Проекты по художественно эстетическому развитию в доу. Краткосрочный проект по художественно-эстетическому воспитанию в средней группе "красавица матрешка". «Как прекрасен этот мир»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12, город Алейск
Проект по художественно – эстетическому развитию для группы индивидуальной подготовки МБДОУ детский сад №12
Воспитатель МБДОУ детский сад №12
Целеполагание
В настоящее время педагоги, специалисты в области дошкольного воспитания, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В.А. Сухомлинский.
Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка развиваются в процессе общения с разными материалами.
Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле является работа с бумагой. Поэтому появилась потребность в создании этого проекта.
Цель проекта
Создание условий для развития ручной умелости у дошкольников через укрепление мелкой моторики рук и организацию совместного творчества детей и взрослых.
Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
Обучать основным приемам в аппликационной технике, умение работать ножницами;
Обучать работать на заданном пространстве;
Обогащать сенсорные впечатления;
Развивать мелкую моторику, координацию движений;
Развивать речевые навыки;
Развивать творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие;
Воспитывать аккуратность в работе с бумагой;
Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
Срок реализации – 9 месяцев.
Предполагаемые итоги
Умение детей самостоятельно создавать задуманное и доводить начатое до конца;
Умение детей самостоятельно планировать работу и анализировать результаты своей работы;
Умение работать с бумагой, ножницами, клеем;
Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Формы и методы
Игра, загадка, сказка, беседа;
Рассматривание иллюстраций;
Показ образца выполнения последовательности работы.
Перспективный план кружка «Мастерилки»
Сентябрь – полоски
Волшебные свойства бумаги;
Фантазии с листом бумаги;
Полоска превращается в капельку;
Полоска превращается в колечко.
Октябрь - из гармошки и кругов
Цветок на «День пожилого человека»;
Лягушка из кругов;
Черепаха из кругов;
Красная шапочка.
Материалы и оборудование: бумага, клей, ножницы.
Ноябрь – из кругов
Птица на ветке;
Материалы и оборудование: бумага, клей, ножницы.
Декабрь – из ладошек
Дед мороз;
Снеговик;
Материалы и оборудование: бумага, клей, ножницы.
Январь – гармошка
Осьминожка;
Божья коровка;
Материалы и оборудование: бумага, клей, ножницы.
Валентинка;
Открытка папе;
Материалы и оборудование: бумага, клей, ножницы.
Март – на ладошках
Сердечко;
Подснежники;
Материалы и оборудование: бумага, клей, ножницы.
Апрель – гармошка
Материалы и оборудование: бумага, клей, ножницы.
Май – из руки
Осьминожка;
Человечек.
Материалы и оборудование: бумага, клей, ножницы.
Разделы: Работа с дошкольниками
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта
Все знают о роли развития мелкой моторики: связь с речевым центром, развитие зрительно-моторной координации, ловкости и точности движения, развитие кисти и пальцев, и многое другое.
Предлагаемый проект позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.
В дошкольных учреждениях с целью обучения детей третьего года жизни традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности.
Однако, занятия аппликацией с детьми этих лет жизни могут быть привлекательными и доступными для малышей.
Доступность объясняется несложностью исполнительских приёмов, которые осваивают дети во время аппликационной деятельности, а также возможностью манипулирования готовыми формами для достижения результата.
Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.
Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.
Полученный детьми в раннем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних возрастных этапах.
Сформированные в раннем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.
Цель проекта: формирование интеллектуальной, познавательной, речевой деятельности через художественно-эстетическое развитие; развивитие творческих способностей, фантазии, воображения; помощь в проявлении художественных способностей в различных видах изобразительной деятельности.
Задачи для детей:
1. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, моторику рук, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
2. Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к окружающему миру.
3. Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
4. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
5. Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
6. Учить создавать коллективные работы.
Задачи для родителей: создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.
Задачи для педагога:
1. Анализ и сбор информации по художественно-эстетическому развитию детей.
2. Разработать перспективное планирование по проекту.
3. Пополнить предметно-развивающую среду.
4. Мониторинг результатов.
Участники проекта:
1. Дети первой младшей группы.
2. Воспитатели группы.
3. Родители и другие члены семьи.
Длительность проекта: 4 месяца.
