Протокол педсовета гражданско патриотическое воспитание школьников. Разработка педагогического совета «Формирование патриотизма в воспитательно-образовательном процессе школы. Задачи патриотического воспитания


«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Д.С.Лихачёв 2 2


План проведения педсовета Гражданско-патриотическое воспитание как источник повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе. Выгузова Л.В. – педагог-организатор Проблемы и перспективы гражданско-патриотического воспитания в МОУ «Багарякская СОШ» Исаева Г.Ю.-вожатая. Работа учителя по формированию гражданской и патриотической компетентности учащихся Говорухина Л.А. – руководитель ОБЖ. Роль классного руководителя в воспитании гражданина России. Пушкарева Л.Ю., Белова С.И. Семья как источник формирования гражданской позиции в обществе. Бердникова Л.Р. – социальный педагог. 3 3


















Основные направления патриотического воспитания Военно – патриотическое Духовно – нравственное Туристско – краеведческое Историко - патриотическое Гражданско – патриотическое Социально – патриотическое Героико – патриотическое Спортивно – патриотическое Профессионально – трудовое Психологическое. 12


Проект решения педагогического совета: Одобрить работу педагогического коллектива школы по воспитанию гражданственности и патриотизма у школьников. Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания, сохраняя традиции школы. 13


Педагогу – организатору совместно со старшей вожатой разработать ь « Комплексную воспитательную программу работы школы по гражданско - патриотическому воспитанию на год », рассмотрев ее на заседании МО классных руководителей, создав систему массовых общешкольных, классных мероприятий совместно с педагогами, с родителями и учащимися, продолжая работу по организации совместной общественно - значимой гражданско - патриотической деятельности родителей и учащихся. 14


При планировании и организации воспитательной работы на 2 полугодие учебного года: – продолжить проводить внеклассные и общешкольные мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию; – учитывать особенности учащихся 1–11-х классов в целях определения потребностей и интересов участников воспитательно-образовательного процесса; – использовать в работе с учащимися разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет, ДВД, а также документальные, художественно-исторические фильмы; – приглашать для участия в мероприятиях, тружеников тыла, участников локальных войн, выпускников- военнослужащих, а также родителей учащихся. 15



Педагогический совет: «Патриотическое воспитание как одно из основных направлений деятельности школы по формированию у обучающихся гражданского и духовно-нравственного сознания»

Цель: проанализировать работу школы по формированию патриотизма и гражданского сознания обучающихся; подвести итоги участия педагогического и ученического коллективов в праздновании 70-летия Победы в Великой отечественной войне

Задачи педсовета:

    Продолжить работу педагогического коллектива по совершенствованию форм и методов формирования патриотических чувств и гражданского самосознания обучающихся

    Создать систему работы в школе по формированию патриотических чувств обучающихся согласно ступеням обучения с учетом возможностей взаимодействия педагогов, обучающихся, родителей и социума

Участники:

    педагоги школы

    администрация

Подготовка:

    Создание инициативной группы по подготовке заседания педсовета.

    Изучение научно – методической литературы по обсуждаемой проблеме.

    Посещение администрацией и инициативной группой уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков.

    Анализ планов воспитательной работы классных руководителей, планов руководителей кружков.

    Составление проекта решения заседания педсовета.

Оформление и оборудование:

    мультимедийная установка для просмотра педагогического совета

План проведения

1.Патриотическое воспитание как одно из основных направлений деятельности школы по формированию у обучающихся гражданского и духовно-нравственного сознания (в рамках празднования 70- летия Победы в ВОВ) 2.Формирование чувства патриотизма у младших школьников

3.Воспитание патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся основной школы

4.Из опыта работы по воспитанию чувства патриотизма и духовно-нравственных ценностей у обучающихся старшей школе

5.Из опыта работы поискового отряда «Патриот»

Ход педсовета

    Вступительная часть. Краткое выступление директора о задачах и замысле педагогического совета

    Основная часть. Выступление заместителя директора по воспитательной работе по теме: “ Патриотическое воспитание как одно из основных направлений деятельности школы по формированию у обучающихся гражданского и духовно-нравственного сознания” (Приложение1,диск)

Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

Толстой А. Н.

Уважаемые коллеги! Проблема, вынесенная нами сегодня на общее обсуждение педагогического совета, актуальна и своевременна, она является стержневой в развитии и становлении личности, Учитывая тот факт, что в Республике выдвигаются новые требования к личности, порождающий новый её тип, формируются новые жизненные установки, утверждается новый образ жизни, поведения и деятельности, система воспитания может и должна корректировать все перепады несоответствий между требованиями общества, государства и свойствами личности, базироваться на устойчивых ценностях, выступающих жизненным фундаментом любого гражданина, основой объединения народностей, населяющих ДНР. Таким стержнем, основой является патриотизм, формирующийся и утверждающийся средствами целенаправленного патриотического воспитания. В школе проводится большая работа по формированию патриотических чувств и гражданского самосознания обучающихся. Система патриотического воспитания в школе формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся и включает учебную и научно-исследовательскую деятельность в урочное и внеурочное время. Используются разные формы и методы работы по патриотическому воспитанию. Проводится ряд мероприятий, которые способствуют формированию патриотического сознания учащихся.

С целью сохранения памяти о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне, воспитания патриотизма, гражданской идентичности юных граждан нашего города на основании Указа Главы ДНР от 18.02.2015 № 56 «Об объявлении 2015 года годом Победы» в школе проводились мероприятия по подготовке к празднованию 70-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне.

