Развивающая среда в детском саду зонтик. Предметно-развивающая среда в детском саду как средство развития ребенка. Характеристика организации комфортной предметно-развивающей среды в ДОУ

Центр воды и песка: «Лаборатория»

1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники.

2.Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.).

3.Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал.

4.Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды.

5.Разнообразные доступные приборы: разные лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта радуги), компас, бинокли.

6.Различные часы.

7.Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта.

8.Набор для опытов с магнитом.

9.Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница (модель).

10.Оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов.

11.Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля.

12.Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий).

13.Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.

Уголок природы «Мини-сад», «Розарий», «Чудеса природы»

1.Растения должны быть:

Разных экологических условий (из пустыни, влажного тропического леса, субтропиков);

С разнообразными типами стеблей (вьющимися, лазящими, древовидными, утолщенными, ребристыми и т. д.);

С различным расположением листьев (очередным, супротивным – парные, мутовчатые);

Разных видов уже имеющихся родов (бегонии, фикуса, традесканции, плюща);

С выраженным периодом покоя (цикламен, глоксиния, амариллис).

Рекомендуемые растения: бегония-рекс и вечноцветущая бегония – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей; бальзамин, алоэ или агава, традесканция, аспарагус – поглощает тяжелые металлы, плющ обыкновенный и алоэ – относится к фитонцидным растениям, амариллис – от его фитонцидов некоторые бактерии, вредные для человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока, фикус – хороший очиститель воздуха.

2.Растения характерные для различных времен года:

Осенью – пересаженные в горшки или срезанные в букеты астры, хризантемы, золотые шары;

Зимой – зимний огород: посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы; тепличка для размножения растений черенками; рассада цветочных и овощных растений; разнообразные экспериментальные посадки;

Весной – ветки лиственных деревьев: тополь, клен и т.п.;

Летом – букеты летних садовых и луговых цветов, колосья хлебных злаков.

3.Аквариум с рыбками: гуппи, меченосцы, скалярии и др.; водными насекомыми, головастиками, молюсками.

4.Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки.

Календарь природы: «Метеостанция»

1.Картина сезона, модели года, суток.

2.Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды на каждый день.

3.Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают птиц, которых видели.

4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

5.Календарь наблюдения за солнцестоянием.

6.Дневник наблюдений – зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения.

В уголке природы устраиваются выставки поделок из природного материала, овощей, фруктов и т. п.

Могут находиться макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, парка, зоопарка, макеты природных ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни, тропического леса), моря, гор, природных достопримечательностей родного края.

...Если мы сумеем научить ребёнка ощущать

Красоту, изумляться дивным творениям

человеческих рук, красоте природы, то

вырастим человека с высокой культурой

чувств, а открывать детям красоту мира

возможно через творчество, которое

несёт радость… (В. А. Сухомлинский)

Наша группа называется «Буратино». Группа логопедическая компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Мы постарались создать все условия для наших детей так, чтобы они чувствовали себя комфортно в течении всего дня. Открывая группу и оформляя её мы учитывали все стандарты программы.

Давайте начнём уважаемые коллеги нашу экскурсию от входа в группу. Добро пожаловать! Раздевальная комната оформлена по названию группы. Нашего сказочного героя мы переодели в олимпийскую форму. Ведь скоро Олимпиада в Сочи 2014. Мы с детьми тоже готовимся к ней (проводим беседы, рассматриваем иллюстрации, изучаем виды спорта).

Наши стенды также выполнены по сказке «Буратино» (информационный стенд и меню).

Когда у нас проходят праздники, дни открытых дверей, мы обязательно оформляем нашу раздевалку по теме праздников, лексических тем, мероприятий.

Слева от нашего сказочного героя расположен наш спортивный уголок.

Ну что пройдём дальше? Перед входом в группу у нас оформлен уголок настроения. Современная жизнь требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым видам деятельности. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сензитивен для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу деятельности. Нам необходимо создать условия для психомоторного развития в логопедической группе. Поэтому почти все уголки группы связаны с работой мелкой моторики. Дети находят соответствующий символ своего настроения на данный момент и вешают его на стебель яркого одуванчика (крючок). Зеркало мы установили не случайно, так как дети иногда просто проделав мимические упражнения, проявить свои эмоции, могут поменять символ (в группе имеется картотека упражнений).

Сразу у входа у нас разработан уголок «Здравствуй, я пришёл!» или по другому мы его называем «Зодиакальный круг». Фотографии детей прикреплены к тем солнечным лучикам, какого они знака зодиака. Детям очень нравится. Они выучили весь зодиакальный круг. Знают знаки своих родных и близких, даже друг друга. Приходя утром в детский сад дети переворачивают фото лицевой стороной, а вечером уходя, соответственно проделывают всё обратно. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием двигательных умений и навыков можно, используя нетрадиционные методы и приёмы.