Ожидаемый результат:
1. Пополнение предметно-развивающей среды по художественно-эстетическому развитию.
2. Формирование речевых навыков.
3. Развитие интереса к познанию окружающего мира.
4. Обогащение опыта родителей.
I. Подготовительный этап
1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Обсуждение с родителями проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II. Основной этап реализации проекта
1. Взаимодействие с родителями:
- организация выставки детских работ;
- публикация мастер-классов выполнения работ на сайте педагога.
2. План проведения занятий кружка «Пальчик мал, да удал»
Программное содержание |
|||
1-я неделя |
Вот какие у нас солнечные ладошки. |
Вызвать интерес к созданию коллективного панно из ладошек. Учить раскладывать цветные ладошки вокруг круга и приклеивать. Познакомить с техникой аппликации: наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону/основе. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы. |
|
3-я неделя |
Чашка в горошек |
Учить детей на данной заготовке наклеивать круги бумаги, развивая эстетику. |
|
1-я неделя |
Вот какой у нас букет! |
Вызвать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить составлять композицию из цветов и листиков: выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (силуэте букета). Показать возможность изготовления цветка в технике бумажной пластики - из мятых комочков и рваных кусочков. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать чувство заботы о маме. |
|
3-я неделя |
Пушистая тучка. |
Продолжать учить детей создавать рельефные изображения из пластилина модульным способом - отщипывать кусочки, прикладывать к фону и прикреплять (прижимать, примазать) пальчиками. Вызвать интерес к созданию красивой пушистой тучки из кусочков пластилина разного цвета. Разнообразить способы деления пластилина на части (ощипывание, отрывание, откручивание, отрезание стекой). Развивать чувство формы, фактуры, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисть руки. |
|
1-я неделя |
Вагончик |
Продолжать формировать умение наклеивать готовые шаблоны на картон, обыгрывая их. |
|
3-я неделя |
Божьи коровки |
Продолжать учить детей наклеивать готовые круги на предмет, дорисовывать мелкие детали. |
|
1-я неделя |
Вот какие у нас цыплятки. |
Учить детей в сотворчестве с педагогом и другими детьми создавать образ цыплят: по выбору педагога - рисовать или делать аппликации. Уточнить представление о внешнем виде цыплёнка (туловище и голова - круги разной величины, тонкие ножки, на голове - клюв и глаза). Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать интерес к природе, желание отображать свои представления и впечатления в изодеятельности. |
|
3-я неделя |
Цветочная поляна - коллективная работа |
Закреплять практические навыки, умение составлять цветок из нескольких кругов цветной бумаги, наклеивая их на картон, правильно располагая. |
На данных занятиях дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.
Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи - аппликации предметов разнообразных форм, величины, пропорции. Занятия носят как коллективные так и индивидуальные формы работы. К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; освоят навыки работы с клеем; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук.
III. Заключительный этап
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую);
- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными техниками, материалами, новыми игрушками, дети проявляли интерес и желание стать активными участниками процесса;
- возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог;
- считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - родители.
Перспектива на будущее:
Разработать перспективу проекта “ Пальчик мал, да удал ” во 2 младшей группе.
Литература:
1. Лыкова И.А.
«Изобразительная деятельность в детском саду. II младшая группа». - М.: Т Ц Сфера, 2007
2. Янушко Е.А.
«Аппликация с детьми раннего возраста» . Методическое пособие для воспитателей и родителей.-М.:-Мозаика-Синтез.: 2006.-64 с.
Проект художественно – эстетической направленности: «Книга русских народных сказок»
Воспитатель: Сорокань Виктория Александровна
МБОУ СОШ №3 г. Сураж
описание проекта художественно – эстетической направленности "Книга русских народных сказок "
Сказки на Руси известны с очень древних времен. В древней письменности уже встречаются сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.
Сегодня, совсем как в 60-е годы двадцатого века модно рассуждать о пользе и вреде сказки, как материала для детского чтения. Многих, особенно родителей, смущает, что сказка приводит к искаженному мировосприятию, неправильной (с точки зрения взрослого) оценке происходящих событий, приучает к излишней идеализации окружающего, безгранично развивает фантазию, а также загромождает память ненужными фактами. Но пока взрослые спорят, есть ли вред, к примеру, от Емели из сказки "По - щучьему веленью, по - моему хотенью" или от Иванушки - дурачка, дети с удовольствием читают и слушают народные и не только сказки.
