Советы по воспитанию девочки. Основные правила обучения щенков в домашних условиях

О воспитании щенков написано море литературы, и, как правило, все будущие владельцы собак её тщательно изучают. Но как только щенок появляется в доме, большинство советов либо вовсе выветриваются из головы хозяина, либо он не понимает, как же правильно их применить. И самое большое затруднение обычно возникает с толкованием основополагающей установки: хозяин должен стать для своей собаки вожаком. Как этому научиться, как правило, никто не уточняет. На самом деле, это вовсе не сложно.

Три признака настоящего вожака

Два биологических вида, человек и собака, созданы природой для гармоничного существования в иерархическом социуме. Спорить, справедливо ли выстроена иерархическая лестница в человеческом обществе, не будем. Но примем как данность, что в стае волков, ближайших родственников собак, она выстроена справедливо. Это подтверждают и многолетние наблюдения учёных за поведением волков в стае. И вот какие важные для нас выводы они сделали.

Вожак - не тот, кто сильнее

Физическая сила далеко не всегда является признаком вожака, недаром возглавить стаю может и самка. Лидером становится порой и не самый смелый, и не самый опытный, но всегда самый умный - тот, кто в трудной ситуации способен принять правильное решение, и кому все остальные животные могут доверить своё благополучие.

Вожак всегда последователен и справедлив

Выяснилось, что визуально определить вожака в стае можно далеко не сразу. Он выступает на первый план, только когда нужно принимать решение и вести за собой других или когда кто-то из животных нарушает мир и спокойствие, пресекает установленные границы поведения. Вожак практически никогда не применяет силу и даже не рычит - ему буквально достаточно взгляда, чтобы заставить подчиниться. Наконец, вожак всегда сохраняет спокойствие и уверен в себе.

Власть вожака никогда не основана на насилии

Известный исследователь волков Ясон Бадридзе однажды наблюдал такую картину. Стая волков отдыхала на берегу реки, все они спокойно лежали на траве, а несколько молодых животных устроились на небольшом возвышении - месте, которое всегда занимает вожак. Когда тот появился, молодые волки вовсе не бросились врассыпную.

Они заметили приближающегося лидера издали и, спокойно встав, «сделали вид», что им немедленно нужно отлучиться по важному делу. Один пошёл попить воды, другой заметил что-то очень интересное в кустах, третий деловито побежал к опушке леса. Все волки уступили место вожаку, полностью сохранив своё достоинство, без униженности и раболепия.

Таким образом, отношения между вожаком и другими членами стаи никак нельзя назвать отношениями хозяина и бесправного раба, они основаны на добровольном признании всеми животными авторитета одного. В идеале, таким и должно быть воспитание и дрессировка щенка - попробуйте мысленно примерить на себя роль именно такого лидера.

Воспитание щенка: семь основных правил

Мы сформулировали для вас 7 главных установок - начало воспитание щенка закладывает базу для дальнейших отношений и дрессировки, поэтому постарайтесь ими не пренебрегать.

1. Всё, что может быть разбито или испорчено, должно быть убрано

Тщательно подготовьтесь к появлению щенка в доме. Уберите все бьющиеся предметы, провода, бытовую технику. Обработайте деревянные ножки мебели специальным спреем «антигрызином», сверните ковры, ведь пока не сделаны все прививки, выпускать щенка на улицу нельзя, а приучение к пелёнке займёт у вас некоторое время. Все эти приготовления важны не только для сохранения вашего имущества, но и для правильного воспитания щенка.

Все мы люди, и если щенок случайно разобьёт вазу эпохи Мин, мало кто из нас будет бить себя кулаком по лбу за то, что вовремя её не убрал. Большинство начнёт кричать на ничего не понимающего щенка. А ваша задача - с самого начала избегать этого во что бы то ни стало.

2. Еда - только в миске, поощрение - только с руки

Для миски нужно найти более или менее постоянное место в доме. Кормите и даже угощайте щенка только из миски. Исключение - лакомства, которые вы даёте в качестве поощрения за правильное поведение. Их нужно предлагать только с руки. Никогда не бросайте лакомства на пол - это очень важно. Для собаки упавшее на пол - свалившееся с неба, и только данное с руки - поощрение от хозяина.

