Баста — «Куда бы мы ни тыкались, все говорили, что моя музыка никому не нужна. Жил в плохом районе? Скриптонит, мне кажется, должен быть неплох…

В апреле на широкие экраны выходит картина «Газгольдер: Музыкальная сказка для взрослых», где главные роли сыграли музыканты Творческого объединения Газгольдер – Баста, Гуф и другие. Музыкальный экшн-комикс в привычной для рэперов манере рассказывает о разных аспектах современной жизни: от политики и бизнеса до любви и ненависти. Герои фильма борются за правду, которая у каждого своя. Накануне премьеры коллектив отправился в тур в поддержку ленты. На очереди – Киев, где концерт состоится 30 марта.

сайт: Фильм "Газгольдер" – уникальный проект: вы появитесь в картине не только в качестве актера. А еще и как сопродюсер, сорежиссер и соавтор ленты. Как и почему возникла идея создания картины?

Василий Вакуленко: С идеей фильма к нам пришел Иван Курский, молодой режиссер, который раньше снимал за границей. Он предложил скомпилировать все наши идеи в одну историю. Все вдохновились, собралась классная творческая команда и написала сценарий фильма. Практически сразу же приступили к съемкам, которые длились два с лишним года. Параллельно все работали над своими музыкальными проектами, вышли альбомы у Смоки, Словетского, Тати, свет увидела пластинка "Баста-4", много воды утекло. (Улыбается.)

сайт: Возникали ли на площадке творческие конфликты? За кем в итоге оставалось последнее слово?

В.В.: Конфликты возникали постоянно, потому что я конфликтный человек. В основном такие ситуации были связаны с рабочим режимом группы и какими-то техническими нюансами. Все постоянно хотелось ускорить. Ненавижу паузы и когда кто-то мямлит и ноет. А вообще все было здорово, чувствовалось единение и понимание. Вы все увидите сами в фильме о фильме, который обязательно будет.

В.В.: Теперь я знаю почти все о том, как снимается кино. Техническую и эмоциональную стороны. Это грандиозный опыт, который качественно повлияет на съемку наших видеоклипов. Технические нюансы больше не вызывают у меня такое количество вопросов.

сайт: Сюжет фильма пока известен в общих чертах: «Речь об актуальных на сегодняшний день аспектах жизни: о политике, бизнесе, конечно, о любви, смерти и вечных ценностях». Также часть сюжета будет посвящена еще и событиям, которые происходят в прошлом – 30–40-х годах XX века, что потребовало немало затрат временных и финансовых… Насколько легко было искать финансирование для проекта.

В.В.: Фильм снимали за свои деньги. Поэтому его смело можно назвать авторским. В картине нет навязчивого продакт-плейсмента и нелепых вынужденных сцен.

В.В.: Второй фильм будет точно. И не факт, что это будет продолжение первого.

сайт: Если есть, что сказать украинскому зрителю, – будет круто.

В.В.: Я никогда не разделял людей по географическим признакам. И сейчас тем более не намерен этого делать. Я был в Киеве неделю назад, видел все своими глазами. Надеюсь, что обстановка разрядится и время все расставит на свои места. Люди хотят жить. Об этом, кстати, и наш фильм. Любой загнанный в угол человек начинает действовать, защищая себя и то, что ему дорого. У меня много родственников в Украине живет! Я сам – Вакуленко. О чем еще тут можно говорить? Нас нельзя разделить, и не надо нас сталкивать лбами.

О том, что он считает главной неудачей года

Это уход Тати из “Газгольдера”. Это моя ошибка и моя трагедия.

В чем именно суть конфликта? Тати постепенно потеряла общий язык с другими сотрудниками. Дошло до того, что люди отказывались с ней работать. А моя попытка вразумить ее, попросить соблюдать какие-то нормы общения, привела к тому, что и я тоже оказался в ряду людей, которые мешают ей жить, творить, создавать.

Это конфликт из-за бытовых вещей - как разговаривать с людьми, как общаться, что здесь нет ни слуг, ни рабов. Тати работала в своей студии, мы выпускали песни по ее личному сигналу, боялись даже касаться каких-то вещей, чтобы лишний раз не конфликтовать. У меня к ней было особое отношение, я очень ей благодарен, она родной человек, много лет путешествовала с нами. Но за последние два года произошла какая-то история непонятная. Здесь я упустил. Видимо, потому что она девушка. А я как-то не знал, как мне поучаствовать в ее жизни. Мое злорадство в твиттере - форма сожаления.

Лично для меня, как для человека, который писал для нее… В Тати вложили очень много времени, личных симпатий, а потом человек говорит, что мы такие-сякие. Я был свидетелем разных продюсерских конфликтов. Я всегда думал, что со мной такое никогда не случится - ну, потому что мы другие люди. И вообще стало понятно, что необходимы реформы.

О том, нужен ли “Газгольдеру” жесткий профессиональный менеджмент

Он есть. Просто со старожилами лейбла были немного другие условия. Им помогали сверх того, что должны были делать. Мы проживали жизнь, мы не работали как лейбл. Сейчас у нас с отдельными артистами контрактные договоренности и впредь будет так. Потому что это избавляет от подобных катастроф.

Вот этот дом, который для меня и правда является домом, как и для большого количества людей, которые тут работают, - его нужно защищать. Тому доказательство иск Кирилла Толмацкого , иски от наших бывших партнеров (“Газгольдер” судится с бывшими соучередителями - Денисом Крючковым и Юрием “Жорой” Булавиновым. - Прим. ред. ). Наша прежняя политика - “мы не даем комментариев о конфликтах, остаемся в стороне от этой возни” - она не работает. Нас переигрывают те, кто начинают говорить первыми. Потом наша правда не имеет никакого смысла.

Так же было и [во время конфликта] с Лешей Гуфом. Мы читали, слушали и хихикали: «Ну, правда она и есть правда, она всплывет». И время это показывает. Вот Леха приезжал в гости после Израиля, мы разговаривали. И я лично чувствую только сожаление: “Ты видишь как все получилось? Тебя кто-то использовал в своих интересах. Действительность состоит в том, что твое имя принадлежит каким-то людям . Что ты работал с “Газгольдером” на тех условиях, которые сам установил”.

И из таких пунктов складывается какая-то устная история, которую невозможно подтвердить - только ситуацией. Сейчас он сам позвонил, сам появился у нас . Если бы ему было безумно страшно - он не пришел бы.

Поэтому нам нужно меняться. Поэтому сегодня я везде. Стараюсь выходить на связь, обозначать публично свою позицию, давать интервью. Лейблу больше десяти лет, пора многое пересмотреть. Оставлять все, как есть, губительно для организации.

Снова о переменах на лейбле

С ТГК смешной был разговор в том плане, что они пришли: “Вот, мы хотим все сами”. Я говорю: “Ну, хорошо, сами”. Мы ничего не делали, только осуществляли продажу музыки. Последние пару лет не брали процентов с их концертов, они сами себе снимали видео.

Со Смоки Мо работа продолжается. Его вроде все устраивает. Он пример человека, который может говорить о своих текущих проблемах, которые исправимы - и мы совместно стараемся этим заниматься. У него тут своя студия. Чтобы ты понимал, он тут практически каждый день, я из студии практически не вылажу, но мы не виделись с ним три месяца.

