Виды мягких тканей для одежды. Шерсть с шёлком, вискозой. Основные виды искусственных тканей

Ткань для платья: виды и каталог материалов с названиями и фото, расскажем какую ткань выбрать для летнего платья, поговорим о лучших тканях для пошива. Широкий ассортимент платьев в магазинах связан не только с разнообразием фасонов, но и огромным выбором материалов для их пошива. Рассмотрим подробнее (с фото), какие бывают виды ткани для платья и на что в первую очередь следует обращать внимание при их выборе.

Виды тканей для платья

Чаще всего для пошива платьев используются хлопчатобумажные, льняные материи, шерсть, шелк, вискоза и реже синтетика (полиэстер и смесовые материалы на его основе). Полный для платьев вы сможете найти на нашем сайте.

Какие бывают ткани для платья:


Изделия из натуральных тканей обладают многими уникальными свойствами (воздухопроницаемость, теплопроводность, гигроскопичность), но зачастую они очень сильно мнутся, поэтому в некоторых случаях практичнее использовать смесовые, синтетические ( , лайкра, полиэстер) или искусственные () материалы.

Какую ткань выбрать для платья

Перед тем как сделать окончательный выбор ткани для платья следует оценить все их свойства на соответствие тем условиях, в которых изделия будут эксплуатироваться.

  1. Высокие гигиенические требования предъявляются к материалам, изделия из которых предназначены для повседневной носки, в том числе и в офисах и в домашних условиях. Из каких тканей шьют такие платья? Поскольку такую одежду нужно будет носить по 8 часов подряд, то главные требования, которые к ней предъявляются, это воздухопроницаемость и гигроскопичность. Тканая материя должна хорошо впитывать влагу и выводить ее наружу и одновременно позволять коже дышать.
  2. Время года тоже имеет значение. Вещи для лета и для зимы отличаются кардинально, причем не только фасоном, но и составом полотна для пошива. Какие ткани подходят для теплого платья? Для холодного времени года идеально подойдет натуральная шерсть, или бюджетная вискоза. Эти материалы обладают хорошими теплозащитными свойствами, поэтому в такой одежде можно не бояться даже сильного мороза.
  3. Для вечерних нарядов, которые обычно надеваются не больше чем на 4 часа, гигиенические требования отходят на второй план. Здесь более важно правильно подобрать фасон изделия, уделить внимание внешнему виду и драпировке изделия. Лучшие ткани для вечернего платья – это атлас, шелк, бархат, кружево.

Прежде чем окончательно определиться, какую ткань лучше выбрать для платья, важно взвешенно оценить все «за» и «против». Не стоит забывать и про то, как часто придется стирать изделие и как сложно за ним ухаживать. Все эти критерии позволят сделать правильный выбор в пользу той или иной материи. В разделе " " еще больше информации о материалах для вашего гардероба.

Ткань для летних и вечерних платьев

Когда при обновлении летнего гардероба возникает вопрос о том, какую ткань выбрать для летнего платья, ответ заранее известен. Лучшим материалом для летнего наряда может быть только натуральная тканая материя. Лидерами в этом ассортименте являются натуральный шелк, лен, хлопок и . Это материалы, которые обладают «дышащими» свойствами, они легкие, приятно касаются тела и к тому же выглядят нежно и изящно. А вот искусственный шелк, полиэстер и прочие синтетические материи на его основе лучше обходить стороной.

При выборе вечернего наряда стоит обратить внимание на комбинированное платье из разных тканей. Они могут отличаться по фактуре и плотности, но при этом визуально сочетаться друг с другом. Большинство материй хорошо сочетаются с ажуром и кружевом (о них можете найти в разделе " ", легко комбинируется с сатином и т.д. Платье из разных тканей может отличаться не только по структуре материи, но и по цвету. Грамотно подобранное сочетание цветов поможет подчеркнуть достоинства фигуры и скрыть ее недостатки.

Недавно появился материал креп-дайвинг , и он тоже подходит для платьев, читайте о нем в другой нашей статье.

Интересно: Фаворитом вечерних нарядов уже долгое время является кружево. Этот материал подчеркивает достоинства фигуры, а образ в целом делает более женственным и романтичным.

В дополнение к теме по выбору материала для платья предлагаем посмотреть отличное видео:

В настоящее время промышленность предлагает огромный ассортимент различных тканей для одежды , каждая из которых имеет свои особенности, структуру и свойства. Свойства тканей определяются характеристиками входящего в их состав волокна. Сегодня материалы для шитья выпускают на основе натуральных и химических волокон.

Натуральные ткани и волокна, идущие на их производство, могут быть растительного, животного и минерального (асбест) происхождения. В первую группу (растительных тканей) включены те, которые изготовлены из волокон хлопчатника, стеблей льна, конопли, джута, дрока и т. п. Группу натуральных тканей животного происхождения представляют шерстяные, а также изготовленные из пуха овец, коз, кроликов, викуньи, ламы, верблюдов, альпаки.

Самостоятельную группу волокон животного происхождения составляет натуральное шелковое волокно, которое представляют собой застывшие выделения из особых желез гусениц шелкопряда.

Химическое волокно условно делят на 2 группы: искусственное и синтетическое. Первые получают посредством специальной переработки сырья, которое имеет минеральное, растительное или животное происхождение. Синтетическое волокно производят способом синтеза исходных веществ, в качестве которых могут выступать газ, нефть, каменный уголь и пр.

Из искусственных тканей наибольшую популярность приобрели вискозные (получаемые на основе раствора полимера целлюлозы), ацетатные (изготавливаемые путем обработки раствора ацетилцеллюлозы), а также медно-аммиачные. Химические синтетические ткани изготавливают из капронового, лавсанового, хлоринового и нитронового волокна.

