Специфика работы с детьми раннего возраста. Специфика психологической работы с детьми раннего возраста адаптация ребенка к детскому саду. Взаимодействие взрослых с детьми в разных моделях воспитания

Светлана Николаевна Теплюк, Галина Михайловна Лямина, Мария Борисовна Зацепина

Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми от рождения до 2 лет

Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду

под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой


Программа «Развитие детей раннего возраста в детском саду» печатается по тексту книги «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.


С. Н. Теплюк;

Г. М. Лямина («Особенности развития детей раннего возраста»);

М. Б. Зацепина («Музыкальное воспитание», «Игры-развлечения», «Музыкальные игры, развлечения и праздники»).

Предисловие

Настоящее издание является частью методического комплекта к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007), которая в соответствии с современными задачами дошкольного образования предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей.

Ведущие цели «Программы» – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к школе.

К «Программе» подготовлены краткие «Методические рекомендации» (М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2007), раскрывающие особенности организации и методики работы по всем основным разделам воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Более подробные методические руководства к «Программе» содержатся в методических пособиях: Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез), Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез), Зацепина М. Б. «Музыкальное воспитание в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез) и др.

Пособие «Дети раннего возраста в детском саду» продолжает серию изданий данного учебно-методического комплекта. Книга включает программу и методические рекомендации по воспитанию и обучению детей раннего возраста. В каждой возрастной группе определены общие и специальные задачи их развития, представлены способы их решения.

Программа

Особенности развития детей раннего возраста

Первая группа детей раннего возраста (от рождения до одного года)

Первый год жизни ребенка в плане развития самоценен как сам по себе, так и с позиций отдаленной перспективы. Но педагогические воздействия достигнут цели лишь в случае знания особенностей его развития.

Этот период жизни ребенка отличается быстрым, как никогда в последующем, темпом физического, психического и даже социального развития.

Средний вес (масса тела) при рождении 3200–3400 г. К 5–6 месяцам он удваивается, а к году утраивается. Средний рост ребенка при рождении 50–52 см, к году малыш подрастает на 20–25 см.

Полноценный сон, активное бодрствование не даны ребенку от рождения. Лишь постепенно в течение первых месяцев (и даже года) он «научается» глубоко и спокойно спать, активно бодрствовать и с аппетитом съедать полагающуюся ему норму питания в отведенное для этого по режиму дня время. Иначе говоря, уже в этот период закладывается основа здорового образа жизни.

В течение дня сон ребенка несколько раз чередуется с периодами активного бодрствования. Длительность каждого из них постепенно, но достаточно быстро увеличивается в течение года: с 1 часа до 3,5–4 часов. Для сравнения напомним, что в последующие 6 лет она возрастает всего на 2–2,5 часа. Это свидетельствует о совершенствовании процессов высшей нервной деятельности и одновременно о необходимости охраны нервной системы малыша от переутомления.

Умение активно бодрствовать – основа для развития движений, восприятия речи и общения с окружающими.

Новорожденный беспомощен. Он не может даже подтянуться к источнику питания – материнской груди. А уже в 7–8 месяцев малыш активно ползает, может самостоятельно сесть и сохранять эту позу, занимаясь игрушкой. К году он самостоятельно ходит.

Взаимосвязь и взаимозависимость разных сторон развития ребенка в первый год жизни особенно заметно проявляются при освоении основных движений. В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развивается зрение и слух. Под их контролем и при их участии начинают действовать руки: малыш хватает и удерживает видимый предмет (4–5 месяцев). И, наконец, вид яркой игрушки или голос близкого человека побуждает ребенка, опираясь на руки или держась за опору, ползать и потом ходить (второе полугодие).

Слуховые и зрительные восприятия в течение первого года значительно совершенствуются. В первые месяцы жизни малыш учится сосредоточивать взгляд на лице взрослого или игрушке, следить за их движением, прислушиваться к голосу или звучащему предмету, захватывать предметы, подвешенные над кроваткой. После 4,5–5 месяцев (как показали эксперименты) дети способны различать основные цвета и формы. Они эмоционально отзывчивы на интонацию и музыку разного характера.

Простые действия с игрушкой (удерживает, размахивает) превращаются после 9-10 месяцев в несложные предметно-игровые. Кубики малыш кладет в коробку, мяч бросает, куклу баюкает. Появляются любимые игрушки.

В первые месяцы жизни ребенок произносит короткие отрывистые звуки (гы, кхы ), в 4–5 месяцев он певуче гулит (а-а-а ), что очень важно для развития речевого дыхания. Потом начинает лепетать, то есть произносить слоги, из которых позже образуются первые слова.

