Психология 6 летнего ребенка. Воспитание шестилетнего мальчика

В этой статье:

В шесть лет физиологическое развитие ребенка можно охарактеризовать следующими словами: улучшение координации, повышенная возбудимость нервной системы, несовершенная нервная регуляция сердца, мягкость и податливость костей, развитая речь (пока не без дефектов), творческо-образное мышление.

В среднем масса тела ребенка в этом возрасте увеличивается с каждым месяцем на 200 граммов. В 6 лет средняя девочка весит от 17,7 до 19,9 килограммов при росте от 106 до 112,5 см. Окружность груди в 6 лет у девочек составляет от 54,7 до 56,6 см.

Естественно, что психоэмоциональное развитие в 6 лет волнует родителей не меньше, чем физиологическое. О том, что происходит в головах маленьких принцесс и как им помочь пережить первый кризис шестилетнего возраста, мы расскажем ниже.

Линия поведения: правильный выбор

В 6 лет девочки, в отличие от мальчиков, уже имеют право свободного выбора поведения. Родители разрешают им на порядок больше, чем разрешали бы мальчику, полагаясь в первую очередь на адекватность и ответственность девочки, которая должна являть собой пример для подражания.

Пользуясь такой свободой, шестилетняя малышка пробует играть разные роли, выбирая подходящую для себя и наблюдая за реакцией родителей.

Учеба в школе

Девочкам в школе на порядок легче, чем мальчикам - это факт. В первом классе у них, как правило, присутствует огромное желание учиться, быть прилежными и старательными, чтобы их хвалили учителя и родители. Шестилетние девочки спокойно и внимательно слушают учителя на уроках, проявляют себя сосредоточенными и аккуратными ученицами.

В отличие от мальчиков, малышки в 6 лет славятся безупречной исполнительной деятельностью. Они с легкостью решают типовые школьные задания по образцу, за счет чего у них появляется возможность повысить собственную успеваемость и возвыситься в глазах учителей и одноклассников. При этом, когда дело касается решения задач на логику и поиска нетрадиционных решений, у ребенка могут возникнуть сложности.

Чтобы хорошо учиться, девочкам крайне важно поддерживать эмоциональную связь с учителем. Им действительно необходимы одобрительные взгляды и кивки учителя во время объяснения материала. Ориентируясь на его реакцию, девочки лучше усваивают материал.

Развитие девочек
в этом возрасте имеет свои особенности, в силу которых они демонстрируют повышенную прилежность и внушаемость. Шестилетние малышки отлично запоминают все, что услышали, могут воспроизвести информацию по требованию, но также быстро ее и забывают.

В школе девочки этого возраста ищут поддержки у взрослых в случаях, если считают себя уязвленными. Это означает, что для девочки крайне важно обратить внимание учителя на промахи одноклассников, чтобы все вокруг были такими же хорошими, как и она. Эмоциональное развитие ребенка в этом возрасте достигает своего апогея.

О дружественных связях

Шестилетние девочки в дружбе отдают предпочтение девочкам, а не мальчикам. Все дело в том, что развитие у мальчиков и девочек в этом возрасте имеет некоторые отличия, поэтому в компании таких же, как и они сами, малышки чувствуют себя комфортнее и безопаснее. Они с удовольствием обсуждают секреты друг друга, поддерживают и помогают подружкам и вообще очень ценят дружеские отношения.

Нередки ситуации,
когда одна из подруг находится в полной зависимости от другой, чутко воспринимая ее эмоции, желания. В этом случае шестилетка может пережить настоящий стресс, если подруга откажется от дружбы с ней в пользу другой девочки.

Родителям важно понимать, что психическое развитие малышки в 6 лет имеет свои нюансы, и укрепление дружественных связей на этом этапе играет не последнюю роль. В случае появления проблем, возникающих на почве дружбы, нужно постараться помочь девочке выйти из ситуации без стресса, уверенной в себе и готовой к налаживанию дружеских контактов в дальнейшем.

О любви

Может показаться, что говорить о любви в 6 лет неуместно. На самом деле развитие маленьких принцесс уже позволяет им говорить, думать и мечтать о мальчиках – пока в совершенно невинном смысле, но все же. Именно поэтому родителям так важно проявить деликатность и понимание в ответ на появление у малышки чувств к мальчику из класса или со двора. Отношения у детей в этом возрасте
если и возможны, то являются воплощением невинности и ограничиваются дружбой и периодическим обменом подарками.