Проходим дальше и что мы видим? Ого! Буратино с детьми попал на поле чудес. Какие же чудеса сегодня произошли у наших детей? Знаем, знаем, наша Аня научилась говорить звук «Р» поэтому у неё появилась ещё одна золотая монетка. И дети и родители всегда могут проследить за успехами своих детей. В связи с тем, что с каждым годом происходит увеличение количества детей имеющих различные нарушения, в том числе речевые, мы должны ориентироваться на актуальное, ближайшее и перспективное развитие детей, а также на становление их индивидуальных способностей.

Сразу на противоположной стороне находится большой стенд для творческих работ «Город мастеров». На стенде меняются выставки очень часто, ведь у нас кроме НОД по изобразительной деятельности, проводится кружковая работа «Умелые ручки». Здесь же полочка для работ из пластилина и других работ своими руками. Принципами нашей работы является развитие детской свободной деятельности, в процессе которой происходит самореализация, самовыражение, самоутверждение личности ребёнка, его индивидуальных возможностей.

На противоположной стороне от творческого стенда растёт чудо – дерево. Мы используем его по ознакомлению с окружающим. Времена года меняются по календарю: листочки, птицы на кормушке, снег, насекомые, почки и многое другое, в зависимости от наступившего времени года и изменений в природе. Организовать нашу работу нам помогают сами дети. Наблюдая за деятельностью детей в течение дня мы задаём себе вопрос, что можно ещё сделать в своей работе, чтобы наши воспитанники могли раскрыть свои возможности?

Используем дерево по экологическому воспитанию. Правила поведения в природе.

Некоторые темы по изобразительному творчеству тоже могут подходить к нашему чудесному дереву, например «Снегири, как яблоки». Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.

Ой, посмотрите! Какая гусеница. Какие – то кармашки у неё на брюшке? Эти кармашки для мамочек, папочек и детишек. А в кармашках много разных загадок, стихотворений, примет о временах года. Мы заучиваем их вместе с мамами и папами дома. Родители сами выбирают, что сегодня поучить. В основу своей деятельности применяем, как ранее разработанные методики, так и собственные авторские наработки, включающие нетрадиционные методы. Таким образом, в нашей группе созданы все условия для всестороннего развития детей.

Просим Вас пройти дальше, гости дорогие! У нас есть весёлый уголок дежурных. А знаете почему весёлый? Да потому что наш поварёнок всегда зовёт дежурных сервировать столы весёлой песенкой. Воспитатели включают его по времени. Дежурные слышат песенку и бегут дежурить. Вот так. Информация в уголке часто меняется: правила поведения за столом, сервировка стола, национальные блюда и другое.

Немного дальше находится у нас детская библиотека. Да, да вы не ослышались, именно библиотека. Если дети хотят взять книгу домой, то записываются в читательских билетиках. Совсем как в настоящей библиотеке. На каждого ребёнка есть читательский билет, и даже на взрослых. В библиотеке есть: картотека книг (перечень литературы); аптечка для книжек; закладки, которые дети изготовили сами; лупа с подсветкой; книжки – малышки для собственного авторства (оформления); настольная лампа для индивидуального чтения или вечернего (у нас есть вечерняя традиция в группе, чтение сказок при свечах. Волшебный сундучок, в котором находятся предметы, с помощью которых мы узнаём, как появилась книга, на чём раньше писали? Дети могут в любое время сами попробовать написать: на глине, папирусе, коре, камне, коже. Мы устраиваем различные выставки, посвящённые писателям и поэтам.

Рядом с библиотекой у нас находится творческая зона. Здесь можно найти всё, «Что душе угодно». «Творить» мы любим. Много занимаемся с помощью нетрадиционных техник. Наша кукла Алёнушка меняет свои наряды, а точнее национальные костюмы. Меняются изделия декоративно – прикладного творчества.

Справа от зоны творчества у нас зона мелкой моторики. Как отмечают исследователи детской речи движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. В процессе манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Поэтому наши дети пользуются этими подносиками с разными предметами для развития пальцев и кистей рук в свободное время. Там находятся различные массажёры, суджо-ки, волчки, таблички на тактильные ощущения, сортировка круп, нанизывание бус, работа с пинцетом, пипеткой и многое другое. Чтобы не пропадал у детей интерес, пособия меняются 1 раз в неделю.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

А наблюдать нам есть за чем. Сейчас увидите сами. Для того, чтобы улучшить состояние речевой функции и снизить количество речевых нарушений, развить мелкую моторику рук, необходимо составить систему коррекционной работы с детьми. Для таких детей часто важен процесс действий с предметами в течении всего дня.Для того, чтобы сформировать у детей первоначальные понятия об основных календарных единицах времени и дать правильное толкование этих мер, нами был разработан календарь природы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Дети определяют время года, месяц при помощи стрелки. На календаре дети определяют состояние сегодняшней погоды и передвигают стрелку на соответствующий символ. С определением погоды, дети меняют одежду на куклах – шаблонах расположенных также на календаре. Все шаблоны легко снимаются и крепятся снова.

