Чем развлечь 2 летних детей. Чем заняться с ребенком от года до двух

Итак, первый год жизни - самый сложный, тревожный и насыщенный эмоциями - позади. Первый день рождения отмечен успешно, впереди - не менее увлекательный второй год. Малыш научится ходить, а ближе к двум - и что-то говорить. Многие опытные мамы называют этот период «вот теперь ты побегаешь». В смысле, за малышом побегаешь. И это правда! Второй год будет активным, веселым и интересным.

Кто-то из малышей только научился ходить, кто-то уже давно топает, кто-то учится. Все добытое еще тащится в рот, уже звучат первые слова или слоги, ребенок уже интонирует (повторяет интонации), знает много предметов и животных, показывает их в книжке.

Прежде чем придумывать, чем заняться с годовалым ребенком, давайте вспомним, что говорит об этом возрасте психология развития.

Немного науки

Период развития ребенка в этот период называется в психологии сенсомоторным : мир осваивается через восприятие и действие - потрогать, пощупать, облизать, попробовать на прочность, бросить, постучать… Чем больше всего разнообразного окажется у ребенка в руках - тем лучше. Перед глазами сразу встает кухонный шкаф, полный кастрюлек, поварешек, коробочек… О, что может быть лучше!

С 1 года до 3 лет ведущая деятельность ребенка - предметно-манипулятивная . Это значит, что он не просто трогает, тащит в рот и изучает предметы и поверхности вокруг себя, но и учится овладевать ими при помощи взрослого: пробует «позвонить» по телефону, есть ложкой, как мама и папа. Также ребенку интересны взрослые позы, жесты, всяческие повторы за родителями, дать-взять-принести, изобразить коровку, собачку. Все, что исходит от мамы или папы, - это святое!

Мышление ребенка на данном этапе называется наглядно-действенным : все, что я делаю, я понимаю, а не делаю - не понимаю. Не взяв предмет в руку и не попробовав сделать что-то самостоятельно, ребенок не поймет, что произойдет. Пробовать, пробовать и пробовать - вот девиз второго года жизни . Пока еще строить логические цепочки и продумывать действие «в голове» ему сложно. Поэтому, опять же, чем больше опыта взаимодействия с многообразной окружающей средой получит ребенок, тем активнее пойдет его развитие дальше.

Очень редко ребенок в этом возрасте способен играть самостоятельно. Обычно у мамы есть десять свободных минут, если при этом малыш занят раскурочиванием ящиков, разбором шкафа или выковыриванием косточек из мандаринов. Но ожидать, что дитя будет играть в куклы или строить домики из кубиков, пока рановато. Помним, что кора головного мозга еще совсем незрелая, ребенок не умеет долго фокусировать внимание на чем-то, а уж тем более находиться одному и занимать себя.

Кстати, в год (как и в два) проводить досуг за просмотром мультиков - вредно для ребенка. Конечно, получить 10 минут тишины - это заманчиво, но лучше достигать этого более полезными способами.

Итак, это то, из чего мы исходим, обсуждая, чем заняться с малышом в возрасте от года до двух. А теперь к конкретике!

Бегать, прыгать и все изучать

Начать хочется с физического развития : именно от развития крупной моторики (бегать, висеть, ползать, карабкаться) зависит развитие мелкой, а там уже и речь подтянется. Разрешите ребенку лазить везде и всюду (конечно, предварительно позаботившись о безопасности пространства), а если дома нет шведской стенки или колец, то можно устраивать бега между подушками, прыгать на диване, залезать со стула на кресло и строить полосы препятствий. Или привязать слинг к столу на манер гамака - отличная игрушка!

Игры на улице , особенно летом, - это просто песня: тут и песочница, и надувной бассейн, и сколько всего можно закапывать, топить, сколько цветов изучать, нюхать, сколько колючек трогать, ягод срывать и так далее. Зимой, конечно, сложнее, но просто бегать по морозу - это уже отличное развитие. Трогать снег, отличать тепло-холод, ковырять его лопаткой - дети это обожают.

Помимо беготни по паркам и скакания на кровати, очень приятно и полезно подключать танцы . Существует масса исследований о влиянии звуков на психическое состояние человека. Все они едины в своем уважении к классической музыке, которая настраивает психические процессы на «правильный» лад. Не стоит пренебрегать этими данными: периодически включать малышу плавную негромкую классическую музыку - это отличная мысль. Однако активные танцы - хлопанье в ладоши, кружение вокруг себя, на руках у мамы, за руки с папой - удобнее устраивать под хорошую детскую музыку. Подчеркну - хорошую, которая нравится вам. Не танцуйте под «Чунга-чангу», если она вас раздражает. Сейчас такой огромный выбор - можно подобрать что-то на любой вкус. Мои дети, например, обожают оба альбома Богушевской «Детская площадка» и песни Татьяны и Сергея Никитиных на стихи Юнны Мориц. Танцуйте вместе с ребенком - это невероятная польза со всех точек зрения и для мамы, и для малыша.

Ребенок изучает свои физические возможности, а заодно и свое тело - рассказывайте и показывайте ему, как что называется. Можно делать легкий массаж - тактильный контакт не утратил своей важности!

Самыми интересными местами дома становятся кухня и ванная.

Царство волшебных кастрюлек

На кухне полно волшебных вещей, ими можно стучать друг об друга, по полу и стенам, их можно вкладывать одну в другую, катать, трясти. Какой оркестр можно создать из кастрюль и ложки! Как здорово! И это не говоря о продуктах, которые живут на кухне.