3. Исключения из правил - после твёрдого уяснения самих правил

С самого начала приучайте щенка спать только на своей подстилке. Пожалуй, одно из первых правил, с чего начать воспитание щенка, - это научить его команде "место". Для начала просто повторяйте это слово каждый раз, когда относите щенка на лежанку, и хвалите его.

В первое время вы можете поместить подстилку в комнате, где спите сами, ведь щенку поначалу будет страшно в незнакомом для него месте. Потом вы можете перенести её в любой другой тихий уголок квартиры или в коридор. Не берите щенка в постель и не разрешайте ему залезать на неё, а также на диваны, кресла и другую мягкую мебель.

Это табу до полного взросления щенка и твёрдого уяснения им правила: возвышенность - место вожака. Воспитанную взрослую собаку хозяин может позвать полежать рядом с ним на кровати, но также в любой момент и отослать на место. Такая собака, даже если уляжется на кровать в отсутствии хозяина, немедленно спокойно встанет и уйдёт при его появлении, как волки в приведённом нами примере.

4. Всё своё свободное время тратьте на общение со щенком

Чем больше вы общаетесь со своим щенком, тем прочнее станут ваши дружеские узы в будущем. Главной формой общения является игра, именно в ней выстраиваются те отношения, которые нужны для формирования гармоничного союза человека и собаки. О том, как играть со щенком, мы ещё с вами поговорим, но вот главный принцип: играть нужно только игрушками, и чем разнообразнее будут эти игры, тем лучше.

5. Никогда не кричите на щенка!

Крик в ушах собаки звучит как истеричный захлёбывающийся лай цепного пса. Как и у пса, которому цепь не даёт возможности как следует разобраться с чужаком, это признак бессилия. Порицайте щенка тихим и твёрдым голосом, а также пристальным немигающим взглядом.

Делать это нужно, только если вы застали его «на месте преступления», и только в том случае, если вы тут же можете предложить ему альтернативное правильное действие.

6. Любовь рождается из ласки и заботы, боль рождает страх

Одного и того же эффекта в воспитании и дрессировке щенков можно добиться двумя способами: путём отрицательного подкрепления (то есть животное делает что-то, чтобы избежать наказания, боли) или положительного (животное делает что-то, чтобы получить за это награду). Повторимся, результат будет один и тот же, именно поэтому физические методы воздействия так популярны в дрессировке до сих пор.

Горькая правда и в том, что методы, основанные на физическом воздействии, дадут эффект быстрее, потому что животному инстинктивно важнее избежать боли, чем получить лакомство или ласку. Однако если вы выберете этот путь, то единственным чувством, которое будет испытывать к вам собака - страх.

7. Воспитывайте щенка сами

Главное в воспитании - последовательность. Чётко установите правила поведения для щенка, последовательно добивайтесь их исполнения и не позволяйте никому из членов семьи эти правила менять. У собаки - один хозяин. Тот, кто умнее, кто знает, как правильно. Надеемся, не надо доказывать, что вожаком для своей собаки может стать абсолютно любой человек, ведь разум дан ему при рождении. Нужно только об этом не забывать.

Многие родители после рождения малыша задаются вопросом – когда начинать воспитание ребенка . Наши предки, жившие в больших семьях, начинали процесс воспитания ребенка почти с рождения. Простой и практичный подход, ведь перевоспитание, как любая переделка, дело трудоемкое и неприятное. Какие же приемы воспитания можно применять к маленькому ребенку, который не способен вникнуть в доброжелательные рассуждения о том, что такое хорошо и что такое плохо? Еще недавно было принято сразу показывать новорожденному, кто здесь главный, помещая его фактически в эмоциональный вакуум. Считалось, что, потакая капризам малыша, мы его портим, а не откликаясь на истошные крики, когда сыт, здоров и не мокрый, очерчиваем границы дозволенного и готовим к жизненным трудностям. Для многих современных родителей такой метод неприемлем.

Мамы и папы сейчас стараются обеспечивать крохе мягкую психологическую адаптацию. Очарованные гуманными принципами, они теперь чаще впадают в другую крайность. Ради того, чтобы ребенок рос счастливым, молодые мамы готовы основательно потрудиться, превратив первый год материнства в постоянный подвиг самоотречения.

