Временная розовая краска для волос. Краски для временного окрашивания – яркий цвет без вреда! В форме порошка

Диагноз «перинатальная энцефалопатия» или сокр. ПЭП в последнее время ставится почти каждому второму малышу.

Родителей столь непонятные медицинские термины приводят в состояние тревоги и страха за своего ребенка.

Однако не следует паниковать. Во-первых, во многих случаях у родителей малыша отсутствуют реальные поводы для огорчений, ведь сплошь и рядом подобную проблему врачи диагностируют у ребенка абсолютно безосновательно. А во-вторых, перинатальная энцефалопатия, даже в том случае, когда она действительно подтверждена симптоматически, не относится к числу безысходных ситуаций, обреченных в своем разрешении на самые неблагоприятные последствия.

Организм ребенка обладает выдающимися способностями к излечению и восстановлению. Главное – создать малышу максимально комфортные условия существования с учетом особенностей его диагноза и обеспечить осуществление должного лечения.

Что такое перинатальная энцефалопатия?

Первоначально словосочетание «перинатальная энцефалопатия» возникло среди медицинских терминов в 1976 году. Сокращенно данный диагноз выглядит в виде аббревиатуры – ПЭП.

Развивается ПЭП в перинатальный период – то есть в период с начала 28-ой недели беременности по 7-ой день с момента рождения ребенка (включительно).

Диагноз перинатальной энцефалопатии свидетельствует о нарушениях работы центральной нервной системы и представляет собой некую собирательную единицу, объединяющую в себе целую массу самых разнообразных состояний, синдромов, симптомов и заболеваний плода или новорожденного.

Фотографии

Ниже в фото представлены дети с ПЭП

Причины ПЭП

Развивается состояние ПЭП в результате воздействия на еще не родившегося или новорожденного ребенка каких-либо неблагоприятных факторов во время вынашивания ребенка, во время родоразрешения или в первые дни после рождения. ​

Часто такие факторы не могут быть конкретизированы и выявлены с достаточной определенностью. Но чаще всего таким фактором является недостаточный приток кислорода к клеткам, тканям, органам развивающегося плода в утробе, ребенка во время родов или новорожденного. Одним словом, – гипоксия.

Предположить наличие ПЭП, гипоксии позволяет оценка только что родившегося ребенка по шкале Апгар.

Для постановки баллов по такой шкале врачи оценивают: дыхание, двигательная активность, рефлекторные процессы, крик малыша, цвет кожи и др.

Низкая оценка свидетельствует о возможности наличия неврологических поражений.

Хотя даже высокие баллы часто не являются достоверным доказательством отсутствия проблем из области неврологии: ПЭП, гипоксия. Случается, что симптомы обнаруживаются лишь в течение грудного возраста ребенка.

Факторы повышающий риск развития болезни

Обстоятельства, повышающие вероятность рождения ребенка с заболеванием следующие:

  • рождение ребенка женщиной, имеющей ряд наследственных и хронических заболеваний;
  • заболевания инфекционной природы у матери во время беременности (особенно опасны так называемые ТОЧ-инфекции);
  • неправильное неполноценное питание будущей мамы во время беременности;
  • наличие вредных привычек матери в течение беременности (курение, спиртные напитки, наркотические вещества);
  • алкоголизм, наркомания отца ребенка;
  • рождение ребенка женщиной, беременность для которой явилась ранней;
  • частое нахождение женщины, вынашивающей ребенка, в состоянии стресса;
  • тяжелые нагрузки будущей мамы;
  • патологии беременности (токсикозы, угрозы выкидыша и др.);
  • патологии родовой деятельности (стремительные роды, слабая родовая деятельность);
  • родоразрешение посредством операции (кесарево сечение);
  • неправильное положение плода;
  • анатомические особенностями строения таза беременной;
  • обвитие плода пуповиной;
  • рождение ребенка раньше или позже срока;
  • гипоксия плода;
  • воздействие на беременную женщину негативных факторов окружающей среды (вдыхание газов, токсических веществ, вредность работы, передозировка лекарствами и др.).

Следует оговориться, что данный список является лишь примерным, поскольку нередко фактор, провоцирующий ПЭП, установить так и не удается.

Бывает, что у кажущихся здоровыми родителей рождается ребенок с существенными нарушениями функционирования центральной нервной системы, хотя и беременность протекала благополучно.

Симптомы перинатальной энцефалопатии по возрасту малыша

В целях своевременной постановки диагноза, родителям новорожденного ребенка следует быть крайне внимательными к таким проявлениям ребенка, как:

  • нарушение функций сосания груди;
  • слабый крик;
  • запрокидывание головы назад;
  • обильные, частые срыгивания, особенно в виде фонтана;
  • малоподвижность, вялость, отсутствие реакции на громкие неожиданные звуки;
  • выпучивание глаз при их одновременном опущении вниз, над радужной оболочкой заметна полоска белого цвета – синдром Грефе или синдром восходящего солнца;
  • неожиданные приступы плача ребенка во время сосания бутылочки или груди;
  • набухание родничка;
  • беспокойный сон, трудности в засыпании.

Когда малышу исполнилось 3 месяца, тревожным станет наличие следующих его проявлений:

  • скованность движений, трудности в сгибании и разгибании конечностей;
  • постоянное сжатие ручек в кулачки, разжимание требует усилий;
  • трудности в удерживании головки во время пребывания на животе;
  • тремор подбородка, ручек; вздрагивания, судороги, подергивания;
  • взгляд не сфокусирован;
  • ежемесячное увеличение окружности головы более чем на три сантиметра.

Тревожные симптомы 6 месяцев жизни:

  • отсутствие интереса к миру (к игрушкам, людям, обстановке);
  • безэмоциональность, неулыбчивость;
  • однообразие движений.

Тревожные симптомы восьми-девяти (8-9) месяцев жизни:

  • безэмоциональность полная или частичная;
  • отсутствие интереса к игре со взрослыми;
  • отсутствие навыков самостоятельного сидения;
  • активность только одной руки при хватании.

Тревожные симптомы к концу двенадцатого (12) месяца жизни:

  • стояние или хождение «на цыпочках»;
  • произношение мычащих звуков;
  • монотонный безэмоциональный плач;
  • основной способ игры заключается в разрушении, разбрасывании
  • непонимание простых просьб и фраз.

Тревожные симптомы к 3 годам жизни:

  • нарушение походки;
  • отсутствие должной координации движений;
  • отсутствие социально-бытовых навыков (одевание, застегивание, завязывание, хождение на горшок, использование кружки, ложки и др.).

Периоды развития ПЭП

Существует три периода развития заболевания:

  • острый (в течении первых 30 дней жизни);
  • период восстановления (со второго месяца жизни до года – для детей, родившихся в срок и со второго месяца жизни до двух лет – для детей, родившихся ранее срока);
  • период, когда судят об итогах, вот несколько вариантов итога:
    • выздоровление;
    • задержка развития;
    • вегетативно-висцеральные нарушения (нарушение функционирования каких-либо внутренних органов);
    • мозговая дисфункция (как следствие – чрезмерная активность, проблемы с концентрацией внимания и усидчивостью);
    • эпилепсия;
    • невротические реакции;
    • ДЦП (детский церебральный паралич).

Способы диагностики

  • Нейросонография. Предоставляет возможность исследования внутренней структуры головного мозга, состояния тканей, выявления различных новообразований или лишней спинно-мозговой жидкости.
  • . Позволяет получить данные о функциональной деятельности мозга, наличии патологических образований или дисфункций.
  • Электронейромиография. Позволяет осуществить проверку на наличие нервно-мышечных заболеваний.
  • Допплерография. Позволяет оценить характеристики кровотока в сосудах мозга.

Нечасто в детской неврологии применяются такие методы обследования как компьютерная томография, магнитно-резонансная томография . Косвенно о наличии заболевания поможет судить осмотр врача-офтальмолога.

Поздние последствия заболевания

Последствия ПЭП могут проявиться значительно позже, чем в грудном возрасте. Так, дошкольники, у которых ранее не была верно диагностирована ПЭП или была недолеченна:

  • страдают задержкой речи, заиканием;
  • гиперактивность ();
  • заторможенностью;
  • повышенной возбудимостью;
  • раздражительностью;
  • бессонница;
  • приступами ярости, агрессии и истерики.

В школьные годы у таких детей могут появиться:

  • боли в голове;
  • нарушения письма, чтения, концентрации внимания;
  • быстрая утомляемость;
  • неусидчивость;
  • низкий уровень развития мышления, памяти, и, как следствие, плохая успеваемость.

Лечение

В период острого течения болезни новорожденным с патологиями высокой или средней тяжести показано стационарное лечение, новорожденным с легким течением болезни показано лечение в домашних условиях.