Если у девочки появилось первое любовное увлечение, то родителям нужно быть готовыми к тому, что, возможно, за ним последует и первое разочарование, драма. В этом случае обязательно нужно будет поговорить с малышкой по душам, без насмешек и упреков, объяснить, что плохой опыт - это тоже опыт и что когда-нибудь она обязательно встретит своего принца.

О роли мамы в жизни ребенка

Если до сих пор функции мамы ограничивались лишь лаской и заботой, то к 6 годам маме нужно будет выбрать для себя роль, благодаря которой она сможет вырастить из нежного ребенка сильную и уверенную в себе женщину. Итак, самые подходящие роли для матери шестилетней девочки - это:

  • подруга;
  • советчица;
  • контролер;
  • хозяйка.

Подруга - это именно та роль, которая поможет наладить тесную эмоциональную связь с малышкой. Девочкам в этом возрасте действительно важно вместо упреков слышать слова поддержки, которые укрепят в них уверенность в том, что их любят, несмотря ни на что. Маме-подруге малышка будет доверять не только в нежном возрасте, но и когда станет подростком, а потом и взрослой девушкой.

Советчица - тоже достаточно интересная и перспективная роль. Такие мамы берут на себя ответственность за жизнь дочки и стараются вникнуть в ее переживания, чтобы дать полезный совет. Выбирая для себя роль советчицы, мама не должна злоупотреблять доверием ребенка, навязывая свое
мнение даже по мелочам.

Контролер - обычно эту роль на себя примеряют матери девочек со своевольным и упрямым характером. Задача мамы в этом случае - контролировать дочь, не давая ей допустить ошибки, причем как в учебе, так и в общении со сверстниками.

Хозяйка - в этой роли мамы будут особенно полезны девочкам, так как научат их быть опрятными, домовитыми и ответственными. С мамой-хозяйкой для малышки в 6 лет уже не будет проблемой почистить свою обувь, сделать бутерброды в школу или помыть посуду после обеда.

Папа и шестилетняя дочка: как складываются отношения

С рождения и до конца жизни папа в жизни ребенка играет особую роль - для малышки он является главным мужчиной. Именно в общении с папой дочка формирует осознает себя, как будущую женщину. Анализируя папины достоинства, малышка уже с 6 лет начинает рисовать себе образ идеального мужчины, которого бы хотела видеть рядом с собой.

Для девочек очень важно слышать от папы слова одобрения, комплименты, купаться в его восхищении. Таким образом они смогут осознать себя как гармоничных, целостных и успешных личностей. Получающая в достаточной мере папину ласку, любовь и заботу девочка обязательно вырастет открытой, доброй и заботливой женой и мамой.

Спорт в жизни шестилетней малышки

Физическое развитие должно занимать в жизни шестилетнего ребенка особое место. Не нужно думать, что спортивные секции - это удел мальчиков, а девочкам нужно сосредоточить внимание на развитии творческих способностей. Чтобы крошка росла здоровой, целеустремленной и активной, в 6 лет ей просто необходимо посещать кружки и секции, где она сможет укрепить не только тело, но и волю.

Правильным будет отдать ребенка в ту секцию, к которой у нее действительно есть интерес. Если малышка не определилась, можно, понаблюдав за ней некоторое время, выявить наличие склонностей к тому или иному виду спорта. Как вариант, можно оформить шестилетку в секцию, куда уже записались ее одноклассницы или подруги.

Традиционными в этом возрасте для девочек считаются занятия танцами, гимнастикой, теннисом, плаваньем. Если же малышка без ума от «мужских» видов спорта, то не нужно ее ограничивать. Пусть попробует себя в секциях баскетбола, футбола, гандбола или волейбола. Главное, чтобы тренировки были для ребенка в радость.

В заключение отметим, что развитие девочки в возрасте 6 лет действительно имеет свои особенности, тем более когда речь идет о психологии. Но для родителей не составит труда справиться со всеми подводными камнями в воспитании малышки, если они проявят такт, терпение и внимание. Отслеживая физическое и психоэмоциональное развитие, можно будет вносить коррективы в воспитание.