Свойства тканей

Как уже было замечено выше, все ткани различаются по свойствам, которые зависят от качества и характерных особенностей исходного сырья. Ниже предложены характеристики наиболее распространенных и часто используемых в швейном деле тканей.

Хлопчатобумажные ткани. Это один из наиболее распространенных материалов для изготовления одежды, белья, а также аксессуаров домашнего обихода. Популярность их обусловлена высоким качеством и особыми свойствами, к числу которых можно отнести гигроскопичность, прочность и высокую степень гигиеничности.

Выполненные из хлопчатобумажных тканей изделия отличаются привлекательным внешним видом. К тому же их легко стирать и гладить.

Хлопчатобумажные ткани выпускают как с использованием чистого сырья (хлопка), так и с добавками (натуральным и искусственным волокном).

Льняные ткани. Равно как и хлопчатобумажные, льняные ткани относятся к группе плательно-бельевых. В сравнении с первыми они несколько грубее по фактуре, однако не уступают им в гигиеничности, износостойкости и прочности, легко стираются.

Известно, что ткани, изготовленные из чистого льна, сильно мнутся и их довольно трудно гладить. Добавление в процессе производства к исходному сырью искусственного или синтетического волокна позволяет придать льняным тканям значительную большие упругость и несминаемость.

Для тканей, изготовленных из высококачественных сортов льна, характерны шелковистость, блеск, пластичность и упругость.

Натуральные шелковые ткани. Ткани из натурального шелкового волокна имеют очень привлекательный внешний вид. Их главные характеристики – гигиеничность, износостойкость и прочность. Шелк отличается характерным блеском, степень которого зависит от способа переплетения и вида крутки нитей основы и утка.

Шелковое полотно легкое и нежное по фактуре. Оно пластично, что позволяет драпировать его при шитье одежды, его легко стирать и гладить. Шелковые ткани креповой группы устойчивы к сминанию.

Шерстяные ткани. Исходным сырьем для производства шерстяных тканей являются шерсть и пух животных (овец, кроликов, ламы и т. д.). Ткани из шерсти характеризуются прочностью, гигиеничностью. Кроме того, они хорошо сохраняют тепло.

В зависимости от толщины нитей шерстяные ткани бывают тонкими (креповые) и толстыми (драп, твид). Тонкое шерстяное полотно отличается легким шелковистым блеском.

Ткани из шерсти пластичны, мягки, прочны. Добавление в сырье волокон других видов позволяет сделать их более упругими, устойчивыми к свойлачиваемости (образованию катышков) и сминанию.

Вискозные ткани. По химическому составу вискозные ткани сходны с льняными и хлопчатобумажными. Равно как и последние, они отличаются гигиеничностью и имеют привлекательный внешний вид. Кроме того, их легко стирать.

Особенно популярен в швейном производстве вискозный штапель, основными характеристиками которого являются легкий шелковистый или матовый блеск, мягкость, пластичность, текучесть, благодаря которым его можно драпировать.

Главным недостатком вискозного полотна является сравнительно низкая прочность (особенно при увлажнении). К тому же после стирки оно дает значительную усадку и легко сминается.

Указанные выше негативные свойства вискозных тканей в процессе их производства уменьшают путем добавления в исходное сырье синтетического и иных видов волокна.

Ацетатные ткани. Эти ткани относятся к группе искусственных, различаются по внешнему виду и фактуре. В большинстве случаев ацетатное полотно своей блестящей и гладкой поверхностью напоминает шелковое.

Ацетатные ткани имеют ряд существенных недостатков, среди которых следует указать легкую сминаемость, невысокую гигиеничность, сравнительно низкую прочность. Глажению такое полотно подвергается лишь во влажном состоянии.

Полиамидные ткани. Главными свойствами полиамидных тканей являются привлекательный внешний вид, прочность, устойчивость к сминанию, низкая гигроскопичность. Такие ткани

отличаются шелковистой поверхностью. Их легко стирать. Помимо прочего, к главным преимуществам полиамидного полотна относятся высокие грязе– и водоотталкивающие свойства.

Среди недостатков следует упомянуть снижение прочности и уменьшение яркости цвета при длительном воздействии солнечных лучей, а также быстрое впитывание жира.

Смесовые ткани. Смесовыми называют ткани, при производстве которых было использовано волокно нескольких видов. Большинство таких тканей характеризуется повышенной устойчивостью к сминанию, гигиеничностью и прочностью. Как правило, их легко стирать и гладить.

Трикотажное полотно

Трикотажным называют полотно, изготовленное из одной или нескольких нитей. Его производят с использованием специальных вязальных машин.

При пошиве и эксплуатации изделий из трикотажа учитывайте его основные свойства. Главной характеристикой трикотажного полотна является значительная в сравнении с другими тканями растяжимость. При этом растянуть его можно в разных направлениях.

Одним из достоинств трикотажа является низкая сыпучесть. Благодаря этому края выкроенных деталей можно не обрабатывать, оставляя срезы открытыми. Однако к повреждению полотна может привести прорубание нитей, что впоследствии приводит к распусканию петель.

Нетканое полотно

Нетканые материалы – синтепон, флизелин, прокламелин и пр. – используют главным образом для укрепления основных деталей кроя.

Флизелин – современный материал, широко применяемый в швейном производстве для выполнения прокладочных деталей. Сегодня он заменил такие прокладочные ткани, как коленкор, бортовка и бязь.

Прокладками, выкроенными из него, чаще всего укрепляют пояса, воротники и манжеты.

Синтепон , некогда заменивший такой популярный подкладочный материал, как ватин, изготавливают из синтетического волокна.

Главными характеристиками синтепона являются упругость, способность сохранять тепло и удерживать форму. Помимо этого, он негигроскопичен, вследствие чего не промокает. Его легко стирать и сушить.

Алфавитный указатель тканей

АЖУРНАЯ ТКАНЬ: тканый или трикотажный материал с тонкими, похожими на кружевные сквозными узорами.

