Проект осенние листья в старшей группе. Краткосрочный проект на тему Осень в старшей группе детского сада. Мероприятия по работе с педагогами

Цель, направление деятельности проекта:

Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.

Задачи:

  • Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
  • Формировать: основы экологической культуры дошкольников через практическую деятельность, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом; навыки художественного исполнения различных образов при пении, в инсценировках и играх; пространственную компетентность детей;
  • Усовершенствовать: знания о изменении погодных условий; умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы в осенний период;
  • Акцентировать внимание детей к окружающим природным объектам;
  • Способствовать развитию памяти, восприятия, логического мышления;
  • Воспитывать эстетические чувства, интерес к познавательной деятельности, умение работать в коллективе.

Вид проекта: информационно-творческий, коллективный

Возраст детей: 4-7 лет

Продолжительность проекта: 3 месяца (сентябрь – ноябрь)

Социальные партнёры: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Формы реализации проекта:

  • занятия;
  • развлечения для детей;
  • выставка поделок из природного материала;
  • дидактические, сюжетно-ролевые, русские народные игры;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, открыток;
  • экскурсии в осенний парк и овощной магазин;
  • использование мультимедийных презентаций;
  • работа с родителями.

Предполагаемый результат:

  • Расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах;
  • Пополнится словарный запас;
  • Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе у детей и их родителей;
  • Закрепится интерес к познанию окружающей среде.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап: (20. 08 – 30. 08. 2015 год)

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями:

Воспитатели:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, ср игр с детьми.

Музыкальный руководитель:

подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями:

Оформление выставки поделок «Дары осени»

Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.

Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно–образовательному процессу в ДОУ.

3. Основной этап: (01. 09. 2015 – 20. 11. 2015 г.)

Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, просмотр мф и мультимедийных презентаций, беседы, занятия, развлечения, экскурсии, наблюдения, рисование, аппликация, изготовление поделок из природного материала, дидактические и русские народные игры.

  1. Чтение художественной литературы: И Бунин «Листопад» , В. Даль «Война грибов и ягод» , А. Пушкин «Уж небо осенью дышало» , М. Волошин «Осенью» .
  2. Просмотр мф: «Чиполлино» , «Вершки и корешки» , «Дюймовочка» , «Мешок яблок» .
  3. Рассматривание репродукций картин: И. Левитан "Золотая осень", М. Нестеров "Осенний пейзаж", Е. Волков "Болота осенью", К. Васильев «Осень» , В. Д. Поленов «Ранний снег» , «Золотая осень» , А.М. Васнецов «Осень» , И. И. Шишкин «Золотая осень» , И.И. Левитан «Октябрь» , «В лесу осенью»
  4. Просмотр презентаций: «Овощи» , «Фрукты» , «Что такое осень?» , «Осенние зарисовки» , «Осенние превращения» , «Почему ноябрь пегий?» (Сладков) , «Времена года» , «12 месяцев» , «Времена года» .
  5. Беседы и занятия: «Витаминная корзина» , «Составление рассказа по картине И.И. Левитана «Золотая осень» , «Составление описательного рассказа об овощах с опорой на модель» , «Витаминная семья» (изготовление салата) , «Наш весёлый огород, что здесь только не растет»
  6. Наблюдения проводились ежедневно на прогулках, согласно перспективному планированию.
  7. Экскурсии: «Экскурсия в осенний парк» , «Экскурсия в овощной магазин» .
  8. Работа на участке: уборка урожая овощей, посадка под зиму (чеснок, морковь) .
  9. Рисование: «Красота осенних листьев» (средняя группа) , рисование натюрморта из овощей, рисование фруктов и овощей (старшая и подготовительные группы) .
  10. Аппликация: «Превращение осеннего листочка» (флористика) , «Витаминная корзина» (комплексное занятие) , «Весёлые морковки» (обрывная) .
  11. Конструирование и ручной труд: «Овощехранилище» (крупный и мелкий строительный материал) , «Урожай» (бросовый и природный материал) , «Яблоня» (проволока, бусины) , «Сказка в осеннем лесу» (природный материал) , «Ёж с припасами» (природный материал) , «Овощи и фрукты для магазина» (соленое тесто) .
  12. Дидактические игры: «Четвертый лишний» , «Послушай, запомни, повтори» , «Назови ласково» , «Чего не стало?» , «Скажи наоборот» , «Много – мало» , «Овощной магазин» .
  13. Русские народные игры: «Садовник» , «У медведя во бору» ,
  14. Музыкальные игры: «На улице» , «Дождик» , Солнышко», «Садовники» , Зайцы», «Яблоки» .
  15. Сюжетно – ролевые игры: «Семья» , «Магазин» , «В лесу» , «Консервный завод» , «Зоопарк» .
  16. Развлечение для детей «Осень золотая, наша гостья дорогая» .

Мероприятия по работе с педагогами:

  • широкое использование игрушек, кукол – овощей, демонстрационного и раздаточного материала, в соответствии с темой проекта
  • использование в работе мультимедийных презентаций
  • изготовление пособий для занятий и декораций для развлечения
  • изготовление дипломов

Оформление выставок детских и совместных работ.

