Принципы условия и методы воспитания дошкольников. Задачи, закономерности и принципы воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Воспитание и дошкольное образование детей

Когда родители подростков жалуются мне на своих отпрысков, то я понимаю, что многое уже потеряно, что проблема могла появиться не сейчас, а еще тогда, когда кроха был дошкольником. Воспитание детей дошкольного возраста - это аванс самому себе, это то, что вы пожнете лет через 10. Поэтому есть несколько основных принципов воспитания детей дошкольного возраста, которые помогут родителям вести малыша в верном направлении.

1. Любить себя

Эта проблема из-за своей важности достойна отдельного разговора. Только настоящая любовь к себе поможет любить других и добиться успеха в жизни.

Малыш должен знать, что его любят, с его мнением считаются. Когда у крохи что-то не получается, нацеливайте его на то, что это не проблема, что он все равно молодец, но надо больше потрудиться для положительного результата. Плохое поведение надо уметь корректировать, чтобы не навредить непоседе неправильной реакцией.

2. Учить любознательности

Карапузы сами показывают нам, что для них сейчас важно. Наша же задача предоставить малышу море выбора разных интересных вещей и занятий и поддерживать любое проявление любознательности. Было ли у вас такое, когда малыш вам говорил: «Давай повырезаем картинки». А вы говорили: «Мы вчера вырезали, давай теперь почитаем». Предлагать свое занятие надо лишь тогда, когда кроха скучает и не знает, чем заняться.

Золотое время для воспитания детей дошкольного возраста и развития любознательности - возраст «почемучек». Моя дочь буквально заваливала меня вопросами в три с половиной года: «Куда падает снег? А на дома падает? А на машины? А когда на машины упал снег, куда они едут? А осень старая или молодая?» И на все вопросы, даже самые странные надо дать ответ, понятный крохе.

Если мы отвечаем что-то типа: «Не знаю», «Спроси у папы», «Я занята» и т. д., то мы тормозим естественное любопытство, а потом будем удивляться, почему они не хотят учиться.

3. Общаться с помощью слов

Современные дети не умеют говорить, они кричат, нервничают и дерутся. Поэтому воспитание детей дошкольного возраста обязательно должно включать воспитание культуры общения, куда входит умение сказать о своих чувствах, умение договариваться, умение понимать другого и поддерживать.

4. Воспитание детей дошкольного возраста, которые не будут бояться неудач

Никогда не ругайте за ошибки в каком-либо деле. Говорите: «Это уже хорошо, а будет со временем еще лучше». Мы иногда забываем, что сами когда-то ничего не умели. «Давай! Старайся! Вперед! Еще! Пробуй!» - должно звучать в поддержку юного ученика.

5. Поощрять проявление самостоятельности и прислушиваться к мнению крохи

Многие родители панически боятся слова «нет», звучащего из уст несмышленыша. Но на самом деле этим малыш постепенно отделяется от матери, проявляет свое «Я», заявляет о себе, как личности. Конечно, грань между собственным мнением и эгоизмом - не всегда различима, тем более она непонятна малышу. Поэтому кроха должен научиться проявлять себя и высказывать свое мнение, но, в то же время, знать, что у других тоже есть свобода и свое мнение.

Если пятилетний карапуз начинает учить папу, что нельзя не складывать свои вещи, папа должен суметь признать, что сын прав и исправиться. Но если сын сам заявляет, что не будет складывать вещи, потому что для этого есть мама, то стоит задуматься.

Воспитание детей дошкольного возраста обычно является увлекательным процессом. В то же время это очень ответственно, потому что это ваш вклад в ваше будущее.

Цель и концепции дают возможность сформулировать задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Задачи дошкольного воспитания:

  • 1. обеспечить физическое здоровье;
  • 2. обеспечить эмоциональное благополучие;
  • 3. обеспечить интеллектуальное развитие;
  • 4. обеспечить волевое развитие каждого малыша .

Одной из качественных характеристик любой науки является нахождение закономерностей развития объекта исследования. В частности, педагогика выясняет закономерности в области воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.