Период с 6 до 7 лет – очень важный и ответственный, так как в это время ребенок вступает в школьный возраст. К этому моменту у него заметно развиваются социальные навыки и способность к самоконтролю: 6-летний ребенок имеет свое мнение и способен отстаивать свои убеждения при общении со взрослыми и детьми, а также сдерживать эмоции и контролировать свое поведение. Воспитание ребенка в 6 лет должно быть направлено на совершенствование его социального поведения, развитие стремления к знаниям и приобретение первых навыков самоорганизации.

Психология и воспитание ребенка в 6 лет

Родителям важно учитывать, что дети 6-ти лет остро реагируют на критику и любые обвинения. Не стоит пользоваться слабостями ребенка и манипулировать им с помощью таких приемов. В этом возрасте он стремится заслужить уважение окружающих, будь то сверстники или взрослые, а постоянная критика и придирки помешают малышу проявлять себя полноценной личностью.

Для 6-летнего ребенка большую роль играет общение с ровесниками. Родители должны его в этом поддержать: не стоит запрещать ребенку приглашать в гости друзей или ограничивать его общение с детьми во время прогулок. В этом возрасте маме и папе следует обращать внимание на отношения ребенка с другими детьми и направлять его, объясняя, как правильно разрешать конфликты, общаться со сверстниками противоположного пола и вести себя в различных ситуациях.

Основным развивающим занятием в этом возрасте для ребенка являются сюжетно-ролевые игры. В их процессе он учится усваивать определенные правила и следовать им, а также распределять роли между участниками игры. Родители должны знать, что когда их малыш играет в «больницу» или «школу», он проводит время небесполезно – для него это естественный способ совершенствования социального поведения. Поэтому маме и папе рекомендуется поддерживать интерес малыша к таким играм, подсказывая ему новые сюжеты и предлагая различные тематические наборы игрушек.

Основные принципы воспитания ребенка 6 лет

При воспитании 6-летнего ребенка следует помнить, что этот период является для него переходным. Из беззаботной жизни дошкольника, когда малышу позволялось делать чуть ли не все что угодно, он вступает в почти взрослый мир, где ему необходимо будет следовать не всегда приятным правилам, выполнять ряд обязанностей и учиться ответственности. Поэтому воспитание ребенка с 6 до 7 лет требует достаточно серьезной и организованной работы родителей.

В этот период следует приучать ребенка к новому распорядку дня, который помимо прогулок, игр и других привычных для малыша занятий будет включать время для обучения. Не рекомендуется устанавливать для ребенка слишком строгие временные рамки. Лучше предлагать ему самостоятельно выбирать одно из нескольких занятий. Родителям очень важно привить малышу стремление к знаниям и сделать процесс обучения как можно более интересным.

Также в период с 6 до 7 лет следует прививать ребенку любовь к труду и порядку. В этом возрасте дети обычно охотно выполняют задания взрослых. Позволяйте ребенку участвовать в работе по дому, а также установите для него ряд несложных обязанностей. Правда, малыш может быстро потерять интерес к какой-либо ежедневной работе. Чтобы этого не произошло, обязательно хвалите его каждый раз, когда он выполняет очередное поручение, особенно если ребенок проявил инициативу и сделал что-то самостоятельно.

Развитие ребенка в 6 лет и подготовка к школе

Близится время, когда ребенку придется каждый день заниматься – в школе и дома после уроков. Поэтому воспитание 6-летнего ребенка обязательно должно включать развитие усидчивости, внимательности, навыков организованности и способности к планированию деятельности.

У 6-летних детей интенсивно развиваются механизмы зрительного восприятия. Это позволяет взрослым сделать процесс подготовки к школе увлекательным занятием, так как ребенок очень хорошо воспринимает новую информацию, представленную каким-либо наглядным образом. Используйте красочные картинки и слайды, красиво оформленные детские книги, и тогда малыш будет учиться с удовольствием.

Старайтесь каждый день предлагать ребенку занятия, при которых он сможет самостоятельно организовать свою деятельность и добиться конкретного результата. Но не допускайте, чтобы такие занятия стали скучными и монотонными. Не ограничивайте ребенка по времени и дайте ему возможность выбирать, чем заниматься. При этом можно мягко направлять его и давать подсказки, если у малыша что-нибудь не выходит. 3.5 из 5 (11 голоса)

По сложности протекания кризис у детей 6-7 лет может сравниться разве что с подростковым кризисом. В этом возрасте заканчивается беззаботная дошкольная жизнь малыша, он приобретает новый статус – первоклассника. Во многом кризис детей 6-7 лет обусловлен навалившимися на них обязанностями, с грузом которых маленькие ученики не всегда могут справиться без помощи родителей.