Чем учить овощи по картинкам (а так делают часто), дайте ребенку разбирать сумки из магазина, разложите овощи, расскажите, как они называются, обсудите их размер, цвет, катайте, тыкайте в них пальцем и проверяйте на прочность.

Многие мамы знают о пользе игр с крупами - удобно посадить ребенка в большой ящик (икеевский, например) или детскую ванночку, насыпать туда крупы, дать стаканчиков, ложечку… Конечно, придется все время следить, чтобы юный исследователь не наелся фасоли, но дело того стоит. Очень интересно откапывать мелкие предметы из крупы - яркие шарики или даже мамины кольца.

Ну а уж когда мама готовит - тут просто рай для малыша. То, что многие родители предпочитают удалить ребенка из кухни во время приготовления пищи - огромная ошибка! Возможностей для развития тут столько, что обидно их терять. Встать на стул и мыть посуду ребенок может уже до года - да, все будет мокрое, но это того стоит! Тереть губкой чашку, выжимать ее, размазывать пену (используйте экологичное средство для мытья посуды или дайте ребенку детское мыло). Сейчас даже продаются специальные «стулья маленького помощника» - табуреточка с ограждением, на которой ребенок может спокойно помогать маме и не упасть, увлекшись пеной на губке.

Здорово позволить возить ручками в муке, тесте, твороге. Да, все будет грязное, но зато уже в два года ребенок будет уметь многое делать руками и не только мешать, но и в чем-то даже помогать маме.

На кухне есть бумажные полотенца, которые можно рвать (это крайне полезно!), фольга, которую так приятно комкать, полотенца, под которыми можно прятать игрушку и находить ее. Веселье!

А еще на кухне есть холодильник, и там можно морозить лед разного цвета и даже класть в него мелкие предметы, а потом играть с ним, пока не растает. Делать это удобнее во втором волшебном помещении в квартире - в ванной.

Вечная слава воде (и песку)

Игры с водой в этом возрасте ну просто очень полезны. Тут пригодятся: леечка, сито, пластмассовые бутылки с крышкой и без, бутылки с дыркой в крышке - отличная брызгалка. Губки можно топить и выжимать. Нам нужно и то, что тонет, и то, что плавает. Поставьте эксперимент: если топить в воде стакан, то из-под него вылезет пузырь. Ого!

Ну и конечно, в ванной здорово рисовать на стенах пальчиковыми красками. Пока достаточно одного цвета. Удобно перелить часть краски в мисочку - иначе она закончится в первое же купание.

Помимо воды крайне полезен песок. Если не на уличной детской площадке (где часто трудно сосредоточиться, ибо отвлекаешься на других детей), то дома - слава Великому Кинетическому Песку. Пока что даже не столько для того, чтобы лепить куличики, сколько чтобы тыкать пальцем, мять, втыкать фасолины, откапывать мелкие игрушечки и т. п. Купите плоский большой ящик, одного-двух килограммов песка будет достаточно. Подстелите на пол клеенку, тогда не так сложно будет убрать.

Ребенку в этом возрасте интересна и полезна всевозможная мелочь: шарики, колечки, блесточки, бусины… Под присмотром, конечно. Бусы вообще идут на ура - их можно и перебирать, и носить, и грызть.

Увлекательнейшая вещь - так называемая «сенсорная коробка». Это короб с низкими стенками, куда насыпается разная мелочь вперемешку с крупами или макаронами, туда можно селить пластмассовых зверей, там можно шебуршать руками, рыть-копать-искать-перебирать-сортировать. Что-то, конечно, окажется на полу, но это же мелочи жизни.

Как большой

Ну и конечно, в квартире можно найти очень много интересных занятий под девизом «помощь маме». Складывать белье в стиральную машинку и вынимать его, махать веником, мыть пол, разматывать рулон туалетной бумаги по полу - ну очень интересно!

Большая картонная коробка - вещь необыкновенная: можно в нее прятать предметы, можно залезть самому, можно делать вид, что ты в поезде или лодке. А если коробок несколько, то можно сделать туннель!

Маленькие коробочки тоже очень хороши: можно ставить одну на другую, вкладывать одну в другую, прятать в них игрушки.

А из стола и пледа выходит отличный домик, там можно сидеть с фонариком.

Творчество

Пока что звучит смешно - ну какое творчество в таком возрасте! Но на самом деле уже многое можно и очень полезно. Не бойтесь грязи! В доме, где дети, это неизбежно и даже хорошо (значит, ребенок растет и развивается полным ходом). Лучше сразу придумать способы защиты - клеенка на полу и тому подобные меры.

Еще здорово потихоньку начинать лепить: пластилин лучше использовать мягкий (продается в магазинах детских товаров), обычный пока что слишком твердый. С ним можно проделывать все то же, что и с песком, но еще рвать, везде размазывать, прилеплять, тыкать зубочисткой.

Книжки

Покупайте книжки с самыми простыми реалистичными картинками - желательно одно крупное изображение на одной странице (сейчас с этим туго, книг тысячи, а иллюстраций хороших днем с огнем…). Вот уточка - все пищат, как пищит уточка. Собачка - все лают, как собачка.

Стихи - прекрасно.

Дети очень любят изучать себя и близких на фотографиях - фотокнига или альбом могут стать хитом.

Игрушки

Главная задача мамы - не переусердствовать с их количеством и не завалить ребенка кучей игрушек, которые пока ему не нужны. Помним, что ребенок не может концентрироваться так, как взрослый, и если дать ему 10 машинок вместо одной, он будет просто ими кидаться и разбрасывать. Но кидать можно и что-то еще - мячики-кубики, а машинку - одну, крупную, ну и еще большой грузовик - можно катать, скатывать с горки, накладывать в кузов всяческую мелочь и т.д.