Важное значение в лечении ПЭП приобретает психологическая установка взрослых, окружающих малыша.

В доме должна торжествовать исключительно доброжелательная обстановка, полная любви и заботы о малыше. Это крайне важно для младенца с симптомами ПЭП. Часто в качестве методов лечения применяются:

  • физиотерапевтические процедуры;
  • массажи;
  • ванны с морской солью или с лекарственными настоями и отварами (хвоя, орегано, череда, ромашка, овес).

Врачи рекомендуют принимать травы и лекарства («Ново-Пассит», «Элькар», «Глицин» ) с седативным действием, витаминные, укрепляющие сиропы. Также популярностью среди врачей пользуются препараты, активизирующие мозговое кровообращение:

  • «Гопантеновая кислота»
  • «Пирацетам»
  • «Винпоцетин»
  • «Актовегин»
  • «Пиритинол».

Большим эффектом характеризуется гомеопатическое, остеопатическое лечение.

При синдроме повышенного внутричерепного давления применяются средства с мочегонным эффектом («Ацетазоламид » совместно с «Аспаркамом» ), рекомендовано несколько приподнимать головку малыша, когда он лежит (подложить специальную ортопедическую подушку, подложить что-то под матрас).

При симптомах эпилепсии применяются противосудорожные средства. Тяжелые формы течения болезни требуют оперативного вмешательства.

Прогноз на выздоровление

Таким образом, постановка рассматриваемого диагноза не является приговором, при раннем диагностировании и лечении прогноз достаточно благоприятный.

Во многих случаях получается достичь полного выздоровления. Однако следует помнить, что, даже после исчезновения симптомов заболевания, следует сохранять бдительность, регулярно посещая врача–невролога.

Не будет преувеличением сказать, что невролог - наиболее часто востребованный специалист для детей первого года жизни, и фраза "Вам нужно показать ребенка неврологу" звучит из уст педиатров гораздо чаще, чем хотелось бы.

Если не хватает кислорода

Что же заставляет ее произносить? Во-первых, сведения о том, как проходили беременность и роды. Насторожиться заставляют:

  • сильные проявления токсикоза (особенно позднего);
  • подозрения на внутриутробную инфекцию;
  • анемия матери (гемоглобин ниже 100 единиц);
  • слабость родовой деятельности, длительный безводный период, применение в родах медикаментозной стимуляции или акушерских щипцов;
  • обвитие пуповиной; слишком большой вес ребенка или, наоборот, признаки незрелости и недоношенности;
  • роды в ягодичном предлежании и т.п.

Словом, все, что может привести к гипоксии плода в родах, то есть к нехватке кислорода, почти неминуемо приводящей к временному . Нанести урон ее работе могут также вирусные инфекции у женщины в период закладки нервной системы плода, нарушенная экология жилища или места работы.

Прямой зависимости между уровнем и длительностью имевшего место кислородного голодания нет: иногда мозг ребенка переносит серьезный дефицит кислорода без большого для себя вреда, но случается, что небольшой дефицит приносит довольно ощутимый вред.

Кроме выяснения обстоятельств беременности и родов, существуют и определенные клинические признаки, настораживающие педиатра. Ребенок слишком вял или, что чаще, возбужден, много кричит, при крике у него дрожит подбородок, он часто срыгивает, реагирует на ухудшение погоды. Или ко всему этому у него вздувается животик, никак не налаживается стул - он с зеленью, частый или, напротив, имеется склонность к запорам.

Сопоставив все эти данные, убедившись, что малыша правильно кормят, врач-педиатр направляет такого ребенка к неврологу - специалисту, нацеленному на исследование состояния центральной и периферической нервной системы. Задача - выяснить, в какой степени имевшаяся в родах гипоксия оставила свой неприятный след.

Диагноз ПЭП. Только без паники!

Тут часто начинается то, ради чего, собственно, и затевалась эта статья - родителей охватывает страх. Как, у нашего ребенка не все в порядке с головой?! Этот страх восходит к общей нашей ментальности, говорящей, что иметь отклонения в сфере нервной системы прежде всего стыдно.

Убеждаешь, говоришь о том, что эти отклонения скорее всего временны, что чем раньше мы поможем ребенку, тем быстрее он с ними справится... Большинство родителей, вняв уверениям педиатра, идут к неврологу и возвращаются с записью, которая гласит обычно следующее:

ПЭП (перинатальная энцефалопатия), восстановительный период, СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) .

То, что написано в скобочках, расшифровано автором статьи - к сожалению, неврологи ставят диагноз ПЭП, СПНРВ и не часто снисходят до пояснения непонятных аббревиатур. Они пишут для себя и для врача-педиатра, и обе стороны прекрасно понимают друг друга. Но не родители.

Насколько это страшно? Чаще всего с этим вопросом они бегут к педиатру, служащему в этот момент переводчиком с непонятного медицинского на бытовой язык.

И все бы ничего, если бы не один прискорбный факт: некоторые родители вообще ничего не делают . Этому способствуют сердобольные окружающие, успокаивая примерно следующими словами: "Да врачи каждому второму такое пишут. Нам вон написали, а мы ничего не делали и растем!"

И ведь действительно растут и вырастают. Но родители при этом не пытаются связать свое бездействие с выраженными проявлениями экссудативного диатеза у ребенка, явлениями дискинезии желудочно-кишечного тракта, со склонностью к запорам и даже с такими явными вещами, как отставание в развитии речи, расторможенность, непослушание.

А ведь многих из этих неприятностей можно было бы избежать, отнесись родители к проблеме так, как она того заслуживает - достаточно серьезно, но без избыточного драматизма. Названные диагнозы в карте ребенка - это не сигнал паники, а сигнал к действию! Есть сомнения в рекомендациях участкового детского невролога? Проконсультируйте ребенка у другого специалиста.

Диагноз ПЭП у грудничка: что скрывается за непонятными словами?

Итак, диагноз ПЭП расшифровывается как перинатальная энцефалопатия . То есть у ребенка в родах имелись факторы, способные повредить головному мозгу. Что-то случилось, и надо разобраться, какие поломки в организме эта авария произвела.

Слова восстановительный период совершенно справедливо указывают на то, что нервная система и сама, без постороннего вмешательства, восстанавливается - дело только в темпах и качестве этого восстановления. А они не всегда удовлетворительны.

Что же касается труднопроизносимой аббревиатуры СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) , то она как раз и обозначает тот печальный факт, что ребенок плаксив, много срыгивает, легко возбуждается, трудно успокаивается. И ему надо помочь от этого избавиться.

"А само не пройдет?" - спросите вы. Пройдет. У части детей. А остальным придется нести этот груз по жизни. Они будут расторможенными, неусидчивыми, не смогут нормально общаться со сверстниками.

Диагноз ПЭП в неврологии. Глазами специалиста

На что обращают внимание неврологи при осмотре? Во-первых, на и мышечный тонус. Равномерны ли рефлексы справа и слева? Нет ли спазмов мышц? И наоборот - не слишком ли слабо они сокращаются?

Затем проверяют, нет ли у ребенка признаков повышенного внутричерепного давления. Для этого через открытый родничок делают - смотрят, не расширены ли желудочки мозга. И в заключение исследуют поведение ребенка , соответствие его так называемого психомоторного и физического развития возрасту.

ПЭП диагноз у ребенка поставлен. Что дальше?

Если дело ограничивается нарушением мышечного тонуса и возбуждением нервной системы, обычно невролог назначает массаж, легкие успокаивающие средства и препараты, улучшающие мозговое кровообращение.

Если невролог обнаружил у малыша явления повышения внутричерепного давления , которое обычно зависит от избыточной продукции спинномозговой жидкости, он назначает ему курс так называемой дегидратационной терапии (дегидратация - обезвоживание). С этой целью даются различные мочегонные средства. Для компенсации потери калия при усиленном мочеотделении назначают препараты, содержащие калий.

Не надо надеяться, что с ростом черепа эти явления пройдут сами собой - этого может и не случиться. Кстати, контроль за показателями внутричерепного давления нужно проводить и позже, в течение нескольких лет, что избавит вашего ребенка от головных болей и приступов так называемой вегето-сосудистой дистонии в дошкольном и школьном возрасте.

Лечение ПЭП у детей движением

Но самое важное значение при формах ПЭП любой сложности имеют щадящие и безмедикаментозные способы восстановительного лечения: рефлексомассаж, специальные приемы лечебного массажа, элементы лечебной гимнастики, водолечение с проведением массажа и лечебной гимнастики в воде различной температуры и состава и др.

Они требуют настойчивости и больших усилий от родителей ребенка - лекарство дать, пожалуй, проще, чем ежедневно выполнять комплексы упражнений, - но очень результативны. Это объясняется тем, что травмированный головной мозг, получая правильную "информацию" при массаже, плавании и гимнастике, восстанавливается скорее.

Рефлексомассаж (воздействие на активные точки) поначалу делается руками опытного массажиста, который потом передает родителям эстафету грамотного обращения с малышом. Не забывайте: младенцы быстро устают, все процедуры нужно проводить коротко, но часто, на высоте положительных эмоций.

Раннее плавание ребенка с обязательным нырянием также является огромным подспорьем в решении неврологических проблем младенца. То, что больно и неприятно делать на суше, "на ура" проходит в воде. Во время ныряния в толщу воды организм испытывает бароэффект - нежное, мягкое и, главное, равномерное давление на все органы и ткани. Расправляются сжатые в кулачки кисти рук, спазмированные мышцы и связки тела. Толща воды восстанавливает по всем направлениям внутричерепное давление, осуществляет баромасааж грудной клетки, выравнивая внутригрудное давление.

После выныривания ребенок получает полноценный, грамотный вдох, что особенно важно для малышей, родившихся с помощью кесарева сечения, имевших гипоксию и т.д. Вода помогает и при проблемах с кишечными коликами - улучшается стул, уходят спастические болезненные явления.

А что с животом?

Часто у детей с перинатальной энцефалопатией имеются серьезные расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта: запоры и поносы, вздутия живота, кишечные колики. Обычно все это начинается с дисбактериоза и, к сожалению, часто заканчивается различными кожными проявлениями - экссудативным диатезом или даже экземой.

Какая здесь связь? Самая простая. При гипоксии мозга в родах почти всегда страдает центр созревания иммунитета, расположенный в продолговатом мозгу. Вследствие этого кишечник заселяется той флорой, которая живет в родильных домах, особенно при позднем прикладывании к груди и раннем переходе на искусственное вскармливание. В результате у малыша очень рано возникает дисбактериоз: ведь вместо необходимых бифидобактерий его кишечник заполоняют стафилококки, кишечные палочки и т.д.

Все это усугубляется тем, что кишечник младенца из-за "поломки" нервной системы функционирует плохо, неправильно сокращается, а соединение дискинезии кишечника с "плохой" микробной флорой приводит к нарушению переваривания пищи. Плохо переваренная пища вызывает расстройства стула, беспокойство ребенка и в конце концов аллергизацию кожи.

Бывает и наоборот: длительное действие повреждающего фактора, не связанного с ЦНС, может вызвать вторичную энцефалопатию. Например, если не обращать внимания на состояние флоры желудочно-кишечного тракта, особенно на наличие в кишечнике таких "диверсантов", как стафилококки, могут появиться и четкие знаки поражения ЦНС - задержка психомоторного развития ребенка, слабость сфинктеров, симптомы повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и т.д.

Как быть? Для достижения лучшего эффекта лечить не только кишечник, но и нервную систему. Только совместные усилия педиатра и невролога при самой активной помощи родителей могут дать нужный эффект.

А напоследок хочется напомнить, что малышу с неустойчивой нервной системой материнское тепло, нежные прикосновения, ласковый разговор, покой в доме - словом, все, что вызывает у него чувство защищенности, - нужны в еще большей степени, чем здоровому ребенку.

Первые результаты

Как же при лечении энцефалопатии понять, что усилия врачей и родителей увенчались успехом? Ребенок стал спокойнее, перестал подолгу плакать, у него наладился сон. Он вовремя стал держать головку, сел, затем встал, сделал первый шаг. У него наладилось пищеварение, он хорошо прибавляет в весе, у него здоровая кожа. Это видно не только врачам, но и вам самим. Значит, вы помогли своему малышу преодолеть повреждения нервной системы.

И в заключение один пример того, что может сделать материнская любовь.

В середине 60-х годов в одном из роддомов на далеком Сахалине у молодой акушерки родилась дочь. Как это, к сожалению, часто бывает у медиков, роды были крайне тяжелыми, ребенок родился в глубокой асфиксии, долго не дышал, потом несколько недель находился практически в параличе.

Девочку кормили из пипетки, выхаживали, как могли. Честно говоря, врачи думали, что ребенок этот - не жилец. И только мать думала иначе. Она не отходила от малыша, прекрасно овладела массажем и упорно массировала с трудом оживающее тельце.

Через 18 лет автор этой статьи встретил в Ленинграде дочь и мать. Они приехали поступать в Ленинградский университет. Оказалось, что девочка с золотой медалью окончила школу на Сахалине. От нее трудно было отвести глаза - такая она была стройная и красивая. Потом она университет закончила, защитила кандидатскую диссертацию по биологии, стала ученым, вышла замуж, родила двоих прекрасных детей. Ничего этого могло и не быть, будь любовь матери менее самоотверженной и разумной.

Правила для всех

  • Изучите и покажите опытному педиатру выписку из роддома. Если в ней проставлены низкие баллы по шкале Апгар (6 и ниже), другие пометки (например, закричал после рождения не сразу, имелась кефалогематома, гипоксия, асфиксия, судорожный синдром и т.п.), не откладывайте консультацию у детского невролога.
  • Если объективных показаний к консультации невролога нет, но вам кажется, что малыш излишне возбужден, плаксив, капризен выше всех разумных пределов - доверьтесь своей родительской интуиции и покажите ребенка врачу. Малыш вряд ли здоров, если в первые недели жизни он патологически пассивен, лежит как тряпочка, или наоборот, плачет по 24 часа в сутки, если безразличен к еде или имеет рвоту "фонтаном" после каждого кормления.
  • Грудное вскармливание необходимо вашему малышу! Даже самые качественные и дорогостоящие адаптированные молочные смеси являются дополнительным метаболическим стрессом для организма младенца. Научно доказано, что дети, находящиеся на естественном вскармливании, быстрее "изживают" младенческие проблемы (неврологические, кишечные и т.п.), имеют более высокий темп эмоционального и физического развития.
  • Если вы планируете следующего ребенка, выясните все причины перинатальной энцефалопатии у первенца. И по возможности попытайтесь исправить ситуацию, если она связана с невнимательным отношением к своему здоровью во время беременности и в родах. Посещайте курсы по подготовке семейных пар к родам. Внимательно отнеситесь к выбору врачей и медицинского учреждения, где вы планируете рожать малыша.

Кукулевич Михаил врач-педиатр Николаева Татьяна педиатр-невролог высшей категории
Статья из журнала "Наш Малыш", ноябрь 2001





Перинатальная энцефалопатия (ПЭП у новорожденных, ПЭП у детей, ПЭ) - это общее название различных по этиологии или неуточненных по происхождению поражений головного мозга, возникающих в перинатальном периоде (с 28 недели беременности, включая период родов и первые 7 дней жизни). Термин ПЭП, ПЭ, перинатальная энцефалопатия предложил Ю. А. Якунин с соавторами в 1976 году. В нем имеется определенная условность: в настоящее время сюда относят только патологию антенатального и интранатального периодов, исключая внутричерепную родовую травму. Синоним ПЭП - энцефалопатия головного мозга у детей.

Причины

Причиной поражений нервной системы могут быть внутриутробная гипоксия, которая вызывает асфиксию плода и новорожденного; инфекции различной этиологии; травматические, токсические, метаболические, стрессовые воздействия; иммунологические отклонения в системе «мать - плацента - плод». Часто причиной ПЭ являются несколько обобщенных факторов.

Полиэтиологичность ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ ПЭП предопределяет различные механизмы поражения головного мозга. Возможны первичное поражение церебральных структур под влиянием токсических, метаболических и других воздействий и вторичные церебральные расстройства вследствие гипоксических факторов. Антенатальная гипоксия приводит к замедлению роста капилляров головного мозга, увеличивает их проницаемость и ранимость. Также повышается проницаемость клеточных мембран. Возникает ишемия мозга с внутриклеточным ацидозом и гибелью нейронов. Может развиться и часто развивается постгипоксически ишемическая перинатальная энцефалопатия у детей.

Классификация

Перинатальная энцефалопатия классифицируется по этиологии, периоду болезни, степени тяжести, уровню поражения, клиническим проявлениям неврологических расстройств, возможным исходам.

Этиологическими факторами являются:

1) гипоксия (асфиксия);

2) травма (кроме внутричерепной родовой);

3) инфекция;

4) интоксикация;

5) нарушения метаболизма;

6) эндокринные и гормональные воздействия;

7) аутоиммунный конфликт;

8) стрессовые воздействия;

9) неуточненные и неклассифицированные факторы.

Периоды ПЭП

Выделяют 3 периода болезни:

1) острый - до 1 месяца;

2) подострый (ранний восстановительный) - до 3 - 4 месяцев;

3) поздний восстановительный - от 4 месяцев до 1 - 2 лет.

Перинатальная энцефалопатия степени тяжести

Существует 3 степени тяжести пэп:

1) легкая;

2) средняя;

3) тяжелая.

Уровни поражения нервной системы при ПЭП

Выделяют различные уровни поражения:

1) оболочки мозга и ликворопроводящие пути;

2) кора головного мозга;

3) подкорковые структуры;

4) ствол мозга;

5) мозжечок.

Перинатальная энцефалопатия синдромы

В остром периоде выявляется ряд клинических синдромов:

1) повышенной нейрорефлекторной возбудимости;

2) общего угнетения (вялость, адинамия);

3) гипертензионный;

4) гипертензионно-гидроцефальный;

5) судорожный;

6) коматозное состояние.

Перинатальная энцефалопатия, синдромы восстановительных периодов

Синдромами восстановительных периодов перинатальной энцефалопатии у детей являются:

1) астеноневротический (церебрастенический);

2) вегегативно-висцеральных дисфункций;

3) двигательных нарушений (центральные и периферические парезы, параличи, гиперкинезы);

4) судорожный;

5) гидроцефальный;

6) задержка психомоторного развития (ЗПМР), задержка психического развития (ЗПР), задержка моторного развития (ЗМР);

7) задержка предречевого и речевого развития, нарушения речи;

8) нарушения психики.

Перинатальная энцефалопатия последствия, последствия гипоксии у детей

Возможные исходы и последствия перинатальной энцефалопатии, гипоксии, внутриутробной гипоксии (недостаток, нехватка кислорода) разнообразны:

1) выздоровление;

2) задержка темпов психического и речевого развития;

3) энцефалопатия, проявляющаяся рассеянными очаговыми микросимптомами, умеренной внутричерепной гипертензией, астеноневротическим синдромом, неврозо- и психопатоподобными состояниями;

4) грубые органические формы поражения нервной системы с выраженными двигательными, психическими, речевыми расстройствами ( ДЦП, олигофрения, эпилепсия, прогрессирующая гидроцефалия, ).

Симптомы, признаки у детей, у новорожденных

Клиническая картина различной по этиологии перинатальной энцефалопатии во многом схожа и зависит от периода заболевания.

В остром периоде выделяют легкую, среднетяжелую и тяжелую формы.

Легкая форма ПЭП, симптомы, признаки

Легкая форма перинатальной энцефалопатии (ПЭП) проявляется синдромом повышенной нейрорефлекторной возбудимости: общим беспокойством новорожденного, меняющимся мышечным тонусом, повышенной спонтанной двигательной активностью, оживлением коленных и основных безусловных рефлексов новорожденного (сосательный и глотательный рефлексы могут быть несколько сниженными). Из очаговых симптомов часто наблюдаются сходящееся косоглазие и горизонтальный нистагм. Цереброспинальная жидкость имеет нормальный состав, но часто ее давление повышено. Морфологической основой вышеуказанных изменений является нарушение гемоликвородинамики, чаще обратимой в течение первого месяца жизни.

Среднетяжелая форма ПЭП, симптомы, признаки

Среднетяжелая форма перинатальной энцефалопатии (ПЭП) характеризуется общим угнетением деятельности головного мозга, проявляющимся снижением, а затем избирательным повышением мышечного тонуса, преимущественно в сгибателях, снижением спонтанной двигательной активности и основных безусловных рефлексов. На этом фоне определяются очаговые неврологические расстройства: птоз, анизокория, сходящееся косоглазие, нистагм, асимметрия носогубных складок, нарушение сосания и глотания, асимметрия сухожильно-надкостничных рефлексов. Часто отсутствуют защитный рефлекс новорожденного, рефлекс опоры и автоматической походки, возникают спонтанные вздрагивания, могут наблюдаться генерализованные или фокальные судороги, гипертензионный синдром с общей гиперестензией, пронзительным вскрикиванием, нарушением сна, выбуханием и напряжением большого родничка, положительными симптомами Вилли, Грефе. Постепенно при этом может наступить расхождение черепных швов и формирование гидроцефалии. Обычно повышено давление цереброспинальной жидкости. Отмечаются расширение вен на глазном дне и явления застоя, иногда с мелкоточечными кровоизлияниями. В крови часто определяется метаболический ацидоз. В основе вышеуказанных изменений лежит отек головного мозга с мелкоточечными кровоизлияниями, особенно в мягкую мозговую оболочку и боковые желудочки. Неврологические расстройства могут иногда частично регрессировать в течение 2 - 4 месяцев.

Тяжелая форма ПЭП, признаки, проявления

Тяжелая форма перинатальной энцефалопатии проявляется прекоматозным или коматозным состоянием. Резко выражена общая вялость и адинамия ребенка. Крик слабый или ребенок вообще не произносит звуков. Определяются выраженные симптомы поражения черепных нервов: сходящееся или расходящееся косоглазие; сужение или расширение зрачков с анизокорией, реакция зрачков на свет резко снижена или отсутствует; возможны поражения лицевого нерва, нистагм, отсутствие сосания и глотания. Дыхание чаще нарушено (аритмия, апноэ), отмечаются изменения пульса (выявляется чаще брадикардия). Резко снижены или не вызываются сухожильно-надкостничные рефлексы и основные рефлексы периода новорожденности, часто отсутствует защитная реакция на болевые раздражители. Наблюдаются внутричерепная гипертензия и судороги, преимущественного тонического характера. Выраженность неврологических расстройств зависит от степени комы (умеренная, глубокая, запредельная), хотя степень коматозного состояния у новорожденного иногда определить трудно.

Характерный признак запредельной комы

Характерный признак запредельной комы - расширение зрачков, неподвижность глазных яблок. При этом возможны грубые расстройства ритма и частоты дыхания, апноэ, тахикардия, резкое снижение артериального давления. На глазном дне выявляются отек с небольшими очагами кровоизлияний, бледность дисков зрительных нервов. Биоэлектрическая активность головного мозга резко угнетена, затруднен венозный отток, в крови определяется метаболический ацидоз.

Генерализованный отек головного мозга

В основе тяжелой формы ПЭ лежит генерализованный отек головного мозга , часто в сочетании с внутричерепными геморрагиями, преимущественно в мягкую мозговую оболочку, боковые желудочки, вещество головного мозга.

Тяжелое состояние ребенка продолжается от нескольких недель до 2 месяцев. При адекватном лечении наступает регресс неврологических нарушений с исходом в определенную форму неврологической патологии или в выздоровление с различными дефектами.

Астеноневротический синдром

В восстановительном периоде ПЭ после острой стадии наиболее часто встречается астеноневротический синдром , проявляющийся эмоциональным и двигательным беспокойством ребенка, нарушением сна и вегетативно-висцеральной дисфункцией. Синдром двигательных нарушений первоначально проявляется повышением мышечного тонуса, сухожильно-надкостничных рефлексов, снижением или при гиперкинезах повышением спонтанной двигательной активности. Очень неблагоприятным в плане прогноза является длительная сохранность тонических лабиринтных и шейных рефлексов, отсутствие в первые 2 - 3 месяца верхнего установочного рефлекса Ландау, а также рефлекса опоры и автоматической походки. Наличие указанных нарушений характерно для задержки развития моторики на уровне ствола головного мозга, что создает предпосылки для формирования (ДЦП).

Судороги у детей

В восстановительном периоде возможно продолжение судорог или первое их возникновение. Если судороги у детей повторяются без видимых внешних воздействий, постепенно усложняясь в своих проявлениях, то возникает угроза развития такого грозного заболевания, как эпилепсия .

Гипертензионный синдром

Резидуальная церебральная органическая недостаточность, РЦОН лечение, симптомы РУОН лечение в России, в Саратове

"Резидуальная церебральная органическая недостаточность " - диагноз, который часто встречается в современной детской неврологии. Сокращенной название диагноза - РЦОН , (некоторые неправильно пишут РУОН ). Сарклиник проводит лечение резидуальной церебральной органической недостаточности у детей в России в любом возрасте, лечение РЦОН в России . Новые методы позволяют комплексно восстановить работу нервной системы у ребенка. Если в медицинской карте Вашего ребенка диагноз невролога рцон , как можно быстрее обращайтесь в Сарклиник за эффективным лечением, чем раньше проведена терапия, тем выше ее эффективность.

. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Фото: Logray | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru. Люди, изображенные на фото, - модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Часто после первого осмотра невропатолога в поликлинике или в роддоме малышу ставится диагноз перинатальная энцефалопатия. По различным источникам, ее имеет от 30 до 70% новорожденных. Какие же жалобы мамы заставляют врача поставить такой диагноз? Продолжительный плач и вообще плаксивость, частое сосание, срыгивания, вздрагивания или вскидывания рук и ног, плохой ночной (частые просыпания, беспокойный поверхностный сон) и дневной сон (мало спит днем), трудности с засыпанием (долгое укачивание на руках). При осмотре ребенка врач может заметить нарушения мышечного тонуса – гипертонус или гипотонус, дистонию. При нейросонографических исследованиях иногда видны затемненные или измененные участки мозга, иногда нет. Врач назначает средства, улучшающие мозговое кровообращение (пирацетам, ноотропил, кавинтон) и успокоительные (глицин, микстура с цитралью, валериана, иногда люминал или фенобарбитал), а так же рекомендует провести курсы массажа, купания в сборах успокаивающих трав. Это вы наверняка все знаете.

А теперь стоит сказать о другом подходе к проблеме.

Перинатальная энцефалопатия является осложнением патологии беременности и родов и диагностируется у новорожденных до 5% случаев (или у 1,5-3,6%)! Откуда же такое несоответствие? В книге Пальчик А.Б. и Шабалова Н.П. “Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных: руководство для врачей”. (СПб: "Питер", 2000) причины поголовной заболеваемости энцефалопатией новорожденных объяснены очень хорошо. Причина, в общем-то, одна, и называется она гипердиагностика.

В чем причина гипердиагностики? Что заставляет врачей ставить “всем подряд” этот диагноз? В рамках проведенной петербургскими учеными исследовательской работы были выявлены следующие причины "гипердиагностики" перинатальной энцефалопатии:

Во-первы х, это нарушение принципов неврологического осмотра:

а) нарушения стандартизации осмотра (наиболее частые из них: диагностика повышенной возбудимости у дрожащего и скованного ребенка в холодном помещении, а также при возбужденном состоянии или чрезмерных манипуляциях исследователя; диагностика угнетения центральной нервной системы у вялого ребенка при перегревании или в дремотном состоянии).

Например, в роддоме педиатр поставила ПЭП, так как ребенок часто громко плакал, но когда невропатолог пришел осмотреть ребенка, малыш крепко спал, и врач сказал, что тонус в норме, и он не видит никаких патологий. Через месяц в поликлинике осмотр производился, когда ребенок спал, проснулся и испугался, что его чужая тетка за руки-ноги дергает. Естественно, что он заплакал и напрягся. ПЭП подтвердили.

Так, у одного ребенка могут диагностировать то гипер, то гипотонус.

б) некорректная оценка ряда эволюционных явлений (то есть патологией считают то, что норма для такого возраста, особенно для 1 мес ребенка). Это диагностика внутричерепной гипертензии на основании положительного симптома Грефе, симптом Грефе может выявляться у доношенных детей первых месяцев жизни, у недоношенных детей, при задержке внутриутробного развития, конституциональных особенностях); диагностика спастичности на основе скрещивания ног на уровне нижней трети голеней новорожденным при проверке реакции опоры или шагового рефлекса (может быть физиологическим вследствие физиологического гипертонуса некоторых мышц бедер, но патологическим у детей старше 3 мес); диагностика сегментарных нарушений при выявлении "пяточной стопы" (тыльная флексия стопы - 120° является нормой); гиперкинезов у ребенка 3-4 мес при беспокойстве языка (является физиологическим этапом созревания моторики ребенка).

Сюда можно отнести и срыгивание, как результат незрелости нервной системы и слабости сфинктера – мышечного клапана, находящегося в верхней части желудка, который не слишком хорошо удерживает его содержимое. Нормой считается срыгивание после каждого кормления в объеме 1-2 стол ложек и однократно в день рвота «фонтаном» более 3 ложек, если при этом малыш часто писает, хорошо себя чувствует и нормально прибавляет в весе. Диагностика симптома мраморности кожи – вследствие незрелости вегето-сосудистой системы.

Но до 3-х лет - это абсолютно нормальное явление, потому что она только формируется!

Плохой ночной сон – когда ребенок часто просыпается. Но для грудного ребенка характерен преимущественно поверхностный неглубокий сон и сосание во время такого сна. С 3-4 месяцев у детей ночное сосание может становиться более активным, т.к. днем они начинают легко отвлекаться от груди и сосут относительно не долго. За счет активного ночного сосания они добирают необходимое количество молока.

Американский исследователь сна Джеймс Маккена в своей работе Breastfeeding & Bedsharing Still Useful (and Important) after All These Years пишет, что при исследовании сна грудных детей было выявлено, что средний интервал между ночными кормлениями грудью составлял около полутора часов - приблизительная длина взрослого цикла сна. Минимизировать время маминого «недосыпа» можно с помощью рациональной организации совместного сна и ночных кормлений. Очень часто дети лучше спят рядом с матерями. Укачивание можно так же заменить прикладыванием к груди перед сном(но не у всех получается). Когда я узнала, что так «можно» делать, время укачиваний значительно сократилось. Часто дети просыпаются после сна в плохом настроении, также можно предложить грудь, и мир будет снова радовать малыша!

Во–вторы х, это отнесение к патологическим ряда адаптационных, проходящих явлений со стороны нервной системы новорожденного (например, вздрагивания или вскидывании рук и ног, дрожание подбородка при сильном плаче или испуге, постнатальная депрессия, физиологическая мышечная гипертония и т. д.).

В-третьих , плохая осведомленность в классификации Гипоксической Ишемической Энцефалопатии (в основном, в связи с иностранным происхождением исследований на эту тему) и недостаточная квалификация врача.

Например, месячному ребенку был поставлен диагноз Минимальная Мозговая Дисфункция, который должен ставиться после 2, а то и 5 лет, по разным источникам. Другому ребенку назначили пить настойку женьшеня, что недопустимо в его возрасте. Часто медикаментозные методы лечения приводят к еще большему ухудшению в поведении детей. Врачи знают о вреде различных лекарств для детей, но или просто не информируют родителей, или сознательно или неосознанно не обращают их внимание на побочные эффекты.

В-четвертых , это психологические причины. Они заключается в том, что в связи со сложившейся в отечественном здравоохранении ситуацией, "гипердиагностика" не имеет никаких административных, юридических, этических последствий для врача. Постановка диагноза ведет к назначению лечения, и в случае правильности или неправильности диагноза исход (чаще выздоровление или минимальные расстройства) благоприятен. Таким образом, можно утверждать, что благоприятный исход есть следствие "правильного" диагноза и "правильного" лечения.

Гипердиагностика заболевания ничуть не лучше гиподиагностики. При недостаточной диагностике понятны негативные последствия – из-за отсутствия своевременной помощи возможно развитие инвалидизирующего заболевания. А гипердиагностика? По мнению петербургских исследователей, с которым сложно не согласится, "гипердиагностика" не является безобидным явлением, как иногда считают некоторые врачи. Негативные последствия “гипердиагностики” заключаются, прежде всего, в том, что длительная работа в рамках доктрины "гипердиагностики" приводит к "размыванию" границ в представлениях врачей между нормальными и патологическими состояниями. Диагностировать "заболевание" оказывается "беспроигрышным" вариантом. Диагностирование "ПЭП" превратилось в безотчетный ритуал детского невролога, что закономерно ведет к малообъяснимой статистике заболеваний "ПЭП".

В исследовании петербургских ученых подробно описаны наиболее часто встречающиеся ошибки при проведении эхоэнцефалография, нейросонографии,допплерографии, аксиальной компьютерной и магнитно-резонансной томографии.

Причины ошибок различны и связаны с тем, что при интерпретации полученных данных используются параметры и нормы, разработанные для детей старшего возраста и взрослых, используется неадекватная оценка полученных данных и их абсолютизация, используются методы, имеющие при диагностике данного заболевания недостаточную информативность, используются также аппараты, имеющие неподходящие технические характеристики.

В-пятых , это непонимание врачами и родителями естественных потребностей новорожденного ребенка. Чаще всего ребенок сигнализирует об ошибках в уходе своим плачем. Ребенку нужен контакт с мамой постоянно сразу после рождения.

Общеизвестно, что сосание оказывает на ребенка своего рода седативное действие, не сравнимое по своей полезности ни с какими лекарствами. Содержание аминокислоты таурина в женском молоке, в отличие от коровьего, очень высоко. Таурин необходим для усвоения жиров, а также служит нейропередатчиком и нейромодулятором при развитии центральной нервной системы. Поскольку дети, в отличие от взрослых, не способны синтезировать таурин, считается, что его нужно рассматривать как аминокислоту, необходимую для маленького ребенка. Среди полиненасыщенных жирных кислот особенно важны арахидоновая и линоленовая кислоты, которые являются необходимыми компонентами для формирования головного мозга и сетчатки глаза ребенка. Их содержание в женском молоке почти в четыре раза выше, чем в коровьем (0,4 г и 0,1 г/100 мл соответственно). В женском молоке представлены нуклеотиды и многочисленные факторы роста. К последним относится, в частности, фактор роста нервной ткани (NGF). Именно поэтому ребенку очень важно находится на естественном вскармливании, если у вас были проблемы при родах или во время беременности, которые могли повлечь за собой гипоксию плода и травму его нервной системы.

Четкой общепринятой тактики ведения детей с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости до настоящего времени не существует, многие специалисты относятся к данному состоянию как к пограничному, и советуют только наблюдать за такими детьми, воздерживаясь от лечения. В отечественной практике некоторые врачи продолжают применять детям с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости достаточно серьезные препараты (фенобарбитал, диазепам, сонапакс и т.п.), назначение которых в большинстве случаев мало оправдано…

Если вас все же беспокоит состояние вашего ребенка, стоит сходить или пригласить на дом нескольких специалистов (по-крайней мере, двух, желательно по рекомендации (есть врачи, искренне радеющие за здоровье детей, и не стремящиеся сделать на детских «проблемах» деньги), ведь действительно, иногда проблемы бывают очень серьезные, такие как ДЦП и гидроцефалия. Про ребенка моей подруги, например, с той же симптоматикой, как и у моего сына, районный невропатолог заявила, что к каждому ребенку можно придраться, и никакой диагноз ставить не стала.

У гомеопатов есть хороший опыт лечения неврологических расстройств, и официальная медицина это подтверждает. Но общеизвестна высокая пластичность детского мозга, его способность компенсировать структурные дефекты. Так что можно никогда не узнать, помогла ли ребенку терапия или он сам справился с проблемами. Очень хорошо помогает массаж, и мамин, и профессиональный (но только если ребенок хорошо на него реагирует, не плачет, не перевозбуждается, не теряет в весе и не приостанавливает прибавку) Показана витаминотерапия, и, учитывая хорошую усвояемость витаминов из материнского молока, обратите на это внимание.

Стоит еще сказать о прививках для беспокойных детей. В одной из московских клиник, где выхаживают малышей с тяжелыми гипоксическими нарушениями, упор в лечении сделан на немедикаментозные методы и максимальное избежание инъекций (введение препаратов с помощью электрофореза, физиотерапия и т.п). У моего сына после прививок (инъекций) усиливался тонус конечностей, общее беспокойство, тем не менее, никто отвода нам не дал, так как вообще перинатальная энцефалопатия считается ложным противопоказанием к вакцинации, якобы врачи и пациенты оберегают от прививок детей на основании «общечеловеческих» и «общенаучных» соображений, не подтвержденных официальной медициной.

Также скажу, что в побочных эффектах вакцин можно найти слово «энцефалопатия», то есть прививка может вызывать это состояние! Ребенок родился здоровым, мы сделали ему в первые дни несколько прививок, изолировали от мамы, сказали ей кормить по часам, поить ребенка лекарствами, которые употребляют шизофреники, и в месяц с удовольствием констатируем, что половина детишек страдает перинатальной энцефалопатией! Что еще добавить?!

Диагноз синдром гиперактивности очень популярен в Америке и все больше проникает к нам. С другой стороны, в Америке и Германии не знают, что такое перинатальная энцефалопатия. Есть еще один взгляд на проблему – что все дело не в неврологической патологии и не в болезни, а просто в особом типе людей, индивидуальном устройстве их нервной системы. Книга «Дети Индиго» Ли Кэрролла этому доказательство.

Изменить психоэмоциональную конституцию (тип личности), сами понимаете, не в силах ни один препарат. Большое значение имеет психологических настрой в семье (понимание потребностей маленького ребенка, забота по методу «сближения» Серзов) и правильный уход за ребенком (грудное вскармливание, ношение на руках (очень помогает слинг), совместный сон, уважение личности ребенка).

В поликлиниках висит плакат о пользе грудного вскармливания со словами древнегреческого философа: «Вместе с молоком матери в ребенка входит душа». Мамино молоко – не просто пища, это и лекарство, и связь с миром, и передача ребенку маминых знаний о жизни.

Что же заставляет направить ребенка к неврологу? Во-первых, сведения о том, как проходили беременность и роды. Насторожиться заставляют:

  • сильные проявления токсикоза (особенно позднего);
  • подозрения на внутриутробную инфекцию;
  • анемия матери (гемоглобин ниже 100 единиц);
  • слабость родовой деятельности, длительный безводный период, применение в родах медикаментозной стимуляции или акушерских щипцов;
  • обвитие пуповиной; слишком большой вес ребенка или, наоборот, признаки незрелости и недоношенности;
  • роды в ягодичном предлежании и т.п.

Словом, все, что может привести к гипоксии плода в родах, то есть к нехватке кислорода, почти неминуемо приводящей к временному нарушению деятельности центральной нервной системы (ЦНС). Нанести урон ее работе могут также вирусные инфекции у женщины в период закладки нервной системы плода, нарушенная экология жилища или места работы.

Прямой зависимости между уровнем и длительностью имевшего место кислородного голодания нет: иногда мозг ребенка переносит серьезный дефицит кислорода без большого для себя вреда, но случается, что небольшой дефицит приносит довольно ощутимый вред.

Кроме выяснения обстоятельств беременности и родов, существуют и определенные клинические признаки, настораживающие педиатра. Ребенок слишком вял или, что чаще, возбужден, много кричит, при крике у него дрожит подбородок, он часто срыгивает, реагирует на ухудшение погоды. Или ко всему этому у него вздувается животик, никак не налаживается стул - он с зеленью, частый или, напротив, имеется склонность к запорам.

Сопоставив все эти данные, убедившись, что малыша правильно кормят, врач-педиатр направляет такого ребенка к неврологу - специалисту, нацеленному на исследование состояния центральной и периферической нервной системы. Задача - выяснить, в какой степени имевшаяся в родах гипоксия оставила свой неприятный след.

Только без паники!

Тут часто начинается то, ради чего, собственно, и затевалась эта статья - родителей охватывает страх. Как, у нашего ребенка не все в порядке с головой?! Этот страх восходит к общей нашей ментальности, говорящей, что иметь отклонения в сфере нервной системы прежде всего стыдно.

Убеждаешь, говоришь о том, что эти отклонения скорее всего временны, что чем раньше мы поможем ребенку, тем быстрее он с ними справится... Большинство родителей, вняв уверениям педиатра, идут к неврологу и возвращаются с записью, которая гласит обычно следующее:

ПЭП (перинатальная энцефалопатия), восстановительный период, СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости).

И, к сожалению, неврологи не часто снисходят до пояснения непонятных аббревиатур. Они пишут для себя и для врача-педиатра, и обе стороны прекрасно понимают друг друга. Но не родители.

Чем опасны ПЭП и СПНРВ

Насколько это страшно? Чаще всего с этим вопросом они бегут к педиатру, служащему в этот момент переводчиком с непонятного медицинского на бытовой язык.

И все бы ничего, если бы не один прискорбный факт: некоторые родители вообще ничего не делают. Этому способствуют сердобольные окружающие, успокаивая примерно следующими словами: "Да врачи каждому второму такое пишут. Нам вон написали, а мы ничего не делали и растем!"

И ведь действительно растут и вырастают. Но родители при этом не пытаются связать свое бездействие с выраженными проявлениями экссудативного диатеза у ребенка, явлениями дискинезии желудочно-кишечного тракта, со склонностью к запорам и даже с такими явными вещами, как отставание в развитии речи, расторможенность, непослушание.

А ведь многих из этих неприятностей можно было бы избежать, отнесись родители к проблеме так, как она того заслуживает - достаточно серьезно, но без избыточного драматизма. Названные диагнозы в карте ребенка - это не сигнал паники, а сигнал к действию! Есть сомнения в рекомендациях участкового детского невролога? Проконсультируйте ребенка у другого специалиста.

Что скрывается за непонятными словами?

Итак, ПЭП расшифровывается как перинатальная энцефалопатия. То есть у ребенка в родах имелись факторы, способные повредить головному мозгу. Что-то случилось, и надо разобраться, какие поломки в организме эта авария произвела.

Слова восстановительный период совершенно справедливо указывают на то, что нервная система и сама, без постороннего вмешательства, восстанавливается - дело только в темпах и качестве этого восстановления. А они не всегда удовлетворительны.

Что же касается труднопроизносимой аббревиатуры СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости), то она как раз и обозначает тот печальный факт, что ребенок плаксив, много срыгивает, легко возбуждается, трудно успокаивается. И ему надо помочь от этого избавиться.

"А само не пройдет?" - спросите вы. Пройдет. У части детей. А остальным придется нести этот груз по жизни. Они будут расторможенными, неусидчивыми, не смогут нормально общаться со сверстниками.

На что обращают внимание неврологи при осмотре? Во-первых, на рефлексы и мышечный тонус. Равномерны ли рефлексы справа и слева? Нет ли спазмов мышц? И наоборот - не слишком ли слабо они сокращаются?

Затем проверяют, нет ли у ребенка признаков повышенного внутричерепного давления. Для этого через открытый родничок делают УЗИ (нейросонограмму) - смотрят, не расширены ли желудочки мозга. И в заключение исследуют поведение ребенка, соответствие его так называемого психомоторного и физического развития возрасту.

Диагноз поставлен. Что дальше?

Если дело ограничивается нарушением мышечного тонуса и возбуждением нервной системы, обычно невролог назначает массаж, легкие успокаивающие средства и препараты, улучшающие мозговое кровообращение.

Если невролог обнаружил у малыша явления повышения внутричерепного давления, которое обычно зависит от избыточной продукции спинномозговой жидкости, он назначает ему курс так называемой дегидратационной терапии (дегидратация - обезвоживание). С этой целью даются различные мочегонные средства. Для компенсации потери калия при усиленном мочеотделении назначают препараты, содержащие калий.

Не надо надеяться, что с ростом черепа эти явления пройдут сами собой - этого может и не случиться. Кстати, контроль за показателями внутричерепного давления нужно проводить и позже, в течение нескольких лет, что избавит вашего ребенка от головных болей и приступов так называемой вегето-сосудистой дистонии в дошкольном и школьном возрасте.

Лечение

Но самое важное значение при формах ПЭП любой сложности имеют щадящие и безмедикаментозные способы восстановительного лечения: рефлексомассаж, специальные приемы лечебного массажа, элементы лечебной гимнастики, водолечение с проведением массажа и лечебной гимнастики в воде различной температуры и состава и др.

Они требуют настойчивости и больших усилий от родителей ребенка - лекарство дать, пожалуй, проще, чем ежедневно выполнять комплексы упражнений, - но очень результативны. Это объясняется тем, что травмированный головной мозг, получая правильную "информацию" при массаже, плавании и гимнастике, восстанавливается скорее.

Рефлексомассаж (воздействие на активные точки) поначалу делается руками опытного массажиста, который потом передает родителям эстафету грамотного обращения с малышом. Не забывайте: младенцы быстро устают, все процедуры нужно проводить коротко, но часто, на высоте положительных эмоций.

Раннее плавание ребенка с обязательным нырянием также является огромным подспорьем в решении неврологических проблем младенца. То, что больно и неприятно делать на суше, "на ура" проходит в воде. Во время ныряния в толщу воды организм испытывает бароэффект - нежное, мягкое и, главное, равномерное давление на все органы и ткани. Расправляются сжатые в кулачки кисти рук, спазмированные мышцы и связки тела. Толща воды восстанавливает по всем направлениям внутричерепное давление, осуществляет баромасааж грудной клетки, выравнивая внутригрудное давление.

После выныривания ребенок получает полноценный, грамотный вдох, что особенно важно для малышей, родившихся с помощью кесарева сечения, имевших гипоксию и т.д. Вода помогает и при проблемах с кишечными коликами - улучшается стул, уходят спастические болезненные явления.

Животик и ПЭП

Часто у детей с перинатальной энцефалопатией имеются серьезные расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта: запоры и поносы, вздутия живота, кишечные колики. Обычно все это начинается с дисбактериоза и, к сожалению, часто заканчивается различными кожными проявлениями - экссудативным диатезом или даже экземой.

Какая здесь связь? Самая простая. При гипоксии мозга в родах почти всегда страдает центр созревания иммунитета, расположенный в продолговатом мозгу. Вследствие этого кишечник заселяется той флорой, которая живет в родильных домах, особенно при позднем прикладывании к груди и раннем переходе на искусственное вскармливание. В результате у малыша очень рано возникает дисбактериоз: ведь вместо необходимых бифидобактерий его кишечник заполоняют стафилококки, кишечные палочки и т.д.

Все это усугубляется тем, что кишечник младенца из-за "поломки" нервной системы функционирует плохо, неправильно сокращается, а соединение дискинезии кишечника с "плохой" микробной флорой приводит к нарушению переваривания пищи. Плохо переваренная пища вызывает расстройства стула, беспокойство ребенка и в конце концов аллергизацию кожи.

Бывает и наоборот: длительное действие повреждающего фактора, не связанного с ЦНС, может вызвать вторичную энцефалопатию. Например, если не обращать внимания на состояние флоры желудочно-кишечного тракта, особенно на наличие в кишечнике таких "диверсантов", как стафилококки, могут появиться и четкие знаки поражения ЦНС - задержка психомоторного развития ребенка, слабость сфинктеров, симптомы повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и т.д.

Как быть? Для достижения лучшего эффекта лечить не только кишечник, но и нервную систему. Только совместные усилия педиатра и невролога при самой активной помощи родителей могут дать нужный эффект.

А напоследок хочется напомнить, что малышу с неустойчивой нервной системой материнское тепло, нежные прикосновения, ласковый разговор, покой в доме - словом, все, что вызывает у него чувство защищенности, - нужны в еще большей степени, чем здоровому ребенку.

Результаты и прогноз

Как же при лечении энцефалопатии понять, что усилия врачей и родителей увенчались успехом? Ребенок стал спокойнее, перестал подолгу плакать, у него наладился сон. Он вовремя стал держать головку, сел, затем встал, сделал первый шаг. У него наладилось пищеварение, он хорошо прибавляет в весе, у него здоровая кожа. Это видно не только врачам, но и вам самим. Значит, вы помогли своему малышу преодолеть повреждения нервной системы.

И в заключение один пример того, что может сделать материнская любовь.

В середине 60-х годов в одном из роддомов на далеком Сахалине у молодой акушерки родилась дочь. Как это, к сожалению, часто бывает у медиков, роды были крайне тяжелыми, ребенок родился в глубокой асфиксии, долго не дышал, потом несколько недель находился практически в параличе.

Девочку кормили из пипетки, выхаживали, как могли. Честно говоря, врачи думали, что ребенок этот - не жилец. И только мать думала иначе. Она не отходила от малыша, прекрасно овладела массажем и упорно массировала с трудом оживающее тельце.

Через 18 лет автор этой статьи встретил в Ленинграде дочь и мать. Они приехали поступать в Ленинградский университет. Оказалось, что девочка с золотой медалью окончила школу на Сахалине. От нее трудно было отвести глаза - такая она была стройная и красивая. Потом она университет закончила, защитила кандидатскую диссертацию по биологии, стала ученым, вышла замуж, родила двоих прекрасных детей. Ничего этого могло и не быть, будь любовь матери менее самоотверженной и разумной.

Правила для всех

Изучите и покажите опытному педиатру выписку из роддома. Если в ней проставлены низкие баллы по шкале Апгар (6 и ниже), другие пометки (например, закричал после рождения не сразу, имелась кефалогематома, гипоксия, асфиксия, судорожный синдром и т.п.), не откладывайте консультацию у детского невролога.

Если объективных показаний к консультации невролога нет, но вам кажется, что малыш излишне возбужден, плаксив, капризен выше всех разумных пределов - доверьтесь своей родительской интуиции и покажите ребенка врачу. Малыш вряд ли здоров, если в первые недели жизни он патологически пассивен, лежит как тряпочка, или наоборот, плачет по 24 часа в сутки, если безразличен к еде или имеет рвоту "фонтаном" после каждого кормления.

Грудное вскармливание необходимо вашему малышу! Даже самые качественные и дорогостоящие адаптированные молочные смеси являются дополнительным метаболическим стрессом для организма младенца. Научно доказано, что дети, находящиеся на естественном вскармливании, быстрее "изживают" младенческие проблемы (неврологические, кишечные и т.п.), имеют более высокий темп эмоционального и физического развития.

Если вы планируете следующего ребенка, выясните все причины перинатальной энцефалопатии у первенца. И по возможности попытайтесь исправить ситуацию, если она связана с невнимательным отношением к своему здоровью во время беременности и в родах. Посещайте курсы по подготовке семейных пар к родам. Внимательно отнеситесь к выбору врачей и медицинского учреждения, где вы планируете рожать малыша.

Перинатальная энцефалопатия у новорожденных в последнее время встречается достаточно часто, и связано это с возрастающим числом факторов риска. Чаще всего диагноз «ПЭП новорожденных» ставится детям, рожденным матерями старше 30 лет, и женщинами, сделавшими несколько абортов или имевшими несколько выкидышей. Также это заболевание распространено среди тех малышей, чьи мамы страдали длительным бесплодием.

Что это такое – перинатальная энцефалопатия у детей, и как проявляется это заболевание у новорожденных?

