Сколько часов нужно спать первокласснику. Первоклассник. Советы врачей – коротко о главном. Как подготовиться к вечернему сну

Первый класс - сложный этап в жизни ребенка. Меняется уклад жизни малыша, у него возникает необходимость приспособиться к новому коллективу, новым требования и правилам. Для того, чтобы организм первоклассника справился с нагрузкой, родители должны до мельчайших деталей продумать быт юного школьника. Каким должен быть режим дня первоклассника и почему ребенку важно его соблюдать, сколько часов необходимо спать школьнику и зачем ему нужен дневной сон, в какое время лучше делать уроки и как организовать питание?

Почему необходимо соблюдать режим

Для первоклассника правильный распорядок дня - залог крепкого здоровья, хорошей успеваемости и отличного настроения. Если ежедневно в одно и то же время просыпаться и засыпать, заниматься физической и умственной активностью, то в центральной нервной системе образуются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с минимальной затратой энергии. Иными словами, благодаря четкому распорядку у ребенка вырабатываются привычки, которые настраивает его на учебу или отдых, помогают ему быть активным на занятиях в школе и в повседневной жизни.Кроме того, соблюдение режима дня воспитывает у детей чувство времени, они становятся более организованными, дисциплинированными и самостоятельными.

Надо знать

Первоклассник должен спать около 10-12 часов в сутки

Подъем работоспособности у детей наблюдается с 08:00 до 11:00 и с 16:00 до 17:00. Это оптимальное время для занятий

В предобеденное и послеобеденное время (11:30-14:00), а также после 19:00 работоспособность у детей резко снижается

Примерный режим дня первоклассника

07:00 Пробуждение, умывание, зарядка

  • Нельзя будить ребенка в последний момент перед выходом в школу, объясняя это заботой о нем. Такой подход – стресс для малыша. Лучше разбудить ребенка немного раньше, чтобы у него была возможность полежать в постели, потянуться, а затем без спешки позавтракать и привести себя в порядок.
  • Утренняя гимнастика ускоряет процесс пробуждения, улучшает общее физическое состояние ребенка, помогает справиться со стрессом и является отличной профилактикой заболеваний опорно-двигательной системы.

07:20–07:40 Завтрак

  • Завтракать ребенку нужно обязательно, ведь именно утром закладывается работа всего организма, разгоняется метаболизм. Если школьник утром не поест, то у него не хватит энергии на учебный день, он будет плохо усваивать информацию на уроках.
  • Идеальный завтрак для ребенка 6-7 лет должен быть горячим - каша с кусочками фруктов, хлопья с молоком, омлет с овощами,напиток (некрепкий чай, травяные настои и др.).

Вам будет интересно


08:30–12:00 Занятия в школе (10:00 – завтрак в школе)

Согласно приказу Минобрнауки и нормам СанПин , уроки первоклассников длятся 35 минут, в середине учебного дня предусмотрена большая динамическая перемена. Первое время в расписании всего три урока, чтобы детям было легче привыкнуть к новому виду деятельности.

Для детей младшего школьного возраста второй завтрак обязателен. Ребенку можно дать с собой в школу питьевой йогурт в бутылке, мытые фрукты в пластиковом контейнере, сэндвичи. Можно купить специальный термос для готовых блюд или напитков.

Вам будет интересно

Вам будет интересно

13:00 Обед

  • Если ребенок привыкает садиться за стол в одно и то же время, то к назначенному часу у него появляется аппетит, организм начинает вырабатывать вещества, улучшающие пищеварение, еда усваивается лучше и быстрее.
  • Постарайтесь каждый день организовать ребенку полноценный обед - суп, гарнир с мясом, рыбой или птицей, напиток.

Вам будет интересно

14:00–15:30 Сон, а если ребенок отказывается от него, то спокойная прогулка или тихие игры

  • Переутомление может привести к нервному срыву и сбоям в работе иммунной системы ребенка. Поэтому важно чередовать умственные и физические нагрузки, работу и отдых.
  • Для учеников младших классов лучший отдых - часовой дневной сон в хорошо проветренной комнате (температура воздуха должна быть не больше +22°С, относительная влажность 50-70%).

16:00 Полдник

  • На полдник ребенку можно предложить кисломолочные продукты, печенье, фрукты, кефир, творог.
  • Энергетическая ценность пищи младших школьников, удовлетворяющая суточный расход энергии, должна составлять примерно 2300 ккал. Но если ребенок занимается спортом, то ему необходимо на 300-400 ккал больше.

16:30–17:30 Выполнение домашних заданий, посещение кружков и секций

  • При выполнении домашних заданий нужно начинать с более простых, затем переходить к более сложным. Сначала лучше сделать письменные, а потом - устные.
  • Во время выполнения домашнего задания каждые 20 минут нужно давать возможность первокласснику отдохнуть и переключиться, например, можно сделать с ним в течение 5-10 минут пальчиковую гимнастику или несколько физических упражнений под музыку.

Вам будет интересно

17:30–19:00Прогулка, активные игры

  • Ежедневно ребенок 6-7 лет должен проводить на свежем воздухе не менее трех часов.
  • Недостаток физической активности отрицательно влияет на физическое и психологическое состояние школьника. Бегая, прыгая, играя и просто гуляя на свежем воздухе, ребенок развивают выносливость, силу, ловкость, а также снимает внутреннее напряжение.

19:00 Ужин

  • Оптимальное время для ужина - за час-полтора до сна. Постарайтесь ужинать всей семьей. Это отличная возможность пообщаться и обсудить прошедший день.
  • Лучшего всего на ужин ребенку предложить овощи и крупы, молоко или кефир. Желательно исключить возбуждающие напитки - какао, крепкий чай.

Вам будет интересно

19:30–21:00 Свободное время, подготовка ко сну

  • Незадолго до вечернего сна желательно не смотреть телевизор, не пользоваться гаджетами, отказаться от шумных игр.
  • Настроиться на сон ребенку помогут «ритуалы»: книга, спокойная прогулка, монотонные игры или рукоделие.

21:00–07:00 Сон

  • Полноценный ночной сон повышает активность иммунной системы ребенка, улучшает память и работоспособность.
  • Если ежедневно соблюдать режим, то ко времени сна у детей легко образуется нервное торможение, и они быстро засыпают. Если ребенок каждый вечер вовремя ложится спать, то утром ему гарантировано приятное и комфортное пробуждение.
  • При организации занятий следует учитывать, что работоспособность на протяжении недели разная. В понедельник дети начинают постепенно входить в школьную жизнь. К середине недели детский организм приходит в наиболее оптимальное состояние. К пятнице значительно накапливается утомление, работоспособность резко падает.
  • В выходные дни и каникулы от режима дня желательно не отступать. Если ребенок за одну-две недели отдыха будет сильно нарушать сложившийся график, например, просыпаться в 10 утра и ложиться спать за полночь, то первая учебная неделя будет для него очень сложной.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Обязательно распечатайте режим на красивом бланке и повесьте его в комнате ребенка.
  • Приучайте первоклассника собирать вещи (учебники, письменные принадлежности, форму) с вечера. Это сбережет вам нервы и время утром.
  • Дорога в школу должна быть спокойной прогулкой. Если ребенок торопится, боясь опоздать к началу урока, то, заняв место за партой, он расслабляется и не сможет сразу включиться в учебный процесс.
  • Лучше всего организуют свою учебную деятельность дети, которые посещают спортивные секции, музыкальную школу и т.д. У них меньше свободного времени, они привыкают к четкому расписанию и соблюдают режим.

Переход от дошкольника к первокласснику - огромное событие в жизни семилетнего малыша и его родителей. Успеваемость на протяжении последующих десяти лет, а главное - стремление учиться закладываются именно в первый школьный год. И тут многое зависит не столько от учительницы (хотя это немаловажно), сколько от поведения родителей. Поэтому психологи утверждают, что перед школой нужно работать прежде всего с родителями.

Маленький ученик в первый учебный год затрачивает максимальное количество физических, душевных и интеллектуальных сил. Ведь ни для кого не секрет, что образовательный процесс в современном первом классе - это сверхинтенсивные нагрузки. При этом первокласснику необходимо сохранить здоровье (а иначе кому будут нужны его достижения?).

Итак, что такое здоровый образ жизни маленького школьника, как сохранить и укрепить здоровье, научить организованности и самостоятельности, поддержать интерес к учебе, а главное - как помочь адаптироваться малышу к новой роли. Разбираемся вместе.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ОТДЫХА

Основа адаптации ребенка к школе - режим дня, он дисциплинирует, помогает сохранить здоровье, легче привыкнуть к условиям школьной жизни, избежать нервных перегрузок.

