Технологии формирования навыков безопасного поведения. Опыт работы «Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Предметно-развивающая среда должна включать: уголок безопасности, дидактические игры, настольно-печатные игры, иллюстрирован

«Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка

Методические рекомендации по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста предназначены в помощь администрации образовательной организации, педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, ответственным за профилактику детского травматизма. В данных методических рекомендациях изложены цели, задачи, принципы, методы и формы работы по воспитанию безопасного поведения детей; предложены формы работы с родителями воспитанников; даны критерии оценки эффективности данной работы.

Организация деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего мира, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.

Работа по воспитанию безопасного поведения детей должна носить системный характер. Это непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует свойственная взрослым защитная психологическая реакция на опасность.

Организацию деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей нужно начинать с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков. Результаты обследования позволяют определить цели, задачи и пути работы по данному направлению.

Цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста – дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения.

Эту цель можно реализовать путём решения следующих задач:

Формировать у дошкольников представления об опасных и вредных факторах;

Воспитывать навыки адекватного поведения в различных жизненных ситуациях;

Развивать потребность и желание приобретать новые знания о правилах безопасного поведения;

Учить детей пользоваться полученными знаниями на практике;

Использовать различные средства и формы работы по воспитанию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Определяя основное содержание работы по воспитанию безопасного поведения детей, необходимо использовать различные формы и методы организации обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической ситуации. При этом основным ориентиром должен стать учёт жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии. Это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).

Принципы организации работы по формированию безопасного поведения – системность, интеграция, преемственность между дошкольной организацией и семьей, доступность содержания, возрастная адресованность.

Основными методами обучения безопасному поведению выступают: наглядные (эффективны для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений), словесные, игровые (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры), практические (упражнения, опыты, моделирование).

Обучение детей дошкольного возраста неразрывно связано с воспитанием. В профилактической работе можно использовать следующие средства воспитания:

1. Воспитание словом (беседа, рассказ, разъяснение, пример).

2. Воспитание делом (деятельностью) (приучение, упражнение).

3. Воспитание ситуацией (создание воспитывающих ситуаций, поощрение, наказание, требование, педагогическая оценка).

4. Воспитание игрой.

5. Воспитание общением.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, трудовая, физкультурно-оздоровительная, музыкально-художественная.

Методы и формы обучения и воспитания

Можно использовать с учётом возрастных особенностей детей следующие методы и формы обучения и воспитания:

Комплексные занятия, тренинги;

Экскурсии, целевые прогулки, походы;

Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры, игры-соревнования;

Сочинение историй;

Наблюдения;

Беседы групповые и индивидуальные;

Чтение специальной детской литературы;

Анализ заданных ситуаций;

Выполнение поручений;

Экспериментирование.

Средства обучения и воспитания

С учётом возрастных особенностей детей, можно использовать:

Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;

Плакаты, иллюстрации;

Настольно-печатные игры, дидактические игры;

Компьютерные презентации;

Карточки для индивидуальной работы;

Игрушечный транспорт различного функционального назначения; макеты светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков); дорожные знаки;

Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;

Подборку художественной литературы по теме.

Реализация поставленной цели предусматривает следующее:

Разработку системы планирования;

Определение содержания работы по формированию навыков безопасного поведения в окружающей среде (дом, улица, детский сад);

Разработку форм организации деятельности с детьми, родителями и педагогами;

Разработку конспектов занятий, экскурсий, развлечений.

Воспитание навыков безопасного поведения дошкольников нужно осуществлять на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Опыт безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста формируется успешно, если:

Обеспечивается поэтапное освоение доступных детям знаний и умений безопасного поведения;

В воспитательно-образовательной деятельности используется ситуативно-имитационное моделирование как метод закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования соответствующих умений в ведущем виде детской деятельности;

Педагоги и родители осознают необходимость целенаправленной деятельности в данном направлении и осуществляют её в тесном сотрудничестве.

Работа с родителями дошкольников по воспитанию безопасного поведения детей

Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках дошкольной организации. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй. Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.

Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и дошкольной организацией, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. Эффективность обучения детей безопасному поведению в быту и на улице в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют. Недостаточный уровень культуры поведения взрослого приводит к таким же явлениям и у детей.

Основное внимание в работе с родителями следует уделять содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам грамотности в области формирования безопасного поведения, выбору демократичных форм общения и учёта педагогической активности родителей. Всё это требует от педагога определённой гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.

Можно предложить следующие формы работы с родителями воспитанников:

1. Анкетирование, тестирование, опрос.

2. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций по правилам безопасного поведения детей, с приглашением работников полиции, медицинских работников, сотрудников МЧС.

3. Совместные праздники, развлечения, проекты.

4. Педагогический совет с участием родителей на тему «Безопасное поведение и здоровье наших детей».

5. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам безопасного поведения в быту, на улице, в природе и экстремальных ситуациях).

6. Практические семинары.

7. Консультации.

8. Выступление родителей на мероприятиях с целью обмена положительным опытом использования возможностей семьи для обучения ребёнка безопасному поведению.

9. Включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты.

Оценка эффективности работы образовательной организации по формированию навыков безопасного поведения дошкольников

Эффективность работы по формированию навыков безопасного поведения может осуществляться:

Через оценку знаний воспитанников (количественная диагностика);

Через оценку изменений в поведении ребёнка (качественная диагностика).

Параметрами количественной диагностики могут быть:

  • усвоение знаний правил поведения в быту;
  • усвоение знаний правил поведения в природе;
  • усвоение знаний правил поведения на улице;
  • усвоение знаний правил поведения в экстремальных ситуациях.

Комплекс диагностических приёмов, используемых для определения эффективности работы по формированию безопасного поведения дошкольников:

Наблюдение;

Фиксация высказываний детей;

Сочинение сказок, задания с участием сказочных героев, рассказы с вопросами;

Рисунки с заданиями, творческие рисунки;

Обсуждение литературных произведений.

Целенаправленная работа по формированию безопасного поведения у дошкольников будет способствовать предупреждению несчастных случаев и детского травматизма.

2. Каюрова А. Н., Скокова О. В., Шеховцова Т. С. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС // Молодой ученый. – 2014. – № 11.

3. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и слушателей курса профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования». / Сост. И. Ф. Слепцова, С. И. Карпова. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2011.

4. Садретдинова А. И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий / А. И. Садретдинова // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 8.

5. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.

Галина Макеева
Опыт работы «Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах»

Огромен и нескончаем поток транспорта на улицах наших сёл и городов. По этим же улицам проходит тысячи пешеходов, среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Дорога , улица манит ребенка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычностью ситуаций. Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улицах и дорогах , в общественном транспорте надо начинать еще в раннем возрасте. Правила, усвоенные в детстве, в дальнейшем становятся нормой поведения , их соблюдение – потребностью. В соответствии с ФГОС ДО нами поставлена цель :

Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде .

Исходя из этого мы решаем такие задачи как :

1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице .

2. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой , а так же формирование устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице .

3. Воспитание дисциплинированности и сознательного практического выполнения правил дорожного движения , культуры поведения в дорожно -транспортном процессе.

4. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся ПДД.

Работу по профилактике дорожно -транспортных происшествий строим в соответствии со следующими принципами организации образовательного процесса :

Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения , а по правилам безопасного поведения на дороге .

В работе с детьми используем следующие методы :

Проектный метод;

Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций ;

Личностно-ориентированная технология;

Технология игрового обучения;

Метод наблюдения и беседы.

Особое внимание уделяем техническому оснащению, так как оно является одним из важнейших условий формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах , это :

Наглядные пособия.

Методическая, познавательная и художественная литература.

Сценарии праздников, экскурсий, бесед, консультаций, конспекты занятий и развлечений по пропаганде дорожной азбуки .

Фотоальбом, детские рисунки.

Комплект плакатов по предупреждению дорожного травматизма .

Комплект плакатов «Правила дорожного движения » .