Если продолжить тему реформы лейбла, я сторонник аккуратных приобретений. Появляются интересные люди, хочется им помочь. Ну вот Саша Чест - песня про Путина это все, с чем он заявился и что осталось после. На самом деле он гениальный в плане задачи МС. Ты ему говоришь, что есть такой припев и нужно написать текст. Через три дня готов аккуратно сведенный трек - что неудивительно, когда дружишь с Капеллой. “Мой лучший друг это Capella”. Рома Capella - тоже отдельная история, и как человек, и как фанат музыки. Эра Канн, участница “Голоса” - мы записываем ее альбом, он выйдет в феврале.

Мы осуществляем помощь, но не можем заниматься безумными инвестициями или содержать человека. Этот формат себя изживает - приходится придумывать что-то новое.

Про конфликт с блогерами “Немагия”

Пришло время поднимать эти вопросы. Потому что у людей, которые живут интернетом, немного искажена картина мира. Представление о морали у них полностью отсутствует. Их поддерживает большая армия людей, которые прошли с ними определенный путь.

Я включился в эту игру с большой охотой. Одного из ведущих “Немагии” после его оскорбительных высказываний о Словетском и Тати мы случайно встретили в «Аэроэкспрессе». Я ему сказал: “Если вы хотите увидеть юмор без границ, то я это могу. Рэп-сайты и форумы закалили меня так, что вы обо мне ничего не скажете, чего я о себе не знаю”.

Я старомодный человек в смысле ответственности за сказанные слова. Но если бы я старался на каждое плохое слово в свой адрес реагировать, мне пришлось бы перебить безумное количество людей. Сайт The Flow в том числе. Badcomedian - первый гад, который высмеял наш шедевр . Но это было сделано так, что к нему нет претензий. Горько, неприятно, дискомфортно, но у этого есть уровень. Или группа, где были Поггано и Кака-47 - это правда смешно. Но в новом ролике “Немагии” была оскорблена моя мать, так что я, как человек определенным образом воспитанный, этого пропустить уже не смог.

А ты что, не знал, что он торчит? Это перманентка его. Такой человек. На протяжении всего времени нашего общения он употреблял. Ну что сказать. Зато он честный человек в плане оценки себя как личности. В песнях все как есть, без приукрашивания. Этим он бесценен для русского рэпа. Самобичеватель.

Сейчас [в израильской клинике] он 45 дней был чистый. Я на него смотрю, насколько ему страшно, насколько тяжело. Я его понимаю, как человек, не понаслышке знакомый с проблемой. Я уже говорю: "Ну если что-то надо, звони, пиши, чем можем…" И я боюсь это говорить, поскольку будет выглядеть, что я опять лезу в его жизнь. Я очень аккуратно.

Они с Бланткатом к нам приходили. Я шутил: “После общения с Лешей наркотиков, наверное, вообще не хочется?” Они записывают альбом, у меня даже возникла идея сделать на него совместный трек "Взаимные претензии". Есть такой формат спикерской группы "Горячий стул", когда человек сидит к тебе спиной и ты сначала говоришь все плохое о нем, а он не может тебя останавливать или перебивать. А потом он разворачивается и ему уже говорят все хорошее. Это сильнейший тренинг, открывается очень многое. Если ты, Леха, прочитаешь это интервью, то на счет "Взаимных претензий" подумай.

Для меня он по-прежнему талант номер один в жанре. Есть сильные, смелые, техничные, креативные - это все не о нем. А он просто гениальный. Который, сев на диван, напишет тебе куплет, который точно не испортит твою песню, а то и просто вынесет тебя. Простыми "был, жил, видел, гладил, торчал, не торчал, кричал, не кричал, причал, не причал".

Спустя годы, клянусь, не испытываю к нему ничего кроме сочувствия. И надежды. Потому что я, в принципе, такой же - меня спасло человеческое сочувствие. Мне постоянно давали шанс.

О планах, целях, задачах

Лично моя мечта - чтобы люди увидели, какие мы на самом деле.

Был интересный момент, к нам в студию приезжал PLC и его товарищ. Я ставил новые биты, тот спрашивает: “А это чей?” А PLC: “Я тебе говорил, что он такое делает”.

Я не нашел пока способа, как мне показать другие свои увлечения, не связанные с песнями - я имею в виду биты, техно, вообще электронную музыку. Что-то покажет наш совместный альбом с Капеллой. Не то, что мне хочется одобрения, но отклика хочется. Чтобы услышали и сделали выводы.

У меня есть инфантильное ощущение, я все равно захожу читать, что обо мне пишут. Я вижу свой альбом в списке лучших на The Flow, и мне приятно. Хотя помню, что в свое время его расхерачили . Но вот он занимает свое место среди достойнейших людей , которых я уважаю - и для меня как для фанатика музыки это важно. Не верьте, если кто-то говорит, что ему неважно, что о нем говорят и пишут. Я и комментарии читаю. И среди обилия молодецкой злобы тоже нахожу конструктивные, полезные замечания. Наверное, это помогает мне не превратиться в какого-то аутичного сумасшедшего.

Я слышу новый звук - класс. Я научусь это делать! На «Долби мой лед» я сделал несвойственный для себя звук, вы еще написали, что это продакшн Strong Symphony. А я тогда сразу же выдал в эфир опровержение. Потому что мне хочется, чтобы знали, что это я написал. Это меня характеризует, возможно, как человека глупого, но мне хочется. Старость, наверное - хочется, чтобы в памяти потомков осталось не только зло, которое я делал.

Если серьезно, то критика - это, конечно, неприятно, но я к этому готов. Меня это только мотивирует сесть и проводить работу над ошибками. Хочется не потерять ни секунды. Я собрал 17 000 в “Олимпийском”, мне хочется собрать 30 000. Дорога мужчины - быть первым там, где еще никто не был. “Крокус” мы первые сделали, рэперы его не собирали, а потом многие стали обращать внимание. “Зеленый театр” сделали, “Ледовый” я первым собрал, Кремль - два раза. Эти вещи по-разному можно оценивать, но они были, это факт.


О контактах с другими рэперами

Из молодежи это Jah Khalib - человек, которого я понимаю в плане общения, воспитания, умения вести себя. Для меня как для ростовчанина это важно. Мне очень нравится Ваня Нойз. Человек, к которому ты не можешь найти ключик. Такой человек, какой он есть, со всеми своими историями. Про Капеллу я говорил неоднократно. Саша Чест - помогаем ему посильно с его песнями. Много людей сюда заходит. ATL со своими пацанами, Pharaoh. Lil Dik, человек космического уровня, со своим даже не юмором - это мышление такое.

Не знаю, у меня есть страх того, что я что-то сделаю не так и подтвержу заключение о том, что я какой-то плохой. Я лучше не буду ни с кем тогда общаться. Тяжело нести на себе повешенный ярлычок

Моя самая смешная история общения с рэперами такая: Pharaoh попросил записать куплет Ноггано на трек с ним. Я думаю: “Ну куда я лезу?” Но записал.