С чем связан кризис семилетнего возраста у детей

Примерно в семилетием возрасте родители сталкиваются с определенным кризисом личности, связанным с тем, что малышу нужно идти в школу. Здесь начинается новый период в жизни ребенка - младший . Родители, конечно же, весьма обеспокоены тем, насколько их чадо готово к тому, чтобы пойти в школу, справится ли с усвоением программы, как его примет новый коллектив.

В силу возрастной психологии справиться с кризисом у ребенка 7-ми лет можно только при комплексном подходе. Иногда требуется привлечение специалистов. Большинство родителей полагают, что наиболее важными моментами обучения в школе являются умение делать то, что говорят, сдерживать свои эмоции, выслушивать указания и т. д.

На первый взгляд может показаться, что ребенок постепенно достигает требуемого уровня психического развития. Действительно, о кризисе 6-летнего возраста звучат упоминания намного реже, так как в этот период малыш имеет относительно стабильную систему взаимоотношений с родителями, другими членами семьи и сверстниками. Данные отношения регламентируются при помощи целого ряда норм и требований. Ребенок выполняет ряд определенных обязанностей, например, соблюдает режим дня, помогает родителям по хозяйству и пр., кроме того, у него имеется определенное количество свободного времени.

Однако через некоторое время родители сталкиваются с одной очень важной проблемой - их чадо становится непослушным, раздражительным, все чаще капризничает. Кризис 7 лет ребенка проявляется регулярными конфликтами с взрослыми, младший школьник игнорирует те обязанности, которые раньше выполнял чуть ли не с удовольствием.

Родители замечают, что их ребенок перестал с ними взаимодействовать и никак не реагирует на напоминания, связанные с отходом ко сну, временем приема пищи и т. п. Позже он начинает спорить, прекословить, в значительной степени нарушать установленный режим дня, капризничать.

Стоит отметить, что в этот период жизни у ребенка наблюдается довольно серьезная стрессовая ситуация, связанная с тем, что социальная ситуация малыша резко меняется. Она приходит на смену отношениям между ребенком и родителями, виды деятельности младшего школьника заменяются новыми. Такой переход часто проходит довольно болезненно, он обычно сопровождается упрямством, различными негативными проявлениями. На данном этапе родители приходят в определенное замешательство - если ребенок перестает их слушать, не соблюдает ряд элементарных правил, то, как же он будет слушать учителя, когда пойдет в школу?

Психология кризиса детского возраста в 6-7 лет

Однако если рассматривать сложившуюся ситуацию с точки зрения психологии, то в кризисе у ребенка 7 лет ничего удивительного нет. Это вполне закономерный этап развития его личности, когда он переживает один из важнейших периодов своей жизни. Психологическое пространство образовавшегося кризиса представляет собой ту самую область, где ребенок начинает пробовать свои формирующиеся способности.

Дело в том, что прежде чем понять, каково это - действовать по определенным правилам, ребенок сначала должен осознать эти правила, выделить их из сложившейся жизненной ситуации. Именно это и служит причиной кризиса и непонимания между ним и его родителями. Дети постепенно выделяют те правила, которые были установлены для них, и первая их реакция - нарушение, что является вполне закономерным явлением.

А как понять, что у детей 7 лет начался кризис на физиологическом уровне? Молодой организм проходит активную стадию биологического созревания. К этому возрасту окончательно формируются лобные отделы больших полушарий головного мозга. Благодаря этому ребенок приобретает способность целенаправленного и произвольного поведения, он оказывается в состоянии планировать свои дальнейшие действия.

В этом же возрасте увеличивается подвижность нервных процессов, однако по-прежнему ключевыми являются процессы возбуждения, именно из-за них малыш непоседлив, его эмоциональная возбудимость находится на повышенном уровне. На развитие кризиса ребенка в 7 лет воздействует целый ряд окружающих неблагоприятных факторов. Психика малыша начинает по-новому реагировать на разного рода вредные внешние раздражители. К примеру, если малышу плохо, то у него возникают психомоторные возбуждения, заикания или тики. В младшем школьном возрасте у многих детей повышена общая эмоциональная возбудимость, регулярно появляются симптомы и синдромы страхов, он начинает чаще, чем раньше, проявлять агрессию.