Закономерности воспитания - это связи между компонентами системы, которые обеспечивают определенный результат воспитания.

Закономерности отражают сущностную характеристику процесса

развития. Закономерности конкретизируются в принципах воспитания; принципы в технологии; технология - в средствах, методах; методы - в приемах. Если такая цепочка имеет единый смысловой стержень - результат в воспитании в значительной мере обещает быть положительным

Воспитание индивида становится возможным, если сам ребенок активен в данном процессе. Это объективная, проверенная наукой и практикой закономерность. На основе данной закономерности педагогика формулирует принцип воспитания - поддерживать и направлять потребность ребенка в активности, учитывать соотношение между мерой активности малыша и его возможностями. Для реализации этого принципа технология выстраивается так, чтобы ребенок имел возможность проявлять свою активность в деятельности. Это значит, что педагогический процесс представляет собой логическое сочетание разных видов деятельности, включаясь в которые ребенок не может оставаться пассивным. Для усиления активизирующей роли педагогического процесса подбираются методы и приемы, направленные на повышение познавательной, эмоциональной, двигательной и другой активности. Если же педагог понимает закономерность воспитания, соглашается с ней, но в педагогическом процессе опирается только на репродуктивные методы, которые не требуют от ребенка «обратной связи», педагогическая работа не может считаться соответствующей данной закономерности.

Потребность ребенка в любви - закономерность. Малыш благополучно развивается и воспитывается в атмосфере любви и доброжелательности. Такая атмосфера создает благоприятные условия, для того чтобы ребенок реализовывал свои возможности как развивающаяся личность.

Принципом воспитания, который выстраивается на основе данной закономерности, с учетом ее, являются терпимость, умение прощать, поддерживать ребенка, проявлять к нему свою любовь.

Технология включает обращенность педагога к ребенку, ситуации, которые дают малышу возможность почувствовать, что его любят, верят в его силы. Педагогический процесс обогащается совместной деятельностью детей и взрослых, «мажорными» ситуациями, обучением способам выражения любви.

Методы и приемы для конкретизации такой технологии должны быть личностно-ориентированы, т.е. показывать ребенку, что его уважают и любят. В этой связи особое значение придается педагогической оценке и личностному общению.

Личность эффективно развивается лишь в ситуации успеха - закономерность. Маленькому человеку на пути вхождения в мир людей важно постоянно ощущать, что он на правильном пути. Такое ощущение закрепляет нужные формы взаимодействия с социальным миром.

Конкретизирующий эту закономерность принцип - уважение ребенка и соблюдение его прав, отказ в воспитании от «обученной беспомощности».

Этот принцип ложится в основу технологии, методов, приемов воспитания. Мы часто «обучаем детей беспомощности»: «Ты этого еще не умеешь», «Не берись не за свое дело», «Я так и знала, что ты разольешь воду» и т. п. Подобными оценками и характеристиками мы приучаем ребенка к тому, что он начинает бояться ошибиться, предвосхищает ошибку, еще не начав что-то делать, и поэтому ограждает себя от отрицательной оценки взрослого, отказываясь от попытки действовать. В результате у него вырабатывается осторожно-пассивный тип поведения. Если же взрослые (воспитатель, родители) выстраивают воспитание в соответствии с обсуждаемыми закономерностью и принципом, то в основе педагогической технологии будет формирование у детей умения не бояться ошибок, а исправлять их. Поломал игрушку - нужно вместе подумать, как ее починить.

И в соответствии с первой закономерностью процесс будет организован так, чтобы ребенок сам искал способ ремонта и применял его. Не стоит говорить малышу с укором: «Вот, сам поломал - сам и ремонтируй». Это похоже на наказание трудом, что недопустимо. Лучше выразить сожаление и сказать: «Жаль, конечно, что поломалась. Но давай попробуем исправить. Подумай, как ты ее отремонтируешь, а я немножко помогу, если тебе будет очень трудно». Постоянно ругая малыша за погрешности, мы воспитаем человека неуверенного и, что особенно плохо, склонного ко лжи и апатии, а иногда и к агрессии. Страх никогда не был хорошим воспитателем свободной личности.