Перед педагогическим коллективом были поставлены конкретные задачи:

Пропаганда героической истории и воинской славы Отечества;

Воспитание уважения к памяти защитников Отечества;

Воспитание у детей уважительного отношения к ветеранам войны и труженикам тыла военных лет;

Активизация краеведческой, поисковой и исследовательской деятельности школьников;

Привлечение обучающихся к активному участию в подготовке и проведении мероприятий, посвященных знаменательной дате;

Расширение знаний обучающихся по истории Великой Отечественной войны.

Историческая память неразрывно объединяет разные поколения, обеспечивает преемственность духовных и моральных ценностей. В условиях глобального информационного пространства перед молодым поколением стоит проблема преемственности поколений и сохранения памяти об историческом прошлом Родины, не искажающей действительность.

В школе большое внимание уделяется изучению событий Великой Отечественной войны, которое не сводится только к накоплению фактов и «окончательных» интерпретаций. С помощью педагогов, обучающиеся осмысливают историю через различные формы исторического поиска:

Уроки

В рамках празднования 70-ой годовщины Великой победы в школе было организовано ряд мероприятий:

Митинг у Стеллы погибших героев для 1-4 классов,

Вахта памяти (11А,10А,8А,9Б прошлого уч.года)

Уроки мужества и конкурс цветочных композиций для учащихся всей школы,

Фестиваль театрализованной песни «Песни, ополенные войной», где прозвучали песни военных лет, инсталляция клипа «Дети войны», видеосюжеты, стихотворения, вальсы 40-ых в исполнении учащихся 8-11 классов,

Учащиеся 4-Б и 11-Б классов провели в школьном музее встречу с педагогом 22 школы, ветераном ВОВ Макшанцевым В.Т.

Для учащихся 10-11 классов была организована встреча с воинами батальона «Восток». В ходе этой встречи ополченцами ДНР был предоставлен экспозиционный материал военных действий на Донбассе, который был размещен в школьном музее.

Проведена встреча поискового отряда «Патриот» с одноклассниками И.Д.Сергеева и с представителями Дон.медуниверситета, которые по просьбе академика Ю.Д.Сергеева возложили цветы к памятнику Маршала.

Поисковым отрядом «Патриот» был собран материал о военных действиях на Донбассе в 2014 году, на основе этого материала в школьном музее была открыта новая экспозиция «Герои нашего времени».

Для учащихся 1-5 классов в школьном музее были проведены экскурсии

Классные часы для обучающихся всей школы, посвященные Дню Великой Победы 9 мая 1945г., Дню освобождения Донбасса, Дню партизанской славы, проведены выставки рисунков и плакатов, посвященные этим славным датам.

Обучающиеся нашей школы побывали у ветеранов Великой Отечественной войны в гостях с поздравлениями и оказали им гуманитарную помощь в виде продуктовых наборов: 4А совместно с 11Б посетили Макшанцева В.М, 6А – Воронину Н.П., 6В – Базилевич-Болотову В.Т., 7Б – Литвиненко А.Н., ., 8-А класс – Григорьва А.А., 9-А класс-Зинченко П.Я., 9-Б– Смирнову Н.Г., 10-А класс -Селезневу В.Д., 10Б- Боридченко А.Т. 11-А класс-Иртуганова А.К. Задушевные беседы, радость от оказанного внимания и уважения помогли создать праздничное настроение в семьях ветеранов. По отзывам ребят, такие встречи интересные и волнительные, они дарят радость, как любое доброе дело, нужное людям. Такие встречи способствуют единению поколений и воспитанию в подрастающем поколении уважения к прошлому своего народа. Материалы с воспоминаниями ветеранов ребята оформили в электронном виде для школьного музея.

Правдивая история событий 1941-1945 гг. донесена до всех ребят 1-11 классов. Классными руководителями, учителями-предметниками были подобраны интересные видеоматериалы, документальная информация, стихотворения, песни, иллюстрирующие события тех лет и использованы на уроках и воспитательных часах.

Школой был создан школьный мультимедийный продукт, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., где собраны и систематизированы все материалы школы по данной тематике.

Школа приняла участие в создании виртуального экскурсионного маршрута по памятникам, стелам, которые расположены на территориях школ, и мемориальным доскам, расположенным на зданиях учебных учреждений. Материал о памятниках, расположенных на тарритории школы подготовил ученик 7В класса Зелинко А. Весь этот материал размещен на сайте методического центра.

Также школа приняла участие в создании единого электронного буклета по итогам городского конкурса «Голос ветерана». Создателями видеофильма стали уч-ся 11Б класса Шалимов Д. и 11А Шандра Ви выпускник 11-А класса Скоробогатько Никита.Все участники были награждены сертификатами.

Создана база информационных материалов о земляках-педагогах и учащихся, ушедших на фронт, в которую вошли Гавва Михаил, Боридченко Александр, Левикова Мэра, Старусев Александр, Переверзев Анатолий, Аверин Александр, Макшанцев Владимир, Ермаков Михаил. Материалы были собраны учащимися: 11 А и Б этого уч.года и прошлого, 10Б,10А,9Б, 4Аклассы.

Свидетелей величайшей в истории Победы над фашизмом осталось совсем мало и, к сожалению, уже даже не с каждым годом, а днем, их остается все меньше. Наши дедушки, бабушки – участники Великой Отечественной войны плечом к плечу сражались за мирное небо. Они стали частью нашей великой истории, они – и есть великая история. В ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне прошла городская акция «Эхо войны в моей семье». В которой приняли участие Холява Марк (4А),Колосов Владислав (6А), Гнилова Алина (7В),Пономаренко Анна (8А), Бажанова Мария (10А),Качанова Дарья (выпускница 11А). Все фотографии и рассказы опубликованы на официальном сайте города в специальной рубрике ко Дню Победы.