Близость школьной скамьи также провоцирует кризис ребенка 7-го года жизни, и это связано с образованием внутренней позиции будущего первоклассника. В этом возрасте ребенок постепенно утрачивает свою детскую непосредственность. В более младшем возрасте его поведение является относительно понятным для окружающих его людей, в первую очередь для родителей. Когда у него начинается кризис семилетнего возраста, даже посторонний наблюдатель сможет заметить, что малыш лишился своей наивности и непосредственности в поведении. В общении с окружающими людьми, как со сверстниками, так и со старшими, тоже происходят определенные изменения. Его действия, начиная с этого возраста, объяснить не так легко.

Утрата непосредственности связывается с тем, что в поведение ребенка начинает вклиниваться интеллектуальная составляющая. В некоторых случаях поступки кажутся искусственными или натянутыми, они не всегда четко проявляются. Поэтому наиболее существенная черта кризисной ситуации этого возраста - разведение внешней и внутренней стороны личности, из-за которой возникает большое количество разного рода переживаний.

В этом возрасте он впервые пробует обобщить те эмоции, которые происходят внутри него. Если ситуация повторялась с ним неоднократно, то малыш в состоянии осмыслить ее и сделать вывод, как относиться к самому себе, своим успехам и положению. Он может примерно представлять себе, как отреагируют окружающие на тот или иной его поступок. Однако у переживаний есть и другая сторона - зачастую они вступают в конфликт друг с другом, что, в конечном счете, приводит к возникновению внутренней напряженности. Это не может не сказаться на психике ребенка.

Стоит отметить, что переживания ребенка в 6-7 лет имеют целый ряд своих особенностей. Они приобретают конкретный смысл, т. е. ребенок становится способен понять, какого рода переживания происходят в его душе - радуется он, огорчается, сердится и пр.

Очень часто бывает, что переживания ребенка связаны с тем, что он впервые в жизни сталкивается с новыми трудными или неприятными ситуациями, из которых ему приходится искать выход. Однако обобщение переживаний является одним из ключевых моментов для того, чтобы малыш смог преодолеть кризис семилетнего возраста.

Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, он постепенно начинает осознавать свои возможности, в его голове начинают формироваться такие жизненно важные понятия, как самолюбие и самооценка. Они в значительной степени отличаются от того, что происходило с ним раньше. Ребенок младшего возраста очень любит себя, однако самолюбия (если его воспринимать в качестве обобщенного отношения к своей личности) и самооценки в нем не наблюдается.

Кризис развития ребенка 7-го года жизни: первый раз в первый класс

Помимо этого, кризис семилетнего возраста у детей психологами связывается с формированием нового для ребенка системного образования - внутренней позиции первоклассника. Возникает оно не ежеминутно, а начинает закладываться в психике малыша, начиная приблизительно с пяти лет. Дети постепенно осознают, что в ближайшее время им придется идти в школу, многие из них ждут этого момента как праздника, для них более привлекательными становятся серьезные дела, которые уже выбиваются из игрового процесса. Поэтому зачастую ребенок на этой стадии начинает нарушать сложившийся распорядок дня в детском саду, общество младших дошкольников становится для него в тягость. Он начинает понимать, что ему необходимы новые знания. Таким образом, возникает потребность в учении, которая может реализоваться после того, как малыш первый раз отправится в первый класс.

Иногда ситуация начинает развиваться в другом ключе. Детский кризис 7 лет может развиться и в том случае если дети под влиянием определенных обстоятельств не оказываются на школьной скамье, однако их позиция школьника к этому моменту полностью сформировалась. У детей возникает желание пойти в школу, они стремятся занять новое положение в обществе, обыкновенная дошкольная деятельность перестает их удовлетворять. Ребенок в этом возрасте стремится, чтобы его новая социальная позиция была признана окружающими. Он начинает протестовать против того, что родители относятся к нему как к маленькому. При этом совершенно не важно, где это происходит - на улице, среди незнакомых людей, или же дома, когда рядом только близкие люди. Подобный протест может выражаться в самых разных формах.