И он мне звонит - а он со мной на “вы” разговаривает - и говорит: “Спасибо вам большое, что поддержали нас”. “Старик, пожалуйста, не разговаривай со мной на “вы”. Во-первых, это звучит как дисс!” И он так с трудом начинает со мной разговаривать на “ты”, а я понимаю, что мне, сука, 36 лет!

Много интересной молодежи. Последние, кто сильно заинтересовал самобытностью - MiyaGi & Эндшпиль. Это поляна, которую Рем Дигга в свое время не присвоил. Слышу мелодические ходы - хочется сказать: “Рома, елки, ну ты где был? Это ты. Тебе чуть-чуть нужно было в качестве музыки и записи докрутить - и был бы на этом уровне”. По текстовому содержанию - не для меня, а вот мелодика. Грибы - понятно, вообще разрыв. У них семейный подряд: Луна - это девочка, которая мне снимала “Хэндс Ап” и первый клип Ноггано. “Пудинг” - очевидный шлягер.

Снова о планах

Хочется записывать музыку бесконечно и участвовать в этом соревновании дальше. Мне страшно подумать, что я не буду жить этой жизнью. Что меня лишат этого праздника. Что буду писать песни и складывать в стол. Или выпускать, но без особого - есть такие примеры. Во мне наглости и молодецкого задора - понятно, что это моя субъективная оценка - еще хватит. У меня планы грандиозные. Сейчас выпущу “Лакшери” и сразу займусь Нинтендо.

Праздник в чем? В том, что ты что-то делаешь и это трогает, задевает людей. Даже переоцененное, на мой взгляд, внимание к песне “Выпускной” все равно приятно. И приятно, что мне хватает мужества делать неожиданные для себя вещи.

Приходится бороться с клишатиной. Например, у Ноггано песня называется “Барыгу долби”. И начинается внутренний диалог: “Ну как же, я же там, я же Баста, я же Василий Михалыч, где-то я даже в “Голосе”. То есть, я начинаю прибаливать ненужной херней, которая мешает. Это ведь я и есть такой - я ведь и ругаюсь, и публично тоже ругаюсь, и… Мне очень нравится.

Всю мою жизнь сейчас можно охарактеризовать, пересказав наш диалог со Смоки Мо. Мы с ним нечасто видимся, хотя у него тут выше студия, но он ходит так, а я так. И вдруг я выбегаю, обсуждая вопрос какой-то с адвокатом по какому-то очередному делу. И Саня выходит (изображает очень спокойный голос): “Как дела, брат?” (изображает нервный голос): “Да тут с этим там бум трах-тарабах бум-бум-бум”. (изображает очень спокойный голос): “Ну ты не заводись. Кстати, здесь есть замечательная вегетарианская забегаловка, советую тебе зайти”. Но в этом кураж какой-то все равно - когда все, как у Гребенщикова, "поезд в огне"!

Про Versus

Я вчера смотрел последний Versus, куда добавилось выступление под бит - ну круто же. Я просто охренел. Слава КПСС при всем моем отношении к нему, он просто разрывает, он просто пулемет. Мне кажется, что это проклятье Оксимирона. Есть у меня такое предчувствие. Злобный красный комиссар. Я прямо вижу это “бей жидов, спасай Россию” - были такие карикатуры, где красноармеец шашкой бьет, а еврей с деньгами, со счётами убегает.

(о мемах, где противопоставляют Гнойного и Оксимирона) То есть, все хотят падения короля, да? Нет, это же не суть, что можно не любить Оксимирона, но посмотреть, как он поведет себя, когда ему собьют шапку - это же круто. Это с любым так, с Макгрегором, с кем угодно - люди хотят посмотреть, как великану дадут по башке. Как он себя поведет. Кто он такой, когда он не абсолютный чемпион. И мне кажется, все равно Оксимирону где-то скучновато. Если делать баттл Гнойный vs Oxxxymiron, то это клетка должна быть.

Мы с Сашей ST разговаривали, я ему сказал: “Ты неправильную стратегию на баттл выбрал. Ты должен был его восхвалять. Со своего уровня пацана с Кутузы восславить и выдать ему хвалебную рецензию”. И не играть в уличного - он его заманил на территорию образованного нерда, он знал, что Саша ему будет пихать: “Кутуза, мы, да там таких, как ты”. У него-то к этому все было готово. Он был как профессор, к которому пришел на первый курс мальчишка обвинить его в том, что он профессор.

Но я его понимаю, потому что выйти против Оксимирона вообще-то страшно. Я-то выгляжу сейчас как зритель, толстяк с пивом на диване: “Ты должен был…” Я помню баттлы, в которых сам участвовал и как сильно я переживал.

Вообще же Versus - это очень крутая история. Интересно только, почему участники этих баттлов не идут дальше, не становятся популярными как артисты.

Неучастие в новом сезоне “Голоса” - это двусторонняя инициатива. Что говорить - работа в “Голосе” это серьезное ограничение себя во времени. Но, не буду скрывать, я хотел принять участие. Потому что мне было интересно - я уже знал, как все работает. Мы поговорили с Юрием Викторовичем Аксютой. Не получилось. О чем я не жалею - мне есть за кого болеть, за Полину Гагарину.

Это тяжелый труд. А я не профессиональный шоумен. Меня хватает на короткую дистанцию. Я могу вспыхнуть. Periscope это мое - я могу собраться и выдать на пять минут. А вот держаться, когда прямой эфир, нервы, переживания... Но “Голос” мне помог преодолеть страх камеры и участия в серьезных разговорах, в интервью, в пресс-конференциях. Туда я пришел зажатым, напуганным каменным человеком, который боялся сказать что-то не то. Или быть профаном в чем-то. Естественно, хотелось показать себя лучше, чем я есть.

Хочется сделать “Голос улиц”. Круто? Круто. (О том, что будет делать, если Мастер Шеff скажет, что это его бренд) На это весь расчет! Мастера мы пригласим - нам нужен Градский! Хочется сделать круто, чтобы бюджет был соответствующий. Позвать всех величин от нашей субкультуры. Думаю, всем будет интересно, по крайней мере, посмотреть.

Суровый Ростов

- Расскажи о себе. Очень нетипичный путь, можно сказать, что «из грязи в князи»…

Да. Так все и есть. Путь людей. Я закончил музыкальную школу по классу аккордеона, поучился в училище.

- Аккордеон – странный выбор…

Самый крутейший. Во-первых, это не только инструмент, но и спортивный снаряд. Это же орган - серьезный инструмент. Он выглядит для кого-то смешно, но это очень сложный инструмент. Профессиональный аккордеонист играет Генделя, Баха, Бетховена, сложнейшую органную музыку. Иногда органистов оставляют позади.

- Почему тогда выгнали из училища?

Меня не выгнали, я сам ушел. В училище уже учился на дирижера.

- Потерял интерес?

- В ряде интервью упоминалась история с наркотиками. Насколько все это связано с музыкой?

Было такое время. Я в училище курс отучился и употреблял. Все употребляли. После 1996 года было трудное время.

- В итоге оказался в больнице?

Я оказывался в ней в процессе. Ложился в больницу – и все равно употреблял. Кто-то торчал на водке, а я торчал на наркотиках. Было шальное время, когда страну разворовывали, превратили ее в черт пойми что. Когда «убили человека» воспринималось, как «прошел дождь».