На примере первых предречевых реакций можно также проследить взаимосвязь разных сторон развития. Голосовые реакции, лежащие в основе развития речи, возникают исключительно на фоне положительного эмоционального состояния, сопровождаемого оживленными движениями рук и ног, то есть проявляются в форме «комплекса оживления».

К концу года можно уже говорить о речевом развитии, поскольку формируются основы понимания (до 30–50 слов), и ребенок начинает пользоваться несколькими простыми словами. Речевое обращение взрослого к ребенку может успокоить его, побудить выполнить несложное действие. «Социализация» тоже идет по разным направлениям. Даже 2-3-месячные дети, лежа рядом в манеже, радуются друг другу, с интересом рассматривают соседа. Малыши, особенно на втором полугодии, ярко проявляют разное отношение ко взрослым: близким радуются, чужих настороженно рассматривают, прежде чем подпустить к себе. Нельзя упускать и возможность формирования на первом году инициативных обращений (звуками, улыбкой, движениями) к близким взрослым.

Передвигаясь, ребенок начинает ориентироваться в пространстве (манеж, комната): двигаться навстречу окликающему его взрослому, к заинтересовавшему предмету.

Появляются простейшие элементы самообслуживания: в 5–6 месяцев удерживает бутылочку, к концу года держит чашечку, когда пьет кефир, стягивает шапку, носки, подает по просьбе взрослого предметы одежды.

Основные умения к концу первого года жизни: ребенок осваивает ходьбу в ближайшем пространстве, начинает использовать по назначению отдельные предметы и игрушки. Выполняет простые просьбы и понимает объяснения. В нужной ситуации может использовать простые слова (до 8-10). Испытывает потребность в эмоциональном и в объектно направленном общении со взрослым.

Вторая группа детей раннего возраста (от одного года до двух лет)

В этом возрасте ежемесячная прибавка в весе составляет 200–250 граммов, а в росте 1 см. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток. Длительность каждого периода активного бодрствования у детей до полутора лет составляет 3–4 часа, двух лет – 4–5,5 часа.

На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку».

Постепенно совершенствуется ходьба. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети делают боковые шаги, медленно кружатся на месте.

Сологуб Елена Николаевна
Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста

Сологуб Елена Николаевна.

В настоящее время все больше молодых матерей отдают своих маленьких детей в детские ясли. Очевидно, что этот контингент остро нуждается в квалифицированных специалистах, умеющих работать с маленькими детьми , в методическом и психолого-педагогическом обеспечении. Особенности раннего детства предъявляют особые требования к педагогу и создают определенные трудности в его работе . Первая трудность - это повышенная привязанность ребенка к маме и проблема адаптации к новым условиям и детскому учреждению. Некоторые дети с большим трудом переживают даже кратковременную разлуку с мамой : громко плачут, всего боятся, сопротивляются всяким попыткам вовлечь их в какое-либо занятие. Здесь требуются терпение, умение вызвать доверие к себе и сотрудничество с мамой ребенка.

Воспитатель - это не только профессия, суть которой дать знания. Это - высокая миссия, предназначение которой - сотворение Личности, утверждение человека в человеке! Воспитатель - раскрывает таланты, пробуждает любознательность, учит трудолюбию, настойчивости, целеустремленности, доброте, отзывчивости и любви. По сути, воспитатель вводит ребенка в жизнь, в человеческое общество. Образованность педагога, его эрудиция, помогут создать образец для подражания для своих маленьких подопечных. Таким образом, личность воспитателя должна отличаться завидной безупречностью. Но еще больше требований, в настоящее время, предъявляется к личности воспитателя , работающего с детьми раннего возраста .

Раннее детство - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша, именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от его физического состояния и настроения. На современном этапе развития научных знаний о раннем детстве получила подтверждение идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента формирования его личности. Закладываемое в этот период эмоциональное отношение к людям, миру, самому себе запоминается малышом и реализуется на протяжении долгих лет. Задача современной педагогики - реализовать в воспитательном процессе самоценность раннего возраста как базисной основы всего последующего развития.

Эти особенности маленьких детей предъявляют высокие требования к действиям взрослого. Они должны быть предельно выразительными, эмоциональными и заразительными. Только собственной увлеченностью можно передать маленькому ребенку интерес к какой-либо деятельности. Здесь требуются повышенная чувствительность к состояниям малыша, выразительные движения и мимика, артистизм. Слова обязательно должны быть включены в реальные действия, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Необходима эмоциональная включенность взрослого в нужные действия. Только так можно передать ребенку интерес к новой деятельности, привлечь к ней и увлечь ею, и таким образом вызвать его собственное желание.