Внизу календаря расположены шаблоны деревьев. В нашем случае – это берёза. Дерево прослеживается во всех месяцах на протяжении всего времени года (без листьев зимой, весной начинает зеленеть постепенно, летом с зелёными листьями, осенью с жёлтыми). Затем определяем, какая неделя в этом месяце по счёту. Для этого, под каждым деревом прикреплены кнопочки по количеству недель в этом месяце.

На каждой кнопочке висит неделька (шнурочек) на которую мы одеваем бусинку (день недели). Бусинки тоже соответствующего цвета: Зима – белый, весна – бледно-зелёный, лето – ярко-зелёный осень – жёлтый. Каждый день бусинки добавляются и считаем какой день по счёту, например среда, если бусинок три?(третий). Выходные дни определяем бусинками красного цвета. В конце каждой недели считаем бусинки (сколько дней в неделе). Предложенное пособие служило моделью календарного года, поскольку с его помощью наглядно отражалась взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами снимали недельки календаря и складывали из недель - месяц.

Из месяцев постепенно и последовательно складывался год. Дети в любой момент могли подойти определить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым неделькам - сколько еще осталось до его окончания. Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени. Работа с календарем и моделью календарного года намного облегчает задачу обучения. У детей формируются четкие представления о длительности года и эталонах его измерения.

Посмотрите дорогие коллеги. Мы используем обруч для вывешивания картинок, иллюстраций по лексическим темам. Его же используем для упражнений речевого дыхания: снежинки, бабочки, цветы и другое. Для обеспечения подлинно всестороннего развития ребенка необходимо поддерживать единство предметно-развивающей среды и содержательного общения взрослых с детьми.

Мы живём на крайнем севере. И нам всегда не хватает тепла, солнышка, какой - нибудь зелени, витаминов. Дети почти 9 месяцев видят снег. В течение года мы реализуем мини-проекты. Детям предлагается приготовить мини-доклад. Проекты разрабатываются и осуществляются с учётом реализуемой программы. Эти проекты хорошо восполняют пробелы воспитательно – образовательной работы с детьми. Мы с детьми работали над проектом «Маленькие огородники». С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы, ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их.

Защита проекта заключается в передаче собранной информации по теме самим ребенком, с использованием фотографий, рисунков, кроссвордов, загадок - подготовленных вместе с родителями по данной теме. Ребенок, защищая свой проект учиться выступать перед аудиторией группы, отвечать на вопросы присутствующих. Эвелина защищает проект «Моя Родина».

Ну вот пришла пора заглянуть в самое тихое место. Это детская спальня. Здесь мы просыпаемся, делаем зарядку и ходим по коррегирующим дорожкам, которые сами пошили. Мы с детьми называем её «Дорожкой здоровья». Как это здорово, всё делать самим, своими руками, с родителями и детьми. Забота о здоровье подрастающего поколения – одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования.

А это наша гордость. Наш театр, самый лучший. У нас проходят детские постановки, пальчиковые, настольные и другие театры. За занавесом у нас находится гримёрная с зеркалом, костюмерная и различные виды театров. Создаются условия для преобладания положительных эмоций в организации театрализованной деятельности детей.

Мы даже показываем театр РЭМП (стихотворение «Как - то кубик в лес пошёл, там цилиндр он нашёл!»). Так дети лучше запомнили геометрические тела. Ведь у нас нет сейчас занятий, а есть непосредственно-образовательная деятельность. Цель данного театрализованного представления была обобщить, систематизировать, уточнить представления о геометрических фигурах и геометрических телах.

Ну вот осталось посмотреть нашу умывальную комнату. Кругом плавают рыбки вокруг водорослей. Везде вывешены карты-схемы (алгоритмы). И в группе, раздевалке, спальне.

Сегодня необходимо образование, которое становится лицом к ребенку, к его особенностям и способностям, дает возможность проявить себя там, где он успешен. Особенно это важно при воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. С учетом важности этой проблемы проводимая работа не теряет своей актуальности. Новизна данной работы заключается в понимании приоритете коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук нетрадиционными методами и техниками как эффективного средства развития личности ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

Список использованной литературы:

1.Программа развития дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы МАДОУ)

2.Н.Е. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»

3.Л.Д. Постоева Л.А. Мартыненко «Играй, слушай, познавай!»

4.Л.Л. Тимофеева «Проектный метод в детском саду»

5.М.Е. Хилько Возрастная психология

6.Е.А. Лифиц «Развитие речи, движения и мелкой моторики»

7.Собственные наработки (из опыта работы)

Св-во о публикации в СМИ Серия А 0002223- 0002224 ШПИ 62502666132205 дата отправки 16.11.2013г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

" № 2/2016

Предметно-развивающая среда в детском саду имеет огромное значение для развития и формирования личности ребенка. Она должна отвечать определенным правилам и требованиям. Что входит в ее состав, каким требованиям она должна соответствовать, а также каков порядок учета различных ее элементов в образовательной организации, рассмотрим в данной статье.

Предметно-развивающая среда

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учетом недостатков их развития, охраны и укрепления здоровья.

Требования к предметно-развивающей среде дошкольных образовательных учреждений установлены в п. 3.3 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 (далее – Стандарт).

Она должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможность уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна способствовать реализации различных образовательных программ, в том числе инклюзивного образования, учитывать национально-культурные и климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также возрастные особенности детей.

Она должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Образовательное пространство необходимо оснастить средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (исходя из специфики образовательной программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Детям младенческого и раннего возраста надо предоставить возможность для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Предметно-пространственная среда должна иметь возможность изменяться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает разнообразие в использовании различных составляющих предметной среды, например: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.

Вариативность среды подразумевает:

  • наличие в организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Игровая среда должна быть доступна для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Необходимо предоставить свободный доступ детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Кроме этого, нужно следить за исправностью и сохранностью материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Образовательная организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации образовательной программы.

Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъектов РФ. Указанные нормативы разрабатываются в соответствии со Стандартом с учетом типа организации и должны быть достаточными для осуществления расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе на приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов, включая материалы, оборудование, спецодежду, игры и игрушки, электронные образовательные ресурсы, необходимые для организации всех видов учебной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, а также специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. С учетом данных нормативов должны приобретаться обновляемые образовательные ресурсы, в том числе расходные материалы, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, а также оплачиваться услуги связи, в том числе расходы, связанные с подключением к Интернету.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений, в том числе к устройству предметно-пространственной среды, установлены СанПиН 2.4.1.3049-13 .

Рассмотрим особенности учета некоторых элементов предметно-пространственной среды.

Мебель для детского сада

Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 мебель в группах должна соответствовать росту и возрасту детей.

Детская мебель и оборудование для помещений, поступающие в дошкольные образовательные организации, должны быть изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей, и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.

Шкафы для одежды и обуви оборудуются индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркируется.

Столы и стулья устанавливаются по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.

Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом их роста.

Мебель относится к объектам основных средств. В соответствии с ОК 013-94 «Общероссийский классификатор основных фондов», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359, мебели для детских садов и яслей присвоены коды с 16 3612230 по 16 3612266.

В связи с этим при поступлении мебели в образовательное учреждение действуют положения Инструкции № 157н по принятию к учету основных средств.

Согласно Указаниям № 65н мебель () приобретается по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

Источники финансирования могут быть различны:

  • бюджетные средства (КВФО 1) – в казенных учреждениях;
  • собственные доходы учреждения (КВФО 2), субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (КВФО 4), субсидии на иные цели (КВФО 5) – в бюджетных и автономных учреждениях.

Выдача в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно отражается на основании первичного учетного документа – ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) по дебету счетов 0 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 0 109 00 271 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» и кредиту счета 0 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь» с одновременным отражением на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 руб. включительно в эксплуатации».

Аналитический учет основных средств стоимостью более 3 000 руб. ведется в разрезе материально ответственных лиц в инвентарных карточках, открытых на соответствующие объекты (группу объектов). Напомним, какое имущество считается амортизируемым. Согласно п. 92 Инструкции № 157н на основные средства стоимостью от 3000 до 40 000 руб. при выдаче их в эксплуатацию начисляется 100%-я . На имущество дороже 40 000 руб. амортизация будет начисляться в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой нормы.

Рассмотрим пример.

Пример 1

В дошкольном бюджетном образовательном учреждении за счет средств целевой субсидии произведена замена столиков, стульев и блоков шкафчиков для одежды. Столы и стулья составляют комплекты мебели стоимостью 2 500 руб. за комплект. Всего куплено 100 комплектов (на 250 000 руб.). Шкафчиков приобретено 20 блоков стоимостью 12 500 руб. за блок (на 250 000 руб.). Общая стоимость всей приобретенной мебели составила 500 000 руб. Вся она принята к учету в составе иного движимого имущества и введена в эксплуатацию.

Основные средства, приобретенные за счет средств целевой субсидии, принимаются к учету по КВФО 4.

В соответствии с Инструкцией № 174н операции по поступлению и принятию к учету мебели в бюджетном учреждении отражены следующим образом:

Сумма, руб.

Поступила целевая субсидия на учреждения

Отражены вложения в основные средства в объеме стоимости мебели

Произведена оплата поставщику мебели с лицевого счета

Перенесены сформированные вложения с КВФО 5 на КВФО 4

Приняты к учету комплекты мебели из столиков и стульев

Приняты к учету блоки шкафчиков

Начислены доходы от полученной субсидии на основании утвержденного отчета о ее целевом использовании

Выданы в эксплуатацию комплекты столиков и стульев

Приняты комплекты мебели на забалансовый учет

Начислена амортизация на блоки шкафчиков

Учет игрового инвентаря

Организация игровой деятельности невозможна без достаточного количества различного игрового оборудования (игр, игрушек, спортивного инвентаря). Национальные нормы безопасности игрушек и методы их контроля, которые в полной мере соответствуют требованиям технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, установлены ГОСТ Р 53906-2010.