Мама - главная

Бытует мнение, что хорошая мать должна по первому писку малыша лететь выполнять все его прихоти. Лишь бы избежать стрессов и обеспечить становление здоровой и стабильной нервной системы. Идут месяцы, ребенок постоянно находится на ручках, получает грудь по требованию, мама бросает любые дела, чтобы позаниматься с хнычущим чадом. Только вот младенец, растущий в таких условиях, все меньше становится похож на расслабленного и умиротворенного маленького Будду. Он отчего-то беспокоится и капризничает, порой даже чаще, чем ровесники, которых сразу приучали к жесткому режиму. Бывает, со временем усталая мама начинает чувствовать себя слегка разочарованной и обманутой. Никакого обмана здесь нет, малышу на первых порах действительно необходим непрерывный физический и эмоциональный контакт с мамой. Но при этом в не меньшей степени ребенок нуждается в том, чтобы родители определяли для него четкие рамки поведения. Разве можно чувствовать себя в безопасности на корабле, где капитан бросил штурвал, решив положиться на естественный ход событий? Хороший капитан учитывает скорость и направление ветра, погоду, состояние корабля, но ведет судно сам, потому что точно знает, как надо.

Выполняя свою ведущую роль в воспитании ребенка, мама управляет повседневной жизнью и поведением малыша. Именно она определяет, когда ему пора есть, спать и играть. Но, чтобы научиться дисциплинировать кроху, не противореча его врожденным ожиданиям и не нарушая его природные ритмы, начинать нужно с самых первых дней, двигаться при этом маленькими осторожными шажками. И начинать лучше с себя. С пристального внимания к сигналам своего организма.

В первые дни после родов у мамы периодически возникает такая же сильная потребность прикладывать ребенка к груди, как у него пососать грудь. Даже если мама эту потребность отчетливо не осознает, природа ей подскажет с помощью приливов молока. Если кроха в такое время сам не попросил грудь, приложите его по своей инициативе, чтобы избежать переполнения. Если станете следовать своим внутренним ритмам, то обнаружите, что они удивительным образом совпадают с ритмами ребенка. Сильные приливы со временем проходят, но вы уже кормите интуитивно, не дожидаясь голодного плача. Вы прикладываете кроху к груди, когда он хочет пососать, но все же на секунду раньше, чем он потребует. Ситуация под контролем опытного взрослого, а беспомощный малыш выступает в более комфортной для него роли ведомого. Когда кроха подрастает, месяцам к двум, мама успевает наладить удобный для нее ритм дня. Она предлагает ребенку грудь, когда ей это удобно, а потом занимается делами, уверенная, что кроха сыт и доволен.

Маленькие разлуки

Где находится ребенок в то время, как мама занята? В первые сорок дней после рождения почти безотлучно при матери. Но постепенно, начиная с нескольких минут в день, мы учимся делать домашнюю работу вместе с малышом. Сначала это несложные дела. Вам требуется время, чтобы привыкнуть делать их с ребенком на руках или в слинге. А детка привыкает, что мама не только ухаживает за ним, но и бывает занята важной работой. Постоянно держать ребенка на руках не надо. Оптимально перемещать за собой по дому шезлонг или переноску, иногда откладывая туда малыша. К четырем месяцам кроха должен уметь терпеливо ждать, пока мама закончит возиться, например, с кипящим борщом и сможет снова с ним позаниматься. На первых порах мы откладываем ребенка ненадолго и всегда берем его на руки ДО того, как он захныкал от одиночества. Так в сознании малыша вместо связи: «Я заплакал - мама сразу подбежала и взяла меня на ручки» закрепляется: «Мама всегда точно знает, когда пора меня взять. Если она считает, что я должен подождать, что ж, подожду». Начинать откладывать дитя легче с утра, так как к вечеру малыши устают, им больше, чем в первой половине дня, хочется на ручки.

Полезные дела

Воспитание и социализация ребенка, большую часть дня проводящего при маме, происходят естественно и незаметно, но при этом необыкновенно успешно. Очевидно, у крохи складывается примерно такая картинка мира: «Мы, люди, - это вовсе не те, кто задумчиво созерцает движение мобиля над кроваткой (а чуть позже движение мультяшных героев на экране). Мы делаем полезные дела, и это очень увлекательный процесс! Водичка в кране шумит, ножик стучит о доску, морковка оранжевая, дверца открывается, когда за нее тянут, рыба пахнет рыбой, а корица - корицей». Конечно, большинство малышей все равно рано или поздно совершают все эти удивительные открытия. Но как жаль упускать такие богатые возможности для раннего развития! И еще детки, находящиеся при хлопочущей маме обычно ведут себя тихо и сосредоточенно. Не даром говорят, что можно бесконечно долго созерцать огонь, текущую воду и чужую работу. Наверное, это отголоски раннего детства.