Мероприятия по работе с родителями:

  • изготовление печатных консультаций по темам: «Осень» , «Фрукты» , «Овощи»
  • оформление мини – практикумов по изготовлению игрушек из природных даров осени
  • организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, пластилина, семян, овощного и фруктового салатов.
  • проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок – игрушек из природных даров, детских костюмов, декораций для зала.

1. Заключительный этап:

  • изготовление цифрового фото альбома «Осень в гости к нам пришла»
  • подведение итога конкурса среди семей
  • вручение памятных дипломов
  • оформление выставки рисунков
  • показ инсценировки для детей сада: «Загадки с грядки»
  • оформление выставки семейных поделок из даров осени; (показ детям сада)
  • презентация проекта.

Ожидаемый результат:

Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Дети знают и называют:

  • большое количество овощей, фруктов и осенних даров
  • осенние приметы и явления:
  • пословицы, поговорки об осени

Дети стали более раскрепощены и самостоятельны;

В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой деятельности наряды и атрибуты.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности "Осень – чудная пора". Она даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, детский дизайн и задания творческого характера.

Информационная карта проекта.

  1. Полное название проекта: Развитие познавательных способностей дошкольников в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка
  2. Творческая группа:

Куриленко Н.В, Дятлова А.Н., Мартиросян О.Г.

3. Вид, тип проекта: групповой, среднесрочный, исследовательско-творческий.

4. Цель, направление деятельности проекта:

Исследовательская деятельность детей по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение полученных впечатлений в различных видах деятельности.

5. Задачи:

  • Создать предметно-развивающую среду и условия для дальнейшего развития познавательных способностей дошкольников;
  • Создать и систематизировать методический материал знания детей

6. Краткое содержание проекта:

Организация и проведение занятий и режимных моментов, направленных на пополнение и обогащение знаний детей по теме проекта.

Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности.

Систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в осенний период времени.

Анализ поведения животных и человека в природе осенью.

Отражение полученных знаний в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой (творческой, трудовой, музыкальной) .

7. Совершенствование развивающей среды группы:

Обогащение дидактическим материалом.

Организация выставки совместных работ родителей и детей " Дары осени ".

9. Участники проекта: 98 детей, 10 педагогов, родители.

10. Возраст детей: 4 – 7 лет.

11. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции) .

12. Ожидаемые результаты (продукт проекта) :

  • осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
  • развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
  • развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
  • совершенствование развивающей среды группы;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
  • пополнение картотеки прогулок;
  • конкурс на выразительное чтение стихов об осени;
  • праздник Осени;
  • выставка "Осенние фантазии";
  • выставка детских рисунков;
  • ведение детьми дневника наблюдений.

3. Практический этап - реализация комплексного проекта "Осень – чудная пора" с участниками проекта.

В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: экологические сказки, наблюдения и экскурсии, познавательное чтение, конкурсы, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия, беседы познавательно-эвристического характера, экологические игры - путешествия, эксперименты и опыты, экологические задачи.

В уголке природы 4 групп детского сада были помещены дары осени - овощи и фрукты, ягоды. Дети учились различать их по внешнему виду, вкусу, правильно называть.

Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: деятельность солнца (количества тепла и света) , характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнце нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд; солнце днём очень низко над горизонтом - приближается наступление полярной ночи.

Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений - прикреплённость к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры.

Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.

Провели ряд прогулок за пределы участка детского сада с разными целями. Смотрели, что происходит в сквере, за соседними домами. Организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами - "Раз, два, три к кустику беги!", "Чей лист?", "Детки на ветке", "Найди такой же".

С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству организовали выставку семейных работ из природного материала под названием "Дары осени". Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребёнка, обеспечило психологический климат между детьми, родителями, педагогами, лучше узнать собственных детей. Презентацию выставки этих работ проводили сами дети.

Презентация выставки "Дары осени"

Организаторы - дети средней группы "Колокольчик", старшей группы "Матрешка", подготовительных групп «Фиалка» и «Ромашка» .

Цель: помочь ребёнку раскрыть свои и родительские умения перед детьми разных групп.

Задачи:

  1. помочь детям осваивать социальные роли (экскурсовод, посетитель, автор работы) ;
  2. способствовать совместному участию детей и родителей в выполнении работ;
  3. обучать детей налаживанию отношений со сверстниками.

Предварительная работа:

  1. изготовление поделок из природного материала совместно с родителями;
  2. обдумывание мини-презентации своей поделки (название, стишок, загадка и т. д.) совместно с родителями;
  3. размещение экспонатов в группе;
  4. заучивание стихов;

Ребенок 1:

Дорогие гости, проходите,
Выставку нашу посмотрите.
Мы поделки свои покажем.
И о них всё вам расскажем.

Воспитатель:

Закружились в воздухе жёлтые листочки,
В тундре появились разные грибочки.
Очень захотелось нам красоту такую
Поместить на выставку светлую, большую.

Конкурс объявили творческих работ.
Тема "Осенние фантазии" - налетел народ.
Выполнили условие - творить должны
Мамочки и папочки, а также малыши!

Ребенок 2:

Здесь какие-то игрушки, есть картины и зверюшки,
Есть осенние букеты и природные макеты.
Диво-дивное у нас, мы расскажем вам сейчас.