Множество ошибок совершается воспитателями и родителями именно из-за незнания и непонимания закономерностей воспитания и логики организации его процесса. Из-за этого к детям предъявляются неадекватные их возрасту требования, не используются оптимальные формы организации деятельности и т.д. При анализе недостатков воспитания прежде всего следует установить, в какой системе взаимосвязей происходило формирование личности ребенка, какие законы его развития были нарушены.

На чтение 6 мин.

Воспитание детей дошкольного возраста это вопрос, который касается каждого родителя. Сам процесс очень сложный и трудоемкий для всех членов семьи. С самого рождения до первого класса малыши переживают важнейший период своей жизни.

Воспитание детей дошкольного возраста влияет на дальнейшую жизнь человека. Какие же методы и средства выбрать для правильного развития личности? На что нужно родителям обратить внимание для подготовки малыша к школе?

Особенности воспитания детей дошкольного возраста

На этапе развития в возрасте до 7 лет у ребенка складывается характер, привычки, особенности, способности. В самом начале малыш изучает предметы на цвет, фактуру, даже на вкус, учится ходить и говорить, выполняет простые движения руками.

Затем, начиная с 3-х лет, наступает младший период дошкольного возраста. В этот момент у крохи формируется свое мнение, отношение окружающих к нему, оттачивается мелкая моторика.

От 4 до 5 лет (средний период) закладывается характер малыша, формируется понимание своей личности, отмечается фаза мыслительной активности.

В возрасте от 5 до 7 (старший период) дети способны понимать и управлять эмоциями, выполнять свои обязанности, готовы к обучению.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста выражаются в индивидуальном подходе на каждом этапе взросления конкретному ребенку.

Дошкольный возраст отличается тем, что обучение проходит в форме игры. Дети не воспринимают навязчивый, приказной тон, только через игру можно добиться положительных результатов.

Родители часто задают себе вопросы: Быть строгим или мягким? Оказывать давление или стать другом? Какие чувства развить: доброту или холодную расчетливость?

Все эти вопросы очень важны и конкретный ответ на них нигде не найти. Воспитывая крохи, мы (мамы и папы) оказываем влияние на формирование личности путем своего поведения, сказанных фраз, выполненных (или нет) обещаний, необдуманных поступков и прочее. Родитель является главным примером для подражания и эталоном правильного поведения.

Поэтому необходимо следить за словами и действиями, а иногда и пересмотреть. Мамам и папам необходимо понимать, что воспитание дошкольников должно быть направлено на становление полноценной личности. Существуют два принципа воспитания детей дошкольного возраста: тоталитарный и гуманистический .

Под тоталитарным принципом воспитания подразумевают подготовку человека социально ориентированного, причем мнение коллектива играет главную роль.
На смену тоталитарному режиму воспитания пришел гуманистический. По такому принципу происходит воспитание человека как личность, независимо от внешних факторов.

Подросшему малышу, выросшему по такому принципу, проще войти в общество и оставаться индивидуальностью.
Главными целями развития детей дошкольного возраста являются:

  • рост физических способностей малыша, приучение к здоровому образу жизни;
  • становление духовно развитых, нравственных личностей;
  • интеллектуальное и познавательное формирование малыша.

Цель должна быть визуализирована , конечный результат должен соответствовать требованиям личности в обществе.
Чтобы достигнуть цели, необходимо выполнять ряд задач.

Например для физического роста родителям нужно создать условия для занятия физическими упражнениями, с малого возраста приучать малыша к закаливанию и правильному питанию. Конечно же, индивидуальных подход по физическим и психическим показателям, а также личный пример родителей сыграет не маловажную роль.

Для достижения положительных результатов в духовном развитии, родителям следует показывать и объяснять малышу о нравственных нормах поведения в обществе, собственной значимости, уважении к окружающим и тому подобное. Задачами для интеллектуально — познавательного развития можно выделить следующие: развитие мелкой и крупной моторики, расширение кругозора, развитие “ врожденных” талантов, подготовка в школе.

