Безопасность и правила поведения в самолете. Правила поведения в самолете — что надо знать В случае авиакатастрофы

Многие люди страшно боятся авиаперелетов и готовы добираться до нужного места в несколько раз медленнее, только бы не садиться в самолет. Учтите, это психологическая проблема, которая не имеет никакого отношения к реальной ситуации перелета, ведь на самом деле самолет является самым безопасным видом транспорта. Статистика подтверждает, что пострадать в авиакатастрофе в три раза менее вероятно, чем попасть под обвал подъезда в жилом доме. Удивлены? Тогда давайте поговорим об особенностях авиаперелетов, ведь чем больше человек знает об объекте страха, тем меньше начинает бояться.

Прочитав эту статью вы узнаете о главных правилах безопасного поведения на борту самолета, поймете причину обязательных требований экипажа. А так же, что разрешается делать в самолете, а что нет?».

Экипаж воздушного судна

В состав экипажа самолета входят две группы людей. Первая группа – это летный экипаж, задание которого состоит в управлении самолетом. Вторая группа – кабинный экипаж, который занимается обслуживанием пассажиров. Давайте разберемся подробнее в функциях каждого члена экипажа.

Капитан воздушного судна (КВС). В любом гражданском самолете командир воздушного судна (сокращенно КВС) является главным человеком на борту. Он лично отвечает за безопасность авиалайнера, принимает все важные решения о взлете, сливе топлива, перемещении багажа и посадке самолета. Именно капитан является тем человеком, который имеет право отдавать приказы и распоряжения всех людям, находящимся на борту, в том числе и пассажирам. Выполнять распоряжения командира – обязанность каждого, игнорирование которой приводит к криминальной или административной ответственности, согласно законам Российской федерации и ряда других стран.

Второй пилот . помогает командиру в управлении воздушным судном.

Старший бортпроводник. На борту самолета этот человек является заместителем командира.

Стюарды (стюардессы). Эти лица создают комфортные условия авиаперелета, следят за выполнением обязательных правил безопасного полета. Важно помнить, что стюардессы – это не официанты и не девушки «по вызову», как некоторые могут подумать. К этим работникам следует относиться с уважением и пониманием, ведь именно они своей нелегкой работой делают ваш полет максимально легким и спокойным, готовы помочь в ситуациях любой сложности и даже спасти вам жизнь.

Этапы авиаперелета. Что делать пассажиру?

Согласно статистическим данным, значительная часть аварийных ситуаций случается во время взлета и посадки самолета. Этому есть простое объяснение – малое расстояние от земли и ничтожное количество времени для того, чтобы исправить ситуацию. Чем выше самолет поднимается в небо, тем безопаснее становится полет, и соответственно при сближении с землей возрастает опасность, связанная со снижением скорости.

Что же делать пассажиру?

Все просто — нужно быть внимательным и вовремя выполнить несколько простых действий:

Отключить мобильные телефоны, отрегулировать спинки кресел, чтобы они находились в вертикальном положении, пристегнутся ремнями безопасности, сложить раскладные столики, поднять шторки иллюминаторов и не слушать музыку в наушниках слишком громко.

Рассмотрим более детально, в чем необходимость этих мер:

  • Отключение мобильных телефонов

Телефон является прибором, который способен отправлять и принимать сигналы высоких частот, что оказывает негативное воздействие на навигационную систему воздушного судна, создает помехи для диспетчеров и летчиков во время радиопереговоров. Можно только представить себе, как телефоны всех пассажиров на высоте 1 км начинают одновременно искать мобильную сеть там, где ее быть не может.

В таком случае возникает большая вероятность проблем с магнитным полем. Ранее таких случаев зафиксировано не было, но это совсем не означает, что такого не может случиться. Именно поэтому, просто выключите свой мобильный телефон или используйте специальный «самолетный» режим.

  • Отрегулировать спинки кресел в вертикальное положение

Если вдруг вы услышите сигнал об аварийной ситуации, и всем пассажирам нужно будет подняться со своих мест, то спинка в опущенном положении станет преградой для пассажира, сидящего позади вас, и он просто не сможет пройти.

  • Пристегнуть ремни безопасности и убрать столик

В случае аварийной ситуации, высокой турбулентности, резкого торможения, «твердой» посадки вы можете просто оторваться от своего места и получить серьезные травмы, если не будете использовать ремень безопасности. Столкновение с разложенными столами, с летящими предметами в виде фотоаппаратов и видеокамер может привести к серьезным негативным последствиям для вашего здоровья. Именно по этой причине запрещается использование этой техники на данном этапе полета.