Воспитатель: Ребята, пусть каждый из вас расскажет про свою поделку, как её изготавливали, с кем и какое стихотворение про неё сочинили.

Воспитатель поочерёдно обращает внимание на каждую поделку на выставке, и тот ребёнок, чья работа выделена, рассказывает о ней.

Воспитатель: Вижу, вот птица сидит, да по сторонам глядит.

Айгуль: Наша птица хороша, сделана из ветки. Клюв – колючки, которые мы нашли, когда мы ходили гулять по лесу.

"Милая осень" (трава, цветы)

Воспитатель:

Осень золотая в гости к нам пришла,

И букет осенний в подарок принесла.

Варя:

Я травинки собрала. Всем вам покажу.
Чтоб они не потерялись, в букет их свяжу.
"Подарки осени" (листья, трава, кедровые орехи)
Воспитатель: Что за осенние причуды здесь?

Саша:

Здравствуй, осень!
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы, осень, спросим,

Что в подарок принесла?

А принесла она орешки и разноцветные листочки, из которых мы с мамой и сделали этот букет.

"Прощание с летом" (листья, камни, фольга)

Воспитатель: В горшочке средь камней выросли цветочки. Что за чудо в них на тоненьких ножках?

Владик:

Мы с мамой придумали загадку:
Тонко кружево плету -
Не заметишь на лету.
Кто в мою попался сеть,

В ней останется висеть. (паучок)
"За грибами" (крупа, трава)

Воспитатель: Вот я вижу картину с ароматной корзиной.

Маша:

По дороге весело мои ноги шли,
К ароматным грибочкам в гости привели.
Их в корзинку соберу и домой я принесу.
"Домик в деревне" (камни, ветки, листья, вата, шкурка апельсина)

Воспитатель: А на этой картине много разного природного материала.

Тима:

Вот построили мы дом - дом, в котором мы живём.
Облака над ним как ком. Стены каменные в нём.
За плетнём растут цветы, удивительной красы.
Лесовичок (шишки, желуди, ветки, листья)

Воспитатель: Видно лесовик есть в лесу?

По лесочку он идёт, песенки весёлые поёт.
Лес от зла оберегает, иногда людей пугает.
"На лесной опушке" (картон, листья, ветки, трава)
Воспитатель: Чья-то здесь стоит избушка?

Миша:

На полянке средь опушки
Стоит красивая избушка
Для любой лесной зверюшки,
Картон стены заменяет, листья крышу покрывают.

"Яркие друзья" (камни)

Воспитатель: Вроде с виду жуки, но какие-то твёрдые.

Лёва:

Наши насекомые хороши, сделаны из камешков.
Мы покрасили их с мамой и покрыли лаком.
"Золотая осень" (семечки подсолнуха, ветки, крупа)
Воспитатель: Вижу, рощу золотую и тропинку в ней.

Соня: Мимо пней и мимо кочек, бежит дорожка к заветному порожку. Дорожка сделана из семечек, а деревья золотые посыпаны крупой.

"Собачка Джек" (ракушки, кокосовая стружка)

Воспитатель: Много я собак видала, но такую не встречала.

Снежана:

Были мы на Чёрном море, и ракушек привезли.
С папой вместе мы решили, их в собачку превратили.
"В осеннем парке" (листья, ветки)
Воспитатель: Что за чудо из чудес на поделке этой?

Азиза:

Здесь чудесный городок с парком и грибами.
Жители малюсенькие! Убедитесь сами!
"Мишка косолапый" (шишки, арбузные семечки, ветки, листья)
Воспитатель: А вот и мишка косолапый.

Артём:

Мишка косолапый по лесу идёт,
Шишки собирает, в корзинку их кладёт.
После того как все рассказы о поделках прозвучали, пригласить гостей посмотреть внимательно выставку и познакомиться с другими работами детей группы.
Дети импровизируют под музыку П. Чайковского "Осень" из цикла "Времена года".

По познавательному развитию

«Золотая Осень» познавательное занятие
в старшей группе

Воспитатель: Куликова Е.П.
Детский сад № 204 ОАО «РЖД»
г. Абакан

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

  1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
  2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.
  3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
  4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
  5. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Развивающая среда:

  • Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
  • Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.
  • Ларчик с овощами и фруктами, письмо, мячик.
  • Две ветки в вазах.
  • Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень".
  • Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса».

Словарная работа

  • Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя.

Педагогические технологии: ТРИЗ, музыкальное воздействие.

Здоровьесберегающие технологии: ароматерапия, динамическая пауза.

ХОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № 204 детям группы «Затейники».

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман) . Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру) .

Игра "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

  • Когда идет дождь - дождливая.
  • Когда дует ветер - ветреная
  • Холодно - холодная
  • Пасмурно - пасмурная
  • Сыро - сырая
  • Хмуро - хмурая
  • Ясно - ясная

Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни,

На дорогу упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины,

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река -

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

Значит, наступила осень. У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да) .

В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Пословицы

  1. Коли ясно, то и осень прекрасна.
  2. Осень идет, и дождь за собой ведет.
  3. Красна весна цветами, а осень пирогами.
  4. От осени к лету, поворота нету.
  5. Лето со снопами, осень с пирогами.
  6. Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

Приметы

  1. Осенью паутина на ясную погоду.
  2. Гром в сентябре - теплая осень.
  3. Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
  4. Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
  5. Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

(Дети садятся на стульчики)

А сейчас прочитайте стихотворение "Осень", написанное на таблице.

Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, что были зелены.

С желтой березы тоже капало,

Значит, береза тоже плакала.

Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?

Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки) .

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?

Дети: (Мало солнца, стало холодно)

Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

Дети: (Приклеить, пришить) .

Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?

Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут) .

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют) .

Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Раскрась листья в соответствии со значками

Подойдите к столам и раскрасьте листья в соответствии со значками. Будьте внимательны, посмотрите где стоит значок.

Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определили листья.

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

Игра осенние слова

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу?

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали:

Птички певички, давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели:

Белки и зайцы, про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем:

Так что же творится в лесу? - спросим.

Осень, осень, осень.

Итог занятия

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.

«Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства в ДОУ»

Моя педагогическая инициатива заключается в том, чтоб дети легко, умело и с удовольствием могли переключаться на разные виды деятельности играя, с помощью увлекательного путешествия, что тесно переплетается с желанием быть настоящими трудолюбивыми помощниками и вместе с тем оставаться ценителями прекрасного и всего живого на земле.

Форма проведения: утренник для детей старшего дошкольного возраста.

Увлекательное путешествие в осенний лес и в деревню на огород захватывает детское внимание и воображение, и дети с удовольствием погружаются в прекрасный мир осенних красок.

Цели:

  • Воспитать любовь к природе посредством детского утренника, посвященного времени года;
  • закреплять и расширять у детей представления об осенних явлениях природы посредством выразительного исполнения ими песен, танцев, стихотворений, игр;
  • развивать музыкально - творческие способности детей, поддерживать эмоционально - положительный настрой;
  • способствовать раскрытию творческих способностей детей, развитию чувства коллективизма, умения работать в команде.

Задачи:

  • Учить детей выразительно исполнять песни, рассказывать стихи, танцевать на сцене;
  • формировать коммуникативные навыки, чувство взаимопомощи, развивать творческие способности, воспитывать бережное отношение к природе.

Действующие лица:

  1. Ведущий, Осень - взрослые
  2. Картошка, Горох, Лук, Капуста - дети.

Ход утренника

Звучит фонозапись «Осенней песни» из «Времен года» П.И. Чайковского. Дети входят в зал и встают полукругом.

Ведущий:

Снова осень, снова птицы
В тёплый край лететь спешат,
И опять осенний праздник
К нам приходит в детский сад!

К осеннему празднику ребята подготовили стихи, расскажите, пожалуйста.

1-й ребёнок:

На гроздья рябины дождинка упала,
Листочек кленовый кружит над землей
Ах, осень, опять ты врасплох нас застала
И снова надела наряд золотой.

2-й ребёнок :

Улетает птичья стая, тучи носятся, рыдая.
Будто тонкая былинка на ветру дрожит осинка.
Говорю ей: «Успокойся, белой зимушки не бойся!»

3-й ребёнок:

Прекрасные астры и кисти рябины,
Кусты хризантемы и гроздья калины.
А с клёнов к нам листья, как письма летят,
Собой устилая любимый наш сад!

4-й ребёнок:

В нашем зале мы устроим
Настоящий листопад.
Пусть закружатся листочки
И летят, летят, летят.

Песня «ПАДАЮТ ЛИСТЬЯ» Муз. М.Красева.

5-й ребёнок:

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди и нет просвета.
Затерялось где-то лето.

6-й ребенок:

Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят…
Видно, тоже в Африку улететь хотят.

Танец «Осенние листочки». Дети кланяются и садятся.

Ведущий: Ребята, утром к нам в детский сад приходил почтальон Печкин и принес 2 невероятно красочно расписанных письма, давайте же откроем их и прочтем!

«Здравствуйте, маленькие жители детского сада «Калинка»! Пишет вам бабушка Агафья из деревни Поделкино. Вот уж и осень на дворе, а у меня полон огород неубранных овощей. Миленькие мои, помогите бабушке собрать урожай!»

Ребята, поможем бабушке Агафье? Тогда не будем медлить и отправляемся в путь!

Все дети встают паровозиком и «едут» по кругу под «Песенку друзей» М. Старокадомского из кинофильма «Веселые путешественники». Выходят дети - Овощи, за спиной в руках держат шапочки овощей. Ведущий обращает внимание всех детей на 4 вышедших «овоща».

Ведущий: Здравствуйте. Кто вы такие?

Овощи: Мы Овощи из огорода бабушки Агафьи.

Ведущий: Тогда проводите нас на огород.

Овощи: С удовольствием! Только отгадайте про нас загадки.

Картошка: И зелен, и густ на грядке вырос куст, покопай немножко: под кустом…

Дети: Картошка! (ребенок надевает шапочку картошки).

Горох: На жарком солнышке подсох, и рвется их стручков…

Дети: Горох! (ребенок надевает шапочку гороха).

Лук: Заставлю плакать всех вокруг, хоть я и не драчун, а…

Дети: Лук! (ребенок надевает шапочку лука).

Капуста: Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи - меня в них ищи!

Дети: Капуста! (ребенок надевает шапочку капусты).

Ведущий: Все вы, овощи, важны! И все очень нам нужны!

