Валеология для малышей в доу. Консультация для воспитателей "валеологическое воспитание детей дошкольного возраста". Дидактические игры для дошкольников






ProPowerPoint.ru Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привития навыков ЗОЖ: Активный труд, Рациональный отдых, Закаливание, Занятия физкультурой, Рациональное и полноценное питание, Личная гигиена, Своевременное обращение к врачу и др.











Задачи валеологии в ДОУ: Воспитание у детей сознания того, что человек – часть природы и общества; Установление гармоничных отношений детей с живой и неживой природой; Формирование личности природы; Воспитание привычек личной гигиены; Закаливание ребенка и его двигательная активность; Профилактика и устранение вредных привычек; Осуществление валеологического мониторинга.




ProPowerPoint.ru 1. Уши есть на голове. 2. Два их точно, а не две. 3. Правое и левое - равные - проверено! 4. С мылом мой своих друзей. 5. Ковырять ничем не смей! 6. Слышат звуки разные и слова - Сразу вместе, оба - два! 7. Тихие и громкие, глухие и звонкие! 8. Есть в ушах ещё серёжки - Но они не для Алёшки! 9. Уши прячутся под шапкой, Лишь тогда, когда не жарко!


ProPowerPoint.ru 1. Это нос - посмотрите внимательно! 2. Он посередине на лице. 3. У животных есть он обязательно. Он у всех одну имеет цель. 4. Вдох и выдох! Кислород вдыхает! 5. Воздух нос нам согревает! И микробов не пускает! 6. Запах знает он любой. 7. Есть платочек носовой - Назначение понятно - С чистым носом быть приятно! 8. Мелочь в нос нельзя пихать! 9. И нельзя в нем ковырять!


ProPowerPoint.ru 1. Посмотрите - это губы. 2. Их откроешь - будет рот. 3. Как заборчик - это зубы. 4. Вся еда в него войдёт, 5. Всё язык перемешает, зубы всё пережуют, Но его мы не покажем, ни к чему торчит он тут! 6. Сказку нам расскажет рот, или песенку споёт! 7. Рот свой нужно полоскать, Дважды чистить зубы! 8. Чтоб улыбку показать!, 9. На морозе - не лизать! Очень нежны губы!
















«Стишок 1»: Ежик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик) Покатаем и потрем. (катаем между ладошек) Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим) И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы) Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол) Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик) И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик) Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик) «Стишок 2»: Ежика возьмем в ладошки (берем массажный мячик) И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему) Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем тоже самой) Помассируем бока. (катаем между ладошек) Ежика в руках кручу, (пальчиками крутим мячик) Поиграть я с ним хочу. Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках) Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)


ProPowerPoint.ru « Стишок 3»: (Движения выполняются по тексту) Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошки, А потом сожму немножко. Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. А теперь последний трюк! Мяч катаю между рук! «Стишок 4»: (Движения выполняются по тексту) Этот шарик не простой Весь колючий, вот такой. Меж ладошками кладем Им ладошки разотрем. Вверх и вниз его катаем Свои ручки развиваем! Можно шар катать по кругу Перекидывать друг другу. 1, 2, 3, 4, 5 – Всем пора нам отдыхать! «Стишок 5»: Катится колючий ежик нет ни головы, ни ножек. По ладошкам он бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (выполняем круговые движения мячиком между ладонями) Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит (перебираем мяч пальчиками) Бегает туда, сюда! Мне щекотно? Да, да, да! (движения мячом по пальчикам) Уходи, колючий еж, в темный лес, где ты живешь! (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)

Современные исследования как взрослых, так и детей, показывают, что уровень здоровья человека в наши дни значительно снижен, уменьшилась продолжительность жизни, увеличилась склонность к заболеваемости, особенно в периоды эпидемий. Успешность в работе и в личной жизни во многом зависит от состояния здоровья, как физического, так и психологического. В основном состояние тела и духа человека зависит на 50% от образа его жизни. Оттого одной из важных задач перед родителями и педагогами стоит сохранение здоровья в процессе обучения, воспитания и игры. А поскольку закладка основ личности происходит еще в дошкольном возрасте, искусством укрепления и сохранения здоровья необходимо заниматься с детского садика. Именно это является целью валеологии.

Валеологическое воспитание в детском саду

Валеологией называют науку о здоровом образе жизни, а также формировании, укреплении, сохранении и управлении ним. Валеологическая модель воспитания детей дошкольного возраста ставит перед собой цели ознакомления, внедрения в жизнь основных правил и норм, а также привитие навыков здорового образа жизни. Она включает в себя:

  • занятия физкультурой;
  • воспитание у малышей сознания того, что человек является частью общества и природы, выстраивание гармоничных отношений с природой;
  • ознакомление с правилами рационального питания;
  • закаливание детей;
  • выработку навыков личной гигиены;
  • профилактика и устранение вредных привычек;
  • своевременное обращение за медицинской помощью.