БАРХАТ: ткань с густым, длинным (2-3мм), прямым ворсом. Бархат зачастую кроится в направлении против ворса.

БАТИСТ: легкая ткань полотняного переплетения из тонковолокнистого хлопка, льна, шерсти или вискозы.

БЕЛЬСЕТ: ткань из микроволокна с похожей на кожицу персика ворсистой и мягкой поверхностью, имитация велюровой кожи.

БУКЛЕ: ткань с неровной, узловатой поверхностью, которую образует пряжа с утолщениями.

ВЕЛЬВЕТ, БАРХАТ В РУБЧИК: собирательное название бархатных тканей с продольными рубчиками разной ширины, от очень узких до широких (1).

ВЕЛЮР: собирательное название мягких ворсистых тканей с густым коротким ворсом.

ВИШИ: двухцветная ткань в контрастную прямоугольную клетку, из хлопка или смешанных волокон.

ВОРСОВЫЙ ЭЛАСТИК: тонкое джерси с ворсистой поверхностью, напоминающей бархат.

ВУАЛЬ: прозрачная ткань полотняного переплетения, чаще всего из хлопка.

ВЯЗАНОЕ ПОЛОТНО: материал, имитирующий ручное вязание (9).

ГАБАРДИН: плотная ткань из хлопка, шерсти или из химических волокон с ярко выраженным мелким диагональным рубчиком на лицевой стороне, идущим всегда слева снизу направо вверх.

Рубчик придает габардину эффект ткани в полоску (5).

ГЛЕНЧЕК: ткань с рисунком из наложенных друг на друга клеток. Клетки могут отличаться по цвету или быть тон-в-тон (6).

ГОБЕЛЕН: пестрая узорчатая ткань приглушенных цветов с расплывчатыми переходами от одного цвета к другому.

ДВУХСТОРОННЯЯ ТКАНЬ: собирательное название тканей, которые имеют две различные лицевые стороны.

ДЕНИМ: джинсовая ткань, у которой окрашена только нить основы. Уточная нить - белая. Благодаря такому переплетению лицевая сторона чаще всего синяя или черная, а изнаночная - белая (2).

ДЖЕРСИ: собирательное название разнообразных трикотажных материалов, от легкого джерси-поло до толстого шерстяного джерси.

ДЖИНСОВЫЕ ТКАНИ: ткани преимущественно хлопчатобумажные, часто с небольшим ворсом. Предварительно выстиранные для того, чтобы придать характерный для джинсовой одежды слегка поношенный вид.

ДРАП: мягкие объемные ткани с длинным ворсом.

ДЮВЕТИН: так называемый фальшивый бархат - ткань атласного переплетения из хлопка или вискозы с утолщенными уточными нитями. После крашения ткань начесывают, и она становится шероховатой.

ДЮШЕС: очень блестящий высококачественный сатин из шелковых или химических волокон.

ЖАККАРД: собирательное название всех тканей, в узоре которых чередуются различные виды переплетения нитей. Применение разных нитей для основы и утка (например, матовой и блестящей, светлой и темной) усиливает этот эффект (7).

ЖОРЖЕТ И КРЕП-ЖОРЖЕТ: ткань ИЗ сильно перекрученных нитей креповой крутки имеет неровную, мелко структурированную поверхность. Ткань мягкая, струящаяся на ощупь - «песчаная».


ИСКУССТВЕННЫЙ МЕХ: собирательное название для тканей или трикотажных материалов, покрытых густым ворсом, которые хорошо имитируют натуральные меха и очень различны по длине ворса и расцветке.

КЛОКЕ: креповая двухслойная тканье «пузырчатой» поверхностью. В процессе отделки нижний слой ткани стягивается, и верхний слой образует неравномерные вздутия. Клоке нельзя утюжить.

КОЖА: натуральные шкуры животных. Различают наппа-кожу (лайковую) с гладкой поверхностью и кожу велюр с ворсистой поверхностью.

КРЕП: собирательное название тканей с зернистой, узлистой поверхностью, приобретенной благодаря креповой крутке пряжи, переплетению нитей или тиснению на ткани.

КРЕП С ПРОДОЛЬНЫМИ СКЛАДКАМИ: искусственный креп с поверхностью, напоминающей древесную кору.

КРЕПДЕШИН: тонкая тканье неровной поверхностью из пряжи креповой крутки полотняного переплетения, имеет зернистую поверхность.

КРИНКЛ, КРЭШ: жатые ткани. Складки часто замяты в долевом направлении и выражены более или менее сильно.

КРУЖЕВО: существует много разновидностей кружев: вышитые (плауэнские), тканые (машинные), плетенные на коклюшках (валансьенские) или вязанные крючком (басонные).

ЛАВАБЛЬ: хорошо переносящая стирку легкая креповидная струящаяся ткань, с гладкой поверхностью, из шелковых или химических волокон.

ЛАМЕ: блестящая, переливчатая ткань с металлическими и другими блестящими эффектными нитями.

ЛОДЕН: средние и тяжелые шерстяные ткани, очень плотные, благодаря валянию, и очень ноские. Ворсистый лоден - покрытая длинным, прилегающим в одну сторону ворсом ткань, сукно-лоден - тканье матовой поверхностью без ворса, напоминающей фетровую.

МАТЛАССЕ: двойная ткань с рельефным, как бы «стеганым» узором.

МАХРОВАЯ ТКАНЬ: объемная мягкая ткань из петлистой пряжи.

МОКРЫЙ ШЕЛК: шелковая ткань, которая после стирки и трения приобрела слегка пушистую «персиковую» поверхность. Мокрый шелк не стирают, а отдают в химическую чистку.

МУАР: ткань репсового переплетения с тонкими нитями основы. Имеет волнистый узор, который наносится при тиснении (каландрировании).