Ребята, предлагаю пригласить все овощи в наш дружный хоровод!

ПЕСНЯ-ХОРОВОД «УРОЖАЙ СОБИРАЙ» Муз. А Филиппенко. Д ети садятся, «овощи» шапочки снимают.

Ведущий: Как вы весело и дружно поете, а теперь давайте и поработаем.

Дети делятся на 2 команды по 5 человек. В центре зала «первые» дети под музыку раскладывают обручи-грядки, «вторые» сажают овощи, «третьи» поливают овощи, «четвертые» собирают овощи, «пятые» убирают обручи-грядки. Выигрывает та команда, которая сделает это проворнее. Игра повторяется 2 раза.

Ведущий: Вот мы и помогли бабушке Агафье, собрали все овощи и убрали огород. Но у нас же есть еще одно письмо, давайте его прочтем.

«Дорогие ребята! Приглашаю вас в мой волшебный лес! Я здесь все листочки раскрасила в разные цвета, красный, желтый, оранжевый, коричневый, поливаю землю дождиком, чтоб вырастало много грибов и ягод. В лесу невероятно красиво! Приходите, будем любоваться вместе!». (Детям) Ребята, да это же приглашение от самой королевы Осени! Принимаем это приглашение?Тогда не станем медлить! Поспешим!

Едут по кругу «паровозиком» под «Песенку друзей» М. Старокадомского из кинофильма Веселые путешественники». Под звуки леса входит, танцуя, Осень и раздает детям по две веточки.

Осень:

Поклон вам мой, друзья! (кланяется)
Давно уже мечтаю о встрече с вами я.
Вы любите, когда я прихожу? (дети отвечают)
Я красоту повсюду навожу.
Смотри, уж в золотой, багряный лес
Скользнул луч солнца золотой с небес,
И на земле ковер лежит златой,
Лишь только осенью увидите такой.

Ведущий: Мы очень рады побывать у тебя в гостях, дорогая Осень! Наши ребята подготовили для тебя стихи, послушай, пожалуйста.

7-й ребёнок:

Листья улетели вслед за птичьей стаей.
Я по рыжей осени день за днем скучаю.
Небо загрустило, солнце унывает…
Жаль, что осень теплой долго не бывает.

8-й ребёнок:

Падают с ветки желтые монетки,
Под ногами целый клад!
Это осень золотая дарит листья, не считая,
Золотые дарит листья вам и нам, и всем подряд.

10-й ребёнок:

А зима к нам придёт,
Мы не унываем,
Заведём хоровод -
Осень вспоминаем.

Ведущий: Дорогая Осень, мы хотим подарить тебе песню, которая называется «Осенний хоровод».

ПЕСНЯ «Осенний хоровод» Муз. Е.Курячий. Дети поют, а на проигрыш выполняют различные движения с веточками. По окончанию песни дети садятся на стулья и кладут веточки каждый под свой стульчик.

Осень: Спасибо, ребята, за песню. А я вам приготовила загадки. Вы любите загадки? Слушайте внимательно!

Осенью он часто нужен -
Ели лупит дождь по лужам,
Если небо в черных тучах,
Он для нас помощник лучший.
Над собой его раскрой
И навес себе устрой!

Дети: Листопад.

Осень:

В сентябре и в октябре
Их так много во дворе!
Дождь прошел - оставил их,
Средних, маленьких, больших.

Дети: Лужи.

Осень:

Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться.
Кто собрался в стайки? ...

Дети: Птицы.

Осень:

Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы.

Дети: Гриб.

Осень: Молодцы, все мои загадки отгадали! А хотите поиграть в моём лесу?

Дети: Хотим.

ИГРА «СОБЕРИ ГРИБЫ»

Двум водящим завязываются глаза. Дети-«грибы» (4 ребенка) бегают по залу под веселую музыку. Если попадется «мухомор» (4 ребенка), дети-зрители кричат: «Не бери!». Побеждает тот, кто за определенное время «соберет» больше грибов. Играем 2 раза с разными водящими и «грибами».

Осень: Как вы дружно и весело играли!

Ведущий: Дорогая Осень, нам пора возвращаться в детский сад, идём с нами на прощанье, потанцуем вместе наш любимый танец «Приглашение».

Осень: С удовольствием.

Осень:

С вами весело играть,
Песни петь и танцевать.
Вас за всё благодарю
И подарки вам дарю.

(Осень дарит корзину с яблоками, отдает ее воспитателям).

Ведущий: Ребята, поблагодарим нашу дорогую Осень за сладкие и ароматные подарки.

Дети: Спасибо, Осень.

Осень:

Быстро время пролетело,
Расставаться нам пора.
Ждут меня еще заботы,
До свиданья, детвора!

(Осень машет рукой и под звуки леса уходит, сделав круг).

Ведущий : Ну, а мы, ребята, поспешим обратно в детский сад, чтоб успеть к ужину!

(«Едут» под музыку один круг).

Ведущий : Вам понравилось наше путешествие?

Ведущий: Вот мы и побывали в осеннем лесу у самой королевы Осени, помогли собрать овощи бабушке Агафье. Наш праздник завершён.

(Дети становятся «паровозиком» за ведущим и под веселую музыку «уезжают».)