Прекрасные возможности для начала воспитания ребенка дает процесс грудного вскармливания. «Воспитанный» грудничок не будет баловаться у груди, кусаться, щипаться, оттягивать сосок. Если вам некомфортно, вы просто не разрешаете ребенку сосать грудь в таком положении. Спокойно забираете грудь и прикладываете заново. Сразу ловко все проделать не получается почти ни у кого. То малыш недостаточно широко откроет рот, то мама замешкается. Но они оба учатся, постигая науку добиваться цели, подстраиваться, осваивать новые навыки сообща. Мамы утверждают, что на лицах деток в этот момент читается чувство ответственности и удовольствие от процесса совместного обучения.

Спать хочется!

Чтобы уложить спать малыша, родители готовы поступиться любыми педагогическими принципами. Особенно изматывает ситуация, когда кроха перепутал день с ночью. Сонные мамы и папы гуляют с ребенком на руках, поют до утра колыбельные и даже, случается, прыгают с малышом на гимнастическом мяче. Воспитанный ребенок, у которого ничего не болит, засыпает у мамы под грудью, когда вся семья ложится спать. Если у малыша другое мнение, это его проблемы. Мама рядом, тебе уютно и безопасно. Не спится - полежи тихонько. Мы с папой спим! Захныкал - можешь грудью утешиться. За пару ночей ребенок поймет, что никто с ним играть не будет, когда вокруг все спят. Этот принцип легко приспособить и к дневным снам. Естественный уход предполагает удовлетворение всех физиологических и психологических потребностей крохи, но вовсе не всех капризов. Главное - отличать одно от другого.

Волшебная палочка

То, что вы прочитаете дальше, не воспринимайте как метафору. Все буквально. Материнская воля - это когда мама только подумала, а ребенок сразу сделал. Потому что мама не допускает мысли, что может быть иначе. Ведь она действует в интересах крохи, с учетом его естественных потребностей. Вы иногда можете потерзаться сомнениями наедине с собой. Но, приближаясь к малышу, хватайте свою основательную, спокойную материнскую уверенность и прочно держите ее при себе! Это и есть та волшебная сила, которая помогает управлять поведением ребенка без окриков и насилия.

Возможно, сейчас ваш щенок лижет вам лицо и вы сжимаете его в своих крепких объятиях. Но потребуется определенная работа, чтобы воспитать из этого маленького мехового шарика умную, послушную и жизнерадостную собаку. Вы должны будете обучать его, давая ему необходимые навыки для успешного взаимодействия с людьми и другими животными на протяжении его жизни. Вот пара советов, как дать вашему питомцу отличный старт.

Дайте щенку некоторое время

Щенки не должны быть отлучены от своих мам и однопометников, пока им не исполнилось восемь недель. Во время этих первых нескольких недель ваш щенок нуждается в пище, любви и привязанности от своей матери. Он также будет учиться играть и приобретать социальные навыки от братьев и сестер. Однопометники учат друг друга, чтобы не кусаться или хулиганить слишком сильно, а также толерантности к фрустрации. Это также время, когда ваш щенок будет привыкать к разным людям. Эти уроки будут продолжаться и в вашем доме.

Первые дни в новом доме

Воспитание собаки следует начинать с самого первого дня в вашем доме. Начальный период вместе увлекателен, все знакомятся друг с другом и проводят хорошее время. Взаимодействуя со щенком, вы можете чувствовать себя пребывающими в веселье и игре, но ваш щенок занят обучением тому, что можно делать и чего делать нельзя. Не забывайте об этом.

Приучаем к туалету

Научите собаку социальным навыкам

Первые 16 недель жизни ваша собака является чувствительной к обучению и навыки социализации могут быть приобретены в игровой форме. Это время нужно использовать для того, чтобы ваш щенок пообщался с людьми всех форм и размеров, а также с другими животными, таких как кошки и собаки.

Учите не кусаться

Обучение щенков не кусаться является одним из самых важных уроков. Поведенческие проблемы, такие как укусы своих домашних и прохожих, являются причиной № 1, почему животные оказываются в приюте или выброшенными. Постановка себя в качестве лидера поможет вашему щенку помнить, что он должен заработать ваше уважение и слушаться вас, что поможет ему обуздать такое поведение.

