Развиваем мелкую моторику у детей - повышаем интеллект

Современные родители начинают заниматься развитием ребёнка буквально с первых дней его жизни. Педиатры и психологи рекомендуют уделять особое внимание мелкой моторике, так как она напрямую связана с формированием речи. Производители игрушек давно подхватили эту идею и воплотили её в жизнь, выпуская многочисленные развивающие игрушки. Но многие из них можно сделать своими руками.

Почему нужно развивать мелкую моторику

Многие знают о необходимости развития мелкой моторики детей с раннего возраста. Однако не все понимают, для чего это нужно и что представляют собой такие занятия.

Мелкой моторикой называется способность выполнять точные действия кистями рук и пальцами. Она скоординирована работой нервной, мышечной, костной и зрительной систем. Её развитие начинается в первые месяцы жизни ребёнка с разглядывания собственных пальчиков и ручек. Затем малыш постепенно учится овладевать ими, беря игрушки. Моторные навыки положительно сказываются на ловкости рук, формировании будущего почерка у школьника, на скорости реакции.

Установлено, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от степени сформированности движений пальцев рук. В мозге человека центры, ответственные за речь и моторные навыки, расположены рядом. Таким образом, при стимулировании одного участка активизируется и другой.

Игрушки своими руками для развития мелкой моторики у детей

Полки детских магазинов предлагают широкий ассортимент развивающих пособий. Не секрет, что их стоимость достаточно высока. Для заинтересованных мам не составит труда сделать игрушки для мелкой моторики своими руками. А главной останется уникальность - ведь они будут выполнены с огромной нежностью.

Сенсорные мешочки

Сшить сенсорные мешочки своими руками совсем несложно. Понадобится плотная ткань разных расцветок и фактур и наполнитель, в качестве которого можно использовать:

  • макароны (спиральки, ракушки, бантики, трубочки);
  • крупы (пшено, гречка, перловка, рис, овёс);
  • муку и крахмал;
  • бобовые (фасоль, горох, соя, бобы, кукуруза);
  • конфетки;
  • орехи;
  • природные материалы (жёлуди, каштаны, ракушки, камешки);
  • ластики разных форм;
  • вату или синтепон;
  • пуговицы и бусины.

Макаронные изделия разных размеров и форм - оригинальный и безопасный наполнитель для сенсорных мешочков

Правила безопасности

Природные материалы перед использованием нужно промыть и тщательно высушить, а игрушки с пищевыми продуктами обязательно хранить в сухом месте - макароны и крупы боятся влаги. Мешочки должны быть сшиты или завязаны таким образом, чтобы малыш не при каких обстоятельствах не смог достать их содержимое.

Видео: как сделать сенсорные подушечки своими руками

Фотогалерея: самодельные сенсорные мешочки

Такие мешочки легко сделать самостоятельно даже без швейной машины Наполнитель можно вложить не только в ткань: для этого подойдут плотные воздушные шары Тактильное восприятие можно развивать не только с помощью наполнителя, но и используя ткани разных фактур Мешочки могут быть разных цветов и размеров

Сенсорный кубик

Такая игрушка представляет собой куб, на гранях которого расположены объёмные предметы разных форм и оттенков или аппликации из всевозможных материалов.

Сенсорный кубик стимулирует малыша совершать разные действия: тянуть, трогать, дёргать, перебирать пальчиками

Как сделать куб для развития мелкой моторики

Для того чтобы сделать сенсорный кубик своими руками, понадобятся:

  • небольшие кусочки ткани разных фактур и цветов;
  • синтепон или поролон в качестве наполнителя;
  • флизелин;
  • декоративные элементы (пуговицы, ленточки, верёвочки, колечки, остатки ткани, термонаклейки);
  • нитки;
  • утюг;
  • швейная машина.

Из лоскутков ткани (это могут быть хлопок, шёлк, бархат и другие) нужно вырезать 6 квадратов с одинаковыми по размеру гранями.

Лучше, если все грани кубика будут сделаны из разных по фактуре и цвету тканей

Из флизелина нужно вырезать квадраты со стороной на 1–1,5 см меньше, чем из ткани. Флизелиновые заготовки накладываются на тканевые и проглаживаются утюгом - обе детали склеятся, получат жёсткую структуру и будут хорошо держать форму.

Флизелиновая основа придаст заготовкам прочность и жёсткость

Каждый квадрат оформляется в соответствии с идеей: это могут быть фигурки зверей и птиц, геометрические фигуры из меха или фетра, термонаклейки, пуговицы, замочки и многое другое.

На каждую грань кубика пришиваются декоративные элементы

Когда оформление закончено, нужно сшить 4 квадрата в одну полоску.

Четыре грани куба сшиваются в одну линию

К одному из квадратов сверху и снизу пришиваются две оставшиеся заготовки.

К одному из квадратов с разных сторон пришиваются оставшиеся грани

Швы делаются по контуру флизелиновых граней, после чего закрепляются. Далее, развёртка сшивается таким образом, чтобы получился кубик.

Все грани сшиваются таким образом, чтобы получился кубик

На последней грани в уголке нужно оставить небольшое отверстие и через него аккуратно вывернуть кубик. Игрушка наполняется поролоном или синтепоном и прошивается потайным швом. Вместе с наполнителем в кубик также можно поместить шуршащую бумагу или колокольчик.

Каждая грань сенсорного кубика оформлена по-своему и вызывает разные тактильные ощущения

Видео: как сделать развивающий кубик своими руками

Тактильная подушка

Сенсорные (тактильные) подушки подходят для малышей от 2–3 месяцев до 3 лет. Всё зависит от набора тех элементов, которые на неё помещены. Для самых маленьких подойдёт небольшое количество простых материалов. Перед тем как давать такую игрушку ребёнку, нужно убедиться, что все элементы прочно закреплены: если кроха потянет один из них в рот, он не должен оторваться.

Для детей от 1 года можно подобрать и пришить более разнообразные и сложные развивающие предметы: замочки-молнии, пуговки, шнуровки, липучки, бантики и верёвочки, которые можно завязывать и дёргать. Сделать такую игрушку можно, используя уже готовую подушку и сшив для неё наволочку с декоративными элементами.