Список литературы:

1. Журнал «Музыкальный руководитель»

2. Журнал «Музыкальная палитра»

3. Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день» (старшая группа). Санкт-Петербург, 2012.

Суворова Нина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№16 детский сад "Родничок"
Населённый пункт: г Улан-Удэ Бурятия
Наименование материала: Прект
Тема: Проект "Золотая осень" в старшей группе
Дата публикации: 20.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Проект в старшей группе № 3 «Золотая осень»
Проект в старшей группе «Золотая осень»
ПРОЕКТ
«
Золотая осень
»
Старшая группа
. Тип
проекта
: познавательно – информационный, творческий. Срок реализации
проекта
: 3 октября – 14 октября Руководитель
проекта:
Суворова Нина Евгеньевна Участники
проекта
: дети
старшей группы №3 «Пчелки»
, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Учреждение: МБДОУ №16 детский сад «Родничок» Цель
проекта
: расширение представлений детей об
осени
, как о времени года, её признаках и явлениях. Задачи
проекта
: *углубить представления об изменениях в природе
осенью
; *привлечь внимание к окружающим природным объектам, развивая умение видеть красоту разнообразие их красок и форм; *расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в
осенний период
; *воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой. Направленность
проекта
: формирование интереса у ребенка к
осеннему

периоду
, бережного отношения к окружающему миру.
Актуальность

проекта
: Дети
старшего
дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации, в связи с этим возник проблемный вопрос: как сформировать у детей представление о признаках
осени
не путем заучивая материала, а путем приобретения знаний детьми во время бесед, речевого творчества детей, наблюдений в природе, занятий художественным творчеством (лепка,
аппликация, рисование, изготавливая с родителями поделки из природного материала, участвуя в спортивном и
осеннем праздниках
. Интеграция содержания дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, – один из ведущих принципов построения образовательной программы. Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому». В дошкольном детстве ребенок обладает огромным багажом возможностей, задача взрослых – помочь раскрыть ему эти возможности. Развивая творческие способности детей, мы даем им возможность танцевать, петь, рисовать, лепить, сочинять сказки и т. д. Создавая предметно- пространственную среду, накапливаем опыт художественно- творческой деятельности в различных ее видах. Типичными моделями интеграции содержания в дошкольном образовании являются тематические
проекты
. Наш
проект
интегрирует следующие образовательные области программы: художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие. С детьми будут проведены беседы, экскурсии по сбору природного материала. Разучены стихи, песни, на данную тему, изготовлены коллективные работы из природного материала, придуманы детьми совместно с родителями.рассказы об
осени
.
Механизм оценивания:
Наблюдения и беседы. Дидактические игры. Проблемные ситуации. Формы реализации
проекта
: Занятия. Беседы. Оснащение предметно-пространственной среды. Работа с родителями.

Продукты реализации проекта
: Выставка поделок из природного материала «Что нам
осень подарила
». Выставка поделок из бумаги с использованием природного материала «Березовая роща осенью». Коллективная аппликация «
Осень в ладошках
».
План реализации

проекта
. Понедельник 3 октября. 1. Рассматривание иллюстраций, картин на
осеннюю тематику
, составление описательных рассказов. 2. Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин». 3. Чтение рассказа Г. Скребицкого «
Осень
». 4. Музыкальное занятие (комплексное) «
Золотая осень
». 5. Разучивание песни «
Журавли летят курлыча»
Вторник 4 октября. Повторение стихотворения «Журавли летят курлыча». 2. Д. И. «Когда это бывает?» 3. Беседа «Какими красками рисует
осень
?». 4. Наблюдение на прогулке
за

листьями

сухую

погоду.
Предложить походить по опавшим листьям, послушать как они шуршат. Обсудить, почему листья шуршат (Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать). 5.Лепка «Осенние цветы» с использованием природного материала Среда 5 октября. 1. Оформление фотовыставки «Закружила
осень золотая
». 2. Слушание: П. И. Чайковский "Времена года". 3. Чтение И. Бунина «Лес точно терем расписной…». 4. Выставка поделок из природного материала «Что нам
осень подарила
».
Четверг 6 октября. 1. Рисование «
Заготовки на зиму
». 2. Объяснить и разучить пословицу «Если
осенью снегу нанесет рано
, то и весна ранняя». 3. Дидактическая игра «От какого дерева листок». 4. Папка-ширма для родителей «
Осень
в гости к нам пришла» Пятница 7 октября. 1. Коллективная аппликация «
Осень в ладошках
». 2. Загадывание загадок «Овощи и фрукты» 3. Чтение сказки И. Соколов - Микитов «Листопадничек». 4. Конструирование: «Перевезем урожай». 5. Игра «Витамины на грядке». Понедельник 10 октября. 1.Разучивание стихотворения Плещеева «Осенняя песенка». 2.Занятие по речевому развитию «Какого цвета осень». 3.Дидактическая игра «Когда это бывает» 4.Настольно- печатная игра «Во саду ли в огороде» Вторник 11 октября. 1. Утренник с участием родителей «Осенний капустник» 2.Наблюдение на прогулке за листопадом. Воспитатель задает детям вопросы: «Почему осень называют золотой? Какое явление называют листопадом? Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?» 3.Подвижная игра «Перелет птиц» Среда 13 октября. 1.Беседа «Нужно ли человеку готовиться к зиме».
2. Интегрированное занятие по развитию речи и мелкой моторики руки «Путешествие в осенний лес». 3.Подвижная игра «Ходит осень по дорожке». 4.Чтение А. Толстой «Волк» Четверг 14 октября. 1.Рисование с использованием нетрадиционной техники «Осеннее дерево» 2. Наблюдение на прогулке за деревьями. Какое из деревьев сбросило листву последним. Сделать вывод о том, что после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву. Обратить внимание детей, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты. 3.Чтение Бианки «Паучок – пилот» 4. Игра со строительным материалом «Домик лесника» Цель: закрепить знания детей о подготовке лесных зверей к зиме. Пятница 15 октября. 1.Закрепление стихотворения Плещеева «Осенняя песенка» 2.Интегрированное занятие «Люблю березку русскую». Конструирование из бумаги с использованием природного материала «Осенняя березка». Оформление выставки. 3 . Субботник с участием родителей по уборке участка. 4.Итоговое занятие КВН «Мир
осени

