Рождение ребенка первые дни жизни. О чем нужно помнить молодой маме в первые дни после возвращения из роддома домой. День и ночь – сутки прочь

Ни для кого не секрет, что душевное спокойствие матери – одна из важнейших составляющих успешного грудного вскармливания . Лишние тревоги новоиспеченной маме ни к чему. Цель этой статьи заранее ознакомить матерей с маленькими неприятностями, ожидающими их в роддоме. Это поможет избежать многих страхов и сомнений, подстерегающих непосвященных мам.

Акт рождения – «нелегкое путешествие на другую планету». Первый шок и адаптация. Общие понятия о переходных состояниях периода новорожденности

При нормально протекающей беременности плод 9 месяцев пребывает в условиях идеальных для его роста и развития. Постоянная температура, стерильная среда, условия пониженной гравитации, бесперебойная подача по сосудам пуповины всех необходимых питательных веществ - все это защищает малыша от внешних стрессов, обеспечивая ему ровную и беззаботную внутриутробную жизнь. И вдруг, как гром с ясного неба – РОДЫ!

При переводе матери с новорожденным в послеродовую палату тесно пеленать ребенка не стоит, это будет ограничивать его движения и он лишится возможности согреться с помощью активных движений. Достаточно одеть его в чистую одежду и свободно завернуть в пеленку или одеяло.

Нужно помнить, что недоношенные дети гораздо хуже удерживают тепло, чем зрелые. Поэтому для их согревания могут понадобиться специальные средства: грелки, столик с подогревом или инкубатор.

Одна из основных проблем ухода за новорожденным заключается в том, что он не только легко переохлаждается, еще хуже он справляется с перегреванием. Неопытной матери довольно сложно прочувствовать это зыбкий баланс. Часто мамы слишком тепло укутывают ребенка, и прямым следствием этого является скачок температуры на 3-4 день жизни новорожденного до 38,0 – 38,5 С. Это состояние называется транзиторной гипертермией. Температура тела быстро нормализуется, если переодеть ребенка соответственно температуре в палате. Если вы неуверенны, не стесняйтесь спрашивать у медицинских сестер, как правильно одеть ребенка в той или иной ситуации. Это поможет избежать многих ошибок, как в роддоме, так и дома.

Идеально для терморегуляции новорожденного, если температура в родзале будет 25-26 С, а в послеродовой палате 22-23 С.

Кожа новорожденного: простая эритема, физиологическое шелушение, токсическая эритема, потница

Кожа новорожденного не похожа на кожу взрослого человека. Она очень тонкая, нежная, бархатистая, легко травмируется. У некоторых детей кожа с самого начала розовая, чистая, и остается таковой на протяжении всего периода новорожденности. У других появляются различные высыпания, которые в большинстве случаев не носят патологического характера и проходят самостоятельно без всякого лечения, не доставляя ребенку особого беспокойства. К переходным (транзиторным) изменениям кожи новорожденного относятся простая эритема , физиологическое шелушение, токсическая эритема, потница .

Простая эритема – это ярко-красное окрашивание кожи новорожденного, наступающее в первые минуты жизни (сразу после обтирания пеленкой) и постепенно проходящее на 4-5 сутки. Недоношенные дети остаются красными дольше – несколько недель.

Физиологическое шелушение кожи характерно для переношенных детей. Также может наблюдаться у родившихся в срок детей, у которых простая эритема проявилась особенно ярко. Кожа таких детей сухая, шелушение начинается на 3-4 день, кусочки кожи отделяются крупными пластинками.

Токсическая эритема – пятна красного цвета, различного размера, иногда с белой «головкой» в центре. Появляются на 2 день жизни, редко присутствуют с рождения. Самостоятельно проходят через 2-3 дня. При обильной токсической эритеме и выраженном беспокойстве ребенка неонатологи советуют допаивать ребенка 5% раствором глюкозы и назначают димедрол (сыпь по своему характеру очень похожа на аллергическую, предполагается, что ребенка может беспокоить зуд) .

Потница (милиария ) встречается не только у новорожденных, она будет преследовать ребенка на протяжении 2-3 лет жизни. При перегревании в кожных складках появляется множество микроскопических красных прыщиков, иногда пузырьков (закупориваются потовые железы), шершавых на ощупь – это и есть потница. Участки кожи с потницей надо мыть два раза в день теплой водой с мылом и тщательно просушивать полотенцем. Обычно этих мероприятий достаточно, чтобы справиться с потницей, при условии, что причина, вызвавшая перегрев устранена.

Говоря о коже новорожденного, нельзя не отметить еще одну важную особенность. Чем младше ребенок, тем выше проницаемость его кожи для различных веществ. Об этом нужно вспоминать каждый раз, собираясь нанести на кожу малыша, какие-либо мази или крема. Их компоненты бесконтрольно всасываются в кровь, а оказываемый ими эффект непредсказуем.

Как правило, кожа здорового младенца не нуждается ни в каком дополнительном уходе, кроме чистой воды и мыла. Всевозможные детские крема, масла, присыпки и соли для ванны, в изобилии представленные на рынке, зачастую приносят больше вреда, чем пользы и должны использоваться с большой осторожностью и только после консультации с врачом педиатром.

Желтуха новорожденных: физиологическая и патологическая

Примерно две трети всех новорожденных на 2-3 день жизни начинают желтеть. Желтушность появляется сначала на лице, а затем распространяется на живот и спину, редко желтеют ручки и ножки. Если общее состояние ребенка не нарушено, он активен, хорошо сосет грудь, такая желтуха считается физиологической и не требует лечения. Она исчезает на 7-10 день и связана с незрелостью систем, отвечающих за обмен желтого пигмента билирубина.

Помимо физиологической желтухи встречается и патологическая желтуха, которая чаще всего указывает на наличие у ребенка заболевания.

Патологическая желтуха отличается от физиологической следующими признаками:

  • Заметна с первых суток жизни

  • Впервые проявляется на второй неделе жизни

  • Имеет волнообразное течение (то исчезает, то появляется вновь)

  • Страдает общее состояние ребенка (он вялый, рвет, плохо сосет)

  • Желтуха сочетается с бледностью кожных покровов

  • Увеличение размеров печени

  • Уровень билирубина в крови больше 271 мкмоль/л

У недоношенных мальчиков яички опускаются в мошонку через несколько месяцев после рождения (зависит от степени недоношенности).