Фотогалерея: сенсорные подушки разных форм

Такая подушка подойдет малышам с 2–3 месяцев. Для изображения на каждом из квадратов можно использовать разную по фактуре ткань Такая подушка подойдет для детей от 1 года. На ней представлены более сложные элементы: пуговицы, ленточки, бантики, липучки, замочек Такая черепашка имеет несколько граней, на каждой из которых помещены разные развивающие элементы: карабин, шнуровка, пуговицы. Она подойдёт детям от двух лет

Подушка для развития мелкой моторики своими руками

Сшить такую подушку можно дома.

Игрушка-самоделка принесёт много радостных минут и маме, и малышу

Для её изготовления понадобятся:

  • ткань - зелёная (53×30 см) и голубая (83×20 см);
  • флизелин (53×50 см);
  • ткань для задней стороны (50×55 см);
  • фетр разных цветов и нитки мулине в тон;
  • молния длиной 50 см;
  • липучка, пуговки, тесьма, ленточки, шляпная резинка;
  • ватман, бумага, карандаш;
  • ножницы;
  • нитки, иголки и булавки для шитья;
  • подушка 45×50 см.

Перед тем как приступить к шитью, нужно сделать эскиз будущей подушки в натуральную величину. Для этого можно использовать трафареты.

Эскиз, выполненный на бумаге, должен быть в натуральную величину

Ткань голубого цвета разрезается на две полоски (первая - 30×20 см для кармашка, вторая - 53×20 см для основы). Кусок зелёной ткани и голубой лоскут, заготовленный для основы, по размерам дублируются флизелином. Отрез для кармашка складывается пополам.

Из голубой ткани будет выполнена часть основы, а также кармашек

Из жёлтого фетра и лент соединяется солнышко: круг диаметром 10 см и 7–8 полосок по 10 см в длину каждая.

Из жёлтого фетра и лент делается солнышко

Фетровое солнышко со сложенными пополам лучами-лентами крепится булавками к голубой ткани, приготовленной для кармашка.

Лучи выкладываются и крепятся булавками в виде петелек

Детали сшиваются на швейной машине или вручную маленькими аккуратными стежками.

С помощью машинного шва солнышко пришивается к заготовке-кармашку

Элементы основной части (голубой и зелёной) и кармашка соединяются вместе.

Основа из зелёной ткани располагается снизу, из голубой - сверху. В верхний левый угол прикладывается кармашек с солнышком

Затем соединяются булавками основа и подложки из флизелина, после чего сшиваются.

Основа соединяется с флизелином и сшивается

Из фетра вырезаются элементы с нарисованного эскиза.

«Фетровые волны» соединяются между собой. Для каждой рыбки нужно две детали (можно разного цвета) и резинка длиной 10–15 см

Резинки с завязанными на кончиках узелками помещаются между элементами рыбок и сшиваются. Волны выкладываются на основу (отступив от краёв 1–1,5 см для припусков на швы).

Волны и рыбки прикладываются к основе

Разноцветные рыбки помещаются между волнами и фиксируются. Элементы реки сшиваются сначала внизу, потом по всему периметру.

Рыбки помещаются между волнами

Следующий элемент - дерево. Для каждого из них нужно две заготовки кроны, один ствол и несколько яблок или груш. Детали сшиваются между собой, при этом фрукты располагаются внутри между двумя кронами, а ствол остаётся сверху.

Фрукты прячутся внутри дерева, чтобы у малыша была возможность их найти

Заготовка для железной дороги делается из серого фетра. Её размер 53х5 см.

Полоску из серого фетра нужно сложить пополам и вырезать поперёк небольшие полоски, не доходя 5 мм до края

Железная дорога помещается на зелёную полянку, на которой уже есть река и деревья.

Все детали пришиваются к основе

Для изготовления паровоза и вагончика также понадобится по два элемента. Лицевые детали оформляются с помощью фетра разных расцветок (колёса, окошки, труба). Детали сшиваются сверху. На задний край паровозика крепится небольшая пуговица, а на вагончик - маленькая петля из ленточки. Через незашитый край продевается тесёмка длиной 50 см, на концах которой завязываются узелки. Конструкция располагается на железной дороге и фиксируется.

Между лицевой и изнаночной деталями паровозика продевается тесьма, благодаря которой поезд сможет ездить

Из голубого фетра делаются облака - также по два элемента. Через них, как сквозь паровозик, пропускается тесьма, концы которой пришиваются к голубой части основы.

Благодаря тесьме облака смогут плыть по небу

Из фетра разных цветов вырезаются цветочки, для серединки которых используется липучка, и помещаются на зелёную полянку рядом с речкой. Шов делается по краю липучки, а лепестки остаются свободными.

Цветы пришиваются к основе по периметру серидинки-липучки, лепестки остаются свободными

По примеру рыбок делаются бабочка и пчела. На обратную сторону каждой фигурки пришиваются липучка - так насекомые смогут садиться на цветы.

Пчела и бабочка делаются по такому же принципу, что и рыбки, только к их обратной стороне пришивается липучка

В середину куска ткани, которая была выбрана для задней стороны наволочки, вшивается замок.

К задней части наволочки пришивается замок-молния

Передняя и задняя части наволочки складываются лицевыми сторонами внутрь и сшиваются по периметру, оставляя припуски на швы (1–1,5 см с каждой стороны).

Припуски на швы можно обработать на оверлоке или прошить зигзагом

По желанию можно сделать фигурки зверей, которые будут кататься в поезде. Мордочки им можно нарисовать маркером.

В паровозик можно поместить пассажиров - например, зайчика и мишку

Наволочка готова. Малыш может играть с ней, помещая зверей в вагончик, катая поезд по рельсам, сажая насекомых на цветы, ища фрукты на деревьях.

Тестопластика

Эффективно способствует развитию двигательной способности пальчиков лепка. Пластилин, с которым все родители знакомы с детства, давать годовалому малышу опасно, ведь он всё пробует на вкус. На помощь приходит обыкновенное тесто. Его можно самостоятельно приготовить из безопасных компонентов.

Рецепт теста для лепки

Для него понадобятся соль мелкого помола и вода (по одной части), мука (2 части).

  1. Соединить соль и муку в глубокой чаше, добавить воду.
  2. Хорошо перемешать.
  3. Вымесить массу до консистенции мягкого пластилина.