- Жил в плохом районе?

Самый лучший район на земле. Я никогда не скажу, что мой район плохой. Это промзона, заводской район, где кирпичный завод и частный сектор.

- Но жесткий?

Это не районы были жесткие, не города – жизнь была такая. Люди выживали, определялись, как жить. Мое поколение – заложники этих обстоятельств. Родители вынуждены были крутиться, чтобы просто кормить детей, что-то им дать, придумать судьбу заново.

- С кем ты жил?

В квартире у дедушки военного. У меня вся семья военные. Я знаю армию изнутри и жил в военных городках. Знаю, что это за бред.

- Ходить строем?

Нет, как все устроено. Надо отдать должное, сейчас более-менее. Шойгу пришел – армия превратилась во что-то человеческое. Я сторонник того, что служить надо с 25 лет.

- Рэп возник в школе?

Да, в 15 лет мне бабушка подарила синтезатор Yamaha 51. В 1995 году это было примерно то же самое, если бы мне подарили Lamborghini. И то сейчас я порадовался бы не так сильно. Мы начали заниматься музыкой с друзьями Витей Цукановым и Димой Микрюковым.

- Почему рэп? В 1990-е годы, наверное, была популярны другие артисты?

Я предпочитал тяжелую музыку. У меня папа, как любой советский сумасшедший рокоман, слушал DeepPurple, Pink Floyd, Beatles, Queen, Ozzy Osborne. Я предпочитал хардкор – Biohazard, Rage Against the Machine или Papa Roach… Серьезная белая музыка.

- Но это не рэп совсем...

Это рэпкор. Это речитатив под тяжелую музыку. До сих пор ее слушаю и люблю. Мне нравился речитатив. Речитатив - это удобная форма донесения информации. Не могу сказать, что я рэпер.

- Как оказался в рэпе тогда?

Это был 1996 год. Была тусовка, мы тогда и познакомились с Владиком из «Касты», сделали первое объединение по интересам. Тогда в «Касте» было девять или десять человек. Это было объединение по интересам, а группа «Каста» тогда называлась «Психолирика».

- Где собирались?

На улице.

- Деньги на этом никак не зарабатывали?

Какие деньги?! Это не про деньги было. Я всего лишь делал музыку у товарища на компьютере и ездил к нему в другой район через весь город. Приятель договаривался с мамой, и мы с утра сидели до поздней ночи. Он тихо включал маленькие колоночки и в убогой программе мы делали биты. Так в 17 лет я написал «Мою игру», которую до сих пор пою. Первый текст, который я сам написал от начала и до конца.

- Когда было первое выступление?

В 18 лет во дворце спорта. После концерта меня знал весь город. Тогда была движуха в Ростове, и местные концерты собирали по пять-шесть тысяч человек. Выступали Сергей Пименов, Александр Поляков, Корж… Последний умер недавно.

- В 1998 году выступал под именем Баста?

Баста Хрю. Как мне сказал друг: «Ты выбрал имя с которым никто бы в жизни никогда ничего не добился».

- Первые деньги на рэпе когда заработал?

В том же 1998 году на концерте $100, или 600 рублей.

- Было приятно?

Конечно. Это было просто в пику всем… кто говорил, что это все фуфло. Папе в первую очередь.

- Что сделал с этими деньгами?

Я не помню. Ну, как всегда. Какую-то х...ню. У меня было в месяц четыре концерта в разных городах, или $400. Это были космические деньги.

- Кто-то стал продюсером?

Был продюсерский центр «Медиастар». Они собирали местных артистов… Мы ездили, выступали. Десятки фестивалей. Была культовая поездка на 125-летие Северо-Кавказской железной дороги. Мы перемещались на поезде и выступали в каждом городе, где останавливались. У нас был вагон-душ, баня вагон, был вагон, на котором ездил Николай II. Сцена была прямо на платформе вагона. Круто!

- До какого года шли эти концерты?

С 1998 по 2002 год. После них я музыкой до 2003 года вообще не занимался - ничего не писал и х...ней страдал.

База Газа

У меня появился партнер, с которым мы работаем до сих пор, – бизнесмен Евгений Антимоний. До этого он по дружбе вкладывал деньги в Богдана Титомира, чтобы выпустить его альбом.

- Антимоний же москвич и не из Ростова…

В 2005 году к нему через Богдана попал мой диск.

- Он был его продюсером?

Инвестором. Богдан Титомир говорит Жене: «У меня есть диск ростовского типа, я эти песни хочу купить на альбом». Приехал Богдан в Ростов и сказал: «Я хочу купить песни». Я ответил: «Песни не продаю».

- Какие он хотел купить?

- «Жизнь так коротка», «Сам по себе». Я ему их подарил. У него, надо отдать должное чутье на хорошие песни – п...ц.

- Как в итоге попал в Москву?

Женя услышал мою музыку и говорит Титомиру: «Пускай этот пацан приезжает, будем думать». У меня уже было песен на два альбома. Приехал и все.

- Что понравилось Антимонию?

- Все?

Артиста глупо брать из-за одной песни.

- Сразу студия?

Нет. Мы думали про новый путь. Как донести свою музыку до слушателя.

- Понимал, к кому едешь?

Да. Мы приезжали и встречались, предварительно познакомились. Потом оговорили условия. Меня ничего в Ростове не держало.

- Какие деньги тебе готовы были платить?

Были инвестиции в проект, которые возвращали потом из прибыли долями. Плюс месячная зарплата.

- Какая?

Тысяча долларов. Плюс мне оплачивали квартиру. Для меня, ростовчанина, было нормально.

- Как оплачивалась работа в студии?

Использовали временные займы. Обсуждали каждую деталь.

- Антимоний комфортный или жесткий?

Супертип. Я очень благодарен, что меня свела с ним судьба.

- Я читал про него, что он якобы рейдер…

Про всех можно сказать, что он рейдер. Кто выше головы поднялся и не рейдер? Это страна такая…

- Этап в жизни страны?

Это как Америка шальная, Техас – каждый работал, захватывал, делал что-то. Можно говорить все что угодно, но встретимся в суде. У нас поставь любого богатого хорошего человека, его обдадут из... Пусть говорят. Это его личный путь. У него хорошо с пониманием музыки, он знал Владимира Высоцкого и много кого еще…

- Чего Антимоний хотел добиться?

Чтоб я стал знаменитым человеком в стране. Он искренне верил. С его подачи я пел песню «Райские яблоки» Высоцкого. Она стала мегапопулярной. Перепел Галича. Антимоний очень заряженный и правильный человек.

- Были ли другие продюсеры или инвесторы?

Мы рассылали свои диски, в прямом смысле «ходили ногами» по Москве на разные лейблы. Куда бы мы ни тыкались, все говорили, что моя музыка никому на х... не нужна.

- Кто?

Многие. Список там был… Ну, все. Союз, например.

- Прям посылали?

Ну, не посылали. Говорили: друг мой, это не то.

- Где выпустили альбом?

Пошли на Gala Records, заплатили за студию, начали записывать.

- Сколько это отняло денег и времени?

Дорого. Первый год мы вообще ничего не записывали – собирали песни, открывали клуб Gazgolder. Потом три года писали альбом.