Длина полового члена у новорожденных мальчиков 2-3 см. Если длина пениса меньше 1см или больше 5-6 см, мальчику необходима консультация эндокринолога. Головка полового члена прикрыта крайней плотью, насильно открывать головку нельзя, это часто приводит к её инфицированию.

Транзиторные неврологические нарушения

Почти все новорожденные имеют невыраженную неврологическую симптоматику. Это связано с незрелостью у них нервной системы. Кроме этого, головной мозг новорожденного сильно страдает от недостатка кислорода во время родов, поэтому требуется некоторое время для полного восстановления всех его функций.

Многим родителям интересно развитие новорожденного по неделям. Самые основательные изменения происходят в первый месяц после родов. Появляются проблемы, которые беспокоят родителей, но с ними вполне можно справиться. Изменения в 1 год жизни происходят каждый день. Разберемся, как развивается малыш до года. Продемонстрируем примерный календарь появления у него различных навыков.

В первый год жизни ребенок развивается наиболее интенсивно

Изменения на 1 неделе жизни

Познавать мир человечек начинает с помощью обострившихся органов чувств. Он и раньше, в утробе матери, слышал неясные звуки извне. Теперь малыш может слышать, видеть окружающий мир, осязать и обонять его, познакомиться со своими родителями (рекомендуем прочитать: ).

У новорожденного зрение развито слабо, он видит только крупные предметы. Зрение пока не фокусируется и все выглядит расплывчатым - таким образом организм защищается от обилия впечатлений, появляющихся сразу после рождения. Зато слух и обоняние развиты хорошо. Они появились у зародыша еще у мамы в животе.

Самое значительное изменение происходит у новорожденного в способе питания. Если раньше он получал питательные вещества из организма мамы в любой момент, теперь придется ждать, пока его покормят. В первое время ребенок почти все время находится у матери на руках и постоянно требует грудь.

Он еще не научился хорошо сосать, да и молока у мамы маловато. Его выработка в достаточном количестве наладится постепенно. Самое же главное во время кормления грудью - малыш чувствует свою физическую связь с мамой. Это его успокаивает, а не только насыщает.

Наиболее волнительный момент для молодых родителей – первое купание младенца. Если вы все сделали правильно, вода в ванночке имеет нужную температуру, кроха лежит в ней так, как ему удобно, все будет хорошо. Малыш полюбит купаться и не будет капризничать.



Первое купание - экстрим для родителей, но при правильном подходе малыш полюбит водные процедуры

Поводы для беспокойства

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Многие дети в первое время часто срыгивают после кормления. В норме это может происходить, поскольку пищеварительный тракт еще плохо сформирован, неразвита нервная система и не совсем правильно происходит процесс кормления. Срыгивание присуще первым неделям жизни. Если ребенок при кормлении вместе с пищей заглатывает воздух, он может срыгнуть. Ничего страшного в этом нет. Постарайтесь поменять позу так, чтобы в рот крохи попадало меньше воздуха.

Вторая причина волнения родителей – небольшая потеря в весе новорожденного (рекомендуем прочитать: ). Тут не о чем беспокоиться. Когда у мамы начнет обильно вырабатываться молоко и процесс кормления наладится, ребенок начнет снова прибавлять в весе.

Часто на 2-3 день жизни ребеночек немного желтеет - это физиологически оправданное явление. В крови образуется большое количество билирубина, который и способствует пожелтению кожи. На 7-14 сутки цвет кожи должен нормализоваться.

Иногда у младенца в первые дни . Когда он рождается, тело покрыто природной смазкой для облегчения прохождения по родовым путям. Затем на воздухе смазка высыхает и начинает отшелушиваться. Это естественный процесс, беспокоиться не о чем.



Ребенок очень скоро восполнит небольшие потери веса, которые отмечаются в первые дни жизни

Вторая неделя жизни

Самая трудная неделя позади. Малыш начинает привыкать к новому способу существования. У мамы увеличивается количество молока и процесс питания становится более устойчивым. Привыкает к перевариванию желудок и кишечник. Ребенок стабильно испражняется по 3-4 раза в день. Заживает пупочек.

Малыш начинает прибавлять в весе. Он с возрастающим любопытством разглядывает окружающие его предметы. С расстояния 25-30 сантиметров ему видно даже некоторые детали. У человечка появляется мимика - он может скривить личико, если что-то пришлось не по вкусу, после еды порадует родителей милой улыбкой. Детские фото этого периода долго будут умилять маму с папой. Единственное, что омрачает жизнь здорового малыша – кишечные колики. Он выражает свое недовольство плачем и от боли сучит ножками. Врачи не пришли к единому мнению, почему колики начинаются и как с ними бороться. Вас может утешить, что это временное явление, которое постепенно пройдет.

Третья неделя жизни

К этому времени приурочены первые достижения малыша. Он старается поднять головку - хотя это получится только ненадолго, но наполнит родителей гордостью. Кроха с любопытством рассматривает игрушки, которые вы повесите перед ним поперек кроватки. Он пытается до них дотянуться ручкой.

Новорожденный реагирует на голос. Когда взрослый обращается к нему доброжелательным тоном, он в ответ начинает агукать и улыбаться. На малыша валом наваливаются новые впечатления. Их так много, что нервная система напряжена до предела. Перед сном малыш может плакать, чтобы снять напряжение. Некоторые плачут каждый раз по 20 минут. Меняется интонация плача, она становится требовательной.



На третьей неделе малыш уже улыбается, реагирует на маму и папу

Четвертая неделя жизни

Время летит очень быстро. Проходит первый месяц жизни. Это стадия перехода от статуса новорожденного к статусу младенца. У малыша укрепляется вестибулярный аппарат. Он осознает свое положение в пространстве. Вскоре это поможет ему научиться переворачиваться и хватать игрушки.

Ножки и ручки пока полусогнуты, поскольку сгибательные мышцы пока сильнее разгибательных. Гипертонус мышц у малыша первого месяца жизни – нормальное явление. Беспокоиться пока рано. Когда ребенку исполнится месяц, надо посетить педиатра, который определит степень его развития и соответствия возрастным нормам. В конце 4 недели:

  • ребенок способен сфокусировать взгляд на рассматриваемом предмете;
  • он поворачивает голову в сторону раздающегося неподалеку звука;
  • поднимает и недолго держит голову, лежа на животе;
  • узнает родителей и реагирует на их появление.

С 5 по 8 неделю

Если рассматривать развитие по неделям, про этот период можно сказать, что у ребенка устанавливается определенный режим. Он по-прежнему много спит, но теперь родители знают, когда примерно уснет и сколько проспит их чадо. Малыш начинает хватать ручками игрушки и другие предметы. Что еще умеет малыш в этот период:

  • он фокусирует взгляд как на неподвижных, так и на движущихся предметах;
  • переворачивается с бока на спину;
  • приподнимает голову, лежа на животе;
  • приподнимается на ручках и выгибает спину, поворачивает голову на звук;
  • если поставить его на твердую поверхность, придерживая, он отталкивается ногами от опоры;
  • доброжелательно реагирует на появление родителей – гукает, улыбается, машет ручками и ножками, поет.


С 5 по 8 неделю малыш учится переворачиваться, узнает голос родителей

С 9 по 12 неделю

Средний ребенок к 3 месяцам умеет переворачиваться со спины на живот, приподнимается на руках, держит такую позу в течение нескольких минут. Если ваш малыш еще этого не умеет, не стоит отчаиваться. Он всему научится через месяц или два (рекомендуем прочитать: ).

Ребенок набирает вес, у него появляется подкожный жир. На ручках и ножках появляются складки-перевязочки. Тельце приобретает округлые очертания. Малыш все тянет в рот, чтобы попробовать на вкус. В 3 месяца полагается пройти еще один осмотр у педиатра (рекомендуем прочитать: ). К умениям можно отнести:

  • перевороты со спины на живот;
  • поднятие корпуса на руках из положения лежа на животе, удерживание тела в такой позе непродолжительное время;
  • активизация реакции на появление взрослого – малыш пытается отвечать гуканьем на мамины и папины фразы.

С 13 по 16 неделю

К счастью родителей, кишечные колики в этом возрасте остаются позади. Передышка, тем не менее, будет недолгой - у некоторых малышей уже начинают резаться зубки, хотя трудно сказать по неделям, на какой именно начинается этот процесс. Этапы роста носят приблизительный характер.

Ребенок начинает избирательно относиться к окружающим, как правило, выделяя из всех маму. Речь у него немного меняется. Он вводит в употребление согласные звуки: «п, б, м». Может случайно сказать: «мама» или «папа», но это будет неосознанно. В этом возрасте ребенок:

  • удерживает ручками небольшие предметы, игрушки;
  • гукает и лепечет, произносит: «ба, па, ма»;
  • реагирует, когда кто-то произносит его имя;
  • на руках у взрослого сидит уверенно, удерживая голову в вертикальном положении;
  • хватает и пробует на вкус различные предметы;
  • пытается приседать.


В этот период ребенок уже уверенно держит головку, находясь на руках у мамы

С 17 по 20 неделю

Ребенок начинает активно двигаться. Ему уже не хватает кроватки, его тянет обследовать всю квартиру. После тщательной влажной уборки его можно выпустить на пол. За каждым движением необходимо следить, поскольку в квартире множество опасностей для несмышленыша. У среднего ребеночка начинают прорезываться первые зубки - этот процесс сопровождается беспокойством и обильным отделением слюны. Десны у ребенка чешутся и он пытается грызть разные предметы, чтобы их почесать. В этом возрасте ребенок:

  • может переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • приподнимает верхнюю часть тела на руках;
  • понемногу начинает ползать;
  • может сам себя занять, играя своими игрушками по 5-10 минут;
  • его лепет, состоящий из отдельных слогов, начинает походить на осмысленную речь.

С 21 по 24 неделю

У некоторых грудничков получается ползать. Они садятся в кроватке, но могут сидеть совсем недолго – позвоночник пока недостаточно развит. Зубки продолжают резаться и доставлять всем беспокойство. Если малыш капризничает - скорее всего, это из-за зубов. В полгода следует еще раз показаться педиатру. Навыки полугодовалого ребенка:

  • ребенок сидит некоторое время в коляске или на детском стульчике (можно подпереть его спинку подушками, чтобы помочь держать позу);
  • он успешно ползает;
  • он смеется, бормочет и лепечет, поет;
  • кроха любит прыгать, когда взрослый поддерживает его за подмышки.

С 25 по 28 неделю

Заметно проявляется интеллект грудничка. Его развитие проявляется в том, что человечек понимает слова, показывает пальцем на предметы, которые называет мама. Его труднее обхитрить – если спрятать за спину игрушку, он знает, где ее искать. Прогрессирует и психика. Ребеночек начинает испытывать беспокойство, когда мама уходит из комнаты.

Самые заметные изменения происходят в двигательной сфере. Кроха встает самостоятельно, держась за спинку кровати или за другую опору. Он передвигается, держа маму за руки или опираясь о мебель, хорошо ползает (хотя некоторые дети так и не начинают ползать, а сразу встают и передвигаются при помощи опоры).

С 29 по 32 неделю

У ребенка проявляется характер. Он учится добиваться от взрослых желаемого, понимает, что от него хотят, знает слово «нельзя». Это знание не доставляет ему удовольствия. Он разделяет людей на своих и чужих, не доверяет чужим.

У многих детей к этому возрасту во рту от 4 до 6 зубов. Если зубов нет, не стоит огорчаться – процесс их прорезывания индивидуален и у каждого грудничка происходит по своему графику.

Ребенок умеет:

  • садиться без помощи взрослых;
  • играет игрушками, перекладывая их из правой руки в левую и наоборот, швыряет кубики и погремушки из кроватки на пол;
  • делает первые шаги, держа маму за руку.


Умение самостоятельно сидеть появляется у ребенка с 29 по 32 неделю

С 33 недели по 36

Ребенок взрослеет, это бросается в глаза. Он старается делать все самостоятельно, хотя это не всегда получается. Самостоятельно садится и встает, ходит, держась за руку или за мебель. Становится более осмысленной речь. Человечек может первый раз сказать «мама» или «дай». Если ваш ребенок не начал говорить первые слова, не огорчайтесь – это произойдет позже (рекомендуем прочитать: ).

Чтобы донести до взрослого свое желание, кроха произносит слоги и короткие слова, помогает себе жестами и мимикой. В возрасте 9 месяцев снова надо пройти осмотр педиатра. В этом возрасте ребенок:

  • пытается постигнуть премудрость самостоятельного питания с помощью ложки;
  • умеет пить из кружки или поильника;
  • берет в ручки предмет, который называет мама или папа;
  • садится без помощи взрослого, сидит довольно долго;
  • ползает и ходит, держась за опору;
  • его лепет постепенно превращается в осмысленные слова.

С 37 недели по 40

Навыки, которые проявились к 9 месяцам, закрепляются и получают развитие. Их список стремительно пополняется. Кроха может:

  • играть игрушками согласно их назначению – кидает мячик, складывает кубики, гремит погремушкой;
  • постигать игру музыкальными игрушками, ударяет палочкой по клавесину, бьет ручкой по барабану;
  • кушать ложкой, пить воду из кружки либо поильника;
  • сидеть и стоять без поддержки; быстро ползать, ходить, держа маму за руку;
  • несколько смазано произносить отдельные слова.


Многие детки к 40 неделе уже делают первые неуверенные шажки с поддержкой мамы и папы

С 41 недели по 48

В этом возрасте ваше чадо закрепляет навыки, полученные в 9 -10 месяцев. Развитию навыков способствует укрепление мышц и активизация интеллекта. Формируется речь, координация движений руками и ногами, умение сидеть, стоять и ходить с поддержкой. Некоторые дети пытаются сделать самостоятельно первые шаги. Таблица навыков ребеночка к 1 году жизни может включать следующие пункты:

  • он ходит без поддержки;
  • кушает ложкой и пьет из кружки без помощи мамы;
  • разговаривает на своем языке, пока непонятном взрослым;
  • он коммуникабелен - любит общаться с родителями и не любит, когда они уходят;
  • несколько минут может поиграть один своими игрушками;
  • понимает и запоминает названия предметов, может их показать или взять в руки;
  • пытается повторить за мамой названия предметов;
  • он любопытен – с удовольствием перебирает вещи в шкафу;
  • ему нравятся животные, он может за ними наблюдать некоторое время, улыбаться и выражать свое восхищение.

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развитие: наблюдаем за малышом

За неделю новорожденный ребенок может прибавить в весе больше 100 г*. Не ждите, что малыш будет расти равномерно и в строгом соответствии со значениями в таблице педиатра. Иногда ребенок как бы застывает в своем развитии, а потом происходит резкий скачок - и он вырастает “как на дрожжах” за одну ночь.

Малыш пока еще не осознает связь между причиной и следствием: он испытывает голод, издает плач, получает пищу - все эти события происходят как бы сами по себе, ребенку по-прежнему помогают безусловные рефлексы. Малыш не способен плакать “специально”, чтобы обратить на себя внимание мамы. Крик и слезы новорожденного всегда свидетельствуют о том, что он испытывает дискомфорт - голод, холод, газики и т.п.

Новорожденный ребенок обладает способностью получать новую информацию с помощью всех органов чувств. Его привлекают движущиеся предметы и контрастные сочетания цветов (отчетливее всего малыш воспринимает сочетание черного и белого). Кроха поворачивает головку в сторону незнакомого звука и отворачивается от повторяющихся или длительных громких и резких звуков. Но, если источник шума находится прямо перед малышом, он не будет искать его глазами: системы слуха и зрения у новорожденного еще не достаточно скоординированы, к тому же малыш еще не умеет фокусировать взгляд на предмете.

Некоторые новорожденные дети почти не двигаются, подолгу оставаясь в том положении, в каком их положили в кроватке. Другие малыши не могут спокойно лежать на месте. Если такого активного ребенка положить на животик, он попытается “ползти змейкой”, пока не упрется в бортик кроватки.

Одни новорожденные дети шевелят ручками и ножками хаотично, другие лучше владеют своим телом - их движения более упорядочены, они уже могут совершать целенаправленные движения, например, самостоятельно положить ручку себе в рот. Различия в двигательной активности связаны с тем, что малыши по-разному адаптируются к изменившейся среде: вне материнской утробы, где они “плавали” в околоплодных водах, совершать даже самые простые движения намного труднее.

На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Улыбка - основной признак того, что у малыша все хорошо. Пока улыбка вашего ребенка вызвана физиологическими причинами и не связана с внешними факторами. Сейчас кроха чаще улыбается во время сна: ему тепло, он поел, находится в состоянии покоя и не испытывает дискомфорта.

Раздражительность и плач малыша в этом возрасте тоже отражают процессы, происходящие в его организме, и никак не связаны с особенностями характера и поведения в будущем.

Новорожденный ребенок еще не научился плавно переходить из состояния покоя (сна) в состояние бодрствования и наоборот. Утомленному малышу нужно помочь заснуть: после кормления подержите его в вертикальном состоянии, прислонив к плечу, или покачайте на руках.

Иногда, проснувшись, кроха начинает капризничать и плакать. Успокоиться самостоятельно ему пока еще трудно. Помогите малышу выйти из состояния крика, взяв его на руки или поглаживая ему животик.

Со временем родители приобретают опыт и начинают лучше чувствовать потребности своего малыша.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Не бойтесь избаловать новорожденного малыша вниманием, старайтесь быстро откликаться на все его “требования”. В этом возрасте дети еще не умеют капризничать и действительно очень нуждаются в маме почти 24 часа в сутки.

Развивайте способность ребенка осязать разные предметы, используя хватательный рефлекс. По очереди кладите на ладошку малыша то свой палец, то ручку погремушки. Кроха будет инстинктивно сжимать кулачок и ощущать разницу между теплой и мягкой человеческой кожей и прохладной, твердой пластмассой.

Танцуйте с малышом. Он уже привык к тому, что вы качаете его на руках. Добавьте новый элемент - мелодию - и двигайтесь ей в такт, прижав кроху к груди или положив на руку. Не забывайте поддерживать головку, мышцы шеи у малыша еще не окрепли.

Получайте удовольствие от общения со своим малышом, новорожденные дети чувствуют настроение взрослых и неосознанно испытывают те же эмоции.

Сон

В первые недели жизни малыш может спать более 18 часов в сутки*, просыпаясь, только чтобы поесть. Многие новорожденные дети предпочитают спать в позе “зародыша”, к которой они привыкли в утробе матери, где в последние недели перед рождением было тесновато. Новорожденный кроха часто спит беспокойно, морщится и кряхтит во сне, он еще не привык самостоятельно засыпать и просыпаться.

С первых дней жизни можно приучать ребенка засыпать под мелодию музыкальной игрушки. Со временем, эта игрушка станет неотъемлемой частью ритуала засыпания и поможет малышу соблюдать режим дня в старшем возрасте. Возможно, успокоить кроху вам поможет монотонный негромкий гул стиральной или посудомоечной машины. И конечно, пойте колыбельные: мамин голос - лучшее успокоительное для любого ребенка.

Примечание:
(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Питание

У большинства новорожденных детей отлично развит сосательный рефлекс, который они приобретают еще в утробе матери. Малыш инстинктивно умеет находить сосок и начинать сосать сразу, как берет его в ротик. Помогите крохе правильно взять грудь: он должен захватить ртом не только сам сосок, но и ареол вокруг, чтобы при сосании не заглатывать лишний воздух.

Малыш съедает около 700 г материнского молока в сутки, и для этого ему приходится немало потрудиться. Некоторые дети быстро устают, и им требуется отдых во время кормления, чтобы потом с новыми силами “приниматься за работу”.

Чтобы молоко легче поступало в желудок, шея и туловище малыша должны быть вытянуты в одну линию. Животик ребенка должен быть прижат к телу матери, так он останется теплым и нежная пищеварительная система малыша лучше справится со своей задачей.

Кормить новорожденного нужно “по требованию” (примерно каждые 2 часа). Все дети и мамы разные, поэтому для получения необходимого количества молока малышу требуется разное количество времени. В среднем во время каждого кормления малыш должен сосать не менее 30 минут, с небольшими остановками-передышками. Временно насытившись, кроха периодически посасывает и облизывает сосок, чтобы стимулировать выработку новой порции материнского молока.

При каждом кормлении предлагайте ребенку сосать молоко по очереди из каждой груди. Если молоко начинает сочиться из сосков между кормлениями, используйте впитывающие салфетки или специальные прокладки. Обязательно следите за состоянием груди и сосков: если в груди прощупываются уплотнения, если соски кажутся сухими на ощупь или на них появились трещины - обратитесь за советом к врачу. Возможно, малыш неправильно берет грудь, и необходимо найти более подходящую позу для кормления. Поддерживая соски в чистоте, не переусердствуйте с антибактериальными и гигиеническими средствами. Кремы и другие увлажняющие средства для сосков можно использовать только после консультации с врачом.

Грудное вскармливание - естественный процесс, которому не нужно долго учиться. Старайтесь быть спокойной и умиротворенной во время кормления. Со временем, вы и ваш малыш найдете тот особенный ритм, который позволит вам понимать друг друга без слов.

Если по каким-либо причинам грудное вскармливание не возможно - посоветуйтесь с вашим педиатром о том, какая адаптированная молочная смесь подойдет вашему ребенку.

Примечание:
ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Новорожденный малыш не так беспомощен и беззащитен, как кажется на первый взгляд, но соблюдать некоторые основные правила все же необходимо.

Обязательно мойте руки перед контактом ребенком. Не трясите малыша даже во время игры. Осторожно поддерживайте головку и шею, когда берете его на руки.

Прикосновения и объятия важны и необходимы для гармоничного развития ребенка и установления прочной эмоциональной связи между ним и родителями. Обнимайте своего малыша как можно чаще.

Ноготки на пальцах рук и ног малыша растут довольно быстро, ребенок легко может поцарапать себя и вас. Стричь ногти нужно по мере необходимости специальными безопасными ножницами с закругленными концами. Не волнуйтесь, впервые делая маникюр своему крохе - у вас все обязательно получится. У каждого малыша должны быть свои личные предметы гигиены: детские щипчики или ножницы, мягкая щетка для волос или расческа с частыми зубьями.

Новорожденному необходимо регулярно чистить глазки и носик. Малыш не умеет сморкаться самостоятельно, поэтому освободить носик от слизи помогут ватные палочки или специальная “груша”. Проконсультируйтесь со своим педиатром или патронажной сестрой, какой способ очищения глаз и носика лучше всего подойдет вашему ребенку.

Безопасность

В первые недели жизни мир малыша крутится вокруг двух самых важных вещей - еды и сна. Убедитесь в безопасности детского спального места. В кроватке новорожденного малыша не должно быть посторонних предметов: никаких крупных игрушек, пушистых покрывал и мягких подушек. Малыш еще не умеет самостоятельно переворачиваться и если случайно уткнется в подушку или игрушку, она помешает ему свободно дышать.

Вокруг кроватки должна быть безопасная зона: никаких полок и шкафов, откуда могут выпасть вещи. Ничто не должно преграждать вам доступ к кроватке и малышу. Лишнюю мебель из комнаты лучше пока убрать.

Не ставьте кроватку в непосредственной близости от окна и отопительных приборов: сквозняки или слишком горячая батарея могут привести к простуде или пересушиванию нежной кожи малыша.

Счастливые моменты

Ваш ребенок так довольно улыбается во сне - наверняка ему снится что-то прекрасное! На кого он больше похож? Какими ласковыми словами вы его называете? Подошло ли крохе имя, которое вам нравилось еще до его рождения, или вы выбрали другое?

Чтобы ваши друзья и близкие смогли узнать все “из первых рук”, сохраните важные события из жизни вашего малыша в журнале на “бэби.ру”!

Когда на свет появляется новый человечек - это огромное счастье. С самых первых секунд мама стремится дать ему безопасность, защиту, комфорт и любовь. В большинстве случаев малыш появляется на свет в безопасных условиях роддома, где комфортно и соблюдены все условия. Для родителей наибольшее счастье – забрать малыша домой и заботится о нём в родных стенах.

Но если для мамы и папы возвращение домой - это счастье, то для самого младенца это еще и сильный стресс.
Первые дни пребывания в новых условиях – это как акклиматизация при перелёте на другой континент. Транспортировка ребёночка домой является волнующей не только для него самого, но и для родителей. Особенно если малыш первый.

Это крохотное существо хочется защитить от всего мира, и в то же время страшно даже взять на руки – такой ребёнок хрупкий и беззащитный. Но за ним надо ухаживать и о нём нужно заботится.

Что переживает ребёнок в первые дни жизни

Чтобы научится быть родителем нужно понимать, что малыш переживает и в чём нуждается, ведь в этот мир он пришёл совсем недавно, все вокруг ему незнакомо, непривычно. Первые дни новорожденного дома – это период адаптации его к новому миру, а родители – главные помощники и поддержка на пути к полноценной жизни.

Итак, что же переживает новорождённый, попав в наш мир?

  1. Холод. В утробе матери малыш находился в тёплой и влажной среде, при температуре 38 градусов в течение 7–9 месяцев. Попав во внешний мир, он очутился в сухой среде, изменчивой, и первое, что он ощущает – холод. Температура даже очень хорошего перинатального центра всегда на 10-15 градусов ниже температуры околоплодных вод. Ведь она должна быть комфортной и для матери тоже.
  2. Сухой воздух. Да и воздух в целом – это второй стресс при рождении. В утробе матери человек получает все необходимое из пуповинной крови, нет необходимости дышать, задействовать лёгкие. Дыхание – это ведь не простой процесс. Это большое количество мышц, сосудов и самое важное – усилий. Малышу предстоит начать дышать самостоятельно, а это непросто.
  3. Звуки. В водной среде внутри матери все звуки приглушаются ровно настолько, чтобы не беспокоить плод. В утробе малышу тихо и спокойно, нет ничего резкого и шокирующего. При появлении на свет ребёночек сталкивается не с приглушёнными тихими звуками, а с массой резких, чистых и не всегда приятных шумов.
  4. Свет. Тут та же проблема, что и со звуками. В утробе матери темно и глухо. Во внешнем мире, в родильной палате сразу после рождения в глаза малышу ударяет яркий ослепительный свет ламп. Это крайне неприятно, если поставить себя на место беззащитного крошечного человека.

Самое тяжёлое — это не холод и свет, а то, что все эти факторы наваливаются на малыша сразу, единовременно, и он вынужден также одномоментно к этому приспособиться. В первые недели жизни ребёнок будет все слышать слишком резко, видеть световые пятна и пытаться приспособиться к этому миру. И главная задача родителей – помочь.

В чём нуждается малыш в первые дни после рождения

Все потребности новорождённого можно условно разделить на витальные (физиологические) и психологические. Они в равной степени важны. Главное – это то, что малыш может выражать свои потребности только в форме плача и беспокойства. На последнее молодые родители не всегда реагируют, так как это можно принять за нормальную активность. А вот плач всегда является сигналом, который ни в коем случае нельзя игнорировать. Все младенцы плачут, чтобы продемонстрировать свои потребности. Но, конечно, это и не повод для паники.

Итак, в чём же нуждается малыш в первые дни пребывания дома?

К физиологическим, витальным потребностям относятся следующие.

Потребность в питании. Кормить новорождённого стоит по требованию, но не реже чем раз в три часа. Здоровый малыш сам будет просить еду через каждые два - три часа. О голоде также свидетельствуют активные сосательные рефлексы. У сытого ребёнка они произвольно не проявляются, а если малыш хочет кушать, то этот рефлекс периодически будет проявляться самостоятельно. Лучшим вариантом, при отсутствии противопоказаний, является грудное вскармливание. Это единственный способ обеспечить ребёнка набором всех необходимых витаминов и микроэлементов.

Грудное молоко имеет сугубо индивидуальный состав у каждой матери для каждого ее ребёнка. Поэтому никакая смесь не способна заменить его. Кормление должно быть как можно более натуральным и регулярным, а грудное кормление ещё и с контролируемой диетой матери. При добросовестном отношении ребёнок получит всё необходимое для здоровья и развития.

Потребность в полноценном сне. Младенцы не умеют распознавать день и ночь до четырёх месяцев. И сон новорождённых имеет особый эпизодический характер. Дети до двух месяцев спят по два - три часа с таким же промежутком. Во время бодрствования им нужно питаться и контактировать. Чтобы обеспечить ребёнку здоровый полноценный сон, необходимо вовремя замечать эту потребность. Недостаточно просто оставить человечка в покое, нужно помочь ему почувствовать себя комфортно и безопасно. Если малыш зевает, ворочается и хныкает, вполне возможно, что он хочет спать. Его нужно взять на руки и начать укачивать.

Несмотря на то что новорождённые в первые дни дома могут спать при включённом телевизоре, пылесосе и под окном, лучше обеспечить ребёнку не просто сон, а отдых. Для этого нужно перенести его в затемнённое, тихое помещение без посторонних звуков. Зато присутствие матери во время сна и даже её голос всегда благотворно влияют на сон и развитие ребёночка в целом. Педиатры и детские психологи считают что совместный сон с малышом очень полезен как для матери, так и для новорождённого.

Потребность в чистоте. Как бы трогательно ни выглядел малыш в окружении мягких мишек, нужно думать не об эстетике, а о здоровье ребёнка. Поэтому вокруг него должно быть как можно меньше пылесборников и аллергенов. Не стоит стремиться к стерильности, но нужно обеспечить чистоту. Кроме того, вокруг малыша должно быть достаточно чистого воздуха. Он должен спать на чистом постельном белье, постиранном со специальным детским порошком. Его пища должна подаваться в обработанном виде и из чистой посуды. Конечно, и самого малыша стоит содержать в чистоте. Его нужно мыть, вовремя менять подгузники и одежду, избегать контактов с химическими веществами и аллергенами.

Потребность в правильном температурном режиме. Все родители старательно закутывают своего ребёнка, чтобы он случайно не замёрз. Но это неправильный подход. Температура воздуха должна быть комфортной, ведь при дыхании воздух нагревается. Если ребёнок будет дышать горячим воздухом, да ещё и одетый в сто распашонок, - он перегреется, а обилие одежды будет препятствовать нормальному теплообмену.

Оптимальной температурой для функционирования организма как новорождённого, так и взрослого является 18-9 градусов. Главное при этом – отсутствие сквозняков. Нужно помнить, что на ребёнке должны быть натуральные ткани в небольшом количестве. Подгузники, независимо от цены, не способны обеспечить нормальный теплообмен. Они перегревают магистральные сосуды органов таза и таким образом значительно повышают температуру тела за счёт разноса по нему нагретой крови. Также не стоит забывать про воду. Молоко не является источником жидкости. Это еда. А детская кипячёная вода в небольшом количестве поможет поддерживать водный баланс.

Психологические потребности

Витальные потребности являются жизненно необходимыми. Правильное их удовлетворение – гарантия крепкого здоровья. Поэтому им надо уделять пристальное внимание.

К психологическим потребностям относятся те, которые обеспечат нормальное психическое развитие малыша и адекватные взаимоотношения с людьми и семьёй в частности. Таковыми являются следующие.

Потребность в контакте. Физический и эмоциональный контакт можно отнести и к витальным потребностям, но не все педиатры сошлись на этом. Физический контакт является гарантом ощущения безопасности для малыша. Он в течение 9 месяцев был фактической частью матери, он чувствует это и далее, пока к трём годам не начинается его сепарация (отделение) от мамы. Раньше считали, что не стоит ребёнка баловать лишним вниманием. Но это полная глупость. Мать должна дарить малышу любовь. Самый простой способ её продемонстрировать – прикасаться к ребёнку, обнимать его, носить на руках, целовать и играть с ним. Физический контакт невероятно важен. В случае, когда удовлетворение физиологических потребностей не способно успокоить малыша, стоит попробовать дать ему эту «тактильную любовь». Возможно, именно этого человечек и требует.

Что же касается эмоционального контакта, то тут всё сложнее. Малыш нуждается в искренней и безусловной любви. Абсолютной любви к себе. И проявление её должно быть здравым, полным, но не фанатичным. Эту любовь нужно проговаривать. Даже в первые дни жизни интонации играют очень важную роль в жизни малыша.

Потребность в присутствии. Даже крошечный человек не приспособлен к одиночеству и ему необходима компания. Нельзя надолго оставлять новорожденного одного в первые дни пребывания дома. Он остро прочувствует отсутствие близких людей рядом.

Эти две потребности можно обобщить в одну – потребность в любви. Она является основой психического здоровья ребёнка и будущих отношений в семье.

Самое главное – прислушиваться к нуждам своего ребёнка, научиться понимать их. Этому можно научиться. Нужно наблюдать, фиксировать, видеть и слышать то, что «говорит» малыш. Внимание и любовь способны обеспечить ребёнка всем, ведь они зарождают желание заботиться.

Когда малыш наконец-то дома, в тепле и уюте рядом с родными, нужно смириться с тем, что это крошечное человечище полностью зависит от матери и отца. И несмотря на хрупкость и беззащитность, его нужно купать, одевать, кормить, пеленать и даже делать зарядку. Теперь подробнее о том, что и как нужно делать.

Что уже нужно иметь к появлению ребёнка дома

К тому моменту, как мама с малышом прибудут из роддома, родственники должны подготовить минимальный набор вещей, которые точно понадобятся в первые дни.

  1. Фланелевые пелёнки (6–8 штук).
  2. Хлопчатобумажные распашонки (5–7 штук).
  3. Специальные бутылочки для кормления (3–4), которые периодически нужно кипятить.
  4. Ползунки (8–10 штук).
  5. Коляска и дождевая накидка на коляску. Противомоскитная сетка на коляску.
  6. Детские весы.
  7. Пищевые весы.
  8. Кенгуру или слинг (приспособления для ношения ребёнка) и детское автомобильное кресло.
  9. Детская кроватка и/или колыбелька.
  10. Детский ночник (помогает маме и не мешает ребёнку ночью).
  11. Косметические средства: вазелиновое масло, детский крем, ватные палочки и шарики, бинт, тальк или присыпка.
  12. Медицинские препараты и приспособления: газоотводная трубка, соплеотсос и/или микроклизма, ножницы с закруглёнными концами, детская щёточка для волос; эспумизан (капли), спирт, раствор бриллиантовой зелени и йода, фукарцин, фурацилин, кандид, жаропонижающие свечи (дозировка до 200 мг), синтомициновая и цинковая мази, хлоргексидин, анальгин и но-шпа в таблетках.
  13. Телефон скорой помощи, регистратуры детской поликлиники, частной и районной неотложной помощи, справочной службы медпомощи и круглосуточной аптеки.

Какой должна быть одежда

Одежда должна быть из натуральных тонких тканей, хорошо впитывающих влагу. Она должна позволять малышу свободно двигаться. Хоть синтетические ткани лучше стираются и часто привлекательно выглядят, они также часто вызывают аллергические реакции. Стирать детскую одежду нужно специальным порошком, но лучше стирать вручную с детским мылом или хозяйственным коричневым мылом, тщательно выполаскивая его.

Пеленание: быть или не быть

Само собой, ребёночка придётся пеленать. Сегодня педиатры расходятся во мнениях, стоит ли вообще пеленать малыша. Аргументы ЗА – это безопасность и анатомическое положение. Аргументы ПРОТИВ – более быстрое психическое и физическое развитие при отсутствии пеленания. Выбор делать маме. Если он пал на пеленание, нужно научиться делать это правильно.

Есть два рекомендуемых способа пеленания – тугое, которым злоупотребляли во всех роддомах советского союза, и свободное, рекомендуемое современными специалистами. Преимущество второго способа – отсутствие обездвиживания ребёнка, свобода развития моторики и интеллекта. Смысл пеленания в том, чтобы обезопасить малыша от «вскидывания», при этом не сильно стесняя его в движениях – он может шевелить ручками и ножками, принять удобную позу, без риска пораниться.

Туалет новорожденного в первые дни дома

Гигиена – основа здоровья. Поэтому нужно тщательно следить за чистотой и помогать кожным покровам малыша быстрее адаптироваться к агрессивной внешней среде.

  1. Головка и волосики ребёнка нуждаются в бережном уходе. Мыть головку в стандартном варианте этого понятия новорождённому нельзя. Можно протирать кипячёной водой с детским мылом, но лить воду на голову не желательно. Часто у малышей на волосистых покровах образуются корочки. Их нужно протирать прокипячённым растительным маслом или мазать вазелином. После размягчения корочки можно снять при помощи ватки, смоченной в слабом отваре ромашки, к примеру.
  2. Ушки и носик. Чистить их необходимо каждый день. Использовать ватные палочки категорически нельзя – они могут травмировать слизистые оболочки. Нужно самим сделать ватные или марлевые жгутики, достаточно тонкие, чтобы пройти в отверстия слухового прохода и носа без дискомфорта для малыша. Жгутики нужно смочить в тёплой (не горячей) кипячёной воде или слабом отваре ромашки.
  3. Кожные складки, которых у малыша много, а также область за ушками нужно протирать ваткой, смоченной в кипячёной воде, а затем смазывать прокипячённым растительным маслом.
  4. Ручки можно мыть по мере необходимости – 5–6 раз в день. А личико мыть нельзя, можно протирать смоченной в кипячёной воде ваткой. Также категорически запрещено мазать личико кремом или присыпать тальком.

Как правильно ухаживать за пупочной ранкой

Начинать уход за ранкой стоит уже с первого дня пребывания новорожденного дома. Нормальную (неинфицированную) пупочную ранку у ребёнка нужно регулярно обрабатывать. В первые дни купать малыша нельзя, можно только протирать кожу смоченной ваткой. Саму ранку нужно обрабатывать перекисью водорода и антисептиком. Раньше их обрабатывали зелёнкой, но из-за яркой пигментации невозможно было заметить воспаление. Сейчас рекомендуют обработку хлоргексидином, мирамистином или фукарцином.