Сегодня на парадах Победы мы еще можем видеть постаревших, но достойно держащих осанку ветеранов. Кто пройдет по улицам наших городов десяток лет спустя, что сможем мы рассказать своим детям об их славных предках, и что расскажут они своим детям? Обучающиеся школы, наследники великой Победы, преемники наших доблестных и отважных прадедов, дедов и отцов, во имя памяти, чести, во имя незабвенных имен героев, их подвигов прошли парад Победы вместе с ветеранами. В шествии приняли участие ребята 11А, 11Б, 10А,10Б,9А,9Б,8А прошлого уч.года.

В праздничном параде единым маршем прошла колонна «Бессмертного полка» с фото участников боевых действий. Нашими учащимися тоже были подготовлены фотографии своих бабушек и дедушек для колонны «Бессмертного полка».

Поисковым отрядом и учащимися 2А, 3В,4А,6В,6Б,7В классов была создана инсталяция клипа «Дети войны», которая была показана на городском военно-патриотическом гала-концерте «Победный Май».

В рамках празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов учащиеся нашей школы Холява Марк (4А),Колосов Владислав (6А), Гнилова Алина (7В) приняли участие в международном телевизионном проекте на канале ОРТ «Горжусь своим дедом». Участники проекта подготовили рассказ о своих прадедах, показали фотографии военного времени и их награды.

Способствовали патриотическому воспитанию, развитию чувства гордости за великий подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны участие обучающихся нашей школы в таких городских мероприятиях, как

Научно-практическая конференция «Война: человеческий фактор» выпускница 11А Качанова Дарья стала победителем;

Городской проект «Память живет в наших сердцах» (9Б Джалилова А., Чернышова Е.были награждены сертификатами)

Городской и областной патриотический слет поисковых отрядов «Наследники Победы». За активное участие в поисковой работе и победу в конкурсе музейных стендов-экспозиций «Война в судьбах учащихся и учителей» поисковый отряд «Патриот» был награжден грамотой Министра образования и науки (поисковый отряд «Патриот»);

Городской конкурс рисунков «Эхо войны» Музычин В.10А, Солтыс Е. 7В);

Конкурс исследовательских работ о ветеранах « Со школной парты на фронт», « Герои былых времен» (Шандра В.11А, Кривошеенко Е.11Б и поисковй отряд «Патриот»);

Поисковый отряд поддерживает тесную связь с Центрально-Городским Советом ветеранов.Былопроведено городское мероприятие совместно с Советом ветеранов Ц-Г района, посвященное награждению ветеранов ВОВ юбилейными медалями в рамках 70-летия Великой Победы.

Приняли участие в городской акции «Письмо на фронт»

В Республиканской гражданско-патриотической акции «Голубь – символ мира»

В ходе мероприятий школьники получили яркое представление о масштабности и глобальности Второй Мировой войны, извлекли уроки, полезные при решении насущных задач в различных сферах жизни современного общества. Такие мероприятия воспитывают чувства патриотизма, гордости за свою Родину, воспитывают уважительное отношение к старшему поколению.

Дети Донбасса знают о войне не понаслышке.

III . Выступления содокладчиков:

    Формирование чувства патриотизма у младших школьников (Приложение2, диск)

    Воспитание патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся основной школы (Приложение 3,диск)

    Из опыта работы по воспитанию чувства патриотизма и духовно-нравственных ценностей у обучающихся старшей школы (Приложение 4)

    Из опыта работы поискового отряда «Патриот» (Приложение5 Видео, диск)

IV . Обсуждение и утверждение решения педагогического Совета

Проект решения педагогического совета:

Заслушав доклад заместителя директора по воспитательной работе по вопросу «Патриотическое воспитание как одно из основных направлений деятельности школы по формированию у обучающихся гражданского и духовно-нравственного сознания (в рамках празднования 70- летия Победы в ВОВ) » педагогический совет отмечает, что администрацией школы и педагогическим коллективом проводится большая работа по формированию патриотических чувств и гражданского самосознания обучающихся. Система патриотического воспитания в школе формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся и включает учебную и научно-исследовательскую деятельность в урочное и внеурочное время. Используются разные формы и методы работы по патриотическому воспитанию. Проводится ряд мероприятий, которые способствуют формированию патриотического сознания учащихся.

На основании вышесказанного педагогический совет рекомендует:

Срок: постоянно

2.Заместителю директора по воспитательной работе:

2.1. Организовывать работу по формированию патриотических чувств и гражданского самосознания обучающихся, используя новые технологии.

Срок: постоянно

2.2. Продолжать изучение работы классных руководителей по формированию патриотического, гражданского и духовно-нравственного самосознания обучающихся.

Срок: постоянно

2.3.Обобщать опыт работы классных руководителей по патриотическому воспитанию обучающихся.

3.Классным руководителям

3.1. Организовать и обеспечить активное участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях патриотического направления.

Срок: постоянно

3.2. Продолжать работу с классными коллективами по формированию патриотических чувств и гражданского самосознания обучающихся, используя разнообразные формы и методы воспитания.

Срок: постоянно

3.3. Продолжать работу тимуровских отрядов, организовывать встречи с ветеранами, интересными людьми города.

Срок: постоянно

4.Всем учителям:

4.1. При отборе материалов к урокам руководствоваться воспитательными целями, ориентированными на патриотизм, духовность и нравственность.

