От чего зависит будет ли ребенок спокойным. Очень спокойный ребенок – признак отставания в развитии ребенка. Переживания большие и малые

Родительская усталость, взгляды на воспитание, а иногда и поведение ребёнка приводят к тому, что мама или папа часто раздражаются на чадо, срываются на крик, злятся. Конечно, родители при этом не перестают любить, но фактически дети чаще слышат негативные слова в свой адрес. Между тем, атмосфера спокойствия любви жизненно необходима ребёнку для развития и взросления. Только ощущая родительское принятие и любовь, ребёнок может крепко стоять на ногах и смело идти по жизни. Чтобы создать необходимую атмосферу для воспитания ребёнка, родителям часто приходится работать в первую очередь над собой. Это тяжелая работа, но ее плоды превзойдут все ожидания. Если вы уже встаёте на этот путь, советы, приведённые ниже, станут очень полезными.

  1. Не перекладывайте на ребёнка ответственность за ваши реакции и поведение. Иногда от бессилия родители сами занимают детскую позицию, перекладывая на ребёнка ответственность за собственные действия: «Ну что с тобой делать: отшлепать или в угол поставить?», «Ты хочешь, чтобы я тебя сильнее ругала?». Ребёнок не может решать, как родителям его воспитывать, наказывать и поступать в той или иной ситуации. Это задача взрослых.
  2. Берите ответственность за свои действия на себя. Не ребёнок злит и раздражает, а вы злитесь и раздражаетесь, когда он что-либо делает. Принятие ответственности за свои реакции дают возможность ими управлять, ведь невозможно изменить то, за что вы не отвечаете.
  3. Анализируйте своё поведение. В процессе этого вы сможете увидеть механизм запуска своих реакциях на действия ребёнка и поймёте, что на самом деле вас выводит из равновесия.
  4. Не доводите себя до переутомления. Ресурс родительских сил нуждается в постоянном пополнении, поэтому не отодвигайте себя и свои потребности на задний план. Сон, правильное питание, физическая нагрузка, хобби и увлечения дарят положительные эмоции и наполняют силами для спокойного воспитания.
  5. Откажитесь от спешки и жёсткого планирования жизни. Очень часто мы злимся на детей за то, что они слишком медлительны или своим поведением нарушают наши планы. Если никуда не торопиться и дать событиям просто происходить в вашей жизни, проблем станет значительно меньше.
  6. Правильно формулируйте свои требования. Детям очень сложно воспринимать требования взрослых, ведь они сформулированы на «взрослом» языке. Зачастую взрослые формулируют свои требования в «негативном» ключе: «не лезь», «не трогай», «не подходи». Ребёнок нуждается не столько в запрещающих сигналах, сколько в конкретных указаниях: «Убери руку от собачки и подойди к маме».
  7. Учитесь оставлять свои проблемы за порогом детской комнаты. Дети отлично «считывают» эмоциональное состояние взрослых. Если «взвинчены» и погружены в мысли о проблемах на работе, финансовых трудностях, конфликтах с родственниками, ребёнок обязательно «заразится» вашей нервозностью и будет вести себя соответствующее. С самого рождения непоколебимо действует правило: «Спокойная мама – спокойный ребёнок».
  8. Не требуйте от ребёнка того, что не умеете сами. Согласитесь, абсурдно в ярости кричать на плачущего ребёнка: «Немедленно успокойся!». Если вы сами не можете совладать со своими эмоциями, ребёнок, глядя на вас, никогда не научится справляться со своими.
  9. Воспитывая ребёнка в любви и спокойствии, вы делаете хорошее не только ему, но и себе, «выращивая» внутри себя мудрого, спокойного, любящего родителя.
  10. Если вам кажется, что ребёнок провоцирует вас, остановитесь и подумайте: чего на самом деле сейчас хочет этот маленький беззащитный человечек? В большинстве случаев за провокационным поведением стоит отчаянная жажда внимания и близости.
  11. Контролируйте, что и как вы говорите своим детям. Высказывать критику детям нужно правильно: во-первых, это должны быть «я-высказывания»; во-вторых, критиковать нужно не самого ребёнка, а его конкретные действия. Например, вместо «Ты злишь меня», лучше сказать «Я злюсь, когда ты…».
  12. Будьте открыты новому опыту и знаниям. Не только дети учатся у родителей, но и родителям можно очень многому научиться у детей.
  13. Лучшая родительская позиция – позиция властной заботы. Такая позиция требует силы, уверенности в себе и личностной зрелости. Но именно из такой позиции воспитание может происходить без криков и раздражения. Ребёнок случается просто потому, что вы – взрослый, которому он доверяет и чей авторитет признаёт.
  14. Не стесняйтесь обращаться за поддержкой к более опытным родителям, чей пример является для вас показательным, к специалистам и книгам. Иногда через книги и разговоры можно увидеть свои ошибки и сделать выводы.
  15. Не ждите от себя мгновенных результатов. Работа над собой и выработка новых привычек требует времени. Отмечайте каждый шаг на пути к своей цели, хвалите себя за малейшие успехи. Если сегодня вы злились и раздражались на ребёнка меньше, чем вчера – это уже хорошо.
  16. Не ищите специальных поводов для того, чтобы сказать ребёнку о своей любви и обязательно поддерживайте физический контакт с помощью объятий, прикосновений, поцелуев.
  17. Верьте в своего ребёнка и его благие намерения. Природой заложено так, что дети всегда стремятся быть хорошими для своих родителей, радовать их, просто ребёнок не всегда в состоянии оценить, что действительно уместно и хорошо, а что – не очень. Ваша задача – научить его этому.
  18. Сместите фокус ваших действий с «дрессировки» на отношения с ребёнком. Воспитание – это, в первую очередь, надёжные и близкие отношения, а не система запретов и наказаний. Если в отношениях с ребёнком нет проблем – его легко воспитывать в любви и спокойствии, ведь он сам стремиться быть похожим на вас, слушаться.
  19. Не путайте любовь к ребёнку с вседозволенностью. Ребёнку просто необходимо знать границы дозволенного, для него это – точки опоры в окружающем мире и основа его жизненных принципов и ориентиров.
  20. Запрещая что-либо и ограничивая ребёнка, делайте это из позиции властной заботы. Если есть какие-то правила, то они принципиально должны соблюдаться всегда. Причём ребёнку каждый раз нужно разъяснять, почему вы ему что-либо запрещаете: «Не хочу, чтобы ты заболел», «Хочу, чтобы у тебя были здоровые глазки».
  21. Позвольте ребёнку проявлять любые эмоции и быть в любом настроении, грустить, капризничать, плакать. Принятие любого поведения ребёнка, а не только образцово-показательного, — лучшее подтверждение вашей любви.
  22. Отбросьте все ожидания относительно ребёнка и не сравнивайте его с другими детьми. Ребёнок заслуживает любви просто потому, что он есть, а не за успехи и достижения.
  23. Будьте всегда на стороне ребёнка, особенно когда кто-то третий критикует ребёнка или поучает его. Ситуация, когда мама или папа из желания «угодить» чужому человеку объединяются с ним «против» ребёнка и начинают стыдить или поучать его, очень травматична. Ребёнком это воспринимается как предательство, что очень подрывает доверие в отношениях.
  24. Не бойтесь хвалить ребёнка. Долгое время в нашей культуре считалось, что хвалить ребёнка нельзя – его можно избаловать этим. На самом деле слова похвалы для ребёнка – мощная мотивация к тому, чтобы становиться лучше и радовать родителей. В противном случае какой ему смысл быть хорошим, если его маленькие победы никто не замечает? Так же похвалой можно поощрять желаемое поведение, но тогда хвалить нужно правильно. Не машинальное «молодец», а подробно объясняя ребёнку, что вам понравилось, как он сделал что-либо или повёл себя в какой-то ситуации. Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

    Воспитание ребёнка – очень сложный процесс. Ребёнка воспитывают не только родители, но и сама обстановка, которая царит в доме, другие члены семьи, детский сад, школа. Но именно родители – главные люди в жизни ребёнка. Родительская любовь делает его сильным, жизнестойким, способным добиваться успехов и справляться с любыми трудностями. Работайте над собой, меняйте неудачные модели воспитания на более эффективные, обретайте родительскую мудрость и воспитывайте ребёнка в спокойствии и любви!

А буду говорить, что я делаю, когда ощущаю себя уставшей и раздраженной.

У меня сейчас двое детей — дочке 2,9 лет, сыну 8 месяцев. Дочка постепенно приближается к кризису трех лет, а настроение сына меняется резкими скачками. И последнюю неделю малыш вымучивает верхние зубы, плохо спит, орет и не слезает с мамы:)

Такое бывает абсолютно у всех матерей. Не верю, что где-то есть идеальные дети, которых никогда ничего не беспокоит... Колики, зубы, какие-то кризисы, скачки развития... У моей дочки были колики, но зубы лезли незаметно. У сына — наоборот. А кому-то так «повезло», что сразу наваливается и первое, и второе, и третье. Как быть?!

Что делать, когда уже невмоготу?

  • Как я уже часто говорила, важно замечать свою усталость на ранней стадии. Не доводить до того состояния, когда вам хочется всех переубивать. Чем раньше вы начнете восстанавливаться, тем лучше! Не ждите, что все само рассосется!
  • Примите свою усталость и раздражение. Скажите себе: «Да, я ору на детей. Да, меня все бесит! Да, я устала, я ничего не успеваю. Да, я не могу всегда быть „на высоте“ и постоянно улыбаться, как идеальная счастливая мама». Эта стадия — очень важна! Жизненно важно перестать маскировать свои чувства, перестать изображать «вечный позитив», не считать усталость чем-то позорным и ненормальным.
  • Включить режим экономии энергии. Важно сделать это как можно раньше. Не беда, если несколько дней меню вашей семьи будет более скудным. Я при первых признаках усталости начинаю готовить каши (в ту же овсянку можно добавить изюм, орехи и корицу), макароны, гречку с овощами... Также я перестаю мыть полы каждый день (если на то нет реальной необходимости). И оставляю только самую минимальную уборку.
  • Если есть возможность, не стесняться просить о помощи. Это не унизительно, это нормально. Пусть папы/бабушки/подруги/няни погуляют с детьми. Или еще как-то помогут. Я обычно прошу супруга погулять со старшей дочкой. Он уходит с ней в парк часа на 3-4, а я за это время с одним младшим хорошо восстанавливаюсь. А уж если дочку забрали куда-то на целый день... К вечеру становлюсь совсем доброй.
  • Включить режим наполнения энергией. Составьте список тех дел, которые вас расслабляют. Это можно делать даже с детьми. Я могу какое-то время смотреть фильмы. Общаться с подругами. Сделать небольшую зарядку. Потренироваться в плетении кос. И конечно, используйте свободное время по-максимуму! Если дети уснули — делайте только то, что вас максимально (!) наполняет. И решите заранее, что это будет.


Что здесь самое сложное?

Казалось бы, все элементарно. Ощущаешь усталость — отдыхай! Тогда ты быстро станешь уравновешенной, довольной и счастливой. Тебя уже ничего не сможет разозлить... После этого и ребенок станет спокойным... Но есть некоторые препятствия:

  1. Иногда женщина не может признать и принять свои чувства. Вылезает синдром отличницы, хочется открыть «второе дыхание», хочется бороться до конца. И тут очень важно сменить свое окружение. Если вокруг нас только успешные неунывающие мамы, нам бывает стыдно отстать от них, признать свою слабость. Например, моя мама — сильная женщина. И когда у меня родился первенец, она непроизвольно не позволяла мне быть уставшей. Считала, что малыш — это сплошное счастье, и с одним младенцем невозможно устать. Конечно, сейчас я тоже понимаю, что один грудничок — это курорт. Но если вы совсем недавно стали мамой, научиться расслабленной жизни с детьми — очень нелегко. Как правило, этот навык приходит уже с появлением второго ребенка. Так вот, не принимать свои чувства, отвергать свою усталость — очень опасно! И если у вас нет сочувствующей мудрой подруги, имеет смысл обратиться к психологу.
  2. Иногда женщины не умеют просить о помощи. Им кажется, что их все отвергают. Просить помощи — целое искусство, ведь важно сделать это мягко, не выставляя претензий. Но в то же время — решительно. Некоторые мамы ждут, что их мужья сами предложат помощь. Но если вы уже устали — вы больше не можете тянуть время. Будьте уверенной в себе и аккуратно попросите супруга погулять с малышом. Не забывайте о благодарностях!
  3. Женщина не умеет отдыхать. Самое популярное препятствие. Отдали ребенка бабушке, а сами не можете не нервничать, снуете из угла в угол, не находите себе место... Знакомо? И вроде время свободное есть — целых два часа! Но вы либо бросаетесь что-то отчаянно мыть, либо принудительно залезаете в ванну... И не получаете никакого удовольствия. Все мысли только о ребенке, о предстоящих делах или о чем-то подобном... И вот, бабушка с малышом уже на пороге, а вы так и не заметили, как бессмысленно потратили драгоценное время. О том, как научиться отдыхать, я напишу отдельную статью. Это умение — очень важно. Благодаря ему за 15-20 минут детского сна вы станете спокойной, как удав. Здорово, не так ли? Но все это приходит только с практикой... И засчет внимательного отношения к себе.

Воспитание детей во многом зависит от вашего самочувствия. Чтоб быть чуткой и сдержанной — порой, достаточно просто хорошо отдохнуть. Сегодня я постаралась рассказать, как стать позитивной и спокойной, приняв свои отрицательные эмоции и начав восстановление. Если статья была полезна — нажмите на кнопки социальных сетей и подпишитесь на обновления блога. До связи!

А ваш ребенок уже "приносил" домой матерные слова? Мальчики и девочки в возрасте 4-9 лет начинают активно ругаться. Как правильно реагировать и что с этим делать?

На днях 9-летняя дочь моей подруги "принесла" с улицы несколько интересных слов с просьбой объяснить их значение. Подруга отлично справилась с задачей, но после этого мы еще пару часов дискутировали в скайпе, что же обозначает один из матов - каждая из нас вкладывала в это слово разное значение. И тут же я вспомнила случай 15-летней давности: случайно обнаружила листик, на котором старательным почерком моей 9-летней племянницы было написано 50 матов. Причем большинство из них я вообще видела впервые. Небольшое деликатное расследование показало, что 50 матерных слов были нужны... чтобы вызвать гнома. Учитывая, что гном так и не пришел, метод не рабочий, не тратьте время.

Но как же говорить с детьми о ругательствах и мате?

Ведь часто мальчики и девочки в возрасте 4-9 лет начинают активно ругаться и материться. С одной стороны это интересно, с другой - способ вписаться в группу одногодок, с третьей - привлечь внимание или справиться с сильными эмоциями. И здесь, как и в вопросах с сексом, самое важное - как родители отреагируют.

1. Спокойствие, только спокойствие!

Ваш сын или дочь могут до конца не понимать значение мата. Поэтому будьте спокойны и объясните, что слово, которое ребенок использовал, не очень хорошее. Оно может навредить чувствам других людей. Это важно проговорить, чтобы предотвратить использование ругательств в дальнейшем.

2. Обсудите значение слова

Можно спросить ребенка: как ты думаешь, что обозначает это слово?

Зачем в этой ситуации ты используешь именно его? И дальше доступно разъясните, почему стоит избегать матов. Например: "Это слово обозначает некоторые интимные части тела. Мы не используем его в нашей семье". Или: "Это слово проявляет неуважение к определенным группам людей".

3. Создайте правила для ругательств

Правила игнорирования матов и ругательств должны выполняться как взрослым, так и детьми. Тогда вы можете апеллировать: "Помните, это слово, которое мы не используем в нашем доме". Да, вам тоже придется сдерживать себя и вместо короткого, но емкого ругательства говорить: "Я чувствую себя очень расстроенным/расстроенной, сердитым/сердитой". Таким образом вы учите детей разными способам выражать свои чувства. Если ребенок все же услышал мат из ваших уст, объясните, почему вы ругались.

4. Хвалите детей за избегание матерных слов

Хвалите своего ребенка, когда видите, что он в порыве гнева или злости сдерживает себя. Или когда кто-то из детей обзывается нехорошими словами, а ваш сын или дочь уходят от ситуации, не отвечая тем же.

5. "Почему им можно, а мне нельзя?"

Даже если в вашей семье не принято использовать маты, дети могут слышать их на улице. И вам нужно быть готовыми ответить на вопрос, почему кто-то говорит плохие слова. Вы можете сказать, что люди в разных семьях имеют разные правила.опубликовано

Юлия Ярмоленко

Возникли вопросы - задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

С рождения малыш не доставлял родителям хлопот, был тихим, много спал, мама успевала не только переделать все дела, но и отдохнуть.
В полтора-два года, когда другие родители буквально с ног сбивались, пытаясь хоть как-то упорядочить неуемную активность и любознательность своих карапузов, мама и папа такого ребенка продолжали наслаждаться покоем: он мог часами сидеть на ковре, катая машинку или перебирая игрушки. Малыш не пытался выбраться из коляски, когда мама делала покупки, и не вопил, когда наступало время ложиться спать. Его одежда оставалась чистой после прогулки, он не лез туда, куда нельзя, не требовал внимания - вообще ничем не огорчал маму. И вот теперь…

К занятиям не готов!

В возрасте четырех-пяти лет в обычно начинается первая подготовка к школе. Вот тут-то родители к своему огорчению замечают, что их «образцовый» малыш совершенно к этим занятиям не готов: он упорно «не хочет» запоминать и выводить в тетрадке буквы, не слушает объяснений, не отвечает на вопросы. Нередко педагоги жалуются, что на занятиях он «плохо себя ведет»
- отвлекается, шумит, бегает или просто ложится на пол.
Когда такого ребенка наконец - в четыре-пять лет - приводят на консультацию к психологу, специалисту в первую очередь бросается в глаза тот факт, что у него недостаточно развита речь. Малыш употребляет только существительные и глаголы, слова «да» и «нет». В его речи нет прилагательных, поэтому она скудная и невыразительная. А если ребенок не научился пользоваться предлогами (на, под, над) и наречиями (слева, справа, внизу, вверху), то он не в состоянии выполнить несложное задание типа «отступи на две клеточки вниз», ему трудно делать даже самую простую детсадовскую , так как многие команды оказываются непонятными. Какая уж тут ! При этом ребенок чувствует, что он «хуже других», злится, поступает назло, не реагирует на замечания и уговоры. Такое состояние, при котором поведение ребенка заметно «отстает» от его реального возраста, принято называть «задержкой психического развития».

Когда надо насторожиться?

Возникает резонный вопрос: неужели так радующее родителей спокойствие всегда таит в себе какую-то опасность?
Если ребенок редко плачет и много спит, само по себе это совсем не плохо. Но, наслаждаясь относительной свободой, очень важно вовремя заметить признаки нарушений в .
Так, месячный малыш обязательно должен оживляться при виде мамы, двухмесячный - поднимать головку, лежа на животе. В четыре месяца наступает время переворачиваться с живота на спину, в пять месяцев - со спины на живот. В шесть месяцев здоровый ребенок начинает самостоятельно садиться.

Следующий этап - очень важный(!) - ползание. Если малыш в семь-восемь месяцев не делает попыток ползать, это тревожный симптом! У такого ребенка не только не развиваются должным образом мышцы, но и не формируются связи между полушариями и отделами мозга. В результате ослабевает стремление познавать мир, а мозг оказывается не готовым к освоению речи и другой интеллектуальной деятельности.
Также очень плохо, если до года младенец не радует вас своим гулением - разнообразными звуками, которые произносит пока неосознанно.
Если родители обращаются к специалистам в первые месяцы жизни малыша, исправить положение прекрасно помогают и лечебная физкультура.
В наиболее серьезных случаях детский психоневролог может назначить лечение с помощью медикаментов. Хорошо, если удастся найти квалифицированного гомеопата-невропатолога, так как гомеопатические препараты действуют более мягко и не дают побочных эффектов. Про гомеопатию для деток читайте .

Нельзя научиться плавать на суше…

И невозможно освоить речь, не слыша ее, не отвечая на вопросы, не играя в речевые . Даже вполне здоровый ребенок, лишенный внимания и постоянного общения со взрослыми, рискует попасть в ряды «отстающих». Если же у ребенка есть даже небольшие неврологические нарушения, освоение речи потребует более серьезных усилий и от него самого, и от родителей. Однако, к счастью, задержка психического развития преодолима, если взрослые смогут вовремя разобраться в проблемах малыша и сумеют наверстать упущенное.

Это полезно

Нужно стремиться развивать ребенка в процессе ежедневного общения. Задайте малышу вопрос, из каких частей состоит, например, шкаф. Скорее всего, он не сможет на него ответить. Вот вам и тема для обучающей беседы: у шкафа есть стенки, дверцы, полки. Естественно, взрослым нужно не только показывать и называть эти составные части самим, но обязательно просить делать это ребенка.
Малыш, возможно, умеет в правильном порядке произносить названия чисел, и родители полагают, что он умеет считать. Но понимает ли он, что значит «на один меньше», «на два больше»? А ведь без этого знания осмысленного решения даже самых простых задач не получится. Осваивая эту премудрость, необходимо непременно считать конкретные предметы (яблоки, карандаши, конфеты, кубики и т. п.), так как в этом возрасте у детей преобладает еще образное, конкретное мышление, и опираться нужно именно на него. Проверьте, хорошо ли ребенок ориентируется в пространстве. Прежде всего он должен усвоить, где лично у него низ, верх, право, лево, что находится спереди, что - сзади. После этого можно переходить к освоению пространства стола (ставим чашку на стол, за кувшин, слева от тарелки, и т. п.). Полезны физические упражнения типа «коснуться правым локтем левого колена», «дотронуться левой рукой до правого глаза». Только когда все это освоено, имеет смысл переходить к пресловутому «отступить две клеточки» и начинать занятия по учебнику для самых маленьких.
Интересна и эффективна игра для : подбираем определения к слову, перебрасываясь с ребенком мячиком. Каждое слово - бросок. Например, к слову «заяц» подходят слова «пушистый», «белый», «трусливый», «резвый» и д?р. Потом можно подбирать глаголы. Чем больше слов, тем лучше. Полезно вместе с ребенком учить, скажем, мишку или куклу чистить зубы, застилать постель, убирать одежду в шкаф и т. д. Маленьким «копушам» легче следовать уже выработанному стереотипу, они не могут «сходу» освоить новое действие. Чтобы эти полезные для жизни стереотипы складывались быстрее, надо заранее проговаривать каждую операцию, которую ребенку предстоит выполнить.

С чего все начинается?

Поведение жизни зависит в основном от двух причин: врожденного темперамента и состояния его здоровья. Самая древняя классификация темпераментов делит людей на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. С точки зрения современной психологии, принадлежность к тому или иному темпераменту обусловлена интенсивностью процессов возбуждения и торможения, а также быстротой их смены. Среди детишек, способных молча лежать или сидеть в коляске, вы никогда не встретите холериков (оба процесса у них сильны, но возбуждение преобладает) и сангвиников (самые уравновешенные, так как оба процесса у них активны и подвижны). Такие дети могут быть лишь флегматиками (процесс торможения преобладает над процессом возбуждения, переход – медленный) или меланхоликами (и возбуждение, и торможение имеют малую силу, переход тоже дается с трудом). Нередко уже одного этого может быть достаточно, чтобы малыш, придя в детский сад, прослыл «копушей» или «мямлей», а с началом занятий по подготовке к школе попал в неуспевающие. Он «удобен» для взрослых до тех пор, пока сидит в коляске или манеже.
Состояние здоровья недавно родившегося ребенка зависит в первую очередь от того, как протекали . Пережитые мамой осложнения часто становятся причиной разнообразных нарушений у малыша. Причем ребенок, который сообщает о своем дискомфорте громким настойчивым плачем, скорее получит необходимую ему помощь, чем тот, который предпочитает лежать тихо даже в мокрых пеленках.

Чего делать нельзя?

Водить ребенка с задержкой психического развития на курсы по подготовке к школе бессмысленно и даже вредно. Ведь если программа непосильна для него, во время занятий он лишь получит очередную дозу стресса, с малых лет привыкая чувствовать себя неудачником. Надежда, что он усвоит «хоть что-нибудь», как правило, неоправданна. Невозможно научиться, например, сравнивать числа, если малыш не умеет сравнить между собой, например, березу и елку, высокое дерево и низкое, красный кубик и зеленый. Время обучения чтению и счету настанет позже – сначала нужно научиться называть, описывать и сравнивать предметы, которые окружают нас в повседневной жизни.
Если ребенок к четырем годам еще не научился самостоятельно одеваться, убирать игрушки и т. п., приложите максимум усилий, чтобы он освоил эти простейшие навыки – не надо все делать за него, хотя, конечно, для мамы так проще и быстрее.