А взрослым я хотела бы посоветовать, не мудрствовать особо, а вспомнить, что сказки - это наша с вами культура. И ничего нет хуже, чем человек, не помнящий своих корней. Ну а насчет вреда от сказок, насчет того, что дети вырастут неприспособленными к этому жесткому миру. Полноте! Не стоит недооценивать наших детей. Посмотрите, какие они у нас умные. Так что не лишайте их детства. Пусть они читают сказки и слушают аудио сказки, учат замечательные песенки для детей и пока они дети - пусть остаются детьми!
Проблема проекта: Как часто вы читаете детям книги? Каждый день, раз в неделю? Сейчас почти в каждом доме есть компьютер и уж точно телевизор, поэтому чтение книг становиться обременительной обязанностью для родителей. Куда проще включить детям мультики или компьютерную игру и заниматься своими делами.
Но разве вы желаете своим детям плохого? Каждый родитель мечтает, что его ребенок будет самым умным и успешным. Способствовать этому можно элементарно – надо всего лишь приучить детей читать книги.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – приобщение детей к чтению.
Проектом предусмотрен объект исследования, в качестве которого выступают условия для обеспечения дошкольников полноценным чтением. Предметом деятельности является процесс чтения художественной литературы.
Актуальность создания проекта
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и с полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность даёт метод проектов или проектное обучение. Он позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.
О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».
В Новое время этот термин связывается с понятием «проблема». В этимологическом словаре проект как проблема «может означать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идей, отказывается от своего частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве». Именно такое толкование проекта открывает широкие возможности для его использования в образовательном процессе.
В образовательной практике, где проектный метод обучения, после забвения вновь начал применяться с 80-х годов прошлого века уже накоплен достаточно большой опыт его реализации.
В последнее десятилетие в научно-педагогической литературе уже много написано о сущности и современном прочтении метода проектов. Проект понимается как специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися, комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Находясь в постоянном поиске новых форм и методов повышения качества образования, специалисты школьной ступени так же обратили внимание на метод проектов. Использование его в школьной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, т. е. нововведение, новшество.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности школьников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы школьников и получить ощутимый результат.
В школьном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции в свете ФГОС (интеграция на основе единого проекта).
Особенностью проектной деятельности в школьной системе образования является то, что ребенок уже может с помощью педагогов найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно - образовательном процессе СОШ №3 проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги МБОУ, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Характерной чертой использования метода проектов в школьной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
Самая любимая книга для детей – сказочная. Сказка для ребенка – это не вымысел, не плод фантазии – это особая реальность, реальность чувств, желаний, ценностей, установок, потребностей, привычек, которая становится ощутимой в безопасном для ребенка окружении любящих его взрослых и сверстников.
Чтение вместе с близкими взрослыми еще и способ психологической защиты: книга приходит к детям через мамин или папин голос, а это всегда любовь и доброта, тепло и защита.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
Сказка - это именно такой рассказ, который лучше воспринимается детьми всех возрастов. Она воспитывает и обучает, помогает с пользой провести досуг. Яркие характерные образы из сказок воздействуют на сознание и дают четкое представление ребенку о добре и зле. Все эти фантастические рассказы содержат некие стереотипы поведения в той или иной ситуации, предлагают способы решения проблем и жизненных задач.
Часто сказки повествуют о каком-либо слабом и беспомощном герое, который в результате преодоления трудностей и сложных препятствий становится сильным и мудрым. Именно это отражает суть взросления человека и делает этот процесс понятным для детей. А задачи, которые решает персонаж, учат ребенка не пасовать перед проблемами, развивают гибкость ума, бытовую смекалку и хитрость.
Герой встречает на своем пути множество других действующих лиц сказки, разговаривает с ними. Дети, читая или слушая рассказ, постигают навыки общения и запоминают схемы поведения персонажей, все это развивает их и готовит к жизни в реальном мире. Взрослые, рассказывая произведение ребенку, меняют тембр голоса и интонацию, тем самым выступают в роли логопеда. Малыши буквально заглядывают в рот рассказчику, невольно запоминая его движения и мимику.