Машинку дети любят катать за собой на веревочке, а еще они любят катить что-то перед собой - на палке. Бабочку, утку - выбор сейчас огромный.

Какие игрушки хороши на 2 году жизни:

Игрушки из Икеи для малышей - бусины на проволоке, колышки для забивания молотком.

Мягкие игрушки: пусть их будет немного, и они будут реалистичными: заяц, похожий на зайца, а не на монстра из мультика. Они ходят друг к другу в гости, пьют чай и едят кашу.

Кукла нужна и девочкам, и мальчикам. Или 2-3 куклы - но не 10. Размер - средний, сантиметров 20-30. Желательно с милым лицом, похожим на настоящего малыша, с мягким туловищем.

С ее помощью мама подготавливает ребенка к переходу на следующий этап его развития - этап ролевой игры, который наступит после трех лет.

Пока что мы совершаем с ребенком самые простые действия: кормим куклу, купаем, укладываем спать. Специальных приспособлений еще не нужно, но здорово, если можно снять-надеть шапочку, носочки, дать попить из маленькой пиалы или ведерка - кукольную посудку пока что рано, но если очень хочется, то, конечно, можно.

Все, что развивает мелкую моторику, - крупные вкладыши из дерева, большие кубики - пока можно просто ставить один на другой, вернее, мама чаще ставит, а малыш рушит.

Мячики - разной формы и материала

Стаканчики, которые входят один в другой, - пригодятся и строить пирамидку, и пытаться вложить друг в друга, и что-то насыпать, и наливать в них воду.

Музыкальные игрушки - самые простые, пусть пианино подождет. Можно насыпать в бутылку фасоли - и вот отличная звенелка-гремелка. Колокольчик, барабан - прекрасные игрушки!

Пальчиковые куклы - пока еще это не кукольный театр, но так интересно, как это она шевелится и говорит маминым голосом!

Крупные резиновые зверушки

Каждая мама неоднократно сталкивалась с ситуацией, когда нужно быстро загрузить стиральную машину, приготовить ужин или провести влажную уборку, но ребенок-двухлетка капризничает, не желая самостоятельно играть. Простым решением станет поход в магазин игрушек за очередным трофеем. Куда сложнее проявить фантазию, вооружиться развивающими предметами, и ответ на вопрос о том, чем занять ребенка в 2 года, найдется сам собой.

Пальчиковый театр

Отличная возможность отправить малыша в сказочный мир с любимыми мультипликационными героями, где можно в игровой форме познавать окружающий мир. Сказки - отличная возможность познакомить чадо с представлениями о пространстве и времени, добре и зле, хитрости, храбрости и стойкости.

Чем занять ребенка в 2 года дома? Пальчиковый театр - прекрасная возможность создать сказку на маленькой детской ладошке, где ему отведена главная роль. Наряду с игрой происходит развитие речевого и сенсорно-двигательного центров. Куклы тренируют мелкую моторику рук, способствуют становлению абстрактного мышления.

В игровой форме можно освоить азы счета, познакомиться с героями сказок, понятиями «право-лево» и т. д. Малыш развивает ловкость, фантазию, совершенствует свои движения, концентрирует внимание на процессе.

Маленькие фигурки позволят скоротать скучные моменты не только дома, но и в дороге, в поликлинике, на прогулке.

В маминой сумочке они займут минимум места и помогут быстро развлечь малыша. С их помощью оживут забытые потешки, сказки и стихи.

Рисование

Рисование

Чем занять ребенка-мальчика в 2 года дома, проявляющего интерес к творчеству? Изобразительное искусство развивает мелкую моторику рук, способствует творческому развитию, правильному восприятию формы и цвета. На смену неосознанным каракулям могут прийти знакомые очертания.

Мама вправе дать ребенку свободу действий, не ограничивая определенной темой. Полезны и задания, например, книжки-раскраски, где юному пользователю придется наполнить безжизненный рисунок красками, не выходя за линию.

Лепка

Чем занять ребенка 2-3 лет? Создание фигур из пластилина или специальной массы для лепки - первый сенсорный опыт. Малышей приводит в восторг заполнение эластичным составом формочек в виде животных, цветов, машинок и т. д. Легким движением руки ребенок сможет соорудить аккуратную фигурку. В помощь мамам широкий ассортимент экологически чистого пластилина со шприцами для выдавливания и формочками.

Специалисты рекомендуют начинать с малого. Взрослый должен показать ребенку базовые приемы - раскатать пластилин, заполнить им формочку, сделать фигурку. В следующий раз юный пользователь будет лепить машинки самостоятельно, а мама может предложить приготовить несъедобное мороженое в стаканчиках.

Пальчиковая практика способствует активному развитию мыслительного и речевого аппарата. Незамысловатые упражнения являются отправной точкой в становлении творческого начала малыша.

Наклейки и аппликации

Чем занять ребенка (мальчика) в 2 года? Небольшие книжечки с простыми яркими аппликациями - находка для мам и пап. В таком возрасте карапузы самостоятельно не справятся с ножницами, для вырезания деталей им потребуется помощь взрослого. Куда лучше намазывать сухим клеем части машины, ракеты или корабля и старательно приклеивать их на нужное место!

Аппликации родители могут сделать самостоятельно. Для этого потребуется набор цветной бумаги, ножницы и клей. Начинать лучше с простых предметов с минимумом деталей - дом, дерево, человек, животное и т. д.

