Технология создания развивающей среды в доу. Технология создания развивающей предметно - пространственной среды материал на тему. Компоненты развивающей предметной среды

Цяцко Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ "Д/с № 105 комбинированного вида"
Населённый пункт: Республика Коми г. Ухта
Наименование материала: статья
Тема: "Создание предметно-развивающей среды в ДОУ"
Дата публикации: 28.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Создание предметно-развивающей среды в ДОУ
В современном образовании на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепление психического и физического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания предметно-развивающей среды. В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания предметно-развивающей среды, который соответствует возрастным особенностям детей. Образовательная (развивающая) среда, по определению В. А. Ясвина, - это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении . Предметно-развивающая среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства. Новоселова С.Л. определяет предметно-развивающую среду как систему материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения . Теоретической основой построения развивающей среды в ДОУ является Концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского. Авторы концепции построения развивающей среды считают, что обязательным условием построения развивающей среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми . Проведенные научные исследования С.Л. Новоселовой показали, что обогащение предметных и социальных условий деятельности ребенка ведет к обогащению его сознания и психологического содержания деятельности. Ребенок становится «способнее», если имеет возможность постоянно совершенствовать способы своих действий в социо- предметной среде. Анализируя работы А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Э.Б. Эльконина и др., С.Л. Новоселова выдвинула положение о том, что деятельность в своем развитии постоянно меняет психологическое содержание в зависимости от обобщения субъектом опыта своей деятельности. Деятельность строит психику. Бездеятельность, отсутствие возможности чем- то заняться ведет к депривации личности, ограничению ее возможностей. Развивающая предметная среда содержит социокультурные и природные предметные средства, обеспечивающие развитие разнообразных видов деятельности ребенка. Предметный мир детства - это среда развития всех специфических видов детской деятельности. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. В исследовании С.Л. Новоселовой определены психологические требования к построению развивающей среды: - среда должна быть современна и отвечать основным положениям эргономики удобства развивающейся детской деятельности; - необходимо обеспечить достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности; 1
- базисные компоненты среды должны быть сомасштабны и соотносимы с макро-и микропространством деятельности детей и взрослых; - содержание среды должно удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления творческих способностей на основе амплификации (обогащения) предметной основы развития конкретных видов деятельности; - среда должна учитывать возрастные особенности детей детского сада. По мнению С.Л. Новоселовой, предметная среда включает ряд базисных компонентов, необходимых для физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природная среда и объекты, культурные ландшафты (парк, сад), физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно- игровой комплекс и др. Данные оазисные компоненты обеспечивают разнообразие детской деятельности по интересам, что создает возможность не только коллективной, но и индивидуальной деятельности (среда уединения) . В работах О.А. Артамоновой, О. Толстиковой. Т.М. Бабуновой, М.Н. Поляковой раскрываются педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды: - комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм: - соответствие развивающей среды той образовательной программе, по которой работает детский сад; - учет всех направлений развития ребенка; - разнообразие сред, их рациональное расположение; - обеспечение богатства сенсорных впечатлений; - обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности; - обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования: - доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей; - создание условий для изменения, дизайна окружающей среды . Развивающий характер среды предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Обогащение воспитательно- образовательного процесса развивающей предметной средой должно находиться в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их опыта деятельности. Проектирование предметно-развивающей среды дошкольного учреждения требует учета психологами, педагогами и дизайнерами особенностей развивающейся деятельности ребенка, так как она должна отвечать принципу функционального комфорта и основным положениям эргономики развития детской деятельности . Соответственно, игровая, спортивная, бытовая, экологическая среды должны быть, безусловно, комфортны на уровне их функциональной надежности и безопасности. С точки зрения полноценного образования и воспитания развивающая среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для: 2
 познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);  эстетического развития ребенка (развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);  оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; грамотное озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);  формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);  формирование экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за растениями). Таким образом, развивающая предметная среда в дошкольных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов образования и воспитания детей: познавательного, нравственно-целостного и деятельностного . Учитывая рекомендации по проектированию развивающей предметной среды вышеуказанных авторов, мы попробовали в своей группе создать такую развивающую среду, которая бы позволила каждому ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. В групповой комнате универсального пользования организуется вся жизнь детей, здесь проходит, по сути, воспитательно-образовательный процесс, здесь же дети ухаживают за обитателями живого уголка, участвуют в уборке помещения, здесь же и проявляется их художественная самостоятельная деятельность. Именно поэтому к оборудованию и оформлению групповой комнаты предъявляются повышенные требования. В нашей группе все пособия размещены так, чтобы ребенок мог их взять, не спрашивая разрешения. Все вместе – это как бы материализованное послание взрослых ребенку: «Выбирай! Все это для твоей деятельности. Экспериментируй! Наблюдай. Делай выводы. Исследуй!». Взрослый здесь необходим вовсе не для запрещений, не подавления таких естественных в детском возрасте познавательных «исследовательских» интересов, а для помощи в трудных случаях. Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно поэтому игре придается исключительное значение. Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы - своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям. В игровой зоне у нас расположено оборудование для сюжетно-ролевых игр, предназначенное для имитации взрослой жизни посредством игры, выработки организационных навыков у ребенка (например, игровая мебель для кухни и спальни, 3
ширма-домик, комната Барби, парикмахерская). Кроме того, здесь же размещено игровое оборудование для творческого конструирования предметной среды, соразмерной возрасту ребенка, а также для отдыха и игр (конструкторы типа «ЛЕГО», мягкие модули). В игровой зоне заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, ширмы, встроенные и пристроенные шкафы, выдвижные и раздвижные столы и полки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Уютный уголок с мягкой мебелью, с предметами домашнего интерьера позитивно влияет на эмоциональное благополучие ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности, повышает самооценку ребенка, создает чувство сопричастности к жизни детского сада. В группе имеются мольберты, кусочки линолеума на полу и на стене для рисования карандашами и мелками, станки для лепки и другое оборудование для самостоятельной изобразительной деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, глина, столы для работ с различными материалами, доски для рисования мелками, подставки работы с пластилином, баночки для воды и пр.). Все материалы пригодны для работы: карандаши отточены, фломастеры свежие, кисти исправные и чистые. 4
Есть уголки с разными видами театра Новая модель устройства помещения позволяют ребенку, с одной стороны, участвовать в совместной деятельности со сверстниками, а с другой - побыть одному, что очень важно для детей ослабленных. С этой целью созданы разнообразные «уголки уединения» с использованием ширм, стенных шкафов, нестандартного оборудования для игры и отдыха ребенка. 5
В детских садах появляются оборудование и игрушки нового поколения, способствующие развитию ребенка, которых, к сожалению, недостаточно. Мы преодолеваем эти трудности путем самостоятельного изготовления, в том числе и с привлечением родителем. Особое значение в развитии ребенка играют так называемые предметы-заместители, способствующие развитию воображения, знаковой символической функции мышления в игре. В группах имеется оригинальный дидактический материал, изготовленный сотрудниками (для развития сенсорики, тонкой моторики рук, сюжетных игр и пр.). Большое место занимают так называемое обучающее пространство, состоящее, например, из нескольких тематических зон, таких, как «Математический домик», «Буквоград», «Космическое пространство», «Правильный город». В этих зонах собрано оборудование для обучения самостоятельному решению поставленных задач и для подготовки к школе (комплект развивающих пособий по грамматике и математике.), дидактический материал для развития логических эмоциональных, интеллектуальных, тактильных способностей ребенка, мелкой моторики и сенсорики, первичного знакомства ребенка с навыками дорожного движения в игровой форме (различные лото, пазлы, шнуровки, математические пособия, головоломки, мягкие игрушки, альбомы по ИЗО, напольная игра «Азбука дорожного движения», с строением Солнечной системы и планеты Земля (глобус, карта мира, карта Вселенной). 6
Экологические пространства нашей групповой комнаты:  Уголок природы, где в его оформлении, помимо живой растительности используются различные природные материалы (корни, коряги, поделки из бересты, шишек, сухой травы и т.д., собранные во время прогулок и экскурсий на природу, и выполненные вместе с детьми);  Экспериментальный уголок. Он создан для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время экспериментальный уголок - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Оформление экспериментального уголка не требует больших дополнительных затрат. В качестве оборудования, материалов для проведения опытов используются вторичные, в частности упаковочные, материалы (стаканчики, коробки из-под продуктов и т. п.). 7
 «Календарь погоды» несколько перекликается с экспериментальным уголком по целям создания. Только в данном случае для развития познавательного интереса используется не эксперимент, а наблюдение. Вместе с воспитателем дети наблюдают за изменениями в погоде, учатся находить взаимосвязь между температурой и сезонными проявлениями. А наглядное представление этой взаимосвязи помогает развитию у детей образного восприятия.  Ландшафтный уголок наглядно воспроизводит часть местности. В результате ребенок имеет возможность познакомиться более детально с представителями фауны и флоры этого участка планеты. 8
9
Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой.
Литература:
1. Бабунова Т.М. Создание предметно-развивающей среды. //Сб. Полякова М.Н. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. /Готовимся к аттестации: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб: Детство-ПРЕСС, 2000. 2. Крылов Е. Школа творческой личности.//Дошкольное воспитание. - 1992. - № 9-10 3. Михайленко Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания.//Дошкольное воспитание. – 1992. - № 5-6. 4. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс -Пресс, 2007. – 119 с. 5. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. –1998. –№4. –С.79. 6. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А.. Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993 10
7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001 11