Понятно, что развитие в ребенке валеологических умений и навыков требует наличия соответствующих условий. Для детей дошкольного возраста важно использовать наглядные пособия, создавать валеологические уголки («Уголок здоровья»), в которых, например, будут представлены правила ухода за ротовой полостью и зубами, волосами, кожей и руками в виде рисунков. Там же можно использовать схемы, иллюстрирующие устройство организма человека, а также комплекс упражнений.

Ежедневно в детском саду воспитатели проводят физкультурные минутки на свежем воздухе или в спортзале, организовываются прогулки на свежем воздухе и подвижные игры. В группах поддерживается оптимальный температурный режим благодаря частому проветриванию.

Но кроме этого важно закрепить у детей знания о своем организме, о связи с природой, доброго к ней отношения, что является главной задачей эколого-валеологического воспитания. Воспитатели проводят в группе занятия, нацеленные на донесение до детей того, чем они отличаются от животных и от других людей. Это могут быть темы «Мы – семья», «Кто я?», «Я росту», «Я – мальчик», «Я – девочка», «Маленькие и взрослые люди» и другие. Малыши знакомятся с частями своего тела, органами чувств, с их значением и уходом за ними. Навыки личной гигиены закрепляются в сюжетно-ролевых играх («Дом», «Дочки-матери»).

Так же используются разнообразные занятия в виде викторин (например, «Где живет витаминка?», «Что любит наше сердце?»), игр (например, «Полезное – вредное», в ходе которой дети называют вредный или полезный продукт, муляж которого демонстрирует воспитатель).

Роль родителей в воспитании валеологической культуры дошкольников

Для успешности формирования здорового образа жизни важно привлечение родителей к воспитательному процессу в детском саду. Во-первых, на детсадовских собраниях их знакомят с принципами валеологического воспитания, проводят беседы на тему закаливания, правильного питания, для них размещают стенды с описанием режима дня ребенка. Также проводятся спортивные мероприятия и конкурсы, на которых дети участвуют вместе с родителями (например, «Папа, мама и я – спортивная семья», «День Здоровья»). Родителей приглашают на тематические утренники («Путешествие в страну Здоровья», «Что для зубов полезно, а что вредно?»).

В целом, основы здоровья закладываются с самого раннего возраста. Поэтому воспитателям и родителям необходимо приложить совместные усилия для закрепления у детей необходимых навыков и знаний.


В связи с экологическим кризисом возросло значение валеологии.

Главная цель заключается в том, чтобы научить ребенка с раннего детства умно относиться к своему здоровью, уважать физическую культуру, закаливать свой организм, рационально питаться. Выполнение комплекса этих мероприятий обеспечит оптимальное физическое развитие и хорошее состояние здоровья детей и молодежи.

Интегративний курс "валеология" в детском садике - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должных обеспечить реализацию таких задач:


  • воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;

  • установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой;

  • формирование личности ребенка;

  • воспитание привычек личной гигиены;

  • закаливание ребенка и его двигательная активность;

  • профилактика и устранения вредных привычек;

  • осуществление валеологического мониторинга.
Учитывая реальность настоящей и объективной закономерности педагогики, валеологическое воспитание должно быть глубоко национальным, т.е. базироваться на культурном опыте народа, его традициях, обычаях, обрядах и формах социальной практики.

Организация обучающее - воспитательной работы в дошкольном учреждении должна быть направлена на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями, обще учебными умениями и привычками, сохранили и укрепили здоровье. Достижение этой цели возможное при условии учета возрастных особенностей дошкольников, соблюдение гигиенических требований.


Основные задачи дошкольного интегративного курса "Валеология"

Основными задачами дошкольного интегративного курса "валеологии" есть:

  • формирование и развитие теоретических знаний и практических умений у детей раннего и дошкольного возраста, необходимых для понимания многомерного и многосложного понятия здоровья и процесса его укрепление и сохранение;

  • получение основ знаний и практических умений в содействии и использовании современных и давних методик физического, психического, духовного и социального оздоровления. Воспитание заинтересованности к опыту народной оздоровительной системы;

  • формирование элементов валеологеского мировоззрения, овладение элементарной оздоровительной терминологией;

  • целесообразное структурирование и комплексирование знаний, практических умений детей в оздоровлении человека в разных видах учебной, игровой, трудовой и бытовой деятельности.

  • формирование у каждого ребенка умственных умений анализа своего личного состояния с целью своевременной самопомощи;

  • воспитание желания и потребности детей в использовании теоретических и практических знаний в оздоровлении членов своей семьи, других людей.

Задачи и структура базового валеологического образования

Дошкольное воспитательное учреждение является органом образования и общественного воспитания детей возрастом от двух месяцев до семи лет, в котором осуществляется формирование просвещенной, творческой личности, становление ее физического, психического, духовного и социального здоровья, обеспечение приоритетного развития человека.