Срок: постоянно

4.2. Продолжать работу по реализации историко- исследовательской и поисково- краеведческой деятельности учащихся.

Срок: постоянно

5. Педагогу –организатору продолжать работу совета музея, как одного из форм патриотического воспитания обучающихся.

Срок: постоянно

6. Пресс- центру школы активизировать работу по выпуску газет, радиопередач на патриотические темы.

Срок: постоянно

Тема: «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Форма проведения: деловая игра.

Участники: педагоги ДОУ.

Цель: повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по
нравственно-патриотическому воспитанию.

Предварительная работа.

    Оформление информационного листа о планируемом педсовете на доске для воспитателей.

    Проведение тематического контроля «Патриотическое воспитание детей в условиях ДОУ».

    Оформление тематической выставки в методическом кабинете «Нравственно-патриотическое воспитание» (литература, опыт, методические разработки, пособия).

    Проведение консультации для воспитателей: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

    Проведение анкетирования педагогов по теме «Патриотическое воспитание дошкольников».

    Проведение экспресс-опроса воспитателей «Знаем ли мы права детей»

Повестка дня:

    Приветственное слово заведующего с сообщением о выполнении решений предыдущего педагогического совета, аннотацией темы.

    Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» — (ст. воспитатель Семаева В.С.)

    «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста» — (воспитатель старшей группы Литвиненко О.Ю.)

    «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие» — (воспитатель старшей группы Кизилова Е.Г.

    «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» — (из опыта работы воспитателя младшей группы Шарафан О.Г.)

    «Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников» — (воспитатель младшей группы Давыдова О.М.)

    Итоги тематической проверки на тему: «Патриотическое воспитание детей в условиях ДОУ» — (ст. воспитатель Семаева В.С.)

    Практическая часть:

    дискуссия «Как научить ребенка поступать нравственно?»

    — деловая игра: «Педагогический экспресс»

    — рефлексия «Все в наших руках».

Ход педсовета.

1. Приветственное слово заведующего с сообщением о выполнении решений предыдущего педагогического совета, аннотацией темы.

Выступила заведующий Шенцова М.В.

Третий педагогический совет был посвящен физкультурно-оздоровительной работе как важной задаче дошкольного учреждения. Было вынесено решение педагогического совета, назначены ответственные и даты выполнения. По решению педагогического совета:

— активизируется деятельность педагогов по оформлению спортивных уголков в группах пособиями для физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

— были привлечены родители к участию в совместных мероприятиях;

— была проведена тематическая неделя «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

— через информационные стенды и родительские собрания педагоги рекламируют здоровый образ жизни среди родителей.

Таким образом, решение предыдущего педсовета систематически выполняется.

2. Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» выступила ст. воспитатель Семаева В.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Стандарт дошкольного образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:

    Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

    Уважения к людям труда;

    Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

    Элементарных знаний о правах человека;

    Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

    Чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

    Толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

    Расширение представлений о России, ее столице;

    Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту и т.д. Таким образом, патриота в ребенке воспитывает вся жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

3.
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста» по данной теме выступила воспитатель разновозрастной группы №2 (старшая) Литвиненко О.Ю.).

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Ольга Юрьевна рассказала о необходимости воспитания нравственно-патриотических чувств уже с раннего детства, что следует иметь в виду, развивая у ребенка первые чувства гражданственности, о том какие задачи стоят перед педагогом и родителями в данном направлении. Так-же Ольга Юрьевна рассказала о том какую работу по патриотическому воспитанию дошкольников проводит в своей старшей группе. Подвела итог работы по патриотическому воспитанию со старшими дошкольниками. Дети овладели знаниями, усвоенными на занятиях и в повседневной жизни. Проявляют интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, страны, станицы. Знают сведения об истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Имеют представления о природных богатствах края. Выражают положительное отношение к миру, к своей стране, дружбе, ко всему живому.

4. По четвертому вопросу выступила воспитатель старшей группы Кизилова Е.Г. «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие».

Работа по патриотическому воспитанию проходит с шиоким использование педагогических средств. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей. Работу по патриотическому воспитанию, следует начинать с изучения методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду. В настоящее время большое значение приобретаем поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию. Главной целью в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Так-же Евгения Григорьевна сказала о том, что в своей работе необходимо использовать метод проектов, для расширения знаний дошкольников по патриотическому воспитанию.

5.«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» выступила воспитатель младшей группы Шарафан О.Г.

Ольга Григорьевна рассказала о том, что в своей работе использует различные игры с детьми младшего возраста. Представила педагогам разработанную картотеку кубанских игр. Рассказала о том, что народные игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой. Поэтому в свей работ я использую народные подвижные игры. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт. В игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

6. «Взаимодействие ДОУ и семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников», выступила воспитатель разновозрастной группы №1 (младшая) Давыдова О.М. Ольга Михайловна рассказала, о том какие мероприятия по патриотическому воспитанию проводит с детьми младшего возраста, как взаимодействует с родителями по данному направлению. Семья является традиционно главным институтом воспитания. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а так-же сохранению вертикальных семейных связей. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

7. Итоги тематической проверки на тему: «Патриотическое воспитание детей в условиях ДОУ» — (ст. воспитатель Семаева В.С.)

Вера Сергеевна подвела итоги тематического контроля, который прошел к ДОУ в период с 24.03.-27.03.2015г., озвучила педагогам рекомендации и сроки устранения замечаний.