Комплект дорожных ситуаций

Макет светофора, дорожные знаки

Макет с дорожной разметкой для игр с машинами

Дидактические, развивающие, настольные игры;

Атрибуты для ролевых игр «Шоферы» , «АЗС» , «Дорога » и др.

Основная идея работы по данной теме проходила через все виды деятельности. При её реализации соблюдался принцип последовательности : формирование навыков поведения на дорогах состоит в том , что любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем опыте , обучение включается в контекст повседневной жизни.

Значительное место было отведено практическим формам обучения : наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам (к перекрёстку, к проезжей части, к светофору и т. д., работе в автогородке , во время которых знакомила детей с перекрёстком , некоторыми дорожными знаками , где дети получили более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров, наблюдали за движением транспорта и закрепили ранее полученные знания на тематических занятиях, таких как : «Улица города (села) и его транспорт», «Мостовая - для машин, тротуар – для пешеходов» , «Автомобили, история их возникновения» , «Правила поведения на тротуаре , пешеходной дорожке , обочине», «Правила безопасности дорожного движения » , «Безопасный перекрёсток » , «Путешествие по городу дорожных знаков » и т. д. ;

В работе с детьми использовались беседы с решением проблемных ситуаций «Опасности подстерегают нас на улице» , «Мы с дорогою на вы » , «Правила поведения на проезжей части » и др. ;

На занятиях и вне занятий использовалось : рассматривание иллюстраций, пособий с изображением дорожных знаков ,

дорожных ситуаций , где дети определяли нарушения правил дорожного движения , делали выводы и умозаключения.

В группе ежедневно проводились минутки безопасности , где вместе с детьми повторяли дорожную азбуку . Знания по пдд дети получали и при ознакомлении с познавательной и художественной литературой. Кроме чтения, я использовала заучивание стихов, отгадывание загадок. Постоянное общение с книгой и систематическая работа развили знание основ дорожного движения и творческие способности и умения детей . Эти способности мы реализовывали в инсценировках, драматизациях, выразительном чтении стихов, в сочинении сказок, рассказов.

Организуя занятия и беседы, исходили из того, что в этом возрасте дети лучше воспринимают материал, преподнесенный в виде игры, использовали такие игры, как :

словесные, дидактические «Подумай и скажи» , «Назови вид транспорта» , «Опиши транспорт» ,

развивающие, настольные «Дорожные знаки » , «Транспорт» ,

сюжетно-ролевых «Шоферы» , «АЗС» , «Дорога » , «Автобус» , «ГАИ,

подвижные «Перебежки» , «Горелки» , «Стоп» , моделирование дорожных ситуаций , путешествия в «Страну дорожных знаков » , эти игры активизировали мышление детей , ставили их перед необходимостью самостоятельно находить решение, использовать имеющиеся знания.

Формируя у детей навыки правильного поведения на улице , мы уделяем внимание знакомству с трудом водителей и работников ГИБДД . Объясняя, как трудно приходится им, если пешеходы не соблюдают правил уличного движения, дети с удовольствием закрепляли знания в с/ролевых играх.

В свободное время дети с интересом рассматривали иллюстрации, альбомы, рисунки, плакаты по пдд.

Знания правил дорожного движения находили отражение и в художественном творчестве, как на занятиях, так и вне занятий, В течение года были организованы конкурсы и выставки рисунков : «Такие разные машины» , «Дети и дорога » «Внимание, дорога , «Наша улица» , «В стране – грамотных пешеходов» , «Внимание, дорога

Интересной формой по закреплению пдд являлись, ежеквартально проводимые в нашей группе, развлечения по правилам дорожного движения : «Главная дорога » (телепередача) , «Дорожная азбука » , игра-путешествие «В стране грамотных пешеходов» ,«Красный, жёлтый, зелёный» , «Самый внимательный пешеход» , «Ребёнок – главный пассажир» , дети с увлечением участвовали в показе сказки «В королевстве Феи дорожных знаков » организовывались встречи с сотрудниками ГИБДД Д. Добряковым на которых дети закрепляли полученные представления, упражнялись в разных видах деятельности, осуществляли творческую самореализацию в различных конкурсах.