Чтобы помочь ребенку адаптироваться к детскому саду воспитатель должен обсудить с родителями следующие вопросы еще до поступления малыша в детский сад :

Каков распорядок дня ребенка и как проводятся в семье режимные процедуры?

Какой тип общения предпочитает малыш?

Стремиться ли к самостоятельности?

Как относится к посторонним взрослым?

Как себя чувствует в обществе сверстников и умеет ли с ними общаться?

В работе педагога следует учитывать такую характерную особенность психической организации маленьких детей, как непосредственность и эмоциональность восприятия окружающего мира . Они способны сосредоточивать свое внимание только на том, что им интересно, что их увлекает. Поэтому все воздействия взрослых должны быть выразительными, эмоциональными и «заразительными» . Интерес к деятельности легко передается малышу, когда взрослый сам увлечен ею. Слова воспитателя должны быть не просто включены в контекст реальных действий, но иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами, движениями, мимикой. Эмоциональное вовлечение детей в ту или иную деятельность, включенность в нее самого воспитателя создают «общее смысловое поле» взаимодействия, стимулируют активность каждого ребенка.

Развитие и обучение малышей происходит в специально организованных играх занятиях, в процессе которых детьми приобретаются знания и умения, без которых невозможно их нормальное развитие. Игры – занятия с детьми ясельного возраста проводятся воспитателями в группах .

Методика образовательной деятельности с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Она связана с особенностями развития и поведения малышей :

образовательная деятельность проводится в игровой форме, с учетом решающего значения эмоционального фактора детей;

строго по подгруппам : число участников 6-8 детей. Длительность занятия не превышает 8-10 минут, обязательно с включением двигательного задания;

важно повторение занятий, действия умения, знания приобретенные ребенком становятся устойчивыми не сразу и легко разрушаются. Тема повторяется, но с разным материалом; либо один и тот же материал, но меняется задание.

Развитие детей раннего возраста систематически контролируется воспитателем группы , старшей медицинской сестрой, заведующей. Цель контроля – определить фактический уровень развития ребенка и возрастной группы в целом ; выявить правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания качество воспитательной работы . На основе критериев развития детей раннего возраста воспитателем заполняется индивидуальная карта сопровождения развития ребенка, позволяющая обнаружить первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия .

Работа с родителями продолжается после прихода ребенка в детский сад : родители знакомятся с условиями функционирования детского сада. Для них проводится обзорная экскурсия по детскому саду. Педагог уточняет индивидуальные особенности развития ребенка , проводит разъяснительную работу с родителями по преемственности методов ухода и воспитания , интересуется поведением и самочувствием ребенка дома после посещения детского сада, дает советы, постоянно создает положительный эмоциональный настрой ребенка на детский сад.

Воспитателю на заметку !

Малыши не воспринимают , призывы или предложения обращённые целой группе. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом, все то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого;

Ребенок раннего возраста не может регулировать свое поведение посредством слова. Дети реагируют на выразительность мимики, эмоциональность и «заразительность» воспитателя .

Необходимо стимулировать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста (из опыта работы воспитателя дошкольного учреждения) "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми в группе раннего возраста «Горошинки для петушка» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 136 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга.

«Движение воздуха в природе». Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми во второй группе раннего возраста Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми во 2 группе раннего возраста. Познавательное развитие. Тема: «Поиграем.

Дорогие коллеги! Создание лэпбука – кропотливая, долгая, но занимательная работа. Самое главное – это поставить перед собой цель и результат.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Адаптация – от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который проходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду : легкую, среднюю и тяжелую.

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течении месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1-2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние.

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливается через20-40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок легче привыкает к новой ситуации.

Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении, особая роль в этом отводится дошкольному психологу.

Роль психолога в период адаптации

    Психологическое сопровождение периода адаптации (непосредственное присутствие в группе)

    Консультации для родителей до поступления их ребенка в детский сад и во время адаптационного периода

    Анкетирование (приложение 24)

    Консультации для педагогов ясельных групп об особенностях нервно-психического развития детей раннего возраста

    Определение и анализ степени адаптации всех детей.