8. Практическая часть:

Все педагоги приняли активное участие в дискуссии «Как научить ребенка поступать нравственно?», которая прошла в деловой, непринужденной, доброжелательной атмосфере. В ходе дискуссии педагоги пришли к выводу: чтобы научить ребенка поступать нравственно, необходимо создавать определенные игровые ситуации, учить оценивать свои поступки и поступки своих сверстников, использовать художественное слово, проводить по тематике нравственно-патриотического воспитания познавательные беседы и непосредственно образовательную деятельность, досуги, дидактические игры, решать вместе проблемные ситуации. Отметили, что очень важно для ребенка пример окружающих взрослых в детском саду и дома.

Ст. воспитатель Семаева В.С. провела с педагогами деловую игру
«Педагогический экспресс»,
которая прошла на высоком уровне и в хорошем темпе. Педагогам было предложено разделиться на две команды и отправиться в виртуальное путешествие по маршруту «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Путешествие состояло из пяти станций: «Эрудиты», «Экологическая акция», «Знатоки русской народной культуры», «Правовая академия», «Цветы толерантности». На первых четырех станциях педагогам были предложены задания в виде вопросов и ответов. Пятая станция «Цветок толерантности» была практическая, педагоги из разноцветных лепестков с описанием составляли цветок. Все педагоги приняли активное участие, со всеми предложенными заданиями справились, показали хорошие теоретические и практические знания и умения в организации и планировании воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Рефлексия «Все в наших руках».

На основании проведенной игры, педагогам было предложено выбрать и записать основные направления нравственно-патриотического воспитания и написать их на гранях куба.

    Обзор методических разработок, литературы по данной теме.

Педагоги посмотрели и оценили выставку методической и художественной литературы, наглядных пособий на нравственно-патриотическую тематику, ознакомились со статьями в газетах на тему 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Рассмотрев выставку, педагоги отметили и выбрали для себя наиболее интересные и современные методики и пособия, которые можно использовать и активно внедрить в практику работы с детьми и родителями.

    Подведение итогов и выполнение решения педагогического совета.

1.Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания. Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.

2.При планировании и организации воспитательно-образовательного процесса:

Продолжить проводить мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию;

Использовать в работе с воспитанниками разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет;

Приглашать для участия в мероприятиях ветеранов ВОВ, тружеников тыла, а также родителей воспитанников.

Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.

3.Повышать профессиональную компетентность по проблеме патриотического воспитания дошкольников. Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.

4.Провести анализ календарного и перспективного планирования воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста. Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.

5.Ежегодно проводить анкетирование по нравственно-патриотическому воспитанию с целью выявления уровня нравственной позиции родителей. Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.

Обсуждение закрыто.


Алтайский край, Хабарский район, с.Новоильинка
Чернова Юлия Васильевна, зам.дир. по ВР МБОУ «Ильинская СОШ»,2014 год
Педсовет «Гражданско-патриотическое воспитание»
Цель: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию школьников.
Задачи:
изучить сложившуюся в школе систему работы по данному направлению;
выявить интересы и запросы детей и учесть их при планировании работы;
обновить содержание и формы работы по гражданско–патриотическому воспитанию учащихся, учитывая возможности взаимодействие педагогов, учащихся и родителей.
Участники: администрация и педагоги школы, председатель Управляющего совета, президент школы, представители старостата родительского комитета школы.
Подготовка:
Создание инициативной группы по проведению педагогического совета;
Анкетирование учащихся 9-11 классов (анкета прилагается);
Изучение научно – методической литературы по обсуждаемой проблеме на МО классных руководителей;
Составление инициативной группой проекта решения педсовета.
Оформление. Оформление доски: тема, эпиграф, правила педсовета, кодекс чести учителей.
Оборудование и инвентарь.
Проектор, подготовлены рабочие места для участников заседания, мультимедийная презентация по теме педсовета, «дерево» с надписью «Цели и ожидания».
ХОД ПЕДСОВЕТА
Работа педагогического совета начинается с ведущего, который предлагает участникам педсовета сформулировать в одном-двух предложениях главное ожидание – что они хотят узнать, изменить, получить, дать, а также выработать правила работы педсовета. Правила вырабатываются методом «мозгового штурма», вывешиваются на доске.
Участникам раздаётся по одному листочку бумаги с липким краем, где они записывают своё ожидание. Через 2-3 минуты листочки собрать и, громко зачитывая каждое ожидание, приклеивать их к дереву» с надписью «Цели и ожидания».
После этого ведущий педсовета говорит о том, что в конце педсовета участники вернутся к этим ожиданиям, чтобы выяснить, насколько они исполнились.
I. Вступительная часть. Краткое выступление директора школы о задачах и замысле педагогического совета.
Академик Д.С.Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Сегодня будущее цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.
Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания школьников. В предыдущее десятилетие это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия. Мы вновь сегодня осознаем важность этой проблемы.
II. Информационно-теоретическая и аналитическая части педсовета:
1. Доклад заместителя директора по учебно-воспитательной работе: « Нормативно-правовая база гражданско-патриотического воспитания. Воспитание патриотизма в новых федеральных государственных стандартах».
2. Доклад заместителя директора по воспитательной работе: «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся МБОУ «Ильинская СОШ»
“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”
К.Д. Ушинский.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию ведётся согласно плану работы школы. В течение работы педагогическим коллективом была проделана большая работа по этому направлению: воспитывалось уважение к символам и атрибутам Российского государства (учащиеся были участниками тематических бесед и викторин по данной тематике), прививалась любовь к Малой Родине, к родной школе через традиционные школьные дела.
Школа работает по следующим направлениям:
1 направление. Воспитание на боевых традициях народа.
Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;
Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны. Шефская помощь;
Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ;
Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов;
Проведение конкурсов военно-патриотической песни, военно – спортивных соревнований, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам;