Сказки рассказывали и в древности, рассказывают и сочиняют их и сейчас. Изменились герои, изменились места действия, но одно осталось неизменным - в битве добра и зла добро всегда побеждает.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Книга русских народных сказок ».
Проект можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели (Киселева Л. С., Данилина Т. А., Пахомова Н. Ю.) . Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
Остановимся более подробно на семейных творческих проектах. Такие проекты призваны объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества. Семейные творческие проекты могут иметь разную тематику, и в процессе их реализации одновременно и параллельно решаются творческие, образовательные, психологические и воспитательные задачи. Основной целью таких проектов является вовлечение детей и взрослых в творческий процесс.
В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.
Такие проекты, с одной стороны, направлены на раскрытие индивидуальности каждого, с другой – дают возможность понять и почувствовать, что ты – часть социума, что рядом с тобой живут люди, у которых есть свое понимание действительности, свои взгляды, свои традиции. А собравшись вместе, мы можем созидать красоту и распространять ее в окружающем пространстве.
Творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и прогимназии.
Работа над проектом велась в течение 6 месяцев: 3 вводных занятия по ФЦКМ, в середине проекта 2 занятия по чтению ХК по теме: «Что за прелесть эти сказки», остальное время на других занятиях, такие как Худ.эстетическое развитие (рисование, аппликация)
Цель данной деятельности:
Способствовать формированию коммуникативных умений - способность к созданию условий для эффективной устной и письменной коммуникации в различных формах и контекстах.
1.Формировать интерес к чтению в семье, активизировать читательскую самостоятельность у родителей.
2. Поддерживать стремление участников проекта вступать в общение, высказываться, активизировать словарь, для дальнейшего развития и работой над проектом.
3. Единство семейного и общественного воспитания на протяжении работы над проектом
4.Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
5.Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
6.Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
7.Воспитание трудолюбия, аккуратности;
8.Обучение детей элементам дизайн-деятельности.
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
В работе над данным проектом использовались методы:
Теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение.
Эмпирические: наблюдение, изучение продукта деятельности.
Практический.
Наглядный.
Проблемно-поисковый.
План работы над проектом
Подготовительный этап. Планирование проекта
1.Постановка целей и задач.
2.Определение методов, подготовительная работа с воспитанниками и их родителями. 3.Подготовка оборудования и материала.
4.Создание информационного банка данных по проблеме проекта «Книга русских народных сказок».
5.Разработка плана мероприятий по проекту.
Ответственные |
||
Беседа с родителями «Знакомство с проектом» | воспитатель - логопед |
|
Оформление книжного уголка | воспитатель |
|
Беседа «…да в ней намёк». | воспитатель |
|
Чтение русских народных сказок | воспитатель, родители. |
|
Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам, изучение с детьми истории возникновения первых книг, видов книг. | воспитатель |
|
Просмотр мультфильмов «Пузыпь, соломинка и лапоть», «Лиса и кувшин», «Ворона и раск». | воспитатель |
|
Посещение библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, викторина «Путешествие в сказку». | воспитатель |
|
Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ. | воспитатель,родители |
|
Создание проекта «Книга русских народных сказок»» | воспитатель, родители. |
5.Консультации для родителей «Чтение в кругу семьи. Цели и значимость».
6.Анализ литературы по теме проекта.
Формы работы: информационное выступление, презентация, беседа.
Результат этапа: доведена информация о конкурсе, начат сбор материала.
Основной этап.
1.Внедрение проекта в жизнь дошкольников в социуме и семье.
2.Поиск на поставленные вопросы.
3.Чтение сказок в кругу семьи, согласно списку для чтения, в соответствии с программой.
4.Изготовление эскизов книги, деталей будущей книги: вышивка гладью героев сказок, рисование маслом сюжетов произведений.
Формы работы: беседа с элементами диспута, чтение по ролям, словесное рисование, иллюстрирование. Здесь очень важна роль педагога, который должен не только организовать творческий процесс, но и поддержать любое творческое начинание, воодушевить, похвалить, деликатно и тактично отметить что-то положительное в первом литературном опыте каждого ребенка. Ведь одно из обязательных педагогических условий творческой проектной работы – это создание ситуации успеха для каждого дошкольника!