Организуя столь важную работу по данной теме , нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников.

Актуальность данной работы состоит в том , что первый социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду , невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.

В марте было проведено анкетирование родителей с целью выявления уровня семейного воспитания ребёнка по правилам дорожного движения . Анализ показал, что у родителей недостаточно сформированы педагогические знания по обучению детей безопасному поведению на улице и дороге . Более того не все родители, принимавшие участие в анкетировании, сами соблюдают правила дорожного движения , причём как водители так и пешеходы. На основе результатов анкетирования было подготовлено и проведено родительское собрание на тему «Безопасность детей на улице » , на котором родители не только получили теоретические знания по обучению детей правилам дорожного движения , но и поучаствовали в практических упражнениях, разобрали дорожные ситуации . По итогам собрания совместно с родителями было решено, что необходимо шире использовать активные совместные формы работы для повышения педагогических знаний родителей по вопросам формирования у детей безопасного поведения на дорогах .

С целью привлечения внимания родителей к изучению правил дорожного движения , развитию практических умений по применению этих правил детьми для родителей,нами были разработаны :

- консультации : «Совместная деятельность МДОУ и семьи по обучению дошкольников правилам дорожного движения », «Правила безопасности детей . Безопасность на дорогах », Воспитываем грамотного пешехода»

Буклеты «Внимание! Ребёнок и дорога » , «Профилактика дорожно -транспортного травматизма»

Листовки «Соблюдать правила перевозки детей необходимо и в автомобиле».

- информационный стенд «Что можно прочитать детям о дорожном движении » , «Чтоб никогда не попадать в сложные положения, надо соблюдать правила движения»

Активное участие родителей проявлялось в такой форме совместной работы взрослых и детей , как создание стенгазет, фотоальбомов. Примером является опыт семьи Кокотюха «Мой ребенок учит правила дорожного движения » , Газета для любознательных родителей «Правильная дорога с детства » , нами была изготовлена стенгазета для родителей «Движение – жизнь, когда по правилам» . В игровой интересной форме родители закрепляли с детьми значения дорожных знаков , разбирали проблемные ситуации на дорогах , участвовали в театрализации, соревновались в ловкости и остроумии. Такие праздники доставили огромную радость детям

Анализ мониторинга знаний, умений и навыков выявил положительную динамику сформированности представлений по ПДД у детей дошкольного возраста. На конец марта уровень умений и знаний детей по ПДД составил 3 ,7 (б) -92%

Вывод : Система разработанная нами помогла дошкольникам овладевать навыками безопасного поведения и чувствовать себя уверенно на дорогах в любой ситуации . Результатом считаем отсутствие дорожно -транспортных происшествий с воспитанниками нашей группы.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улицах города

За безопасность необходимо платить,
а за её отсутствие расплачиваться.
Уинстон Черчилль

Современный мир таит в себе большое количество разных опасностей. Все мы живем в обществе, где необходимо соблюдать определенные нормы, правила поведения. Поэтому одной из самых болезненных проблем современного общества является детский дорожно-транспортный травматизм. Зачастую дети и являются виновниками дорожно-транспортного травматизма, потому что не достаточно владеют правилами безопасного поведения. Под безопасностью понимается не просто сумма усвоенных ребенком знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Пока малыш слишком мал и находится в коляске, мы испытываем тревогу, т. к. он становится одним из участников дорожного движения. А как только он начинает взрослеть и ходить, ребенок становится более активным. В связи с этим очень сильно увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий. Как правило это связано с тем, что во – первых, стала развиваться техника во всем мире, во – вторых, несоблюдение и невыполнение правил безопасного поведения детей на улицах, дорогах, в транспорте и т. д. Поэтому дети часто страдают непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль или другое какое - нибудь транспортное средство.