Методика проведения диагностики детей раннего дошкольного возраста

Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга, которые наиболее интенсивно развиваются в первые 3 года жизни детей. Впервые весь комплекс особенностей раннего детства был сформирован одним из основателей ясельного дела в нашей стране профессором Н.М. Аксариной, где одной из особенностей малышей является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Поэтому все взрослые, работающие с ними, проводят большую профилактическую и оздоровительную работу включающую соблюдение режима, рациональное питание, физическое развитие, медицинский и психолого-педагогический контроль за развитием ребенка (на втором году жизни – 1 раз в квартал, на третьем году жизни – 1 раз в полгода).

Определение соответствия показателей психического развития детей раннего возраста (с целью заполнения карт нервно-психического развития) проводят воспитатели 1-х младших групп. Психологу важно провести предварительную работу в этом направлении, разъясняющую условия, методы и приемы, непосредственно сами методики, необходимые для проведения данной работы. Методики для проверки уровня нервно-психического развития детей предлагаются авторами: Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Келлер И. Сами критерии развития детей раннего возраста (от 1 до 3 лет) разработаны сотрудниками Центрального института усовершенствования (ЦОЛИУВ г.Москва) в 1984 г., Фрухт, Печора К.Л., Голубева Л.Г. Сюда входят: сенсорное развитие, навыки, речь понимаемая, речь собственная, общие движения, игра. (приложение16,17,18,19). К диагностике детей раннего возраста предъявляются особые требования:

    Диагностическая работа должна проводиться хорошо знакомым ребенку человеком, а значит, в период адаптации к детскому саду эта процедура нежелательна, во избежание недостоверных сведений о знаниях, умениях, навыках ребенка. Возможен вариант первичной, поверхностной диагностики в присутствии мамы, незнакомым человеком, причем целесообразно ее проводить в отдельном помещении, избегая отвлекающих моментов и учитывая степень влияния матери на ребенка в момент его самостоятельных действий. Возможная негативная реакция матери на поведение ребенка или излишнее ее стремление помочь в выполнении заданий может изменить результаты обследования. Удобнее это делать самому психологу в своем кабинете. Воспитателю же в первые дни можно понаблюдать за особенностями поведения ребенка в свободной игре в группе, игре с мамой на прогулке или в дни знакомства с мамой.

    Приглашая ребенка на обследование нельзя насильно отвлекать его от интересующего дела и уводить куда-то против его воли, доброжелательный контакт и взаимопонимание с ребенком - одно из условий получения достоверных результатов.

    Диагностика воспринимается ребенком как игра (и проводится в форме дидактической игры) поэтому комфортнее ребенку будет в своем, знакомом, групповом помещении. Игру можно организовать в вечернее время, одновременно с 2-3 детьми одного эпикризного возраста. Очень подвижных, тревожных, детей с трудной фиксацией внимания или с низкой активностью можно пригласить в спальное помещение и прикрыть немного дверь (остальные дети заняты спокойным делом с помощником воспитателя). Сидит ребенок на удобном стульчике, за столиком. Взрослый находится с ним на одном уровне (не за своим столом). Здесь удобно проводить методики по диагностике сенсорного развития, требующие наибольшей концентрации внимания ребенка и индивидуального подхода к нему.

    Перед началом обследования следует подготовить необходимые методики в соответствии с эпикризным возрастом (Приложение), а также те, с которыми ребенок не справился в предыдущем обследовании , чтобы проследить усвоение материала на предыдущем этапе, динамику развития. Оборудование и материалы располагаются вне поля зрения ребенка. Также дверь и окно не должны быть отвлекающими факторами.

    Индивидуальное обследование проводится не дольше 10 минут, включая исследование двигательных навыков.

    Данные о речевом развитии детей нужно уточнять у родителей, фразовая речь возможна в домашних условиях более развернута, чем в детском саду. Выводы о ее наличии также можно делать и по наблюдению общения родителей и детей в приемной, на прогулке.

Наличие большого количества задержек развития может послужить поводом для беседы с родителями о том, насколько своевременной была динамика развития ребенка в младенческом возрасте, каковы при этом были медицинские диагнозы, показания (См. нормы развития ребенка младенческого возраста). Эпикризный срок на первом году жизни составляет 1 месяц.

Заполнение карт нервно-психического развития

детей раннего возраста

Проводя диагностические срезы, педагоги должны знать, что своими действиями они, по существу, констатируют факты только психического развития. Данная область лежит в поле деятельности педагогики и психологии. Непосредственно нервное развитие – это область медицинская, поэтому выводы по этому поводу может делать только врач. Педагог, опираясь на результаты, полученные в динамике и требующие привлечения дополнительных специалистов, дает родителям рекомендации для их посещения. Также, выводы о такой необходимости коллегиально может сделать ПМПК детского сада.