Само собой разумеется, что кризис семилетнего возраста формируется не ежеминутно, поэтому психологи выделяют сразу несколько этапов становления позиции будущего школьника. Прежде всего, они отмечают, что ближе к семи содам дети начинают положительно воспринимать школу, Даже несмотря на то, что основные содержательные моменты учебного процесса остаются для них загадкой. По большому счету, такая позиция ребенка остается еще дошкольной, он ее попросту переносит на школьную почву. Ребенок стремится пойти в школу, однако не собирается менять свой привычный образ жизни. В его сознании формируется позитивный образ этого учебного заведения за счет внешних атрибутов: ему становится интересно, есть ли там определенная форма одежды, как будут оценены его успехи, как придется там себя вести.

Следующий этап развития позитивной позиции будущего ученика по отношению к школе представляет собой возникновение ориентации на действительность учебного заведения, в частности, на ее содержательные моменты. Однако, прежде всего ребенок обращает внимание не столько на сам обучающий процесс, сколько на социализацию в коллективе.

Последний этап, связанный с формированием кризиса 7-летнего возраста, представляет собой непосредственное возникновение позиции ребенка, когда у него уже формируются социальная направленность и окончательная ориентация на ключевые составляющие жизни в самой школе. Однако, как правило, школьник полностью осознает это только ближе к началу третьего класса начальной школы.

Кризис младшего школьника и мотивы первоклассника

Кризис младшего школьника во многом провоцируется активным развитием мотивационной сферы, когда у него появляются новые мотивы совершить или не совершить тот или иной поступок. Здесь ключевую роль играют мотивы, которые могут побудить будущего первоклассника отправиться в школу:

  • познавательная деятельность, выражающаяся в учебном процессе;
  • мотивы, направленные на появление новых знакомств, кроме того, они связаны с принятием как данности того, что учиться необходимо;
  • ребенок стремится занять новое положение в отношениях с окружающими его людьми, т. е. он, по большому счету, переходит из одной социальной группы (дошкольники) в новую (учащиеся средней школы);
  • мотивы, которые имеют внешнюю направленность, ведь ребенку приходится так или иначе подчиняться требованиям, предъявляемым ему взрослыми людьми; V игровой мотив, переносимый в его сознании в новую сферу, которая теперь представляет собой учебу;
  • соревновательный мотив, базирующийся на получении более высокой оценки по сравнению с другими учащимися класса.

Чтобы подробно изучить все мотивы, которые движут поведением ребенка, можно воспользоваться одним хорошо проверенным психологическим методом. Предложите малышу небольшой рассказ, где каждый из героев по-своему объясняет свое желание идти или не идти в школу. При этом ребенок должен будет выбрать одну из предложенных версий. Как говорят детские психологи, дети в возрасте около шести лет имеют высокую побудительную силу игрового мотива, который зачастую сочетается с социальным или позиционным мотивом. В обучающих условиях (если 6-летний ребенок уже посещает школу) данный мотив постепенно отходит на второй план, а ему на смену приходят позиционный и познавательный. Этот процесс идет значительно медленнее, чем у шестилетнего ребенка, который пока не ходит в школу.

Эти данные говорят о том, что отдавать ребенка в школу до тех пор, пока он не достигнет определенного возраста, не следует. Так называемы1 «кризис первого класса» может весьма негативно сказаться на его развитии.

Психологи заметили, что между дошкольным и младшим школьным возрастом ребенок резко меняет свою самооценку. До достижения шести-семи лет он воспринимает себя исключительно положительно, причем это совершенно не зависит от того, в какой сфере он себя оценивает. Психологи наглядно демонстрируют проявление кризиса детского возраста в 6-7 лет при помощи простейшего упражнения под названием «Лесенка». Ребенку предлагают определить свои навыки и умения и поставить их на определенную ступень лестницы в зависимости от того, как он оценивает себя. Дети до шести лет всегда ставят себя на самую верхнюю ступень и определяют свое развитие как наиболее высокое.

Перед поступлением в школу ответы ребенка начинают резко изменяться. Во многом кризис первоклассника связан с тем, что он начинает разграничивать Я-реальное (тот человек, каким он является на самом деле в настоящий момент) и Я-идеальное (кем бы он хотел стать или какими навыками овладеть). Самооценка растущей личности становится более адекватной, малыш не собирается больше располагать себя на самой высокой ступени, однако уровень притязаний, который диктуется ему со стороны идеального Я, остается очень высоким.

