По результатам психолого педагогического консультирования. Специфика психолого-педагогического консультирования в образовании. Межличностный конфликт

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Психокоррекция и ее методы, психолого-педагогическое консультирование

Понятие психокоррекции

Слово «коррекция» буквально переводится как «исправление». Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются. Человека, обратившегося к психологу, называют клиентом. Клиент - это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи. Объектом коррекции могут выступать личность, семья или группа.

Методы коррекции многообразны, выбор их зависит от того, к какой школе принадлежит психолог. Их можно - достаточно условно - классифицировать соответственно особенностям основных подходов, среди которых выделяются: 1) подход поведенческий; 2) подход деятельностный; 3) подход когнитивистский; 4) подход психоаналитический; 5) подход экзистенциально-гуманистический; 6) гештальт-терапия; 7) психодрама; 8) подход телесно-ориентированный; 9) психосинтез; 10) подход трансперсональный.

Цели психокоррекционной работы

В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей:

1. Оптимизация социальной ситуации развития.

2. Развитие видов деятельности ребенка.

3. Формирование возрастно-психологических новообразований.

При конкретизации целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами: 1. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. 2. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений. 3. При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития. 4. Нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы.

Методы психокоррекции

психологический коррекция консультирование поведение

Деятельностная парадигма связывает психокоррекцию с формированием системы действий и чёткой структуризации деятельности. В этом плане выделяются две группы методов: Методы усиления регулирующих функций психики, развитие эмоционального самоконтроля, улучшение психической саморегуляции; Методы нормативно-ценностной коррекции, объектами которой выступают нормативные комплексы, обуславливающие отказ от подчинения совместным принципам, целям, задачам деятельности.

Методы психокоррекции направлены на выработку норм личностного поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях, группах, то есть на методы социального приспособления.

1. Динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит и результативность одного и того же воздействия не одинакова.

2. Эффективность психокоррекции определяется качеством содержания, своевременностью и адекватностью.

3. Эффективность работы зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.

Симптоматические методы психокоррекции:

· аутогенная тренировка

· метод условных рефлексов

· оперантное научение

· система патогенетической психотерапии

Основные виды психологической коррекции

· По коррекционным задачам:

o семейная коррекция;

o игровая коррекция;

o нейропсихологическая коррекция;

o коррекция личностного роста.

· По характеру направленности:

o симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) -- вид психокоррекции, предполагающий, как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа; каузальная (причинная,) коррекция -- вид психокоррекции, направленный на источники и причины психических отклонений.

· По способу коррекционных воздействий:

o директивные виды;

o недирективные виды.

· По форме организации:

o общая психокоррекция (мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребёнка; нормализация и регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребёнка, работа по психогигиене и психопрофилактике, педагогической этике, лечебно-оздоровительные мероприятия, организация специальных занятий по плаванию, усиленному питанию детей);

o частная психокоррекция (набор психолого-педагогических воздействий, то есть системы специально разработанных психокоррекционных мероприятий, применяемых в общей системе образовательных процессов. Игровая, музыкальная, драмотерапия);

o специальная психокоррекция (комплекс приёмов, мер, методов, методик, работы с конкретным ребёнком или группой детей по решению психологических проблем)

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.

Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности. Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.

В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.

Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной - до 15 встреч - помощи при консультировании и долгосрочной - до нескольких лет - помощи при психотерапии).

В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.

Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.

Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.

Психолого-педагогическое консультирование

Это вид индивидуального психологического консультирования по вопросам психического развития, обучения и воспитания детей и подростков. П.-п. к. направлено на практическое решение важнейшей задачи возрастной психологии -- задачи систематического контроля за ходом психического развития детей в целях его оптимизации и коррекции (Л.С. Выготский, Н.М. Щелованов). В отличие от других видов психологического консультирования, предметом П.-п. к. являются динамика и содержание психического развития ребенка (подростка) на каждой возрастной стадии развития, т. е. индивидуальные особенности возрастного развития. В основе практики П.-п. к. лежит теория психического развития ребенка в онтогенезе. Концепция психологического возраста определяет схему анализа индивидуальных вариантов и особенностей психического развития ребенка, включающую три основных компонента: характеристику социальной ситуации развития ребенка, иерархическую структуру видов деятельности, типичных для данной возрастной стадии, и характеристику уровня развития личности и сознания ребенка. Реализация указанной схемы позволяет решать задачи П.-п. к., включающие проведение психологического обследования, постановку психологического диагноза и формулирование прогноза развития, определение системы психолого-педагогических назначений, реализующих профилактические и коррекционно-развивающие цели.