Как учитывать данные нефинансовые активы, учреждение должно решить самостоятельно и согласовать это решение с органом власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Принятое решение следует закрепить в учетной политике. Это связано с многообразием игрового инвентаря, который независимо от его стоимости может использоваться довольно долго (более 12 месяцев) и меняться довольно часто (чаще одного раза в год). Поэтому в соответствии с п. 38 и 99 Инструкции № 157н его принимают на учет в составе либо основных средств, либо материалов.

В составе основных средств игровой инвентарь нужно учитывать на счете 101 06 «Производственный и хозяйственный инвентарь» (п. 53 Инструкции № 157н).

В составе материалов игрушки отражаются на счете 105 06 «Прочие материальные запасы».

Принятие к учету игрушек в составе основных средств аналогично принятию к учету мебели, о чем мы рассказывали выше.

Пришедшие в негодность игрушки и инвентарь подлежат списанию с балансового и забалансового учета, если они там числились. Напомним, что при списании объектов основных средств должны соблюдаться положения Постановления Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 о порядке списания движимого и недвижимого имущества учреждения.

Выбытие основных средств и материалов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции № 157н). При этом составляется оправдательный документ (первичный (сводный) учетный документ) – акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Данный документ служит основанием для отражения в учете операций по выбытию основных средств. Основанием для отражения в учете выбытия игрушек и инвентаря стоимостью от 3 000 до 40 000 руб. является акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143).

При списании материальных запасов составляется акт (ф. 0504230), на основании которого в бухгалтерском учете производятся соответствующие бухгалтерские записи.

Типовые операции по учету игрушек в качестве материальных запасов в настоящее время отражаются следующим образом:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н*)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н**)

Приобретение игрушек за плату у поставщика

Безвозмездное поступление игрушек…

…по централизованному снабжению

…от головного учреждения обособленному подразделению

…от государственных и муниципальных организаций и физлиц

…на праве оперативного управления, от организаций и физических лиц

…от учреждений разных уровней бюджета

…от наднациональных организаций и правительств иностранных государств

…от международных финансовых организаций

Выдача игрушек в эксплуатацию (происходит смена М. О. Л.)

Списание игрушек

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Довольно часто возникает вопрос: как принять к учету игрушки, которые подарили детскому саду, и учитывать ли их вообще? Конечно, они должны быть приняты к учету, а в каком порядке – рассмотрим на примере.

Пример 2

Автономному дошкольному образовательному учреждению в качестве безвозмездной помощи передали игрушки на сумму 10 000 руб. Принято решение учесть их в составе материальных запасов. Полученные игрушки выданы в эксплуатацию.

Согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ дарение вещи воспитательным учреждениям и образовательным организациям в общеполезных целях считается пожертвованием.

На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ).

Жертвователь может установить требование об использовании переданного им имущества по определенному назначению. Если такое требование установлено, то учреждение, принимающее пожертвование, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ).

Имущество, полученное как пожертвование, принимается к учету по КВФО 2.

Данные операции в учете автономного учреждения отражены следующим образом:

Обратите внимание

В общем случае стоимость имущества, полученного безвозмездно, признается внереализационным доходом (п. 8 ст. 250 НК РФ). Однако если имущество получено учреждением по договору пожертвования и используется им в указанных жертвователем целях, то согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ стоимость этого имущества не учитывается при определении налоговой базы.

В дошкольных образовательных учреждениях должна быть создана необходимая предметно-пространственная среда, отвечающая требованиям безопасности, санитарным нормам, возрастным особенностям детей, иным требованиям. Мы рассмотрели ту часть образовательной среды, которую составляют отдельные основные средства и материальные запасы. Особенности учета зависят от вида финансового актива и способов его поступления.

Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Предметно - пространственная развивающая среда в ДОУ.

Младшая группа детского сада "Солнышко"
Организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой, Н.Е. Веракса и Т.С. Комаровой и «Концепции построения развивающей среды» В.А. Петровского, соответствующей личностно – ориентированной модели взаимодействия с дошкольниками.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Создавая предметно - развивающую среду, необходимо помнить:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

Детский сад - это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, оригинальным, тёплым, непохожим на другие.
В соответствии с рассмотренными принципами в младшей группе ДОУ «Солнышко» была создана следующая предметно-развивающая среда:
1. Центр театрализованной деятельности;
2. Центр «Ряжения» и ролевых игр;
3. Центр физического развития;
4. Центр книги;
5. Игровой центр
6. Центр развивающих игр;
7. Центр воды и песка;
8. Центр «Творческая мастерская» (для выставки детского рисунка, детского творчества,);
9. Подвесные модули
10. Информационные блоки.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Центр театрализованной деятельности.
Центр театрализованной деятельности - один из активных секторов в нашей группе.
Цель театрального уголка:
Развитие творческих способностей у детей;
Развитие воображения,умения импровизировать;
Развитие памяти, внимания, выражение основных эмоций;
Прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке;
Все костюмы, атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам.
В уголке находятся реквизиты для различных видов театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, маски для разыгрывания сценок.





Центр ряжения.
В нашей группе есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Дети учатся сочетать вещи, ткани, размер. Изучают назначение вещей, их сезонность. Самостоятельно подбирают свой образ.




Центр физического развития.
Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях, необходимо иметь физкультурное оборудование, которое должно быть и в групповой комнате, в специально отведенном месте «физкультурном уголке». Подбор оборудования и содержание физкультурного уголка – определяется программными задачами, как физического, так и всестороннего воспитания детей. Задача воспитателя научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.
В нашей группе детского сада центр двигательной деятельности оформлен как часть большой игровой зоны. Для малышей есть игрушки-каталки; мячи разных размеров; мячики - ёжики; мешочки, наполненные горохом для рук; массажные коврики; массажные варежки; кегли; гантели; кольцебросс; обручи; скакалки; верёвки, шнуры;сухой бассейн; дети постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками. В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому в нашем центре есть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк. Предметов, для проведения упражнений – на всех детей группы: кубики, мягкие мячики, султанчики; дыхательные тренажёры - домики. Обязательно есть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.






Центр книги.
Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Для многих родителей это также очень дешёвый способ заняться своим ребёнком. Развивающие способности детской книжки безграничны. Мышление, речь, память, внимание, воображение - всё это формируется благодаря общению с книгой. По этой причине мы и решили создать музей книги. В нашем музее представлены современные книги, книги из детства наших бабушек и дедушек, книги, созданные своими руками. Мамы, папы, бабушки и даже дедушки откликнулись на наше предложение о создании книги в кругу семьи. Темы были выбраны разнообразные: «Мои любимые домашние животные», «Вежливые слова», «Времена года», «Наш любимый детский сад», «Мои любимые бабушка и дедушка» и многие другие. Мы активно используем все представленные книги, т. к. художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического развития детей.









Игровой центр.
В игровой зоне размещены разнообразные игры для детей с учётом возраста и гендерного воспитания.









Центр развивающих игр.
Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.








Центр воды и песка.
«Центр воды и песка» в нашей группе помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогаем им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию (формование из песка).




Подвесные модули.
Маленькие дети не умеют скучать, им требуется постоянно чем-то заниматься: что-то рассматривать, трогать, наблюдать - это для них такое же действие, как бегать, прыгать, играть. Поэтому, наличие в помещении подвесных фигурок, бабочек, птиц, звёздочек, создают атмосферу, в которой постоянно что-то меняется и движется. Очень полезным с точки зрения эстетики и психологии является цветовой каскад. В нашей групповой комнате множество таких каскадов.






Центр творчества.
Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. В оформлении приёмной всегда найдётся место для работ детей, их творчества. Очень красочно оформлена выставка, где мы размещаем рисунки и аппликации детей. В центре творчества постоянно что-то меняется в зависимости от лексических тем, осваиваемых техник.


МБОУ ЦО № 18 учебный корпус «Росток»

Проект на тему:

Развивающая предметно-пространственная среда

Подготовила: воспитатель Куликова Ю.В.

г. Тула, 2017 г.

1. Цель проекта

2. Задачи проекта

3. Актуальность проекта

4. Характеристика противоречий

5. Теоретические основы проекта

6. Принципы методической разработки

7. Участники реализации проекта

8. Характеристика деятельности педагогов и родителей детей в созданной предметно-развивающей среде

9. Новизна проекта

11. План-схема группы (помещения)

12. Планируемые результаты и перспективы совершенствования

Следя за детьми, в конечном счете, мы видим,

что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды...”

Л.С.Выготский

1. Цель проекта

Целью проекта является организация и обновление развивающей предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с ФГОС ДО, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.

2. Задачи проекта

Задачами проекта являются:

    проанализировать современные требования к организации развивающей предметно-пространственной среды, изучив психолого-педагогическую литературу и методические рекомендации;

    внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, с учетом возрастных особенностей детей;

    приобщить родителей к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере группы.

3. Актуальность проекта

Актуальность проекта:знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития.

Вопрос преобразования развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально . Это связано с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 сентября 2013 года, введении в дошкольное образование ФГОС ДО с 01.01.2014 года.

В связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации уделяют особое внимание к организации и обновлению развивающей среды ребенка.

Для гармоничного развития детей дошкольного возраста, необходимо изменить традиционные способы организации развивающей предметно-пространственной среды, которая способна обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности его актуального и ближайшего развития, построить предметную среду с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком , при этом необходимо, чтобы она выглядела эстетично.

4. Характеристика противоречий

Необходимо помнить, что развивающая среда не может быть построена окончательно, «завтра» она уже перестанет стимулировать развитие, а «послезавтра» – тормозить его. Таким образом окружение ребенка требует постоянных изменений, среда должна «расти» вместе с ребенком; более того, обстановку должен менять сам ребенок, подстраивая ее под себя.

Некоторые центры развития расположены стационарно, другие рассредоточены по группе. Более сконцентрирован игровой центр, хотя игровая деятельность может осуществляться и в других центрах.

5. Теоретические основы проекта

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения часть целостной образовательной среды дошкольной организации, которая рассматривается как система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика, для овладения культурными способами деятельности, с ориентацией на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

В соответствии с ФГОС ДО и Основной образовательной программой ДОУ развивающая предметно-пространственная среда (РППС) группы создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка, его позитивной социализации, всестороннего личностного развития ребенка, развития инициативы и творческих способностей.

Для выполнения этих задач РППС должна быть:

- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности;

- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

6. Принципы методической разработки

При построении развивающей предметно – пространственной среды группы должны учитываться следующие принципы:

1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2. принцип активности, самостоятельности, творчества;

3. принцип стабильности, динамичности;

4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7. принцип открытости – закрытости;

8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов (концепция В.А. Петровского) дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности, учёта его склонностей, уровня креативности.

Принципы оснащения РППС адресуют те основные виды деятельности, на которые направлено приобретение опыта детьми в пяти образовательных областях, и в том числе типы и виды средств оснащения, позволяя таким образом адаптировать РППС под конкретные задачи ДОО. Виды игровых средств, входящих в состав перечня, разнообразны и создают необходимые условия для деятельности, общения, взаимодействия и сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками, обеспечивающие успешное решение развивающих задач для всех образовательных областей: коммуникативно-личностного развития, познавательного, речевого развития, художественно-эстетического и физического развития.

Направление образовательных областей с учетом взаимодополнения и с учётом требований ФГОС ДО

Социально-коммуника-тивное развитие

Познава-тельное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей

Знакомство с миром природы и формирование экологического сознания

Развитие словаря

Формирование и развитие эстетического восприятия мира природы

Приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности

Воспитание звуковой культуры

Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира

Знакомство с социальным миром

Развитие связной речи

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Формирование элементарного осознания явлений языка и речи

Формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства

Развитие трудовой деятельности

Развитие элементарных математических представлений

Формирование грамматического строя речи

Становление ценностей здорового образа жизни

Патриотическое воспитание

Воспитание любви и интереса к художественному слову

Художественная и изобразительная деятельность

При организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:

1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.

2. Организация центров активности на основе интеграции содержания и видов деятельности по пяти областям ФГОС ДО.

3. Реализации принципа активности через создание пространственной среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

7. Участники реализации проекта

Участниками реализации проекта являются педагоги, дети и родители.

8. Характеристика деятельности педагогов и родителей детей в созданной предметно-развивающей среде

Обновление содержания предметной среды в группе влечет за собой расширение и разнообразие деятельности педагогов и детей . Продуманный интерьер групповой комнаты, выдержанный по цветовой гамме, положительно влияет на настроение и детей и взрослых. Воспитанники с интересом знакомятся с новым оборудованием, пробуют свои силы в той или иной деятельности . Окружающая среда позволяет им выбирать занятия по интересам, а воспитателю – направлять детскую деятельность . Создавая различные зоны и уголки, педагог предлагает дошкольникам заняться любимым делом (рисованием, конструированием, исследовательской деятельностью , реализуя тем самым потенциал развития , а также потребность в признании и самовыражении. Наблюдая за детьми, педагог получает много интересной и ценной информации. Это помогает ему вдумчиво и рационально организовывать и корректировать пространство группы в дальнейшем..

При организации РППС педагог активно взаимодействовала с родителями воспитанников, используя информационно-коммуникационную форму работы сними. Были проведены собрания и консультации с родителями, где педагог периодически общалась с родителями, обсуждались различные вопросы, касающиеся организации РППС.

И, как результат проделанной работы , педагог отмечает, что у родителей появился интерес к жизни детского сада, они активно откликаются на предложения воспитателя в создании условий для развития детей.

9. Новизна проекта

Новизна проектазаключается в разработке и создании оригинальной современной предметно-развивающей среды в условиях конкретной группы ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и быть конкурентно способным на рынке образовательных услуг.

Группа состоит из следующих помещений:

I – приемная;

II – групповая;

III – спальная комната.

«Социально-коммуникативное»

Центры

(№ на схеме)

Наполнение

Задачи по ФГОС

Приемная группы

«Уголок именинника»

1

Картинки с временами года и именами детей, у которых будет день рождение именно в этот период.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

«Уголок информации»

2

Стенд для информации, папка передвижка по временам года, эстетично оформленные папки («Паспорт группы», «Медицинская информация», «Консультации для родителей»).

Стена творчества «Солнечные фантазии»

3

На стене подставки для размещения детских художественных работ, трехуровневая подставка для детских поделок.

Групповое пространство

Центр

«Сюжетно-ролевых игр»

4

Игровой материал помещен в коробки с картинками обозначающими, что в них (посудка, одежда для кукол). Парикмахерская, кухня, диванчик, куклы. В центре закреплена полка с тематическими куклами (повар, стюардесса, врач, строитель), оформленная. Рядом с каждой куклой флажок, с картинкой данной куклы и стихами о данной профессии. Также на полке расположен макет кукольной комнаты. По краю полки ажурная занавеска в сочетании со скатертью на маленьком столике.