Скачать:


Предварительный просмотр:

Демидова Е.В.,

Педагог – психолог МБДОУ г. Иркутска

Детский сад комбинированного вида № 150

«Теремок»

СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ.

Предметно-развивающая среда – система материальных объектов и средств деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. При создании предметно-развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;
  • трансформируемости среды, которая связана с её полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жёстко закрепляющего функции за определённым пространством);
  • вариативности, сообразно которой характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

Предметно-развивающая среда должна быть достаточно связанной, с тем чтобы ребёнок, переходящий от одного вида деятельности к другому, ощущал их как взаимосвязанные жизненные моменты, и вместе с тем должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребёнка, так и со стороны педагога.

Развивающая предметная среда содержит социокультурные и природные предметные средства, обеспечивающие развитие разнообразных видов деятельности ребёнка.

Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка.

Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы. Лёгкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство. Важно помнить, что ребёнок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» её, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту.

Младший дошкольный возраст. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников. Это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Средний дошкольный возраст. Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Для детей этого возраста важно наладить разумный двигательный режим, создать условия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий, музыкально-ритмических упражнений.

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Старший дошкольный возраст. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

В «Концепции по дошкольному воспитанию» изложены 8 принципов построения развивающей среды в дошкольных учреждениях.

1.Принцип дистанции, позиции при взаимодействии , ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которое способствует установлению оптимального контакта с детьми. Это даёт возможность педагогу приблизиться к позиции ребёнка, а ребёнку «подняться» до позиции воспитателя.

2.Принцип активности, самостоятельности, творчества проявляется и формируется у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализовать этот принцип помогают данные диагностики детей, а также анкетирование родителей, позволяющее больше узнать о характере ребёнка, его интересах и склонностях.

3.Принцип стабильности – динамичности , предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от сезона, от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения.

4.Принцип комплексирования и гибкого зонирования , реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

5.Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого , осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству. Поскольку ребёнок в детском саду находится целый день, развивающая среда должна быть эмоционально насыщенной, а оборудование - привлекательно детям.

6.Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного.

7.Принцип открытости – закрытости может быть представлен в нескольких аспектах.

  • Открытость природе. Единство человека и природы. Ежедневная трудовая деятельность, наблюдения, экспериментирование в экологических зонах постепенно приводят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране.
  • Открытость своего «Я». Педагог с уважением относится к интересам, потребностям и возможностям каждого ребёнка, особенно к результатам его продуктивной деятельности: ежедневно на «стене творчества» появляются рисунки, поделки, результаты детского словесного творчества (стихи, рассказы, сказки). Коллективные детские работы широко используются при оформлении групп.
  • Открытость обществу. Особым правом участия в жизни детского сада пользуются родители. Создание предметно-развивающей среды невозможно без участия родителей.

8.Принцип учёта половых и возрастных различий детей. При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать возрастные особенности воспитанников, интересы, наклонности мальчиков и девочек.