В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ и труда. Возрождается в школе Тимуровское движение, направленное на оказание помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, пожилым людям, всем, кто в ней нуждается и уход за могилами ветеранов войны, оставшихся без внимания.
Опорной базой, площадкой для формирования настоящих защитников Отечества, патриотов Родины являются следующие мероприятия: смотры строя и песни, соревнования «А, ну-ка, мальчики!», «Вперед, мальчишки!».
2 направление. Историко-краеведческая работа.
Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:
– экскурсии в районный краеведческий музей, школьный музей СОШ; оформление стенда к февралю, газет, презентации.
3 направление. Формирование правовых знаний.
Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права.
– уроки обществознания (с 6 класса);– изучение правил поведения в школе и общественных местах;– школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками);– общешкольные мероприятия;
выборы Президента школы;
4 направление. Воспитание на культурных традициях народа.
– уроки гуманитарного цикла;– организация и проведение тематических вечеров, бесед;– изучение обычаев, традиций, праздников своего народа;– изучение своей семьи, составление генеалогического древа семьи; Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.
Особое место в гражданско-патриотическом воспитании является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе нашей школы, для которого в школе имеются все условия: спортивный зал, кабинет ОБЖ, спортивная площадка для тренировок, укомплектована материально-техническая база. Школа работает давно в этом направлении, имеет свой опыт, достижения. Хороших результатов достигают учащиеся школы в военизированных конкурсах, соревнованиях, но и в спорте, и все это благодаря преподавателю ОБЖ, преподавателям физкультуры. Команды наших спортсменов участвовали во всех районных конкурсах, эстафетах, соревнованиях, а также по итогам этих соревнований добивались высоких результатов по легкой атлетике, по баскетболу, хоккею. Неоднократно спортсмены школы занимали призовые места: Сборные команды школы приняли участие в районных соревнованиях:
Высококвалифицированные педагоги успешно решают вопросы обучения и воспитания школьников, как граждан, патриотов своей Родины через уроки, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования, военизированные эстафеты. Созданы в школе и соответствующие условия для формирования чувств любви к своей Родине, краю, селу, школе, своей семье, для развития интереса к спорту.
Коллектив МБОУ «Ильинская СОШ» взаимодействует в работе по гражданско – патриотическому воспитанию с разными учреждениями города: дополнительного образования, учреждениями культуры, спорта и другими.
Огромная роль в воспитании гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива и, организуя совместно с активом класса, в соответствии с годовым планом, общешкольные мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой России,Алтайского края, школы, проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и военнослужащими.
Для выявления уровня гражданственности и патриотизма было проведено анкетирование среди учащихся 7-11 классов, в котором приняли участие 60 человека. Анкета «Патриот и гражданин» Результаты анкетирования видны на диаграмме (слайд 15). При достаточно высоких результатах тестирования, ответы на некоторые вопросы заставляют задуматься. Так на вопросы: «Я многим обязан своей стране (12 учащихся ответили «нет»), «Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились» (20 человек– «да»), «Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей» (5 человек– «нет»). Сейчас развенчивают и критикуют разные стороны нашей истории, имена. А кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц. Сегодня мы прекрасно понимаем: патриотическим воспитанием нашей молодежи надо серьезно заниматься. Ведь нам, поколениям, которые с пеленок воспитывались на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет нам на смену.
Однако в 2012 -2013 учебном году следует акцентировать внимание на работу по созданию школьного музея Боевой Славы, для чего необходимо организовать работу группы «Поиск» с целью сбора материала, более тесного общения с ветеранами, тружениками тыла; отделу информации школьного ученического самоуправления работать над созданием информационной газеты «Патриот».
Выступления содокладчиков:
Козлова Ю.А. - «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников»;
Ёлгина Л.Т.- «Гражданско-патриотическое воспитание на уроках биологии и во внеурочное время»;
Мартынова Л.Д. - «Гражданско-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ, физической культуры и во внеурочное время»;
Лысенко Г.Н. - «Изучение малой Родины во внеурочной работе»;
Салова Г.Н.: «Взаимодействие школы и семьи по формированию и развитию патриотизма».
III. Аналитическая работа по методическим бюллетеням.
IV. Выработка решения.
Проект решения педагогического совета:
Одобрить работу педагогического коллектива школы по воспитанию гражданственности и патриотизма у школьников. Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания, сохраняя традиции школы.
Заместителю директора по ВР и инициативной группе педагогического совета, разработать и утвердить «Комплексную воспитательную программу работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию на 2011-2014 год», рассмотрев ее на заседаниях МО, создав систему массовых общешкольных, классных мероприятий совместно с педагогами, с родителями и учащимися, продолжая работу по организации совместной общественно-значимой гражданско-патриотической деятельности родителей и учащихся.
При планировании и организации воспитательной работы на 2012 –2013 учебного года:
– продолжить проводить внеклассные и общешкольные мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию; – учитывать особенности учащихся 1–11-х классов в целях определения потребностей и интересов участников воспитательно-образовательного процесса; – использовать в работе с учащимися разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет, ДВД, а также документальные, художественно-исторические фильмы; – приглашать для участия в мероприятиях ветеранов ВОВ, тружеников тыла, участников локальных войн, выпускников-военнослужащих и курсантов военных училищ, а также родителей учащихся.
Ежегодно проводить анкетирование учащихся по гражданско – патриотическому воспитанию, с целью выявления уровня гражданской позиции учащихся.
V. Заключительное слово администрации школы.
VI. Оценка работы педсовета.
Оценка деятельности участников педсовета, полезность, результативность.
Считаете ли Вы тему педагогического совета актуальной?
Да, нет, другое______________________________.
Считаете ли Вы эффективным проведение педагогического совета в предложенной форме?
Да, нет, другое______________________________.
Отметьте состояние, которое Вы испытываете в процессе заседания педсовета:
- интерес, удовлетворение, раздражение;
- скуку, беспокойство, эмоциональный подъем.
Каждый участник педсовета поднимает квадратик того цвета, который соответствует высказыванию под этим цветом.
Зеленый Я уже об этом знал (а), но было интересно
Голубой Я знал (а) много нового интересного
Жёлтый Буду это применять в своей дальнейшей работе
Красный Мне было очень интересно, я узнал (а) много нового для себя