Результат: выбран лучший эскиз будущей книги, изготовлены детали.
Заключительный этап. Итоги
1. Сбор проекта «Книга русских народных сказок».
2.Инсценировка сказок.
3. Презентация и защита проекта «Книга русских народных сказок».
Формы работы: работа в группах (творческие группы проводят интервью, готовят фотоотчет), написание отзывов о проделанной работе.
Результат: подведены итоги по проекту, награждение по итогам проекта.
Работа над данным проектом на занятии ФЦКМ и ХК формирует навыки самостоятельной работы, обогащает читательский опыт. Дошкольники приобретают навыки исследования, как универсального способа освоения действительности развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируются личностная позиция.
Данный проект может быть реализован при изучении тем регионального компонента в ДОУ, а также в системе дополнительного образования.
Вид проекта: творчески-информационный
Сроки реализации: краткосрочный декабрь-январь
Актуальность: в наше время мало внимания уделяется знакомству детей с народными традициями. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения, через ознакомление детей с народными традициями.
· Знакомство детей с народными традициями, связанными с Рождеством.
· Развивать познавательный интерес к русскому народному творчеству.
· Обобщать результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Рождественская сказка».
Образовательные:
· Познакомить детей с народными традициями празднования Рождества (святки, колядование).
· Познакомить детей с устным народным творчеством (заклички, песенки, связанные с Рождеством, потешки, русские народные сказки).
· Учить понимать образный смысл загадок.
· Познакомить детей с приемами лепки, аппликации, конструирования при создании сюжетной композиции.
· Познакомить детей с библейским сюжетом рождения Иисуса Христа.
Воспитательные:
· Воспитывать у детей любовь к русской народной культуре.
· Воспитывать эстетические и этические чувства.
· Воспитывать любознательность.
Развивающие:
· Развивать у детей познавательный интерес к русской народной культуре.
· Развитие внимания, мышления, творческого воображения, умения анализировать.
· Развивать умение создавать художественный образ по прочитанному произведению.
· Активизировать словарь: святки, колядование, «козульки» (рождественское печенье)
· Развивать коммуникативные навыки у детей.
Планируемые результаты:
· Знание детьми народных традиций, связанных с Рождеством.
· Имеет представление о библейском сюжете рождения Иисуса Христа.
· Умеет создавать художественный образ по прочитанному произведению.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
Деятельность заместителя заведующего по УВР:
1. Создание нормативно-методических условий для реализации проекта:
— изучение и разработка нормативных документов
2. Организация взаимодействия со сторонними организациями при реализации проекта
3. создание организационно-методических условий реализации проекта:
— планирование и проведение организационных мероприятий в соответствии с планом работы ДОУ, режимом дня и регламентом образовательной деятельности;
— планирование и проведение организационных мероприятий в рамках дополнительного образования детей.
4. Материально-техническое обеспечение проекта
5. Организация управления проектом и контроль за ходом его реализации:
— Контроль за проведением плановых мероприятий
— Анализ эффективности мероприятий
— Отчет о реализации программы на педсовете
— Корректировка содержания планов.
Деятельность старшего воспитателя:
2. Помощь в организации экскурсии в музей.
3. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг, фотографий
4. Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей к проведению совместных мероприятий
Модель взаимодействия воспитателей и специалистов детского сада
- Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя:
- совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
- взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;
- музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ;
- совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки;
- совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;
- совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;
- организация смотров-конкурсов проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе;
- составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников;
- взаимодействие с методической службой ДОУ.
- планирует и организует образовательную деятельность по художественному творчеству (отбор программного материала осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и анализа диагностики. На каждую возрастную группу, составляется перспективное планирование. Разрабатываются конспекты занятий, с которыми знакомятся воспитатели, проводятся консультации по отдельным вопросам (методике проведения занятия, способах организации и т. д.);
- оказывает методическую помощь по вопросам художественного воспитания всем педагогам ДОУ (проводят различные консультации, выступают на педагогических советах, семинарах-практикумах и т.д.). Планирование такой совместной деятельности осуществляется на основе годового плана дошкольного учреждения. Кроме групповых форм взаимодействия раз в неделю планируются встречи со специалистами и обсуждаются вопросы, требующие внимания.