МУСЛИН: легкая и неплотная ткань полотняного переплетения, преимущественно хлопчатобумажная или шерстяная.

ОРГАНЗА: прозрачная жесткая ткань полотняного переплетения.

ПАЛЕТ: ткань или трикотажный материал с нашитыми сверкающими пластинками из металла.

ПАНБАРХАТ: очень блестящая бархатная ткань с прессованным ворсом.

ПАПИЙОН: шерстяной поплин с мелким поперечным рубчиком.

ПЕПИТА: ткань в мелкую светло темную клетку (6).

ПИКЕ: ткань с рельефным рисунком, напоминающим машинную строчку.

ПЛОТНАЯ ТАФТА: средней плотности хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.

ПОДКЛАДОЧНАЯ САРЖА: ткань, у которой обе стороны «лицевые»: одна поверхность креповая, матовая, а другая - блестящая, гладкая.

ПОПЛИН: ткань репсового переплетения, которое образуется очень тонкими нитями основы и более толстыми нитями утка.

РЕПС: ткань с ярко выраженными рубчиками, чаще всего поперечными.

РИБАНА: эластичное полотно с видимыми поперечными переплетениями нитей. Как на изнаночной, так и на лицевой стороне можно разглядеть своеобразные косички из мелких петелек пряжи. В основном ткань рибана применяется для отделки готовых изделий – для формирования манжетов, воротников и т.д. Однако она может использоваться и как основной материал для пошива белья или предметов гардероба.

«РИМСКОЕ ДЖЕРСИ»: тяжелый мало-эластичный двухсторонний трикотаж, чаще всего из высококачественной натуральной шерсти, с обеих сторон имеющий лицевые петли.

САРЖА: грубая хлопчатобумажная ткань с диагоналевым эффектом.

САТИН: очень гладкая, мягко падающая ткань с блестящей поверхностью.

ТРИКОТАЖ С МАХРОВОЙ/ВОРСОВАННОЙ ИЗНАНОЧНОЙ СТОРОНОЙ: полотно из хлопка или смеси хлопка с другими волокнами (8).

СИРСАКЕР: ткань, у которой вся поверхность или отдельные полосы напоминают древесную кору. У настоящей ткани с этим названием эффект достигается благодаря особому переплетению нитей, у «фальшивой сирсакер» - благодаря отделке (химической обработке) ткани.

СУКНО: шерстяная ткань полотняного переплетения, которая благодаря валянию и заключительному начесу приобретает поверхность, напоминающую войлок.

ТАФТА: ткань из натурального шелка или химических волокон. Жесткость приобретается в процессе отделки (химической обработки), и поэтому тафта сильно мнется.

ТВИД: ткань из грубой шерстяной узловатой пряжи, имеющая вид ручной отделки. Основа и уток часто бывают разной окраски.

ТЕРМОВЕЛЮР: пушистая ткань с двухсторонним ворсом, очень теплая, воздухопроницаемая.

ТКАНЬ «В ЕЛОЧКУ»»: ткань саржевого переплетения с ярко выраженными диагонально направленными полосками (4).

ТКАНЬ «КУРИНАЯ ЛАПКА»»: ткань с мелким рисунком, напоминающим клетку. Для ткани типичны зубчики на углах клеток (3).

ТРИКОТАЖ В РУБЧИК: эластичный материал с чередующимися лицевыми и изнаночными петлями.

ТЮЛЬ: прозрачная сетчатая ткань, часто с сотовой структурой.

ФАСОННАЯ: тканье мелким узором, который образуется сменой вида переплетения. Чаще всего с матово-блестящим эффектом.

ФИЛ-А-ФИЛ: ткань со ступенчатым мелким рисунком, который образуется чередованием светлых и темных нитей основы и утка.

ФЛАНЕЛЬ: собирательное название тканей из хлопка, вискозы или шерсти, с одно- или двухсторонним начесом.

Как узнать вид материала

Чтобы проверить какой именно у вас материал, поднесите зажженную спичку к узенькой полоске ткани.

Натуральные растительные волокна (хлопок, лен, конопля) легко поджигаются. Горят большим ярким пламенем. Ощущается запах жженой бумаги. После сгорания остается воздушный пепел серо-белого цвета.

Натуральные животные волокна (шерсть) горят медленно. Пламя слабое, подрагивающее. Ощущается характерный запах паленого волоса. Зола черная или коричневая, легко крошащаяся.

Натуральный шелк. При горении ощущается запах паленых волос, менее неприятный, чем при горении шерсти. На конце горевшей нити образуется обугленный хрупкий шарик, легко дробящийся.

Искусственные волокна (вискозный шелк, хлопкоподобные и шерстеподобные) горят быстро ярким пламенем, как растительные волокна. Ощущается запах жженой бумаги. Пепел светлый.

Полиамидные волокна горят без запаха и одновременно плавятся. После удаления из огня горение прекращается. На конце горевшей нити образуется медленно остывающая пластическая масса, сильно обжигающая. Остынув, она превращается в твердый шарик.

Полиэфирные волокна горят как полиамидные, но более устойчивы к повышенной температуре.

Полиакрилонитрильные волокна горят без запаха и плавятся. После удаления из огня продолжают гореть, превращаясь в пластическую массу. Остынув, образуют твердый шарик.

Ткань имеет широкое применение. Ее могут использовать не только для пошива одежды, но и для пошива штор. Шторы являются важной часть любого интерьера, ведь с помощью их можно наполнить помещение уютом и комфортом. На сегодняшний день, ткани для штор представлены в широком ассортименте, что позволяет подобрать наиболее подходящий вариант и воплотить любой дизайнерский замысел.

Сложные модели юбок и платьев выполняют из формоустойчивых материй, которые будут сохранять линии силуэта. Ткань должна быть в меру жесткой и плотной, но при этом не тяжелой, потому что большой расход материала для пышной юбки может превратить изделие в неподъёмную броню.