Чтобы обработать пупок нужно тщательно помыть и продезинфицировать руки, после чего смочить чистую ватку в растворе перекиси водорода и капнуть ею на пупочную ранку, осторожно промокнуть (ни в коем случае не тереть и не снимать корочки). После этого осторожно при помощи ватной палочки нанести на ближайшую к ранке кожу антисептик. Закрывать ранку повязкой не нужно. Каждый раз при обработке необходимо внимательно осматривать ранку – нет ли сильного воспаления, нагноения, выделений.

Обычно пупочная рана заживает в течение месяца. После полного заживления можно начать купать ребёнка в детской ванночке с кипячёной водой или в отваре ромашки.

С какими проблемами можно столкнуться в первые дни

Колики. С этой проблемой столкнуться 100% родителей. Колики – это вздутие и болезненные ощущения в животике у ребёнка. Проблема может доставлять беспокойство в течение первых месяцев жизни. Её невозможно предотвратить - просто нужно перетерпеть. Но облегчить состояние можно. Если ребёнок без видимых причин плачет, сучит ножками, беспокоится – скорее всего у него колики. Подтвердить это можно и самостоятельно – потрогать животик. Если он твердый и вздутый – это точно они. Бороться с ними можно тремя способами.

  1. Тепло на животик. Чтобы облегчить отхождение газов нужно положить малыша на тёплую пелёнку (прогладить её утюгом), или положить на животик тёплую грелку.
  2. Массаж. Аккуратно, круговыми движениями по часовой стрелке гладить животик, не нажимая. Это улучшит моторику и поможет улучшить отхождение газов.
  3. Медикаменты и народные средства. Среди медикаментов самым распространённым является Эспумизан в каплях. За неимением его можно заменить укропной водой – семена укропа заливаем горячей водой, остужаем и по половине чайной ложечки, раз в пять минут даем малышу. Можно также вливать её за щечку из шприца (без иголки) по 2,5 мл.

С любым из этих средств стоит использовать газоотводную трубочку. Её можно сделать и самостоятельно – отрезать от маленькой груши (клизменной) носик. Газоотводную трубку нужно смазать растительным маслом с одного конца, и аккуратно ввести в задний проход вкручивающим движением на 1–2 см.

Новорожденный ребенок – это само воплощение хрупкости. Его следует всячески защищать и оберегать. На первых этапах жизни малыша вся ответственность за его хорошее самочувствие и правильное развитие возлагается на родителей. Они должны обеспечить крохе максимально комфортные условия, достаточное питание и уход.

В зависимости от физиологических особенностей матери и условий протекания беременности новорожденный может появиться на свет доношенным или – такие малыши рождаются раньше предполагаемого срока. Недоношенные малыши зачастую имеют маленький вес и довольно слабенькие по сравнению с теми, кто появился на свет после 40 недель, проведенных в утробе матери. Но при правильном уходе они довольно быстро приходят в норму, и в дальнейшем не наблюдается никаких отклонений в их развитии.

Рост и вес новорожденного зависят от многих факторов. Это возраст и физическое развитие родителей, рацион питания матери, эмоциональный фон и уровень физических нагрузок во время беременности.

Рост и вес новорожденных детей

Рост,
см

Вес,
кг

Окружность
головы, см

МАЛЬЧИКИ

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

ДЕВОЧКИ

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

При рождении средний ребенок имеет рост около 52 см и весит от 3 до 4 кг. У него сравнительно большая для его тела голова и довольно слабые и короткие ручки и ножки.

Оценка новорожденного по шкале Апгар

Через минуту после рождения ребенок проходит свой первый в жизни тест - его оценят по . Оценка, которую получит малыш, показывает не только его состояние при рождении, но и необходимость реанимационных мероприятий (если он родился с низкой оценкой по шкале Апгар).

Режим новорожденного

Режим новорожденного малыша на первый взгляд прост: он состоит преимущественно из сна и недолгих периодов бодрствования, которых едва хватает на питание, переодевание и гигиенические процедуры. Считается, что новорожденный спит 18 – 20 часов в сутки. Однако, все дети разные, и подобные нормы условны.

Для ребенка, 9 месяцев бывшего одним целым с матерью, очень сложны первые недели адаптации к «раздельному проживанию». Поэтому физический контакт с мамой сейчас особенно важен. Многие дети в первые месяцы жизни требуют его практически круглосуточно – малыш перестает плакать и засыпает только на руках у мамы.

Если твой ребенок сейчас ведет себя именно так, не тревожься – время, пока малыш будет столь сильно нуждаться в твоем постоянном присутствии, пронесется очень быстро. Сейчас это кажется немыслимым, но совсем скоро ты будешь с нежностью вспоминать период новорожденности своего ребенка. А пока же заручись поддержкой остальных членов семьи, делегируй им по максимуму домашние дела и наслаждайся материнством: укачивай малыша на руках, носи по квартире (перемещаясь, ты создаешь вибрации, подобные тем, что ребенок ощущал 9 месяцев, пребывая в твоем животе), пой песни (ничто так не ласкает слух крохи, как мамин голос, который он научился узнавать из тысячи других еще задолго до рождения), почаще обнимай, выкладывай его себе на живот и, конечно же, корми по первому требованию.

Метод усиленного контакта мамы и малыша в последние десятилетия особенно широко применяется для выхаживания детей, родившихся раньше срока или с недостаточной массой тела. Такой подход называется «Метод Кенгуру» и базируется на трех вещах: постоянное совместное пребывание матери и ребенка с момента рождения, грудное вскармливание по первому требованию (при этом не ограничивается время пребывания у груди), частый контакт «кожа к кожа» (раздетого малыша выкладывают на животик на обнаженную грудь мамы, сверху для сохранения тепла ребенка укрывают байковой пеленкой).

Однако, не все дети требуют постоянного пребывания на руках у мамы. Многие новорожденные с легкостью засыпают самостоятельно в колыбели. Носить ребенка на руках длительное время, или нет – решает только мать, основываясь на реакциях малыша. Ни какие общие рекомендации, как и во многих остальных вопросах развития и ухода за младенцами, не могут быть приняты априори, потому что все дети разные. И свой собственный комфортный режим взаимодействия с ребенком каждая мама вырабатывает исключительно индивидуально – увы, только методом проб и ошибок, и никак иначе.

Уже в первые дни жизни твоего малыша ему следует сделать прививки от гепатита В и туберкулеза – см. подробнее . Если с ребенком все в порядке при рождении, эти прививки ему делают еще в роддоме. В случае проблемных родов. если крохе нужно время, чтобы окрепнуть, прививки рекомендовано сделать в районной детской поликлинике в течение первого месяца жизни.