Принципы П.-п. к. включают этические, стратегические и тактические. Важнейшими этическими принципами являются: принципы соблюдения и охраны интересов ребенка и уважения его личности- принципы добровольности и конфиденциальности обращения за консультацией, неразглашения информации- принцип компетентности и ответственности консультанта. Стратегические принципы, определяющие цели и задачи консультирования и оказания помощи в преодолении психологических проблем и трудностей развития, составляют: принцип нормативности развития (сравнения индивидуальных вариантов развития с возрастной нормой) и принцип системности психического развития, обуславливающий необходимость установления системы причин трудностей и отклонений в развитии ребенка и разработки комплексной программы профилактических и коррекционных мероприятий. Тактические принципы возрастно-психологического консультирования включают: принцип анализа подтекста, выявляющего истинные причины обращения за консультацией- принцип комплексности психологического обследования ребенка, позволяющий дать полную картину актуального психологического статуса ребенка, особенностей развития эмоционально-личностной и познавательной сфер- принцип стереоскопичности диагноза, задающий необходимость исследования особенностей понимания и переживания проблемных ситуаций всеми ее участниками- принцип реконструкции истории развития ребенка (Л.С. Выготский), требующий воссоздания индивидуального жизненного пути ребенка- принцип активного привлечения родителей и других значимых лиц в окружении ребенка к совместной выработке системы профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий и их реализации.

П.-п. к. осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых осуществляется решение соответствующих задач: 1) этап сбора исходной информации (первичный прием, выявление жалобы, уточнение и формулирование запроса, сбор анамнестических данных)- 2) этап комплексного психологического обследования- 3) аналитический этап (анализ полученных данных, их интеграция, формулирование психологического диагноза и условно-вариантного прогноза- составление психологического заключения, разработка системы психолого-педагогических рекомендаций)- 4) этап собственно консультирования и оказания психологической помощи клиенту (доведение результатов обследования до адресата, совместная выработка рекомендаций по оптимизации развития ребенка, определение плана коррекционной и профилактической работы)- 5) этап реализации коррекционных и профилактических мероприятий. Основными организационными формами проведения П.-п. к. являются специализированные психологические центры городского и районного уровня, школьная психологическая служба, психологические консультации в учреждениях здравоохранения, психолого-медико-педагогические комиссии районных и городских отделов народного образования, психологическая служба помощи семье, профориентационные центры и консультации.

2. Заполните таблицу «Методы психодиагностики»

Разновидности метода

Достоинства метода

Недостатки метода

Наблюдение

Социологическое наблюдение-делает акцент на общей динамике массовых явлений, не затрагивая психологической сущности процесса.

Социально-психологическое наблюдение - ставит акцент именно на психологической сущности этих явлений.

Богатство собираемых сведений (как вербальных так и невербальных).

Сохраненность естественности условий деятельности.

Допустимость использования технических средств.

Не является обязательным получение предварительного согласия испытуемого.

Высокая субъективность.

Невозможность контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий, не искажая их.

Неповторяемость исследования, что ведет к низкой повторяемости результатов.

Большие затраты времени.

Эксперимент

Естественный/полевой- эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует.

Лабораторный -условия специально организуются экспериментатором.

Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент - может быть и лабораторным и естественным.

Показывает сложность и уникальность индивидуума.

Позволяет изолировать отдельные переменные и манипулировать ими по своему усмотрению.

Устанавливает причинно -- следственные связи; позволяет делать выводы о причинности.

Сбор данных, их запись и анализ объективизированы.

Основным недостатком эксперимента является искусственность условий проведения исследований, что может негативно сказываться на результатах исследования.

Терапевтическая беседа.

Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез).

Автобиографическая беседа.

Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта).

Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта).

Телефонная беседа.

Возможность наблюдения непосредственной реакции респондентов.

Оперативность получения данных.

Формальный характер общения с респондентом и формальный характер ответов.

Возможность различного понимания одних и тех же вопросов разными людьми (разное образование, возраст и т.д.).

Тестирование

Объективные методы - измерение результативности способа выполнения деятельности (тесты IQ, тесты достижений, способностей и т.д.).

Субъективные методы-измерение на основе информации, данной испытуемым о самом себе (личностные опросники, анкеты, биографические методики и т.д.).

Проективные методы-измерение при помощи слабоструктурированного стимульного материала, работа с которым запускает механизм проекции (истолкование ситуации, игровая деятельность, рисуночные тесты и т.д.).

По классификации И.Н.Носса

Проективные тесты дают много разнообразной информации о человеке, не требуют много времени для прохождения, и их весьма сложно «обмануть», поскольку эти методики скорее апеллируют к бессознательному, мало соприкасаясь с сознательными установками и убеждениями человека.

Позволяет выявить уровень развития высших психических функций.

Опасность слепых (автоматических) ошибок. То есть испытуемый не понял инструкцию и стал отвечать совсем не так, как требует стандартная инструкция.

Потеря индивидуального подхода к испытуемым.

Отсутствие доверительной обстановки. Бездушный и формализованный характер самой процедуры тестирования оборачивается тем, что испытуемый лишается ощущения того, что психолог заинтересован в нем лично, в том, чтобы помочь в его проблемах и трудностях.

Решите задачу: воспитательнице необходимо было выяснить отношение (5 лет 6 мес.) к маме. Подбирая вопросы для беседы с ребенком, она сформулировала 16 вопросов. Назовите правильные формулировки. Объясните, почему не верны остальные. Перечислите требования, которые предъявляются к формулировке вопросов, используемых в беседе.

Правильные вопросы:

3.Как ты любишь маму?

6.Что ты сделал приятного маме?

7.Как часто ты делаешь маме приятное?

9.А что именно ты сделал маме приятное?