Дети под музыку входят в зал, встают полукругом.

Какая красивая Осень

Какой золотистый ковер!

И в гости сегодня, ребята,

К нам праздник осенний пришел.

ПОЮТ: «ОСЕНЬ ЖДЕТ» - («Колокольчик» №19 – стр.8)

Всех сегодня поздравляем

Мы с хорошим урожаем.

Но о лете мы грустим

С ним расстаться не ходим.

ПОЮТ: «КАКОГО ЦВЕТА ЛЕТО» - (сб.дошкольного воспитания №8 – 1999г.)

Ходим без тропинок, красками играя,

Чудо – рукодельница Осень золотая!

Ребята, а вы хотите встретиться с осенью?

Отправляемся в осенний лес!

(идут парами по кругу и поют…)

ПОЮТ:

В лес шагаем по тропинке,

Нас приветствуют рябинки.

Птицы весело поют

В лес осенний всех зовут. – (кол. 30-27)

1. Полюбуйтесь, маскарад!

Лес меняет свой наряд.

Снял зеленый, мерит новый,

Желтый, красный и лиловый.

2. Бродит в роще листопад

По кустам и кленам.

Скоро он заглянет в сад золотистым звоном!

3. Соберем листьев веер

Яркий и красивый.

Пробежит по листьям ветер

Легкий и игривый.

4. И послушно ветру вслед

Листья улетают.

Значит, лета больше нет,

Осень наступает.

Ну – кА, листики берите,

С ними весело пляшите.

«ТАНЕЦ С ЛИСТОЧКАМИ» - (кол. 48-19)

Все вокруг, как на картинке:

И березки, и осинки

В золотых стоят нарядах.

Значит, Осень где – то рядом!

По дорожке мы пойдем,

Может быть, ее найдем.

(идут по кругу змейкой, незаметно на пенек садится Лесовичок)

Посмотрите, старичок,

Старичок – Лесовичок!

Он сидит и молчит,

Очень – очень крепко спит…

Ну – кА, хлопнем веселей,

Пусть проснется поскорей!

(дети хлопают в ладоши)

Лесовичок.

Это кто в лесу гуляет?

Это кто мне спать мешает?

Вы не мишки. Ни зайчата…

Ну – кА, кто же вы?

Дети. Ребята!

Мы – ребята из детсада!

Лесовичок. А в лесу что вам надо?

Осень ищем мы она,

Очень – очень нам нужна!

Лесовичок.

Значит, так, мои друзья,

Вам секрет открою я.

Осень любит только тех,

У кого веселый смех.

Тех, кто пляшет и поет,

Тех, кто весело живет!

Мы умеем веселиться,

И смеяться и резвиться!

«ПАРНАЯ ПЛЯСКА» - (сб.старшая группа. – 25)

Хорошо мы поплясали.

По тропинке в лес бежали.

Ель качает головой,

Клен шумит густой листвой!

Лесовичок.

Тут волнушки и опята,

Сыроежки и маслята.

Вед. Будет нам душистый суп!

Лесовичок. Лес к друзьям своим не скуп.

Дружно мы сейчас пойдем,

Песню про грибы споем!

«ДЕТИ И ГРИБЫ» - (кол. 48-30)

Лесовичок.

А сейчас пришла пора

Потрудиться, детвора.

Время зря нельзя терять,

Нужно все грибы собрать.

ИГРА «ЛОВИШКА» - (кол. 48-30) – концовка

Лесовичок.

Хорошо в лесу гуляем

Много тут грибов набрали.

Мы играли, мы резвились и,

Наверно, заблудились…

Лесовичок.

Ничего, не беда!

Вы – ребята хоть куда!

И поэтому – то вам

Небольшой совет я дам:

Коль заблудитесь в лесу,

Нужно крикнуть вам…

Дети. А У – у!

ИГРА: «КТО ЗОВЕТ ТЕБЯ, УЗНАЙ!» - (сб.день рожденье – 146)

Лесовичок.

Вы веселые, друзья!

Да меня не забывайте.

Вам желаю я добра

До свиданья, детвора! (Убегает)

Хорошенько все осмотрим,

Может быть, кого найдем.

(обыгрывают стишок)

Комары звенят над нами.