- разрабатывает и организует информационную работу с родителями.
- взаимные консультации по использованию художественного материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;
- взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;
- совместное проектирование художественно-образовательной среды в ДОУ, в группах;
- организация смотров-конкурсов, проектов по художественно-эстетическому развитию детей.
- составление картотеки дидактических игр по развитию художественно-творческих способностей детей, банка педагогических техник и технологий использования изобразительного творчества в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников.
- Проведение открытых занятий
- воспитатель на основе рекомендаций педагога дополнительного образования осуществляет индивидуальную работу с детьми;
- осуществляет предварительную подготовку к занятию:
— рассматривание иллюстративного и дидактического материала
— проведение дидактических игр на развитие восприятия цвета, композиционных построений, творчества
— чтение художественных произведений
Оформление тематических выставок
Беседы, наблюдения
— оказание помощи в подборе иллюстративного материала
— присутствие на занятиях у специалиста;
- оформление выставок детского художественного творчества в группах;
Младший возраст.
1.1.Дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «Составь узор»
2. Речевое развитие.
2.2.Обогащение активного словаря: «тулуп», «рукавички», «валенки», «шаль», колядование, «козульки» (рождественское печенье)
3. Познавательное развитие.
4.2. Художественная деятельность:
— «Рождественские свечи» (аппликация)
— «Дед Мороз, Дед Мороз, детям елочку принес» (составление изображения из готовых форм в технике аппликация)
— «Лепим елочные игрушки» (обучение лепке простых форм: шар, жгутик, диск)
— «Краски новогоднего праздника» (рисование в смешанной технике).
4.2. Разучивание песенок, танцев.
4.3. Участие в колядовании (в гости к детям приходят дети старшего возраста).
4.5. Создание творческих работ по прочитанному произведению.
Средний возраст.
Деятельность воспитателей и детей
1. Социально-коммуникативное развитие.
1.1.Дидактические игры: «Собери животное из фигур», «Составь узор», «Обведи элемент», «Собери целое», «Продолжи рисунок».
2. Речевое развитие.
2.1. Разучивание стихов, потешек.
2.2 Обогащение активного словаря: святки, колядование, «козульки» (рождественское печенье)
3. Познавательное развитие.
3.1.Беседы с детьми о традициях празднования Нового года.
3.2.Рассматривания картин, иллюстраций.
4. Художественно-эстетическое развитие.
4.1.Чтение художественной литературы:
— потешки: «Ой, мороз, мороз, мороз…», «Ах, ты зимушка-зима…», «Купим Ване валенки…», «Наша Катя маленька…», «Как по снегу, по метели…»
— русские сказки: «Лисичка-сестричка и волк», «Рукавичка», «Зимовье зверей».
4.2. Разучивание песенок, закличек, танцев: «Как на тоненький ледок…» (р.н.п.), песенка-игра (колядка) «Щедровичка», закличка «Мороз, Мороз! Не морозь наш нос!».
4.3. Художественная деятельность:
-«Ах, проказник, Дед Мороз!» (изображение морозны узоров в технике декоративного рисования).
— «Новогодние игрушки» (смешанная техника – рисование, аппликация)
— «Праздничная елочка» (аппликация)
— «Мы ждем новогодние праздники» (знакомство с традициями празднования Нового года, Рождества – коллективная работа)
— «Раз морозным вечерком…» (создание сказочных образов в лепке – «коллаж»)
— «Снегурочка танцует» — (сюжетная лепка)
4.4. Проведение новогоднего утренника
4.5. Участие в колядовании (в гости к детям приходят дети старшего возраста).
Совместная деятельность детей и родителей.
1. Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок.
2. Участие в качестве зрителей на праздниках, посвященных Новому году, народные праздники.
3. Участие в оформление группового помещения.
4. Совместная родительско-детская творческая деятельность (изготовление поделок, рисунков и т.д.)
Старший возраст.
Деятельность воспитателей и детей
1. Социально-коммуникативное развитие.
1.1.Дидактические игры: «Собери животное из фигур», «Найди лишнее», « Что изменилось», «Узнай элементы узора», «Художественные часы», «Составь узор», «Из какой росписи птица», «Помоги Незнайке» и т.д.