  • Поднять шторки иллюминаторов

Внутри салона самолета и за его пределами существует огромная разница в освещении. В салоне может быть довольно темно, тогда как на улице светло и солнечно. Во время вынужденной эвакуации вы можете на короткое потерять зрение, а в таких условиях даже несколько лишних секунд могут играть решающую роль. По этой причине во время ночных перелетов свет немного приглушают с целью постепенной адаптации глаз к освещению. Также сквозь иллюминатор пассажиры могут заметить различные проблемы, например, возгорание двигателя, и сказать об этом стюардессе.

  • Не рекомендуется слушать музыку в наушниках слишком громко

Если вы будете громко слушать музыку в наушниках, то пропустите важное сообщение или указание бортпроводников, что в зависимости от ситуации может иметь негативные последствия.

Набор высоты, турбулентность и воздушные ямы

Когда самолет набирает высоту и снижается, он оказывается в одном из слоев атмосферы, которая называется тропосферой. Это место с сильными воздушными потоками, где рождаются разные облака, возникают циклоны и антициклоны. В этом месте развивается состояние «турбулентности».

Что же такое турбулентность и как с ней бороться?
Если лайнер попадает в вихревое турбулентное течение, его бросает в разные стороны (на языке пилотов, такое явление называется «болтанка»). Бывает, что при неблагоприятных погодных условиях таких как: облачность, град, порывистый ветер, туман, «болтанка» длится долго и изнурительно. В полномочия командира воздушного судна или старшего бортпроводника входит обязанность объявить пассажирам о необходимости быть пристегнутыми, и находиться на своих местах. Самое главное, не впадать в панику, несмотря на сильную тряску. Посмотрев в иллюминатор, создается впечатление, что крылья вот-вот отвалятся. Не волнуйтесь, успокойтесь, займите свое место, пристегнитесь ремнем безопасности и переждите турбулентность. Воздушные суда часто попадают в такие зоны и чем меньше самолет, тем больше мы чувствуем «болтанку».

А что касается впечатления о том, что у самолета оторвутся крылья, то оно совершенно не обосновано, таких случаев в истории авиации не было! Авиалайнер проходит заводские испытания при более колоссальных нагрузках. При работе самолета в среде перепадов давления и различных нагрузок, покачивание крыла говорит о его отличной функциональности.

Горизонтальный полет

Самое комфортное время полета, это когда судно наберет высоту, займет свое место в воздушном пространстве и возьмет курс горизонтально. Обычно пассажирские авиалайнеры летают в пределах 12 км над уровнем моря, где не летают птицы, спокойная погода, уши не заложены и мы ощущаем благодать от полета. Можно заняться чем душе угодно: сделать легкую зарядку, почитать, покушать, поработать за компьютером, просмотреть мультики или фильм. В общем, это время для своего удовольствия во время полета.

Однако иногда и в горизонтальном полете возможна турбулентность, особенно, это чувствуется при перелетах над Атлантикой.

Каждый современный дальнемагистральный лайнер имеет бортовую систему развлечений. У каждого пассажира есть персональный монитор, где можно просматривать фильмы, видеоклипы, развлекательные программы.

Посадка самолета. Торможение. Руление

При приземлении самолета не надо моментально покидать свои места, доставать багаж и продвигаться к выходу! Конечно же, для многих пассажиров сам полет это уже стресс и приземлившись, хочется поскорее покинуть борт воздушного судна. Имейте терпение! Для бортпроводников это, пожалуй, самое трудное время за весь полет. Авиалайнер может резко притормозить, неожиданно развернуться и вы можете получить травму.

Во избежание таких инцидентов, в салоне горит предупреждающая таблица «Пристегните ремни». Самолет закончит руление к нужному терминалу, подадут к борту трапы и тогда спокойно и без суеты можно будет покинуть воздушное судно.

В заключение хочется пожелать всем мягкой посадки! Соблюдая самые элементарные правила поведения на воздушном судне, и прислушиваясь к рекомендациям членов экипажа, ваш полет пройдет как незабываемое путешествие! Летайте самолетами, вы сэкономите уйму времени и получите море удовольствия!

Экология познания: Зачем отключать телефон в самолёте? Убирать сумку обязательно под переднее сиденье? Почему нельзя ходить по салону во время безобидного руления? Даже постоянные пассажиры не всегда знают ответы на эти вопросы.

Зачем отключать телефон в самолёте? Убирать сумку обязательно под переднее сиденье? Почему нельзя ходить по салону во время безобидного руления? Даже постоянные пассажиры не всегда знают ответы на эти вопросы. Стюардесса подробно объясняет пункты инструкции безопасности в полёте.

Я бортпроводник, и к сожалению, почти на каждом рейсе сталкиваюсь с тем, что люди с пренебрежением относятся к правилам безопасности на борту самолета. Почему-то проводники просят выключить телефоны, не разрешают ходить на рулении, и в туалет по какой-то причине нельзя на посадке, нельзя любимую сумочку на коленях держать и ноутбук. Я ни о ком не хочу говорить плохо и думаю, что это происходит потому что мы не всегда представляем себе последствия тех или иных действий.