Если после приготовления тесто прилипает к рукам, можно добавить к нему соль и муку (соблюдая пропорцию). В случае получения крошливой текстуры, достаточно увеличить количество воды.
Если малыш любит лепить, можно сразу сделать много теста. Хранить его нужно в холодильнике, отщипывая «рабочие» кусочки по мере надобности. Но долго хранить такой материал не следует - со временем тесто теряет эластичность. Для детей постарше можно в процессе приготовления добавить пищевой краситель. После высыхания фигурки из теста становятся твёрдыми и прочными. Их можно раскрашивать и использовать для игр.

Фотогалерея: фигурки из теста, сделанного своими руками

Слепить такую корзину можно вместе с малышом - это увлекательное, творческое и полезное занятие
Из теста можно слепить фигурки любимых животных ребёнка Высохшие поделки можно раскрашивать акриловыми красками Из фигурок можно составлять целые картины и использовать их для оформления детской комнаты

Разборные элементы

Очень хорошо развивает моторику игра с мелкими деталями.

Пальтишки из фетра

Все крупные детали на таких образцах (карманы, рукава и даже воротник) съёмные. Ребёнок сам сможет создавать интересные модели, комбинируя цвета. Такие игрушки подойдут для малышей с двух лет.

У этих разноцветных маленьких пальто все детали съёмные - их можно менять местами и комбинировать

Когда малыш начнёт проявлять интерес к цифрам, можно предложить ему математические шнурочки. Они не только хорошо развивают мелкую моторику, но и помогают выучить счёт.

Оригинальные шнурочки с бусинками помогут малышу научиться считать

Видео: дидактические игры со шурками

Шнуровка

Такие приспособления отлично подходят для совершенствования двигательной активности пальчиков и ручек. Ведь разноцветную верёвочку нужно не просто взять - она должна попасть в маленькое отверстие.

Простую шнуровку можно сделать из любой безопасной поверхности: деревянной дощечки, пластиковой крышки или обычного плотного картона. На них с помощью нагретой на свечке отвёртки или шилом нужно в произвольном порядке проделать отверстия диаметром 5 мм.

Для самодельной шнуровки подойдёт обычная пластмассовая баночка или крышка

Ещё более простой способ занять ребёнка шнуровкой - использовать дуршлаг.

Для шнуровки можно использовать обыкновенный дуршлаг, просто добавив к нему несколько разноцветных шнурков

Более сложные шнуровки можно выполнить в виде любых форм. Для этого понадобится чуть больше времени, фантазии и материала.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 10 минут

А А

В последние годы многие мамы сталкиваются с проблемой «слабых пальцев» у малышей. Задержка моторного развития, увы, перестала быть редкостью: современные дети с трудом овладевают навыками расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и проч. Как следствие – адаптационные проблемы в детском саду. Важно своевременно начинать упражнения для развития мелкой моторики, чтобы подготовить чадо к социальной жизни.

Впрочем, поводов для таких тренировок гораздо больше, чем кажется…

Польза развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста – для чего это необходимо?

3-4 десятилетия назад детским рукам не были знакомы планшеты и прочие гаджеты, которые сегодня заменяют им не только нянь, но и иногда и мам с папами. Детские руки были заняты перебиранием гречки в банке с фасолью, стиркой носовых платочков, нанизыванием сушек на веревочки, сборкой деревянных пирамидок, вышиванием — и прочими, казалось бы, бесполезными, но крайне эффективными занятиями.

Логичным следствием технологического прогресса стало отставание детей в развитии. Одна из граней этого отставания – мелкая моторика, развитие которой малышам до 3 лет крайне необходимо.

Почему оно столь важно?

  • Мелкая моторика тесно связана с нервной системой , имеет прямое отношение к памяти ребенка, к его вниманию и зрению, в восприятию. Развивая мелкую моторику, вы развиваете не только его пальцы.
  • Стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры , которые расположены весьма близко. Формируя навыки мелкой моторики, вы влияете на почерк ребенка, его речь, скорость реакции, и проч.
  • По уровню развития мелкой моторики можно говорить (прим. — как об одном из показателей) о психическом развитии ребенка , о его .
  • Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане .

Видео: Мелкая моторика у детей. Развитие мелкой моторики

Как заниматься с ребенком 1-3 развитием мелкой моторики, чтобы занятия были интересными и эффективными?

Каждый ребенок индивидуален, и у каждого – свои ступеньки развития.

Но, в целом, календарь развития изучаемой нами сейчас мелкой моторики выглядит следующим образом:

  • С рождения до 4 месяцев: малыш тянется к предметам, но сжимает игрушки, скорее, на уровне рефлекса. Сознательно ухватить игрушку он пока не может, да и предпочтений – правой или левой рукой – тоже пока нет.
  • С 4 до 12 месяцев: может переложить игрушку из одной руки в другую, перевернуть страницу книги, взять пальцами бусину.
  • 12-24 месяца: уверенно «пользуется» пальцами, особенно указательным. Пытается рисовать – уже может выводить кружки, первые линии, точки. В этом возрасте проявляются правши и левши – ребенок выбирает, какой именно рукой удобнее рисовать, кушать и проч.
  • 2-3 годика: ребенку уже вполне по силам держать ножницы и пытаться резать бумагу. Постепенно меняется стиль рисования, и нарисованные фигуры становятся более-менее осознанными.
  • 3-4 годика. Ребенок рисует уже осознанно, карандаш держит уверенно (хотя и не всегда правильно), способен резать бумаги по начерченной самостоятельно линии. С доминантной рукой малыш к этому времени уже успел определиться, но в играх пользуется ими обеими.

Когда начинать и сколько заниматься?

Старт «тренировок» по мелкой моторике у всех свой, но специалисты считают, что идеальный возраст – 8 месяцев, когда пальчики уже к таким упражнениям готовы.

Впрочем, до этого возраста можно применять:

  1. Пассивную гимнастику. То есть, массаж подушечек пальцев.
  2. Слингобусы. Или, как еще их называют, мамабусы или бусы кормительные. Подобный яркий аксессуар мама надевает на шею во время кормления малыша, как только у него просыпается желание что-нибудь щупать и крутить пальцами во время еды.
  3. Вкладывать в руки игрушки из разнофактурных материалов – выпуклых, шершавых, пушистых, гладких и проч.

Учитывая, что все тренировки (начиная с 8 месяцев) проходят через игру, время занятий ограничивается только занятостью мамы и здравым смыслом.