Казалось бы, соблюдай первоклассник правильный режим дня - и все будет в порядке. Но поначалу это потребует определенных усилий как со стороны родителей, так и со стороны маленького ученика. Ведь малыш семи-восьми лет пока не может самостоятельно рационально распределить время, но приучать его строить свой день необходимо, это пригодится в будущем. Маме и папе придется не отступать от намеченной цели, даже стать чуточку строже по отношению к малышу. А новоиспеченному первокласснику придется через «не хочу» и даже через «не могу» выполнять ваши требования. Когда в режиме дня школьника чередуются умственные нагрузки с физическими упражнениями, дневным отдыхом и просто прогулками с друзьями, результаты не заставят себя долго ждать. Вам не нужно будет преодолевать сопротивление малыша, а он будет приступать к работе (к выполнению домашнего задания) без промедлений и перестанет отвлекаться на посторонние предметы.

Доказано на практике, что соблюдение режима дня помогает школьнику стать самостоятельным и организованным, а специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали, что отличники имеют твердо установленное время для приготовления уроков и постоянно его придерживаются. Так что хорошие оценки - это результат не только способностей и усидчивости, но и упорного труда и привычки к систематической работе в определенное время.

Итак, что же включает в себя это банальное понятие - режим дня.

ПОЛНОЦЕННЫЙ СОН

Особое внимание родителям следует обратить на сон ребенка. К концу дошкольного периода у некоторых детей исчезает потребность в дневном сне, однако общая продолжительность сна у первоклассника должна быть не менее 11 - 12 часов.

После школы работоспособность и активность ребенка резко снижаются, поэтому не усаживайте его сразу за уроки. После домашнего обеда дайте малышу поспать или отдохнуть 1,5 - 2 часа, чтобы полностью восстановить силы. Если ребенок не спит днем, пусть спокойно полежит хотя бы час в полутемной комнате.

Самый важный момент в режиме дня - это отход ко сну. От того, во сколько малыш лег спать, зависит, с каким настроением, каким самочувствием он встанет утром и насколько работоспособным будет на уроках. Вечером нужно ложиться спать не позднее 21.30. Поэтому вечерние гости, поздние развлечения и для родителей вместе с ребенком исключены. Перед сном не следует смотреть телепередачи, играть в шумные игры и на компьютере. Лучше лягте рядом с малышом, поговорите с ним, выслушайте или прочитайте сказку. Может быть, вы не догадываетесь, но даже семилетнему ребенку нужна мамина забота, участие, тепло и ласка.

К тому же максимальное количество гормона роста в организме ребенка вырабатывается во время сна с 22 до 24 часов. Для полноценного роста и развития вашему малышу нужен качественный сон. Сделайте так, чтобы ребенок в десять часов вечера уже спал.

ОТДЫХ

Большое значение имеет режим труда и отдыха. Родителям важно определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, выполнение домашних обязанностей.

Ежедневно ребенку необходимо проводить на воздухе не менее 3 часов в любую погоду, активно двигаясь - это улучшает самочувствие и повышает работоспособность. Не исключайте из режима прогулки со сверстниками, он не должен чувствовать себя обделенным в общении. Наилучший вариант, когда ребенок ходит и в школу, и из школы пешком. Хорошо, если вы сделаете семейной традицией вечерние прогулки перед сном.

Обязательно установите контроль за продолжительностью телепередач и игрой за компьютером. Время, рекомендуемое для телепередач, составляет 30 минут, а компьютера - 10 минут в день. Расстояние до экрана телевизора должно быть более 3 метров, а экран монитора компьютера - не ближе расстояния вытянутой руки ребенка.

Расширяет круг общения со сверстниками посещение кружков и клубов по интересам. Попытайтесь вместе с ребенком найти то занятие, в котором он полностью раскрыл бы свои таланты и способности. Не важно, что это будет - бисероплетение или авиамоделирование, главное - чтобы занятия нравились, пусть он ищет «свое» место в этом мире, и не страшно, если будет переходить из одного кружка в другой. Время дополнительных занятий не больше 1 часа в день, и совсем исключить занятия в кружках в начале учебного года, пока не произошла адаптация к школьным нгрузкам.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Для начала давайте определимся с таким понятием, как гигиена рабочего места.

У первоклассника должна быть собственная рабочая зона (в идеале - отдельная комната), под которую отводится самое светлое место комнаты с письменным столом и стулом, соответствующим возрастным анатомо-физиологическим особенностям ребенка.