Можно понять, что цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста тесно связаны друг с другом. Родителям необходимо выбрать правильную цель и двигаться к ней выполняя задачи, опираясь на индивидуальные особенности и ощущения крохи.

Какую методику выбрать?

В дошкольном воспитательном процессе существуют четыре основных группы:

  • формирование личности чаще требует искренних бесед, разговоров, личный пример родителей остается первостепенным;
  • получение опыта, совместная деятельность, контакт со сверстниками;
  • побуждение к действию путем поощрений и наказаний, а также соревнования;
  • умение контролировать свои действия и себя самого.

Мы рассмотрели основные методы воспитания дошкольников, однако методы воспитания младших школьников незначительно отличаются от них. Если родители позаботились о правильном развитии малыша перед поступлением в первый класс, то проблем при дальнейшем воспитании должно быть значительно меньше. В младших классах детям прививают любовь к труду, развивают силу воли, упорство, выносливость.

Воспитание детей раннего возраста находится под влиянием поведения и речи взрослых. Юные подражатели берут пример поведения с самых близких: мам, папа, бабушек, дедушек.

Рассмотрим известные направления развития дошкольников:

Метод воспитания детей дошкольного возраста по Вальдорфской системе

Своеобразие данной методики, являетсявоспитание детей дошкольного возраста в творческом направлении. Автор этой системы рекомендует больше лепить из разного материала, вырезать, делать аппликации, рисовать, вышивать и прочее. Также делается уклон на физическую активность.

Метод воспитания детей по Глену Доману

Методика воспитания детей дошкольного возраста по такой методике направлена на равномерно распределенную интеллектуальную и физическую нагрузку малыша. Основой системы являются “ карточки Домана ” с крупно написанными словами, а не буквами.
Методика воспитания детей дошкольников по системе Никитиных
Здесь методы воспитания детей дошкольного возраста основываются на естественности, труде, творчестве и любви к природе. Весь процесс обучения проходит в спортивной обстановке, дошкольник занимается когда захочет сам.

Методика Николая Зайцева

Методика

Наверное, самая распространенная система у современных родителей. Воспитание детей дошкольного возраста по сей методике происходит путем насыщения в окружении малыша полезными предметами. Развитие мелкой моторики, конструирование, нетрадиционные методы рисования, лепки — все это является основой системы.

Выбирая методику развития малыша опирайтесь на активность, усидчивость, характер Вашего чада. Также следует выделить неприемлемые действия родителей:

  • не стоит навязывать крохе упражнение;
  • прохождение обучения на спокойной эмоциональной волне;
    при выполнении физических упражнений лучше удерживать ребенка за предплечье, ни в коем случае за кисти рук (из-за неокрепших костей и мышц кистей);
  • лазание малыша должно не превышать роста родителя, чтобы Вы легко могли его поймать при падении;
  • старайтесь включать в работу все мышцы крохи.

Воспитывая сына или дочь уделяйте по — максимуму внимания, времени. Любой метод и средство развития должны подкрепляться любовью и заботой. Искренние чувства помогут воспитать всесторонне развитую личность.

Закономерности воспитания - это связи между компонентами системы, которые обеспечивают определенный результат воспитания. Закономерности отражают сущностную характеристику процесса развития.Закономерности конкретизируются в принципах воспитания; принципы - в технологии; технология - в средствах, методах; методы - в приемах. Если такая цепочка имеет единый смысловой стержень - результат в воспитании в значительной мере обещает быть положительным.

Рассмотрим данную цепочку на конкретных примерах.