Кроме того, для создания устойчивых форм применяют жесткие , такие как . Материал выступает в роли каркаса, не позволяет легким тканям менять форму и облегчает движения ног.

Небольшие детали, служащие украшением модели (воротники, например), дополнительно усиливают дублерином или флизелином, чтобы улучшить формоустойчивость ткани. Рассмотрим подробнее материалы, которые помогут воплотить в жизнь самые смелые силуэты.

Ткань для платьев и юбок-солнце

Считается, что юбка как предмет одежды эволюционировала из простой набедренной повязки. Чтобы скрывать тело, годился любой материал – хоть тканое полотно, хоть шкура животного. Позже этот предмет одежды стал составной частью женского платья, поэтому формоустойчивые ткани для пошива юбок и платьев мы будем рассматривать в одном разделе.

Юбка-солнце элегантна и оригинальна

Плательные материи должны быть практичными, износостойкими, а также эстетичными. Подобный наряд допускается носить абсолютно в любых случаях – на работу, на торжество, на светский прием (выбирая соответствующие модели). Желательно, чтобы юбка, в которой придется сидеть, не мялась и сохраняла привлекательную драпировку. Именно поэтому так важно подобрать стойкий, надежный текстиль для создания наряда.

Юбка-солнце – очень интересная модель, которая также встречается в составе платьев. Если посмотреть на выкройку сверху, она напоминает круг с вырезом в центре для талии. В пошитом виде юбка свободными складками ниспадает, скрывает линии бедер, расширяется книзу. Модели, выполненные из жестких тканей, образуют стойкие романтичные складки, словно изделие держится на кринолине или специальных кольцах.

Атлас

Гладкая, нарядная ткань с блеском, достаточно тяжелая и плотная, а потому формоустойчивая. Традиционно изготавливается из . Есть варианты с хлопком и вискозой в составе, а также синтетическими волокнами. Такой смесовой считается более доступным по цене, но менее качественным.

Достоинства материала:

  • прочность;
  • устойчивость к разрывам;
  • гигроскопичность;
  • долговечность.

Из атласа шьют эффектные юбки, вечерние и свадебные платья, а также белье и . Атлас с добавлением синтетических волокон может со временем растянуться, поэтому необходимо обращать внимание на этикетку с подробным составом.

Вискоза

Особенности материала:

  • драпируется;
  • мягко облегает фигуру;
  • практически не мнется;
  • скрывает недостатки фигуры.

Из жоржета шьют огромное количество различной одежды: костюмы, платья и многое другое.

Замша


Замша хорошо держит форму

Представляет собой текстильный аналог натуральной кожи особой выделки с таким же названием. Метод изготовления прост: на тканую основу наклеивают подготовленный ворс (он покрывает материал с изнаночной и с лицевой стороны).

Также среди достоинств материала можно назвать:

  • и не садится;
  • прекрасно держит форму;
  • не впитывает влагу;
  • устойчивость к загрязнениям.

Из замши изготавливают эффектные платья, брюки, юбки, а также обувь и разнообразные аксессуары. Материал считается гуманным и безопасным, потому что для производства текстиля не требуется использовать кожу живых существ.

Креп

Креп – это не просто определенный вид ткани, это целая группа текстиля из сильно крученых нитей, часто соединенных между собой специальным креповым плетением. Есть крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-сатин и многие другие разновидности. Материал изготавливают из шелка, хлопка, шерсти, искусственных и синтетических волокон.

Достоинства:

  • плотность;
  • износостойкость;
  • драпируемость;
  • не мнется;
  • сохраняет форму.

Из крепа изготавливают костюмы и платья различных фасонов, а также кимоно.

Органза


Шелковая органза отлично держит форму

Воздушный, изысканный материал. бывает матовая и блестящая, ее украшают травлением, печатью и вышивкой. Главная особенность ткани – жесткость и необычайная формоустойчивость, несмотря на внешнюю деликатность. Органзу изготавливают из туго скрученных нитей шелка, вискозы или полиэстера.

Положительные свойства ткани:

  • не мнется;
  • высокая прочность;
  • пропускает свет и воздух;
  • не деформируется;
  • очень долговечна.

Из-за прозрачности и жесткости органзу редко используют самостоятельно для создания одежды. Чаще всего она играет роль вставок, элементов отделки, а также используется поверх чехла или подкладки.

Экокожа

Прекрасный материал, для получения которого не требуется ни одной жертвы в животном мире. – двухслойное полотно, для его создания тканое полотно покрывают полимерным слоем. Поверхность материала окрашивают и декорируют оттисками, которые имитируют фактуру натуральной кожи. Основой может быть хлопок и полиэстер.

Среди многочисленных достоинств материала можно назвать:

  • прочность;
  • эластичность;
  • износостойкость;
  • воздухопроницаемость.

Кроме того, материал сохраняет форму, которую ему придают, он не вытягивается и не протирается. Из экокожи шьют интересные юбки и платья (материал используют самостоятельно, а также украшают им другие ткани).

Ткань для подъюбников

Тафта

Традиционно используют в качестве подкладок и подъюбников. Подобно органзе, это жесткая ткань с глянцевым блеском. Производится из туго скрученных в нити волокон. Тафту изготавливают из шелка, хлопка, вискозы и полиэстера. Выпускается несколько разновидностей ткани: одноцветная, набивная, шанжан, гобеленовая.

Достоинства тафты:

  • отталкивает влагу;
  • хорошо сопротивляется разрывам;
  • не протирается;
  • образует и сохраняет жесткие складки.

Из тафты шьют пышные платья для свадеб и других торжеств, юбки и блузки, элементы домашнего декора.