Поэтому одной из важнейших задач дошкольного учреждения является формирование навыков безопасного поведения у детей. Именно поэтому в этой большой и сложной работе особое внимание уделяется воспитанию безопасного поведения на улицах города.

С раннего возраста необходимо обучать детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. Ведь знания, которые ребенок получает в детстве, наиболее прочные. Культура общественного поведения формируется через знание правил поведения на дороге и соблюдения норм. Именно это и является важной предпосылкой к снижению дорожно-транспортного травматизма среди детей.

Воспитание и обучение ребенка с первых дней пребывания в детском саду необходимо организовывать так, чтобы к тому моменту, когда ребенок переходит из детского сада в школу, он мог бы с легкостью ориентироваться в окружающем пространстве, умел правильно оценивать ситуации и владел бы навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Вот почему именно в детском саду все дети должны получить квалифицированную информацию о безопасном поведении на улицах и приобрести необходимые навыки и привычки правильного поведения. Чем больше у ребенка этих полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания, которые он будет получать в детском саду.


Целью моей работы стало знакомство дошкольников с дорогой, правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта, а так же активизировать проблему культуры личной безопасности.

Для достижения поставленной цели были разработаны следующие задачи:
- учет возрастных особенности детей;
- развитие у детей самостоятельности и ответственности;
- создание условий по изучению детей с основами и правилами безопасного поведения на дороге;
- закрепление правил и норм поведения в различных жизненных ситуациях на дороге;
- ориентировка в различных дорожных ситуациях;
- контроль своих поведенческих реакций;
- формирование пространственной ориентировки;
- развитие связной речи детей;
- обогащение словаря детей;
- взаимодействие с семьёй дошкольника;
- создание дидактических игр, разработка занятий.

В своей работе я использую систематическую разноплановую работу, использую творческие формы и методы обучения и воспитания детей, а также просвещаю родителей по данной проблеме.

Основным методом моей работы – является создание именно той благоприятной предметной среды, которая будет стимулировать детскую активность и предоставит ребенку больше времени для свободного исследования интересующих его объектов, развивать у ребенка реакцию, координацию, внимание и наблюдательность.

Для этого мною была создана предметно-развивающая среда, которая включает в себя:
1. Уголок безопасности в группе;
2. Информационный уголок для родителей;
3. Познавательно-агитационные материалы;
4. Иллюстрированные стенды для детей и взрослых;
5. Работа с родителями.

Дошкольное учреждение и семья – это два социально значимых института, от которых и зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Поэтому вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города, посёлка, дома должна строиться в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является источником общественного опыта. Именно в семье он находит примеры для подражания. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то решать эту проблему мы должны «всем миром»: детский сад, семья, школа, общественность.

Нина Шувалова
Формирование навыков безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста

Само понятие «безопасность » подтверждает важность и необходимость проведения работы по формированию безопасного поведения в быту . Ребёнок в силу возраста , отсутствия жизненного опыта может подвергаться различным опасным ситуациям. При этом взрослые, любящие и опекающие своих детей часто повторяют «не трогай» , «отойди» , «нельзя» . Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путём долгих и не всегда понятных детям наставлений. Безопасность -это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Итак, актуальность темы обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения , приобретения ими опыта безопасного поведения в быту .

Цель моей работы – формирование у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них .

Задачи :

1. Формировать представления об опасных для человека ситуациях в быту и способах правильного поведения .

2. Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту .

3. Формировать навыки осторожного обращения с электроприборами.

4. Формировать навыки осторожного обращения с огнем, расширять представления о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнем;

5. Обогащать словарный запас и развивать связную речь дошкольников .

Развитие ребёнка происходит в различных образовательных областях. В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования образовательная область социально-коммуникативное развитие направлено на формирование основ безопасного поведения в быту , социуме и природе.

Работа строилась в три этапа :

1. Диагностика навыков безопасного поведения детей в быту . Анкетирование родителей.

2. Система работы по формированию навыков безопасного поведения в быту .

3. Выявление навыков безопасного поведения в быту .

Первый этап.