Для реализации этой задачи необходимы новые подходы к содержанию обучения детей раннего и дошкольного возраста. Общая концепция непрерывного образования предлагает: обязательным компонентом новой системы национального образования должны быть задачи по формированию, сохранению и укреплению здоровья, гигиеническое воспитание населения, начиная с раннего и дошкольного возраста.

Этот компонент изменяет требования ко всему содержанию образования, его приоритетов, предоставляет валеологический характер, выдвигает первоочередные задачи: формирование валеологического сознания граждан Украины, культуры здоровья личности. Интегральной характеристикой здоровья личности и общества считаются физические, психические, духовные и социальные составляющие.

Вот почему включение курса валеологии в блок базовых дисциплин в дошкольном учреждении считается необходимым и весомым.

Значение подачи этого курса состоит в познании ребенком природы, человека, взаимодействия человека с природой и обществом, которое оказывает содействие формированию его как здорового, самосовершенствованого объекта целостной системы. Познавая свое бытие, близких и родных, ребенок становится активным тружеником своей Родины.

В дошкольном учреждении валеология является интегрированной системой знаний (научных и ненаучных), которые вычеркиваются из таких систем знаний: "окружающий мир" (или "мир человека"), "природа", "физкультура и здоровье", "музыка и здоровье", "изобразительное искусство и здоровье", "математика и здоровье".

В своей совокупности базовые знания интегративних видов деятельности детей дают возможность формировать элементы целостной научной картины мира и решать такие задачи:

І. Формировать знание о здоровье человека как составную биосоциальных систем (природы и общества), давать информацию о:


  • составных частях тела и его анатомическом строении;

  • режиме жизни, как основе физического и психического здоровья;

  • гигиеническом уходе за телом;

  • движении тела и его значении для здоровья человека;

  • влиянии закаливания (естественных факторов - солнца, воздуха и воды) на здоровье;

  • естественном окружении ребенка и его здоровье;

  • установлении гармонических отношений детей с живой и неживой природой, доброжелательное отношение к ее объектам и дарам;

  • природе, как витке питания детей и людей, физической, психической и духовной силы, жизненной радости, воодушевления, счастья;

  • отравляющих растениях и грибах;

  • особенностях отношений между людьми: мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, отличие черт характера, манер, мимики, эмоций, физических проявлений организма;

  • установлении положительных отношений между людьми, ровесниками;

  • культуре поведения детей как основе здоровья;

  • профилактике и устранения вредных привычек;

  • детском дорожно-транспортном травматизме, его профилактике;

  • детских болезнях и их профилактике;

  • некоторых медицинских инструментариях и оборудовании (градусник, горчичники, шприц);

  • врачебных растениях, напитках, отварах, их оздоровительных ценностях;

  • доступных методах самолечения (питье чаев, элементы механического массажа и т.п.);

  • необходимости врачебно - педагогического контроля за состоянием здоровья детей (валеологический мониторинг).
ІІ. Формировать у детей в зародыше валеологическое сознания, бережливое и заботливое отношения к собственному здоровью, здоровью других людей, как высочайшей ценности.

ІІІ. Воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями. Здоровый образ жизни - главная цель формирования, сохранение и укрепление физического, психического, духовного и социального здоровья.

ІV. Формировать практические умения и привычки по укреплению личного здоровья в:


  • гигиеническом уходе за телом, его частями, органами;

  • закаливании, выполнении гимнастических движений; усвоении культурно - гигиенических навыков в еде;

  • правильном питании;

  • приготовление отваров из трав, морсов, оздоровительных чаев;

  • общении со взрослыми и товарищами;

  • проявлении доброты, внимания, милосердия, чувствительности к другим людям и детям;

  • самостоятельном урегулировании возбужденного поведения;

  • пользовании правилами личной безопасности, дорожно-транспортного движения, предоставлении первой помощи себе и другим людям при травмах и отравлениях, повышении температуры, головной боли;

  • использовании музыки, танцев, художественного слова, художественных картин, цвета, подвижных и пальчиковых игр, мимических и пантомимических упражнений, хореографических этюдов в личном оздоровлении;

  • общении с растениями, животными, пользовании их естественной силой, уходе за ними;

  • организации самостоятельной жизни дома без взрослых ("один дома").
V. Воспитывать у детей желания активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретении элементы практических привычек.

Дети дошкольного возраста шести лет должны...

"Здоровье человека"

  • знать элементарное анатомическое строение и функции частей тела, органов и систем организма человека; условия в которых человек может быть здоровым;

  • понимать человека как составляющую систему природы и общества, бережно и с уважением относиться к ней;

  • элементарно понимать и анализировать проявления физического, психического состояния человека, морального поведения, позитивных отношений, ценить положительное в человеке;

  • понимать, что позитивные проявления психического состояния человека и моральные поступки формируют ее здоровье;

  • уметь отличать здорового человека от больного, молодого от старого по некоторым внешним признакам и проявлениям поведения;

  • проявлять чуткость к старым и больным людям, желание им чем-то помочь;

  • владеть элементарными приемами первой помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях.