Построение предметной среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

Несомненно, у каждого педагога есть своё собственное представление об уютной группе, в которой всё гармонично, вариабельно, удобно, функционально и просторно. Но как реализовать эту мечту, особенно если вся жизнь протекает в одном помещении? Отчасти эта проблема решается с помощью встроенной мебели. Открытые стеллажные системы не загромоздят помещение, а выполнят роль разделителей пространства: благодаря им групповое помещение можно разделить на центры (зоны). Символы каждого центра, или уголка, позволят детям легко ориентироваться в группе. Стеллажи, открытые полки позволят воздуху и свету беспрепятственно проникать во все уголки помещения, дадут воспитателю возможность наблюдать за ребёнком в процессе его деятельности на расстоянии. Практичны и удобны для пользования мобильные элементы обстановки на роликах (тумбы, подиумы, столы), которые можно легко перемещать в помещении и придавать им самые различные функции.

Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволят сэкономить место, создать уют и внести «изюминку» в интерьер.

Итак, можно условно разделить помещение группы, раздевалки, столовой на зоны (центры):

  • Рабочая (центр науки - уголок природы, экспериментариум; центр искусства; центр музыкально-театрализованной деятельности; центр занимательной математики; и т. д.)
  • Спокойная (центр грамоты; игротека; и т. д.)
  • Активная (центр сюжетно-ролевых игр; строительный центр; центр здоровья; и т. д.)

Необходимо оформить «Стенд творчества», где каждый ребёнок получит возможность не только познакомиться с результатом чьей-то творческой деятельности, но и узнать имя автора.

На стенде «Дружно мы дежурим» дети по желанию закрепляют значки напротив символа «Центра», где бы они хотели дежурить в этот день.


Технология создания развивающей предметно - пространственной среды

1. Основные идеи технологии

Технология направлена на создание развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) во вновь построенной дошкольной образовательной организации:

Основные понятия, используемые в проектировании РППС;

Нормативно – правовые документы РФ (СанПиН, ФГОС ДО), дошкольной организации (основная образовательная программа, локальные акты);

Требования потребителей услуг, предоставляемых дошкольной организацией (родителей (законных представителей) воспитанников);

Требования учредителей дошкольной организации.

2. Цель технологии

Оказание практической помощи дошкольным организациям в создании РППС.

Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Необходима содержательная насыщенность предметно-пространственной среды, обеспечивающая реализацию образовательной программы в различных видах детской деятельности.

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.

Оснащение воспитательно-образовательного процесса той или иной организации образования формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. Предусматривается создание вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды детских садов, школ и других учреждений для детей. Все компоненты предметной среды, как в помещении, так и вне его, увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Автономная некоммерческая организация дошкольного образования "Город Детства" была открыта в апреле 2014 года в г. Кинель. Это было вновь построенное здание по типовому проекту. Руководствуясь ФГОС ДО и работами представителей науки в области дошкольного образования, были определенны базисные компоненты развивающей предметной среды АНО ДО «Город Детства». Данный опыт может быть полезен другим дошкольным организациям при организации РППС в детских садах.

Проектирование каждого из компонентов осуществлялось с позиции, что ребенок нового поколения имеет другой набор навыков, базовых знаний, представлений об окружающем его пространстве.

Особенности здания организации. Здание АНО имеет сложную конфигурацию. Это способствовало созданию своеобразного интерьера АНО. В качестве отправной точки для внутреннего устройства здания была выбрана идея города в миниатюре, в котором есть свои улицы, площади, переулки, парки, музеи, галереи, медицинские, спортивные, развлекательные, образовательные, жилые, архитектурные объекты, объекты общественного питания. Часть из них была запланирована, а часть – появилась в результате корректировки пространства длинных и просторных коридоров, холлов, которые были разделены на сегменты с помощью установки дополнительных перегородок и дверей. Каждый объект образовательной среды отвечает функциям воспитания, обучения, формирования мировоззрения, социальной адаптации, совершенствованию особых способностей ребенка в соответствии с ФГОС ДО.

Цветовое решение интерьера. В АНО целенаправленно подбиралось цветовое решение, наиболее оптимальное для детей в конкретной жизненной ситуации. При выборе цветового режима учитывались следующие функциональные позиции:

Желтый цвет успокаивает, стимулирует мозг, активизирует умственную работу – все это хорошо для учебной деятельности;

Зеленый цвет дает отдых уму, положительно влияет на нервную систему, дисциплинирует мозг и тело (данные два цвета являются ведущими в оформлении АНО);

Использование голубого цвета в спальне (цвет стен, штор, покрывала на кроватках и т.д.) обусловлено тем, что это биологически пассивный цвет: он снижает ритм дыхания, мускульное напряжение, кровяное давление, пульс. Голубой наиболее успокаивающий, а значит, он способствует засыпанию (в АНО используется в оформлении спален);

Оранжевый цвет улучшает пищеварение, создает ощущение благополучия (используется в режимных моментах, связанных с игрой и приемом пищи – игровые, скатерти, салфетки);

Бежевый цвет – нейтральный, но в то же время имеет высокий коэффициент отражения света, что в целом улучшает зрительное восприятие (цвет стен в картинной галерее);

Белый цвет в оконных проемах АНО обусловлен тем, что это единственный цвет с самым высоким коэффициентом отражения света – 85%, что способствует созданию дополнительных условий для хорошего общего освещения;

Важны не только отдельные цвета, но и композиции из сближенных цветов, так, например, по мнению психологов, сочетание желтого цвета с зеленым успокаивает, помогает сосредоточить внимание, облегчает работу глаз.

Выбирая цвет для игровой зоны, учитывалась взаимосвязь в восприятии цвета поверхностей и стационарного оборудования (шкафов). Их цвета должны быть мягкими, гармонизирующими друг с другом, чтобы не утомлять детей. Это позволяет выделить главные элементы игровой зоны – яркие игрушки (уже не стационарное, а меняющееся оборудование), именно они должны привлекать ребенка в игровой зоне.