Среднее время занятия (рекомендуются именно ежедневные занятия) – 30-60 минут, в зависимости от возраста. Для малыша 8-12 месяцев будет достаточно 10-15-минутного занятия, для ребеночка постарше время занятий увеличиваем, соответственно его увлеченности.

Важно:

Чем больше будет использовано методов для тренировки мелкой моторики, тем занятия будут эффективнее.

Основные правила для родителей:

  • Начинайте занятия как можно раньше и придерживайтесь регулярности тренировок.
  • Старайтесь начинать упражнения с массажа кистей рук и пальцев.
  • Чтобы увлечь ребенка, совмещайте упражнения с игрой.
  • В комплексе упражнений важно использовать схему, предполагающую сжатие/напряжение кистей, их расслабление и растяжение.
  • Упражнения должны соответствовать возрасту крохи и уровню его физического развития.
  • Пока малыш не научится совершать те или иные движения самостоятельно, маме придется помогать ему фиксировать необходимое положение пальчиков, выполнять сами движение, правильно их совершать.
  • Начинайте с самых простых упражнений, переход к сложным должен быть постепенным.
  • Способствуйте творческому развитию малыша – поощряйте его желание самостоятельно придумать новые упражнения.
  • Прекращайте упражнения, если малыш устал или капризничает. И не забывайте хвалить свое чадо за успехи.
  • Позволяйте ребенку делать самостоятельно все, что он может сделать самостоятельно – от самообслуживания до хозяйственных дел. Даже, если придется ждать и потом убирать за ребенком.
  • Постоянно ищите новые игры и упражнения. Если кроха уже освоил простые движения, сразу переходите к другим – более сложным.

Видео: Мелкая моторика — лучшие игрушки на 2 года

5 лучших игрушек для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста – что выбрать в магазине?

В том разнообразии игрушек для мелкой моторики, что сегодня представлено в детских российских магазинов, можно легко потеряться.

Какие игрушки признаны самыми эффективными? Что именно купить?

Вашему вниманию – 5 самых полезных игрушек для тренировки мелкой моторики:

  1. Мозаика. Все прекрасно осведомлены о пользе этой игрушки, как для развития мелкой моторики, так и для развития речи. Выбор мозаики поистине огромен – и напольные, и «советские» на ножках, и на магнитах, и проч. Начиная с годика, карапузу можно выбирать мозаику с крупными деталями и большой основой, а потом переходить к более сложным игрушкам.
  2. Бизиборды . Такие игровые доски, снабженные рычажками, кнопками, рамками, ключиками, шнуровками и прочими интересными деталями, не только займут карапуза на долгое время, но и станут отличным тренажером для пальчиков, мышления, ловкости рук и проч. Идеальный возраст для такой игрушки – с 10-ти месяцев. Естественно, оставлять ребенка одного с игрушкой нельзя. Кроме того, важно проверять надежность креплений. .
  3. Сортеры (прим. – вкладыши, рамки и проч.). Игрушка предполагает вкладывание определенных форм в соответствующие отверстия. В магазинах представлены сортеры-машинки, кубики, пазлы, и проч. Первооткрывателем сортеров считается Мария Монтессори. Задача малыша – сравнить отверстие в рамке/кубике по форме и размеру с деталями, которые и нужно вложить в отверстия или рамку. Естественно, выбирать игрушку нужно по возрасту. Развивать кроху с помощью сортера можно начинать с 1-2 лет.
  4. Шнуровка. Полезная игрушка, которую можно сделать самостоятельно или купить уже готовую. Шнуровка способствует усидчивости, развитию глазомера и мелкой моторики, гибкости кисти, а также развивает речь и гарантирует (при постоянных занятиях) отсутствие проблем уже в школе – с письмом. С 1-1,5 лет можно уже предложить карапузику простую шнуровку. Естественно, ребенку будет скучно плести косички в год от роду, поэтому важно придумать ряд игр со шнуровкой, чтобы заинтересовать чадо.
  5. Пальчиковый театр. В эту игру ребенка не придется «затаскивать силой». Пальчиковый театр любим всеми малышами без исключения. Для самых маленьких можно включать в тренировки игры вроде «Сорока-ворона» и «Коза рогата», а потом, по мере взросления, придумывать вместе с ребенком целые спектакли в 4 руки. При отсутствии средств персонажей, которых нужно надевать на пальцы, можно сделать из бумаги или сшить/связать.

Также в список наиболее эффективных игрушек для мелкой моторики можно включить конструкторы, классические пирамидки и фактурные погремушки, мягкие книжки и кубики, объемные пазлы и матрешки.

Видео: Развитие мелкой моторики — развивающие игры для детей


15 лучших игр и упражнений для развития мелкой моторики детей от 1 до 3 лет – полезные занятия в домашних условиях

Игр и упражнений для тренировки мелкой моторики игр можно придумать огромное множество – причем, из подручных средств, без вложений и даже не сходя с места.

Среди самых эффективных методов можно отметить следующие:

  • Занимаемся лепкой . Какой материал использовать – не имеет значения. Важен именно процесс! Глина, пластика и пластилин, даже обычное тесто – все подойдет. Если карапуз уже подрос, можно научить его работать на небольшом (детском) гончарном круге.
  • Домашняя песочница . Да, уборки прибавится. Но восторг ребенка, а также эффект, который обеспечивается подобной игрой, перевешивает все мелкие неприятности. Варианты: кинетический песок, примитивный вариант мини-песочницы в комнате (под присмотром, конечно), лепка куличиков, игрушки из воздушных шариков, набитые песком (можно также набивать мукой, но строго следите за целостностью игрушки), а также творческие наборы для рисования цветным песком и рисование песком на стекле (с подсветкой).
  • Изготовление коллажей и поделок . Естественно, с вырезанием деталей, составлением узоров и аппликаций.
  • Создание поделок из природных материалов . Собираем на улице желуди, веточки, ягоды и шишки, а дома создает настоящие лесные шедевры.
  • Прививаем нужные навыки и развиваем пальчики : расстегиваем и застегиваем пуговки, расстегиваем молнии, развязываем шнуровку, цепляем крючки, щелкаем кнопочки и проч. Можно сделать панель на плотной основе с подобными развлечениями и заниматься вместе с ребенком. Не забудьте добавить яркости и любимых героев малыша на основу, чтобы было веселее играть.
  • Играем в Золушку . Смешиваем гречку с фасолью и рисом. Задача – выудить всю фасоль из тарелки (банки).
  • Кот в мешке . Эту игру дети обожают, но возрастная планка начинается от 3 лет. Складываем в мешочек несколько небольших предметов разной формы и фактуры. Задача малыша – засунуть руку, ухватить предмет и угадать на ощупь, что именно в его руке.
  • Конструктор . Выбирайте любой конструктор, соответственно возрасту чада. Любой будет хорош! От больших мягких кубиков до мелкого лего, если по возрасту его уже можно использовать. Стройте замки, крепости и дворцы принцесс, школы и больницы, и проч. Обязательно – с играми и мини-спектаклями (ребенка нужно учить играть, просто собрать конструктор – мало!).
  • Делаем бусы ! Неважно – из чего. Используйте, что есть под рукой – сушки, макароны, крышки от бутылок, большие бусины и проч. Нанизывать предметы на веревочку – весьма сложное занятие для карапуза, поэтому начинайте с самых простых вариантов. А потом можно перейти и к плетению браслетов/фенечек (лет с 4-5).
  • Плетение, вышивание, вязание . Этот способ не под силу карапузикам, но он всегда идет на пользу дошкольникам и младшим школьникам – улучшается письмо и речь, развивается творческое начало, начинают увереннее работать пальчики. Можно плести корзинки, вышивать крестиком и бисером, вязать салфеточки крючком или шарфы спицами, и проч.
  • Картины из пластилина и круп . Занятие для малышей 2-5 лет. Намазываем пластилин на пластик или картон. Лучше, если ребенок сделает это сам, ведь размазывание пластилина – тоже часть упражнения. Далее ставим несколько тарелок с разными крупами и вдавливаем горошины, фасолины, рис и прочие крупы в пластилин так, чтобы образовался простой (для начала) рисунок. Можно также использовать ракушки, камушки, бусинки.
  • Подбираем крышки к банкам . Желательно, чтобы емкости были пластиковыми и разной формы. Например, бутылочки, круглые баночки, квадратные и проч. Пусть ребенок сам определит – на какую емкость какая нужна крышка. Конечно же, надеть крышку он тоже должен самостоятельно.
  • Пересыпаем, переливаем. Насыпаем в емкость крупу. Задача малыша – пальцами (щепоткой) пересыпать крупу в другую емкость. Например, так, чтобы «рыбка спряталась под водой». Можно использовать и чайную ложку. Второй вариант: наливаем воду в емкость и ложкой переливаем ее в другую емкость, «чтобы кораблик поплыл».
  • Рвем бумажки . Игра для карапузов с 6-7 месяцев. Выдаем малышу несколько цветных бумажных листов на растерзание и демонстрируем, как именно нужно рвать бумагу на мелкие кусочки. Не давайте ребенку газеты – там используются вредные краски.
  • Коробка с сокровищами. Насыпаем в коробку множество интересных (безопасных!) предметов и выдаем ребенку на изучение. Побольше маминых и папиных «сокровищ» (баночек, часиков, резиночек и проч.).

Важно:

Не оставляйте ребенка наедине с игрушками, которые могут нанести ему вред! Помните, что любое занятие по тренировке мелкой моторики следует осуществлять только под наблюдением взрослого!

«Чтобы ваш ребенок заговорил быстрее, развивайте мелкую моторику» - твердят родителям педиатры и психологи. Почему же развитие мелкой моторики пальцев рук детей так важно? И что общего она имеет со становлением речи? Почему детям, которые не спешат радовать пап и мам первыми словами, рекомендуют развивать пальчиковую активность? Эта статья про то, как с помощью упражнений для детских рук дать толчок развитию речи малыша.

Для чего развивать мелкую моторику?

Для чего развивать мелкую моторику? Как же определить, насколько хорошо развита моторика рук крохи? Есть ли нормы, на которые необходимо ориентироваться при оценке способностей малыша?

Как правило, среди симптомов плохо развитой мелкой моторики рук двух-трехлетнего ребенка называют следующие:

  1. Неуверенно и неправильно держит ложку.
  2. С трудом собирает кубики, детали мозаики, конструктора.
  3. Не может завязать узелок, сделать аппликацию, застегнуть и расстегнуть пуговицы.

Мелкая моторика - это точные согласованные мелкие движения кистями и пальцами рук и ног. Согласованность этих движений достигается с помощью слаженной работы зрительной, мышечной, нервной и костной систем. Т.е. если ребенок любит играть с мелкими предметами, демонстрируя при этом точные движения пальцев и рук, то это является хорошим показателем развития его сенсорики. А поскольку в головном мозгу двигательные и артикуляционные центры расположены рядом, то влияние моторики на становление речи очевидно: чем активнее малыш «работает» пальчиками, играя, рисуя, завязывая, застегивая и т.д., тем быстрее он заговорит.

Эта закономерность была выявлена еще в древности, и поэтому пальчиковые игры имели большую популярность в Китае и Японии. А советские ученые В.М. Бехтерев, В.А. Антакова-Фомина, В.А. Сухомлинский и другие, изучавшие взаимосвязь двигательных импульсов пальчиков и активности головного мозга, пришли к выводу, что различные осмысленные движения пальчиков служат стимулом для интеллектуального развития крохи, а также способствуют становлению речи, развитию наблюдательности, памяти, координации, внимания и творческого мышления.

Чем развивать моторику рук?

Для развития точных мелких движений пальчиков и ручек детей лучше всего подходят следующие упражнения:

  • лепка мелких деталей из пластилина или теста;
  • застегивание и расстегивание пуговиц;
  • нанизывание бусин на шнурок, а также завязывание и развязывание узелков;
  • игры с крупами, фасолью или колотым горохом;
  • рисование, в том числе и пальчиковыми красками;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • различные массажи, поглаживания, растирания детских ладошек.

Главное в занятиях с малышом - систематичность, регулярность и доброжелательность. Эти мероприятия, направленные на коррекцию речи и улучшение моторных функций, родители могут проводить самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов. Все упражнения и гимнастики по развитию мелкой моторики детей в домашних условиях следует проводить в виде игры - тогда ребенок будет заниматься с удовольствием.