На первом этапе был выявлен уровень сформированности навыков безопасного поведения детей в быту . Мы выяснили, что не все дети имеют полное представление о том, как правильно обращаться с электроприборами, о причинах и последствиях неправильного обращения с огнём.

Анкетирование родителей показало, что многие из них не интересуются данной проблемой, зачастую сами демонстрируют отсутствие культуры поведения в быту и , соответственно, закладывают у детей отрицательные стереотипы поведения .

Второй этап работы

Свою работу я начала с создания условий для ознакомления :

Оборудована предметно-пространственная среда . В соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта реализуются принципы : доступности, безопасности , вариативности, содержательной насыщенности, трансформируемости , полифункциональности.

Для ознакомления ребенка с основами безопасности я использовала : альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и пр.

Игровое пространство оснащено элементами, стимулирующими познавательную активность дошкольника . Вследствие интеграции с другими образовательными областями, происходит формирование у детей интеллектуального потенциала, формируются такие жизненно важные качества, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию, уверенность в своих действиях, развитие эмпатии.

Взаимодействие с ребёнком ориентировано на его личностное развитие, создание атмосферы душевного тепла и эмоционального благополучия, в которой ребенок чувствует себя уверенным, устойчивым к стрессам.

Принципы организации воспитательно-образовательной работы :

Принцип системности. Работа проводиться системно, в течение года при гибком распределении содержания перспективного плана в течение дня. Однако, тематический план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и возникающие вопросы, поэтому я учитываю реальность событий.

Принцип интеграции. Работа по воспитанию безопасного поведения ребенка- дошкольника проводится во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и органично интегрируется в целостный педагогический процесс.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Стараюсь довести до родителей, что в вопросах безопасности ребёнка мы действуем сообща, дополняя друг друга.

Методы ознакомления детей с основами безопасного поведения в быту .

1. Беседа с рассматриванием иллюстраций («Дом – машина для жилья» , «Огонь – наш друг» , «Как люди овладели огнём» , «Как избежать пожара» , «Почему окно может быть опасно?» , «Таблетки – это не конфетки» , «Скорая помощь» , «Как вызвать милицию?» , «О правилах безопасного поведения возле ёлки » ); просмотр презентаций; свободное общение («Какие опасности подстерегают нас в помещении» , «В этих предметах спрятан огонь!» , «Как подружиться с электричеством» , «Использование и хранение опасных предметов» , «Поговорим о домашней аптечке» , «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности» ); составление творческих рассказов; совместное изготовление коллажей («Опасные и безопасные предметы » , «Пожароопасные предметы» , «Наши помощники и враги дома» : отгадывание и заучивание загадок о бытовых предметах, профессиях врача, пожарного, милиционера, заучивание пословиц и поговорок.

2. Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

(игры - тренинги, «Пожарная тревога» , «Из группы исчезли все стулья» , «Плохо воспитателю – что делать?» , «Мы – спасатели» , «Как вызвать пожарных, скорую помощь, милицию?» )переделывание сказок так, чтобы дети могли сами закончить ее и найти выход из сложившейся ситуации.

имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;

3. Метод повторения. В непосредственно образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов , повышает познавательную активность.

4. Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

Игры типа «Что мы знаем о вещах» , «Раз, два, три, что опасно – найди

5. Чтение художественной литературы. способствует развитию творческого воображения, использование опыта, закреплению знаний. Гальченко В. «Приключения пожарного» , Житков Б. «Помощь идет» , «Что я видел» ; Маршак С. «Пожар» ; «Рассказ о неизвестном герое» . «Кошкин дом» ; Островский Б. «С огнем не шутят» и других.

6. художественно-творческая деятельность. Дошкольники лепили , рисовали, составляли коллажи о причинах травм, пожаров, о том, как они представляют себе работу спасателей, какие специальные машины помогают людям, если случилась беда и т. д. Была организована выставка детских рисунков «Домашние опасности» .

Взаимодействие с родителями

В деле решения вопроса безопасности в семье и детском саду учитывался принцип единства требований.