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

Центр «Безопасности»

5

Безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарная безопасность. Шкаф с машинками, с фуражкой, жилеткой и жезлом полицейского, макет с разметкой улиц и дорог. В углу полки с информацией о безопасности, буклет с дорожными знаками, макет дороги со светофорами, дидактические игры.

«Уголок ряженья и уединения»

6

Шкаф с тематическими костюмами, коробка с тряпочками. На стене композиция из разноцветных тряпочек, которые дети могут перебирать. Подушка (ребенок может прилечь на коврик отдохнуть).

«Уголок настроения»

7

На стене «Автобус» с фотографиями детей, картинки солнышек, выражающие разные эмоции. Макет пешеходного перехода «Детям знать положено» с героями из мультфильмов.

Направление образовательной области

«Речевое развитие»

Центр

«Мир книги»

8

Полка, на ней книги с художественными произведениями детских писателей, сказками, столик и два стульчика для чтения, дидактические игры по развитию речи, серии картинок и иллюстраций для установления последовательности событий и т.д.

Овладение речью как средством общения и культуры

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Обогащение активного словаря

Развитие речевого творчества

«Центр театрализованных игр»

9

Различные виды театра (кукольный, теневой, настольный, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, зеркало на стене, яркий театральный занавес.

Направление образовательной области

«Познавательное развитие»

Центр «Экологии»

10

Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Природный материал: шишки, ракушки, муляжи овощей и фруктов, насекомых и т. д. Коробка с животными. Важным составляющим уголка природы является календарь природы с картинками «Времена года». Оформлены макеты (лес и ферма).

Формирование познавательных действий, становление сознания

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов в окружающем мире, материале, пространстве и времени и др.

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках

Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов

«Уголок опытно-экспериментальной деятельности»

11

В пластиковых контейнерах коллекция различных материалов (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). Материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, часы и т. д. Книги и буклеты про опыты.

«Нравственно-патриотический уголок»

12

На стене помещена государственная символика родного города и России, президент и гимн. В нем находятся пособия и иллюстрационный материалы, отражающие многонациональность нашей Родины, карта нашей страны. Макет русской избы, тряпичная кукла, информация о тряпичных куклах, самовар, тульские пряники, конфеты и наборы открыток «Тульские музеи».

«Строительный» (конструктивный) центр»

13

Конструкторы различного вида крупные и мелкие (пластмассовые и деревянные). Каски строителя, набор для ремонтных работ, буклет с образцами построек. Игровой материал помещен в коробки с картинками обозначающими, что в них. Коробка с игрушками заместителями.

«Уголок информационно-образовательных технологий»

14

Мини-бук, который используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций, Подобрана гимнастика для глаз, во время занятий.

Направление образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

«Центр творческой активности»

15

Материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, тематические альбомы «Народные промыслы», краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Столик со стульчиками, чтобы детям удобно было работать.

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (музыкального, изобразительного)

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и пр.)

Становление эстетического отношения к окружающему миру

«Музыкальный уголок»

16

Пианино, магнитофон, музыкальные инструменты (барабан, трещотки, гармошки, дудочки, металлофон и т.д.). Подобрана картотека музыкально-дидактических игр, расслабляющей музыки, сказок, веселой музыки для зарядки.

«Мини-музеи «Филимоновская игрушка»»

17

Мини-музей «Филимоновская игрушка» (глиняные фигурки и свистульки, книги, информация, фотографии, раскраски и трафареты)

Направление образовательной области

«Физическое развитие» (Приложение №6)

Центр «Если хочешь быть здоров!»

18

Спортивное оборудование: гимнастическая лестница и кольца, маты, скакалки, обручи, флажки, мячи, кегли, боулинг, разноцветные мешочки с крупой (носить на голове). На стене игра-метание дротиков, картинки с информацией, какие бывают виды спорта.

Развитие различных физических качеств

Правильное выполнение основных движений

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

12. Планируемые результаты реализации проекта и перспективы совершенствования

Планируемые результаты реализации проекта:

    повышение психолого-педагогической компетентности педагога в вопросах формирования и использования развивающей предметно-пространственной среды;

    преобразование пространства группы в соответствии с возрастными особенностями и требованиями ФГОС ДО и с внедрением новых подходов к организации среды группы;

    позитивное отношение родителей к вопросам создания развивающей предметно-пространственной среды в группе;

    обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка;

    создаст творческую атмосферу в работе педагогов;

    будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Перспективы совершенствования РППС: поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Считаю, что представленную модель можно усовершенствовать за счет включения в образовательное пространство группы интерактивного оборудования. Например, интерактивный стол, интерактивная доска, набор игровых планшетов или интерактивная песочница значительно расширили бы возможности включения детей в различные виды деятельности.