Занятия за партой связаны с определенным, преимущественно статическим, положением тела, которое вызывает напряжение мышц спины, шеи, живота, рук и ног, поэтому малыш должен сидеть за столом во время занятий в правильной позе - голова слегка наклонена вперед, спина прямая и опирается на спинку стула, плечевой пояс в горизонтальной плоскости, стопы упираются в пол (если ножки не достают до пола, под ставьте под них маленькую скамейку) - все это существенно снижает мышечное напряжение и предупреждает раннее утомление. Поверхность стола, когда ребенок сидит - на уровне нижнего края грудины, а между краем стола и грудиной помещается детский кулачок. Высота сиденья стула равняется длине голени плюс 1 - 2 см на каблук, а стул задвинут на 4 - 5 см под стол. Не допускайте, чтобы малыш убирал ноги под сиденье или сидел, положив ногу на ногу - так пережимаются крупные кровеносные сосуды. Следите за тем, как сидит маленький ученик - его спина и к концу 11-го класса должна остаться прямой!

Важно, чтобы естественный свет через окно падал слева, настольную лампу также нужно ставить в левом углу стола. Глаза ребенка должны находиться на расстоянии длины предплечья и разогнутой ладони до поверхности стола (до листа тетради), при этом локоть руки поставлен на крышку стола, или достаточным считается расстояние примерно в 30 - 35 см. Книгу лучше ставить на подставку - это снимает нагрузку на шейный отдел позвоночника.

Очень важна для ребенка благоприятная обстановка для работы. Перед выполнением домашнего задания проветрите комнату, раскройте шторы, пока малыш занимается, не включайте радио и телевизор, не разговаривайте в полный голос даже в соседней комнате.

Приготовлению домашних заданий отводится постоянное время, укладывающееся в световой день, даже зимой. Оптимальное время для выполнения домашних заданий 16 - 17 часов - малыш уже отдохнул после школы. Не откладывайте занятия на поздний вечер: после 17 - 18 часов снижается концентрация внимания, сосредоточенность, способность воспринимать новую информацию, поэтому заниматься сложнее.

Общая длительность занятий не должна превышать одного часа, необходимы перерывы (активные передышки) каждые 15 - 20 минут, так как внимание в этом возрасте кратковременно и основывается на интересе.

Домашние задания первоклассникам задают в минимальном объеме, но выполнять их надо вместе с одним из родителей. Не каждый ребенок в состоянии самостоятельно сделать даже простое задание, он не привык еще к этому. Потребуется несколько месяцев, чтобы маленький ученик понял, что домашнее задание - это его обязанность, которую надо выполнять. Поэтому необходимо напоминать ему, что пора садиться за уроки, и помогать своим присутствием. Всегда начинайте с самого трудного, с письменных заданий, чередуя их с устными. А то, что малышу уже знакомо (например, рисование), он сможет сделать и в конце часа.

Самое главное - почаще хвалите ребенка. Никогда не акцентируйте внимание на неудачах, внушайте малышу волю к победе, и у него появится позитивная установка «Я могу сам». Причем хвалить ребенка нужно даже тогда, когда не все получается аккуратно и правильно, обучение должно проходить всегда на позитиве. Не ругайте малыша, иначе возникнет протест, и выполнение домашних заданий приобретет негативную окраску. Поощряйте его интерес к учебе, помогайте на первых порах и не насмехайтесь над неудачами.

И еще, дорогие родители, «от генов никуда не деться». Если вы сами в школе не отличались хорошей успеваемостью, не требуйте от малыша одних пятерок. Это, как правило, невозможно. Пусть у ребенка будут твердые тройки и четверки, но здоровая психика и он не превратится в неадекватного и измученного зубрилу-отличника.

Обязательно приучите ребенка после заданий приводить рабочее место в порядок и собирать портфель, лучше это делать сразу после занятий или вечером, чтобы не тратить утреннее время на суету.

Следует напомнить еще о нескольких немаловажных деталях. Создайте малышу утром спокойную обстановку, чтобы он не торопился, не волновался и пришел в школу с хорошим настроением. Чтобы не опоздать к началу уроков, он должен вовремя встать, желательно приходить в школу за 10 - 15 минут до звонка. Малыши очень переживают по поводу своих опозданий и замечаний учительницы. А ведь ответственность в этом случае лежит только на вас.

Не забывайте, что первоклассники переживают огромный психолгический стресс, ведь для них началась новая жизнь: новый коллектив, первая учительница, новые требования и новые обязанности. Ваша задача - максимально помочь ребенку. Не загружайте детский досуг, не отдавайте малыша сразу в несколько кружков и секций, не требуйте от него невозможного - он не справится. Лучше окружите малыша вниманием, заботой и добротой.