Фролова О.А.
Сейчас говорят много хороших и правильных слов, это умеют делать все – от Президента, до обывателя. Но ведь важны дела, только по ним можно узнать человека. Особенно важно это для учителя. Дети очень внимательны к тому, как себя ведет педагог в жизни, расходятся ли его слова на уроке с его реальными поступками. И если так – то такой учитель мало чему научит. К нему не будет доверия. С другой стороны, можно не говорить высоких слов о гражданстве и патриотизме, а просто каждый день вести себя соответственно. Самые лучшие учителя, думаю, так и делают.
Патриотизм – вещь замечательная. Более того, без любви к родине, к своей земле, своим друзьям и соседям вряд ли можно стать гражданином. Правда, любовь не должна быть слепой. И, наверное, стоит различать любовь к государству, к власти (особенно к существующей) или к правящей партии, и любовь к своему краю, к своей стране, со всеми ее недостатками и трагедиями.

Педсовет «Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников»

Цель: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию школьников.

Задачи: 1.) изучить сложившуюся в школе систему работы по данному направлению;2.) выявить интересы и запросы детей и учесть их при планировании работы;3.) обновить содержание и формы работы по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся, учитывая возможности взаимодействие педагогов, учащихся и родителей.

Участники: администрация и педагоги школы, представители ученического и родительского актива.

Подготовка:

    Создание инициативной группы по проведению педагогического совета.

    Подготовка экскурсии в музей для участников педсовета.

    Анкетирование учащихся 9-11 классов (анкета прилагается).

    Изучение научно – методической литературы по обсуждаемой проблеме классными руководителями.

    Составление инициативной группой проекта решения педсовета

Оформление, оборудование и инвентарь: доска, проектор, подготовлены рабочие места для участников заседания, мультимедийная презентация по теме педсовета (Приложение 1). На доске оформлена таблица к практической части педсовета.

Ход педсовета

    Работа педагогического совета начинается с посещения музея и знакомства с экспозициями: «История школы в истории села

    Вступительная часть. Краткое выступление директора школы Булановой Л.Г. о задачах и замысле педагогического совета

    Информационно-теоретическая часть. Выступление заместителя директора по учебно-воспитательной работе Фоменко Л.Л.

Как нет человека без самолюбия,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”

К.Д.Ушинский

Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии личности, в формировании гражданина-патриота.

Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работы нашей школы, для которого в школе имеются все условия: спортивный зал, имеется библиотека с читальным залом, 2 спортивных секций. Школа работает давно в этом направлении, имеет свой опыт, достижения. Команды наших спортсменов участвовали во всех районных конкурсах, эстафетах, соревнованиях, а также по итогам этих соревнований в зональных, республиканских соревнованиях, где добивались результатов по легкой атлетике, по баскетболу. Неоднократно спортсмены школы занимали призовые места: в районных соревнованиях по легкой атлетике «Шиповка юных».

Квалифицированные педагоги успешно решают вопросы обучения и воспитания школьников, как граждан, патриотов своей Родины через уроки, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования. Созданы в школе и соответствующие условия для формирования чувств любви к своей Родине, республике, району, школе, своей семье, для развития интереса к спорту, военной профессии.

Как же мы воспитываем патриотизм? Сегодня в системе образования РФ существуют разные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. Работа по гражданско - патриотическому воспитанию учащихся велась по следующим направлениям деятельности:

1 направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

    Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (Традиционная ежегодная Вахта памяти у Вечного огня 9 мая учащихся).

    Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда Шефская помощь.

    Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ.

    Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.

    Проведение конкурсов военно-патриотической песни, смотров строя и песни, военно –

Спортивных соревнований, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам.

В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ и труда, проживающих в селе. Все ветераны закреплены за классными коллективами, которые шефствуют над ними, поздравляя со всеми праздниками, помогая. Выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. При их поддержке и помощи создается Книга памяти. Ежегодным стало приглашение их на праздничный концерт, посвященный Дню Победы, с чаепитием 8 мая, традиционно проводятся встречи с участниками Великой Отечественной войны, участниками локальных войн и военных конфликтов к Дням воинской славы.

Возрождается в школе Тимуровское движение, направленное на оказание помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, пожилым людям, всем, кто в ней нуждается.

2 направление. Историко-краеведческая работа . Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:

Экскурсии в городской краеведческий музей, школьный музей,

Уроки - знакомства с историко-архитектурными памятниками города и края;

Изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев и праздников;

Оформление стенгазет "Страницы истории родного края", "К родному краю с любовью";

Конкурсы лучших чтецов «С чего начинается родина?»

3 направление. Работа военно-исторического музея . Одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений является краеведение. Учащиеся совместно с руководителем музея:

    Собирают материал о подвигах участников военных событий и оформляют его в картотеку материалов о ветеранах ВОВ и локальных войн.