1.2.Организация экскурсии в музей «Народного быта» в детский дом №14
2. Речевое развитие.
2.1. Разучивание стихов, потешек.
2.2.Обогащение активного словаря: святки, колядование, «козульки» (рождественское печенье), святочные гадания
3. Познавательное развитие.
3.1.Беседы с детьми о традициях празднования Нового года, Рождества.
3.2.Знакомство с народными приметами
3.3.Рассматривания картин, иллюстраций.
3.4.Знакомство детей с библейским сюжетом рождения Иисуса Христа.
4. Художественно-эстетическое развитие.
4.1.Чтение художественной литературы:
— потешки: «Как на тоненький ледок…», «Ой, мороз, мороз, мороз…», «Коляда! Коляда! А бывает коляда…», «коляда, коляда, ты подай пирога…», «Как пошла коляда…»
— русские сказки: «Снегурочка», «Зимовье зверей», «По щучьему велению», «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Серебрянное копытце» П. Бажов, «Старик годовик», «Мороз Иванович», «Елка» В. Сутеев.
4.2. Художественное творчество:
— «Снеговик» — аппликация с элементами рисования
— «Звонкие колокольчики» — тестопластика
— «Волшебные снежинки» (знакомство детей с народным творчеством – кружево, гжельский художественно-прикладной промысел)
— «Подарочные коробочки» — конструирование
— «Снеговик подсвечник» — каркасная лепка с элементами конструирования.
— «Заяц» — изготовление фигурки зверя по схеме (конструирование)
— создание коллективной сюжетной композиции.
Создание элементов для карнавального костюма – карнавальные маски (конструирование)
— «Новогодняя глиняная сказка» — лепка действующих лиц для сказки по мотивам народных игрушек (каргопольские, дымковские, филимоновские)
— «Куклы наших бабушек» — конструирование
— «Зимние узоры» (знакомство детей с народным творчеством – кружево, гжельский художественно-прикладной промысел).
4.3. Разучивание песенок, закличек, танцев.
4.4. Проведение новогоднего утренника
4.5. Колядование (проведение совместного праздничного мероприятия с детьми из детского дома).
4.6. Создание сюжетной композиции по прочитанному произведению.
Совместная деятельность детей и родителей.
1. Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок.
2. Участие в качестве зрителей на праздниках, посвященных Новому году, народные праздники.
3. Участие в оформление группового помещения.
4. Совместная родительско-детская творческая деятельность (изготовление поделок, рисунков, сочинение творческих сказок и т.д.)
Литература:
«От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ,2012
2. Бабунов Е.С. «Наш дом – Южный Урал»
3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры
4. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Средняя группа. Веселая ярмарка. Конспекты занятий и методические рекомендации: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2010.
5. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Старшая группа. Конспекты занятий и методические рекомендации: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2010.
6. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа. Школа дизайна. Конспекты занятий и методические рекомендации: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2011.
7. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. –М.:Издательский дом «Цветной мир», 2010.
8. Шестакова А.В. РОСТОК:учебное пособие по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста. – Челябинск, 1996.
9. Энциклопедия детского фольклора: потешки, прибаутки, заклички, приговоры, игры, колыбельные песни. – М.: издательство «БЕЛЫЙ ГОРОД», 2008
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 106 «Кораблик» комбинированного вида»
Города Чебоксары Чувашской Республики
Доклад
««Реализация проектов по художественно-эстетическому развитию детей»
Подготовила:
воспитатель
Никитина Н.А.
г. Чебоксары
2015 г.
Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.
Художественно-эстетическое развитие (п.2.6 ФГОС ДО) предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Современные дети находятся в огромном информационном поле, которое не всегда может обеспечить системность и глубину представлений об окружающем мире. Родители, педагоги, объединив свои усилия должны помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний, умений и навыков.
В дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию используются как традиционные педагогические технологии (например, игровые), так и высокоэффективные дидактические системы, в основу которых положены метод проблемного изложения, частично поисковый (эвристический) метод, исследовательский метод, ТРИЗ, метод проектов, интегрирование, использование компьютера.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность. В основе, которой лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, а также идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат. Проектная деятельность является также средством самовыражения и самореализации ребенка.