Фатин


Подъюбник помогает юбке держать форму и не путаться под ногами

Чтобы юбка сохраняла пышный силуэт, а владелица чувствовала себя принцессой из волшебной сказки, используют подъюбники из фатина. Материал представляет собой тонкую жесткую сетку с мелкими ячейками, прекрасно поддерживает верхние слои ткани и не позволяет материи путаться под ногами.

Фатин относится к особой группе тканей, образованных особым плетением нитей утка и основы. Нити переплетаются, соединяются узлами и перекручиваются, но неплотно, так, чтобы между вертикальными и горизонтальными линиями оставался воздушный зазор. Современную сетку изготавливают из синтетики (полиэстер, эластан), а также из вискозы.

Особенности фатина:

  • упругость;
  • износостойкость;
  • ткань не мнется;
  • воздухопроницаемость;
  • прозрачность.

В то время как однослойный фатин используют для создания подъюбников, из многослойной ткани шьют самостоятельные пышные юбки. Полотно образует объемные складки, слои накладываются друг на друга и утрачивают прозрачность. Материала требуется много – десятки метров для одной-единственной вещи.

Фатин окрашивают в различные цвета, декорируют пайетками и стразами, сверкающим напылением вышивкой. Материал применяется для создания различных силуэтов платьев, а также для юбок-солнце.


Из чего шьют воротники


Кружевной воротничок - декор выреза на платье

Первые воротники в истории человечества выполняли из натурального меха, чтобы защищаться от холодного воздуха и порывов ветра. Затем эта деталь одежды усложнилась, превратилась в декор выреза на платье и мужской воротник-стойку.

Существуют следующие разновидности воротников:

  • стойка (прямой крой, глухо застегивается);
  • итальянский (стойка с разведенными уголками);
  • отложной (воротник пиджачного типа);
  • стояче-отложной (чаще всего встречается на мужских рубашках);
  • плосколежащий (типичный представитель – воротник на форме матросов);
  • жабо (состоит из оборок и кружев).

Также различают воротник-хомут, «берта», «кадет» и многие другие. Для создания этих элементов одежды необходима ткань, устойчивая к деформациям, либо специальные укрепляющие прослойки.

Клеевые ткани и неклеевые укрепляющие материалы


Флизелин разных цветов

Специальные укрепляющие материалы помогают придать воротнику или манжетам дополнительную жесткость и форму. Обычно используют (клейкий с одной стороны тканевый материал) и флизелин (нетканое клейкое полотно). Дублирующая ткань подбирается в зависимости от прочности и плотности материала, а также вида изделия.

Чтобы отличить тканый клеевой материал от нетканого, уголок полотна просто растягивают. Дублерин, к примеру, упруго растянется, а флизелин порвется, подобно бумаге. Тем не менее «нетканка» имеет свои преимущества. Такой материал состоит из прессованных волокон, поэтому совершенно не осыпается по краям.

Флизелин и дублерин – дополнительные материалы, они не используются самостоятельно для создания одежды. Их применяют на текстильном производстве, в авторских ателье. При домашнем пошиве одежды клеевые ткани также должны быть у каждой рукодельницы.

Кружево

Незаменимый декоративный материал для создания воротников – кружево. Легким ажурным плетением с орнаментом украшают женские рубашки, платья и кофты. Материал изготавливают в России, Франции, Италии, Бельгии и других странах.

По технике исполнения различают следующие разновидности кружева:

  • плетеное;
  • шитое;
  • узелковое;
  • вязаное.

Кружевом также считается – ткань с рельефным узором, соединенным сеткой. От гладкого и ровного ажура гипюр отличается выпуклым орнаментом.

Чтобы кружевной воротник стоял, удерживал форму и не мялся, его покрывают специальными составами либо крахмалом. В домашних условиях деликатную деталь обрабатывают крахмальным аэрозолем или выполняют традиционную процедуру вымачивания воротника в водном крахмальном растворе. Также используют тканевые подкладки.

Выводы

Существует множество формоустойчивых тканей, из которых можно создать красивые силуэты юбок и платьев, а также воротники. Каждый материал особенный, применяется в подходящих случаях. Даже самую легкую и деликатную ткань можно применять для создания эффектных образов, если использовать пышные подъюбники (из фатина, например). Также существуют клеевые ткани и материалы, при помощи которых шьют и укрепляют такие миниатюрные детали костюма, как воротники.


Приобретая ткань, часто руководствуется эмоциями. Просто понравилась ткань или модель платья в журнале и вам захотелось купить подходящую по цвету и узору ткань. Но для того, чтобы сшить одежду определенного назначения, имеющую те или иные свойства, нужно подобрать ткань с соответствующими характеристиками, свойствами. Нужно разбираться хотя бы в общих чертах, какие бывают виды тканей, и знать их основные отличия.

Покупая ткань, в первую очередь исследуйте ее на ощупь. Проверьте, хорошо ли она драпируется, насколько прочна, не слишком ли она тянется в длину и ширину и приятна ли для кожи.
Оберните ткань вокруг кисти руки и посмотрите, мягкая она или жесткая, легкая или тяжелая. Сожмите участок ткани рукой и проверьте, сильно ли она мнется. Все это позволит вам определить, подходит ли ткань для выбранной вами модели одежды.

Кроме того важно проверить подвержена ли ткань усадке. Для этого проутюжьте ее по изнаночной стороне горячим утюгом с паром кусочек ткани (или уголок). Если ткань садится, нужно прогладить весь кусок. Иногда, придется провести влажно-тепловую обработку и даже постирать отрез ткани в тепловой воде, прежде чем приступить к раскрою деталей.

Характеристики основных видов тканей


Отличаются высокой гигиеничностью, хорошо стираются, утюжатся, достаточно прочны и красивы. По толщине и внешнему виду эти ткани очень разнообразны - от тонких и нежных тканей, типа маркизет, батист, до плотных и прочных - джинсовая ткань, брезент. Выпускаются как из чистого хлопка, так и с примесью с другими натуральными и искусственными волокнами.