- Как возник Gazgolder ?

Я переехал в Москву, и в этот же день была первая вечерника в клубе.

- Gazgolder кто придумал название?

Женя Антимоний. На месте клуба и был газгольдер, или завод по хранению газа. Отсюда на Красную площадь подавался газ для освещения. Голландцами газохранилище было построено в 1864 году.

- Это был клуб Антимония?

Конечно. Он место арендовал, потом клуб переехал на новое место, но здесь же, на территории Армы.

- Gazgolder был когда-то рэп-клубом?

Gazgolder - это арт-пространство. Здесь можно делать все: от выставок до поэтических вечеров. У нас выступали Жванецкий, Филипенко, протобуддисты, все, что вы можете себе представить. Сейчас здесь проходят крутейшие вечеринки электронной музыки. Я пишу электронную музыку. У меня есть проект – Bratia Stereo.

- Какая у тебя доля в клубе Gazgolder ?

В пределах трети.

- В Прибалтике в Legendas ?

Тоже совладелец.

- Клубы - это интересный бизнес?

Сложный. Зачастую не оправдывает своих инвестиций. Брать его за основу не имеет смысла.

- Как у клуба появился инвестор - Антон и Наталья Треушниковы? Lifenews сообщал, что Наталья (по специальности психиатр ) помогала тебе справиться с зависимостью?

Нет. Наталья – жена моего друга. Треушниковы помогли, когда было тяжело и Gazgolder нуждался в средствах для строительства нового здания клуба и студий. Они стали соинвесторами строительства здания клуба. Мы совместно с ними развиваем разные проекты за пределами музыки.

- Новость на Lifenews неправда?

Недавно нам в суде удалось доказать клевету Lifenews. Материалы на Lifenews – это гиблое дело, к достоверности они часто не имеют никакого отношения.

- Что они написали?

Что у нас в клубе было произведено оперативное задержание человека с наркотиками. Громкий заголовок: «В клубе Басты произошло задержание с наркотиками». Мы выиграли суд, их обязали снять все эти материалы.

- Чем занимался в клубе?

Я е...шил просто как собака. Много музыки, ночами сидел. Мне было все в кайф, появилась возможность для реализации. Я был лимитчик с целью. Мечтал заниматься музыкой, и тут мечта сбывалась. В 2006 году вышел альбом «Баста-1», в 2007 году «Баста-2» и в 2008 году «Ноггано».

- Как вы продвигались? Заносить деньги на радио не приходилось?

Дело не в деньгах, быть в общем винегрете не хотелось. Те радиостанции, которые нам были симпатичны, отказывали наотрез. Например, Миша Козырев. («Наше радио»). Я ему часто вспоминаю про его: «Фу, это такой отстой». Сейчас на «Нашем радио» много наших песен.

- Умирает ли ТВ и радио?

Да, сейчас востребованы проекты в духе Дружко (шоу Сергея Дружко на Youtube. - Forbes ). Темп очень ускорился, нужно быстро работать мозгами, чтобы быть на волне.

- За счет чего раскрутились?

Большую роль сыграл интернет. Перелом произошел на третьем альбоме Басты. Одно тащило за собой другое.

- Что значит «перелом» ?

Начались концерты.

- Почему разные псевдонимы - Баста, Ногано, N1NT3ND0...?

Это же совсем разный формат и настроение. Сначала никто и не понял, что это один человек. Это был такой акционизм. Мне было приятно, что люди не ассоциируют одного героя с другим. В русской музыке такого не было.

Борьба со злодеями

- Из чего складывается основной доход? Сколько денег зарабатываешь в среднем за один концерт?

Концерт стоит $20 000-30 000. Прибыль, которая складывается из концертной деятельности – лично моя. Есть еще мое партнерское участие в лейбле. Мы получаем деньги с контента, с продажи альбомов, с контрактов. Практически все реинвестируем в лейбл – много артистов, аренда, еще 20 человек работает.

- Сколько в год концертов?

Бывает под сто. Можно больше, но я не делаю. График расписан до конца 2018 года.

- В основном Россия?

Не только. Раз в два года проходит тур по Америке. Вот осенью поеду по Германии. В Лондон и Дублин каждый год ездим.

- Сколько с концертов получается за год?

Допустим, если 70 концертов, то 60 млн рублей. Ежемесячный фонд на зарплаты 2 млн, еще 20 млн рублей вкладываем в клипы, ну и так далее.

- Антимоний является владельцем лейбла?

Мы с ним равные партнеры. Он давал деньги на запись, которые я вернул. После первых двух альбомов было инвестировано в районе €300 000. Все это я отбил, мы вышли на партнерские отношения, как это было и договорено.

- Во что сейчас вкладываете?

У нас 15 млн активных участников в наших социальных сетях. И, на мой взгляд, за этим будущее. Мы сейчас запускаем проект, Youtube-канал Gazgolder live и еще есть интернет-радиостанция.

- Думал, что первоначальные инвестиции не сможешь отбить?

С Женей был договор, что не получится – не получится. Ничего страшного.

- Он дал полный карт-бланш?

Это единственный вариант с музыкантами. Мы эту модель транслируем на работу с нашими артистами. У меня не было продюсера.

- Кто из артистов лейбла по-настоящему хорош?

Все хорошие.

- Хорошие - все, а кто деньги приносит?

Все по-разному. Сейчас есть еще интернет-продажи.

- Скриптонит, мне кажется, должен быть неплох…

Естественно. Но я сам музыкант и буду только за себя говорить. Мы занимаемся музыкой. Когда Скриптонит приехал и я его первый раз услышал, то просто ох...нел. У меня не было слов. Я ему позвонил, и мы начали сотрудничать. Полтора года мы ждали альбом. Все это время мне писали: «Вы заполучили артиста и его погубили». Потом вышел альбом – и все вопросы отпали.

- Должен ли артист быть коммерчески успешным?

Мы не занимаемся производством коммерчески успешных проектов, а делаем музыку с верой в то, что это будет интересно людям.

- Было ли такое, чтобы тебя из артистов кто-то обманывал?

Я человек слова, поэтому соблюдаю и на этом строю свою жизнь. Была неприятная история с певицей Тати.

- Что она сделала?

Ничего. Мы писали ей песни и инвестировали в нее деньги так, как она просила. У нее ничего не получилось, и оказалось, что мы плохие.

- Потратили на нее около 100 000?

Больше! Мы много лет этим занимались. Для меня личная трагедия – опыт работы с ней. Отношение к ней было больше чем дружеское – человеческое. В один момент все это превратилось в какое-то безумие, когда она сказала, что сама написала все песни. У меня был культурный шок. Но это работа с артистами.

- Сколько может принести весь Gazgolder за год?

Общий вал – 240 млн рублей. Но от 30% идет на покрытие вопросов. Это был бы хороший куш, если бы не было трат на лейбл, зарплаты и инвестиции.

- Где еще есть бизнес?

Есть вейп-история «Пар культуры». Но это хобби. Вот Константин (в дверь входит человек с огромными Rolex на руках. - Forbes ), с ним мы делаем кастомные часы и эксклюзивные ювелирные изделия. Еще мы делаем майки, кофты.