Развивающие игры

Чем занять ребенка в 2,5 года? Кубики, конструкторы с крупными деталями без острых углов, пирамидки, матрешки и т. д. развивают логическое мышление, сообразительность и моторику. В детских магазинах таких товаров много, что позволяет мамам выбрать тематику, близкую интересам малыша.

Специалисты рекомендуют покупать игры соответственно возрасту. В данном случае на коробке должно быть написано 1,5+ или 2+. Приобретение «на вырост» - заведомо ошибочное мероприятие. Справиться с задачей, превосходящей возможности, ребенку будет сложно, он быстро утратит интерес к занятию и возобновить его в дальнейшем будет проблематично.

Чем занять ребенка в 2 года без участия родителей? Прежде чем оставить чадо наедине с игрой, ее нужно достать из упаковки и показать, что нужно делать. Если речь идет о конструкторе, собрать несколько разных вариантов. Поставьте малышу выполнимую задачу: «Собери машинку, а я приду через 10 минут». Важно, чтобы он был вовлечен в игровой процесс и не заскучал. Если азарт не пропал и спустя полчаса, уединение лучше не прерывать. Ребенок отвлекся? Не стоит больше возвращаться к этой игре, тем более, навязывать ее, в противном случае произойдет полное ее отторжение.

Бизиборд - многофункциональная игровая доска

В переводе с английского busyboard означает «доска для занятий». Незатейливый прибор придумали изобретательные мамы, чтобы малыш познавал окружающий мир безопасно. Это еще и отличный способ занять ребенка в 2 года и 2 месяца, чем больше замков, липучек, застежек и шнурков будет на стенде, тем больше свободного времени могут позволить себе взрослые. Кажущиеся мамам и папам бесполезные занятия вызовут неподдельный интерес у чада, как, например, нажатие кнопки выключателя, отвинчивание крышки от бутылки или откручивание крана.

Соорудить бизиборд родители смогут самостоятельно. Для этого потребуется плотный лист ДСП размером 100 х 50 сантиметров. Лицевую его сторону обклеить яркими изображениями героев популярных мультфильмов. К основанию надежно прикрепить следующие детали: ручку, розетку, часы, небольшой навесной замок, выключатель, замок-цепочку, яркие счеты, уличный звонок, домашний телефон и многое другое, на что хватит фантазии.

Важно обточить все острые углы конструкции во избежание получения ребенком травм.

Помощь в домашних делах

Чем занять ребенка в 2,5 года, находясь на кухне? Пока мама занимается приготовлением пищи, чадо может с нешуточным интересом заниматься пересыпанием крупы из одной банки в другую, сортировать фасоль и макароны.

Оставляя малыша за таким занятием, важно постоянно держать его в поле зрения. В возрасте старше 2-х лет проблема знакомства с предметами через рот сходит на нет, но бывают исключения с неприятными последствиями.

Решили заняться уборкой? Дайте ребенку в руки веник или влажную тряпку. Помощи ждать не придется, ему интереснее копировать ваши движения, создавать видимость активной деятельности. Подмести пол или вытереть пыль в итоге придется самой. Но как же приятно будет маленькому труженику получить похвалу от самого близкого человека. "Какой ты у меня молодец, какой хороший помощник", - и в следующий раз малыш сам изъявит желание заниматься уборкой вместе. Главное, не критиковать помощника, ведь задача данного этапа не учить чадо делать уборку, а отвлечь, чтобы прибраться в помещении самой.

Чтение

Чем занять детей дома в 2-3 года? Книги! Первые книги для любознательных ребят выпускаются из плотного картона, в них мало страниц и картинок больше, чем текста. Такая форма литературы создана неспроста, плотные листы малышу легче переворачивать, тогда как бумага быстро рвется, а ее острый край может поранить ребенка.

Первую книжку должен читать взрослый, сопровождая рисунки уместными комментариями. Если внимание малыша привлекла какая-нибудь картинка, остановитесь на ней, рассмотрите подробнее, описывая цвета. Необходимо анализировать происходящее в сказке, артистично пародировать голоса действующих лиц. Двухлетки с энтузиазмом воспринимают кукол, надевающихся на руку. Они без боязни идут с ними на контакт. После прочтения сказки еще раз пересмотрите рисунки, попросите малыша назвать главных героев, описать их качества.

Компьютер/планшет

Все ругают технику за негативное излучение, вред для глаз, но понимают, что существование без нее немыслимо. За компьютером кроха с удовольствием проведет 15-20 минут, позволит маме заняться важными делами.

Чем занять ребенка в 2 года за компьютером? Посмотреть мультик, послушать детские песенки. Можно посмотреть слайд-шоу фотографий с праздников и путешествий. На развивающих сайтах малыш познакомится с новыми предметами, животными, сопровождаемыми звуковым обозначением. Это удобно, т. к. не всем мамам под силу изобразить звук, который издает индюк или лев.

Подводя итог, можно уверенно ответить на вопрос о том, чем занять ребенка в 2 года. Самостоятельная игра должна быть новой для малыша. Неизученный, старый предмет, по которому юный пользователь успел соскучиться, выполнит возложенную на него функцию и привлечет внимание. Когда маме нужно срочно заняться делами, в арсенале должно быть припрятано несколько таких «козырей». Чтобы их было побольше, достаточно убрать часть игрушек и наборов для творчества в шкафчик, к которому чадо не имеет доступа. Тогда каждая встреча будут воспринята с энтузиазмом и увлечет надолго.

Вот и прошел тот день, когда вместе с малышом вы задули две свечи на его именинном торте. Это уже не тот беспомощный комочек, который вы увидели в момент рождения. Ваш ребенок вырос, многому научился, произошло его эмоциональное, психологическое и физическое развитие. Чего же он успел достичь? Во-первых, значительно обогатился его лексикон. Он узнал 100-200 новых слов. Ребенок может общаться простыми предложениями, употребляя прилагательные (обычно к 2,5 годам и позже).