Я старалась добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения , если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Этот вопрос решался на родительском собрании, посвященном проблеме безопасности , совместными усилиями разработали план работы по профилактике безопасности .

В рамках работы с родителями и детьми проводились следующие мероприятия :

Лекции и консультации “Шалость детей с огнем” , “Основные причины возникновения пожаров и их предупреждение”, “В здоровом теле – здоровый дух”, “Защита ребенка в правовых документах”;

просмотр видеофильмов : фрагментов занятий, праздников,

Распространение памяток “Действия при возникновении пожара, порядок вызова пожарной охраны”;

оформление стендов “ Безопасность вашего малыша”-“Ребенок и дорога”, “Островок безопасности” , “Я с дорогою дружу”, “Выбираем няню”;

Выставки дидактических пособий, игр, поделок, художественной и методической литературы, детских работ “На дороге не зевай!”;

Выставки и презентации совместных художественно-творческих работ : плакаты “Не шути с огнем”, “Учим детей правилам дорожного движения”, “Улица полна неожиданностей”; макеты “Транспорт будущего”, “Здоровый образ жизни”;

Своевременное информирование родителей о тех или иных мероприятиях по безопасности в группе , ДОУ, городских мероприятиях.

В ходе проделанной работы имеем следующие результаты :

У детей повысился уровень знаний о домашних предметах, ситуациях которые могут причинить вред жизни или здоровью людей (электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, открытое окно, балкон и др.);

Расширились представления о пожароопасных предметах, причинах пожара.

- сформированы элементарные представления о поведении в рассмотренных чрезвычайных ситуациях;

У родителей изменилось отношение к данной проблеме, повысился интерес к воспитанию собственных детей .

Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности связан с потребностью общества в социально адаптированной личности. Современная окружающая среда требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности адекватного поведения . Дошкольный возраст - период впитывания , накопления знаний. Мы не только оберегаем ребенка от опасности, но и готовим его к встрече с возможными трудностями, формируем представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививаем ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Формирование навыков безопасности поведения детей Никого не оставляет равнодушным неутешительные сводки о несчастных случаях, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского травматизма в дошкольном учреждении. Поэтому необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно.Эти правила следует подробно разъяснять детям, затем следить за их выполнением, так как, я подчеркиваю, безопасность это и стиль жизни, и адекватное поведение в неожиданных ситуациях. Воспитание безопасности непрерывный, систематический и последвательный процесс, начинающийся с раннего возраста. Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев. Эту задачу призваны решать как родители, так и педагоги дошкольных образовательных учреждений. Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно-образовательную систему, включающею все видыдеятельности: игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально-ритмическую. Таким образом, мы ставим цель: знакомство дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения. Для реализации поставленной цели выделяем следующие задачи: Развивать у детей самостоятельность и ответственность Создавать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения на дороге Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных ситуациях на дороге Формировать представления дошкольника о безопасности поведения в различных дорожных ситуациях Учить детей регулировать свои поведенческие реакции Эфективность реализации поставленных задач, во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной в дошкольном учреждении Предметно-развивающая среда включает в себя:

  • уголки безопасности в группах
  • информационные уголки для родителей
  • позновательно-агитационные материалы
  • иллюстративные стенды для детей и взрослых
  • организованную деятельность детей- занятия,экскурсии
  • совместную деятельность взрослых и детей- беседы,чтение, драматизация сказок
  • свободную, самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры
Проблему, связанную с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому в вопросах воспитания безопасности поведения детей важно обеспечить преемственность между детским садом и семьей Эфективной формой работы по предупреждению детского травматизма и обучению правилам безопасного поведения является тесное сотрудничество с инспектором мчс. Инспекторы проводят занятия с детьми, выступают на родительских собраниях, на педсоветах Несчасных случаев на дороге будет значительно меньше, если взрослые не оставят детей без присмотра на улице, дома, во дворе. Если ребенок сталкивается в своей жизни с реальной опасностью, то он должен обратиться за помощью к взрослым. От взрослых дети получают самую действенную поддержку. Спасибо за внимание