Режим дня - это не отвлеченное понятие, его соблюдение делает ребенка организованным, пунктуальным и самостоятельным, а это позитивно отражается на учебе и на оценках. Поэтому с первых дней организуйте малышу режим дня - и успехи не заставят себя долго ждать.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

Первое место среди всех хронических заболеваний у детей младшей школы занимают заболевания желудочно-кишечного тракта. Поэтому питание школьника, а первоклассника в особенности, должно быть своевременным, регулярным, свежим и четырехразовым. Маленький ученик современной школы испытывает не только запредельные (для своего возраста) умственные нагрузки, но и продолжает развиваться и расти, поэтому его пищевой рацион должен удовлетворять всем потребностям организма в белках, жирах, углеводах, витаминах и микроэлементах.

Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. Пусть это будет творог со сметаной или горячая каша, йогурт или омлет, бутерброд с сыром или кукурузные хлопья с молоком. Конечно, завтрак - дело важное, но если у малыша утром совершенно нет аппетита, не заставляйте его есть через силу. Можно дать ребенку чай с молоком, какао или фрукты - что ему больше нравится. Не следует отказываться от горячего питания в школе, ведь первоклашек на большой перемене около 10 часов утра обязательно кормят.

У первоклассников занятий немного, поэтому обедают они, как правило, дома. Обед обязательно должен включать на первое суп, а на второе - мясо или рыбу. Если у вас нет возможности разогреть ребенку обед, научите его самого пользоваться электро- или микроволновой печью. Не допускайте перекусов и еды всухомятку (мюсли, печенье, чипсы, газвода). Помните, что блюда должны быть легкоусваиваемыми и быстроперевариваемыми. Это такие продукты, как курица, рыба, яйца, крупы, фрукты и овощи, кисломолочные продукты.

Качественное и правильное питание - один из основополагающих аспектов как умственного, так и физического развития первоклассника.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Благодаря двигательной активности, под влиянием физических упражнений укрепляется нервная система, происходит развитие скелетных мышц, улучшается работа сердца и легких.

Движение жизненно необходимо для организма ребенка и имеет большое значение не только для физического, но и для умственного развития.

Обязательно выделите время для занятий утренней гимнастикой, еще лучше делайте зарядку вместе с ребенком, показывая ему, как выполнять упражнения правильно. Детям 7 - 8 лет достаточно 5 - 7 упражнений в течение 10 минут. Лучше делать гимнастику при открытой форточке и в легкой одежде (майка и плавки).

Запишите ребенка в спортивную секцию или продолжайте тренировки, если малыш занимался и до школы - это сделает его ответственным за собственное здоровье и организованным. Пусть это будет плавание или теннис, футбол или восточные единоборства. Главное, чтобы тренировки приносили удовольствие и положительные эмоции ребенку. Только помните: рекомендуется включать в режим дня не более 3 занятий спортом в неделю.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Первокласснику необходимо соблюдать основные правила личной гигиены - это аксиома, не требующая доказательств. А научить своего малыша этим правилам - ваша святая обязанность, и желательно еще до школы.

пользоваться носовым платком;

при приеме пищи пользоваться столовыми приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу;

пользоваться туалетной бумагой после опорожнения кишечника.

Расскажите ребенку эти простые истины об уходе за собственным телом, и благодарны вам в дальнейшем будет не только ваш малыш, но и окружающие его люди, ведь «уход за собой любимым» - один из элементов общей культуры человека и одно из средств предупреждения болезней.

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМФОРТ

Одно из важнейших составляющих здоровья ребенка - это его психическое здоровье. Возраст 6 - 7 лет - это кризисный возраст не только в физическом, но и в психоэмоциональном развитии ребенка, ведь изменяется его статус с дошкольника на школьника, а этот факт коренным образом меняет всю жизнь малыша. Он начинает размышлять, сравнивать самого себя с другими детьми, оценивать окружающих по их поступкам, переживать обиды и неудачи, он становится более ответственным и самостоятельным, расширяется круг его обязанностей. Очень важно, чтобы родители помогли своему ребенку в этот момент.

Первоклассник находится в новой обстановке, с новыми людьми и новыми правилами не только в школе, но и дома изменяется уклад его жизни: наравне с играми и развлечениями существует еще и домашнее задание. Поэтому ребенок практически все время находится в состоянии стресса. Основная задача любящих родителей - свести этот стресс к минимуму. Сделать это можно только любовью, участием и добротой. Во время адаптации к школе дозируйте не только интеллектуальные, но и эмоциональные нагрузки, не загружайте малыша дополнительными занятиями, помните, что дети адаптируются к школе минимум 6 - 8 недель.