- Есть ли отельный бизнес в Суздале и Москве?

Есть мое участие, но не мой основной доход.

- Кто сейчас концерты обычно спонсирует?

Большая проблема. Всегда спонсировали - кто? - алкоголь, пивняки, табачники. По причине новых законов нужно придумывать тысячи обходных путей. Раньше сотрудничали с Philip Morris и «Жигули». С Tuborg Скриптонит cделал трек в Лос-Анджелесе. Прямых и быстрых денег нет, бюджеты ограничены. Пока основное - концерты и контент. Электронные продажи могут быть очень ощутимыми.

Противостоянием со злодеями? Я принимаю участие, ходил на совещание к Игорю Шувалову (первый вице-премьер. – Forbes ). Надо отдать ему должное, он уделяет серьезное внимание вопросу. Это был супербатл.

- Кто из звезд ходил?

Последний раз был Игорь Бутман. Еще был Никита Сергеевич Михалков. Мне кажется, для правительства нет ничего страшнее, чем группа жалующихся артистов.

- Что ему сказали?

Первый раз мы были у него год назад, когда вскрылись космические суммы мошенничества и посадили Сергея Федотова (руководитель РАО, недавно был признан виновным в мошенничестве. - Forbes ).

- Замок в Шотландии…

Да, артисты просто ох...нели. Мне задала вопрос: «Василий, а как чувствуют себя похожие на вас артисты за рубежом, какие у них отчисления?» Я рассказал про отличия.

Там целая организованная группа лиц по предварительному сговору. Приходят в кафе, говорят: «У вас есть караоке, нужно делиться». Доходит до маразма, что в Москве с бабушек и дедушек на пенсионерских кружках пытаются получить деньги. Это какая-то секта – РАО. Они же Scorpions или Deep Purple пытались запретить выступать со своими же песнями. Я тоже писал отказ от вознаграждения, чтобы исполнять свои же песни. Шизофрения.

Мы настаивали на том, что единственный адекватный выход – это передать управление государству, без посредников. Сегодняшняя схема не работает.

- Останешься без пенсии?

В РАО не понимают, что живут за наш счет и работают на нас. Они собирают с миллионов кафе, караоке, концертов. Они сами решают, как распределять эти деньги, авторские сборы. Хотят их реинвестировать почему-то в кино. Я не хочу инвестировать свои деньги в кино. Я хочу их получать сам.

- И сколько недоплатили?

Суды показали, что люди просто наживаются на собираемых для артистов деньгах. Они иногда разово делают комплименты. Ты собираешь «Олимпийский», ты номер один по продажам iTunes, а тебе говорят: «Ты заработал 60 000 рублей».

В следующем году Василий Вакуленко, более известный как рэпер Баста, и его жена Елена Пинская отметят десятилетие отношений. Секретами семейной гармонии и воспитания детей, Марии и Василисы, пара поделилась в интервью, пригласив HELLO! в свой загородный дом в Подмосковье

Без малого 20 лет назад ростовчанин Василий Вакуленко начал бороздить просторы рэп-культуры. Сейчас его лирические герои - Баста, Ноггано и N1NT3ND0 - считаются чуть ли не главными мастерами речитатива в стране, а его музыкальный лейбл Gazgolder - одним из самых успешных поставщиков талантов. И если на сцене любимой и единственной "девушкой" Басты является музыка, то дома их целых три - жена Елена и дочки Мария и Василиса. С Еленой Баста познакомился в 2007 году, рискнув покорить дочь известного бизнесмена Дмитрия Пинского, выпускницу французской школы и отличницу ГУУ, с первого взгляда. С задачей справился - и справляется до сих пор, посвящая жене строки "Я на Лене как Ленин на пленуме" и "Ты рядом со мной, и это самый чистый кайф". В полноте этой любви, которая "больше, чем сердце", HELLO! убедился, будучи приглашенным на дачу семьи Вакуленко в Подмосковье. Здесь Баста забывает обо всех псевдонимах и превращается из сурового рэпера в нежного папу, который рядом со своими любимыми девочками тает без остатка.

Василий, как вы считаете, удалось бы вам достичь успеха, если бы вашей женой была не Елена, привыкшая к хорошей жизни, а девушка попроще?

Я всегда стремился зарабатывать, Лена меня на это не мотивировала. Женщина, которая мотивирует мужчину на достижения, "пилит" его по поводу зарплаты, больше похожа не на жену, а на маму. Для меня жена не играет роль мамы, друга или соратника. Жена — это особая категория. Я не могу рационально объяснить, почему мы стали семьей. Когда в отношениях есть что-то обдуманное, логичное — это уже не любовь, к этому теряешь интерес. Как в любой хорошей песне: ты ее слушаешь — и чувствуешь магию. В моей семье, как в хорошей песне, магия есть. Спасибо Лене за это.

Василий и Елена сыграли свадьбу и обвенчались семь лет назад, но для их любви это не срок. Рэпер не стесняется говорить о своих чувствах ни в песнях, ни в соцсетях, открыто заявляя, что женился в первый и последний раз

Елена, когда вы почувствовали эту магию?

Она сразу влюбилась. Я тогда был красавчик — блондин, голубые глаза, 75 килограммов веса. Подъехал к ней на Ferrari, она так и ахнула. (Смеется.)

Так и было на самом деле, но без Ferrari. (Смеется.) Девять лет назад я увидела Васю в баре Дениса Симачева, и он сразу меня заинтересовал. Но не как известный артист — тогда он не был таким популярным исполнителем, как сейчас, хотя какие-то его песни я, конечно, слышала. Сначала он привлек меня внешне, как мужчина, а уже потом и внутренне. Когда мы познакомились, очень много говорили с ним о жизненных ценностях, могли целый вечер смеяться или читать друг другу стихи.

Вы же первая подошли к Василию знакомиться?

Я действительно подошла к нему, но никакого романтического подтекста в знакомстве не предусматривала. Мне хотелось сделать Васе комплимент по поводу одной его песни, которую в клубе часто ставил наш общий друг — диджей Федя Фомин.

Кстати, это правда. Знаю много примеров, когда люди там знакомились, потом женились и сейчас счастливо живут.

Вы, москвичка из интеллигентной семьи, не побоялись начинать отношения с простым парнем из Ростова?

Мне было неважно, откуда он и сколько зарабатывает. Были важны его талант, сила личности, его убеждения… Он меня этим покорил. Больше всего меня удивляло, что он никогда ни про кого не говорил плохо. Он верит в людей до последнего.

Зачем ты сейчас разбиваешь мой образ злодея, интригана и сплетника?

Я не вру, и за эти девять лет, что мы знакомы, мне не удалось его испортить. (Смеется.)

Вы сильно изменили друг друга за годы, проведенные вместе?

Муж меня меняет, это факт. У меня взрывной характер, но рядом с Васей я стала терпимее, человечнее. Я была удивлена, что кто-то сумел скрутить меня в бараний рог. И мне это нравится. Мы познакомились, когда нам обоим было по 27 лет — мы одногодки. Практически сразу стали жить вместе, вместе росли и менялись. Нас менял общий быт, появление детей — все это, на мой взгляд, происходило правильно.