15.Если ты не слушаешься, то мама тебя наказывает?

16.Помнишь, как поступила мама, когда ты ее не послушал?

В беседе используют 3 типа вопросов:

1. Закрытые.

Их задают для получения четкой конкретной информации.

2. Открытые.

Предполагают развернутый ответ респондента. При этом увеличение открытости стимулируют на самостоятельное изложение, и ведет к самоанализу. Данные вопросы применяются для уточнения основного блока информации.

3. Риторические - вопросы, не требующие ответа.

Помогают подвести некий итог и дать возможность респонденту проанализировать их в контексте своей ситуации.

При общении с ребенком важно не задавать сложно построенных вопросов, так как вопросы должны быть понятны ребенку. Вопросы не должны быть внушающими, потому что у ребенка должна быть возможность дать свой собственный ответ, не опираясь на педагога. И как можно больше вопросов должны быть открытыми.

И именно вопросы под номерами 3,6,7,9,15,16 будут понятны ребенку, не являются внушающими и будут информативны для педагога.

4. Заполните таблицу « Профессионально-этические принципы в психодиагностике»

Чтобы предотвратить неправильное употребление психологических тестов, опросников и других методик, что в настоящее время наблюдается очень часто, существует насущная необходимость в соблюдении ряда предосторожностей: относительно самих методик; их оценок; последующего использования результатов. Специалисты разработали основные принципы психолога - диагноста, которым необходимо следовать.

Принципы

Характеристика

Границы профессиональной компетентности

Психологи и психотерапевты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.

Принцип личной ответственности.

При привлечении к определенным работам по выполнению психодиагностического обследования каких-то исполнителей, не являющихся аттестованными специалистами в области психодиагностики (в частности, педагогов-предметников), вся полнота ответственности за правильность проведения методики и корректность интерпретации и использования ее результатов целиком лежит именно на психологе.

Принцип профессиональной тайны.

Психологические методики распространяются только среди специалистов.

Принцип обеспечения суверенных прав личности.

Психолог и психотерапевт уважает личность и суверенитет клиента. В отношении клиента недопустима дискриминация на основе его возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо-экономического статуса или иного отличительного признака.

Принцип объективности

Установки, впечатления исследователя не должны влиять на результаты психологической диагностики.

Принцип конфиденциальности.

Неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимны, личностных сторон его жизни.

Принцип психопрофилактического изложения результатов.

Результаты должны быть преподнесены в ободряющей, нетравмирующей форме, а так же написаны понятным языком.

5. Составьте реестр методик, направленных на диагностику познавательной сферы дошкольника по следующей схеме: восприятие; внимание (объем, распределение, переключение); память (зрительная, слуховая, объем, опосредованное запоминание); мышление

Методики для дошкольников 5-7 лет.

1. Методика «Узнай, кто это» - направлена на диагностику восприятия.

Ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т. е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время - 10 сек - ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

2. Методика «Проставь значки» - направлена на оценку переключения и распределения внимания ребенка.

Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков необходимо проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

3. Методика «Запомни и расставь точки»- направлена на оценку объема внимания ребенка.

Для этого используется стимульный материал лист с точками, который предварительно разрезается на 8 малых квадратов. Затем эти квадраты складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками. После каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

4. Методика заучивания десяти слов А. Р. Лурия.

Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

Методика представляет собой набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу.

Экспериментатор читает ребенку слова медленно и четко. В протоколе он отмечает крестиком или цифрой порядок и точность воспроизведения слов после каждого предъявления. (Порядок воспроизведения слов может быть информативным при анализе способа запоминаемого материала.)

В некоторых случаях для изучения сохранения запоминаемого материала испытуемого просят воспроизвести слова через час или на следующий день.

5. Изучение зрительной памяти дошкольников по методике Векслера.

Ребенку предлагается 4 рисунка:

· Две перекрещенные линии и два флажка.

· Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями.

· Большой прямоугольник с маленьким в нем.

· Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю и четыре маленьких квадрата в большом.

На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.

6. Методика на исследование опосредованное запоминания Лурия А.Р., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н.

Стимульный материал: карточка с написанными в ряд-строчку словами: пожар, труд, дождь, ошибка, горе (5 слов).

Карточки с изображением предметов (5х5 см): 1 - столовый прибор, 2 - школьная доска, 3 - булочная, 4 - расческа, 5 - солнце, 6 - глобус, 7 - кувшин, 8 - петух, 9 - забор, 10 - детские штанишки, 11 - лошадь, 12 - уличный фонарь, 13 - ботинки, 14 - часы, 15 - заводские трубы, 16 - карандаш.

Экспериментатор называет слово, а ребенок выбирает какую-либо картинку, которая поможет ему легче запомнить это слово.

Затем последовательно даются слова «дождь», «труд», «ошибка», «горе». На выбор картинки дается до 1 минуты, и если ребенок не смог, то дается следующее слово. Никакой обучающей помощи больше не оказывается. Время фиксируется. На проведение эксперимента отводится 10-12 минут. Затем ребенок должен вспомнить слова, которые называл экспериментатор, опираясь на выбранную им картинку.

7. Методика «Изучение образной памяти и ее объема».