В этом же возрасте очень сильно меняется отношение ребенка к взрослым. Примерно к семи годам дети постепенно начинают отличать свое поведение при общении с близкими людьми и прочими взрослыми, пусть даже и посторонними. Если спросить шестилетнего ребенка, о чем с ним может заговорить посторонний человек, то он ответит, что он предложит поиграть, позовет куда-нибудь. Получается, что дети в шестилетнем возрасте воспринимают чужих взрослых людей как приятелей или же, как близких. Но буквально через пару месяцев после того, как ребенку исполняется шесть лет, он может предложить сразу несколько вариантов относительно общения с посторонним человеком, рассказать, чего именно он ждет от обращения чужого. Например, дети зачастую говорят, что посторонний может попробовать узнать их адрес, имя и телефон. Они начинают постепенно различать разницу общения между близкими и чужими людьми.

В возрасте семи лет начинают формироваться произвольная умственная деятельность и поведение. Именно в этом возрасте ребенок становится способен воспринимать и удерживать ряд определенных правил, причем их значимость существенно возрастает. Все эти способности появляются в связи с тем, что в сознании ребенка возникает довольно сложная цепочка понятий.

Статья прочитана 22 070 раз(a).

Воспитание детей 6 - 7 лет

Период 6-7 лет - возраст перемен: ребенок находится на границе между старшим дошкольником и младшим школьником. Его поведение заметно меняется, ребенок уже четко усвоил социальные нормы и правила поведения, он становится менее импульсивным, может сдерживать свои агрессивные побуждения, отстаивать свое мнение и убеждения перед детьми и взрослыми, приходить на помощь друзьям, справедливо распределять роли в игре.

Отношения с ровесниками

Всё большее значение для ребенка приобретают взаимоотношения со сверстниками. Для малыша очень важно иметь свой круг общения с постоянными друзьями. Старайтесь поддерживать его в этом стремлении. Договаривайтесь с родителями его друзей о совместных прогулках, приглашайте этих детей к себе в гости.

В случае возникновения затруднительных ситуаций с друзьями, помогите ребенку разобраться в том, что произошло, и найти оптимальный выход.

В этом возрасте появляется интерес к противоположному полу, тщательно скрываемый за показным пренебрежением или, наоборот, проявляющийся в виде искренних и непосредственных «ухаживаниях».

Расскажите в доступной форме своему ребенку о предназначении и взаимоотношениях мужчин и женщин.

Общение с родителями

Малыш начинает больше играть со своими сверстниками и несколько отдаляется от родителей. Это вполне закономерно, и этому ни в коем случае нельзя препятствовать, руководствуясь родительской ревностью. Помните, что все равно вы остаетесь для своего ребенка самыми значимыми людьми в его жизни и самыми главными учителями.

Старайтесь, чтобы ребенку было интересно с вами. Делитесь с ним своими знаниями (теперь он способен воспринимать довольно сложную информацию), посещайте вместе интересные выставки и музеи.

Мастерите вместе с ребенком, учите его обращаться с различными инструментами и орудиями труда.

Обсуждайте события вашей общей жизни и то, что волнует ребенка. Побуждайте его задумываться над различными вопросами.

Со вниманием относитесь ко всем его выдумкам или рассуждениям.

И помните, если ребенок будет знать, что он всегда может рассчитывать на вас, ему будет легче общаться с другими людьми.

Развитие ребенка и подготовка к школе

Психологическое развитие ребенка претерпевает прогрессивные изменения, его физические возможности еще больше укрепляются, а умственные способности расширяются. И в скором времени ведущим видом деятельности малыша станет интеллектуальное обучение.

Не за горами тот день, когда малыш переступит порог школы. Тогда ему придётся довольно много времени заниматься тем, что требует от него взрослый, а не тем, чем хочется в данный момент. Желательно, уже теперь понемногу приучать ребенка к новым для него видам деятельности, развивать усидчивость и внимание. Но, конечно же, у малыша должно оставаться много времени на дела, которые интересны лично ему, ведь он по-прежнему испытывает большую потребность в игре. А занятия под руководством взрослого должны носить целенаправленный, но в тоже время игровой и занимательный характер. Таким образом, в игре будет продолжать формироваться произвольность и управляемость поведением.

Готовность ребенка к школе влияет на успешность его дальнейшего обучения. Под готовностью к школе педагоги понимают не знание цифр и букв, а прежде всего мотивационную готовность , то есть наличие у ребенка желания учиться и интерес к получению знаний (познавательная мотивация). Как этого добиться? У каждого нормально развивающегося ребенка уже есть заложенный от природы огромный потенциал способности к обучению; он жаждет получать новые знания и умения, он желает покорять новые вершины. Поэтому более правомерен вопрос: как это не потерять?