Развитие мелкой моторики до года

Развивать пальчиковую активность крохи можно уже примерно с трех месяцев, когда ваш малыш уже научился удерживать в ручках предметы. Для этого не нужно проявлять особую изобретательность: просто вкладывайте ему в ладошку разные по форме, размеру и материалу игрушки, называя при этом их свойства: мячик круглый и зеленый, ушки у зайчика длинные, медвежонок пушистый и т.д. Помимо этого можно зажимать в ручках ребенка шарики и катать их, массируя таким образом ладони. А еще можно нежно поглаживать и разминать каждый пальчик по отдельности в течение двух минут - такой массаж тоже пойдет на пользу грудничку. Кроме этого, всем известные потешки «Сорока-сорока» и «Ладушки-ладушки» также служат тренировкой для моторики ручек.

Развитие мелкой моторики от года до трех лет

Поскольку движения малыша в этот период уже довольно осмысленные и согласованные, то и тренировки рук и пальцев следует усложнить. Крохе стоит предложить разминать ручки с помощью резиновых игрушек, сминать и разрывать бумагу, перебирать крупы или мелкие бусины. После двух лет можно переходить к более сложным упражнениям: шнурованию; завязыванию и развязыванию узелков на лентах и веревочках; застегиванию и расстегиванию пуговиц; закручиванию и раскручиванию крышек на баночках.

Чтобы избежать неприятных ситуаций, дети в возрасте до трех лет должны играть с мелкими предметами только под присмотром взрослых.

Кроме этого, целесообразно собирать с крохой мозаики и конструкторы, состоящие из крупных деталей, а также лепить из пластилина, глины, теста.

Игрушки и упражнения для развития мелкой моторики

В настоящее время предлагается множество различных игрушек, направленных специально на развитие моторных функций кистей рук и пальчиков. Для младенцев и детей до года интересными станут погремушки из различных материалов: пластика, ткани и дерева, а также развивающие коврики и комплексы. Кстати, комплекс для тренировки пальчиков в виде доски (бизиборд) можно сделать и самим. На поверхность гладкой досточки прикрепляются различные предметы: разноцветные планки, пуговицы, рычаги, выключатели, резинки, шнурки, веревочки, кнопки, цепочки, диски и т.д. - в общем, все то, что может заинтересовать кроху и побудить его покрутить эти предметы, пощелкать, потрогать. Такие развивающие центры знакомят малыша с новыми звуками, формами, материалами и дают отличный стимул для развития.

После года и примерно до достижения им возраста трех лет малыш с увлечением будет играть в кубики, собирать конструкторы с крупными деталями, в том числе и мягкие, и магнитные. Также в дело пойдут и мозаики с небольшим количеством пазлов, и шнуровки, и лабиринты-серпантинки, и пластилин - в общем, стоит предложить малышу все то, что стимулирует двигательную активность пальцев и общее развитие интеллекта.

Кроме этого, можно потренировать моторику с помощью круп и фасоли: на дно миски кладется небольшая игрушка и засыпается колотым горохом, фасолью или крупой (рис, гречка, перловка). Дети, как правило, с удовольствием перебирают ее пальчиками в поисках закопанного «клада» и радуются найденной вещи.

Игры с пуговицами, различными по размеру, форме, цвету, материалу тоже являются прекрасным упражнением для развития мелкой моторики. Для начала можно предложить ребенку просто погрузить ручки в емкость с пуговицами и пошевелить пальцами, перебирая их. Затем, не вынимая рук, попробуйте «перетереть» пуговицы в ладошках, а потом - пересыпать их из одной ладони в другую. Постепенно можно усложнять задания: выкладывать пуговицами узоры или рисунок по контуру; распределять их по цвету, материалу, количеству отверстий и т.д. При этом необходимо комментировать свои действия и описывать свойства предметов: «Давай соберем все желтые пуговички. Смотри, вот эта - большая, а эта - маленькая. Эта - красная, а нам нужны желтые. Давай посчитаем, сколько пуговиц мы собрали?»

Бусы, особенно длинные, также помогут в развитии чувствительности пальчиков. Можно просто перебирать бусины, называя их свойства: круглая, большая, холодная, гладкая, белая; можно потренировать счет; можно выложить из бус контур предмета (например, змею) и попросить угадать, что у вас получилось. Кстати, отдельные бусины, как и пуговицы, можно нанизывать на веревочку - это тоже станет отличным упражнением для развития координации движений.

Лабиринты-серпантинки - игрушки для развития пальчиковых захватов. Они представляют собой несколько проволок, укрепленных на основании, по которым нужно передвигать детали различной формы и цвета. Развлекаясь с такой игрушкой, можно выучить названия геометрических фигур (кубик, колечко) и цветов.

Игры с такими привычными предметами, как бельевые прищепки, прекрасно помогут в развитии мелкой моторики. Нарисуйте на картоне круг, раскрасьте желтым и вырежьте - это солнышко. Спросите ребенка, чего не хватает? Правильный ответ - солнышку не хватает лучиков. Тут на помощь и придут прищепки: кроха должен попытаться самостоятельно прицепить на солнышко пять-шесть «лучиков».

В настоящее время очень популярными среди родителей стали так называемые «пальчиковые шаги» и неудивительно: они отлично развивают координацию и моторные функции рук. Это упражнения для пальцев ребенка, которые нужно совершать то каждой рукой по отдельности, то двумя одновременно. Такие занятия требуют сосредоточенности и внимательности, поэтому рекомендованы детям от трех лет и старше. Пособия с описанием таких упражнений можно найти в продаже, а можно сделать самим.

Даже обычные игры в песочнице помогут вашему малышу развить мелкую моторику. Хватая и пересыпая песок, ребенок тренирует тактильную чувствительность пальцев, а пытаясь орудовать лопаткой, насыпать песок в ведерко и сделать свой первый куличик, он развивает координацию движений. Научите кроху сооружать замки, дома, мосты с помощью подручных материалов: песка, палочек, камешков, листьев и травы - таким образом вы дадите толчок его творческому развитию.

Ну и пожалуй, самой хорошей гимнастикой для пальчиков малыша является лепка. Неважно, из чего вы решили лепить: пластилина, глины или соленого теста (тестопластика) - работа с любым материалом дает отличный стимул для развития крохи, так как при лепке задействованы все активные точки на ручках ребенка, связанные с головным мозгом. Помимо этого, создавая поделки, кроха раскрывает свой творческий потенциал: включает на полную мощность фантазию, на ходу придумывает, размышляет, часто комментируя свои действия вслух. В процессе лепки он учится рассчитывать силу нажатия пальчиков, чувствовать материал, с которым работает.