Воспитание индивида становится возможным, если сам ребенок активен в данном процессе. Это объективная, проверенная наукой и практикой закономерность. На основе данной закономерности педагогика формулирует принцип воспитания - поддерживать и направлять потребность ребенка в активности, учитывать соотношение между мерой активности малыша и его возможностями. Для реализации этого принципа технология выстраивается так, чтобы ребенок имел возможность проявлять свою активность в деятельности. Это значит, что педагогический процесс представляет собой логическое сочетание разных видов деятельности, включаясь в которые ребенок не может оставаться пассивным. Для усиления активизирующей роли педагогического процесса подбираются методы и приемы, направленные на повышение познавательной, эмоциональной, двигательной и другой активности. Если же педагог понимает закономерность воспитания, соглашается с ней, но в педагогическом процессе опирается только на репродуктивные методы, которые не требуют от ребенка «обратной связи», педагогическая работа не может считаться соответствующей данной закономерности.

Потребность ребенка в любви - закономерность. Малыш благополучно развивается и воспитывается в атмосфере любви и доброжелательности. Такая атмосфера создает благоприятные условия, для того чтобы ребенок реализовывал свои возможности как развивающаяся личность.

Принципом воспитания, который выстраивается на основе данной закономерности, с учетом ее, являются терпимость, умение прощать, поддерживать ребенка, проявлять к нему свою любовь.

Технология включает обращенность педагога к ребенку, ситуации, которые дают малышу возможность почувствовать, что его любят, верят в его силы. Педагогический процесс обогащается совместной деятельностью детей и взрослых, «мажорными» ситуациями, обучением способам выражения любви.

Методы и приемы для конкретизации такой технологии должны быть личностно-ориентированы, т.е. показывать ребенку, что его уважают и любят. В этой связи особое значение придается педагогической оценке и личностному общению.

Личность эффективно развивается лишь в си туации успеха - закономерность. Маленькому человеку на пути вхождения в мир людей важно постоянно ощущать, что он на правильном пути. Такое ощущение закрепляет нужные формы взаимодействия с социальным миром.

Конкретизирующий эту закономерность принцип - уважение ребенка и соблюдение его прав, отказ в воспитании от «обученной беспомощности».

Этот принцип ложится в основу технологии, методов, приемов воспитания. Мы часто «обучаем детей беспомощности»: «Ты этого еще не умеешь», «Не берись не за свое дело», «Я так и знала, что ты разольешь воду» и т.п. Подобными оценками и характеристиками мы приучаем ребенка к тому, что он начинает бояться ошибиться, предвосхищает ошибку, еще не начав что-то делать, и поэтому ограждает себя от отрицательной оценки взрослого, отказываясь от попытки действовать. В результате у него вырабатывается осторожно-пассивный тип поведения. Если же взрослые (воспитатель, родители) выстраивают воспитание в соответствии с обсуждаемыми закономерностью и принципом, то в основе педагогической технологии будет формирование у детей умения не бояться ошибок, а исправлять их. Поломал игрушку - нужно вместе подумать, как ее починить. И в соответствии с первой закономерностью процесс будет организован так, чтобы ребенок сам искал способ ремонта и применял его. Не стоит говорить малышу с укором: «Вот, сам поломал - сам и ремонтируй». Это похоже на наказание трудом, что недопустимо. Лучше выразить сожаление и сказать: «Жаль, конечно, что поломалась. Но давай попробуем исправить. Подумай, как ты ее отремонтируешь, а я немножко помогу, если тебе будет очень трудно». Постоянно ругая малыша за погрешности, мы воспитаем человека неуверенного и, что особенно плохо, склонного ко лжи и апатии, а иногда и к агрессии. Страх никогда не был хорошим воспитателем свободной личности.

Множество ошибок совершается воспитателями и родителями именно из-за незнания и непонимания закономерностей воспитания и логики организации его процесса. Из-заэтого к детям предъявляются неадекватные их возрасту требования, не используются оптимальные формы организации деятельности и т.д. При анализе недостатков воспитания прежде всего следует установить, в какой системе взаимосвязей происходило формирование личности ребенка, какие законы его развития были нарушены.