Малыш эмоционально уравновешен, обычно расположен в хорошем настроении. Для него не составит труда как спуститься, так и подняться по лестнице. Он резво бегает, прыгает, перешагивает препятствия. Ребенок правильно складывает пирамидку из 4-5 колец, начинает различать предметы по их качеству – холодный, горячий, тяжелый, мягкий. Может самостоятельно частично снимать одежду, например, носочки или колготки, и одеваться при поддержке взрослых.

Уход за ребенком в 2 года

Ухаживая за малышом, родители следят за его здоровьем, безопасностью, развивают его, обеспечивают комфорт. Продолжают вырабатывать культурно-гигиенические навыки у ребенка. Он все чаще должен сам пить из чашки, есть ложкой, проситься на горшок. К двум годам необходимо полностью отойти от памперсов или оставить их только на крайний случай – поход в гости, длительный переезд или прогулка в холодное время года.

Малыш уже знает, что после улицы, также как и перед едой нужно мыть ручки. Во время еды следует объяснять малышу правила нахождения за столом – что нельзя размахивать руками, проливать содержимое тарелки, нужно быть аккуратным. За общим столом ему еще находиться неудобно, поэтому прием пищи должен происходить в специальном месте — за детским столиком или стульчиком.

Питание ребенка в 2 года

К двум годам организм ребенка, все его органы, в том числе и пищеварения, претерпевают ряд изменений. Совершенствуется функция пищеварительной системы, печени, селезенки, поджелудочной. Стабилизируется кишечная микрофлора, которая помогает разлагать клетчатку, синтезировать полезные элементы, витамины. Поэтому в рацион вводят новые блюда и продукты – овощные салаты, морковь, свекла, бобовые, щи, борщи на мясном бульоне. У ребенка появляются дополнительные молочные зубы, он уже в состоянии хорошо пережевывать пищу. Поэтому перетирать ее не надо. Достаточно хорошо разварить, можно дополнительно размять вилкой. Как бы ни хотелось побаловать своего малыша, но такие продукты как колбаса, копчености, шоколад, торты, сдоба, в два года еще рано вводить в питание. Стоит ограничиться карамелью, зефиром, пастилой.

Режим дня ребенка в 2 года

Режим детей, посещающих ясли и находящихся дома, может отличаться временем пробуждения и отходом ко сну. Обычно «домашние» дети позже ложатся и позже встают. В остальном же распорядок дня у них схож. Дневной рацион малыша разделен на четыре кормления, с промежутками около четырех часов. Если у вашего ребенка хороший аппетит, можно оставить ему пятое кормление в виде второго завтрака или полуночника (прием пищи за 1-1,5 до сна). В день ребенку необходимо две прогулки на свежем воздухе и два дневных сна. Постепенно можно попробовать перевести его на один дневной сон. Если он стал вялым, капризным, у него снизился аппетит, следует малыша вернуть в привычный режим. После дневного сна можно ввести водные процедуры – обливание ножек прохладной водой или обтирание тела влажным полотенцем. Это сделает организм малыша более закаленным и стойким к простудам.

Занятия с ребенком в 2 года

В два года ребенок осваивает все больше окружающего пространства. Ему интересно абсолютно все. Обязательно разговаривайте с ним, объясняйте, не отмахивайтесь от него, отвечайте на каждый его вопрос. Его можно взять на прогулку в парк, понаблюдать за тем, как летают бабочки, жучки, поют птички, растут цветочки, показать, как это красиво. Этим вы развиваете в нем эстетические качества. Осенью обратить его внимание, как меняют свой цвет листья, почему они осыпаются. Маленькие дети очень любят собирать каштаны или желуди, поэтому не отказывайте им в этом удовольствии.

Обязательно купите ребенку паззлы и конструктор с яркими крупными деталями, подскажите, как собирать картинку. Можно приобрести кубики с алфавитом или цифры и буквы на магнитиках, чтобы начать с ними знакомиться и постепенно запоминать. Следите за реакцией ребенка, чтобы ему было интересно самому. Обычно от увлекательного занятия его бывает не оторвать. Не заставляйте его делать что-то через силу. Если малыш чего-то не хочет, капризничает, значит он еще не созрел в эмоциональном и психологическом плане. Лучше подождите пару месяцев, чтобы он подрос.

В два годика можно в игровой форме начать учиться различать и запоминать цвета. Необходимо выбрать игрушки разного цвета, например, желтого, красного, зеленого – пластмассовых мишек, зайчиков, мышат. И подготовить квадраты или прямоугольники таких же цветов (предварительно вырезать из бумаги). Вначале поиграть недолго с одной игрушкой, называя ее цвет, затем с другой. После вместе с малышом попытаться найти для каждой игрушки свой домик, т.е. такого же цвета, как и игрушка. Вначале ребенок будет путаться, но затем безошибочно начнет определять цвета, и произносить их названия. Когда ребенком полностью усвоены одни цвета, постепенно переходят к ознакомлению с другими.

Малыши очень любят слушать сказки, вам придется рассказывать или перечитывать их по многу раз. Наберитесь терпения. Сказки и книжки учат ребенка быть добрым, храбрым, справедливым — показывают это на примерах, доступных для его понимания. Пусть ваш малыш еще и еще раз переживет волнительный момент, пожалев обиженного зайчика, мышонка или радуясь, что удалось прогнать хитрую лисицу или победить злого волка.

Чтобы ребенок не коверкал слова и учился правильно говорить, можно с ним заучить и повторять несложные предложения-чистоговорки. Вначале их нужно выучить, проговорить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Начать можно с самых простых, например, «ос-ос-ос – на столе кокос», «ас-ас-ас – сладкий ананас». Затем немного усложнить: «Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой», «У осы не усы, не усищи, а усики». В более сложных вариантах присутствуют трудновыговариваемые звуки – «ж», «ш», «р», «ч». Например, «ро-ро-ро – на полу ведро» или «ежу на ужин жук нужен».

Для развития слухового восприятия, с малышом можно поиграть в такую игру. Взять 6 или 8 пустых желтеньких контейнеров от «киндерсюрпризов» или спичечных коробков. Коробки можно оклеить однотонной цветной бумагой. Сделать 3 или 4 пары, насыпав в каждую пару равное количество разных сыпучих веществ, чтобы совпадал звук. Например, гречку, сахар, положить фасоль или бусины. Один такой набор (3-4 контейнера) дать ребенку, другой оставить себе. Взрослый берет любой коробок, трясет им, а малыш должен потрясти все свои контейнеры, чтобы выбрать правильный коробок, похожий по звучанию.

Игры и игрушки для детей в 2 года

В этом возрасте ребенок не только хочет играть в игрушки, но и принимать активное участие во «взрослой» жизни. Поэтому ему можно дать небольшую свободу действий. Разрешить переставлять стулья, переложить книжки на полке, навести порядок в шкафу. Его даже можно оставить на некоторое время в комнате одного. Не забыв при этом обеспечить безопасность: спрятать все опасные предметы, спички, иголки, лекарства, если они расположены в зоне досягаемости.

В два года ребенок достаточно усидчив. Особо не утомляясь, может полчаса заниматься одним делом. Поэтому он получит массу удовольствия, если дать ему фломастер или карандаш и разрешить порисовать. Можно показать ему, как рисовать самые простые фигуры, кружочки и загогулины. Вначале помогая своей рукой, а затем дать ему возможность выводить их самостоятельно. Малыши очень любят пальчиковые краски, рисовать ими легко и увлекательно. Но в два года можно попробовать дать ему в руки кисточку. Пусть ребенок поводит ею по бумаге, смешивая краски и наслаждаясь процессом. Постепенно он начнет рисовать вполне осмысленные «картины».

Чтобы малыша развлечь, можно сделать самые простые аппликации. Вырезать из бумаги разные фигурки. Затем их намочить в тазике с водой и приклеивать на двери или кафельную стену. Этими действиями малыш может заниматься самостоятельно, а у вас появится свободное время для своих дел. Если вы готовите обед на кухне, посадите ребенка рядом, чтобы он был на глазах, и в то же время «при деле», не отвлекал вас.

Медицинское наблюдение в 2 года

Малыш в два года уже окреп, ему не требуется такого пристального медицинского наблюдения, как на первом году жизни. Участкового педиатра он посещает по мере необходимости, чтобы мама могла получить необходимую консультацию, во время болезни или перед назначением прививок. Если малыш посещает ясли, медицинское наблюдение производится непосредственно по месту, в детском саду. По показаниям, могут быть назначены обследования у узких специалистов – психолога, логопеда, фтизиатра, эндокринолога и т.п. Раз в год малышам необходимо проходить обязательную диспансеризацию у отоларинголога, хирурга, окулиста, невропатолога и терапевта. А также в сроки делать необходимые прививки и проводить ревакцинацию.

Два года – это такой возраст у ребенка, когда его развитие происходит убыстренными темпами. Он меняется и взрослеет практически на глазах. Не упускайте этот момент. Играйте с малышом, читайте книги, разговаривайте, учите новым словам, давайте слушать музыку. Не бойтесь перегрузить ребенка, в это время для него много информации не бывает. Главное, чтобы ваши с ним занятия были для него в радость и в охотку, преподносите их в виде игры. Следите, чтобы он достаточно времени отдыхал, не забывайте про дневной сон. Можно начать привлекать ребенка к помощи в домашних делах, посильных для него. Например, протереть пыль, покормить попугайчика или кошечку, собрать крошки со стола. Пусть на этом этапе у него не все получается и вам придется за ним многое переделывать, главное, привить ему любовь к труду и подарить еще немного позитивных эмоций. Ведь он так любит помогать взрослым, ощущая себя большим. Даже, если он то-то пролил во время уборки или рассыпал, не ругайте его, подбодрите и похвалите за старания. Вообще его не стоит ругать, если у него что-то не получается (в игре или обучении), чтобы не запугать и не отбить охоту.


Теперь, получается, на очереди возраст от 2 лет, поэтому о нем и пойдет речь в этой статье.

На мой взгляд, этот возраст очень интересный, игры с ребенком выходят на принципиально новый уровень. Если говорить о Таисии, то у нее в 2 года как-то резко повысилась усидчивость, стали под силу более кропотливые занятия, а еще возникла огромная страсть к строительству и созиданию ( , кубики стали любимой игрушкой). Поэтому в это время в нашем «игровом репертуаре» появилось много новых занятий, о которых и пойдет речь в этой статье. Вернее, здесь представлена только первая половина игр, а вот тут вторая:

Итак, во что можно поиграть с ребенком 2 лет (большинство из этих игр можно сделать дома своими руками):

Полезно постоянно учить малыша новым навыкам, новым движениям ручек и пальчиков. Это благотворно влияет на формирование речи ребенка, да и на развитие в целом. Так, например, раньше в своих играх мы обращали особое внимание на , и др. Сейчас самое время освоить еще одно новое действие – наматывание ниточки. Игры-моталочки призваны научить малыша еще лучше координировать движения обеих рук.

Во время такой игры ребенок учится обматывать веревку или ленту вокруг палки или клубка. Вообще говоря, наматывать на палочку существенно легче, поэтому начинать лучше именно с нее. Подойдет барабанная палочка, карандаш или даже палка с улицы. К ней нужно привязать небольшой кусок веревочки, толстой пряжи или ленты.

Для повышения интереса ребенка к игре на конце ленты можно закрепить небольшую мягкую игрушку. При каждом новом витке игрушка будет подползать все ближе и ближе к малышу. Это очень увлекательно!

Это занятие Таисия очень любила, она могла подолгу мотать и мотать, и это при том, что мне сначала даже не пришла в голову идея привязать игрушку на конце Такую увлеченность я замечаю у дочери каждый раз, когда она осваивает какое-то новое практическое умение. Как будто чувствует, что в жизни пригодится

2. Делаем мыльную пену

Приготовьте для игры венчик. Затем вместе с ребенком налейте в миску воды и капните немного шампуня. Покажите малышу, как можно получить пышную пену, энергично работая венчиком. Обычно малышей эта развивающая игра просто завораживает, это же почти как фокус – вода превращается в пену

Наигравшись с венчиком, мы с дочкой, как правило, приступаем к надуванию мыльных пузырей через трубочку. Обычно в первый раз малышам тяжеловато уловить, что воду через трубочку нужно не пить, а наоборот выдувать, поэтому если раньше вы никогда не пробовали устраивать бурю в стакане, для начала поэкспериментируйте на обычной воде и убедитесь, что малыш не пьет воду. И лишь потом переходите к играм с мыльной водой. Пузыри в этом случае получаются еще эффектнее, чем с венчиком.

3. Играем с сенсорными коробками



4. Учимся упорядочивать предметы, ориентируясь одновременно на цвет и размер

Игры с прищепками и пинцетом мы с дочкой частой включали в наши . Так, например, во время наших чаепитий с игрушками наряду с прочей пластмассовой пищей – тортами и овощами – мы использовали в качестве печенья кусочки поролона, а в качестве конфет – бусины. Естественно, мы раскладывали всем еду в зависимости от цветовых предпочтений каждого (Мишка любит только красные конфеты, а зайка – только синие и т.д.).

Пинцет можно использовать как обычный, так и специальный детский . Он побольше, бусины им перекладывать не получится, зато к нему хорошо подойдут фрукты этой же фирмы . У Learning Resources есть и другие интересные инструменты для совершенствования мелкой моторики, например .

Стоит ли говорить о том, что игры с прищепками и пинцетом замечательно развивают мелкую моторику, координацию движений, оттачивают орудийные навыки.

7. Отыскиваем предметы в мешке на ощупь

Возьмите несколько небольших предметов, отличающихся по форме и текстуре. Например, можно взять шишку, мячик для пинг-понга, игрушки из «Киндера-сюрприза», жесткую металлическую губку, катушку ниток и т.д. Можно даже использовать настоящие фрукты и овощи! (Но не стоит брать сразу слишком много предметов! Для первого раза достаточно 5-6 штук) Вместе с малышом сложите все предметы в непрозрачный мешок, хорошенько все осматривая и ощупывая. Затем договоритесь о том, что вы будете угадывать предметы в мешке, не заглядывая в него. Варианты игры такие (в порядке возрастающей трудности):

  • берем в руки первый попавшийся предмет и, не доставая из мешка, угадываем, что это такое;
  • показываем малышу аналогичный предмет и просим «Найди в мешке такой же»;
  • не глядя, отыскиваем в мешке конкретный предмет (например, шишику);
  • даем задания вроде таких «Найди в мешке что-нибудь круглое / шершавое / маленькое».

Для усложнения игры можно добавить в мешок геометрические формы, например, блоки Дьенеша (Ozon , KoroBoom ), и пытаться угадать их на ощупь.

Для разнообразия тактильных ощущений, а также для обогащения знаний об окружающем мире интересно поиграть с орехами. Для этого купите 4-5 видов орехов в скорлупе (штук по 5 каждого вида). Мы играли с грецкими, кедровыми, фундуком, миндалем, арахисом.

Что с ними можно делать? Во-первых, орехи можно также использовать в , раздавая игрушкам орехи, одновременно проговаривая и запоминая их названия.

Во-вторых, можно сортировать орехи по видам, опять же повторяя названия (Кукла Катя любит грецкие орехи, а Оля – арахис).

В-третьих, можно сложить орехи в небольшой непрозрачный мешок и на ощупь доставь их из мешка, как в предыдущей игре.

9. Играем со стучалкой

В продаже встречаются стучалки двух видов. Стучалки с шариками (KoroBoom , My-shop ), как правило, не требуют от ребенка существенного приложения усилий, достаточно ударить по шарику один раз, чтобы он провалился. С такой развивающей игрушкой можно знакомить малыша уже в год.

Стучалки с гвоздиками (Ozon , My-shop , Babadu ) требуют от ребенка гораздо больше четкости движений, выдержки, концентрации внимания, ведь чтобы забить гвоздик, нужно неоднократно попасть по нему. Да и гвоздики уже не так легко сдвигаются с места, как шары. Поэтому, если вы еще не пробовали играть с такой стучалкой, то обязательно попробуйте, ребенку будет интересно.

Нам с Таисией нравилось забивать гвоздики по очереди: один – она, один – я и т.д.

10. Собираем матрешку, совмещая рисунок на ее частях.