Я не буду расписывать, что мы не стюардессы, а спасатели и писать как важна наша работа - это лирика. Большую часть времени мы правда вас кормим и заботимся об уюте на борту. Но я свято верю в то, что у каждого человека должна быть своя голова на плечах.

Аварийные выходы

Каждый раз когда вам достается место у аварийного выхода - вы становитесь пассажиром-помощником. Именно поэтому туда не сажают родителей с маленькими детьми и инвалидов. Будет хорошо, если вы почитаете инструкцию как этот выход открывать. Ведь на эвакуацию самолета у нас есть ровно 90 секунд. Если вы не можете открыть аварийный выход, скажите об этом проводнику, он вас пересадит. Кстати, дверь достаточно тяжелая и весит 17 кг
Один раз у нас была интересная тренировка. К аварийному выходу посадили техника. Я была на станции и оттуда давала команды. С первого раза техник (!!!) не понял инструкций, хотя звучали они четко и без лишних слов. Я диктовала медленнее, но на открытие люка ушло более 30и секунд из отведенных нам 90. Выводы вы можете сделать сами.

Ремни безопасности

Большинство из нас все-таки пристегивают ремни, но как только самолет касается земли, в салоне слышны щелчки тех, кому ремень жить мешает. Посадочная скорость нашего самолета почти 250 км в час. Если у вас есть машина и вам не страшно ездить непристегнутым с такой скоростью, я лишь могу посочувствовать. Что может произойти на земле? То же самое, что и с машиной. Вряд ли самолет найдет столб или догонит впередилетящего, но у нас был случай, когда на полосе по неясным причинам оказалась железка цвета асфальта, которая пробила правую стойку. Фото выкладывать не буду. А теперь представьте себе, что произойдет с машиной, если у нее лопнет колесо хотя бы на 120и км в час.

Почему нельзя ходить по салону во время руления

Все по той же причине. Руление происходит тоже на достаточно большой скорости. И если самолет внезапно остановится, ваше тело по инерции продолжит движение. И ладно, если вы только себе нанесете вред, но скорее всего оно упадет на кого-то из пассажиров и не дай Бог на ребенка.

Почему нужно пристегиваться на буксировке

В моей жизни был показательный случай, когда АН-24 буксировали на стоянку. Попросила всех пристегнуться, сама естественно тоже не побрезговала. Все шло как обычно до того момента как нас буксиром буквально вырвало с места. Все кто был успел отстегнуть ремни, улетели со своих мест вперед. К сожалению, для них, спинки в Антонове складываются вперед, поэтому несколько пассажиров, как пингвины на пузе ехали по спинкам в начало салона. В иномарках спинки не складываются, что с одной стороны лучше для конечностей, но хуже для носа и зубов. У коллег на буксировке вообще вырвали переднюю стойку. И поскольку статистика неутешительная, я лично, во время буксировки всегда пристегиваюсь.

И еще немного...

Ремни очень сильно помогут вам в турбулентность. Будучи пристегнутым вы не пробьете головой полку.

За полтора года работы с момента окончания курсов 3 мои коллеги выкатились с полосы: 2 на взлете, 3ая на посадке. Все говорят, что было страшно и я охотно верю, особенно тем, кто выкатился на взлете...

Ручная кладь

Для нее есть место на верхней полке или под впереди стоящим креслом. Не блокируйте себе проход в вышеописанных случаях... Потерпите 20 минут без сумок и компьютеров, не закрывайте шторку, посмотрите в окно. Выключите плеер, чтобы в случае необходимости вы могли слышать проводника и насладитесь какое-то время прекрасным звуком двигателей самолета.

Мобильные телефоны

Самая частая фраза «у них же разные частотные диапазоны». И тут нам на помощь опять приходит: «АВТОМОБИИИИИЛЬ» ©. Положите ваш мобильный телефон рядом с играющим радио. Если у вас бывали случаи, когда во время вызова радио перестает играть музыку и начинает издавать писк, то вы сразу сможете представить себе этот звук. Так вот тот же самый звук слышен в гарнитуре у пилота, вместо голоса диспетчера. Фактически это то же самое, что водителю закрыть лобовое стекло и заставить ехать по дороге по навигатору и спидометру.

