Сценарий «уроки вежливости», посвящённый "всемирному дню «спасибо. «День вежливости». Сценарий летнего развлечения для подготовительных групп

Сценарий мероприятия
"Всемирный день «СПАСИБО».

Цель : Познакомить детей с вежливыми словами и научить ими пользоваться в жизни.

Задачи:

1. Научить детей пользоваться вежливыми словами.

2. Познакомить с историй слова «спасибо».

3. Расширить понятие детей о культуре поведения.

4. Привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.

5. На примере Мест Священного Писания показать, что Бог призывает нас за все ЕГО благодарить.

Золотой стих внеклассного мероприятия:


1. ВСТУПЛЕНИЕ.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном

Его зовут... а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем.

"Спасибо", "Здравствуйте", "Простите"

Произносить он не привык.

Простого слова "извините"

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только

Алешка, Петька, Ванька, Толька.

А, может быть, он вам знаком

И вы встречались с ним где-либо,

Тогда скажите нам о нем,

А мы... Мы скажем вам "спасибо".

УЧ: - А в ваших классах есть такие ученики?

УЧ: - Дорогие ребята! Мы рады видеть вас на нашей встрече, посвященной Всемирному Дню под названием «Спасибо». (Дети читают хором.)

Пусть золотым стихом на нашем празднике будут Сова из Библии (стих на плакате):

«За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».
(1-е Фессалоникийцам гл.5, ст.18)

Дети, какую профессию вы хотели бы выбрать для себя по окончании школы?

(Дети делятся своей мечтой.)

Но кем бы вы не работали, прежде всего, вы должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться. Поэтому вы и должны как можно чаще пользоваться вежливыми словами, от которых людям становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, добрыми, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.

Понять и исполнить желанье другого -

Одно удовольствие, честное слово.

Прочитаем наши плакаты с правилами вежливости и доброты.

    Добро, сделанное в тайне, отплатится явно. Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно.

Достаётся не дёшево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

2. ИСТОРИЯ СЛОВА «СПАСИБО».

Врач прописал ему очки

По правилам науки.

Отшлифовали в мастерской

Два стёклышка на славу,

Потом заботливой рукой

Их вставили в оправу.

Очки вложили мастера

В коробку из пластмассы,

И Сашин дедушка вчера

Их получил у кассы.

Но про очки ребятам всем

Известно стало сразу.

Они кричат ему: "Зачем

Тебе четыре глаза?

У тебя две пары глаз.

Только ты, очкастый,

Стёклами не хвастай!"

Заплакал Саша от стыда,

Уткнулся носом в стену.

Нет, - говорит он, - никогда,

Очков я не надену!

Но мать утешила его:

Очков носить не стыдно.

Всё надо делать для того,

Чтоб лучше было видно!

6. ИГРА "ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО".

УЧ: А сейчас мы поиграем, узнаем у вас, знаете ли вы "Вежливые слова"?

    1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого... (спасибо). 2.Зазеленеет даже пень, когда услышит... (добрый день). 3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы.... (спасибо). 4.Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь... (здравствуйте). 5.Когда нас бранят за шалости, говорим... (простите, пожалуйста) 6.И во Франции и в Дании на прощание говорят... (до свидания).

ФИЗМИНУТКА (спасибо на разных языках).

- ПОВТОРЯЕМ ХОРОМ ЗА МНОЙ!

Вот как звучит слово «спасибо» на разных языках:

Арабский: Shoukran (шукран)
Армянский: Shnorhakalutjun (шноракалюцюн)

Английский: Тhank you (сэнк ю)

Гавайский: Mahalo (махало)
Греческий: Evkaristo (эфхаристо)
Грузинский: Mahd-lobt (мадлобт)

Датский: Tak (цак)

Ирландский: Go raibh maith agat

(го рай мас агат)
Исландский: Takk (таак)
Итальянский: Grazie (грацие)
Испанский: Gracias (грасиас)

Камбоджийский: Orkun (аркун)
Китайский: Xie-xie (Сье-сье)
Корейский: Kamsu hamnida (камса хамнида)

Латвийский: Paldies (палдис)
Литовский: Kob chie (коб чи)

Малазийский: Terima kasih (терима каши)
Монгольский: Vayarla (вайала)

Немецкий: Danke schön (данке шон)
Норвежский: Tak (таак)

Польский: Dziekuje bardzo

(джинкуе бардзо)

Португальский: Obrigado (обригадо)

Румынский: Multimesk (малтимеск)
Сомалийский: Mahadsanid (махасанид)
Татарский: Rekhmet (рехмет)
Турецкий: sagol (саoл), tesekur ederim (тешекюр эдерим)

Филиппинский: Salamat (сламат)
Финский:Kiitos (киитос)
Французский: Merci beaucoups (мерси боку)

Хинди: Shoukriah (шукран)

Чешский Czech: Dekuju (дякую)

Шведский: Tack (таак)

Японский: Domo arigato (домо аригато)

7. ПОРАССУЖДАЙТЕ!

УЧ : Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова "Вежлив Витя или нет".

Малыша обидел Витя,

Но перед школою в строю

Витя просит:

"Извините, я ошибку признаю".

На урок пришёл учитель,

Положил на стол журнал.

Следом Витя:

"Извините, я немного опоздал".

Спор давно ведётся в классе

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И скажите нам ответ.

УЧ : Ну, а как вы считаете? Вежлив Витя или нет? А теперь послушайте следующее стихотворение С. Погорельского "Перестарался".

Вот кто вежливость у нас

Проявил на деле:

Он в полночный тихий час

Поднял мать с постели.

Что с тобой?! - вскричала мать, -

Заболел сыночек?..

Я забыл тебе сказать:

"Мама, доброй ночи".

УЧ: А этот мальчик вежливый? Кто из вас тоже так поступает?

УЧ: По улице шли двое прохожих, первому 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги, большой сверток. Одна из книг упала.

"У вас книга упала!"- закричал мальчик, догоняя прохожего.

"Разве?" - удивился тот.

"Конечно, - объяснил мальчик, - у вас же было три книги плюс портфель плюс пакет - итого 5 вещей, а теперь осталось четыре".

"Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. - Однако есть правила, которые ты еще не усвоил".

О каких правилах говорил старичок?

(Извините, у Вас упала книга. Разрешите, пожалуйста, я подниму ее.)

УЧ: Как вы поступите?

Во время урока со стола учителя падает ручка или карандаш.

(Если учитель не заметил этого, или у него нет времени ее поднять, нельзя самому вставать с места для того, чтобы помочь учителю).

Как тогда поступить? Вам же очень хочется помочь учителю! И это правильное ЖЕЛАНИЕ!!!

(Поднять руку, спросить разрешение о помощи, поднять, сказать: «Возьмите, пожалуйста!».

А если у тебя самого что-то упало с парты во время урока, как ты поступишь?

УЧ: Бывает так, что учителя ВАС ругают, пытаются показать, что ВЫ неправы в той или иной ситуации.

Рассмотрим ситуацию:

Учитель говорит Коле:

Коля! Ты мне сказал неправду. Это нехорошо с твоей стороны и по отношению ко мне и к Богу.

А Коля отвечает:

Анастасия Витальевна, спасибо Вам за то, что Вы помогли мне разобраться в моем нехорошем поступке. Простите, пожалуйста, меня.

Еще ситуация:

Учитель говорит Вике:

Вика! Ты опять мне не сдала тетрадь с домашней работой.

А Вика отвечает:

Спасибо, что напомнили мне. Простите, пожалуйста, меня. Я постараюсь вовремя сдавать тетради.

Еще...

Лена пришла в школу в блузке, на рукаве которой было грязное пятно. Ее одноклассница это заметила и говорит: «Лена, а у тебя блузка грязная!»

Лена отвечает:

«Спасибо, что сказала мне об этом».

8. РАССУЖДАЕМ О ВЕЖЛИВОСТИ НА ПРИМЕРАХ БИБЛИИ.

Сам Бог нас призывает быть вежливыми, благодарными и добрыми людьми.

Давайте прочитаем ЗОЛОТОЙ СТИХ нашего праздника. (На плакате).

Какие истории в Библии ВЫ можете привести в пример, которые учат нас быть благодарными?

(Притча о десяти прокаженных. Все Книги Библии призывают нас БЛАГОДАРИТЬ БОГА! Вспомните Псалтирь: сколько там благодарных и прославляющих Слов говорит Давид в своих псалмах!..)

9. СЛУШАНИЕ РАССКАЗА.

ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА

Маленький Дима никогда не говорил «спасибо» и «пожалуйста». Каждый день, с утра и до вечера, раздавались его требования:
- Поиграй со мной! Порисуй со мной! Дай мне карандаши! - кричал мальчик старшему брату Вите.
- Мама, купи мне заводную машину!
- Бабушка, дай мне попить! Принеси еду в мою комнату!
- Дедушка, почитай мне сказки!

Такое поведение Димы очень огорчало его родных, однако они никогда ни в чём не отказывали ему и исполняли все его требования.
Мама, постоянно напоминала мальчику о том, что надо быть вежливым и говорить, «пожалуйста», когда, о чём-то просишь, и - «спасибо», когда благодаришь.
«Зачем я буду говорить эти слова?» - думал Дима. - «Я и без них получаю то, что хочу».

Какое-то время, мальчик продолжал расстраивать близких неуважительным обращением... Но однажды, они решили его проучить... Как-то, Дима вернулся домой из школы. Был обычный день, ничем не отличающийся от других дней. Мальчик скинул свой рюкзак и как всегда по возвращении домой, пошёл на кухню, где бабушка готовила обед.
- Бабушка, я голоден, дай мне что-нибудь поесть, - потребовал он.
- Витя, пойдём играть в морской бой, - крикнул Дима, проходя мимо комнаты брата.
- Дедушка, я оставил свой рюкзак в коридоре, принеси его сюда!

Дима был уверен, что бабушка, дедушка и брат сделают всё, что он им сказал, потому что так было всегда. Он сидел в своей комнате и ждал. Время шло, но ничего не происходило. Не выдержав, Дима выбежал из комнаты, посмотреть, что происходит. Каждый находился на своём прежнем месте и не спешил выполнять его приказания.

«Витя, ты, почему не идёшь играть со мной!? Бабушка, я хочу есть! Дедушка, где мой рюкзак!?» - возмущался мальчик. Однако никто не обращал внимания на его просьбы. Все продолжали заниматься своими делами. Родные вели себя так, как будто не видели и не слышали мальчика. Дима смутился и даже расстроился. «Почему никто не отвечает на мои просьбы? Что-то здесь не так», - рассуждал он. - «Может быть, они заболели, какой-то страшной болезнью, из-за которой перестали слышать и видеть меня?» От этих мыслей Диме стало страшно...

Когда мама вернулась с работы, Дима выбежал ей навстречу:
- Мама, мама, случилось, ужасное...
- Что случилось, сынок? Почему ты так взволнован? - спросила мама.
- Дедушка, бабушка и Витя заболели страшной болезнью, - выпалил сын.
- Что это за болезнь?
- Они не слышат и не видят меня, - сказал мальчик.
- Да, что ты говоришь, - удивилась мама. Почему ты так решил?
- Потому что, сегодня весь день они меня не замечают и когда я их, о чём-то прошу, они не отвечают, и не делают того, о чём я их попросил. Мамочка, что нам теперь делать?

Мать с улыбкой посмотрела на сына:
- Скажи, сынок, ты помнишь «вежливые» слова, которым я тебя учила?
- Конечно, помню: «спасибо» и «пожалуйста». А при чём здесь это? - недоумевал Дима.
- А при том. Говорил ли ты дедушке, бабушке и брату вежливое слово «пожалуйста», когда о чём-то их просил? - поинтересовалась мама.
- Не-е-е-ет, - смущённо ответил сын.
- Вот видишь, - сказала мама с укором. - Поэтому твои родные не видели тебя и не слышали твоих просьб, и не отвечали на них.
- Так значит, они не больны и всё видят и слышат?
- Конечно, и ты можешь прямо сейчас в этом убедиться.
- Как? - поинтересовался Дима.
- Пойди и попроси у них, всё, о чём ты просил раньше, только теперь не забывай говорить вежливые слова «пожалуйста» и «спасибо».

Дима подбежал к брату, вежливо произнёс: «Витя, поиграй со мной, пожалуйста» и замер в ожидании. «Конечно, поиграю», - с готовностью отозвался брат. Вежливое слово «пожалуйста» подействовало на Витю.
Дима радостно побежал к бабушке: «Бабушка, покорми меня, пожалуйста». «Конечно, внучик, сейчас я тебя накормлю». «Опять помогло вежливое слово!» - радовался мальчик, - «теперь осталось проверить дедушку».
«Дедушка, принеси, пожалуйста, мой рюкзак, а то он такой тяжёлый». «Сейчас, мой дорогой, принесу», - отозвался дедушка. «Спасибо, дедуля!» - поблагодарил Дима в ответ.

Дима не мог поверить в чудо, которое свершилось на его глазах. Всё так просто! Нужно всего лишь произнести вежливое слово « пожалуйста», когда, о чём-то просишь, и ты получишь, то о чём просил. А когда получаешь, нужно не забыть сказать «спасибо».
Дима хорошо запомнил этот урок. С тех пор, он всегда всем говорил «пожалуйста» и «спасибо».

10. ОКОНЧАНИЕ.

Даже дети знают: некрасиво
Не сказать за доброту «Спасибо!»
Это слово с детства нам знакомо
И звучит на улице и дома.
Но порой его мы забываем,
И в ответ лишь радостно киваем...
И уже достойны нашей жалости
Тихие «Спасибо» и «Пожалуйста».
И не каждый вспоминать готов
Смысл сокровенных добрых слов.
Слово - как молитва, попроси.
Этим словом: «Бог меня спаси!»
Слушали ВЫ все мои слова.
Благодарствую!!! СПАСИБО Вам!!!

Наш праздник подошел к концу. Я надеюсь, Вы все поняли и ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА для ВАС СТАНУТ ХОРОШИМИ ДРУЗЬЯМИ!

ПУСТЬ ВСЯ ВАША ЖИЗНЬ БУДЕТ НАПОЛНЕНА БЛАГОДАРНОСТЬЮ БОГУ ЗА КАЖДЫЙ ГОД, КАЖДЫЙ МЕСЯЦ, КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ И КАЖДЫЙ ВЗДОХ... СПАСИБО ВАМ, МОИ ДОРОГИЕ!

Ведущий. Всем хочется, чтобы их друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда относились к ним внимательно, с уважением, по-доброму. Весь секрет в том, что только вежливого, воспитанного и доброго человека все уважают, любят. У него есть верные и надежные друзья.

Даже очень много лет назад людей, не умеющих подобающим образом приветствовать, считали невежами. Почти на каждый случай было свое приветствие: жнецов приветствовали словами — «с двумя полями сжатыми, а тремя засеянными»; рыболовов — «улов на рыбку»; работающих — «бог в помощь»; купца — «чай да сахар»; в деревне за столом — «хлеб да соль».

Конкурс «Приветствие»

Ведущий. Задание первое. Вспомните и назовите приветствия, которые используются в повседневной жизни, но не повторяйтесь.

Участники игры не выкрикивают, а поднимают руку. За ответ дается жетон.

Ведущий. Для того чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще повторять «волшебные» слова. Доброе слово может подбодрить человека, поднять настроение, от него становится радостно и светло на душе. А теперь послушаем стихотворение «Добрые слова» О. Дриза.

Конкурс «Кто вперед»

Ведущий. Следующее задание такое: я буду читать начало предложения, а вы произносите его концовку.

Жетон дается тому, кто первый поднял руку и правильно ответил.

1. Зеленеет старый пень,

Когда услышит... («Добрый день»)

2. Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь... («Здравствуйте»)

3. Растает даже ледяная глыба

От слова теплого... («Спасибо»)

4. Когда бранят за шалости,

Говорим... («Прости, пожалуйста»)

5. Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы... («Спасибо»)

6. И во Франции, и в Дании

На прощанье говорим... («До свидания»)

7. Всем вам с большой любовью

Желаю крепкого... («Здоровья»)

Конкурс «Кто больше»

Ведущий. С помощью вежливых слов можно даже грустному и обиженному человеку вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Поэтому каждый из вас должен назвать по одному «волшебному» слову, но не повторяться.

Участники игры поднимают руку. За каждое слово дается жетон.

Конкурс «Актерское мастерство»

Ведущий. Вежливые слова знать мало. Надо уметь их еще применять. Посмотрим, как это у вас получится.

Игрокам раздаются половинки картинок. Каждый из участников ищет половину своей картинки, и вместе они выполняют задание, которое записано на обратной стороне. Игроки должны инсценировать то, что записано, но диалог должен быть вежливым.

Задания на картинках

1. Вы идете по улице, а вам на голову в это время стряхнули коврик.

2. У незнакомого человека спросить, как проехать к театру.

3. В трамвае вам наступили на ногу.

4. В школе попросить соученицу написать шпаргалку.

5. Сестра уходит к соседке на 5 минут и просит вас помешивать суп каждые полчаса.

6. Одноклассник звонит вам по телефону в 2 часа ночи и спрашивает: «Сколько завтра уроков?»

7. Одноклассник проехал на велосипеде по луже и обрызгал вас с ног до головы.

Конкурс «Язык Жестов»

Ведущий. Актеры вы хорошие, а насколько хорошо вы знаете обычаи людей других стран? Давайте проверим.

Учащимся читается вопрос. Жетон дается тому, кто первый ответит правильно.

Вопросы:

1. Как здоровались китайцы в старые времена? (Пожимали руки сами себе.)

Подсказка : в наши дни этим жестом оратор или артист приветствует аудиторию.

2. Как здоровались египтяне в старые времена? (Прикладывали ладонь ко лбу.)

Подсказка: в наши дни примерно так же приветствуют друг друга военные.

3. Как испанец или мексиканец выражает восхищение? (Подносит к губам сжатые пальцы и воспроизводит звук поцелуя.)

4. Как восторгается бразилец? (Держится за мочку уха.)

5. Что означает поднятая вверх рука? (Просьба человека обратить на него внимание.)

Ведущий . А теперь посмотрим, как обстоит дело с вежливостью у мальчиков. Предлагаю посмотреть сценку на стихотворение А. Барто «Вежливый поступок».

Смотрят сценку.

Ведущий. Вот и подошла наша викторина к концу. А теперь поверим, кто из вас самый вежливый, культурный и активный. Посчитайте свои жетоны. По жетонам сразу станет ясно, кто из учащихся наиболее активен и вежлив — у них наибольшее количество жетонов.

Награждение победителя.

Вручается грамота самому вежливому и активному игроку.

Цель: развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики.

Оформление:

1) Книжная выставка:

- “Вежливость на каждый день”.

2) На стенах плакаты с высказываниями:

- “Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик”. И.Гёте.

- “Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость”. Сервантес.

- “Вежливость порождает вежливость”. Э.Роттердамский .

- “Остерегайся сам того, что не одобряешь в других”.

- “Не делай другому того, чего не желаешь себе”.

“Золотое правило”.

- “Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой”. Фидроусл.

- “У человека нет выбора – он должен остаться человеком”.

- “Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть”.

Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Здравствуйте! – ты скажешь человеку
- Здравствуйте! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.

Нам желают “Доброго пути!”
- Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Только к доброму чему-нибудь.

1 уч. - Знаешь ли ты, что за дата 21 ноября? Нет, а жаль! 21 ноября – международный день приветствий! Да, да, приветствий.

Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира.

И пусть в этот день каждый человек пожелает добра и счастья близким и незнакомым людям, и конечно же, подарит им свою лучезарную улыбку.

Здравствуйте, дети! Здравствуйте, люди, мы любим вас!

(Исполняется песня “Мы желаем счастья вам”).

Учитель:

А удивились бы вы, если бы при встрече с вами я сказала:

- “Будь весел! Радуйся!. Я тебя вижу!”.

- “Здоров ли твой скот? Ел ли ты сегодня?”.

- “Хорошо ли вы потеете?”. “Мир с тобой!”.

Наверное, некоторые приветствия вызвали у вас улыбку? И напрасно.

Ведь, например, слова: “Здоров ли твой скот?” - это и приветствие и пожелание благополучия. Ведь в старые времена основу жизни монголов – кочевников составляло его стадо. Здоровые животные – хватит еды – всё благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья рогатым кормилицам скотовода – всё равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.

А какие приветствия знаете вы?

Знаете ли вы, что рабы Древнего Рима обнажали обритые головы.

Рыцари поднимали забрала тяжёлых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы.

Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе.

Военные отдают друг другу честь.

Женщине, доящей корову, говорили “Море под коровой!”.

Девушке, черпающей воду “Свеженько тебе”.

Молотильщикам “по сто на день, по тысяче на неделе”.

Учитель: А что же всё это объединяет?

3 уч. – Все эти приветствия объединяет одно – “пожелание добра и благополучия”.

Не от тяги к сусловью
И сложилось не вчера,
Это братское с любовью пожелания добра.
И живётся вроде лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья пожелаешь на земле.

Здравствуйте!
Поклонившись мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”,
Больше ведь мы ничего не сказали,
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастье
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радости
Сделалась жизнь?

Учитель. В кодексе приличий на востоке приводится старинный стих:

“Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред не одному себе, но и другим; позор падает на головы его родителей и всех лиц, имеющих и не имеющих к нему какое-то отношение”.

3 уч. В старину на Руси в деревне принято было здороваться даже с незнакомыми людьми. Но многое ещё зависит от того, как вы поздоровались.

Петя – Да ну, с этими здоровканьями – одни неприятности. Я на улице скоро нервный от них стану. Я на улице только и верчу головой, чтоб кого знакомого не пропустить. Как увижу, “Здрасьте!” кричу. И мне же ещё выговор делают: “До чего же ты, Петя, некультурный просто ужас!”.

(Давайте посмотрим, как Петя здоровается )

Петя бежит по улице. Руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку подбрасывают. Навстречу ему мед. Сестра. Он на бегу бодро прокричал не то “дрась”, не то “брысь” и помчался вперёд. А она только руками развела и тяжело вздохнула: “Учат их, учат, а толку мало”.

1 уч. - Нет, поздороваться с человеком так, чтобы “на капельку солнца прибавилось в мире”, тоже надо уметь.

Вот ответьте, например, кто здоровается первым, если встретились:

Младший и старший?

Мальчик и девочка?

Два мальчика? И кстати, кто подает первым руку?

Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Иван увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: “Здравствуйте, Светлана Алексеевна”.

Учитель. Не скажите ли вы, какая допущена ошибка? А может быть, всё в порядке?

2 уч. - В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость – неотъемлемое качество общения.

(Звучит музыка В. Савельева “Если добрый ты”)

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
Если вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать как две сороки.
Ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой, вы их не перебьёте,
И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя возьмёте не навеки.
И ежели вы вежливы, - тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Учитель – Давайте поиграем в речевой этикет.

(Каждому раздаются карточки)

1. Назовите слова приветствия.

2. Выскажите просьбу.

3. Какими словами лучше всего начать знакомство?

4. Как принято извиняться в культурном обществе?

5. Есть ли несколько слов утешения и одобрения у тебя в запасе?

6. Слова благодарности.

7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя?

8. Ира обижена: “Вчера ты, Витя, шёл мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо”.Витя удивлён:, А почему я должен здороваться? Ты первая увидела, вот бы и здоровалась. Кто прав?

9. Ольга говорит: “Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне притворяться?”. Права ли Ольга?

10. Тебя обозвали. Твоя реакция?

Учитель – Человек – существо общественное и не живёт изолированно от других людей. Он встречается в кругу семьи с родственниками, отмечает праздники с близкими людьми, приглашает в гости друзей и наносит визиты сам. И здесь тоже действуют определённые правила этикета. Многие из них нашли отражение в русских пословицах, например: “В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив”, “Потчевать потчуй, а неволить не неволь”, “К обедне ходят по звону, а к обеду по зову”, “Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай”, “В гости ходить – надо и к себе водить”, “Умей в гости звать, умей и встречать”, “Приехал – не здоровался, уехал – не простился”, - говорили о невежливом госте. “У него гостят четыре угла, он сам себе рад” - обсуждали негостеприимного человека.

Учитель – А как поступите вы в следующих ситуациях.

(Раздают карточки)

1. Ты пришёл в гости к приятелю, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?

2. К тебе в гости пришёл приятель, который не нравится твоим родителям. Как следует поступить?

3. Представь себе, что твой приятель пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его. Твои действия.

4. Ты пришёл в гости и увидел, что там находится неприятный тебе человек. Твои действия.

5. Представь себе, что в компании товарищей ты рассказываешь какую-либо историю, а тебя не слушают, перебивают. Как ты поступишь?

6. Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?

7. Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно:

8. По улице шла женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом, что он должен сделать?

9. Если ты сидишь и с удовольствием пьёшь чай с мятным пряником, и вдруг неожиданно приходит твой одноклассник. Что нужно сделать?

1 уч. - А теперь посмотрите сценку.

После соревнований Лена сказала Тане: “Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в пять. Я тебе открытки свои покажу и плейер новый. Музыку послушаем.”.

Ладно, - ответила Таня. – Приду.

Часов в шесть Лена уже перестала ждать подругу. Она решила поужинать, и в это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Лена шла к двери, кто – то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.

Привет, - сказала Таня. – Это я. Она прошла в комнату, бросила мокрую куртку и шапку в кресло и огляделась:

А у вас ничего. Подходяще. Это что? – и она схватила статуэтку кошки, сделанную из ракушек.

Это мама из Сочи привезла. На память.

Здорово сделано. – Таня нажала посильнее, и ракушки раскололись.

Лена взглянула испуганно, но ничего не сказала. А гостья в это время уже вертела в руках фломастеры, поочерёдно пробуя каждый цвет на полуисписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Таня отправилась бродить по комнатам.

Сколько стоит? А это где покупали? – поминутно спрашивала она, трогая хрустальную вазу, макроме на стене, экибану на журнальном столике. Экибана ей не понравилась.

Чего барахло всякое в доме держите? – на лице Тани ясно выразилось презрение ко вкусам хозяев.

Зато туалетный столик в комнате родителей вызвал у неё особый интерес. Она открыла флакон духов, перевернула его и трясла над своей головой, пока не вылила почти половину. Потом помазала кремом свои руки, понюхала их и, сказав, что пахнет клубникой, намазала ещё и лицо. Затем она дунула в пудру и, душистое облако разлетелось на ковёр.

Лена, в это время вскипятила чай и пригласила гостью к столу. Та критически оглядела чашки с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянула к себе ручку холодильника.

Ты колбасы нарежь, Лен: А это селёдка, что ли? И селёдку давай. Я знаешь как солёное люблю.

И, наевшись и напившись вдоволь чаю, Таня взялась за куртку и шапку.

Ну, я пошла. Пока. Завтра ещё приду. Да, я у тебя две кассеты взяла, посмотрю дома. Отдам как – нибудь, - и она побежала по лестнице.

А у вас, ребята, не бывали такие гости? Как вы к ним относитесь?

Учитель: Давайте мы разберём несколько ситуаций.

Ситуация первая

Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит “Клуб кинопутешествий”. Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом.

Здравствуй, Наташа. Папа дома?

Папы нет, - Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки.

Жаль. До свидания.

А как бы вы поступили на месте Наташи?

Ситуация вторая

Алеша возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил - антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алешин. Расставаться не хотелось. Алеша предложил: “Пошли к нам, ребята. У меня “Жизнь животных” есть. И поедим, а то здорово есть хочется”.

А мама ругаться не будет? - спросил Витя.

Ну, что ты! Она у меня не такая!

Мальчикам открыла мама Алеши. Она была в стареньком платье, в фартуке. Из-под косынки выбились волосы. В руках мокрая тряпка. В ванной работала стиральная машина, а в комнате, куда прошли мальчики, вся мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка.

Вы уж извините, ребята,- у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам чего-нибудь перекусить.

Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко, нехорошо. Кто виноват в этом?

Ситуация третья

В дверь постучали. Сергей, продолжая есть, крикнул: “Входите, открыто!” На пороге появилась... Марина. Это было полной неожиданностью. Они, конечно, знакомы. Но она и жила далеко, и училась не в его классе.

Что надо сделать прежде всего? Как быть с ужином: продолжать или оставить? Можно ли спросить, зачем пришла Марина? Если ей срочно нужна книжка, которую придется долго искать на стеллаже в соседней комнате, как следует поступить?

Ситуация четвёртая

Скоро, в школу. Уроки ещё не сделаны.А мама просила начистить картошку и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмётся за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И всё не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Отрабатывали на ковре приёмы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни.

Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба?

Учитель – А сейчас викторина – “Правильно ли это?

Вы должны отвечать хором, да или, нет.

“Правильно ли это?”

1. В общественном транспорте причёсываться?

2. После еды оставлять ложку в тарелке?

3. Ходить в театр в спортивном костюме?

4. Печенье и пирожки брать с подноса руками?

5. Случайно задев кого-либо наступить на ногу, вежливо извиниться.

6. Входить в общественный транспорт в грязной пачкающей одежде.

1 уч. А теперь определите, что неправильно сервировано на праздничном столе.

(Время 1 минута )

2 уч. Однажды у древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” - “У невоспитанных, - ответил он, -я избегал делать то, что делают они”.

К сожалению, встречаются взрослые и дети с двойным стандартом поведения: на людях они одни, дома – другие. В школе или на работе они вежливы, предупредительны. А дома с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны. Подумайте и вспомните, не вели ли вы так себя с мамой, бабушкой или с младшей сестрой? Это говорит о невысокой культуре и плохом воспитании. Нужно воспитывать в себе культуру поведения. Были ли вы свидетелями случаев некрасивого поведения в школе, в театре, в общественном транспорте?

(Дети делятся своими наблюдениями)

3 уч. Да, к сожалению, мы довольно часто видим людей, которые не снимают головной убор при входе в библиотеку или театре, на улице бросают обёртки от конфет или мороженого на тротуаре, ходят в мятом костюме, грязной обуви, допускают грубость, невежливо отвечают на вопросы, толкают и не считают нужным извинится. Как называются такие люди?

(Некультурными, невежливыми, невоспитанными.)

(Дети отвечают)

А сейчас нарисуйте 1 карикатуру на невоспитанного грубого человека. Автор самого смешного рисунка получит приз. Время на выполнение задания - 5 минут. (Все желающие выполняют задание.)

Учитель – А теперь послушаем частушки.

Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка три струны.
Ну-ка вспомним-ка, ребята,
Как мы вести себя должны.

В поезд входят три девчонки:
“Ух, народу сколько тут!
Занимай места быстрее,
А то бабушки займут!”

Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить,
Только “здравствуй” и “спасибо”
Не умеет говорит.

Тётя Сима попросила
Слазить Петю на чердак.
“Извините, тётя Сима,
Я Вам вовсе не батрак!”.

Говорит лентяйке мать;
- Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала”.

Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки,
У задиры под глазами
Не проходят синяки.

Учитель – А сейчас я предлагаю вам такое задание. В течение 5 минут три группы напишут свои предложения в общий свод законов общения нашего класса. За основу можно взять опыт всего человечества. Кто-то вспомнит заповеди из Библии, кто-то советы психологов.

1 уч. Дорогие друзья. Воспитывать себя всегда очень непросто. Этого не умеют даже очень-очень умные дельфины и очень-очень добрые слоны. Зато настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. Да-да. Когда какой-нибудь мальчик или девочка старается изо всех сил во всём всегда быть вежливым и добрым человеком, значит, этот ребёнок уже начал воспитывать самого себя.

2 уч. – Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, предупредительность по отношению к другим людям. Давайте учиться доброте, умению различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давайте говорить друг другу комплименты.

(Исполняется песня Б.Ш.Окуджавы “Давайте говорить друг другу комплименты)

Стихотворение “Заповедь”

Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор Вселенной
И маловерным отпусти их грех.
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них,
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслишь, мысли не обожествив,
Равно встречай успех и поруганья,
Не забывая, что их голос лжив.
Останься тих, когда твоё же слово
Калечит плут, чтоб уловить глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен всё воссоздавать с основ,

Умей поставить в радостной надежде
На карту всё, что накопил с трудом,
Всё проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том.
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно всё пусто, всё сгорело,
И только воля говорит: “Иди!”

Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть всё в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь человек.

Киплинг

Учитель – И напоследок наши три напутствия. Подумайте над ними.

Напутствие первое.

- “Сострадальник и друг” - такое обращение было принято в письмах к друзьям на Руси в XIV веке.

- “Сострадальник” - тот кто сопереживает, сострадает, сочувствует, тот, кто нужен любому человеку.

1 уч. – Напутствие второе.

- Шекспир считал, что улыбкой можно добиться большего, чем мечом.

Хочешь завоевать друзей – улыбайся! Подсчитано, что в произведениях Л.Толстого упоминается 97 оттенков улыбки. А сколько оттенков используете вы?

2 уч. - Напутствие третье.

- Представьте, что за вами постоянно наблюдает человек, которого вы очень уважаете, и поэтому вы не хотите, чтобы он изменил о вас своё хорошее мнение. Все свои поступки совершайте под “взглядом” этого человека.

Татьяна Боброва
Сценарий внеклассного мероприятия «Школа вежливости» (посвящённая Всемирному Дню «Спасибо»).

Цель : Познакомить детей с вежливыми словами и научить ими пользоваться в жизни. Познакомить с историй слова «спасибо » .

Расширить понятие детей о культуре поведения.

Привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.

Ход занятия:

I. Вступление.

История слова «СПАСИБО » .

1 В : Дорогие ребята! Мы рады видеть вас на нашей викторине, посвященной Всемирному Дню «Спасибо » . 11 января отмечали всемирный день «спасибо » .

Однажды люди придумали 11 января отмечать праздник «Всемирный день «спасибо » .

2 В : В древние времена наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол «благодарить» : они произносили : «Благодарствую!» , «Благодарю!» . Так было во времена, когда на нашей земле господствовало язычество. Когда же пришло христианство, слово «благодарю» заменили на «спасибо » .

Происхождение этого русского слова прекрасно и возвышенно!

Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания «спаси Бог » . И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово «спасибо » .

: Самым вежливым из крупным городом мира считается Нью-Йорк - здесь чаще всего произносят «спасибо » . Москва заняла 30 место в рейтинге вежливости среди 42 «больших» городов. А совсем редко услышать слово благодарности можно в самом населённом городе Индии - Мумбаи.

: Благодарный человек внимателен и открыт к людям, он замечает любую услугу, сделанную для него. Он готов отплатить той же монетой доброты и отзывчивости, которую получил от других.

Как случается, что один человек благодарный, а другой - нет? Отчего это зависит? От ума, сердца, воспитания?

: Благодарность может быть выражена взглядом, улыбкой и жестом, что называется - «признательность без слов» . Подарок, что так актуально в праздники, тоже порой служит достойным способом отблагодарить. Но чаще всего мы говорим это простое слово с таким великим значением - «спасибо » .

День спасибо - это праздник

Тех, кто вежливым смог стать ,

Поскорее ставьте чайник,

Будем праздник отмечать.

Всем желаем мы здоровья ,

Много радости, успеха,

Мира, вечного раздолья,

Озорного счастья, смеха.

Пусть всегда, везде и всюду

Вам спасибо говорят ,

Пусть фортуна в жизни будет

И дни культурные царят!

Не забудьте в день спасибо

Благодарность всем дарить ,

Пусть культуры вечной глыба

Будет в жизни век царить.

Будьте счастливы, любимы,

Уважайте всех всегда.

Как удача - пусть не мимо,

Будет мир у вас тогда!

Мы желаем вам успехов,

Пусть спасибо будет рядом ,

Пусть уйдёт с пути помеха,

И культурным быть всем надо !

II .Представление членов команд и жюри.

2 В : Итак, у нас собрались две команды : команда «Улыбка» и команда «Радость»

Оценивать наш конкурс будет наше жюри –Таня Фурсова, Настя Битюцких, Ермолов Сурач. Итак, мы начинаем!

III. Вопросы и задания викторины.

1 Ведущий : 1 раунд : «Вопрос-ответ» .

Каждой команде поочередно задается вопрос. Если 1-я команда не отвечает на вопрос, то он передается 2-ой команде.

1) Какие слова мы говорим друг другу при встрече? («Здравствуйте» , «Доброе утро» , «Добрый день» , «Добрый вечер» , «Я рад тебя видеть» , «Как ты себя чувствуешь?» )

2) Какие слова мы говорим друг другу при расставании?

(«До свидания» , «До завтра» , «До встречи» , «Счастливого пути» , «Всего хорошего» , «Всего доброго» )

3) Какие слова мы говорим друг другу во время завтрака, обеда, ужина?

(«Приятного аппетита» , «Благодарю» , «Спасибо » , «Все было очень вкусно» )

4) Какие слова мы говорим перед сном друг другу?

(«Спокойной ночи» , «Доброй ночи» , «Приятных снов» «Сладких снов» )

5) Во время игры вы нечаянно толкнули друга и он упал. Как вы поступите?

(Извинится и помочь встать.)

6) Вы собрались нарисовать солнышко, у вас нет нужного карандаша, а у друга есть. Как вы поступите?

(Попросить вежливо : «Дай пожалуйста» )

2 Ведущий : 2 раунд «Рыцарский этикет» .

Задание команде «Улыбка» - инсценировать ситуацию : в автобусе сидят папа с сыном, мест свободных нет, в автобус входят мама с дочкой. Каковы дальнейшие действия?

Задание команде «Радость» - инсценировать ситуацию : Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могли разойтись. Который из них должен уступить дорогу, если одному было 8 лет, а другому 11 лет. (Ответ : уступит тот, кто вежлив .)

1 Ведущий : 3 раунд «Ситуации» .

Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоя-тельные.

А теперь давайте рассмотрим несколько ситуаций.

Первая ситуация- команде «Улыбка»

Давайте поговорим о том, что такое хорошие и плохие манеры.

Пусть Настя будет мамой, а Серёжа и Даша - её дети. Вы собираетесь в гости. "Мама" должна объяснить "детям", как нужно и как нельзя вести себя в гостях.

Вторая ситуация- команде «Радость»

Мама велела прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вам придётся обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?

Третья ситуация- команде «Улыбка»

Мальчики едут в автобусе. На остановке входит старушка. Как вы будете действовать?

Четвертая ситуация-команде «Радость»

Сейчас послушайте вопрос-задачу и скажите, какую ошибку допустил Костя.

"Приходит утром Костя в школу . У двери его класса стоит учительница. Костя, увидев ее, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал". (Ответы-при входе в класс нужно аккуратно раздеться, культурно и вежливо пройти , здороваясь со старшими и со своими друзьями.)

2 Ведущий : 4 раунд «Загадки» .

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему : «…» (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает : «Ёжик, …» (Здравствуй)

К осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала : «…» (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала : «…» (Спасибо )

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю : «…» (Добрый вечер)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит : «…» (Спокойной ночи)

Загадки для команды «Радость»

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем : «…» (Будь здорова)

Говорит Лиса Матрёна :

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу , что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи : «…» (Пожалуйста)

Бегемот и Слон, поверь,

Не пролезут вместе в дверь.

Тот, кто вежливей , сейчас

Скажет : «Только…» (после вас)

Муха Жу, хоть не хотела,

В скорый поезд залетела.

Ей букашки Фло и Фти

Скажут : «…» (Доброго пути)

Выгнал кукушонок Рома

Няню строгую из дома.

Всем , кто будет баловать,

В дом (Добро пожаловать)

Повстречал кабан в лесу

Незнакомую лису.

Говорит красавице :

«Разреши (представиться)

Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!

Очень желуди люблю!»

Ответит незнакомица

«Приятно …» (познакомиться)

Ну что же, вы знаете вежливые слова . Не стесняйтесь употреблять их почаще.

1 Ведущий : Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.

Глаза у Саши велики,

Наш Саш близорукий.

Врач прописал ему очки

По правилам науки.

Отшлифовали в мастерской

Два стёклышка на славу,

Потом заботливой рукой

Их вставили в оправу.

Очки вложили мастера

В коробку из пластмассы,

И Сашин дедушка вчера

Их получил у кассы.

Но про очки ребятам всем

Известно стало сразу.

Они кричат ему : "Зачем

Тебе четыре глаза?

Саша, Саша - водолаз!

У тебя две пары глаз.

Только ты, очкастый,

Стёклами не хвастай!"

Заплакал Саша от стыда,

Уткнулся носом в стену.

Нет, - говорит он, - никогда,

Очков я не надену!

Но мать утешила его :

Очков носить не стыдно.

Всё надо делать для того,

Чтоб лучше было видно!

2 Ведущий : 5 раунд «Подумайте!»

Задание для команды «Улыбка»

Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова "Вежлив Витя или нет ".