Ребенку предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы. После того, как убирают таблицу должен нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил.

Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов.

8. Методика «Нелепицы» - направлена на оценку образных представлений об окружающем мире и о логических связях в нем. Определить умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Ребенку показывается картинка с изображением нескольких нелепых ситуаций, сначала ребенок называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть, на все отводится 3 минуты.

6. Законспектируйте предложенную литературу и выпишите основные понятия в глоссарий

1. Тестология - междисциплинарная наука о создании качественных и научно обоснованных измерительных диагностических методик. В психологии содержание тестологии во многом совпадает с содержанием дифференциальной психометрики.

2. Психометрика - это технологическая дисциплина, содержащая научное обоснование и описание методов измерения психических свойств, в частности методов конструирования психологических тестов.

3. Валидность - показывает, измеряет ли тест на самом деле то, для чего он предназначен.

4. Очевидная валидность - представление о тесте, которое сложилось у респондента.

5. Конструктная валидность - степень адекватности метода интерпретации экспериментальных данных теории, которая определяется правильностью употребления терминов той или иной теории.

6. Критериальная валидность - комплекс характеристик, включающий валидность текущую и прогностическую методики и отражающий соответствие диагноза и прогноза определенному кругу критериев измеряемого явления.

8. Прогностическая валидность - устанавливается как корреляция между показателями теста и некоторым критерием, измеряющим тоже свойство, но в более позднее время.

9. Надежность - степень надежности, или точности, с какой может быть измерен тот или иной конкретный признак. Надежность теста характеризует воспроизводимость его результатов.

10. Надежность параллельных форм - характеристика надежности психодиагностической методики с помощью взаимозаменяемых форм теста. При этом одни и те же испытуемые в выборке определения надежности обследуются вначале с использованием основного набора заданий, а затем -- с применением аналогичных дополнительных наборов.

11. Внутренняя надежность - показывает, насколько согласованны результаты, полученные с помощью разных индикаторов, измеряющих один признак.

12. Ретестовая надежность - характеризуется тем, что одним и тем же испытуемым предъявляется один и тот же тест в похожих условиях и тем самым устанавливается коэффициент корреляции между двумя рядами данных.

13. Надежность частей теста - определяется путем деления опросника на две части (обычно на четные и нечетные задания), после чего и рассчитывается корреляция между этими частями.

Под надежностью понимается устойчивость, или согласованность результатов теста, получаемых при повторном его применении к тем же испытуемым в различные моменты времени, при использовании разных наборов эквивалентных заданий или же при изменении других условий обследования.

Понятие надежности обычно охватывает несколько аспектов устойчивости тестовых показателей. В самом широком смысле надежность теста показывает, в какой степени индивидуальные различия в тестовых показателях могут быть отнесены на счет «истинных» различий в изучаемых свойствах, а в какой могут быть приписаны случайным ошибкам. Говоря более специальным языком, меры надежности теста позволяют оценить, какую долю общей дисперсии (общей изменчивости) тестовых показателей составляет дисперсия ошибок.

Данное терминологическое значение слова «ошибка» унаследовано из более ранней эпохи в развитии психологии, когда интерес ученых сосредоточивался на выявлении общих законов поведения и оценивании испытуемых по таким свойствам, которые считались неизменными базовыми чертами.

В наше время психологи признают изменчивость существенным свойством всякого поведения и потому занимаются выявлением и классификацией многочисленных источников такой изменчивости.

Все типы надежности касаются степени согласованности или соответствия между двумя независимо полученными множествами показателей, их все можно выразить в виде коэффициента корреляции.

По существу, коэффициент корреляции (г) выражает степень соответствия или связи между двумя множествами показателей.

Коэффициенты корреляции можно вычислять разными способами, в зависимости от природы данных. Наибольшее распространение получил коэффициент корреляции произведения моментов Пирсона. Этот коэффициент учитывает не только положение индивидуума в группе, но и степень его отклонения в ту или иную сторону от среднего уровня группы.

Коэффициент надежности.

Коэффициенты корреляции широко применяются в анализе психометрических данных. Одно из применений таких коэффициентов -- это измерение надежности теста.

Типы надежности. Ретестовая надежность. Самый очевидный и понятный метод определения надежности результатов теста -- его повторное проведение. В этом случае коэффициент надежности (г n) просто равен корреляции между показателями, полученными теми же испытуемыми в каждом из двух случаев проведения теста.

Дисперсия ошибок соответствует случайным колебаниям в выполнении заданий от одного сеанса тестирования к другому.

Надежность взаимозаменяемых форм. Один из способов избежать трудностей, с которыми приходится сталкиваться при определении ретестовой надежности, -- использование взаимозаменяемых форм теста.

Одних и тех же испытуемых могут тестировать в первый раз с помощью одной формы, а второй раз -- с помощью другой, эквивалентной формы. Корреляция между показателями, полученными по двум формам теста, представляет его коэффициент надежности.

Как и в случае ретестовой надежности, сведения о надежности взаимозаменяемых форм всегда должны сопровождаться указанием длительности временного интервала между двумя предъявлениями теста, а также характеристикой релевантных событий, происшедших за это время в жизни испытуемых. Если обе формы применяются непосредственно одна за другой, то полученная корреляция показывает только надежность параллельных форм, но ничего не говорит о надежности как временной устойчивости.

Дисперсия ошибок в этом случае обусловлена колебаниями результатов при переходе от одного набора заданий к другому, а не временными флуктуациями показателей.

Надежность эквивалентных половин теста. Меру надежности можно определить и на основании однократного применения единственной формы теста, пользуясь для этого различными процедурами расщепления теста на две равноценные половины. При таком способе каждый испытуемый получает два показателя благодаря разделению теста на две эквивалентные части. Очевидно, что надежность, найденная методом расщепления, дает нам меру согласованности выборочных проверок содержания.

Временная устойчивость показателей в такой характеристике надежности не представлена, поскольку она предполагает только один сеанс тестирования. Этот тип коэффициента надежности иногда называют коэффициентом внутренней согласованности, так как для его определения требуется лишь однократное проведение единственной формы теста.

Надежность по Кьюдеру--Ричадсону. Еще один метод определения надежности, также использующий однократное предъявление единственной формы теста, основан на оценке согласованности ответов по всем заданиям теста.

На эту внутреннюю согласованность влияют два источника дисперсии ошибок: 1) выборочная представленность содержания (как в случае надежности взаимозаменяемых форм и эквивалентных половин теста).

2) неоднородность выборочной области поведения. Чем однороднее эта область, тем выше внутренняя согласованность.

Формула Кьюдера--Ричардсона применима лишь к тем тестам, в которых выполнение заданий оценивается как правильное либо ошибочное, или, в общем, по принципу «все или ничего».

Надежность тестов скорости. При конструировании теста и интерпретации его показателей важно различать измерение скорости выполнения заданий и принципиальной возможности индивидуума справиться с ними. В «чистом» тесте скорости индивидуальные различия между тестируемыми полностью зависят от скорости выполнения заданий. Такой тест составляется из заданий одинаково низкой трудности, чтобы с ними заведомо могли справится все те, на кого рассчитан данный тест. Но при этом лимит времени устанавливается так, что никто не успевает выполнить всех заданий.

В таких условиях показатель испытуемого отражает только скорость его работы.

Чтобы каждый тестируемый мог полностью продемонстрировать, на что он способен, «потолок» теста должен быть заведомо выше его возможностей либо по числу заданий, либо по уровню трудности. Исключение составляет тестирование владения предметом (или видом деятельности).

Стандартная ошибка измерения. Надежность теста можно выразить через стандартную ошибку измерения, называемую также стандартной ошибкой показателя. Эта мера особенно удобна для интерпретации индивидуальных показателей. Поэтому для многих целей тестирования она более полезна, чем коэффициент надежности. Зная коэффициент надежности теста, стандартную ошибку измерения легко вычислить по следующей формуле:

где SD t -- стандартное отклонение показателей теста; r n -- коэффициент надежности, оба вычисленные на одной группе.

Интерпретация различий в показателях.

Особенно важно учитывать надежность теста и ошибки измерения в тех случаях, когда оценивают различия между двумя показателями. Мышление, опирающееся на понятие интервала значений, которые каждый показатель может принимать в зависимости от действия случайных факторов, предостерегает против придания чрезмерного значения небольшим различиям в показателях. Подобную осторожность желательно проявлять как при сравнении показателей теста у разных людей, так и при сравнении показателей различных способностей одного человека. Аналогично этому, изменения показателей вследствие обучения или воздействия других экспериментальных переменных нужно интерпретировать с учетом ошибок измерения. Специально для оценки надежности предметно-ориентированных тестов было разработано больше дюжины различных методов. Некоторые из этих методов подходят для простых решений типа «владеет/не владеет», при которых все ошибки классификации считаются в равной степени серьезными, независимо от того, насколько они отклоняются от критического показателя.

В таких условиях можно провести тест и ретест с параллельными формами, чтобы найти процент лиц, для которых одинаковое решение принимается в обоих случаях. Эти данные можно подвергнуть дальнейшему анализу, вычисляя коэффициенты согласия и определяя их уровни значимости. Другие методы учитывают фактические показатели по двум тестированиям, и позволяют получить числовые характеристики, отражающие отклонение каждого индивидуального показателя в ту или иную сторону от любого заданного значения критического показателя. При выборе конкретного метода следует принимать в расчет характер и области применения теста, положение критических показателей и другие психометрические характеристики используемого теста.

Список литературы

1. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие.-СПб.: Питер, 2005.- 400с.

2. Носс И.Н.. Введение в псхологию психодиагностики: пособие для студентов и психологов/ И.Н.Носс.-М.:Изд. Ин-та Психотерапии, 2003. - 251 с.

3. Основы психологии. 12-изд. Учебное пособие/ Л.Д.Столярко.- Ростов н/Д:Феникс, 2005. - 672 с.(Высшее образование.)

4. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. психодиагностические методы изучения личности:учебное пособие/ Т.А.Ратанова, Н.Ф. Шляхта.-Из-во Флинта:МПСИ, 2008.- 320с.

5. Семаго М.М.. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования:метод.пособие/М.М.Семаго, Н.Я.Семаго; под ред.М.М.Семаго.-2-е изд.-М.: Айрис- пресс, 2006. - 288 с.- (Б-ка психолога образования).

6. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб., 2001. - 688 с.

7. Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ. высш. Пед. Учеб. Заведений: в 3 кн. - 4-е изд. - М.:ВЛАДОС, 2003. -Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.-630 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Психологическое консультирование взрослых людей по личностным проблемам. Основные теории и классические методы. Теории личности, практика и структура процесса консультирования. Психологическое консультирование при алкоголизме, при переживании утраты.

    реферат , добавлен 17.09.2008

    Краткое практическое пособие, описывающее основные техники и приемы психологического консультирования и стратегии работы с разными типами клиентов. Процесс и технология беседы. Консультирование супружеской пары. Взаимоотношение родителей и детей.

    учебное пособие , добавлен 10.12.2010

    Агрессивное поведение детей как предмет исследований в современной психологии. Специфика агрессивного поведения детей. Работа с агрессивным поведением детей в рамках современной практической психологии: консультирование, психотерапия.

    дипломная работа , добавлен 28.11.2002

    Консультирование в процессе оказания психологической помощи. Основные цели клинического интервьюирования. Обучение навыкам саморегуляции в ходе психологического консультирования. Методики, применяемые при способах психологического консультирования.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Психологическое консультирование как ответ на потребности людей, которые ищут психологическую помощь. Характерные ситуации повышенного риска. Дети "группы риска" и дети, которые пострадали от насилия, оказание им квалифицированной психологической помощи.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2009

    Психологическое консультирование как один из видов психологической помощи, выделившийся из психотерапии, его принципы и разновидности. Основные черты людей обсессивной структуры характера. Консультирование обсессивных личностей, их поведение на приеме.

    контрольная работа , добавлен 21.02.2012

    Практическое оказание действенной психологической помощи советами и рекомендациями людям. Объективное наличие психологических проблем. Психологическое консультирование в рамках гештальтпсихологии. Концепция незавершенных действий в гештальт-терапии.

    реферат , добавлен 20.02.2012

    Вопросы психологического консультирования, направленного на снижение агрессии у детей-дошкольников. Специфические черты консультативной психологической работы с младшими школьниками. Психологическое обследование ребёнка в практике консультирования.

    реферат , добавлен 26.06.2011

    Определение консультативного контакта. Основные организационные формы оказания психологической помощи. Психологическое консультирование и его виды. Консультативный контакт-это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому.

    реферат , добавлен 23.11.2008

    Методы работы психолога-консультанта с будущими родителями. Задачи психолога в консультировании беременных женщин. Внимание к субъективному миру человека. Оказание психологической поддержки клиенту. Фиксация на чувствах и их невербальном выражении.

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Психолого –педагогическое консультирование в ДОУ

Подготовил: педагог-психолог МК ДОУ Воронцовский детский сад Ветрова Е.А



Принципы психолого-педагогического

консультирования в ДОУ

  • этические;
  • стратегические;
  • тактические.

Этические:

Принцип соблюдения и охраны интересов ребенка и уважения его личности;

Принцип добровольности и конфеденциальности обращения за консультацией, неразглашения информации;

Принцип компетентности и ответственности консультанта.


Стратегические:

Принцип нормативности развития (сравнение индивидуальных вариантов развития с возрастной нормой);

Принцип системности психического развития, обуславливающий необходимость установления системы причин трудностей и отклонений в развитии ребенка и разработки комплексной программы профилактических и коррекционных мероприятий.


Тактические:

Принцип анализа подтекста, выявляющего истинные причины обращения за консультацией;

Принцип комплексного психологического обследования ребенка, позволяющий дать полную картину актуального психологического статуса ребенка, особенностей развития эмоционально-личностной и познавательной сфер;

Принцип стереоскопичности диагноза, задающий необходимость исследования особенностей понимания и переживания проблемных ситуаций всеми ее участниками;

Принцип активного привлечения родителей к совместной выработке системы профилактических и коррекционно - развивающих мероприятий и их реализации.


Этапы психолого-педагогического консультирования:

1.Этап сбора исходной информации(первичный прием, выявление жалобы, уточнение и формулирование запроса, сбор анамнестических данных);

2.Этап комплексного психологического обследования;

3.Аналитический этап (анализ полученных данных, их интеграция, формулирование психологического диагноза и условно-вариативного прогноза; составление заключения, разработка рекомендаций;

4.Этап собственно консультирования и оказания психологической помощи клиенту (доведение результатов обследования до адресата, совместная выработка рекомендаций по оптимизации развития ребенка, определение плана работы;

5.Этап реализации коррекционных и проф-х меропр-ий.


Процедура консультации :

1.Приветствие.

2.Выяснение повода обращения.

3.Выяснение желаемого результата.

4.Резюмирование,разработка вариантов решения проблемы.

5.Оговаривание решения клиента и его действий для достижения желаемого результата.


Виды консультаций :

Групповые;

  • индивидуальные;
  • по запросу участников педагогического процесса;
  • дистанционные.
Возрастно-психологическое консультирование имеет основной целью контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса (Г.В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере).

Его задачи отражаются в психолого-педагогическом назначении:

1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка.

2. Своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам.

3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике.

6. Коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами. Психолого-педагогическое просвещение населения.

Содержательная специфика возрастно-психологического консультирования концентрируется вокруг проблем психического развития ребенка. В соответствии с общей схемой возрастно-психологического консультирования, полученные сведения группируются в четырех основных разделах: 1) состояние здоровья; 2) сведения об особенностях социальной обстановки, в которой ребенок растет; 3) данные об особенностях поведения и деятельности ребенка; 4) дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка.

На основе полученных сведений психолог делает выводы:

· общая оценка уровня развития;

· сущность трудностей ребенка;

· степень их сложности;

· факторы, провоцирующие трудности;

· сферы воздействия с целью снижения остроты проблемы;

· условно-вариантный прогноз развития.

Возрастно-психологическое консультирование проводится в следующем алгоритме:

1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.

2. Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.

3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).

4. Наблюдение за ребенком в естественных условиях.

5. Экспериментально-психологическое обследование ребенка.

6. Обработка данных, каузальный анализ результатов.

7. Психологический диагноз ребенка.

8. Психолого-педагогическое назначение.

9. Контроль, повторное консультирование.

Психологический диагноз отражает уровень актуального и ближайшего развития ребенка.

Уровень актуального развития:

а) возрастно-психологическая характеристика;

б) социальная ситуация развития;

в) уровень развития ведущей деятельности и соответствия ее нормативам;

г) новообразования возраста, их развитие;

д) трудности и отклонения, их причины. Условно-вариантный прогноз развития (зона ближайшего развития):

а) раскрытие проблемного поля альтернатив развития;

б) показ условий для оптимального развития.

Для проведения возрастно-психологического консультирования психологу необходимы знания возрастной и педагогической психологии. Опираясь на общие закономерности возрастного развития, знание психических новообразований и психологических проблем каждого возраста и соотнося их с индивидуальными особенностями развития детей и подростков, психолог может делать выводы и прогнозировать ситуацию дальнейшего развития.

Р.С. Немов выделяет психолого-педагогическое консультирование как особый вид консультативной работы. К нему он относит обсуждение с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами, совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических экспериментов и инноваций и др. В данном виде консультирования речь идет о том, какие педагогические технологии или их отдельные, составляющие нужно применять в конкретных ситуациях и какое влияние на развитие личности они могут оказывать.

Психолого-педагогическое консультирование предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания. Хорошими психологами-консультантами могут стать бывшие учителя, получившие психологическое образование.

Консультативная деятельность – существенное направление работы практического психолога.

До сих пор немалая путаница отмечается в понимании того, что такое психологическая консультация.

Прежде всего, необходимо развести понятия «психолог-консультант» и «психолог, занимающийся консультированием как одним из видов своей практической работы». В настоящее время наблюдается тенденция заимствования основных принципов, подходов, положений деятельности психолога образования из близких, родственных областей практической психологии, прежде всего, из консультаций для родителей по проблемам семьи. Между тем, каждая из этих областей имеет свою специфику, игнорировать которую без ущерба для дела нельзя.

Консультативная работа в детском саду, школе имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или иных консультациях по вопросам обучения и воспитания детей и школьников. Психолог образования находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений педагогов и детей, те или иные их качества, их успехи и неудачи и т.д. Он видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом.

Консультации проводятся для воспитателей, учителей, администрации образовательного учреждения, учащихся, родителей: они могут быть индивидуальными или групповыми. Обобщение опыта психологов образования показало, что воспитатели и учителя, чаще всего, обращаются к психологу по следующим поводам: причины трудностей в усвоении детьми программы обучения, материала по отдельным учебным предметам, нежелание и неумение детей учиться, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми, неэффективности собственных педагогических воздействий, общение детей разного возраста со сверстниками и формирование детского коллектива, пути расширения собственных профессиональных умений, возможности выявления и развития интересов, способностей и склонностей учащихся, методы профориентационной работы со школьниками.

Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; профориентация, отношение ребенка к взрослым в семье, к младшим (старшим) сестрам или братьям.

К школьному психологу обращаются и сами учащиеся, главным образом, по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного труда и поведения и т.п.

В непосредственном контакте с детьми психолог работает вместе с ними над решением возникающих у них проблем. Это так называемое прямое консультирование. Иногда он консультирует воспитателей, учителей или родителей по поводу тех или иных проблем детей, т.е. прибегает к непрямому, опосредованному консультированию, требующему соблюдения определенных условий. Представим такую ситуацию: младший школьник плохо успевает по какому-то предмету. Учитель идет на консультацию к психологу. Но психолог во время консультации может помочь только самому учителю: почему тот не найдет подхода к ребенку и т.п. А причину плохой успеваемости школьника он будет искать в контакте с самим школьником.

Следует различать понятия «психопрофилактика» и «психологическая консультация» как разные, хотя и имеющие много общего виды работы психолога.

Психопрофилактическую работу начинают тогда, когда еще нет проблем, в целях их предупреждения. Инициатива целиком и полностью должна в данном случае исходить от психолога. Психологическую консультацию мы проводим тогда, когда к нам пришли с проблемой, т.е. проблема уже имеется, предупреждать ее появление уже поздно, нужно оказывать помощь. При этом необходимо:

а) сначала уточнить и осмыслить проблему, найти средства для ее решения;

б) только затем пытаться предупредить, предотвратить возникновение подобных проблем в будущем.

Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему.

Только таким образом он сможет накапливать опыт решения подобных проблем и в будущем.

Очень часто, как показывает практика, неопытный психолог пытается засыпать советами консультируемого – в результате оба оказываются неудовлетворенными консультацией. И это несмотря на то, что пришедшие на консультацию в большинстве случаев хотят, чтобы психолог обеспечил им быстрое решение проблемы, дал ответ, совет и, главное, подтвердил их собственное восприятие ситуации. Это относится и к воспитателям, и к учителям, с этим постоянно сталкиваются психологи.

Многие исследователи и практики утверждают, что вовлечение консультируемого в консультативный процесс является решающим моментом для успешного консультирования. Психолог ответственен за помощь консультируемому в том, чтобы последний стал активным лицом в консультативном процессе: удовлетворенность этим процессом у консультируемого возрастает по мере его вовлеченности. Консультируемый рассматривается как равный, а не подчиненный и, следовательно, имеет равные с психологом права в процессе принятия решения.

12. Цели и задачи психологической службы образования

Психологическая служба образования – один из существеннейших компонентов целостной системы образования страны. В «Положении о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» рассматриваются цели и задачи службы, организация деятельности, основные направления и обеспечение деятельности службы.

Основной целью психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возрастов. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

Основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают семью необходимыми материальными средствами.

Основные задачи службы образования:

1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;

2) развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненный планов и др.;

3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой – созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;

4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

Основным средством достижения главной цели психологической службы образования являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

Психологическая служба образования создается как единая система в масштабах города, области, региона, а в перспективе – всей страны.

В самом общем виде структура включает три звена: практической психолог (или группа психологов) в образовательном учреждении, районный кабинет психологической службы, центр психологической службы.

Детский практический психолог работает в конкретном учебном заведении – детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, детском доме, интернате и др. осуществляя психологическое изучение детей для индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения, обеспечения полноценного развития каждого ребенка, раннего выявления, преодоления и профилактики неуспеваемости и недисциплинированности детей. Консультирует воспитателей, учителей, администрацию образовательного учреждения, родителей по проблемам обучения и воспитания, способствует повышению их психологических знаний, решению проблем педагогов как профессионалов.

Психологические кабинеты (отделы) при районных, областных, городских (в зависимости от структуры органов управления народного образования в конкретном регионе) ведут непосредственную работу с психологами образовательных учреждений, контролируют и организуют их деятельность, оказывают методическую и иную профессиональную помощь, пропагандируют психолого-педагогические знания, проводят психодиагностику и психокоррекцию особо сложных случаев, участвуют в работе медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних, консультируют администрацию образовательных учреждений по социально-психологическим проблемам управления, создания оптимального социально-психологического климата в педагогическом коллективе и другим вопросам профессиональной деятельности. В штат кабинета помимо психологов входят также социальные работники, педагог, врач-психоневролог.

Центр психологической службы образования - головная организация, руководящая деятельностью психологов, работающих в образовательных учреждениях, психологических кабинетах и специалистов всех психологических служб определенного региона. Центр отвечает за научно-методическое и научно-организационное обеспечение этих служб, за профессиональных уровень психологов, работающих в данных службах.

На федеральном уровне – отдел психологической службы Министерства образования России.

Психолог, работая в любом детском учебно-воспитательном учреждении, решает основные задачи практической психологии образования. Обратим внимание на некоторые наиболее существенные моменты его деятельности.

Практический психолог ответственен, прежде всего, за соблюдение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для психического и личностного развития каждого ребенка на всех этапах его дошкольного и школьного детства. Он должен способствовать тому, чтобы возрастные особенности (или новообразования) детей не просто учитывались, а активно формировались и служили основой дальнейшего развития ребенка. Тот или иной возрастной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а потому и к определенному типу воздействий. Поэтому ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.

При разработке необходимых для развития ребенка условий следует опираться на обоснованный Л. С. Выготским принцип «зоны ближайшего развития». Использование этого принципа при создании психолого-педагогических программ позволяет проектировать тот уровень развития, которого ребенок может достичь в ближайшее время.

Основными видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция.

В любой конкретной ситуации каждый род работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.

Психологическое просвещение – это приобщение взрослых – воспитателей, учителей, родителей – и детей к психологическим знаниям.

Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:

1) знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;

3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;

5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении.

Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу – можно приглашать других специалистов.

Однако содержание всех этих форм работы обеспечивает психолог: важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данного образовательного учреждения, данного контингента детей, т.е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей.

Эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания давать в качестве средства решения жизненных проблем.

Психологическая профилактикаэто специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Психолого-педагогическое консультирование.

Психолого-педагогическая диагностика.

Задача психодиагностики – дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, - учителям, воспитателям, родителям.

Психологическая коррекцияопределенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.

Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве, во взаимодействии.