Для первых занятий следует взять соленое тесто - это самый мягкий и приятный материал. Позже можно приучать малыша к пластилину (предварительно размятому до очень мягкого состояния) и глине.

Развитие мелкой моторики рук нетрадиционным рисованием - довольно эффективный метод. Он включает в себя рисование пальчиками, ладошками, поролоном (вместо кисти), мелом, а также набрызги - разбрызгивание краски, набранной на кисть, по листу бумаги. Помимо этого при нетрадиционном рисовании практикуют кляксографию - способ, при котором нужно подуть через трубочку на лужицу краски, не задев ее. К методам нетрадиционного рисования относят и использование трафарета, и рисование на мокрой бумаге. При этом можно нарисовать картинки самим, а можно купить готовые раскраски для развития моторики рук.

Массаж для рук

Упражнения стоит перемежать с массажем пальчиков. Хорошо, если сеансы массажа будут проводиться не в полной тишине, а под веселые короткие стихотворения или потешки.

В возрасте от шести месяцев до года следует ограничиваться нежными поглаживаниями пальцев и ладошки крохи. Можно также легко массировать каждый палец по направлению от ногтя к его основанию, но не переусердствуйте: массаж обеих ручек не должен превышать двух-трех минут.

Когда крохе исполнится годик, массаж можно разнообразить. К вышеописанным движениям следует добавить следующие: легкими нажатиями помассируйте подушечки пальцев малыша; затем круговыми движениями указательного пальца проведите по его ладошкам. Попросите ребенка положить руки на колени ладонями вверх, после чего проведите по ним массажными щетками.

Используйте колючие резиновые мячики: они помогут вам не только в развитии моторики, но и превратят массаж в игру. Проведите мячиком по ручкам и ножкам малыша («смотри, ежик побежал»), предложите крохе покатать его в ладошках, сильно сжать в каждой руке поочередно («помнем ежику бока»), потрогать каждую «иголочку» ежика, погладить его. А в конце сеанса массажа покатайте мячик по спинке, шее, животику, пяточкам ребенка.

Развитие мелкой моторики полезно в любом возрасте, поэтому не стоит прекращать занятия по достижении малышом, например, пяти или семи лет. Тренировка рук и пальцев в дошкольном, а потом и в школьном возрасте положительно скажется на успеваемости ребенка и его общем развитии, поэтому просто подбирайте занятия, подходящие ему по годам и уровню сложности, и продолжайте тренироваться.


Взросление и рост детей – весьма своеобразный процесс, который отличается множеством тонкостей и нюансов. И каждый человек, являющийся родителем, непременно, должен принимать в процессе развития своего ребёнка непосредственное участие. И под этим подразумевает не только, как говорится, учение уму-разуму, отправление в детский сад и школу, а также обеспечение ребёнка всем необходимым для нормальной жизни, но и более тонкие действия. Одним из таковых является развитие мелкой моторики.

Что такое мелкая моторика?

Под выражением «мелкая моторика» физиологами подразумевается движение мелких мышц кистей рук. Но тут очень важно иметь в виду координацию «руки-глаза», ведь развитие мелких движений рук осуществляется при помощи зрения.

Для чего нужно развивать мелкую моторику?

Вопрос о том, для чего нужно развивать мелкую моторику, является очень актуальным, т.к. многие не понимают, зачем вообще это нужно.

Для начала стоит отметить, что вообще моторика рук самым прямым образом развита с развитием речи. И это далеко не миф, как может показаться на первый взгляд. Исследования учёных показали, что с точки зрения анатомии, примерно треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной.

Учитывая это, появилось предположение, согласно которому тонкие движения пальцев оказывают формирующее и развивающее воздействие на речевую функцию ребёнка. По этой причине, если вы хотите научить своё дитя говорить, вы должны заниматься не только тренировкой его артикуляционного аппарата, но ещё и всячески развивать мелкую моторику, а именно: движение пальцев рук.

Но есть и ещё кое-что, о чём обязательно нужно упомянуть: мелкая моторика рук развивает не только речь. Помимо этого, она взаимодействует с мышлением, двигательной и , наблюдательностью, координацией и вниманием.

Развивать мелкую моторику необходимо ещё и по той причине, что вся будущая жизнь пока ещё маленького человека будет требовать от него применения координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое. Казалось бы, просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом, если его мелкая моторика не будет развита.

Но когда следует начинать развивать мелкую моторику?

Когда начинать развивать мелкую моторику?

Специалисты рекомендуют начинать развитие мелкой моторики у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке. Можно, конечно, приступить к развитию мелкой моторики и раньше, предлагая малышу поиграть с предметами разных фактур, форм и размеров, а также со специальными игрушками, которые, кстати говоря, легко делаются из того, что есть дома, но не факт, что будет результат. Так что, восемь месяцев – это самый оптимальный срок.

И следующим вполне логичным вопросом будет: «А какие есть способы развития мелкой моторики?». Именно на него мы и ответим ниже.

По большому счёту, выбор средств для развития мелкой моторики достаточно многообразен. Причём, чем большее количество способов вы будете использовать, тем более эффективными и полноценными будут занятия, а результат станет более ощутимым.

Итак, рассмотрим самые распространённые и популярные способы развития мелкой моторики.

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой оказывают на организм ребёнка превосходное развивающее, оздоравливающее и тонизирующее действие. Однако проводиться они всегда должны под присмотром кого-то из взрослых, чтобы ребёнок случайно не поранился или не съел что-то из вышеназванных предметов.

К таким играм относятся:

  • Рисунки из крупы. Берётся кусочек картона, и ребёнок рисует на нём любое изображение, например, солнышко. Затем нужно взять самый безопасный клей и нанести его по контуру рисунка, а ребёнок должен положить на эти линии, например, горох, фасоль или гречку. Такая игра служит прекрасной тренировкой мышц кистей и пальцев.
  • Упражнение с использованием щипцов. Нужно дать ребёнку щипцы и попросить его складывать в бутылку, имеющую узкое горлышко, бусинки, горошинки и т.п.
  • Упражнение с использованием пинцета. Ребёнку даётся пинцет, и он с его помощью перекладывает из какой-то одной ёмкости в другую и сортирует маленькие игрушки или ту же крупу. Кроме этого, очень эффективно, если малыш будет перекладывать пинцетом небольшие игрушки или крупу в какую-то фигурную ёмкость, к примеру, в формочку для льда или выпечки пирожных.
  • Сортировка мелких предметов по размеру, форме и цвету. Попросите ребёнка рассортировать крупу, пуговицы или бусинки по цветам, размеру или форме.