Немного грубее по внешнему виду, чем х/б ткани. Очень гигиеничны, прочны, износостойки, хорошо стираются и гладятся. Ткани из чистого льна сильно мнутся, при добавлении химических волокон приобретают упругость и несминаемость. Ткани из высококачественных сортов льна имеют мягкий шелковистый блеск, пластичны и упруги, используются для изготовления женской и детской одежды, столового и постельного белья.


(натуральные) отличаются хорошими гигиеническими свойствами, достаточной прочностью, износостойкостью. Имеют красивый блеск, который проявляется в разной степени, в зависимости от характера крутки нити и способа переплетения - от матового, нежного на прозрачном креп-шифоне, до плотного, глубокого на атласе и креп-сатине. Шелковые ткани нежны, легки, пластичны, прекрасно драпируются. Они хорошо стираются и хорошо гладятся. Креповые ткани слабо мнутся, но обладают высокой "обманчивой" усадкой, которая исчезает при проглаживании во влажном виде.


Также обладают хорошими гигиеническими свойствами, хорошо сохраняют тепло, что используется для изготовления верхней одежды. Шерстяные ткани имеют очень богатый ассортимент. От тонких и полупрозрачных креповых тканей для нарядной женской одежды, до толстых, объемных пальтовых тканей типа драп и твид. Они обладают хорошей пластичностью, упругостью, прочностью. Чистошерстяные ткани имеют недостаток - свойлачиваемость, что после стирки ухудшает внешний вид и ведет к значительной усадке.

Легкие блестящие шелка с гладкой переливающейся поверхностью. К недостаткам их относятся неудовлетворительные гигиенические свойства, сминаемость и невысокая прочность, особенно при намокании. После стирки требуется утюжка во влажном виде, иначе ткань плохо разглаживается.


Имеют шелковистую поверхность, обладают высокой прочностью и устойчивостью формы, красивым внешним видом. Выпускаются в широком ассортименте - от нарядных платьевых тканей до пальтовых и специальных. Эти ткани негигроскопичны, легко стираются, обладают водо - и грязеотталкивающими свойствами и несминаемостью. Недостатком этих тканей является потеря прочности и цвета от длительного воздействия солнечного света.
Утюжить одежду из таких тканей можно только слабо нагретым утюгом, так как при повышении температуры они расплавляются. Эти ткани широко применяются для изготовления межсезонной и специальной одежды.


Вырабатывают из нитей, содержащих различные волокна. Ассортимент таких тканей разнообразен: это и костюмно-платьевые ткани, по внешнему виду напоминающие шерстяные и льняные, и хлопчатобумажные, и различные плащевые ткани с имитацией поверхности от хлопка до шелка и шерсти. Ткани имеют разную степень гигиеничности, но, как правило, все несминаемые, хорошо стираются и гладятся, сохраняют форму и обладают достаточной прочностью.

Трикотажная ткань - это вязаное полотно (или изделие) из одной или нескольких нитей. Получается трикотаж переплетением нитей с образованием петель на вязальных машинах различных типов. В трикотажном производстве используют почти все виды нитей и пряжи, производимые для текстильного производства. При изготовлении изделий из трикотажного полотна необходимо учитывать некоторые его особенности. Так, трикотаж гораздо растяжимее, чем ткань, причем он тянется практически во всех направлениях (тогда как ткань хорошо растягивается только под углом 45°). Эту особенность следует учитывать, определяя величину припусков на свободу облегания.

Многие виды трикотажного полотна практически не осыпаются, что позволяет не обметывать внутренние срезы деталей изделия. Но при прорубании нитей у изделий из трикотажа может происходить распускание цепочки петель, что очень портит изделие. Поэтому подбирать иглы и нитки при работе с таким полотном нужно очень тщательно и выполнять машинные строчки на небольшой скорости.

Из-за большой растяжимости трикотажа при стачивании деталей швы следует слегка растягивать (чтобы в процессе эксплуатации не порвались нитки швов) или стачивать их строчкой "зигзаг". Для стачивания срезов современных трикотажных тканей можно использовать только четырехниточный оверлок.
См. Какой купить оверлок .

В основные швы изделия, несущие большую нагрузку (плечевые, швы втачивания рукавов, шов соединения лифа с юбкой), необходимо проложить укрепляющую тесьму или узкие полоски ткани.
Трикотажные полотна почти не мнутся, но менее гладить их приходится, поэтому осторожно выбирайте режим нагрева утюга; трикотаж, содержащий синтетические волокна, не выдерживает высоких температур. Перед раскроем полотно из синтетики следует хорошо прогладить, чтобы оно дало усадку до того, как изделие будет сшито.

Основные свойства тканей

При раскрое, пошиве и влажно-тепловой обработке необходимо учитывать такие свойства тканей, как усадка и прорубаемость.
Усадка - это свойство изменять размеры при хранении, стирке, влажно-тепловой обработке. Для проверки степени усаживаемости нужно смочить край ткани (с кромкой) и проутюжить. Если в этом месте кромка вытянулась, ткань может дать усадку, поэтому перед раскроем ее следует декатировать. Синтетические ткани и изделия из них (тесьма, ленты) могут давать довольно сильную усадку при проглаживании - термофиксации.

Прорубаемость - это повреждение ткани иглой при строчке. Этим отличаются ткани с большой плотностью и из крученых нитей типа креповых, ткани, содержащие вискозные волокна, и аппретированные. Особенно опасно прорубание для трикотажного полотна. Поэтому машинные иглы и нитки для таких материалов следует выбирать особенно тщательно, следить, чтобы иглы были остры, частота строчки реже, скорость работы машины нужно уменьшить.

Прокладочные и клеевые материалы

Кроме вышеперечисленных тканей для пошива, в швейной промышленности, да и в быту, все больше используются нетканые материалы. Их ассортимент достаточно широк - это разные виды ватина, прокладочные материалы, такие как флизелин, синтепон и др.