Сначала педагоги составляют списки по возрастным эпикризным срокам (приложение 20), где видно по месяцам, в какой период времени и какие дети конкретно подлежат плановому обследованию.

При обследовании ребенка воспитатель делает пометки в самом бланке карты в соответствии с возрастом и направлением развития (приложение 21 , 22). Так как в сводной карте диагностики методики в соответствии с направлениями пронумерованы, то и в бланке карты в целях экономии времени можно ставить в соответствующую графу номер методики и «+» или «-« о ее выполнении.

Если выполнение задания обозначено «-«, следует вернуться в данном разделе на предыдущий эпикризный возраст и проводить методики из данного раздела, чтобы выяснить какими навыками ребенок все же владеет (обязательно указывать возраст откуда была взята соответствующая методика). Эти данные и будут отправными в подсчете эпикризных сроков отставания по определенным разделам. Также, следует отметить и насколько ребенок опережает в развитии свой возраст, предложив ему методики из следующего эпикризного срока (при быстром и полностью самостоятельном выполнении задания ребенком).

Рядом с короткими пометками следует указать индивидуальные реакции ребенка на выполнение задания: «отказ» при соблюдении всех методических требований или «полностью самостоятельное выполнение», «молчит», «ждет помощи», «+», после обучающего момента-объяснения, показа» и т. д. Такие расшифровки помогают психологу в анализе ситуации и при беседе с родителями воспитатель может без труда припомнить обстановку и особенности поведения ребенка, где он был сильнее, где испытал затруднение.

Затем психолог помогает в обработке полученных результатов и выставлении группы по эпикризному сроку (приложение 23 ) и степени задержки (графа «Заключение»), а также в разработке плана по индивидуальной работе с детьми самих воспитателей и рекомендаций для родителей (графа «Назначение»). Отставание (отклонение от условной нормы) какого-либо показателя на 1 эпикризный срок должно вызвать настороженность, на 2 эпикризных срока – требуется обращение к специалисту (психологу, психоневрологу, дефектологу). При этом дополнительно нужно отследить динамику развития в процессе специально организованных занятий с детьми и повторном диагностическом срезе.

Если ребенок справляется с заданием после помощи взрослого, значит, данный навык находится у него в «зоне ближайшего развития», а в собственный, используемый самостоятельно еще не присвоился. Значит, данное умение будет совершенствоваться на аналогичном материале – это и есть планируемая индивидуальная работа, пока ребенок не поймет принципа его использования самостоятельно. Сюда же включаются задачи по обучению, активизации, развитию, воспитанию по соответствующим разделам.

При составлении заключения необходимо отметить наличие моментов синхронности и гетерохронности в развитии ребенка. Синхронность – совпадение по времени ключевых моментов в формировании различных сфер. Гетерохронность – несовпадение, т.е. опережение одной сферы и отставание другой. Это всегда фактор риска для возникновения нервно-психической патологии.

Для выявления особенностей развития детей раннего возраста в особых случаях (углубленное обследование, срез по просьбе родителей и т.д.), чтобы психологу не дублировать педагогическую диагностику, удобно использовать раннюю диагностику умственного развития Стреблевой Е.А. Действия ребенка здесь оцениваются в баллах, и по результатам выполнения заданий он относится к одной из четырех групп по интеллектуальному развитию.

Овладение практическими действиями связано с развитием эмоций ребенка. Исследованиями подтверждено, что имеющийся от рождения весьма бедный арсенал эмоций изменяется. Дальнейшее развитие и формирование положительных эмоций происходит в процессе формирования предметных, конструктивных и других действий. При этом качество и сила эмоций зависят от совершенства способов действия в той или иной среде. На первом этапе, когда еще способы действия не сложились, всякая попытка ребенка решить практическую, даже сенсорную задачу вызывает преобладание отрицательных эмоций. Далее, когда ребенок овладевает определенными способами действия, появляются ярко выраженные положительные эмоции. И наконец, когда способ действия достигает высокого уровня, внешние проявления эмоций резко ослабевают. При этом, как показывают исследования, эмоциональное состояние его не ослабевает, но приобретает другое, как бы внутреннее выражение, зависящее от продуктивности и результата выполненного действия. Таким образом, выявляются два вида эмоций, возникающих у ребенка при выполнении какого-либо действия: одни эмоции направлены вовне, адресованы взрослым или предметам; другие направлены внутрь, они являются как бы движителем высокой активности.

Вышесказанное позволяет сделать педагогически важный вывод: только в процессе формирования разных видов деятельностей (общения, ориентировочной, двигательной активности, предметно-игровой и др.) могут развиваться первые социальные потребности и элементарные способы их удовлетворения, а в связи с этим осуществляться задачи всестороннего воспитания детей. При таком подходе задачи всестороннего развития и воспитания ребенка следует ставить и осуществлять уже с первых недель его жизни.