    Составлять и вести « Книгу Памяти».

    Охраняют памятники истории родного города, школы.

    Проводят культурно-массовую работу среди учащихся школы.

    Проведение музейных уроков.

    Проведение экскурсий для учащихся 1-11 классов, педагогов, родителей (в соответствии с тематикой стендов, основным разделам, экспозициям музея и к Дням Воинской славы).

4 направление. Формирование правовых знаний. Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права.

Уроки обществознания (с 6 класса), экономики, права;

Изучение правил поведения в школе и общественных местах;

Школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками);

Встречи с представителями суда и прокуратуры;

Общешкольные мероприятия;

Работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;

Работа Совета школы.

5 направление. Воспитание на культурных традициях народа.

Уроки гуманитарного цикла;

Факультатив «основы православной культуры»; "Основы буддизма"

Организация и проведение тематических вечеров, бесед;

Изучение обычаев, традиций, праздников своего народа;

Изучение своей семьи, составление генеалогического дерева семьи;

Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.

Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.

Огромная роль в воспитание гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива и, организуя совместно с активом класса, в соответствии с годовым планом, общешкольные мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой России, Республики Калмыкии, проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и военнослужащими, проводят большую экскурсионную работу по памятным и историческим местам, знакомя учащихся с памятниками культуры.

Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в это время отличается большой психологической устойчивостью.

Если заложенные в младшем школьном возрасте аспекты патриотизма являются фундаментом, то подростковый возраст – мировоззренческой базой будущего гражданина.

Но статистика свидетельствует о росте среди старшеклассников негативного отношения к понятиям гражданского долга, ответственности перед обществом, коррозии патриотических и гражданских идеалов. Для выявления уровня гражданственности и патриотизма было проведено анкетирование среди учащихся 9-11 классов, в котором приняли участие 153 человека. Анкета «Патриот и гражданин» (Приложение 2). Результаты анкетирования видны на диаграмме (слайд 15). При достаточно высоких результатах тестирования, ответы на некоторые вопросы заставляют задуматься. Так на вопросы: «Я многим обязан своей стране» (3% учащихся ответили «нет»), «Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились» (7%- «да»), «Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей» (9% - «нет»). Сейчас развенчивают и критикуют разные стороны нашей истории, имена. А кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц. Сегодня мы прекрасно понимаем: патриотическим воспитанием нашей молодежи надо серьезно заниматься. Ведь нам, поколениям, которые с пеленок воспитывались на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет нам на смену.

IV. Практическая часть. Для дальнейшего совершенствования работы по воспитанию гражданственности и патриотизму у школьников присутствующим предлагается принять участие в составление плана совместных действий педагогического, ученического и родительского коллективов. Используя метод «Мозгового штурма», участники педсовета по кругу высказывают свои предложения, которые заносятся в начерченную на доске таблицу:

Мероприятия для дальнейшего совершенствования работы по воспитанию гражданственности и патриотизма у школьников

Для кого проводится

(классы, участники)

Ответственные за проведение мероприятия

Учащиеся

Родители

Педагоги

Обработанные в дальнейшем инициативной группой данные таблицы будут учтены при составлении Комплексной программы по гражданско-патриотическому воспитанию, при составлении общешкольного плана воспитательной работы и станут основой для планирования работы в классах.

Для разработки данной программы и совершенствования работы по воспитанию гражданственности и патриотизма учащихся участникам педсовета предлагаю принять участие в составлении плана совместных действий.

V. Заключительная часть. Итоги всех проведенных мероприятий свидетельствуют о том, что прогрессирует процесс становления системы патриотического воспитания, а мероприятия, направленные на воспитания гражданственности и патриотизма у школьников приняли системный характер в связи, с чем нужно разработать и принять «Комплексную воспитательную программу работы школы по гражданско – патриотическому воспитанию на 2018 – 2020 год», включив в нее план мероприятий, посвященный 73– летию Победы. Рассмотреть программу на заседаниях МО, создав систему массовых общешкольных, классных мероприятий совместно с педагогами, с родителями и учащимися, продолжая работу по организации совместной общественно – значимой гражданско-патриотической деятельности родителей и учащихся.

Обсуждается и утверждается решение педагогического Совета:

Проект решения педагогического совета:

    Одобрить работу педагогического коллектива школы по воспитанию гражданственности и патриотизма у школьников. Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания, сохраняя традиции школы .

    Выбрать инициативную группу для реализации плана гражданско-патриотического воспитания, посвященного 73-годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

    Заместителю директора по УВР и инициативной группе педагогического совета, разработать и утвердить «Комплексную воспитательную программу работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию на 2018-2020 год», создав систему массовых общешкольных, классных мероприятий совместно с педагогами, с родителями и учащимися, продолжая работу по организации совместной общественно-значимой гражданско-патриотической деятельности родителей и учащихся.

    При планировании и организации воспитательной работы на 2 полугодие 2017 –2018 учебного года:

Продолжить проводить внеклассные и общешкольные мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию;

Учитывать особенности учащихся 1–11-х классов в целях определения потребностей и интересов участников вопитательно - образовательного процесс;

Использовать в работе с учащимися разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет, ДВД, а также документальные, художественно-исторические фильмы;

Приглашать для участия в мероприятиях ветеранов ВОВ, тружеников тыла, участников локальных войн, выпускников-военнослужащих и курсантов военных училищ, а также родителей учащихся.

    Ежегодно проводить анкетирование учащихся по гражданско – патриотическому воспитанию, с целью выявления уровня гражданской позиции учащихся.