Флизелин и прокламелин являются лучшими заменителями прокладочной ткани - бортовки, коленкора, бязи и т. п. Они не растягиваются, не линяют и не дают усадку, хорошо сохраняют форму, их легко раскраивать и шить. Если на них нанесено клеевое покрытие, то значительно облегчается технологическая обработка изделия. Детали прокладки, выполняемые из клеевого флизелина или других клеевых материалов, выкраиваются без припусков на швы. Накладываются они на изнаночную сторону изделия клеевым покрытием и проглаживаются горячим утюгом. Клей расплавляется и склеивает ткань с флизелином.


Ватин - это нетканый материал, полученный из распушенных и равномерно распределенных волокон простроченных на специальных машинах. Ватин различается по составу (хлопчатобумажный, шерстяной), толщине полотна, способу скрепления волоков.


Очень хорошей утепляющей прокладкой для куртки, стеганых пальто и других видов одежды является синтепон - нетканый материал, полученный синтетических волокон. Он гораздо легче ватина, упругий, не теряет форму и не сваливается. Синтепон не гигроскопичный, благодаря чему сильно не намокает и легко высушивается. К тому же он выпускается белого цвета и при стирке утепленных вещей не линяет и не оставляет пятен на ткани верха. Изделие после стирки сохраняет форму и не теряет объемности.
См.также

Качественная, красивая и модная ткань - залог успеха каждого швейного изделия. Разные виды тканей легко создаются благодаря некоторым особенностям исходного сырья и разнообразным ткацким переплетениям, определяющим их структуру, свойства, внешний вид. Какие бывают названия тканей и их характеристики, а также свойства? Обо всем этом пойдет речь в данной статье.

Можно разделить все виды тканей по типам исходного сырья: натуральные, синтетические и искусственные.

По цветовому решению можно разделить виды тканей на многоцветные (меланжевые, мулированные, набивные, пестротканые) и однотонные.

Многовековая история ткачества создала огромное количество разнообразных видов тканей, которые поражают выбором фактур, поверхностных эффектов, узоров.

Виды тканей

Ажур - это материя из шерстяной, хлопковой или шелковой пряжи, которая имеет сквозной орнамент.

Ангора - изготавливается из теплой шерсти ангорских молодых коз и кроликов, разводимых на фермах Италии, Японии, Англии, Франции.

Атлас - это гладкокрашеная ткань из с заметно блестящей поверхностью.

Бархат - мягкая хлопчатобумажная ткань, имеющая немного ворсовую поверхность. Бывает узорчатым или гладкокрашеным.

Батист — плотная и легкая, льняная или хлопчатобумажная, нежная на ощупь ткань широкого полотняного переплетения.

Бязь - плотная льняная или же хлопчатобумажная материя вида полотняного переплетения, которая вырабатывается из кардной пряжи.

Вельвет - толстая хлопчатобумажная ткань с интересным разрезным ворсом, которая имеет ворсовые полоски.

Велюр - общепринятое название материалов, которые имеют бархатистую, ворсовую лицевую поверхность. Сюда относятся не лишь ткани (хлопчатобумажные, искусственный шелк, шерсть), но также фетр и натуральная кожа. Некоторые страны называют велюром такие виды тканей, как вельвет и бархат.

Вискоза - так называется искусственное волокно из целлюлозы и тонкой ткани на его основе.

Вуаль - прозрачная тонкая ткань из хлопчатобумажных ниток полотняного переплетения.

Габардин - полушерстяная или чистошерстяная материя саржевого вида переплетения, на поверхности у которой есть заметные диагональные рубчики. Обладает высокой водонепроницаемостью и износостойкостью благодаря однородности и плотности поверхности.

Гипюр - красивое кружевное полотно из тоненьких шелковых или хлопчатобумажных ниток, состоящее из отдельных фрагментов, соединенных нитями между собой.

Деним (т.е. джинсовая ткань) - это хлопчатобумажная ткань саржевых или полотняных переплетений, которая отличается высоким уровнем плотности и прочности.

Деворе - интересная материя, на которой рисунок получается путем искусственного выжигания (точнее, химической вытравки) некоторой части волокон.

Драп - шерстяная мягкая ткань с очень гладкой поверхностью, в результате валки на которой образуется некий войлокообразный застил, что закрывает ткацкие переплетения.

Кашемир - полушерстяная или с диагональным рубчиком по всей поверхности. Изготавливается из шерсти гималайских коз.

Креп-сатин - тонкая двухсторонняя ткань из шелковых искусственных нитей: 1 сторона - атласная, 2 - матовая с неким креповым эффектом.

Лен - ткань, что изготавливается из нитей, которые вырабатываются из стеблей льна.

Органза - прозрачный материал, жесткий на ощупь, изготавливается из химических волокон или натурального шелка.

Парча - плотная ткань довольной сложной выработки с красивыми узорами из серебряных и золотых нитей.

Саржа — материя из шерстяных либо же шелковых нитей именно саржевого переплетения.

Сатин — ткань из шелковых, хлопчатобумажных и шерстяных нитей с блестящей поверхностью.

Твид - шерстяная вида саржевого переплетения.

Хлопок - чистое которое изготавливается из небольшого растения хлопчатник.

Шелк - красивая легкая ткань, что изготавливается из нитей, полученных механическим путем из коконов тутовых шелкопрядов.

Шерсть - теплая материя, образующаяся из натуральных волокон, которые изготовляют из шерсти верблюдов, коз, овец.

Шифон - полупрозрачная нежная тонкая ткань из нитей хлопка, вискозы, шелка, или синтетического происхождения, образующаяся в процессе креповой крутки.

Разнообразные виды тканей для одежды позволяют дизайнерам, модельерам и швеям создавать все новые и новые образы.