В наиболее раннем возрасте задачи физического, умственного, эстетического и нравственного воспитания как бы слиты. Однако по мере роста ребенка все стороны воспитания начинают дифференцироваться. Эта закономерность отражается в усложнении программных задач уже в конце первого и начале второго года жизни.

На первом году жизни ребенок интенсивно овладевает движениями, у него формируется предметное восприятие, развиваются действия руки, проходит подготовительный период овладения речью, возникают первые чувства привязанности и многое другое. На втором году жизни малыш овладевает ходьбой, речью, усложняются все виды его деятельности (общение, предметная, бытовая и другая деятельность), возрастает интерес к окружающему. (См. характеристику возраста в «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду».)

Успешное осуществление задач воспитания в значительной мере зависит от того, насколько эффективно воспитатель учитывает особенности возраста и изменяет педагогические методы и приемы по мере овладения детьми теми или иными навыками, умениями, способами действий, знаниями, постепенно усложняя их деятельное освоение.

Педагогическая работа с детьми раннего возраста, построенная с учетом охраны их здоровья, предусматривает организацию жизни ребенка, режима дня, различных видов самостоятельной деятельности, а также занятий.

Организм маленького ребенка раним, подвержен заболеваниям, поэтому одна из главных задач детского учреждения и семьи - это охрана здоровья ребенка, укрепление его организма, создание условий для правильного развития. Гигиенический уход, рациональное питание, прогулки, закаливание воздухом, водой, режим дня, массаж и гимнастика, двигательная активность - важнейшие условия физического развития и здоровья ребенка.

Большую роль в развитии детей игра ет рациональная организация их самостоятельной деятельности. Воспитатель должен обратить внимание на правильный подбор игрушек, чередование спокойных и подвижных игр, обеспечение разумной занятости детей, создание у них положительной эмоциональной настроенности.

Достижением советской педагогики является разработка форм содержания и методов обучения детей раннего возраста. Обучение рассматривается как процесс передачи ребенку начальных элементов социального опыта, осуществляемый в разных видах его деятельности, организуемой и направляемой взрослым. При этом основной формой обучения являются занятия. Система занятий направлена на всестороннее развитие ребенка, формирование необходимых способов действия, сферы восприятия, предметной деятельности и т. д.

Содержание и методы обучающего воздействия взрослого на детей на занятиях на протяжении раннего детства меняются. В доречевом периоде главное значение приобретает организация ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка. С развитием речи в этом процессе существенную роль начинает играть регуляция его поведения словом. Язык становится одновременно и объектом, которым овладевает под руководством взрослых ребенок, и средством передачи ему опыта.

Психолого-педагогическая наука не только доказала возможность обучения детей раннего возраста, но и подтвердила их исключительную восприимчивость в освоении учебного материала при условии организации занятий на принципах программности, планомерности, постепенности усложнения дидактических задач.

Дети этого возраста способны воспринимать поставленную в доступной форме задачу. Значение занятий в том, что в ходе овладения способами действий ребенок успешно развивается, учится достигать результата, действовать целенаправленно, сосредоточенно. На занятиях он приобретает первые навыки коллективного поведения. Всестороннее развитие детей раннего возраста реализуется в процессе комплексного воздействия, включающего правильно организованный уход и целенаправленное воспитание с первых дней жизни.

Консультация для воспитателей

Методические рекомендации по организации
работы с детьми раннего возраста

Н. Н. Долгова, Н. В. Егорчева
МДОУ ЦРР – ДС № 53
«Ёлочка» г.Тамбов

Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится – предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.

1. Особенности развития детей раннего возраста:

Раздел работы

Возраст ребенка

Основные показатели развития

Развитие речи

1 год 6 месяцев

Является инициатором в общении: знает свое имя, некоторые части тела, общается со взрослыми не только с помощью жестов и мимики, но и с помощью речи.

Расширять запас понимаемых слов за счет существительных, обозначающих части тела человека и животных, предметы и игрушки, близких людей.

Развивать активную речь.

1 год 6 месяцев – 2 года

Понимает слова, обозначающие предметы, некоторые действия и их признаки;

В речи проявляются короткие фразы, простые предложения, звукоподражающие и неполные слова заменяет общеупотребительными.

Расширять пассивный словарь за счет существительных, обозначающих предметы окружающего мира, глаголов, обозначающих действия, состояния и признаки предметов, прилагательных, наречий;

Развивать диалогическую речь.

2 – 3 года

Умеет говорить внятно

В речи появляются глаголы, наречия, прилагательные

Пользуется речью как средством общения

Развивать активную речь, обогащая ее прилагательными, глаголами, наречиями, обозначающими цвет, величину, форму, качество, действия и т. п.

Развивать звуковую сторону речи

Совершенствовать грамматический строй речи.

Действия с предметами

1 год 6 месяцев

Активно действует с предметами, добиваясь определенного результата

Способен к более сложным действиям с предметами: собирает матрешку, пирамидку, обследует их, пытается правильно действовать с предметами с помощью взрослого

Формировать умение различать предметы по величине, цвету, форме

Развивать умение использовать вспомогательные средства для действия с предметами (подтягивать, прокатывать, двигать, дергать и т. д.)

Знакомить детей с формой и величиной предметов

1 год 6 месяцев – 2 года

В деятельности активно использует предметы-орудия: лопатки, совочки и т. д.

1. Находить нужный цвет при выборе из нескольких предложенных

2. Раскладывать однородные предметы по форме и величине

3. Собирать пирамидку, матрешку (из трех колец) , делать простейшие постройки.

Формировать обобщенное представление о предметах: создавать условия для познания предметов, группировать, соотносить по цвету, форме, величине и т. д.

Развивать умение различать четыре основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий

Упражнять в овладении простейшими предметами, использовать их по назначению в повседневной жизни

2 – 3 года

Активно изучает предметы, их внешние свойства и использует точно по назначению

Выделять признаки предметов, которые сразу бросаются в глаза

Замечает физические свойства и качества предметов, группирует однородные предметы по одному признаку, знает четыре основных цвета

Продолжать обогащать ребенка яркими впечатлениями при ознакомлении его с миром предметов

Создавать условия для развития разнообразных действий с предметами в деятельности

Расширять представления о цвете (оранжевый, синий, черный, белый)

2. Развитие познавательной сферы ребенка раннего возраста.

Познание окружающего мира ребенком начинается через ощущения, которые формируют начальные ощутимые представления о предметном мире. Поэтому важным процессом в развитии познавательной сферы ребенка с 1 года до 3 лет остается развитие процесса восприятия.

К концу 3 года жизни ребенок:

Различает по образцу геометрические формы: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Узнает знакомые предметы по форме. Группирует предметы по образцу, сравнивает, прикладывая или накладывая друг на друга;

Различает основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий; узнает знакомые предметы по цвету, группирует их, сравнивает прикладыванием рядом;

Различает большие и маленькие предметы; группирует по образцу; сравнивает прикладыванием и наложением;

Практически осваивает близкое пространство, что необходимо для ориентировки и практических действиях; различает далекие и близкие расстояния; различает направления: вверху, внизу, спереди, сзади;

Различает время суток (день, ночь) ; различает простые движения, может их повторить вслед за взрослым: поднять руки, помахать ими, присесть, наклонить голову;

Различает температуру (горячо, холодно) ; поверхность (колючий, пушистый) ; плотность (твердый, мягкий) ; вкус (кислый, сладкий) ; запах (приятный, неприятный) ; звуки (знакомых предметов и голоса животных) ;

Узнает знакомые предметы по одному свойству или части, различает изображения отдельных предметов, образы героев и их действия и настроение в коротких стихах и рассказах, различает взаимодействия и настроения, выраженные во внешних действиях, различает движения, подражания, звуки.

Не мало важен и процесс развития детской самостоятельности, нормативные показатели становления которой в период с 1 года до 3 лет следующие:

В 1 – 1, 5 года – пьет из чашки, ест ложкой, начинает ходить, самостоятельно берет нужные игрушки, играет пирамидками, самостоятельно берет интересующие предметы.

В 1, 5 – 2 года – умеет снимать с себя одежду, просится на горшок, переворачивает страницы (по 2-3 сразу) , бросает мяч держит ложку уверено.

В 2 – 2, 5 года – повторяет бытовые действия (подметание, открывание двери ключом, складывает игрушки в коробку, «звонит» по телефону) , самостоятельно ест, может ездить на трехколесном велосипеде.

В 2, 5 – 3 года – одевается и обувается самостоятельно, но без пуговиц и шнурков, держит в руках карандаш, черкает им, знает несколько стихов и песенок, играет с родителями «в больницу», «магазин», «троллейбус».

3. Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста.

1). Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. Разработана авторским коллективом: Т. И. Алиевой, Т. В. Антоновой, А. Г. Арушановой и др. , под редакцией Л. А. Парамоновой. Цель программы: определить базисное содержание образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, сбалансированность всех его компонентов. Авторы отмечают, что данная программа является базисной и направлена на разностороннее и полноценное развитие детей от рождения до 7 лет, сохранение их психического и физического здоровья. Программа состоит из взаимосвязанных блоков: в первом содержатся характеристики психологических возрастов детей: младенчества, раннего возраста; второй блок посвящен содержанию обучения, воспитания и развития детей первой группы раннего возраста (первый год жизни) , второй группы раннего возраста (второй год жизни) и первой группы младшего дошкольного возраста (третий год жизни) , структурирован по четырем основным направлениям: здоровье и физическое развитие, социальное, познавательное, эстетическое; третий блок программы составляют интегральные показатели развития, отражающие основные достижения детей каждого психологического возраста.

2). Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. : М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Цель программы: всесторонне развивать психические и физические качества детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства. Ведущие цели программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой. Задачи программы предусматривают своевременную помощь каждому ребенку в формировании ведущих умений, характерных для конкретного возрастного периода жизни малыша и зоны его ближайшего развития. Решение обозначенных в программе целей и задач возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном учреждении.

3). Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Авторский коллектив: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. Научные редакторы: Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова, Л. М. Гурович. Цель программы: обеспечить целостное развитие личности ребенка в период дошкольного детства (интеллектуальное, физическое, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное) . Программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру. Программа состоит из трех частей, ориентированных на развитие детей с 2 до 7 лет: младший возраст (третий и четвертый годы жизни) , средний (пятый год жизни) , старший дошкольный возраст (шестой и седьмой годы жизни) . Содержание программы разделено по четырем блокам: «Здоровый образ жизни», «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание».

4). Программа «Кроха» (воспитание, обучение и развитие детей до 3 лет) . Авторский коллектив: сотрудника факультета дошкольного образования Нижегородского института развития образования под руководством Г. Г. Григорьевой. Научный редактор Г. Г. Григорьева. «Кроха» представляет собой целостную научно обоснованную программу и методику последовательного воспитания, обучения и развития детей от рождения до 3 лет. Это первое в России учебно-методическое пособие для родителей и педагогов ДОУ, опубликованное в 1996 г. Цели программы: помочь родителям осознать самоценность и особое значение раннего периода в жизни человека, убедить их в необходимости воспитывать ребенка с учетом знания общих закономерностей его развития и природной индивидуальности, оказывать помощь в понимании собственного ребенка, поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания. Авторы отмечают ориентировочный характер программы, необходимость учета индивидуальных темпов, уровня и направленности развития ребенка.

Подводя итог всему вышесказанному, важно помнить, что полноценное, разностороннее развитие ребенка данного возрастного периода зависит от успешного решения субъектами воспитания следующих задач:

  1. Укрепление здоровья ребенка, закаливание его, повышение работоспособности нервной системы.
  2. Развитие основных видов движения (ходьба, бег, бросок, ловля, прыжки) .
  3. Обогащение связи малыша с окружающим миром, развитие интереса к доступным его пониманию явлениям этого мира в повседневной жизни и в специально организованной деятельности с ребенком, перенос их в игровую, изобразительную, музыкальную и другую деятельность.
  4. Расширение запаса понимаемых слов и обогащение активного словаря.
  5. Разнообразие предметной деятельности малыша: знакомство с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними, показ отбора и группировки предметов по свойствам; стимулирование и поддержка положительного эмоционального отклика на выполнение элементарных действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, уборка игрушек) . Воспитание интереса к трудовым действиям, поощрение желания выполнять их самостоятельно.
  6. Содействие развитию личности ребенка: создание условий для развития его самостоятельности в разных видах деятельности, самоуважения и чувства собственного достоинства через оценку успехов в деятельности и общении.
  7. Привитие навыков соблюдения опрятности и чистоты.
  8. Побуждение ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками.
  9. Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому (животным, растениям) и к миру вещей.
  1. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада/К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М. : Просвещение, 1986. – 144 с. : ил.
  2. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов/Под ред. Т. И. Оверчук. – С-Пб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  3. Теплюк С. Н. , Лямина Г. М. , Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд. , испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.
  4. Павлова Л. Н. , Волосова Е. Б, Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 152 с.
  5. Смирнова Е. О. , Галигузова Л. Н. , Мещерякова С. Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М: Мозаика-Синтез, 2007. – 160 с.
  6. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. -метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. – М. : Просвещение, 2003. – 253 с.