицы, ручки без стержней, старый телефон, пульт от телевизора, блокнотик, карандашик и прочую ерунду (не острую, не грязную и не опасную для малыша). Можно разложить во внутренние карманчики и закрыть замочки и дайте ребенку на растерзание. Дети с игрушками столько не возятся, сколько с этими «сокровищами». А уж если Вы не поленитесь засунуть в пустые коробочки всякие мелочи, у Вас появится масса свободного времени, а малыш получит замечательное развлечение. Маленького человека интересуют только «взрослые» вещи! Автор Л.Исакова.

    Игрушки из киндер-сюрприза.

    Насыпать в коробку крупу, спрятать туда игрушки из киндер сюрприза. Ребенок наблюдает. Потом предложить их найти. Малыш с удовольствием разгребает крупу и находит спрятанные игрушки. Эта игра проводится только под присмотром взрослого!

    Помпоны, клубки

    Помпоны – замечательные маленькие мячики! Если оторвались от шапки – не спешите выбрасывать. Можно придумать с ними множество увлекательных . Можно использовать просто как мячик – кидать, ловить, мять такой одно удовольствие. Можно играть с ним в «стаканчики». Берем несколько одинаковый стаканчиков одним накрываем помпон и меняем местами стаканчики. А малыш пытается найти. Можно катать с гладкой наклонной поверхности, изучать по ним цвет и счет. Заинтересовался клубком – замечательно! Пусть крутит его, вертит, мотает, тянет за ниточку. Попробуйте вместе смотать клубок. Так же можно использовать в детской игре вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). Настоящие предметы нравятся малышам значительно больше, чем игрушки.

    Крупные скрепки

    Высыпьте на лист белой бумаги коробочку очень крупных цветных скрепок. Оказывается,из них можно создавать различные силуэты и обводить их. А также можно соединить длинную цепочку возить автомобиль, или соединить несколько автомобилей, бусы для мамы или бабушки. Занятие очень продолжительное и увлекательное. Чем старше ребёнок тем мельче скрепочки. Моя дочь играла с ними с удовольствием! Попробуйте сами, а потом предложите своему маленькому творцу. Автор Л.Исакова.

    Контейнеры от Киндер-сюрпризов

    Для самых маленьких, месяцев с 4-х: в контейнеры из под киндера насыпать разную крупу: горох, рис, гречку, манку, макароны, получаются погремушки с разными звуками. Чтобы малыш не рассыпал и не засунул крупу себе куда-нибудь, можно использовать полиэтилен для пасхальных яиц.Так же отрезаете, одеваете, опускаете в кипяток. Готово! Красиво, привлекательно, безопасно!!!

    Молнии, шнурки, завязки, веревочки, застежки

    Мы часто покупаем специально для тренировки мелкой моторики развивающие игрушки, шнуровки, планшеты, которые состоят из всевозможных молний, застежек, завязок. Только зачем покупать, если пряжки есть на каждом ремне и туфлях, на ботинках- шнурки, на одежде – пуговицы крючки и молнии, пуговицы.. Покажите назначение этих предметов на настоящей одежде. В любом доме есть старая, вышедшая из строя одежда и обувь, которую можно вычистив, отдать малышам для игр. Покажите малышу как плести косички из ленточек, шнурков и веревочек, как застегивать пряжки.

    Полотенца, простынки, тряпочки, мешочки

    Тренируем тактильное восприятие. Их малышам очень полезно мять и щупать. И даже грызть. Ведь полотенца и тряпочки из различных тканей могут иметь совершенно разную структуру. Совсем маленькие могут играть в «ку-ку» или в прятки мять щупать и грызть ткани различной текстуры. Из полотенца или пеленки можно сделать импровизированный мешочек, накидку, под который складываем различные предметы, а ребенок их на ощупь пытается узнать. Можно из простынок и полотенец делать домики, даже гамаки и качели для кукол. Тут малыши могут сами учится вязать узлы и конструировать.

    Крупы, соль

    Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики Мелкую крупу и соль можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь малыша. Проведите пальчиком по крупе. Поучится яркая контрастная линия. Потом возьмите пальчик ребенка. Пусть малыш сам нарисует несколько хаотичных линий. Когда ребенок освоится, можно переходить к рисованию узоров. Сначала рисует мама, затем пробует малыш. Рисовать можно все, что угодно: хаотичные линии, домики, круги, заборы, облака, спирали, лица.Можно изучать форму, буквы и цифры. Рисованием лучше всего заниматься на кухне и сажать малыша так, чтобы он не рассыпал поднос с крупой в трудно доступные места, куда не залезает пылесос Крупную крупу (гречку-ядрицу, горох, фасоль) можно использовать для выкладывания картинок, так же как и из спичек, пуговиц и ватных палочек. Соответственно, подходит она и для аппликаций. Пересыпать крупу интереснее всего в прозрачной посуде.