И у меня, и у Лены всегда есть свое мнение по поводу разных ситуаций, но в целом наша жизненная позиция едина: семья — это святое; порядочность, честность и взаимоуважение — это ее фундамент. Семья для меня на первом месте, а музыка идет к ней саундтреком — одно невозможно без другого. Честно говоря, я никогда не думал, что стану таким семьянином. Но я не стереотипный семьянин. Я состою из недостатков: разбрасываю вещи, не разбираюсь в технике, не знаю, как починить машину. И мне не хочется всего этого знать, лучше потрачу время на что-то другое. Мне трудно сидеть дома: постоянно нужно что-то совершать, куда-то лететь, писать музыку… У меня даже на даче студия построена. Когда начинаю писать новый альбом, жена хватается за сердце. Но я не могу жить по-другому, и я благодарен Лене, что она это понимает и принимает. Она знает, что ничем плохим я, как говорится, не занимаюсь. Мои "любовницы" — это студии. Одна — на даче, другая — в городе. Адреса всех "любовниц" жена отлично знает. (Смеется.)

Лена, вы быстро привыкли к такому бешеному графику мужа?

Довольно быстро. Я прекрасно понимаю, что писать музыку для него — как дышать. Мы даже на отдых, когда вырываемся буквально на несколько дней, берем с собой миди-клавиатуру.

Хочу сказать, что моей женой быть очень тяжело. У меня по 150 перелетов в год, но, когда прихожу домой после этих перелетов, мне круто. Дома душевно и спокойно. Правда, мне необходимо какое-то время, чтобы перестроиться и сбавить обороты. Поэтому говорю прямо: чтобы быть моей женой, надо быть супергероем. Мало того что нужно терпеть мое постоянное отсутствие, нужно терпеть и мой характер. Несмотря на светлые волосы и светлые глаза, темперамент у меня южный, огненный. Я очень громкий, шумный, и со мной тяжеловато, я думаю. Но, как говорит моя теща, "зато зять веселый".

А какой вы, Василий, отец?

Отец он прекрасный — как праздник, который врывается и всех радует. Девчонки всегда в восторге, когда папа не на работе. Конечно, сразу же начинается сумасшедший дом, но главное — все счастливы.

Василий, вы не стали серьезнее с появлением детей? Матерные песни, например, продолжаете писать.

Серьезнее не стал: занимаюсь тем, чем занимался, продолжаю писать так, как писал. В обществе пуритан и консерваторов существует какая-то искаженная модель воспитания детей. Я отношусь к прогрессивистам. Мои родители воспитывали меня личным примером, и я делаю так же. Показываю детям, что я, может, и не самый хороший человек на этой планете — у меня полно недостатков. И учу их тому, что даже людей с недостатками нужно уметь прощать, что милосердие — это самое важное.

Чему еще вы научили дочек?

Два года назад Вася научил Машу читать. Я не могла ей объяснить, как читать по слогам, а он взял букварь и начал рассказывать про паровозики, которые состоят из вагонов, как слово из слогов. Объяснял абсолютно спокойно, внятно, и Маша тут же все поняла. Для меня это было открытием.

Меня по этой методике учила бабушка, и для меня стало открытием, что я сам смог все это так действенно применить. Я ведь до сих пор пишу с миллиардом орфографических ошибок.

Помню, когда он написал мне первое СМС… Я подумала, что это шутка. (Смеется.)

А это была не шутка: просто я учился в белорусской школе; по правилам белорусского языка как слышится, так и пишется. Я при переписке принципиально не пользуюсь автоматическим корректором орфографии. Машу читать я, конечно, научил, но в вопросах грамотности ей лучше обращаться к Лене.

Лена, вы успеваете заниматься чем-то еще помимо воспитания детей?

С недавнего времени я друг и волонтер благотворительного фонда Константина Хабенского, который оказывает помощь детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга. Я развиваю такое интересное направление, как волонтерский фандрайзинг. Моя задача — сделать сайт, на котором любой человек может запустить свою кампанию и собрать пожертвования в пользу фонда. Например, пробежать марафон или вместо подарка на день рождения попросить у друзей перечислить деньги в фонд.

Недавно ваша дочь Маша тоже участвовала в важном проекте — озвучила мультфильм "Про Диму" о детях с особенностями развития. А весной показала другой талант — спела с папой в Кремле.

В этом году — в Кремле, а когда ей было три года, впервые вышла на сцену "Крокус Сити Холла". Не было никакого страха — наоборот, Маша очень ждала своего часа, хотела побыстрее выйти. У нее мой характер, мне кажется. Следующий этап — вывести на сцену Василису.

Но Василиса у нас более стеснительная и принципиальная. Может сказать "нет" — и все, хоть убейся, ее мнение не изменить.

На сцене ей, думаю, понравится. В этом году она заболела и не смогла быть в Кремле — очень расстроилась по этому поводу. Но в следующем году ее ждет "Олимпийский" и 30 тысяч зрителей. Концерт 22 апреля, и мы первыми из российских артистов будем делать круглую сцену с обзором в 360 градусов прямо в центре спорткомплекса.

Вы и первым из рэперов стали наставником в шоу "Голос". Правда, после вашего появления некоторые зрители начали говорить, что вы "опопсели".

Я пишу такие же песни, как и раньше. "Опопсел" я или нет, не мне судить. Мое участие в "Голосе" было довольно спонтанным, я к нему не готовился. Просто пришел к Константину Львовичу Эрнсту в гости — пообщаться по поводу другого проекта, а он неожиданно предложил мне стать наставником "Голоса". Я даже программы такой не знал — звонил жене, товарищам, выяснял, что это за шоу. Все дружно сказали: идти стоит, будет бомба. Я посмотрел пару эфиров предыдущих сезонов, все выглядело достойно, и мне стало интересно попробовать. Естественно, я понимал, что меня будут показывать по Первому каналу и я стану популярнее. Но считать это моей единственной мотивацией для участия глупо. Меня привлекла возможность найти новых слушателей, которые смотрели "Голос", но не были знакомы с моим творчеством, получить новый опыт от съемок. Я его получил и могу сказать, что быть наставником безумно тяжело. Заниматься с людьми, подбирать им репертуар, параллельно писать свою музыку… Это хардкор, честное слово.

Этот год для детей Василия и Елены стал особенным: старшая дочь пары, Маша, пошла в первый класс, а младшая, Василиса, - в детский сад

Хотели бы еще раз сесть в кресло наставника?

У меня сейчас нет ни сил, ни времени хорошо этим заниматься. Но я поддерживаю это шоу и в феврале с удовольствием приму участие в концерте со всеми наставниками. Меня радует, что на телевидении есть проект для людей, которые хотят демонстрировать свои таланты и честно бороться за победу. Ключевое слово — "честно": я готов ручаться, что в "Голосе" нет ни обмана, ни накручивания голосов. Это шоу талантов.

Конечно! Теперь со мной рады сфотографироваться и пожилые люди, и маленькие дети. Даже называть меня многие стали по имени-отчеству — Василий Михалыч. (Смеется.) Спасибо за это Диме Нагиеву — человеку с необычайным чувством юмора.

Судя по комментариям в "Инстаграме", многие хотят, чтобы вы оставались Васей — "парнем с райончика".

Я и есть "парень с райончика", просто некоторые почему-то считают, что такой "пацанчик" — это забитый человек, ориентиры которого сводятся к глупому гоготанию, поеданию семечек и потреблению пива. На самом деле это человек, который мечтает перевернуть мир. Я горжусь тем, что я ростовчанин, горжусь своим районом, друзьями. Недавно выступал в Ростове на Дне города перед 200 тысячами зрителей, получил медаль "За заслуги" из рук мэра Сергея Горбаня. Я тогда признался мэру, что мечта маленького мальчика из Ростова — быть нужным — исполнилась. Это такой фетиш для любого провинциала — быть героем своего города. Очень трогательно, приятно до безумия, до слез — понять, что тебя здесь любят и ценят. Город научил меня многому, поэтому я, как "пацанчик с района", могу постоять за свои идеалы, ни перед чем не остановлюсь, защищая свою семью и друзей.

Хотите сказать, что деньги и слава вас не поменяли?

Абсолютно нет. Люди, которые меня хорошо знают, подтвердят: мне на это наплевать. Я фанат всего человеческого, а не материального. Не стану говорить, что я не зарабатываю. Я много работаю и зарабатываю, Forbes обо мне где-то там пишет. Да, у меня есть хорошая машина, могу позволить себе жить в комфорте. Но я не буду трагедизировать, если у меня чего-то вдруг не станет. Я не ставлю себя выше кого-то: когда пробки, спускаюсь в метро — это бывает довольно часто — и чувствую себя там абсолютно нормально. Могу спокойно выйти на любую улицу, и мне не будет стыдно ни перед одним человеком ни за себя, ни за каждое сказанное мной слово или написанную песню. Цензурную, нецензурную — любую. Конечно, есть люди, которым не понять моей философии, которые позиционируют себя интеллектуалами, свободными художниками и считают меня бандитом. Такие пройдут мимо, когда вы будете валяться и истекать кровью. Они скажут: "Ну что вы, это не мой вектор!" Я немало таких демагогов встречал, особенно в Москве. Если вижу, что в человеке нет ответственности, он только болтает и не держит слова, мне с ним не по пути, будь он хоть тысячу раз начитанный, интеллигентный и культурный. Почему я фанат Довлатова? Потому что это он был настоящим мужчиной, который держал слово, а когда надо — мог и в морду дать. Его "Компромисс" — моя настольная книга.

Пес Гром породы сибирский хаски поселился на даче семьи Вакуленко полгода назад. И взрослые, и дети в нем души не чают, предвзято к Грому относится лишь старожил территории - кот Гермес

Представляю, какой кастинг вы устроите будущим избранникам ваших дочек. Если Маша и Василиса решат связать жизнь с творческими личностями, одобрите?

Таких негодяев нам не надо. (Смеется.) На самом деле я за своих дочерей спокоен. Я буду вынужден принять их выбор. Единственное, чего хочу им пожелать, — чтобы они не жаловались на своих мужей мне, не выносили сор из избы, ведь, когда девушка выходит замуж, ориентиром для нее становится уже не отец, а муж. Конечно, если кто-то обидит моих детей, я вмешаюсь, но, надеюсь, мне хватит ума и силы воли как следует разобраться в ситуации. И еще надеюсь, что сам я не превращусь в идиота, который будет говорить: "Выйди за Валеру, доченька, он богатый и перспективный". Я хочу, чтобы мои дочери вышли замуж по любви. Если в паре нет безумной, страстной любви, то у нее нет будущего — не имеет смысла даже напрягать себя. Перед глазами много таких примеров: живут вместе космически богатые люди, но любви нет, и все напрасно. Своим дочерям хочу пожелать найти именно такую любовь, пусть она даже будет странная, болезненная, фатальная, но будет. Хочу, чтобы они испытали настоящее чувство, чтобы всегда верили своему сердцу. А бабки… Папа все сделает, доченьки!

Баста дал интервью газете «Известия», в котором была затронута тема поэзии, и можно ли считать рэперов наследниками поэтов-шестидесятников. Мы собрали для вас самые интересные моменты. Полный текс интервью читайте .

О рэперах, вышедших за рамки жанра.

То, что я исполняю сейчас, не совсем корректно называть рэпом. Я - Вася-музыкант. И многие из тех, кого мы по привычке называем рэперами, - давно вышли за рамки жанра. Я имею в виду Оксимирона, Ваню Нойза, исполнителей нашего лейбла «Газгольдер». Но если вы спрашиваете, поэт ли я, то нет, поэтом я себя тоже не считаю. Я мнение Соловьева с благодарностью, конечно, принял, но удивился...

О графоманстве.

Это когда человек слово использует ради слова. Хотя... в этом есть своя эстетика, много людей именно такую поэзию любят, им нравится нагромождение абсурда. С другой стороны, бывает, что графоманство прослеживается и в идеальных рифмах, где всё красиво, но нет настроения.

О первом рэпере и маргинальстве.

Есенин, мне кажется. Алкоголик, тунеядец, хулиган, маргинал, одним словом. Рэпер - это ведь больше не про стихи, а про позицию. Рэп - такая штука, что если нет человека, нет судьбы, то нет и смысла во всем его творчестве. Рэперы - это не только социальные поэты. Можно быть и кубистом, и сюрреалистом.

О рифмах.

Я раб музыки, я раб рифмы. 60% времени только и делаю, что ищу рифмы. Называю это физкультурой мозга: у меня есть в телефоне целые текстовые файлы, в которых по 400 рифм на одно слово, но при этом уже первая с десятой не схожи. Рэп в плане рифм сильно отличается от просто стихов. Я, например, глагольные рифмы не использую, у меня нет ни одной глагольной. Стараюсь сложные рифмы использовать.

О песне «Выпускной».

Это же аллюзия! У меня не было выпускного. Это моя фантазия о том, каким должен быть этот выпускной. И в этом тексте больше правды, чем где бы то ни было. Это одна из удачнейших моих песен. Она мне нравится, а припев - просто разрыв: «И пусть звучат они все одинаково. И пусть банально, и не талантливо; Но как сумел - на гитаре сыграл и спел». Никто не обращает внимания на эти слова. Все говорят: это же звучит, как и все песни. Я говорю, ну да. Это мой поэтический триумф.

О «голоде» поэтов.

Поэт должен быть талантлив, а голодным - на свое усмотрение. Кто-то говорит, вот, типа, поэты - они заговаривают бога, а вы - деньги. Но это не так.
Любой музыкант, когда нужны деньги, заговаривает деньги. Когда болит сердце - заговаривает сердце. Это и есть настоящее. Не существует музыкантов, которые живут ради музыки. Жить только ради музыки - это глупо.

О планах.

Мы заканчиваем работу над второй частью фильма «Газгольдер». Он весь в стихах. Олег Груз полностью сделал поэтический сценарий. А ближайший концерт у нас запланирован на 16 июля - это ежегодный фестиваль Gazgolder Live. На сцену выйдут резиденты нашего творческого объединения, и не только, соберется большая компания, много хороших музыкантов и поэтов. Выступит ATL. Вот вы спрашивали, что для меня пример русской поэзии - это он. Послушайте, что за стихи. Это космос.