Помните, что ваша собака жаждет вашего одобрения, но и нуждается в вашей рекомендации. Если она кусается, скажите "Нет!". Затем удерживайте ее пасть закрытой в течение минуты.

Обеспечьте много упражнений

Новые впечатления важны для развития щенка. Помогите стимулировать ум щенка игрушками, а также предоставлением времени на открытом воздухе. Скучающие собаки более склонны к агрессии или неподходящему поведению.

К одному мудрецу пришли родители семилетнего ребенка и спросили: «Когда надо начинать воспитывать дитя?». Мудрец спросил: «А сколько лет вашему ребенку?». Родители ответили: «Семь» и услышали в ответ: «Вы опоздали ровно на семь лет»

А еще старшее поколение говорило: «Воспитывай ребенка, пока он лежит поперек лавки, а не вдоль» Смысл один – воспитание должно начинаться с рождения.

Как воспитывать и чему учить?

Все люди на земле живут по определенным законам. У каждого народа, даже у каждого племени, есть правила, которые все должны соблюдать. Эти законы родились не на пустом месте. В мире, где каждый имеет свой характер, свои потребности, свои взгляды на жизнь нельзя жить так, как хочется, надо жить так, чтобы рядом с тобой не было плохо другим! Поэтому наряду с правом на жизнь и рождается обязанность считаться с окружающими. И вот этому надо начинать учить с самого рождения.

Появившись на свет, ребенок занимает все время родителей, требуя постоянного присутствия и внимания. Первое время ребенок обязательно должен чувствовать, что рядом кто-то есть. Для этого необязательно держать его все время на руках. Главное, чтобы он вас видел. И вот здесь необходимо найти то золотое соотношение: время на ребенка и время для всего остального. Если ребенок здоров, надо приучать его к тому, что он должен лежать спокойно, играть игрушками, слушать какие-то звуки (в том числе и голос мамы - можно петь). Он должен знать, что при первом плаче к нему подойдут, но вот брать сразу на руки необязательно. Достаточно поговорить с ребенком. дети любят когда с ними разговаривают. Они наблюдают как двигаются ваши губы, глаза, прислушиваются к тембру голоса, пытаются подражать вам.

Если все- таки берете ребенка на руки, разговаривайте с ним. Дети научатся слушать и, когда они научатся сидеть, можно будет заниматься своими делами, одновременно разговаривая с ребенком.

Воспитание начинается с умения слушать. Вы тоже должны слушать ребенка, даже если это непонятные звуки, пытаться разобраться, что хочет сказать Вам ребенок. С этого начинается взаимопонимание.

Очень плохо, если при плаче ребенка его сразу берут на руки и начинают кормить или укачивать. Ребенок очень быстро поймет, что для того, чтобы его брали чаще на руки, надо чаще плакать. Ему нужен будет только телесный контакт (тепло маминых или папиных рук). приучить слушать и слышать вас потом будет очень трудно.

Похожие статьи:

Чем занять ребёнка? (5683 Просмотров)

Раннее детство > Развивающие игры

Ребёнок – это, конечно, большая радость, но… Есть одно НО! Нельзя же всё время находится с ребёнком? Нужно и еду приготовить и бельё постирать, и на даче поработать! Но ваше сокровище постоянно напоминает о себе....

Воспитание у дошкольников любви к природе (8918 Просмотров)

Дошколята > Воспитание ребенка

С каждым годом возрастает сила демографического пресса. Человечество вступило в период научно-технической революции, дошло до постиндустриальной стадии развития, открыло дорогу в космос. Никогда прежде для своего...

Новорожденный > Питание

Если вы уже определились со временем, когда начнете вводить прикорм, то теперь перед вами стоит, вероятно, следующий, не менее важный вопрос: с чего начать вводить прикорм?.. Единого ответа вы не найдете ни среди...

В своей книге «Семь духовных законов для родителей» доктор психологических наук Дипак Чопра пишет, что роль родителей в совершенном мире можно было бы выразить одной короткой фразой: «Показывать только любовь, быть только любовью». Говоря иными словами, с того момента, когда ваш ребенок появляется на свет, вы – его духовный учитель. Если вы создаете атмосферу доверия, открытости, неосуждения и приятия, эти качества усваивает и ваш ребенок.