Почему вас просят пересесть

Бывает так, что сотрудники регистрации неправильно рассаживают пассажиров по салону. Есть понятие центровки. Если центровка запредельно передняя, то самолет просто не оторвет на взлете носовую стойку. Соответственно самолет выкатится с полосы на полной скорости и с большой долей вероятности все закончится плохо. Если центровка запредельно задняя, то самолет может «сесть на хвост». Может на взлете зацепить полосу хвостом, может на посадке. Я лично узнала, что такое «сесть на хвост». Произошло это не по вине экипажа, а потому что 2 проводника и грузчик стояли в Антонове в заднем багажнике и разбирались с документами. В этот момент у 2х пассажиров появились желание срочно что-то выяснить и они пришли к нам в хвост. Поэтому на вопрос «Как мой вес может повлиять на центровку?», вот такой ответ...

Это небольшая часть правил безопасности, смысл которых, я надеюсь, мне удалось разъяснить.
Не стесняйтесь задавать вопросы. Здоровый интерес к своей безопасности - это правильно.

Авиатранспорт является самым безопасном способом передвижения. Пассажир больше рискует здоровьем и жизнью, когда садится в автомобиль, а не поднимается по трапу самолета. Однако это не означает, что пассажиры могут вести себя на борту, как вздумается. Даже заядлые путешественники не знают все правила перелета в самолете.

Основные правила поездки в самолете

Правила поведения на борту авиационного судна едины во всех авиакомпаниях, причем как на внутренних, так и на международных авиарейсах. Условно их разделяют на две группы:

  • правила поведения в самолете;
  • правила безопасности в самолете.

Соблюдение элементарных правил в самолете позволяет избежать конфликтов и обеспечить комфортные условия для всех пассажиров.

Воздушное судно в небе

Ручную кладь, перевозимую в салоне воздушного судна, размещают на верхних полках, расположенных над креслами. Пассажирам не следует занимать все отсеки, верхнюю одежду лучше сворачивать и класть поверх сумки, рюкзака или пакета.

Важно! Провоз жидкости в ручной клади допускает в контейнерах объемом менее 100 мл. Не забывайте интересоваться у авиаперевозчика о нормах перевозки багажа в ручной клади, дабы избежать конфликтных ситуаций перед вылетом. Например, у компании «Аэрофлот» норма для эконом класса — до 10 кг.

Кресла в эконом-классе располагаются рядом друг с другом, поэтому стоит заранее поинтересоваться, не помешает ли откинутая спинка пассажиру сзади. В этот момент человек может принимать пищу или работать за ноутбуком. Покидая своё место, не стоит резко хвастаться за спинку впередистоящего кресла: можно потревожить отдыхающего пассажира.

Не стоит настаивать на общении с соседями. Казалось бы, почему? Далеко не каждый человек любит вести задушевные беседы с попутчиками. Не нужно грубить пассажирам, особенно находящимся в состоянии алкогольного опьянения, так как агрессивное поведение может стать причиной конфликта или даже драки. В таких случаях лучше общаться к членам экипажа. Не стоит стремится занимать свободные кресла до тех пор, пока все пассажиры не зашли в салон. Не следует нарушать тишину, поэтому при прослушивании музыки и просмотре фильмов лучше использовать наушники.

Важно! Перед полетом спиртные напитки лучше не употреблять. Пассажиров с признаками алкогольного опьянения могут не пустить на рейс, к тому же в случае возникновения аварийной ситуации выпивший человек не сможет спастись.

Основные правила безопасности для пассажиров в самолете

В обеспечении безопасности полета не последнюю роль играет соблюдение ряда правил. Все пассажиры обязаны:

  • Выключать мобильные устройства (ноутбуки, планшеты, смартфоны и другие гаджеты) или включать функцию автономного режима. Все электронные девайсы принимают и передают сигналы, способные влиять на бортовые системы самолета и наземные сети.
  • Приводить спинку пассажирского кресла в вертикальное положение. При резком торможении на взлёте откинутое положение опасно для пассажиров. Кроме того, наклонённое сидение может препятствовать выходу с кресел, расположенных у иллюминаторов. То же самое касается раскладных столиков.
  • Пристегиваться ремнями безопасности. Непристёгнутые пассажиры рискуют получить травмы, несовместимые с жизнью при попадании в зону турбулентности, аварии, резком торможении и неудачной посадке.
  • Открывать шторки иллюминаторов. Во время посадки за бортом может вспыхнуть пламя, которое не увидишь в закрытом иллюминаторе. При необходимости экстренного вскрытия корпуса самолета спасателям необходимо видеть, что находится в салоне.

Совет! Музыку в наушниках слушать следует не на всю громкость: во-первых, можно прослушать важную информацию от стюардесс, а во-вторых, это создает дополнительную нагрузку на органы слуха.

Салон самолета

Правила поведения при взлете

Взлет - это одна из самых опасных частей полета. Множество авиакатастроф происходят во время разгона по взлётно-посадочной полосе. Бортпроводники или пилоты в обязательном порядке предупреждают о том, что самолет готов к взлету. Почти все пассажиры испытывают легкое волнение до тех пор, пока самолет не наберет нужную высоту.