Малыша обидел Витя,

Но перед школою в строю

Витя просит :

"Извините, я ошибку признаю".

На урок пришёл учитель,

Положил на стол журнал.

Следом Витя :

"Извините, я немного опоздал".

Спор давно ведётся в классе

Вежлив Витя или нет ?

Разберитесь в споре нашем

И скажите нам ответ.

Ну, а как вы считаете? Вежлив Витя или нет ?

А теперь задание для команды «Радость» послушайте следующее стихотворение С. Погорельского "Перестарался".

Вот кто вежливость у нас

Проявил на деле :

Он в полночный тихий час

Поднял мать с постели.

Что с тобой! - вскричала мать, -

Заболел сыночек?.

- Я забыл тебе сказать :

"Мама, доброй ночи".

А этот мальчик вежливый ? Кто из вас тоже так поступает?

1 Ведущий : Задание для команды «Улыбка»

По улице шли двое прохожих, первому 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов : портфель, 3 книги, большой сверток. Одна из книг упала.

"У вас книга упала!"- закричал мальчик, догоняя прохожего.

"Разве?" - удивился тот.

"Конечно, - объяснил мальчик, - у вас же было три книги плюс портфель плюс пакет - итого 5 вещей, а теперь осталось четыре".

"Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. - Однако есть правила, которые ты еще не усвоил".

О каких правилах говорил старичок?

(Извините, у Вас упала книга. Разрешите, пожалуйста, я подниму ее.)

Задание для команды «Радость»

Как вы поступите?

Во время урока со стола учителя падает ручка или карандаш.

(Если учитель не заметил этого, или у него нет времени ее поднять, нельзя самому вставать с места для того, чтобы помочь учителю).

Как тогда поступить? Вам же очень хочется помочь учителю! И это правильное ЖЕЛАНИЕ!

(Поднять руку, спросить разрешение о помощи, поднять, сказать : «Возьмите, пожалуйста!» .

2 Ведущий : 6 раунд-Игра «Вежливо - невежливо” .

Вопросы задаются поочерёдно обеим командам.

Правила : Если я читаю о вежливом поступке-вы хлопаете в ладоши.

Когда я читаю о невежливом поступке-вы топаете ногами.

Итак, начинаем!

Поздороваться при встрече +

Толкнуть и не извиниться -

Свистеть, кричать, шуметь в школе . -

Уступить место старшим. +

Не вставать на обращение учителя. -

Помочь подняться по лестнице. +

Попрощаться уходя. +

Если ты на именины к другу близкому пришёл,

Для веселья есть причина, ногу положи на стол.

В светлый праздник, День рожденья

Друга ты облей вареньем.

Если ты пришёл к знакомым - не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста» , «спасибо » никому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

Если к папе или маме тётя взрослая пришла

И ведёт какой-то важный и серьёзный разговор,

Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо : «Стой! Сдавайся! Руки вверх!»

Вот отличница соседка не дала тебе списать,

Настроение упало, схлопотал ты 2 опять.

Эту девочку прости и сюрпризом угости.

Ни конфеткой, ни ватрушкой - положи в портфель лягушку.

Если лужа на дороге, рядом девочка идёт.

Ты представь, что ты не мячик - реактивный самолёт.

С визгом ты промчись по лужам.

Поиграть ребёнку нужно.

Я стихи вам почитала

Можно и похохотать,

Эти вредные советы

Запрещаем выполнять!

1 Ведущий : 7 раунд «Знатоки Вежливости »

И опять мы поиграем. Надо быть очень внимательным. Слушайте, не отвлекайтесь, если вы согласны, то отвечайте : «Это я, это я, это все мои друзья» , а если нет – молчите.

Кто из вас, проснувшись бодро,

«С добрым утром» скажет твердо?

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться? (Не я)

У кого из вас в порядке

Сумка, книжки и тетрадки? (Это я, это я, это все мои друзья)

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место? (Это я, это я, это все мои друзья)

Кто из вас молчит как рыба

место доброго «спасибо » ? (Не я)

Кто быть вежливым желает ,

Малышей не обижает? (Это я, это я, это все мои друзья)

2 Ведущий : 8 раунд «Музыкальный» .

Команде «Улыбка» вместе дружно спеть и станцевать песню «Настоящий друг» , музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.

Команде «Радость» спеть песню «От улыбки станет всем светлей » .

1 Ведущий : Пока жюри подсчитывает баллы, мы вам предлагаем посмотреть и потанцевать всем вместе под клипы детской группы «Барбарики.»

2 Ведущий : Ну, вот и подошла к концу наша викторина. Жюри подсчитало очки и мы сейчас узнаем какая команда победила в нашей викторине. (Слово жюри) .

1 Ведущий : Я надеюсь, что вы теперь всегда будете вежливыми людьми . Сейчас мы с вами произнесём волшебную клятву. Прошу всех встать.

Клятва : (Ведущие хором читают по одной строчке, а обучающиеся

повторяют за ними)

Клянемся вежливыми быть .

Всегда «спасибо » говорить.

«Добрый день» и «до свидания» ,

Нет в мире лучше звания.

Клянемся добрыми мы быть,

А лень и грубость позабыть.

2 Ведущий : Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

ДЕНЬ ВЕЖЛИВОСТИ.

Цель: Формирование нравственных качеств у школьников.

Задачи:

    воспитывать уважение к другим людям

    формировать у детей понятие « вежливость»

    повторить правила поведения на улице, в общественных местах, в школе

Оборудование: пословицы о доброте и вежливости, вежливые слова -развешены на стенах, правила вежливости(стенгазеты),плакаты со стихами, рисунки детей: «Делай добро», мелкие призы(канцтовары), ватман и маркеры, музыкальная аппаратура.

Правила вежливости. ( стенгазеты).

1.В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

2. Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

3.Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

4.Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

Пословицы о доброте и вежливости.

    Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть.

    От учтивых слов язык не отсохнет

    Подойди поближе, да поклонись пониже!

    Поклонишься - голова не отломится.

    В чужом доме не указывают.

    Каков привет, таков и ответ.

    Не будь в людях приметлив, а будь у себя приветлив.

    На добрый привет добрый и ответ.

    Смола - не вода, брань - не привет.

    Посади свинью за стол, она и ноги за стол

    Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.

    Ласковое слово - что весенний день.

    Когда совесть раздавали, его дома не было.

    Вежливость для ума, что красота для лица

    Чин чина почитай, а меньшой садись на край!

    Не пригоже есть лежа

    Вежливости открываются все двери.

    Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

Вежливые слова.

    Спасибо, благодарю

    Здравствуйте, привет

    Добрый день, добрый вечер, доброе утро

    Извините, позвольте

    До свидания, пока

    Прости,пожалуйста

    Добро пожаловать

Плакаты со стихами:

1.Для прощания и встречи

Много есть различных слов:

"Добрый день!" и "Добрый вечер!",

"До свиданья!", "Будь здоров!",

"Я вас рада видеть очень",

"Мы не виделись сто лет",

"Как дела?", "Спокойной ночи",

"Всем пока", "Прощай", "Привет",

"Буду рад вас видеть снова",

"Не прощаюсь!", "До утра!",

"Всем удачи!", "Будь здорова!"