Многие родители в последний год перед школой особенно усиленно занимаются с ребенком. Старайтесь, чтобы ваши занятия никогда не превращались в нудную обязанность и всегда носили характер игры, творчества, чтобы во время них ребенок почаще совершал свои, собственные открытия.

Если вы решили водить малыша на специальные занятия по подготовке к школе, выберите для него яркого педагога, с которым ребенку будет интересно. Помните, что лучше никак не заниматься, чем привить малышу отвращение к учебе скучными заданиями (ведь скука для ребенка так же тяжела, как наказание). Самое главное - не отбить у ребенка желания учиться!

Рассказывайте ребенку о школе, о том, как вы в ней учились, чем занимались на уроках, что делали на переменах, какие оценки получали, что вам дало обучение в школе и т.д. Это поможет малышу психологически настроится на новую школьную жизнь, снимет некоторую боязнь перед неизведанным, так как многие дети, мечтая поскорее стать школьниками, все-таки побаиваются идти в школу.

С точки зрения психолога

Ниже мы приведем интересные на наш взгляд выводы нескольких ведущих отечественных детских психологов:

Венгер Л. А. считал, что «Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться»

Л.И. Божович и А.И.Запорожец считают, что «…Готовность к школе складывается из определенного уровня развития мышления, познавательных интересов, волевой регуляции поведения, принятия ребенком позиции школьника».

На что же ещё следует обратить внимание, определяя уровень подготовленности ребенка к школе?

Согласно классификации детского психолога Леонида Александровича Венгера существует ряд основных психологических отклонений у ребенка дошкольного возраста:

. связанные с умственным развитием (к ним относятся проблемы с памятью, вниманием, трудности в освоении новых знаний, умений и навыков);

. связанные с поведением детей 5 - 7 лет (это: недисциплинированность, агрессивное поведение, грубость, неуправляемость, лживость);

. связанные с эмоциональным фоном (депрессии, усиленная возбудимость, тревожность, эмоциональная нестабильность, заниженная самооценка, сниженное настроение);

. связанные с коммуникативностью детей (необщительность, неадекватное стремление к лидерству, заносчивость, обидчивость, проблемы в общении);

. связанные с неврологией (к ним относят утомляемость, головные боли, бессонницу).
Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает какие-либо из вышеперечисленных трудностей, обратитесь к хорошему детскому психологу или невропатологу, который поможет их вовремя преодолеть или существенно снизить.

Воспитание ответственности

Завершается пора дошкольного детства, на этом этапе желательно особое внимание обратить на развитие таких качеств как ответственность, чувство долга и добросовестность.

- Предварительное знание. В семье по соглашению всех членов семьи заранее должны быть установлены правила: например, компьютер включаем только с разрешения родителя, игрушки и вещи не разбрасываем (причём, последнее относится ко всем членам семьи).

- Домашние обязанности. В этом возрасте ребенок уже должен иметь свои домашние обязанности, пусть пока не сложные: помочь убрать со стола после ужина, полить цветы, помыть пол в ванной. Подключайте его к повседневной домашней работе (даже если у вас есть домработница).

- Результат работы. Хвалите и благодарите малыша за сделанную работу, но заслуженно. Приучайте его к добросовестному отношению к делу. Для этого выделяйте ребенку собственный участок работы, когда он помогает вам что-то делать, чтобы он мог легко увидеть и оценить качество собственной работы (например, при мытье пола, выделите ему свой «участок»). Учите малыша этому и терпеливо приучайте исправлять некачественно сделанную работу.

- Возможность выбора. У ребенка должна быть возможность выбирать не только действия, но и последствия своих поступков. Например, или мы сейчас вместе убираемся и пораньше идём гулять, или ты ждёшь, пока я уберусь, но тогда у нас на прогулку останется намного меньше времени.


- Ваша реакция на плохое поведение ребенка должна быть недолгой.
Если ребенок сделал что-то не так, вы должны один раз ему коротко объяснить непозволительность подобных действий, помочь устранить последствия его «оплошности» и больше не напоминать о проступке. Бывает, мамы, чтобы побольнее наказать ребенка, лишают его самого дорогого - общения с мамой - и могут по 2-3 дня не разговаривать с собственным чадом. Это непозволительная ошибка.

Материал к занятию.