Стоит взять на вооружение памятку правила поведения в самолете во время взлета:

  • Выключить электронные устройства.
  • Воспользоваться ремнями безопасности.
  • Открыть шторку иллюминатора.
  • Привести откинутое кресло в вертикальное положение.
  • Убрать раскладной столик.

После того, как прослушан инструктаж от бортпроводника, читается инструкция с картинками, которую помещают в кармашек впередистоящего кресла.

Правила поведения при посадке

Даже опытные пилоты нервничают во время захода на посадку. Волнение усиливается, когда авиалайнер сажают в сложных погодных условиях. Во время посадки действуют те же правила. Следует внимательно слушать указания стюардесс и не бежать к выходу, когда лайнер едва коснулся земли: самолет мчится по полосе на большой скорости и может в любой момент резко затормозить. Самое главное - это соблюдать спокойствие, даже если самолет ушел на второй круг.

Соблюдайте спокойствие при посадке

Правила поведения детей на борту самолета

Дети также являются полноценными пассажирами. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и не мешал окружающим, стоит следовать нижеприведенной инструкции:

  • Сообщить возраст ребёнка при регистрации. Пассажирам с грудными детьми дают места в начале салона или рядом с запасными выходами, где есть большое расстояние между кресел.
  • Не стоит надеяться, что на борту предложат питание и напитки, подходящие ребёнку. Во время коротких авиаперелетов пассажирам раздают только воду и соки.
  • Позаботится о развлечениях на время полета родителям придется самостоятельно. Можно взять раскраски, книжки, настольные игры игрушки, запишите мультфильмы на ноутбук, чтобы ребенок не заскучал за несколько часов.
  • Путешествовать с грудными детьми желательно только в исключительных случаях. Даже поездка на тропический остров для младенца - это не отдых, а стресс и большая нагрузка на организм.
  • Стоит позаботиться о гигиенических пакетах. Почти всех детей укачивает из-за монотонного колебания судна.

Важно! Избавиться от заложенности ушей помогают леденцы и вода. Пить необходимо маленькими глотками.

Стюардесса

Правила поведения в самолете при попадании в зону турбулентности

Находясь в воздухе, лайнер может оказаться в зоне турбулентности. Самолет начинает трясти при нахождении в тропосфере. Высота тропосферы за полярным кругом достигает десяти километров, в умеренных широтах - двенадцать километров, в тропиках высота доходит до восемнадцати километров. Именно в тропосфере формируются облака, циклоны и антициклоны. Воздушное судно, попавшее в турбулентное течение, кидает в разные стороны. Болтанка усиливается при сильном ветре и атмосферных осадках.

Все пассажиры лайнеры обязаны соблюдать следующие рекомендации:

  • при сильных колебаниях, тряске и вибрации внимательно слушать бортпроводников;
  • не впадать в панику, если пилот по громкой связи сообщил о том, что возможно попадание в воздушные ямы;
  • не расстёгивать ремни безопасности и не вставать с кресел;
  • обхватить голову руками и пригнуть её к коленям, ноги должны упираться в пол и не быть согнутыми под прямым углом;
  • не пить и не употреблять пищу, чтобы не подавиться.

Следование требованиям экипажа гарантирует спокойный полет без происшествий. Пассажир должен не только знать, как себя вести при возникновении аварийной ситуации, но и уважительно относиться к окружающим.

Правила грамотного поведения родителей и детей, элементарные правила безопасности в самолете и обязательные правила хорошего тона.

Перевозите младенцев в специальных удерживающих устройствах. Как правило, в самолетах каждой авиакомпании предусмотрены кресла с возможностью крепления люльки. Выяснять возможность предоставления люльки лучше при бронировании авиабилетов. Люлька предназначена для младенцев весом до 11 кг. Люлька предоставляется после взлета. На время взлета и посадки ребенка нужно взять на руки и плотно пристегнуть его детским ремнем безопасности к плотно пристегнутому своему ремню. Ребёнка нужно держать лицом вперёд! Ни в коем случае не держите малыша лицом к себе при взлете, посадке и в аварийных условиях! При резком замедлении или ударе очень велик риск травмировать позвоночник ребенка телом взрослого (тело взрослого по инерции начнет движение вперед, сгибаясь вокруг ремня безопасности и изгибая ребенка против физиологического положения вокруг детского ремня). Поэтому: держите ребёнка только лицом вперёд. Это рекомендации к той ситуации, когда ребенок летит БЕЗ предоставления ему отдельного места. Для того, чтобы иметь возможность закрепить люльку на стене, пассажирам с младенцами дают места на первых рядах или у перегородок (в зависимости от типа и модификации воздушного судна). По крайней мере, требуйте этого.