"Здоровье ребенка"


  • иметь элементарные представления о своем рождении;

  • сознавать роль матери, отца, семьи, рода у здорового ребенка;

  • знать строение своего тела, мальчика и девочки, чем они отличаются, основные процессы жизнедеятельности внешних органов, некоторых систем, ценность их нормального функционирования для укрепления и сохранение здоровья;

  • понимать важность: режима дня, питания, овладение культурно-гигиеническими навыками, практическими приемами закаливания, умениями правильно двигаться, выполнять разные гимнастические упражнения для укрепление своего здоровья;

  • знать названия гимнастических упражнений, закаливающих и культурно-гигиенических процедур, спортивного инвентаря;

  • использовать знания о некоторых признаках детских болезней, с целью предупреждения заболеваний;

  • пользоваться правилами безопасности в процессе выполнения движений, прогулок по улицам, при переходе дороги;

  • знать об отрицательном влиянии вредных привычек на здоровье;

  • владеть несколькими методами физического и психического оздоровления.

"Здоровье в природе"


  • понимать взаимозависимость человека (ребенка) и природы, использовать знания на практике (с целью оздоровления);

  • регулировать свою жизнь и состояние здоровья в зависимости от времени года, погодных условий, климата;

  • владеть способами защиты от неблагоприятных экологических факторов;

  • выполнять правила поведения на природе;

  • защищать естественные объекты от загрязнений и заболеваний;

  • отличать полезные растения от вредных и запрещать своим товарищам и взрослым пользоваться ими.

"Здоровье и общество"


  • понимать пользу всех видов работ для здоровья взрослых и детей, помогать старшим, жалеть их;

  • принимать участие в повседневной работе взрослых (в семье, детсаду), вместе с ними создавать условия для существования;

  • не волновать родителей, воспитателей и других людей своим отрицательным поведением;

  • соблюдать правила этического поведения при общении со взрослыми, детьми разного пола, уважать их;

  • помогать медицинской сестре в профилактической работе.

Природные условия здоровья

Ребенок - творение природы: живой и неживой. Его тело, зачатое матерью и отцом, соткано из воды, воздуха, ультрафиолетовых солнечных лучей, из глины, железа, золота, олова и других элементов. Все это природа, ее компоненты жизнедеятельные, конструктивные защитные силы.

Чтобы малыш рос, физически развивался, становился совершенным, уникальным творением – человеком. Ему нужны эти силы: солнце, воздух, вода во всех проявлениях агрегатного состояния: роса, снег, изморозь. Поэтому каждодневный закал организма детей вышеупомянутыми естественными факторами есть бесценное и очень влиятельное на здоровье ребенка условие.

Специальное закаливание, максимальное перенесение деятельности малышей в природу есть не только ценными гигиеничными средствами физического воспитания, но и первыми связями ребенка с жизнедеятельными силами природы, которые помогают ей осознавать себя как часть природы и Вселенной.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом, трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело ребенка.

При валеологическом обследовании дети старшей группы должны знать:

1.Чем отличается живая природа от неживой?

2.Работа с картинками, показать представителей:

A)живой природы;

B)неживой природы.

3.Назвать признака: зимы, весны, лета, осени.

4.Какая связь между живой и неживой природой? (Ответы давать на примере.)

5.Имеют ли объекты неживой природы влияние один на другой? (Примеры.)

6.Влияет ли состояние погоды на поведение и здоровье людей? Как?

7.Какие явления природы наиболее характерные для нашего города? Найти и показать их на картинках.

8.Как охраняют природу в нашем городе?

9.Какой вклад в охрану природы можешь внести ты?

10.Работа с картинками:

A)показать и назвать садовые растения. Какая их роль в нашей жизни?

B)показать и назвать декоративные растения. Какая их роль в нашей жизни? Есть ли среди них лечебные?

Наши прадеды были здоровее чем сегодняшнее поколение - в частности благодаря тому, что много времени находились на свежем воздухе, работали физически, вели подвижный образ жизни, имели полноценное питание, жили среди природы, которая положительно влияла на духовность, физическое и психическое здоровье.

народная оздоровительная система строится на исповедовании единства пяти стихий природы: земля - вода - дерево - железо - огонь.

Человек - это часть природы , и все процессы, которые происходят в окружающей среде, непременно и параллельно происходят в человеческом организме. Итак, для того, чтобы стать сильным, как природа, надо жить в единстве с ней, подчиняться ее законам.

Бесспорно положительное значение имеет пребывание на свежем воздухе . Учеными доказано, что определенное влияние на организм имеют температура, влажность воздуха, скорость движения его потоков, его аэронов. Известный немецкий врач Х.Гуфеланд писал: "каждодневная воздушная ванна полезна для здоровья. Она дает телу гибкость и силу, душе - радостное расположение духа".