Особенности региона, города, страны. Так, например, создание улицы Космической связано с одной из приоритетных отраслей Самарской области – космической. Здесь воспитанники получают первые представления о Солнечной системе, созвездиях, первой космической ракете «Восток», которая доставила первого человека в космос, о местах г. Самары, связанных с космосом. На улице Транспортной воспитанники знакомятся с видами транспорта. Эти знания развиваются в автогородке, расположенном на территории АНО. В нем есть модели двигающихся машин (пожарная, скорая помощь, полицейская, автобус, МЧС), есть проезжая, пешеходная и велосипедная части, светофоры, остановки, заправочная, пост ДПС. На улице Магистральной находятся объекты, связанные с железной дорогой нашего города, Самарской области и России: макеты вокзала нашего города, сети железных дорог России, история развития железнодорожного транспорта от паровоза до современного самого быстрого поезда «Сапсан». В одном из холлов третьего этажа и на рядом расположенной лестнице находятся объекты этнокультурной среды АНО. В холле оборудован мини-музей с русской мини-избой, макетами жилищ самых многочисленных народов Самарской области (татары, чуваши, мордва, башкиры, казахи). Стены лестницы оформлены фресками с сюжетами столицы нашей Родины, главного города Самарской области, родного города Кинель, главных городов республик Татарстан, Мордовии, Чувашии, Башкирии, Удмуртии и столицы Казахстана. Вторая лестница – Историческая - оформлена фотоколлажами временной последовательности событий, связанных с созданием, открытием и текущей жизнью АНО. На стенах третьей лестницы – Обучающей – разместились русский и английский алфавит, цифры, разные фигуры. По ней передвигаются воспитанники 6-7 лет.

Формирование готовности к жизни в информационном обществе. В АНО имеется компьютерно - игровой комплекс. Компьютерно-игровой комплекс включает два примыкающих помещения: компьютерный класс «Эрудит», учебно-игровой зал «Вундеркинд». Компьютерный класс оснащен 8 ноутбуками и интерактивной доской, учебно-игровой зал имеет интерактивную доску и стационарную мебель для занятий и отдыха. Помещения компьютерно - игрового комплекса просторные и светлые. Минимум вещей, не относящихся к игре. Глаз должен отдыхать от информации, получаемой с экрана, поэтому росписи и любой иной пестроты в компьютерном классе и учебно-игровом зале не допускается. Данный комплекс нужен для того, чтобы сформировать у детей мотивационную, интеллектуальную и операциональную готовность к жизни в информационном обществе.

Формирование художественно-эстетического восприятия мира. Музыкально-театральный и танцевальный комплекс представлен салоном-студией «Маэстро» (музыкальный зал) и хореографическим залом «Грация». В этом комплексе продолжается процесс формирования личности ребенка, который может себя творчески выразить в танце, в музицировании, в пении, в театральной роли. В музыкальном зале находятся стульчики для отдыха детей, несколько рядов стульев для взрослых. Общий стиль зала выдержан в классическом стиле, основные цвета интерьера белый и зеленый. Помимо музыкального инструмента (рояль) зал содержит возможность использовать народные и электро-инструменты, а также музыкальный центр. Зал оборудован небольшой сценой - подиумом. Одна из стен хореографического зала облицована зеркальной плиткой. Вдоль всей этой стены имеется балетный станок, который служит не только опорой, но чаще ограждением зеркальной части стены. В зале предусмотрены световые эффекты, используются при этом светящиеся лазерные нити и шнуры.

Изостудия «Разноцветная палитра» в АНО ДО - самое светлое и просторное помещение с отдельно стоящими стеллажами, где хранятся детские работы, пособия, изобразительный материал. В целом студия воспринимается как большая комната, но в то же время условно она разграничена по зонам. Стена студии оформлена обоями в виде квадратной рамы. Маленькая перегородка ограничивает практическую зону, где стоят столы, мольберты. На противоположной стене висит экран. По краям - шкафы-стеллажи. В центре стоят столы и стульчики для детей.

Ведущая роль в изостудии отводится художнику-педагогу, который планирует и проводит практические занятия с детьми, при этом для работы могут быть привлечены другие специалисты - психолог, логопед, музыкальный работник и физкультурный руководитель.

Физкультурно-оздоровительный комплекс в АНО включает физкультурный зал «Олимпийский резерв», спортивно-игровую площадку во дворе, плавательный бассейн «Акватория», мини-стадион, медицинский блок. Спортивный зал, бассейн и спортивные площадки уже при проектировании продумывались и как место игры, и как интересные познавательные пространства: спортивный зал оформлен в стиле «Олимпиады – 2014», бассейн в виде подводного царства, спортивно-игровая площадка оснащена игровым и спортивным оборудованием для игровых занятий дошкольников, мини-стадион оборудован точно также как и взрослые стадионы: поле для игры в футбол, баскетбол, волейбол, беговая дорожка, яма для прыжков в длину и метания снарядов, трибуны для зрителей. Мини-стадион действует в течение всего года. В зимний период на футбольном поле организовывается каток для обучения элементам игры в хоккей и катанию на коньках. На месте беговой дорожки делается лыжня. Физиотерапевтический кабинет оснащен необходимым оборудованием для предоставления необходимой профилактической помощи воспитанникам. Помещения медицинского блока находятся на первом этаже в составе: кабинет врача, процедурная, изолятор на две палаты, приемная изолятора, санитарно-бытовое помещение (санузел). Помещения отделения медицинской помощи оборудованы соответствующей мебелью отечественного производства.

Коррекционной блок физкультурно-оздоровительного комплекса в АНО представлен: два кабинета логопедов, кабинет психолога, сенсорная комната. Кабинеты специалистов – это просторные светлые комнаты. В кабинете предусмотрены максимум удобств для самого педагога и для его клиентов: удобная мебель, зеркала, игрушки. Сенсорная комната «Иллюминариум» оборудована для коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ: пучок фибероптических волокон «Звездный дождь» , «Гроза» , цветодинамический проектор заливки света, фонтан «И» , модуль «Жар-птица» , золотой уголок, сухой бассейн.

Помещения, обеспечивающие быт детской организации , важные составляющие предметно-пространственной среды АНО ДО. Помещения и технологические узлы кухни, кастелянтской, прачечной, аппаратной отвечают современным эргономическим требованиям. Дизайн помещений, учитывая технологию труда, способствует снижению утомляемости персонала, удовлетворяет потребность работающего в функциональном, в том числе и визуальном комфорте.