Но в мире, в котором существуем мы, дети постоянно сталкиваются с поведением, лишенным любви. В основном, вне дома, но иногда и внутри. Вместо того чтобы беспокоиться о том, достаточно ли в вас любви, чтобы вы могли быть духовным учителем, постарайтесь посмотреть на духовность как на искусство жизни, потому что именно этим она и является.

Младенец, до года

… Некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре ее нет. Это неправильно: в игре есть такая же большая ответственность, как в работе, - конечно, в игре хорошей, правильной, об этом ниже будет сказано подробнее…

- из лекции 1937 года «О воспитании детей»

Ключевые слова: любовь, нежность, внимание.

К счастью для нашего поколения сегодня уже отказались от ложного представления о том, что детей нужно воспитывать и приучать к дисциплине с самой колыбели. Младенец – чистое золото в духовном понимании. Так что на правильном пути те родители, которые являются учителями своего ребенка. Касаясь своего ребенка, беря его на руки, защищая от всех опасностей, играя с ним и отдавая ему свое внимание, вы устанавливаете с ним духовную связь. Без этих реакций со стороны того, что его окружает, человеческий организм будет чахнуть и терять силы точно так же, как цветок, лишенный солнечного света.

Ребенок, начинающий ходить, в возрасте от одного до двух лет

Ключевые слова: свобода, поощрение, уважение.

На этом этапе своего развития ребенок впервые приобретает эго. Здесь слово «эго» употребляется в самом простом смысле – «я», «я есть». Это опасное время, потому что ребенок впервые испытывает отделение от своих родителей. Соблазн свободы и любопытство толкают в одну сторону, но страх и неуверенность тянут в другую. Не все переживания, связанные с тем, что вы предоставлены самому себе, приятны. Поэтому именно в это время родители должны преподнести духовный урок, без которого ни один ребенок не может по-настоящему превратиться в независимую индивидуальность: нужно убедить малыша, что мир безопасен.

Когда родители искажают этот естественный процесс обучения, в результате возникает ощущение психологической боли, что вовсе не входило в намерения Природы. Если ребенок связывает получение травм с тем, что он плохой, слабый, что он не способен справляться с трудностями или что он окружен опасностями, возможности для духовного роста не остается. Без ощущения безопасности дух недосягаем: человек всегда пытается просто чувствовать себя уверенно в этом мире, но эта уверенность не может быть достигнута, пока он не избавится от отпечатков, полученных в раннем детстве.

Дошкольники в возрасте от двух до пяти лет

Ключевые слова: заслуживающий похвалы, исследующий, одобряемый.

На этой стадии у ребенка развивается чувство самоуважения. Самоуважение обеспечивает готовность покинуть пределы семьи, чтобы встретиться с огромным миром. Это период заданий и испытаний. До двух-трех лет он не несет никакой ответственности за поставленные перед ним задания – ему достаточно играть и быть жизнерадостным. В это время единственная духовная обязанность состоит в том, чтобы давать пищу восторгу, который испытывает «я» ребенка, когда оно открывается новому миру.

Одновременно с обучением опрятности и умению самостоятельно держать ложку ребенок начинает осознавать, что «я есть» можно расширить до «я могу». Когда эго двухлетнего человека это осознало, его уже ничто не может остановить. Оно думает, что ему принадлежит весь мир – и, конечно же, все члены его семьи.

«Я» в это время подобно только что включенному генератору силы, и, что особенно страшно, новорожденное эго пользуется этой силой самым неорганизованным образом. Крик, визг, увиливание, использование всесильного слова «нет» и вообще попытки управлять действительностью с помощью одного только своего желания – это как раз то, что и должно происходить в этом возрасте.

В духовном смысле ценность этого дошкольного возраста состоит в том, что эта сила – духовная сила, и только искажения ее ведут к проблемам. Так что вместо того, чтобы сдерживать эти приливы энергии в своем ребенке, направьте их на такие задачи и испытания, которые учат приобретению равновесия.

Без умолку болтающий двухлетний ребенок – это еще крошечный, легко уязвимый, несформировавшийся персонаж. В своей любви к детям мы допускаем иллюзии, потому что мы хотим, чтобы они выросли сильными, толковыми людьми, готовыми к любому испытанию. Но подобное чувство самоуважения не сможет развиться у ребенка, если в этом возрасте останавливать или подавлять у него чувство, что он обладает силой.