Вы можете использовать свое автокресло для перевозки ребенка в самолете. Это должно быть кресло с маркировками “approved use for aircraft” или “approved for airplane use” . Такие маркировки и разрешения имеют модели автокресел категорий 0, 0+, 1. В этом случае младенец летит с предоставлением отдельного места – детское кресло устанавливается в штатное кресло возле иллюминатора, а родителю предоставляется место рядом. В креслах, имеющих соответствующую сертификацию, ребенок должен взлетать и садиться. В них же рекомендуется находиться во время полета — ребенок, замечу, должен быть пристегнут. (Родителям, кстати, тоже лучше быть пристегнутыми во время полета).

Правила поведения родителей младенцев во время взлета и посадки. Если ребенок летит с предоставлением ему отдельного места в автокресле, предназначенном для перевозки ребенка в самолете, то во время взлета, посадки или турбулентности ребенок ДОЛЖЕН находиться в этом кресле, пристегнутый внутренними ремнями безопасности. Если ребенок летит БЕЗ предоставления ему отдельного места, в люльке: когда командир корабля включает табло «пристегните ремни», любой из родителей должен взять ребенка на руки и плотно пристегнуть ребенка детским ремнем безопасности к плотно застегнутому ремню безопасности взрослого. Также не будет лишним проверить «воздуходувки» над местом ребенка – отключите, чтобы малыш не простудился. Ни в коем случае не пристегивайтесь вдвоем. Обратите внимание на то, чтобы в руках ребенка не было предметов, об которые он может пораниться.

Правила поведения родителей младенцев в аварийных ситуациях в самолете

Правила, которые вы, родители, обязаны знать. И храни вас Бог от того, чтобы вам когда-нибудь пришлось воспользоваться этими знаниями.

Медицинская помощь. Не забывайте, во-первых, что все бортпроводники проходят курс оказания первой помощи, поэтому вы можете на них рассчитывать. Не поленитесь – родителям лучше всего самим регулярно — хотя бы раз в три года — проходить курсы первой помощи.

Кислородная маска. При разгерметизации самолета, маску надевайте сначала на себя, потом на ребенка.

Турбулентность и аварийная посадка. Если ребенок летит не в удерживающем устройстве, а в люльке, то держите ребенка на руках, плотно пристегнутого детским ремнем безопасности к плотно пристегнутому своему ремню безопасности. Своими руками создайте вокруг головы ребенка зону безопасности – защитное поле. В идеале, ребенок должен находиться в специальном детском кресле, предназначенном для перевозки детей в самолете. В аварийной ситуации взрослый не сможет корректно удержать не только ребенка, но и свое тело (именно поэтому важно плотно затягивать ремень!). При ударе туловище взрослого пристегнутого человека начинает складываться вокруг ремня, как бы группируясь, в результате чего он головой упирается в спинку впереди стоящего кресла — именно поэтому спинки самолетных кресел делают складывающимися вперед при нажатии на них сзади. И в том числе поэтому, а не только для освобождения путей эвакуации при взлете и посадке, их просят привести в вертикальное положение и сложить откидные столики.

Пожар. Во время аварийной посадки при пожаре, накиньте на себя и ребенка верхнюю одежду, наденьте головные уборы – следуя указаниям бортпроводников, пригнувшись, идите или ползите к выходу, закрыв собой ребенка.

Аварийная посадка на воду. При аварийной посадке на воду необходимо воспользоваться спасательным жилетом, который находится в большинстве случаев под сиденьем. Его необходимо надеть через голову и застегнуть так, как показывают на предполетном инструктаже. НЕЛЬЗЯ АКТИВИРОВАТЬ (НАДУВАТЬ) ЖИЛЕТ ДО ВЫХОДА ИЗ САМОЛЕТА!!! Это может затруднить эвакуацию! Эвакуация производится на плоскость крыла или на надувные трапы.

При спуске по надувному трапу следует избавиться от обуви на каблуках. Подойдя к аварийному выходу с младенцем на руках, следует, удерживая его примерно на уровне груди, сесть на трап и съехать по трапу вниз как с горки, прикрывая собой ребенка. Внизу нужно как можно быстрее освободить трап и отойти на безопасное расстояние.

Находясь в воде необходимо контролировать положение головы ребенка в надводном состоянии. Принять эмбриональную позу и прижать к себе ребенка для снижения теплопотери.

Эвакуация. Эвакуация из самолета производится в зависимости от дислокации источника опасности и расположения аварийных выходов, пригодных для эвакуации в конкретной чрезвычайной ситуации. Правило «пассажиров с детьми — вперед» не действует. Нельзя открывать аварийный выход, если через иллюминатор в нем виден огонь или выход находится ниже уровня воды! В любом случае, сначала эвакуируются пассажиры, находящиеся ближе к выходу, а потом дальние. Попытка «обогнать» друг друга, попытка пассажиров с детьми быть «вне очереди» приведет к давке и возникновению паники. При движении внутри самолета держите ребенка перед собой, создавая руками и своим телом «периметр безопасности» вокруг него, защищая его тем самым от возможной давки (но это не должно мешать нормальной эвакуации других пассажиров).

Как не поддаться панике. Паника является, по сути, одним из поражающих факторов, так как затрудняет эвакуацию и работы по спасению. При возникновении чрезвычайных ситуаций необходимо сохранить самообладание, сконцентрироваться на правильном и точном выполнении инструкций бортэкипажа. При возникновении панических настроений у людей рядом нужно постараться спокойным тоном их успокоить. Важно не допустить возникновения паники. Важно всеми силами погасить ее в самом начале, так как развивается паника лавинообразно.

Для обеспечения безопасности при авиаперелете в экстренных ситуация, еще при посадке на борт самолета в обязательном порядке члены экипажа проводят краткий инструктаж пассажиров, где рассказывают о нормах и принципах поведения в нештатных ситуациях.

Нарушение этих правил чревато трагичными последствиями для всех пассажиров рейса, в том числе для нарушителя. Все путешественники, находящиеся в салоне самолета, обязаны в любой ситуации, что особенно важно в экстренных случаях. За нарушение правил безопасности в самолете предусмотрен большой денежный штраф и тюремное наказание.

Чрезвычайные ситуации на борту

Самолет – безопасный вид транспорта, что признано официальной статистикой. Аварийные ситуации на борту происходят крайне редко. Численность пострадавших пассажиров в чрезвычайной ситуации при авиаперелете значительно меньше, чем в тех же автомобильных ДТП.

Но даже на самом современном и исправном лайнере могут случиться внештатные ситуации, влекущие риски полного разрушения самолета или смертельной опасности для всех пассажиров рейса.

По статистическим данным авиационных служб, 80% авиакатастроф происходят по причине человеческого фактора и только 15% – технические неисправности самолета.

Все чрезвычайные ситуации в самолете подразделяются на несколько видов:

  • Катастрофа – авиационное происшествие на воздушном судне, повлекшее гибель людей.
  • Авария – внештатная ситуация на борту, повлекшая серьезные повреждения самолета, но без человеческих жертв.
  • Поломки – непредвиденная ситуация, связанная с техническими неисправностями авиационного судна, влияющая не снижение безопасности полета.
  • Террористический захват.

Что нужно делать при экстренных ситуациях

Существуют основные правила безопасного поведения в самолете в экстренных ситуациях, соблюдение которых подлежит обязательному исполнению со стороны всех участников авиационного путешествия.

Невнимательное отношение к указаниям членов экипажа и при недостатке информации о нормах поведения на борту в нештатных ситуациях увеличиваются риски опасности для жизни и здоровья всех граждан, находящихся в самолете.

Если все будут действовать грамотно и уверенно, ответственно соблюдая порядок действий в чрезвычайной ситуации на борту, появляются шансы на благополучный исход авиационного путешествия.

При пожаре в самолете

Возгорание в авиационном судне может возникнуть по причине технической неисправности лайнера, повлекшей замыкание электрооборудования, а также при несоблюдении правил поведения самими пассажирами, игнорирующими запреты на курение в салоне.

Правила безопасности при пожаре в самолете:

  • После посадки на рейс внимательно осмотрите салон и запомните, где находятся аварийные выходы. Просчитайте количество рядов до этого места, чтобы в задымленном пространстве у вас была возможность быстро сориентироваться и выбраться к аварийному выходу.
  • Эвакуироваться с горящего самолета можно в первые 2-3 минуты, поэтому очень важно не растеряться в такой ситуации, действовать быстро и осознанно.
  • Если возгорание произошло еще на взлетной полосе, нельзя задерживаться у воздушного трапа, необходимо как можно скорей спрыгнуть и удалиться на безопасное расстояние.
  • Чтобы не получить сильные ожоги, рекомендуется снять легковоспламеняющуюся синтетическую одежду, а открытые участки кожи по возможности закрыть тканью из натуральных материалов.
  • В случае сильного задымления салона совершайте продвижение к аварийному выходу, пригнувшись к полу. Лицо, в частности органы дыхания, лучше закрыть платком или любой другой тряпкой, смоченной в воде.
  • В самолете есть люки, которые нельзя открывать при пожаре. Это может усилить пламя и привести к более трагичным последствиям.

На борту самолетов имеются огнетушители, с помощью которых экипаж предпримет попытки самостоятельный борьбы с огнем.