Проектирование групповых и спальных комнат в АНО мало чем отличается от стандартных решений в других детских организациях. Зато интерьер групповых выполнен с выдумкой и даже находчивостью. Группы имеют двойное название: «Морячки-бодрячки», «Зайки-знайки», «Шарики-смешарики», «ArtBeby», «StarKids» и т.д. Интерьер групповых и спален представлен без излишней декоративности, но со вкусом, в соответствии с названием группы. Проект группового помещения предусматривать смену обстановки, объектов и среды в деятельности детей в связи с возрастными периодами их развития в соответствии с основной общеобразовательной программой АНО ДО. Особенностью организации является то, что дети переходят из группы в группы в зависимости от возраста (средняя, старшая, подготовительная группа и т.д.), с первого по третий этаж. Тем самым с РППС АНО знакомятся не только дети, но и родители.

Территория АНО – двор - парк. На территории АНО располагаются прогулочные площадки, фруктовый сад, аллеи лиственных и хвойных деревьев, огород, «сухой ручей» с мостиком, единственная в городе металлическая скульптурная композиция «Семья аистов», которая олицетворяет успешное партнерство коллектива детского сада, родителей воспитанников и учредителей - администрации городского округа Кинель, территориального объединения работодателей города, общественной организации «Молодежь городского округа Кинель».

В прогулочной зоне функционирует учебно-игровой комплекс «Метеоплощадка», который оснащен метеорологическими приборами и приспособлениями: солнечные часы, термометры, осадкомер, флюгель, ветряной рукав, искусственный водоем. Цель данного объекта в организации интерактивного пространства детского сада и формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Важным объектом на территории АНО ДО «Город Детства» является учебно-игровой комплекс «Автогородок». Основное направление учебно-воспитательной работы данного комплекса заключается в том, чтобы познакомить детей с правилами безопасного поведения на улицах города и мерами предупреждения ЧП с участием детей.

4. Способы диагностики эффективности созданной РППС

Диагностика педагогического процесса дошкольной образовательной организации.

Уровень развития воспитанников АНО по образовательным областям

за 2014 -2015 учебный год

№ п/п

Образовательная область

Показатель (%)

первичный срез

итоговый срез

отклонения от нормы (%)

норма (%)

отклонения от нормы (%)

норма (%)

Физическое развитие

42,2

57,8

7,24

92,76

Речевое развитие

51,7

48,3

18,34

81,66

Познавательное развитие

45,2

54,8

39,2

60,8

14,14

85,86

50,5

49,5

12,58

87,42

Уровень развития воспитанников по образовательным областям 2015 – 2016 учебный год

№ п/п

Образовательная область

Показатель (%)

Начало года

Конец года

отклонения от нормы (%)

норма (%)

отклонения от нормы (%)

норма (%)

Физическое развитие

67,8%

32,2%

2,2%

97,8%

Речевое развитие

Познавательное развитие

65,8%

34,2%

Социально-коммуникативное развитие

79,5%

20,5%

9,9%

90,1%

Художественно-эстетическое развитие

79,9%

20,1%

Анкетирование родителей «Изучение мнения родителей о качестве оказания образовательных услуг в АНО».

АНО ДО «Город Детства» большое внимание уделяется интеграции семейного воспитания и дошкольного образования. Ежегодно проводится анкетирование родителей «Изучение мнения родителей о качестве оказания образовательных услуг АНО ДО «Город Детства». Учет развивающей предметно - пространственной среды отражен в анкете в блоке «Обеспеченность и благоустройство образовательного учреждения». Сравнительный анализ последних лет показал, что степень удовлетворенности предметно-пространственной средой, в том числе и благоустройством территории АНО, возросло с 87% на 8,9% до 95,9% от общего числа родителей.

Участие АНО в конкурсах разного уровня.

"Всероссийская выставка образовательных учреждений 2014-2015", АНО - лауреат-победитель (Золотая медаль Лауреата-Победителя, диплом Лауреата-Победителя);

всероссийский конкурс "100 лучших ДОУ России". Конкурс проводится с 2013 года. Организатор конкурса - Независимый общественный совет, в состав которого входят представители Совета Федерации, Государственной Думы, Национальной Ассоциации работников дошкольного образования России, Международной академии качества и маркетинга. АНО стала лауреатом этого конкурса в номинации "Лидер в создании материально-технической базы и оснащения для обучения, воспитания и развития детей". Награждена золотой медалью "100 лучших ДОУ России" в номинации "Лидер в создании материально-технической базы и оснащения для обучения, воспитания и развития детей", которая подтверждается дипломом. Директору АНО Н.В. Кузьминовой вручен почетный знак "Директор года"/"Заведующий года";

Городской конкурс на лучшую территорию, победители 2015 г., 2016 г.

5. Достоинства и недостатки технологии

Положительные стороны применения технологии:

Создание яркого архитектурно-художественного образа дошкольной организации;

Создание условий для совместной деятельности детей разного возраста и разного уровня овладения той или иной деятельностью, для общения в различных схемах: «Я - Я», «Я - воспитатель», «Я - другие», «Я - все дети» и т.д.;

Реализация новых подходов к проектированию внутреннего пространства.

Недостатки применения технологии:

Требует финансовых вложений.

6. Условия применимости

Строительство дошкольных организаций по проектам, предусматривающим наличие помещений для изостудий и театральных студий, мастерских, живых уголков, аудиовизуальных и компьютерных комплексов;

Активная, преобразовательно - творческая роль педагогов, родителей в создании среды;

Возможность вложения дополнительных средств (спонсорство, платные услуги, гранты) в развитие РППС.


Марина Зверева
Технология создания развивающей предметно-пространственной среды

Прежде чем начать работу по изменению развивающей предметно - пространственной среды нужно изучить документы, содержащие нормативные требования. Список на вашем экране, он конечно не весь.

Следующий шаг.

Выбрать программу.

После работы с нормативными документами нужно определиться с образовательной программой, по которой вы будете работать.

Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. М. Комарова, М. А. Васильева.

Ориентируясь на задачи и содержание образовательной работы с детьми вашей группы, составьте список пособий, оборудования, игр и материалов.

Выписать :

Учебно – методические пособия, необходимые для воспитания и обучения;

Игры и игровые материалы для самостоятельной детской деятельности;

Специальное оборудование для детских видов деятельности (игровые уголки, горка, ширма и прочее) .

В нашем детском саду этот список оформлен в виде паспорта группы.