Возраст детского сада – первых классов начальной школы, пять-восемь лет

То, как мы отдаем, в любом возрасте показывает, насколько мы сопереживаем потребностям тех, кто нас окружает. Если, отдавая, мы рассматриваем это как потерю – я вынужден от чего-то отказаться, чтобы ты мог это иметь, – значит, духовный урок на этой стадии не был пройден. Отдавание в духовном понимании означает: «Я отдаю тебе, ничего не теряя, потому что ты – это часть меня».

Маленький ребенок не может полностью охватить эту идею, но он может ее почувствовать. Дети не просто хотят делиться – они любят делиться. Они ощущают тепло, которое выделяется при пересечении границ эго и включении в свой мир другого человека, – нет большего доказательства близости, и поэтому никакое другое действие не вызывает такого блаженства.

То же самое можно сказать и о правдивости. Мы лжем для того, чтобы себя обезопасить, чтобы предотвратить опасность наказания. Страх наказания подразумевает внутреннее напряжение, и, даже если ложь действительно защищает от ощущаемой опасности, она очень редко, если вообще когда-нибудь помогает избавиться от этого внутреннего напряжения. Это сделать может только правда. Когда маленького ребенка учат тому, что, если он будет говорить правду, это вызовет у него приятные чувства, он делает первый шаг к осознанию, что правда обладает духовной ценностью.

Не обязательно прибегать к наказаниям – они лишь вызывают еще больший страх и искушение обманывать. Если вы воспитываете у ребенка отношение «говори правду, или у тебя будут неприятности», вы учите духовной фальши. Ваш ребенок должен чувствовать: «это то, что я сам хочу делать».

Дети старшего возраста, 8–12 лет

Ключевые слова: независимость суждения, разборчивость, проникновение в сущность.

К этому времени у детей развивается чувство независимости. Они начинают думать по-своему, у них появляются увлечения, симпатии и антипатии, энтузиазм, усиленное стремление открыть то, что может остаться на всю жизнь, например, любовь к науке или искусству. Поэтому это первый этап, когда любое понятие типа «духовный закон» может быть усвоено умозрительно.

В возрасте десяти лет или около того абстрактные рассуждения принимают независимый оборот, и настоящим учителем вместо

Ранние юношеские годы, 12–15 лет

Ключевые слова: самоосознание, экспериментирование, ответственность.

Детство заканчивается, и начинается отрочество, время, которое принято считать трудным и тяжелым. Детская невинность внезапно обращается половой зрелостью, и у юного существа появляются потребности, которые родители больше не могут удовлетворить. Родители начинают понимать, что пришла пора отпустить своих детей и поверить, что те способны иметь дело с миром ответственности.

Решающим теперь является то, что полученные в детстве уроки начинают приносить плоды. Отрочество – время пресловутой застенчивости, но оно может также стать временем самоосознания. Когда кончается детство, экспериментирование совершенно естественно, но оно не должно быть безрассудным и разрушительным. Весь вопрос в том, обладает ли ребенок внутренним Я, которое можно использовать в качестве советчика.

Это внутреннее Я – неслышный голос, который обладает силой выбирать между правильным и неправильным, исходя из глубокого понимания жизни. Возраст для этого понимания не имеет значения. Новорожденный младенец обладает им в той же степени, что и взрослый человек. Разница заключается в том, что взрослый человек придерживается поведения, которое определяется внутренним советчиком, и, если вы научили своего ребенка прислушиваться к собственному молчанию, вы, не опасаясь, можете отпускать его в мир.

Это очень радостное переживание (хотя временами и заставляющее нервничать) – наблюдать, как в результате экспериментов с множеством выборов, которые предоставляет выросшему ребенку жизнь, растет его самоосознание. Ребенок, который получает духовное образование, обретает способность ответить на самые главные вопросы о том, как работает Вселенная.

Он сумеет понять источник творчества как внутри себя, так и снаружи. Он сможет придерживаться неосуждения, приятия и искренности. А для взаимодействия с другими людьми это важнее всего, чем может обладать человек, – он будет свободен от калечащего его страха и беспокойства о смысле жизни, что иссушает сердца многих взрослых, признают они это или нет.

Если количество детей, выросших в соблюдении семи духовных законов, достигнет критической массы, это окажет влияние на всю цивилизацию. Любовь и сострадание, которые часто так опошляются в наши дни, смогут превратиться в жизненную необходимость для каждого человека, живущего на Земле.