Задачи интеллектуально-познавательного развития и воспитания

Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста

Целью воспитания является мысленное представление о том, каким в конечном итоге должен стать человек, которого хотят воспитать. Применительно к детям дошкольного возраста цель воспитания формулируется как разностороннее развитие и воспитание ребенка в духе гармонии трех начал:

Физ. развитие и воспитание ребенка, формирование у него первоначальных основ здорового образа жизни;

Духовное, личностное развитие и воспитание ребенка;

Интеллектуально-познавательное развитие и воспитание. Основными задачами физического воспитания являются :

Создание условий для эмоционально радостного проживания ребенка, комфортного состояния; формирование желания быть здоровым, сильным, красивым;

Использование содержательной физкультурно-оздоровительной деятельности детей для формирования у них потребности в активных движениях и физическом совершенстве;

Рациональное питание, формирование навыков личной гигиены, закаливание, формирование у детей представлений о своем организме и его охране;

Учет эколог. условий, установление режима жизни в зависимости от здоровья каждого ребенка, обеспечение индивидуального подхода к детям, учет своеобразия воспитания мальчиков и девочек.

Основные задачи духовного развития ребенка:

Формирование первоначальных основ гуманистического мировоззрения с ориентацией на общечеловеческие ценности;

Развитие нравственной мотивационно-потребностной и эмоциональной сферы;

Формирование основ национального самосознания;

Воспитание эстетического отношения к жизни.

Раннее развитие задатков, дарованных ребенку природой;

Расширение кругозора детей;

Развитие познавательных интересов и потребностей, умений и навыков умственной деят-ти;

Развитие сенсорной культуры;

Развитие речи;

Формирование готовности ребенка к новой внутренней позиции "я - будущий школьник", готовности к совместной деятельности; развитие произвольного и осознанного регулирования умственной деятельности и поведения.

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ - исходные положения, отражающие общие закономерности процесса воспитания, которыми надлежит руководствоваться воспитателю. Система дидактических принципов, характерных для воспитания детей дошкольного возраста:

1. Принцип целенаправленности означает, что воспитательная работа, ее содержание и методы подчинены цели.

2. Принцип комплексного вос питания предусматривает единство задач, средств и методой воспитания дошкольников, преемственную связь воспитания и развития личности ребенка в дошкольном учреждении, семье и обществе, единство воздействий на чувства, сознание и поведение.



3. Принцип воспитан ия в деятельности . Нужно использовать возможности каждой из них, создавать благоприятные условия для их своевременного возникновения и развития, опираться на ведущую деятельность.

4. Принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка в сочетании с высокой требовательностью . Требует от воспитателя и др. взрослых проявления педагогического такта. Уважение, чуткость, доверив к детям никогда не должны превращаться в уступчивость и вести к снижению требовательности к ним. Требовательность воспитателя к детям проявляется в принципиальности, которая проявляется в наказаниях и поощрениях, в справедливом отношении к детям.

5. Поинцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка. В каждом ребенке есть положительные качества, достоинства, которые нужно увидеть педагогу и дать им развитие в соответствующей деятельности. Это вызовет у ребенка стремление к совершенствованию своего поведения, будет способствовать проявлению его индивидуальности. В то время как подчеркивание недостатков, постоянное указание на них не помогает детям избавиться от них, а часто еще больше закрепляет эти недостатки.

6. Принцип воспитания детей в коллективе. В коллективе сверстников ребенок приучается сочетать свои интересы с интересами других ребят, получает элементарные навыки коллективной жизни. Значимость коллектива проявляется:

А) в воспитании у детей основных норм и правил взаимоотношений между людьми (чувства товарищества, уважения к окружающим, гуманности);

Б) в формировании общественной направленности личности (сочетание личных и коллективных интересов;

В) в раскрытии индивидуальности ребенка;

Г) в возможности проявить свои знания, своё отношение к окружающим; в возможности упражняться в нравственных поступках;

Д) во взаимовлиянии детей друг на друга.

7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. _ Для каждого возраста определяются конкретные задачи воспитания. С учётом возрастных особенностей детей применяются соответствующие методы и приемы воспитания и намечается его конкретное содержание. В процессе воспитания необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка, определяемые своеобразием его нервной деятельности, условиями жизни и воспитания в семье. Успех воспитания зависит от внимательного изучения педагогом поведения каждого ребенка к применения соответствующих методов и приемов его воспитания.