Это папка с файлами, которая в течение года дополняется материалами. Сделанными руками воспитателей, детей и родителей, а так же оборудованием, которое приобретается учреждением.

По итогам первого года работы в проекте можем рекомендовать следующее оборудование. В нашей группе за прошедший год хорошо зарекомендовали себя эти модули модули.

Следующим шагом

Определите пространственное размещение оборудования в группе и дополнительных помещениях (в спальне, раздевалке и др., придерживаясь принципа не жесткого центрирования.

Это можно сделать как на компьютере, так и на бумаге, как делали мы.

Для начала лист бумаги нужно разделить на зоны : активную, рабочую, спокойную. Затем взять и вырезать, например, из картона условную мебель и расположить ее на этом листе. Это значительно сократит ваше время и избавит от лишней работы по перестановке мебели в группе.

Также при распределении мебели нужно учитывать и возрастные особенности детей.

Поместите мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме. Наполните оборудование игровыми материалами, необходимыми в первые два-три месяца работы.

Изучите интересы, предпочтения , особенности детей группы (на основе беседы с детьми и родителями, анкетирования родителей) и внести коррективы в предметно- развивающую среду с учетом полученной информации и имеющихся возможностей.

Под особенностью ребенка может подразумеваться даже ребенок левша. У нас в группе есть такой ребенок и специально для него были приобретены ножницы для левши.

Следующим шагом

Продумайте последовательность внесения изменений в предметно-пространственную среду в течение года , учитывая при этом содержание образовательной программы, приобретение новых игровых материалов и инициативу детей.

Так в нашей группе образовалось невостребованное пространство. Одна из девочек принесла в группу счетную машинку и буклеты сбербанка, которую ей дала мама – работник банка. Эта машинка вызвала такой интерес, что через 3 дня в группе появился уголок – сбербанк.

Учитывая инициативу и интересы детей, мы поменяли местами центр сюжетно-ролевой игры и создали уголок уединения . В нашей группе он еще называется «центром психологической разгрузки» . Для этого там размещены : баночка - кричалка, мешочек – смеха, расслабляющий коврик.

Группы должна быть не только безопасной, комфортной, но и стимулировать развитие детей , решать образовательные задачи. Для этого в нашем детском саду была создана технологическая карта . Содержание технологической карты меняется согласно тематическому планированию. На экране пример такой технологической карты .

Предметно-пространственная развивающая среда должна стимулировать детскую деятельность. Развивать такие качества как : самостоятельность и инициативность. С этой целью в центры вводятся схемы работы с тем или иным материалом, обозначаются правила работы в центрах, предлагаются игры и задания разных уровней сложности.

Вот такой опыт по созданию предметно – развивающей среды сложился на сегодняшний день в нашем саду. Какие рекомендации мы учтем при формировании развивающего пространства в нынешнем году? Обязательно надо фиксировать на фото все инициативы и изменения в предметной среде . Это позволяет проследить динамику проделанной работы и вовремя заметить ошибки. Спасибо за внимание1

Публикации по теме:

Аналитическая справка создания предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста Группу раннего возраста "Капельки" в 2015-2016 учебном году посещали 17 детей в возрасте 2-3 лет, из них 9 девочек и 8 мальчиков. I группа.

Дизайн-проект создания предметно-развивающей среды «В гостях у Лесовичка» Дизайн-проект создания предметно-развивающей среды "В гостях у Лесовичка". Актуальность. Современное ДОУ - это удивительный мир, где ребёнок.

С целью обеспечения системы условий, необходимых для развития разнообразных видов деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и.

Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым.

Развивающая предметно – пространственная среда Задачи: повышение профессионального уровня педагога; создание условий для качественной.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». При ее формировании важно учитывать множество факторов. является здесь основополагающим. Создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и , на которую нацелена данная среда. Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно - развивающей и игровой среды детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». При ее формировании важно учитывать множество факторов. Учет возрастных особенностей каждой из групп ДОУ является здесь основополагающим. Создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы , на которую нацелена данная среда. Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно - развивающей и игровой среды детского сада.

Цель воспитателя : сконструировать многоуровневую многофункциональную развивающую предметно – пространственную среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника, учитывая его возрастные особенности в дошкольном учреждении.

Для успешного прохождения аттестации, педагогу ДОУ , создавая предметно-пространственную среды с учетом возрастных особенностей необходимо учитывать следующие нормативные документы:

  • Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)
  • Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
  • Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

А также требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС дошкольного образования

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала Организации…

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда…должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

учет возрастных особенностей детей.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ

  • Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
  • Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ

  • 3) Полифункциональность материалов предполагает:
  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

ВАРИАТИВНОСТЬ

4) Вариативность среды предполагает:

  • наличие в Организации различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

ДОСТУПНОСТЬ

5) Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

БЕЗОПАСНОСТЬ

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования

Функции предметно-развивающей среды

  • Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
  • Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
  • Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Предметно – развивающая среда в детском саду должна:

  • Иметь привлекательный вид;
  • Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
  • Снимать утомляемость;
  • Положительно влиять на эмоциональное состояние;
  • Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
  • Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»:

  • Содержать предметы и материалы, известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками;
  • Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом;
  • Совсем незнакомые предметы и материалы.

При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.

Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.

На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.

В старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни

Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребенка по всему зданию, а не только в пределах своего группового помещения. Детям должны быть доступны все функциональные пространства детского сада, включая те, которые предназначены для взрослых. Конечно, доступ в помещения для взрослых, например в методический кабинет, кухню или прачечную, должен быть ограничен, но не закрыт, так как труд взрослых всегда интересен детям. Способность детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.

Если позволяют условия учреждения, можно обустроить места для самостоятельной деятельности детей не только в групповых помещениях, но и в спальнях, раздевалках. Все это способствует эмоциональному раскрепощению, укрепляет чувство уверенности в себе и защищенности.

Значительную роль в развитии дошкольника играет искусство, поэтому в оформлении детского сада большое место отводится изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Картины, скульптуры, графика, роспись, витражи, декоративные кладки, изделия народного прикладного искусства и т. д. с детства входят в сознание и чувства ребенка. Они развивают мышление, нравственно-волевые качества, создают предпосылки формирования любви и уважения к труду людей.

Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. Необходимо также предусмотреть «уголки уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать. Такие уголки можно создать, перегородив пространство ширмой, стеллажами, разместив там несколько мягких игрушек, книг, игр для уединившегося ребенка. В группе создаются различные центры активности :

  • «Центр познания» обеспечивает решение задач познавательноисследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);
  • «Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
  • «Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетноролевых игр;
  • «Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников;
  • «Спортивный центр» , обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающую деятельность детей.

Есть ряд показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей:

  • Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
  • Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но, тем не менее, хорошо всем слышен.
  • Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
  • Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
  • Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.

Младшая группа

Обстановка в младшей группе прежде всего создается как комфортная и безопасная для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предпочитают стабильность в этом отношении. В связи с этим необходимо спланировать расстановку оборудования еще до прихода малышей в детский сад.

Маленькие дети - это в первую очередь «деятели». Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы каждый получил возможность участвовать в разнообразной деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов, в рисовании, лепке, элементарном труде, в творческой деятельности. В совместной деятельности с ребенком воспитатель помогает освоить новые способы и приемы действий, дает образец поведения и отношения. С учетом этого пространственно обстановка организуется для одновременной деятельности 2-3 детей и взрослого.

У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространственной организации среды оборудование целесообразно располагать по периметру группы, выделив игровую часть и место для хозяйственно-бытовых нужд, предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка. Не рекомендуется включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства должны быть свободными.

Предметная среда группы организуется так, чтобы стимулировать восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы подбираются чистых цветов, четкой несложной формы, разных размеров, выполненных из разнообразных (но безопасных для здоровья ребенка) материалов. Хорошо, если из предметов можно извлекать звуки, чувствовать аромат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость-мягкость и другие разнообразные свойства.

Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек: вкладышей, пирамидок, шнуровок, - нужно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Примеряя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.

В группе для четырехлетних детей используем игрушки, отражающие реальную жизнь (например, машина скорой помощи, грузовая, легковая машины, кукла-доктор и т.п.). Ряд игровых атрибутов нужно заменить предметами-заместителями для развития воображения ребенка, расширения творческих возможностей игры.

Маленькие дети предпочитают крупное игровое оборудование. Необходимо размещать материалы на открытых полках, а сами материалы подбираются внешне привлекательные, яркие, и довольно часто их надо менять (не реже одного раза в неделю). Все игрушки и пособия, находящиеся в группе, должны быть доступны для ребенка, это способствует развитию его активности, самостоятельности.

Много возможностей развития детей заложено в игре- экспериментировании. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования это оборудование можно приобрести или сделать своими руками, сегодня наши воспитатели вам об этом подробно расскажут и покажут во время мастер классов. Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных картинок. Должны быть также мозаика (крупная пластиковая, магнитная и крупная гвоздиковая), пазл из 3-15 частей, наборы кубиков из 4-12 штук, развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат»), а также игры с элементами моделирования и замещения. Разнообразные «мягкие конструкторы» на ковролиновой основе позволяют организовать игру по- разному: сидя за столом, стоя у стены, лежа на полу.

Ребенок младшего возраста начинает проявлять все более активный интерес к рисованию. Для накопления опыта изобразительной деятельности лучше всего иметь специальные самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон простых белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Обои закрепляются на стене, покрытой пленкой, или на столе и перематываются по мере использования. Любят малыши рисовать ладошками, для такого рисования лучше использовать гуашь с добавлением жидкого мыла или специальные краски.

Очень полезно в группе иметь много зеркал в разных местах, поскольку малыш сможет видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид. А уголок ряженья позволит ему изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.

Средняя группа

В среднем дошкольном возрасте важно накапливать у детей опыт совместной со сверстниками деятельности, а также развивать познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности.

Средний дошкольный возраст - время расцвета сюжетно-ролевой игры. Дети 5-го года жизни, как и младшие дошкольники, любят многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты. Поэтому, если сюжет игры воспроизводится с энтузиазмом и увлечением, не надо побуждать детей к новой игре и вносить к ней атрибуты. Сигналом о необходимости существенных изменений в игровой среде будет служить снижение эмоционального фона, речевой активности и быстрое сворачивание игры. В этом случае необходимо внести атрибуты для разворачивания новых сюжетов. Сюжеты в этом возрасте просты и связаны с имеющимся у ребенка опытом: семья, магазин (продуктовый, игрушек, одежды), детский сад, праздники, моряки, цирк, путешествие на дачу...

Пятилетний ребенок придает большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. В игровых наборах для средней группы должны быть куклы разного пола и «профессий» и мягкие игрушки (котята, лисята, собачки, зайцы, медведи и др.), лучше не очень крупных размеров - чуть больше ладони взрослого; наборы мебели (крупной и для игр на столе), посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробок разного размера и формы, бечевок, катушек, лоскутков ткани, палочек, трубок и пр.; все это найдет применение в игре, будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества.

Усиливается познавательная активность дошкольников. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?». Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. С этой целью в группе организуется «сенсорный центр»

  • место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств. Например: музыкальные инструменты, шумовые предметы можно слышать; книги, картинки, калейдоскопы можно видеть; баночки с ароматизированными веществами.

В среднем дошкольном возрасте дети активно осваивают средства и способы познания. Среди дидактических игр, прежде всего, должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (типа «Танграм», пазл из 12 - 24 частей), игры на счет. Примерно 15% игр предназначены для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.

Игры с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом, пеной организуются в специальном месте для детского экспериментирования. Требования к нему примерно те же, что и для младшего возраста, но набор материалов шире, и представлены они постоянно. Также надо показать детям способы фиксации процесса и результата экспериментов, внести бумагу и ручку для самостоятельных зарисовок. Это будет способствовать развитию исследовательских умений, планирования, целеполагания.

В среднем дошкольном возрасте проявляется высокий интерес к языку, речи. По возможности, надо приобрести в группу технические средства (проектор, фильмоскоп, диктофон, магнитофон). Также большое место уделяется книгам: должны быть представлены не только художественные книги, но и познавательная и справочная литература для детей, обучающие книги и рабочие тетради. Воспитатели записывают творческие рассказы детей в альбомы, дети могут иллюстрировать их рисунками.

Старший дошкольный возраст

При переходе ребенка в старшую и, в особенности, в подготовительную группу, начинает меняться его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддержать это ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, спрашивая мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекать в сам процесс преобразований.