В большом почитании всегда была у нашего народа вода . Есть множество пословиц поговорок, народных поверий, сказок о "живой" и "мертвой" воде. Воду называют кровью земли. С одной стороны - это целебная животворная сила, основа всего живого на земле, со второго - грозная, разрушительная, стихия.

Воду издавна использовали с лечебной и оздоровительной целью. Парка в бане и погружение в холодную воду, припарки и компрессы, влажные обвертывания для ног, рук и другие процедуры использовались издавна для лечения многих заболеваний.

Наши прадеды верили, что поскольку вода имеет свойство смывать грязь, то с таким же успехом она может очищать человека от болезней.

Большой оздоровительной силой наделяли и землю. Родная земля всегда ассоциируется с образом матери ("мать земля"). Земля кормила и поила человека, давала ему силу и становилась последним приютом в конце жизненного пути.

Контакт с землей - прекрасное средство закаливания организма, надежное средство предотвращения плоскостопия. К сожалению, мы редко привлекаем к этому наших малышей. А такой способ укрепления здоровья известен с давних времен. Современные ученые-физиологи доказывают, что подошвы ног принадлежат к наиболее рефлексогенным зонам человеческого организма. Стопы ног - это наш распределительный щит, на котором есть 72000 нервных окончаний: через него можно влиять на любую часть тела. Кроме того, на подошвах стоп значительно больше, чем на других частях тела, терморецепторов, которые реагируют на тепло и холод и вдобавок рефлекторно связанные с носовой частью гортани. Именно через босые ноги земля поглощает электрические разряды которые накапливаются в организме вследствие ношения синтетической одежды.

Хождение босиком - это своеобразный точечный массаж, который тонизирует организм и поддерживает его в рабочем состоянии. Вот почему наши пращуры меньше жаловались на болезни ног, так как больше ходили босиком.

Важным средством оздоровления всегда было солнце , "когда солнышко пригреет, то и трава зеленеет", "солнце греет, солнце сияет, вся природа воскресает".

О целебных свойствах солнечных лучей говорил еще Гиппократ. Они очень полезные: улучшают обменные процессы, дыхания, кровообращение, тонус нервной системы.

Люди должны жить в активном сотворчестве с природой.


Конспект занятия по валеологии

Цель:


  • продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;

  • обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;

  • работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментирования;

  • продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия;

  • развивать быстроту мышления, творческое воображение;

  • продолжить формирование интереса к познанию своего тела;

  • воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
Предварительная работа:

  • беседы об органах чувств у животных и человека;

  • чтение художественной литературы: “Мойдодыр”, “Доктор Айболит” К.И. Чуковского, “Неболейка” И.Семеновой;

  • сюжетно-ролевые игры “Больница”, “Кабинет окулиста”.
Материал и оборудование:

  • шарф для завязывания глаз, книга, “чудесный мешочек”, набор мелких предметов;

  • ширма, бумага, ножницы, 2 стакана с водой,

  • поднос с ароматизированными предметами, салфетка.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, послушайте загадку:

Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят... (Глаза. )

– Ребята, а зачем человеку глаза?

Дети: Чтобы видеть

Воспитатель: Как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?

Дети: Нам бы пришлось очень тяжело.

Воспитатель: Как называют человека, который не видит?

Дети: Слепой

Воспитатель: Как можно помочь этому человеку?

Дети: Помочь перейти дорогу, подать руку, предметы.

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице две пары глаз?

Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко,
Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно-
Ничего вокруг не видно.
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас!

Воспитатель предлагает детям выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза? Вызывает одного ребенка и завязывает ему глаза:

– Скажи, что у меня в руках?

(Ребенок не знает.)

– А что я делаю?

(Воспитатель делает 2–3 бесшумных действия. Ребенок этих действий не видит и ничего о них сказать не может.)

– Теперь сними шарф и скажи: зачем человеку глаза?

(Ответ ребенка; его дополняют другие дети.)

– Как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?

Дети: Нам пришлось бы плохо.

Воспитатель: Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях – глазницах (домиках). Закрывает этот “дом” специальная “дверца” под названием – веко. А если появится опасность, веки по приказу мозга молниеносно захлопнутся. Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед его глазами. Они движутся то влево, то вправо, то вверх, то вниз, как бы ощупывая изображение.

В процессе рассказа воспитатель предлагает разглядеть (потрогать) глазные впадины, веки, брови, ресницы, поводить глазами вправо, влево, вверх, вниз.

– А сейчас давайте убедимся еще раз, можно ли обойтись без глаз?

Мы с вами поиграем. Встанем беспорядочно в группе. Завяжем Сереже глаза и попросим пройти от двери до окна, обходя товарищей, даже если постарался запомнить их расположение.

А теперь Сережа выполнит другое задание: возьмет конфету и съест ее.

(Сережа легко выполняет задание.)

– Видите, ходить по комнате не мог, а мимо рта не проносит.

(Ребенку завязывают глаза, он должен на ощупь отгадать предмет.)

Игра повторяется 4–5 раз, проводится стоя. Затем воспитатель предлагает сесть на свои стульчики акцентирует внимание детей на следующем этапе занятия. Задает вопросы:

– Чем мы слышим?

Дети: Ушами

Воспитатель: Сколько ушей у человека?

Дети: Два

Воспитатель: У всех людей по два уха и расположены они по обе стороны нашей головы. В отличие от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно открыты, а значит, они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда человек спит. Поэтому уши одни из первых могут сообщить нам об опасности. Первобытного человека опасность подстерегала на каждом шагу, поэтому его уши могли двигаться, как локаторы. У современных людей уши двигаться не могут, но тоже очень хорошо слышат разные звуки: кто как кричит и разговаривает, как шумит море, деревья, шуршит листва и т.д.

Как называют человека, который не слышит?

Дети: Глухой.

Воспитатель: Как ему можно помочь?

Дети: Врачи выписывают слуховые аппараты, можно написать на листочке.

Воспитатель: Для чего еще нужны человеку уши?

Дети: Для того, чтобы научиться говорить.

Воспитатель предлагает объяснить поговорку: “В одно ухо влетело, а из другого вылетело”.

Проводится игра “Услышь меня”. (Выбирается ребенок, которому предлагаются различной громкости слова. Сначала ребенок должен услышать их двумя ушами, затем одним ухом, потом попробовать услышать их двумя закрытыми ушами.) Игра повторяется 2–3 раза.

Детям предлагается еще одна игра на анализ слуховых раздражителей.

Воспитатель: А теперь послушаем тишину. Кто больше услышит в ней звуков?

(Дети замолкают и слушают звуки на улице, раздающиеся в здании, участке детского сада.)

Вывод: Какие хорошие у вас уши.

Воспитатель: Мы с вами знаем, что звуки бывают разными. Попробуйте определить, что я сейчас буду делать.

(Спрятав руки за ширму, воспитатель производит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями: переливает воду из одной банки в другую, шелестит бумагой, стучит ложками, мешает чайной ложкой в стакане, разрывает бумагу.)

Дети должны каждый раз определить источник звука. После игр воспитатель проводит с детьми физкультминутку, стоя в кругу:

Есть в большом лесу избушка
Стоит задом наперед

(Наклоны с поворотом вокруг себя.)

В той избушке есть старушка
Бабушка Яга живет,

(Приседания с хлопками.)

Нос крючком,

(Показ руками вперед себя.)

Глаза большие,

(Круговые вращения рук в стороны.)

Словно искорки горят,

(Сжимание и разжигание пальцев в кулаки.)

Уши старые, глухие,
Но подслушать все хотят.

(Наклоны вправо, влево с выставлением ладоней возле ушей.)

А под печкою кузнечики куют-куют-куют,
Словно песенку веселую поют-поют-поют,

(Удары кулачками по кругу перед собой.)

Хлоп – туда, хлоп – сюда,

(Хлопки вправо, влево с поворотом.)

Нет особого труда.

(Прыжки на месте, руки на поясе.)

Потом дети садятся на свои стульчики. Воспитатель задает вопрос.

Воспитатель: Что на лице у нас одно?

Дети: Нос

Воспитатель: Для чего человеку нужен нос?

Дети: Чтобы дышать, нюхать запахи.

Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение Ю.Прокопович “Зачем носик малышам?”

Есть прямые носики,
Есть носики – курносики...
Очень нужен всякий нос
Раз уж он к лицу прирос.

Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки.
На полянке – землянику,
В грядке – спелую клубнику.

В огороде чует нос
Где чеснок и лук подрос.
В доме может так случиться,
Носик тоже пригодится:

Он найдет в шкафу варенье,
Где конфеты и печенье,
Где в буфете шоколадки
Или сок, в бутылке сладкий.

Апельсины кто принес?
Все пронюхает наш нос.
Даже помнит он каков
Запах маминых духов.

Нос не должен быть простужен,
Нос здоровый всем нам нужен,
Чтобы сон, когда придет,
Тихо спать, закрывши рот.

Еще можно пожелать:
Пальцем в нос не залезать.
Днем на солнце не сидеть-
Носик может обгореть.

А зимой, в большой мороз
Не высовывать свой нос!
Ну, теперь понятно вам,
Зачем носик малышам?

Воспитатель: Некоторые считают, что нос – это только украшение лица. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его кверху. Есть даже выражения: “Ишь, ты, нос задрал!” или “Ну, что, ты, нос повесил?” Это шутка. На самом деле даже самый маленький нос весьма важная часть тела. Носом мы дышим. А еще нос помогает почувствовать и различать запахи. Вот это мы сейчас с вами и проверим.

Воспитатель проводит игру “Определи по запаху”.

На большом подносе на тарелочках лежат ароматизированные предметы (фрукты, овощи). Воспитатель завязывает ребенку глаза платком и подносит к носу любую тарелочку. Ребенок должен определить по запаху, что лежит в этой тарелочке.

После игры раздается стук в дверь. В группу входит Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! А что вы здесь делаете?

(Ответы детей.)

Незнайка: А давайте с вами поиграем. Я знаю игру, которая называется “Покажи части тела”.

Дети встают в круг. Незнайка сначала называет и показывает части тела правильно, затем – неправильно, следя за реакцией и внимательностью детей. Незнайка показывает такие части тела: руки, ноги, голова, шея, уши, нос, глаза, рот, щеки, веки, ресницы, брови, подбородок, лоб, волосы и т. д.

После игры Незнайка хвалит детей и прощается. Воспитатель подводит итог занятия.

Литература


  1. Козлова С.А. Парциальная программа “Я – человек”.

  2. Журнал “Дошкольное воспитание” № 3, 2000.

  3. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек”.

Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей детского сада:
«Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии»

"Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы."
В. С у х о м л и н с к и й

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества. В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира (И.А. Аршавский, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин и др.).
Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России.
Однако данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.
По мнению ученых, необходима сконцентрированность на детском периоде жизни, т.к. именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека.
В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Между тем в существующих программах обучения и воспитания детей дошкольного возраста отсутствует научно обоснованная технология решения данного вопроса.
Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.
Во главе всех принимаемых решений по развитию дошкольного воспитания должен стоять ребенок, его психическое и физическое здоровье, эмоциональное благополучие. Ведущей идеей является идея постоянного развития человека, развития личности в период ее физического и социально- психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, формирование достоинства личности и «базового» доверия, а % также соблюдение конвенциальных норм и прав ребенка.
Особенно актуальным это становится в настоящее время, когда в педагогической действительности наметилась тенденция к переходу от массового унифицированного образования, направленного на передачу определенного набора стандартных знаний, к образованию дифференцированному, ориентированному на конкретного ребенка с его личностными особенностями, склонностями и т.д.
В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
В основу концепции валеологического обеспечения физкультурной деятельности детей положена идея создания условий для реализации доминирующих базовых потребностей, природно присущих человеку. Ведущей в системе этих потребностей выступает потребность в двигательной активности, физическом самосовершенствовании. Она проявляется в единстве с потребностью получения удовольствия, наслаждения от участия в двигательной деятельности; потребностью сопереживания в процессе взаимодействия и общения; потребностью в самоутверждении.
Первичные базовые потребности являются мотивом поведения ребенка на этапе начального обучения здоровому образу жизни. Однако постепенно под воздействием педагогических средств формирования здоровья они перестраиваются и превращаются во вторичные побуждения; действия детей по истечении времени становятся самомотивированными.
Валеологическая концепция физкультурного образования основана на следующих принципах:
- единства валеологической и физкультурной деятельности;
- непрерывности и преемственности;
- единства индивидуализации и дифференциации;
- целеполагающего подхода к инновационной валеологической деятельности.

Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья.
Термин "валеология" происходит от латинских слов "вале", что означает "быть здоровым" и "логос" - "наука". Таким образом, валеология - наука о здоровье. Древние римлянине часто поздравляли друг друга словом "вале!" - "будь здоровым".
Валеология как наука возникла не так давно, "отцом" современной валеологии называют русского ученого И.И.Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей. Предметом изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин валеология объясняют как наука о здоровье человека или здоровье здоровых.
Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
Следует различать валеологию медицинскую, валеологию педагогическую и разнообразные псевдо и околонаучные учения, использующие этот термин в собственных целях. Именно педагогическая валеология изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также знакомит детей с азами анатомии и строения тела человека.
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно.
Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.
Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С. М. Громбахом определение здоровья как “степени приближения” к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции.
Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь детский сад) должно стать “школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера.
Это приведет к формированию потребности вести здорового образа жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.
Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.
Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.
Исходя из этого занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада).
По словам Б. Н.Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.
Интегративний курс "валеология" в детском садике - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должных обеспечить реализацию таких задач:
воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;
установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой;
формирование личности ребенка;
воспитание привычек личной гигиены;
закаливание ребенка и его двигательная активность;
профилактика и устранения вредных привычек;
осуществление валеологического мониторинга.
Учитывая реальность настоящей и объективной закономерности педагогики, валеологическое воспитание должно быть глубоко национальным, т.е. базироваться на культурном опыте народа, его традициях, обычаях, обрядах и формах социальной практики.
Организация обучающе-воспитательной работы в дошкольном учреждении должна быть направлена на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями, общеучебными умениями и привычками, сохранили и укрепили здоровье. Достижение этой цели возможное при условии учета возрастных особенностей дошкольников, соблюдение гигиенических требований.
Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Список литературы
1.Вайнер Э.Н. Общая валеология: Учебное пособие. - Липецк: Липецкое изд-во, 1998. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб: Петроградский и К°,1995.

2.Торохова Е. И. Валеология: Словарь. - М.: Флинта: Наука. 1999.

3.Зайцев Н. К., Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. - Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153.

4.Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции.- М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

Валеологическоевоспитание дошкольников


Вдошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис. Одним из компонентов базиса личностной культуры является ориентировка ребенка в явлениях собственной жизни, деятельности и в себе самом. Поэтому важным звеном в работе детского сада является валеологическое воспитание дошкольников. Валеология наука и сфера человеческой деятельности, изучающая возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни. Мы обязаны воспитать потребность быть здоровым. Ребенок должен знать: зачем нужно быть здоровым, что нужно сделать для этого, как справиться с болезнью. Для решения данной проблемы необходимы валеологические занятия. Они могут проводиться один раз в неделю во всех возрастных группах, включая детей раннего возраста.

Задачи валеологического направления следующие:

Воспитание у детей сознания того, что человек часть природы и общества;

Выстраивание гармоничных отношений детей с живой и неживой природой;

Формирование этноздоровья;

Воспитание у детей заботливого и бережного отношения к личному здоровью;

Выработка навыков личной гигиены;

Закаливание детей;

Профилактика и устранение вредных привычек;

Осуществление валеологического мониторинга.

С целью решения этих задач определены следующие направления в валеологической работе дошкольного образовательного учреждения:

1. Человек и здоровье.

2. Природные условия здоровья.

3. Социальные условия здоровья.

4. Этноздоровье.

5. Индивидуальное здоровье.

Каждое направление ориентируется на содержание определенного ряда тем. Программа занятий выстраивается по концентрическому принципу: содержание расширяется, конкретизируется и углубляется от группы к группе. На валеологических занятиях особое внимание следует уделять использованию игр. Их можно использовать как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Разместить такие игры рекомендуем в "Уголке здоровья".

Вопросы воспитания здорового образа жизни должны решаться в сотрудничестве с родителями. В данной работе определяются следующие задачи:

Установление доверительно-делового контакта с родителями;

Повышение педагогической культуры родителей;

Пропаганда здорового образа жизни;

Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.

Для эффективного решения этих задач возможны следующие формы работы с родителями:

1) общие родительские собрания;

2) дни открытых дверей с возможностью просмотра занятий, знакомством с организацией питания, различных форм физкультурно-оздоровительной работы;

3) телефон доверия;

4) проведение совместных мероприятий:

Спортивных олимпиад, физкультурных досугов, праздников, дней здоровья;

Вечеров развлечений;

Дней именинника;

Праздников еды;

Витаминных и чайных столов (ребенок на свой вкус может выбрать салаты, фрукты, овощи, выпить утром рано или перед уходом домой вместе с мамой чай);

4) организация "Семейного кафе", где создаются условия для встреч родителей, совместною обсуждения семейного опыта воспитания здорового образа жизни;

5) создание библиотеки для родителей в кабинете методиста;

6) проведение консультаций врача, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре, методиста. Консультации могут проводить и специалисты, не работающие в детском саду;

7) организация выставок "Одежда и здоровье детей", "Мир природы глазами детей" и др.

В течение года рекомендуется проводить мониторинг с целью установления преемственности в семейном и общественном воспитании, выявления "пробелов" в знаниях и трудностей у родителей по организации здорового образа жизни. Свои пожелания родители могут выразить в письменном виде с помощью специальной "почты детского сада". Так, например, в каждой группе или в холлах можно разместить красочный почтовый ящик, изготовленный руками детей, куда родители могут опускать "письма" с вопросами и пожеланиями в адрес дошкольного учреждения.

Результаты физического развития детей непосредственным образом связаны с уровнем профессионализма сотрудников детского сада. Необходимо продумать методическую работу по совершенствованию педагогического мастерства коллектива. Эту работу следует проводить через курсы повышения квалификации, обучающие семинары, "Творческую гостиную", куда могут приглашаться специалисты различных направлений для обсуждения современных вопросов и проблем воспитания здорового образа жизни.

В решении комплексного подхода в организации здорового образа жизни ребенка большое значение имеет корректировка программ, используемых ДОУ. Данную работу необходимо проводить на основе диагностики физического и психического развития, состояния здоровья детей. Программы могут быть реализованы, если они соответствуют особенностям ребенка, его увлечениям, интересам, физическому и нервно-психическому развитию.

Эффективность работы по комплексному подходу в организации здорового образа жизни ребенка может быть определена следующими показателями:

1. Снижение заболеваемости.

2. Рост уровня физического и психического здоровья.

3. Повышение двигательной активности детей.

4. Динамика показателей физической подготовленности дошкольников.

5. Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.

6. Общая подготовленность к обучению в школе.

7. Сотрудничество детского сада с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.