В первый год учебы в школе как можно больше общайтесь со своим малышом, не выталкивайте его одномоментно во взрослую жизнь, говоря «ты уже взрослый» (это сродни мировой катастрофе для ребенка), интересуйтесь его отношениями с учительницей и одноклассниками, хвалите за достижения и успехи, искренне и подробно вникайте во все его дела, никогда не ругайте за неудачи, одним словом, учитесь вместе с малышом и живите жизнью малыша, особенно на протяжении первого учебного года.

Помните, дорогие родители, если малыша в семье любят и уважают, а дома ему спокойно и комфортно, то ребенку не страшен никакой стресс, даже в первом классе.

Итак, основные составляющие здорового образа жизни первоклассника вы теперь знаете, остается только следовать этим нехитрым правилам - и у вас все получится.

Успехов в первом классе!

Т. Карих, врач-педиатр ГЦМП


Начальное общее образование

Правильный распорядок дня первоклассника

Школьный учитель и детский невролог – о чрезмерной нагрузке, правильном питании и необходимой продолжительности сна.

Школьный учитель и детский невролог – о чрезмерной нагрузке, правильном питании и необходимой продолжительности сна.

«Как организовать день моему первокласснику?» – этот вопрос регулярно задают родители учителям, врачам и другим экспертам. Действительно, правильно построенный режим дня крайне важен для того, чтобы ребенок плавно и комфортно вошел в учебный процесс и сохранил свое здоровье. Часто родители сами формируют правила, которые не всегда исполнимы и далеко не всегда действительно нужны первокласснику.

Чтобы исправить возможные ошибки родителей, мы решили обратиться к двум экспертам – учителю начальных классов и опытному детскому врачу. Пусть их советы и наблюдения помогут нам составить объективную картину о том, каким должен быть режим дня современного первоклассника.

Алексей Игоревич Крапивкин , доктор медицинских наук, директор московского Научно-практического центра детской психоневрологии


Режим дня: сохраните детсадовскую норму

Когда ребенок идет в школу, его жизнь сильно меняется. Но и в первом классе вполне возможно сохранить тот режим дня, который был у вас в детском саду: с регулярным питанием, послеобеденным отдыхом и достаточно активными прогулками, пусть и не такими длинными.

Питание: главное – разнообразие

Организм первоклассника остро нуждается в регулярном питании, чтобы вовремя восполнять недостаток глюкозы. К семи годам у ребенка уже должны быть сформированы пищевые привычки: обязательный полноценный завтрак, горячий обед, правильные перекусы – второй завтрак, полдник.

Мой главный совет родителям: кормите детей разнообразно. Любой избыточный продукт может повлиять на состояние ребенка, его пищеварение, сон и физическую активность. Конечно, лучше избегать обилия сладкого, жирного или острого в рационе ребенка – по той же причине.

В то же время если у ребенка нет серьезных заболеваний, то нарочитых ограничений в еде быть не должно. Приходя в новый детский коллектив, ребенок пересматривает свою норму питания: если все едят печенье, почему он должен от него наотрез отказаться? Если все перекусывают после третьего урока, почему он не может взять с собой бутерброд или яблоко?

И еще один совет: чтобы не рисковать самочувствием ребенка ночью, постарайтесь накормить его ужином примерно часа за два до сна, не позже. Если не получилось поужинать вовремя – предложите максимально легкую и безопасную для ЖКТ пищу.

Сон: главное – не сражайтесь за показатели

Не только первоклассник, но и любой человек должен спать столько, сколько требует его организм. Но иногда родители укладывают ребенка чуть ли не в восемь вечера, чтобы он проспал как можно дольше, это, на мой взгляд, лишняя мера.

По статистике, взрослому человеку нужно не менее 8 часов сна в сутки. Первокласснику нужно немного больше, но не 12 часов, как грудному младенцу. Самое главное – укладывая ребенка спать пораньше, не сражайтесь за показатели, лучше посмотрите на его состояние. Легко ли ему просыпаться наутро? Хватает ли сил до вечера?

Лучше всего укладывать ребенка спать между 9 и 10 часами вечера, желательно – не позже 10 часов. При этом время за 1,5–2 часа до сна должно быть у ребенка свободно для проведения ежедневных ритуалов: водные процедуры, чтение на ночь, стакан молока – и как можно меньше стрессов, тогда ребенок плавно войдет в сон и сможет полноценно отдохнуть.