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Через книги и предметы ребенок знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох, с многообразными жанрами живописи и другими видами искусства.

Пространство группы желательно «разбить» на небольшие полузамкнутые микро пространства (в которых могут находиться одновременно 3-6 человек), поставив стеллажи торцом к стенам и хорошо закрепив их. Необходимо, чтобы дети вместе с воспитателем могли по собственному замыслу несколько раз в год менять пространственную организацию среды. Для этой цели также подойдут небольшие ширмы, деревянные или металлические каркасы и отрезы ткани, крупный модульный материал или обычные картонные коробки большого размера, окрашенные или оклеенные пленкой.

Предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.

В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты: бытовые (магазин, семья), трудовые (строительство дома, доктор, школа), общественные (праздники, путешествия), содержание любимых литературных произведений и кинофильмов. Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Размер оборудования и игрушек лучше небольшой - для игр на столе. Допустимо и крупное напольное оборудование, если дети активно и длительно играют. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры, дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. «Развернуты» только те игры, в которые дети играют; игры могут длиться несколько дней и даже недель. В группе должна быть коробка с бросовым материалом, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и др. материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов. Желательно включить альбомы, книги-самоделки с описанием последовательности изготовления различных игрушек для расширения содержания игр, ножницы, клей, скотч, фломастеры и другие материалы.

В группе специальное место и оборудование выделено для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения. Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности.

Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе. Игр с правилами огромное многообразие, это и лото, и домино, и маршрутные игры («ходилки»). Г лавный принцип отбора - игры должны быть интересными для детей, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.

Важная задача - развитие фонематического слуха. С этой целью воспитатель может предлагать детям в течение дня подбирать предметы и игрушки, названия которых начинаются с определенного звука, или этот звук есть в середине, конце слова. Для развития связной речи, стимулирования воображения и творчества в центре грамотности размещается 5-6 рамок (картонных или деревянных) и множество вырезанных из старых журналов картинок. Пусть ребенок покопается в кипе, выберет несколько разных картинок и разложит их в рамки в определенной последовательности, придумает и расскажет сюжет по этим картинкам.

Изобразительная деятельность - одна из самых любимых для старших дошкольников. Кроме обычных материалов (бумага, картон, карандаши, фломастеры, краски, кисти), необходимо включить схемы-способы создания образов с помощью разнообразных техник. Желательно иметь пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов. Книги и альбомы самоделок также помогут дошкольникам в изготовлении каких-либо конструкций и поделок. Рядом или в других местах группы надо отвести место для демонстрации созданных детьми работ. Можно крепить детские работы не только на стенках, но и подвешивать с помощью нитей к потолку, заполняя работами воздушное пространство группы.

Организация самостоятельной повседневной трудовой деятельности диктует необходимость создания творческих мастерских, позволяющих детям работать с тканью, деревом, бумагой, мехом и др. материалами.

При организации детского экспериментирования стоит новая задача: показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, например, микроскоп. Если позволяют условия в детском саду, желательно для старших дошкольников выделить отдельную комнату для экспериментов с использованием технических средств. А в группе оставить только небольшую часть оборудования для экспериментирования с материалами, шарами, подвесами, водой, природными материалами.

Важная роль в развитии ребенка отводится конструктивной деятельности. Для этого в среду группы помещают конструкторы и строительные наборы, выполненные из разного материала (пластика, дерева, металла), напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности. Кроме самих наборов необходимо включить в среду группы разнообразные схемы-образцы построек, фотоальбомы (с фотографиями архитектурных сооружений и детских построек), тетради для зарисовки схем созданных детьми конструкций.

Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников. Желательно книги расставить в алфавитном порядке, как в библиотеке, или по темам (природоведческая литература, сказки народные и авторские, литература о городе, стране и т.п.).

У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Целесообразно выделить учебную зону, чтобы обстановка группы была приближена к учебной среде класса: поставить столы рядами, повесить школьную доску. В будущем это в определенной степени поможет адаптироваться к учебной среде класса.

Важная задача - развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Необходимо показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Для этого успехи ребенка важно фиксировать рисунками или пиктограммами.

Умение планировать очень пригодится ребенку и в школе, и в жизни. План фиксируется разными способами записывается воспитателем, обозначается знаками, картинками). Для этого в группе надо иметь список имен детей, выставляя напротив каждого имени карточку с планом. Это легко сделать с помощью скотча, или закрепив на стене кусок белых обоев (на которых и вести записи), по мере необходимости обои прокручивать до чистого места.

Привлекают старших дошкольников возможности изменения имиджа, внешнего вида. Для этого можно внести в группу зеркала, краски для грима, парички из ниток, старых колготок, детали одежды взрослых людей. Например, такие как шляпа, галстук, длинная пышная юбка, солнечные очки, шаль, пилотка стюардессы, капитанская фуражка.

Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны. В группу вносится герб города, края, в котором живут дети, герб и флаг страны. Изготавливаются газеты о том, как дошкольники путешествуют по родным местам с родителями, какие впечатления у них появились во время этих путешествий, что запомнилось больше всего. На карте страны отмечается место нахождения детского сада, а также те места (в стране, мире), в которых побывали дети группы. А рядом можно прикрепить рассказы детей об этих местах, о людях и их обычаях, фотографии. Можно вместе с детьми сделать макеты, отражающие содержание, с которым знакомятся дошкольники (деревня, древнее поселение, Петровская ассамблея).

В старшем дошкольном возрасте воспитатель продолжает расширять область социально-нравственных ориентации и чувств детей. В группе отводится место, в котором постоянно вывешиваются картинки с различными ситуациями, отражающими поступки людей и варианты реагирования на это («+» - правильно, возможно, «-» так поступать нежелательно). Предлагаются игры, в которых дети конструируют эмоциональные проявления людей, например, «Конструктор эмоций». Для него нужна основа (подкладка) и набор деталей, из которых составляется лицо человека: овал лица, брови, глаза, нос, рот. Детали представлены в 4-5 вариантах. Ребенок «набирает» лицо человека и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, составляет творческий рассказ о полученном изображении.

Таким образом, используя предметно - развивающую среду и ее средства, созданную с учетом возрастных особенностей дошкольников , становится возможным помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что ему наиболее присуще. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника. Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество каждому воспитаннику.