Реализация различных видов проектов позволяют обеспечить интеграцию задач всех образовательных областей, интеграцию деятельности воспитателя с педагогами дополнительного образования и родителями.
Проект – специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Под проектом понимается самостоятельная или коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. Творческий проект на занятиях по художественно – эстетическому развитию – это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.
Основной задачей проектной художественно – эстетической деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, активизация творческого потенциала, художественных способностей.
В проектной деятельности по художественно – эстетическому развитию ребенок имеет возможность участвовать в обсуждении (проговаривании) темы проекта, рассказать (представить продукт своей деятельности).
Реализация проекта начинается с определения (формулирования) актуальной для дошкольников проблемы. Педагог готовит предварительный план решения проблемы. Дети по ходу реализации проекта вносят свои предложения. Тема для проекта инициируется воспитателем с учетом интереса детей, их возрастных особенностей - это обеспечивает мотивацию к деятельности.
Из опыта работы хорошо известно, что уважение к личности ребенка, принятие его целей и запросов, интересов, создание условий для самореализации активно развивает творчество.
Творчество – самый эффективный способ активного развития личности, а также средство решения проблемы выживания человека и развития человечества в современном быстро изменяющемся мире.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка , которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
·обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
·развитие познавательных способностей;
·развитие творческого воображения;
·развитие творческого мышления;
·развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте :
·ввести детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
·активизировать желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
·формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте :
·формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
·развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
·формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
·развивать желания пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
План работы воспитателя по подготовке проекта
·Постановка цели проекта.
·Разработка плана выполнения цели (воспитатель, методист обсуждают план работы с родителями).
·Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
·Подборка, изучение литературы по теме.
·Составление плана-схемы проекта.
·Сбор, накопление материала.
·Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
·Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
·Презентация проекта, открытое мероприятие, выставка итогового продукта.
·Подведение итогов. Перспективы на будущее.
Классификация проектов:
Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
·по составу участников;
·по целевой установке;
·по тематике;
·по срокам реализации (по продолжительности они бывают краткосрочными, средней продолжительности, долгосрочные).
Виды проектов:
· исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, сборников стихов, рассказов и пр.;
· ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
· информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и так далее);
· творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Этапы деятельности над проектом
Работа над проектом включает совместную деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
Этапы проектаДеятельность педагога
Деятельность детей
I этап
Формулирует проблему (цель)
(При постановке цели определяется и продукт проекта)
Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию
Формулирует задачу
Вхождение в проблему.
Вживание в игровую ситуацию
Принятие задачи
Дополнение задач проекта
II этап
Помогает в решении задачи
Помогает спланировать деятельность
Организует деятельность
Объединение детей в рабочие группы
Распределение действий
III этап
Оказывает практическую помощь (по необходимости)
Направляет и контролирует осуществление проекта
Формирование специфических знаний, умений, навыков
IV этап
Подготавливает презентацию. Проводит презентацию
Продукт деятельности готовят к презентации
Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности
Завершается проект подведением итогов.
Примеры проектов по художественно-эстетическому развитию детей.
Ø Проект для детей старшего дошкольного возраста
«Добрый сказочник Юрий Васнецов»
Цель данного проекта: Формировать интерес к книге с помощью книжной графики Ю.Васнецова.
Итоговое мероприятие: Викторина «Ю.Васнецов художник- иллюстратор»
Ø Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему:
«Неделя по приобщению детей к русскому народному творчеству»
Цель: Приобщать детей к русскому народному творчеству.
Итоговое мероприятие – «Весёлая ярмарка».
Ø Проект для детей среднего дошкольного возраста «Русский сувенир - Матрешка»
Цель данного проекта: Формирование эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Итоговое мероприятие – «День рождение Матрёшки» (развлечение).
Ø Проект для детей подготовительной группы «Путешествие в прекрасное»
Цель данного проекта: Расширять и пополнять знания детей о жанрах изобразительного искусства. Отличать натюрморты, портреты, пейзажи. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Итоговое мероприятие – брейн-ринг «Умники и умницы».
Ø Проект для детей первой младшей группы: «Медведь в русских народных сказках»
Цель проекта: Представить образ медведя в русских народных сказках.
Итоговое мероприятие – мини-выставка «Медвежата».