Что касается дневного сна, то мне кажется, что нет никаких оснований настаивать на том, чтобы ребенок спал днем. Если ему хочется лечь поспать после обеда – отлично, если нет – не настаивайте. Главное, дневной сон должен делить день на два равных промежутка. Не нужно укладываться спать позже 4 часов вечера: тогда ночной сон может пострадать.

Нагрузки: добивайтесь состояния разумной усталости

Сейчас много говорят о том, что первоклассники едва выдерживают непомерную нагрузку, которую им устраивают школа и родители со своими кружками и секциями. Мне нравится идея, что уровень нагрузок должен определяться переносимостью. Если у вашего ребенка достаточно ресурса, чтобы после школы отзаниматься два часа на фортепиано, а вечером с удовольствием сходить в спортивную секцию, то почему бы и нет? Для родителей главным показателем уровня нагрузок должно быть состояние ребенка по вечерам. Если он падает с ног, капризничает, не может есть, до того он устал – вы явно переборщили. Если он активен и мог бы еще пару часов увлеченно чем-то заниматься, значит, дневной нагрузки не хватило. А вот если его усталость не чрезмерна, естественна, не вызывает у него серьезного дискомфорта – значит, объем нагрузки достаточный.

Физическая активность

Тут важно помнить, что для семилетнего ребенка просто просидеть за партой несколько часов подряд – колоссальная нагрузка. Чтобы ее снять, полезнее не уложить ребенка в постель, а дать ему как следует побегать, дать выход напряжению.

Потребность ребенка в движении естественна, физиологична. Обязательно давайте ему возможность как следует попрыгать, полазить, побегать после школы, а если нужно, то еще и вечером.

Обязательно напоминайте ребенку, чтобы он делал небольшие разминки после долгого сидения за уроками: элементарной гимнастики будет достаточно. И отдайте ребенка в спортивную секцию: два-три раза в неделю.

Елена Александровна Чулихина , учитель начальных классов в МБОУ «Малодубенская средняя общеобразовательная школа»


Режим дня: в выходные как в будни

Тут и говорить не о чем, каждому первокласснику нужен полноценный режим дня. Лучше всего, если он в выходные не сбивается, а то потом трудно будет перестраиваться к началу рабочей недели.

Питание: горячее лучше печенья

Сейчас практически все родители очень боятся, что дети в школе будут сидеть голодные. Дают им с собой конфетки, печенье, булочки, вафли и другие «сухомятки» – это притом, что в школе работает столовая, где всегда можно съесть горячий завтрак и хорошо пообедать. Естественно, наевшись сладкого, дети в столовой отказываются от полноценной горячей еды. Поэтому хочу дать родителям совет: приучайте их лучше ходить в столовую, утром есть кашу или омлет, днем обедать хорошим горячим супом, а не леденцами. Я не против того, чтобы вы давали детям с собой угощение, но в меру, а не так, чтобы оно перебивало аппетит.

Сон: не клевать носом на уроках!

Скажу вам честно, это очень неприятно, когда на первом уроке у тебя в классе дети клюют носом. Поэтому, пожалуйста, укладывайте детей спать вовремя, в лучшем случае часов в девять вечера. Не нужно надеяться, что утром урвете минут пятнадцать сна: с этого начинаются утренние опоздания, а это тоже не очень помогает детям сосредоточиться.

Дневной сон – вещь полезная, тем более что дети сами, как правило, требуют послеобеденного отдыха: приходят из школы и сразу ложатся спать. Значит, им это нужно, значит, родителям надо учитывать эту потребность при составлении режима дня.

Нагрузки

Сейчас в связи с введением ФГОС первоклассникам полагается до 10 часов внеурочных занятий в неделю. Они обычно начинаются после обеда и длятся до двух академических часов в день – это в дополнение к обычной школьной нагрузке. Кроме того, почти каждый ребенок посещает различные кружки, некоторые из них очень серьезные и располагаются на другом конце города. Получается, что первоклассники очень загружены в будние дни, даже при условии, что в первом классе им не задают на дом.

Здесь я не вправе давать родителям какие-либо советы: они сами решают, как, чем и сколько загружать детей, каких требовать достижений и т. д. Но я бы настаивала на том, чтобы хотя бы в выходные дни дети были свободны, могли заниматься своими делами, играть, гулять, провести вечер в кругу семьи. Это лучшая поддержка, которую мы можем им дать.

Физическая активность

Мы следим за тем, чтобы дети между уроками делали разминки, могли побегать, разгрузиться как следует. Важно, чтобы и родители заботились о том же. Обязательно давайте детям гулять, много двигаться. Лучше всего, когда они идут домой из школы пешком, а не передвигаются на машине.

ЕРЕВАН, 2 сентября. Новости-Армения. Ребенку зачастую сложно перейти на новый режим, особенно, с наступлением школьных будней. О том, как справиться со школьными нагрузками, на страницах ресурса woman.delfi.ee рассказывает мама троих детей и руководитель Центра детского сна и развития BabySleep Елена Мурадова.

1. Оставляйте короткий дневной сон

Первокласснику в среднем нужно спать по 10-11 часов в сутки. Согласно исследованиям, дети с большей продолжительностью сна получали более высокий балл IQ и были успешнее на уроках, чем те, кто недосыпал.

Большинство детей к первому классу перестают спать днем, но, если ваш ребенок продолжает, - не пытайтесь это пресечь с началом осени. Пусть отдохнет после уроков, но не слишком долго - иначе это плохо скажется на ночном сне и утром ребенок встанет не выспавшимся.

2. Сокращайте внешкольную нагрузку до минимума

Школьное расписание первоклассника может показаться родителям очень легким: всего 4-5 уроков в день, "то ли дело в наше время". Но это простота обманчива.

Загружается новость... "Право"


Начало обучения в школе оказывает существенное давление на психику ребенка. А если его не в меру нагрузить кружками и занятиями, можно и вовсе перегнуть палку. От переутомления дети плохо спят, хуже усваивают новую информацию в школе и чаще болеют.

В первом классе лучше снизить внешкольную нагрузку до минимума. Оставляйте каждый день по 1-2 часа свободного времени, чтобы ребенок мог сам выбрать, чем заняться, или просто побездельничать.

3. Соблюдайте один режим сна и в будни, и в выходные

Школьная жизнь предполагает соблюдение четкого расписания. В вопросе сна предсказуемость и режим тоже важны.

Чаще всего в школу нужно вставать рано, поэтому и укладывание вечером должно быть не слишком поздним. Если встать нужно в 7:00, значит, вечером нужно лечь не позже 21:00. И не просто оказаться в кровати, а уже уснуть.

Также важно, чтобы режим был стабильным не только в будние дни, но и в выходные. Если вечером в пятницу ребенок засиживается допоздна ("завтра же не нужно вставать"), а потом отсыпается в субботу и воскресенье - то утром в понедельник встать будет непросто, и новую учебную неделю он начнет не лучшим образом.

4. Забирайте все гаджеты за час до сна

К вечеру у большинства детей открывается второе дыхание после учебы, кружков и секций. Забирайте у него все гаджеты и выключайте телевизор минимум за 1 час до сна, чтобы он успел успокоиться и легче заснул. Игры и мультики, особенно без ограничений по времени, приводят к излишнему возбуждению, а свет экранов замедляет выработку гормона сна мелатонина. Перед сном лучше отдать предпочтение книге.

5. Помогайте ребенку заснуть с помощью ритуала укладывания

За режимом младшего школьника нужно следить родителям. Он пока не в силах самостоятельно себя дисциплинировать. Если махнуть на режим рукой, утром ваш первоклассник будет клевать носом на уроках и едва ли что-то запомнит из нового материала.

Поболтайте с ним перед сном, обсудите планы на завтра, помогите собрать портфель, проверьте школьную форму - все это подготавливает к плавному завершению дня. Предсказуемый ритуал укладывания, который повторяется каждый вечер, расслабляет ребенка, настраивает его на сон и помогает быстро заснуть.

6. Объясняйте, почему так важен сон

Загружается новость... "Лево"


Для ребенка позднее укладывание может ассоциироваться со взрослением: "Я уже не маленький, хожу в школу и буду ложиться поздно, как мама и папа". Обязательно разговаривайте со своими "взрослыми" первоклассниками:

Объясняйте, почему так важно ложиться спать не слишком поздно.

Вместе вспомните, как трудно вставать по утрам, когда не выспался.

Расскажите о связи качественного сна и успеваемости в школе. Выспался - и стих быстрее выучил, и контрольную лучше написал.

Не забывайте подавать пример: пусть вы ложитесь позже, чем дети, но засыпать после полуночи неполезно даже родителям-"совам". -0-