При аварии в самолете

Во время авиаперелета может случиться аварийная ситуация, исход которой часто зависит от соблюдения техники безопасности всеми пассажирами рейса.

Правила поведения при аварии в самолете:

  • Правильно пристегнуть ремни безопасности. Они должны охватывать область бедер, а не живота.
  • Внимательно слушать указания бортпроводников и четко выполнять полученный инструктаж.
  • Не вставать с пассажирских кресел и не отстегивать ремни до полной аварийной остановки лайнера.
  • После получения команды эвакуации с воздушного корабля действовать быстро, четко выполняя распоряжения персонала.
  • После выхода из самолета удалиться на безопасное расстояние.

Где лучше всего сидеть в самолете:

При падении самолета

При крушении авиалайнера шансы на выживание есть не у всех, но если действовать четко по инструкции, можно обрести надежду на спасение. По статистике, в результате авиационных катастроф удавалось выжить некоторым пассажирам, внимательно изучившим правила поведения в экстренной ситуации на борту и действовавших по этим правилам в момент падения самолета.

Правила поведения при падении самолета:

  • Если лайнер упал на сушу, выжившим пассажирам не следует далеко отходить от обломков, куда в первую очередь отправятся спасательные службы для поиска людей.
  • По возможности необходимо разжечь костер, который станет ориентиром для спасателей, а заодно позволит пострадавшим путешественникам согреться.
  • На поиски людей может уйти несколько дней. Выжившим пассажирам, оказавшимся в экстремальных условиях окружающей среды, нужно найти источник с питьевой водой, чтобы утолить жажду, и подыскать какое-нибудь питание, чтобы не погибнуть от голода. По утверждению специалистов, на одной плитке шоколада человек может прожить до 4-х недель. Любую найденную пищу, будь-то свежие ягоды с кустарников или пойманная рыба в водоеме, нужно правильно распределить для небольших перекусов, благодаря которым пассажиру удастся выжить до встречи с сотрудниками службы спасения.
  • Если самолет упал в воду, выжившим пассажирам необходимо двигаться в воде, чтобы исключить переохлаждение организма. Постараться отыскать вблизи на водной глади подходящее плавсредство, на котором можно продержаться до прибытия спасательной команды.
  • В самолетах есть спасательные жилеты, хорошо удерживающие людей на воде. Главное не надувать и не надевать их еще во время падения лайнера. В одной авиакатастрофе людям удалось выжить после падения в воду, но из-за надутых жилетов они не смогли выбраться из-под тонущих обломков лайнера, что привело к гибели.
  • Если пассажиру удалось самостоятельно добраться до суши, нужно снять одежду, хорошо выжать и снова одеть. Как правило, в таких ситуациях найти сухую одежду нереально.

При захвате самолета террористами

Захват самолета террористами представляет серьезную опасность для пассажиров и членов экипажа. Очень важно вести себя правильно в такой ситуации, не компрометируя террористов на смертельно опасные для жизни людей действия.

Правила поведения при захвате самолета:

  • Выполнять все требования захватчиков.
  • Постараться успокоиться и не впадать в панику. Такое состояние только обострит и без того опасную ситуацию, что может стоить человеческих жизней.
  • Внимательно осмотрите салон самолета, не делая резких движений. Подумайте, куда вам будет удобно спрятаться в случае, если начнется перестрелка на борту.
  • Старайтесь не выделяться из толпы. Не привлекайте внимания террористов к своей персоне.
  • Если захватчик требует снять ювелирные украшения или отдать деньги, дорогостоящие гаджеты, выполняйте это требование беспрекословно. Не старайтесь спасти свое имущество ценой собственной жизни.
  • Не предпринимайте попыток самостоятельного спасения, никакой самодеятельности – главное правило поведения на борту самолета, захваченного террористами.

Спасением пассажиров и членов экипажа занимаются опытные бойцы спецподразделений. Как правило, захваты авиалайнеров происходят крайне редко и осуществляются с целью получения определенных благ. Захватчики обязательно выскажут свое требование и будут ждать ответных действий со стороны уполномоченных служб на земле.

Бойцы спецотрядов также будут разрабатывать план для спасения пассажиров на захваченном самолете. Если услышите четкую команду «Всем на пол», действуйте незамедлительно! После таких слов может начаться перестрелка.

Если поступила команда «Срочно покинуть самолет», оперативно выполняйте это требование, соблюдая технику безопасности при эвакуации к выходу.

В любой чрезвычайной ситуации на борту самолета сохраняйте спокойствие и действуйте строго по правилам безопасности. Выполнение этих требований значительно увеличит шансы на спасение. Всегда верьте в лучшее и не думайте о плохом, планируя перелет на авиалайнере.