И "Ни пуха, ни пера!". (А. Усачёв)

2. Нам желают:

Доброго пути!

Будет легче

Ехать и идти.

Приведет, конечно,

Добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь. (А. Кондратьев)

3. Распевают в честь женщины гимны

И устраивают салют...

Но важнее, если мужчины

Для приветствия дамы – встают!

Можно женщину встретить цветами

Или даже ударить в тамтам...

Но важнее, если мы с вами

Будем стоя приветствовать дам! (А. Усачёв)

4. Вы сильно устали иль самую малость –

Советую вам при гостях не зевать:

Усталость, зевалость, и засыпалость

Хозяин воспитанный должен скрывать.

Гостям, безусловно, покажется странным,

Когда он начнёт обниматься с диваном

И вдруг захрапит среди мягких подушек,

Забыв про любимых друзей и подружек.

Гостей проводи. А тогда уж – в кровать...

И можешь зевать, и зевать, и зевать!

Ход праздника.

7:45 акция «Доброе утро!»- рекреация 1 этажа.

Песня «Хорошее настроение» в исполнении Мурадимовой Дианы и Ефремовой Алены.

На стенгазете «Доброе утро!» каждый желающий пишет свои пожелания.

1 перемена – рекреация 1 этажа.

- Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самых важных качествах человека.

Вежливость – одно из важных качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» означало-«знаток»-тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.

Сегодня вас ждут увлекательные викторины, самых вежливых и воспитанных ждут призы. Будьте вежливы! Не только слова должны быть у нас вежливыми, но и поступки должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть нивам, ни друзьям,ни родителям. Удачи в добрых делах!

Игра « Вежливо - невежливо»

Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости.

Я буду называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или нет были действия в ней.

Поздороваться при встрече…(вежливо)

Толкнуть и не извиниться…(невежливо)

Помочь подняться упавшему…(вежливо)

Не встать,приветствуя учителя..(невежливо)

Не уступить место пожилому человеку…(невежливо)

Пропустить вперёд учителя…(вежливо)

Перебивать взрослого во время разговора…(невежливо)

А теперь давайте поиграем в игру. Я буду читать рассказ, а вы, когда нужно вставляйте в мой рассказ вежливые слова (хором).

"Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: "Садитесь...(хором-пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: ... (спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: ..... (извините пожалуйста).

Ну что же, вы знаете вежливые слова. Не стесняйтесь употреблять их почаще.

3. 2 - 3 перемена: Рыцарский турнир (рекреация 1 этажа).

Сегодня здесь состоится не совсем обычное соревнование - турнир рыцарей вежливости.

В этом соревновании примут участие знатоки правил вежливости и хорошего тона.

Мы желаем им успехов в состязании. Да победит сильнейший.

Чтобы в рыцарском турнире победить,

Очень умным и любезным надо быть.

За щитами не скрываться,

Шпаги острой не бояться,

Все законы поведенья изучить.

Начинается сраженье

По законам уваженья!

Сейчас команды должны

Поприветствовать друг друга,

Чем вежливее, тем лучше.

Приветствие команд

Объявляем первый конкурс «Разминка».

Вопрос 1 команде – Кого называли рыцарями в прошлом?

Вопрос 2 команде – Какого человека мы называем рыцарем в наши дни?

А сейчас от теории к практике.

Конкурс «Сервировка стола».

Задание обеим команда: правильно поставить на стол тарелку, чашку, разложить ложки, вилки, ножи.

Задание «Театралы»

Показать как надо правильно пройти на свои места в зрительном зале.

Конкурс «Правила уважения».

Команде1 Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?» Он сделал 3 ошибки. Какие?

Команде 2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому11?

4 перемена. Подведение итогов турнира(рекреация 1 этажа).

Пока подводятся итоги, вы произнесёте клятву рыцарей. Я буду говорить слова, а потом вы все вместе за мной будете повторять.

Клянёмся рыцарями быть!

Всегда спасибо говорить,

Добрый день, до свиданья!

Нет в мире выше званья!

Клянёмся рыцарями быть!

А значит доброте служить,

За слабых заступаться,

И просто так не драться!

Дорогие ребята! Турнир окончен. Но мы надеемся, что никогда не исчезнут с нашей земли настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные прийти на помощь слабому. Никогда не исчезнут настоящие рыцари.

А теперь окончательные итоги турнира рыцарей вежливости.

(Награждение.)

5 перемена. Игра « Словарь вежливых слов» (рекреация начального блока).

Мы сейчас выясним, знаете ли вы вежливые слова.

Растает ледяная глыба

От слова тёплого(спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы(спасибо)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости,пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят(до свидания)

Товарищи! Твердите

С утра по словарю: спасибо, извините, позвольте, разрешите,я вас благодарю.

А сейчас я расскажу вам сказку о том, что вежливость может помочь и даже спасти от смерти.

Вежливый кролик(мексиканская сказка).

Жил-был кролик. Он был очень воспитанный и вежливый. Однажды он шёл из чащи домой, как вдруг небо потемнело, надвинулись тучи, полил дождь. На пути была огромная пещера. Кролик решил там переждать дождь. Но он не знал,что в пещере жила старая, ядовитая змея Она редко выползала из пещеры,потому что не любила солнце, свет, зелень, красоту во всём. Кролик не сразу вошёл в пещеру. Он вежливо спросил: « Уважаемая пещера, разрешите мне войти и переждать дождь». Услышав голос кролик, змея от радости забыв об осторожности, осветила: «Заходи, Кролик!». Узнав голос змеи, Кролик испугался, но не подал вида. Он вежливо сказал: «Простите, я не знал, что здесь занято, и кто-то живёт, всего доброго, до свидания, не смею вас беспокоить». Он со всех ног бросился бежать домой.

Змея, разозлившись, с ужасом зашипела: «Ох, уж эти мне вежливые кролики!»

Понравилась сказка? Как кролика спасла вежливость?

6 перемена. Окончания дня вежливости (рекреация 1 этажа).

Говоря о вежливости, многие подразумевают её внешнее проявление.

А ведь вежливость только тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. А, значит, она всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением друг к другу.

- Даже дети знают: некрасиво

Не сказать за доброту «Спасибо!»

Это слово с детства нам знакомо

И звучит на улице и дома.

Но порой его мы забываем,

И в ответ лишь радостно киваем...

И уже достойны нашей жалости

Тихие «Спасибо» и «Пожалуйста».

И не каждый вспоминать готов

Смысл сокровенных добрых слов.

Слушали ВЫ все мои слова.

Благодарствую!!! СПАСИБО Вам!!!

- Наш праздник подошел к концу. Я надеюсь, Вы все поняли и вежливые слова для вас станут хорошими друзьями!

Песня «Дорога добра!»