Полезность этой проверенной временем игрушки трудно переоценить, она совмещает в себе целый комплекс логических и моторных игр: ребенок учится определять подходящие по размеру детали, ранжировать их по размеру, учится открывать и закрывать матрешку (Лабиринт , My-shop , Дочки & сыночки ).

Если малыш уже хорошо освоился с подбором половинок по размеру, то пора обратить его внимание на рисунок на наряде матрешки и объяснить, что узор на двух половинках не всегда совпадает. Научите малыша совмещать рисунок на матрешке, вращая половинки.

Естественно, в зависимости от рисунка на матрешке, эта задача может отличаться по сложности. Некоторые рисунки не слишком понятны для ребенка. К тому же многие матрешки очень туго проворачиваются, и в этом случае задача подбора рисунка становится непосильной для малыша. Поэтому если у вас еще нет матрешки, учтите эти факторы при покупке.

11. Собираем пазлы из 4-20 частей

Ну и, конечно, не забывайте про пазлы (Ozon , Лабиринт , My-shop ). Все дети развиваются по-разному, кто-то проявляет к пазлам большой интерес и может подолгу складывать картинки из немалого количества деталей, кому-то и из 4 деталей собирать не слишком хочется. Ориентируйтесь по ребенку, и давайте посильную задачу, не стоит переусердствовать.

Что касается Таисии, то она в этом возрасте собирала пазлы из 4-12 частей (с моей помощью). Надо сказать, что к 2 годам интерес к пазлам у нее существенно поугас по сравнению с той страстью, которая была в 1,5 года.

На этом пока все. Обязательно читайте продолжение:

Дети-двухлетки весьма непоседливые, любопытные и неусидчивые. Стоит оставить двухлетнего ребенка в одиночестве хоть на пять минут, он тут же найдет себе занятие. И не всегда оно будет безопасным. Наверное, каждый из родителей проходил через этот период, когда не знаешь чем занять ребенка 2 лет.

В этом возрасте малыш особенно активно воспринимает всю информацию, поступающую из внешнего мира. Нового так много, что ребенку попросту тяжело удерживать внимание на чем-то одном, он постоянно отвлекается. Выбирая занятия для ребенка двух лет, надо учитывать эту особенность и не ругать его за неумение сосредотачиваться.

Порисуем

Непростая задача родителей двухлетки - направить неуемную энергию ребенка на развитие его же способностей. Одна из любимых забав малышей в этом возрасте - рисование. Если не хотите пожертвовать красивыми обоями, запасайтесь бумагой, а еще красками и карандашами. Кстати, в процессе рисования очень удобно изучать цвета и, например, фигуры. Попросите малыша нарисовать синий круг или зеленый квадрат.

Сейчас в магазинах большой выбор самых разных красок для рисования. С некоторых пор, популярностью пользуются пальчиковые. Ими можно рисовать без кисточек - прямо руками. Поверьте, этот процесс приведет малыша в восторг. А если вы и сами присоединитесь, то тоже получите массу удовольствия. Это настоящий полет фантазии и взрыв творчества!

Поболтаем

Для развития речи, главное, просто говорить с ребенком. В это время малыш, как попугайчик. Он все повторяет за родителями. Поэтому не сюсюкайте. Говорите правильно, четко артикулируйте. Задавайте ребенку вопросы. Например, когда вы смотрите в окно, спрашивайте: "Что ты видишь за окошком?". Уточняйте. Например, если малыш говорит "дядя", поинтересуйтесь: "Что дядя делает?", и так далее.

Это то, чем занять ребенка 2 лет, можно и во время прогулки. Обращайте внимание на детали и характеристики предметов: большое - маленькое, близко - далеко… Потом сами спрашивайте: "Какая это машинка, большая или маленькая?", "Кошка далеко или близко?". Если ребенок затрудняется с ответом, подсказывайте ему.

Дома попросите рассортировать игрушки по размеру, по цветам, материалу (на мягкие и твердые) и так далее. При этом, пусть ребенок называет вещи. Подайте ему пример, начните сами, возьмите игрушку: "Это мишка, он большой и мягкий", затем попросите ребенка сделать то же самое, например, с кубиком.

Учите ребенка звукоподражанию, изображайте звук паровозного гудка, мяуканье кошки, лай собаки. Просите повторить.

Пальчики - игрушки

Пальчиковые игры - настоящее спасение для родителей двухлетнего непоседы в дороге или в очередях. Это то, чем занять ребенка в 2 года легко и просто. Старая - добрая "Сорока-ворона", которая кормила деток, увлекает ребенка и, заодно, способствует развитию мелкой моторики и координации. Игры с пальчиками обычно сопровождаются стишками-присказками, в интернете вы можете их найти очень много. Разучивайте их вместе с ребенком, постепенно он начнет их повторять самостоятельно.

Подвижные игры

Конечно, усидеть на одном месте ребенку в 2 года очень сложно. Чередуйте "сидячие" игры с подвижными. Кидайте ребенку мяч, это развивает координацию. Поиграйте в "зеркало": пусть ребенок повторяет за вами все движения, потом поменяйтесь ролями. На прогулке играйте в "догоняшки", дома в прятки. Если есть возможность, оборудуйте дома физкультурный уголок. Пусть даже это будет самая простая шведская стенка с положенным под нее старым матрасом.

Игрушки из подручных материалов

Для развития мелкой моторики ребенка в 2 года можно задействовать резервы… вашей кухни! Насыпьте в разные емкости гречу, фасоль, горох, и пусть малыш просто перебирает их, пересыпает в баночки, бутылочки. Даже, если потом вам придется подметать пол, поверьте, радость ребенка того стоит.