Хроническая кислородная недостаточность плода, острое кислородное голодание, возникшее в родах, и родовые травмы приводят к грубым нарушениям в центральной нервной системе. Эти нарушения проявляются перинатальной энцефалопатией (ПЭП), довольно часто встречающейся в настоящее время.

Находясь в утробе матери, плод может испытывать кислородное голодание, если беременность протекает с осложнениями (токсикоз, инфекции, интоксикации, преждевременная отслойка плаценты, длительный безводный период и т. д.). Тяжелые роды, узкий таз, обвитие пуповины вокруг шеи, акушерские манипуляции могут привести к асфиксии новорожденного, в результате которой нарушается поступление кислорода к органам и тканям.

Наиболее чувствительны к недостатку кислорода клетки головного мозга, которые и повреждаются в первую очередь. Степень их повреждения зависит от тяжести и продолжительности кислородного голодания. Нарушения ЦНС легкой степени могут остаться незамеченными в роддоме, и ребенок выписывается домой. Внимательная мама, круглосуточно наблюдающая за малышом, быстрее любого врача заметит симптомы, которые сигнализируют о нарушении центральной нервной системы, о повышении нервно-рефлекторной возбудимости, и обратится за консультацией к невропатологу с жалобами на беспокойство, поверхностный сон, вздрагивания, дрожание подбородка и кистей ручек, усиливающиеся при крике.

Врачебный осмотр подтвердит наблюдения мамы и отметит нарушение мышечного тонуса, который при диагнозе ПЭП у новорожденных может быть повышенным (гипертония мышц), пониженным (гипотония) и неравномерным (дистония), когда на фоне мышечной гипотонии возникает гипертонус отдельных мышечных групп, связанный с беспокойством ребенка, изменением положения его тела.

В материнской утробе плод находится в эмбриональной позе, позволяющей занимать как можно меньше места: конечности согнуты и вместе с подбородком плотно прижаты к туловищу.

У грудничков тонус сгибательной мускулатуры верхних и нижних конечностей остается повышенным еще в течение полугода, и это считается нормальным явлением, так же как и типичная для новорожденных поза боксера. Постепенное понижение мышечного тонуса и возрастание двигательной активности малыша дают возможность педиатру и невропатологу контролировать его физическое развитие. Нарушение мышечного тонуса влечет за собой задержку физического и психического развития.

Симптомы и последствия перинатальной энцефалопатии (ПЭП) у новорожденных детей

И опять важная роль в диагностике этой патологии принадлежит маме. Чаще всего именно она может заметить симптомы перинатальной энцефалопатии у новорожденного, наблюдая за развитием моторной деятельности, движениями ребенка с первых дней его жизни.

Вот ребенок проснулся и сладко потягивается, выгибаясь всем туловищем, вытягивает ручки, и мама замечает, что одна ручка поднимается за голову, а вторая прижата к грудной клетке. Или при плаче малыш приводит ножки к животу, но одна ножка отстает от другой. А стоит его распеленать, как он всегда «заваливается» на одну сторону. И об этом признаке ПЭП у новорожденного надо непременно рассказать невропатологу.

Движения у грудного ребенка - это основной вид его деятельности. Нередко последствием ПЭП у детей может стать отставание в психическом развитии, так как эта болезнь ограничивает возможности ребенка в познавании внешнего мира и затрудняет активное манипулирование с игрушками и другими предметами. При глубоких расстройствах мышечного тонуса и двигательных функций последствием перинатальной энцефалопатии у детей может быть формирование тяжелой патологии - детского церебрального паралича (ДЦП).

Неумение сидеть, вставать, ползать вынуждает малыша разглядывать одни и те же объекты обстановки, в то время как переход в вертикальное положение значительно расширяет обзор и возможности для знакомства с окружающим миром.

Если ребенок вял, адинамичен, заторможен, не реагирует оживлением на ласковое обращение матери, а любой раздражитель вызывает у него отрицательные эмоции, крик, беспокойство, следует подумать об отставании в психомоторном развитии.

Обнаруженные бдительной мамой симптомы ПЭП у новорожденного, малейшие отклонения в поведении ребенка помогут ранней диагностике патологического состояния. Чтобы избежать негативных последствий энцефалопатии детей, нужно начать своевременное лечение у специалистов.

Лечение перинатальной энцефалопатии (ПЭП) у новорожденных детей

А терапия ребенка с двигательными нарушениями должна быть длительной, комплексной и непрерывной. И эффективность лечения перинатальной энцефалопатии детей будет в первую очередь зависеть от мамы, ее упорства, настойчивости, дисциплинированности и желания победить недуг.

Не преуменьшая значения медикаментозной терапии, следует признать ведущую роль физических методов реабилитации: , гимнастика, упражнения в воде и физиотерапевтические процедуры.

Если патология выявлена в родильном доме, то сразу начинают лечение «положением». Младенцу придают физиологическое положение с помощью валиков, укладок, лонгет для пораженных конечностей. Если неврологические нарушения сохраняются, ребенка переводят в специализированное отделение, где лечение продолжают. Дома ребенок должен находиться на ровном плотном матрасике, без подушки. Необходимо менять положение ребенка в кроватке, чтобы источник света и яркие игрушки были от него то слева, то справа.

При лечении ПЭП у новорожденных обеспечьте малышу оберегающий режим. В семье должен быть благоприятный психоэмоциональный климат, способствующий развитию нервной системы ребенка. Чаще берите малыша на руки, разговаривайте с ним негромко и ласково, он должен чувствовать вашу любовь и заботу, в которой нуждается больше, чем его здоровый сверстник. Снижает тонус спазмированных мышц при симптомах энцефалопатии у новорожденных покачивание ребенка на руках, в люльке, специальном кресле-качалке для малышей. Благоприятное действие при лечении ПЭП у детей оказывает мелодичная классическая музыка, которая вызывает и успокаивающее, и стимулирующее влияние на мозг ребенка.

Массаж и физиотерапия при перинатальной энцефалопатии у детей (с видео)

Для расслабления спастически сокращенных мышц применяются специальные приемы массажа при перинатальной энцефалопатии: поглаживание, вибрация, потряхивание, валяние, катание, которые вы должны освоить сами, или пригласите профессионального массажиста. Массаж улучшает кровоснабжение, стимулирует лимфоток, улучшает обмен веществ в органах и тканях. Очень важно, чтобы массаж вызывал у ребенка положительные эмоции. Если ребенок голоден или хочет спать, сопротивляется массажу и гимнастике, не следует насильно продолжать манипуляции, так вы добьетесь противоположного эффекта - усиления мышечного тонуса. Массаж при энцефалопатии у детей и физиотерапевтические занятия должны доставлять ребенку удовольствие, проходить с улыбкой, в виде игры, под приятную музыку - только тогда они будут эффективны.

Расслабляющее действие на мышцы оказывают упражнения на большом надувном мяче, которые принимаются малышом за увлекательную игру и выполняются им с удовольствием. А спазмированные икроножные мышцы откликнутся на горячие ножные обертывания, которые легко выполняются в домашних условиях, а по эффективности не уступают физиотерапевтическим процедурам.

Посмотрите видео «Массаж при энцефалопатии у детей», чтобы лучше понять, как выполняется эта процедура:

Врач ЛФК должен стать вашим другом и соратником в борьбе с болезнью. Под его руководством вы освоите различные комплексы лечебной физкультуры, чтобы ежедневно упорно и настойчиво преодолевать последствия энцефалопатии.

При лечении энцефалопатии у новорожденных гимнастические упражнения развивают суставно-мышечный аппарат, вырабатывают двигательные навыки, стимулируют физическое и психическое развитие. Во время занятий ребенок получает воздушные ванны, а, следовательно, закаляется.

Регулярные занятия лечебной физкультурой на протяжении месяцев и лет позволяют компенсировать отставание развития психики и моторики и дают возможность ребенку догнать своих ровесников. Теперь он не будет сторониться коллективных детских игр, стесняясь своей неловкости и неуклюжести, а станет равноправным участником подвижных забав и развлечений.

Если в детской поликлинике есть бассейн - ваше место там. Упражнения в воде способствуют снижению повышенного тонуса, облегчают движения в конечностях при гипотонии мышц, улучшают координацию движений, дают мощный положительный заряд малышу, повышают аппетит и способствуют нормализации сна. Пройдя курс обучения у опытного инструктора, вы сможете продолжать занятия дома в ванне.

Несомненную пользу принесут малышу современные физиотерапевтические процедуры. Физиотерапия при энцефалопатии у детей поможет справиться с нарушением мышечного тонуса, с повышенной нервной возбудимостью и отставанием в физическом развитии.

Возможно, позднее потребуются занятия с логопедом, ортопедическое лечение, но главная роль в ранней диагностике и успешном лечении принадлежит маме, так как от ее наблюдательности, упорства и терпения зависит исход болезни.