(отмахиваются от комаров)

Комары кусают в лоб.

(качают головой, закрыв лоб ладошками)

Мы воюем с комарами.

(отмахиваются от комаров)

Мы в ладоши хлоп да хлоп!

(хлопают в ладоши, ловя комаров)

Снова ждут нас чудеса!

На пенечках кто сидит,

Кто же это? Поглядим!

Ой, смотрите, тут ребятишки,

И девчонки и мальчишки!

Вместе. Здравствуйте!

Мы – веселые зайчата!

Вы узнали нас, ребята?

По лесочку мы бежали.

Ух, замерзли…Ух, устали…

Уж морозы на носу,

Очень холодно в лесу.

Мерзнут ушки, мерзнет носик,

Мерзнут лапки, мерзнет хвостик.

Мы не знаем, куда деться,

Мы не знаем, как согреться! (Чихает)

Что тут думать? Что гадать?

Вам бы надо поплясать!

Пляска быстро вас согреет,

Тот, кто пляшет, не болеет.

ПЛЯСКА ЗАЙЦЕВ.

Ваша пляска – хоть куда!

Что, согрелись, зайки?

Зайцы. Да!

Ой! Погода хмурится, темно на горизонте.

Неужели дождь пойдет?

А у нас нет зонтиков.

Зайцы. Кто нас спрячет от него?

1. Если дождик проливной,

Зонтики я беру с собой.

Очень яркий и большой,

Желто – красно – голубой.

2. Кто не повстречается

Очень удивляется…

Говорит кругом народ:

«Вот так чудо! Зонт идет!»

3. Не боимся мы дождей

И прохладных хмурых дней.

Будем петь и веселиться

С зонтиками все кружится.

ТАНЕЦ С ЗОНТИКАМИ. – фон.

Дождик кончился, друзья,

А поиграть хотите?

А вы зайчики оставайтесь с нами.

ИГРА: «ПРЫГАЕМ ЧЕРЕЗ ЛУЖИ»

Где, же осень золотая!

Вот загадка. Вот секрет.

Мы тут песни распеваем,

В игры играем

А ее все нет т нет.

Где ты, осень? Отзовитесь!

Где ты, Осень? Появись!

Где ты, Осень? Отзовись!

Где ты, осень? Появись!

ВХОДИТ ОСЕНЬ.

Здравствуйте, ребята

Я всегда на праздник рада

Приходить к нам в д/сад,

Как ребята подросли,

Летом загорели

В садик осенью пришли

Песенки запели.

Спасибо, Осень, что сейчас ты с нами.

Тебе мы, осень, славим песнями, стихами.

5. Мы простились с теплым летом,

Уже Осень к нам пришла.

Золотисто – красным цветом

Все раскрасила она.

6. Тонкой кистью как художник,

Расписала все цветы

Только гордый подорожник

Свой зеленый цвет хранит.

7. Подсинила в небе облачко,

Проводила журавлей,

А синичкам и воробушкам

Корм готовит поскорей.

8. Золотая и багряная

Осень появилась вдруг.

И рябиновыми бусами все украсила вокруг.

ПОЮТ: «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ» - (кол. 26-8)

Спасибо, милые певцы.

Я вас хвалю. Вы молодцы!

К Осени подбегают дети в шапочках: зайца, белки, медведя, ежика.

Пора мне зайчику, линять,

Пора мне шубку поменять

Зимой быть серым не могу.

Меня заметят на снегу.

Ты, Осень, шубку мне найдешь?

Осень. Найду, найду! Потом придешь.

Я спешу, спешу, спешу,

Я на сучках грибы сушу,

Орешков делаю запас!

Осень. Ну что ж, старайтесь. В добрый час!

11. Медведь.

В берлогу скоро лягу спать.

За Осенью зима опять.

Пусть мне во сне присниться мед.

Проснусь, когда весна придет.

Осень. А ты что скажешь, еж – ежиха?

Я тоже буду спать, как мишка.

Я поохотился за лето,

Грибы искал, мышей ловил.

Мне надо отдохнуть за это,

Устал я, выбился из сил.

Ну что же, все у вас толково,

К холодным днем вы все готовы.

А теперь все в круг вставайте

И со мною поиграйте.

ИГРА: «ОСЕНЬ ПО САДОЧКУ ХОДИЛА» - (кол. 30-4)

13. Как, Осень, была ты красива!

Запомнился нам листопад.

Осенние грозди рябины.

Огнем ярко – красным горят.

14. Прощаемся, Осень, с тобою

Совсем уже рядом зима.

Спасибо тебе за подарки

За все, что ты, Осень, дала.

ПОЮТ: «НЕПОГОДА ПРОЙДЕТ» - (кол. 43-12)

Ну, что ж, праздник кончается

Лес осенний с друзьями прощается.

А чтоб не забыли вы праздника яркого,

Для вас приготовила осенние подарки я.

До свиданья, Осень, до свиданья,

Мы тебе помашем на прощанье.

Что ж, друзья, пора назад возвращаться в детский сад.

Чтоб на месте очутиться

Надо всем нам покружиться.

Мы вертелись, мы кружились

И на месте очутились,

Праздник завершать пора

До свиданья детвора.

Проводим золотую Осень,

Теперь будем ждать зимушку – зиму.