«Пальчиковые» игры

«Пальчиковые» игры представляют собой своеобразную инсценировку каких-либо историй, чаще всего, рифмованных, с использованием пальцев. Начинать играть в такие игры можно даже до одного года, а затем продолжать, немного усложняя движения пальцев. Играть же можно вплоть до окончания младшего школьного возраста.

Большинство таких игр подразумевает использование двух рук, благодаря чему дети начинают разбираться в том, что такое «вниз», «вверх», «влево», «вправо» и т.д. Для получения наибольшего эффекта, эти упражнения для пальцев необходимо выстраивать таким образом, чтобы попеременно менялись напряжение, расслабление, сжимание и разжимание кистей рук, а также были задействованы изолированные движения всех пальцев.

Лепка из глины, пластилина или солёного теста

На сегодняшний день является общеизвестным фактом, что работа с такими «материалами» как глина, пластилин и солёное тесто прекрасно развивает мелкую моторику, а также замечательно воздействует на воображение.

Что можно делать:

  • Оклеивать пластилином стеклянные бутылки и придавать им форму чайников, ваз, кувшинов и т.п.
  • Выкладывать из пластилина в форме шариков, колбасок на картоне или фанере конкретные заданные рисунки
  • Делать отпечатки на глине, тесте или пластилине, надавливая на них пальцами, игрушками, монетками, пуговицами и т.д.
  • Лепить шарики, колечки, колбаски, затем разрезать на отдельные кусочки, а после снова составлять вместе (можно придавать форму отдельным кусочкам)
  • Делать несколько разных деталей и составлять из них композицию (подготавливать элементы можно самим, а уже после этого давать их ребёнку для работы)

Упражнения с применением дополнительных предметов

Помимо того, что упражнения с применением дополнительных предметов являются очень увлекательными и занимательными, они превосходно способствуют развитию пространственного воображения.

Среди таких игр выделяются:

  • Мозаика. Для начала хватит того, что малыш просто будет вставлять элементы мозаики в основу. Впоследствии следует задавать конкретное изображение или форму, чтобы ребёнок её выкладывал. Идеальным вариантом будет мозаика с разными шляпками.
  • Счёты. Давайте ребёнку задание перекладывать колечки счёт с одного края на другой. Для развития счётных навыков можно также сдвигать колечки по порядку.
  • Нитки. Здесь имеется в виду обычное наматывание и разматывание ниток на различные предметы. Можно, к примеру, заранее выбрать фигурки каких-либо животных, а ребёнок будет обматывать их нитками, придавая окраску. Эти же фигурки можно использовать для игр.
  • Скрепки. Чтобы играть в эту игру, потребуются обычные разноцветные скрепки и несколько листов цветной бумаги. Задание заключается в том, чтобы собрать в небольшую пачку листочки одного цвета, а после скрепить их такой же скрепкой.
  • Болты и гайки. Не требуется ничего не обычного – только крупные болты и гайки. А смысл игры ещё проще – накрутить гайки на болты.
  • Прищепки. Берутся прищепки и цепляются на верёвку, картон или любую другую основу. Задание может быть также усложнено: на основу и прищепки наклеиваются какие-нибудь опознавательные знаки, например, цветные карточки или буквы, а ребёнок цепляет прищепки к соответствующим основам.

В действительности, данный список игр на развитие мелкой моторики не является исчерпывающим. С этой целью вы можете найти какие-то другие игры или же придумать свои. Помните, что для развития моторики подходит всё, что угодно: вода, песок, шнурки, проволока, бумага и т.д. и т.п.

И еще кое-что: развивать мелкую моторику полезно не только детям, но и взрослым, так что, даже если у вас нет детей, отправляйтесь в магазин за пластилином, и, уверяем вас, вечер будет проведён с пользой.

Широко известен факт, что развивать мелкую моторику рук малыша очень важно. Точные, скоординированные движения рук и пальцев необходимы ребенку для полноценной жизнедеятельности: чтобы писать, рисовать, одеваться, выполнять множество бытовых действий. Кроме того, учеными давно установлено, что развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на ребенка. Связано это с тем, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому при стимуляции моторного центра речевой центр начинает активизироваться.

Так как же развивать мелкую моторику? Для этого используются следующие варианты занятий:

  • игры с мелкими предметами (с бусинами, шнурками, замочками и т.п.);
  • , сопровождающиеся веселыми стишками или песенками;
  • массаж пальчиков,

В сегодняшней статье я хотела бы предложить вашему вниманию несколько игр с мелкими предметами для тренировки моторных навыков пальчиков малыша, большинство из них легко сделать своими руками. Игры рассчитаны на малышей от 1 года. Вторую часть игр смотрите здесь:

Итак, приступим

1. Чистить вареное яичко

На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват , тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.

Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к. в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось. Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков. Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.

2. Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча

Игра чем-то сходна с чисткой яйца. Для нее вам нужно немного подготовиться и приклеить на большой кубик полоски скотча так, чтобы их краешки торчали в разные стороны, и малыш мог за них ухватиться. Ребенку будет гораздо интереснее не просто отрывать скотч, но затем еще и приклеивать его куда-нибудь, поэтому с этой целью подготовьте заранее листок бумаги или что-то подобное.

3. Разворачивать предметы, завернутые в фольгу

Заверните в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложите малышу посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. При этом оставьте торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было за что ухватиться.

4. Проталкивать монеты в копилку

Проталкивание небольших монеток в узкую дырочку как нельзя лучше тренирует моторные навыки. Не так это просто, как кажется на первый взгляд, — направить монетку так, чтобы она вошла в узкое отверстие.

5. Выбирать из крупы мелкие предметы

Подробнее об этой игре я писала в , поэтому здесь не буду на ней останавливаться.

6. Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.

Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша.

На этом пока все. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook . Также обязательно посмотрите статью, где опубликовано еще 8 игр на развитие мелкой моторики для детей от 1 года: